Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические условия использования тестов в процессе проверки и оценки учебных достижений школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемам проверки и оценки посвящены работы Е. И. Перовского, В. М. Полонского, JI.M. Фридмана. Ю. К. Бабанского, П. И. Пидкасистого и др. Содержание и структура достижений учащихся анализируются в исследованиях И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, Н. А. Менчинской, JI.B. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова П.Я. Гальперина и др. Достижения учащихся, с одной стороны, выступают как цели обучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ состояния современной теории и практики проверки и оценки учебных достижений школьников
    • 1. 1. Зарубежные системы проверки и оценки результатов обучения школьников
    • 1. 2. Развитие отечественной системы проверки и оценки результатов обучения школьников
    • 1. 4. Учебные достижения как объект проверки и оценки результатов обучения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методологические и технологические условия массовых измерений учебных достижений школьников на основе использования тестов
    • 2. 1. Методологические основы массовых измерений учебных достижений
    • 2. 2. Тест учебных достижений как измерительный инструмент
    • 2. 3. Технологические основы создания теста
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Модель организации массовых измерений результатов обучения школьников на основе использования тестов учебных достижений
    • 3. 1. Модель и механизмы массового тестирования
    • 3. 2. Использование тестирования в управлении образовательными процессами
    • 3. 3. Повышение эффективности проверки и оценки
  • Выводы по 3 главе

Дидактические условия использования тестов в процессе проверки и оценки учебных достижений школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития системы образования происходят существенные изменения. Планируемые и происходящие перемены в образовании повысили требования к качеству контроля в целом и к проверке и оценке результатов обучения в частности. Диверсификация образовательных учреждений, программ, учебников, технологий, методик обучения, сопровождающаяся интенсивным расширением объема содержания образования, информатизацией, потребовала стандартизации, стала предпосылкой модернизации системы проверки и оценки результатов обучения. Одно из направлений модернизации связано с изменением модификаций контрольно-оценочной деятельности, рассчитанных на решение проблем объективизации проверки и оценки результатов обучения, повышения их эффективности в условиях информатизации образования. Это объясняется тем, что последнее десятилетие характеризуется возрастанием роли государства в управлении образованием, при этом система проверки и оценки становится механизмом школьной селекции, а также служит целям определения эффективности деятельности соответствующей системы. Как организовать проверку и оценку результатов обучения, чтобы получить достоверную объективную информацию о состоянии и качестве учебных достижений, чтобы результаты проверки и оценки различных коллективов по различным учебным дисциплинам можно было сопоставить, чтобы можно было не только оценить результаты обучения, но и спрогнозировать дальнейшую учебно-познавательную деятельность? Эти вопросы всегда задавали те, кто задумывался о качестве образования и эффективности проверки и оценки результатов обучения.

Совершенствование образования, его содержания, стандартов, по словам В. С. Леднева, проблема вечная. [Стандарты общего образования: от идеи к реализации. // Стандарты и мониторинг. -1998. № 1. — С.39].

Проверка и оценка результатов обучения являются необходимой частью образовательного процесса. В то же время это такая часть обучения, которая всего острее переживается учащимися и учителями. Какие методы следует использовать, чтобы снизить у испытуемых волнение, чтобы создать условия максимального проявления сформированных свойств, чтобы в объективности оценки не сомневались, а информации о состоянии результатов обучения доверяли? Эти вопросы волнуют всех, кто проверяет и стремится при этом получить достоверную и объективную информацию об усвоенном учебном содержании, о сформированной деятельности и о способности применить их в различных ситуациях.

Повышение эффективности оценки результатов обучения становится важным фактором совершенствования процессов управления качеством образования, организации мониторинга, опирающегося на достоверную и объективную информацию, аттестационных процессов. Усиленное внимание проблемам саморазвития, самопроверки, самооценки, самоконтроля учащихся также предполагает изменения в процессах проверки и оценки.

Проблемам проверки и оценки посвящены работы Е. И. Перовского, В. М. Полонского, JI.M. Фридмана. Ю. К. Бабанского, П. И. Пидкасистого и др. Содержание и структура достижений учащихся анализируются в исследованиях И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, Н. А. Менчинской, JI.B. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова П.Я. Гальперина и др. Достижения учащихся, с одной стороны, выступают как цели обучения, а с другой, — как результаты учебно-познавательной деятельности. Вопросам конкретизации целей обучения посвящены работы М. В. Кларина, В. П. Беспалько и др. Требования к результатам обучения описаны в монографии коллектива ученых под руководством А. А. Кузнецова. Проблемы определения требований к учебным достижениям в рамках разработки стандартов образования освещаются в работах В. С. Леднева, М. В. Рыжакова и др.

