Особенности управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи
Исследованы показатели, характеризующие состояние и развитие процесса формирования этнической толерантности: уровень знаний учащейся молодежью своей этнокультуры и этнокультуры иных народов, уровень этнической идентичности (определяется через субъективное отношение школьников к своей национальности), этнический стереотип (оценивается субъективно через степень угрозы со стороны представителей иных… Читать ещё >
Содержание
- Общая характеристика работы
- Глава1. Теоретические основания управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи
- 1. 1. Понятие этнической толерантности
- 1. 2. Факторы управленческого воздействия на процесс формирования этнической толерантности
- 1. 2. Программно-целевой метод управления процессом формирования этнической толерантности в поликультурном социуме
- Глава. Н.Социолого-управленческая программа формирования этнической толерантности учащихся средней школы
- 2. 1. Методика эмпирического исследования процесса формирования этнической толерантности
- 2. 2. 0. пыт эмпирического исследования по социолого-управленческой модели.79 2.3.Эффективность социолого-управленческой модели
- 2. 1. Методика эмпирического исследования процесса формирования этнической толерантности
Особенности управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
— Актуальность темы исследования. ^ Сегодня, как никогда ранее, в сферу национально-этнических отношений вовлечен каждый человек. Частота межэтнических контактов на индивидуальном уровне значительно выросла. Причиной тому является неуклонное расширение этнического состава российского общества, в основном, из-за процесса миграции населения из близлежащих с Россией республик.
Направления миграционных потоков обусловлены экономическими, политическими, географическими, социальными, культурными и другими факторами. Высокий уровень экономического и социального обеспечения жителей Москвы выступает неким гарантом благополучия каждого мигранта, приезжающего в столицу. Этим, во многом, и обусловлен высокий уровень миграции населения в московский мегаполис, где наряду с контролируемым ф потоком мигрантов, имеет место неконтролируемый.
Социальная и экономическая неустроенность нелегалов приводит к межэтническим конфликтам, прежде всего, на индивидуальном уровне. Представители различных национальностей, вступая • в конфликт на бытовом уровне, проецируют его на все сферы своей жизнедеятельности.
Усугубляют ситуацию средства массовой информации. В поиске сенсации они акцентируют внимание слушателей и читателей на факте правонарушения, насилия, но, самое главное, на национальной принадлежности правонарушителя или террориста.
К чему могут привести межэтнические конфликты на индивидуальном уровне, неконструктивная информация, поступающая по каналам СМИ о представителях некоторых национальностей? Возможны только два варианта # развития национально-этнических отношений с учетом изложенных • фактов.
Первый предполагает дистанцирование и, как результат, изоляцию одной нации и ее представителей от другой. Второй — углубление конфликтов, расширение их во все сферы полиэтничного российского общества и, в итоге, внутренняя конфронтация социума.
Такого развития национально-этнических отношений сегодня нельзя допустить. Россия всегда была многонациональным государством с богатейшим опытом налаживания и сохранения конструктивных межэтнических связей и должна таковой остаться.
Созидание мира должно начинаться с умов людей1 — декларирует ООН. Для выполнения этой задачи необходимо формировать в сознании каждого человека мировоззренческую установку на этническую толерантность. Для поликультурного социума актуальна только взаимная этническая толерантность между представителями всех национальностей.
Процесс формирования данной установки предполагает участие в нем социального института, который, в большей степени, чем другие, ответственен за формирование полноправного и активного члена полиэтничного и поликультурного социума. Это, безусловно, школа.
Она должна провести в умах молодых людей грань между теми, кто разжигает межнациональные конфликты и теми, кто не приемлет никаких конфронтаций на межэтнической почве. И позволить молодым людям осознать необходимость и важность межэтнической консолидации для развития всего общества, в целом, и отдельного человека, в отдельности.
Механизм, посредством которого школа осуществляет поставленную перед ней задачу, это различного рода образовательные программы. Нужно отметить, что в программах на уровне мирового сообщества, российского государства3, Москвы4 присутствует понимание важности формирования.
Резолюция ООН по объявлению Международного Года Толерантности. Сеул, 1995, с.221−224. Декларация принципов толерантности. (Утверждена резолюцией 5.61. генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). М.: Издат. дом «Грааль», 2003. Резолюция ООН по объявлению Международного Года Толерантности. Сеул, 1995.
Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001;2005 годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года № 629). М.: Издат. дом «Грааль», 2003.
Среднесрочная целевая городская программа «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002;2004 годы). Среднесрочная целевая программа «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005;2007г.г.)». М., 2005.
Единая программа «Столичное образование-3». М.: Центр «Школьная книга», 2002. этнической толерантности учащейся молодежи. Однако, целевой программы по формированию этнической толерантности учащейся молодежи средней школы не существует. Ее отсутствие, с одной стороны, и ее востребованность для удовлетворения потребностей полиэтничного й поликультурного социума столицы в сохранении межнационального мира, стабильности, его целостности, с другой, обусловливает актуальность предложенного исследования.
В диссертационной работе представлена научно-обоснованная и эмпирически-апробированная программа по формированию этнической толерантности учащейся молодежи. Она содержит положительную информацию о жизни, деятельности, культуре различных народов и вкладе их в развитие Москвы и России. Овладение такой информацией молодыми людьми и использование ее в их социальной практике будет способствовать искоренению этнических предрассудков, преодолению невежества, этнофобий, снижению уровня молодежного экстремизма на национальной почве, в целом, гармонизации межэтнических отношений и внутренней консолидации общества.
Степень разработанности темы.
Решение проблемы толерантного отношения человека к представителю любой национальности во многом определяет взаимоотношения наций и народов в полинациональном и поликультурном социуме и, в целом, положительно-поступательное развитие самого социума. Поэтому в научно-исследовательских работах ученых — этносоциологов и этнопсихологов уделено значительное внимание разработке этой проблематики.
С точки зрения диссертационного исследования для нас представляют интерес работы по этносоциологии и этнопсихологии: Р. Г. Абдулатипова, В. С. Агеева, А. И. Артемьева, Э. А. Баграмова, Ю. В. Бромлея, А. В. Дмитриева, Л. М. Дробижевой, М. Джунусова, А. Г. Здравомыслова, Н. М. Лебедевой, А. В Мудрик, А. Б. Панькина, Н. П. Пищулина, Ю. П. Платонова, И. А. Снежковой,.
Т.Г.Стефаненко, Т. В. Таболиной, Г. Т. Тавадова, В. А. Тишкова, Ж. Тощенко, М. Уолцер, К. Уэйн, Ю. В. Филиппова и др.
Этносоциология разрабатывает теоретические понятия: народ, национальная идентичность, национальное самосознание, межнациональный конфликтвырабатывает основные условия уменьшения межэтнической напряженности и теоретически определяет, что этническая толерантность является характеристикой межэтнической интеграции.
