Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методология системотехнического управления профессиональным образованием в гражданской авиации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты анализа проблем в области современного профессионального образования и научных подходов к их решению, позволили идентифицировать и отразить специфику управления образовательной деятельностью и образовательными комплексами в гражданской авиации, связанную, прежде всего, с жесткими требованиями по обеспечению безопасности на воздушном транспорте, повышенными требованиями… Читать ещё >

Содержание

  • нтп — научно-технический прогресс,
  • ООП — основная образовательная программа,
  • ОС — образовательная система,
  • ОС — особая ситуация,
  • ОУ — организация управления, пло — первоначальное летное обучение, пно — пилотажно-навигационное оборудование, поз — предметная область знаний, ппс — профессорско-преподавательский состав,
  • РЛЭ — руководство по летной эксплуатации,
  • РУ — ресурсное право,
  • РУБП — руководство по управлению безопасностью полетов,
  • РЦО — региональный центр обмена,
  • РЭС — рациональная эмпирическая система, емко — система мониторинга качества образования,
  • СП — системный подход, спо — социальные процессы и объекты,
  • СУ — система управления,
  • СУБД — система управления базами данных,
  • СУБП — систему управления безопасностью полетов, ткс — телекоммуникационная среда, тос — технология открытых систем,
  • ТПР — теория принятия решений, тэ — техническая эксплуатация,
  • УМО — учебно-методическое объединение,
  • УП — учебный план,
  • У1111 — учебные планы и программы,
  • ФД — функциональная деятельность,
  • ФС — функциональная система,
  • ФУ — функциональное управление, эве — экипаж — воздушное судно — среда, эсо — электронное средство обучения,
  • Глава 1. Анализ проблем в области современного профессионального образования и научные подходы к их решению
    • 1. 1. Образование как инструмент государства для решения стратегических задач общества
    • 1. 2. Высшее образование как элемент национальной безопасности
    • 1. 3. Качество образования и управление качеством образовательных процессов
    • 1. 4. Управление профессиональным образованием на основе компетентностного подхода
    • 1. 5. Информационные технологии в управлении образовании
    • 1. 6. Управление образованием как процедура решения совокупности оптимизационных задач
    • 1. 7. Формализация и моделирование образовательных процессов и систем
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Научные основы системотехнического управления профессиональным образованием
    • 2. 1. Идентификация и категорирование образовательных структур как сложных систем социально-экономического типа
    • 2. 2. Системотехническое управление образовательными комплексами
    • 2. 3. Эвристическая модель образовательного комплекса в условиях государственного регулирования
    • 2. 4. Трехпараметрическое моделирование целевой функции образовательного комплекса
    • 2. 5. Оптимизационная модель стратегического управления профессиональным образованием
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Специфика образовательной деятельности в гражданской авиации
    • 3. 1. Образование в гражданской авиации и безопасность воздушного транспорта
    • 3. 2. Надежность авиационного персонала — главный критерий профессиональной деятельности в гражданской авиации
    • 3. 3. Теория рисков как элемент профессиональной подготовки авиационного персонала
    • 3. 4. Системотехническое управление знаниями с учетом фактора риска
    • 3. 5. Управление в сложных системах гражданской авиации
  • Выводы по главе
  • Глава 4. Методология системотехнического управления знаниями в структуре образовательного комплекса
    • 4. 1. Трансформация знаниевой основы образования и управление знаниями
    • 4. 2. Системотехническая модель управления знаниями с использованием статистического подхода
    • 4. 3. Системотехническое управление знаниями на основе компетентностного подхода
    • 4. 4. Квалиметрические аспекты управления знаниями
    • 4. 5. Системотехническое управление знаниями как задача на проверку статистических гипотез
    • 4. 6. Статистически модели квалификационных испытаний
  • Выводы по главе 4
  • Глава 5. Методология системотехнического управления структурой образовательных учреждений гражданской авиации
    • 5. 1. Методика организации оптимальной структуры образовательного учреждения
    • 5. 2. Модели и методы оптимизации структуры образовательных систем
    • 5. 3. Динамическая структура образовательного учреждения
    • 5. 4. Квалиметрическая матрица критериев оптимизации динамической структуры образовательного комплекса
    • 5. 5. Квалиметрическая оптимизация структуры образовательного учреждения как процедура принятия решений
  • Выводы по главе
  • Глава 6. Методология системотехнического управления авиационным персоналом
    • 6. 1. Методика системотехнического управления авиационным персоналом
    • 6. 2. Компетентностная модель управления авиационным персоналом
    • 6. 3. Конфликтологическая модель управления авиационным персоналом
    • 6. 4. Система конфликтологического управления авиационным персоналом
  • Выводы по главе 6

Методология системотехнического управления профессиональным образованием в гражданской авиации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

Развитие национальной системы образования РФ предполагает сближение с Европейскими образовательными системами на принципах ЮНЕСКО и Болон-ского соглашения, повышение качества подготовки специалистов и повышения качества образовательных услуг, всестороннего совершенствования элементов образовательной системы.

При всем многообразии проблемных областей в образовании, особенно в профессиональном образовании, по мнению автора, одной из важнейших проблем остается проблема совершенствования и оптимизации процедур управления образовательными комплексами, которые сегодня составляют основу отечественной образовательной системы.

Можно назвать множество научных трудов и их авторов, работающих в этом направлении: Байденко В. И., Бурков В. Н., Герасимова И. Б., Деревнина А. Ю., Елисов JI.H., Жуков Д. О., Захаров A.A., Ищенко В. В., Майорова В. И., Макаров A.A., Мару ев С. А., Селезнева H.A. и других. Решая задачу оптимизации управления профессиональным образованием, многие из этих авторов пошли по пути формализации образовательных процессов, разработки универсальных в той или иной степени моделей и процедур моделирования. Следует отметить, что результаты такого моделирования не являются универсальными и не могут быть применены для всех без исключения образовательных комплексов. Причина этого заключается в том, что образовательная система, как известно, относится к категории сложных систем, имеющих многоэлементную структуру и достаточно сложные, многопараметрические характеристики. В связи с этим, при моделировании необходимо вводить различные ограничения, комплексировать параметры, упрощать критерии, что в конечном итоге приводит к существенно упрощенным и недостаточно точным результатам, что не позволяет получить достоверные результаты для анализа и управления большими образовательными комплексами, каковыми являются образовательные комплексы гражданской авиации. Тем самым, требуются новые подходы и новые методы решения указанной проблемы.

В качестве альтернативы автор предлагает выстраивать систему управления профессиональным образованием и образовательными комплексами на основе системотехнического подхода, методологической базой которого является ситуационный анализ. Особенно важно использование новых научных подходов к управлению профессиональным образованием в гражданской авиации, отрасли, которая отличается существенной спецификой в деле подготовки авиационных специалистов, связанной, прежде всего, с жесткими требованиями по обеспечению безопасности на воздушном транспорте и повышенными требованиями к профессиональным качествам авиационного персонала, связанным с определенными рисками в их профессиональной деятельности.

Все это позволяет с полным основанием утверждать об актуальности данной диссертационной работы.

Объект исследования — процесс подготовки специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования гражданской авиации.

Предмет исследования — модели и методы системотехнического управления образовательными комплексами профессионального образования гражданской авиации.

Цель диссертационной работы.

Целью настоящей диссертационной работы является повышение качества подготовки авиационных специалистов на базе решения актуальной научно-практической проблемы, заключающейся в разработке методологических и теоретических основ системотехнического управления профессиональным образованием и образовательными комплексами гражданской авиации.

Задачи исследования.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ проблем в области современного профессионального образования и научных подходов к их решению, идентифицировать и отразить специфику образовательной деятельности в гражданской авиации.

2. Разработать научные основы системотехнического управления профессиональным образованием.

3. Разработать математическую модель стратегического управления профессиональным образованием.

4. Разработать методологию системотехнического управления процессом приобретения и оценки знаний в структуре образовательного комплекса.

5. Разработать методологию системотехнического управления структурой образовательных учреждений гражданской авиации.

6. Разработать методологию системотехнического управления авиационным персоналом.

Методы исследования.

Результаты исследований, выполненных в работе, базируются на использовании методов системного моделирования, теории принятия решений, ситуационного управления, методов математической статистики и теории вероятности.

На защиту выносятся:

1. Результаты анализа проблем в области современного профессионального образования и научных подходов к их решению, позволившего выявить ряд взаимосвязанных задач управления профессиональным образованием в гражданской авиации, а именно, управление знаниями, управление структурой образовательного комплекса, управление авиационным персоналом.

2. Научно-методологический подход к системному моделированию и управлению профессиональным образованием и образовательными комплексами гражданской авиации.

3. Оптимизационная математическая модель стратегического управления профессиональным образованием, включающая следующие анализируемые параметры: качество, время, стоимость.

4. Методология системотехнического управления процессом приобретения и оценки знаний на основе компетентностного подхода к обучению и вероятностно-статистической моделировании квалификационных испытаний.

5. Методология системотехнического управления структурой образовательного комплекса, основанная на квалиметрическом подходе к мониторингу производственных связей, где ситуационное управление структурой осуществляется по критерию качества.

6. Методология системотехнического управления авиационным персоналом на основе двух взаимосвязанных моделей: компетентностной и конфликтологической.

Научная новизна.

1. Новизна научно-методологического подхода к системному моделированию и управлению профессиональным образованием и образовательными комплексами гражданской авиации, основанного на моделях, методах и алгоритмах системотехнического управления и квалиметрии заключается в том, что он базируется на интеграции концептуально взаимосвязанных методологий: системотехнического управления знаниями, системотехнического управления структурой образовательного комплекса и системотехнического управления авиационным персоналом, что позволяет повысить эффективность и качество подготовки специалистов в процессе обучения и обеспечить требуемый уровень надежности и квалификации персонала в процессе функционирования предприятий гражданской авиации.

2. Новизна оптимизационной трехпараметрической математической модели (качество, время, стоимость) стратегического управления профессиональным образованием, базирующейся на методах структурных преобразований и методах оптимизации, заключается в том, что она доказывает в терминах оптимизационных задач высокую сложность получения аналитического решения даже при минимальном количестве анализируемых параметров модели стратегий образования, а именно, при заданном сроке обучения и заданных средствах на обучение обеспечить наивысшее качество подготовки специалистовпри заданном сроке обучения и заданном уровне качества подготовки специалистов минимизировать средства на обучениепри заданных средствах на обучение и заданном уровне качества подготовки специалистов минимизировать сроки обучения, что позволяет сделать вывод о целесообразности решения указанных задач на основе статистического подхода.

3. Новизна методологии системотехнического управления процессом приобретения и оценки знаний, основанной на компетентностном подходе к обучению и вероятностно-статистической модели квалификационных испытаний, состоит в том, что компетенция рассматривается с точки зрения ее дуальности как требование и как результат, и представляется как выражение совокупности знаний, умений, навыков и уровней их усвоения, относящихся к отдельной предметной области деятельности авиаспециалиста, при этом в процессе мониторинга уровня подготовки специалистов используется статистическое моделирование на основе матрицы перепутывания гипотез в комбинации с экспертными методами оценки уровня подготовки специалистов, что позволяет реализовать оперативное управление процессом обучения и обеспечить требуемый уровень надежности и качества подготовки авиаспециалистов.

4. Новизна методологии системотехнического управления структурой образовательного комплекса, основанной на квалиметрическом подходе к мониторингу производственных связей и методах поддержки принятия решений, состоит в использовании квалиметрической матрицы критериев для динамической оптимизации организационной структуры с учетом многосвязности и нестабильности ее сетевого базиса, и которая на основе последовательной совокупности процедур оценки качества функциональных связей между элементами комплекса обеспечивает замену множества параметров, характеризующих эти связи, одним параметром — качество связей, при этом оптимизация может быть скалярной, линейной или векторной в зависимости от количества и характера функциональных связей, что позволяет реализовать ситуационное управление структурой образовательного комплекса гражданской авиации по критерию качества.