Требования к обязательным результатам обучения, зафиксированные в стандартах, становятся объективной основой для разработки критериев эффективности качества обучения, для обновления всей системы проверки и оценки.

Проблемам оценки качества и мониторинга образования посвящены работы С. Е. Шишова, В. А. Кальней, А. Н. Майорова и др. В них подчеркивается, что мониторинг образовательных процессов возможен при условии обеспечения его объективной и надежной информацией о состоянии и результатах образования. Существующие методы проверки и оценки не удовлетворяют потребностям образовательной системы на современном этапе. Появляется необходимость в развитии теории педагогических измерений. Вопросы теории и практики создания тестов рассматриваются в работах В. П. Беспалько, К. Ингенкампа и др., в последнее время появились работы А. Н. Майорова, B.C. Аванесова, Е. А. Михайлычева, М. Б. Челышковой.

Актуальность данного исследования подтверждается рядом противоречий, обусловленных неотложными практическими потребностями образования и реальными возможностями их обеспечения:

— потребностью в объективной сопоставимой информации о результатах обучения в условиях многообразия типов учреждений, программ, учебников, технологий обучения и преобладанием практики традиционных субъективных форм проверки и оценки;

— требованиями оперативности получения и анализа результатов проверки и оценки и отсутствием эффективных методов и механизмов ее получения, хранения, анализа и использования для управления качеством обучения;

— потребностью в количественной и качественной оценке результатов обучения и слабым использованием в педагогической практике технологий, основанных на достижениях науки, позволяющих решить эти проблемы;

— попытками внедрения тестов в практику и отсутствием у педагогов необходимых для этого знаний по вопросам теории и методики создания педагогических тестов.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между востребованностью педагогической практикой определения структуры, содержания, методов, форм деятельности по созданию и использованию тестов учебных достижений, и отсутствием системных разработок в педагогической теории с учетом современных условий.

Цель исследования: разработка содержания и механизмов создания и использования тестов учебных достижений для проверки и оценки результатов обучения школьников.

Объект исследования: процесс проверки и оценки учебных достижений школьников.

Предмет исследования: диагностические и методические особенности, методологические, технологические и организационные условия использования теста как средства проверки и оценки учебных достижений школьников.

Тема исследования: дидактические условия использования тестов в процессе проверки и оценки учебных достижений школьников.

Гипотеза исследования: использование тестов учебных достижений для проверки и оценки результатов обучения школьников будет более эффективным, если:

• будут уточнены сущность проверки и оценки результатов обучения, определения «учебные достижения», «тест учебных достижений» с учетом современных условий образовательного процесса;

• будут уточнены методологические и технологические условия, обеспечивающие качество педагогических измерений;

• будут усовершенствованы процедуры моделирования и конструирования теста учебных достижений;

• будет разработана и экспериментально проверена модель организации массовых измерений результатов обучения на основе тестов учебных достижений школьников;

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

• Изучение теоретических основ создания и использования тестов для проверки и оценки учебных достижений школьников, уточнение сущности проверки и оценки результатов обучения, определений «учебные достижения» и «тест учебных достижений».

• Уточнение методологических и технологических условий создания тестов, конкретизация и стандартизация процедур моделирования и конструирования теста учебных достижений;

• Разработка и экспериментальная проверка модели организации массовых измерений результатов обучения школьников на основе тестов учебных достиженийобоснование условий ее реализации в массовой практике.

• Методологической основой исследования являются представления об учебной деятельности и ее структурных компонентах (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Н. Ф. Талызина и др.), работы по теории проверки и оценки качества образования (Ю.К. Бабанский, И. Я. Лернер, Е. И. Перовский, В. М. Полонский, С. Е. Шишов, В. А. Кальней и др.), а также по теории педагогических измерений (В.П.Беспалько, К.

Ингенкамп, А. Н. Майоров, B.C. Аванесов, А. А. Кузнецов, JI.B. Болотник, А. В. Баранников, М. Б. Челышкова и др.). Эмпирическую базу исследования составили: материалы Международной ассоциации АЕА-Е (оценка образования в Европе) — собственный опыт исследователя как руководителя и организатора региональной системы тестирования Вологодской области и межрегиональных обследований качества обучения.

При исследовании использовались методы: теоретические (классификация, сравнение, моделирование, анализ литературы и др.) — эмпирические (наблюдение, экспертиза,) — стандартизированные и мало стандартизированные методы сбора информации (тесты, анкеты, опросы, интервью) — математико-статистические (подсчеты параметров распределения, математическое моделирование, статистический анализ качества заданий и др.). Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Уточнено представление об учебных достижениях с позиций теории измерения. Учебные достижения как свойства личности представляют собой когнитивный опыт, усвоенный в процессе учения, и способность использовать этот опыт в дальнейшей познавательной и практической деятельности. Основными характеристиками и предметом измерения предлагается рассматривать уровень и качество учебных достижений. Уровень характеризуется количеством реализованных учебных целей, а качество — структурой усвоенного опыта. Таким образом, термины «количество» и «качество» не противопоставляются, а взаимно дополняют друг друга. При массовых измерениях результатов обучения характеристика качества уточняет количественные показатели и позволяет более объективно оценить учебные достижения массивов учащихся.

2. Уточнено определение «тест учебных достижений». Тест учебных достижений рассматривается нами как система заданий, позволяющих измерить и информативно оценить уровень и качество учебных достижений. Тест как система обладает составом, целостностью и структурой. Одним из системных признаков является принадлежность заданий к конкретной учебной дисциплине. Основным элементом является содержание заданий, в соответствии которому логически обосновывается число заданий различной степени трудности, различного типа и различного назначения.

3. Разработана модель планирования теста учебных достижений для массовых измерений результатов обучения, включающая в себя: процедуру целеполаганияоперационализацию и конкретизацию планируемых результатов обученияотбор содержания, расчет числа заданий и др.

4. Сформулированы методологические и технологические условия создания тестов в современных условиях.

5. Разработана и проверена модель организации массовых измерений результатов обучения школьников на основе тестов учебных достижений в условиях региона.

Практическая значимость исследования.

• Работа по созданию и использованию тестов учебных достижений обеспечивает рефлексию методологических основ и дидактических принципов построения конкретных учебных предметов.

• Проведенные исследования показали возможности использования тестов для: аттестации учащихся, педагогов, образовательных учрежденийотбора учебно-методических комплектов, обеспечивающих более глубокое и качественное усвоение учебного материалаоценки вклада в повышение эффективности образования авторских и инновационных программ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методологическими условиями создания теста являются: обеспечение объективности инструмента измерения, процедур сбора и обработки данныхобеспечение валидности содержания, функционального назначения и критерия оценкиповышение надежности теста, которые реализуются на различных этапах создания теста за счет использования соответствующих методик планирования, разработки заданий, конструирования теста, стандартизации процедур организации и проведения тестирования, технологизации процессов обработки и унификации процессов интерпретации данных с учетом существующих условий отечественного образования.

2. Технологические условия создания теста учебных достижений предполагают: обеспечение цикличности процесса создания теста (17 этапов) — обязательность реализации содержания каждого этапа технологического циклаиспользование современных технологий обработки данныхформирование и совершенствование баз заданийформирование и накопление баз данных о результатах тестирования в современных условиях.

3. Модель организации массовых измерений результатов обучения на основе тестов учебных достижений, включает в себя субъекты и объекты тестирования, формы, условия, вертикальные и горизонтальные связи, обеспечивающие единство подходов проведения тестирования на различных уровнях региональной системы образования. Горизонтальные связи обусловлены структурой подразделений, вертикальные — иерархией системы. В основе механизма реализации модели лежат условия: методические, кадровые, управленческие, финансовые. и.

Выводы по 3 главе.

Анализ возможностей и проблем массового тестирования позволяет утверждать, что использование тестов может стать фундаментом системы проверки и оценки качества образования.

Использование тестов основывается на следующих положениях:

1. При организации массового тестирования необходимо опираться на знание инфраструктуры образовательных учреждений области, на точные сведения о контингенте учащихся. Это составит основание для планирования модели регионального тестирования, позволит правильно формировать выборки учащихся для мониторинговых обследований.

2. Организация тестирования в регионе невозможна без знания структур органов управления образованием. Разнообразие моделей муниципальных органов управления образованием требует четкого представления о возможностях кадрового потенциала этих структур.

3. Являясь частью системы оценки качества образования, тестирование должно опираться на нормативно-правовую базу по итоговой и промежуточной аттестации, образовательные государственные и региональные стандарты.

4. Для повышения эффективности педагогических измерений необходимо организовать обучение будущих и настоящих педагогов технологии тестирования и объективизации проверки и оценки результатов обучения.

5. Для формирования адекватного восприятия тестирования общественностью, родителями необходимо разъяснять отличие тестов от традиционных методов проверки и оценки, демонстрировать возможности тестов через публикацию аналитических материалов.

Внедрение тестов в педагогическую практику предполагает выполнение следующих организационно-методических требований.

1. Обеспечение приемлемости тестирования адекватно его назначению.

2. Обеспечение объективности процедур проведения проверки, обработки, анализа и интерпретации результатов тестирования.

3. Систематичность проверки и оценки, сочетание тестирования с традиционными методами проверки и оценки результатов обучения.

4. Согласованность содержания и механизмов тестирования с затратами и планируемым результатом.

5. Обеспечение личностной направленности результатов проверки и оценки, обеспечивающей эффективность учебно-познавательной деятельности, развитие умений самоорганизации, самосовершенствования, положительной мотивации проверки и оценки.

Изучение закономерностей и принципов массового тестирования, функциональных возможностей тестирования показало, что эффективность проверки и оценки учебных достижений на основе использования тестов значительно повышается. Подтверждением данного утверждения являются следующие показатели: снижение тревожности, изменение мотивации проверки и оценки результатов обучения, рост потребности в самооценке и самопроверке, повышение доверия к оценке результатов обучения, повышения качества инструментов проверки и оценки учебных достижений, повышение качества обучения, изменение методов управления образовательными процессами на основе научно-обоснованной информации о результатах обучения.

Анализ внедрения тестирования в педагогическую практику приводит к заключению о необходимости разработки на уровне министерства образования механизмов создания региональных служб тестированиявведения в учебные планы учреждений педагогического образования программ подготовки студентов технологии тестированияорганизации обучения педагогов методам объективизации проверки и оценки учебных достижений.

Заключение

.

Подведены итоги диссертационного исследования, подтверждающие верность исходной гипотезы, и сформулированы перспективы дальнейшего развития данного направления.

В ходе исследования уточнено понятие «учебные достижения», заключающееся в выделении когнитивной составляющей опыта, осваиваемого в ходе обучения. Определены два взаимосвязанных параметра для их измерения — уровень и качество, которые являются взаимодополняющими и представляют собой количество усвоенного содержания и структуру усвоенной деятельности.

Среди методологических условий, повышающих эффективность проверки и оценки, выделены принципы и методы планирования, моделирования и конструирования теста учебных достижений, позволяющие на этапе создания инструментария обеспечить качество измерения с достаточными показателями надежности (не менее 75 по KR8).

Наиболее весомым условием, влияющим на качество проверки и оценки с помощью тестов, является строгое соблюдение технологии тестирования. Унификация и стандартизация процедур создания теста повышают эффективность деятельности по разработке, конструированию и стандартизации теста, обработке и интерпретации данных.

Необходимыми условиями использования тестов в педагогической практике являются системность и систематичность обследований, стандартизация процедур сбора и обработки информации. В ходе работы сконструирована и экспериментально проверена модель массовых измерений результатов обучения школьников на основе тестов учебных достижений, отражающая связи между субъектами, объектами, формами методами и условиями тестирования. Описаны организационные условия (кадровые, управленческие, методические и финансовые). Механизм массовых измерений результатов обучения на основе тестов учебных достижений, включает содержание деятельности 4 функциональных этапов: подготовительного, сбора информации, обработки и интерпретации результатов.

Практические материалы исследования показали, что проверка и оценка результатов обучения может быть значительно эффективней, если используются тесты учебных достижений. Повышается объективность и надежность результатов проверки и оценки. Более 78% старшеклассников соглашаются с оценкой за тест, при этом она совпадает с самооценкой у 82% учащихся. Изменяется мотивация проверки и оценки, увеличивается число учащихся, тестирующихся с целью совершенствования результатов обучения. Снижается тревожность учащихся и учителей, повышается доверие к оценке и т. д. Информация, полученная в результате тестирования, позволяет ученику, учителю, руководителю, управленцам конкретизировать проблемы совершенствования обучения и выстроить систему для их решения.

Качественная информация, полученная в ходе использования тестов, дополняет текущую информацию о результатах обучения, полученную традиционными способами проверки и оценки, углубляет ее и позволяет скорректировать и уточнить оценку учебных достижений. Объективная и надежная оценка является одним из основных показателей качества обучения при аттестации учащихся, педагогов, образовательных учреждений, при сравнении эффективности учебно-методических комплектов, технологий обучения, программ.

Системное, научно организованное тестирование обеспечивает обоснованность управления процессами образования, способствует повышению качества обучения, совершенствуя и дополняя традиционные методы.

В качестве продолжения исследования по теме тестирования предлагается рассмотреть следующие вопросы: описание структуры учебных достижений соответственно целям измеренияконкретизацию взаимосвязи между содержанием теста и интерпретацией результатов тестированияразработку критериев оптимальности отбора содержанияразработку способов комплексного использования психологических и педагогических исследований качества обученияразработку методов объективизации устной и практической проверки и оценки результатов измерения.

Целесообразно расширить использование тестов, сделав его повсеместным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Композиция тестовых заданий: Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов /
  2. B.C. Аванесов. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Адепт, 1998.-217 с.
  3. , B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: Пособие для профессорско-преподавательского состава М.: МГТА, 1995.-96 с.
  4. , B.C. Централизованное тестирование лучше единого государственного экзамена / B.C. Аванесов // Вопросы тестирования в образовании. 2003. — № 6 — С. 13.
  5. , Т.Н. Тесты как форма контроля / Т. Н. Алешина, Н. В. Савинцева // Начальная школа. 1993. № 1 — С. 42.
  6. Аспекты модернизации Российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования М.: ГУ ВШЭ, 2001.- 164 с.
  7. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект — М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  8. , С. Национальная оценка и местная автономия / С. Баккер, И. Вугт // Образование в федеральной системе: Документы семинара 18−23 марта 1995 г. Русская версия. Париж, 1995. — С. 18
  9. , А.В. Проект Российского республиканского стандарта «Среднее образование в РСФСР. Квалиметрия знаний в системе информационно-диагностической службы»: Пояснительная записка (первая редакция). 1991. — 128 с.
  10. , В.А. Управление качеством обучения учащихся школы на основе мониторинга учебных достижений // Мониторинг учебных достижений. Вологда: Вологодский институт развития образования, 2003.-С. 36−42.
  11. , Т.М. Тестирование как один из методов повышения качества обучения в начальной школе // Мониторинг учебных достижений. Вологда: Вологодский институт развития образования, 2003- С. 31−36.
  12. , В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  13. , JI.B. Измерение знаний при проведении массовых обследований: Методические рекомендации М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984.-86 с.
  14. , Д.В. Противоречия познания в школьном обучении // Советская педагогика. 1970.- № 10.-С.27−35.
  15. Воробьев Г, Малинина В. //Советская педагогика. 1973.- № 12.1. C.58 -72.
  16. , JI.C. Избранные психологические исследования М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, — 2002. — 224 с.
  17. , П.Я. Введение в психологию:учебное пособие для ВУЗов- М.: Книжный Дом 1999. — 332 с.
  18. , Л. Еще один кризис в психологии: возможная причина шумного успеха идей Л. С. Выготского / Л. Гараи, М. Кечки //Вопросы философии. 1996. — № 5. — С.62−76.
  19. , М.И. Измерение и оценка результатов обучения -1999. 38 с.
  20. , М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 3. — С.49−54.
  21. , Д.С. Тестовые модели в школьной практике // Народное образование. 1993- № 4. — С. 38.
  22. , Ю.Ф. К вопросу об интегральных показателях оценки качества обучения // Оценка качества общего образования как фактор развития школы: Материалы и тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2000. — С.41−43.
  23. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования -М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  24. , Д.Д. Экспериментальная модель контроля и оценивания в Образовательной системе «Школа 2100» / Д. Д. Данилов, Ж. И. Серова //Начальная школа, плюс. 2004. — № 4. — С.3−11.
  25. , Н.Н. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования //Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. -№ 6. — С.38−53.
  26. , Т.Д. Личность как результат образовательного процесса // Оценка качества общего образования как фактор развития школы: Материалы и тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2000. — С.54−56.
  27. Дуглас, Уилмс. Результаты образования: модели и типы оценки // Директор школы 1995. — № 6. — С.31.
  28. , Н.В. Тестирование и мониторинг: рекомендации учителю // Стандарты и мониторинг. 2001- № 3. — С.55−59.
  29. , Л.В. Избранные педагогические труды М.: Педагогика, 1990.-424 с.
  30. , В.И. Аттестация: диагностика и экспертиза педагогической деятельности М.:УЦ «Перспектива», 1998. 112 с.
  31. , В.И. О некоторых подходах к оценке качества подготовленности выпускников школ // Вопросы тестирования в образовании- 2003.-№ 6.-С. 165−167.
  32. Знание, мышление, умственное развитие / Под редакцией П. Я. Гальперина. М.: Педагогика, 1972. — 186 с.
  33. , С.И. Тестовый контроль знаний / С. И. Ивашина, Т.С. Свиридова// Специалист. 1997. — № 12. — С. 21−23.
  34. , B.C. Какие дистракторы пригодны для тестов закрытого типа? // Вопросы тестирования в образовании. 2003. — № 8. — С.121−127.
  35. , Т. А. Тестовая методика проверки знаний и программированное обучение // Советская педагогика. 1967. — № 2. — С.21.
  36. , К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  37. , О.Ф. Тестирование знаний и умений учащихся / О. Ф. Кабардин, А. Н. Земляков // Советская педагогика.-1991.-№ 12.-С. 27−33 с.
  38. , З.И. Продуктивное мышление М.: Педагогика, 1981. -.
  39. , В.А. Технология мониторинга обучения в системе «учитель ученик». Методическое пособие для учителя / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. — М: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
  40. , Е.Ю. Проблема выравнивания в современной теории тестирования / Е. Ю. Карданова, Ю. М. Нейман. // Вопросы тестирования в образовании. 2003. — № 8. — С.21 -40.
  41. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. -М.: Педагогика, 1978. 208 с.
  42. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / Сер. «Педагогика и психология» № 6. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  43. , Г. С. Зарубежный опыт построения и актуальные проблемы развития тестовых систем // Материалы к семинару «Актуальные проблемы построения системы национальных образовательных стандартов и тестирования» М., 2000. — С. 92 -165.
  44. , Я. А. Избранные пед. сочинения / Под ред. А. А. Красновского. -М: Учпедгиз, 1995.-651 с.
  45. Конаржевский, Ю А. Что нужно знать директорам школы о системах и системном подходе: Учебное пособие Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с. с ил.
  46. Концепция оценки достижения учащимися требований общеобразовательного стандарта / Под ред. B.C. Леднева. М.: РАО, 1993.-47 с.
  47. , М.Ф. Образовательные стандарты и контрольно-оценочная деятельность / М. Ф. Королев и др. М.: НМЦ ЮВОУ МКО, 1996. — 119 с.
  48. , В.В. Умения и навыки как компоненты содержания общего и среднего образования // Советская педагогика.-1981 —№ 10—С.51−56.
  49. В.В. О предмете логико-методологического использования в области педагогики// Советская педагогика-1976-№ 2.-С.67−76.
  50. , И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга // Стандарты и мониторинг в образовании.-2001.- № 1.-С. 37−42.
  51. , А.С. Понятие «Норма» и ее свойства: Измерения в системе образования // Материалы научно-практической конференции. Вологда: ВИРО, 2001.-С. 27−30.
  52. , К.А. Подходы к проведению мониторинга общеобразовательной подготовки учащихся / К. А. Краснянская, Л. П. Краснокутская. // Народное образование. 2000. — № 3. — С. 123−127.
  53. , К.А. Оценка математической подготовки школьников по результатам международного тестирования: кн. для учителя М.: Просвещение, 1995. — 96 с.
  54. , Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие М.: Педагогическое общество России, 1999. — 121 с.
  55. , А.А. Оценка достижения требований образовательных стандартов М.: РАО, — 1998. — 32 с.
  56. , А.А. Изучение массового школьного опыта: Об организации систематического изучения состояния знаний и умений учащихся в массовой школе М.: АПН СССР, 1981. — 86 с.
  57. , Л.М. Методика оценивания знаний учащихся в зоне ближайшего развития // Оценка качества общего образования как фактор развития школы: Материалы и тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2000. — С.127−130.
  58. И.М. Проблема целей обучения в буржуазной педагогике // Требования к знаниям и умениям школьников. М.: Педагогика, 1987.- С. 25−32.
  59. Л.Н. Алгоритмическиеи эврисические модели мышления и программированное обучение // Советская педагогика. 1970. № 12 -С. 30.
  60. Левин, В, П. Методика конструирования педагогических тестов / В. П. Левин, В. В. Зиновьев. // Дидакт. 2002. — № 2. — С. 30−33.
  61. , B.C. Стандарты общего образования: от идеи к реализации // Стандарты и мониторинг. 1998. — № 1. — С. 31−40.
  62. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  63. , И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание. Сер. «Педагогика и психология», 1978. 47 с.
  64. , В.А. Сущность оценки и отметки // Завуч начальной школы. 2002. — № 4. — С. 66−77.
  65. , А.Н. Мониторинг в образовании СПб.: Образование -Культура, 1998.-334 с.
  66. , А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования М.: Народное образование, 2000. — 352 с.
  67. , А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование СПб.: Образование и культура, 1996. — 304 с.
  68. , Т.Д. О педагогических показателях эффективности обучения. Мониторинг учебных достижений // Сборник материалов: из опыта работы. Вологда: ВИРО, 2003 — С. 8−16.
  69. , Т.Д. Первичная обработка и анализ результатов тестирования (в помощь учителю) / Т. Д. Макарова, М. М. Андреева // Источник. Вологда, 1998. — № 1. — С.105−112.
  70. , Т.Д. Руководство по тестированию / Т. Д. Макарова, М. М. Андреева // Материалы второго Международного семинара «Общеобразовательные стандарты и качество образования: Международный опыт» Вологда, 1998. — С. 7−16.
