Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационные формы и методы управления качеством строительной продукции в условиях рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной задачей системы управления качеством является стабильное обеспечение требуемого качества строительной продукции на протяжении всего производственного цикла. Иными словами, качество строительной продукции обеспечивается и поддерживается во всех четырех фазах воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление. Для построения эффективных планов повышения качества строительной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
    • 1. 1. Проблемы повышения качества строительной продукции как экономического объекта управления
    • 1. 2. Особености и факторы, влияющие на обеспечение качества строительной продукции
    • 1. 3. Анализ и пути развития методов управления качеством строительной продукции
  • ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ И УТОЧНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
    • 2. 1. Совершенствование процессов планирования, контроля и регулирования качества строительной продукции
    • 2. 2. Организационные формы управления качеством строительной продукции
    • 2. 3. Особенности развития рычагов стимулирования повышения качества строительной продукции
  • ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
    • 3. 1. Анализ затрат и их влияние на эффективность качества строительной продукции
    • 3. 2. Критерий, показатели и оценка уровня качества строительной продукции
    • 3. 3. Определение эффективности управления качеством строительной продукции

Организационные формы и методы управления качеством строительной продукции в условиях рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Углубление в стране рыночных преобразований сопровождается усилением конкурентной борьбы между различными субъектами рыночных отношений в строительной отрасли. Важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность строительных предприятий, является качество создаваемой ими конечной строительной продукции.

Особенно остро проблема повышения качества строительной продукции стоит сегодня. Это связано с тем, что за последнее десятилетие суммарный рост качества отечественной продукции резко снизился, в то время как в западных странах с развитой рыночной экономикой качество производимой продукции неуклонно продолжает расти достаточно высокими темпами.

Очевидно, что существенное повышение качества строительной продукции невозможно без создания на предприятиях эффективной системы управления качеством.

Наиболее важное место в создании эффективных систем управления качеством строительной продукции занимает разработка теоретических и методических основ управления повышением качества, учитывающих основные требования рынка и сложившиеся на сегодняшний день в стране обстоятельства.

Следует отметить, что активное участие в решении проблем, связанных с разработкой и совершенствованием эффективных методов управления качеством продукции, принимают как отечественные, так и зарубежные ученые. Однако, несмотря на большое число работ и полученные в этой области результаты, в управлении качеством продукции все еще остается значительное число нерешенных задач. В частности, в современных работах слабо затрагиваются вопросы, связанные с изучением влияния качества строительной продукции на конкурентоспособность строительного предприятия в целом. Практически малоизученными являются проблемы оптимального управления качеством строительной продукции в условиях становления и развития рыночных отношений.

Вышеизложенное и определило выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель данного исследования состоит в разработке и уточнении теоретических и методических основ построения эффективных систем управления качеством строительной продукции. В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены следующие основные задачи:

— анализ проблем повышения качества строительной продукции как экономического объекта управления;

— изучение основных факторов, влияющих на обеспечение качества строительной продукции;

— совершенствование основных функций управления повышением качества строительной продукции;

— разработка организационных форм управления качеством строительной продукции;

— развитие рычагов стимулирования повышения качества строительной продукции;

— анализ влияния затрат на повышение эффективности и качества строительной продукции;

— определение критериев, показателей и оценка уровня качества строительной продукции;

— определение эффективности функционирования системы управления качеством строительной продукции.

Объектом исследования являются предприятия и организации строительного комплекса Российской Федерации и Республики Дагестан.

Предметом диссертационного исследования является совокупность проблем теоретического, методологического и прикладного характера, связанных с разработкой эффективных систем управления качеством строительной продукции в рыночных условиях хозяйствования.

Теоретической базой исследования служат научные достижения отечественных и зарубежных ученых в области технологии управления качеством продукции.

При выполнении работы применены методы системного, экономического и сравнительного анализа, методы оптимизации и моделирования производственных систем.

В работе использованы материалы, опубликованные по проблематике проводимых исследований.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в уточнении и обосновании основных теоретических и методических положений, связанных с организацией оптимального управления качеством строительной продукции в рыночных условиях хозяйствования.

К основным результатам, составляющим новизну и выносимым на защиту, можно отнести следующие:

— методику определения оптимального уровня качества конечной строительной продукции, позволяющую наилучшим образом сбалансировать уровень качества и стоимость подрядных проектов в соответствии с рыночным спросом и платежеспособностью потребителей;

— информационную модель качества строительной продукции как экономического объекта управления, определяющую основные возмущающие факторы, влияющие на уровень ее качества, и позволяющую наметить наиболее эффективные пути его повышения;

— применение нечетких моделей для представления данных с целью повышения эффективности экспертных методов принятия решений за счет использования принципов ситуационного анализа и управления качеством строительной продукции;

— методику оптимального планирования уровня качества строительной продукции, базирующуюся на результатах маркетинговых исследований и многокритериальных методах решения оптимизационных задач;

— схему организации подсистемы регулирования оптимального качества промежуточной строительной продукции, позволяющую обеспечить требуемый уровень качества на протяжении всего строительного процесса;

— методику определения эффективности систем управления качеством строительной продукции, позволяющую более точно определять экономический эффект, достигаемый за счет сокращения потерь, вызванных снижением качества строительной продукции.

Практическая значимость проведенного диссертационного исследования заключается в возможности использования полученных в работе результатов для построения эффективных систем управления качеством промежуточной и конечной строительной продукции на предприятиях строительной отрасли.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались в 2001;2003 годах на научно-практических конференциях и семинарах в ДГТУ, ДГУ, ИСЭИ ДНЦ РАН, а также нашли практическое применение в ряде строительных организаций Республики Дагестан.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные в диссертационной работе результаты позволяют сделать следующие основные выводы.

1. Для обеспечения требуемого уровня качества строительной продукции на строительном предприятии целесообразно создать соответствующую службу управления качеством.

2. На качество строительной продукции существенное влияние оказывают достижения научно — технического прогресса, уровень качества используемых для строительства стройматериалов и конструкций, профессиональные навыки и квалификация рабочих, а так же умение менеджеров правильно организовать производственный процесс.

3. Под качеством строительной продукции следует понимать степень удовлетворения этой продукции требованиям заказчика и строительного проекта, по которому она возводится.

4.Важным фактором эффективного управления качеством является сбалансирование инженерного и экономического аспектов повышения качества в соответствии с требованиями потребителей и их покупательской способностью.

5. Необходимо управлять так, что бы качество строительной продукции было оптимальным. Определение оптимального качества строительной продукции требует проведения эффективных маркетинговых исследований для выявления уровня спроса, возможностей потребителя и прогнозирования процессов их развития в ближайшем будущем и на длительный период.

6. К управлению качеством как к сложному экономическому объекту необходимо руководствоваться основными общесистемными принципами.

7. Основной задачей системы управления качеством является стабильное обеспечение требуемого качества строительной продукции на протяжении всего производственного цикла. Иными словами, качество строительной продукции обеспечивается и поддерживается во всех четырех фазах воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление.

8. Важнейший механизм управления качеством строительной продукции определяется совокупностью организационных и экономических компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения единой для них цели управления — повышение качества строительной продукции на всех этапах строительного цикла.

9. Для осуществления эффективного контроля за качеством строительной продукции целесообразно создать проблемно-целевые группы контроля и управления качеством на каждом строящемся объекте.

10. На стадии планирования следует учитывать необходимость комплексного, ритмичного и своевременного обеспечения всех этапов строительного цикла исходными данными, стройматериалами и изделиями, увязывать интересы отраслей и регионов в повышении качества продукции, а так же стимулировать и укреплять ответственность работников всех уровней управления за конечные результаты труда.

11. Для построения эффективных планов повышения качества строительной продукции необходимо иметь совершенную методику, определяющую порядок планирования каждого из этапов и всего строительного цикла в целом. Разработка такой методики является одной из основных задач построения системы управления качеством на строительном предприятии.

12. Для повышения эффективности управления качеством строительной продукции необходимо иметь эталонную модель требуемого уровня качества реализации подрядного проекта, а так же разработать методику сравнения фактических результатов с эталонной моделью.

13. Основной задачей регулирования качества является оперативное обеспечение требуемого уровня качества на протяжении всего периода выполнения строительно-монтажных работ.

14. К одному из путей снижения объемов выпуска некачественной строительной продукции является совершенствование организационных форм управления путем внедрения на производстве системы программно-целевого управления качеством и матричных организационных структур управления.

15. В строительстве для повышения эффективности качества продукции необходимо использовать следующие рычаги и стимулы: повышение конкурентоспособности и стабильности функционирования строительного предприятия, заработная плата, премии, прибыль предприятия, цена товара, кредиты и др.

16. К одной из комплексных оценок эффективности повышения качества строительной продукции можно отнести конкурентоспособность производственного потенциала строительного предприятия, определяющую экономическую нишу, занимающую предприятием на потребительском рынке.

17. Комплексная оценка эффективности функционирования предприятия и влияние качества выпускаемой им продукции на размер получаемой прибыли, может быть проведена, опираясь на показатели эталонной модели конкурентоспособности его производственного потенциала.

18. На практике повышение качества строительной продукции часто сопровождается существенным ростом затрат на его обеспечение. Для контроля данных затрат необходимо вводить и использовать их нормативы на единицу полезности строительной продукции.

19. Оптимальными, можно считать такие значения показателей качества строительной продукции, при которых достигается либо наибольший эффект от эксплуатации, либо потребление продукции по выгодной предприятию цене при заданных затратах на ее производство, либо обеспечение минимальных затрат на достижение заданного качества.

