Новые восстановительные технологии в комплексной реабилитации детей с задержкой интеллектуального развития
За последние 40 лет проблема задержки интеллектуального и психического развития занимает центральное место среди важнейших вопросов общей и специальной педагогики, психологии, детской психиатрии и невропатологии (Бутко Г. А., 2006; Момот В. А., 2007). По данным Белова В. М. (2006), количество психически больных подростков за 1995 — 2005 гг. увеличилось на 10,2%- почти в 2 раза возросло число… Читать ещё >
Содержание
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. История взглядов на сущность «сложного нарушения развития» у детей."
- 1. 2. Понятие олигофрении
- 1. 3. Этиопагогенез интеллектуальных нарушений
- 1. 4. Равновесие и психомоторное развитие
- 1. 5. Уровневый подход к организации и построению движений
- 1. 6. Общие принципы лечения детей с нарушением интеллектуального развития
- 1. 7. Анализ современных подходов к организации занятий по развитию психомоторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
- ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Характеристика объектов исследования
- 2. 2. Методы исследования
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ НОВЫХ СПОСОБОВ КОМПЛЕКСНОГО ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ
- 4. 1. Обоснование методов мануальной медицины
- 4. 2. Психомоторная гимнастика
- 4. 3. Дыхательные и стабилизационные упражнения
- ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОГО ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- 5. 1. Клинический пример
- ДАННЫЕ КАТАМНЕСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Новые восстановительные технологии в комплексной реабилитации детей с задержкой интеллектуального развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сохранение физического, психического здоровья и интеллектуального потенциала детей и подростков является одной из приоритетных задач государственной политики современного общества, так как определяет здоровье и развитие нации в будущем. Ири наличии тенденции к снижению рождаемости, росту социальной напряженности и усложнению образовательных стандартов-эта проблема приобретает особую актуальность (Евстифеева Г. Ю., Лебедькова С. Е., 2011).
За последние 40 лет проблема задержки интеллектуального и психического развития занимает центральное место среди важнейших вопросов общей и специальной педагогики, психологии, детской психиатрии и невропатологии (Бутко Г. А., 2006; Момот В. А., 2007). По данным Белова В. М. (2006), количество психически больных подростков за 1995 — 2005 гг. увеличилось на 10,2%- почти в 2 раза возросло число детей с нарушением интеллектуального1 развития, умственной отсталостью, стойким снижением познавательной деятельности (в рамках диагнозов. F-70, F-71 по МКБ-Ю), обучающихся в специальных коррекционных школахинтернатах (СКОШИ) VIII вида. Особые сложности испытывают дети из социально неблагополучных, неполных и многодетных семей, которые обучаются и проживают в таких интернатах в отрыве от семьи и привычных общественных контактов, где школа. решает проблемы здоровья, адаптации и их последующей социализации.
К психопатологическим проявлениям интеллектуальной недостаточности относятся: астенический синдромцеребрастенический синдромсиндром дефицита внимания с гиперактивностьюнарушение развития устной и письменной речи — дисфазия, дисграфия (Булаховская JI.A., 2007).
Этиология и патогенез нарушений познавательных функций мало изучены, практически не разработаны дифференциально-диагностические критерии между задержкой психического развития и диагнозом олигофрения, особенно его легкой степенью — дебильностью (Бадалян Л.О., 2000). Существует множество теорий воздействия различных патологических факторов, приводящих к гипоксии клеток центральной нервной системы (ЦНС) и определяющих перинатальный, инфекционный, токсический, генетический, обменный нейробиологический генез возникновения данных нарушений. Многие заболевания нервной системы возникают вследствие негативных факторов во внутриутробном периоде развития ребенка, заболевания матери, несовместимости матери и плода по группам крови и по резус-фактору, натальных кранио-цервикальных травм (Ковалев В.В., 2003; ЛиИ.М., 2011).
В настоящее время возможно лечение энзимопатических и эндокринных форм умственной отсталости. В. большинстве остальных случаев этиопатогенетическое лечение отсутствует, а особенности применения антипсихотических препаратов в детском возрасте остаются самой малоизученной областью клинической психофармакологии (Скугаревская Е.И. и др., 2006). Неадекватная-терапия психических расстройств в детском возрасте может вызвать низкую самооценку у больного, привести к снижению качества межличностных отношений, школьной неуспеваемости, исключению из школы, злоупотреблению психоактивными веществами и правонарушениям (Eric J. Mash, 2003; David A. Wolf, 2007).
Таким образом, назрела необходимость проведения научных исследований^ для выявления причин и механизмов нарушения психического и умственного развития хотя бы у части детей — учащихся специальных коррекционных школ-интернатов (СКОШИ) VIII вида. Поэтому разработка дополнительных медицинских, психологических и педагогических методов для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья для повышения результативности обучения и адаптации к современному обществу является актуальной медико-социальной проблемой.
Цель исследования.
Разработка новых диагностических подходов и научное обоснование методов нелекарственной реабилитации детей с нарушением интеллектуального развития.
Задачи исследования.
1. Изучить этиологию и патогенетические особенности развития интеллектуальных нарушений у воспитанников специальной коррекционной школы-интерната № 81.
2. Изучить особенности статико-динамических нарушений и функциональных патобиомеханических изменений в шейно-грудном отделе позвоночника и кранио-вертебральной зоне и состояние церебрального метаболизма головного мозга у детей с нарушением интеллектуального развития.
3. Разработать новые восстановительные технологии для коррекции мышечно-тонических нейроваскулярных синдромов шейно-грудного отдела позвоночника, неоптимального статико-динамического стереотипа с применением мягких мышечных техник и психомоторной гимнастики для активации «эмоционально-когнитивного мозга».
4. Изучить возможность и оценить эффективность нелекарственных методов лечения у испытуемых детей, изучить катамнез проведенных мероприятий. Разработать показания и противопоказания для применения методов мягкотканевой коррекции для воспитанниковспециальной коррекционной школы — интерната VIII вида.
Научная новизна.
Разработана методика комплексной визуально-пальпаторной диагностики биомеханически значимых нарушений в шейном отделе позвоночника (ШОП) и кранио-вертебральном переходе, влияющих на состояние брахиоцефальных сосудов и церебрального метаболизма у детей с ограниченными возможностями здоровья. t.
Впервые разработана, обоснована и апробирована методика коррекции биомеханических нарушений в шейно-грудном отделе позвоночника и кранио-вертебральной зоне, которая позволяет значительно улучшить церебральный метаболизм у воспитанников СКОШИ VIII вида непосредственно в учебном заведении совместно с психолого-педагогическим коллективом без нарушения процессов обучения и основного режима дня.
Впервые разработана методика комплексной нелекарственной реабилитации, позволяющая воздействовать на различные виды стресса (мышечный, информационный, постуральный), активизировать механизмы саногенеза и> создать более благоприятные условия для дальнейшей самореализации учащихся в социуме в пределах своих психофизических возможностей.
Впервые изучены отдаленные последствия, натальных травм в виде биомеханических, сосудистых и интеллектуальных нарушений' у учащихся СКОШИ VIII вида.
Научно-практическая значимость исследования ;
Разработаны критерии оценки биомеханически значимых изменений со стороны шейно-грудного отдела позвоночника и кранио-вертебральной зоны, влияющих на состояние мозгового кровотока у детей с нарушением интеллектуального развития.
Получены данные о состоянии магистральных сосудов шейного отдела позвоночника, а также метаболических процессов мозга по данным нейроэнергокартирования (НЭК) у воспитанников СКОШИ VIII вида, которые указывают на необходимость более широкого внедрения разработанного метода реабилитации детей с сочетанными постуральными, мышечно-тоническими и интеллектуальными нарушениями.
Результаты диссертационной работы выявили неоднозначность проблемы психоневрологических и интеллектуальных нарушений у детей, а также необходимость дальнейшего междисциплинарного взаимодействия врачей разных специальностей, психологов, педагогов, родителей для разработки диагностических критериев, создания восстановительных и образовательных программ, которые позволят детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в социуме.
Положения, выносимые на защиту.
1. В этиопатогенезе интеллектуальных нарушений у воспитанников специальных коррекционных школ-интернатов VIII вида большое значение играют гипоксически-травматические повреждения кранио-цервикального перехода и шейного отдела позвоночника, перенесенные в натальном и постнатальном периоде.
2. Отдаленные последствия кранио-цервикальных травм у детей с нарушением интеллектуального развития проявляются множественными патобиомеханическими изменениями (ПБМИ) опорно-двигательного аппарата (ОДА) в виде мышечно-тонических синдромов шейно-грудного отдела позвоночника, плечевого пояса и формированием неоптимального статико-динамического стереотипа.
3. Укорочение мышц кранио-вертебрального перехода, ШОП и* плечевого пояса приводит к компрессии и патологической извитости магистральных брахиоцефальных сосудова также нарушению церебрального метаболизма.
4. В программу комплексной нелекарственной реабилитации воспитанников СКОШИ VIII вида необходимо включать послойную мягкотканевую мануальную терапию (МТ), которая способствует устранению многоуровневых «туннелей» в ШОП и позволяет создать благоприятные условия для нормализации церебрального метаболизма, развития пластичности мозга и когнитивных способностей. i 9.
Внедрение результатов исследования.
Методики визуально-пальпаторной диагностики и коррекции нейроваскулярных «туннельных» нарушений, а также оценки нейрометаболических процессов включены в программы проведения циклов профессиональной переподготовки, тематического и сертификационного усовершенствования по рефлексотерапии на кафедре нелекарственных методов лечения и клинической физиологии, а также на кафедре мануальной терапии ФППОВ ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова.
Результаты комплексной диагностики и терапии биомеханических и нейроваскулярных нарушений внедрены в практику Специальной коррекционной школы — интерната № 81 CAO города Москвы, в Окружной Ресурсный Центр медико-социального сопровождения «Зеленая ветка» CAO города Москвы.
Апробация работы.
Основные положения диссертационной работы доложены на научно-практических конференциях, круглых столах и конгрессах, из них на 2 международных и российских: ежегодной научно-практической конференции «Мир лиц с ограниченными^ возможностями здоровья» (Москва, ВВЦ, 17 ноября 2009) — круглых столах по обмену опытом в рамках Российско — бельгийского и Российско-немецкого проектов (СКОШИ № 81, Москва, май 2010) — Международном Конгрессе по интегративной медицине (Украина, г. Алушта, 2 сентября 2010) — Всероссийской научно-практической конференции «Мониторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье насёления» (Москва, Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, 8 июня, 2011).
Диссертация апробирована на заседании Научно-технического Совета ОАО «Научно-производственного объединения «Экран» 7 сентября 2011 г.
Публикации. По материалам исследования опубликовано 9 научных работ, в том числе 3 — в журналах, рекомендуемых ВАК РФ.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа изложена на 128 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, который содержит 132 отечественных и 50 иностранных источников. Работа иллюстрирована 14 рисунками и 15 таблицами.
Выводы.
1. Изучены этиологические и патогенетические особенности развития интеллектуальных нарушений у воспитанников специальной коррекционной школы-интерната VIII вида № 81 и выявлена мультифакториальность интеллектуальных нарушений у 99 (83,9%) обследованных, при этом ведущую роль играют натальные кранио-цервикальные травмы, психотравмирующие факторы в постнатальном периоде и социальный статус семьи.
2. Изучено состояние опорно-двигательного аппарата у детей с нарушением интеллектуального развития и выявлены особенности статико-динамического стереотипа в виде неоптимальной и неадекватной перестройки осевого скелета (постуральный стресс), биомеханически значимые нарушения в шейном отделе позвоночника и кранио-вертебральном переходе, оказывающие влияние на состояние брахиоцефальных сосудов и церебральный метаболизм, у детей с задержкой интеллектуального развития. Гипоксически-травматйческое поражение мозга, выявленное у 85 (72,1%) обследованных детей, сопровождается нарушением организации движений, положения тела в пространстве и выработки двигательных навыков.
3. Изучены особенности метаболического обеспечения мозга у детей с задержкой интеллектуального развития. Были выявлены нарушения церебрального метаболизма в основной группе у 57 детей (58,2%) и у 12 детей (60%) в контрольной группе в виде сдвига кислотно-щелочного равновесия и изменения рН мозга на границе гематоэнцефалического барьера. i.
4. Разработана методика и определеныпоказания к применению мягкотканевой мануальной терапии в сочетании с психомоторной гимнастикой, дыхательными и стабилизационными упражнения, которые являются патогенетически оправданными и эффективными в комплексной реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями.
5. Оценена эффективность нелекарственных методов лечения у испытуемых детей: при анализе церебрального метаболизма в основной группе встречаемость нормальных показателей уровня постоянного потенциала возросла на 43,1%, в сравнении с контрольной группойдинамика была менее выражена: лишь 15%. При оценке индекса напряженности восстановление его в пределы нормы на фоне комплексного восстановительного лечения составило 92,8% против 35% случаев у детей, которые выполняли комплекс упражнений и психомотрную гимнастику. По данным теста Бурдона более высокий показатель после лечения говорит об увеличении работоспособности, устойчивости внимания. В основной группе (в возрасте 8−10 лет) работоспособность повысилась на 33,4%, (в возрасте 11−14 лет) на 46,1%. В контрольной группе динамика производительности была менее выражена, а именно: в возрасте 8−10 лет С) увеличился на 24,3%, с 11 до 14 лет — на 25%.
В результате изучения катамнеза на протяжении 12 месяцев у 63 (64,3%) обследуемых детей из основной группы было выявлено сохранение значений индекса напряженности в пределах нормы, у 10 (50%) детей из контрольной группы нормализация показателей не наблюдалась.
Практические рекомендации.
1. С целью повышения информативности комплексного обследования детей с задержкой интеллектуального развития целесообразно включать визуально-пальпаторную диагностику, которая позволяет выявлять функциональные статико-динамические и ликвородинамические нарушения на ранних донозологических стадиях патологических процессов и инструментальные методы обследования, оценивающие метаболизм, обмен кислорода в головном мозгесосудах шеиналичие симпатического «мышечного» и «информационного стресса».
2. В комплексное восстановительное лечение детей с сочетанными интеллектуальными нарушениями, ПБМИ со стороны ОДА и нервно-мышечной системыс вегетативными и эмоционально-волевыми расстройствами рекомендовано включать послойную мягкотканевую мануальную терапию, которая воздействует на ПБМИ и циркуляторные (сосудистые и интерстициальные) нарушения при многоуровневых «туннельных» синдромах.
3. Для повышения эффективности обучения и адаптационных возможностей воспитанников специальных коррекционных школ-интернатов VIII вида оправдана комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация, включающая методы нелекарственной медицины.
Показания и противопоказания.
В результате проведенного исследования нами пересмотрены и дополнены показания для применения мягкотканевой мануальной терапии в педиатрии, в частности для детей со сложной структурой дефекта. Показаниями являются последствия кранио-цервикальных травм:
1. Регионарный постуральный дисбаланс мышц плечевого пояса;
2. Мышечно-тонический нейроваскулярный синдром;
3. Астенический синдром;
4. Церебрастенический синдром;
5. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
6. Нарушение развития устной речи — алалии (дисфазии);
7. Нарушения развития письменной речи, такие как: дислексия и дисграфия;
8. Вегетативный дисадаптоз. Противопоказаниями являются:
1. Индивидуальная непереносимость предлагаемого метода лечения.
2. Наличие у воспитанников острых или хронических истощающих соматических заболеваний, генетических и других органических поражений ЦНС.
3. Психопатоподобные расстройства при основных психических заболеваниях. Эндогенные психические заболевания (в том числе их мягкие, латентные формы — вялотекущая шизофрения, эпилепсия и др.).
Список литературы
- Андреева С.А., Бахарева С. Н., Виноградова Е. А. и др./ под ред. Царева A.M., Азимова Ю. Э. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программа. — Псков: Изд-во AHO Центр социального проектирования «Возрождение» 2004 — 102с.
- Аникин В.В., Курочкин A.A., Кушнир С. М. Нейроциркуляторная дистония у подростков. — Тверь, 2000. — 184с.
- Астапов В.М., Микадзе Ю. В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. 2-е издание. — СПб.: Питер, 2008. 384с.
- Бабенкова Р.Д., Юровский С. Ю., Захарин Б. И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1997. 124 с.
- Бадалян JI.O. Невропатология: учебник для студентов дефектол. ф-тов высш. пед. учебн. заведений. М.: Академия, 2000. — 384с.
- Барабаш O.A. Контроль качества образования по физической культуре в специальном коррекционном образовательном учреждению VIIIвида: учебное пособие / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. — СПб.: СПбНИИФК, 2007. 188с.
- Баскакова И.Л. Внимание школьников олигофренов. Учебное пособие. 2-е издание. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И.Ленина1989.-С. 31−33.
- Белов В.М., Кувшинов B.C., Мозговой- под ред. В. В. Воронковой / Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1−4 классы / Проект закона «О специальном образовании». М.: Дефектология. № 1. — 1995. — С.3−16.
- Бернштейн H.A. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды/ Под ред. В. П. Зинченко 2-е изд., -М.: «МОДЭК», 2004. — 688с.
- Бернштейн H.A. Избранные труды по биомеханике и кибернетике. М.: Спортакадемпресс, 2001 г. -296 с.
- Бернштейн H.A. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 220с.
- Бутко Г. А. Физическое развитие детей с задержкой психического развития. — М.: Книголюб, 2006. 144с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностиками коррекция задержки психического развития. М., 1999. — С.27−29.
- Бреслав И.С., Исаев Г. Г., Физиология дыхания. СПб.: Наука, 1994. -680 с.
- Булаховская Л.А. Детская психоневрология. Киев, 2001 г. — 257с.
- Важинская В.Н., Емельянова А. И. Физическое воспитание. Программа по физическому воспитанию детей с глубоким нарушением интеллекта / науч. ред. Л. Н. Ростомашвили. СПб.: ИСПиП, 2002. -98с.
- Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. — М., 1997. — 146с.
- Ван Дайк Ян. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями // Дефектология. — 1990. -№ 1. — С.67−75.
- Васильев М.Ю., Вчерашний Д. Б., Ерофеев Н. П., Мохов Д. Е., Новосельцев C.B. Влияние остеопатических техник на венозную гемодинамику // Мануальная терапия. Научно-практический журнал. № 2 (34). Обнинск. 2009.- С.52−59.
- Васильева Л.Ф. Визуальная и кинезиологическая диагностика патобиомеханических изменений мышечно-скелетной системы. — М., 2006.- 119с.
- Васильева Л.Ф. Мануальная диагностика и терапия (клиническая биомеханика и патобиомеханика). Руководство для врачей. Санкт-Петербург, ИКФ «Фолиант», 1999. — 398 с.
- Вейн A.M. Вегетативные расстройства. М.: Медицинское информационное агентство, 1998. — 752с.
- Вейн A.M. Лекции по неврологии неспецифических систем мозга. 3-е изд. — М. МЕДпресс — информ, 2011. — 112с.
- Веневцев С.И., Дмитриев A.A. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. — М.: Советский спорт, 2003.- 88с.
- Выготский JI.C. Проблемы дефектологии. М., 1995. — С. 34−45.
- Гаркави Л.Х., Квакина Е. Б. Понятие здоровья с позиции теориинеспецифических адаптационных реакций организма // Валеология. № 2. Ростов-на-Дону. — 1996.- С. 15−20.
- Гаркави Л.Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С., Шихлякова А-.И. Антистрессорные реакции. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации. Екатеринбург, «Филантроп». -2003. — 336с.
- Гельдер М. Специфические нарушения развития // М. Гельдер, Д. Гэт, Р. Мейо- пер. с англ. Т. Кучинской, Н. Полищук // Оксфордское руководство по психиатрии: в 2 т. Т. 2. Киев- 1999: С.292−295.
- Данилова H.H. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.-373с.
- Егорова И.А. Гипертензионно-гидроцефальный синдром у детей первых трех месяцев жизни (диагностика и реабилитация): Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб., 2003. — 43с.
- Епифанов В.А. Лечебная физкультура и массаж. — М., 2002. — 558с.
- Жарков П.Л. Остеохондроз и другие изменения позвоночника у взрослых и детей. М.: «Медицина», 1994. С.23−25.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995. С. 34−45.
- Заваденко H.H.- Ноотропные препараты в практике педиатра и детского невролога: Методические рекомендации: М.: РКИ «Соверопресс», 2003. — 24с.
- Заваденко H.H., Суворинова Н. Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: поиск оптимальных подходов к диагностике и лечению // Эффективная фармакотерапия в неврологии и психиатрии. Научно-практический журнал. № 4. Москва. — С.34−40.
- Захаржевский В.Б. Физиологические аспекты неврологической и психосоматической патологии. Л.: Медицина, 1990. — 176с.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. -СПб, 1998. 336с.
- Зенков Л.Р., Ронкин М. А. Функциональная диагностика нервных болезней: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1991. — 640с.
- Зилов В.Г. Физические механизмы нелекарственной терапии в адаптации организма // Материалы XI Международного' симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». — М., 2003. — С.203−204.
- Зиняков Н. Н., Барташевич, Зиняков Н.Т. Мануальная терапия и лечебная гимнастика в коррекции биомеханических изменений при нарушении осанки // Мануальная терапия. Научно-практический журнал. № 1 (33). Обнинск. 2009. — С.3−8.
- Зиняков Н. Н., Зиняков Н. Т., Барташевич В. В. К вопросу современных методах нейрофизиологической коррекции при нарушениях осанки и сколиотической болезни // Мануальная терапия. Научно-практический журнал. № 2 (34). Обнинск. 2009.- С.70−75.
- Иваничев Г. А. Болезненные мышечные уплотнения. Казань, 1996. -. 126с.
- Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. Учебник для ВУЗов. СПб — 2003. — 384с.
- Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб, 1996.-454с.
- Кипервас И.П. Нейроваскулярные синдромы плечевого пояса и рук. -М.: Медицина, 1985. 175с.
- Кипервас И.П. Периферические туннельные синдромы. М., ММА им. И. М. Сеченова, 1991. — 32с.
- Ковалев В.В. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития // В. В. Ковалев и др. // Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. М.: 1995. С.354−389.
- Ковалев В.В. Умственная отсталость (общие вопросы) // Журн. невропатол. и психиатрии. № 3. 2003. — С.37−40.
- Коровина H.A., Гаврюшова Л. П., Творогова Т. М. и др. Вегетативные дистонии у детей (пособие для врачей). М., 2000. — 62 с.
- Круглов В.Н. Диагноз: ухудшение памяти. Ростов — на- Дону: Феникс, 2010.-217с.
- Крыжановский Г. Г. Общая патофизиология нервной системы.- М., 1997. 350с
- Куликов В.П. Ультразвуковая диагностика сосудистых заболеваний М.: ООО Фирма «СТОРМ», 2007 — 512с.
- Лебединский B.B. Нарушение психического развития у детей: Учебное пособие. М., 1985. — С. ЗЗ -37.
- Ли И.М., Ситель А. Б. Влияние натальной краниоцервикальной травмы на развитие вертебробазилярной недостаточности у детей // Мануальная терапия. Научно-практический журнал. № 3 (31). Обнинск. 2008- С.14−20.
- Лиев А. А. Мануальная терапия миофасциальных болевых синдромов.- Днепропетровск. ОТИП «Днепркнига», 1993.- 141с.
- Лиев A.A. Концепция саногенеза (Теоретические аспекты мануальной г терапии). «Традиционная медицина 2000». Сборник материаловконгресса. Г Элиста, (27−29' сентября 2000 г.) М.: Науч.-практич. центр традиц. медицины и гомеопатии МЗ РФ, 2000. — 611с.
- Лобзин B.C., Рахимджанов А.Р!, Жулев Н. М. Туннельные компрессионно-ишемические невропатии. Ташкент, 1998. — 232с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009: -384с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции' человека. — Изд. 2-е. — М., 1969. С.30−43.
- Макаров А.Ю. Клиническая ликворология. Л.: Медицина, 1984. -С.208−213.
- Малер А.Р. Программа спецкурса «Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта».- М.: Академия, 2003. 190с.
- Малофеев H.H. Западная Европа: Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. — Экзамен, 2003. -202 с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.: 1995. — С. 15−23.
- Международная классификация болезней 10-й пересмотр. Клинические описания и указания по диагностике ВОЗ. СПб. — 1994.
- Миронов Н.П., Соколова Л. П., Борисова Ю. В. «Нейроэнергокартирование. Оценка функционального состояния мозга при когнитивных нарушениях различной этиологии». Вестник МЕДСИ, № 8. Москва, 2010. С. 32−33.
- Момот В.А. Медико психолого — педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в специализированном учреждении. Вестник восстановительной медицины № 4. Москва. — 2007. — С. 11−13.
- Монхейм К., Лавэ Д. Руководство по миофасциальному расслаблению // Пер. с англ. М., 1990.- 120с.
- Морозов Г. В., Шумский Н. Г. Введение в клиническую психиатрию. Медицинская книга. Изд-во НГМА, 1998. С.38−49.
- Мохов Д.Е., Егорова И. А., Трофимова Т. Н. Принципы остеопатии. -СПб, Издательский дом СПбМАПО, 2004. — 78с.
- Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 282с.
- Наливайко Г. А., Мазорук Е. Д., Дружиловская О. В., Мищенко Т. П. Социокультурный аспект сохранения здоровья умственно отсталого школьника // Журнал «Школьные ведомости» 03 (03). Москва -2010.-С. 32−35.
- Новосельцев C.B. Остеопатическая коррекция биомеханических нарушений у пациентов с хронической вертебро-базилярной недостаточностью // Мануальная терапия. Научно-практический журнал. № 3 (31). Обнинск. 2008. — С.53−62.
- Нуллер Ю.Л., Циркин С. Ю. Классификация психических и поведенческих расстройств (Клинические описания и указания по диагностике). ВОЗ / Пер. с англ. Россия, Санкт-Петербург, «АДИС». 1994.-304с.
- Певзнер М. С. Лебединская К.С. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение). — М.: Педагогика, 1979. — 232 с.
- Попелянский А .Я. Клиническая пропедевтика мануальной медицины. М.: МЕДпрессинформ, 2002. — 136с.
- Прахт Л.И. Развитие движений кисти и пальцев рук // Начальная школа. 2004. — № 4. — С.5−7.
- Промислов Ш. / пер. с англ. П. А. Самсонов. Соединение мозга и тела. Мн.: «Поппури», 2007. 240с.
- Психопатология познавательной деятельности (нарушения ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания)/ Барденштейн Л. М., Молодецких В. А., Курашов A.C., Щербаков И. В. М.: ГЭОТАР -Медиа, 2009. — 64с.
- Ратнер А.Ю. Нарушения мозгового кровообращения у детей. — Казань, 1983.- 295с.
- Ратнер А.Ю. Родовые повреждения нервной системы. Казань, 1985. -332с.
- Ратнер А.Ю. Роль позвоночной артерии в неврологии // Детская неврология. СПб, 1995. —С. 5−7.
- Росин Ю.А. Доплерография сосудов головного мозга у детей. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006. — 114с.
- Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие. М.: Советский спорт,'2009.-224с.
- Саморуков А.Е. Мануальная терапия. Диагностика и коррекция патобиомеханичёских нарушений. Методические рекомендации. МЗ Соцразвития РФ. Москва. 2005.- 55с.
- Саморуков А.Е., Горбунов Ф. Е., Масловская С. Г. с соавт. Восстановительное лечение больных компрессионными нейропатиями с использованием физических факторов. Пособие для врачей. Москва, 2001. 18с.
- Самохвалов В.П. Краткий курс психиатрии. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Симферополь, 2000. — 198 с.
- Сафоничева О. Г. Синдром верхней апертуры грудной клетки. (Новые взгляды на патогенез и лечение)//М., «Врач». № 13, 2006. -С. 63−65.
- Сафоничева О.Г. «Способ коррекции функционального состояния организма человека». Патент 2 163 795 кл. 61 Н 39/04, опубл. 10 марта 2001 в БИ № 7.
- Сафоничева О.Г. «Способ реабилитации пациентов с патологией опорно- двигательного аппарата». Патент-2 187 293 кл. 61 Н 39/04, опубл. 20.08. 2002 в БИ № 23.
- Селезнев А.Н., Стулин И. Д., Савин A.A., Козлов С. А. Нейроангиографические синдромы лица и верхних конечностей. Комплексное обследование и лечение. — М.: ВЕДИ, 2002. 96с.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. И., 2000. -С.67 — 69.
- Скворцов Д.В. Клинический анализ движений. Анализ походки. НПЦ-«Стимул», Иваново, 1996. 344 с.
- Ш. Скоромец A.A., Топическая диагностика заболеваний нервной системы JL: Медицина — 2000. — С. 320.
- Скоромец A.A., Шумилина А. П., Зевахин C.B., Скоромец Т. А. Основные ритмы мозга. Краниосакральная терапия. Обоснование метода // Вертеброневрология. № 1. — 1998. — С.59−62.
- Скоромец A.A., Кравченко Т. И., Баранцевич Е. Р., Дидур М. Д. Методы краниосакральной мануальной терапии в диагностике и лечении больных с посттравматической внутричерепной гипертензией. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. 20с.
- Скугаревская Е.И. и др. // Клиническая психиатрия. Детский возраст: учебное пособие. / Под ред. проф. Скугаревской. Мн.: Высшая школа, 2006. -463 с.
- Снежневский A.B. Справочник по психиатрии. — 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Медицина, 2003. 416 с.
- Спивак Е.М. Синдром вегетативной дистонии в раннем и дошкольном детском возрасте. — М.: Просвещение, 2006. С.136−148.
- Стефаниди A.B. Мышечно фасциальная боль: Учеб.-метод. пособие / Иркутск: Издание Иркут. гос. мед. ун-та, 2003. — 144с.
- Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций. М.: Медицина, 2000. — 784с.
- Тревелл Д.Г., Симоне Д. Г. Миофасциальные боли: Пер. с англ. Т.1 // М.: Медицина, 1989. 256с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. — Н. Новгород. 1994. — С. 15−23.
- Фокин В.Ф.- Пономарева Н.В. «Способ оценки энергетического состояния головного мозга». Патент РФ № 2 135 077 А61В5/04, 27.08.1999.
- Фокин В.В., Пономарева Н. В. Энергетическая физиология мозга. -Москва, 2002. С. 11−28.
- Хабиров Ф.А. Клиническая физиология позвоночника. Казань, 2002. — 472с.
- Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб., 2000. — С.55−65.
- Чикуров Ю.В. Мягкие техники в мануальной медицине. — М., 2003. — 138с.
- Чулков В.Н. Развитие и образование детей со сложными нарушения развития // Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений / Л. И. Аксенова и др.- под ред. Н. М. Назаровой. -М.: Академия, 2000. С. 38−40.
- Шипицина Л.М. «Необучаемый ребенок» в семье и обществе. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002. — С. 10−18.
- Соловьева. Псков: ПОИПКРО, 2004. — С.78−85.
- Яременко Б.Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные мозговые дисфункции головного мозга у детей. СПб, 2002. — 128 с.
- Ярская — Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие. Саратов 2003. — 122с.
- Barlow, D. H., Durand, V. M. Abnormal psychology. An integrative approach (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole, 1999. P.35−46.
- Barrai J. P., Croibier A. Trauma. An osteopathic approach. Seattle, Eastland Press, 1999.-P. 158−173.
- Bartko J J. Carpenter W.T. On the methods and theory of reliability // The Journal of Nervous and Mental Disease. 1996. — № 163 (5). — P. 307 -317.
- Bjorklund, D. F. Children’s thinking: Developmental function and individual differences (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. 1995. -P.39−48.
- Bode H. Pediatric applications of transcranial Doppler sonography. -Vienna: Springer Verlag, 1998. — P. 39−50.
- Bouras, N. Psychiatric and behavioural disorders in developmental disabilities and mental retardation. New York: Cambridge University Press, 1999.-P. 59−67.
- Bruton, A., Conway J.H., Holgate S.T. Reliability: what is it and how is it mesuared? // Physiotherapy. 2000- 86 (2): 94−9.
- Campbell, S. B. Behavior problems in preschool children: Clinical and developmental issues. New York: Guilford Press, 1990. P. 11−19.
- Chaitow L. Positional Release Techniques / L. Chaitow, E. Wilson, D. Morrisey. Elsevier Health Sciences, 2001. -215 p.
- Faraone S.V., Biederman J. Neurobiology of attention-deficit and hyperactivity disorders. Biol. Psychiatry. — 1998. — Vol. 44. — № 10. — P. 45−58.
- Frymann V.M. Legacy of Osteopathy to Children. J AO A, 1998.-360 p.
- Galluzzi S, Sheu C-F, Zanetti O et al. Distinctive clinical features of mild cognitive impairment with subcortical cerebro-vascular disease. Dement. Geriatr. Cogn. Disord. 2005- 19: 196−203.
- Gardner, H. Multiple intelligences: The theory in practice. New York: Basic Book. 1993.-P.61−70.
- Garten H. Lehrbuch Applied Kinesiology. Muskelfunktion Dysfunktion Therapie / H. Garten. URBAN and Fischer, 2004. — 617 p.
- Gehin A. Atlas of manipulative techniques for cranium and face. Seattle, Eastland Press, 1991.- P. 35−39.