  71. , Т.Д. Руководство по тестированию / Т. Д. Макарова, М. М. Андреева. 3-е изд. Вологда: Вологодский институт развития образования, 1999.- 10 с.
  72. , Т.Д. Об отношении к тестированию // Источник. -Вологда, 1996. № 3. — С.55−58.
  73. , Т.Д. Положение о центре тестирования учебных достижений // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. — № 1. — С. 62−67.
  74. , Т.Д. Программа обучения педагогов «Технология тестирования» Вологда: Вологодский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, 1997. — 6 с.
  75. , Т.Д. Результаты тестирования // Сборник материалов -Вологда: Вологодский институт развития образования, 1998. 29 с.
  76. , Т.Д. Руководство по тестированию. Академия школьных тестологов. // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. — № 2. -С.54−58.
  77. , Т.Д. Мониторинг и оценка / Т. Д. Макарова, Т. Ю. Сушникова // Аннотированный каталог услуг центра образовательногомониторинга. Вологда: Вологодский институт развития образования, 2003.- 12 с.
  78. , Т.Д. Геометрия: Итоговое тестирование учащихся 9 кл. / Т. Д. Макарова, Н. А. Ширунова. М.: Педагогическое общество, 1999.-27 с.
  79. , Т.Д. Информационные возможности тестовых технологий / Т. Д. Макарова, С. А. Щербакова. Вологда: Вологодский институт развития образования, 2001. — 16 с.
  80. , А.В. Сравнение различных процедур отбора абитуриентов и их прогностическая валидность / А. В. Мальцев и др. // Вопросы тестирования в образовании. 2003. — № 6. — С.142−144.
  81. , Д.Ш. Управление качеством образования на основе информационных технологий / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. И. Мельников. -2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 126 с.
  82. , Г. У. Педагогическое тестирование в России // Педагогика 2002. — № 2.-С. 15.
  83. , Е.А. Дидактическая тестология М.: Народное образование, 2001. — 432 с.
  84. , В.И. Моделирование и методы теории измерений М.: Высшая школа, 1987. — 346 с.
  85. , В.А. Внедрение технологии тестирования в районную систему образования. Мониторинг учебных достижений // Сборник материалов (из опыта работы). Вологда: Вологодский институт развития образования, 2003 — С. 42−50.
  86. , И.Ф. Процессы понимания и когнитивной самооценки в тестовых технологиях / И. Ф. Неволин, М. Б. Позина // Вопросы тестирования в образовании. 2003. — № 8 — С.7−15.
  87. , Ю.М. Задача тестирования в терминах классической теории оценивания / Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников // Вопросы тестирования в образовании. 2003. — № 8 — С.46−60.
  88. , Ф.А. Из опыта организации самостоятельной работы студентов // Советская педагогика. 1975. — № 7 — С.88−94.
  89. , В.И. Надежность измерений и оценки знаний учащихся на основе элективных заданий // Советская педагогика-1970. -№ 7. -С.18−24.
  90. , В.И. Проблемы измерения и оценки качества знаний // Советская педагогика. 1975 — № 12. — С. 23−30.
  91. Образование: взгляд в будущее // Отчет итоговой конференции проекта «Среднее образование Западной Европы». Страсбург, 1997. — 32 с.
  92. Общее среднее образование России: Сб. нормативных документов в 2 кн. Кн. 2 / Сост. М. Р. Леонтьева. М.: Просвещение, 1993. — 223 с.
  93. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова .- 2-е изд., испр. и доп. М.:АЗЪ, 1994. — 928 с.
  94. , В.П. Школа и качество: выбор будущего СПб.: КАРО, 2003. — 84 с.
  95. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
  96. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  97. Педагогический словарь в 2 томах М.: Изд. АПН -1960. т. 1. — 774 с.
  98. Педагогический словарь в 2 томах М.: Изд. АПН -1960. т. 2. — 766 с.
  99. , Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе М.: академия педагогических наук РСФСР, 1960. — 512 с.
  100. , П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  101. , В.М. Оценка знаний школьников-М.: Знание, 1981.-123 с.
  102. С.К. Новые подходы к оценке качества знаний // Измерения в системе образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Вологда: ВИРО, 2001 — С. 142.
  103. , Б.У. Стандарты и тесты в образовании / Б. У. Родионов, А. О. Татур. М.: МИФИ, 1995. — 48 с.
  104. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт / Гл. ред. В. В. Давыдов М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 — 608 с.
  105. В.И. и др. Зачеты по химии в вечерней школе: Пособие для учителей. М., Просвещение, 1975 48 с.
  106. , М.В. Место стандартов в системе общего среднего образования // Стандарты и мониторинг. 1998. — № 1. — С. 40−44.
  107. , М.В. Основные функции государственного стандарта // Стандарты и мониторинг. 1998 — № 2. — С. 16−23.
  108. , Я. Диагностика путь к совместной деятельности // Первое сентября. — 2004. — № 5.-С. 16−19.
  109. , А.Э. Методика разработки школьных тестов: Учебно-методическое пособие-Ярославль: ИПКиРКО, 1992.-32 с.
  110. , В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ ХАУ в области управления образовательным процессом: Учебное пособие — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Роспедагенство, 1997. — 264 с.
  111. , В.П. Диагностика степени обученности учащихся // Оценка качества общего образования как фактор развития школы: Материалы и тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2000. — С.20−26.
  112. , А.Б. Информационные технологии и оценка результатов обучения // Мониторинг учебных достижений. Вологда: Вологодский институт развития образования, 2003 — С. 50 -52.
  113. , В.В. Как ты знаешь химию? / В. В. Сорокин, Э. Г Золотников. JL: Химия, 1987. — 259 с.
  114. , A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического материала-М.: Педагогика, 1974. 192 с.
  115. Социальная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев. 2-е изд., испр. М.: Академия 2002 — 600 с.
  116. Сравнительный анализ математической и естественнонаучной подготовки учащихся основной школы России (По результатам международного исследования TIMSS) / Под ред. Г. С. Ковалевой. — М.: Российская академия образования, 1996.-41 с.
  117. , А.Н. Совершенствование управления качеством общего образования на муниципальном уровне / Под ред. B.C. Леднева, С. Е. Шишова М.: НЦиМО, 2001. — 190 с.
  118. , Г. А. Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний учащихся // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 28.
  119. , В.В. Образовательные стандарты и мониторинг учебных достижений // Мониторинг учебных достижений. Вологда: ВИРО, 2003. — С.4−8.
  120. , Л.А. Методика построения логико-семантической модели структуры содержания дисциплины // Вопросы тестирования в образовании. -2003. № 8 — С. 15−21.
  121. , Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для средних педагогических учебных заведений / Н. Ф. Талызина. 3-е изд., стереотип. -М.: Академия, 1999. 288 с.
  122. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  123. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидакгико-методический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
  124. Учебные стандарты школ России / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.: ТС Сфера, Прометей, 1998. — 380 с.
  125. Философия образования М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — 288 с.
  126. , Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  127. , В.А. Концепция объективного оценивания учебных достижений / В. А. Хлебников и др. // Вопросы тестирования в образовании 2003.-№ 6. — С.8−20.
  128. , B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение М.: Педагогика, 1977. — 120 с.
  129. , М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие М.: Логос, 2002. — 432 с.
  130. , М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей: Уч. пособие М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 32 с.
  131. , Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. -М.: ВЛАДОС, 2001.-320 с.
  132. , А.С. Изучение массового школьного опыта. Структура и педагогические проблемы массового обследования результатов обучения школьников / А. С. Шепетов, А. А Кузнецов. М.: АПН СССР, 1981. — 21 с.
  133. , А.С. Интегральная оценка состояния обученности массива школьников на основе системы качественных характеристик // Проблемы педагогических измерений. Межвузовский сборник. М., 1984. С. 99−100.
  134. , С.Е. Школа: мониторинг качества / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320 с.
  135. , С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А Кальней. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -354 с.
  136. , С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней М: Педагогическое общество России, 1999. — 320 с.
  137. , С.Е. // Стандарты и мониторинг. 1999. — № 3 — С.ЗЗ.
  138. , П.И. Тестирование достижений и его эмпирическая адекватность / П. И. Яничев, С. Б. Смирнов // Вопросы тестирования в образовании. 2003. — № 6. — С. 152−155
  139. Evaluting education in Finland /National Board of Education/ Hakapaino Oy.-Helsinki 1996.
  140. Educational Outcomes in Finland / National Board of Education -Helsinki- 1995.
  141. Dr. Steven Bakker National Assessment and local Autonomy //Papir for Vologda conference November 1995.
  142. T Plomp Educational standards and Evaluation // Papir for Arnhem conference- march 1996.
Заполнить форму текущей работой