Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические механизмы функционирования матричных организационных структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между возможностью теоретического обоснования выбора единицы анализа социально-психологических механизмов функционирования организационных структур и реально существующими эклектическим способами оценки структур. Так в социально-психологической науке организационные отношения и процессы взаимодействия вовлеченных в ее функционирование элементов исследуются с позиции вовлеченных в трудовую… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. 1. Организационная структура в контексте социально-психологического знания
    • 1. 2. Матричная организационная структура как система межличностных и межгрупповых взаимодействий и отношений
    • 1. 3. Постановка проблемы исследования
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ % ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
    • 2. 1. Анализ методов исследования социально-психологических механизмов функционирования организационных структур
    • 2. 2. Разработка методики анализа социально-психологических механизмов функционирования матричной организационной структуры
    • 2. 3. Обоснование валидности и надежности методики анализа
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ МАТРИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
    • 3. 1. Особенности механизма восприятия работниками формальной матричной структуры
    • 3. 2. Особенности механизмов восприятия работниками своего места в организационной структуре и возникающих форм взаимодействий
  • Фи
    • 3. 3. Особенности механизмов отношения работников к принятой системе работ в организации

Социально-психологические механизмы функционирования матричных организационных структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Наиболее существенным моментом преобразований в России является становление рыночных регуляторов социально-экономической деятельности, правовое становление частной собственности, в том числе и на средства и орудия производства, формирование конкурентного типа общественных связей и отношений, развитие новых социальных институтов. Следствием этого процесса, с одной стороны, является то, что в обществе складывается новая социально-экономическая и социально-психологическая среда, свойственная рыночному обществу. Это выражается в изменении характера и структуры норм, ценностей, представлений человека, структуры и характера взаимодействий людей и групп, применительно ко всем сферам общественной жизни, в том числе трудовой.

С другой стороны, формирование рыночной экономики в России, сложнейшие социально-экономические и правовые преобразования, критическое состояние общественного производства создают условия, которые характеризуются высокой степенью изменчивости и неопределенности. Это требует от субъектов трудовой деятельности перехода к новым, более совершенным формам управления и построения своей деятельности, позволяющим четко и оперативно реагировать на изменения в ситуации неопределенности. Традиционные формы организации и ведения трудовой деятельности становятся неадекватными внешним условиям и напрямую сказываются на эффективности деятельности предприятия. В силу этого, возрастает значимость организационной структуры, как одного из факторов, обеспечивающих адаптацию организации к внешним условиям. Правильно выбранный тип структуры позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой и определяет бесконфликтный и высокопродуктивный характер внутриорганизационных отношений.

Несмотря на объективно высокую потребность в постоянном отслеживании эффективности функционирования организационной структуры, ситуация с этим элементом в управлении за последние годы кардинально не изменилась. Попытки трансформации линейных структур в сторону более адекватных внешним условиям структурам наталкиваются на внутриорганизационное противодействие. Если же иметь в виду предприятия и организации, адаптированные к внешним условиям, то деятельность по отслеживанию и корректировке функционирования организационной структуры, хотя и признается важным элементом в управлении фирмой, однако технологически оснащена недостаточно, поскольку представленные методики по оценке эффективности функционирования организационных структур и их оптимизации представляют собой конгломерат разномастных способов воздействия на организацию, почерпнутых из различных научных источников и непосредственного опыта. В то время как адекватное решение проблемы оценки и оптимизации требует системного подхода, теоретически согласованного соотношения частей и целого, процессов и структуры, субъекта и объекта управления.

Традиционный приоритет в описании организационных структур и объяснения механизмов их функционирования уделяется традиционным (линейным, линейно-функциональным) типам. Это объясняется господствующим положением организаций с такого типа структурами на рынке. В то же время, новые, более адекватные в условиях высокоизменчивой и неопределенной среды матричные организационные структуры, являются новыми для российского общества. Принципиальные отличия организационной среды, кросс-культурные различия существенно ограничивают возможности переноса данных по матричным организационным структурам, полученных на Западе в практику отечественных организаций.

В целом сложилась достаточно парадоксальная ситуация. На уровне организационной структуры отражаются нормы, ценности, ожидания, представления, характер взаимодействий людей и групп, которые наполняют ее. Следовательно, деятельность по оптимизации функционирования организационных структур по своему содержанию есть также деятельность социально-психологическая, так как влечет за собой изменение психических свойств и состояний людей и групп в условиях организации. Однако в реальной действительности российских предприятий и фирм, а также в научных разработках по этой тематике, приоритет отдается исключительно организационно-управленческой стороне этой деятельности.

Это ставит отечественную социальную и психологическую науку перед необходимостью проведения собственных исследований в русле указанной проблематики.

Состояние научной разработанности проблемы. Современное состояние разработанности проблемы выявления социально-психологических механизмов функционирования матричных организационных структур характеризуется, с одной стороны, набором теоретических и практических конструкций, которые используются в реальной практике и, с другой стороны, отсутствием попыток построения социально-психологического обоснования функционирования матричных организационных структур с единых теоретико-методологических позиций. Данное противоречие может быть конкретизировано через противоречия:

1. Между возможностью теоретического обоснования выбора единицы анализа социально-психологических механизмов функционирования организационных структур и реально существующими эклектическим способами оценки структур. Так в социально-психологической науке организационные отношения и процессы взаимодействия вовлеченных в ее функционирование элементов исследуются с позиции вовлеченных в трудовую деятельность коллективов[25−36−47−55−63−64−87], бригад [20−54−88−89], межличностных отношений и взаимодействий [26−28−37−58−60−64−77−87−106−107], оценки соответствия психологической структуры отношений формальной [7−19−32−40−50−71- 118−121−128−133], с позиций основных функций лидера и руководителя [19−36−41−42−47−56−70−92−113−114−132]. Управленческая наука при анализе функционирования организационных структур опирается на представления об организации как о естественной либо искусственной, или рациональной, системе, социотехнической системе [13−17−21−79−80−82−102−109−116]. Разнообразие подходов к пониманию сущности и закономерностей функционирования одного и того же объекта приводит на практике к разработке в рамках различных теоретических и методологических принципов разномастных, зачастую приводящих к противоречивым результатам при применении, методик исследования состояний организационных отношений и социально-психологических закономерностей функционирования организационных составляющих.

2. Между наличием рекомендаций по проектированию организационных структур в рамках теории организации, теории управления и отсутствием в них анализа социально-психологической феноменологии, сопровождающей структурные изменения. Так при организационном проектировании подсистема персонала в совокупности всех требований к ней, рассматривается как условие эффективного функционирования другой подсистемы организации — технологическойисследования ведутся в направлении поиска эффективных сочетаний форм организационной структуры, характера производства и определяющих внешних условий [4−5-7−12−38−39−43−51−57−62−78−97−102−118−119- 120- 127- 133].

3. Между наличием частных исследований социально-психологических механизмов взаимодействия между людьми и группами в ходе трудовой деятельности и отсутствием в них критерия организационной структуры как определяющего социально-психологические процессы и состояния. Исследования, представленные в рамках отечественной социально-психологической науки, рассматривают в качестве определяющего критерия социально-психологической феноменологии характер, цели и мотивы совместной деятельности1, межличностные отношения рассматриваются как возникающие внутри коллективов и бригад2, межгрупповые отношения, возникающие в ходе взаимодействия коллективов и бригад рассматриваются сквозь призму наличия у них единой цели, основные структурные моменты, задаваемые из вне при построении организации как ее сложность, формализация и интеграция не учитываются [3−6-25−37−59−63−73−94−107]. В последнее время, в социально-психологической науке подчеркивается необходимость расширения рассмотрения по объекту и по предмету категории совместной деятельности, более пристальному изучению межгрупповых отношений и взаимодействий, возникающих в ходе нее [2−60−72−86].

1 При этом, обязательным признаком совместной деятельности рассматривается наличие единой цели для участников, включенных в совместную деятельность [87, с. 19].

2 Связано это с тем, что большинство исследований в этой области выполнено в 80-ее годы, когда запросы практики привели к необходимости исследовать прогрессивную, по тем временам, бригадную форму организации труда.

4. Наличием в зарубежной науке управления и организационной психологии рекомендаций применительно к подсистеме персонала в матричных организационных структурах [4−52−102−112−120−121−122−124−125−128] и частичной или полной невозможности их применения по причине социально-экономических, социокультурных и других различий.

Цель исследования — выявить и обосновать социально-психологические механизмы и закономерности функционирования матричных организационных структур в интересах повышения эффективности практической деятельности предприятий в современных условиях.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Проанализировать состояние решения проблемы принципов функционирования организационных структур и наполняющего их персонала в рамках социальной психологии и других научных дисциплин.

2. Обосновать основные социально-психологические принципы и единицы анализа, позволяющие содержательно раскрывать социально-психологические процессы функционирования матричных организационных структур.

3. На основе обоснованных принципов и единиц анализа, представить матричную организационную структуру как особый тип организационных структур.

4. Разработать социально-психологическую методику исследования процессов функционирования матричных организационных структур.

Объект исследования — социально-психологические свойства, состояния персонала и процессы функционирования матричной организационной структуры.

Предмет исследования — обоснование социально-психологических механизмов и закономерностей функционирования матричной организационной структуры.

Методы исследования. Цели и задачи исследования определили разработку и отбор методов, методик и конкретных методических приемов, с помощью которых они достигались и решались. В качестве методов исследования применялись: теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, дедукция и индукция, анализ и синтез, логическое сравнение, проблематизация, критика, систематизация.

В качестве эмпирических методик сбора информации применялись специально разработанные методики анализа документов, включенного наблюдения, формализованного интервью, анкетного опроса, экспертных оценок. Все исследование осуществлялось в четкой логической последовательности и включало в себя ряд этапов.

Теоретико-методологическую базу исследования составили положения общенаучной методологии, прежде всего естественно-структурный подход, психологические принципы: единства сознания и деятельности, развития, детерминированности когнитивных процессов характером и содержанием деятельности. Также основу работы составили фундаментальные исследования раскрывающие принципы общения, межличностных и межгрупповых отношений, функционирования коллективов, отечественные и зарубежные исследования организационных и управленческих отношений, корпоративной культуры и социально-психологического климата. Основу для описания и объяснения организации как особого образования, представленного в реальности и характеризующегося особым набором социальных и социально-психологических свойств и качеств составили представления об организации, сформулированные в рамках системного подхода. Основой для описания и объяснения социальнопсихологических процессов функционирования матричных организационных структур является представление о взаимной детерминации когнитивных процессов, форм межгруппового взаимодействия и объективных условий, предложенное B.C. Агеевым.

Гипотезы исследования:

Общей гипотетической идеей исследования является предположение о том, что процесс функционирования матричных организационных структур во многом обусловлен специфическими для данного типа структур социально-психологическими механизмами. Такое предположение о характере протекания социально-психологических процессов в матричной организационной структуре в ходе ее функционирования, нашло свое отражение в конкретной гипотезе:

Социально-психологические способы взаимодействия участников трудового процесса проявляются в возникновении внеформальной структуры. Внеформальная структура, в свою очередь, обусловлена, с одной стороны, формально предписанными способами выполнения заданий (должностными инструкциями, штатным расписанием, организационными нормами), и, с другой стороны, совокупностью представлений участников трудового процесса о них (представлениями о формальной структуре, своем месте в организационной структуре).

Научная новизна. В ходе диссертационного исследования были выявлены и описаны основные социально-психологические свойства, состояния персонала и процессы функционирования матричных организационных структур.

На теоретическом уровне;

1. Обоснован наиболее адекватный теоретический подход к исследованию социально-психологических процессов функционирования матричных организационных структур, выделены основные социально-психологические категории (отношение и взаимодействие), позволяющие в рамках конкретной социально-психологической теории раскрывать закономерности свойств, состояний и процессов функционирования организационных структур.

2. На основе вышеуказанных категорий разработана модель матричной организационной структуры, как включающей в себя набор вовлеченных в ее функционирование индивидов и групп, располагающихся на одном и том же или различных уровнях иерархии в системе руководства-подчинения, характеризующихся отношением к организации в целом, другим индивидам и группам, а также к себе как представителю организации и взаимодействующих в рамках формальной, внеформальной и неформальной структур.

На эмпирическом уровне:

1. Разработана методика оценки социально-психологических свойств, состояний и процессов функционирования матричной организационной структуры.

2. Выделен наиболее общий социально-психологический механизм функционирования матричной организационной структуры, выражающийся в возникновении форм взаимодействий и отношений к внутриорганизационной реальности, отличных от предписанных формальной структурой. Выделены основные факторы, оказывающие влияние на особенности и характер возникающих форм взаимодействий: объективные — формально-структурные, и субъективныеиндивидуально-личностные.

3. Выделены социально-перцептивные особенности отражения работниками матричной структуры своего места в организационной структуре, принятого порядка работ (формальной структуры), и особенности их связи с демонстрируемыми работниками формами взаимодействий в ходе выполнения трудовых заданий.

4. Выделены социально-психологические характеристики работников матричной организационной структуры, являющиеся необходимыми для эффективной работы в рамках структуры такого типа. Выделены основные характеристики матричной организационной структуры, оказывающие влияние на степень удовлетворенности принятой системой взаимодействий в структуре матричного типа и на возникающие у работников данной структуры трудности в ходе выполнения трудовых заданий.

Практическая значимость.

Применение разработанной методики, включающей в себя блоки оценки типических характеристик матричной организационной структуры, зафиксированных в проекте формальной структуры предписанных форм взаимодействий, организационных норм, ценностей и принципов по отношению к персоналу, а также реально возникающих в процессе функционирования организации форм взаимодействий и отражения норм и ценностей в сознании работников, позволяет на наш взгляд, наиболее адекватно и с минимальными затратами диагностировать функционирование структуры матричного типа.

В силу того, что методика представляет собой инструмент, позволяющий оценивать значительный спектр социально-психологических свойств, состояний и процессов функционирования матричной организационной структуры, методика может являться основой для конкретных действий по оптимизации функционирования существующей организационной структуры. Разработанная методика может быть также применена в случаях проведения работ, связанных с проектированием структуры матричного типа.

Данная методика может являться основой для создания сходных по типу и содержанию методик, предназначенных для оценки социально-психологических особенностей функционирования структур не только матричного, но и других типов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1.Понимание матричной организационной структуры как а) представленной набором вовлеченных в ее функционирование индивидов и групп, б) располагающихся на одном и том же или различных уровнях иерархии в системе руководства-подчинения, в) характеризующихся отношением к организации в целом, другим индивидам и группам, а также к себе как представителю организации и г) взаимодействующих в рамках формальной, внеформальной и неформальной структур, является наиболее адекватной основой для раскрытия свойств, состояний и процессов функционирования матричной организационной структуры.

2. Наиболее общий социально-психологический механизм функционирования матричной организационной структуры выражается в возникновении в ходе выполнения заданий форм взаимодействий между элементами структуры, отличающихся от предписанных формально. На возникающие формы взаимодействий влияют как принятый в структуре порядок работ, организационные ценности и нормы, так и представление работников о своем месте в организационной структуре, и о самой формальной структуре, нормах и ценностях.

3. Матричная организационная структура характеризуется рядом противоречий, среди которых, наиболее значимыми являются: а) противоречие между представлением работников о самих себе как о включенных в одну из единомоментно присутствующих организационных структур — формальную, внеформальную и неформальную — и их восприятием этих структур в организационной реальностии б) противоречие в восприятии работниками существующих форм взаимодействий в организации и демонстрируемыми ими формами взаимодействий в реальности.

Достоверность научных положений и выводов обеспечивается эмпирическим материалом, полученным на основе репрезентативной выборки и применения комплекса процедур и методов, аргументировано адекватных целям и задачам работы. Надежность и валидность полученных данных обеспечивается применением процедур доказательства надежности и валидности выбранных методов исследования.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях «Проблемы управления» и «Реформы в России и проблемы управления», проходивших в ГУУ в 1997;98 гг., а также на «V Российско-Китайском симпозиуме по управлению», проходившем в ГУУ в 1998 году.

Разработанная методика применялась при исследовании эффективности функционирования организации матричного типа (АББ УНИТУРБО) с целью оптимизации организационной структуры в 1999 г.

Структура диссертации и логика ее изложения.

Цели и задачи исследования, особенности его предмета, методика и процедура изучения проблемы определили логику, структуру и содержание диссертации. Она состоит из введения, трех глав диссертации, в которых представлено основное содержание работы, заключения, списка литературы из 133 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, трех приложений. Основной текст.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование направленное на выявление социально-психологических механизмов матричных организационных структур, позволяет сделать ряд как теоретических, так и научно-практических выводов, главными из которых являются следующие.

1. Проведенный анализ терминологического аппарата, используемого для описания процессов функционирования организаций и их структур, а также основных теоретических и научно-практических исследований, раскрывающих содержание этих процессов, позволил определить наиболее общие принципы, которые могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы для описания социально-психологических особенностей состояний основных элементов организационных структур и процессов между ними. Понимание организационной структуры как: 1) представленной набором вовлеченных в ее функционирование индивидов и групп, 2) располагающихся на одном и том же или различных уровнях иерархии в системе руководства-подчинения, 3) характеризующихся отношением к организации в целом, другим индивидам и группам, а также к себе как представителю организации и 4) взаимодействующих в рамках формальной, внеформальной и неформальной структур, может служить адекватной основой как для анализа эмпирических закономерностей, представленных в конкретной организации, так и для последующего обобщения данных и теоретического анализа функционирования организационных структур разных типов.

2. Выделены, проанализированы и представлены в терминах социально-психологической науки основные параметры, дифференцирующие типы организационных структур. На основе категорий взаимодействия и отношения, выделенных нами как позволяющих наиболее адекватно раскрывать социально-психологические особенности внутриорганизационной реальности, матричная организационная структура была представлена как особый тип организационных структур, характеризующийся определенным набором отношений и взаимодействий между ее элементами.

3. Разработана методика анализа социально-психологических механизмов матричных организационных структур и обоснована адекватность ее применения. Описана комплексная процедура диагностики состояния организационной структуры, включающая в себя применение таких методов как экспертный опрос, интервью, анализ документов. Получены эмпирические данные, позволяющие использовать их как основу для теоретического анализа и обобщения, так и для практической работы по корректировке существующей в организации — объекте анализа организационной структуры.

4. На основе полученных данных, выделены некоторые социально-психологические механизмы функционирования матричной организационной структуры и наполняющего ее персонала, представленные закономерностями в плоскости «когнитивные процессы в сознании индивидов — объективно существующие условия, связывающие группы — демонстрируемые индивидами формы взаимодействий». Подтверждена гипотеза о том, что реально возникающие формы взаимодействий в организации представлены на уровне внеформальной структуры, появление которой и характер представленных в ней связей детерминированы как непосредственно представленными в организационной реальности формально предписанными формами взаимодействия, способами выполнения трудовых заданий, нормами, ценностями, так и представлениями работников о своем месте в организационной реальности и представлениями о формальной структуре. Именно анализ внеформальной структуры и соотнесение ее с формальной, является на наш взгляд, основой для оценки эффективности всей организационной системы. Полученные данные о существенном расхождении внеформальной структуры со структурой формальной характеризуют матричную структуру с точки зрения таких ее характеристик как децентрализация и низкая формализация.

5. На основе полученных данных, также выделен ряд частных закономерностей, раскрывающих особенности главного механизма функционирования матричных организационных структур. В частности, можно говорить о несоответствии закономерностей восприятия работниками матричной структуры своего места в структуре, закономерностей понимания принципов и целей функционирования организационной структуры и демонстрируемых работниками форм взаимодействий. Исследованы основные характеристики матричной организационной структуры, выделяемые в науке как отличительные для данной структуры. Исследованы типические для данной структуры преимущества и недостатки, а также трудности, возникающие у работников в ходе выполнения трудовых заданий. Возникающие типические трудности в ходе исполнения заданий работниками и частичная удовлетворенность ими принятой системой работ, определяются выделенными в ходе исследования параметрами, относящимся как к объективными характеристиками матричной организационной структуры, так к характеру отражения этих характеристик в сознании работников.

На наш взгляд, можно говорить о том, что поставленные в начале работы цели были достигнуты. Проведенная работа может служить как основой для дальнейшего поиска теоретических закономерностей так и основой для научно-практической деятельности, связанной с анализом эффективности функционирования организационных структур, корректировкой структур, проектированием организационных структур. Однако, проведенная работа может считаться лишь началом работ в области исследования социально-психологических механизмов функционирования организационных структур. Можно выделить несколько направлений работ, которые, по нашему мнению, являются актуальными, требующими пристального внимания со стороны исследователей.

Во-первых, необходимо продолжение работ, связанных с исследованием организаций матричного типа с целью накопления и последующей обработки эмпирических данных, касающихся особенностей функционирования такого типа организаций. В силу того, что западная практика доказала эффективность использования такого типа структур, необходимы данные, позволяющие вскрыть закономерности возникающих состояний элементов матричных организационных структур и процессов между ними, так как в силу того, что такого типа структуры эффективны в условиях нестабильной среды (чем характеризуется российская действительность), можно прогнозировать рост частоты применения данного типа структур.

Вторым направлением исследований могут выступать исследования, направленные на проверку основных выработанных в западной науке закономерностей, связанных с различными комбинациями характеристик организационной системы (технологии, внешних условий, формализации, характера организационных задач и т. д.), в российских, отличающихся от западных культурных и социально-экономических условиях. Сюда же можно отнести и направление исследований, направленных на сопоставление отличительных особенностей функционирования различных типов структур, так как представленные в научных разработках различия, в большей степени, характерны для западных условий. Также, направление работ может заключаться в применении и обосновании наработанных в рамках социально-психологической науки закономерностей, связанных с исследованием группы и групповых отношений по отношению к такому объекту как организационная структура, и матричная организационная структура в частности.

