Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы: Конец XX — начало XXI вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная мордовская литература, выступая неотъемлемой компонентой общего литературного процесса республики и региона, является его важной составной частью, развивающейся по сложившимся здесь закономерностям. Среди современных мордовских прозаиков есть немало поистине талантливых, одаренных художников слова (К. Абрамов, М. Петров, А. Брыжинский, М. Брыжинский, А. Доронин, М. Сайгин, И… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Художественный мир современных мордовских очеркистов и рассказчиков
  • 2. Поиск нового героя в жанре мордовской повести
  • 3. Поэтика мордовского романа постсоветского периода

Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы: Конец XX — начало XXI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждая эпоха имеет свою преобладающую систему социальных и философских воззрений. Художник не может быть свободным от воздействия современных ему представлений о законах и сущности общественного развития. Это накладывает печать на характер его идеалов. Реальная действительность, социально-философские и идейно-эстетические представления о человеке, обществе и задачах искусства всегда имеют непосредственное отношение к художественному методу писателя или целого литературного направления.

Современный этап развития национальной литературы, пути развития которой неотделимы от истории всей многонациональной литературы нашей страны, характеризуется интенсивным ее идейно-художественным возмужанием, отражением важных явлений жизни мордовского народа, расширением тематического диапазона произведений, укреплением межнациональных связей мордовской литературы.

Изменения национального сознания, возросший мировоззренческий и нравственный уровень способствовали художникам слова Мордовии расширить поле своей деятельности в познании реальной действительности во всей ее диалектической многосложности. Всестороннее отображение жизни в ее «революционном развитии», объективный взгляд через «перестроечные позиции» на все сферы социального, общественно-политического переустройства страны во многом связаны с импульсами, получаемыми от дальнейшего расцвета всех литературных жанров. Бурный поток жизненных событий и явлений естественно стимулировал поиск все новых жанровых форм современной мордовской прозы. Наиболее заметны новые черты и особенности в прозаических жанрах современной мордовской прозы.

Национальные писатели в освоении прозаических жанров достигли значительных успехов в овладении методами психологического анализа, осмысления явлений действительности, решения нравственных и моральноэтических проблем, углебления лиризма, раскрытия внутреннего мира героев.

Следует отметить, что повесть и роман в современном мордовском литературоведении стали ведущими жанрами, в которых наиболее полно отражаются мысли и чувства людей, их трудовые подвиги, историческое прошлое и реальная действительность наших дней. Видоизменился и сам жанр современной повести, в нем наблюдается тяготение к роману, эпическим формам повествования (М. Брыжинский «Ради братий своих» (1986), М. Моисеева «Оду аф няйсамасть» («Больше меня не увидете» (2000) и другие.

Современная мордовская повесть обогатилась жанровыми разновидностями, среди которых можно выделить такие, как: исторические, военные, фантастические, социально-бытовые и др.

На новый качественно-высокий уровень художественного исследования поднялся современный мордовский роман, в котором наблюдается стремление авторов к осмыслению исторического опыта народа через призму актуальных проблем современности. Роман в своих жанровых разновидностях также разнообразен, как и повесть. Мордовские романисты успешно осваивают роман-сказание («Пургаз» К. Абрамова), социально-бытовой роман (А. Брыжинский «Вечкеманть тюсонзо эсензэ» («У любви краски свои»), исторический роман (А. Доронин «Баягань сулейть» («Тени колоколов») и др.

Необходимость всестороннего изучения идейно-эстетического своеобразия мордовской литературы через выявление её жанрово-стилевых разновидностей и самобытности составляет актуальность избранной темы исследования.

Данная проблема была достаточно успешно решена в изданиях «История мордовской советской литературы» (1968, 1971, 1974), «Современная мордовская литература 60 — 80-е годы» (1991, 1993), а также в трудах мордовских литературоведов В. В. Горбунова, Н. И. Черапкина, Е. И. Чернова, В. М. Макушкина, Г. С. Девяткина, А. И. Брыжинского, А. И. Алешкиным, М. И. Малькиной, М. И. Ломшина, В. И. Демина,.

H.JT. Васильева и других.

В каждом исследовании процесс реализации субъективно-творческих возможностей, обусловленных природным дарованием, должен раскрываться через эволюцию идейно-художественного творчества писателя. Этот путь помогает проследить, как оно наполняется общественным звучанием, как наиболее значительные его художественные создания расширяют и углубляют эстетическое познание действительности.

Современная мордовская литература, выступая неотъемлемой компонентой общего литературного процесса республики и региона, является его важной составной частью, развивающейся по сложившимся здесь закономерностям. Среди современных мордовских прозаиков есть немало поистине талантливых, одаренных художников слова (К. Абрамов, М. Петров, А. Брыжинский, М. Брыжинский, А. Доронин, М. Сайгин, И. Кудашкин, Г. Пинясов, В. Мишанина и др.). Поэтому мы вполне солидарны с А. Г. Бочаровым, который считает, что «поступательное движение литературы складывается благодаря успехам отдельного произведения, отдельного мастера, отдельного направления, открывших новую тенденцию, новую возможность, новые изобразительные средства, которые становятся общим достоянием» [41, с. 183].

Состояние научной разработанности проблемы.

Проблема идейно-эстетического своеобразия мордовской прозы уже была предметом исследования мордовских литературоведов. Ученые неоднократно обращались к истории жанров в мордовской литературе, связывая ее с историей литературного развития в целом. Одной из первых наиболее крупных работ по изучению жанров мордовский прозы' стало исследование Б. Кирюшкина «Мордовский советский роман» [133]. В дальнейшем история возникновения и развития романного жанра нашла отражение в работах A.B. Алешкина, Н. В. Зиновьева, В. М. Макушкина и др. [15- 112- 167]. Жанр повести в мордовском литературоведении исследовался А. И. Брыжинским, М. И. Малькиной, Т. Н. Кубанцевым, В. Е. Соколовой и др.

46- 172- 148]. Истории становления и эволюции малых жанровых форм посвятили ряд своих работ Г. И. Горбунов, Г. С. Девяткин, Е. И. Чернов и др. [95- 143- 255].

Помимо работ, посвященных истории формирования и развития отдельных жанров прозы, мордовские литературоведы создали ряд исследований о жанровом развитии мордовской литературы в целом, в единстве с идейно-тематическими и стилистическими исканиями, соотнося их с отечественным литературным процессом в целом [165- 171- 223- 224].

Наиболее значимые труды литературоведов и критиков ежегодно выходили в специальных сборниках, издаваемых учеными Мордовского НИИЛЯИЭ [20- 21- 22- 192- 193-].

Важный вклад в плане более глубокого изучения идейно-эстетического своеобразия мордовской литературы был сделан М. И. Малькиной, авторами сборника «Проблемы современной мордовской литературы» (1980), Н. Л. Васильевым [171- 59-].

Обзор литературоведческих исследований по данной теме показывает, что до настоящего времени единой обобщающей работы по идейно-эстетическому своеобразию современной мордовской прозы писателей Мордовии нет. Те же отдельные статьи, рассматривающие творчество лишь некоторых писателей, не создают цельного представления о месте современной мордовской прозы в общем процессе развития мордовской литературы.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе анализа конкретных художественных произведений мордовских писателей проследить наиболее характерные идейно-эстетические особенности и определить актуальные тенденции жанрового своеобразия творчества представителей мордовской прозы конца XX — начала XXI вв.

Реализация цели обусловила необходимость решения следующих адач:

— проанализировать и показать специфику жанра и особенности построения мордовской очерковой прозы и рассказавыявить особенности формирования авторской позиции и охарактеризовать художественные средства выражения, используемые писателями Мордовии при построении фабулы произведения;

— рассмотреть тенденции развития эстетической мысли мордовского народа в представленных видах прозаического жанра;

— определить идейно-эстетическое своеобразие и героико-национальное содержание мордовской повести;

— исследовать актуальные аспекты своеобразия поэтики и жанра современного романного творчества мордовских прозаиков;

— охарактеризовать степень взаимообогащения используемых жанров в контексте формирования и развития литературных процессов региона.

Эмпирической основой и объектом исследования явились наиболее значимые художественные произведения представителей мордовской прозы конца XX — начала XXI вв. — К. Г. Абрамова, М. И. Брыжинского,.

A.M. Доронина, В. И. Мишаниной, М. С. Моисеева, Г. И. Пинясова, M.JI. Сангина, А. П. Тяпаева и других. Их произведения отличаются многообразием тематики, остротой постановки нравственных проблем, богатством художественных средств и способов создания образа. Предметом исследования выступили идейно-эстетические элементы художественного своеобразия прозаических жанров современно мордовской литературы.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами известных отечественных литературоведов, исследовавших проблематику жанра, вопросы поэтики и основные тенденции развития многонациональной отечественной литературы в идейно-художественном отношении (JI. П. Александрова, JI.A. Аннинский, М. М. Бахтин,.

B.Г. Белинский, А. Г. Бочаров, Л. Г. Гинзбург, В. В. Кожинов, Ю. Б. Кузьменко, Г. И. Ломидзе, С. И. Машинский, B.C. Синенко, Б. В. Томашевский, М. Б. Храпченко, В. Б. Шкловский и др.), а также конструктивным разнообразием произведений, отражающих идейно-эстетические аспекты и художественно-стилевые искания видных представителей и исследователей современной мордовской прозы (A.B. Алешкин, А. И. Брыжинский, Р. П. Васильева, В. В. Горбунов, Г. И. Горбунов, В. И. Демин, Е. А. Жиндеева, Н. В. Зиновьев, В. М. Макушкин, М. И. Малькина, В. Е. Соколова, Н. И. Черапкин, Е. И. Чернов и др.).

Инструментарно-методический аппарат исследования определяется использованием системного подхода, направленного на рассмотрение совокупности определяющих теоретических положений и конкретных идейно-эстетических аспектов рассматриваемых прозаических жанров, а также на изучение художественной структуры произведений в их связи с центральной проблематикой.

В диссертации дополнительно использовались следующие методы:

— сравнительно-исторический, позволяющий рассмотреть современную мордовскую прозу в контексте общего литературного процесса;

— аналитический, помогающий изучить внутреннюю организацию художественного произведения;

— типологический, способствующий раскрытию социально-нравственной обусловленности современной прозы.

Использование функциональных возможностей этих частных методов в рамках достижения цели диссертационной работы позволило существенно расширить научный эвристический потенциал системного подхода исследования.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в мордовском литературоведении проводится многоаспектный анализ проблемы идейно-эстетического содержания и развития современной прозы с применением системно-целостного анализа творчества мордовских прозаиков на уровнях тематики, проблематики, художественного своеобразия. Работа является целостным исследованием, охватывающим современную мордовскую литературу как часть общего литературного процесса.

Элементами реального приращения новационного знания, характеризующего эвристический потенциал диссертационной работы, обладают следующие положения проведенного исследования: впервые в национальном литературоведении проведен многоаспектный анализ идейно-эстетического своеобразия мордовской прозы и обобщены важные эстетические категории в творчестве современных писателей;

— определено место прозаических жанров в общем литературном процессе Мордовии;

— выявлены наиболее характерные тенденции и особенности стилевых исканий прозаических жанров;

— показано влияние национальных устно-поэтических традиций на творчество современных мордовских прозаиков;

— раскрыты идейно-эстетические особенности и своеобразие поэтики мордовской прозы конца XX — начала XXI вв.

Теоретическая значимость исследования. Ценность работы заключается в том, что в ней на конкретном материале раскрываются актуальные положения идейно-эстетического своеобразия прозаических жанров. Теоретические выводы и рекомендации могут быть использованы в разработке вопросов эволюции и перспектив развития современной мордовской прозы.

Практическая значимость исследования обусловлена потребностями литературоведческой науки во всестороннем исследовании художественного своеобразия современной прозы. Разработанные положения, конкретный материал и выводы, сделанные в работе, могут быть использованы учителями-словесниками при изучении национальной литературы в общеобразовательных школах, преподавателями вузов при разработке спецкурсов, построении учебного процесса и подготовки специальной литературы для студентов филологических специальностей.

Апробация результатов исследования проходила в отделе филологии и финно-угроведения ГУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия». Основные положения и выводы исследования изложены в статьях и тезисах, опубликованных в периодической печати, а также докладах и сообщениях на научно-практических конференциях различных уровней: ежегодных Макаркинских чтениях (2004 г., 2005 г.) — республиканской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора В. В. Горбунова (Саранск, 2004 г.).

Структура работы определяется логикой раскрытия темы, поставленной целью и решением ряда этапных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 260 наименований. Общий объем диссертации составляет 195 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Отличительной особенностью современной мордовской прозы является широта тематики, богатство принципов художественного исследования жизни, жанровое многообразие, детальное исследование духовного мира современника, судьбы героев и острая постановка сложных социально-нравственных вопросов времени.

В прозе мордовских писателей обращает на себя внимание глубокий художественный анализ сложных и противоречивых коллизий, стремление, независимо от жизненного материала, к широкому осмыслению закономерностей развития современной действительности. Обращаясь к тому или иному этапу истории, к той или иной сфере человеческой деятельности, писатели соотносят их с историей нашего Отечества в целом.

Весьма разнообразны жанровые формы модовской прозы конца XX-начала XXI. Здесь и широкие эпические повествования (А. Доронина «Тени колоколов»), рассказы и очерки, повести. Большинству из них свойственно сопряжение истории и современности. В идейно-эстетическом движении всей мордовской литературы происходит непрерывный процесс обогащения новыми подходами, взглядами на актуальные социально-нравственные проблемы.

Особый интерес вызывает у литераторов история мордовского народа, судьбы выдающихся его представителей. Н. В. Зиновьев по этому поводу верно замечает: «В последние годы в литературе наметилась тенденция более глубокого осмысления истории, культуры мордовского народа, героя нашего времени, положительного идеала» [115, с. З]. Писатели нередко обращаются к осмыслению многотрудного опыта народной истории, социальной и духовной жизни нации, к утверждению преемственности великих традиций её культуры.

Идейно-эстетическое своеобразие человеческого мировоззрения остается главной темой литературы в современных условиях. Показательно, что в мордовской литературе изображение народа и отдельных его фигур рассматривается, прежде всего, через призму разнообразия проявления черт характера личности.

Раскрывая особенности характера героев, художники слова стремятся показать наряду с типичным и индивидуальное. Представленные образы, как правило, эмоционально насыщены, что вызывают у читателя чувство сопереживания, усиливающие общее эстетическое воздействие произведения.

Развивая и приумножая традиции старшего поколения, писатели-очеркисты последнего десятилетия обращаются к сложным вопросам современности и обнажают противоречия, которые подрывают нравственные ценности национальных основ и представлений об идеале. Современная писательская мысль пытливо исследует человека и ищет решения встающих перед ней проблем. Это вопросы мировоззренческого, духовно-нравственного, социально-экономического, экологического характера. Такие произведения обладают особым, неотразимым воздействием на читателей.

Следует констатировать, что идейно-эстетическое своеобразие произведений художественной публицистики литераторов Мордовии A.M. Доронина, Н. В. Зиновьева, М. С. Моисеева, Г. И. Пинясова нацелены на четкое обоснование мысли об ответственности человека перед человеком, обществом, окружающим миром. Они побуждают к размышлениям об истинных человеческих ценностях, о национальных истоках, о дне сегодняшнем и завтрашнем. Подкупая своей искренностью, они подталкивают к действию в соответствии с реальностью.

Среди жанров современной прозы писателей Мордовии наиболее активная роль принадлежит рассказу, где обнаруживаются такие типологические черты, как нравственно-философские аспекты исследования человеческих характеров. Пристально всматриваясь в жизнь, отделяя слой за слоем случайное и малозначительное, рассказчики проникают в суть развития бытия. Используя разнообразные способы художественного осмысления событий действительности, литераторы умело оперируют авторскими размышлениями, ведением повествования от первого лица, зарисовками с места событий. Каждое произведение дополняет обрисовку нравственного облика поколения, духовных исканий его современников и того нелегкого пути, который пришлось пройти соотечественникам.

В целях глубокого осмысления нравственных, эстетических аспектов изображаемых характеров, более совершенного описания человека, окружающего его мира, художники слова находятся в постоянном творческом поиске. Все это требует новых оригинальных подходов к художественному исследованию действительности, что, в свою очередь, способствует синтезу известных и ранее неведомых жанровых разновидностей.

