Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка и исследование методов адаптивного синтеза изображений рельефов местности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенно актуальным применение адаптивных методов становится при визуализации рельефов, поскольку для описания более или менее значительной области реальной местности, как правило, требуется от десятков тысяч до миллионов треугольников, а способы определения видимых фрагментов не всегда очевидны. В настоящее время задача визуализации рельефов решается в тренажерных и в геоинформационных системах… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЗАДАЧА ВИЗУАЛИЗАЦИИ РЕЛЬЕФА
    • 1. 1. Общая характеристика задачи
    • 1. 2. Классификация рельефов по способу представления информации
    • 1. 3. Организация параллельных структур для систем синтеза изображения рельефа
    • 1. 4. Адаптация в задаче визуализации рельефов
      • 1. 4. 1. Определение параметров наблюдения
      • 1. 4. 2. Адаптация выборки элементов сцены к пирамиде видимости
      • 1. 4. 3. Адаптация представления рельефа к параметрам наблюдения
      • 1. 4. 4. Адаптация процесса визуализации рельефа к структуре вычислительной системы
    • 1. 4. Постановка задачи исследования
  • 2. РАЗРАБОТКА АДАПТИВНОГО МЕТОДА СИНТЕЗА ИЗОБРАЖЕНИЙ РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЕННОГО В ВИДЕ ТНС
    • 2. 1. Способы представления рельефов со связными элементами
    • 2. 2. Обход рельефа, представленного в виде связных треугольников
    • 2. 3. Учет пирамиды видимости при обходе рельефа, представленного в виде связных треугольников
    • 2. 4. Поиск стартового треугольника при применении волнового метода выборки
    • 2. 5. Обход рельефа, представленного в виде связных ребер
    • 2. 5. Выводы
  • 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДАПТИВНОГО ВОЛНО ВОГО МЕТОДА К РЕЛЬЕФАМ С МУЛЬТИРАЗРЕШЕНИЕМ
    • 3. 1. Выбор наиболее эффективного представления рельефа с мультираз-решением для динамической выборки треугольников с требуемой точностью
    • 3. 2. Построение ГиТ
    • 3. 3. Способы обхода гипертриангуляции
    • 3. 4. Извлечение поверхности с постоянной погрешностью аппроксимации
    • 3. 5. Извлечение поверхности с переменной погрешностью аппроксимации
    • 3. 6. Учет пирамиды видимости при обходе рельефа, представленного гипертриангуляцией
    • 3. 7. Выводы
  • 4. РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С РЕЛЬЕФАМИ, ПРЕД СТАВЛЕННЫМИ В ВИДЕ РЕГУЛЯРНОЙ ПРЯМОУГОЛЬНОЙ РЕШЕТКИ
    • 4. 1. Адаптация выборки треугольников из ПР к параметрам наблюдения
    • 4. 2. Адаптация шагов ПР к производительности системы визуализации и к заданным параметрам наблюдения
    • 4. 3. Преобразование ПР в ТНС в целях сокращения объема описания рельефа
    • 4. 4. Выводы
  • 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ МЕТОДОВ ВИЗУА ЛИЗАЦИИ
    • 5. 1. Разработка системы для оценки эффективности адаптивных методов визуализации
    • 5. 2. Экспериментальное исследование адаптивных волновых методов визуализации для рельефа, представленного ТНС
    • 5. 3. Экспериментальное исследование адаптивного метода визуализации для рельефа, представленного ПР
    • 5. 4. Особенности структурной организации параллельной системы адаптивного синтеза изображений рельефов местности
    • 5. 4. Практическое применение полученных результатов в системе визуализации для тренажера операторов подвижных объектов
    • 5. 5. Выводы

Разработка и исследование методов адаптивного синтеза изображений рельефов местности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Эксперименты по применению средств машинной графики начались еще в шестидесятых годах, однако, только к недавнему времени (конец восьмидесятыхначало девяностых) применение машинной графики стало повсеместным благодаря стремительному повышению производительности и снижению стоимости компьютеров вообще и персональных компьютеров — в частности. Все более распространенным становится применение и такого раздела машинной графики, как синтез изображений (визуализация) .

Еще на начальной стадии развития средств машинной графики визуализация изображений использовалась для тренажеров. В качестве примеров можно привести имитатор полета ASUPT и Electronic Scene Generator фирмы General Electric, имитатор полета фирмы Singer/Link и др. [1, 2]. Однако вплоть до настоящего времени, эта задача всегда требовала дорогостоящего специализированного оборудования, которое не было широко доступно.

В настоящее время производительность персональных компьютеров, оснащенных ускорителями трехмерной графики, достигла достаточно высокого уровня (до 250 млн. пике./с и порядка нескольких сотен тысяч текстурирован-ных треугольников в секунду [3, 4]), чтобы говорить о визуализации на ПК и даже о построении тренажеров на базе серийных персональных компьютеров. Однако при сложности сцены порядка нескольких сотен тысяч треугольников все еще возникают проблемы нехватки быстродействия, которые можно решать либо простым наращиванием производительности аппаратуры, либо путем снижения нагрузки на аппаратную составляющую системы визуализации посредством адаптации методов визуализации к конкретным текущим условиям. Примером адаптации к условиям наблюдения может служить учет пирамиды видимости при выборке данных для визуализации или при динамической коррекции сцены в зависимости от расстояния до наблюдателя .

Особенно актуальным применение адаптивных методов становится при визуализации рельефов, поскольку для описания более или менее значительной области реальной местности, как правило, требуется от десятков тысяч до миллионов треугольников, а способы определения видимых фрагментов не всегда очевидны. В настоящее время задача визуализации рельефов решается в тренажерных и в геоинформационных системах (ГИС), а также в компьютерных играх. Хорошо описаны методы представления рельефов, методы решения задач, связанных с анализом видимости вершин из данной точки, но ощущается недостаток информации об адаптивных методах визуализации рельефов.

Предлагаемая работа посвящена проблемам исследования различных способов представления информации о рельефах и поиску адаптивных методов визуализации различных рельефов. Поскольку системы, предоставляющие оператору возможность действовать в обстановке, имитирующей реальный рельеф, могут использоваться в самых различных сферах, например:

— визуализация морского дна по данным радиолокации при проведении подводных работ дистанционно управляемым роботом;

— обучение и тренировка водителей транспортных средств с повышенной проходимостью, для которых область движения не ограничена только дорогами;

— имитация полета ниже уровня облаков для пилотов летательных аппаратов;

— имитация движения по рельефу при занятиях на велотре-нажере членов экипажей автономных систем (космонавтов, моряков дальнего плавания) — совершенствование методов их построения представляется весьма актуальным.

Целью работы является исследование методов визуализации рельефов местности и повышение их производительности посредством адаптации к конкретным параметрам наблюдения: направлению взгляда, сектору обзора, ограничению по дальностии разработка на основе этого исследования адаптивной системы визуализации рельефа для тренажера операторов подвижных объектов, а также универсальной системы визуализации, позволяющей производить оценку эффективности применения различных методов визуализации на различных аппаратных средствах.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

1) классификация рельефов по способу представления информации при их описаниивыделение характерных случаев;

2) анализ эффективности применения различных способов представления информации о рельефах для адаптации выборки данных к параметрам наблюдения;

3) анализ известных методов визуализации, применимых к различным классам рельефов;

4) нахождение путей адаптации известных методов визуализации рельефов к конкретным параметрам наблюдения;

Основные методы исследования. Для решения поставленных задач применялись методы вычислительной геометрии и интерактивной машинной графики, методы проектирования программного обеспечения.

Научная новизна.

1) Предложена систематизация представлений рельефов местности, отличающаяся введением функции окраски, что позволяет выявить дополнительные требования к представлению рельефа в целом.

2) Разработан адаптивный волновой метод синтеза изображений рельефа, заданного триангулированной нерегулярной сеткой.

3) Предложено распространение адаптивного волнового метода синтеза изображений на область гипертриангуляционного представления.

4) Предложен адаптивный метод выборки элементов рельефа, представленного в виде регулярной прямоугольной решетки, посредством растровой развертки проекции пирамиды видимости, что приводит к повышению эффективности процесса визуализации.

Практическая ценность работы. Значение результатов диссертационной работы заключается в следующем:

1) Определены три основных варианта структур данных, определяющих связность элементов рельефа, представленного ТНС. Из них, как перспективные, выделены две, основанные на связности ребер и связности треугольников .

2) На основе адаптивного волнового метода синтеза изображений реализована система визуализации карты местности в целях создания тренажера.

3) Создана универсальная система визуализации на платформе IBM PC, позволяющая производить измерения эффективности применения различных методов визуализации для различных аппаратных конфигураций.

4) Произведена оценка эффективности применения разработанных методов в различных условиях применения.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы представлялись и обсуждались на 5-ой и б-ой Международных Конференциях по Компьютерной Графике и Визуализации ГРАФИКОН (С.-Петербург, 1995 и 1996), 2-ой Международной конференции по применению компьютерных систем Applications of Computer Systems (Щецин, Польша, 1995), 10-ом Международном симпозиуме по вопросам высо-копроизодительных компьтерных систем HPCS (Оттава, Канада, 1996), а также на отчетных семинарах Центра Транспьютерных Технологий (ЦТТ) СПбГЭТУ (С.-Петербург, 1995 и 1996).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ .

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка литературы, включающего. наименований. Работа содержит. страницы основного текста,. иллюстраций и. таблиц.

5.6 Выводы.

1. Применение адаптивных методов визуализации рельефа, представленного в виде ТНС, позволяет сократить время формирования кадра в несколько раз.

2. Наибольшая эффективность применения адаптивных методов для ТНС достигается при обеспечении автономной работы 30 ускорителя, т. е., при объеме видеопамяти, достаточном для хранения всех необходимых для выполнения растеризации полигонов данных.

3. При большом количестве треугольников, попадающих в сектор обзора, эффективность применения адаптивных методов визуализации может повышаться с увеличением разрешения экрана за счет усложнения операции отсечения полигонов, не попадающих в пирамиду видимости. Такой эффект наиболее характерен для рельефов, представленных в виде ПР, поскольку такое представление всегда предполагает большие объемы данных.

4. Несмотря на невысокую относительную эффективность адаптивного метода визуализации рельефов (10%-20%), представленных ПР, его применение целесообразно, поскольку оно не требует изменения никаких структур данных, а реализация алгоритма не представляет существенной сложности.

5. На основе предложенных адаптивных методов может быть построена параллельная система визуализации рельефов местности, сочетающая в себе достоинства пообъектного и поэкранного методов параллелизма при синтезе изображений.

6. Предложенные адаптивные методы визуализации могут успешно применяться на практике, что подтверждает пример реализованной системы визуализации для тренажера операторов подвижных объектов.

6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного исследования были получены следующие основные результаты:

1.Предложена систематизация представлений рельефов местности, отличающаяся введением функции окраски, что позволяет выявить дополнительные требования к представлению рельефа в целом.

2.Разработан адаптивный волновой метод синтеза изображении рельефа, заданного триангулированной нерегулярной сеткой, позволяющий существенно сократить время формирования кадра при динамической визуализации.

3.Доказана возможность применения адаптивного волнового метода синтеза изображений к гипертриангуляционному представлению рельефа.

4.Предложен адаптивный метод выборки элементов рельефа, представленного в виде регулярной прямоугольной решетки, посредством растровой развертки проекции пирамиды видимости, что приводит к повышению эффективности процесса визуализации.

5.Определены три основных варианта структур данных, определяющих связность элементов рельефа, представленного ТНС. Показано, что применение двух из них позволяет применить волновую выборку видимых элементов и сократить время синтеза изображения.

6. На основе адаптивного волнового метода синтеза изображений реализована система визуализации карты местности как тренажер операторов подвижных объектов.

7.Создана универсальная система визуализации на платформе РС, позволяющая производить измерения эффективности применения различных методов визуализации для конкретных аппаратных конфигураций. 8. Произведена оценка эффективности применения разработанных адаптивных методов в различных условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Kilgour А.С. Techniques for modelling and displaying 3D scenes //Advances in Computer Graphics.-N.У.: Springer-Verlag.-198 9.
  2. E.A., Казак А. В. Генераторы изображений для тренажеров //Зарубежная радиоэлектроника.-198 4.-8.-С.64−79.
  3. Bruce Buchanan 3D Technologies //Rexcellence, Computer Aided Engineering news.-1997.-7(8).-PP.57−61.
  4. John Latta Major Performance Improvements in 3D, 2D and Video //THE WAVE REPORT ON DIGITAL MEDIA.-4th WAVE Inc.-1997.-PP.36−43.
  5. Cignoni P., Puppo E., Scopigno R. Representation and Visualization of Terrain Surfaces at Variable Resolution //The Visual Computer.-1997.-13.-PP.89−134.
  6. Ф. Синтез изображений. Принципы, аппаратное и программное обеспечение.-М.: Радио и связь.-1990.
  7. Ю.М., Галактионов В. А., Ходулев А.Б. Архитектура высокопроизводительных графических систем
  8. Зарубежная радиоэлектроника.-1989.-2.-С.18−44.
  9. Т.Т., Климина С. И., Ю В.К. Технология визуализации в компьютерном синтезе реалистичных изображений //Зарубежная радиоэлектроника.-198 9.-2.1. С. 71,96−108.
  10. В.К., Тимофеев А. В., Шах В.В., Перков А. Н. Система параллельного синтеза изображений динамических пространственных сцен //Материалы 6-ой Международной Конференции по Компьютерной Графике и Визуализации ГРАФИКОН'96.-Ст.-Петербург.-1996.-С.34−39.
  11. А.В. разработка и повышение производительности параллельной системы визуализации трехмерных сцен //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.-С.-Петербург.-1997 .
  12. Арье Кауфман. Введение в объемную визуализацию //Программирование.-1992.-1.-С.8−20.
  13. De Floriani L., Puppo E., Magillo P. Geometric structures and algorithms for geographic information systems //Technical Report DISI-TR-97−08.-Department of Computer and Information Sciences, University of Genova.-1997.
  14. Magillo P., Puppo E. Algorithms for Parallel Terrain Modelling and Visualisation //Chapter 16 in Parallel Processing Algorithms for GIS.-R.G. Healey, S.
  15. Dowers В.M. Gittings, M.J. Mineter (Editors).-Taylor and Francis.-1998.-PP.351−386.
  16. В.К., Шах В . В. , Перков А. Н., Буренев Н. А., Тимофеев А. В. Система визуализации при движении по рельефу //Материалы 5-ой Международной Конференции по Компьютерной Графике и Визуализации ГРАФИКОН'95.-Ст.-Петербург.-1995.-С.2 6−32.
  17. Leila De Floriani Surface representation based on triangular greeds //The Visual Computer-1987.-1.-PP.27−50.
  18. Майкл Ласло Вычислительная геометрия и компьютерная графика на С++: Пер. с англ.-М.: «Издательство БИНОМ».-1997.
  19. Shubert L., Wang С.A. An optimal algorithm for constructing the Delanay triangulation of set of line segments //Proceedings 3rd ACM Symposium on Computational Geometry.-Waterloo.-June 1987.-PP.223−232.
  20. Tsai V.J.D. Delanay triangulations in TIN creation: an overview and linear-time algorithm //International Journal of GIS.-1993.-7(6).-PP.501−524.
  21. De Floriani L., Magillo P., Puppo E. Building and traversing a surface at variable resolution //Proceedings IEEE Visualization 97.-Phoenix, AZ (USA).-October 1997.-PP.236−253.
  22. Fowler R., Little J. Automatic extraction of irregular network digital terrain models //ACM Computer Graphics.-13(3).-1979.-PP.199−207.
  23. Franklin W.R. Triangulated irregular network to approximate digital terrain //Technical report.-ECSE Dept.-RPI, Troy (NY).-1994.
  24. Kirpatrick D.G. Optimal search in planar subdivisions //SIAM Journal of Computing.-12(1).-1983.-PP.28−35.
  25. Lee J. A drop heuristic conversion method for extracting irregular networks for digital elevation models //Proceedings GIS/LIS '89.-Orlando, FL, USA.-1989.-PP.30−39.
  26. Rippa S. Adaptive approximations by piecewise linear polynomials on triangulations of subsets of scattered data //SIAM Journal on Scientific and Statistic Computing.-13(1).-1992.-PP.1123−1141.
  27. Scarlatos L.L. An automatic critical line detector for digital elevation matrices //Proceedings 1990 ACSM-ASPRS Annual Convention.-2, Denver, CO.-1990.-PP.43−52.
  28. Southard D.A. Piecewise linear surface models from sampled data //Proceedings Computer Graphics International 91.-Boston, MA.-22−28 June.-1991.-PP.27 4−295.
  29. Schmidt V.K., Shah V.V., Timofeev A.V., Perkov
  30. A.N., Burenev N.A. The distributed interactive system for synthesis of image space scene //Applications of Computer Systems.-Proceedings of the Second International Conference.-Szczecin-Poland.-December 8−9, 1995.-P.215−223.
  31. Video Controllers.-Rose Computing Services Website.- Texas Networking Inc. http://www.texas.net/~res/reseat37.htm.-1998.
  32. В.К., Татаринов Ю. С., Тимофеев А. В. Параллельная обработка в задаче синтеза изображений пространственных сцен //Материалы 5-ой Международной конференции ГРАФИКОН'95.-С.-Петербург.-1995.-Том 2.-С.178.
  33. С. Новое поколение графических подсистем для настольных рабочих станций HP, SGI и Sun //Computer Week.-1996.-4 4.-С.36−39,44,45.
  34. Дж., Дэйвис Т.-Электроника.-1983.-т.56.-20.
  35. Gelberg Lawrence М., MacMann Jeffrey F., Mathias Craig J. Graphics, image processing, and the Stellar graphics supercomputer //Proc. Soc. Photo-Opt. Instrum. Eng.-1989.-PP.89−96.
  36. Advances in Computer Graphics.-Ed. by G. Enderle, M. Grave, F. Lillehagen.-Berlin: Springer-Verlag.-1986.
  37. Дж., вэн Дэм А. Основы интерактивной машинной графики.-М.: Мир.-1985.-в 2-х кн.
  38. Finke U., Hinrichs К.Н. The quad view data structure A representation for planar subdivisions
  39. Advances in Spatiol Databases, Lecture notes in Computer Science.-Springer.-1995.-PP.29−46.
  40. Inventor Mentor: Openlnventor Reference Manual.-Openlnventor Architecture group.-Addison Wesley.1994.
  41. Wernecke J. The Inventor mentor: programming Ob-jectOoriented 3D graphics with Openlnventor.-Addison Wesley.-1994.
  42. The Virtual Reality Modeling Language Specification Version 2.0.-August 1996.-http://vag.vrml.org/.
  43. Puppo E. Variable resolution terrain surfaces //Proceedings Canadian Conference on Computational Geometry.-Ottawe (Canada) 12 015 August.-1996.-PP.34−57 .
  44. Samet H. Applications of spatial data structures.-Addison-Wesley.-1990 .
  45. Dutton G. Improving locational specificity of map data a multiresolutional, metedataOdriven approach and notation //International Journal of Geographic Information Systems.-199 6.-10(3).-PP.253−268.
  46. Goodchild M.F., Shiren Y. A hierahical data structure for global geographic information systems
  47. Computer Vision, Graphics and Image Processing.-1992.-54.-PP.31−44.
  48. Klein R., Strasser W. Generation of multireslution models from CAD data for real time rendering. Theory and Practice of Geometric Modelling.-Springer-Verlag .-1996.
  49. Hoppe H. Progressive meshes //ACM Computer Graphics Proceedings.-Annual Conference Series (SIGGRAPH'96).-1996.-PP.99−108.
  50. Hoppe H. View-dependent refinement of progressive meshes //ACM Computer Graphics Proceedings.-Annual Conference Series (SIGGRAPH '97).-1997.-PP.73−8 6.
  51. Maheshwari A., Morin P., Sack J.R. Progressive TINs: algorithms and applications //Proceedindg 5th ACM Workshop on Advances in Geographic Information Systems.-Las Vegas (Nevada).-November 15−16, 1997.-PP.256−263.
  52. Xia J.C., Varshney A. Dynamic view-depended simplification for polygonal models //Proceedings IEEE Visualization '96.-S. Francisco, CA.-R. Yagel and Nielson (Eds.).-1996.-PP.327−334.
  53. De Floriani L., Magillo P., Puppo E. A formal approach to multiresolution modeling.-W. Strasser, R. Klein, R. Rau (Eds.).-Springer-Verlag.-1996.
  54. De Floriani L., Magillo P., Puppo E. Efficient encoding and Retrieval of Triangle Meshes at Variable Resolution //Technical Report DISI-TR-97−01.-Department of Computer and Information Sciences, University of Genova.-Genova, Italy.-1997.
  55. Brown P.J.С. A fast algorithm for selective refinement of terrain meshes //Proceedings COMPUGRAPHICS96.-GRASP.-December 1996.-PP.7 0−82.
  56. George Nasy Terrain visibility //Computers & Graphics. -1994. -6. -PP. 38−52 .
  57. H. Алгоритмы + структуры данных = программы.-М.: Мир.-1985.
  58. Д. Искусство программирования для ЭВМ.-М.: Мир.-1978.-в 3-х кн.
  59. П. Вычислительные структуры. Введение в нечисленное программирование.-М.: Мир.-1978.
  60. В. Интерактивная машинная графика.-М.: Мир.-1981.
  61. Rappoport A. An efficient algorithm for line and polygon clipping //The Visual Computer.-1991.-1 (7).-PP.19−25.
  62. De Floriani L., Puppo E. Hierarchical triangulation for multiresolution surface description //ACM Transactions on Graphics.-1995.-14(4).-PP.363−411.
  63. Dutton G. Polyhedral hierarchical tesselation: the shape of GIS to come //Geo Info Systems.-1991.-2(1).-PP.49−55.
  64. De Floriani L., Marzano P., and Puppo E. Multiresolution models for topographic surface description //The Visual Computer.-1996.-12(7).-PP.317−345.
  65. De Floriani L. A pyramidal data structure for triangle-based surface description //IEEE Comp.Graph. & Appl.-1995.-9(2).-PP.67−78.
  66. De Floriani L., Puppo E. Hierarchical triangulation for multiresolution surface description //A.C.M. Trans, on Graphics.-1995.-14(4).-PP.363−411.
  67. Dobkin D. and Laszlo M. Primitives for the manipulation of threedimensional subdivisions
  68. Algorithmica.-1989.-4.-PP.3−32.
  69. Boissonnat J. and Teillaud M. On the randomized construction of the Delaunay tree //Theoretical Computer Science.-112.-1993.-PP.339−354.
  70. Agarwal P.K., Suri S. Surface approximation and geometric partitions //Proceedings 5th ACM-SIAM Symposium on Discrete Algorithms.-1994.-PP.24−33.
  71. Agarwal P.K., Desikan P.K. An efficient algorithm for terrain simplification //Proceedings 8th ACMSIAM Symposium on Discrete Algorithms.-1997.-PP.162−184.
  72. Silva C.T., Mitchell J.S.B., Kaufman A.E. Automatic generation of triangular irregular networks usinggreedy cuts //Proceedings IEEE Visualization'95.-1995.-PP.201−208.
  73. Джон Кармак. Direct3D или OpenGL? //Компьютерная графика.-1996.-6.-С.68−7 0.
  74. Microsoft и Silicon Graphics совместно разработают набор графических драйверов для Windows //Компьютер-инфо.-1997.-39.-С.12.
  75. М., Строуструп Б. Справочное руководство по языку программирования С++ с комментариями: Пер. с англ.-М.: Мир.-1992.
  76. Найджел Томпсон Секреты программирования трехмерной графики для Windows 95./ пер. с англ. СПб.: Питер.-1997.
  77. У., Паппас К. Visual С++. Руководство для профессионалов: пер. с англ.-Спб.: BHV-Санкт-Петербург.-1996.
Заполнить форму текущей работой