Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Музыкальная энциклопедия как способ отражения универсума музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в том, что на сегодняшний день ни в книговедении, ни в музыковедении не было ни одной работы, посвященной изучению именно музыкальной энциклопедии, ее структуры и специфики. Проведенный в ходе работы над диссертацией типологический анализ всех имеющихся на данный момент музыкальных энциклопедий мира, количество которых в общей сложности составило сто… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Музыкальная
  • литература и «музыкальная книга»
    • 1. 1. Понятие музыкальной литературы
      • 1. 1. 1. «Нотная
  • литература»
    • 1. 1. 2. Литература о музыке
    • 1. 2. Понятие «музыкальная книга»
    • 1. 2. 1. Нотные издания и автографы
    • 1. 2. 2. Издания литературы о музыке
      • 1. 2. 2. 1. Научные издания
      • 1. 2. 2. 2. Учебные издания
      • 1. 2. 2. 3. Научно-популярные и мемуарно-документальные издания
      • 1. 2. 2. 4. Справочные издания по музыке
      • 1. 2. 2. 4. 1. Энциклопедии
    • 1. 3. Электронная «музыкальная книга»
  • Глава 2. Универсум музыки
    • 2. 1. Понятие музыки
    • 2. 2. Четыре формы бытия музыки
    • 2. 3. Универсум музыки: сущность концепции
      • 2. 3. 1. Музыкальное событие и событие музыки
      • 2. 3. 2. «Люди музыки»
      • 2. 3. 3. Музыкальные инструменты
      • 2. 3. 4. Музыкальная терминология
      • 2. 3. 5. Музыкальные стили, жанры, направления и течения
      • 2. 3. 6. Музыкальные научные и учебные дисциплины
      • 2. 3. 7. Музыкальное образование
      • 2. 3. 8. Импровизация в музыке
      • 2. 3. 9. Музыкальные учреждения и общественные организации
    • 2. 3. 10. Звукозапись и звукозаписывание
      • 2. 3. 11. Слушатель
  • Глава 3. Музыкальная энциклопедия
    • 3. 1. 0. сущности музыкальной энциклопедии
    • 3. 2. Типология музыкальных энциклопедий
    • 3. 3. Справочно-библиографический аппарат и иллюстративный материал в музыкальных энциклопедиях
    • 3. 4. Типологическая модель музыкальных энциклопедий
    • 3. 5. Типологический анализ музыкальных энциклопедий
    • 3. 5. 1. Универсальные музыкальные энциклопедии
      • 3. 5. 1. 1. Германия и другие немецкоязычные страны
      • 3. 5. 1. 2. Великобритания
      • 3. 5. 1. 3. Северная Америка
      • 3. 5. 1. 4. Франция
      • 3. 5. 1. 5. Италия
      • 3. 5. 1. 6. Другие страны Западной Европы
      • 3. 5. 1. 7. Скандинавия
      • 3. 5. 1. 8. Страны Восточной Европы
      • 3. 5. 1. 9. СССР и Россия
      • 3. 5. 2. Национальные музыкальные энциклопедии
      • 3. 5. 3. Специальные музыкальные энциклопедии
      • 3. 5. 3. 1. Германия
      • 3. 5. 3. 2. Великобритания
      • 3. 5. 3. 3. Северная Америка
      • 3. 5. 3. 4. Франция
      • 3. 5. 3. 5. Скандинавия
      • 3. 5. 4. Моносециальные музыкальные энциклопедии
      • 3. 5. 4. 1. Германия
      • 3. 5. 4. 2. Великобритания
      • 3. 5. 4. 3. Северная Америка
      • 3. 5. 4. 4. Франция
      • 3. 5. 4. 5. Страны Восточной Европы
      • 3. 5. 4. 6. СССР и Россия
      • 3. 5. 4. 7. Энциклопедии популярной музыки

Музыкальная энциклопедия как способ отражения универсума музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее диссертационное сочинение является результатом исследования и анализа музыкальных энциклопедий мира, предпринятого на основе книговедческого и музыковедческого знаний. Название диссертации указывает на ее междисциплинарный статус, где книговедческие и музыковедческие аспекты тесно переплетены между собой. Необходимость установления взаимосвязи между книговедением и музыковедением послужила основным мотивом к исследованию.

Предпринятое диссертационное исследование стало актуальным по нескольким причинам. Во-первых, потому, что в современном книговедческом знании не существовало до сих пор стройной системы в той его части, где речь идет о музыке, хотя книга, а в частности, «музыкальная книга» и музыкальная энциклопедия как одна из ее разновидностей является одним из наиболее существенных способов отражения и средств формирования индивидуального, группового и общественного, в данном случае, музыкального сознания. Во-вторых, поскольку в музыковедческом знании не удалось обнаружить какого-либо системного понятия, позволяющего говорить о музыке как об универсуме, а только такое понятие может служить критерием для осуществления типизации музыкальной литературы, «музыкальной книги» и музыкальной энциклопедии. В-третьих, по причине некоей семантической размытости терминоаппарата, принятого в музыковедении относительно книги, а в книговедении — относительно музыки, в результате чего в предлагаемой диссертации пришлось произвести уточнение трактовок некоторых книговедческих и музыковедческих терминов, а также ввести с необходимостью некоторые собственные термины и понятия, в частности, «универсум музыки», «музыкальное произведение и произведение музыки», «музыкальное событие и событие музыки» и др. В четвертых, потому что музыкальная энциклопедия, будучи практически неразработанной как научный 6 термин ни на уровне музыковедения, ни на книговедческом уровне, является тем не менее одной из важнейших форм аккумулирования знаний о музыке и их отражения средствами книжного дела. Наконец, в-пятых, поскольку без типизации и типологической модели музыкальной энциклопедии не представляется возможным говорить о целостности научного знания о ней.

