Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экстремизм в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности России: Политологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вывод о том, что специфика религиозной ситуации в СевероКавказском регионе определяется процессами, протекающими в православном и мусульманском обществе и характеризуется следующими экстремумами. а) Взаимоотношения между последователями ведущих конфессий Северного Кавказа строятся преимущественно в традиционно доброжелательном, мирном, обоюдно терпимом мире. б) Однако, внутренние процессы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологическое исследование экстремизма
    • 1. 1. Экстремизм как объект политологического исследования
    • 1. 2. Экстремизм в религиозной сфере: сущность, содержание и разновидности
  • Глава 2. Влияние экстремистской деятельности религиозных объединений на безопасность России в Северо-Кавказском регионе
    • 2. 1. Специфика современной религиозной ситуации на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности Российской
  • Федерации
    • 2. 2. Основные направления политико-правового ограничения экстремистской деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе

Экстремизм в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности России: Политологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире резко повышается деятельность экстремистских организаций, особенно в религиозной сфере. Сегодня, учитывая этот момент, необходимо понять, в какой степени религиозный фактор является самостоятельной реальностью, а где за ним стоят геополитические, политические, экономические, социальные интересы.

Как показала практика подъем религиозного чувства подчас сопряжен не только с положительными факторами возврата к традициям, роста национального и культурного самоуважения, но и с отрицательными, когда многие люди трактуют религию упрощенно, не познав глубин своей веры, безапелляционно навязывая свои мнения другим, давая тем самым повод для вражды, конфликтов, социальных и национальных взрывов.

К сожалению, определенные перекосы в этом смысле мы видим и в религиозной сфере, где обращение к религиозным лозунгам и символам порой прикрывает экстремизм, нетерпимость, террористическую практику, прямое насилие. Ослабление российского государства, ошибки политиков и негативные последствия общественных преобразований последнего десятилетия дали возможность проявиться радикальным, экстремистским силам, в том числе на Северном Кавказе.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена целым рядом объективных причин и обстоятельств.

Во-первых, местом и ролью Северного Кавказа в истории российской государственности, его объективной вовлеченностью в российскую национальную политику. С точки зрения геополитики северокавказский регион всегда представлял собой крайне важный стратегический узел. Северный Кавказ является связующим звеном между Европой и Центральной Азией, обеспечивает выход к системе трех морей — Каспийскому, Черному и Азовскому, а через Азовско-Черноморский бассейн — в Средиземноморье, к Гибралтарскому проливу и Суэцкому каналу. Через северокавказские республики проходят основные экономические, транспортные и транзитные пути из России в государства Закавказья и далее — в страны Азии, дублировать которые практически не представляется возможным. Плодородные земли Ставропольского и Краснодарского края, ресурсы осетровых Каспийского и Азовского морей, запасы нефти и газа — все это находится в северокавказском регионе. Можно утверждать, что тот, кто обладает влиянием в этом регионе, в той или иной мере владеет значительной частью евроазиатского континента. Во всем мире более чем достаточно сил, заинтересованных в расшатывании стабильности, ущемлении интересов России в северокавказском регионе.

Во-вторых, ситуацией, сложившейся в российском обществе. Несомненно, что проявление экстремизма в религиозной сфере — явление, ставшее следствием социально-экономического и политического кризиса в России, перехода от одной общественной системы к другой. В результате общественных трансформаций социально незащищенной оказалась значительная часть населения: инвалиды, беженцы, вынужденные мигранты, многодетные семьи, дети в неполных семьях, женщины и молодежь. Резко возросла имущественная поляризация населения. К сожалению, на Северном Кавказе многие из этих проблем (например, молодежная безработица, коррупция, социальное расслоение, пренебрежение законом) проявляются сильнее, а население, общественные активисты и политики придерживаются чаще крайних форм поведения, включая незаконное владение оружием и открытое насилие.

В-третьих, состоянием и динамикой развития современной внутриполитической обстановки в регионе, отличающейся крайней нестабильностью и непосредственно влияющей на состояние национальной безопасности Российской Федерации, содержание и условия реализации ее национальных интересов. Нынешняя действительность свидетельствует о том, что одну из реальных угроз для России представляют внутренние конфликты в северокавказских республиках, положение в которых характеризуется не только тяжелым экономическим и социально-политическим положением, но активностью религиозно-политического и национального фактора. Поверхностное рассмотрение некоторых подобных фактов породило в общественном сознании стереотип «религиозного экстремизма», якобы исходящего от самой религиозно-политической практики различных религиозных объединений. Особое место при этом отводится «исламскому фактору».

Сегодня важно понять, в каких отношениях находятся два разноплановых явления — религиозная традиция и те крайние экстремистские формы, которыми лишь для видимости прикрываются различные радикальные силы как в религиозной, так и в политической сферах. Исламский мир дружественен России. Исламский фактор для России — не только внешний, дипломатический, но и внутренний. Среди россиян мусульмане составляют значительную часть. И в подавляющем большинстве случаев они являются достойными, добропорядочными гражданами, делящими со всеми остальными общие радости и невзгоды.

В-четвёртых, недостаточностью научных работ и исследований по избранной научной теме, необходимостью осмысления и политологического анализа исторического опыта противодействия экстремизму, особенно в религиозной сфере. Сегодня необходимо осмыслить исторические истоки экстремизма в религиозной сфере на Северном Кавказе и политический механизм их политико-правового ограничения.

В настоящее время со всей остротой ощущается недостаточная разработанность теоретических положений и практических рекомендаций по проведению национальной политики государства в условиях экстремистской деятельности противников национальных интересов России на Северном Кавказе. Особенно данный пробел ощущается в противодействии экстремизму в религиозной сфере.

Исходя из вышеизложенного, автор выдвинул гипотезу о нарастании и серьезной опасности экстремизма в религиозной сфере для национальной безопасности России на Северном Кавказе и необходимости целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов по устранению этой угрозы.

Степень научной разработанности темы. Некоторые аспекты проявления различных видов экстремизма нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Работы по данной проблеме можно разбить на пять групп.

К первой группе следует отнести источники, в которых раскрыта проблема сущности и содержания экстремизма как идеологии и конкретной политической практики1. Внимание этих исследователей сосредоточено на определении сущности и содержания экстремизма, его места и роли в системе политической борьбы, особенностях данного явления в условиях современного развития российского общества. Данные исследования содержат анализ причинно-следственных связей экстремизма, его функций в системе общественных отношений. А также особенности проявлений экстремизма в зависимости от социально-политических, экономических и других условий, от результатов проводимых реформ. Данные работы опираются на результаты политических исследований, раскрывают объективные и субъективные причины возникновения экстремизма.

Вторую группу составляют научные работы, которые исследуют особенности проявления экстремизма в различных сферах, в том числе и религиозной .

1 См.: Авдеев Ю. И. Новый курс России: предпосылки и ориентиры. — М.: Академия, 1996; Барыгин И. Н. Социальная база крайне правых в Западной Европе. — СПб.: ЛГУ, 1990; Баса-лай А. Н. Опасность политического экстремизма // Диалог. — 1999. — № 10. — С. 12−19- Верхов-ский А.К., Крибыловский В. Н., Папп А. В. Политический экстремизм в России. — М. 1996; Грачев А. С. Политический экстремизм. — М., 1987; Ризванов Р. Государственный Совет Республики Дагестан (Очерки деятельности). — Махачкала.: ГУП «Дагестанское книжное издательство», 2002. — С.34−56- 203−277- 332−374- Романов Н. А. Политический экстремизм как угроза безопасности страны: Дисс. док-pa полит, наук. — М.:ИСПИ РАН, 1997.

См.: Абазов Р., Василивецкий А., Пономарев В. (под редакцией А. Верховского). Ислам и политическая борьба в странах СНГ. — М.: Панорама, 1992; Абдулатипов Р. Г. Судьбы ислама в России. — М.: Мысль, 2002. — 317 е.- Арестов В. Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления. — Харьков, 1987. -147 е.- Арухов З. С. Экстремизм в современном исламе. — Махачкала, 1999. — 162 е.- Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. — М.: Политиздат, 1985; Гараджа В. Политика и религия. — М.: Наука и религия, 1991, № 3,.-С.2−3, № 5.-С.2−3- Герейханов Г. П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско-политологический анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. — М.: АФПС, 1999. — 20 е.- Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в современном Иране. — М.: Наука, 1985; Ильин И. В. О терроре и терроризме: природа, сущность, причины, проявления // Информационный сборник «Безопасность». — 2001, № 7 — 12. — С. 312−342- Курбанов Г. Религия и политика террора. — Махачкала.: «Народы Дагестана», 2002. — 110 е.- Коровинов А. В. Исламский экстремизм в арабских странах. — М., 1990. — С.7−10- Краснов М. П. Политический экстремизм — >троза го

Исследования данной группы раскрывают особенности проявления экстремизма в религиозной сфере. Экстремизм как выражение крайних взглядов и установок определенных социальных сил обладает способностью проникать во все сферы этих отношений. В каждой из них он имеет определенную направленность, формы проявления, степень остроты. Исследование специфики экстремизма, с опорой на соответствующие методы и приемы приводит к выводу, что он представляет собой своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни. Особую опасность несет в себе экстремизм в религиозной сфере.

К третьей группе относятся политические и социологические исследования, в которых поднимается проблема нейтрализации экстремизма, предупреждения и пресечения проявлений различных форм экстремистской активности, ограничения его действий.3 сударственности // Российская юстиция,-1999. — № 4. — С. 22−28- Лопаткин Р. А. Экстремизм религиозный // Политическая энциклопедия. — М.: Мысль, 2001. — Т.2. — С. 637−638- Малышева Д. Б. Религия и обществено-политическое развитие арабских и африканских стран, — М.: Наука, 1986; Мчедлов М. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы. -М.: Свободная мысль. — 1993, № 5,.- С.52−62- Непесов М. М. Современный терроризм: социальные истоки, цели, проявления. — М., 1984. — 63с. Организованный политический экстремизм // Российский монитор. — М., 1996. — Выпуск № 7. С.29−43- Одинцов М. И. Государство и церковь: История взаимоотношений, 1917;1938 гг. — М.: Знание, 1991; Религия и политика в посткоммунистической России /Материалы «круглого стола"/Вопросы философии. — 1992, № 7.-С.6−33- Полонская J1.P. Советский исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития // Азия и Африка сегодня. 1994, № 1- Саидбаев Т. С. Политика и религия. — М.: Соц-политические науки. — 1991, № 9,.- С.45−53- Степаньянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике. — М.: Наука, 1982; Филатов С. Б. Католическая церковь и внешняя политика США //США: экономика, политика, идеология. — 1984, № 5.-С.40−50- Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия и политика в массовом сознании. — М.: Социолог, исследования. — 1992, № 7.-С.3−12- Шведов В. Религия и политика. — М.: Межд.жизнь. — 1992, № 5,-С.48−59. о

См.: Авцинова Г. И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник Московского университета. Политические науки.-1995. Серия 12. — № 3 С.47−58- Воронов И. В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: Дисс. канд.полит.наук. — М.: РАГС, 2003; Ерошин В. П. Некоторые вопросы повышения борьбы с терроризмом // Терроризм, роль и место органов безопасности России в борьбе с ним: Сб. материалов науч.-практ. конф. — М.: Академия МБ, 1992. — 99 е.- Кисриев

Э. Ислам в общественно-политической жизни Дагестана //Мусульмане изменяющейся России. — М.: РОССПЭН, 2002. — С.261−278- Кудрина Н. Н. Политический терроризм: сущность, формы проявления, методы противодействия: Дисс. канд. полит, наук. — СПб., 2000. — 211 е.- Майдыков А. Ф., Козлов В. Б. Место и роль ОВД в предупреждении и пресечении криминальных проявлений политического экстремизма. — М., 1996. — 45 е.- Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: Сб. науч. тр. — М., 1998. — 151сМежнациональные конфликты: место и роль органов внутренних дел в межнациональных конфликтах // Материалы конференции Академии МВД РФ. — М., 1992; Международный терроризм и право /реферативный сборник. — М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2002. — 147 е.- Шахов М. Н. Теоретические проблемы современного терроризма. — М.: ИБПИТ, 2003. — 280 с.

Четвертая группа источников включает научные труды, которые исследуют проблемы войны и религии, межконфессиональных конфликтов и

— 4 воин .

Особое место здесь занимают труды, посвящённые исламской концепции джихада, которую пытаются актуализировать экстремистские силы5.

Пятая группа включает зарубежную библиографию и представлена работами по проблеме экстремизма6.

См.: Арухов З. С. Вооруженные конфликты на Северном Кавказе в свете теории и практики джихада //Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. — Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. — С.115−142- Дельмаев Х. В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. (Критический философско-социологический анализ): Автореф. канд. филос. наук. — М.: ВПА, 1987. -24 сДобаев И. П. Традиционализм и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе//Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. — Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. — С.142−145- Керимов Г. М. Проблемы войны и мира в исламе//Вопросы научн. Атеизма. Вып.31. М.:Мысль. 1993; Кудрявцев А. В. Ислам и ближневосточный конфликт/Доктрина джихада в идеологии и политике. Дис.канд. ист. наук, — М.: ИВАН СССР, 1984; Его же. Политический аспект современных концепций джихада/Ислам в совр. политике стран Востока.-М.-Наука, 1986.-С. 103−112- Левшуков Р. А. Религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской республике//Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. — Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. — С.95−100- Малышева Д. Б. Религиозный фактор в вооружённых конфликтах современности: Развивающиеся страны Азии и Африки в 70−80 годы/АН СССР, Институт мир. экономики и межд. отношений.-М.: Наука, 1991; Сагадеев А. Джихад //Наука и религия. — 1986, № 6.-С. 18−20- Тожиддинов Т. «Концепция джихада» и исламская политическая терминология//Современный ислам: проблемы политики и идеоло-гии.Вып.З.Часть2/ДСП/-М.: Наука, 1985.-С. 102−110- Тегин Ю. А. Идеологическая концепция Ассоциации «Братьев-мусульман» как орудие реакции /критический анализ. Дис.канд. филос. наук. — М.:ВПА, 1983. — С. 17−32- Ханбабаев К. М. Ваххабизм в Дагестане//Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. — Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. — С.32−47- и др.

