Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие музыкальности у детей первого года жизни

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость. Установление структуры первичной музыкальности, наиболее ранних сроков и условий ее развития является необходимым звеном в разработке общей теории музыкального развития ребенка. Подтверждение на материале музыкальности положения советской психологической науки о решающей роли социальных условий в развитии психики ребенка имеет существенное значение для критики… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Развитие цредпосылок слухового восцриятия на первом году жизни
    • 1. 2. Музыкальность и ее развитие у детей первого года жизни
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
    • 2. 1. Предварительный эксперимент
    • 2. 2. Избирательное отношение к музыкальным воздействиям у детей первого полугодия жизни
    • 2. 3. Роль взрослого в формировании первичной музыкальности младенца
    • 2. 4. Возможности подражания музыкально-ритмическим движениям у детей первого года жизни
    • 2. 5. Влияние обогащения музыкальными впечатлениями в процессе общения со взрослыми на развитие музыкальности детей первого года жизни
  • ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТ-' ВИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ РЕАКЦИЙ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖЗНИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Развитие музыкальности у детей первого года жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема развития музыкальности, давно выйдя за пределы вопросов воспитания узкоспециальных навыков у музыкантов-профессионалов, выступает в контексте задач массового музыкального образования.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», одобренных апрельским (1984 г.) пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР, в качестве важнейшей задачи указывается значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся, достигаемого, в частности, средствами музыки.

Но, конечно, музыкальное развитие ребенка начинается задолго до поступления в школу.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что основа формирования физических и духовных качеств человека закладывается уже в первые годы жизни. Работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов вскрывают огромные потенциальные возможности развития, которые таятся в раннем возрасте (Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, Н. М. Щелованов, Л.А.Вен-гер, Т. Бауэр, Дж. Брунер и др.). Это диктует необходимость дальнейшего изучения закономерностей развития детей в раннем онтогенезе, разработки адекватных методов их воспитания.

Потенциальные возможности развития детей раннего возраста ярко обнаруживаются и в области музыкальности. «В детстве музыка воспринимается очень живо и ярко, и если не отворачиваться от нее, никогда не забывать о ней, она войдет в жизнь так же прочно, как книга, и так же трудно будет жить без нее» , — пишет Д. Б. Кабалевский /63, с.9/.

И.М.Сеченов, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Н. М. Щелованов, В. Н. Шацкий отмечали, что при условии обеспечения целенацрав-ленного процесса восприятия музыка уже в раннем возрасте может эффективно воздействовать на ребенка.

Установлено, что дети очень рано способны адекватно реагировать на музыку — уже на первом году жизни ребенку может быть привита элементарная способность прислушиваться к музыке, восцринимать ее (Т.С.Бабаджан, Н. А. Ветлугияа, И. Л. Дзержинская и др.).

В связи с этим подчеркивается целесообразность воспитания музыкальности, начиная с младенчества.

О возможности проявления музыкальности в столь раннем возрасте неоднократно говорил и Б. М. Тегоюв. Игл особо отмечалась роль раннего музыкального окружения и целенаправленного музыкального воздействия на ребенка.

Имеются отдельные педагогические и психолого-педагогические исследования, специально посвященные музыкальному воспитанию и развитию на первом году жизни (А.Атанасова-Вукова, Т. С. Бабаджан, К. Н. Козырева, М. И. Кононова, Ф. Лысек, Е. Седлач-кова).

Наиболее детальному и систематическому изучению развитие музыкальности у детей первого года жизни было подвергнуто в работе М. Ю. Нильсон. Хотя основное внимание автор уделял созданию и апробации методики музыкального воспитания для самых маленьких, работа содержит чрезвычайно важные данные о потенциальных возможностях детей и, в частности, о возможности формирования уже в первые месяцы эмоциональной отзывчивости на музыку, слуховых дифференцировок высоты, тембра музыкальных звуков, ощущения метрической пульсации.

Эти данные сввдетельствуют в пользу необходимости глубокого изучения потенциальных возможностей развития у младенцев как всего комплекса музыкальности, так и предпосылок отдельных музыкальных способностей в целях максимального использования этих возможностей в воспитательной работе с детьми.

Такое изучение и явилось предметом нашего исследования.

Актуальность темы

исследования определяется важным местом, которое занимает развитие музыкальности в общем процессе психического развития ребенка и высокой чувствительностью младенцев к музыкальным воздействиям, позволяадей полагать, что именно в младенчестве закладываются основы будущего развития музыкальных способностей.

Приступая к исследованию, мы исходили из концепции А. Н. Леонтьева о прижизненном формировании специфически человеческих функций и способностей и из работ М. И. Лисиной и ее сотрудников, посвященных развитию восприятия речи в раннем возрасте. В этих работах был сделан вывод об особой чувствительности младенца к «социальным» воздействиям и выдвинуто предложение различать избирательную восприимчивость ребенка к таким воздействиям (их цредпочтительное выделение) и возникающую на ее основе избирательную чувствительность к ним, включающую большую легкость их обнаружения и тонкость различения градаций по определенным параметрам.

Рассматривая музыку как вид «социальных» воздействий, мы вццвинули следующую гипотезу исследования:

— избирательность ребенка к музыке, как продукту специфически человеческого вида деятельности, выраженная в дифференцировании музыкальных звуков от любых других, может проявиться уже в первые месяцы жизни;

— на основе этой избирательности при наличии достаточного слухового опыта и музыкальных впечатлении возможно возникновение первичной элементарной музыкальности;

— наиболее адекватным путем обогащения ребенка музыкальными впечатлениями является целенаправленное воздействие взрослого, осуществляемое в процессе общения с ребенком.

Основные задачи исследования мы намечали, исходя из необходимости получения материала для проверки указанной гипотезы. Они состояли в следущем:

1) выявить наличие избирательной восприимчивости к музыкальным воздействиям у детей первого полугодия жизни;

2) определить структуру первичной музыкальности;

3) установить оптимальные пути обогащения ребенка музыкальными впечатлениями и развития первичной музыкальности.

Кроме этих основных задач, в исследовании была поставлена дополнительная задача, вытекаюцая из предположения о целесообразности использования избирательной восприимчивости детей к музыкальным воздействиям для повышения их общей ориентировочной активности на первом году жизни. Эта задача состояла в выявлении возможностей использования музыкальных воздействий в целях активизации ориентировочных реакций детей в процессе действий с предметами.

Методы реализации основных задач исследования включали цредварительный (поисковый) эксперимент, три серии основного эксперимента, включавшего как элементы констатации, так и элементы формирования первичной музыкальности у детей, и контрольный эксперимент.

Дополнительная задача решалась цри помощи двух серий формирующего эксперимента.

Результаты исследования позволили нам сформулировать следующие положения, выносимые на защиту.

1. Дети первого полугодия жизни цроявляют избирательную восприимчивость к музыке, выражающуюся в предпочтении музыкальных звуков по сравнению с немузыкальными.

2. В структуре первичной музыкальности ребенка обнаруживаются эмоциональная отзывчивость на музыку и предпосылки основных музыкальных способностей (чувства ритма, ладового чувства, способности к слуховому цредставливанию).

3. Для развития музыкальности на первом году жизни необходимо включение музыкальных впечатлений в процесс общения взрослого с ребенком.

4. Отзывчивость на музыку является основанием для использования музыкальных воздействий в целях активизации ориентировочных реакций ребенка первого года жизни.

Научная новизна. В исследовании впервые были подвергнуты сравнительному изучению ответные реакции ребенка первого полугодия жизни на разные виды музыкальных воздействий и немузыкальные воздействия, что дало возможность установить структуру первичной музыкальности. Новым явилось также сравнительное изучение разных форм обогащения ребенка первого года жизни музыкальными впечатлениями и доказательство целесообразности включения музыкальных воздействий в формирование действий ребенка с предметами.

Теоретическая значимость. Установление структуры первичной музыкальности, наиболее ранних сроков и условий ее развития является необходимым звеном в разработке общей теории музыкального развития ребенка. Подтверждение на материале музыкальности положения советской психологической науки о решающей роли социальных условий в развитии психики ребенка имеет существенное значение для критики реакционных зарубежных концепций, широко использующих факты ранней музыкальности в качестве аргумента в пользу биологизаторских взглядов.

Практическая значимость. На основе полученных в исследовании данных разработана система игр-занятий для детей первого года жизни, направленная на развитие музыкальности и на активизацию при помощи музыкальных средств элементарной познавательной деятельности ребенка.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось через опытно-экспериментальную работу в первой младшей ясельной группе ведомственного детского сада-яслей й I Ленинаканекого текстильного комбинаталекции для воспитателей и музыкальных руководителей, прочитанные для групп дошкольного воспитания ленинака некого филиала РИУУ в 19 811 982 годахлекции для родителей в 1980;1982 гг.

Результаты работы обсуждались на кафедре дошкольной педагогики Армянского педагогического института имени Х. Абовя-на, в секторе дошкольного воспитания НИИ педагогических наук Министерства просвещения Армянской ССР. О них докладывалось на республиканской межвузовской сессии молодых ученых (Киро-вакан, 1980), республиканской конференции молодых психологов (Ереван, 1982).

Работа является частью комплексного исследования по теме «Выявление потенциальных возможностей развития познавательных способностей детей раннего и дошкольного возраста», вошедшей в «План важнейших исследований в области педагогических наук на I98I-I985 годы, координируемых АШ СССР» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование позволяет охарактеризовать общий ход развития музыкальности на первом году жизни, основные условия, оцределящие это развитие, и, наконец, возможность использования музыкальных воздействий для активизации ориентировочных реакций ребенка в цроцессе элементарных действий с предметами.

Первой формой проявления начатков музыкальности, которую можно констатировать уже на третьем-четвертом месяпдх жизни, является избирательная восприимчивость к музыке, выражающаяся в том, что ребенок проявляет повышенное внимание к музыкальным звукам (особенно к звукам, организованным в виде мелодии) по сравнению с «физическими» звуками.

Условием появления избирательной восприимчивости к музыке является развитие функций слухового анализатора, а причиной такой восприимчивости следует считать накопление первоначального музыкального опыта, в котором отражены музыкальные компоненты окружающей ребенка звуковой среды. Выделение этих компонентов и их предпочтение по сравнению с другими связано,.

•t II о по-видимому, с «социальным» характером музыкальных воздействий, так же, как это имеет место по отношению к речевым звукам.

Вслед за избирательной восприимчивостью к музыке и на ее основе формируется эмоциональная отзывчивость на музыку и складываются предпосылки основных музыкальных способностей: чувства ритма, ладового чувства, способности к слуховому цред-ставливанию. Они выражаются в дифференциации эмоциональных реакций детей в зависимости не только от общего характера музыки, но также от ритмической структуры, особенностей звуковысотного движения, ладовой организации музыкальных воздействий.

Важнейшим условием развития музыкальности на первом году жизни является получение ребенком достаточного количества музыкальных впечатлений. Однако далеко не безразлично, из какого источника поступают эти впечатления. Наиболее эффективным является их включение в живой цроцесс общения взрослого с ребенком, когда сам взрослый движется под музыку, поет, танцует для ребенка.

Во втором полугодии жизни появляется возможность вызвать у ребенка подражание музыкально-ритмическим движениям взрослого. Такое подражание формирует самостоятельные музыкально-ритмические движения ребенка и приводит к дальнейшему развитию детской музыкальности.

Избирательное отношение ребенка первого года жизни к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее дает основания для включения музыкальных воздействий в число условий, способствующих усвоению ребенком элементарных действий с предметами. Выступая в этой функции, музыкальные воздействия активизируют ориентировочные реакции ребенка, усиливают направленность на достижение цели действия и помогают выделить компоненты ситуации, важные с точки зрения стоящей перед ребенком задачи. Все это имеет большое значение для общего развития познавательной активности ребенка.

В ходе исследования нами был разработан и апробирован ряд заданий, направленных на развитие музыкальности у детей первого года жизни и использование музыкальных воздействий в целях активизации ориентировочных реакций ребенка. Эти задания несложны, они могут быть с успехом использованы как воспитателями ясельных групп детских воспитательных учреждений, так и родителями. Описание таких заданий приводится в приложении к диссертации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамович-Лехшан Р. Я. Развитие предметного действия у ребенка на первом году жизни: Дис.. .кацд.пед.наук. -Л., 1946. -124 с.
  2. Абрамович-Лехшан Р.Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. -М.: Медгиз, 1949. -76 с.
  3. И.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: Дис. .канд. пед.наук. -М., 1974. -146 с.
  4. Н.Н. Развитие эмоционального самоощущения у ребенка первого года жизни. -Новые исследования в психологии, 1978, й 2, с.75−79.
  5. Н.Н. Значение и основные принципы проведения занятий с детьми раннего возраста. -В кн.: Значение и основные цринципы проведения занятий с детьми раннего возраста. -М.: ЩУВ, 1963, с.3−25.
  6. Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом цроцессе. -Ереван: Айастан, 1972. -223 с.
  7. Э.А. Некоторые вопросы развития функций анализаторов в ранний период онтогенеза. -Советакан Манкаварж, 1970, й I, с.69−73.
  8. Э.А., Хризман Т. П. Особенности функционального состояния мозга ребенка цри действии «физических» звуков и звуков человеческого голоса. -Материалы X Всесоюзной конференции. -М., 1970.
  9. М. Некоторые вопросы обучения звукопроизно-шению. -Дошкольное воспитание, 1968, 6, с.72−76.
  10. .Г. Психология чувственного познания. -М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. -486 с. -В надзаг.: Мин-во здравоохранения СССР.
  11. Л.И. 0 закономерностях элементарной познавательной деятельности. -М.: Изд-во АН СССР, 196I. -151 с.
  12. Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков: Авто-реф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1971. -22 с.
  13. .В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1,2. -Л.: Музыка, 1971. -376 с.
  14. Т.С. Музыкальное восприятие детей в раннем возрасте: Лекции ЦИУ врачей. -М., 1959.
  15. Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1967. -192 с.
  16. Т.С. Музыкальное воспитание. -В сб.: Развитие детей раннего возраста. -Л.: Медицина, 1965.
  17. В.А. Вокальное воспитание детей. -М.: АПН РСФСР, 1955. -96 с.
  18. Т. Психическое развитие младенщ. -М.: Прогресс, 1979. -320 с.
  19. Беляева-Экземплярская С.Н. 0 психологии восцриятия музыки. -М.: Русский книжник, 1923. -116 с.
  20. В.М. Значение музыки в эстетическом восприятии ребенка с первых дней его детства. -М.: Вестник воспитания, 1915, В 6, с.47−57.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -В надзаг.: АПН СССР. -М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  22. А.И., Петрова Е. П. Исследования звуковысот-ного анализатора новорожденных и детей грудного возраста. -ЖВВД, т.2, вып. З, 1952, с.333−343.
  23. А. Психическое развитие ребенка: Пер. с франц. -М.: Просвещение, 1967. -196 с.
  24. Л.А. Восприятие и обучение. -М.: Просвещение, 1969. -365 с.
  25. Л.А. Генезис сенсорных способностей. -М.: Педагогика, 1976. -256 с.
  26. Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста. -Дошкольное воспитание, 1972, № I, с.30−35.
  27. Л.А., Мухина B.C. Развитие мышления дошкольника. -Дошкольное воспитание, 1974, J® 7, с.30−37.
  28. Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. -М.: Просвещение, 1959. -262 с.
  29. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -М.:Про-свещение, 1968. -415 с.
  30. Н.А. Развитие восприятия звуковысотных и ритмических отношений в процессе обучения дошкольников пению.-В кн.: Сенсорное воспитание дошкольников/ Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, с.186−212.
  31. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие/ Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973. -288 с.
  32. Е.Б. К характеристике эмоциональных состояний детей раннего возраста. -В сб.: Проблемы периодизации психики в онтогенезе. Тез. Всесоюзного симпозиума, Тула. -М., 1976, с.20−22.
  33. А. А. Развитие функций анализаторов в онтогенезе. -В кн.: Развитие мозга ребенка. -В надзег.: АМН СССР. -Л.: Медицина, 1965, с.6−87.
  34. Л.С. Избранные психологические исследования (Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка). -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -519 с.
  35. Л.С. Развитие высших психических функций. -Из неопубликованных трудов. -М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. -500с.
  36. П.Я. Введение в психологию. -М.: Изд-во МГУ, 1976. -150 с.
  37. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. -Воцросы психологии, 1969, I, с. 15−26.
  38. Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. -СПб, 1875. -594 с.
  39. Г. 0 физиологических причинах музыкальной гармонии. -СПб, 1896.
  40. Д.Б. Общение со взрослым и познавательная активность детей. -Дошкольное воспитание, 1977, № 9, с.44−48.
  41. Д.Б. Особенности реакций младенцев на «физические» и «социальные» раздражители. -Вопросы психологии, 1969, № 6, с.79−90.
  42. Л. А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. -В кн.: Проблемы способностей. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, с.214−228.
  43. Н.Л. Воцросы развития восприятия музыки (слушание музыки). -Известия АПН РСФСР, I960, вып. НО, с.213−250.
  44. Е.Н. Условия, необходимые для формирования системности при различных функциональных состояниях нервной деятельности ребенка. -ЖВНД, т. ЯП, вып.4, 1963, с.631−637.
  45. М.П., Фигурин Н. Л. Ранние условные рефлексы у грудных детей. -Советская педиатрия, 1935, А^ 6, с.96−108.
  46. Диагностика умственного развития дошкольника/ Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. -М.: Педагогика, 1978. -248 с.
  47. И.Л. Ребенок и музыка. -В кн.: Правильно ли воспитываем малыша? -2-е изд. -М.: Просвещение, 1979, с Л15−127.
  48. И.Л. Способность восприятия музыки у дошкольников. -Известия АПН РСФСР, 1959, вып.100, с.117−208.
  49. И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Дис. .канд.пед.наук. -М., 1962.
  50. Т.В. 0 звуковысотной различительной чувствительности у детей дошкольного возраста. -Доклады АПН РСФСР, 1959,)? 5.
  51. Т.В. Особенности развития звуковысотной различительной чувствительности в дошкольном возрасте. -В кн.: Развитие детского голоса/ Под ред. В. Н. Шацкой. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, с.196−203.
  52. А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. -В кн.: Развитие детского голоса/ Под ред. В. Н. Шацкой. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, с.186−195.
  53. А.В. 0 психологии детей раннего и дошкольного возраста. -М., 1969. -26 с.
  54. А.Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 5−6 лет в детском саду: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1964. -19 с.
  55. Г. А. Опыт экспериментального изучения временной структуры музыкального восприятия. Тезисы докладов на
  56. П съезде Общества психологов. -М.: ИЗД-во АПН РСФСР, 1963, с.157−158.
  57. Г. А. Формирование музыкальных представлений у дошкольников. -Вопросы психологии, 1959, № 5, с.134−144.
  58. Г. А., Руднева С. Д. К воцросу о механизме музыкального переживания. -Вопросы психологии, 1971, Л 5, с.67−74.
  59. Исследование развития познавательной деятельности: Пер. с англ./ Под ред. Дж. Брунера и др. -М.: Педагогика, 1971. -389 с.
  60. Д.Б. В добрый путь! -В кн.: Рассказы о музыке. -М.: Музыка, 1965, с.7−11.
  61. Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. -Коммунист, 1965, № 14, с.72−85.
  62. Л.И. Раннее детство как сензитивный период в формировании некоторых сторон психической деятельности ребенка. -В сб.: Проблемы периодизации психики в онтогенезе. Тез. Всесоюзного симпозиума, Тула. -М., 1976.
  63. Н.И. Ранние условные рефлексы в онтогенезе человека. -М.: Изд-во АМН СССР, 1948. -192 с.
  64. Н.И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста. -М.: Медгиз, 1951. -92 с.
  65. А.В. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в детском саду: Автореф. дис. .канд. пед.наук. -М., 1955. -16 с.
  66. Г. Н. К вопросу развития музыкального восприятия. -В кн.: Развитие музыкального восприятия школьников. Мат. III научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха и восприятия детей. Вып.2. -М., 1971, с.76−85.
  67. Г. Н. К проблеме психологии восприятиямузыки. -В сб.: Воцросы музыкознания, т.Ш. -М.: Музгиз, I960, с.302−323.
  68. Г. Н. К характеристике наглядных образов при восприятии музыки. -Вопросы психологии, 1957,^ I, c. II6−124.
  69. М.Ю. 0 стимулах, вызывающих положительные эмоции у детей первого года жизни. -М.: Педагогика, 1970.-224с.
  70. Н.Н. Р1еследование функционального значения игрушек для младенцев. -Техническая эстетика, 1976,^7,с.8−10.
  71. К. Ладушки. -М.: Музыка, 1972.-25 с.
  72. М.М. Ребенок учится говорить. -М.: Советская Россия, 1979. -159 с.
  73. М.й. Основные факторы развития голосовых реакций детей первого года жизни. -В кн.: Воцросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни. -В надзаг.: Минздрав СССР, ЦИУВ. -М., 1972, с.60−69.
  74. А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения. -Воцросы психологии, 1963, JS 2, с.45−58.
  75. Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка. -Л.: Медгиз, 1958. -320 с.
  76. Ю.А. Выразительность и изобразительность музыки. -М.: Госиздат, 196I. -52 с.
  77. Ю.А. 0 роли разума в восприятии произведений искуства. -М.: Музыка, 1970. -72 с.
  78. Ю.А. Очерки по эстетике музыки. -М.: Советский композитор, 1972. -272 с.
  79. С.М., Фрухт Э. Л. Особенности развития у детей в периоды раннего возраста. -М.: Изд-во Ц0ЛИУВ, 1975. -46 с.
  80. Н.К. О задачах художественного воспитания. Пед. соч., т.Ш. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, с.313−317.
  81. Н.В., Федосеева Т. Н. Игры и занятия с детьми до трех лет. -Л.: Медицина, 1974. -222 с.
  82. Ладыгина-Котс Н. Н. Предпосылки человеческого мышления. -М.: Наука, 1965. -НО с.
  83. Е.В. О корковых центрах слуха. -СПб: тип. Мещерского, 1898.
  84. Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1964. -478 с.
  85. А.Н., Овчинникова О. В. Анализ системного строения восприятия. Сообщение У. О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей. -Доклады АПН РСФСР, 1958, 3.
  86. А.Н. Сщущения, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста. -В сб.: Очерки психологии детей. -М.: АПН РСФСР, 1950, с.39−76. -В надзаг.: АПН РСФСР.
  87. А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1972. -584 с.
  88. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. -В сб.: Вопросы психологии дошкольного возраста. -М.: 1948.
  89. М.й. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. дис. .докт.психол.наук. -М., 1974. -36 с.
  90. М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность. -В кн.: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. -В надзаг.: НИИ общей педагогики АПН СССР. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1974, с.3−23.
  91. А.Р. Сложные формы слухового восприятия: Курс общей психологии, лекция 10 (19-я). Слуховое ощущение. -М., 1964. -8 с.
  92. А.А. Очерки психического развития ребенка. -М.: АПН РСФСР, 1959. -546 с.
  93. А.А. Ранние формы мышления ребенка. -В кн.: Исследования мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966, с.319−348.
  94. Д. Слышим до рождения? Румыния, 1970,^ 9, с.21−22.
  95. Ф. Голосовые и певческие проявления грудных детей и ползунков. -В кн.: Развитие детского голоса. -В надзаг.: АПН СССР, Институт художественного воспитания. -М., 1971, вып. I, с.140−143.
  96. Г. М. Воспитание детей первого года жизни. -В кн.: Воспитание детей раннего возраста. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1976, с.18−42.
  97. Г. М. 0 социальном и биологическом развитии ребенка. -Дошкольное воспитание, 1966, Л 7, с.23−29.
  98. Л. О мелодии. -М.: Музгиз, 1952. -300 с.
  99. Л. Строение музыкальных произведений. -М.: Музгиз, I960. -466 с.
  100. С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. Изд. 2. -Пг., 1915.
  101. Мещерякова-Замогильная С. Ю. Психологический анализ «комплекса оживления» у младенцев: Автореф. дис. .канд.пси-хол.наук. -М., 1979. -17 с.
  102. Н.С., Хохитова А. П., Касаткин Н. И. Об ориентировочных условных рефлексах у детей первого года жизни. -ЖВНД, т. Ш, вып.2, 1953.
  103. Музыка в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной, вып. 1-УП. -М.: Музыка, 1966−1967.