5. Новизна методологии системотехнического управления авиационным персоналом, основанной на принципах ситуационного управления в социальных системах, состоит в применении в ней двух взаимосвязанных моделей: а) модели качества профессиональной подготовки авиаспециалиста в ком-петентностном представлении, отличающейся строгой иерархией компетенций, при которой объекты верхнего уровня иерархии однозначно связаны с объектами нижнего уровня так, что каждый объект нижнего уровня связан только с одним объектом верхнего, а связи через уровень иерархии недопустимы и при этом для каждого объекта определены весовые коэффициенты исходя из его реальной значимости (веса) — б) конфликтологической модели управления авиационным персоналом, отличающейся использованием в ней метода принятия компромиссного решения на основе квалиметрической схемы дуального компромисса, в котором дуальность понимается как процедура последовательного исследования и сопоставления локальных критериев с главным критерием производственного процесса, определяющего качество компромиссного решения, что позволяет реализовать управление авиационным персоналом и специалистами предприятий гражданской авиации по критерию качества производственной деятельности на всех этапах жизненного цикла специалиста.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты дают возможность:

1. Решать проблему управления образовательными комплексами на основе разработки и внедрения ситуацйонных моделей, формируемых на квалиметриче-ских представлениях.

2. Реализовать процессы управления профессиональным образованием в гражданской авиации в следующих предметных областях: системотехническом управлении профессиональными знаниями, системотехническом управлении структурами и системотехническом управлении сертифицированным авиационным персоналом.

3. Формировать структуру квалификационных испытаний авиационного персонала на основе статистического моделирования процедур квалиметрического мониторинга качества компетенций с использованием матрицы перепутывания гипотез.

4. Оптимизировать структуру образовательного комплекса гражданской авиации на основе процедуры упорядочивания критериев с использованием ква-лиметрической матрицы.

5. Управлять персоналом гражданской авиации на всех этапах его жизненного цикла, включая первоначальную подготовку и этапы профессиональной деятельности, на основе компетентностного и конфликтологического подходов.

Основные результаты диссертационной работы прошли апробацию и внедрены:

Результаты работы, полученные и прошедшие апробацию в рамках выполненных НИР, используются в Московском государственном техническом университете гражданской авиации, Московском институте радиотехники, электроники, автоматики (государственном университете), Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Московском физико-техническом институте (государственном университете), Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники, Московском университете геодезии и картографии, Институте аэронавигации, что подтверждается соответствующими актами о внедрении.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, библиографии и приложений. Основная часть содержит 410 страниц и включает в себя 79 рисунков и 48 таблиц.

Список литературы

содержит 215 наименований. В приложениях приведены: графическая иллюстрация первой, второй и третьей оптимизационных задач, определение плотностей распределения вероятностей уровня знаний обучаемого.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

В диссертации поставлена и решена проблема создания методологических и теоретических основ системотехнического управления профессиональным образованием в гражданской авиации.

1. Результаты анализа проблем в области современного профессионального образования и научных подходов к их решению, позволили идентифицировать и отразить специфику управления образовательной деятельностью и образовательными комплексами в гражданской авиации, связанную, прежде всего, с жесткими требованиями по обеспечению безопасности на воздушном транспорте, повышенными требованиями к профессиональным качествам авиационного персонала, элементами риска в профессиональной деятельности авиационных специалистов. Это позволило сформулировать ряд взаимосвязанных задач управления профессиональным образованием в гражданской авиации, а именно, управление процессом приобретения и оценки знаний, управление структурой образовательного комплекса, управление авиационным персоналом. В системе профессионального образования в гражданской авиации основным критерием оптимизации и совершенствования управления является категория «качество», которая рассматривается в функциональном единстве с категориями «время» и «стоимость». Применительно к предметной области управления в образовательных комплексах гражданской авиации понятие «качество» следует рассматривать с точки зрения качества знаний, качества образовательных структур и качества профессиональной деятельности авиационного персонала.

2. Разработан научно-методологический подход к системному моделированию и управлению профессиональным образованием и образовательными комплексами гражданской авиации, основанный на моделях, методах и алгоритмах системотехнического управления и квалиметрии. Доказано, что систему управления профессиональным образованием и образовательными комплексами гражданской авиации необходимо строить на основе интеграции концептуально взаимосвязанных методологий: системотехнического управления знаниями, системотехнического управления структурой образовательного комплекса и' системотехнического управления авиационным персоналом. Это позволит повысить эффективность и качество подготовки специалистов в процессе обучения и обеспечить требуемый уровень надежности и квалификации персонала в процессе функционирования авиационных комплексов.

3. Предложена оптимизационная трехпараметрическая математическая модель стратегического управления профессиональным образованием, реализующая три основные стратегии: заданном сроке обучения и заданных средствах на обучение обеспечить наивысшее качество подготовки специалистовпри заданном сроке обучения и заданном уровне качества подготовки специалистов минимизировать средства на обучениепри заданных средствах на обучение и заданном уровне качества подготовки специалистов минимизировать сроки обучения. Разработанная модель доказывает высокую сложность получения аналитического решения даже при минимальном количестве анализируемых параметров модели, что говорит о целесообразности решения указанных задач на основе статистического подхода.

4. Разработана методология системотехнического управления процессом приобретения и оценки знаний, основанная на компетентностном подходе к обучению и вероятностно-статистической модели квалификационных испытаний. В ней компетенция рассматривается с точки зрения ее дуальности как требование и как результат, и представляет выражение совокупности знаний, умений, навыков и уровней их усвоения, относящихся к отдельной предметной области деятельности авиаспециалиста. В процессе мониторинга уровня подготовки специалистов используется статистическое моделирование на основе матрицы перепутывания гипотез в комбинации с экспертными методами оценки уровня подготовки специалистов. Разработанная методология позволяет реализовать оперативное управление процессом обучения и обеспечить требуемый уровень надежности и качества подготовки авиаспециалистов.

5. Разработана методология системотехнического управления структурой образовательного комплекса, в основу которой положен квалиметрический подход к мониторингу производственных связей и методы поддержки принятия решений. Использование квалиметрической матрицы критериев для динамической оптимизации организационной структуры с учетом много-связности и нестабильности ее сетевого базиса обеспечивает замену множества параметров, характеризующих эти связи, одним параметром — качество связей. В зависимости от количества и характера функциональных связей решается задача скалярной, линейной или векторной оптимизации, что позволяет реализовать ситуационное управление структурой образовательного комплекса гражданской авиации по критерию качества.

6. Разработана методология системотехнического управления авиационным персоналом в рамках которой созданы две взаимосвязанные модели — модель качества профессиональной подготовки авиаспециалиста в компетентностном представлении и конфликтологическая модель управления авиационным персоналом. Модель в компетентностном представлении отличается применением в ней строгой иерархии компетенций, в которой для каждого объекта определены весовые коэффициенты, исходя из его реальной значимости. Конфликтологическая модель отличается использованием в ней метода принятия компромиссного решения на основе квалиметрической схемы дуального компромисса, в котором дуальность понимается как процедура последовательного исследования и сопоставления локальных критериев с главным критерием производственного процесса, определяющего качество компромиссного решения. Разработанные модели позволяют реализовать управление авиационным персоналом и специалистами авиапредприятий гражданской авиации по критерию качества производственной деятельности на всех этапах жизненного цикла специалиста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе поставлена следующая цель диссертационного исследования: повышение качества подготовки авиационных специалистов на базе решения актуальной научно-практической проблемы, заключающейся в разработке методологических и теоретических основ системотехнического управления профессиональным образованием .и образовательными комплексами гражданской авиации.

Для достижения цели диссертационной работы были поставлены и решены следующие задачи:

1. Провести анализ проблем в области современного профессионального образования и научных подходов к их решению, идентифицировать и отразить специфику образовательной деятельности в гражданской авиации.

2. Разработать научные основы системотехнического управления профессиональным образованием.

3. Разработать математическую модель стратегического управления профессиональным образованием.

4. Разработать методологию системотехнического управления процессом приобретения и оценки знаний в структуре образовательного комплекса.

5. Разработать методологию системотехнического управления структурой образовательных учреждений гражданской авиации.

6. Разработать методологию системотехнического управления авиационным персоналом.

Полученные в работе результаты позволяют:

1. Решать проблему управления образовательными комплексами на основе разработки и внедрения ситуационных моделей, формируемых на квалиметри-ческих представлениях.

2. Реализовать процессы управления профессиональным образованием в гражданской авиации в следующих предметных областях: системотехническом управлении профессиональными знаниями, системотехническом управлении структурами и системотехническом управлении сертифицированным авиационным персоналом.

3. Формировать структуру квалификационных испытаний авиационного персонала на основе статистического моделирования процедур квалиметрическо-го мониторинга качества компетенций с использованием матрицы перепутывания гипотез.

4. Оптимизировать структуру образовательного комплекса гражданской авиации на основе процедуры упорядочивания критериев с использованием квалиметрической матрицы.