5 Тагаев М. Наша борьба, или повстанческая армия имама. — Киев: Наука, 1997; Хачилаев Н. Руководство к программе всемирного восстания мусульман. Из книги «Наш путь к газавату», 1999; Сойли Нистен-Хааарала. Российско-Чеченский конфликт — международное право и политика // Чечня и Россия: общества и государства. — М.: Политинформ-Талбури, 1999; Гордин Я. Трагедия взаимной безкомпромисности //Terra incognita. Ежемесячный правозащитный журнал. — № 2 (6). — Февраль 2002; и др.

6 Arenolt Н. 1986. Communicative Power.-S.Lures (ed.) Power. Oxford: BlacrwellBachrach P. And Baratz M.S. 1970; Power and Poverty: Theory and Practice. N.Y. — L. -Toronto: Oxford University PressBernard J. A. Where is the Modern Sociology of Conflict? // American Journal of Sociology. 1950, № 17, p 11−16- Biersteolt R. 1950. Analysis of Social Power. — American Sociological Review, Vol. 15. № 6. 733−735- Carver T.N. The Basis of Social Conflict // American Journal of Sociology. 1908, № 13, p628−637- Clutterbuck R. Terrorism in unstable world. New-York 1994. 235pConnoly W.E. 1993. The Terms of Political Discourse / 3rd ed. oxford: BlacrwellCoser L.A. Toward a Sociology of Social Conflict.-Columbia University, 1954, University Mcrofilms Publication № 8639- European Comission, Tageted Socio-Economic Reseach. Workprogramme, Edition, 1995; European integration and transborder cooperation. // Scintific script. Vol.1. 1998.177pExtremism and Terrorism in the World // Foriegn Policy. Washington № 99.1995. p. 165−180- Gallagher, James J. Low — Intensity Conflict: A Guide for Tactics, Techniques, and Procedures.-Harrisburg, Pa.: Stackpole Books, 1992. и др.

Таким образом, анализ источников по теме исследования показывает, что накоплен обстоятельный теоретический материал по проблеме противодействия экстремизму, по ликвидации порождающих его развитие факторов и усилению конституционных мер противодействия. Вместе с тем, на взгляд автора, недостаточно внимания в научной литературе уделено разработке стратегии противодействия экстремизму в религиозной сфере, малоизученной остается и сама религиозная ситуация на Северном Кавказе, отдельные проявления которой выступают как угрозы национальной безопасности Российской Федерации в данном регионе.

Актуальность темы

предпосылки её научного и практического решения определяют объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом анализа в диссертации является сфера деятельности религиозных объединений и связанных с нею отношений и процессов на Северном Кавказе.

Предметом политологического анализа выступает проблема генезиса экстремизма в религиозной сфере, его сущность, содержание, разновидности и специфика, а также определение путей совершенствования деятельности государственных и общественных институтов в нейтрализации угроз региональной безопасности России.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе политологического анализа выявить место экстремизма в религиозной сфере как серьезной угрозы безопасности России в Северо-Кавказском регионе, всесторонне исследовать понимание его опасности в обществе, предложить научно обоснованные направления, формы и способы борьбы государства и других социальных институтов с этим общественным злом.

Достижение поставленной цели исследования предопределило решение следующих научных задач:

1. Осуществить теоретический анализ сущности, содержания экстремизма как объекта политологического исследования.

2. Определить содержание, роль и место экстремизма в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе.

3. Изучить особенности, приоритеты функционирования региональной политики Российской Федерации на Северном Кавказе в условиях активизации экстремистской деятельности отдельных религиозных структур.

4. Рассмотреть политические, правовые, социальные основы предотвращения региональных конфликтов на Северном Кавказе, имеющих религиозную составляющую.

5. Выработать предложения для внесения поправок в концептуальные, доктринальные и нормативно-правовые документы, касающихся регулирования государственно-религиозных отношений в России.

Границы исследования определены временными рамками с 80-х годов XX века и ближайшими перспективами до 2010 годаполитологическим аспектом анализа темыпространственно-географическими пределами СевероКавказского региона Российской Федерации, а также регионами возникновения экстремистских сил.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют принципы всесторонности, объективности и конкретности рассмотрения проблемы, работы отечественных и зарубежных исследователей по вопросам социально-политического развития и безопасности государства и общества, влияния различных видов экстремизма на систему безопасности страны. В работе учтены положения и выводы, содержащиеся в официальных документах (законах, указах, постановлениях, решениях), посвященных обеспечению безопасности Российской Федерации.

Фундаментальный принцип, определяющий методологический характер данной работы, заключается в том, что исследование носит междисциплинарный характер. В работе использованы научные достижения не только из сферы политологии, но и философии, социологии, новейшей истории. При изучении конкретных вопросов и локальных блоков исследования, безусловно, преобладает методологический инструментарий политологии, что диктуется как спецификоЙ объекта исследования, так и возможностями практического применения. В диссертации используется структурно-функциональный анализ, который наиболее адаптирован к рассмотрению столь сложного явления. Автор опирается на логический метод, а также метод политического прогнозирования. Категориально-терминологический аппарат данной работы базируется на общепринятых в политологии трактовках. Данные методологические положения позволили определить совокупность логически взаимосвязанных идей, отражающих сущность экстремизма в религиозной сфере, а также основные направления его ограничения.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Авторское определение экстремизма. Экстремизм — это общественное явление, сущность которого состоит в борьбе за власть субъектов социальных отношений в политической, национальной, экономической, религиозной и иных сферах общественной жизни, использующих для достижения цели крайние (радикальные) взгляды, меры, способы и формы деятельности.

2. Генезис экстремизма в религиозной сфере, определение его источников, а также структуризация на основе классификационной схемы позволяет определить его сущностные характеристики. Экстремизм в религиозной сфереэто радикальная, ложная, фанатичная деятельность субъектов религиозных отношений, использующих для достижения своих целей религиозно-политическую идеологию с агрессивными, силовыми методами самоутверждения.

3. Вывод о том, что специфика религиозной ситуации в СевероКавказском регионе определяется процессами, протекающими в православном и мусульманском обществе и характеризуется следующими экстремумами. а) Взаимоотношения между последователями ведущих конфессий Северного Кавказа строятся преимущественно в традиционно доброжелательном, мирном, обоюдно терпимом мире. б) Однако, внутренние процессы, происходящие в глубинах православия и ислама, характеризуются крайне противоречивыми негативными тенденциями. В основе данных тенденций лежит расслоение, разделение и распадвозникновение противоположных взглядов на те или иные догмы религии, возникновение новых религиозных объединенийпоявление нетерпимости к противоположной точке зрения, что, в конце концов, выливается в конфликт с применением насилия или с использованием других экстремистских методов. в) Проявляющиеся в последние годы агрессивные формы экстремизма в религиозной сфере носят фанатичный характер и угрожают безопасности России в Северо-Кавказском регионе. Их представители сегодня не афишируют своей принадлежности к тем или иным террористическим организациям, обладают различными видами оружия, технологиями, средствами СМИ, банками, возможностью координировать свою деятельность.

4. Итоги политологического исследования, включающие в себя основные направления политико-правового ограничения экстремистской деятельности в религиозной сфере, что позволяет предотвратить конфликты, имеющие религиозно-политическую составляющую.

Научная новизна исследования заключена в комплексном анализе сущности и содержания экстремизма в религиозной сфере как угрозы национальной безопасности Российской Федерации. В диссертации дана классификация форм проявления экстремизма в религиозной сфере, обосновано их содержание с учетом современных социальных изменений в обществе, и разработаны основные направления политико-правового ограничения экстремистской деятельности религиозных объединений.

Эмпирическая база исследования. В диссертации использованы: Конституция РФ, закон России «О безопасности» (1992), Федеральный закон от 25 июля 2002 г.№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта 2002 г., 25 июля 2002 г.) и другие законы РФ, нормативно-справочные и распорядительные документы органов государственной власти федерального и регионального уровней, материалы Госкомстата, аналитические разработки, литературные источники, публикации в периодической печати и информационные передачи в электронных СМИ, а также информация, полученная из всемирной компьютерной сети Internetинформационные системы и электронные базы данных правовой информации.

Практическая значимость результатов исследования заключается: во-первых, в том, что результаты исследования могут быть использованы в научных целях в рамках дальнейшей разработки проблем взаимоотношений «государства — религиозных объединений — общества», «государства — религиозных объединений — молодежи», «личности — религиозных объединений — государства», «религиозных объединений — армии" — во-вторых, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в проведении региональной национальной политикив-третьих, исследование может представлять интерес в составлении учебных программ и тематических планов, разработки памяток, лекций, специальных курсов, методических рекомендаций по изучению проблем экстремизмав-четвертых, материалы диссертации могут быть использованы в деятельности основных институтов обеспечения безопасности Российской Федерации.

Достоверность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позицийсовокупностью методов, адекватных целям, задачам и логике исследованиясопоставимостью полученных данных с практическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин академии Пограничной службы ФСБ России, излагались на кафедре политологии РАГС при Президенте РФ в ходе обучения автора, а также на занятиях со студентами ДГУ, ДГПУ, слушателями курсов повышения квалификации при ГУ «Информационно-аналитический центр» Республики Дагестан. Кроме того, отдельные положения диссертации использовались автором (Первым заместителем Министра РД по делам молодежи и туризму) при организации молодежной политики в Республике Дагестан с 1993 года по настоящее время, а также применялись в качестве рекомендаций при проведении мероприятий по пресечению экстремистской деятельности религиозных объединений на территории республики.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение и список литературы.

Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы специалистами для дальнейшей научно-теоретической разработки избранной предметной области политологического исследования.

В непосредственно-практическом плане результаты и выводы исследования могут быть использованы: а) Органами государственной власти — при подготовке и создании системы выработки и принятия политико-государственных решений против экстремистской деятельности религиозных объединений, основанной на профессиональной экспертизе. Важным элементом этой системы наряду с ведомственной экспертизой должен стать независимый отечественный мониторинг этноконфессиональных, политических и других проблем Северного Кавказа, а также усиление статусных позиций народов Северного Кавказа в общероссийском пространстве. Кроме того, одна из важных причин насилия и конфликтов в регионе — это утрата государством контроля над оружием и армейскими арсеналами, что позволило плохо обустроенной и недостаточно образованной части населения осуществить под воздействием идеологов национализма и «религиозного» экстремизма массовый выход из правового пространства и бросить вызов основам государственного и общественного устройства.

Конституционно-федеративное устройство России с наличием республиканских образований — наиболее демократическое и оптимальное для Северного Кавказа. В то же время недавний опыт показал, что оно может быть неумело или намеренно использовано для ущемления прав граждан и ослабления государственности в целом. Не политика преимуществ для одних и ущемления других, а политика культурного плюрализма и уважения гражданских прав на уровне всей страны и на уровне региона, отдельной республики должна лежать в основе общественного устройства, стремящегося избежать кризисов и конфликтов, в том числе на религиозной основе.

Назрела необходимость органам государственной власти рассмотреть на Северном Кавказе возможность сосуществования государственной и традиционной правовых систем в качестве последней как дополняющей. Правовой плюрализм, который существует и развивается во многих странах, в этом регионе может оказаться более эффективным, чем «единое правовое пространство». Главное — это улучшение правления, а не административные переделы. б) органами региональной власти — предметом особой заботы федеральных и региональных властей должны стать социальная сфера и ее «болевые точки»: положение безработных, особенно молодежи и женщин, беженцев, пенсионеров и инвалидов. Главная проблема региона — занятость молодого мужского населения, которое составляет значительную часть СевероКавказского населения и поведение которого во многом определяет сегодняшнюю общественно-политическую ситуацию. Наиболее трудный вопрос состоит в нахождении достойной работы для жителей сел и малых городов, где имеет место социальная маргинализация. Необходимо принятие специальных программ социально-экономического развития региона и их финансирование. Учитывая демографические факторы и ресурсные возможности, следует признать необходимость постоянной и временной трудовой миграции населения республик Северного Кавказа в другие регионы страны и создавать необходимые условия для этого процесса.

Для ослабления экстремистской деятельности вообще и в религиозной сфере в частности следует соблюдать: а) обязательность регулярной смены власти на выборной основе с точным соблюдением действующих конституционных принципов и законовб) недопустимость политики избирательной ориентации федеральных властей на определенных политических деятелей в ущерб демократическим принципам выборности и состязательности процесса формирования органов государственной власти и управленияв) необходимость повышения компетенции и правосознания политиков и населения в вопросах государственного управленияг) необходимость учета специфики состава населения и традиций при определении местных государственных устройств, соблюдении базовых принципов демократического правления, определенных федеральной и местными конституциями. в) руководством профильных вузов — в преподавании учебных дисциплин гуманитарного профиля, организации воспитательной работы со студентами и слушателями академий. В целях подготовки специалистов по борьбе с проявлениями экстремизма в религиозной сфере рекомендуется ввести в практику учебного процесса преподавание курса «Экстремизм в религиозной сфере. Сущность, структура, содержание».

Проведенное исследование отнюдь не исчерпывает сложную и многогранную проблему проявлений экстремизма в религиозной сфере на Северном Кавказе. Автор не претендует на полноту изложения темы, на окончательность решения предложенных вопросов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Северный Кавказ — самый сложный регион с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и обеспечения национальной безопасности России. Здесь присутствует реальная угроза национальной безопасности Российской Федерации, ее целостности и суверенитету. Именно здесь радикальный этнический национализм и экстремизм в религиозной сфере обрели насильственные и варварские формы, бросив вызов не только государству, но и общественным устоям местного населения.

