Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические процессы в толпе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основное внимание Э. Канетти сосредоточил на процессах, происходящих в толпе. Первый процесс — разрядка, которая наступает в тот момент, когда все, кто принадлежит к толпе, освобождаются от различий и чувствуют себя равными. «Только все вместе сразу и одновременно, люди могут ликвидировать дистанции между ними». Это происходит только в очень плотной толпе, где люди вынуждены соприкасаться друг… Читать ещё >

Социально-психологические процессы в толпе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оригинальную теорию толпы создал австрийский философ и социолог Э. Канетти (Е. Canetti) в книге «Масса и власть» (1981).Он считает, что только в толпе человек может освободиться от страха перед прикосновением.

В связи с теорией Э. Канетти на память приходит притча А. Шопенгауэра. «Холодной зимой общество дикобразов теснится близко друг к другу, чтобы защитить себя от замерзания взаимной теплотой. Однако вскоре они чувствуют взаимные уколы, заставляющие их отдалиться друг от друга. Когда же потребность в тепле опять приближает их друг к другу, тогда повторяется та же беда, так что они мечутся между двумя этими невзгодами, пока не найдут умеренного расстояния, которое она смогут перенести наилучшим образом» (по: Фрейд, 1998, с. 151). Только в толпе подавляется свойственный индивиду страх перед прикосновением. «Кто бы на тебя ни напирал, он такой же, как и ты сам. Вдруг все оказывается происходящим как будто бы внутри одного тела» (Канетти, 1998, с. 316). Итак, исходный феномен толпы, согласно Э. Канетти, утрата страха касания (по: Ионин, 1986, с. 155).

Э. Канетти использует термин масса, подразумевая непосредственное объединение людей, то есть толпу. Он выделяет два типа масс: открытая и закрытая. Открытая масса стремится к разрастанию. «Жажда роста — это первое и высшее свойство массы. Она старается втянуть в себя каждого, кто проходит мимо. Это естественная масса» (Канет — ти, 1998, с. 316). Закрытая масса отказывается от роста, создает свое пространство, имеет границу. Для преодоления границы необходим акт приема в члены сообщества, например входной билет в театр или на стадион. Когда пространство заполнено, допуск людей прекращается.

Основное внимание Э. Канетти сосредоточил на процессах, происходящих в толпе. Первый процесс — разрядка, которая наступает в тот момент, когда все, кто принадлежит к толпе, освобождаются от различий и чувствуют себя равными. «Только все вместе сразу и одновременно, люди могут ликвидировать дистанции между ними». Это происходит только в очень плотной толпе, где люди вынуждены соприкасаться друг с другом. В момент разрядки, когда каждый не больше и не лучше, чем другой, люди соединяются в массу. Второй процесс — это мания разрушения. Толпа покушается на дистанцию между людьми, свои границы, окружающие дома и предметы. Третий процесс — извержение. Это внезапный переход закрытой массы в открытую, что означает, что «масса хочет вновь предаться своей старой страсти — внезапному, быстрому и неограниченному росту». Извержение — это выход толпы людей из закрытого помещения на улицу. Здесь Э. Канетти точно подметил одну особенность. Люди, ведомые любопытством, присоединяются к большой толпе довольно часто. Четвертый процесс — мания преследования. Это «особенно гневная восприимчивость и раздражимость по отношению к тем, кто раз и навсегда записан ее врагом» (Канетти, 1998, с. 319). Э. Канетти имел в виду то, что человек, находящийся внутри толпы и противодействующий ей каким-либо образом, подвергается гонению или даже уничтожению со стороны сплоченной массы. Все, что чуждо массе, противостоит ей, уничтожается неосознанно. В силу эффекта идентификации по сходству, не похожие на массу предметы не попадают в поле зрения людей. Масса не осознает, что давит и уничтожает тех, кто противостоит ей. Она делает это бессознательно, так как сознание, работающее по принципу идентификации по сходству, не включает другие предметы в поле своего анализа и регуляции поведения. Пятый процесс — паника. Паника представляет собой распад массы. Одинаковая и очевидная для всех опасность порождает одинаковый для всех страх. Активный массовый страх — великое коллективное переживание всех животных, ведущих стадную жизнь. Инстинктивная природа человека в кульминационный момент паники становится предельно доминирующей. Шестой процесс — задержка. Когда люди тесно спрессованы, воспринимают себя как единое целое, толпа позволяет себе помедлить, время как бы останавливается, не подчиняется привычному течению. Когда очень долго ничего не происходит, то напряжение растет и приводит к мощному взрыву. Э. Канетти приводит такой пример задержки. Кульминация паломничества в Мекку — это знаменитое стояние на Арафатской равнине в нескольких часах ходу от Мекки. В предписанный ритуалом день 700 тыс. паломников скапливаются вокруг «горы Милосердия». В самое жаркое время они стоят с обнаженными голозами в белых одеждах, со страстным напряжением вслушиваясь в слова проповедника. Они стоят до самого захода солнца, пока не будет дан знак расходиться. Это многочасовой момент задержки, приводящий людей в состояние религиозной экзальтации.

