Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные идеи православия о достоинстве, свободе и правах человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация Объединенных Наций не раз обращала внимание мировой общественности на эти проблемы. Так, в 2000 г. под эгидой ООН мировыми лидерами была сформулирована программа «Восемь целей развития тысячелетия до 2015 года». В их числе: ликвидация крайней нищеты и голода, обеспечение всеобщего начального образования, сокращение детской смертности, расширение прав и возможностей женщин, борьба… Читать ещё >

Основные идеи православия о достоинстве, свободе и правах человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Базовыми идеями, на которые опирается теория прав человека, являются понятия о достоинстве и свободе. В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» [11] дана религиозно-нравственная оценка категории достоинства человеческой личности, подчеркнута высочайшая ценность и ответственность за направление и образ своей жизни.

В Основах отмечается, что понятие «достоинство» имеет в первую очередь нравственный смысл, а представление о том, что достойно, а что недостойно, «крепко связано с нравственными или безнравственными поступками человека и с внутренним состоянием его души». При этом важно ясно различать достойное и недостойное в жизни человека. «Достойной является жизнь согласно изначальному призванию, заложенному в природе человека, для участия насколько это возможно в благих делах, исполнении всякого блага». Достоинство подтверждается наличием у каждого человека нравственного начала, которое «опознается в голосе совести». Если человек заботится об удовлетворении своих потребностей за счет других, то такая жизнь «опасна для личности, общества и окружающей природы, разрушает среду обитания». Отсюда делается следующий вывод: «Согласно нравственной традиции между достоинством человека и нравственностью существует прямая связь. Более того, признание достоинства личности означает утверждение ее нравственной ответственности».

Свобода выбора и свобода от зла в православии рассматривается в зависимости от самоопределения личности и бережного отношения к внутреннему миру человека и его свободе выбора. «В то же время, — отмечается в Основах, — свобода выбора не есть абсолютная и конечная ценность; осуществляя ее человек не должен причинять зла самому себе и окружающим». Злоупотребляя свободой выбора, «человек утрачивает свободу жизни в добре, которую он имел в первозданном состоянии». Признавая ценность свободы выбора, православие утверждает, что «таковая неизбежно исчезнет, когда выбор делается в пользу зла… Зло и свобода несовместимы». В Основах показано, что «слабость института прав человека — в том, что он, защищая свободу выбора, все менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от зла. Общественное устройство должно ориентироваться на обе свободы, гармонизируя их реализацию в публичной сфере. Нельзя защищать одну свободу, забыв о другой». Употребление свободы во зло неизбежно влечет за собой умаление собственного достоинства человека и унижение достоинства других людей. Общество должно создавать механизмы, восстанавливающие гармонию человеческого достоинства и свободы. В общественной жизни концепция прав человека и нравственность могут и должны служить данной цели. Эрозия нравственности в конце концов ведет к разрушению законности. Недопустимо вводить в область прав человека нормы, размывающие или отменяющие мораль. РПЦ усматривает огромную опасность в законодательной и общественной поддержке различных пороков — например, половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия, возведения в норму изменение природы человека и т. п. К сожалению, в обществе появляются законодательные нормы и политические практики, которые не только разрешают подобные действия, но и создают предпосылки для их навязывания всему обществу через средства массовой информации, системы образования и здравоохранения и др. «Согласно своему достоинству, — отмечается в Основах, — человек призван к благим делам. Он обязан проявлять заботу об окружающем мире и людях. Стремлением его жизни должно быть совершение добра и научение добру, а не злу». Православие высоко ценит в людях чувство патриотизма, любовь к своей семье, к своей стране. «Под предлогом защиты прав человека одним цивилизациям не следует навязывать свой уклад жизни другим… Борьба за права человека становится плодотворной тогда, когда она служит духовному и материальному благу личности и общества». С точки зрения православной церкви, — подчеркивается в Основах, — политико-правовой институт прав человека может служить благим целям защиты человеческого достоинства и содействовать духовно-нравственному развитию личности. Для этого реализация прав человека не должна вступать в противоречие с богоустановленными нравственными нормами и основанной на них традиционной моралью. Индивидуальные права человека не могут противопоставляться ценностям и интересам отечества, общины, семьи. Православие в силу своего основного призвания предлагает рассматривать права и свободы с точки зрения их возможной роли в создании благоприятных внешних условий для совершенствования личности.