Характеризуя жанровую многогранность рассказа, приходится отметить стремление современных мордовских художников слова к постижению новизны характеров, полноты человеческого бытия, конфликтов, порожденных временем, и многогранное исследование идейно-тематического богатства.

Одна из магистральных тем в мордовском рассказе — тема войны. Мордовские рассказы о Великой Отечественной войне, как правило, остросюжетны. Четко проявляется умение авторов отбирать яркий типичный материал, изображать главное в характерах людей, интересно строить сюжет и сочетать в повествовании различные языковые средства для достижения полноты реализма изображаемых характеров и правды жизни. Так происходит углубление реализма, обогащение конкретно-образного представления героев, их морально-этических принципов и идеалов.

Народ и война, мужество и отвага отдельного человека в рассказах мордовских прозаиков показаны полно, художественно выразительно, весьма убедительно. Примечательно, что в рассказах этого цикла запечатлен цельный образ мордовского народа, а герои фронта и тыла наделены ведущими чертами народного характера: мужеством, преданностью Родине, нравственной чистотой, целеустремленностью, воинской и трудовой доблестью.

В динамике современного литературного процесса Мордовии одним из ведущих жанров стала повесть, сумевшая удивительно органично вобрать в себя высокое чувство лиризма, глубокое философское раздумье современника о жизни и судьбах людей. Мордовская повесть вместе с другими эпическими жанрами углубленно исследует нравственные качества в характере героев, их духовный мир. Произведениям современности свойственно как пристальное внимание к этической сущности человеческой личности, ее тревогам, надеждам, так и стремление к философской наполненности повествования.

Большинство современных повестей отличается аналитическим осмыслением действительности, интересом к животрепещущим проблемам быта и труда человека. Мордовской повести конца XX — начала XXI вв. свойственно стремление к концентрировано-художественной обобщенности явлений действительности, к исторической правде дня. Связанная с углубленным исследованием нравственно-психологического потенциала характера героев, проблематика порождает особую социальную насыщенность современных повестей. Подобная идейно-эстетическая направленность литературного произведения обуславливается масштабностью жизненных явлений, глубиной проникновения в психологию героев, пристальным вниманием к общественным сторонам действительности. Переосмысление многих жизненно важных вопросов в современном обществе оказывает огромное влияние на развитие современной литературы. Красотой художественного замысла, проблематичностью, заметным и самобытным колоритом отмечены произведения писателей И. Н. Кудашкина, В. И. Мишаниной, М. С. Моисеева, Г. И. Пинясова, М. И. Брыжинского, А. П. Тяпаева и др.

Расширение проблемно-тематических границ современной мордовской повести свидетельствует об углублении и многообразии идейно-эстетических аспектов изображения национальной действительности. Многие проблемы социальной и духовной жизни общества, художественное исследование которых раньше отодвигалось на второй план более «насущными» вопросами, в настоящее время, отвечая цели более полного раскрытия личности, вновь обрели свою актуальность и значимость. В литературе последних десятилетий переплетаются традиционные и новые темы, проблемы исторической, социальной и духовной жизни.

В последние десятилетия мордовская повесть во многом принимает новое идейно-эстетическое качество, что, прежде всего, воплощается в авторских размышлениях о социально-нравственном и духовном содержании жизни. Об этом свидетельствует и литературный герой, эмоционально и философски проникающий во все сферы поэтики произведения. Примечательной стороной этого качества является расширение духовной содержательности и интеллектуального потенциала художественного мастерства мордовских прозаиков при многообразии стилевых форм. Так, в повести И. Н. Кудашкина «Пичетне ваныхть шадоти» («Сосны смотрят в ручей») обогащение идейно-эстетических начал мордовской •литературы происходит через освоение аналитических возможностей экспрессивно-психологических стилевых форм. -,.

В современных мордовских повестях общественная мораль и нравственность являются основой социальных явлений и судеб отдельных людей. Через сознание отдельной личности мордовская повесть последних лет отражает важнейшие проблемы времени и национальной истории. Характерные особенности развития мордовской литературы являются свидетельством обновления идейно-эстетических и художественных традиций, активного творческого поиска писателей, постоянного совершенствования их художественного мастерства. Литературные традиции на каждом эволюционном этапе развития приходят в соответствие с современными представлениями и требованиями.

Яркой особенностью современной мордовской прозы является широта тематики, богатство принципов художественного исследования жизни, жанровое многообразие, детальное исследование духовного мира современника, судьбы героев, а также острая постановка сложных социальнонравственных вопросов времени.

Мордовская повесть стремится выделить наиболее важное, характерное в раскрытии многообразия действительности, что дает возможность сосредоточиться на отдельных явлениях, выбранных из жизненного потока.

Важно помнить, что составными компонентами повести является синтез идейно-эстетического и сюжетного начала в том или ином произведении, а также органичная связь образного стиля изложения с индивидуально-неповторимым мышлением писателя, что позволяет говорить об отличительных особенностях и мастерстве автора, его умении художественно изображать типические характеры в описываемых обстоятельствах. Емкость подобного изображения характеров возможна лишь при соблюдении автором высоких требований верности жизненным явлениям, правде эпохи.

Наряду с жанрами рассказа и повести в конце XX — начале XXI вв. в мордовской прозе достаточно активно развивается и многоплановый роман. За сравнительно короткий исторический период своего существования роман постоянно пополнял свое видовое разнообразие, осваивая новую тематику, он стремился к более глубокому отражению действительности. В романном творчестве мордовских писателей обращает на себя внимание глубокий художественный анализ сложных и противоречивых коллизий, стремление писателей, независимо от жизненного материала, широко осмыслить закономерности развития действительности.

Мордовские прозаики детально исследуют нравственно-психологические и социальные проблемы. Углубляется трактовка положительного контекста в исторической, социальной тематиках. При всей остроте и актуальности поставленных в последние годы проблем, явственно выражается стремление писателей пристальнее вглядеться в самую субстанцию народного бытия, в те, неразрывно связанные с национальной психологией и культурой начала, которые делают народ народом, дают возможность выжить и укрепиться наперекор трудностям.

В настоящее время мордовский роман характеризуется широким жанровым и стилевым диапазоном. Этот показатель свидетельствует о зрелости романа, о возросших творческих возможностях и уровне мастерства писателей. Здесь заложены причины весомые и глубинные, поскольку роман находится в постоянном взаимодействии с основными жанрами внутри эпического рода. Происходит интенсивное общение между романом и эпосом, а также малыми формами повествовательных жанров.

Показательно, что человек становится не только объектом, но и субъектом романа. Действительность требует одновременно мобильного и сосредоточенного внимания на анализе души современника. В этом контексте, весьма обоснованно и естественно стремление современных прозаиков сдвинуть границы между рассказом и лирической исповедью, между романом и легендой.

Современный мордовский роман все чаще и уверенней изображает «духовное происхождение» действующих персонажей, преодолевая, при этом, главенство сюжетности. В последние годы романное слово в лучших его образцах все глубже и дифференцированнее проникает в мир человека. Роман стягивает в свою сущность всю повествовательную энергию, накопленную его и литературной, и фольклорной предысторией. Он демонстрирует, что психологический анализ не является прерогативой одного жанра и вполне может создаваться в романе лирическими, эпическими средствами и новым переосмыслением отдельных приемов фольклорных жанров. Подобное сочетание позволило мордовской прозе в последние время освоить новую манеру повествования, приближенную к психологизму зрелой прозы.

Мордовская литература отличается многообразием разновидностей крупного прозаического жанра. Здесь в первую очередь можно выделить историко-биографические романы К. Г. Абрамова «За волю», «Пургаз» и A.M. Доронина «Тени колоколов», «Кузьма Алексеев" — роман-трилогию M.JI. Сайгина «Трудное счастье" — политический роман М. И. Петрова «Красный колосс" — роман лирических раздумий A.M. Доронина «Перепелка — птица полевая" — социально-бытовой роман А. И. Брыжинского «У любви краски свои».

Характерная особенность романов ряда мордовских писателей заключается в том, что современный читатель ощущает в них наивную архаику мыслей. В таких произведениях много говорится о восстановлении справедливых норм общественной и государственной жизни, развенчиваются догматизм, жесткие методы руководства. Кабинетным затворникам и своевольным руководящим персонам, привыкшим жить и действовать в духе прежней эпохи, противопоставляется новый тип руководителя, тесными узами связанного с массами, наделенного творческим мышлением, способного к кропотливому повседневному созидательному труду. Наглядным свидетельством тому является романы А. Брыжинского «У любви краски свои» и А. Доронина «Перепелка — птица полевая».

В современном романном творчестве мордовских писателей преобладают социально-политические, исторические, нравственно-психологические направления художественного исследования действительности. Произведения всех жанровых разновидностей романа (исторический, социально-бытовой, героический, деревенский и др.) отличаются многосложным разветвленным содержанием, в котором воссоздается картина духовной жизни народа, взятая в историческом, национальном, идейно-психологическом аспектах. Считая одной из наиболее актуальных проблему духовно-нравственной преемственности, писатели единодушно утверждают внимательное, бережное отношение к народным традициям, культуре, ратуют за наследование нравственных ценностей, идеалов, веками складывающихся в народной среде.

Подводя итог проведенному исследованию сформулируем основные выводы и обобщения:

— особенностью современной мордовской прозы является широта тематики, богатство принципов художественного исследования жизни, жанровое многообразие, детальное исследование духовного мира современника и решение социально-нравственных вопросов времени;

— в идейно-эстетическом движении всей мордовской литературы происходит непрерывный процесс обогащения новыми подходами, взглядами на актуальные социально-нравственные проблемы. Это приводит к взаимопроникновению различных жанрово-стилевых структур;

— выявленные тенденции показывают стремление писателей Мордовии к созданию многосторонней лирической и философской прозы. Художники слова стремятся проникнуть в особенности психологии героев, задумываются над вопросом ответственности не только личности перед обществом, но и общества перед личностью;