Расширение спектра угроз, проявляющихся в исследуемом регионе, усиление их дестабилизирующего воздействия на безопасность Российской Федерации на Северном Кавказе, актуализируют проблему разработки теоретико-методологических, политико-правовых, социально-экономических и духовных основ обеспечения национальной политики России в регионе, значение научных результатов и выводов проведенного диссертационного исследования, важность обоснованных практических рекомендаций по формированию основных направлений политико-правового ограничения экстремистской деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе.

Исходя из объекта, предмета, границ исследования, реализуя его цель и задачи, диссертантом получены следующие основные результаты исследования: обобщены и осмыслены теоретико-методологические подходы современной политической науки к изучению феномена экстремизма, предложены авторские дефиниции категорий «экстремизм», «экстремизм в религиозной сфере" — определено содержание, роль и место экстремизма в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказевыявлены и проанализированы источники появления экстремизма в религиозной сфереизучены особенности, приоритеты функционирования региональной политики Российской Федерации в условиях активизации экстремистской деятельности отдельных религиозных структуррешена проблема структуризации экстремизма в религиозной сфере на основе ее классификациивыработаны предложения для внесения поправок в концептуальные, доктринальные и нормативно-правовые документы, касающихся регулирования государственно-религиозных отношений.

Материалы диссертационного исследования дают основания сделать следующие теоретические выводы.

Во-первых, являясь одной из важных категорий политологии, экстремизм представляет собой общественное явление, сущность которого состоит в радикальной деятельности субъектов социальной деятельности, субъектов социальных отношений, основанной на приверженности к гипертрофированию, крайним оценкам условий, в которых эта деятельность происходит. Его проявления осуществляются с изначально поставленными целями в политической, этнонациональной, экономической, религиозной и иных сферах общественной жизни с проявлением массовых беспорядков, с применением насилия, использованием террористических актов, призывом к насильственному свержению конституционного строя Российской Федерации, захвате власти.

Экстремизм в религиозной сфере — это радикальная, ложная, фанатичная деятельность субъектов религиозных отношений, использующих для достижения своих целей религиозно-политическую идеологию с агрессивными, силовыми методами самоутверждения. Определяющим для экстремизма в религиозной сфере является — борьба за власть с использованием насилия, агрессивность его субъектов и, естественно, опасность для противостоящих религиозно-политических противниковмассовое признание в силу духовного, материального, социального неудовлетворения людей, зависящего напрямую от общественно-политической ситуации в обществе.

Для проявлений экстремизма в религиозной сфере характерно отсутствие компромиссов. Как правило, такой экстремизм не идет на уступки противной стороне, не применяет тактику диалога. Стремление к победе в противостоянии социальных групп, борьба против определенных политических групп, нередко имеющая целью захват власти путем применения силы и использованием религиозных лозунгов — определяют сущность экстремизма в религиозной сфере. Следовательно, говорить об экстремизме применительно к религиозным объединениям можно тогда, когда их деятельность проявляется в форме противоправных экстремистских действий, а именно направлена на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерацииподрыв безопасности Российской Федерациизахват или присвоение властных полномочийсоздание незаконных вооруженных формированийосуществление террористической деятельностивозбуждение расовой, национальной или религиозной розни. .и т.д.

Во-вторых, экстремистская деятельность религиозных объединений представляет собой единство и противоречивость общего и особенного, сущностного и несущностного, главного и второстепенного, устойчивого и изменчивого, внутреннего и внешнего. На уровне явлений эта совокупность представляет собой весьма пеструю картину. А поэтому возникают значительные трудности в их дифференциации, выявлении приоритетных, требующих первоочередных усилий. Поэтому возникает важная методологическая проблема структуризации экстремизма в религиозной сфере и прежде всего на основе их классификации.

В работе проведена классификация и характеристика экстремизма в религиозной сфере по следующим, наиболее существенным основаниям: а) по объектам (государственный или политический строй и их сторонники, религиозная идеология и их лидеры, а также все составляющие материальной и духовной сферы противника) — б) по масштабу (глобальный, континентальный, государственный, региональный) — в) по субъектам (лидеры религиозно-политических объединений, различные экстремистские политико-религиозные объединения, государства и их союзы) — г) по источникам (опирающиеся на ортодоксальные, фундаментальные религиозные учения, так называемыетрадиционные, а также исповедующие нетрадиционные, ложные учения (сектантство) — д) по направленности (внутренние, внешние, комбинированные) — е) по времени существования и функционированияж) по характеру (экстремистские организации, действующие в религиозной сфере, не ограничиваются чисто религиозными требованиями, а выдвигают идеологические и политические требования) — з) по форме проявления (экстремистская деятельность различных религиозных объединений может быть агрессивной — проявляться в обычном терроризме, то есть в похищении людей, угоне средств передвижения, в ударах, направленных на людей, здания, транспорт, инфраструктуру. Кроме того, терроризм может быть с применением оружия массового поражения (ядерные, биологические, химические материалы) и применяться в виде кибертерроризма в компьютерных сетяхк) по возможности их реализации (реальные, мнимые) — л) по точности и полноте отражения социальных явлений и процессов (истинные, ложные).

В-третьих, для уяснения источников возникновения экстремизма в религиозной сфере выявлены их причины и факторы проявления. Так, экстремизм в религиозной сфере проявляется, прежде всего, в странах с исторически сложившейся религиозной традицией и практикой как ответная реакция на нововведения. Далее, источником появления различных экстремистских сил в религиозной сфере мусульман выступает агрессивная политика немусульманских государств направленная на ущемление национальных интересов мусульманских народов. Источником экстремизма в религиозной сфере часто выступает проблема, порожденная фанатичным религиозным обществом, — это ложное представление о том, что там, где есть религия, человеку не нужен разум. Кроме того, причиной появления различных экстремистских течений в религиозной сфере выступает самоустранение органов государственной власти от диалога с религиозной общиной, их пассивность по отношению к своим верующим гражданам.

В-четвертых, религиозное сознание все активнее участвует в формировании субъективных, ценностно-мотивационных, эмоционально-психологических предпосылок экстремистского поведения, что предполагает изучение религиозной ситуации. Отметим, что христианство и ислам на Северном Кавказе переживают кризис, который сопровождается сложными процессами как внутри конфессий, так и вокруг них. В последнее десятилетие активизировалась деятельность религиозных объединений, не характерных для исследуемого региона. В христианском мире речь идет прежде всего о деятельности членов различных протестантских церквей (пятидесятников, баптистов, адвентистов), а также адептов новых религиозных учений (Кришнаитов, Свидетелей Иеговы и т. п.). Что же касается мусульманского общества, то оно в наибольшей степени подвержено «разрушению», которое характеризуется распадом по национальным, родоплеменным и другим основаниям, а также появлением мусульманских религиозных течений не характерных для данного региона (ваххабизм).

Важной тенденцией, характеризующей религиозную ситуацию на Северном Кавказе, является политизация религии. Отметим, что среди мер противостояния экстремизму в религиозной сфере, предусмотренных рядом съездов, конференций, совещаний, практически нет касающихся деятельности самих религиозных институтов. Разочарование в деятельности официального духовенства и реакция на его конформизм порождает отчуждение большой части православного населения и мусульман от общих дел своих общин. Отсюда отстраненность от борьбы с проявлениями «религиозного» экстремизма, расценивание такой борьбы как борьбы за власть и влияние на общину между прежним духовенством и новыми искателями духовной и политической власти.

В-пятых, экстремистская деятельность религиозных объединений на Северном Кавказе угрожает конституционному строю, территориальной целостности, всей системе безопасности региона и страны.

Сегодня следует оказать экстремизму в религиозной сфере общегосударственное противодействие, разработать и практически реализовать единую наступательную политику, включающую комплекс правовых, политических, экономических, социальных, организационных и других мер, нацеленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению и осуществлению экстремистской деятельности религиозных объединений, снижению его активности и локализации последствий его проявлений.

Теоретический анализ, исследование поставленных в диссертации задач, сделанные обобщения и выводы, позволяют сделать практические рекомендации.

В теоретико-методологическом плане основные положения диссертации могут послужить исходным материалом для дальнейшего изучения проблемы экстремизма в религиозной сфере, его влияния на безопасность общества, государства и личности, роли государственных органов в противодействии ему.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Норма, 2000.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Норма, 2000.
  3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г.№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Ст. 1−7.
  4. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта 2002 г., 25 июля 2002 г.). Ст. 2−4, 12.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ 1995. № 21. Ст. 1930.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» (ред. 2000 г.) // Собрание законодательства РФ 1998. № 31. Ст. 3808.
  7. Закон Российской Федерации «О безопасности» //Безопасность России. 4.1.-М., 1998.
  8. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.).
  9. Закон Республики Дагестан от 16 сентября 1999 г. «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан».
  10. Закон Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», Махачкала.: Дагестанская Правда, 1999, 24 июня. — С.З.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 2000. № 2. Ст. 170.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 715 «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории СевероКавказского региона Российской Федерации».
  13. Решение о проекте Решения о Программе государств участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года (Москва, 21 июня 2000 г.)
  14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Независимая газета, 25 мая. 2003 г.
  15. Р.Г., Михайлов В. А., Чичановский А. А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. -М., 1997. -110с.
  16. Р.Г. Судьбы ислама в России. М.: Мысль, 2002.317с.
  17. Р., Василивецкий А., Пономарев В. (под редакцией А. Верховского). Ислам и политическая борьба в странах СНГ. М.: Панорама, 1992.-С.З-25, 33−41.
  18. Ю.И. Новый курс России: предпосылки и ориентиры. М.: Академия, 1996. -230с.
  19. Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы. М.:Эдиториал УРСС, 2000.-С.36−54.
  20. Л.Я. Социальная напряженность, социология: что она знает и может. -М., 1993. -153с.
  21. АвциноваГ.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник Московского университета.- Серия 12. Полит. науки.-1995. -№ 3. -С.47−58.
  22. М.Р. Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке: (Сб. ст.) Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока, Акад. геополитики и безопасности. 2001.
  23. В. Ислам и политика (На материалах современной Чечни) /Ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону.: СКНЦ ВШ, 2001. — С.55.
  24. В.А. Политический экстремизм. М.: РАГС, 1995. -32с.
  25. М.Г. Политическая система: переходные процессы. -М., 1996. -134с.
  26. В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления. Харьков, 1987. -147с.
  27. З.С. Экстремизм в современном исламе. -Махачкала, 1999. -162 с.
  28. Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. -2001. -№ 1. -С. 224−235.
  29. А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982.270 с.
  30. С.Э. Религиозный экстремизм в Алжире (1992−2000 гг.) Инт изучения Израиля и Ближ. Востока, Ин-т востоковедения РАН, 2001.
  31. М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М.: НОРМА-ИНФА, 1999. -139 с
  32. В. Элементы неопределённости в переходный период // ПОЛИС. -1993. -№ 1. -С.46−53.
  33. В.А., Манилов В. Л., Пирумов B.C. Основы национальной безопасности России. -М., 1998. -89 с.
  34. И.Н. Социальная база крайне правых в Западной Европе. -СПб.: ЛГУ, 1990. 60с.
  35. А. Опасность: национальный экстремизм // Диалог. 1999. -№ 10.-С.78−81.
  36. Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. -М., 1996−2002. -№ 1−12.
  37. Л. Фюрер в законе: (О борьбе с политическим экстремизмом и фашизмом в России) // Новое время. 1999. № 7. — С. 18.
  38. Т.Г. Прогнозирование социально-политических рисков региона (на примере Читинской области) // Управление риском. 2002. -№ 3. -С.3−5.
  39. А.С. Социально-политические конфликты в условиях переходного состояния российского общества: Дис. .канд. соц. наук. -Волгоград, 1999.-183 с.
  40. О.И. Наступление исламского экстремизма // Азия и Африка сегодня. .-2000.- № 2.- С. 15−21.
  41. В.П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимодействие на территории России: механизмы, трансформации, регулирование. М., 1999.
  42. В. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М.: Вост.лит., 2002. — 368 с.
  43. А.П. О характере созданного в России общественного строя // Социс. -1999. -№ 6. -С.23−29.
  44. А.А. Кому это выгодно // Заметки публициста. -М., 1980. С.З.
  45. А.К., Папп А. В., Крибыловский В. Н. Политический экстремизм в России. -М.: Институт Экспериментальной социологии, 1996. -150с.
  46. В.В., Эфиров С. А. Левый терроризм на западе: история и современность. М., 1987. — 189 с.
  47. А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000. — 230с.
  48. А.В., Прохожев А. А. Государственное управление и национальная безопасность России: Учеб. пособие для аспирантов и слушателей академии. М.: РАГС, 1999. — 132 с.
  49. И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности РФ: Автореферат диссертации на соискан. уч. степени канд. полит, наук. — М.: РАГС, 2003.- 24 с.
  50. К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы Философии. 1992. -№ 2. -С.3−25.
  51. К.С. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2001. — 464 с.
  52. . Е. Ставка на негодяев. Известия, 17.05.1994.
  53. А. О фашизме его сущности, корнях, признаках и формах проявления // ПОЛИС (Политические исследования). -1995. — № 2. — С.6−15.
  54. Г. П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС РФ: Дис. на соискание уч. степени канд.филос.наук. М.: Академия ФПС РФ, 2000. — 180 с.
  55. А.С. Политический экстремизм. М., 1986. -269с.
  56. А.А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6.-С.43−52.
  57. А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М.: Прогрессивные БиоМедицинские Технологии, 2000. — 320с.
  58. Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. -№ 5. -С.23−29.
  59. . И.В. Феномен политического терроризма: концептуальный аспект // Социологические исследования. -1991.- № 11 -С. 4752.
  60. Г. М. Крушение советской системы и его потенциальные следствия: банкротство, сегментация, вырождение // Полис. 2000. -№ 2. -С. 1825.
  61. Ю.И. Основные жизненно-важные интересы России и угрозы ее безопасности // Национальная безопасность России: реальность и перспектива. М., 1997. С. 86−88.
  62. Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. Критический философско-социологический анализ: Диссертация канд. филос. наук. -М.: ВПА, 1987. 160 с.
  63. . Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. -380с.
  64. А.А., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. Н. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993. -189с.
  65. JI.M. Психологические проблемы профилактики экстремизма в российском обществе: Сб. материалов. Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. JI.M. Дубового, 2002. С.3−15.
  66. В.П. Некоторые вопросы повышения борьбы с терроризмом // Терроризм, роль и место органов безопасности России в борьбе с ним: материалы науч.-практ. конф. -М: Академия МБ, 1992. 99с.
  67. Н. Ислам и культурная традиция в Центрально-Северном Кавказе./Мусульмане изменяющейся России. —М.: «Росспэн», 2002. -335 с.
  68. Н.В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989. — С. 48.
  69. . Г. По пути добра и справедливости // Православная Москва. 1995. — № 25(49).
  70. А.Г. Социология конфликта. М., 1996. -127с.
  71. В.Н. Источники социальных угроз и нестабильности // Социальная безопасность государства, общества, личности: состояние проблемы, перспективы. М. 1996. -С. 106−109.
  72. . И.В. О терроре и терроризме (природа, сущность, причины, проявления) // Информационный сборник «Безопасность». -2001. -№ 7−12. -С.312−342.
  73. А.А. Самоопределение исламского мира //Ислам и политика. М., 2001. — С.20.
  74. Изложение начал мусульманского законоведения./Автор Н.Торнау. Санкт-Петербург, 1850.- М.: МНТПО «Адир», репринтное издание, 1991.- 622 с.
  75. Кавказ в сердце России. — М.: «Пашков дом», 2000. 336 с.
  76. П. Национал-экстремизм и антифашизм: новые тенденции // Правозащитник. 1999.-№ 4. — С.37−42.
  77. К.А. Отец террора //Независимая газета, 2000, 10 февраля.
  78. Е.Н. // Политический терроризм: теория и практика: Дис. .канд. наук М.: Военный университет, 2000.-180с.
  79. Г. С. Этнополитология консенсуса-конфликта: цивилизационные проблемы теории и практики. М.: Луч, 1992. -184с.
  80. Г. М. Религия и политика террора. Махачкала.: Народы Дагестана, 2002. — С. 110.
  81. Г. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999.303с.
  82. B.C. Политический конфликт и политические ценности: сравнительный анализ // Политическая теория: тенденции и проблемы: Сб. ст. Вып. 2.-М, 1994. -С.54−59.
  83. Г. И. Конфликтология. Конфликты в социально-педагогическом процессе // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 2. -С.120.
  84. А.И. Взаимосвязь организованной преступности и терроризма// Организованная преступность: Сб. ст. М., 1993. -С.79−86.
  85. М.П. Политический экстремизм угроза государственности // Российская Юстиция. -1999. -№ 4 -С.22−28.
  86. Н.Н. Политический терроризм: сущность, формыпроявления, методы противодействия: Дис.канд. полит, наук/ СПб., 2000.211с.
  87. В.Н. Проблема причинности и механизм преступного поведения// Причинность и механизм преступного поведения. Материалы науч.-теорет. конф. -М.: Академия ФСБ РФ, 1996. -Инв.№ 274 804. -310с.
  88. С.Е. Россия: власть и оппозиция. -М.: ТОО СИМС, 1993.352с.
  89. М. И. Политический экстремизм: этнонациональная регионализация: Автореф. дис.. канд. полит, наук. Рост. юрид. ин-т МВД РФ, 2002. — 24с.
  90. В.В. Роль права в борьбе с политическим экстремизмом // Законодательство и экономика .-1998. -№ 6. С.8−15.
  91. В.И. ПСС.Т.42. С. 290.
  92. Р.А. Экстремизм религиозный // Политическая энциклопедия. Т.2. -М.: Мысль, 1999. -С.637−638.
  93. А.Ф., Козлов В. Б. Место и роль ОВД в предупреждении и пресечении криминальных проявлений политического экстремизма. М., 1996. -45с.
  94. И.В. Политический терроризм: сущность, формы проявления, методы противодействия: Дис. .канд. полит, наук.- СПб., 2000. -211с.
  95. .К. Политический терроризм: понятие, признаки, классификация // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. — № 1. -С.64−79.
  96. А.В. Исламское возрождение в современной России. -М.: Московский центр Карнеги, 1998. 222с.
  97. С. Исламский фактор и военная политика России. М.: ВУ, 2001.-301с.
  98. Межнациональные конфликты: место и роль органов внутренних дел в межнациональных конфликтах.// Материалы науч.-практ. конф, — М.: Академия МВД РФ, 1992. -163с.
  99. Межрелигиозный мир и согласие как условие мирного будущего народов Северного Кавказа /Материалы международной конференции. Пятигорск, 18−19 февраля 1989 г., Москва, 26 февраля 1998. М.: РАГС, 1999. -91 с.
  100. Международный терроризм и право. Реферативный сборник. /РАН.ИНИОН. Центр социал.науч.-информ.исслед. Отд. правоведения- Рекол.: Пивоваров Ю. С. (отв.ред.) и др. М., 2002. — 147 с.
  101. О.А. Политология. Тоталитаризм политический феномен XX. века // Социально-гуманитарные знания. -1999. — № 1. — С.84−102.
  102. Н. Православие на Северном Кавказе// Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе/ Под ред. М. Б. Олкотт и А. Малашенко. М.: Моск. Центр Карнеги, 1998. — 203 с.
  103. Мировые религии. А. Алов, Н. Владимиров, Ф.Овсиенко. М.: «Издательство ПРИОР», 1998. — 480 с.
  104. И.Л. Левый экстремизм в индустриальном обществе: Дис. .канд. полит, наук. Саратов, 1998. -131с.
  105. И.С. Национальные интересы России на Северном Кавказе: исторический опыт и современная практика обеспечения (политологический анализ): Диссертация на соискание уч. степени канд.полит.наук. М.: МЭПИ, 2003. — С. 158−159.
  106. Мохаммад Хатами. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 240 с.
  107. Мусульманские страны у границ СНГ. М.: Институт востоковедения РАН, изд-во «Крафт+», 2002. — 336 с.
  108. А.Б. Влияние религиозного фактора на возникновение политического экстремизма и терроризма// Современный Терроризм: состояние и перспективы. М.: Эдиториал УРСС 2000. -С. 133−138.
  109. . М. Мистический смысл российской государственности. // Завтра. 1997. -№ 31(87) — С. 5.
  110. Общая теория безопасности: актуальные методологические и социально-политические проблемы: Учеб. пос. М.: ВАГШ, 1994. -160с.
  111. Организованный политический экстремизм// Российский монитор. Выпуск № 7. -1996. -29−43с.
  112. Основы национальных и федеративных отношений / Под ред. Р. Г. Абдулатипова. М.:РАГС, 2001 -344с.
  113. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношение // Societies: Evolutionary and comparative Perspectives. Eglewood Gliffs. (NJ): Prestige-Hall, THESIS. Весна 93. -Т. 1. -Вып.2. -1966. -С. 5−29.
  114. Политический экстремизм в России. М.: Инф.И. Ц. Панорама, 1996.-96с.
  115. Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: Материалы науч.-практ. конф. / М, 1998. -151с.
  116. Проблемы безопасности и устойчивость социально-политического развития общества. -М.: ИСПИ РАН, 1994. -70с.
  117. Проблемы внутренней безопасности России в 21 веке: Материалы науч.-практ. конф. / Отв. ред. В. А. Возжеников. М.: ЭДАС-ПАК, 2001.-355с.
  118. Противодействие политическому экстремизму: теория и судебно-следственная практика // Российская юстиция. 2000. — № 1. — С. I 1−14.
  119. А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. -М.: РАГС, 2002. -180с.
  120. А. Дагестанцы выстояли. Агрессор разгромлен. //Даг.Правда. 02.08.2000.
  121. Н.А. Политический экстремизм как угроза безопасности страны: Дис. .док. полит. наук-М.: ИСПИРАН, 1997. 395С.
  122. Н.А. Сущность и содержание политического экстремизма. -М.: Академия ФСБ РФ, 1991.
  123. Р.З. Государственный совет республики Дагестан. Очерки деятельности. Махачкала: ГУП «Даг.кн.изд-во», 2002. — 415с.
  124. И.А. Политический экстремизм и проблема его категориального осмысления // Вестник Московского Университета. -Серия № 12. Политические науки. 2000. -№ 2. — С.101−112.
  125. Н.В. Региональная безопасность и предупреждение локальных конфликтов в новой геополитической конфигурации России: Реальность и перспективы // Информационно-аналитический бюллетень клуба «Реалисты» 1996. -С.82−90.
  126. В.В. Социальные угрозы и безопасность России// Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. -М.: ИСПИ РАН, 1994. -326С.
  127. С.В. Теоретико-методологические проблемы управления конфликтами в международных системах: Дис. .док. полит, наук. -М., 1997.-350с.
  128. А.Б. Политический экстремизм в современной России, середина 1980-х 1990-е годы: Дис. .канд. полит, наук — Н. Новгород, 1998. -181с.
  129. Социальная модернизация в России. Материалы научн-практ. конф. М.: РАН, 2002.-209с.
  130. Социально-политические конфликты в Российском обществе: Проблемы урегулирования. «Круглый стол» // Социологические исследования. -1999. -№ 3. С.64−78.
  131. В.А. Политическая антропология. Москва-Омск., 2001.гл.5.
  132. Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. Под ред. Марты Брилл Олкотт и Алексея Малашенко. М.: Московский Центр Карнеги, 1998.- С. 39.
  133. Философия политики. Законы и закономерности политического процесса. Книга № 2. -М.: Луч, 1993. -175с.
  134. М. Безопасность или выхолащивание правового государства. Пер. с нем // Сб. переводов № 3/29−186. М.1987. — С.29.
  135. М. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. — С. 10.
  136. К.М. Ваххабизм в Дагестане / ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону.: СКНЦ ВШ, 2001. С. 34.
  137. Шаравин А. А Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов: Сб. ст. Ин-т полит, и воен. анализа /Под. ред. А. А. Шаравина, С. М. Маркедонова. 2002.
  138. С. Ислам и политический экстремизм // Религия и право. 1999. — № 4−5-С.26−27.
  139. М.Н. Теоретические проблемы современного терроризма. -М.:ИБПИТ, 2003.-280 с.
  140. В.А. Политический терроризм как феномен современного общества: Дис. .канд. политич. Наук. Казань, 2002. — 157с.
  141. В. Идеология нацизма в произведениях господина Жириновского. Известия, 23.11.94.
  142. Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования. -1995. -№ 2. -С.41−47.
  143. Абу Аль-Аля Аль Маудуди. Жизненная миссия Пророка. М.: ПК «Сантлада», 1992. — 29 с.
  144. Абу Аль-Аля Аль Маудуди. Ислам сегодня. М.: ПК «Сантлада», 1992.-35с.
  145. Священный Коран. Двуязычное издание. Маулан Мухаммад Али. -Ахмадийа Анжуман Ишаат Ислам.: Лахор Инк. США, 1997. 1312 с.
  146. ArenoltH. 1986. Communicative Power.-S.Lures (ed.) Power. Oxford: Blacrwell.
  147. BachrachP. And Baratz M.S. 1970. Power and Poverty: Theory and Practice. N.Y. L. -Toronto: Oxford University Press.
  148. Bernard J.A. Where is the Modern Sociology of Conflict? // American Journal of Sociology. 1950, № 17, p 11−16.
  149. BiersteoltR. 1950. Analysis of Social Power. American Sociological Review, Vol. 15. № 6. 733−735.
  150. Carver T.N. The Basis of Social Conflict // American Journal of Sociology. 1908, № 13, p628−637.
  151. Clutterbuck R. Terrorism in unstable world. New-York 1994. 235p.
  152. W.E. 1993. The Terms of Political Discourse / 3rd ed. oxford: Blacrwell.
  153. CoserL.A. Toward a Sociology of Social Conflict.-Columbia University, 1954, University Microfilms Publication № 8639.
  154. European Comission, Tageted Socio-Economic Reseach. Workprogramme, Edition, 1995.
  155. European integration and transborder cooperation. // Scintific script. Vol.1. 1998.177р.
  156. Extremism and Terrorism in the World // Foriegn Policy. Washington № 99.1995. p.165−180.
  157. Freeman M. Edmund Burke and The critique of political radicalism. N.Y., 1980. P. 242.
  158. Gallagher, James J. Low Intensity Conflict: A Guide for Tactics, Techniques, and Procedures. Harrisburg, Pa.: Stackpole Books, 1992.
  159. Laker V.-Terrorism, L.1980.
  160. Laquer W Black hundred: The rise of the extremism right in Russia.-M. Vol.17. 1993.318р.
  161. Merton R.K. Social Theory and Social Structure.-Glencoe, 1949, p.87.
  162. Neumann M. Whaf s left? Radical politics and the radical psyche. N.Y., 1988. P. 160.
  163. Odum H.W. Folk and Regional Conflict as a Field of Sociological Study// Publications of American Sociological Society. 1931, № 15 p. 1−17.
  164. Parkin F Marxism and Class Theory: a Bourgeois Critique. L., 1979. The Concise Oxford Dictionary of Sociology. Ed. by Cordon Marshall, Oxford: University Press, 1994.
  165. Parsons T. The Social System N.Y. 1951. p. 204−205- Parsons T., Shils E. (eds.) Toward a General Theory of Action. Cambridge, 1951, p. 180.
  166. Parsons T. The Social Systems. L., 1967. p.42.
  167. Rossiter С Conservatism in Amerika. N.Y., 1955. P. 29.
  168. Smelser N. Theory of collective behavior. N.Y., 1963.
  169. Snow. Donald M. National Security: Defence policy in a changed international order., St. Martinis Press. 1998. 336p.
  170. Spencer H. The Principles of Sociology. L., 1904. Vol. VI, p. 585.
  171. Sullivan T.J. Introduction to social problems. 4th edition. -Boston: Allyn and Bacon, 1997.-650p.
Заполнить форму текущей работой