Э. Канетти выделяет четыре главных свойства толпы. Во-первых, она всегда стремится расти, ее росту по природе не положено границ. Во-вторых, внутри толпы господствует равенство. «Все требования справедливости, все теории равенства черпают свою энергию в конечном счете из переживаний равенства, которое каждый знает по массовому чувству» (Канетти, 1998, с. 327). В-третьих, толпа любит плотность. Ощущение наибольшей плотности она переживает в момент разрядки. В-четвертых, толпа в своем движении требует единого направления, что усиливает чувство равенства.

Э. Канетти дает следующую классификацию толпы. Замершая толпа стоит непосредственно перед разрядкой. Ритмическая толпа связана с движением, например телесное возбуждение, возникающее в любой толпе, реализуется в танце. Медленная толпа характеризуется тем, что люди собираются очень медленно и ведут себя вяло, они видят себя в отдаленной перспективе, например массы паломников. Медленная масса имеет форму шествия. «В медленной массе, — пишет Э. Канетти, — поставлена цель затянуть процесс, ведущий к разрядке, на возможно более долгий срок. Мировые религии стали особенными мастерами такого затягивания. Их главная задача — сохранить завоеванных приверженцев. Для этого нужно собираться вместе, чтобы происходили бурные разрядки» (Канетти, 1998, с. 337). Быстрая толпа — это политические, военные, спортивные массы, которые ведут себя очень энергично и ставят перед собой ближние, досягаемые цели.

Э. Канетти различает также видимые и невидимые массы. Видимая масса — это современники, населяющие нашу планету. Невидимые массы — это предки и потомки, численное множество, создающее неразрывность в следовании поколений.

По аффективному содержанию он выделяет пять видов толпы. Преследующая толпа видит перед собой жертву. Убегающая толпа возникает в результате общей угрозы. Запрегцающая толпа накладывает запрет на какие-либо действия, например бастующие запрещают друг другу работать. Обращенная толпа характеризуется освобождением от приказов, норм общества, например революционная толпа. Праздничная толпа, здесь царствует атмосфера расслабленности, а не задержки и затем разрядки. В такой толпе наслаждения гарантированы, запреты и барьеры ослабевают.

Э. Канетти специально изучал структуру толпы. Он ввел такое понятие, как «массовый кристалл». Это маленькая группа людей, которая имеет четкую границу и служит для возбуждения толпы. В массовом кристалле существует четкое разделение функций, в то время как в толпе разделения функций нет. Массовые кристаллы отличаются своей организованностью и единством. Они состоят из ораторов на трибуне, оркестрантов, монахов, солдат и т. д.

Э. Канетти подметил и описал своеобразным языком социально-психологические процессы, происходящие в массе. Это не понятийные конструкции, эти процессы могут быть пережиты каждым человеком, попадающим в плотную толпу людей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой