Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Новые восстановительные технологии в комплексной реабилитации детей с задержкой интеллектуального развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За последние 40 лет проблема задержки интеллектуального и психического развития занимает центральное место среди важнейших вопросов общей и специальной педагогики, психологии, детской психиатрии и невропатологии (Бутко Г. А., 2006; Момот В. А., 2007). По данным Белова В. М. (2006), количество психически больных подростков за 1995 — 2005 гг. увеличилось на 10,2%- почти в 2 раза возросло число… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. История взглядов на сущность «сложного нарушения развития» у детей."
    • 1. 2. Понятие олигофрении
    • 1. 3. Этиопагогенез интеллектуальных нарушений
    • 1. 4. Равновесие и психомоторное развитие
    • 1. 5. Уровневый подход к организации и построению движений
    • 1. 6. Общие принципы лечения детей с нарушением интеллектуального развития
    • 1. 7. Анализ современных подходов к организации занятий по развитию психомоторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика объектов исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ НОВЫХ СПОСОБОВ КОМПЛЕКСНОГО ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ
    • 4. 1. Обоснование методов мануальной медицины
    • 4. 2. Психомоторная гимнастика
    • 4. 3. Дыхательные и стабилизационные упражнения
  • ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОГО ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 5. 1. Клинический пример
  • ДАННЫЕ КАТАМНЕСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Новые восстановительные технологии в комплексной реабилитации детей с задержкой интеллектуального развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сохранение физического, психического здоровья и интеллектуального потенциала детей и подростков является одной из приоритетных задач государственной политики современного общества, так как определяет здоровье и развитие нации в будущем. Ири наличии тенденции к снижению рождаемости, росту социальной напряженности и усложнению образовательных стандартов-эта проблема приобретает особую актуальность (Евстифеева Г. Ю., Лебедькова С. Е., 2011).

За последние 40 лет проблема задержки интеллектуального и психического развития занимает центральное место среди важнейших вопросов общей и специальной педагогики, психологии, детской психиатрии и невропатологии (Бутко Г. А., 2006; Момот В. А., 2007). По данным Белова В. М. (2006), количество психически больных подростков за 1995 — 2005 гг. увеличилось на 10,2%- почти в 2 раза возросло число детей с нарушением интеллектуального1 развития, умственной отсталостью, стойким снижением познавательной деятельности (в рамках диагнозов. F-70, F-71 по МКБ-Ю), обучающихся в специальных коррекционных школахинтернатах (СКОШИ) VIII вида. Особые сложности испытывают дети из социально неблагополучных, неполных и многодетных семей, которые обучаются и проживают в таких интернатах в отрыве от семьи и привычных общественных контактов, где школа. решает проблемы здоровья, адаптации и их последующей социализации.

К психопатологическим проявлениям интеллектуальной недостаточности относятся: астенический синдромцеребрастенический синдромсиндром дефицита внимания с гиперактивностьюнарушение развития устной и письменной речи — дисфазия, дисграфия (Булаховская JI.A., 2007).

Этиология и патогенез нарушений познавательных функций мало изучены, практически не разработаны дифференциально-диагностические критерии между задержкой психического развития и диагнозом олигофрения, особенно его легкой степенью — дебильностью (Бадалян Л.О., 2000). Существует множество теорий воздействия различных патологических факторов, приводящих к гипоксии клеток центральной нервной системы (ЦНС) и определяющих перинатальный, инфекционный, токсический, генетический, обменный нейробиологический генез возникновения данных нарушений. Многие заболевания нервной системы возникают вследствие негативных факторов во внутриутробном периоде развития ребенка, заболевания матери, несовместимости матери и плода по группам крови и по резус-фактору, натальных кранио-цервикальных травм (Ковалев В.В., 2003; ЛиИ.М., 2011).

В настоящее время возможно лечение энзимопатических и эндокринных форм умственной отсталости. В. большинстве остальных случаев этиопатогенетическое лечение отсутствует, а особенности применения антипсихотических препаратов в детском возрасте остаются самой малоизученной областью клинической психофармакологии (Скугаревская Е.И. и др., 2006). Неадекватная-терапия психических расстройств в детском возрасте может вызвать низкую самооценку у больного, привести к снижению качества межличностных отношений, школьной неуспеваемости, исключению из школы, злоупотреблению психоактивными веществами и правонарушениям (Eric J. Mash, 2003; David A. Wolf, 2007).

Таким образом, назрела необходимость проведения научных исследований^ для выявления причин и механизмов нарушения психического и умственного развития хотя бы у части детей — учащихся специальных коррекционных школ-интернатов (СКОШИ) VIII вида. Поэтому разработка дополнительных медицинских, психологических и педагогических методов для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья для повышения результативности обучения и адаптации к современному обществу является актуальной медико-социальной проблемой.

Цель исследования.

Разработка новых диагностических подходов и научное обоснование методов нелекарственной реабилитации детей с нарушением интеллектуального развития.

Задачи исследования.

1. Изучить этиологию и патогенетические особенности развития интеллектуальных нарушений у воспитанников специальной коррекционной школы-интерната № 81.

2. Изучить особенности статико-динамических нарушений и функциональных патобиомеханических изменений в шейно-грудном отделе позвоночника и кранио-вертебральной зоне и состояние церебрального метаболизма головного мозга у детей с нарушением интеллектуального развития.

3. Разработать новые восстановительные технологии для коррекции мышечно-тонических нейроваскулярных синдромов шейно-грудного отдела позвоночника, неоптимального статико-динамического стереотипа с применением мягких мышечных техник и психомоторной гимнастики для активации «эмоционально-когнитивного мозга».

4. Изучить возможность и оценить эффективность нелекарственных методов лечения у испытуемых детей, изучить катамнез проведенных мероприятий. Разработать показания и противопоказания для применения методов мягкотканевой коррекции для воспитанниковспециальной коррекционной школы — интерната VIII вида.

Научная новизна.

Разработана методика комплексной визуально-пальпаторной диагностики биомеханически значимых нарушений в шейном отделе позвоночника (ШОП) и кранио-вертебральном переходе, влияющих на состояние брахиоцефальных сосудов и церебрального метаболизма у детей с ограниченными возможностями здоровья. t.

Впервые разработана, обоснована и апробирована методика коррекции биомеханических нарушений в шейно-грудном отделе позвоночника и кранио-вертебральной зоне, которая позволяет значительно улучшить церебральный метаболизм у воспитанников СКОШИ VIII вида непосредственно в учебном заведении совместно с психолого-педагогическим коллективом без нарушения процессов обучения и основного режима дня.

Впервые разработана методика комплексной нелекарственной реабилитации, позволяющая воздействовать на различные виды стресса (мышечный, информационный, постуральный), активизировать механизмы саногенеза и> создать более благоприятные условия для дальнейшей самореализации учащихся в социуме в пределах своих психофизических возможностей.

Впервые изучены отдаленные последствия, натальных травм в виде биомеханических, сосудистых и интеллектуальных нарушений' у учащихся СКОШИ VIII вида.

Научно-практическая значимость исследования ;

Разработаны критерии оценки биомеханически значимых изменений со стороны шейно-грудного отдела позвоночника и кранио-вертебральной зоны, влияющих на состояние мозгового кровотока у детей с нарушением интеллектуального развития.

Получены данные о состоянии магистральных сосудов шейного отдела позвоночника, а также метаболических процессов мозга по данным нейроэнергокартирования (НЭК) у воспитанников СКОШИ VIII вида, которые указывают на необходимость более широкого внедрения разработанного метода реабилитации детей с сочетанными постуральными, мышечно-тоническими и интеллектуальными нарушениями.

Результаты диссертационной работы выявили неоднозначность проблемы психоневрологических и интеллектуальных нарушений у детей, а также необходимость дальнейшего междисциплинарного взаимодействия врачей разных специальностей, психологов, педагогов, родителей для разработки диагностических критериев, создания восстановительных и образовательных программ, которые позволят детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в социуме.

Положения, выносимые на защиту.

1. В этиопатогенезе интеллектуальных нарушений у воспитанников специальных коррекционных школ-интернатов VIII вида большое значение играют гипоксически-травматические повреждения кранио-цервикального перехода и шейного отдела позвоночника, перенесенные в натальном и постнатальном периоде.

2. Отдаленные последствия кранио-цервикальных травм у детей с нарушением интеллектуального развития проявляются множественными патобиомеханическими изменениями (ПБМИ) опорно-двигательного аппарата (ОДА) в виде мышечно-тонических синдромов шейно-грудного отдела позвоночника, плечевого пояса и формированием неоптимального статико-динамического стереотипа.

3. Укорочение мышц кранио-вертебрального перехода, ШОП и* плечевого пояса приводит к компрессии и патологической извитости магистральных брахиоцефальных сосудова также нарушению церебрального метаболизма.

4. В программу комплексной нелекарственной реабилитации воспитанников СКОШИ VIII вида необходимо включать послойную мягкотканевую мануальную терапию (МТ), которая способствует устранению многоуровневых «туннелей» в ШОП и позволяет создать благоприятные условия для нормализации церебрального метаболизма, развития пластичности мозга и когнитивных способностей. i 9.

Внедрение результатов исследования.

Методики визуально-пальпаторной диагностики и коррекции нейроваскулярных «туннельных» нарушений, а также оценки нейрометаболических процессов включены в программы проведения циклов профессиональной переподготовки, тематического и сертификационного усовершенствования по рефлексотерапии на кафедре нелекарственных методов лечения и клинической физиологии, а также на кафедре мануальной терапии ФППОВ ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова.

Результаты комплексной диагностики и терапии биомеханических и нейроваскулярных нарушений внедрены в практику Специальной коррекционной школы — интерната № 81 CAO города Москвы, в Окружной Ресурсный Центр медико-социального сопровождения «Зеленая ветка» CAO города Москвы.

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы доложены на научно-практических конференциях, круглых столах и конгрессах, из них на 2 международных и российских: ежегодной научно-практической конференции «Мир лиц с ограниченными^ возможностями здоровья» (Москва, ВВЦ, 17 ноября 2009) — круглых столах по обмену опытом в рамках Российско — бельгийского и Российско-немецкого проектов (СКОШИ № 81, Москва, май 2010) — Международном Конгрессе по интегративной медицине (Украина, г. Алушта, 2 сентября 2010) — Всероссийской научно-практической конференции «Мониторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье насёления» (Москва, Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, 8 июня, 2011).

Диссертация апробирована на заседании Научно-технического Совета ОАО «Научно-производственного объединения «Экран» 7 сентября 2011 г.

Публикации. По материалам исследования опубликовано 9 научных работ, в том числе 3 — в журналах, рекомендуемых ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа изложена на 128 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, который содержит 132 отечественных и 50 иностранных источников. Работа иллюстрирована 14 рисунками и 15 таблицами.

Выводы.

1. Изучены этиологические и патогенетические особенности развития интеллектуальных нарушений у воспитанников специальной коррекционной школы-интерната VIII вида № 81 и выявлена мультифакториальность интеллектуальных нарушений у 99 (83,9%) обследованных, при этом ведущую роль играют натальные кранио-цервикальные травмы, психотравмирующие факторы в постнатальном периоде и социальный статус семьи.

2. Изучено состояние опорно-двигательного аппарата у детей с нарушением интеллектуального развития и выявлены особенности статико-динамического стереотипа в виде неоптимальной и неадекватной перестройки осевого скелета (постуральный стресс), биомеханически значимые нарушения в шейном отделе позвоночника и кранио-вертебральном переходе, оказывающие влияние на состояние брахиоцефальных сосудов и церебральный метаболизм, у детей с задержкой интеллектуального развития. Гипоксически-травматйческое поражение мозга, выявленное у 85 (72,1%) обследованных детей, сопровождается нарушением организации движений, положения тела в пространстве и выработки двигательных навыков.

3. Изучены особенности метаболического обеспечения мозга у детей с задержкой интеллектуального развития. Были выявлены нарушения церебрального метаболизма в основной группе у 57 детей (58,2%) и у 12 детей (60%) в контрольной группе в виде сдвига кислотно-щелочного равновесия и изменения рН мозга на границе гематоэнцефалического барьера. i.

4. Разработана методика и определеныпоказания к применению мягкотканевой мануальной терапии в сочетании с психомоторной гимнастикой, дыхательными и стабилизационными упражнения, которые являются патогенетически оправданными и эффективными в комплексной реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями.

5. Оценена эффективность нелекарственных методов лечения у испытуемых детей: при анализе церебрального метаболизма в основной группе встречаемость нормальных показателей уровня постоянного потенциала возросла на 43,1%, в сравнении с контрольной группойдинамика была менее выражена: лишь 15%. При оценке индекса напряженности восстановление его в пределы нормы на фоне комплексного восстановительного лечения составило 92,8% против 35% случаев у детей, которые выполняли комплекс упражнений и психомотрную гимнастику. По данным теста Бурдона более высокий показатель после лечения говорит об увеличении работоспособности, устойчивости внимания. В основной группе (в возрасте 8−10 лет) работоспособность повысилась на 33,4%, (в возрасте 11−14 лет) на 46,1%. В контрольной группе динамика производительности была менее выражена, а именно: в возрасте 8−10 лет С) увеличился на 24,3%, с 11 до 14 лет — на 25%.

В результате изучения катамнеза на протяжении 12 месяцев у 63 (64,3%) обследуемых детей из основной группы было выявлено сохранение значений индекса напряженности в пределах нормы, у 10 (50%) детей из контрольной группы нормализация показателей не наблюдалась.

Практические рекомендации.

1. С целью повышения информативности комплексного обследования детей с задержкой интеллектуального развития целесообразно включать визуально-пальпаторную диагностику, которая позволяет выявлять функциональные статико-динамические и ликвородинамические нарушения на ранних донозологических стадиях патологических процессов и инструментальные методы обследования, оценивающие метаболизм, обмен кислорода в головном мозгесосудах шеиналичие симпатического «мышечного» и «информационного стресса».

2. В комплексное восстановительное лечение детей с сочетанными интеллектуальными нарушениями, ПБМИ со стороны ОДА и нервно-мышечной системыс вегетативными и эмоционально-волевыми расстройствами рекомендовано включать послойную мягкотканевую мануальную терапию, которая воздействует на ПБМИ и циркуляторные (сосудистые и интерстициальные) нарушения при многоуровневых «туннельных» синдромах.

3. Для повышения эффективности обучения и адаптационных возможностей воспитанников специальных коррекционных школ-интернатов VIII вида оправдана комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация, включающая методы нелекарственной медицины.

Показания и противопоказания.

В результате проведенного исследования нами пересмотрены и дополнены показания для применения мягкотканевой мануальной терапии в педиатрии, в частности для детей со сложной структурой дефекта. Показаниями являются последствия кранио-цервикальных травм:

1. Регионарный постуральный дисбаланс мышц плечевого пояса;

2. Мышечно-тонический нейроваскулярный синдром;

3. Астенический синдром;

4. Церебрастенический синдром;

5. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

6. Нарушение развития устной речи — алалии (дисфазии);

7. Нарушения развития письменной речи, такие как: дислексия и дисграфия;

8. Вегетативный дисадаптоз. Противопоказаниями являются:

1. Индивидуальная непереносимость предлагаемого метода лечения.

2. Наличие у воспитанников острых или хронических истощающих соматических заболеваний, генетических и других органических поражений ЦНС.

3. Психопатоподобные расстройства при основных психических заболеваниях. Эндогенные психические заболевания (в том числе их мягкие, латентные формы — вялотекущая шизофрения, эпилепсия и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А., Бахарева С. Н., Виноградова Е. А. и др./ под ред. Царева A.M., Азимова Ю. Э. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программа. — Псков: Изд-во AHO Центр социального проектирования «Возрождение» 2004 — 102с.
  2. В.В., Курочкин A.A., Кушнир С. М. Нейроциркуляторная дистония у подростков. — Тверь, 2000. — 184с.
  3. В.М., Микадзе Ю. В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. 2-е издание. — СПб.: Питер, 2008. 384с.
  4. Р.Д., Юровский С. Ю., Захарин Б. И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1997. 124 с.
  5. JI.O. Невропатология: учебник для студентов дефектол. ф-тов высш. пед. учебн. заведений. М.: Академия, 2000. — 384с.
  6. O.A. Контроль качества образования по физической культуре в специальном коррекционном образовательном учреждению VIIIвида: учебное пособие / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. — СПб.: СПбНИИФК, 2007. 188с.
  7. И.Л. Внимание школьников олигофренов. Учебное пособие. 2-е издание. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И.Ленина1989.-С. 31−33.
  8. В.М., Кувшинов B.C., Мозговой- под ред. В. В. Воронковой / Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1−4 классы / Проект закона «О специальном образовании». М.: Дефектология. № 1. — 1995. — С.3−16.
  9. H.A. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды/ Под ред. В. П. Зинченко 2-е изд., -М.: «МОДЭК», 2004. — 688с.
  10. H.A. Избранные труды по биомеханике и кибернетике. М.: Спортакадемпресс, 2001 г. -296 с.
  11. H.A. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 220с.
  12. Г. А. Физическое развитие детей с задержкой психического развития. — М.: Книголюб, 2006. 144с.
  13. Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностиками коррекция задержки психического развития. М., 1999. — С.27−29.
  14. И.С., Исаев Г. Г., Физиология дыхания. СПб.: Наука, 1994. -680 с.
  15. Л.А. Детская психоневрология. Киев, 2001 г. — 257с.
  16. В.Н., Емельянова А. И. Физическое воспитание. Программа по физическому воспитанию детей с глубоким нарушением интеллекта / науч. ред. Л. Н. Ростомашвили. СПб.: ИСПиП, 2002. -98с.
  17. Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. — М., 1997. — 146с.
  18. Ван Дайк Ян. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями // Дефектология. — 1990. -№ 1. — С.67−75.
  19. М.Ю., Вчерашний Д. Б., Ерофеев Н. П., Мохов Д. Е., Новосельцев C.B. Влияние остеопатических техник на венозную гемодинамику // Мануальная терапия. Научно-практический журнал. № 2 (34). Обнинск. 2009.- С.52−59.
  20. Л.Ф. Визуальная и кинезиологическая диагностика патобиомеханических изменений мышечно-скелетной системы. — М., 2006.- 119с.
  21. Л.Ф. Мануальная диагностика и терапия (клиническая биомеханика и патобиомеханика). Руководство для врачей. Санкт-Петербург, ИКФ «Фолиант», 1999. — 398 с.
  22. A.M. Вегетативные расстройства. М.: Медицинское информационное агентство, 1998. — 752с.
  23. A.M. Лекции по неврологии неспецифических систем мозга. 3-е изд. — М. МЕДпресс — информ, 2011. — 112с.
  24. С.И., Дмитриев A.A. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. — М.: Советский спорт, 2003.- 88с.
  25. JI.C. Проблемы дефектологии. М., 1995. — С. 34−45.
  26. Л.Х., Квакина Е. Б. Понятие здоровья с позиции теориинеспецифических адаптационных реакций организма // Валеология. № 2. Ростов-на-Дону. — 1996.- С. 15−20.
  27. Л.Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С., Шихлякова А-.И. Антистрессорные реакции. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации. Екатеринбург, «Филантроп». -2003. — 336с.
  28. М. Специфические нарушения развития // М. Гельдер, Д. Гэт, Р. Мейо- пер. с англ. Т. Кучинской, Н. Полищук // Оксфордское руководство по психиатрии: в 2 т. Т. 2. Киев- 1999: С.292−295.
  29. H.H. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.-373с.
  30. И.А. Гипертензионно-гидроцефальный синдром у детей первых трех месяцев жизни (диагностика и реабилитация): Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб., 2003. — 43с.
  31. В.А. Лечебная физкультура и массаж. — М., 2002. — 558с.
  32. П.Л. Остеохондроз и другие изменения позвоночника у взрослых и детей. М.: «Медицина», 1994. С.23−25.
  33. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995. С. 34−45.
  34. H.H.- Ноотропные препараты в практике педиатра и детского невролога: Методические рекомендации: М.: РКИ «Соверопресс», 2003. — 24с.
  35. H.H., Суворинова Н. Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: поиск оптимальных подходов к диагностике и лечению // Эффективная фармакотерапия в неврологии и психиатрии. Научно-практический журнал. № 4. Москва. — С.34−40.
  36. В.Б. Физиологические аспекты неврологической и психосоматической патологии. Л.: Медицина, 1990. — 176с.
  37. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. -СПб, 1998. 336с.
  38. Л.Р., Ронкин М. А. Функциональная диагностика нервных болезней: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1991. — 640с.
  39. В.Г. Физические механизмы нелекарственной терапии в адаптации организма // Материалы XI Международного' симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». — М., 2003. — С.203−204.
  40. Н. Н., Барташевич, Зиняков Н.Т. Мануальная терапия и лечебная гимнастика в коррекции биомеханических изменений при нарушении осанки // Мануальная терапия. Научно-практический журнал. № 1 (33). Обнинск. 2009. — С.3−8.
  41. Н. Н., Зиняков Н. Т., Барташевич В. В. К вопросу современных методах нейрофизиологической коррекции при нарушениях осанки и сколиотической болезни // Мануальная терапия. Научно-практический журнал. № 2 (34). Обнинск. 2009.- С.70−75.
  42. Г. А. Болезненные мышечные уплотнения. Казань, 1996. -. 126с.
  43. Е.П. Психомоторная организация человека. Учебник для ВУЗов. СПб — 2003. — 384с.
  44. Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб, 1996.-454с.
  45. И.П. Нейроваскулярные синдромы плечевого пояса и рук. -М.: Медицина, 1985. 175с.
  46. И.П. Периферические туннельные синдромы. М., ММА им. И. М. Сеченова, 1991. — 32с.
  47. В.В. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития // В. В. Ковалев и др. // Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. М.: 1995. С.354−389.
  48. В.В. Умственная отсталость (общие вопросы) // Журн. невропатол. и психиатрии. № 3. 2003. — С.37−40.
  49. H.A., Гаврюшова Л. П., Творогова Т. М. и др. Вегетативные дистонии у детей (пособие для врачей). М., 2000. — 62 с.
  50. В.Н. Диагноз: ухудшение памяти. Ростов — на- Дону: Феникс, 2010.-217с.
  51. Г. Г. Общая патофизиология нервной системы.- М., 1997. 350с
  52. В.П. Ультразвуковая диагностика сосудистых заболеваний М.: ООО Фирма «СТОРМ», 2007 — 512с.
  53. B.B. Нарушение психического развития у детей: Учебное пособие. М., 1985. — С. ЗЗ -37.
  54. Ли И.М., Ситель А. Б. Влияние натальной краниоцервикальной травмы на развитие вертебробазилярной недостаточности у детей // Мануальная терапия. Научно-практический журнал. № 3 (31). Обнинск. 2008- С.14−20.
  55. А. А. Мануальная терапия миофасциальных болевых синдромов.- Днепропетровск. ОТИП «Днепркнига», 1993.- 141с.
  56. A.A. Концепция саногенеза (Теоретические аспекты мануальной г терапии). «Традиционная медицина 2000». Сборник материаловконгресса. Г Элиста, (27−29' сентября 2000 г.) М.: Науч.-практич. центр традиц. медицины и гомеопатии МЗ РФ, 2000. — 611с.
  57. B.C., Рахимджанов А.Р!, Жулев Н. М. Туннельные компрессионно-ишемические невропатии. Ташкент, 1998. — 232с.
  58. А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009: -384с.
  59. А.Р. Высшие корковые функции' человека. — Изд. 2-е. — М., 1969. С.30−43.
  60. А.Ю. Клиническая ликворология. Л.: Медицина, 1984. -С.208−213.
  61. А.Р. Программа спецкурса «Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта».- М.: Академия, 2003. 190с.
  62. H.H. Западная Европа: Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. — Экзамен, 2003. -202 с.
  63. И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.: 1995. — С. 15−23.
  64. Международная классификация болезней 10-й пересмотр. Клинические описания и указания по диагностике ВОЗ. СПб. — 1994.
  65. Н.П., Соколова Л. П., Борисова Ю. В. «Нейроэнергокартирование. Оценка функционального состояния мозга при когнитивных нарушениях различной этиологии». Вестник МЕДСИ, № 8. Москва, 2010. С. 32−33.
  66. В.А. Медико психолого — педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в специализированном учреждении. Вестник восстановительной медицины № 4. Москва. — 2007. — С. 11−13.
  67. К., Лавэ Д. Руководство по миофасциальному расслаблению // Пер. с англ. М., 1990.- 120с.
  68. Г. В., Шумский Н. Г. Введение в клиническую психиатрию. Медицинская книга. Изд-во НГМА, 1998. С.38−49.
  69. Д.Е., Егорова И. А., Трофимова Т. Н. Принципы остеопатии. -СПб, Издательский дом СПбМАПО, 2004. — 78с.
  70. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 282с.
  71. Г. А., Мазорук Е. Д., Дружиловская О. В., Мищенко Т. П. Социокультурный аспект сохранения здоровья умственно отсталого школьника // Журнал «Школьные ведомости» 03 (03). Москва -2010.-С. 32−35.
  72. C.B. Остеопатическая коррекция биомеханических нарушений у пациентов с хронической вертебро-базилярной недостаточностью // Мануальная терапия. Научно-практический журнал. № 3 (31). Обнинск. 2008. — С.53−62.
  73. Ю.Л., Циркин С. Ю. Классификация психических и поведенческих расстройств (Клинические описания и указания по диагностике). ВОЗ / Пер. с англ. Россия, Санкт-Петербург, «АДИС». 1994.-304с.
  74. М. С. Лебединская К.С. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение). — М.: Педагогика, 1979. — 232 с.
  75. А .Я. Клиническая пропедевтика мануальной медицины. М.: МЕДпрессинформ, 2002. — 136с.
  76. Л.И. Развитие движений кисти и пальцев рук // Начальная школа. 2004. — № 4. — С.5−7.
  77. Ш. / пер. с англ. П. А. Самсонов. Соединение мозга и тела. Мн.: «Поппури», 2007. 240с.
  78. Психопатология познавательной деятельности (нарушения ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания)/ Барденштейн Л. М., Молодецких В. А., Курашов A.C., Щербаков И. В. М.: ГЭОТАР -Медиа, 2009. — 64с.
  79. А.Ю. Нарушения мозгового кровообращения у детей. — Казань, 1983.- 295с.
  80. А.Ю. Родовые повреждения нервной системы. Казань, 1985. -332с.
  81. А.Ю. Роль позвоночной артерии в неврологии // Детская неврология. СПб, 1995. —С. 5−7.
  82. Ю.А. Доплерография сосудов головного мозга у детей. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006. — 114с.
  83. Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие. М.: Советский спорт,'2009.-224с.
  84. А.Е. Мануальная терапия. Диагностика и коррекция патобиомеханичёских нарушений. Методические рекомендации. МЗ Соцразвития РФ. Москва. 2005.- 55с.
  85. А.Е., Горбунов Ф. Е., Масловская С. Г. с соавт. Восстановительное лечение больных компрессионными нейропатиями с использованием физических факторов. Пособие для врачей. Москва, 2001. 18с.
  86. В.П. Краткий курс психиатрии. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Симферополь, 2000. — 198 с.
  87. О. Г. Синдром верхней апертуры грудной клетки. (Новые взгляды на патогенез и лечение)//М., «Врач». № 13, 2006. -С. 63−65.
  88. О.Г. «Способ коррекции функционального состояния организма человека». Патент 2 163 795 кл. 61 Н 39/04, опубл. 10 марта 2001 в БИ № 7.
  89. О.Г. «Способ реабилитации пациентов с патологией опорно- двигательного аппарата». Патент-2 187 293 кл. 61 Н 39/04, опубл. 20.08. 2002 в БИ № 23.
  90. А.Н., Стулин И. Д., Савин A.A., Козлов С. А. Нейроангиографические синдромы лица и верхних конечностей. Комплексное обследование и лечение. — М.: ВЕДИ, 2002. 96с.
  91. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. И., 2000. -С.67 — 69.
  92. Д.В. Клинический анализ движений. Анализ походки. НПЦ-«Стимул», Иваново, 1996. 344 с.
  93. Ш. Скоромец A.A., Топическая диагностика заболеваний нервной системы JL: Медицина — 2000. — С. 320.