  104. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях/ Т. С. Бабаджан, Ю. Двоскина, Н. Метлов, М.Румер. -М.: Работник цросвещения, 1931.
  105. Н. Развитие музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста. -Дошкольное воспитание, 1980,^ II, с. 84−86.
  106. B.C. Близнецы. -М.: Просвещение, 1969. -416 с.
  107. НО. Мухина B.C. Психология дошкольника. -М.: Просвещение, 1975. -239 с.
  108. Т.К. Некоторые особенности формирования звуко-высотных дифференцировок в раннем детстве. -Вопросы психологии, 1964, № I, с.61−71.
  109. Е.В. 0 психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. -383 с.
  110. С.И. Формирование музыкальности у младших школьников: Дис. .канд.пед.наук. -Киев, 1981. -200 с.
  111. И.П. К функциональной характеристике слухового анализатора ребенка раннего возраста. -ЖВНД, тЛУ, вып.5, 1954, с.610−615.
  112. М.Ю. Об особенностях музыкального восцриятия детей в возрасте 2−4 месяцев. -В кн.: Школа и искусство. -В надзаг.: Минпрос ЭССР. -Таллин, 1973, с.53−61.
  113. М.Ю. Методика исследования предпосылок музыкальной деятельности детей в возрасте от 2-х месяцев до I года. -В кн.: Школа и искусство. -Таллин, 1977, с.109−124.
  114. М.Ю. Музыкальное воспитание и развитие детей первого года жизни: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1980. -16 с.
  115. С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С. Л. Новоселовой. -3-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1977. -176 с.
  116. С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. -В надзаг.: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. -М.: Педагогика, 1978. -159 с.
  117. С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте в связи с формированием опосредованной деятельности. -В сб.: Умственное воспитание детей раннего возраста. -В надзаг.: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. -М.: Просвещение, 1968, с.63−120.
  118. Л.Ф. Экспериментальный анализ некоторых «феноменов Пиаже». -Вопросы психологии, 1966, № 4, с. 136−142.
  119. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. -М.: Изд-во МГУ, 1972. -152 с.
  120. Р.В. Влияние музыки на- психическое развитие детей раннего возраста. -Дошкольное воспитание, 1983,1. Л 4,
  121. Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность/ Под ред. Л. Г. Воронина и др. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -351 с.
  122. И.П. Полн.собр.трудов, т.4. -Лекции о работе больших полушарий головного мозга. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. -352 с.
  123. Н.Н. Мышление дошкольника. -М.: Педагогика, 1977. -271 с.
  124. Н.Н. Психолого-педагогическое исследование содержания и методов умственного воспитания. -В кн.: Содержание и методы умственного воспитания дошкольников/ Под ред. Н. Н. Подщьякова. -М.: Педагогика, 1980. -216 с.
  125. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных цроцессов/ Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. -М.: Просвещение, 1964.
  126. Психология личности и деятельности дошкольника/ Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. -М.: Просвещение, 1965. -295 с.
  127. Е.И. Последовательность усложнения умственных задач в деятельности детей с дидактическими игрушками. -В кн.: Умственное воспитание детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1968, с.13−63.
  128. А.О. О некоторых условиях формирования звуко-высотного различения в дошкольном возрасте. -В кн.: Развитие детского голоса/ Под ред. В. Н. Шацкой. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, с.204−212.
  129. Развитие восцриятия в раннем и дошкольном детстве/ Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. -М.: Просвещение, 1966, -302 с.
  130. Развитие и воспитание детей раннего возраста/ Под ред. Н. М. Аксариной. -Л.: Медицина, 1965. -292 с.
  131. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет/ Под ред. Н. М. Щелованова. -М.: Просвещение, 1969. -181 с.
  132. Развитие общения у дошкольников/ Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. -В надзаг.: НИИ психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1974. -288 с.
  133. Развитие ребенка: Пер. с англ./ Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. -М.: Просвещение, 1968. -192 с.
  134. Розенгард-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. -М.: Изд-во АМН СССР, 1948. -200 с.
  135. Розенгардт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. -96 с.
  136. Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. П. Сакулиной. -М.: Просвещение, 1969. -215 с.-В надзаг.: АПН СССР.
  137. И.М. Рефлексы головного мозга. Произвольные движения. -М.: Изд-во АМН СССР, 1952. -232 с.
  138. Система эстетического воспитания в детском саду/Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -372 с.
  139. Г. С. Проблема духовной потребности. -М.: Наука, 1979. -191 с.
  140. К.В. Воспитание и обучение в детском саду. Материалы конференции молодых ученых НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, 23−24/У1 1976 г. -79 с.
  141. К.В. Формирование восприятия музыкального ритма у детей дошкольного возраста: Дис. .канд.психол.наук. -М., 1974.
  142. .М. Проблема одаренности. -Советская педагогика, 1940, № 5, с.146−155.
  143. .М. Психология музыкальных способностей. -В надзаг.: АПН РСФСР, институт психологии. -М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. -335 с.
  144. Ю.Н. 0 программности в цроизведениях Шопена. -М.: Музыка, 1968. -66 с.
  145. Ю.Н. Учение о гармонии. -Изд. 3-е, испр. и доп. -М.: Музыка, 1966. -223 с.
  146. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. -Изд-во ЛГПИ, 1976. -160 с.
  147. Н.Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до I года. -М.: Медгиз, 1949. -104 с.
  148. Физиология сенсорных систем. -Л.: Наука, I97I-I972. -559 с.
  149. A.M. Внутриутробное развитие ребенка. -В надзаг.: Мин-во здравоохранения СССР. -М.: Изд-во ЦОЛИУ врачей, 1968. -15 с.
  150. A.M. Формирование ориентировочных реакций у детей. -В кн.: Развитие ориентировочных реакций у детей. -В надзаг.: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. -М.: Педагогика, 1977, с.66−82.
  151. A.M. Игра и игрушка. -Реферативный сборник, 1976, й II.
  152. A.M. Эмоции ребенка первого года жизни. -В кн.: Первый год жизни вашего ребенка. -М.: Педагогика, 1977, с.97−101.
  153. Фок Н. В. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. -В кн.: Воспитание детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1976, с.198−216.
  154. Н. Некоторые условия развития музыкального слуха. -Дошкольное воспитание, 1979, № 3, с.75−80.
  155. Дк.Х. Генетическая психология 1Чана Шаже: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1967, с.63−220.
  156. С. К вопросу восприятия музыки детьми дошкольного возраста. -Дошкольное воспитание, 1972, В 6, с.42−46.
  157. В.Н. Музыка в детском саду. -М.-Пг.: Гос.изд., 1923. -116 с.
  158. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. -200 с.
  159. В.Н. Воспитание музыкального вкуса. -Известия АПН РСФСР, вып. II, 1947, с.29−42.
  160. В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования: Пер. с нем. -М.: Книгоспилка, 1926. -403 с.
  161. Н.М. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. -Изд. 2-е. -М.: Просвещение, 1969. -181 с.
  162. Н.М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. -М.: Медгиз, 1955. -331 с.
  163. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. -Вопросы психологии, 1971, 4, с.6−20.
  164. П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. -86 с.175″ Chladna. Hudba proneamensi. Metodika nudebni vychovy deti do tri let. Bratislava: Panton, 1968−69s.
  165. Kris J. Wer ist musikalisch? Berlin, 1926.
  166. Piers Anne E. Teaching Music in the Elementary School. New York, 1961.
  167. Reversz Y. Prtifung der Musikalitat, Zeits.f. Psychol, 85, 1920.
  168. Seachore C. The Psychology of Musikal Talent. 1919.
  169. Sedlackova E. Composition acoustique des manifestations vocales des enfants dans la periode de lallation. -Folia phoniat, 1967, vol. 19. p. 551−558.
  170. Stevens S.S., Newnan E.B. The localization of actual sources of sound. American Journal of Psychology, 1956, 48, p. 297−506.
  171. Willems Edgar. Les bases psychologies de l1education musicale. Presses Univeritaires de France. — Paris, 1956.
  172. Werthaimer M., Bower T. Psychomotor co-ordination of auditory-visual space at birth. Science, 1961, № 1692.
Заполнить форму текущей работой