Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуществленный в исследовании подход позволяет выявлять и прогнозировать возможные затруднения в развитии эмоциональной сферы у дошкольников и школьников, определять способы их разрешения, а также составлять программы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного и школьного возраста. Предпринятый анализ особенностей развития эмоциональной сферы позволяет выявить новые аспекты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эмоции: функции, свойства, характеристики и развитие эмоций
    • 1. 1. Дефиниции и основные функции эмоций
    • 1. 2. Классификация чувств
    • 1. 3. Характеристики различных чувств
      • 1. 3. 1. Счастье
      • 1. 3. 2. Справедливость
      • 1. 3. 3. Дружба
      • 1. 3. 4. Доброта
      • 1. 3. 5. Восхищение
      • 1. 3. 6. Горе
      • 1. 3. 7. Обида
      • 1. 3. 8. Враждебность
      • 1. 3. 9. Озлобленность
      • 1. 3. 10. Скука
    • 1. 4. Эмоции и когнитивная сфера
    • 1. 5. Чувство как эмоциональное отношение
    • 1. 6. Дифференциация чувств и эмоций
    • 1. 7. Амбивалентность чувств и эмоций
    • 1. 8. Инверсии эмоций
    • 1. 9. Психологические особенности развития эмоциональной сферы дошкольников и школьников
      • 1. 9. 1. Эмоции дошкольников
      • 1. 9. 2. Эмоции младших школьников
      • 1. 9. 3. Эмоции подростков
    • 2. Глава. Организация и методы исследования
      • 2. 1. Организация исследования
      • 2. 2. Особенности выборки
        • 2. 2. 1. Особенности выборки основного эксперимента
        • 2. 2. 2. Особенности выборки лонгитюдного исследования
      • 2. 3. Методы и методики исследования
        • 2. 3. 1. Когнитивный тест «Поленезависимости»
        • 2. 3. 2. Прогрессивные матрицы Равена
        • 2. 3. 3. Диагностика школьной зрелости. «Найди правило» модификация И.Н. Агафоновой
        • 2. 3. 4. Тест Р. Амтхауэра, модификация
        • 2. 3. 5. Невербальный буклет А. Задание нарисуй картинку Торренса
        • 2. 3. 6. «Цветовой тест» М. Люшера, модификация
        • 2. 3. 7. «Цветовой тест отношений» A.M. Эткинда, модификация
        • 2. 3. 8. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А. Орехова)
      • 2. 4. Методы статистической обработки данных
  • Глава 3. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы у дошкольников и школьников
    • 3. 1. Дифференциация, амбивалентность и инверсии позитивных и негативных эмоций как особенности развития эмоциональной сферы
    • 3. 2. Исследование дифференциации позитивных и негативных эмоций у детей с дифференцированной эмоциональной сферой разного возраста
      • 3. 2. 1. Лонгитюдное исследование динамики дифференциации позитивных и негативных эмоций у детей разного возраста
      • 3. 2. 2. Особенности процессов дифференциации позитивных и негативных эмоций у детей разного пола
      • 3. 2. 3. Исследование взаимодействия позитивных и негативных эмоций у детей с дифференцированной эмоциональной сферой
    • 3. 3. Исследование амбивалентности позитивных и негативных эмоций у детей с амбивалентностью эмоциональной сферы
      • 3. 3. 1. Исследование динамики амбивалентности позитивных и негативных эмоций у детей разного возраста в лонгитюдном исследовании
      • 3. 3. 2. Исследование степени амбивалентности позитивных и негативных эмоций у детей разного возраста и пола
      • 3. 3. 3. Исследование взаимодействия позитивных и негативных эмоций у детей с амбивалентностью эмоциональной сферы
    • 3. 4. Исследование инверсий позитивных и негативных эмоций у детей с инверсиями позитивных и негативных эмоций
      • 3. 4. 1. Лонгитюдное исследование динамики инверсий позитивных и негативных эмоций у детей разного возраста
      • 3. 4. 2. Особенности проявления инверсий позитивных и негативных эмоций у детей разного возраста и пола
      • 3. 4. 3. Исследование взаимодействия позитивных и негативных эмоций у детей с инверсиями эмоциональной сферы
    • 3. 5. Исследование особенностей проявлений эмоциональной сферы у детей с сочетанием амбивалентности и инверсий позитивных и негативных эмоций
      • 3. 5. 1. Особенности проявления амбивалентности позитивных и негативных эмоций у детей с сочетанием амбивалентности и инверсий эмоциональной сферы
      • 3. 5. 2. Особенности проявления инверсий позитивных и негативных эмоций у детей с сочетанием амбивалентности и инверсий эмоциональной сферы
      • 3. 5. 3. Исследование взаимодействия позитивных и негативных эмоций у детей с сочетанием амбивалентности и инверсий эмоциональной сферы
    • 3. 6. Анализ соотношения количества мальчиков и девочек в выделенных вариантах развития эмоциональной сферы
    • 3. 7. Исследование проявлений типологических различий особенностей эмоциональной сферы у детей разного возраста и проверки их на статистическую значимость
    • 3. 8. Соотношение развития эмоциональной и когнитивной сфер у дошкольников и школьников
      • 3. 8. 1. Сравнительный анализ предпочтения различных видов деятельности у детей разного возраста и пола
    • 3. 9. Исследование развития когнитивной сферы и креативности у дошкольников и школьников с различными типами развития эмоциональной сферы
      • 3. 9. 1. Сравнительный анализ развития когнитивной сферы и креативности у дошкольников с различными типами развития эмоциональной сферы
      • 3. 9. 2. Сравнительный анализ развития когнитивной сферы у первоклассников с различными типами развития эмоциональной сферы
      • 3. 9. 3. Сравнительный анализ развития когнитивной сферы у третьеклассников с различными типами развития эмоциональной сферы
  • ЗЛО. Исследование взаимосвязей развития когнитивной и эмоциональной сфер у дошкольников и школьников
    • 3. 10. 1. Исследование взаимосвязей развития когнитивной и эмоциональной сфер у дошкольников
    • 3. 10. 2. Исследование взаимосвязей развития когнитивной и эмоциональной сфер у первоклассников
    • 3. 10. 3. Исследование взаимосвязей развития когнитивной и эмоциональной сфер у третьеклассников
    • 3. 11. Обсуждение результатов эмпирического исследования
  • Выводы

Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование раскрывает проблему развития эмоциональной сферы у дошкольников и школьников. Формирование ее в значительной степени обусловлено становлением у ребенка самосознания и его развитием в ходе онтогенеза (Л.С.Выготский, 1960, А. Н. Леонтьев, 1975, СЛ. Рубинштейн, 1980). В отечественной психологии существуют неоднократные обращения к проблеме амбивалентного поведения и конфликтности эмоциональных отношений у детей разного возраста (H.H. Авдеева, М. И. Лисина, 1980, Б. Г. Ананьев, 1977, С. Ю. Мещерякова, Т. М. Сорокина, 1978, Л. М. Царегородцева, 1990). Однако исследования по данной проблеме и таким ее частным аспектам, как дифференциация, амбивалентность и инверсии эмоций практически отсутствуют. Поэтому более важно выявить не столько роль «отрицательных» и «положительных» эмоций в развитии и регуляции деятельности и поведения ребенка, а роль их соотношения в развитии эмоциональной сферы.

По мнению С. Л. Рубинштейна (1980), наличие полярности эмоциональных переживаний вносит в эмоциональную сферу определенную дифференциацию. Б. Г. Ананьев (1977) указал на проблему поляризации чувств, описал их амбивалентность, тем самым, поставил перед наукой проблему определения природы данного эмоционального состояния: является ли оно эффектом развития, либо его ранней, начальной стадией.

Однако остается неизученным становление дифференциации эмоциональной сферы, каковы ее механизмы, как структурируется разнообразие позитивных и негативных эмоций, каким образом влияет на развитие, самочувствие и деятельность человека. Таким образом, актуальность исследования заключается в определении роли дифференциации эмоции в развитии эмоциональной сферы детей разного возраста и пола.

Цель исследования — выявить возрастные изменения эмоциональной сферы детей в период дошкольного и школьного возраста.

Объект исследования — эмоциональная сфера детей разного возраста и пола.

Предмет исследования — особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников и школьников.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить обзор литературных источников, на основе которого определить современные представления о развитии эмоциональной сферы в онтогенезе.

2. Проанализировать взаимодействие позитивных и негативных эмоций у детей разного возраста и пола.

3. Выявить эмпирические критерии дифференциации эмоций и ее особенности у детей разного возраста и пола.

4. Изучить эмоциональные отношения к различным видам деятельности у детей разного возраста и пола и их динамику.

5. Установить соотношение показателей развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного и школьного возраста.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что становление и развитие эмоциональной сферы характеризуются наличием сенситивных периодов и особенностями, обусловленными взаимодействием позитивных и негативных эмоций, имеют индивидуально-типологические варианты со свойственной им возрастной и половой спецификой.

Для реализации целей и задач были использованы следующие методы психологического исследования: сравнительный (возрастных срезов) и лонгитюдный методы как способы организации исследования, методы психодиагностики (стандартизированные и проективные тесты), для обработки эмпирических данных использовались методы математического анализа.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем показано соотношение позитивных и негативных эмоций, которое может протекать по трем механизмам: дифференциации, амбивалентности и инверсии позитивных и негативных эмоций. Определены эмпирические критерии: дифференциации — предпочтение ребенком позитивных и отвержение негативных эмоцийамбивалентности — отсутствие различий в предпочтении позитивных и негативных эмоцийинверсии — предпочтение негативных и отвержение позитивных эмоций. Выявлены четыре типа развития эмоциональной сферы в зависимости от наличия или отсутствия дифференциации, амбивалентности и инверсии и их сочетания. Описаны интраиндивидуальные структуры корреляционных связей выявленных типов эмоциональной сферы, характеризующиеся различным количеством отрицательных корреляционных связей между позитивными и негативными эмоциями, подтверждающие наличие или отсутствие дифференциации эмоциональной сферы. Определены особенности эмоциональных проявлений детей в зависимости от типа развития эмоциональной сферы в контексте когнитивных, возрастных и половых различий. Выявлен сенситивный период становления дифференциации эмоциональной сферы. Причем у мальчиков дифференциация эмоций выше, чем у девочек (при р < 0,001), но они в большей степени подвержены инверсиям эмоций. Выявлены особенности эмоциональных отношений к различным видам деятельности (к игровой деятельности, к чтению и счету, к рисованию, пению и танцам) в зависимости от степени дифференциации эмоциональной сферы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты дополняют имеющиеся в литературе данные по проблеме дифференциации, амбивалентности и инверсий эмоций. Они способствуют более полному пониманию значимости взаимосвязей позитивных и негативных эмоций в формировании эмоциональной сферы развивающейся личности, раскрывают значение взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер в процессах дифференциации, амбивалентности и инверсии эмоций у детей в зависимости от возраста и пола, а также определяют роль когнитивной сферы в развитии эмоциональных отношений к различным видам деятельности.

Практическая значимость работы:

Разработанный в исследовании подход позволяет выявлять и прогнозировать возможные затруднения в развитии эмоциональной сферы у дошкольников и школьников, определять способы их разрешения, а также составлять программы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного и школьного возраста. Анализ особенностей развития эмоциональной сферы позволяет выявить новые аспекты в просветительской, диагностической и в коррекциогшой формах работы практического психолога в возрастно-психологическом консультировании. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке специалистов образовательных учреждений, в повышении квалификации психологических и педагогических кадров в форме лекций, обучающих семинаров и спецкурсов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Позитивные и негативные эмоции находятся во взаимодействии, которое протекает по трем механизмам (дифференциации, амбивалентности и инверсии эмоций), определяющим четыре типа развития эмоциональной сферы дошкольников и школьников: 1 тип — эмоциональная сфера с выраженной дифференциацией положительных и отрицательных эмоций, 2 тип — эмоциональная сфера с проявлением амбивалентности эмоций, 3 тип — эмоциональная сфера с инверсиями эмоций, 4 тип — эмоциональная сфера с сочетанием амбивалентности и инверсий эмоций.

2. Выявленные тенденции возрастного развития эмоциональной сферы заключаются в постепенном усилении дифференциации позитивных и негативных эмоций. Возрастной период от 5 до 7 лет является сензитивным для развития эмоциональной сферы: в этот возрастной период происходит снижение амбивалентности, инверсий и повышение дифференциации позитивных и негативных эмоций. Наблюдаемые периоды снижения дифференциации и увеличения инверсий эмоциональной сферы соответствуют возрастным кризисам (подростковому и юношескому).

3. Дифференциация, амбивалентность и инверсия эмоций и их сочетание определяют окраску эмоциональных отношений к различным видам деятельности.

4. Развитие когнитивной и эмоциональной сферы в онтогенезе неразрывно связаны, при этом, высокий уровень развития когнитивной сферы соответствует высокому уровню дифференциации эмоциональной сферы, низкой степени амбивалентности и инверсий эмоций у дошкольников и школьников.

Научная достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается разносторонним анализом научной литературы по проблеме развития эмоциональной сферы и методам ее изученияприменением методик, адекватных цели, предмету и объекту исследования, их психометрическим обоснованиямрепрезентативностью выборкиприменением разнообразных методов математической статистики для обработки данных.

Апробация работы и ее внедрение:

Основные теоретические положения и результаты исследования отражены в статье «Процессы дифференциации, амбивалентности и инверсии эмоций как особенности развития эмоциональной сферы детей разного возраста и пола». Вестник СПбГУ (Сан-Петербург, 2007), в монографии «Цветовая диагностика эмоций ребенка» (O.A. Орехова, 2002, 2006), в методическом руководстве «Методика диагностики дифференциации эмоциональной сферы» — СПб: Издательство «Иматон», 2007 и статьях в различных научных сборниках тезисов научно-практических и межвузовских конференций: «Традиции и современность в образовании» (Санкт-Петербург, 1996), «Проблемы детской речи —1996», «Практическая психология в школе» (Санкт-Петербург, 2000), «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2006).

Структура и объем диссертации

: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (218 наименований, из них 23 на иностранных языках). Основной материал диссертации изложен на 187 страницах машинописного текста. Работа иллюстрирована 33 таблицами и 23 рисунками.

ВЫВОДЫ.

Таким образом, проведенное теоретико-экспериментальное исследование и анализ полученных результатов подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1. Взаимодействие позитивных и негативных эмоций может протекать по трем механизмам: дифференциация позитивных и негативных эмоций, амбивалентности и инверсии эмоций. Они определяют 4 типа развития эмоциональной сферы: 1тип — дифференцированная эмоциональная сфера с ярко выраженным предпочтением позитивных и отвержением негативных эмоций, 2 тип — эмоциональная сфера с проявлением амбивалентности позитивных и негативных эмоций, 3 тип — эмоциональная сфера с проявлением предпочтения отрицательных и отвержением положительных эмоций, 4 тип — эмоциональная сфера с проявлением амбивалентности и инверсий эмоций.

2. Каждый из перечисленных типов развития эмоциональной сферы имеет собственную интраиндивидуальную корреляционную структуру и характеризуется определенным количеством положительных и отрицательных корреляционных связей как внутри блоков позитивных и негативных эмоций, так и между позитивными и негативными эмоциями. Этот факт, несомненно, отражает типологические особенности взаимодействия позитивных и негативных эмоций в выделенных вариантах развития эмоциональной сферы.