- Gergoudis R. Thoracic outlet arterial compression: Prevalence in normal persons // Angiology, 1980, Vol. 31, № 86 538−541.
- Halperini J.M. Noradrenergic mechanisms in attention deficit hyperactivity disorders in children with and without reading disabilities. — J. Am. Academy. 1997. — Vol. 36. — № 12. — P. 46−67.
- Hartmann, T. Attention deficit disorder: A different perception. Lancaster, PA: Underwood Miller, 1993. P. 37−44.
- Herbert, M. Clinical child psychology: Social learning, development and behavior. Chichester, England: Wiley, 1991. P. 58−60.
- Hoagwood, K., Jensen, P. S., Fisher, C.B. Ethical issues in mental health research with children and adolescents. Hillsdale, NJ: Eribaum, 1996 -P.23.153. http://www.un.org/Russian/document/declarat/BceMHpHan декларация
- ICD-10 (Международная классификация психических и поведенческих расстройств, 10-й пересмотр).СПб.: Оверланд. 1994. — 300 с.
- Janda V. Muskelfunktions Diagnostik // 2 Aufl. Berlin: Volk U. Ges., 1985.- 160 s.
- Janda V. On the concept of postural muscles and posture in men. // Aus. J. Physiother. 1983. -P. 83−84.
- Kamphaus, R.W. Clinical assessment of children’s intelligence. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon. 1993. -P.45−53.
- Kazdin, A. E. Conduct disorders in childhood and adolescence (2nd ed.).Thousand Oaks, CA: Sage. 1995. — P. 33−37.
- Kazdin, A. E. Research design in clinical psychology (3rd eel.). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon. 1998. — P. 24−31.
- Kazdin, A. E. Psychotherapy for children and adolescents: Directions for research and practice. New York: Oxford University Press, 2000. — P. 5664.
- Kendall, P. C. (Ed.). Child and adolescent therapy: CognitivebehavioraI procedures. New York: Guilford Press, 1991a. — P. 43−45.
- Kubera M, et al. Effect of mind chronic stress, as a model of depression. Int. J. Immunopharmacol. 1998 pes- 20(12):781−9.
- Lieberman L.J., Cowart J.F. Games for people with sensoiy impairments. -Human Kinetics, printed in the United States of America, 1996. — P. 146.
- Luria, A. The role of speech in the regulation of normal and abnormal behavior. New York: Liveright. 1961. — P.20−23.
- Minenko I.A. Non-conventional treatment of myofascial trigger point syndromes. Pain APDATE. Bangalore, India, 2005. — P. 91−96.
- Mitchell F., Jr. The muscle energy manual therapy. (Vol. 2), MET Press, 2003. 233p.
- Pantoni L., Poggesi A., Inzitari D. The relation between white matterlesions and cognition. J. Neurology. 2007- 20: 390 7.
- Paoletti S. Les Fascia. Role des tissues dans la mecanique humaine. — Editions Study, 2009. 302p.
- RadkeYarrow, M. Children of depressed mothers: From early childhood to maturity. New York: Cambridge University Press, 1998. P.50−56.
- Safonicheva O. Manual Diagnosis and Rehabilitation of Post-Stressor Disorders // International Congress «Euromedica 2005» — Hannover, November 28−30, 2005. — P. 33 — 34.
- Safonicheva O. Pathogenesis of myofascial pain and soft tissue manual techniques for correction of disturbed body static.// International Symposium on pain update. Bangalore, 2005. P. 156- 158.
- Simons D. G. Myofascial Pain Syndromes Trigger Points // J. of Musculoskeletal Pain. V2 (4). The Haworth medical Press. 1994 — P.113−123.
- Simons D. G. The Nature of Myofascial trigger points (letter, comment)// Clinical J. Pain. 1995. — Vol. 11. — 1. — P. 83 — 84.
- Still A.T. Ostepathie Research Practice. Eastland Press, 1992. — 28 lp.
- Socoteanu I., Cojocaru S.V., Falnita L. Thoracic outlet syndrome -diagnosis and therapy // TMJ 2006, Vol. 56, № 2−3, p. 128−136.
- Sutherland W.G. Teaching in the science of Osteopathy. Rudra Press, 1990.-31 lp.
- Travell J.G., Simons D.G. Myofascial Pain and Dysfunction. The Trigger point Manual Therapy. Baltimore — London. — 1984. — P.39.
- Vernon H. The cranio-cervical syndrome: mechanisms, assessment and treatment. Bulterworth — Heinemann, 2001. — 262 p.
- Webster Stratton, C., & Herbert, M. Troubled families—problem children: Working with parents: A collaborative process New York: Wiley. 1994 P. 68−73.
- Yates P.O. Birth trauma to the vertebral arteries // Arch. Dis. Childhood. -1969.-V.34. -№ 177. -P.436 441.
- Zigler, E., & Hodapp, R. Understanding mental retardation. New York: Cambridge University Press. 2006. P.48−56.