Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические основания успешности самореализации личности в особых видах труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях квазиэксперимента выявлено, что психологические основания успешности самореализации человека в профессиональной деятельности, связанной с особыми условиями представляют собой сочетания психофизиологических, психологических и личностных качеств, которые способствуют не только благополучной адаптации к профессии, но и саморазвитию, самодвижению, профессиональному самоопределению. У людей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы самореализации личности в особых условиях профессиональной деятельности
    • 1. 1. Самореализация личности как предмет психологического исследования
    • 1. 2. Самореализация как проявление открытости человека и проблема профессионального самоопределения
    • 1. 3. Успешность самореализации личности в профессиональном труде и ее критерии
  • Глава 2. Эмоциональная устойчивость как основание успешности самореализации в условиях профессиональной д еятел ьности
    • 2. 1. Психологические основания успешности самореализации в особых условиях профессиональной деятельности
    • 2. 2. Описание процедуры проведения квазиэксперимента
    • 2. 3. Исследование уровня эмоциональной устойчивости людей в группах с разной успешностью профессиональной деятельности
    • 2. 4. Исследование проявления уровня эмоциональной устойчивости людей в фуппах с разной успешностью профессиональной деятельности в ситуации искусственного создания помех
  • Глава 3. Показатели открытости людей с разной степенью успешности самореализации в профессиональной деятельности с особыми условиями
    • 3. 1. Диагностическое обеспечение исследования
    • 3. 2. Характерные особенности локуса контроля личности у людей с разными показателями успешности профессиональной деятельности и субъективных оценок успешности самореализации
    • 3. 3. Особенности континуума «ригидность-флексибильность» у людей с разной успешностью профессиональной деятельности и успешной самореализацией
  • ВЫВОДЫ
  • СПИСОК ИСПОЛЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Психологические основания успешности самореализации личности в особых видах труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Деятельность человека в особых условиях, требующих от него проявления незаурядных психофизиологических, личностных и психологических качеств и свойств, давно стала предметом психологического исследования. Значимость этой проблематики заметно возросла с развитием военной, авиационной, космической, спортивной психологии. Устойчивый интерес к этим проблемам поддерживается сегодня появлением новых видов труда, профессиональное исполнение которых сопряжено с деятельностью, протекающей в экстремальных условиях или приближающихся к ним — работники министерства по чрезвычайным ситуациям, различные службы спасения, охраны и т. д.

Психологические основания эффективности деятельности человека в экстремальных условиях исследовались с разных сторон: с точки зрения эмоциональной устойчивости личности, эффективности ее саморегуляции, изучения адаптационных возможностей, сравнительного анализа эмоциональной напряженности профессиональной деятельности (Л.И. Аболин, В. К. Вилюнас, А. Д. Ганюшкин, О. В. Дашкевич, Л. Г. Дикая, П. Б. Зильберман, О. А. Конопкин, B. J1. Марищук, Е. А. Милерян, В. Д. Небылицын, С. М. Оя, В. М. Писаренко, К. К. Платонов, В. В. Собольников, А. Я. Чебыкин и др.).

Следует заметить, что основной массив данных, обретенных в процессе изучения психологических оснований эффективности деятельности и поведения человека в экстремальных условиях, не теряет своей значимости. Однако внутренние тенденции развития научной психологии, проявляющиеся в ее гуманизации, гуманитаризации и онтологизации, повлекли за собой отход от естественно-научной парадигмы, в рамках которой преимущественно и были получены основные решения вышеуказанной проблемы. Переход к гуманитарной парадигме обусловливает трансформацию традиционных задач классической психологии. Конкретным проявлением этого процесса является набирающий актуальность комплекс проблем самоактуализации личности, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности.

Общей целью данной работы является выявление психологических оснований успешности самореализации личности в особых (приближающихся к экстремальным) видах профессиональной деятельности. Известно, что изучение самореализации личности (в том числе и выявление психологических механизмов самоактуализации, самодетерминации и т. д.) изначально были преимущественной проблематикой гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.). Свой вклад в разработку этого проблемного комплекса внесли представители экзистенциальной психологии (Р. Мэй, В. Франкл). Новый уровень решений указанные проблемы стали обретать в работах психологов, ориентированных на анализ гуманистической перспективы развития отечественной психологии (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев и др.). В последнее время появились экспериментальные исследования самореализации человека в различных сферах жизнедеятельности (Э.В. Галажинский, И. Б. Дерманова, Л .А. Коросты лева, О. С. Советова, Ю. И. Филимоненко и др.).

Актуальность собственного исследования мы усматриваем в том, что изучение самореализации человека в особых видах профессиональной деятельности позволяет связать успешность деятельности в особых условиях, детерминированную наличествующим набором психофизиологических и психологических свойств и качеств человека, с теми личностными показателями, которые определяют выбор жизненных сфер, позволяющих наиболее полно осуществить личностную самореализацию.