20. Мероприятия по улучшению управления качества строительной продукции эффективны только в том случае, если суммарная дисконтированная прибыль от осуществления этих мероприятий больше затрат на их проведение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.С. Экономика качества продукции. -М.: Экономика, 1972.
  2. Г. И., Романов Р. Г. Уровень качества и стоимость продукции. -М.: Экономика, 1970.
  3. Организация и планирование строительного производства/ Под ред. Галкина И. Г. -М.: Высшая школа, 1985.
  4. Т.В. Оценка эффективности затрат строительных предприятий на обеспечение качества строительной продукции// Экономика строительства, № 4, 2001.
  5. Френк Никсон. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности. М.: Издательство стандартов, 1990.
  6. Управление качеством продукции: справочник/ Под ред. Бойцова В. В., Гличева А. В. М.: Издательство стандартов, 1985.
  7. В.М. Управление качеством. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000.
  8. М.И. и др. Менеджмент систем качества. М.: Издательство стандартов, 1997.
  9. И.Г., Аристов О. В. Управление качеством продукции. М.: Издательство стандартов, 1990.
  10. В.Г., Чайка И. И. Системы управления качеством продукции. -М.: Издательство стандартов, 1988.
  11. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Издательство стандартов, 1992.
  12. И. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.
  13. Д. Управление качеством в американских корпорациях. -М.: Экономика, 1998.
  14. Н.М. Управление качеством продукции и экспертиза. -" Ростов н/Д.: РГЭА, 1998.
  15. В.В. Управление качеством. М.: Экономика, 1998.
  16. В.И. Управление качеством продукции. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  17. Сакато Сиро. Практическое руководство по управлению качеством. -М.: Машиностроение, 1980.
  18. A.M. Управление качеством продукции строительства. -М.: Стройиздат, 1989.
  19. Е.Н., Фрушин Н. Е. Контроль и управление качеством строительства. -М.: Стройиздат, 1977.
  20. .В., Кожин В. А. Хозяйственная реформа и повышение качества строительства. М.: Стройиздат, 1976.
  21. Я.А. Основные направления развития строительного комплекса в ведущих капиталистических странах. М.: Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР, 1987.
  22. Т.В. Система нормативных документов в строительстве // Экономика строительства, № 3, 1996.
  23. JI.A. Современные принципы управления сложными объектами. М.: Советское радио, 1980.
  24. Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективность работы предприятия. М.: Издательство стандартов, 1991.
  25. В.М. Управление качеством, как основа обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции. М.: Знание, 1997.
  26. А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986.
  27. Я.Ф. и др. Комплексная система управления качеством строительной продукции. М.: Стройиздат, 1989.
  28. А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Издательство стандартов, 1988.
  29. Р. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.
  30. Nixon F. Quality Reporting, Quality Aurliting and Quality Achievement in European Countries. Proc. Vpl 11//VIII Congres de J’EOQC, 1994.
  31. м. Международная конкуренция. M.: Международные отношения, 1993.
  32. Рыночная экономика. В 3-х томах. Т.2 Часть 1/ Основы бизнеса. М.: Сомитек, 1992.
  33. Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и кредит, 1992.
  34. А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993.
  35. С. Новая экономика. М.: Международные отношения, 1999.
  36. И. Стратегическое управление М.: Экономика, 1989.
  37. Ю.А., Покрас Л. И. Управление качеством строительства. Киев: Вища школа, 1985.
  38. Управление качеством продукции. М.: Издательство стандартов, 1985.
  39. ИСО 1011−2: 1991. Руководящие указания по проверке систем качества.
  40. ИСО 9000 -1: 1994. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению.
  41. РД 50−605−86. Методические указания по применению стандартов на статистический приемочный контроль. М.: Издательство стандартов, 1986.
  42. Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции. СПб.: Издательство СПб. У ЭФ, 1995.
  43. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Экономика, 1988.
  44. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров: Основы квалиметрии. -М.: Экономика, 1982.
  45. И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством. -М.: Издательство стандартов, 1990.
  46. К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. Том 26. ч.1.
  47. В.И., Риполов А. Ф. Международная стандартизация и сертификация продукции. М.: Издательство стандартов, 1989.
  48. Г. И., Романов Р. Г. Уровень качества и стоимость продукции.- М.: Экономика, 1972.
  49. Шор Я. Б. Методы комплексной оценки качества продукции. М.: Знание, 1971.
  50. B.C., Львов Ю. А. Экономико-математическое моделирование производственных систем. М.: высшая школа, 1991.
  51. Н.Н. Теория игр: лекции для экономистов кибернетиков. -Д.: Издательство Ленингр. Унив-та, 1974.
  52. И.Г. Методический подход к оценке эффективности системы управления качеством в строительстве // Экономика строительства, № 4, 2001.
  53. Международные стандарты ИСО серии 9000 и 10 000 на системы качества: версии 1994 г. -М.: Издательство стандартов, 1995.
  54. В.Г. Интеграция управления качеством продукции: Новые возможности. М.: Издательство стандартов, 1994. v 56. Николаева Э. К. Семь инструментов качества в японской экономике.- М.: Издательство стандартов, 1990.
  55. Ю.Д., Печенкин А. Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика // стандарты и качество, № 10, 1992.
  56. А.В. Документы системы QS -9000/1// Стандарты и качество. № 6, 1997.
  57. А.В. Концептуальные подходы к решению проблем качества в современных условиях и задачи АПК // Стандарты и качество. № 12, 1996.
  58. В.А. Сертификация системы менеджмента качества, как основа для перехода к TQM // Стандарты и качество, № 8, 1997.
  59. К. Некоторые аспекты внедрения системы качества в промышленности // Стандарты и качество, № 3, 1998.
  60. М.З. От семейства стандартов ИСО-9000 к всеобщему менеджменту качества // Стандарты и качество, № 9, 1997.
  61. И.И. Конкурентная борьба предприятий это соревнование систем управления качеством // Стандарты и качество, № 12, 1996.
  62. В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента // Стандарты и качество, № 6,1997.
  63. А.В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции // Стандарты и качество, №№ 8,10. 1990.
  64. А.В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции // Стандарты и качество, №№ 9−11, 1992.
  65. А.В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции // Стандарты и качество, №№ 1,2, 1993.
  66. А.В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции // Стандарты и качество, №№ 10,12, 1994.
  67. А.В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции// Стандарты и качество, №№ 1,3−6, 10, 1995.
  68. И. М. Японский экономический феномен: роль государства // Проблемы теории и практики управления, № 1,1995.
  69. Н.Н. Оценка конкурентоспособности наукоемкой продукции // Вестник ЛГУ, сер. Экономика. Выпуск 3, 1992.
  70. Статистические методы повышения качества// Под ред. Хитосе Куме. М.: Финансы и статистика, 1990.
  71. Я.Ф. Комплексная система управления качеством строительной продукции. М.: Стройиздат, 1979.
  72. А.В. Теория и организация американского менеджмента. М.: Из-тво Московского ун-та, 1991.
Заполнить форму текущей работой