3. Возрастной период от 5 до 7 лет является сензитивным для развития эмоциональной сферы: в этот возрастной период происходит снижение амбивалентности, инверсий и повышение дифференциации позитивных и негативных эмоций. В возрасте 9−11 лет процессы дифференциации и снижения амбивалентности и инверсивности замедляются.

4. Дифференциация эмоциональной сферы наблюдается уже у старших дошкольников. Количество детей с дифференцированной и инвертированной эмоциональной сферой (дифференциация, носящая обратный характер) с возрастом растет. Количество детей с амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой с возрастом снижается, а количество детей, с амбивалентной эмоциональной сферой с возрастом практически не меняется. При этом у мальчиков дифференциация позитивных и негативных эмоций выше, чем у девочек во всех исследуемых возрастах.

5. Типы развития эмоциональной сферы представлены в характере недифференцированное&trade- (амбивалентности) эмоций, которая выражается как простыми, и так многокомпонентными эмоциональными цепочками. С возрастом недифференцированность эмоциональной сферы уменьшается за счет снижения многокомпонентности амбивалентных эмоциональных цепочек. Недифференцированность эмоций у девочек проявляется многокомпонентными эмоциональными цепочками, для мальчиков характерны простые эмоциональные цепочки.

6. Проявление инверсий у детей разного пола и возраста зависит от типа развития эмоциональной сферы: у мальчиков с инвертированной эмоциональной сферой количество инверсий максимально и с возрастом практически не меняется. Количество инверсий у девочек данной типологической группы растет и у десятиклассниц достигает такого же уровня как у мальчиков. Количество инверсий у мальчиков с амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой с возрастом растет, у девочекрезко падает. Таким образом, динамика развития инверсий позитивных и негативных эмоций имеет различия, связанные с полом и влиянием амбивалентности.

7. Степень предпочтения различных видов деятельности (игры, чтения, счета, рисования, пения, танцев) также зависит от особенностей проявления амбивалентности и инверсий в эмоциональной сфере. Дети с дифференцированной эмоциональной сферой, так же как и дети с амбивалентностью эмоций, позитивно относятся ко всем видам деятельности. Самые низкие предпочтения перечисленных видов деятельности наблюдаются у детей с амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой.

8. Развитие эмоциональной и когнитивной сфер находятся в тесном взаимодействии. При этом высокий уровень развития когнитивной сферы соответствует высокому уровню дифференциации эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста. Низкий уровень развития когнитивной сферы у дошкольников и школьников сопровождается инверсиями и сочетанием инверсий с амбивалентностью эмоций.

9. Эмоциональные отношения к игровой, интеллектуальной и эстетической видам деятельности по-разному соотносятся когнитивной сферой у детей дошкольного и школьного возраста. У детей дошкольного возраста наблюдаются тесные положительные связи между показателями развития когнитивной сферы и эмоциональными отношениями к различным видам деятельности. У детей школьного возраста наблюдаются корреляционные связи эмоциональных отношений к перечисленным видам деятельности, как с показателями когнитивного развития, так и с показателями развития эмоциональной сферы. Это свидетельствует о том, что эмоциональные отношения к игровой, интеллектуальной и эстетической видам деятельности у дошкольников определяются преимущественно когнитивным уровнем регуляции, а у школьников — как когнитивным, так и эмоциональным уровнем регуляции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный теоретический анализ состояния проблемы развития эмоциональной сферы и таким ее частным аспектам, как дифференциация, амбивалентность и инверсии эмоций у детей разного возраста показал многогранность этого феномена и в тоже время выявил аспекты, которые остались за пределами имеющихся разработок, направлений и подходов к изучению. Проблема становления эмоциональной дифференциации и ее вариантов, несомненно, относится к области достаточно сложных как для теоретического и методологического осмысления, так и для методического решения. Предпринятое нами теоретическое исследование позволило определить феномены дифференциации, амбивалентности и инверсии позитивных и негативных эмоции, критерии их определения.

Целью диссертационного исследования являлось выявление особенностей развития эмоциональной сферы детей разного возраста и пола. Основные научные результаты, их новизна и теоретическая значимость представленной диссертации состоят в изучении дифференциации, амбивалентности, инверсии позитивных и негативных эмоции как особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников и школьников, определении их эмпирических критериев. Данный подход позволяет на основе диагностики дифференциации, амбивалентности, инверсии и их сочетаний в эмоциональной сфере детей выявлять основные типы развития эмоциональной сферы мальчиков и девочек. Кроме того, выявление типов развития эмоциональной сферы у дошкольников позволило определить особенности развития когнитивной сферы у дошкольников и школьников, связанные с развитием эмоциональной сферы, изучить связанные с ними предпочтения различных видов деятельности (игровой, эстетической и учебной), которые определяют сформированность позитивных эмоциональных отношений дошкольников и школьников к различным видам деятельности.

Главный вывод диссертационного исследования состоит в том, что существует тесная связь процессов формирования и развития эмоциональной, когнитивной сфер и креативности. Высокий уровень развития когнитивной сферы соответствует высокому уровню дифференциации эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста. Низкий уровень развития когнитивной сферы сопровождается инверсиями и сочетанием инверсий с амбивалентностью в эмоциональной сфере. Выделенные варианты развития эмоциональной сферы в разной степени определяют дифференциацию позитивных и негативных эмоций и предпочтение различных видов деятельности детей дошкольного и школьного возраста.

В ходе диссертационного исследования была апробирована оригинальная диагностическая цветовая проективная стандартизированная методика, определены ее диагностические и психометрические возможности.

Осуществленный в исследовании подход позволяет выявлять и прогнозировать возможные затруднения в развитии эмоциональной сферы у дошкольников и школьников, определять способы их разрешения, а также составлять программы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного и школьного возраста. Предпринятый анализ особенностей развития эмоциональной сферы позволяет выявить новые аспекты в просветительской, диагностической и в коррекционной формах работы практического психолога в возрастно-психологическом консультировании. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке специалистов образовательных учреждений, в повышении квалификации психолого-педагогических и педагогических кадров в форме обучающих семинаров, спецкурсов и лекций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Психология человека. Избранное. — СПб., 1980. — 230 с.
  2. А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте //Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. -М., 1988. 163с.
  3. П.К. Проблемы нервной деятельности. М., 1949 336 с.
  4. П.К. Эмоции. //Большая медицинская энциклопедия, т. 35. М., 1964, с. 339−341, 354−357.
  5. М.Дж. Теория реверсивности и человеческая активность //Вопросы психологии. 1987, № 4. С. 163 167.
  6. М. Психология счастья. М., 1990. — 691 с.
  7. Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие// Вопросы психологии. 1968. — № 4. — С.96 — 104
  8. Э. Аффективность. Внушаемость и паранойя. М.: Центр психологической культуры, 2001. — 206с.
  9. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1968. — 356 с.
  10. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности //Психология формирования и развития личности. М., 1981. — 267 с.
  11. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», 2006. — 672 с.
  12. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990. — 140 с.
  13. Г. М. Психология эмоций. М.: «Смысл" — Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с.
  14. И.А. Ох, уж эти шуточки: Педагогический взгляд на пародийное творчество школьников // Педагогика. 1994. ^ 2. С. 122−126.
  15. К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1924. — 556 с.
  16. Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: «Смысл" — 2000. — 679 с.
  17. В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 142 с.
  18. В. К. Предисловие к книге Я. Рейковского «Экспериментальная психология эмоций». М., 1979. С. 7 — 12.
  19. В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты. М., 1984. — С. 3−28.
  20. В. К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки. М., 1989. — 268 с.
  21. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.-283 с.
  22. В. К. Целепобуждающая функция эмоций // Психологические исследования. М., 1973. — Вып. 4. — С. 47−48.
  23. В.К. Психология эмоций. Хрестоматия по общей психологии. -Изд-во «Питер», 2007. 496 с.
  24. М. И. Физиология трудовых процессов. М., 1966. — 367с.
  25. Ю. Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности. -М.: Наука, 1975.-С. 50−87.
  26. Ю. Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности. М.: «Наука», 1975. — С. 88−99.
  27. Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Ленинград: «ЭГО», 1991.- 197с.
  28. Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: «Союз» 1997. -220с.
  29. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. -519 с.
  30. JI. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX в. // Вопросы психологии. 1968. — № 2. -С. 149−156.
  31. Выготский JL С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. 1958. — № З.-С. 125−134.
  32. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН, 1960. — 500 с.
  33. Выготский JL С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии. 1970. -№ 6. С. 149−156
  34. JI. С. Учение об эмоциях //Собр. соч. Т. 4. М., 1984. — С. 90 318.
  35. П. Б. Психиатрия, ее задачи, объем и преподавание // Психология и психоанализ характера: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах», 1998. — 52 с.
  36. Э. Регуляторные функции автономной нервной системы. М., 1948.-415 с.
  37. Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. -М., 1966.-672 с.
  38. Р. М. Элементы практической психологии. 5-е изд. — СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 560 с.
  39. А. А. Долг и склонности: Анализ противоречивости моральной мотивации в домарксистской этике // Вопросы философии. 1981. № 10. — С. 108.
  40. Л.Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Алтайский государственный университет., 2001. -120 с.
  41. И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. -СПб.: «Речь», 176 с.
  42. И.Б. Нравственная самоидентификация как регулятор мотивов поведения. //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. Л. А. Корыстылевой. Вып. № 3 СПб., 1999. — С. 64−69
  43. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. М., 1997−232 с.
  44. .И. Эмоции как ценность. М., 1978. — 272 с.
  45. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.-64 с.
  46. А. Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. -Л., 1985.-С. 30−39.
  47. А. Г. Возрастные особенности прогнозирования школьниками своих эмоциональных состояний: Автореф. дис. канд. наук. Л., 1986. — 16 с.
  48. А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Материалы IV Всес. съезда о-ва психологов СССР. Тбилиси, 1971. — С. 647−648.
  49. А. В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всес. съезду психологов СССР. М., 1977.-С. 62.
  50. А. В. Роль Л. С. Выготского в разработке проблемы эмоций // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М.: Педагогика, 1981. — С. 57−63.
  51. А. В., Неверович Я. 3. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. ^ 1974. № 6. С. 129−134.
  52. А. В., Неверович Я. 3., Кошелева А. Д. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. -М., 1986. 173 с.
  53. А.И. Неврозы детей и психотерапия. СПб., 2000. — 323 с.
  54. А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: «Гиппократ», 1995. — 125 с.
  55. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980. — 157с.
  56. Золина 3. М. Физиология монотонного труда // Руководство по физиологии труда. М.: «Медицина», 1983. — 527 с.
  57. Е.М. Онтология субъективного http//hpsy.ru/, 2006, — Сайт
  58. К.Э. Психология эмоций, СПб.: «Питер», 2006. — 464 с.
  59. К. Эмоции человека. — М., 1980. 439 с.
  60. Ч.А., Черноризов A.M. Психологические основы эмоций. М. Московский психолого-социальный институт, 2004. 72 с.
  61. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: «Питер», 2002. — 752с.
  62. Е. П. Проблема монотонии и пути ее решения // Психофизиологически основы физического воспитания и спорта. Л., 1972. -176 с.
  63. И. Собр. соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4, ч. 1. 541 с.
  64. Э. А., Стартов П. В. Распознавание мимики как метод изучения формирования эмоциональных реакций у детей // Методы исследования функций организма в онтогенезе (морфофункциональные особенности развития детей и подростков). М., 1975. — С. 71−72.
  65. В. Прикладная психология. СПб., 2000. — 344 с.
  66. , В. H. Зависимость между социометрическим статусом и сищттомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дис. .1(анд. наук.-М., 1972.-20 с.
  67. , А.Г. О чувствах и эмоциях.// Вопросы психологии. М., 1967., № 4. С. 134−139.
  68. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М.: Изд-во Московский социально-психологический институт. — 2006.-400 с.
  69. Кон И. С. Дружба. М.: «Политиздат», 1987. — 348 с.
  70. Кон И .С. Психология юношеской дружбы. М.: «Знание», 1973. — 92 с.
  71. В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. -255 с.
  72. В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психол. журн. 1998. Т. 19. N 3. С. 154−159.
  73. В. Н. Восприятие подростками другого человека и самого себя. J1. Автореф. дисс. канд. наук. 1963. — 16 с.
  74. В. А. Психологическое исследование условий, влияющих на успешность опознания эмоциональных состояний по выражению лица. Л., Автореф. дис. канд. наук., 1976.-20 с.
  75. В. А. Опознание эмоциональных состояний по мимике // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1978.-Вып. 4.-С. 40−46
  76. В. А. Об экспрессивном поведении учителя // Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении. Ч. 1. -Гродно, 1980.-С. 32−56.
  77. В. А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Психология межличностного познания. -М., 1981.-223 с.
  78. В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов/н/Д, 1986. — 135 с.
  79. В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов/н/Д, 1999. — 592 с.
  80. Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья.-М., 1989.-С. 121−126.
  81. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. — 325 с.
  82. А. Ф. Очерк науки о характерах. М.: «Наука», 1995. — 271 с.
  83. В.Л. «Нестандартный ребенок. М., 1996. 254 с.
  84. Н. Д. Монотонная работа. М., 1924. — 62 с.
  85. Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964. — 344 с.
  86. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. -№ 6. С. 131−136.
  87. Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. -1972.-№ 6.-С. 168−173.
  88. К. Акцентуированные личности. М., 1989. — 374 с.
  89. А.Н. О некоторых перспективных проблемах советской психологии. «Вопросы психологии» 1967. № 6, с.21
  90. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М., 1971.-40 с.
  91. А. Н. Деятельность и сознание //Вопросы философии. 1972. -№ 12.-С. 140.
  92. ЛеонтьевА. Н. Предисловие // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс Ж. Пиаже. Вып. V. — М.: «Прогресс», 1975. С. 7−9.
  93. А. Н. Деятельность. Сознание. Деятельность. М., 1978. 304 с.
  94. М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980. — С. 36−46.
  95. М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: «Педагогика», 1986. -143 с.
  96. А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1991. — 416 с.
  97. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1968. — 191 с.
  98. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982. — 175 с.
  99. B.C. Эмоции и здоровье. М., 1966 — 43 с.
  100. Ю2.Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных нарушениях мозга. М., 1969. — 504 с.
  101. Е. И. Развитие эмоций у детей раннего возраста // Физиология высшей нервной деятельности. М., 1968. С. 172−189.
  102. Ю. А. Пути изучения эмоций у детей. Актовая речь, январь 1976. М.: Ин-т педиатрии АМН СССР, 1976. — 38 с.
  103. Ю. А. Системная организация эмоционального поведения. -М., 1980.-207 с.
  104. А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. — 582 с.
  105. С.Ю., Авдеева H.H., Царегородцева Л.М., 1990
  106. И.Н. Амбивалентность личности. М.: «Наука» 1991. — 128 с.
  107. В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.: «Медицина-пресс», 2002. — 582 с.
  108. В.Н. Личность и неврозы. ЛГУ, 1960. — 426 с. Ш. Мясищев В. Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости. // Социальная психология личности. Ред. Бодал ев A.A. — Л.: «Знание», 1974.-224 с.
  109. А.Д. Математические методы психологического исследования, анализ и интерпретация данных. СПб.: «Речь», 2004, 392 с.
  110. В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Вопросы психологии. 1971. -№ 6. — С. 13−26
  111. Я. 3. Роль эмоций в просоциальной мотивации детей // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М., 1976. — С. 209−211.
  112. Я. 3. О генезисе и функции эмоционального предвосхищения // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всес. съезду общества психологов. М., 1977. — С. 73.
  113. Я. 3. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986. С. 68−77.
  114. М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника.-М., 1961. С. 124−129.
  115. Р. С. Общая психология. Кн. 1. М., изд. Центр владос, 2003. -688 с.
  116. Нравственность, агрессия, справедливость //Вопросы психологии. № 1 — 1992. С. 135−141.
  117. Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979. — 151 с.
  118. Н. Н. Типы личности, темперамент и характер. СПб., 1997. — 36 с.
  119. Г. В. Становление личности. М., «Смысл», 2002. — 461 с.
  120. O.A. Цветовая диагностика эмоций ребенка (Практикум по психодиагностике). СПб: «Речь», 2002. — 112с.
  121. O.A. Методика «Домики». Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка СПб: Издательство «ИМАТОН», 2007. — 104 с.
  122. А. В. Чувства // Общая психология: Учебник. М., 1976. -432 с.
  123. В. А. Эмоциональная идентификация в группе и способ ее выявления // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. М.: НИИ ОПП, 1973. — С. 69−78.
  124. Т. Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением интеллекта // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998.-С. 199−200.
  125. К. К., Шварц Л. М. Очерки психологии для летчиков. М., 1948.- 192 с.
  126. К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., «Высшая школа», 1984. 174 с.
  127. К. К. О системе психологии. М.: «Мысль», 1972. — 216 с.
  128. А. Ф. Современная характерология и практика воспитания //Вопросы философии. 1986. -№ 10. С. 92.
  129. А. М, Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. — 172 с.
  130. А. М. Диагностика тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987. — 178 с.
  131. А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 146 с.
  132. Психологический словарь. М., 1997. — 427 с.
  133. Психологический словарь. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. — 640 с.
  134. И.Л. О функциях эмоций в мыслительных процессах // Вопросы психологии. -1979. С. 28
  135. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, с.200
  136. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. — 172 с.
  137. Развитие личности ребенка от рождения до 16 лет. Ред. Головей Л. А. /от 5до 1.1, (Серия «Психология детства») Екаринбург: У-Фактория, 2005. — 276 с.
  138. Я. Экспериментальная психология эмоций. М. 1979. — 392 с.
  139. С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 262−264.
  140. СЛ. «Основы общей психологии», СПб: Издательство «Питер», 2002. — 720 с.
  141. П. А. Психология: Учебник. М.: «Физкультура и спорт», 1976. -239 с.
  142. И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1965. — 647 с.
  143. П. В. Теории отражения и психофизиология эмоций. М., 1970.- 141 с.
  144. П. В. Эмоциональный мозг.-М., 1981.-215 с.
  145. JI.C. Мотивация поведения детей и подростков. М. 1972. — 147 с.
  146. JI. С. Дети с аффективным поведением. М.: «Просвещение» 1966.- 150 с.
  147. В.М., Трохачев А.И.// Предисловие в кн. Дерябин. Чувства, влечения, эмоции. Л., 1974. С. 3−16.
  148. ЛН. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб: «Речь», 2002. — 112с.
  149. В. Ф. Влияние индивидуальных особенностей личности и методов психологического воздействия на психические состояния в условиях монотонной деятельности: Автореф. дис. .канд. наук. М., 1979, — 26 с.
  150. Т.М. Исследование феномена «Амбивалентного поведения» у детей раннего возраста. М., 1977. — 21 с.
  151. . Избранные произведения, т. I. М., 1957. — 521 с.
  152. К. С. Собрание соч. М.: «Искусство», Т. 2. — 508 с.
  153. В.А. Рождение гражданина. М.: «Молодая гвардия"1971.-336 с.
  154. В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. СПб.: «Иматон», 1995.-40 с.
  155. O.K. Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. -№ 5. С. 23−31.
  156. К. Д. Собр. соч. В 11 томах. Т. 9. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-628 с.
  157. К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2 томах. М.: Педагогика, 1974.-Т. 1.-570−581 с.
  158. . А, Конвейерная монотония и структура трудового процесса // Вестник ЛГУ. Серия экономики, философии и права. Вып. 3. -1960.-№ 17.-С. 88.
  159. Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 31−41
  160. Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: «Ювента», 1999. -317 с.
  161. М. С., Болдин Н. И. Значение фактора монотонности в тренировочном процессе борцов высших разрядов // Совершенствование средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки. Л., 1975. С. 129−134.
  162. Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. М., 1973, — 141 с.
  163. Т. А. Исследование одного типа личности в различных психологических концепциях //Новые исследования в психологии. 1974. -№ 2. С. 68−76.
  164. Н. П. О повышении эффективности психодиагностики эмоциональных состояний // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Сборник материалов Всесоюзного симпозиума. Ч. 1. М., 1990. С. 256−261.
  165. Н. П. Методика изучения монотоноустойчивости личности // Психологический журнал. 1991,-№ 2. С. 128−133.
  166. Н. П. Системное исследование монотонии в спортивной и производственной деятельности: Автореф. дис. .канд. наук. Тарту, 1972. -20 с.
  167. Фортунатов Г. А.О чувствах и их развитии // Дошкольное воспитание. -№ 1, 1970. С. 112−129.
  168. Фридман J1.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М., 1991 -287 с.
  169. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., педагогика-пресс», 1993. — 140 с.
  170. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: «Наука», 1991.-456 с.
  171. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.- Университетская книга, 1998. — 308 с.
  172. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «я». М., 1925. — 168 с.
  173. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. СПб., 2000. — 191 с.
  174. П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. V. — М.: «Прогресс», 1975.-С. 111−195.
  175. В. В. Старение и биологические возможности организма. М., 1975.- 194 с.
  176. Ш. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.-222 с.
  177. К. Невротическая личность нашего времени. М.: «Прогресс», 1993.-478 с.
  178. А. Свобода воли и нравственность. М.: «Республика», 1992.-447 с.
  179. А. Афоризмы житейской мудрости. Калининград, 2001. -326 с.
  180. И. А. детерминанты монотонии и механизмы ее проявления в учебно-музыкальной деятельности// Психофизиологические механизмы учебной и спортивной деятельности. Л., 1984. С. 107−114.
  181. А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3. -С. 61−66
  182. Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1973. — Вып. 5. — С. 106−115
  183. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития советского школьника// Вопросы психологии. -1971. -№ 4. С.35- 41.
  184. В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы.-М., 1995.-328 с.
  185. В.А. Социальная идентичность личности. М.: «Высшая школа», 1994.-298 с.
  186. П.М. Психология чувств. М., 1958. — 384 с.
  187. П.М. Психология чувств и мотивация. М.: НПО «МОДЭК», 1998.-304 с.
  188. М.Я. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. — 291 с.
  189. Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999. — С. 238−239.
  190. М.Г. «Иван Михайлович Сеченов», Ленинград, 1968. -423 с.
  191. Averill J.R. Grief: Its nature and significance // Psychol. Bulletin. 1968/ - V. 70.-P. 721−748
  192. Asch S. E. Social psychology. Englewood Cliffs. N.Y.: Prentice Hall, 1952. — P. 672−698
  193. Heron W. The Pathology of Boredom// Scientific American. 1957 V.196(l). -P. 621−659
  194. Barnett M. A., Brian J. H. Effects of competition with outcome feedbeck on childrens helping behavior // Developmental Psychology. — 1974. — V. 10. — Ms 6.-P. 451−478
  195. Bartley S. H, Chule S, Fatique and Impairment in Man. N.Y. -London, 1947.-P. 340.
  196. Bartenwerfer H. Uber die Auswirkungen einformiger arbeitsvorgange, Untersuchungen zum Monotonieproblem. Marburger Sitzungsberichte. Bd. 80. -Marburg, 1957.-P. 344.
  197. Berndt T. Social cognition, social behavior and childrens friendships // E. T. Higgins, D. Ruble, W. Hartup. Social cognition and social development. A socio-cultural perapective. — Cambridge, 1983. P. 540.
  198. Buss A, The psychology of aggression. N.Y., Wiley, 1961. — P. 645.
  199. Claparede E. Feelings ad emotions. In Reymert, 1928. P. 240.
  200. Chasdi E. H., Lawrence M. S. Some antecedents ot aggression and effects of frustration in doll play //Personality /Ed. W. Wolff. New York, 1951. P. 655—672.
  201. Donaldson S. K., Westerman N. A. Development of children’s understanding of ambivalence and causal theories of emotions // Devel. Psychol. 1986. V. 26. N 5. P. 635—662.
  202. Freud S. The neuropsychoses of defens//S.E. 1894. — № 6. — P. 43−64.
  203. Gottman J. M. How children become friends // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1983. — № 48 (3)., 1983. P. 635—662.
  204. Harris P., Olthof T. The child’s concept o emotion // Butterworth G., Ligth P. (eds.) Chicago The University of Chicago Press, 1982. P. 188−209.
  205. Harter S. Cognitive-developmental processes in the integration of concepts about emotions am self// Soc. Cogn. 1986. V. 4. P. 119—151.
  206. Hacker W. Arbeitpsychologie Fur die industrielle Praxis. Berlin, 1967 — P. 240.
  207. Lazarus R.W. Cognition and motivation // Amer. Psychol. 1991. — V. 46. -P. 352−367.
  208. Maler N. Psychology in indusyry/ London, 1955. — P. 468
  209. Niebrzydowski, Niebrzydowski L. Przyazn i kolezenstwo mlodziezy dsorastajacej. — Lodz. Wydawnic-two Naukowe Uniwersytetu lodzkiego, 1983. -P. 348.
  210. Rizzo, Corsaro, 1988 Rizzo T. A., Corsaro W. A. Toward a better understanding of Vygotsky’s process of inter-nalization: Its role in the development of the concept of friendship // Developmental Review. V. 188. — № 8. — P. 219 237.
  211. Rosenzweig S. The Rosenzweig picture-frustration study, children’s form / /Projective techniques with children /Eds. A. I. Rabin, M. R. Haworth. New York, 1960.-P. 246.
  212. Selman, 1981 Selman R.L., Selman A. P. Children’s ideas about friendship: A new theory // Psychology Today. 1979. — October. — P. 43−64. 218. Tomkins S.S. Affect as the primary motivational system. — Arnold M.B., 1970.-P. 346
Заполнить форму текущей работой