Объектом исследования является самореализация личности в особых видах профессиональной деятельности.

Предметом исследования стали психологические основания успешности самореализации личности в условиях поисково-спасательной службы как особого вида профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования. Можно предполагать, что у людей, экспертно оцениваемых как успешных в трудовой деятельности и считающих успешной свою самореализацию в этом виде труда, должна проявляться определенная связь между показателями открытости человека (локус контроля, особенности континуума «ригидность — флексибильность» и т. д.) и психофизиологическими параметрами, в частности, показателями эмоциональной устойчивости. Возможны расхождения между внешней (экспертной) оценкой успешности трудовой деятельности и самооценкой успешности самореализации личности в особых видах профессиональной деятельности, обусловленные недоучетом в экспертных оценках особенностей ценностно-смысловых координат актуального жизненного пространства человека, реализующего себя в особых видах труда.

Цель исследования — выявить разноуровневые (психофизиологические, психологические, личностные) детерминанты успешности самореализации личности в особых видах труда.

Задачи исследования:

1. В теоретическом анализе литературы выделить критерии успешности самореализации человека в особы^ условиях профессиональной деятельности.

2. Разработать исследовательские программы и приемы, адекватные поставленным целям и гипотезам исследования.

3. В пилотажном исследовании определить адекватность выделенных критериев и разработанных исследовательских средств.

4. Провести экспериментальное исследование зависимости успешности самореализации людей, работающих в особых условиях (поисково-спасательная служба) от гипотетически выделенных психологических параметров.

Теоретико — методологическими основаниями исследования являются культурно — историческая психология (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко), общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов, В.А. Петровский), системный подход в психологии личности Б. Ф. Ломова, а также труды психологов, которые приложили большие усилия для изучения развития личности, проблем ее самореализации (К.А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, Л. А. Коростылева, С. Л. Рубинштейн и др.). В представлениях о жизнедеятельности мы опирались на труды К. А. Абульхановой и на последние разработки в контексте психологии смысла Д. А. Леонтьева. Конкретно — методологической базой исследования для нас служила теория психологических систем, как один из вариантов развития культурно — исторической теории (В.Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, Э. В. Гапажинский и др.). Направленность исследования также определяли идеи, наработанные в области психологии труда и профессиональной деятельности (Л.Г. Дикая, Е. А. Климов, О. А. Конопкин, А. К. Маркова и др.).

Научная новизна состоит в доказательстве того, что конструкты, отвечающие за открытость человека (континуум «ригидность-флексибильность», локус контроля) являются значимыми факторами профессионального самоопределения только при учете психофизиологической, психической и личностной готовности к выполнению деятельности в экстремальных условиях. Выделены личностные параметры (показатели) людей с разной успешностью самореализации, в особых условиях профессиональной деятельности, определены сочетания оснований успешной самореализации, обозначены условия успешности.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методически обоснованного способа интеграции представлений о самореализации личности в особых видах труда, возникших в разных научных школах и направлениях, на основе представлений о человеке как открытой системыв выделении на этой основе общесистемных конструктов, которые определяют предпочтения человека в выборе профессии, связанной с большим или меньшим уровнем экстремальности, а также успешность самореализации человека в этом труде.

Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты раскрывают детерминированность выбора профессии связанной с особыми условиями деятельности, и дальнейшую самореализацию в ней. Зная, что за выбором стоят психологические основания системного порядка: психофизиологические основания (эмоциональная устойчивость), характеристики личностного порядка (ригидность), психологического (локус контроля), можно делать научно обоснованные прогнозы адекватности профессионального выбора и дальнейшей успешной самореализации. Результаты, полученные в работе, использованы при составлении программ реабилитации, профессиограмм, профессиональном отборе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самореализация человека в профессиональной деятельности, осуществляющейся в экстремальных условиях (или приближенных к ним), является результатом жизненного самоопределения, детерминированного как случайным, привходящими факторами, так и проекцией собственных психологических и личностных возможностей в объективные условия бытия, приводящей к формированию ценностно-смыслового жизненного пространства человека.

2. Успешность (или неуспешность) самореализации в экстремальных видах труда определяется доминированием первых или вторых детерминант в процессах профессионального самоопределения. В первом случае успешность профессиональной деятельности, устанавливаемая по объективным критериям, не совпадает с субъективными оценками успешности самореализации и этот диссонанс проявляется в эмоциональной неустойчивости человека, его надежности как профессионала. Во втором случае, наоборот, эмоциональная устойчивость обусловливается соответствием профессионального труда возможностям человека и подкрепляется ценностно-смысловым содержанием жизненного пространства человека, реализующего себя в особых видах труда.

3. Высокие показатели открытости человека в мир, такие как особенности континуумов «ригидность-флексибипьность» и «интернальность-экстернальность» не обеспечивают гарантию успешности самореализации, но оказываются значимыми факторами самореализации на фоне совпадения психофизиологических и личностных особенностей с требованиями труда, осуществляемого в экстремальных условиях.

Выборку составили сотрудники Забайкальской и Барнаульской поисково-спасательных служб (г. Чита, г. Барнаул). Студенты Забайкальского института инженеров железнодорожного транспорта. Всего в исследовании приняло участие 134 человека.

Этапы исследования:

Первый этап (1998;1999) — анализ научных публикаций по проблемеработа над понятийным аппаратом исследованияопределение объекта, предмета, цели, гипотезы, постановка задач и выбор методов исследования.

Второй этап (1999;2000) — разработка критериев качественного анализа результатов испытуемых (анализ вопросов беседы) — подбор существующих методик для выявления ценностно-смысловых характеристик личностисоставление программы исследования эмоциональной устойчивости испытуемыхпроведение эксперимента.

Третий этап (2000;2001) — качественный и количественный анализ полученных результатов, изучение психологических оснований детерминирующих успешность самореализации людей в профессиональной сфере, оформление окончательного варианта диссертационного исследования.

Методы исследования. Использовался метод экспертных оценок с целью определения успешности деятельности людей их руководителямиразработанная беседа, посредством которой выявлялись представления людей о своей самореализации в профессиональной сфереопросник J1K (в), модифицированной методики УСК (Е.Г. Ксенофонтовой) — Томский опросник ригидности ТОРЗ (Г.В. Залевского) — самоактуапизационный тест CAT (Л.Я. Гозмана, М. В. Кроза, М.В. Латинской). Была разработана экспериментальная программа, которая включала в себя использование помех с целью моделирования работы людей в особых условиях. При обработке материалов исследования применялись методы математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ — центроидный метод).

Надежность и достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, использованием комплекса методик, адекватных целям и задачам исследования, применением качественных и количественных методов анализа результатов.

Апробация результатов исследования Материалы диссертации были представлены на региональной научно-практической конференции «Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования» (Чита, 1998), на международной студенческой научной конференции «Молодежь мира на рубеже тысячелетий» (Чита, 1998), на международной научной конференции «Проблемы личности на рубеже третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, 2001), на региональной научно-практической конференции психологов образования «Психологическое сопровождение становления личности» (Барнаул, 2002), на второй межрегиональной школе молодых ученых-психологов «Многомерный мир человека как предмет психологического исследования» (Бийск, 2002), на второй Забайкальской межрегиональной школе молодых ученых «Проблемы целеполагания в психологических и педагогических исследованиях» (Чита, 2002).

Структура и объем работы. Работа включает введение, три главы, выводы, список использованной литературы, приложения. Текст диссертации иллюстрирован таблицами, графиками и гистограммами.

ВЫВОДЫ.

1. Теоретический анализ разработки проблемы позволил интегрировать подходы к самореализации личности в особых видах труда (возникшие в разных научных школах и направлениях) на основе представлений о человеке как открытой системе и выделить в качестве предмета специального исследования психологические основания успешности самореализации в особых условиях, характеризующихся эмоциогенными свойствами как среды деятельности, так и самих субъектов ее (высокая ответственность, срочный характер решений и т. п.), вызывая психическое напряжение и снижая уровень функционального состояния.

2. В условиях квазиэксперимента выявлено, что психологические основания успешности самореализации человека в профессиональной деятельности, связанной с особыми условиями представляют собой сочетания психофизиологических, психологических и личностных качеств, которые способствуют не только благополучной адаптации к профессии, но и саморазвитию, самодвижению, профессиональному самоопределению. У людей со слабо выраженными чертами самореализации уровень развития эмоциональной устойчивости ниже, чем у людей с более выраженными проявлениями самореализации в профессиональной сфере. Эмоциональная устойчивость обусловливается соответствием профессионального труда возможностям человека и подкрепляется ценностно-смысловым содержанием жизненного пространства человека, реализующего себя в особых видах труда.

3. В случаях, когда профессиональное самоопределение спасателей МЧС детерминировано внешними, привходящими (либо случайными) факторами, успешность их профессиональной деятельности, устанавливаемая по объективным критериям, не совпадает с субъективными оценками успешности самореализации, что проявляется в эмоциональной неустойчивости. В случаях же, когда профессиональное самоопределение детерминировано проекцией собственных психологических и личностных возможностей в объективные жизненные условия, высокий уровень эмоциональной устойчивости достигается за счет соответствия профессионального труда возможностям человека и развития ценностно-смыслового содержания жизненного пространства человека, реализующего себя в особых видах труда.

4. Показано, что значимым психологическим условием успешной самореализации людей в профессиональной сфере, связанной с особыми условиями ее осуществления является наличие определенной выраженности общесистемных личностных конструктов — интернальности (внутреннего локуса контроля) в сочетании с умеренной ригидностью (установочной и ситуативной). Особенности континуумов «ригидность-флексибильность» и «интернальность-экстернальность», представляя собой показатели открытости человека в мир, оказываются значимыми факторами самореализации людей, чей профессиональный труд осуществляется в экстремальных условиях.

5. Выявлено, что успешная самореализация в профессиональной сфере включает в себя высокий уровень профессионализма, проявляющийся в более точном выполнении заданий, ответственном отношении к принятым решениям в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности спасателей, а также в менее выраженных проявлениях профессиональных деформаций.

6. Определены особенности психологических оснований самореализации в профессиональной сфере у испытуемых, отличающихся разной степенью успешности в профессиональной и квазипрофессиональной деятельности. Показано, что низкая или умеренная ригидность, высокий уровень эмоциональной устойчивости, выраженная интернальность являются основаниями успешной самореализации, вместе с тем и профессионализации. Высокая ригидность, выраженная экстернальность являются причиной невозможности проявления эмоциональной неустойчивости человека. Испытуемые с низким уровнем эмоциональной устойчивости не могут успешно осуществлять профессиональную деятельность в условиях стресса, действия неблагоприятных и фрустрирующих факторов. В этих случаях данная профессия не выступает для человека как возможное пространство для самореализации, что приводит к доминированию внешней мотивации профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. -262с.
  2. Абульханова Славская К. А. Личность в процессе деятельности /Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.- 544с.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегии жизни. — М.: Мысль, 1991.- 299с.
  4. К.А. Психология и сознание личности /Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности. М.: Московский психолого — социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999- 224с.
  5. В.А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 89с.
  6. Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: Автореф. дис.докт. психол. наук. Томск, 1997. 41с.
  7. .Г. Онтогенез и жизненный путь человека //Избранные психологические труды. В 2-х тт. Т. 1 М.: Педагогика, 1980. — 230с.
  8. .Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека /Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.- 544с.
  9. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2002.-688с.
  10. О.М. Самореализация и субъективность. //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. N2 3 /Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1999. — 248с.
  11. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем //Принципы системной организации. М.: Наука, 1973. — С. 28−41.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 3−18.
  13. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмыслевание, преобразование ситуаций и психологическая защита. //Психологический журнал. 1994. — Т. 15, № 1. — С. 3−18.
  14. Л.И. Образ жизни и развитие личности /Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.- 544с.
  15. Л.И. Психология повседневности: жизненный путь личности и «техники» ее бытия //Психологический журнал. -1993. № 2. — С. 38−47.
  16. Е.С. Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. -19с.
  17. Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии //Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 3−12.
  18. А.Г. Методологические предпосылки концепций двойной детерминации развития личности /Психология личности. Т.2. Хрестоматия. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.- 544с.
  19. А.Г. Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность предпосылки и основание жизни личности в обществе /Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999 — 544 с.
  20. А.Г. Психология личности: Принципы общечеловеческого анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
  21. Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека //Психологический .журнал. 1984. — № 5. — С. 131−137.
  22. Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности. //Психологический журнал. 1987. — № 3. — С. 87−93.
  23. Н.А., Бабин М. П., Патюков И. П. Комплексный прибор для вызывания успеха и неудачи, регистрации показателей состояния и результативности деятельности: Электроника и спорт. М.- Мысль, 1981 .-2 67с.
  24. И.Э. Структура личности (методологический анализ). Киев: ИФАНУССР, 1986.-129с.
  25. Г. Т., Жданов О. И. Человек в экстремальных условиях. //Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 2. — С. 49−53.
  26. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 269с.
  27. Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. М.: Изд. корпорация «Логос», 1998.-432с.
  28. Л.И. Особенности самосознания подростков //Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 12−23.
  29. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис. докт. психол. наук М., 1995. — 20с.
  30. .С. К изучению смысловой сферы личности //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1981. — № 2. — С. 46−55.
  31. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  32. С.Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии. //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. — 240с.
  33. Л.Ф. Словарь справочник по психологической диагностике /Отв.ред. С. Б. Крымский. — Киев: Наукова думка, 1989. — 200с.
  34. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике СПб.: Питер — Ком, 1999 — 526с.
  35. .Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. -//Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. — С. 542−543.
  36. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека /Вопросы психологии. 2001. — № 2.- С. 74−85.
  37. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 199с.
  38. Введение в психологию: Учебное пособие /Под общей ред. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. -496с.
  39. Л.И. Гуманитарная психология: Предмет и задачи //Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 19−30.
  40. Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. //Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. — М., 1982. — С. 291 — 486.
  41. Л.С. Психика, сознание, бессознательное. //Собр. соч. в 6-ти томах. Т.1. — М., 1982. — С. 132−148.
  42. Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000.- 1008с.
  43. Э.В. К вопросу о критериях профессиональной деятельности психолога //Сибирский психологический журнал. Томск. — 1997. -Вып. 5−6. -С. 76−78.
  44. Э.В. Самореализация личности: взгляд с позиции психоистории //Сибирский психологический журнал. Томск — 2000. — Вып. 11. -С. 58−60.
  45. Э.В. Самореализация личности: взгляд с позиции психоистории //Сибирский психологический журнал. Томск 2000. — Вып. 12. Сообщение 2. — С. 47−51.
  46. Э.В. К вопросу о методологии изучения самореализации личности в системе родственных понятий //Сибирский психологический журнал. Томск 2000. — Вып. 13. — С.30−33.
  47. Э.В. Четыре позиции в понимании детерминации самореализации личности //Психологическое исследование: методология, теория, методы: Материалы II региональной школы молодых ученых Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000.-164с.
  48. Э.В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности //Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии: Материалы межвузовской научной конференции. Караганда: Изд -во КарГУ, 2001. — С. 38−48.
  49. П.А. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. -150с.
  50. А.Д., Лысенко Ю. Н. Опыт исследования эмоционально -моторной устойчивости гимнастов //Вопросы спортивной психогигиены. М., 1973. -Т. 2. — С. 109−110.
  51. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 19−26.
  52. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1998.-320с.
  53. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. -М., 1995.-43с.
  54. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1994. — 376с.
  55. Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Учебн.пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. -248с.
  56. В.М., Зинченко В. П. Сруктурно-функциональный анализ психологической деятельности //Системные исследования. М.: Наука, 1978.- С. 136 152.
  57. А.А. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. № 3 /Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1999.-248с.
  58. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб: Изд-во С. -Петербургского университета, 1997. — 240с.
  59. Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982.-463с.
  60. P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. — 240с.
  61. И.Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты самореализации //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. — 240с.
  62. И.Б. Самореализация и уровни нравственного развития //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Вып № 2. Изд-во С. Петербургского университета 1998. — С. 21−26.
  63. И.Б. Нравственная самоидентификация как регулятор мотив поведения //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. № 3 /Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1999.-248с.
  64. Э. Введение в методологию социально-психологического исследования: Курс лекций. Новосибирск: НГУ, 1996. — 101с.
  65. Л.Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности //Психологический журнал. -1991.- Т.12. № 1.-С. 55−65.
  66. Л.Г. Психорегулирующая концепция надежности оператора в экстремальных условиях деятельности //Системный подход в инженерной психологии и психологии труда. М.: Наука, 1992. — С. 145−154.
  67. Л.Г., Махнач А. В. Отношения человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы ее формирования //Психологический журнал. -1996.-№ 3.-С. 137−148.
  68. Л .Я. Детерминированность и свобода человека. //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — С. 156−176.
  69. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие М.: ИНФРА-М, 1997.-256с.
  70. В.И. Вопросы жизненного самоопределения //Педагогика, 1993. № 3. — С. 33−34.
  71. В.Г. Психолого акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях: Автореф. дис.. докт. психол. наук. — М., 1994. -66с.
  72. Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск: Изд — во Томского ун-та, 1993. — 272с.
  73. Г. В. Филогенетические основания фиксированных форм поведения //Сибирский психологический журнал. 1999.- Вып.11. — С. 55−58.
  74. Г. В., Смирнов А. В. Субъект субъектная ориентация личности (на примере практической психологии) //Сибирский психологический журнал. -1999. — Вып. 11С. 111−113.
  75. Г. В. Томский опросник ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ) //Сибирский психологический журнал. Томск. — 2000. — Вып. № 12.- С. 129−137.
  76. Л.М. Психические состояния в экстремальных условиях деятельности пожарных: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985. — 27с.
  77. П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора //Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974. — С. 138−172.
  78. В.П. Установка и деятельность: нужна ли парадигма? Бессознательное: природа функции, методы исследования. Т. 1. — Тбилиси: Мецниереба, 1978. — С. 125−131.
  79. В.П., Мунипов С. Н., Рубахин В. Ф. Психологические вопросы эффективности и качества труда. //Психологический журнал 1984. — № 2. — С. 2540.
  80. В.П. Миры сознания и структура сознания //Вопросы психологии. 1991.- № 2. — С. 16−19.
  81. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 302с.
  82. К. Психология эмоций /Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 464с.
  83. А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993. -23с.
  84. История философии в кратком изложении /Пер.с чеш. Богута И. И. М.: Мысль.-1991.- 590с.
  85. В.И. Транскоммуникация и личностное развитие: психология коммуникативного развития человека как личности. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. -255с.
  86. Китаев-Смык Л.А. О соотнесении вегетативных и психических проявлений в экстремальных условиях. //Системный анализ вегетативных функций: Вопросы кибернетики. М., 1978. — № 37. — С. 68−72.
  87. Китаев Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. — 368с.
  88. И.С. Самореализация личности и тендерные роли и тендерные стереотипы. //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. ААРеана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Вып № 2. Изд-во С. Петербургского университета -1998. С. 173−178.
  89. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1995. -224с.
  90. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 512с.
  91. М.В., Солнцева Г. Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности. //Вестник МГУ. Сер. 14, Психология.- 1999.- № 4, — С. 61−67.
  92. М.В. Сознательная смена профессии в контексте профессионального развития. //Вестник МГУ. Сер. 14, Психология.- 2000.- № 4.- С. 65−74.
  93. В.Е., Гапажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. -154с.
  94. В.Е. Онтологизация психологии и психодиагностики //Психологическая диагностика в образовательной практике. (Тезисы докладов). Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. С. 3−8.
  95. В.Е. Культурно историческая психология и психосинергетика -Образование в информационном обществе: Пособие для студентов гуманитарных вузов. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. — 201с.
  96. В.Е. Методологические принципы теории психологических систем //Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре: Материалы 1-ой региональной школы молодых ученых психологов. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. — С. 8−16.
  97. В.Е. Предмет науки и психосинергетика. //Психологическое исследование: методология, теория, методы: Материалы II региональной школы молодых ученых-Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000.164с.
  98. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И Пригожиным //Психологический журнал. 1992. — № 12. — С. 3−20.
  99. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255с.
  100. И.М., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля //Психологический журнал -1995. Т.16. — № 1.- С. 43−51.
  101. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980.-256с.
  102. Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения. //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. — 240с.
  103. Ц.П. Психология человека в экстремальных условиях. -Москва, Наука, 1978. 380с.
  104. Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке. //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. -240с.
  105. Л.А. Психологические детерминанты самореализации личности. //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Вып № 2. Изд-во С. Петербургского университета, 1998. С. 5−19.
  106. Л.А. Теоретико методологические основы изучения самореализации личности //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. № 3 /Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1999. — 248с.
  107. Л.А. Особенности стратегий самореализации и стили человека //Психологические проблемы самореализации личности. Вып № 4 /Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. -234с.
  108. Л.А. Уровни самореализации личности. //Психологические проблемы самореализации личности /Вып № 4 /Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. — 234с.
  109. Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений //Психологические проблемы самореализации личности. Вып № 5 /Под ред. Г. С. Никифирова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 232с.
  110. Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976. — 320с.
  111. В.И. Самоорганизация жизненного пути личности //Самодвижение. Самоорганизация. Самоуправление .: Тезтсы докл. межвуз. научн, конф. Пермь, 1987, — 207с.
  112. О.М. Психологические механизмы возникновения и реализации мышления в реальной жизнедеятельности. Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1996. -47с.
  113. О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. -114с.
  114. О.М. Психодиагностическое мышление как сложная познавательная деятельность профессионала //Психологическая диагностика в образовательной практике. Барнаул: Изд-во БГПУ.1999. — С. 8−10.
  115. В.Ю. Психосинергетика как возможная новая парадигма психологической науки //Психологический журнал. 1998. — Т.19. — № 13.- С. 56−61.
  116. Е.Г. Уровни развития саморегуляции личности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1988. — 180с.
  117. Е.Г. Исследование локализации контроля личности -новая версия методики «уровень субъективного контроля» //Психологический журнал. 1999.- Том 20. — № 2. — С. 103−114.
  118. Т.В. Проблемы профессионального становления молодежи. М.: Просвещение, 1986. — 83с.
  119. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. //Вопросы психологии. -1976- № 6. С. 118−129.
  120. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975.-388с.
  121. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584с.
  122. А.Н. Общее понятие о деятельности //Хрестоматия по возрастной психологии //Под ред. Д. И. Фильдштейна М.: Международная пед. акад., 1994.-С. 112−121.
  123. Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности. -Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. с.
  124. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — С. 156−176.
  125. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. -487с.
  126. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности //Психологический журнал 2000 — Том 21. — № 1. — С. 15−25.
  127. .Ф. Проблема общения в психологии /Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 3−23.
  128. .Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. М.: Наука, 1999. -204с.
  129. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1999.-350с.
  130. Магомед Эминов М. Ш. Трансформация личности. — М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. -496с.
  131. В.Х. Самореализация личности: взгляд с позиций христианской психологии //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. -240с.
  132. В. Л. Блудов Ю.М. Плахтиенко В. А. Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. /2-е издание, допол. и исправ. М.: Просвещение, 1990. — 256с.
  133. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308с.
  134. М.И., Ловчан С. И., Ефанова И. И. Критерии и методы отбора спасателей //Научно техническое обеспечение противопожарных и аварийных работ.-М., 1993.-7с.
  135. А.Г. Психология бытия. М.- «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.-304с.
  136. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478с.
  137. А.Г. По направлению к психологии бытия /Пер. с англ. Е. Рачковой. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2002. — 272с.
  138. А.В. Личностные детерминанты динамики психических состояний в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1993.-22с.
  139. В.А., Машина М. Н., Шмелева И. А. Психофизиологические исследования эмоциональной лабильности операторов АЭС. //Вопросы психологии. 1997. — № 4. -С. 95−103.
  140. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. — 103с.
  141. В.М., Ямпольский Л. Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 319с.
  142. В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом. //Психологический журнал. -1985. № 5. — С. 62−72.
  143. В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности .//Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 24−46.
  144. Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. 4.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. — 672с.
  145. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. 1997. — № 4.- С. 28−38.
  146. В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 121−127.
  147. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.-240с.
  148. К. Ответственность личности в производственном коллективе /В кн.: Социально-психологические проблему производственного коллектива. М., 1983. — С. 133−145.
  149. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье /Пер. с англ. М. Будыниной, Г. Пимочкиной. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 256с.
  150. Общая социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юридич. литер.- 1997.- 448с.
  151. Общая психология /Авторы Бодалев А. А., Столин В. А. СПб.: Изд-во «Речь», 2000.-440с.
  152. Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. -462с.
  153. Оя С. М. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. М.: Физкультура и спорт, 1969. — С. 63 — 67.
  154. А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512с.
  155. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255с.
  156. А.В. Психология неадаптивной активности. /Российский открытый университет. М., ТОО «Горбунок», 1992. — 224с.
  157. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА М., 1998. — 528с.
  158. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 512с.
  159. В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании //Психологическая наука и образование. -1996. № 3. — С. 100−109.
  160. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости //Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 3−9.
  161. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216с.
  162. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312с.
  163. К.К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982.-309с.
  164. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /Вансовская Л.И., Гайда В. К., Гербачевский В. К. и др. /Под ред. Крылова А. А. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. — 272с.
  165. Проблемы самореализации человека: Учеб. пособие /Рябова Л.В. Ростов-на-Дону, 1993. 276с.
  166. Г. С. Проявление феномена «автономности зависимости» в учебной деятельности: Сообщение 1. Выявление типологических группавтономных" и «зависимости» учащихся //Новые исследования в психологии. -М.: Педагогика, 1984. № 2. — С.48−52.
  167. Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352с.
  168. Психологические состояния /Сост. и общ. ред. Куликова Л. В. СПб.: Изд-во «Питер», 2000 — 512с.
  169. Психологическое исследование: методология, теория, методы.: Материалы II региональной школы молодых ученых (27 февраля 2 марта 2000 г. г. Бийск) — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. — 164с.
  170. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека /Отв. ред. А. И. Крупное. Свердловск: СГПИ, 1985.-113с.
  171. Психология личности: Тексты /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.- М.: Изд-во МГУ, 1982. 287с.
  172. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия /Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. — 480с.
  173. А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности //Психологический журнал. 1998. — Том 19. — № 4. — С. 3−12.
  174. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Изд-во «Прогресс» /Под общ.ред. О. В. Овчинниковой, 1979. — 392с.
  175. К. Несколько важных открытий //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1990. — № 2. — С. 34−44.
  176. О.Н. Динамика эмоционально личностных проявлений хронического утомления (на примере деятельности сборщиц микросхем): Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1990. — 29с.
  177. О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» //Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. -1996. — № 3. — С. 60−67.
  178. О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога //Вестник МГУ. -Сер. 14, Психология. 2000. — № 4. — С. 55−65.
  179. Л., Нисбетт А. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии /Пер. с англ. В. В. Румынского, под ред. Е. Н. Емельянова, B.C. Магуна -М.: Аспект Пресс, 1999. 429с.
  180. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -424с.
  181. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. -720с.
  182. Л.А., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. — 240с.
  183. С.С. Мотивация деятельности /С.С. Сагайдак. Мн.: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 2001. -208с.
  184. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под.ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. -264с.
  185. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М.: Школа — Пресс, 1995. — 384с.
  186. Словарь практического психолога /Сост. Головин С. Н. Минск: Хорвест, 1997.-800с.
  187. С.Д. Мир образов и образ мира //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1981. — № 2. — С. 15−29.
  188. В.В. Развитие личности в особых условиях деятельности.- Новосибирск: НГПУ, НГАС, 1997. -256с.
  189. О.С. Возможности самореализации личности в контексте психологии инноваций //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. — 240с.
  190. Современная психология: Справ, руководство /Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА — М, 1999. — 688с.
  191. Современный философский словарь /Под. ред. Р. Кемерова Лондон, Франкфурт-на-Майне, Панпринт, 1998.- 1064с.
  192. Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». 3-е издание. М.: Смысл, 1997.- 653с.
  193. А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарика, 1998. — 816с.
  194. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности //Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 5974.
  195. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2001. — 360с.
  196. O.K. Теория психологических систем //Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1982. — № 2. — С. 3−12.
  197. O.K. Понятие и принципы общей психологии: Учебное пособие для слушателей ФПК. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 88с.
  198. В.А. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992. — 75с.
  199. В.А. Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействий субъектов //Вестник МГУ. Серия 14, Психология. -1996. -№ 3, — С. 51−59.
  200. В.А., Краюшенко Н. Г. Психологические факторы специализации и успешности субъектов в видах охранной деятельности //Вестник МГУ. Сер.14, Психология. — 1998. — № 3. — С. 52−62.
  201. В.А., Заневский В. Е., Онищенко О. В. Профессия «частный охранник»: тенденции становления //Вестник МГУ. Сер.14, Психология. — 2001.- № 2. — С. 24−34.
  202. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева /Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М.: Смысл, 1999.-429с.
  203. Ю.И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред.
  204. А.А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997.-240с.
  205. В.Н. Проблема сознания в философской и педагогической практике. Новосибирск, 1993. — 178с.
  206. В.Н. Человек в концепции современного научного познания: Учеб. пособие по антропологии. Барнаул, Изд-во БГПУ, 1997. — 380с.
  207. Е.В. К вопросу о профессиональной самореализации политических деятелей //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. — 240с.
  208. А.Р. Личностное становление профессионала //Методы психологии. Ежегодник Российского психологического общества. Т.З. Ростов-на-Дону, 1997.-С. 268−269.
  209. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. /Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  210. Р., Фейдимен Д. Личность: теория, эксперименты, упражнения //Санкт-Петербург: «прайм ЕВРОЗНАК», 2002. — 864с.
  211. Э. Человеческая ситуация /Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1995. -239с.
  212. Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск: ООО «Попурри», 1998.-672с.
  213. Холл Кэлвин, Линдсей Гарднер. Теории личности. М.: «КСП +», 1997. -720с.
  214. М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности //Психологический журнал. -1992. № 3. — С. 84−93.
  215. Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Вып № 2. Изд-во С. Петербургского университета -1998. — С. 53−58.
  216. Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1992. — 26с.
  217. А.Я. Эмоциональная регуляция учебной деятельности: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1991. С. 28.
  218. И.Г. Самореализация личности в развитии знания: Автореф. дис. канд. психол. Свердловск, 1989. 28с.
  219. О.А. Исследования эмоциональной устойчивости в условиях напряженной деятельности /Материалы XVII Международного конгресса психологов. М., 1966 — Т.2. — С. 117−125.
  220. Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: Автореф. дис. докт. психол, наук. СПб., 1994. -37с.
  221. С.Н. Профориентация школьников в условиях демократизации общества //Советская педагогика. 1989. — № 2. — С. 43−49.
  222. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.-М., 1981.-189с.
  223. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос, 1996. — 320с.
  224. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации /Психологический журнал. 1996. — № 1. -С. 19−34.
  225. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. — 16с.
  226. Е.Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998. — 23с.
  227. Д.Б. Об источниках некпассической психологии //Избранные психологические труды. В 2-х тт., Т.2. М.: Педагогика, 1989. — С.475−478.
  228. М.Г. Системность, гомеостаз и активность организма //Системные исследования. М.: Наука, 1978. — С. 169−184.
  229. A Comprehensive Dictionary of psychological and psychoanalytical terms a gwide to usage. New York- London- Toronto, 1958. — 488p.
  230. Adler A. Social interests a challenge to mankind. London: Farber and Farber, 1938.-356p.
  231. Allport G.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961. — 425p.
  232. Davis W., Davis D. Internal External control and attribution of responsibility for success and failure /J. of Person. — 1972. — V. 40 — P. 123−145.
  233. Dictionary Psychology and Philosophy / Ed. by J.M. Bacdnin. Vol. II. -London, 1902.-P. 512.
  234. Lefcourt H.M. Locus of control: Current trends in theory and research. -Hillsdale, 1976.-211 p.
  235. May R. Psychology and human dilemma. Princeton: Van Nostrand, 1967. -235p.
  236. Maslow A. Motivation and personality. New York: Harper and Row, 1954. у378p.
  237. Minor S. Effects of congruence between locus of control and task instruction /Рsy. Rep. -1984. V.54 — P. 35 — 42.
  238. Phares E.I. Locus of control in personality. N. Y., 1976 — 171 p.
  239. Phares E.I., Wilson K.G. Internal-external control, interpersonal attraction and empathy//Psychological Reports. 1971. — V.28. — P. 543−549.
  240. Pines H.A., Julian J.W. Effects of task and social demands of locus of control of untrue differences in informational processing //J. of Personality. 1972. -V.40.-P. 407−416.
  241. Rojers K. Persons or science? A philosophical question //American Psychologist. -1955. V.10. — P. 267−278.
  242. Rojers K. Persons or science? A philosophical question //American Psychologist. -1955. V.10. — P. 267−278.
  243. Rotter J. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement /Psycol, Monog., 1966. V. 80 (1). — P. 1 — 28.
  244. The Oxford English Dictionary. Second edition /Prepared by J.A. Simpson and S.C. Wein. Vol. XIV. — Oxford, 1989 — P. 921.
Заполнить форму текущей работой