Этнопсихология рассматривает этнические особенности психики человека. Исследования в этой области имеют непосредственное отношение к проблемам межэтнического взаимодействия и поэтому востребованы этносоциологией для разработки практических способов решения проблем межнациональных отношений как на групповом, так и на индивидуальном уровнях.
Целью данной работы является научно-теоретическая разработка социолого-управленческой модели формирования этнической толерантности учащейся молодежи и ее эмпирическое обоснование применительно к условиям московского поликультурного социума.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие теоретические и практические задачи:
— проанализировать теоретические и методологические основы управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи в условиях московского мегаполиса;
— выявить основные факторы, влияющие на управление процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи;
• -предложить модель-программу управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи применительно к условиям московского поликультурного социума;
— определить концептуальные основы программы «Формирование этнической толерантности учащейся молодежи"(впоследствии называемой «Программа» или курс «Толерантность») и ее основополагающий компонент;
— провести эмпирическое исследование факторов оптимизации управления процессом формирования этнической толерантности;
— проанализировать трансформацию показателей формирования этнической толерантности в процессе эмпирического исследования социолого-управленческой модели;
• -разработать рекомендации по управлению процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи в условиях московского поликультурного социума. «.
Объект диссертационного исследования — это учащаяся молодежь в возрасте 15−16 лет московских общеобразовательных школ.
Предмет диссертационного исследования — управление процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи в системе общего образования.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные концепции и гипотезы, содержащиеся в современных трудах советских и российских этносоциологов и этнопсихологов1 по проблемам этничности, этнической идентичности, этнических стереотипов, межнационального общения, межэтнического конфликта, культуры межнационального общения, интернационального воспитания.
Методы теоретического уровня использовались на всех стадиях исследования и включали в себя теоретический анализ этносоциологической и этнопсихологической литературы.
Нами использованы также экспериментально-эмпирические методы: метод контент-анализа, анкетирование.
Абдулатипов Р. Г. Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество. Приоритеты национальной политики. М.:Известия, 1994. Джунусов М. Об изучении нации как социально-этнической общности людей. Фрунзе, 1969. Баграмов Э. А. Межэтнические отношения и проблемы толерантности. В книге: Культура мира — объединяющий фактор развития общества. Отв.ред. Н. П. Пищулин. М.:МГПУ, 2004. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы:-теория, история, современность. М.:Наука, 1987, с. 14, Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса.М.:Наука, 1983. Сорокин П. А. Россия и Америка. М., 1992. Тавадов Г. Т. Этнология. Словарь-справочник. М.: Социально-политический журнал, 1998. Тишков В. А. Политическая антропология. The USA: 2000.
Выбор методов исследования определялся в соответствии с характером решаемых задач и спецификой изучаемых фактов и явлений и представлял из себя системный подход к изучению объекта и предмета исследования.
Эмпирической базой послужили:
— данные, полученные автором в ходе социологического исследования процесса управления формированием этнической толерантности учащейся молодежи (было опрошено 300 учащихся московских общеобразовательных школ);
— вторичная обработка и интерпретация данных конкретных социологических исследований, проведенных в образовательных учреждениях, Государственным учреждением «Московский дом национальностей», Институтом столичного образования при МГПУ по тем аспектам, которые имеют непосредственное отношение к данной работе (500 • учащихся общеобразовательных школ);
— изучение системы нормативно-правовых. актов по проблемам, образования, принятых на международном, федеральном, а также городском уровнях.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
— Проведена операциональная работа по типологизации понятийного аппарата «этническая толерантность» и предложена авторская интерпретация данного термина.
— Создана и обоснована социолого-управленческая модель формирования этнической толерантности учащейся молодежи. Суть модели заключается в следующем. Повышение уровня овладения индивидом ценностями своей этнической культуры и ценностями иных этнических культур определяет положительную направленность процессов этнической идентификации личности и формирования ею этнических стереотипов об иных народах. Это, в целом, формирует мировоззренческую установку личности на этническую толерантность. Этническая толерантность является одной из основ создания гармоничных межэтнических отношений в поликультурном социуме.
— Теоретически определена и эмпирически подтверждена взаимосвязь процесса формирования этнической толерантности учащейся молодежи с процессом ее социализации в социальном институте — школе.
— Исследованы показатели, характеризующие состояние и развитие процесса формирования этнической толерантности: уровень знаний учащейся молодежью своей этнокультуры и этнокультуры иных народов, уровень этнической идентичности (определяется через субъективное отношение школьников к своей национальности), этнический стереотип (оценивается субъективно через степень угрозы со стороны представителей иных этнических групп), установка на этническую толерантность (определяется по прямым показателям: факту признания ценностного равенства этнических культур и выбора друзей иной этнической принадлежностипо косвенному показателю: отношение к межкультурным заимствованиям), уровень межэтнических контактов школьников.
— Обоснована роль этнокультуры в обеспечении регулятивной функции управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи.
— Социологически интерпретированы показатели изменения этнической толерантности учащейся молодежи при изменении характеристик московской социокультурной среды.
— Разработаны авторские рекомендации по эффективному управлению процессом формирования этнической толерантности в условиях г. Москвы.
Научно — практическая значимость исследования заключается в том, что целевая Программа по формированию этнической толерантности учащейся молодежи — это практическая мера по воспитанию учащейся молодежи в духе уважения других культур и народов при росте их национального самосознания и уровня культуры (как общей, так и национальной), а также превентивная мера в преодолении недопонимания, непонимания представителей различных национальностей и ксенофобии к ним.
Она должна быть внедрена в образовательный процесс школ г. Москвы в качестве отдельного курса или части предмета гуманитарного цикла. Для этого Московскому департаменту образования предложено провести подготовительную работу. Она заключается в следующем: обеспечить школы города предлагаемым методическим комплектом, в курсе «Мировая культура» четко разделить понятия: равноценность культур и равнозначность культур, создать учебник по курсу «Толерантность» для учащихся 9−10 классов средней общеобразовательной школы.
Целесообразно проведение курса занятий в два этапа:
— первый этап — изучение истории, культуры, традиций, обычаев, национальных особенностей народов, населяющих Россиюмежэтническая интеграция;
— второй этап — изучение деятельности культурно-национальных объединений на территории Москвы (с использованием опыта Государственного учреждения «Московского дома национальностей», национальных школ города. Москвы) и политики Правительства. Москвы в сфере национальных отношений.
Теоретические и практические положения данного диссертационного исследования рекомендуются для использования в ходе подготовки преподавателей для общеобразовательных школ и их переподготовке, как самостоятельный курс в преподавании дисциплин гуманитарного цикла, в организации внеучебной работы с учащейся молодежью и выработке мер управленческого воздействия на формирование этнической толерантности учащейся молодежи.
Положения, выносимые на защиту;
— Управление процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи является целеполагающим и активным видом социальной деятельности образовательного учреждения, направленным на овладение индивидом ценностями культуры своего и иных этносов и позитивное их восприятие.
— Уровень овладения индивидом своей этнокультуры' определяет положительную направленность процесса его этнической идентификации.
— Процесс этнической идентификации эффективен при условии объективного сопоставления ценностей этнической культуры индивида с ценностями иных этнических культур.
— Объективное сопоставление ценностей различных этнических культур сокращает субъективный компонент в оценке индивидом носителей иной этнической культуры и формирует положительный этнический стереотип об иных народах и их представителях.
— Позитивная этническая идентичность и положительный этнический стереотип об иных народах формирует те мировоззренческие установки, которые лежат в основе этнической толерантности индивида.
— Установка на этническую толерантность позволяет индивиду вступать в конструктивное межэтническое общение. Оно способствует межнациональному единению и сохранению целостности полиэтничного и полинационального государства.
Программа" прошла апробацию в общеобразовательном центре № 1420 Юго-Восточного округа Москвы в течение 2003;2004 учебного года.
Результаты исследования обсуждались: на круглом • столе Государственного учреждения «Московский дом национальностей» в феврале 2004 года, в феврале 2005 года (материалы представлены на сайте Государственного учреждения «Московского дома национальностей» — www МДН. ги) — на III городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Молодые ученые — московскому образованию» в апреле 2004 года, на семинаре центра социологии образования Российской академии образования и Московского Бюро по правам человека «Разработка методического комплекта по тестированию коллективных представлений в молодежной и преподавательской среде об эталонах толерантного поведения» 1 ноября 2005 г.
Основные положения диссертации изложены автором в следующих публикациях:
Подросток и толерантность";
Социализация подростков и этническая культура";
Школа — общественный центр для практики толерантности";
Толерантность и школьная программа";
Толерантность и социализация личности";
Воспитание толерантного отношения учащейся молодежи к представителям иных национальностей";
Философский и этнологический аспекты понятия «Толерантность»;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Результаты исследования позволяют нам придти к выводу, что практическая направленность данного цикла занятий позволяет учащейся молодежи уже сегодня почувствовать себя полноправными и активными членами общества, то есть, взять на себя определенную' ответственность за мирное и прогрессивное развитие полиэтничного социума. Это значит, что целевая модель формирования этнической толерантности в образовательной системе, с одной стороны, проявляет себя в соответствующем мировоззрении личности в области национально — этнических отношений. С другой стороны, оно (мировоззрение) оказывает влияние на целеполагающую деятельность личности, направленную на сохранение целостности общества на основе межнациональной солидарности. Для нас не было ничего удивительного в том, что ребята предлагают свои способы в решении проблемы недостаточного взаимопонимания представителей различных национальностей в Москве:
— Сначала «исправить» людей, а недопонимания уйдут сами. -Создать условия для общения различных национальностей. Больше общаться. -В наши дни достаточно много говорится об этом. И при этом каждый остается при своем мнении. Многие уютнее чувствуют себя среди внешне-похожих людей, так как просто не хотят потрудиться и увидеть что-то новое, другое, неизведанное, чувствуя (может) опасность. Поэтому пониманию надо учить в школе.
— Знакомить с культурой других народов. Устраивать выставки. Обмениваться делегациями.
Целевая программа по формированию этнической толерантности учащейся молодежи средней школы впервые имеет место в школьной практике. Поэтому в процессе занятий по данному курсу преподаватель и учащаяся молодежь столкнулись с определенными трудностями.
1.В помощь учащимся школ и преподавателям выходит журнал «Этносфера» (М.:ОАО Московские учебники). В журнале представлен материал по этнической культуре и жизни этноса с иллюстрациями, но:
— для учащихся он недоступен, так как отсутствует в школьной библиотеке- -с точки зрения задач курса «Толерантность» материала в нем недостаточно.
Заключение
.
Проведенный в диссертационной работе теоретический и эмпирический анализ процесса формирования этнической толерантности, а также факторов, детерминирующих этот процесс у учащейся молодежи в условиях общеобразовательной средней школы, позволяет сформулировать следующие выводы.
Толерантность — это приобретаемая и намеренно-культивируемая мировоззренческая установка.
Исследование показало, что этническая толерантность формируется в процессе целенаправленного, систематического и рационального обучения индивида знаниям в области своей этнической культуры и иных этнических культур с целью овладения и использования им в своей социальной практике ценностей различных этнических культур. В качестве одного из вариантов обучения предложена социолого-управленческая программа формирования этнической толерантности учащейся молодежи средней школы. Концептуально она построена на ряде теоретических положений и научно-обоснованных гипотез, которые были проверены в процессе эмпирического исследования и стали основными положениями курса «Толерантность».
Свое подтверждение нашли гипотезы:
— Формирование установки на этническую толерантность определено национальным самосознанием индивида: положительно направленным процессом этнической идентификации и создания положительных стереотипов об иных народах. Национальное самосознание, в целом, формируется при освоении ценностей культуры своего и иных народов и их положительном восприятии.
— Оптимальным возрастом для форхмирования этнической толерантности является подростковый. На этом, ограниченном во времени, этапе становления личности для удовлетворения своей потребности в принадлежности к определенной группе = этносу, нации индивид идентифицирует себя с этнической общностью, где происходит реализация своего «я» через объединение с «мы» и сравнение с «они».
— В предложенном исследовании сравнительный анализ факторов, которые оказывают влияние на формирование этнической толерантности подростков (мнение родителей, сверстников, средств массовой информации, московская социальная среда), показал, что приоритетное влияние имеет научно-достоверная информация об этнокультурах и фактах современной жизни этносов, их межэтнических взаимоотношений, которую предлагает школа.
— Ведущая роль школы в активизации процесса формирования толерантности обусловлена следующими показателями:
• процесс формирования этнической толерантности молодых людей органично связан с важнейшим этапом процесса их социализации. Они имеют единую цель: формирование человека как полноправного члена полинационального и поликультурного социума, занимающего активную позицию по отношению к конфронтациям в любой области отношений, включая межэтнические;
• школа способна оказывать влияние на составляющие процессы формирования этнической толерантности за счет усиления этнокультурных компонентов обучения (проведение. курса «Толерантность»);
• данный социальный институт имеет высокий уровень интеллектуальных ресурсов;
• школа пользуется высоким уровнем реального и кредитного доверия среди всех участников процесса.
В процессе курса «Толерантность» молодым людям предлагается усвоить такие знания, которые:
— поднимают их на более высокую ступень этнокультурного развития- -востребованы в поликультурном и полинациональном, социуме. Москвы: помогают им адекватно оценивать, понимать, находить альтернативные мирные пути решения спорных вопросов в сфере взаимоотношений с представителями других народов.