И наконец, еще одним важным направлением работ могут считаться работы, направленные на совершенствование диагностического инструментария социально-психологических состояний элементов организационной структуры и процессов между ними. Связано это с тем, что предложенный в работе инструментарий, направлен на оценку особенностей матричной организационной структуры, в то время как запросы практики требую исследований организационных структур любого типа. И во-вторых, в настоящих социально-экономических условиях, когда во главу угла ставится экономическая эффективность деятельности предприятия, технологические, производственные и управленческие процессы ориентированы на максимальную экономию всех ресурсов (финансовых, технологических, временных), научные исследования организационной реальности сильно затруднены. В силу этого, встает вопрос о разработке таких способов получения данных, позволяющих с минимальными потерями для организаций достигать исследовательских целей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии // Психологический журнал. 1980. — Т1. — № 4. — С. 11−28
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
  3. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.144 с.
  4. М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1994. — 689 с.
  5. Анализ и формирование организационной структуры промышленного предприятия: вопросы методологии и методики / Под ред. Аганбегяна А. Г. -Новосибирск, Наука, 1983. 182 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
  7. Ю.А. Психологическая коррекция управления на промышленных предприятиях. Кемерово, 1992. — 215 с.
  8. Т.А. Консультирование по проблемам управления современных российских предприятий: Автореф. дис. канд. соц.-псих. наук. М., 1996. — 24 с.
  9. В.П. Организационно-структурное поведение предприятия. М.: ГУУ, 1994. 46с.
  10. М., Приходько В. К вопросу о гибкости организаций органического типа // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4. — С.79−82
  11. А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М.: Межд. пед. академия, 1995. — 326 с.
  12. Бородин В, Проектирование структуры инновационной научно-технической фирмы // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. — С.98−103
  13. Э.Г. Общая теория организаций и системно-организационный подход. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989. — 236 с.
  14. К.А., Дежкина И. П., Казакова Ф. К., Сергеева И. А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. М.: ОАО «издательство Экономика», НОРМА, 1997. — 526 с.
  15. В.Н. Социально-психологические механизмы организационной культуры. М., 1999. — 145 с.
  16. И. Управление экономикой: Пер. со словац. М.: Политиздат, 1985.222 с.
  17. Д.М. Организация и управление. Изд. 3-е, перераб. — М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 332 с.
  18. . Что такое психология: В 2-х т. Пер. с фр. М.: Мир, 1992. Т1: 496 е., Т2: 376с.
  19. В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: в 2 т. / Международный научно-исслед. ин-т проблем управления. М.: МНИИПУ, 1997. — Т1 — 768 е.- Т2 — 736 с.
  20. Н.В. Организационные факторы формирования трудового климата в коллективе // Личность в системе общественных отношений. Ч.З. — М.: Наука, 1983. -С.489−495
  21. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб.: Ольга, 1997.
  22. И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 1998. — 208 с.
  23. Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986.- 236 с.
  24. А.И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С.25−34
  25. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд-во МГУ, 1979.128 с.
  26. А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
  27. А.И., Саркисян Ш. В. Динамика межличностного восприятия в условиях совместной деятельности // Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С.86−123.
  28. А.И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С.38−49
  29. В.Н. Экспериментальная психология. -М.: ИНФРА-М, 1997. 256 с.
  30. Л.И. Ситуационный подход новое направление в американском менеджменте // США: экономика, политика, идеология. — 1978. — № 10. — С.99−108
  31. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, НИМБ, 1997. — 607 с.
  32. Г. Е. Социально-психологическая структура производственного коллектива // Психология управления. 1976. — Вып.1. — М.: Знание. — с. 26 -42
  33. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Под общ. ред. В. Е. Хруцкого. М.: Политиздат, 1991. — 510 с.
  34. А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987. — 303 с.
  35. В.Н. Психологические основы ситуационного подхода к оценке персонала. М.: Издательский центр ГУУ, 1998. — 154 с.
  36. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1978. — 279 с.
  37. Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова. М.: Наука, 1975. — 263 с.
  38. В.И., Петкевич Ф. П. Особенности организационной структуры и стратегии управления в рыночных условиях хозяйствования. Тюмень: Софт-Дизайн, 1995.-с. 127.
  39. Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 384 с.
  40. Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 1999. — 472 с.
  41. Р.Л. Если Вы руководитель.: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — Изд. 3-е, доп. и пер. — М.: АНХ при Правительстве РФ, Дело, 1998.-399 с.
  42. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив: Социально-психологический очерк. Л.: Лениздат, 1974. — 167 с.
  43. А.В. Оптимизация организационной структуры региональной государственной службы: Автореф. дис. канд. соц.-псих. наук. М., 1998. — 26 с.
  44. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Изд-во Социально-псих. Центр, 1996. — 391 с.
  45. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975. — 96с.
  46. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. -207 с.
  47. .Ф., Рубахин В. Ф. Психология и управление // Психология управления.- 1976. Вып.1. — М.: Знание. — с. 5−26
  48. Ф. Концепция организационного поведения: прошлое как пролог к настоящему и будущему // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. — С.32−35
  49. Методология и методы социальной психологии / Институт психологии АН СССР / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977. — 248 с.
  50. .З. Методы анализа и формирования организационных структур управления // Системные исследования: методологические проблемы. 1980 — М.: Наука, 1981.-С. 112−135
  51. .З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998. — 336 с.
  52. Мир управления проектами: основы, методы, организация, применение / Под. ред. РешкеХ., Шелле X.- Пер. с англ. Позднякова А. В, Позднякова В. В. М.: Алане, 1994. — 303с.
  53. П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы: Пер. со шведск. СПб.: Нотабене, 1992. — 445 с.
  54. К. Влияние форм организации труда на ответственность личности на производстве // Психологический журнал. 1983. — Т.4. — № 3. — С.61−69
  55. Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива: В помощь лектору // Библиотека: Психология и педагогика для взрослых. -М.: Знание, 1982.-64 с.
  56. Н.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования. JL: Изд-во ЛГУ, 1979. -С.121−174.
  57. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под. ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека. М.: Издательство МГУ, 1987. — 304 с.
  58. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  59. .Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения. Л.: Наука, 1981. — 192 с.
  60. Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 3. — С.76−81
  61. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.255 с.
  62. А.В., Шпалинский В. В., Оботурова И.А и др. Психологическая теория коллектива / Под общ. ред. Петровского А. В. М.: Педагогика, 1979. — 239 с.
  63. А.В. Экспериментальные методы исследования личности в коллективе: Тезисы всесоюзной научно-методической конференции / Мин-во высшего и среднего специального образования Латв.ССР. Даугавпилс, 1985. — 127 с.
  64. Политика АББ Унитурбо в области управления персоналом. М., 1996. -6с.
  65. Положение о персонале ТОО «СП АББ Унитурбо».- М., 1998. Юс.
  66. Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.206 с.
  67. Г. Х. Проблемы теории управления. М.: Экономика, 1974. — 318с.
  68. Преуспевать с радостью / Н.Энкельманн. Молитвенник для шефа / М. Биркенбиль: Пер. с нем. М.: СП «Интерэксперт», Экономика, 1993. — 395 с.
  69. А.И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1983. — 176 с.
  70. А.И. Современная социология организаций. М.: 1995. — 296 с.
  71. Прикладные проблемы социальной психологии / Под ред. Левкович В. П. М.: АН СССР, Институт Психологии, Наука, 1983. — 296 с.
  72. Проблемы управления в контексте гуманитарной культуры, М, МГУ, 1997.126 с.
  73. Производственная социология, психология и педагогика / Филиппов А. В., Липинский В. К., Князев В. Н. М.: Высш.шк., 1989. — 255с.
  74. Процедура вознаграждения работников ИКО АББ Унитурбо.- М., 1996. 10с.
  75. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1976. — 368 с.
  76. Пью Д., Хиксон П. Исследователи об организациях: хрестоматия: Пер. с англ. -М., ЛИНК, 1997.-234 с.
  77. М. Границы безграничных предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. — С.92−97
  78. B.C. Методологические проблемы системного исследования организационно-экономического механизма управления // Системные исследования: методологические проблемы. 1992 — М.: Наука, 1992 — С. 159−181
  79. Н.М. К вопросу о связи организации совместной деятельности и эффективности первичного коллектива // Психология возрастных коллективов. М.: НИОПП АПН СССР, 1978. — С.148−149
  80. Рюэгг-Штурм Й. Новая системная теория и внутрифирменные изменения // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 5. — С.72−78
  81. А.Л. Социальная психология управления производственным коллективом. Л.: 1979.
  82. Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  83. Э.А. Основы теории организации. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. -375 с.
  84. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений: Сборник научных трудов / Институт психологии РАН- Отв. ред. Журавлев A.JI. М.: Институт психологии РАН, 1997. — с. 142.
  85. Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1988. — 232 с.
  86. Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда / Под ред. Шороховой Е. В., Журавлева А. Л. М.: АН СССР, Институт Психологии, Наука, 1987.-214 с.
  87. Социально-психологические проблемы личности и коллектива / Под ред. Кукосяна О. Г. Краснодар: Изд-во Кубанского Ун-та, 1987. — 143 с.
  88. Социально-психологический климат коллектива и личность / В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. М.: Мысль, 1983. -207 с.
  89. Социальные ориентиры обновления: общество и человек / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Политиздат, 1990. — 448 с.
  90. Э.Е. Как управлять персоналом? М.:АО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995. — 240 с.
  91. A.M. Опыт разработки психологической концепции управления в сфере правопорядка // Психологический журнал. 1983. — № 3. — С. 12−24
  92. И.Р. Совместная деятельность групп в организации // Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. — 232 с.
  93. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд / Сост. Г. Л. Подвойский. — М.: Республика, 1992. -351 с.
  94. Управление персоналом: Поиск, отбор, оценка эффективности / ИНИОН РАН / Отв. за вып. Е. В. Богомолова. М.: ИНИОН, 1998. — 116 с.
  95. Управленческое консультирование / Под ред. М. Кубра: Пер. с англ.: В 2-х т. -М.: СП «Интерэксперт», 1992. Т1: 319 е., Т2: 350 с.
  96. Н.Ф. Познание людьми друг друга в условиях совместной деятельности // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 112−121
  97. А.В., Ильин Г. Л. Проблемы совместной деятельности в психологии управления // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С.5−15
  98. X. Проектирование организационных структур // Человеческий фактор: В 6-ти т.: Пер. с англ. / Под ред. Салвенди Г. Т4: Эргономическое проектирование деятельности и систем — М.: Мир, 1991. — С. 272−319
  99. ЮЗ.Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике / Пер. с нем. Г. А. Рахманина. М.: Международные отношения, 1997. — 664 с.
  100. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993. — 240с.
  101. Ю5.Шихирев П. Н. Современная социальная психология в США. М.: Наука, 1979.- 232 с.
  102. Юб.Шихирев П. Н. Социально-психологические методы повышения производительности труда // Психология управления. 1976. — Вып.1. — М.: Знание. — с. 4253
  103. В.В., Петровский А. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
  104. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика / Бондарь Н. П., Васюхин О. В., Голубев А. А., Подлесных В.И.- СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1999. -416с.
  105. Ю9.Янг С. Системное управление организацией: Пер. с англ. М.: Сов. Радио, 1972.-455 с.
  106. ПО.Янотовская Ю. В. Влияние кооперативных форм учебной деятельности на процессы коллективообразования // Личность в системе коллективных отношений. -М., Наука, 1980. с. 272−282
  107. Anastasi A. Fields of applied psychology. -London-N.Y.:McGraw-Hill, 1964. -6211. P
  108. Bader W.F. Organizing the future: Matrix models for the postindustrial polity. -Alabama: The Univ. Of Alabama press. 1983. — 133 p.
  109. Fernandez R. Structural bases of leadership in intraorganizational networks // Social psychology quart. Wash. -1991. — Vol. 54. — # 1. — P.36−53
  110. Fiedler F. Theory of leadership effectiveness. N.Y.: McGraw-Hill, 1976. — 279 p.
  111. Fisek M., Berger J., Norman R. Evaluations and the formations of expectations // American Journal of Sociology. Chicago. — 1995. — Vol. 101. — # 3. — P.721−746
  112. Frontiers in organization and management / Ed. by W.Evan. N.Y.: Praeger, 1980.185 p.
  113. Goldman M., Stockbauer Т., Mkauliffe Т. Intergroup and cooperation // Journal of experimental social psychology. 1977.- Vol.13. — #1.- P.81−88
  114. Gray G., Starke F. Organizational behavior concepts and applications. Col., Merrill: Bell and Howell Co., 1977. — 302 p.
  115. Gross E., Etzioni A. Organizations in society. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1985.-232p
  116. Hsu C.-K., Marsh R., Mannari H. An examination of the determinants of organizational structure // American Journal of Sociology. Chicago. — 1983. — Vol. 88. — # 5. -P.975−996
  117. Kasperson C.J. An exploration of the relationship between performance, decision making and structure // Human Relations. N.Y. — 1985. — Vol. 38. — # 5. — P.441−456
  118. Luthans F., Baack D., Taylor L. Organizational commitment: Analyses of antecedents // Human Relations. N.Y. — 1987. — Vol. 40. — # 4. — P.219−236
  119. Marwell I., Schmitt D. Cooperation: An experimental analysis. N.Y.: Acad. Press, 1975.-209 p.
  120. Mills P., Turk Т., Margulies N. Value structures, formal structures and technology for lower participants in service organizations // Human Relations. N.Y. — 1987. — Vol. 40. — # 4. — P.177−189
  121. Milovan G. Development or generation of a new organizational and social structure. -Sabac, 1995.- 108 p.
  122. Payne R., Fugh D. Organizational structure and climate / Handbook of industrial and organizational psychology. Chicago, 1976. — P. l 125−1173.
  123. Salaman G. Work organizations: Resistance and Control. N.Y.: Longman, 1979.230 p.13O.Shaw M. Communication networks // Advances in experimental social psychology. -N.Y.-London.-1964.-Vol.1
  124. Sims H., Szelaqye A. Job characteristics relationships: Individual and structural moderators // Organizational behavior and human performance. 1976.- Vol.17.- P.211−230.
  125. Vanderslice V.J. Separating leadership from leaders: an assessment of the effect of leader and follower roles in organizations // Human Relations. N.Y. — 1988. — Vol. 41. — # 9. -P.677−696
  126. Vecchio R. Organizational behavior. Chicago, Dryden press, 1988. — 576 p
Заполнить форму текущей работой