5. Управлять персоналом гражданской авиации на всех этапах его жизненного цикла, включая первоначальную подготовку и этапы профессиональной деятельности, на основе компетентностного и конфликтологического подходов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А., Алескеров Ф. Т. Выбор вариантов: основы теории. М.: Наука, 1990. 240 с.
  2. Р., Эмерли Ф. О. целенаправленных системах: Перевод с английского. М.: Сов. Радио, 1974. 264 с.
  3. И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
  4. B.C., Емельянов A.A., Кукушкин A.A. Системный анализ в управлении. М.: Финансы и статистика, 2003. 368 с.
  5. .В. Стратегический менеджмент на воздушном транспорте. М.: Авиа-Бизнес групп, 2008. 250 с.
  6. А.Т. Оценивание качества знаний с использованием аппарата нечеткой логики // Инновации в высшей технической школе России. Сб. статей. М., 2002. С. 50−56.
  7. В.Ф. Системный подход к управлению учебным процессом в техническом университете / В. Ф. Бабкин. Воронеж: ВГАСУ. 2001. 20 с.
  8. В.И., Дж. Ван Затворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд. 2-е. М.: ИЦПКПС, 2003. 674 с.
  9. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М., 2003. 84 с.
  10. С.И. Образовательное законодательство // Высшее образование в России. 2004, № 9. С. 17−24.
  11. В.С. Руководитель вуза в условиях инновационной деятельности. М., МГУДТ, 2003. С. 12−14.
  12. В.И. Система оценки качества образования // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 34−38.
  13. А.К., Меньшиков И. С., О некоторых схемах компромисса в динамичных конфликтных ситуациях // Журнал вычислительной математики и математической физики. 1988. т.28. № 1. С. 3−13.
  14. С.А., Куклин В. Ж. О системных аспектах организации управления образованием//Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 1 (41).
  15. М.А. Математические модели и планирование образования / М. А. Бермант, Л. К. Семенов, В. Н. Сулицкий. М., 1972. 360 с.
  16. В.П. О критериях качества подготовки специалиста / Вестник высшей школы, 1998. № 1. С. 31−38.
  17. Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества под- готовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. 379 с.
  18. Г. А. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 35−38 с.
  19. В.И. Проблемы векторной оптимизации. Исследование операций // Методологические аспекты. М.: Наука. 1972. С. 102−113.
  20. Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. Под ред. JI.H. Ковалик. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  21. Бунич A. JL, Бахтадзе H.H. Синтез и применение дискретных систем управления с идентификатором. М.: Наука, 2003. 232 с.
  22. В.Н. Оптимальные механизмы стимулирования в активных системах с вероятностной неопределенностью / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков // Автоматика и телемеханика. № 10., 2004. С. 18−23.
  23. В.Н. Основы математической теории активных систем // В. Н. Бурков. М.: Наука, 1997. 292 с.
  24. В.Н., Данеев Б., Еналеев А. К. и др. Большие системы: моделирование организационных механизмов. Ин-т проблем управления. М.: Наука, 1989. 246 с.
  25. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. 269 с.
  26. В.Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 157 с.
  27. В.Н., Новиков Д. А. Теория активных систем. Состояние и перспективы. М.: СИНТЕГ, 1999. 125 с.
  28. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. 400 с.
  29. В.А., Кислицин М. М., Козлов В. А. Алгоритмическая структура управления авиапредприятием: СПб Академия ГА, 1987. 148 с.
  30. М.В. Теория конфликта как инструмент реализации компетентного подхода к профессиональной подготовке авиационного персонала. Научный Вестник МГТУГА № 108, М.: МГТУГА, 2006. С. 417.
  31. М.В., Елисов JI.H. Концепция квалиметрического исследования производственного конфликта. Научный Вестник МГТУ ГА № 122. М.: МГТУ ГА, 2007. С. 37−43.
  32. М.В., Елисов JI.H., Шмельков A.B. Компетентностный подход как совокупность критериев качества современного образовательного процесса. Научный Вестник МГТУГА № 108. М.: МГТУГА, 2006. С. 104−112.
  33. B.C. Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. 576 с.
  34. B.C., Овчаров JI.A. Теория случайных процессов и её инженерные приложения. М.: Наука, 1991. 360 с.
  35. A.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении // Aima mater, 1997. № 11. С. 42−46.
  36. О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Изд-во МГУ, 1996. 228 с.
  37. Воздушный кодекс РФ. М.: Издательство «Ось-89», 1998, 64 с.
  38. И.Е. Конфликтология. М.: Инфра, 2002. 310 с.
  39. А., Зуев В. М. Экономические кадры для народного образования // Экономические науки. 1991, 26 с.
  40. К., Сарсон Т. Структурный системный анализ: средства и методы в 2 частях. 4.1 и 4.2. Перевод с английского / Под редакцией A.B. Козлинского. М.: Эйтекс, 1993. 480 с.
  41. И.Б. Методология управления социальными процессами в научных и образовательных системах на основе когнитивных и динамических моделей. Докторская диссертация, 2010. 308с.
  42. И.Б. Системный подход анализ процессов передачи и усвоения знаний на основе конгнитивного моделирования/Информационные технологии: Теоретический и прикладной научно-практический журнал. М., 2010, № 9. с. 70−75.
  43. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию // М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  44. A.B. Прикладные вопросы квалиметрии. М.: Издательство стандартов, 1983. 236 с.
  45. ГОСТ 15.467−79. Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1979. 26 с.
  46. ГОСТ 28.195−89. Оценка качества программных средств. Общие положения. М.: Изд-во стандартов, 1990. 26 с.
  47. ГОСТ Р ИСО 2000−2001. Системы менеджмента.качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001. 26 с.
  48. ГОСТ Р ИСО 2000−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации и лучшения деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001. 26 с .
  49. ГОСТ Р ИСО 2000−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. 20 с.
  50. А.П. Контрактная система обучения в вузе // Высшее образование в России. 2003, 24 с. 55. Гражданский кодекс РФ.
  51. К.В. Разработка автоматизированного рабочего места преподавателя для управления. Кандидатская диссертация, 2003. 187 с.
  52. Т.А. Концепция правового регулирования статуса автономных образовательных учреждений // Право и экономика, 2006, № 12. С. 29−37.
  53. А.Ю. Модели и методы стратегического управления университетом на основе эволюционного подхода. Докторская диссертация, 2007. 333 с.
  54. А.Ю. Математические и информационные модели н методы управления университетом: Монография. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2006. 168 с.
  55. В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М., 2003.
  56. Н., Князев Е. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ. 1999. № 1.
  57. В.В., Конторов Д. С. Вопросы военной системотехники. М.: Воен. Издат., 1976. 224 с.
  58. В.В., Конторов Д. С. Конфликтная радиолокация. М.: Радио и связь, 1982. 124 с.
  59. В.В., Конторов' Д.С. Системотехника. М.: Радио и связь, 1985. 200с.
  60. В.В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. Сов. Радио, 1976. 296с.
  61. Г. В. Методы оценки и прогнозирования качества. М.: Радио и связь, 1982. 160 с.
  62. В.В., Конторов Д. С. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь, 1989. 288 с.
  63. П. Эффективное управление: Пер. с англ. М: Фаир-пресс, 2003. 284 с.
  64. .П. К формулировке оптимизационных задач в области стратегии обучения // Научный Вестник МГТУГА, 2008, № 142. С. 125−128.
  65. .П. Кадры для крылатой отрасли сегодня в дефиците. «Воздушный транспорт», 2008, № 245.
  66. .П. К разработке эвристических моделей обучения при различных стратегиях государства в области образования // Научный Вестник МГТУГА, 2009, № 147. С. 79−81.
  67. .П. О стратегиях отечественного образования с позиций государства. Национальные интересы, 2009, № 4. С. 16−20.
  68. .П. От университета к научно-образовательному комплексу. Научно-практическая конференция «Транспортное образование и наука. Опыт, проблемы, перспективы», 2009,18 ноября. Дом союзов. Колонный зал.
  69. .П. Применение аналитических моделей для описания стратегий государства в области образования // Научный Вестник МГТУГА, 2009, № 147. С. 86−89.
  70. .П. Главное в управлении создать самонастраивающуюся систему. Закон, 2009, № 2. С. 257−261.
  71. .П. МГТУ ГА: новый облик транспортного вуза. Гражданская авиация. 2009, № 9. С. 18−22.
  72. .П. Под единым крылом. ЕГЭ и безопасность полетов: противники и союзники? «Российская газета» 2009, № 217.
  73. .П. Образование как элемент системы национальной безопасности //Национальный интерес, 2009, № 4. С. 21−24.
  74. .П. Еще раз о месте и роли вузовской науки в развитии и прогрессе общества // Научный Вестник МГТУГА, № 2010. С. 149 -51.
  75. .П. Шифр безопасность полетов. Почему необходимо сохранить уникальную систему учебных заведений гражданской авиации России. «Российская газета», 2010, № 283.
  76. .П. К оценке ЕГЭ как одной из форм системы отбора // Научный Вестник МГТУГА, 2011. С. 98−101.
  77. .П. Об оценке знаний по результатам тестовых испытаний // Научный Вестник МГТУГА, 2010, № 155. С. 80−83.
  78. .П. О количественных оценках тестовых испытаний при наличии вариантов ответа // Естественные и технические науки, 2010, № 6. С. 521−526.
  79. .П. О количественных оценках тестовых испытаний при отсутствии вариантов ответа // Естественные и технические науки, 2011, № 1. С. 29−32.
  80. .П. Стратегические задачи государства в области высшего образования как оптимизационные задачи // Теория и практика общественного развития, 2010, № 4. С. 140−149.
  81. .П. Оптимизация управленческих решений в вуз, выступающем в роли коммерческой организации // Научный Вестник МГТУГА, 2010, № 155. С. 74−79.
  82. .П. К оценке современной стратегии государства в области высшего образования и о некоторых парадоксах высшей школы // Теория и практика общественного развития, 2011, № 1. С. 106−110.
  83. .П. Статистические модели процесса обучения в высшем учебном заведении // Монография: Инновационные технологии в образовании: теория и практика, Научно-инновационный центр, Красноярск, 2011. С. 161−179.
  84. .П., Гаранина О. Д., Камзолов С. К., Козлов А. И., Самохин A.B. От школьника к студенту. Новые вызовы XXI века // монография, М.:Изд. Дашков, 2010. 464 с.
  85. .П., Плешакова O.A. Общество, государство, образование // Монография, Радиотехника, 2011. 280 с.
  86. .П., Свиркин В. А. Правовое обеспечение экологической безопасности в гражданской авиации. «Безопасность в техносфере», 2010, № 32. С. 3−5.
  87. .П., Шаманов М. В. Концепция организации динамической структуры авиапредприятия в условиях государственного регулирования. Тезисы
  88. МНТК «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества» М.: МГТУГА, 2011.
  89. .П., Шаманов М. В. Методология проектирования динамической структуры авиапредприятия. Научный вестник МГТУГ, А № 170. М.: -МГТУГА, 2011.С. 29−33.
  90. .П., Шаманов М. В. Об одном методе оптимизации динамической структуры социальных и производственных систем. Научный вестник МГТУГА № 170. М.: МГТУГА, 2011. С. 22−28.
  91. Л.Н. Профессиональная подготовка авиационного персонала и безопасность воздушного транспорта: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 244 с.
  92. Л.Н. Методология и средства квалиметрии инженерно- технического состава гражданской авиации. Докторская диссертация, 1995. 280 с.
  93. Л.Н., Баранов В. В. Управление и сертификация в авиационной транспортной системе. М.: Воздушный транспорт, 1999. 350 с.
  94. Л.Н., Васин М. В. Концепция квалиметрического исследования производственного конфликта. Научный вестник МГТУГА № 122 М.: МГТУГ А, 2007. С. 85−91.
  95. Л.Н., Фадеев P.C., Шмельков A.B. Теория квалиметрии как уни- вер-сальная методология проектирования систем менеджмента качества. Тезисы МНТК. Егорьевск.: ЕАТК. 2007. 78 с.
  96. JI.H., Шмельков A.B. Компетентностный подход в системе менеджмента качества образовательного учреждения гражданской авиации. Монография. Егорьевск, ЕАТК, 2007. 162 с.
  97. Д.О. Математические модели управления знаниями в информационных обучающих системах. Докторская диссертация, 2006. 360 с.
  98. Д.О. Программное обеспечение мультимедийных систем обучения и диагностики знаний, Монография. М.: «Радио и связь», 2003. 432 с.
  99. A.A. Измерительные системы в профессиональном образовании на основе тестовых технологий. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-ет, 2003. 200 с.
  100. A.A. Управление качеством учебного процесса профессионального образования на основе комплексных тестовых измерительных систем с использованием экспертных композиций. Докторская диссертация, 2004 г. 320 с.
  101. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 17−20.
  102. Т.И. Преподаватель как субъект качества образования // Высшее образование в России. 2003. № 2.
  103. Ш. Ищенко В. В. Разработка методологии функционально сетевого мониторинга технологии подготовки специалистов высших технических учебных заведений. Докторская диссертация, 2007.296 с.
  104. В.В. Методолгия и опыт применения Интернет-технологий для управления качеством самостоятельной работы студентов машиностроительного .профиля. М.: Исследовательский центр проблем качества полготовки специалистов, 2003. 164 с.
  105. ПЗ.Ищенко В. В. Методология и опыт применения информационных технологий для развития мотивационно-творческой деятельности студентов технических университетов. М.: ИЦПКПС, 2000. 80 с.
  106. Д.Е. Разработка методов автоматизированной поддержки управления развитием исследовательского потенциала студентов в вузе. Кандидатская диссертация, 2003. 180 с.
  107. Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы. М., 1981.
  108. Пб.Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию: Пер. с англ. М: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. 416 с.
  109. Ю.А. Качество образования как комплексная проблема // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 27−33.
  110. A.A. Развитие механизмов автономии в современном административно-правовом регулировании учреждений высшей школы. // Административное и правовое право. 2009, № 5.
  111. С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. 199 с.
  112. В.В. Экономика образования: иллюзии и факты. М., 1985. 196 с.
  113. Т.Н. Некоторые подходы к оценке эффективности профессионального образования / Т. Н. Князева, Н. Г. Троицк. 2005. С. 24−32.
  114. Т.Н. Структурное моделирование задач организационного управления в учебном учреждении // Математическое моделирование информационных и технологических систем. Сб. научн. труд. Воронеж: ВГТА, 2002, № 5. С. 24−30.
  115. А.И., Плешакова O.A. Статистическая модель процесса управления авиакомпанией. Научный Вестник МГТУГА, № 77,2004.
  116. В.Б. Планирование и организация учебного процесса в вузе на основе информационной технологии индивидуализированного обучения. Кандидатская диссертация, 2010. 11 с.
  117. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ от 17.12.1997 г., № 1300. 18 с.
  118. Концепция Федеративной целевой программы развития образования на 20 062 010 г. г. М.: Минобразования РФ, 2005,25 с.
  119. В.И., Брагин В. А. Процессы управления организацией. Ярославль. Яртелеком, 2001 г. 180 с.
  120. С.С. Модель управления учебными планами компетентностно-ориентированных образовательных программ с учетом предпочтений различных социальных групп. Кандидатская диссертация, 2010. 220 с.
  121. Г. А. Автономные учреждения: особенности, преимущества, риски // Университетское управление: практика и анализ. 2007. N 5 (51).
  122. Дж.Б. Многомерное шкалирование и другие методы поиска структуры // Статистические методы для ЭВМ / Пер. с англ. М.: Наука, 1986. С. 301— 347.
  123. B.C. Информационно-технологическое обеспечение оценки качества обучения на региональном- уровне управления образованием. Кандидатская диссертация, 2000. 178 с.
  124. Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М., 1970. 248 с.
  125. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997.
  126. О.Ю. Кибернетический подход к управлению образовательным процессом // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2007, № 3. С. 32−36.
  127. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. М.: Наука, 1996. 208 с.
  128. О.Л. Разработка автоматизированной системы обучения экипажей принятию решений по предотвращению авиационных происшествий. Кандидатская диссертация, 2003 г. 210 с.
  129. Э. Проверка статистических гипотез / М.: Наука, 1979. 364 с.
  130. Л.П. Модель учебного заведения, основанная на структурно- количественном анализе / Л. П. Леонтьев, Н. К. Логвинова // Методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом: сборн. труд. Рига, РПИ, 1985. С. 13−20.
  131. В.А. Конфликтующие структуры. 3-е изд.М.: ИП РАН, 2000−133с.
  132. .Г. Экспертные технологии в управлении. М.: Дело, 2004. 400с.
  133. О.С. Особенности построения ценовых стратегий высшими учебными заведениями // Социологические исследования. 2009. № 11.
  134. Ю.Ф. Управление конфликтом. Архангельск, 2002. 250с.
  135. В.И. Системный анализ и моделирование системы непрерывной подготовки элитных специалистов инженерного профиля //Монография. Часть 1. М.: Изд-во МГОУ, 2007. 253 с.
  136. В.И. Моделирование системы непрерывной подготовки элитных специалистов с использованием нечетко-множественного подхода. Докторская диссертация, 2007. 348 с.
  137. A.A. Методология и методы системной организации комплексного мониторинга качества образования. Докторская диссертация, 1999 г. 295 с.
  138. С.А. Управление непрерывным профессиональным обучением. М.: АНХ при Правительстве РФ, 2006. 189 с.
  139. С.А. Формальная теория трудовых технологических компетенций и ее приложения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2006. 235 с.
  140. С.А. Математические модели и методы управления непрерывным профессиональным-обучением на основе компетентностного подхода. Докторская диссертация, 2007. 299 с.
  141. В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М, 1994. 424 с.
  142. Е.В. Методы и средства системотехнического управления авиационным персоналом. Канд. диссертация. Н.Р. 2011. 186 с.
  143. C.B., Губайдуллина Т. О функционировании технических вузов в условиях рыночной экономики //Экономические науки. 2001. № 12.
  144. A.B. Исследование и разработка корпоративной информационной системы для управления вузом на основе технологии открытых систем. Кандидатская диссертация, 2007. 167 с.
  145. М., Токахара Я. Общая теория систем: Математические основы. М.: Мир, 1978. 488 с.
  146. М., Мако Д., Такахара Я. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. 492 с.
  147. В.М. Разработка экспертно-аналитического метода оценки качества образовательных систем. Кандидатская диссертация, 2007. 159 с.
  148. .З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1998. 335 с.
  149. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий: Пер. с англ. СПб.: Изд. «Питер», 2000. 336 с.
  150. Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс: Пер. с англ. СПб., 2001. 688 с.
  151. В.В. Совершенствование контроля усвоения знаний студентами высших учебных заведений на основе мультимедийной среды тестирования. Кандидатская диссертация, 2010. 143 с.
  152. A.M. Программно-целевое управление развитием образования / A.M. Моисеев. М.: Педагогическое общество «Россия», 1999. 364 с.
  153. H.H. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1982. 344 с.
  154. И.Р. Иимитационное моделирование атоматического самолетавож-дения для электронных средств обучения летного и инженерно-технического персонала. Кандидатская диссертация, 2005. 150 с.
  155. Д.А. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами / Д. А. Новиков, Н. П. Глотова. М.: Институт управления образованием РАО, 2004. 440 с.
  156. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. Под ред. М. И. Кондакова. М., 1996. 456 с.
  157. С.А. Оптимизация обменных производственных схем в условиях нестабильной экономики. Канд. диссертация. М.: Минск, 1997. 264 с.
  158. В., Сутырин С. Ф. Разработка принципов определения цен на образовательные услуги при многоуровневой системе подготовки специалистов // Вестник СПБГУ. Сер.5. 2003, вып 2 (№ 12). С. 3812.
  159. Л.Д. Теория систем управления. М.: Изд-во Ml ТУГА, 2002. 472 с.
  160. В.А. Методы многокритериальной оценки качества информационных систем в условиях неопределенности. Кандидатская диссертация, 2005. 197 с.
  161. О.В. Технология создания учебных модулей как средство обеспечения качества информационной базы управления обучением. Кандидатская диссертация, 2005. 189 с.
  162. O.A. Математические модели организации производственной деятельности типовой авиакомпании. // Научный Вестник МГТУГА, сер. Информатика. Прикладная математика № 77, 2004. С. 78−84.
  163. O.A. Повышение эффективности функционирования авиакомпаний в условиях статистической неопределенности рынка авиауслуг. Кандидатская диссертация. М.: МГТУГА, 2005. 274 с.
  164. O.A. Выбор управленческого решения как задача на проверку статистических гипотез. // Научный Вестник МГТУГА, № 75, 2004. С. 62−67.
  165. O.A. Математические модели организации производственной деятельности типовой авиакомпании. // Научный Вестник МГТУГА, № 77, 2004. С. 52−59.
  166. O.A. Принятие управленческого решения при многоальтернативном выборе в условиях однотипных информационных параметров. Научный Вестник МГТУГА, № 74, 2004. С. 56−60.
  167. O.A., Козлов А. И. Принятие управленческого решения при многоальтернативном выборе в условиях разнотипных информационных параметров. // Научный Вестник МГТУГА, № 74, 2004. С. 24−30.
  168. Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. М.: Наука, 1986. 284 с.
  169. .А. Программно-целевое планирование и управление. // М.: ИНФА. 144 с.
  170. Реформы и развитие высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО, 1995. 64 с.
  171. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП). Документ ИКАО (dok 9859 AN/474). — ИКАО.: 2009, 180 с.
  172. В.В., Фролов Ю. В. Компетентность как индикатор человеческого капитала. М.: ИЦПКПС, 2004. 45 с.
  173. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993. 243 с.
  174. Т., Керне К. Аналитическое планирование и организация систем. М.: Радио и связь, 1991. 224 с.
  175. Т.Д. Математические модели конфликтных ситуаций. М.: Советское радио, 1977. 304 с.
  176. Саката Сиро. Практическое руководство по управлению качеством. М.: Машиностроение, 1980. 214 с.
  177. И.В. Математические модели и алгоритмы профессиональной ориентации и управления знаниями. Кандидатская диссертация, 2010. 186 с.
  178. С.А. и др. Теория прогнозирования и принятия решений. М.: Высшая школа, 1977. 351 с.
  179. В.М. Начала элементарной теории управления образовательными системами. Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. 33 с.
  180. Статистические методы анализа безопасности сложных технических систем: Учебник/ JI.H. Александровская и др.- Под ред. В. П. Соколова. М.: Логос, 2001.232 с.
  181. А.И. Квалиметрия. СПб.: Изд-во «Астерион», 2002. 288 с.
  182. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. // Высшее образование сегодня. № 3, 2004. С. 71−75.
  183. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальных аспектов. М., 1994. 144 с.
  184. H.H. Стратегическое управление. М.: ПРИОР, 2000. 280 с.
  185. Тим Постон, Иэн Стюарт. Теория катастроф. М.: Мир, 1980. 607с.
  186. Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с КЗОТ РФ. Под редакцией Елисеева Б.П.//М.: Норма ИНФРА, 2002. 64 с.
  187. Уткин Э. А, Бутова Т. В. Управление персоналом. М.: Экмос, 2002. 224 с.
  188. Ю.В. Интеллектуальные системы и управленческие решения. М.: МГЛУ, 2000.
  189. Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов//Журнал «Высшее образование сегодня». № 108,2004. С. 34−41.
  190. A.B. Управление процессами информационного обмена в распределенных библиотечных системах регионального уровня. Кандидатская диссертация, 2001. 232 с.
  191. М.Ю., Орджи Т. Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании. // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара. /Под ред. А. В. Великановой. Самара, 2001. 112 с.
  192. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. // Высшее образование сегодня.№ 8, 2004.
  193. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Изд. Фирма «Логос», 1993. 356 с.
  194. М.В., Организация многосвязных производственных структур гражданской авиации в условиях нестабильности сетевого базиса. Канд. диссертация. Н.р. Елисеев Б. П., 2011. 188 с.
  195. М.В., Елисов Л. Н. Проблема формирования оптимальной производственной структуры авиапредприятия. Научный вестник МГТУГ, А № 122 (12). М.: МГТУГА, .2007. С. 162−164.
  196. Шафранов-Куцев Г. Ф., Деревнина А. Ю. Качество образования в стратегии управления классическим университетом // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 2 (21). С. 57−65.
  197. ШенкР. Обработка концептуальной информации. М.: Энергия, 1980. 361 с.
  198. Л.И. Образовательное пространство России как системообразующий факто национальной безопасности //Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность. М.: УРАО, 2005. С. 56−60.
  199. Г. П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек-техника. М.: Машиностроения, 1983. 264 с.
  200. А.В. Квалиметрический мониторинг результатов образовательной деятельности в рамках • компетентностной модели. Научный вестник МГТУГА. № 108. М.: МГТУ ГА, 2006. С. 122−125.
  201. М.И. Мониторинг качества обучения в техническом вузе на основе ретроспективного экспертного комплекса. Кандидатская диссертация, 2005. 156 с.
  202. В.В. Управление качеством подготовки инженеров на основе и инте-гративно-дивергентного подхода к проектированию мультидисциплинарных комплексов. Докторская диссертация, 2000. 288 с.
  203. Beetween Elite & Mass Education. State University of New York Press. Albany. 1983.356 c.
  204. Digest of Education Statistics. Wash., 2007. 492 c.
  205. Pleshakova O.A. Mark"s the 10-th Anniversary of it"s First Flight. Aerospace Journal, № 3,2001. P. 45−50.
  206. Pleshakova O.A. Transaero maintains its international outlook. The Russia Journal, September, 2000. P. 46−52.
  207. Schultz, Theodore W. Investment in Human Capital. American Economics Review, 1961, 51 (March). 124 p.
Заполнить форму текущей работой