Активное владение такими знаниями, как подтвердило исследование, сокращает субъективный компонент в оценке личностью представителей иных этносов и межэтнических отношений. Это приводит к снижению уровня этнофобий, отрицательных этнических стереотипов, непонимания учащейся молодежью представителей иных культур.
Исследование обосновало необходимость поддержки деятельности школы в формировании этнической толерантности учащейся молодежи комплексом мер со стороны всех социальных институтов. Они должны быть направлены на достижение общей цели — взаимной этнической толерантности представителей различных народов, составляющих социум столицы. Это способствует развитию гармоничных межнациональных отношений и консолидации общества.
Предложенная и апробированная программа (как и вся образовательная система) обладает повышенной динамичностью ориентации, так как учитывает социокультурные особенности класса, школы, округа. Любые изменения в сфере жизни этносов и межэтнических отношений отражаются в программе без изменения ее конечной цели.
Социолого-управленческая модель, как и вся образовательная система, обладает способностью проецировать теоретические знания в области этнических культур и межэтнических отношений на их состояние в будущем. Это позволяет сделать далеко идущие выводы не только о возможности воздействия на уровень этнической толерантности учащихся, но и возможности прогнозировать и регулировать национальные отношения в будущем.
Таким образом, социологическое исследование подтвердило теоретически-обоснованную гипотезу об управляемости процесса формирования этнической толерантности учащихся, конечной целью которого можно считать постепенную интеграцию этносов. На современном этапе это будет способствовать оздоровлению межэтнических отношений и сохранению целостности государства, что представлено на схеме:
Овладение ценностями культуры своего этноса и других этносов 1.
Национальное самосознание (его составляющие: этническая идентичность и этнический стереотип) 1.
Этническая толерантность личности (в процессе социализации подростков) 1.
Гармоничные межэтнические и межнациональные отношения.
Интеграция этносов и социумов (на основе культуры межэтнических отношений).
Сохранение целостности полиэтничного и полинационального государства.
Результаты проведенного научно-теоретического и эмпирического исследования по проблеме формирования этнической толерантности учащихся средней школы позволяют сделать следующие рекомендации по внедрению курса «Толерантность» в школьную программу в качестве отдельного курса или части предмета гуманитарного цикла:
— проведение систематического мониторинга по развитию этносоциальных процессов в обществе с целью корректировки, процесса формирования этнической толерантности учащихся в рамках социолого-управленческой модели;
— подготовка кадров для реализации программы и систематическое повышение их квалификации на базе МГПУ и Государственного учреждения «Московский дом национальностей» и с учетом данных проводимого на постоянной основе мониторинга- -нормативно-правовое обеспечение курса;
Формирование толерантности личности.
Опосредованное регулирование в сфере межэтнических и межнациональных отношений.
— научно-методическое обеспечение процесса;
— привлечение и активизация такого социального института, как семья к проблеме формирования этнической толерантности учащихся.
Данное исследование по проблеме формирования этнической толерантности проводилось только по ряду аспектов, что не исключает комплексного подхода к предложенной теме в перспективе в таких сферах научного знания как педагогика — в части научно-методического обеспечения курса «Толерантность" — юриспруденция — в области нормативно-правового обеспечения курса.
В сфере этносоциологии можно предложить следующие перспективные направления научно-теоретических и эмпирических исследований, например: -исследование этнокультурных особенностей развития учащейся молодежи на современном этапе развития общества (построение гражданского общества, изменение структуры власти, война с терроризмом, необходимость сохранения целостности поликультурного и полинационального государства) — -изучение методов, способов ослабления влияния негативных «факторов (московская социальная среда, средства массовой информации и т. д.) на формирование этнической толерантности учащейся молодежи- -анализ изменений этнического стереотипа, социальной дистанции, характера контактов с представителями иных этносов под влиянием увеличения числа мигрантов-школьников в общеобразовательной школе;
— изучение возможных направлений взаимодействия социальных институтов при формировании этнической толерантности учащейся молодежи разных возрастных групп.
Список литературы
- Абалакина М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. М.: Знание, 1990.
- Абдулатипов Р. Г. Демократические принципы национальной политики. В сборнике: Вопросы межнациональных и федеративных отношений. Выпуск I.M., 1995.
- Абдулатипов Р.Г. Россиягнационалыюе возрождение и межнациональное сотруднячество.//Приоритеты национальной политики. М.:Известия, 1994.
- Абдулатипов Р. Г. Человек.Нация.Общество.М.:Политиздат, 1991.
- Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. Казань: Изд-во Каз.унив., 1997.
- Авилов Г. М. Психологические факторы, определяющие значимость терпимости в системе ценностных ориентаций личности. М.: Аспект Пресс, 2003.
- Авксентьев А.В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культуры межнационального общения.Ставрополь, 1993.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально психологическая проблема. М.: МГУ, 1990.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. М.: МГУ, 1983.
- Ю.Аклаев А. Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов. М.: Институт этнографии им. Н. Н. Миколухо Маклая, 1990.
- П.Александрова Н. С. Амплификация личности ребенка средствами этнокультуры. СПб.: Verba Magistri, 2002.
- Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.
- Андреенкова Е.В. Этнические установки русских в России к некоторым славянским, закавказским и среднеазиатским народам. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2000.
- А’никин А.В. К вопросу о некоторых современных версиях русского национального возрождения и их исторических корнях. М.: Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо Маклая, 1990.
- Аракелян О.В., Бабилаев А. Н. Поликультурное образование и этнопсихология. М.:Издат.Дом «Грааль», 2002.
- Артемьев А.И. Социология личности. М.: Арбат XXI, 2001.
- П.Арутюнян Ю. В., Дробижева JI.M., Сусоколов А. А. Этносоциология.М.: Аспект Пресс, 1999.
- Арутюнян Ю. В. Нация и психический склад. Краснодар, 1966.
- Арутюнян Ю. В. Россияне:столичные жители.М., 1994.
- Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». М.:Наука, 1973.
- Баграмов Э.А. Нация, национальная идея и национальная политика.// Евразия. Народы. Культуры. Религии. М., 1997, № 1−2(5−6), с.44−54.
- Баграмов Э.А. Нация и' национальная психология (в поисках новых концептуальных подходов).//Евразия. Народы. Культуры. Религии № 1. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.
- Баграмов Э.А. Российская федерация: национальная политика и национальная психология. Центр «Этносфера». М., 1999.
- Баграмов Э.А. рук. авторского коллектива. Разделит ли Росиия участь Союза ССР? (Кризис межнациональных отношений и федеральная национальная политика). Коллективная монография. М., 1993.
- Баграмов Э.А., Голотвин Ж. Г., Тадевосян Э. В. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального и патриотического воспитания. М.: Политиздат, 1988.
- Байкова J1.A., Евсеева A.M., Орлова Е. А. Гуманизация школьг. теория и опыт. Рязань, 1999.
- Баранов А.С. Россия и террор: XIX—XXI вв. (социокультурный аспект) //Социальная политика и социология. М.: МГСУ «Союз» № 3(19), 2003.
- Бердяев Н. Судьба России. М.: Философское общество, 1990.
- Беркович H.A. Племя, народность, нация: Социально-философское исследование. СПб: Наука, 2001.
- Бисько И.А. Диалог культур как инструмент социализации личности студента. СПб.: СПб. гос. инженерно экономический университет, 2003.
- Богатова О.А. Этнические границы в Мордовии: парадокс многоуровневой идентичности.// Социс, № 6, 2004, с.69−75.
- Бодалев А. А. Личпость и общение.М.:Межд.педагог.академия, 1995.
- Бодалев А. А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.
- Бодалев А. А. Психология общения.М., 1996.
- Болтенкова Л.Ф. Интернационализм в действии. М.: Мысль, 1988.
- Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школь ников. Ростов-на-Дону, государственный педагогический институт, 1976.
- Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения.М.ДИБС.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
- Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987.
- Бурханов Р.А., Любутин К. Н. Классическая философская антропология: И. Кант и Л.Фейербах. Екатеринбург: издательство Уральского университета, 1995.
- Валитова P.P. Толерантность как этическая проблематика. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: МГУ, 1997.
- Введение в этническую психологию. Под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: СПб. университет, 1995.
- Вовенарг Люк де Клапье. Размышления и максимы. Введение в познание человеческого разума. Ленинград: Наука, 1988.
- Волков Г. Н. Этиопедагогика. М.: Academa, 2000.
- Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1988.
- Вощилова Н.В. Образование как «зеркало» ценностной системы культуры. СПб.: Verba Magistri, 2002.
- Всемирный доклад по культуре. ЮНЕСКО. М.: Магистр Пресс, 2002.
- Гаврилов В. Бомба «с косичками».// Труд-7, 7.10.2004, с. 6.
- Галиев Г. Т., Сперанский В. И. Межэтнические отношения как объект социальной технологии. Уфа, 2001.
- Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности. М.: Институт этнографии и антропологии РАН, 1990.
- Гаюрова Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности интолерантности. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
- Гегель В. Феноменология духа. М.: Наука, 2000.
- Гегель В. Философия истории. М., 1935.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа -Пресс, 1995.
- Гельвеций К.А. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1974.
- Гоббс Т. Сочинения в двух томах, М.: Мысль, 1989.
- Голев А. Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников. Пятигорск, 1996.
- Головинская Е.В. Воспитание толерантного мировоззрения на основах идей гуманистической педагогики. СПб.: Verba Magistri, 2002.
- Гончарук С.И. Этническое и патриотическое сознание. М.: Макс Пресс, 2002.
- Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России (основные направления). Р. Г. Абдулатипов -руководителем., 1994.
- Грабарник Т.Н. Этнический компонент самосознания московских школьников. М.: МГУ, 1999.
- Грауман Карл Ф. Взаимное видение перспектив исходная предпосылка осознанной толерантности. М.: Логос, 1998.
- Даутова Г. Ж. Образование в духе сотрудничества культур. СПб.: Verba Magistri, 2002.
- Двадцатый век глазами молодых.//Моск.гор.пед, ун-т- Науч.рук.Н.П., Пищулин. М., 2000.
- Декларация о культуре мира. М.: РАН, 1999.
- Декларация принципов терпимости. М.: РАН, 1999.
- Денисенко М.В. Стереотипы в этноидентификационном портрете русского человека. М.: Макс Пресс, 2002.
- Джунусов М.С. Вопросы теории интернационального воспитания.Ташкент: «Узбекистан», 1980.
- Джунусов М.С. Об изучении нации как социально-этнической общности людей.Фрунзе, 1969.
- Дидро Д. Сочинения в двух томах. Т.2. Академии Наук СССР. М.: Мысль, 1991.
- Дмитриев А.В. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект.// Социс № 10, 2004.
- Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов. М.:Гардарики, 2002.
- Дмитриев А.В. Общая социология. М.:Современный гуманитарный университет, 2001.
- Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.:Гардарики, 2002.
- Дмитриев А.В. Этнический конфликт: теория и практика. М., 1998.
- Дмитриев А.В., Залысин И. Ю. Насилие: социо-политический анализ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССНЭП), 2000.
- Дробижева JI.M. Духовная культура и этническое самосознание нации. М.: Институт этнографии и антропологии, 1990.
- Дробижева JI.M.Духовная общность народов СССР.М.:Мысль, 1981.
- Дробижева JI.M. Роль интеллигенции в развитии национального самосознания народов СССР в условиях перестройки. М.: Академия Наук СССР, 1990. .
- Дробижева JI.M. Социально-психологическая обусловленность культурных контактов. М.: Наука, 1973.
- Иванова СЛО. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России. Ставропол ь, 2003.
- Игнатов В. Блокада Аджарии разорит Грузию.// Труд-7. 18 марта, 2004.
- Ильчиков М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М.: Институт международного права, 1996.
- Ильяева И. А. Культура общения. Опыт философско-методологического анализа. Воронеж: Изд-во Воронеж.упив., 1989.
- Ибрагимов JI. Этнопедагогизация образовательно-воспитательного процесса в школе как основа поликультурного образования. СПб, 1999.
- Идентификация идентичности. Этнополитический ракурс. Составитель и отв. редактор Губогло Н. М. М.: ЦИМО, 1990.
- Кавелина Е. Мегаполис мира и согласия.// Этносфера. № 12(63), М.: ОАО Московские учебники, 2003.
- Казанов Х.М. Нации и национальные отношения. Майкоп: изд-во МГТИ, 2003.
- Каношин Д. Н. Методологические проблемы науки управления общественными процессами при социализме. Ярославль, 1973.
- ЮО.Кант И. Из лекций по этике (1780 1782). Этическая мысль. М.: Политиздат, 1990.
- Кант И. Т.6. Соч. в 6 томах. М.: Мысль, 1966.
- Ю2.Каптерев П. Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. СПб., 1899.
- ЮЗ.Каптерев П. Ф. О природе детей. СПб., 1899.
- Ю4.Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. СПб., 1905.
- Кеннет Уэйн. Образование и толерантность. М.: Логос, 1998.
- Юб.Коган Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура.М.:Знание, 1981.
- Коган Л. Н. Расцвет и сближение культур социалистическихнаций. Свердловск, 1982.
- Ю8.Козырева П. М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе. Институт социологии РАН. Центр общечеловеческих ценностей. Исследовательский центр «Демоскоп». М., 2002.
- Ю9.Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1989.
- И.Конфуций. Беседы и суждения. СПб.: Кристалл, 2001.
- Концепции зарубежной этнологии. Критические этюды. Отв.Ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1976.
- ПЗ.Корф Г. Критика теорий культуры Макса Вебера и Герберта Маркузе. М.: Прогресс, 1975.
- Кочетков В.В. Социологический анализ межкультурных различий. Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. Саратов, 2000.
- Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М.:Изд-во «Экзамен», 2002.
- Нб.Кукушкин B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Ростов-на-Дону, 2002.
- Куличенко М. И. Нация и социальный прогресс.М.:Наука, 1983.
- И8.Кцоева Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений.
- Автореферат на соискание уч.степ.канд.псих.наук.М., 1985.
- Лармин О.В. Искусство и мблодежь: эстетические очерки. М.: Мол. гвардия, 1980.
- Леви Стросс К. Первобытное мышление.М.: Эксмо-Пресс, 2001.
- Леви Стросс К. Структурная антропология.М.:Наука, 1983.
- Лебедева Н.М., Малхозова Ф. М. Социально-психологическое исследование этнической толерантности в Карачаево-Черкесии. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
- Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в пол и культурных регионах России и СНГ. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
- Левкович В.П., Чернова О. В. Особенности этнокультурной адаптации этнокультурных групп народов Поволжья. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность.М., 1976.
- Локтев В. Город в черном.// Труд-7, 9.09.2004.
- Лосский Н.О. Характер русского народа. Посев, 1957.
- Лотман Ю.М. Типология культуры. Взаимное воздействие культур. Тарту, 1982.
- Магомедова Е.В. Толерантность: механизмы регулирования • национально-этнических конфликтов. Зерноград, 1999.
- Маликова Н.Р. Межнациональное общение: взаимодействие в согласии и конфликте. Автореферат дис. на соискание уч. степ доктора соц. Наук.М., 1992.
- Маликова Н.Р. Межнациональное общение: методологические проблемы этносоциологического исследованиям., 1990.
- Маркин А.В. Проявление социальных девиаций в условиях межэтнических конфликтов. Краснодар, 2001.
- Матюшина Т.М., Перепелкин JT.C. Этнология. Народы России: история и современное положение. М.: Знание, 1997.
- Мацкявичене М. Где научат говорить по-русски.// Труд-7, 26.08, 2004.'
- Межнациональное общение в российском многонациональном обществе: проблемы и перспективы. Краснодар, 2001.
- Минц С.С. Формы толерантности в политической жизни российской провинции. M.: Аспект Пресс, 2003.
- Михайлов В. Пик сепаратизма Россия прошла.// Труд-7 от 18.07.02, с. 7.
- Михеева Г. А. Опыт работы вузов Москвы по интернациональному и патриотическому воспитанию студентов.М., 1975.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Издательская фирма «Сентябрь», 1997.
- НО.Мукашева А. К. Социальное познание подрастающего поколения и формирование ненасильственных форм отношений между людьми. СПБ.: Verba Magistri, 2002.
- Муртазина Д.Р. Проблемы и перспективы социализации молодежи в России. СПб: Verba Magistri, 2002.
- Мысливцев В.Г. Этносоциальные процессы русского народа. Саратов, 2003.143 .Назаров В Л. Толерантность и вопросы реформирования российского образования. Екатеринбург, 1999.
- Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Монография. Волгоград: Перемена, 2001.
- Парсонс Т.О. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
- Пищулин Н.П., Анаиишнев В. М. Образование и управление. М.:Жизнь и мысль, 1999.
- Пищулин Н.П. Теория и концепция толерантности и культуры мира сквозь призму образования. М.:МГПУ, 2004.
- Пищулин Н.П., Пищулин С. Н., Коробецкий И. А. Толерантное сознание этнических общностей (общественная экспертиза, основы и перспективы формирования). М.:МГПУ, 2004.
- Пищулин С.Н. Перспективы формирования толерантного сознания в многонациональном столичном мегаполисе в зеркале социологии. В книге: Толерантность основа взаимопонимания. Отв.ред. Н. П. Пищулин. М., 2004.
- Плюснин Ю.М. Личность па перекрестке культур: модели социализации в условиях межкультурпого взаимодействия. Новосибирск, 1995.
- Познание и общение. Отв.ред.Б. Ф. Ломов.М.:Наука, 1988.
- Поршнев Б. Ф. Принципы социально-этнической психологии.М., 1964.
- Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.:Наука, 1979.
- Преснякова Л. Чужие в России (апрель .2002). М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003.
- Проблемы национального самосознания русских: этнические стереотипы населения. РАН. ИНИОН- Отв. ред. Полякова Н. Л. М.: ИНИОН.1998.
- Проблемы образования и воспитания в полиэтническом обществе. Под ред. И. Р. Плеве, С. И. Замогильного. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002.
- Психология межкультурных различий. Саратов: Саратовский государственно-технический университет, 1998.
- Ракачев В.Н. Толерантность и комплиментарность в межэтнических отношениях. М.: Аспект Пресс, 2003.
- Резолюция ООН по объявлению Международного Года Толерантности. Сеул, 1995.
- Рогачев П.М., Свердлин М. А., Патриотизм труд — творчество. М.: Знание, 1980.
- Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. Под ред. Н. М. Римашевской. М.: 2002.
- Рыжова С.В. Психологические аспекты исследования межэтнической ориентации (на примере русских в Эстонии). М.: Академия Наук СССР. 1990.
- Савельев В.В. Культура как важнейшее условие формирования межэтнических толерантных отношений. В сборнике материалов: Толерантность основа взаимопонимания. Отв. ред. Н. П. Пищулин. М.: МГПУ, 2004.
- Савченко Н.В. Основы глобалистики. Новосибирск, 2002.
- Сарматин Е.С. Национально-государственная идеология как насущная проблема и общественная потребность. СПб.: Verba Magistri, 2002.
- Сафронов Б.Г., Ковалевский М. М. как социолог. М.: МГУ, 1960.
- Семенов В.М., Чеченев А. В. Этнос, нация, народ. М.: ВИУ, 2002.
- Серова И.И. Культура . межнационального общения. Минск: Изд-во «Университетское», 1986.
- Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений.СПб.:Изд-во Михайлова В. А., 1999.
- Скуратовский В.А. Культура межнациональных отношений: проблемы регулирования и саморегулирования.К.:Вища школа, 1991.
- Следзевский И.В. Московская программа толерантности. Толерантный мегаполис. Информационно аналитический бюллетень. 1/2003. М., 2003.
- Смирнов А.Н. Социальный контекст толерантности: постановка проблемы. М.: Аспект Пресс, 2003.
- Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.
- Снежкова И.А. Национальные требования в деятельности неформальных объединений. М.: Академия Наук СССР, 1990.
- Советская многонациональная школа в условиях развитого социализма. Под ред. Ф. Г. Паначина. М.:Педагогика, 1984.
- Советский энциклопедический словарь. М.:Изд-во «Советская энциклопедия», 1982.
- Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1986.
- Соглашение между комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Правительством города Москвы о сотрудничестве в реализации проекта «Культура мира в России год 2000″. М.: РАН, 1999.
- Соловьев В. Национальный вопрос в России. СПб., 1888.
- Соловьев Э.Г. Субъектность толерантности в меняющемся мире: к постановке проблемы. М.: Аспект Пресс, 2003.
- Сорокин П. А. Россия и Америка.М., 1992.
- Социальпая и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. Институт этнологии и антропологии РАН. Автор Проекта и отв. редактор Л. М. Дробижева. М.:Издат. ипст. социологии РАН, 2000.
- Спенсер Г. Основания этики. СПб.: Издатель, 1899.
- Спенсер Г. Справедливость. Под ред Филиппова М., СПб., 1897.
- Становление личности в общественном процессе. Отв.ред. Л. П. Буева. М., 1995.
- Степанов В.В. Мониторииг уровня конфликтности в России по данным EAWARN. // Этнопанорама. № 1−2.Издательство Южный Урал, 2003.
- Стефаненко Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
- Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке. Критический обзор основных этносоциологических концепций. М.: Наука, 1985.
- Тавадов Г. Т. Интернациональное единство советского народа (теоретические и методологические проблемы). Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1985.
- Тавадов Г. Т. (рук. авторского коллектива). Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М.:Луч, 1995.
- Тавадов Г. Т. Политология. Учебное пособие М.: Изд.-торг. Дом „Гранд“: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
- Тавадов Г. Т. Этнология: Словарь-справочник. М.: Проект, 2004.
- Тавадов Г. Т. Этнология. Словарь-справочник. М.: Социально-политический журнал, 1998.
- Татенко В.А. Анализ процесса социализации личности. Киев, 1976.
- Тер-Минасова С. Г. Языки и межкультурная коммуникация. М., 2000.
- Тиванов С. Демографический фактор в соперничестве цивилизаций.// Союзное вече. № 4(48), 28 октября-3ноября, 2004. .
- Тишков В.А. Да изменится молитва моя! О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений. М.: Институт этнографии, 1989.
- Тишков В.А. Политическая антропология. The USA, 2000.
- Тишков В.А. Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия. Серия обозрений к первому конгрессу российских предпринимателей. М., 1994.
- Тощенко Ж. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. (Этносоциологические очерки). М.: Российский гуманитарный университет, 1997.
- Третьяков П.И., Трошева А. В. Культурологическая основа управления школой. Москва-Ульяновск, 2002.
- Уолцер Майкл. О терпимости. М.: Идея Пресс, 2000.
- Учебный процесс и социологические исследования. Сборник научных трудов. Киев, 1989.
- Уэйн К. Образование и толерантность. М.: Логос, 1998.
- Филимонов А.Д. Этнокультурные особенности социального развития молодежи: управленческий аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2000.
- Филиппов Ю.В. Социализация этноса. Нижний Новгород, 1997.
- Фэйзон М. Воспитание и толерантность. М.:Логос, 1998.
- Ханстантииов В.А. Культура межнационального общения:сущность, тенденции развития. Автореферат на соискание ученой степени канд. философских наук. М., 1992.
- Хофстед Гирт. Различия и опасность: особенности национальных культур и ограничения в толерантности. М.: Логос, 1998.
- Чамукова Э.А. Развитие межэтнических отношений: принципы самоосуществления. М.: Центр Этносфера., 1999.
- Шопенгауэр А. Собр.соч. в пяти томах. Т.1. Мир как воля и представление. М.:Московский клуб, 1992.
- Эпплайа К. Энтони. Мультикультуралистское недопонимание. М.: Идея Пресс, 2000.
- Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Отв.ред.А. К. Байбурин, И. С. Кон. СПб.: „Наука“, 1991.
- Юм Д. Соч. в двух томах. Т.2. О национальных характерах. М.: Мысль, 1965.
- Юраков А.В. Ресурсы межэтнической толерантности в Башкортостане. М., 2002.
- AIlport G.W. Controlling group prejudice. Philadelphia, 1946.
- Allport G.W.The nature of prejudice. Cambridge, 1954.
- Amir Y., Sharan Sh. School desegregation: Cross-cultural perspectives. London: Lawrence Erlbaum assoc., 1984.
- Lippman W. Public opinion. New York. 1922.
- Lipset Seymour Martin. The first new nation. The United States in historical and comparative perspective. Garden City (N.Y.), 1967, р.311−326.
- Talcott Parsons. Personality and Social Structure. In Alfred H. Stanton and Stewart E.Perry.edc., Personality and Political Crisis.Glencoe. The Free Press, 1951.- по программе
- Байбаков H.K. Моя родина Азербайджан. М.: Газоил-пресс, 2001.
- Бассель Н. История культуры Эстонии. Таллин: Kertis Gewey. 2000.
- Белорусы. Отв. ред. Симченко Ю. Б. РАН. Институт этнологии и антропологии, им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1992.
- Бутанов В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов. Ленинград: Наука, 1988.
- Бутромеев В.П. Корона Великого княжества: Диссертация в полном смысле этого слова на тему: кто же такие белорусы, откуда они взялись и что они делают во всемирной истории. М.: Олма-Пресс, 1999 Минск.
- Грузины и абхазы. Путь к примирению. Общ. ред.: Б. Коппитера, Г. Нодиа, Ю. Анчабадзе. М.: Издательство „Весь Мир“, 1998.
- Грузинская ССР. Культура. Тбилиси: Мерани, 1971.
- Дашдамиров А.Ф. Национальная идея и этничность (Азербайджанская идея в этнокультурном интерьере). М., 1996.
- Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары, 1988.
- Ю.Древние обряды, всроваиия и культы народов Средней Азии. Историкоэтнографические очерки. Отв. ред. Басиров В. Н. М.: Наука, 1986.
- Духовная культура пародов Сибири: традиции и новации. Новосибирск, 2001.
- Дьяченко В.И. Воспитание детей у якутов. Ленинград: Наука, 1988.
- Евстифеев А. Старые обычаи, новые традиции. Ташкент, 1977.
- М.Елаев А. А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М., 2000. 15. Ефименко А. Я. История украинского народа. Киев: Лыбидь, 1990. 16.3умакулов В. М. Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1985.
- Иванов В.П. Чувашский этнос: Проблемы истории и этнографии. Чебоксары, 1998.
- Игнатов В. Блокада Аджарии разорит Грузию.// Труд-7 от 18.03.2004, с.З.
- Ида О. Эстония: Эхо истории Нарва: SATA, 2000.
- Илляшевич В. Ревельский тракт: История о русской Прибалтике. Таллин: Тарбелнфо-Рус. телеграф, 2001.
- Инал Ипа Ш. Д. Традиции и современность. По материалам этнографии абхазов. Сухуми: Аиашара, 1973.
- История Казахской ССР. С древнейших времен до наших дней. Казогиз, 1943.
- История Молдавской ССР. Учебное пособие для 8−9 классов. Кишинев, 1961.
- История Эстонской ССР. Учебник для средней школы под ред. К.Сийливаска. Таллин, i960.
- Кавелина Е. Мегаполис мира и согласия.// Этносфера.№ 12(63). М.: ОАО Московские учебники, 2003.
- Казиев М., Эфендиев М, Алияров С. История Азербайджана. Баку, 1969.
- Календарные обычаи и обряды пародов Восточной Азии: Годовой цикл. М.:Наука, 1989.
- Капица Ф.С. Славянские .традиционные верования, праздники .и ритуалы.
- Справочник. М.: Флинта: Наука, 2000.
- Кеворкова Н. Надо отвечать за слово и страну. // Этносфера.№ 10(61). М.: ОАО Московские учебники, 2000.31 .Колодезников С. К. Живое и неживое в традиционном мировоззрении якутов. СПб., 1997.
- Культурное наследие народов Сибири и Севера. СПб., 2000.• • Щ •
- Магницкий В. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде. Казань, 1888.
- Мамедов М. Новые традиции и обряды в Азербайджане. Ташкент: Узбекистан, 1985.
- Мамулов B.C. Удивительный народ из страны чудес: Армения и армяне -уникальный феномен цивилизованного мира. М., 2000.
- Мансуров Т.А. Посольские годы в Москве (январь 1994 февраль 2002 г.) М.: Реал-Пресс, 2002.
- Марр Н. История Грузии. (Культурно исторический набросок). СПб., 1906.
- Марфусалова А.Д. Мудрость экотрадиций северян. Якутск, 2002.
- Мастюгина Т.М., Перепелкин J1.C. Этнология, Народы России: История и современные положения. М.: Знание, 1997.
- Менабде JI.B. Очаги древнегрузинской культуры. Тбилиси: Ганатлеба, 1968.
- Михайлов Н. Республика Янтарная. Рига: Лиесма, 1973.
- Мысливцев В.Г. Этносоциальные процессы русского народа. Саратов, 2003.
- Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию. Улан-Удэ, 2002.
- Нацов Г. Д. Материалы по истории и культуре бурят. Улан-Удэ, 1995.
- Никифоровский НЛ. Нечистики. Свод простонародных в Витебской Келоруссии сказаний о нечистой силе. Виленский временник. Вильна, 1907.
- Казахстане и казахах. Т.7. Алматы: IDK TIPO, 1998.47.0т Лифляндии к Латвии. Прибалтика русскими глазами. Составитель Абызов Ю. М.: Аркаюр, 1993.
- Пельше Р.А. Связи латышской и русской культуры, 1951.
- Пестерев В.И. Страницы истории Якутии в документах, легендах, мифах. Якутск: Бичик, 2000.
- Плауде Э., Крипен Я., Лиела Э. История Латвийской ССР. Рига, 1960.
- Попов Н.А. О якутах. Якутск, 1910.
- Попов Ю. Варяги, осветившие Русь. // Труд-7 от 11.03.2004.
- Потапов Л.П. Охотничий промысел алтайцев. СПб., 2001.
- Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. Новосибирск, 1948.» «
- Примаков Е. Война с исламом может расколоть Россию.// Этносфера. № 11(50). М.: ОАО Московские учебники, 2002.
- Притязания армян и исторические факты. Б.М., 2001.
- Роголев А.И. Мифологический мир якутского эпоса Олонгхо. СПб., 1997.
- Россия Украина: История взаимоотношений. Отв. ред.: Миллер А. И., Репринцев В. Ф., Флоря Б. Н. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
- Рябинию Ю. Зело разумный и в советах способный. // Этносфера. № 112(63). М.: ОАО. Московские учебники, 2003.
- Рябченко Е.В. Кавказ в составе России: история и современность. Краснодар, 2001.
- Сагалаев A.M. Мифология и верования алтайцев. Наука: Новосибирск, 1984.
- Салмин А.К. Духи требуют жертв. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1990.
- Салмин А.К. Предводители обрядов у чувашей. Чебоксары, 1997.
- Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. Отв. ред. Г. П. Снесарев. М.: Наука, 1978.
- Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX нач.ХХвв.). Якутское книжное издательство- 1989.
- Соловьева Л.Т. Культура народов Кавказа, традиции толерантности. М.: Аспект Пресс, 2003.
- Смыр Г. В. Религиозные верования абхазов. Гагра, 1994.
- Стебницкий П.Я. Украина и украинцы. Петроград, 1917. v
- Сумцов Н.О. Из украинской старины. Харьков, 1905.
- Сургуладце А.Н. Очерки истории грузинской культуры. Тбилиси: Хеловнеба, 1989.
- Тенгереков И.С. Теленгеты: Историко этнографический очерк. Горно-алтайск, 2001.
- Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. Отв. ред. Бромлей. М.: Наука, 1985.
- Тырылгин М.А. Истоки феноменальной жизнеспособности народа Саха. Якутск: Бичик, 2000.
- Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола. М., 1998.
- Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. Казань: Татарское книж. издат., 1981.
- Хайруллина Г. Исламский мир доверяет России. // Этносфера. № 11(62). М.: ОАО Московские учебники, 2003.
- Хоштария-Броссе Э. В. История и современность: абхазская проблема в конфликтологическом аспекте. Тбилиси, 1996.
- Чигринов П.Г. Белорусско-российские отношения: история и современность. Минск, 1999.
- Чихладзе Н.Р. Грузинские женщины деятельницы национальной культуры (XIX -ХХвв.). Тбилиси: Мерани, 1987.'
- Чотонов А. О национальных традициях народов Средней Азии. Фрунзе: Академия Наук КССР, 1964.
- Шарафутдинов Д.Р. Традиции, рожденные жизнью. Казань: Таткнигоиздат, 1978.
- Шолнбаев Т.Ж. Прогрессивное значение присоединения Казахстана к России. Алма-Ата: Казахстан, 1973.
- Этикет у народов Южной Азии. Отв. ред. Н. Г. Краснодембская. СПб., 1999. 85. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Отв. ред. Иванов В. П. Чебоксары, 1993.
- Этнические процессы и образ жизни (на материалах исследования населениягородов БССР). Ред. В. К. Бондарчук. Минск: Наука и техника, 1980.
- Юраков А.В. Ресурсы межэтнической толёрантности в Башкортостане. М., 2002.184