Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные институты формирования толерантности: на примере семьи и школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ проблем, связанных с формированием толерантности, показал, что семья и школа, являясь социальными институтами, способствуют социальному, культурному функционированию, развитию и совершенствованию личности через процессы социально организуемой, целенаправленной деятельности. В результате целенаправленного воздействия на человека социальные институты семьи и школы оказываются наиболее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТАХ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
    • 1. 1. Понятие и сущность толерантности в гуманитарных науках
    • 1. 2. Семья и школа как социальные институты, отвечающие за процесс формирования толерантности
    • 1. 3. Теоретическое обоснование условий и выявление ценностей, способствующих формированию толерантности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ СЕМЬИ И ШКОЛЫ (ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
    • 2. 1. Анализ процесса формирование толерантности в социальных институтах семьи и школы
    • 2. 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных приоритетов и уровня проявления толерантности у учащихся, родителей и учителей
    • 2. 3. Модель формирования толерантности в социальных институтах семьи и школы
  • Выводы по второй главе

Социальные институты формирования толерантности: на примере семьи и школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях экономической нестабильности, социального расслоения общества, размывания нравственных ориентиров, снижения культурных ценностей, с одной стороны и ориентации на толерантность в различных областях жизнедеятельности человека — с другой, обостряется проблема взаимоотношений людей, и в этом плане поиск конкретных принципов, подходов и условий к целенаправленной организации воспитания толерантности, прежде всего подрастающего поколения, становится одной из важнейших задач социальных институтов, отвечающих за духовное, нравственное развитие личности. В этой связи появилась потребность в проведении углубленных теоретических и эмпирических исследований семьи и школы.

Актуализация проблемы формирования толерантности в социальных институтах семьи и школы обусловлена тем, что, во-первых, семья и школа являются взаимосвязанными социальными институтами формирования личностиво-вторых, семья признается одним из устойчивых, базовых институтов общества, который закладывает основы воспитания, где от поколения к поколению передаются обычаи и традиции культуры, основы общечеловеческих ценностей, которые переносятся в социальные отношения, выходящие за рамки семьи, в семье люди постигают ценность личных взаимосвязей, верности, преданности, любви, взаимопонимания и уважениясемья выступает посредником между человеком, социальными институтами и государствомв-третьих, толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме. Нравственное неблагополучие в обществе, падение воспитательной роли семьи — не полный перечень социально-экономических факторов, влияющих на развитие семьи и процесс воспитания подрастающего поколения. Грубость по отношению к ребенку воспитывает в нем агрессивность, подавленность, враждебность и другие проявления интолерантности, что отрицательно сказывается на моральном состоянии детей. Родителям становится труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше полагаются на воспитательную роль школы. В таких случаях система образования должна компенсировать недостатки семейного воспитания, духовную ущербность, нейтрализовать негативное влияние и его последствия, чтобы ребенок вопреки семейным отношениям вырос морально здоровой, толерантной личностью. Поэтому актуальность темы формирования толерантности в социальных институтах семьи и школы не вызывает сомнения и оказывается вполне обоснованной.

Степень научной разработанности темы. В современной науке проблема толерантности рассматривается исследователями в философском, социальном, психологическом и педагогическом аспектах. В философских (P.P. Валитова, В. И. Гараджа, Е. Г. Луковицкая, Е. В. Магомедова,) и социологических исследованиях (М.С. Ладыжец, В. Т. Лисовский, В. М. Соколов и др.) толерантность рассматривается как ценность (Б.С. Гершунский, В.А. Лекторский), осмысливается с социально-политической точки зрения как социальное явление, определяющее межгосударственные, межгрупповые взаимоотношения (В.В. Шалин и др.).

Вопросы этического и социокультурного аспектов толерантности рассматриваются в работах Г. А. Бакиевой, Д. В. Зиновьева, В. М. Золотухина, Г. У. Солдатовой, В. В. Шалина и др.

Рассматриваются различные социально-психологические аспекты толерантности, возможности формирования толерантного общественного сознания и проектирования вариативного образования в России в работах А. Г. Асмолова, Р. Бернса, Л. С. Выготского, А. Б. Орлова, В.А. Канн-Калика, К. Роджерса, В. А. Петровского, А. Н. Леонтьева, Л. А. Шайгеровой, О. Д. Шаровой и др. Кроме этого существуют психологические исследования, тематически близкие к проблеме толерантности: конфликты и их разрешения (Р.Г. Апресян, А. К. Колеченко, Б. И. Хасан, и др.) — межэтнических взаимоотношений, национальной, религиозной или расовой нетерпимости, ксенофобии, особенности менталитета (Г.У. Солдатова, М. А. Боуэн, А. И. Донцов и др.) — разрабатываются программы по формированию толерантных установок, навыков ненасилия и толерантного поведения (В.А. Вединяпина, Н. Воеводина, А. Е. Дмитриева, B.C. Магун, К. Фопель и др.). Педагогический аспект толерантности рассматривается в направлениях формирования: 1) отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (Т.В. Болотина, Б. С. Гершунский, И. В. Крутова, М. С. Мириманова, Л. И. Семина, В. В. Глебкин, О.В. Гуткин) — 2) межэтнической толерантности школьников (Г.Г. Абдулкаримов, Н. П. Едыгова, З. Ф. Мубинова, Ф. М. Малхозова, Е. В. Магомедова, Н. В. Мольденгауэр, В. А. Тишков, Ф.М. Филиппов) — 3) толерантного сознания школьников и студентов (Г.В. Безюлева, Г. В. Скрябина, Г. В. Солдатова, О. Д. Шарова, Г. В. Шеламова). Толерантность анализируется в контексте проблемы педагогического взаимодействия и взаимоотношений в малых группах (Л.Я. Коломинский, A.B. Кошарный, A.A. Погодина, A.M. Прохоров, A.A. Реан и др.) — рассматривается в качестве основы межкультурной коммуникации (К.П. Краковский м др.) — исследуются проблемы толерантности в школе и педагогической средеизучаются социально-педагогические процессы и средства воспитания толерантности (A.M. Байбаков, JI.B. Байбородова, В. А. Ковальчук, И. В. Крутова, B.C. Кукушкин, Е. А. Стрельцова, Г. М. Шеламова, Е. В. Швачко и др.). Толерантность как базовая ценность в человеческой среде и роль культуры толерантности в условиях трансформации российского общества, терпимость перед вызовами глобализации и другие аспекты рассматриваются в работах зарубежных (Л. Козер, М. Уолцер, Э. Фромм и др.) и отечественных ученых (М.М. Бахтин B.C. Библер, A.A. Галкин, Л. М. Дробижева, Т. Н. Заславская, В. Н. Иванов, Ю. А. Красин, Н. И. Лапин., К. У. Солдатова, В. А. Тишков. и др.). Эмпирические исследования толерантности в межэтническом взаимодействии были проведены Ю. А. Гаюровой, Л. Д. Гудковым,.

Н.М. Лебедевой и др.). Образование как система целенаправленного воздействия на индивидов с целью социализации, адаптации к потребностям общества представлено в трудах Э. Дюркгейма, К. Поппера и др. Проблемы семьи рассматриваются в работах М. Ю Арутян, A.A. Магомедова, М. С. Мацковского, А. Г. Харчева и др.

В тоже время в социологической науке тема толерантности до настоящего времени не получила фундаментального осмысления. Большинство социологов, занимающихся этой проблемой, ориентированы в первую очередь на эмпирические полевые исследования, что является вполне закономерной стадией в общем ходе концептуализации толерантности в социологии.

Наличие в обществе социальных институтов (семья, школа, вуз и др.), которые представляют собой взаимодополняющие друг друга образования, должно обеспечивать состояние равновесия и стабильности той или иной общности и общества в целом, устанавливать способы взаимодействия людей, разрешать конфликты, возникающие в повседневной жизни, способствовать формированию толерантного поведения всех членов общества. Поэтому воспитание толерантности и доверия, отношение к ним как к важнейшим жизненным ценностям в таких социальных институтах как семья, школа, во многом определят дальнейшую жизненную ориентацию учащихся, их выбор в качестве приоритетного мирного сосуществования и взаимопонимания, а не конфликтов.

Вышесказанное обусловливает принципиальную роль семьи и системы образования, выступающих в качестве главных социальных институтов, несущих ответственность за организацию общего духовного пространства, подготовку личности к жизни в полиэтническом социуме и полноценную самореализацию каждого индивида.

Цель диссертационного исследования состоит в анализе процессов, происходящих в социальных институтах семьи и школы, отвечающих за формирование толерантности личности, и разработке модели, способствующей ее формированию в семье и школе.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— исследовать представление о толерантности с позиций участников социального взаимодействия;

— исследовать семью и школу как социальные институты, отвечающие за процесс формирования толерантности;

— определить условия и ценности, влияющие на формирование толерантности в семье и школе;

— проанализировать процесс формирования толерантности в семье и школе в условиях современной трансформации;

— выявить взаимосвязь ценностных приоритетов и уровня проявления толерантности у учащихся, родителей и педагогов;

— разработать модель, способствующую формированию толерантности личности в социальных институтах семьи и школы.

Гипотеза исследования — в современном российском обществе, проходящем через сложные трансформационные изменения, семья и школа как взаимосвязанные социальные институты оказывают определяющее влияние на формирование толерантной личности в процессе первичной социализации.

Объект исследования — социальные институты формирования толерантности в условиях современных трансформаций.

Предмет исследования — процесс формирования толерантности личности в семье и школе в современной России.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологическую и теоретическую базу исследования составляют структурно-функциональный, системный, институциональный подходы. Данные подходы сформулированы в трудах крупнейших социологов: Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Р. Мертона, Т. Парсонса, которые заложили основы изучения институциональной целостности общества. Исследование опирается на работы основоположников указанных подходов, их последователей, а также на труды современных отечественных ученых М. Ю. Арутян, М. С. Мацковского, А. Г. Харчева и др., рассматривающих проблемы семьи как социального института, Э. Дюркгейма, К. Поппера и др., анализирующих образование как систему целенаправленного воздействия на индивидов с целью социализации, адаптации к потребностям общества.

Теоретическими основами для написания диссертации явились работы отечественных и зарубежных исследователей (Р. Берне, P.P. Валитова, Б. С. Гершунский, Д. В. Зиновьев, В. А. Лекторский, Г. У. Солдатова и др.) рассматривающие различные аспекты формирования толерантности личности, взаимоотношений в семье и образовательном учреждении.

Эмпирическая база исследования: для сбора эмпирического материала использованы конкретно-социологические методы: анкетирование, вторичный анализ данных социологических исследований, материалов статистики, анализ документальных источников, а также авторские социологические исследования, проведенные среди старшеклассников (а также их родителей) и педагогов средних образовательных школ г. Краснодара.

В качестве источников социологической информации были использованы:

— материалы монографий, научно-практических конференций, научные статьи, содержащие данные по проблемам этнической, религиозной толерантностиматериалы всероссийских и региональных исследований, проведенных ВЦИОМ, Левада-Центром, РОС, ФОМ.

При проведение авторских социологических исследований использовались: анкетный опрос учащихся, родителей и педагоговметодика Ш. Шварца (при выявлении ценностных ориентаций), опросник ВИКТИ (Г. Бардиер) (при выявлении вида и степени выраженности толерантности).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определено содержание толерантности как позиции участников социального взаимодействия (учащиеся, родители и педагоги);

— исследованы семья и школа как социальные институты, отвечающие за процесс формирования толерантности в контексте социализации ребенка;

— определены условия и ценности, влияющие на процесс формирования толерантности личности в семье и школе;

— проанализирован процесс формирования толерантности в социальных институтах семьи и школы;

— экспериментально выявлена и доказана взаимосвязь ценностей и уровня проявления толерантности у учащихся, родителей и педагогов;

— на основании теоретического и эмпирического анализа разработана модель, способствующая формированию толерантности в семье и школе, которая может найти свое применение в образовательном пространстве.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Толерантность понимается как активная позиция участников социального взаимодействия, формируемая в процессе первичной социализации, которая заключается в понимании, уважении и принятии другого человека таким, каков он есть, его убеждений, мнений, форм поведения, без применения агрессии, давления, насилия и принуждения. Толерантность как интегрирующая категория включает в себя такие ценности, как открытость, доброта, безопасность, справедливость, честность, альтруизм. Имеет свою структуру, в которую входят субъекты, объекты, уровни и сферы толерантности (межнациональная, тендерная, профессиональная, межпоколенческая).

2. Анализ проблем, связанных с формированием толерантности, показал, что семья и школа, являясь социальными институтами, способствуют социальному, культурному функционированию, развитию и совершенствованию личности через процессы социально организуемой, целенаправленной деятельности. В результате целенаправленного воздействия на человека социальные институты семьи и школы оказываются наиболее эффективными средствами формирования новых отношений в российском обществе, основанных на взаимоуважении и признании прав другого человека, а также норм поведения, в том числе и толерантного. Формирование толерантности осуществляется с целью подготовки личности к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, культурной, семейно-бытовой) и опирается на традиции и культуру, готовность людей к любым изменениям в сложившихся социально-экономических условиях.

3. Процесс формирования толерантности состоит в создании условий (благоприятная атмосфера в семье и школеформирование активности, самостоятельности и сознательностиформирование ответственного поведения к себе и своим поступкамразрешение конфликтных ситуаций конструктивными способами, приобщение к общечеловеческим ценностям) для осознания учащимися личностно значимого смысла толерантности как ценности и трансформации ее в принцип, определяющий деятельность человека, его отношение к другим людям, норму и образец поведения.

4. Анализ процессов, происходящих в социальных институтах, выявил взаимосвязь семьи и школы, отвечающих за процесс формирования толерантности в контексте социализации ребенка. Процесс формирования толерантности в социальных институтах завит от того, на каких условиях выстраиваются взаимоотношения между учащимися, родителями и педагогами и какие ценности являются приоритетными в поведении и деятельности родителей и педагогов.

5. Экспериментально выявлена и доказана взаимосвязь между ценностными приоритетами и уровнем проявления толерантности. Во-первых, являясь значимой, ценность доброты оказывает влияние на проявление тендерной, межличностной, межэтнической толерантностиво-вторых, ценность безопасности, выражающаяся в стремлении к социальному порядку, безопасности для семьи, национальной безопасности, взаимопомощи, влияет на проявление поколенческой и межличностной, а также профессиональной и управленческой толерантностив-третьих, приоритетность ценности универсализма, которая заключается в потребности выживания групп и индивидов, становясь необходимой при вступлении в контакт с кем-либо, связана с проявлением управленческой, профессиональной и социально-экономической толерантности.

6. Модель формирования толерантности личности в социальных институтах строится на принципах: природосообразностикультуросообразностииндивидуально-личностной направленностиценностно-смысловой направленностицелостностисотрудничествасоциальной активности. В триаде «семья — личность воспитанника — школа» школа и семья как социальные институты дают каждому учащемуся/воспитаннику опыт свободы и самостоятельности, формируют ответственное поведения к себе и своим поступкам, помогают приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми. Взаимодействие учащихся и педагогов носит демократический характер, основанный на диалоге, уважении и сотрудничестве. Школа по отношению к педагогическому коллективу обеспечивает повышение уровня подготовки педагогических кадровпедагогический коллектив разрабатывает и внедряет технологии, способствующие толерантному взаимодействию, обеспечивает свободу выбора деятельности учащихся, разрешает конфликтные ситуации, возникающие в повседневной жизни, конструктивными способамивзаимоотношения в семье базируются на доброжелательности, честности, снисходительности, доверии, понимании, уважении прав и свобод каждого в благоприятной психологической атмосфере и толерантном взаимодействии.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется актуальностью поставленных задач, обобщением и осмыслением отечественных и зарубежных теоретических и прикладных исследований формирования толерантности личности в социальных институтах, обоснованием условий и выявлением ценностей, приоритетность которых способствует формированию толерантности в семье и школе. Теоретическая значимость работы определяется также положениями о научной новизне диссертационного исследования.

Практическая значимость работы определяется разработкой модели, способствующей формированию толерантности в социальных институтах семьи и школы. Апробированы методики, позволяющие диагностировать начальный уровень толерантности. Полученные данные могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут применяться в преподавании курсов социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе, таких как общая социология, социология образования и др.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических семинарах на кафедрах социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ, философии и социологии Краснодарского университета МВД России, а также на межрегиональных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе, на научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Развитие социально-культурной сферы Юга России» (Анапа, 2005,2006 гг.). По теме диссертации опубликованы 4 научные статьи и курс лекций общим объемом 12,4 п. л.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Исходя из анализа литературы, а также данных исследования, мы можем предположить, что процесс формирование толерантности в социальных институтах семьи и школы является взаимосвязанным.

2. Ценностные ориентации учащихся, родителей и учителей различны по уровнями и типами проявления толерантности.

3. Экспериментально обоснованы инвариантные условия реализации модели формирования толерантности в социальных институтах, к которым относятся:

— благоприятная семейная атмосфера;

— способность выстраивать отношения, основанные на любви, эмпатии, доброжелательности;

— формирование активности, самостоятельности и сознательности;

— формирование ответственного поведения к себе и своим поступкам;

— уважительное отношение к личности ребенка, его мнениям и убеждениям;

— разрешение конфликтных ситуаций конструктивными способами;

— приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

— организация толерантного пространства в образовательных учреждениях;

— гуманистическая воспитательная система школы;

— повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров.

— актуализация мотивационной готовности педагогического коллектива;

— обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности;

— формирование активности, самостоятельности и сознательности;

— формирование положительной «Я"-концепции.

— выстраивание отношений на основе сотрудничества, уважения и диалога;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Толерантность — активная позиция участников социального взаимодействия, формируемая в процессе социализации, которая заключается в понимании, уважении и принятии другого человека таким, каков он есть, его убеждений, мнений, форм поведения, без применения агрессии, давления и принуждения.

2. В результате целенаправленного воздействия на человека, социальные институты семьи и школы оказываются наиболее эффективными средствами формирования новых отношений в российском обществе, основанных на взаимоуважении и признании прав другого человека, а также норм поведения, в том числе и толерантного. Формирования толерантности осуществляется с целью подготовки личности к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, культурной, семейно-бытовой) и опирается на традиции и культуру, готовность людей к любым изменениям в сложившихся социально-экономических условиях.

3. Наше исследование было направлено на частичное разрешение противоречия между наличием социального заказа на формирование толерантности в семье и школе и недостаточным уровнем научной разработанности принципов ее формирования. Процесс формирования толерантности состоит в создании условий (благоприятная атмосфера в семье и школеформирование активности, самостоятельности и сознательностиформирование ответственного поведения к себе и своим поступкамразрешение конфликтных ситуаций конструктивными способами, приобщение к общечеловеческим ценностям) для придания учащимся личностно значимого смысла толерантности как ценности и трансформации ее в принцип, определяющий деятельность человека, его отношение к другим людям, норму и образец поведения.

4. Целью исследования был анализ процессов, происходящих в социальных институтах, оказывающих влияние на формирования толерантности и разработке модели, направленной на формирование толерантности в социальных институтах. В диссертации впервые на уровне эмпирического исследования определены условия и выявлены ценности, способствующие формированию толерантности и описан характер связей проявления толерантности в зависимости от преобладающих ценностных приоритетов.

5. Модель формирования толерантности в социальных институтах строится на принципах: природосообразностикультуросообразностииндивидуально-личностной направленностиценностно-смысловой направленностицелостностисотрудничествасоциальной активности. В триаде «семья — личность воспитанника — школа» школа и семья как социальные институты дают каждому учащемуся/воспитаннику опыт свободы и самостоятельности, формируют ответственное поведения к себе и своим поступкам, помогают приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми. Взаимодействие учащихся и педагогов носит демократический характер, основанный на диалоге, уважении и сотрудничестве. Школа по отношению к педагогическому коллективу обеспечивает повышение уровня подготовки педагогических кадровпедагогический коллектив разрабатывает и внедряет технологии, способствующие толерантному взаимодействию, обеспечивает свободу выбора деятельности учащихся, разрешает конфликтные ситуации, возникающие в повседневной жизни конструктивными способами, взаимоотношения в семье базируются на доброжелательности, честности, снисходительности, доверии, понимании, уважении прав и свобод каждого в благоприятной психологической атмосфере и толерантном взаимодействии.

Наиболее существенными результатами исследования являются следующие:

— уточнено содержание толерантности как позиции участников социального взаимодействия, формируемая в процессе первичной социализации, которая заключается в понимании, уважении и принятии другого человека таким, каков он есть, его убеждений, мнений, форм поведения, без применения агрессии, давления, насилия и принуждения.

— рассмотрены социальные институты семья и школа, отвечающие за процесс формирования толерантности;

— определены условия и ценности, влияющие на формирование толерантности в семье и школепроанализирован процесс формирования толерантности в социальных институтах семьи и школы;

— выявлена и доказана взаимосвязь ценностных приоритетов и уровня проявления толерантности у учащихся, родителей и учителей;

— разработана модель формирования толерантности в социальных институтах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Ермаков П. Я. О становлении тшерачтиой ¡-шчнпсгм к поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. — К" 3. -С.78−82.
  2. К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с макед. М.: Просвещение. 1991. — 159 с.
  3. Ю.П. Категория «социальный институт» // Философские науки. 1984. № 1.
  4. Г. М. Социальная психология, -М.г Аспект Пресс, 1999.
  5. H.H. Толерантность// социологическая энциклопедии., С-330.
  6. А. Г. Политическая власть: Вопросы 'методологии исследования, Красноярск, 1986. Власть- Очерки современной полита чес кой философии Запада. М., 1989.
  7. В. Семья и формирование личности: (анализ аспектов ятеист, и религ. воспитания) / Отв. ред. Э.М. Ткачев- АН ТССР. Ин-т философии и прана.- Ашхабад- Ымым, 1991, — 101. с.
  8. A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза: Дне.. канд. лед. наук, У фи.* Башкирский гос. пед. ин-т, 1997. — 202 с.
  9. А .И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М, Медкон. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Межд. ун-та бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.1. JWft С
  10. Р. Эмиль Дюркгейм. // Этапы развития социологической мысли. М., 1993. -С.315−400.
  11. И.Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном cm няни и России. М.: Cmuul i 99R. —r, А /40 с.
  12. АХ. Психология личности: Принципы общенсиходогического анализа. М.: смысл, 2001. — 416 с. 1 ZT1 IUI
  13. А.Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию, JVL, 2000. — С/5−8
  14. А.Г., Солдатова Г. У., Шайгерова JI.A. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. -М.:МГУ.2001.-Вып 1.-С.8−18.
  15. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. М., 1986.
  16. В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. 2000. — Nl> 3. — САЗ.
  17. В.П., Бездухов A.B. Ценностный подход к формированию 1уманистической направленности студента будущего учителя. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2000.- 185 с.
  18. Белова С< Профессионализм учителя способность к нескончаемому диалогу // Народное образование — 2001 7.-СЛ03−110.2Т.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. г Прогресс, 1986.- 420с.
  19. B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы филоеоф-Ии, 1989. — № 6. — СЗ J -42.
  20. B.C. Культура. Диалог культур. (Опыт определения) // Вопросы философии. Т989. — №. 6. — С.31−42.
  21. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Поил o. u oj и ч еска и миунв и образование. 1996. Ка 4. С. 66.
  22. Би.м-Бад Б.М., Петроиский A.B. Образование в копте кече социализации II Педагогика. 1996. — № 1. — С.3−8.
  23. В.А. Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в современном обществе). -Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1974. 186 с.
  24. Бодалев А. А. Проецирование и взаимодействие в общении П Педагогика. -1994. № 1.-С.11−14.
  25. Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. М.: Педагогика, 1995. — 230 с.
  26. Т.В. Проблема прав человека в содержании образования // Педагогика. -1999. №> 2. — С.3−7.
  27. Большой психологический словарь. -М., 2000. -363 с.
  28. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания П Педагогика. 1995. — № 8. — С.16−18.
  29. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 7. — С. 16−17.
  30. С. К. Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: -НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
  31. C.JT. Образование: ненасилие, толерантность и гуманитарная экспертиза // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. Выпуск № 3−4. http: // wvvvv.tolerance.ru/p-last/shtml
  32. С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании http:// www.lolerance.ru/p-bibh'o-readhail. shtml
  33. Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия: Материалы «круглого стола». Культура, культурология, образование // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 12−18.
  34. Л. Диалогическая педагогика Пауло Фрейре // Высшее образование в России. 2001. — № 3.-С.122−127.
  35. К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-141 с.
  36. P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вест. Моск. унта. Сер.7.Философия. 1996.- № 1. — С.33−37.
  37. В. Семья и ее функции. М., 1994.
  38. М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1995.
  39. М.А. Педагогическая синергетика: Монография Курган: Изд-во Курганского государственного университета.2001 -405 с.
  40. Ю.Г. Социология: Курс лекций. Учебное пособие. Ростов н/Д., Феникс, 2000.
  41. JI.A. Диалог культур: теория и реальность (на примере Северного Кавказа). Пятигорск, 2003. — С.253.
  42. Э.Ф. Семья и родство //Американская социология. М., 1972. С. 163−173.
  43. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып.6. М.: Инноватор, 1996. -143 с.
  44. Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. Учебно-методическое пособие. М.: Академический проект. — 2004. — 240 с.
  45. З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. 1994. — № 5
  46. И. Принцип неопределенности в образовании // Высшее образование в России. 1999.-№ 1.-С.32−36.
  47. .С. Кто и куда намерен вести российское образование? // Открытая политика. 1998. — № 3−4. — С.52.51 .Гершунский Б. С. Философия образования (в авторской редакции). М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.-432 с.
  48. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М., 1995.-447 с.
  49. А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // вопросы философии -1992.-№ 3. С.54−64.
  50. М.П. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — № 3 — С.43−52.
  51. JI.B. Толерантность как проблема философии образования: Дис. канд. философ, наук / JI.B. Головатая. Ставрополь, 2006. — 179 с.
  52. Н.В. Психология конфликта. СПБ.: Питер, 2002. — 464с.
  53. П.С. Мистика как культурная традиция // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 143.
  54. Н.В. Социально-педагогическая деятельность в сельском образовательном социуме // Проблемы модернизации образования: региональный контекст. Ставрополь, 2003. — С.257.
  55. A.A. Моральная демагогия как социальный феномен // Реформаторские идеи в социальном развитии России. М.:ИФ РАН, 1998. С. 94.
  56. A.A. Ненасилие и перспективы общества // Философские науки. 1990.-№ 11.- С.83−89.
  57. A.A. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии.1 ЛП Л 1Р, / Л If 41
  58. VV4- J←' п. — (vV-ч " .
  59. A.A. Социальная природа нравственности. М.: Издательство Московского, университета, 1974, — 157 с,
  60. A.A. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1990. 3.1. П ТЛ О 1 4 ??.-{Si.
  61. В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. T.4:P-V. -M.iPvc.a-t. 1998.-688с.1. У '
  62. В. Толковый словарь русского языка. М., 1998. — 401 с.
  63. С.В. Проблемы развития системы коснитями" детей к Российской Федерации //Педагогика. 2ooi. Jy> L- c.io.
  64. Деклапация принципов толерантности, принятая на двадцать восьмой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. Париж: ЮНЕОКлО, 1995.- 16с.71 .Дементьева И. Ф. Дис.. докт.еоциол. наук /И.Ф. Дементьева. М., 2006. — 273 с.
  65. Демократия: конфликтность и толерантность. / Под ред. B.C. Рахманина. -Воронеж: Воронежский государственный университет. 2002. 402 с,
  66. Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. В 2-хтом ах .М. 1999.
  67. И.О. О некоторых причинах интолерантного поведения // Век толерантности- Научно-публицистический вестник. Вьш. 3−4. — hUp: www.lolerance.ru/p-mag-iasi/shiini
  68. Дми-фиен Г, Д. Многокультурноеть как дидактический принцип // Педагогика, — 2000.- т 10. С. 3−11.
  69. Г. Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США // Педагогика. 1999. jy> 7. -C.1O7-H 7.77,Добром ь кона Кравченко А, И, Социожи ические институты и процессы. М., 2000.
  70. Ф.М. Братья Карамазовы: Роман / Ф.М.Достоевский- Худож. И.Глазунов. М.: Худож. лит., 1989. — Я34 с.
  71. Л.М. Об условиях формирования толерантных установок обшестненного сознания и поведения групп н российском социуме // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. Вып. 3−4. -bllp.'vvwvv.iolerance.ru/p-mag-iHSi/shiml
  72. ВО.Жуковский И. В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе // Педагогики, 2001. — № 3. — С,.47−70.81.3еер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пос. для студ. вузов. -Екатеринбург- Деловая книги. 2003, — 336 с,
  73. В.М. Две концепции толерантности. Кемерово: Изд-во Кушасс. гос. техн. ун-та, 1999,-63 с. 87.3олотухин В. М. Толерантность как принцип поведения // h (lp://virhil.ei)nne<.nei/s<>nH/05−2fi02/ie.xi/059.bim/
  74. Н.С. Человек в поисках идеальной общности /У Человек и его духоиные ценности Курган: Изд-во КГПИ, 1995. — С.3−11.
  75. E.H. Герой нашего урока. М.: Педагогика, 1991. — 288 с.
  76. Ильин И, А. Путь духовного обновления / ИА.И.иьнн. Путь к очевидности, — М.: Республика, 1993. 432 с. 91 .Ильина Т, А, Системно-счруктурнмй подход к организации обучения. — М., 1972.-С. 16.
  77. O.B. / Дис. на соиск. уч. ст .канд. пед. наук. Оренбург, 2004. — 186Q
  78. М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // Антропология (web-кафедра философ, антропологии). http: // www.antropology.ru
  79. Каган М. С Мир общения: Проблемы межсубьектных отношении, jvl- Политиздат, 1988. — № 9. — С.91−102.
  80. И. Из лекций, но :лике / Этическая мысль: Науч.-иублицист. чтения / Ред-кол.: А. А. Гусейнов и др. М.: Политиздат, 1990. — С.296−322.
  81. В.А., Новикова Л. И., Селиванова H.J7. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  82. В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководит""). Смб,. 2004,
  83. П. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми. М. 1998.
  84. A.B. Аксиологический подход к развитию творческого потенциала личности // Ишад рации науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика. Мат. респуб. конф. -Оренбург- ИПК «Южный. Урал», 1993. С.22−28,
  85. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Mohoj рафия. — Оренбург- Южный Уршц 1996. I 90 с.
  86. Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие дли слушателей дополнительного профессионального педагогического образования. -М.: Академический проект, 2004.- 176 с.
  87. . А. Социология семьи / А. Клецин // Социология к России / под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доиолн. — М.: Издательство Института социологии РАН. 1998. — С. 415−435.
  88. И.В. Формирование толерантности молодежи в современных условиях: Дис.. канд. социол. наук / И. В. Ключник. Белгород, 2005. -181 с.
  89. О.Н. Личность граница и безграничность социального // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 4. — С.81−97.
  90. А. Поиск взаимных компромиссов // Высшее образование в России. 2000. № 2. — С.66−74.
  91. П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения:Дис.канд. пед .наук. -Курган, 2000.-176 с.
  92. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. 3-е изд. -М.: Политиздат, 1989. — 350 с.
  93. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Наука, 1989. — 255 с.
  94. Н. Социальный институт как общественное явление (социологический аспект). Свердловск, 1983.
  95. М. Открытая философия и открытое общество. М, 1972.
  96. Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002. — 176 с.
  97. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учеб-метод, пос. для высш. учеб. завед. М.: Академич. проект, 2002. — 240 с.
  98. Н.Б. Социальный институт как общественное явление (на материалах институтов культуры):Автореф. дис. канд. филос. наук.-Свердловстс, 1982.
  99. Дж. Структура социологической теории, М&bdquo- 1.985.
  100. А.И. Социология: учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2001. 2-е изд., перераб. И доп. — 508 с.
  101. Г. Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 992 с.
  102. А. Терпимость // Здравый смысл. 1998.- № 9. — С. 15−28.
  103. Л.Н., Султанов К. В. Духовные отношения: особенности их возникновения и принципы сознательного формирования.- СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ин-та, 1992. 17 с.
  104. Н.В. Толерантность: генезис и типология: Дис.. канд.филос. наук / Н. В. Круглова. СПб., 1998. — 148 с.
  105. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 141 с.
  106. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989.-С. 13−14.
  107. А.Н. Способно ли политическое образование в России «открыть» закрытое общество? // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С.73−84.
  108. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») Выступление Л. П. Буевой //Вопросы философии. 1997. № 2. С. 16.
  109. Культура, культурология и образование (материалы круглого стола. Выступление В.А.Лекторского) // Вопросы философии. 1997.-№ 2. — С. З-56.
  110. Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. — 400 с.
  111. А.П. Право естественное // Русские просветители (от Радищева до декабристов). М, 1966. — С.222−237.
  112. В.Н. Трудности межличностного общения : Автореф. дис. канд. психол.наук. СПб., 1991.
  113. Дж. О плюрализме человеческой природы // Вопросы философии. -1992.-№ 10.-С.103−111.
  114. И.И. Наука как социальный институт. Л., 1971.
  115. В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 27.
  116. В.А. О толерантности // Философские науки. -1997.-№ 3−4. -С.14−18.
  117. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы филисофии.-1997.-№ 11. С.46−54.
  118. В. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России. 1999. № 4. С.37−38.
  119. О.В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи: теория и практика: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1997. — 19 с.
  120. О.В. Проблемы теории и практики интерсоциального воспитания учащейся молодежи. Челябинск, 1996. — 136 с.
  121. Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов-н/Д., 1994. С. 216.
  122. М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. 1995.-№ 2. — С. 110−121.
  123. В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование): Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», вып. 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С.40−44.
  124. .Т. Методологические основы педагогики. Самараб Изд-во СИУ, 1998.-200 с.
  125. Ю.М. и тартусско-семиотическая школа. М., 1994. С. 459.
  126. М.В. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антоним, пар. М.: Русский язык, 1988. — 600 с.
  127. Е.В., Лаврухина И. М. Веротерпимость как форма толерантности. Зерноград: Изд-во Черномор, гос. агроинж. акад., 1999. -19 с.
  128. A.A. Толерантность и семья // Качество образования как социальная проблема: Материалы региональной научной конференции. -Ставрополь, 2002. С. 300.
  129. Е.В. Толерантность как принцип культуры: Дис.. канд. филос. наук / Е. В. Магомедова. Ростов-н/Д, 1999. — 163 с.
  130. В.В., Малькова З. А., Сапрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 6.
  131. A.C. Лекции о воспитании детей. /A.C. Макаренко. Педагогические сочинения: В 8 т. -М.: Педагогика, 1984. Т.4. С.59−116.
  132. Г. Г. Воспитание толерантности как фактор развития личности. Дис. .канд. пед. наук. Псков. — 2006. — 231 с.
  133. М.С. Толерантность как объект социологического исследования / Век толерантности. Научно-публицистический вестник. -2001.-№ 3−4.-С.84−99.
  134. М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1983.
  135. М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. 116 с. 1 т"i
  136. М.С. Толерантность как объект социологического исследовании // Re" толерантности: Научнон<�убиициетич*ч.:ким• нести"", — Вын. 3−4. htlp: www.toleranee.m/p-mag-iast/shlml
  137. Маттумото /1. Психология и культура: Пер. с англ. 3-е междунар. изд. — СПб.: Прайм-еврознак- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 414 с.
  138. Методы системного педагогической! исследования: Учеб, пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980.
  139. Мин, M. Kyiisiypa и мир детства: ичбр, произведении: Пер. с англ. и ^ коммент. Ю. А. Асеева. М.: Наука, 1988. — 429 с.
  140. И.М. Со г ги л л к, но не да г" г и чес к < ie моделирование профессиональной направленности в вузах культуры (ценностноjtij)SHsie аспекты): Дис.. Д-ра пед. наук, — Казань, 200. — С.110.
  141. М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности" — 2002- —С.
  142. М.С. Конфликтология : Учебник для студ. сред. пед. I учкГ", 'iHHeiitiHnii. —M: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
  143. И.В. Парадигмы социологического познания // Социальному мйни) uptгые знания. 1999. № 4. — С. 74−91.
  144. М.П. Проблемы толерантности в постсоветской России // Философские науки. 2.002.4. — С-64−70.
  145. М.П. Терпимость свойство культуры, путь к 1ражданскому c.oniai:iiH> / «Г.и'.)б (>)|нам мысль». 5−19. — С. 59−69,
  146. На пути к толерантному сознанию / Огв. ред. А. Г. Асмолов. М.:1. Сммсл. 2ООО. — 255 е. 1 *
  147. Е.Л. Школа миротворчества для сахмых маленьких // Толерантность и культурная традиция: Сб. сппг-й / Под ред. М. Ю. Мартыновой. М.: Изд-во РУДН, 2002. — 267−324.
  148. Н.Д. Духовность и религия в светском образовании // Сборник докладов VI Международных рождественских чтений. М., 1998.-С.37−51.
  149. П. Толерантность как моральный идеал // Толерантность в шнременной цинилизации: материалы международной конференции. Екатеринбург, 14−19 мая 2001 года / Под ред. Хомякова М. Б. -Ека теринбург: Изд-во Ура л, ун-та. 2001, С. 121−155.
  150. П. Толерантность как моральный идеал // Толерантность. Вестник уральского межрегиональною института общественных отношений. 2002. — № 1. — С.99 -101.
  151. Новейший философский словарь / Спет. А. А. Грицннпв, М: Изд-во В. М. Скакун, 1998.-896 с.
  152. А.П. Воспитание мира к умак людей // Народное образование. 1995.- № 8−9. — С. 60−65.
  153. Ориентация — ислам> или назад в будущее. Интервью с Г, Джемилем // Человек. 1999. № 3. — С. 120.
  154. A.A. Стандарты высшего педагогического образования- пути совершенствования. М.: Педагогика, 2000. — 110 с.
  155. В. Толерантная иозиция: педагог и студент // Педагогический Вестник. 2006. 1. — С.23−24.
  156. Т. Общий обзор / Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  157. Педагогика: Учеб. пособие дня студ. вые. кед. учеб. заведений / R A. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред.В. А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. — VI.: Издательский центр «Академия», 2003. — 576 с. ISBN -7695- 0878−7
  158. П ерцев A.B. Ментальная толерантность // Толерантность. Вестник Уральского м ежре ги о н ал ь н о го института общественных отношений, 2002. -№ 1.-С.32.
  159. В.А. Личность к психологии: парадигма субьектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  160. A.A. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире («Урок толерантности») // Ь"п:// www.lolenwce.ru/
  161. Политическая энциклопедия. М.: Просвещение, 1999. — 504 с.
  162. В.Н. Психология духовности. М.: Магистр, 1998. — 163 с. 183. uouuep К, Р, Открытое общество и его враги. В 2 т. / Пер. с англ. Под общ. ред. В. Н. Садовского. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. Т2. — 525 с.
  163. Проблема прав человека в содержании образования И Педагогика. 1999. № 2. С. 5.
  164. Риэрдон Бетти Э. Толерантность дорога к миру. — М.: Бонфи, 2001.1. ЛЛ1, 1. МЛ С.
  165. Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-ао Новосибирского ун-та, 1998. — 292 с.
  166. U.M. Парадоксы российской толерантности // Власть. -200 310.-С. 8−15.
  167. К.С. Толерантность: конформизм или милосердие / Дискурс Пи. Научно-практический альманах. Выпуск 3. «Дискурс толерантности в глобальном мире». Екатеринбург, Изд-ко УрГУ, 2003, — С, 15−16.
  168. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 1993. -263 с.
  169. Российская социологическая энциклопедия. М.: НОРМА — ИНФРА, 1998. — С.51е}.
  170. Руссо Ж.-Ж. «Эмиль или О воспитании» / Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения: кн. для учителей I Сост. С. Я. Кипи, М.: Просвещение, 1992.-С. 181−221.
  171. Рыбаков M.ivi. Конфликт и взаимодействие н педагогическом процессе: Книга для учителей. -М.: Просвещение, 1991.- 127 с.
  172. В.Ш. Любовь как откровение личности Божественной и человеческой // Человек. -2004.-N" 1. С.65−76.
  173. H.A. Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России. Дис. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. Иркутск, 2006.-201 с.
  174. Л.А. Институт социальный. Современная западная социология.1. М 1ллп? VI,. I У VII,
  175. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. иос. я 1 ПГ° о?/ «IVU. ivVo. — ?jn С.
  176. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование., 1998- - 256 с.
  177. В.Ф. Образование: образ культуры // Вопросы философии. 1984. — JST» 12. — С.1−2.
  178. И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. 1990.- № 12. — С.101−1 05.
  179. К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек.- 1992.-№ 2−5.
  180. Скворцов Перспективы толерантности // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Толерантность и архитектоника эмоций/ Под ред.Л. В. Скворцова. М.: ИНИОН РАН, 1996. — С.8 — 46.
  181. Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. 1997.- № 3. — С.138−155.
  182. Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // mvvv.toierance.ru
  183. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа Пресс, 1995. — 384 с.
  184. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. — 576 с.
  185. Словарь русского языка: в 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981.
  186. Р. Отказаться от репрессивного стиля воспитания // Семья и школа. 1994.- № 6. — С. 14.
  187. Современная западная социология: Словарь. -М., 1990. -350 с.
  188. Г. У. Практическая психология толерантности или Как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. 2003. — Выпуск 6. -С.60−78.
  189. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и с другими: тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. -112 с.
  190. B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. -М. J 9.90, Т. 1-С. 194.
  191. B.C. Соч.Т.1.- М., 1990.
  192. П.А. Система социологии. С-Пб, 1920. Т. 1.
  193. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. М., 1992.
  194. Социология семьи: учебник / под ред. проф.А. И. Антонова. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 640 с.
  195. Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В. И. Добронькова. -М., 1999.
  196. Социология. Учебное пособие. Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева и др. М., 1996.
  197. E.H., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 160 с.
  198. П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2000. — 84 с.
  199. П.В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. 2001 .-№ 6. — С. 152−156.
  200. И.Н. Базовые ценности индивида // Философия ценностей. -Курган: Изд-во Курганского ун-та, 1998. С.80−81.
  201. И.Н. Воспитание как социокультурное производство человека. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1994. — 209 с.
  202. И. Н. Философия С. Франка: Отношение «Я-Ты» как духовная реальность // Философия ценностей. Курган: Изд-во КГУ, 1998. -с.25−28.
  203. И.Н., Шалютин С. М. Духовность как качество личности и проблема ее воспитания. Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2004. — 155 с.
  204. Л.А. Философия и история образования. М., 1999.
  205. Л.Д., Самыгин С. И. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Ростов н/Д: Издательский цент «Март», 2001. — 256 с.
  206. А. К вопросу о предпосылках институционализации науки //Социологические проблемы науки. М., 1974.
  207. А. Дж. Постижение истории, (пер. с англ.). -М., 1991.
  208. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических статей. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: — ППО «МОДЭК», 2002.-368 с.
  209. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических статей. 2-изд., стереотип.- М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: ППО «МОДЭК», 2003. — 368 с.
  210. Толерантность / Под ред. М. П. Мчедлов. М.: Республика, 2004. -416 с.
  211. Толерантность. Под ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2002. — 210 с.
  212. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998
  213. Толковый словарь русского языка / Под ред.Д. Н. Ушакова. М., 1994.- 726 с.
  214. Л.Н. Педагогические сочинения / Вступ. ст. Н. В. Вейкшан (Кудрявой), с.6−32- СССР. М.: Педагогика, 1989. — 542 с,
  215. М. Социология образования //Американская социология. М., 1972. С. 174−187.
  216. Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. -№ 1,-С.103−110.
  217. Х.Г. О новой парадигме образования //Педагогика. 1999. № 2. С. 15−19.
  218. М. О терпимости. Пер. с англ. И. Мюржберга. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 160 с.
  219. Учебный социологический словарь. Издание 3-е, дополнительное, непеработанное / Под ред. Кравченко СЛ./ М.: «Экзамен», 1999. 352 с.
  220. К. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. -1997.-№ 2,-С.14−28.
  221. В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987.-№ 3. — С. 11 -28.
  222. H.H. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки. 2004, — № 4. — С.5−27.
  223. Философский энциклопедический словарь. М., 1997. — 576 с.
  224. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  225. Франк C. J1. Душа человека / C.JI. Франк. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. — С.419−632.
  226. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» / З.Фрейд. Избранное. Книга 1. — М.: Московский рабочий, 1990. — С.3−67.
  227. С.С. Социология. М., 2003.
  228. Э. Душа человека. М. Республика, 1998. — 429 с.
  229. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. — 238 с.
  230. Э. Человек для себя / Пер. с англ. и послссл. Л. А. Чернышевой. Минск: Харвест, 1992. — 252 с.
  231. Э. Человеческая ситуация. М.: Изд-во «Смысл», 1995. — 238 с.
  232. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.
  233. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. М.: Мысль, 1979.
  234. Г. Г. Брак и семья в СССР. М., 1974.
  235. В.Г. Основы социологии: учебник для студ. сред. спец. учеб. завед. / В. Г. Харчева. М.: Логос, 1997. — 304 с.
  236. О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире//Философские науки. 1991. — № 2. -С.16−28.
  237. М.Б. Проблема толерантности в христианской философии. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. 296 с.
  238. А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981.-374 с.
  239. Человек, общество, толерантность: Учебное пособие / Ю. А. Агафонов, Л. Г. Костюченко, В. В. Шалин, М. Ю. Попов, В. Г. Третьяк, В. Л. Харсеева. -Ростов н/Д: Наука-Пресс. 2005. — 448 с.
  240. Человек: образ и сущность: (Гуманитарные аспекты). Толерантность и архитектоника эмоций / РАН ИНИОН / Под ред. Л. В. Скворцова. М.: ИНИОН, 1996.-250 с.
  241. О.Г. Формирование межличностной толерантности старшеклассников: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, педагог, наук. -Тюмень, 2005.
  242. В.В. Образование и формирование культуры толерантности // История (Приложение к газете «Первое сентября»). 2002.- № 11.-8−10.
  243. В.В. Толерантность (Культурная норма и политическая необходимость) Краснодар: «Периодика Кубани», 2000. — 256 с.
  244. В.В., Альбов А. П. Право и толерантность: либеральная традиция в эпоху глобализации. 2-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. — 266 с.
  245. .В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2000. — № 5. -СЛ 7−27.
  246. О. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности) // Общественные науки и современность. 1994. — № 4. — С. 12−18.
  247. Т.Н. Метаморфозы терпимости как моральной ценности // Филосифия ценностей: Сб. науч. тр. Курган: Изд-во КГУ, 1998. — С.92−93.
  248. Т.Н. Толерантность как моральный компромисс // толерантность в контексте многоукладное&trade- российской культуры: Тез. Между народ, науч. конф., 29−30 мая 2001 года, Екатеринбург. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. С.305−307.
  249. И.А. Адыгейская народная педагогика. Краснодар, 1989. -С.236.
  250. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.
  251. Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005.-366 с.
  252. Э. Дюркгейм. О разделение общественного труда. М., 1991.
  253. Э. Дюркгейм. Социология. М., 1995.
  254. Э.Фромм, человек для себя. Минск: Издатель В. П. Ильин, 1997. — С. 178.
  255. Эзотерический словарь. М.: Просвещение. 1993. — Т. 2
  256. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. Ред. Г. В. Осипова М., 1995 С. 227.
  257. Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана // Вопросы философии. 1996. № 2. — С. 106−109.
  258. Янкова 3. Городская семья. М.: Наука, 1989.- 183 с.
  259. С.Е., Орлова М. Ю. Диалог как коммуникативный режим // Человек. 2002. — № 5. — С. 142−148.
  260. Allport G.W. The Nature of Prejudice. NY., 1958.-496 p.
  261. Chappie E., Coon K. Princeples of Anthropology. New York, 1942. — c.443
  262. Macionis, John J. Sociology. Forth Edition. Prentice Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, 1993. — 668 p.
  263. Marcuse, H. Repressive Tolerance // Woiff R. P., Moore B. Jr., Marcuse H. Critique of pure Tolerance. Boston: Bcacon, 1965.-P.96- 120.
  264. Mendus S. Toleration // Encyclopedia of Ethics. New York: London, 1992. -p. 1251
  265. Mendus S. Toleration and the limits of liberalism/Houndmiils ets.: Macmillan, 1989.-171 p.
  266. Nicholson P. Toleration, Methuen, 1985. p. 160.
Заполнить форму текущей работой