Научная новизна исследования заключается в том, что на сегодняшний день ни в книговедении, ни в музыковедении не было ни одной работы, посвященной изучению именно музыкальной энциклопедии, ее структуры и специфики. Проведенный в ходе работы над диссертацией типологический анализ всех имеющихся на данный момент музыкальных энциклопедий мира, количество которых в общей сложности составило сто двадцать названий музыкальных энциклопедий на девятнадцати языках, лег в основу их типизации и построения типологической модели для каждой разновидности данного вида изданий справочной литературы. Кроме того, в исследовании разработана концепция и типология «музыкальной книги», одним из видов которой является музыкальная энциклопедия, которая также отличается абсолютной новизной как по форме, так и по содержанию.

В контексте книговедческой и музыковедческой проблематики разработана концепция универсума музыки, который представлен как единая живая динамическая система, существующая в постоянном и бесконечном движении и взаимодействии ее компонентов и элементов. Касательно этого универсума разработана его структурная организация и терминоаппарат, раскрыта сущность понятий «музыка», «музыкальное произведение и произведение музыки», «музыкальное событие и событие музыки», а также обосновано философское положение о четырех формах бытия музыки.

Данное исследование базируется на принципах сформировавшейся общенаучной, общекниговедческой, частнодисциплинарной и музыковедческой методологии. Как основной был выбран системный подход и книговедческий системно-типологический метод исследования во всех своих 7 формах, т. е. как историко-типологический, функционально-типологический, компонентно-типологический, структурно-типологический и логико-типологический, а также типологические моделирование.

Кроме того, в исследовании были использованы философские методы индукции и дедукции, снятия, а также формально-логические методы и метод анализа и синтеза.

Учитывая тот факт, что в музыковедческом знании не было доселе введено и сформулировано универсального систематизирующего понятия, каким в данной диссертации явился универсум музыки, объект исследования получился многосоставным и заключается в сущности следующих понятий: универсум музыки, музыкальная литература, «музыкальная книга» и музыкальная энциклопедия. Необходимо отметить, что объектную область предлагаемого исследования составили непосредственно данные в ощущениях, проанализированные de visu через призму универсума музыки реальные музыкальные энциклопедии.

В контексте темы диссертации осуществлено раскрытие сущности процессов и явлений универсума музыки, происходящих как внутри него, так и по отношению к внешним объектам, в частности, к универсуму книги и музыкальной энциклопедии, являющейся одним из способов его отражения. Выявление механизмов такого отражения как книговедческого процесса и способа и стало предметом исследования.

Целью данной диссертации стала актуализация результатов типологического анализа музыкальных энциклопедий, проведенного в ходе работы над диссертацией, где главным критерием для их типизации явилась степень полноты отражения компонентов и элементов универсума музыки, в типологической модели музыкальной энциклопедии для каждой ее разновидности.

Для достижения указанной цели потребовалось решить следующие основные задачи- 8.

1. На первоначальном этапе исследования выявление сущности музыкальной литературы и построение концепции «музыкальной книги» и приведение к однозначному смыслу некоторых книговедческих и музыковедческих терминов, а также поиск взаимосвязи между универсумом музыки и универсумом книги.

2. Построение и обоснование на базе литературы по музыкальным научным и учебным дисциплинам, а также философии музыки собственной концепции универсума музыки, определение его структуры, компонентного и элементного состава и его границ.

3. Типологический анализ мирового наследия музыкальных энциклопедий, для осуществления которого стало необходимым выявление критериев типизации данного вида справочной литературы и их классификация по выработанной типологии.

4. Поиск механизмов отражения универсума музыки способом социальной коммуникации «книга», в частности, музыкальной энциклопедией, а также постановка и решение проблемы, связанной с тем, какие компоненты и элементы этого универсума могут и должны быть отражены средствами книжного дела, а какие — по определению не могут.

5. Собственно теоретическое обоснование модели музыкальной энциклопедии для каждой типологической разновидности.

Для достижения цели исследования и решения задач, стоящих перед ним, возникла необходимость изучения трех основных групп источников. Первую из них составили собственно издания музыкальных энциклопедий, применительно к которым в диссертации был предпринят типологический анализ. Во вторую группу источников вошли издания литературы, касающейся музыковедения в целом и отдельных научных и учебных музыкальных дисциплинах, в частности, издания по гармонии, элементарной теории музыки, анализу музыкальных форм и др., а также по философии музыки. 9.

К третьей группе источников относятся издания по науковедению, общему и специальному книговедению, семиотике, психологии и частным книговедческим дисциплинам. Структура диссертации представлена в виде трех глав основного текста и проблемного по содержанию заключения.

Система универсума музыки, существующая в единстве своих компонентов и элементов, предполагает унифицировать накопленные в музыковедении и философии, в частности, в феноменологии, представления о музыке вообще и музыкальном произведении в частности.

Изначально необходимо определить, что следует понимать под понятиями «музыкальная литература» и «музыкальная книга», поскольку без этого не представляется возможным осознать сущность музыкальной энциклопедии как способа отражения универсума музыки. С разработки данной проблемы целесообразно приступить к исследованию.

Основные результаты исследования могут быть отражены в следующих положениях:

1. Концепция «музыкальной книги» как высшей формы отражения способом социальной коммуникации «книга» универсума музыки играет определяющую роль в формировании индивидуального, группового и общественного музыкального сознания и является той точкой, где происходит непосредственный контакт двух универсумов — музыки и книги на уровне отражения музыкального произведения в «нотной литературе» и трансформации его в произведение музыки.

2. Понятие системы универсума музыки, разработанное в ходе исследования, является объективной предельной величиной для обозначения семантического поля, в которое попадают все музыкальные процессы, явления, произведения и события, а также отражающие их процессы, явления, произведения и события музыкиуниверсум музыки имеет свои структуру, компонентный и элементный состав, а также границы информационного охвата.

3. Критерием для осуществления типизации музыкальных энциклопедий является степень полноты отражения в них универсума музыки в целом и отдельных его компонентов и элементов, в соответствии с чем аргументируются четыре модели изданий данного вида справочной литературы: универсальная музыкальная энциклопедия, национальная музыкальная энциклопедия, специальная музыкальная энциклопедия и моноспециальная музыкальная энциклопедия.

4. Построенная на основании типологического анализа всех имеющихся на момент исследования музыкальных энциклопедий мира типологическая модель музыкальной энциклопедии для каждой типологической разновидности музыкальных энциклопедий может быть применена к изданиям энциклопедий по другим видам искусства и отраслям человеческой общественно-практической деятельности, каждая из которых может быть интерпретирована как универсум.

5. Положение о четырех формах бытия музыки наряду с разработанной в исследовании трактовкой определения понятия «музыка» полагается в качестве базиса для структурирования компонентов и элементов в системе универсума музыки.

Заключение

.

Подводя итог проделанной в настоящей диссертации работы, можно в заключении говорить об осязаемых ее результатах, достигнутых на базе теоретических музыковедческих и книговедческих разработок концепций универсума музыки и «музыкальной книги», а также типологического анализа мирового наследия имеющихся на момент исследования музыкальных энциклопедий.

Проблематика настоящего исследования продиктовала необходимость поиска механизмов взаимодействия музыковедения и книговедения на уровне отражения сущности компонентов и элементов универсума музыки и всего этого универсума средствами письменного естественного языка через наиболее полное справочное издание — музыкальную энциклопедию. Как стало ясно из текста диссертации, лишь в одном компоненте универсума музыки оказалось невозможным отразить его сущность такими средствами. Этим компонентом является сама музыка как.

220 звучащее здесь и сейчас музыкальное произведение в единстве его текста и контекста. Текст музыкального произведения может быть трансформирован в текст произведения музыки, а в таком, опосредованном, виде может быть отражен способом социальной коммуникации «книга», точнее, «музыкальная книга» в той ее части, где речь идет о нотных изданиях, средствами семиотической системы «нотная запись» как письменного языка музыки.

Разработка концепции «музыкальной книги» также явилась одним из важнейших этапов исследования, поскольку именно она стала связующим фактором для осуществления взаимодействия двух универсумов — универсума музыки и универсума книги.

Сущность универсума музыки раскрывается в том, что он представлен как семантическая система, что аргументируется следующим образом: если принять за основополагающее определение проф. А. А. Беловицкой, согласно которому «содержание семантической информации есть. социальная информация, ее содержание и (или) форма, отраженные сознанием, — процесс и преходящий промежуточный результат этого отражения в их единстве друг с другом, процессом и средствами дальнейшего отражения, т. е. отображение социальной информации в процессе и средствами осознанной общественно-практической деятельности» [19, с. 127 — 128], то, вне всякого сомнения, универсум музыки и может быть определен только как семантическая система.

Кроме того, данное понятие в диссертации — универсум музыки — введено с целью обозначения именно семантического поля, в пределах которого проистекают, находясь в постоянном и бесконечном движении и взаимодействии, музыкальные процессы и процессы музыки, происходят явления и события музыки. Другое дело, что этот универсум находится в тесном контакте с другими универсумами, например, с универсумом книги, а в некоторых случаях подчиняется законам более крупных универсумов, в частности, универсума культуры и универсума искусства, оставаясь в то же.

221 время самостоятельной и самодостаточной семантической системой. В действительности, семантическая информация может быть отражена средствами различных семиотических систем. Например, музыкальная информация как семантическая категория может быть отражена языком физики, которая определяет звук как колебания воздуха определенной частоты (ля первой октавы соответствует физической частоте 440 Гц), письменным языком музыки, т. е. средствами семиотической системы «нотная запись». Вербальным языком могут быть отражены только те категории и понятия универсума музыки, которые не связаны непосредственно с текстом и контекстом конкретного музыкального произведение, что обусловило дифференциацию всего отраслевого массива «музыкальная литература» на две семиотически различные группы — «нотная литература» и литература о музыке.

Типологический анализ музыкальных энциклопедий показал, что на данный момент абсолютно идеальной музыкальной энциклопедии в мире нет, однако приближенные к такому уровню имеются, что отражено в соответствующих параграфах и выводах третьей главы диссертации.

Если говорить о возможных областях практического применения результатов исследования, то можно заключить, что разработка типологической модели музыкальных энциклопедий может быть с необходимостью применена в системе «книжное дело» для идентификации как уже изданных, так и готовящихся к печати изданий, что дает возможность использовать результаты исследования в книгоиздательском, книготорговом, библиотечном и библиографических процессах.

С точки зрения теории книговедения можно говорить о том, что выведенная в диссертации концепция «музыкальной книги» может быть практически спроецирована и на другие объекты человеческой общественно-практической деятельности, в особенности на те ее отрасли, которые связаны с творческим процессом. Типология музыкальных энциклопедий также может.

222 быть применена к означенным объектам, где вместо слова «музыкальная» можно подставить любое обозначающее ту или иную отрасль знания или практической деятельности прилагательное с учетом специфики каждой конкретной отрасли.

Важно также сказать, что любая музыкальная энциклопедия, как показал проведенный в исследовании типологический анализ, так или иначе преследует свои, в каждом конкретном случае сугубо индивидуальные цели, поэтому разработка типологической модели для каждой типологической разновидности была предпринята, чтобы привести к некоему «общему знаменателю» изданий всего массива музыкальных энциклопедий. Основными составляющими всех четырех моделей являются следующие: степень полноты отражения универсума музыки, степень музыковедческой, текстологической, издательской и книговедческой и редакционной подготовки издания, жанры или, выражаясь общепринятой терминологией, типы статей, справочно-библиографический аппарат и иллюстративный материал.

Модели различаются между собой по объекту отражения компонентов и элементов универсума музыки. В частности, в универсальных музыкальных энциклопедиях должны быть отражены все компоненты и элементы универсума музыки, в специальных — компонент или ряд компонентов, в моноспециальной — элемент или ряд элементов системы. Что касается национальной музыкальной энциклопедии, то в этом случае специфика ее лежит в отражении явлений и событий национальной музыкальной культуры на уровне национального представления об универсуме музыки.

Типологический анализ, собственно, и был предпринят для апробации этих моделей, а выявление акцентов в каждой энциклопедии, точнее — частноиздательской задачи конкретного издания, и оказалось главным результатом этого анализа по отношению к реальным энциклопедиям.

Наконец, концепция универсума музыки имеет практическое значение не только в аспекте книговедческого и музыковедческого знания. Данная концепция при необходимости может являться базовой для разработки аналогичных концепций в системе других наук и областей знания, а также практической деятельности, например, «универсум спорта», «универсум балета», «универсум физики» и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абаза-Григорьев А. Музыка и техника / Ред. Ник. Рославца и Е. Браудо. М.: Гос. сектор муз. изд-ва, 1925. 33 с.
  2. Е. Н. Гармония: учебник. Переизд. М.: Музыка, 1996. 383 е., нот.
  3. Е., Кричевский В. Оформление справочных изданий. М.: Книга, 1981. 110с.
  4. А. А. Система справочных изданий по изобразительному искусству: Дис. канд. филол. наук. Л., 1986. 220 с.
  5. А. А., Гольцева Э. В. Типология справочных изданий. М.: Книга, 1979. 44 с. Изд. дело. Обзорная информация. Вып. 1. Библиогр.: С. 3544.
  6. А. Д. Методика обучения игре на фортепьяно. М.: Гос. муз. изд-во, 1961. 270 е., нот. ил.
  7. М. Г. Сознательное и бессознательное в творчестве композитора: К постановке пробл. // Вопросы муз. стиля. Сб. статей. Л.: ЛГИТМиК, 1978. С. 140−157.
  8. . В. Музыкальная форма как процесс. В 2-х кн. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
  9. Н. Л. Современная книга для любителей музыки: Виды, тематика, особенности изложения / V Всесоюз. науч. конф. по пробл. книговедения: Тез. докл. М. 1984. С. 69−71.
  10. И. Е. К вопросу об универсальном понятии «книга» // Кн. Исслед. и материалы. 1984. Сб. 34. С. 5−13.
  11. И. Е. Основы книговедения: Учеб. пособие/ЛГИК. Л., 1968. 92 с.
  12. И. Е., Барсук А. И. К вопросу о методах книговедческих дисциплин // Кн. Исслед. и материалы. 1974. Сб. 29. С. 29−45.226
  13. А. А. Общее книговедение. М.: Книга, 1987. 256 с.
  14. А. А. Типология книги в связи с общеметодологическими проблемами книговедения // Книговедение и его задачи в свете актуальных пробл. сов. кн. дела. II Всесоюз. науч. конф. по пробл. книговедения: Тез. докл. М., 1974. С. 60−63.
  15. Д. Д. Типы советских изданий русских писателей-классиков // Вопр. философии. М., 1957. С. 5−28.
  16. Большой немецко-русский словарь/ Сост. Е. И. Лепинг и др. 2-е изд., стереотипное. В 2-х т. М.: Рус. яз., 1980.
  17. А. Уроки Листа/ Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Н. П. Корыхаловской. Л.: Музыка (Ленингр. отд-ние, 1964. 67 е., нот. ил.
  18. И. Ф. Фридерик Францишек Шопен. М.: Музыка, 1991. 141 е., ил.227
  19. В классе А. Б. Гольденвейзера: Сб. статей/ Сост. Д. Д. Благой и Е. И. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1986. 214 с., нот. ил. (Уроки мастерства).
  20. Ю. Я., Гусин И. JL Краткий биографический словарь композиторов: Классики рус. и заруб, музыки, сов. и совр. заруб, композиторы. 2-е изд. JL: Музыка (Ленингр. отд-е), 1971. 287 с.
  21. А. М. О методе построения информационной классификации, ориентированной на интересы потребителей // НТИ. Сер. 2. 1977. № 11/12. С. 40−42.
  22. П. Об искусстве: Сб./ Пер. с фр. 2-е изд. М.: Искусство, 1993. 307 е., 8. л. ил.
  23. В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1966. 120 с.
  24. К. М. Рондо Perpetuum Mobile («Вечное движение») из сонаты до мажор: Для фортепьяно / Оригинал в ред. Ф. Листа- Обработки П. Чайковского, И. Брамса, Л. Годовского. М.: Гос. муз. изд-во, 1958. 63 с.
  25. Венгерско-русский словарь / Под общ. ред. Л. Гальди. 2-е изд., стереотип. М.- Будапешт- Рус. яз.- Изд-во Академии наук Венгрии, 1987. 872 с.
  26. А. М. Общие биографические и библиографические словари зарубежных стран. М., 1971. 70 с.
  27. В. В. Избранные труды: Лексикография и лексикология. М., 1977. 312 с.
  28. Д. И. Методика подготовки отраслевой энциклопедии. М.: Сов. энциклопедия, 1968. 75 с.
  29. Д. И. Методика подготовки отраслевого энциклопедического издания (По материалам 2-го изд. БМЭ) // Кн. Исслед. и материалы. М. Сб. 7. С. 101−136.228
  30. . Л. Русские печатные ноты 18 в. Л.: Музгиз, 1957. 293 с.
  31. . Л. Русские нотные издания XIX начала XX вв. Л.: Музыка, 1970. 216 с.
  32. Вопросы музыкального стиля: Сборник статей/ Отв. ред. и сост. М. Г. Арановский. Л.: ЛГИТМиК, 1978. 176 е., нот. ил.
  33. Н. И. Ремонт и настройка фортепиано. 2-е изд. М.: Музыка, 1982. 135 е., ил.
  34. Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.
  35. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве: Общ. ред. и вступ. ст. С. М. Хентовой. М.- Л.: Музыка (Ленингр. отд.), 1966. 315 с.
  36. Выпуск энциклопедических изданий и справочников в США и Великобритании // Изд. дело: Экспресс-информ./ Информпечать. 1987. Вып. 8. С. 3−7.
  37. Гак В. Г., Ганшина К. А. Новый французско-русский словарь. 2-е изд., испр. М.: Рус. яз.- Руссо, 1995. 1195 с.
  38. Гат И. Техника фортепьянной игры. М.- Будапешт: Музыка- Корви на Будапешт, 1967. 244 е., ил., нот. ил.
  39. Г. К., Шиммель Н. Номенклатура фортепиано. М.: Композитор, 1994. 112 с., ил.
  40. М. И. Глинка: Летопись жизни и творчества/ Сост. А. Орлова- Под ред. Б. В. Асафьева. М.: Гос. муз. изд-во, 1952. 541 е., ил.
  41. А. А. Современные проблемы типологии книги. Воронеж: ВГУ, 1989.248 с.
  42. А. А. Типологическое моделирование как метод книговедения // Совр. пробл. книговедения, кн. торговли и пропаганды книги. Межвед. сб. науч. трудов. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995. Вып. 10. С. 5−34.229
  43. А. А. Типология книги: История, теория, методика. Автореф. дис. доктор филол. наук (05.25.04). М.: МПИ, 1989. 36 с.
  44. Е. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1970. 264 с.
  45. И. В. Общие зарубежные энциклопедии: Учеб. пособие/ ЛГИК. Л., 1963. 88 с.
  46. Э. Картезианские размышления/ Пер. с нем. Л. В. Скляднева- Вступ. ст. Я. А. Слинина. СПб: Наука- Ювента, 1998. 320 с.
  47. В. П., Скворцов Л. И. Терминологическая норма (К проблемам типологии терминов) // Пробл. разработки и упорядочения терминологии в Академиях наук союзных республик. М., 1983. С. 90−97.
  48. А. Истоки русского пианизма // Сов. музыка. М. 1938. № 8. С. 41−57.
  49. И. И., Евсеев С. В., Способин И. В., Соколов В. В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 1965. 438 е., нот. ил.
  50. В. Ю. О критериях естественной классификации // НТИ. Сер. 2. 1981. № 8. С. 22−24.
  51. Звучащий текст: Сб. науч.-аналитических обзоров/ ИНИОН. М., 1983. 250 с.
  52. В. Ю. Типология изданий как средств массовой информации // Кн. Исслед. и материалы. 1994. Сб. 68. С. 49−71.230
  53. . М. В помощь работникам энциклопедических изданий // Изд. дело. Книговедение. 1969. № 2. С. 31−32.
  54. А. М. Введение в книговедение: Учеб. пособие. М.: Моск. гос. ин-т культуры, 1984. 74 с.
  55. А. И. Фортепиано: Экспресс-курс для детей и взрослых. М.: Голос, 1994.230 с.
  56. И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. 367 с. (История эстетики в памятниках и документах).
  57. С. А. Типология книжных изданий для детей // Совр. пробл. книговедения, кн. торговли и пропаганды книги: Межвед. сб. науч. тр./ МПИ. 1988. Вып. 5. С. 91−105.
  58. Книга. Исследования и материалы: Сб./Рос. кн. палата. М.: Терра, 1994. 382 с.
  59. Книговедение: Энцикл. словарь. М., 1982. 664 с.
  60. Л. Н. Искусство и мы. М.: Мол. гвардия, 1970. 272 с.
  61. Н. Ф. Книжное дело как система: Науч. докл. К., 1989. 38, с.
  62. Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 720 с.231
  63. В. Д. История зарубежной музыки: Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша с 1789 г. до сер. XIX в. 6-е изд. М.: Музыка, 1984. 534 с. Вып. 3.
  64. Краткий философский словарь/ Под ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект, 1998. 400 с.
  65. . JI. Педагогика Г. Г. Нейгауза. М.: Музыка, 1984. 89 е., нот. ил. (Вопр. истории, теории, методики).
  66. Т. С., Молокова Н. В. Словарь иностранных музыкальных терминов. 6-е изд. JL: Музыка, 1987. 136 с.
  67. Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М.: «Ось-89», 1997. 208 с.
  68. М. Е. Нотопечатание: Очерки истории. 2-е изд., доп. М.: Музыка, 1966. 87 с.
  69. JI. Г., Бур дина Н. В. Настройка фортепиано. СПб.: Композитор, 1999. 40 е., нот. ил., табл.
  70. М. Н. Книга в процессе общения. Л., 1927. 108 с.
  71. Н. П. Основные понятия книговедения и типология печатных изданий: Учеб. пособие. М.: МПИ, 1974. 55 с.
  72. О. Е. Эдвард Григ. М.: Музгиз, 1962. 828 е., ил., нот. ил.- Имен, указ.: С. 813−827. (Классики мировой муз. культуры).
  73. . В. История зарубежной музыки: Вторая половина XVIII века. 4-е изд. М.: музыка, 1980. 277 с. Вып. 2.
  74. Н. М. Музыкальные альманахи XVIII столетия. СПб.: Тип. И. Габермана, 1882. 32 с.232
  75. М. В. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Сов. композитор, 312 е., нот. ил.
  76. А. М. Основы книговедения: Попул. очерк. М., 1926. 166 с.
  77. А. Н. Звуоковысотность в музыке. Проблемы восприятия. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1986. 23 с.
  78. А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. В 2-х кн. Кн. 2. М.: Искусство, 1994. 604 с.
  79. А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии/ Сост. А. А. .Тахо-Го ди- Общ. ред. И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1993. 959 е., 1 л. портр.
  80. А. Ф. Форма — Стиль — Выражение/ Сост. А. А. Тахо-Годи- Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. 944 е., 1. л. портр.
  81. А. В. В мире музыки: Статьи и речи / Сост., ред. и примеч. Г. Б. Бернандта и И. А. Саца. М.: Сов. композитор, 1958. 549 е., портр.
  82. Л. Что есть музыка: О предмете музыки, его постижении и познании постижимого. Казань, 1993. 30 с.
  83. В. Н. Структурная модель книги и перспективы ее применения // Кн. Исслед. и материалы. 1970. Сб. 21. С. 5−25.
  84. Ю. А. Мысли вслух. О предмете эстетики, задачах эстетического воспитания, значении искусства и пр. М.: Музыка, 1969. 138 с.
  85. О. «Полон музыки, музы и муки.»: Стихи и проза / Сост., вступ. ст. и коммент. Б. Каца. Л.: Сов. композитор, 1991. 144 е., ил.
  86. В. А. Персональные энциклопедии как тип издания // Кн. Исслед. и материалы. 1965. Сб. 11. С. 269−273.
  87. Р. М. Нотоиздательское дело в России (1861−1931). Автореф. дис. канд. филол. наук. М.: Моск. полигр. ин-т, 1990. 14 с.
  88. С. В., Шрейдер Ю. А. Методологические аспекты теории классификации //Вопр. философии. 1976. № 12. С. 144−156.
  89. В. Д. Нотопечатание: Производств, процесс и краткий очерк истории. М.- Л.: Музгиз, 1931. 31 с.233
  90. Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора: Страницы из записных книжек / Сост. А. А. Гуревич, JI. Г. Лукомский- Вступ. ст., коммент. П. И. Васильева. 2-е изд. М.: Музыка, 1979. 71 е., нот. ил.
  91. Методолгические проблемы оптимизации в науке/ Отв. ред. О. С. Разумовский. Новосибирск, 1991. 254 с.
  92. Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. 2-е изд., испр. М.: Всесоюз. изд-во «Сов. композитор», 1986. 176 е., ил.
  93. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. 350 с.
  94. И. Г. Проблемы типологии современной книги // Кн. Исслед. и материалы. 1975. Сб. 30. № 46. С. 19.
  95. Н. Уже избравшему. О первом опыте создания отраслевой энциклопедии для школьников / В мире книг. 1977. № 1. С. 17−19.
  96. В. А. Соната № 4: Ми-бемоль мажор: Для фортепиано. М.: Кифара- Скорина, 1994. 8 с.
  97. Музыка в 4−7 классах: Метод, пособие для учителя/ Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова, Е. Д. Критская и др.- Под ред. Э. Б. Абдуллина- Науч. руководитель Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1986. 239 е., нот. ил.
  98. Музыкальная энциклопедия: Проект словника. Рукопись для обсуждения. М.: Сов. энциклопедия, 1968. 101 с.
  99. Музыкальный язык в контексте культуры/ Отв. ред. и сост. А. В. Крылова. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989. 144 с.
  100. М. Картинки с выставки: Для фортепиано / Ред. Н. Отто и А. Юровского. Переизд. М.: Кифара, 1995. 47 е., нот.
  101. Н. В. Книга как системообразующий фактор культурной преемственности: Опыт системного подхода: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1981. 15 с.234
  102. В. К. Англо-русский словарь. 23-е изд., стереотипное. М.: Русский язык, 1992. 844 с.
  103. Е. А. Анализ значения и составления словарей // Новое в лингвистике. М., 1962. № 8. С. 45.
  104. Г. Г. Об искусстве фортепьянной игры: записки педагога. М.: Гос. муз. изд-во, 1961. 319 е., нот. ил.
  105. Е. Л. К вопросу об определении книги как знаковой системы // История книги: Теоретич. и методол. основы. М., 1876. С. 34−43.
  106. Ф. Сочинения в 2 х т./ Пер. с нем.- Сост., ред. и авт. примеч. К. А. Свасьян. М.: Мысль, 1990.1. Т. 1: 829 е., 1 л. портр.1. Т. 2: 829 е., 1 л. портр.
  107. Л. А. Типология учебных словарей // Учеб. словари рус. яз. М., 1973. С. 3−24.
  108. О нотопечатнях, гравюрах и издателях XVI — XVIII веков. М.: Муз. сектор гос. Изд-ва., 1928. 188 с.
  109. А. С. Введение в современное музыкальное мышление. М.- Л.: Музгиз, 1946. 471 с.
  110. А. С. Специфика выразительных средств музыки. Эстетико-теоретические статьи и исследования. М.: Всесоюзное изд-во Сов. композитор, 1969. 589 е., нот. ил.
  111. С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  112. С. П. О книговедческом содержании понятие «издание» // Совр. пробл. книговедения, кн. торговли и пропаганды книги: Межвед. сб. науч. тр./ МПИ. 1987. Вып. 4. С. 4−26.235
  113. С. П. Проблемы типологии собраний сочинений // Кн. Исслед. и материалы. М., 1969. Сб. 18. С. 20−43.
  114. Основы текстологии/ Под ред. В. С. Нечаевой. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 500 с.
  115. Г. А. Русский советский симфонизм: Пути, проблемы, достижения. М.- Л.: Музыка, 1966. 332 е.- Имен, указ.: С. 324−331.
  116. А. А. Краткий курс энциклопедии музыкальных знаний. /Сост. согласно программам СПб. консерватории проф. А. А. Петровым. СПб: С. Л. Кинд, 1910. 38 с.
  117. Петров Ф Н. Первые советские энциклопедии // Кн. Исслед. и материалы. 1960. Сб. 3. С. 132−140.
  118. И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII — нач. XX вв. 2-е изд., доп. М.: Музыка, 1989. 318 с.
  119. Пионерский музыкальный клуб/ Сост. О. Очаковская. М.: Музыка, 1986. 80 с. Вып. 20, ил., нот. ил.
  120. Дж. Б. Когда оркестр настраивает инструменты // Заметки на полях. М., 1988. С. 276−277.
  121. Проблемы музыкального мышления: Сборник статей/ Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. 326 е., нот. ил.
  122. Д. А. Портреты пианистов. 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1970. 279 с.
  123. . Философский словарь разума, материи и морали/ Пер. с англ. К.: Port-Royal, 1996. 368 с.236
  124. . Человеческое познание: Его сферы и границы/ Пер. с англ. К.: Ника-Центр, 1997. 560 с. (Познание- Вып. 1).
  125. С. В. Полишинель. Ор. 4, № 3. М.: Муз. изд-во «Торопов" — Изд-во «Дека», 1996. 8 с.
  126. С. В. Шесть музыкальных моментов для фортепиано. Соч. 16. Оригинальная версия/ Ред. Э. Бабасян. М.: Музыка, 1997. 59 с.
  127. С. А. Основы текстологии. Л.: Просвещение, 1978.
  128. С. С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск: Наука, 1986. 223 с.
  129. Н. А. Избранное: В 2 т. М.: Книга, 1975.
  130. Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Муз. сектор Гос. изд-ва, 1925. 318с.
  131. Л. Л. Что такое музыка/ Ред. Ник. Рославца и Е. Браудо. М.: Муз. сектор Гос. изд-ва, 1928. 39 с. (Науч.-попул. муз. б-ка).
  132. С. И. Сергей Иванович Танеев. 2-е изд. М.: Музыка, 1985. 174 е., ил.
  133. В. Н. Термины как объект лексикографии в науке и технике. М., 1969. 147 с.
  134. H. М., Лихтенштейн Е. С. Назревшие проблемы советской научной книги // Кн. Исслед. и материалы. 1965. Сб. 10. С. 19−40.
  135. Г. С. Рассказы об Иоганне Себастьяне Бахе. 3-е изд. М.: Музыка, 1988. 32 е., ил., нот. ил.237
  136. А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995. 352 е., ил.
  137. Ф. С. Актуальные проблемы терминологии книговедения и книжного дела // Кн. Исслед. и материалы. 1985. Сб. 50. С. 84−96.
  138. И. В. Музыкальная форма: Учебник. 7-е изд. М.: Музыка, 1984. 400 е., нот. ил.
  139. И. В. Элементарная теория музыки: Учебник для муз. школ и училищ. Переизд. М.: Кифара, 1996. 208 е., нот. ил.
  140. Справочные издания: специфические особенности и требования / Под. общ. ред. Э. В. Гольцевой. М.: Книга, 1982. 182 с. (От рукоп — к кн.).
  141. Стандарты по издательскому делу/ Сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. М.: Юристь, 1998. 376 с. (Книжное дело) — Алф.-предм. указ. С.318 374.
  142. К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962. 575 е., портр. (Театральные мемуары).
  143. Стихи о музыке: Рус., сов., заруб, авторы/ Сост. А. Бирюкова и В. Татаринов- Общ. ред. В. Лазарева. 2-е изд. М.: Всесоюз. изд-во «!Сов. композитор», 1986. 224 с.
  144. П. Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Л.: Мысль, 1925. 187 с.
  145. А. Г., Трайнин В. М. Среди книг о музыке: Указ. Л.: Музгиз (Ленингр. отд-е), 1960. Вып. 1−5.
  146. С. И. Из научно-педагогического наследия. Неопубликованные материалы. Воспоминания учеников/ Сост., вступ. ст., подготовка текста и238коммент. Ф. Арзаманова и JI. Корабельниковой, М.: Музыка, 1967. 164 е., 1 л. портр., нот. ил.
  147. Д. Ю. Типизация в книговедении и библиографии. М., 1977. 190 с.
  148. Типология книжных изданий. М.: Книга, 1976. 44 с. Всесоюз. кн. палата. ЦБНТИ по печати. Изд. дело. Обзорная информ.
  149. Типология изданий/ Рук. авт. коллектива Э. В. Гольцева- Ред. А. Э. Мильчина. М.: Изд-во «Кн. палата», 1990. 231 с.
  150. Л. С. С. В. Рахманинов (К 100-летию со для рождения). М.: Знание, 1973. 48 е., 4 л. портр. (Новое в жизни, науке, технике. Искусство. № 2).
  151. ТУ 29.01 —36 —79. Нотные издания. М., 1979. 12 с.
  152. С. И. Классификация книг по социальному назначению // Библиогр. 1929. № 1. с. 27−37.
  153. Устав Российского авторского общества (РАО). М.: Республика, 1994. 31 с. Текст парал. рус., англ.
  154. М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка, 1975. 110 с.
  155. Финско-русский словарь/ Под ред. О. В. Кукконен, X. И. Лехмус и И. А. Линдрос. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955. 672 с.239
  156. И. К. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха/Пер. с нем. В. Ерохина- Коммент. и послесл. Н. Копчевского. М.: Музыка, 1987. 111 е., нот. ил.
  157. Г. А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М.: Музыка, 1966. 136 с.
  158. В. Н. Музыка как вид искусства. 2-е изд. М.: Консерватория, 1994. 260 с.
  159. Хрестоматия для флейты: Пьесы: Клавир. М.: Музыка, 1990. 96 с.
  160. В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964. 159 с.
  161. М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х т. М.: Алгоритм, 1997.
  162. П. И. Музыкально-критические статьи/ Вступ. ст. и пояснения В. В. Яковлева. М.: Музгиз, 1953. 437 е., 1 л. портр.- Имен, указ.: С. 424−434.
  163. П. И. Полное собрание сочинений/ Общ. ред. Б. В. Асафьева.
  164. Т. 51 /А/: Сочинения для фортепиано / Ред. И. Шишова. M.- JL: Гос. муз. изд-во, 1945. 123 с.
  165. П. И. Тема с вариациями Ф-дур: Для фортепиано. 2-е изд. М.: Гос. муз. изд-во, 1931. 15 с.
  166. Е. И. Словарь книговедческих терминов. М.: Сов. Россия, 1958. 340 с.
  167. Шведско-русский словарь/ Сост. Д. Э. Миланова. 4-е изд., испр. и доп. М.: Сов. энциклопедия, 1973. 760 с.
  168. Швецова-Водка Г. И. Типология книги // Кн. Исслед. и материалы. М. 1983. Сб. 46. С. 40−59.
  169. Шик JL О. О задачах и принципах классификации // Кн. фронт. 1934. № 1. С. 29−33.
  170. Е. В. Художественный образ в научно-популярной книге // Кн. Исслед. и материалы. М. 1972. Сб. 23. С. 83−99.240
  171. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков. 2-е изд. Л.: Музыка, 1985. 72 е., нот. ил.
  172. Ю. Е. Советские энциклопедии. Очерки истории. Вопросы методики. М.: Сов. энциклопедия, 1975. 191 е., ил.
  173. Я. Е. Советская универсальная энциклопедия. История изданий. Методика подготовки. Автореф. дис. канд. филол. наук. М.: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1970. 17 с.
  174. Я. Е. Об энциклопедиях. М.: Книга, 1969. 184 с.
  175. А. Оформление современных зарубежных энциклопедий // Оформление современных изданий. М., 1960. С. 59−106.
  176. Ф. Полное собрание сочинений: В 27 т./ Ред. И. Падеревский.
  177. Т. 14: Концерты для фортепиано с сопровождением оркестра/ Ред. и коммент. И. Падеревский, Л. Бронарский и Ю. Тручиньский- Клавир Ежи Лефельд. Варшава: Ин-т Фредерика Шопена-- Краков: Польское муз. изд-во, 1961.216 с.
  178. Ф. Этюды для фортепьяно/ Ред. Л. Н. Оборина и Я. И. Милыптейна. М.: Гос. муз. изд-во, 1958. 137 с.
  179. А. Афоризмы и максимы: Сочинения. М.- Харьков: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Фолио, 1998. 736 с. (Антология мысли).
  180. А. О сущности музыки: выдержки из сочинений Шопенгауэра/ Под ред. Историко-эстет. секции- Вступ. ст. К. Эйгес. Иг.- М.: Гос. муз. изд-во, 1919. XIV, 42 с.
  181. Эксперимент. Модель. Теория. М.: Наука, 1982. 334 с.241
  182. Энциклопедии и справочники // Печать в СССР за 50 лет. М.: Книга, 1967. С. 81−92.
  183. Энциклопедические издания США // Изд. дело: Экспресс-информ./ Информпечать. 1988. Вып. 6. С. 1−11.
  184. Г. Книга, у которой не будет конца: История энцикл. жанра // Кн. дело. 1993. № 4. С. 78−83.
  185. Aristotle. Theory of Music // Оп Music/ Ed. by Daniel Halpern & Jeanne Wilmot Carter. Hopewell N. J.: The Ecco Press, 1994. P. 3−9.
  186. Banbury, Lance. The Meaningless of Music. Adelaide, 1995. 16 p.
  187. Brody, Elaine, Brook, Claire. The Music Guide to Great Britain: England, Scotland, Wales, Ireland. New York: Dodd, Mead & Company, 1975. XV, 240 c.- Имен. указ.
  188. Collison, Robert L. Book Collecting: An method. London: Benn, 1957. 244 е., ил.
  189. Hillestrom, Gustaf. Musikaliska Akademien Matrikel. 1771−1971. Stangnas: Nordiska Musikforlaget i distribution, 1971. 286 е., портр.- Имен. указ.
  190. Liszt F. La Campanella: Zongorara pour piano. Budapest: Editio Musica, 1960. 11 c.
  191. Liszt F. Consolations: Pour piano. Budapest: Editio Musica, 1961. 18 c.
  192. Mendelson-Bartholdy F. Lieder ohne Worte: Fur das Pianoforte. Bonn: N. Simrock, 1934. 110 c.
  193. Meyer, Kathi. Katalog der internationalen ausstellung Musik in leben der Volker. Frankfurt am Main: Hauserpresse Werner U. Winter GmbH, 1927. 340 c., 59 с. ил.
  194. Music from Scandinavia: 2000 recordings from Denmark, Finland, Iceland, Norway, Sweden / Foreword by John H. Yoell. Copenhagen: Nordic Council of Ministers, 1982. 179 е., ил.
  195. Musik Alte Drucke Bis Etwa 1750 / Beschrieben von Wolfgang Schmieder: Textband. Band 1−2. Die Neue Reihe. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1967.242
  196. Bd. 1: XXVI, 764 c. Bd. 2: 310 c.
  197. Pociej, Bohdan. Muzyka wobec teologii — teologia wobec muzyki // Ruch muzyczny. Warszawa, 1999. № 9.
  198. Wood, David A. Music in Harvard Libraries: A catalogue of early printed music and books on music in the Houghton Library and the Eda Kahn Music Library. Cambridge Massachussetts.: Harvard University Press, 1980. 306 c., hot. mji., hji.243
Заполнить форму текущей работой