— особый интерес вызывает история мордовского народа, судьбы выдающихся его представителей. Писатели обращаются к осмыслению многотрудного опыта истории, социальной и духовной жизни нации, к утверждению преемственности великих традиций её культуры. При этом органично соединяются достоверность изображения с лирико-публицистическими раздумьями, затрагивающими широкий круг проблем прошлого и современности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.К. По следу времени: Очерки об известных исторических деятелях. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 304 с.
  2. Азыркина Е. И Человек и проблемы экологии в творчестве А. Доронина // Вестник Мордов. ун-та. 1996.-№ 4 — С. 15 -18
  3. В.М. Человек и время: «Путевая проза», «деревенская проза». Открытия и уроки. Л.: Сов. писатель. 1986. — 254 с.
  4. Александрова Л. П. Советский исторический роман: типология и поэтика. Киев: Вища школа, 1987. — 160 с.
  5. В.А. Русский советский очерк. М: Высшая школа, 1980.- 120с.
  6. А.Г. О себе писать трудно // Советские писатели. Автобиографии: Том 5 // Сост. С. Колов. М., 1988. — С. 28 — 36.
  7. A.B. Пингть од вешфксонза // Мокша-1987.№ 21. С. 52.
  8. A.B. Арьсемат (Размышления). — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989, — 198 с.
  9. A.B. Единство традиций. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. — 192 с.
  10. Ю.А. Необходимость героя (Положительный герой в книгах последних лет). Л.: Знание, 1987. — 32 с.
  11. В.А. Современная советская проза (60- 70-е годы): Учеб. Пособие. М.: Высшая школа. Изд.2-е, 1984. — 242 с.
  12. В.И. Новые дали творчества // Движение жизни и литера тура. Современные проблемы социалистического реализма. М.: Советский писатель, 1978. С. 284−313.
  13. М.М. Проблема поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1963. — 313 с.
  14. Г. А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. — 191 с.
  15. В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 2 т. -М., 1959.-Т. 1.-С. 118−165.
  16. В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 2 т. М., 1959. — Т. 1. — С. 473 — 531.
  17. В.Г. Полное собрание сочинений: T.l. М., изд. Академия наук СССР, 1953.С.267.
  18. Т.А. Проблемы современного очерка. М., 1969.-78с.
  19. Боборыкин В.Г.Проза- 1985. М.: Знание, 1986. — 60 с.
  20. В.И. Разведчик нового. М.: Знание, 1969. — 143 с.
  21. Большой энциклопедический словарь. Изд-е 2-е. перераб. и доп. -М: СПБ «Норинт», 1999. — 1456 с.
  22. А.Г. Художественный опыт народа и мордовская литера тура. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. — 190 с.
  23. А.Г. Требовательная любовь: Концепция личности в со временной советской прозе. М.: Худож. лит., 1977. — 364 с.
  24. Т.Г. Искусство анализа художественного произведения. -М.: Просвещение, 1971.-186 с.
  25. А.И. Современная мордовская проза: (Движение жанра). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — 192 с.
  26. А.И. В братском содружестве// Родные напевы: Лит.- худ. сб. Саранск, 1986. — С.217- 225.
  27. А.И. В едином строю. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. — 120 с.
  28. А.И. Вечкеманть тюсонзо эсензе (У любви краски свои): Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, — 2004. — 432 с.
  29. А.И. Поэт прозасояк. А. Доронинэнь творчествадо (И в прозе поэт: О творчестве А. Доронина) // Эрзянь правда. 1997. — 22мая -с.15.
  30. А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50- 90-е годы). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 192 с.
  31. Брыжинский М. И Поклонись борозде: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. — 400 с.
  32. М.И. Ради братий своих: Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. — 280 с.
  33. М.И. Пингень гайть: Эсь народонть мельть-арсемат // Сятко. 1990. № 1.- С.57- 74.
  34. М.И. Эрямодо надобия (Лекарство от жизни). -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 129 с.
  35. Р.Н. «Кочкадыкесь-паксянь нармунь» романдоть (О романе
  36. Перепелка-птицаполевая")// Сятко, 1993. — № 10. — С.46−49.
  37. Е.Я. Культура и жанр. Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов: Изд-во сарат. ун-та, 1987.- 165 с.
  38. Л. Р. Деревенский очерк Мордовии 50−60-х годов // Автореф. дисс. канд. филол. наук. М. — 1968, — 19 с.
  39. А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. -404 с.
  40. В.В. О художественной прозе // Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980. — С. 56−97.
  41. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1989. 250с.
  42. H.H. Принцип историзма в изображении характеров и классическая традиция. М.: Наука, 1978. — 264 с.
  43. В.И. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 60−80-х годов: Статьи. М.: Сов. писатель, 1984. — 384 с.
  44. В.А. Проснитесь, родники: о бездуховности. // Сов. Мордовия.- 1989.- 16июля. С. 4.- 5.
  45. В.А. Постоянство времен: Социально-нравственные проблемы современной русской прозы. М.: Современник, 1978. — 345 с.
  46. Л.Я. О психологической прозе. Л., Худож. лит., 1977.- 443 с.
  47. Г. И. Жизнь деревни как главный объект изображения современной мордовской прозы // Ученые записки № 64 Мордовского гос. ун-та им. Н. П. Огарева. Саранск, 1968. — С.44 — 71.
  48. В.М. Основы журналисткого мастерства. — М.: Высш. школа, 1989- 158 с.
