Теоретические основания консультативной практики
Люди часто обращаются к консультированию в «точках перехода», например перехода от детства к взрослости, от супружества к разводу, от химической зависимости к здоровому образу жизни. Помощь в анализе проблемы, прояснении конфликтогенных зон, нахождении альтернативных путей выхода и принятии решения; иначе говоря, это — поддержка людей в плане помощи самим себе. Влияние на системы, вызывающие… Читать ещё >
Теоретические основания консультативной практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные понятия
Активная роль (психолога, клиента) в психологическом консультировании (в коррекционной работе) — инициативные, активные действия, предпринимаемые психологом-консультантом или клиентом в процессе проведения психологического консультирования или в ходе психокоррекционной работы. Эти действия рассчитаны на то, чтобы как можно легче и быстрее достичь поставленной цели.
Альтернативные психотерапевтические подходы — различные, иногда взаимно исключающие друг друга, подходы к психотерапевтическому решению проблем клиента.
Виды психологического консультирования — разновидности психологического консультирования, выделяемые по характеру решаемых в них проблем, например интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое.
Основные вопросы
- 1. Проблемы соотношения консультирования и социальной работы.
- 2. Целеполагание и основные виды консультативной помощи.
- 3. Основные теоретические модели и школы консультирования.
Проблемы соотношения консультирования и социальной работы
Социальная работа, как известно, относится к группе так называемых «помогающих профессий». К основным видам помощи причисляют (рис. 14.1):
Рис. 14.1. Проявление помощи.
- а) оказание поддержки родственникам, друзьям, соседям, коллегам в периоды перемен или кризисов;
- б) предложение экспертной помощи в рамках таких профессиональных ролей, как адвокат, банковский служащий, архитектор, инженер;
- в) предложение бытовых, социальных и культурных услуг в рамках таких помогающих профессий, как медицина, патронаж, социальная работа, образование и др.;
- г) предложение помощи по месту работы;
- д) предоставление психологической помощи в целях личностного роста и развития в рамках долгосрочного консультирования и психотерапии;
- е) предоставление спиритической (духовной) помощи священниками, шаманами, предсказателями, колдунами, знахарями.
По мнению К. Роджерса, «помощь — это особый вид отношений, в рамках которых, по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими — с одним человеком или группой» .
Клиент и методы помощи
Клиент — это человек, который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей оказался в проблемной ситуации, с которой он не может справиться.
В этой связи запрос на помощь состоит в повышении эффективности решения возникшей проблемы, какой бы она ни была по содержанию — возникшее (усилившееся) чувство иррациональной тревоги или страха, онкологический диагноз, химическая зависимость (от алкоголя или наркотиков), неуспешное супружество или родительство, потеря работы, материально-бытовые проблемы и многое другое.
Люди часто обращаются к консультированию в «точках перехода», например перехода от детства к взрослости, от супружества к разводу, от химической зависимости к здоровому образу жизни.
В целом, по меткому выражению В. Франкла, клиент — это " homo patiens" , т. е. «человек страдающий» .
В таблице 14.1 показаны виды помогающих стратегий (Скалли и Хопсон).
Таблица 14. 1
Виды помогающих стратегий
Предоставление советов. | Предоставление информации. | Непосредственные действия. | Системные изменения. | Консультирование. |
Предложение кому-либо своей точки зрения на наилучший способ действий в сложившейся ситуации. | Предоставление человеку требующейся в конкретной ситуации информации. | Делать что-либо от имени другого лица или предоставлять необходимые услуги (доставлять продукты, давать ссуду, осуществлять вмешательство в кризисной ситуации); обучение: помощь в овладении фактами, знаниями и навыками, способствующими улучшению ситуации. | Влияние на системы, вызывающие у людей трудности, с целью совершенствования этих систем, т. е. скорее работа по организационному развитию, чем с отдельными людьми. | Помощь в анализе проблемы, прояснении конфликтогенных зон, нахождении альтернативных путей выхода и принятии решения; иначе говоря, это — поддержка людей в плане помощи самим себе. |
Кроме того, стратегия — это первоначальный перевод проблемы в термины желательных результатов и планирование применения определенных методов.
К основным методам помощи относят информацию, идеи и специальные умения.
Наконец, к желательным результатам помощи относят психоэмоциональную стабилизацию, лучшее понимание (себя, своей ситуации и других), принятие решения и реализацию решения. В модель Лоугхери — Риплей включена рубрика «стратегии помощи», которую считают обязательной для случаев оказания профессиональной помощи.