Современная система прав человека носит разветвленный характер, среди которых основными являются:
  • 1. Право на жизнь. Православие не приемлет и осуждает терроризм, вооруженную агрессию, криминальное насилие и все другие формы преступного лишения человеческой жизни.
  • 2. Свобода совести выражается в возможности выбирать мировоззренческие ориентиры своей жизни. Принцип свободы совести не является препятствием для партнерских отношений церкви и государства в социальной, благотворительной, образовательной и другой общественно значимой деятельности.
  • 3. Свобода слова. Свобода выражения мыслей и чувств, предполагающая распространение информации, является естественным продолжением свободы мировоззренческого выбора. Слово должно созидать и поддерживать добро. Человек несет особую ответственной за свои слова.
  • 4. Свобода творчества. Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания мира. Творчество, призванное способствовать раскрытию потенциала личности, не должно оправдывать нигилистического отношения к культуре, религии и нравственности. Право на самовыражение отдельной личности или групп людей не должно осуществляться в формах, оскорбительных для убеждений и образа жизни других членов общества. Необходимо соблюдать важнейший принцип общежития — взаимное уважение различных мировоззренческих групп.
  • 5. Право на образование. Образование — это не только средство для приобретения знаний или для введения человека в жизнь общества, но и воспитание личности с учетом культурных традиций общества и мировоззренческой позиции семьи и личности. При этом должна уважаться свобода совести.
  • 6. Гражданские и политические права. В истории православия сложилось представление о необходимости плодотворного сотрудничества власти и общества. Для этого необходимо реальное представительство интересов граждан на различных уровнях власти и обеспечение возможностей для гражданского действия. Православная традиция соборности предполагает сохранение единства общества на основе непреходящих нравственных ценностей. Церковь призывает людей сдерживать свои эгоистические устремления ради общего блага.
  • 7. Социально-экономические права. Православие придает ясное нравственное измерение таким правам и свободам, как право собственности, право на труд, право на защиту от произвола работодателя, свобода предпринимательства, право на достойный уровень жизни. Реализация экономических прав, — подчеркивается в Основах, — не должна приводить к формированию такого общества, в котором пользование материальными благами превращается в доминирующую или даже единственную цель существования социума. Одно из назначений экономических и социальных прав заключается в том, чтобы предотвратить конфронтационное расслоение в обществе. Оно создает условия для нравственной деградации общества и личности, порождает отчуждение людей друг от друга, нарушает принцип справедливости.

Митрополит Волоколамский Иларион[1] в статье «Православный взгляд на современные проблемы человечества в XXI веке»[2] рассматривает отношение православия к глобальным проблемам современности: социальной несправедливости, сверхбогатству и крайней бедности, охраны окружающей среды и др. Особое внимание уделяется осмыслению значения утверждения в обществе традиционных нравственных и духовных ценностей как важнейшему условию решения стоящих перед человечеством проблем.

В контексте формирования общества знания — нового этапа развития цивилизации, данная статья представляет большой научный и общественный интерес с точки зрения изложения опыта православного осмысления глобальных проблем человечества — «новых вызовов» и обозначения возможных путей их преодоления.

В статье отмечается, что эти проблемы возникли не вчера — большинство из них сопровождают человеческое сообщество на протяжении тысячелетий. Однако острота их с каждым годом увеличивается кратно в силу роста народонаселения, с одной стороны, и с другой — глубокого расслоения общества на богатых и бедных, появления новых рисков, над которыми общество утрачивает контроль, что несет угрозу существованию всего человечества.