  49. A.M. Письмо И.Жиге // Собрание сочинений в 30 т., — Т.ЗО. М.: ГИХЛ, 1953, С. 330.
  50. М. Собрание соч.: в 30 т. М.: Худож.лит., 1953. — Т.25.- С. 148.
  51. В.К. Герой и стиль: к теории характера и стиля. М.: Худож. лит., 1983.- 288с.
  52. Ю.В. Документ. Эпоха. Вымысел // Лит. обозрение. -1979.- № 6.- 103с.
  53. И.М. Коса келунь шачеманяц: Расскаст и очеркт. -Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1985. 168с.
  54. И.М. Я живу в Мордовии // Встречи-89: Публицистика. -Саранск, 1989.- С.3−20.
  55. Г. С. Мордовский рассказ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987.-216с.
  56. И.А. Живое лицо времени: Очерки прозы семидесятых- восьмидесятых. М.: Сов. писатель, 1986. — 389с.
  57. Демин В. Сумрачный отблеск колоколов // Известия Мордовии-1996. 27 ноября — С.З.
  58. A.M. Баягань сулейть (Тени колоколов) Роман. — Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1996. 480 с.
  59. A.M. Кинть ютасы молицясь: Очеркть. Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1994. — 174 с.
  60. A.M. Кочкодыкесь-иакся нармунь (Перепелка-птица полевая) Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1993. — 384 с.
  61. A.M. Кузьма Алексеев. Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 2001. — 405 с.
  62. Жанрово- стилевые искания современной советской прозы.-М.: Наука, 1971.- 212 с.
  63. И.И. Суждения об очерковом жанре // Жига И. Очерки, ста тьи, воспоминания. М.: Гослитиздат, 1958.-380 с.
  64. Н.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М.: Сов. писатель, 1969. — 235 с.
  65. Е.И. Искусство очерка. М., Советский писатель, 1957.- 284с.
  66. Е.И. Повесть с двумя сюжетами: О публицистической прозе.- 2-е изд-е, М.: Советский писатель, 1979. — 376 с.
  67. Т.П. В поисках героя-современника: Героич. начало в современ. прозе. Киев: Наук, думка, 1990. — 184 с.
  68. Н.В. Человек и время. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.-272 с.
  69. Н.В. Валдо тештень пусмо: Очеркть. Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1996.- 368с.
  70. Д.К. Герои в современной прозе. М.: Знание, 1988.61с.
  71. Н.Б. Точка зрения: о прозе последних лет. М.: Советский писатель, 1988.- 420с.
  72. И.А. Уцяска: Очерк// Сятко. 1999. — № 11. — С.73.
  73. В.Я. Заметки писателя о современном очерке. М.: Со ветский писатель, 1973. — 543с.
  74. В.К. Верность времени. М.: Советский писатель, 1962. -215с.
  75. . Чтение и персонаж // Человек читающий. Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и общества. М., 1990. — С. 361- 364.
  76. .Е. Мордовский роман на пути к зрелости // Советский многонациональный роман. М., 1985. — С. 335- 346.
  77. П. Меельце кулят (Последние известия): Рассказы. -Саранск. Мордов. кн. изд-во, 1990. 103 с.
  78. А.Н. Жизнь, жанр, мастерство // Об очерке. М.: Изд-во мое- ков. ун-та, 1958. — С. 123 — 147.
  79. Ю.Г. Облик дня // Пути советского очерка. Сб. лит.- крит. ст. -М.: Советский писатель, 1959. -С.338−340.
  80. .П. Пути советского очерка. Д., 1957. — 123 с.
  81. Ю.М., Пересулько Т. К. Время и люди. Социально-нравственные проблемы советской прозы. К.: Лыбидь, 1990. — 180 с.
  82. И.Н. В зеркале рассказа. М.: Сов. писатель, 1979. -296 с.
  83. И.Н. Шудинясь ляйнясь сятявня (Шудиня — речка тихая): Повесть, рассказы, раздумья. — Саранск. Мордов. кн. изд-во, 1990. -208 с.
  84. Ю. Шачема велеса // Панчт монь ширенязе.- Саранск. Мордов. кн. изд-во, 1987. 183 с.
  85. Ф.Ф. Самая кровная связь: Судьбы деревни в современ ной прозе. М.:Просвещение, 1988. — 240 с.
  86. А.Н. За открытым шлагбаумом: Лит. ситуация конца 80-х: /Сб. ст./. -М.: Сов. писатель, 1991. 335 с.
  87. А.М. Автор образ — читатель. — Л.: Изд-во ЛГУ имени
  88. A.A. Жданова, 1983. 350 с.
  89. А.Н. Автор-образ-читатель.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.350 с.
  90. B.М.Кожевникова, П. А. Николаева. М., Советская энциклопедия, 1987.1. C. 107.
  91. Г. И. В поисках истины и человечности // Дружба народов.- 1981.- № 6.- С221.
  92. Ю.М. Анализ художественного текста. М.: Просвещение. — 1992. — 480 с.
  93. В.М. Мордовский советский роман // Край мордовский: Лит.- худ. сб. Саранск, 1978. — С. 219- 228.
  94. В.М. Начало пути. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976.- 146 с.
  95. В.М. Обретение зрелости. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. — 224 с.
  96. М.И. " Коса келуть шачеманяц." // Мокша. -1986.- № 11.- С.69- 72.
  97. С.И. В спорах о романе // Машинский С. И. Слово и время. М., 1975. — С. 520 — 529.
  98. С.И. Слово и время. М.: Сов. писатель, 1975. — 560с.
  99. М.В. Современная советская проза о колхозной деревне. М.: Просвещение, 1977. — 144с.
  100. Н.М. Проходной балл: Повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд- во, 1990. — 272с.
  101. В.И. Ки лангса ломатть (Люди в дороге): Повесть, рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд- во, 1985. — 166 с.
  102. М.С. Колма горенцят: Пеетькшнемат, расскаст, очерк. Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1990. — 183 с.
  103. М. И. Мелиораторт: Очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. — 84 с.
  104. Ю.М. Автобиография // советские писатели. Автобиографии. Том 5.-М.Д988.-С.327−333.
  105. Д.Т. Пинкст: Кочказь произведеният. Саранск: Мор-дов.кн. изд-сь, 1993. — 352 с.
  106. Н.И. С временем сверяя шаг. Нравственные искания в современной советской прозе. — Киев.: Изд-во Киев. гос. ун-та, 1984. — 104 с.
  107. В. Районные будни. М.: Сов. Россия, 1987. — 368 с.
  108. A.B. Русский советский рассказ 50−70-х годов. М.: Просвещение, 1978. — 208 с.
  109. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. — 924 с.
  110. О. Повесть об отважной героине // Советская Мордовия. 1 мая.
  111. М.Н. Роман семидесятых. М.: Худож. лит., 1987.334 с.
  112. М. Красный колосс: полит, роман в трех книгах. Кн. 1. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 448 с.
  113. М. Красный колосс: полит, роман в трех книгах. Кн. 2. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. 384 с.
  114. М. Красный колосс: полит, роман в трех книгах. Кн. 3. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. 432 с.
  115. Г. И. Ялгане и Содафоне: расскаст и очеркть. Саранск Мордов. кн. изд-сь, 1985.-240с.
  116. Г. И. Земля моя боль моя: Очерк // Встречи. — 89. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. — С. 144- 161.
  117. Г. И. Стан заблудившихся душ: Очерк // Московский журнал.- 1994.-№ 4. С.47−51.
  118. Г. И. Чужая боль: Очерк // Встречи 88. — Саранск, 1988. С. 4−15.
  119. Г. И. Сембода лямбе берякти (Ксамому теплому берегу): Повести. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. — С. 144- 161.
  120. . Очерк в газете. М.: Просвещение, 1959. — 85 с.
  121. Е. Советский путевой очерк // Новый мир. 1966. -№ 5.- С. 56−64
  122. В. Н. Мокшетнень раднясна. Саранск: Мордов. кн. изд, 1994.- 102 с.
  123. В. Н. Ялгань ликт: Мокшэрзянь писательхнень квалма лятфнемат. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 144 с.
  124. B.K. Советский послевоенный очерк. М.: Сов. писатель, 1956.- 205 с.
  125. И. Советский художественный очерк. Проблема теории и мастерства жанра. Киев, Одесса, Вища школа, 1976. — 187с.
  126. M.JI. Толоньбачк (Сквозь огонь): Рассказы. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 144 с.
  127. M.JI. Стака паваз (Трудное счастье) кн. 1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. — 254 с.
  128. M.JI. Стака паваз (Трудное счастье) кн. 2. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. — 175 с.
  129. M.JI. Стака паваз (Трудное счастье) кн. 3. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. 240 с.
  130. JI. Чачома кудо (Родимый дом) // Авань моронзо (Песни матери). Саранск, 1991. — С.11- 12.
  131. B.C. и др. Советская проза 80-х годов. Герои и проблемы: Учебн. пособие. Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1990. — 88 с.
  132. Советский многонациональный роман // Сост. Г. И. Ломидзе, С. М. Хитарова. -М.: Наука, 1985. 398 с.
  133. Современная русская советская повесть. Л.: Наука, 1975. — 263с.
  134. В.Е. Конфликты и характеры. Проблема конфликта и героя в мордовской повести о деревни. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972.- 148 с.
  135. В.Е. Мордовская публицистика на современном этапе: Учебное пособие. Саранск, 1990. — 48 с.
  136. И.Ф. Страницы биографии // Советские писатели. Автобиографии. Том. 5. -М., 1988. С. 438−447.
  137. Н.В. Моя метафизика // Мир и эрос: Антология философских текстов о любви. М., 1991. — С. 243.
  138. Ю.Г. Родные братья, но не близнецы // Звезда.-1968. — № 5. С. 47−51.
  139. Л.А. Параллели и пересечения: Совр. проза: герои, проблемы, конфликты. М.: Худож. лит., 1984. — 367 с.
  140. А.Н. Русский характер. Собр. соч. — М., 1950. — Т.14.1. С. 42.
  141. Л.Н. Анна Каренина. М., 1955. — С.245.
  142. Л.Н. Что такое искусство. Толстой Л. Н. Полное собр. соч.: В 20 т. M., 1983. — Т. 15. — С. 41 -221.
  143. В.П. Природа, цивилизация, человек. Л., 1978. — 156с.
  144. А.П. Седть лангса тол (Огонь на мосту): Повести, рассказы, воспоминания. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. — 336 с.
  145. А.П. Тяште лангонь алашат (Лошади со звезд). -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. -336 с.
  146. А.П. Миртть-рьват (Супруги): повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994.-336 с.
  147. П.С. Этот неумирающий жанр // современный советский рассказ. М.: Знание, 1987. — 112 с.
  148. Н. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, 1982. — 80 с.
  149. Н. П. Современность классики. М.: Современник, 1986.-С.6.
  150. Л.Г. Разведчик нового // Дружба народов. 1956. -С. 186−189.
  151. А.И. Грани рассказа // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы.-М.: Наука, 1971. С. 200−231.
  152. М.Б. Горизонты художественного. 2-е изд. — М.: Худож. Лит., 1986. -439 с.
  153. Н.И. В братском содружестве. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. — 384 с.
  154. Н.И. Позиция писателя и развитие романных форм // АН УССР. Ин-т лит. им. Т.Г. Шевченко- Отв. ред. И. А. Дзеверин. Киев: Наук. думка, 1990.-164 с.
  155. А.П. Полное собрание сочинений и писем. Письма: В 12 т. -М., 1975.-Т. 2.
  156. И.Г. Первое воспоминание // Советские писатели. Автобиографии. Том 5. М., 1988. — С. 483 — 490.
  157. A.A. Верность человеку труда: Проза 70−80-х годов о рабочем классе. М.: Худож. лит. 1987. — 334 с.
  158. В.А. Хронограф или повествование о мордовском народе и его истории: Очерки, рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. -368 с.
Заполнить форму текущей работой