  94. A.A., Шумилина А. П., Зевахин C.B., Скоромец Т. А. Основные ритмы мозга. Краниосакральная терапия. Обоснование метода // Вертеброневрология. № 1. — 1998. — С.59−62.
  95. A.A., Кравченко Т. И., Баранцевич Е. Р., Дидур М. Д. Методы краниосакральной мануальной терапии в диагностике и лечении больных с посттравматической внутричерепной гипертензией. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. 20с.
  96. Е.И. и др. // Клиническая психиатрия. Детский возраст: учебное пособие. / Под ред. проф. Скугаревской. Мн.: Высшая школа, 2006. -463 с.
  97. A.B. Справочник по психиатрии. — 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Медицина, 2003. 416 с.
  98. Е.М. Синдром вегетативной дистонии в раннем и дошкольном детском возрасте. — М.: Просвещение, 2006. С.136−148.
  99. A.B. Мышечно фасциальная боль: Учеб.-метод. пособие / Иркутск: Издание Иркут. гос. мед. ун-та, 2003. — 144с.
  100. К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций. М.: Медицина, 2000. — 784с.
  101. Д.Г., Симоне Д. Г. Миофасциальные боли: Пер. с англ. Т.1 // М.: Медицина, 1989. 256с.
  102. У.В. Дети с задержкой психического развития. — Н. Новгород. 1994. — С. 15−23.
  103. В.Ф.- Пономарева Н.В. «Способ оценки энергетического состояния головного мозга». Патент РФ № 2 135 077 А61В5/04, 27.08.1999.
  104. В.В., Пономарева Н. В. Энергетическая физиология мозга. -Москва, 2002. С. 11−28.
  105. Ф.А. Клиническая физиология позвоночника. Казань, 2002. — 472с.
  106. С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб., 2000. — С.55−65.
  107. Ю.В. Мягкие техники в мануальной медицине. — М., 2003. — 138с.
  108. В.Н. Развитие и образование детей со сложными нарушения развития // Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений / Л. И. Аксенова и др.- под ред. Н. М. Назаровой. -М.: Академия, 2000. С. 38−40.
  109. Л.М. «Необучаемый ребенок» в семье и обществе. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002. — С. 10−18.
  110. Соловьева. Псков: ПОИПКРО, 2004. — С.78−85.
  111. .Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные мозговые дисфункции головного мозга у детей. СПб, 2002. — 128 с.
  112. Ярская — Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие. Саратов 2003. — 122с.
  113. Barlow, D. H., Durand, V. M. Abnormal psychology. An integrative approach (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole, 1999. P.35−46.
  114. Barrai J. P., Croibier A. Trauma. An osteopathic approach. Seattle, Eastland Press, 1999.-P. 158−173.
  115. Bartko J J. Carpenter W.T. On the methods and theory of reliability // The Journal of Nervous and Mental Disease. 1996. — № 163 (5). — P. 307 -317.
  116. Bjorklund, D. F. Children’s thinking: Developmental function and individual differences (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. 1995. -P.39−48.
  117. Bode H. Pediatric applications of transcranial Doppler sonography. -Vienna: Springer Verlag, 1998. — P. 39−50.
  118. Bouras, N. Psychiatric and behavioural disorders in developmental disabilities and mental retardation. New York: Cambridge University Press, 1999.-P. 59−67.
  119. Bruton, A., Conway J.H., Holgate S.T. Reliability: what is it and how is it mesuared? // Physiotherapy. 2000- 86 (2): 94−9.
  120. Campbell, S. B. Behavior problems in preschool children: Clinical and developmental issues. New York: Guilford Press, 1990. P. 11−19.
  121. Chaitow L. Positional Release Techniques / L. Chaitow, E. Wilson, D. Morrisey. Elsevier Health Sciences, 2001. -215 p.
  122. Faraone S.V., Biederman J. Neurobiology of attention-deficit and hyperactivity disorders. Biol. Psychiatry. — 1998. — Vol. 44. — № 10. — P. 45−58.
  123. Frymann V.M. Legacy of Osteopathy to Children. J AO A, 1998.-360 p.
  124. Galluzzi S, Sheu C-F, Zanetti O et al. Distinctive clinical features of mild cognitive impairment with subcortical cerebro-vascular disease. Dement. Geriatr. Cogn. Disord. 2005- 19: 196−203.
  125. Gardner, H. Multiple intelligences: The theory in practice. New York: Basic Book. 1993.-P.61−70.
  126. Garten H. Lehrbuch Applied Kinesiology. Muskelfunktion Dysfunktion Therapie / H. Garten. URBAN and Fischer, 2004. — 617 p.
  127. Gehin A. Atlas of manipulative techniques for cranium and face. Seattle, Eastland Press, 1991.- P. 35−39.
  128. Gergoudis R. Thoracic outlet arterial compression: Prevalence in normal persons // Angiology, 1980, Vol. 31, № 86 538−541.
  129. Halperini J.M. Noradrenergic mechanisms in attention deficit hyperactivity disorders in children with and without reading disabilities. — J. Am. Academy. 1997. — Vol. 36. — № 12. — P. 46−67.
  130. Hartmann, T. Attention deficit disorder: A different perception. Lancaster, PA: Underwood Miller, 1993. P. 37−44.
  131. Herbert, M. Clinical child psychology: Social learning, development and behavior. Chichester, England: Wiley, 1991. P. 58−60.
  132. Hoagwood, K., Jensen, P. S., Fisher, C.B. Ethical issues in mental health research with children and adolescents. Hillsdale, NJ: Eribaum, 1996 -P.23.153. http://www.un.org/Russian/document/declarat/BceMHpHan декларация
  133. ICD-10 (Международная классификация психических и поведенческих расстройств, 10-й пересмотр).СПб.: Оверланд. 1994. — 300 с.
  134. Janda V. Muskelfunktions Diagnostik // 2 Aufl. Berlin: Volk U. Ges., 1985.- 160 s.
  135. Janda V. On the concept of postural muscles and posture in men. // Aus. J. Physiother. 1983. -P. 83−84.
  136. Kamphaus, R.W. Clinical assessment of children’s intelligence. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon. 1993. -P.45−53.
  137. Kazdin, A. E. Conduct disorders in childhood and adolescence (2nd ed.).Thousand Oaks, CA: Sage. 1995. — P. 33−37.
  138. Kazdin, A. E. Research design in clinical psychology (3rd eel.). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon. 1998. — P. 24−31.
  139. Kazdin, A. E. Psychotherapy for children and adolescents: Directions for research and practice. New York: Oxford University Press, 2000. — P. 5664.
  140. , P. C. (Ed.). Child and adolescent therapy: CognitivebehavioraI procedures. New York: Guilford Press, 1991a. — P. 43−45.
  141. Kubera M, et al. Effect of mind chronic stress, as a model of depression. Int. J. Immunopharmacol. 1998 pes- 20(12):781−9.
  142. Lieberman L.J., Cowart J.F. Games for people with sensoiy impairments. -Human Kinetics, printed in the United States of America, 1996. — P. 146.
  143. Luria, A. The role of speech in the regulation of normal and abnormal behavior. New York: Liveright. 1961. — P.20−23.
  144. Minenko I.A. Non-conventional treatment of myofascial trigger point syndromes. Pain APDATE. Bangalore, India, 2005. — P. 91−96.
  145. Mitchell F., Jr. The muscle energy manual therapy. (Vol. 2), MET Press, 2003. 233p.
  146. Pantoni L., Poggesi A., Inzitari D. The relation between white matterlesions and cognition. J. Neurology. 2007- 20: 390 7.
  147. Paoletti S. Les Fascia. Role des tissues dans la mecanique humaine. — Editions Study, 2009. 302p.
  148. RadkeYarrow, M. Children of depressed mothers: From early childhood to maturity. New York: Cambridge University Press, 1998. P.50−56.
  149. Safonicheva O. Manual Diagnosis and Rehabilitation of Post-Stressor Disorders // International Congress «Euromedica 2005» — Hannover, November 28−30, 2005. — P. 33 — 34.
  150. Safonicheva O. Pathogenesis of myofascial pain and soft tissue manual techniques for correction of disturbed body static.// International Symposium on pain update. Bangalore, 2005. P. 156- 158.
  151. Simons D. G. Myofascial Pain Syndromes Trigger Points // J. of Musculoskeletal Pain. V2 (4). The Haworth medical Press. 1994 — P.113−123.
  152. Simons D. G. The Nature of Myofascial trigger points (letter, comment)// Clinical J. Pain. 1995. — Vol. 11. — 1. — P. 83 — 84.
  153. Still A.T. Ostepathie Research Practice. Eastland Press, 1992. — 28 lp.
  154. Socoteanu I., Cojocaru S.V., Falnita L. Thoracic outlet syndrome -diagnosis and therapy // TMJ 2006, Vol. 56, № 2−3, p. 128−136.
  155. Sutherland W.G. Teaching in the science of Osteopathy. Rudra Press, 1990.-31 lp.
  156. Travell J.G., Simons D.G. Myofascial Pain and Dysfunction. The Trigger point Manual Therapy. Baltimore — London. — 1984. — P.39.
  157. Vernon H. The cranio-cervical syndrome: mechanisms, assessment and treatment. Bulterworth — Heinemann, 2001. — 262 p.
  158. Webster Stratton, C., & Herbert, M. Troubled families—problem children: Working with parents: A collaborative process New York: Wiley. 1994 P. 68−73.
  159. Yates P.O. Birth trauma to the vertebral arteries // Arch. Dis. Childhood. -1969.-V.34. -№ 177. -P.436 441.
  160. , E., & Hodapp, R. Understanding mental retardation. New York: Cambridge University Press. 2006. P.48−56.
Заполнить форму текущей работой