Организация Объединенных Наций не раз обращала внимание мировой общественности на эти проблемы. Так, в 2000 г. под эгидой ООН мировыми лидерами была сформулирована программа «Восемь целей развития тысячелетия до 2015 года». В их числе: ликвидация крайней нищеты и голода, обеспечение всеобщего начального образования, сокращение детской смертности, расширение прав и возможностей женщин, борьба с заболеваниями, охрана материнства, обеспечение экологической устойчивости и формирование глобального партнерства в целях развития бедных стран. Несмотря на определенные успехи в достижении поставленных целей, в мире сохраняется чудовищное социальное неравенство и диспропорции в распределении доходов. Так, в 2015 г. 62 человека из списка Forbes обладали состоянием, равным совокупному состоянию 3,6 млрд беднейших людей планеты — половины населения Земли. За период 2010—2015 гг. состояние 62 упомянутых человек увеличилось на 31% и достигло 1,76 трлн долл., одновременно совокупное состояние беднейшей половины населения сократилось за тот же срок на 41% (на 1 трлн долл, в абсолютном выражении).

Причинами такого неравенства в доходах являются: использование оффшорных юрисдикций, уклонение от налогов; неуклонное снижение доли от создаваемой добавочной стоимости, выплачиваемой работникам. Вместе с тем доходы на капитал, нераспределенная прибыль компаний, банковский капитал, государственные дотации и др. растут большими темпами, чем сама экономика.

Большую роль в сохранении и углублении дисбаланса в доходах играют транснациональные корпорации, сосредоточившие в своих руках колоссальные материальные и финансовые ресурсы, где занято огромное количество граждан разных стран. Реальные владельцы этих корпораций сосредотачивают в своих руках огромную власть, неподконтрольную народам и правительствам, включая монополию на интеллектуальную собственность, подавление конкуренции, получения «монопольной ренты», что подразумевает необоснованно высокие зо цены на их товары и услуги. Отсюда автор статьи делает следующий вывод: «Мы можем говорить о безнравственном характере политики консолидации капитала в руках мирового олигархата в ущерб простым людям, обирания их до нитки в погоне за еще большими прибылями».

Другая глобальная проблема, тесно связанная с жаждой обогащения, — это загрязнение окружающей среды, утрата лесов, нехватка чистой воды (затрагивает более 40% населения мира), изменение климатических условий и др. Загрязнение и разрушение природы — это неизбежное следствие современной потребляющей модели хозяйствования («общества потребления»). «Ключевым моментом в восстановлении баланса между человеческой деятельностью и природой, — отмечает автор, — является необходимость воспитания сдержанного отношения человека к собственным потребностям, разумного самоограничения и умеренности». Бережное отношение к окружающей среде, экономное расходование энергоресурсов — дело каждого человека. В своей совокупности экономическое неблагополучие и экологические проблемы создают высокие риски для всего человечества.

Говоря о причинах кризиса европейской культуры, автор приходит к выводу, что в его основе лежит кризис человека как «меры всех вещей», кризис системы исповедуемых им ценностей и провозглашение его, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «…абсолютной и конечной ценностью, а его благо — критерием справедливости общественного устройства». Утверждение ценностей «предельного индивидуализма» воспринимается человеком исходя из исключительно субъективных предпосылок, как вседозволенность: сам решает для себя, что для него значимо, что не имеет ценности, сам выстраивает иерархию субъективных ценностей и следует ей. Поэтому иногда низменные интересы становятся «высшей ценностью» в жизни человека, возникают неизбежные конфликты в обществе, происходит девальвация самого понятия «ценность». Эту проблему не способна решить экономика, построенная лишь на стимулировании потребления без действенного механизма перераспределения материальных благ, основанного на нравственном отношении к слабым и незащищенным. В заключении автор статьи делает вывод: «Любая человеческая деятельность должна иметь нравственные ориентиры. Сами по себе материальные блага не делают человека счастливым. Более того, сосредоточенность лишь на материальном преуспеянии приводит к нравственной деградации личности».

Отмечая большое значение базовых идей православия для цивилизационного развития социума, полагаем, что общество, основанное на знаниях способно воплотить духовно-нравственные гуманистические «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» в решении актуальных проблем России в XXI в.

  • [1] Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев Григорий Валерьевич) — ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольныхКирилла и Мефодия, заведующий кафедрой теологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», председатель Отдела внешних церковных связейМосковского патриархата.
  • [2] Иларион митрополит Волоколамский (Алфеев В. Г.) Православный взгляд на современные проблемы человечества в XXI веке // Вопросы философии. 2017. № 4. С. 12—17.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой