Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование элементного базиса прототипов при проектировании одежды на основе народного костюма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие дизайн-проектирования одежды во многом определяется разработкой и внедрением новых методик, выявлением принципиально новых технологий проектных решений. Народный костюм (НК), по мнению Ф. М. Пармона «обладает достоинством такого уникального творческого первоисточника», что позволяет его трансформировать в современный костюм (бытовой и сценический). Богатейшее наследие традиций НК… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. АНАЛИЗ ИСТОРИОГРАФИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА (НК)
    • 1. 1. Анализ изучения ТНК с этнографической точки зрения
    • 1. 2. Анализ изучения основных принципов проектирования одежды на основе НК
    • 1. 3. Анализ современных технологий проектирования одежды
    • 1. 4. Выводы по главе 1
  • Глава 2. АНАЛИЗ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПОЗИЦИОННО-КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕВЕРОРУССКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ РУБАХ (СРТЖР) В АСПЕКТЕ НАУЧНОГО ОПИСАНИЯ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА
    • 2. 1. Систематизация северорусских традиционных женских рубах (СРТЖР)
    • 2. 2. Разработка классификатора характеристики «Ткань» и кодирование критериев для СРТЖР
    • 2. 3. Разработка классификатора характеристики «Конструкция» и кодирование критериев для СРТЖР
    • 2. 4. Разработка классификатора характеристики «Технология» и кодирование критериев для СРТЖР
    • 2. 5. Разработка классификатора характеристики «Декор» и кодирование критериев для СРТЖР
    • 2. 6. Разработка классификатора характеристики «Форма» и кодирование критериев для СРТЖР
    • 2. 7. Выводы по главе 2
  • Глава 3. АПРОБАЦИЯ АНАЛИЗА И НАУЧНОГО ОПИСАНИЯ СЕВЕРОРУССКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ РУБАХ (СРТЖР)
    • 3. 1. Создание операционной базы данных (ОБД) по предметным (ПХ) и композиционно-конструктивным характеристикам
  • ККХ) СРТЖР
    • 3. 2. Разработка дополнительной базы данных (ДБД) по характеристикам обмера параметров (ХОП)
    • 3. 3. Формирование информационного банка данных
  • ИБД) по СРТЖР
    • 3. 4. Сервисные возможности «Информационного банка данных по музейному предмету: СРТЖР» («ИБД по СРТЖР»)
    • 3. 5. Выводы по главе 3
  • Глава 4. РАЗРБОТКА МЕТОДА ТИПИЗАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ — СЕВЕРОРУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСКОЙ РУБАХИ (СРТЖР) С ПРИМЕНЕНИЕМ МНОГОМЕРНЫХ ГРУППИРОВОК
    • 4. 1. Обоснование выбора метода типизации с применением многомерных группировок
    • 4. 2. Анализ информационной обеспеченности для исследования
    • 4. 3. Статистические методы в определении однородных групп
      • 4. 3. 1. Определение частоты встречаемости показателей композиционно-конструктивных характеристик (ККХ): ткань, конструкция, технология, декор и форма
      • 4. 3. 2. Метод кластерного анализа (кластеризация)
    • 4. 4. Выводы по главе 4
  • Глава 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ТИПИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТНОГО БАЗИСА ПРОТОТИПОВ
    • 5. 1. Разработка алгоритма формирования элементного базиса прототипов
    • 5. 2. Методические рекомендации по практическому применению элементного базиса прототипов по СРТЖР

Формирование элементного базиса прототипов при проектировании одежды на основе народного костюма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие дизайн-проектирования одежды во многом определяется разработкой и внедрением новых методик, выявлением принципиально новых технологий проектных решений. Народный костюм (НК), по мнению Ф. М. Пармона «обладает достоинством такого уникального творческого первоисточника», что позволяет его трансформировать в современный костюм (бытовой и сценический). Богатейшее наследие традиций НК отражает сложившиеся представления народа о красоте, добре, целесообразности, его эстетически совершенные формы выражают утонченный художественный вкус, изобретательность и высокое мастерство.

В настоящее время в направляющих коллекциях одежды не угасает интерес к богатому наследию традиционного народного костюма (ТНК). Современной тенденцией при этом является сочетание в традиционном костюме элементов разных народов, культур, то есть эклектичность.

Важно отметить, что всестороннее изучение ТНК невозможно без непосредственного общения с подлинниками, которое, однако, представляет определенную сложность из-за ограниченности доступа в музейные фонды, а экспозиции же выставок и иллюстративные альбомы по НК не дают о полного представления об имеющихся в фондах коллекциях.

Одним из подходов к решению данной проблемы является создание операционных баз и информационных банков по систематизации и описанию элементов костюма на едином цифровом формате. Достоинством таких разработок является то, что кодовые значения обеспечивают единое терминологическое описание этнографических образцов, важное для учета и хранения ценностей, находящихся в музеях нашей страны.

Работа по систематизации элементов ТНК и разработке новых технологических приемов для дизайн-проектирования одежды внесли ученые: Н. И. Лебедева, Г. С. Маслова, Н. М. Калашникова, Ф. М. Пармон, Е. Я. Сурженко, И. Н. Савельева. Они сформировали теоретические и методологические основы проектирования изделий различного назначения, установили пути решения задач в достижении оптимальных параметров процесса проектирования, предложили методы и методики разработки, а также оценки одежды в различных условиях эксплуатации, определили пути творческой трансформации народного костюма с позиции системного подхода.

В настоящее время опубликованы работы, выполненные в области проектирования современной одежды на основе национального костюма: М. А. Нуржасарова (казахский), М. И. Алибекова (дагестанский), Ф. А. Колиева (народов Северного Кавказа), А. С. Камалиева (башкирский).

Общеизвестно, что для проектирования одежды на современном этапе большую роль отводят сокращению производственного цикла, начиная от возникновения идеи до разработки проектно-конструкторской документации проектного решения. В связи с этим выявляется актуальность формирования элементного базиса прототипов для проектирования одежды на основе традиций народного костюма, которая обеспечит новыйтехнологический подход по проектированию. Трансформация НК отражается, прежде всего, в современном сценическом костюме фольклорного жанра. Анализ ассортимента выпускаемой сценической одежды показал отсутствие научно обоснованных методов и профессионального подхода по проектированию одежды на основе НК, а также методических рекомендаций по технологическим и композиционно-конструктивным особенностям изготовления сценической одежды фольклорного жанра на основе НК.

Целью работы является формирование элементного базиса прототипов для проектирования одежды на основе народного костюма, базирующегося на использовании метода типизации с применением многомерных группировок.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

• обоснование выбора элемента НК и его изучение по коллекциям этнографических образцов;

• разработка методики исследования и научного описания этнографического образца — северорусская традиционная женская рубаха (СРТЖР);

• создание «Информационного банка данных музейного предмета: северорусская традиционная женская рубаха» («ИБД по СРТЖР»), предназначенного для научных исследований и практического использования;

• разработка метода типизации СРТЖР с применением многомерных группировок;

• разработка рекомендаций по результатам кластерного анализа.

Объектом исследования являются образцы традиционных женских рубах (ТЖР) северорусского типа XIX-начала XX веков из коллекций текстильных фондов:

Российского этнографического музея (РЭМ), Санкт-Петербург;

Великоустюжского государственного историко-архитектурного и художественного музея—заповедника (ВГИАХМЗ), Великого Устюга Вологодской области.

Методологическая база. В основу исследования положены теоретические труды этнографов, искусствоведов, культурологов в области НЕС, теоретические и практические разработки по проблемам использования традиций НК в современном проектировании одежды различного назначения, а также научно-исследовательские и практические работы в области статистических и маркетинговых исследований.

В работе использовались следующие методы исследования:

• предметно-аналитический метод для исследования иллюстративного материала и музейного предмета — СРТЖР;

• историко-этнографический метод для изучения и описания музейного предмета — СРТЖР;

• теории классификации кодирования;

• методы математической статистики;

• экспериментальные методы.

Для получения достоверности результатов, полученных в диссертационной работе, применены методы математической статистики с использованием пакетов прикладных программ MS Microsoft Office Excel 2003, Microsoft Office Access 2003, Statistika 2008.

Научную новизну исследования представляют:

1. Анализ и научное описание этнографических образцовтрадиционных женских рубах (ТЖР): систематизация ТЖР по принципу последовательной конкретизации образца по трем основным массивам: предметным характеристикам (ПХ), композиционно-конструктивным — (ККХ) и характеристикам обмера параметров (ХОП) — определение номенклатуры и присвоение цифрового кода показателям' по трем основным массивам для наиболее полного описания СРТЖРсоздание форм для классификаторов в виде круговых диаграмм основных характеристик СРТЖР с позиции использования их особенностей в дальнейших научных исследованиях.

2. Создание элементного базиса прототипов при проектировании одежды с применением современных информационных технологий: формирование «Информационного банка данных музейного предмета: СРТЖР» («ИБД по СРТЖР»), содержание которого представлено в виде числового значения идентификационного кодаразработка методики типизации СРТЖР с применением многомерных группировок (кластерного анализа).

Практическая значимость работы заключается в разработке компонентов для обеспечения процесса проектирования одежды на основе ТНК, в том числе: в создании «Операционной базы данных по учету и хранению музейного предмета: СРТЖР» («ОБД по СРТЖР)" — в разработке методики обмера основных параметров музейного предмета — ТЖРв формировании «Информационного банка данных музейного предмета: северорусской традиционной женской рубахи» («ИБД по СРТЖР») — в формировании базиса прототипов по СРТЖР как основы для проектных решений современной одежды различного назначения.

Апробация работы и внедрение результатов.

Результаты исследования, а именно:

• систематизация и описание наглядно-методического фонда (этнографические образцы) с применением форм классификаторов;

• методика обмера основных параметров (ХОП) этнографического образца;

• метод типизации этнографических образцов для выявления локальных особенностей и их использование при проектировании сценического костюма для участников фольклора,.

• внедрены в практику реального проектирования в условиях функционирования научно-исследовательской лаборатории «Стиль» факультета искусств в ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет».

В учебный процесс по дисциплине «Народный костюм» и в дипломное проектирование включены задания для студентов специальности 71 301 «Народное художественное творчество» в ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» по анализу и типологии показателей для ККХ элементов ТНК, обработке данных методами математической статистики.

Основные положения и результаты настоящего исследования изложены в научных докладах на следующих конференциях: международной научно-практической конференции «Мода и дизайн: исторический опытновые технологии» (Санкт-Петербург, 2008, 2009), всероссийской конференции «Северный социально-экологический конгресс» (Сыктывкар, 2007).

Результаты системы анализа и научного описания музейного предмета используются в рамках тематики госбюджетных НИОКР и в соответствии с программой Министерства образования РФ по конкурсу грантов 2007 — 2008 гг. по фундаментальным исследованиям в области ТНК (КНЦ Уральского отделения РАН) по РГНФ 09−01−41 102 а/С.

Подготовка электронного каталога «Информационный банк данных по ТЖР» текстильного фонда ВГИАХМЗ г. Великого Устюга Вологодской области.

Получено положительное решение от ФИПС по заявке № 2 009 112 666/22(17 273) от 06.04.2009 г. о выдаче патента Российской Федерации на полезную модель «Классификаторы основных характеристик русских женских народных рубах для проведения научной инвентаризации на едином кодовом языке».

Публикации. Результаты диссертации опубликованы в журнале «Дизайн. Материалы. Технология», входящем в список изданий, рекомендованных ВАК (1 статья), и 4 статьях, опубликованных в сборниках материалов международных конференций.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, основных выводов и результатов, 70 таблиц, 28 рисунков и 6 схем.

Список использованных источников

включает 198 наименований. Приложение состоит из 5 отдельных частей:

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Аналитический обзор многочисленных источников позволил выявить разные подходы по изучению ТИК и его отдельных элементов, показаны проблемы практического использования результатов этих исследований в процессе проектирования современной одежды, в т. ч. сценического костюма.

2. Предложена система описания музейных предметов, а именно элементов одежды ТНК, обеспечивающая возможность разработки структуры их научного описания с отражением локальных особенностей, выраженных в основных композиционно-конструктивных характеристик.

3. На основе проведенного исследования была разработана система анализа и научного описания музейного предмета — традиционная женская рубаха северорусского типа. Предложена авторская форма классификаторов основных композиционно-конструктивных характеристик.

4. Создана «Операционная база данных по учету и хранению музейного предмета: северорусская традиционная женская рубаха» («ОБД по учету и хранению СРТЖР»), которая может быть использована для научной инвентаризации музейных предметов.

5. Разработана «Дополнительная база данных по обмеру музейного предмета: северорусская традиционная женская рубаха» («ДБД по обмеру СРТЖР»), содержащая данные обмера параметров рубах, необходимых для выполнения проектных работ на этапе конструкторско-технологической подготовки производства.

6. Сформирован «Информационный банк данных по музейному предмету: северорусская традиционная женская рубаха» («ИБД по СРТЖР»), цифровая форма которого предполагает его использование в процессе исследований различной научной направленности.

7. Проведена типизация музейных предметов — традиционных женских рубах, результаты которой позволили идентифицировать цифровую форму описания музейного предмета однородной группы и сформировать локальные особенности рубах северорусского типа.

8. Разработан алгоритм формирования элементного базиса прототипов, обеспечивающий новый технологический подход при проектировании одежды на основе народного костюма.

9. Сформулированы методические рекомендации по практическому применению базиса прототипов — традиционной женской рубахи, которые используются в учебном процессе при выполнении дипломных и научно-исследовательских работ специальности 71 301 «Народное художественное творчество», на швейных предприятиях, специализирующихся по производству сценической одежды исполнителей фольклора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI. Н., Свиринавичюс М. В. Использование национальных элементов при разработке современной одежды : учеб. пособие для студентов спец. 280 800, 280 900. Казань: Изд-во КГТУ, 2000. 71с.
  2. Апостон Ж. орж А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / пер. с англ. И. В. Пеновой. М.: Мир, 1982. 181 с.
  3. С. А., Енюков И. С. Классификация многомерных наблюдений. М.: Статистика, 1974. 240 с.
  4. Акимова 3. Т., Петушкова Г. И. и др. Моделирование одежды на основе принципа трансформации. М.: Легпромиздат, 1995. 87 с.
  5. М. И. Многовариантное комбинаторное построение современной одежды на основе конструктивных и композиционных особенностей элементов народного костюма: учеб. пособие. М.: МГУДТ, 2007. 36 с.
  6. М. И., Пармон Ф. М. Элементы информационной базы композиционно-конструкторских особенностей Дагестанского национального костюма // Вестн. МГУДТ. 2005. Вып. 3(45).- С. 151−155.
  7. А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Советская археология. 1966. № 1. С. 61−75.
  8. А. К. Раннеземледельческий культовый символ (ромб с «крючками») // Советская археология. 1965. № 3. С. 14−27.
  9. И. А. Мода и культура одежды. М.: Знание, 1987. 63 с.
  10. Е. Г. Основы проектирования одежды из эластичных материалов: монография. М.: ИИЦ МГУДТ, 2004. 170 с.
  11. А. В. История культуры Древней Руси. Одежда. Т. I. М., Л., 1948.-С. 97−165.
  12. С. Ю., Глебова А. А. Культура Вологодского края: Рукоделия и ремесла. Вологда: ВИРО, 2004. 160 с.
  13. Е. Ю., Сурженко Е. Я. Обеспечение динамического соответствия конструкций плечевой одежды в системе ТАПРО / Сб. науч. тр. аспирантов и докторантов. СПб.: СПБУТД, 1999. С. 94−97.
  14. Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М.: Академия моды, 1996. 117 с.
  15. Т. А. Дизайн костюма: учеб. пособие. Ростов-на—Дону: Феникс, 2000. 289 с.
  16. Т.А. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 318 с.
  17. Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX-н. XX вв. Л.: Наука, 1983. 232 с.
  18. Г. П. Конструирование одежды для индивидуального потребления: учеб. пособие для студентов вузов 2-е изд., стер. М.: Academia, 2004. 17 с.
  19. А. Ф., Фомина 3. М. Моделирование и конструирование женской одежды. М.: Легпромбытиздат, 1993. 247 с.
  20. И. Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство, 1972. 230 с.
  21. Л. И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.: МГУ, 1986. 188 с.
  22. Г. Н. и др. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. М.: Искусство, 1983. 336 с.
  23. П. П., Печенкин А. В. Теория вероятностей. Математическая статистика. М.: Гардарика, 1998. 328 с.
  24. Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 198 с.
  25. Л. И. Информационно-аналитическое обеспечение маркетинговой деятельности организаций: теория и методология статистических исследований. М.: Изд-во «Академия естествознания», 2007. 237 с.
  26. Л. И. Теория и методология маркетинговых исследований :учеб. пособие. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 2004. 268 с.
  27. Е. Б., Коблякова Е. Б. и др. Новый подход к автоматизации проектирования одежды // Швейная промышленность. 1999. № 2. -С. 22—23.
  28. А. В. Народный костюм Вологодской области : Костюм Кадниковского уезда Вологодской губернии XIX-н. XX вв. Вологда: Газета, 1990. 47 с.
  29. О. М., Самохвалов Э. Н. Проектирование баз данных САПР. М., 1990. 248 с.
  30. В. Русская одежда. Саратов: Эфрос, 2001. 350 с.
  31. Ю. С. Математическая статистика и ее применение в текстильной и швейной промышленности. М., 1970. 186 с.
  32. Т. В. Влияние истории и культуры на формирование костхрма : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. 108 с.
  33. М. Эстетика пропорций в природе и в искусстве. М.: Всесоюзная Академия Архитектуры, 1936. 286 с.
  34. Н. В. Русский исторический костюм для сцены. Киевская и Московская Русь. М.- JI.: Наука, 1945. 120 с.
  35. В. В., Ковалевич А. И. Пути реализации параметрических связей 2-D и 3-D модулей в САПР одежды // Швейная промышленность. 2007. № 6, С. 41−42.
  36. Г. С. Моделирование формы одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. 183 с.
  37. Г. С. Народные традиции в моделировании одежды. М.: Легкая индустрия, 1974. 182 с.
  38. А. Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения / Рос. АН Ин-т-ИФ «Наука-философия, социология, психология и право». М.: Наука, 1994. 159 с.
  39. Н. П. Отражение производственной деятельности руки в русской орнаментике // Советская этнография. 1935. № 1. С. 60−88.
  40. Н. П. Очерки по истории развития русской одежды // Советская этнография. 1934. № 1−2. С. 84−92.
  41. А. Н., Полуян JI. Я. Системотехнические задачи создания САПР. М., 1990. 189 с.
  42. Динцес JL А. Изображение змееборца в русском народном шитье // Советская этнография. 1948. № 3−4. С. 45−53.
  43. Я. Проектирование и конструирование: системный подход. М.: Мир, 1981.454 с.
  44. Дзеконьковска Козловска А. Женская мода XX века. М.: Легкаяиндустрия, 1977. 395 с.
  45. И. А. Беседы о моде или Зеркало, которое лжет. Алма-Ата: Онер, 1991. 176 с.
  46. Ю. А. и др. Особенности формирования коллекции моделей и запуск их в производство. М.: Легпромбытиздат, 1988. 36 с.
  47. Древняя одежда народов Восточной Европы: материалы к историко-этнографическому атласу / отв. ред. Рабинович М. Г. М.: Наука, 198.6. 272 с.
  48. А. М., Мхитарян В. С. Многомерные статистические методы. М.: Финансы и статистика, 1998. 178 с.
  49. Г. П. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М.: Советская Россия, 1990. 317 с.
  50. Г. П. Каргопольские народные вышивки-месяцесловы // Советская этнография. 1978. № 3. С. 139−149.
  51. Дюк В. А. Обработка данных на ПК в примерах. СПб.: Питер, 1997. 240 с.
  52. Дюк В. А., Мирошников А. И. Эволюция STATGRAPHIGS // Мир ПК. 1995. № 12. С. 12−15.
  53. Единая методика конструирования одежды стран-членов СЭВ
  54. ЕМКО СЭВ). Термины и определения. Т. 8. М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1990. 140 с.
  55. И. И., Рукавишников В. Н. Группировка, корреляция, распознавание образов. М.: Статистика, 1977. 267 с.
  56. В. В., Ермилова Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М.: Академия, 2000. 186 с.
  57. А. П., Хархаров А. А. Цвет и его применение в текстильной промышленности. Л.: Изд-во ЛУ, 1974. 145 с.
  58. А. В., Алешина Т. С. Костюм в России. XV-н. XX вв. М.: Родник, 2000. 231 с.
  59. Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. М.: Изобразительное искусство, 1985. 238 с.
  60. Л. В. Русский народный костюм // Наука и жизнь. 1986. № 7. С. 34−37.
  61. С. В. Золотая нить. Вологда: Изд-во Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации, 2003. 247 с.
  62. С. Н. Систематический подход к цветовому проектированию костюма. М.: МТИЛП, 1999. 24 с.
  63. Т. Б. Символика цвета. СПб.: Тип компания «Borey-print», 1996. 115 с.
  64. Л. А. Размытые множества и их применение в распознавании образов и кластерном анализе // Классификация и кластер. М.: Мир, 1980. — С. 208−247.
  65. А. И. Разработка теоретических концепций формообразования авангардного костюма в системе дизайнерскогопроектирования. Авт. дисс. д.т.н. М., 2005. 49 с.
  66. С. В. Технические и эстетические образы в процессе формирования дизайн-объектов в системе «костюм». М.: Инф-изд. центр МГУДТ, 2005. 52 с.
  67. Землянухина JL В. Эстетика, этнография, быт. М., 1994. 113 с.
  68. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР М.: Министерство культуры СССР, 1985. 150 с.
  69. С. П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУКИ, 1999. 144 с.
  70. История северного крестьянства. Т. 2.: Крестьянство Европейского Севера в период капитализма / под ред. В. Т. Пашуто. Вологда: Сев-западн. книж. изд-во: Вологодское отделение, 1985. 385 с.
  71. Исторический, сценический и народный костюм: аннотированный библиографический указатель / сост. JI. В. Беловинский, отв. ред. Н. И. Лукьянов. М.: БИ, 1984. 97 с.
  72. Н. М. Народный костюм (Семиотические функции). СПб., 2006. 243 с.
  73. А.С. Технология проектирования комплексов национальной одежды. Уфа: РИО РУНМИ МО РБ, 2005. 350 с.
  74. М. И. Психология моды. СПб.: Речь, 2001. 191 с
  75. Р. М. Костюм в русской культуре XVIII-н. XX вв. (Опыт энциклопедий). М., 1995. 382 с.
  76. Л. Ф. Народный костюм Русского Севера XIX-н. XX вв. в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» / ГУК «Архангельск». М:: Северный поломник, 2006. 272 с.
  77. В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 264 с.
  78. Т. В. Теоретические основы проектирования костюма вусловиях промышленного производства. М.: МТИЛП, 1982. 55 с.
  79. Т. В. Художественное проектирование костюма. М.: Легпромбытиздат, 1982. 214 с. с'
  80. А. Д. Женская мода XX века. М.: Легкая индустрия, 1974.96 с.
  81. Конструирование одежды с элементами САПР / сост. Е. Б. Коблякова, Г. С. Ивлева и др. М.: Университет, 2007. 462 с.
  82. Н. А. Вариативные ряды деталей одежды. Нормативные вычисления: методические указания. М.: ИИЦ МГУДТ, 2006. 65 с.
  83. Н. А. Теория импрессивного подхода к дизайну одежды. М.: НИЦМГУДТ, 2007. 177 с.
  84. Костюмы к танцам народов СССР (В помощь коллективам художественной самодеятельности). Алма-Ата: РДХСПК, 1967. 68 с.
  85. Костюмы к танцам народов СССР. Цветные эскизы Н. А. Лакова. Текст и чертежи кроя В. В. Соколовской. М.: Искусство, 1964. 127 с.
  86. Л. Н. Проектирование и моделирование коллекций одежды: учеб. пособие. Л.: ЛИСИ, 1983. 101 с.
  87. М. Как понимать язык цвета. М.: Эксмо, 2004. 142 с.
  88. Курс женских рукоделий. СПб.: Слово, 1902. 535 с.
  89. А. А. Крестьянская одежда населения европейской России (XIX—н. XX вв.): определитель. М.: Наука, 1971. С. 245−289.
  90. Н. А., Соколовская В. В. Костюмы к танцам народов СССР. М.: Искусство, 1964. 127 с.
  91. Д. С. Русь: история и художественная культура X—XVII вв. М.: Искусство XX в., 2003. 488 с.
  92. Н. А., Семенова В. В. От автоматизации проектирования к: технологиям информационной поддержки изделия // Швейная промышленность. 2007. № 4. С. 25−27.
  93. Макаров A. A. STADIA против STATGRAPHICS, или Кто Ваш лоцман в море статистических данных // Мир ПК. 1992. № 3. С. 15−19.
  94. Т. Л., Макаров С. Л. Информационно-знаковые системы коллекций женской одежды от—кутюр и прет-а-порте Дома Моды Christian Lacroix // Научный альманах «Текстильная промышленность». 2008. № 7−8. — С. 60−63.
  95. И. Д. Кластерный анализ. М.: Фининсы и статистика, 1988. 176 с.
  96. И. Д. О выборе информативных признаков при классификации объектов // Автоматика и телемеханика. 1986. № 2. С. 16 467.
  97. О. А. Древнее хранилище в Великом Устюге И Бысть на Устюзе .Историко-краеведческий сборник. Вологда: ЛИСС, 1993. С. 5−12.
  98. Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. 284 с.
  99. Г. С. Бытовые сюжеты в русской народной вышивке // Советская этнография. 1979. № 6. С. 119−127.
  100. Г. С. Народная одежда в восточнославянских обычаях и обрядах XIX-H. XX вв. М.: Наука, 1984. 247 с.
  101. Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX-H. XX вв.: Восточнославянский этнографический сб. / Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX-н. XX вв. М., 1956. Т. 31.-С. 597−720.
  102. Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. 205 с.
  103. Т. В., Акрамова И. О. и др. Представление моделей одежды в интерактивном режиме на основе 3-х мерной базы данных // Швейная промышленность. 1993. № 3, С. 34−37.
  104. Т. В. Художественное конструирование одежды : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. 480 с.
  105. . Г. Анализ качественных признаков и структур. М. :1. Статистика, 1980. 320 с.
  106. Московская школа дизайна: Костюм и текстиль. Библиотека дизайнера. Серия «Дизайнерское образование». М.: ВНИИТЭ, 1991. 239 с.
  107. Народный костюм и современная молодежная культура: сб. ст. Архангельск: кн. изд-во, 2000. 272 с.
  108. О. И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994. 354 с.
  109. М. А. Теоретические и методологические принципы проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма. Авт. дисс. д.т.н. М., 2005. 49 с.
  110. Опыт конструирования базовой основы женского легкого платья: обзор, инф-я, серия II. Вып. I. (Сост. Г. В.Лукиных). М.: ЦБНТИ, 1971. 31с.
  111. Л. В. Терминологический словарь одежды. М.: Легпромбытиздат, 1996. 345 с.
  112. Основы композиции в дизайне одежды: учеб. пособие (сост. Т. А. Кравцова и др). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. 136 с.
  113. Основы теории проектирования костюма: учебник для вузов / под. ред. Т. В. Козловой. М.: Легпромбытиздат, 1988. 352 с.
  114. М. Р. Человек костюм — среда. М.: МГТА, 1992. 13 с.
  115. Ф. М., Вадеева М. О. Художественное моделирование промышленных образцов: учеб. пособие. М.: МТИЛП, 1986. 76 с.
  116. Ф. М., Кондратенко Т. П. Изобразительная грамота в творческой деятельности инженера-консруктора-технолога : сб. науч. тр. «Проектировнаие и производство швейных изделий» / МТИЛП М.: Легпромбытиздат, 1982. С. 72−78.
  117. Ф. М., Кондратенко Т. П. Рисунок и графика костюма. М.: Легпромбытиздат, 1987. 207 с.
  118. Ф. М. Эстетика форм и конструкции костюма (в историческом аспекте): учеб. пособие. М.: МТИЛП, 1982. 106 с.
  119. Перспективы моделирования одежды и традиции народного костюма. Базовая информация. Серия II. Вып. 5. (сост. И. П. Работнова). М.: ЦБНТИ, 1971.9 с.
  120. Г. Б. Основы комбинаторного анализа. Л., 1973. 96 с.
  121. Г. В. Основы теории и методологии дизайн-проектирования. Дизайн индивидуального костюма: учеб. пособие для студентов вузов. Омск: ОГИС, 2002. 219 с.
  122. Г. И., Голованова А. Н. Основы графического дизайна костюма. М.: МГАЛП, 1999. 321 с.
  123. Г. И., Козлова Т. В. Композиционная взаимосвязь формы, ткани, фасонных линий в модных изделиях // Текстильная промышленность. 1980. № 11. — С. 32−35.
  124. Г. И. Основы проектирования костюма. Серия «Трансформируемые конструкции». М.: МГУДТ, 2000. 87 с.
  125. Г. И. Проектирование костюма: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Akademia, 2004. 416 с.
  126. А. Л., Денисов А. В. Кластерный анализ как инструмент подготовки эффективных маркетинговых решений // Практический маркетинг. 2001. № 5. С. 23−34.
  127. В. Н. Анализ экономичности моделей одежды. М.: Легпромбытиздат, 1989. 93 с.
  128. Проектирование одежды с использованием ЭВМ: обзор по швейной промышленности. Вып. 7. (сост. Е.Д.Афанасьева). М.: ЦНИИТЭИЛП, 1976. 5 с.
  129. Н. Н. Женские рубахи русских в ритуалах жизненного цикла: сб. науч. тр. / «Этносемиотика ритуальных предметов». СПб.: Б.и., 1993.-С. 58−68.
  130. С. Б. Одежда населения Великоустюжского края в XVII веке : историко-краеведческий сборник «Бысть на Устюзе .». Вологда: ЛИСС, 1993.-С. 76−92.
  131. И. П. Архангельская народная вышивка. М.: Искусство, 1954. 156 с.
  132. И. П. Русская народная одежда. М.: Легкая индустрия, 1964. 74 с.
  133. Н. Н., Басуев А. Г. и др. Совершенствование трехмерного проектирования одежды / Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 1997. № 6. С. 90−92.
  134. Н. Н., Басуев А. Г., Сурженко Е. Я. Система трехмерного автоматизированного проектирования одежды перспективы ее развития // Вестник СПГУТД. 1996. № 1. С. 60−64.
  135. Н. Н. Современная технология производства одежды. Единство двух- и трехмерного проектирования / В мире оборудования. 2002. № 9,-С. 24−25.
  136. А. Ю., Гусева М. А. Антроподинамические исследования для процесса проектирования одежды / Материалы Всероссийской научно-технической конференции студентов и аспирантов. Дни науки. 2005. № 9.-С. 137−139.
  137. Русский Север глазами рестовратора. Ткань, одежда: каталог выставки (авт. и сост. Г. А. Григорьева). Архангельск: ЗАО «Архангельский Печатный Двор», 2002. 112 с.
  138. Русский Север. Этническая история и народная культура XII—XX вв. (отв. ред. И. В. Власова). М.: Наука, 2001. 678 с.
  139. Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия (авт. и сост. Н. Соснина, И. Шангина). СПб.: Искусство СПБ, 2001. 400 с.
  140. Русское народное искусство Севера: сб. статей (науч. ред. И. Я. Богуславской и В. А. Сусловой). Л.: Советский художник, 1968. 192 с.
  141. . А. Макрокосм в микрокосме народного искусства //
  142. Декоративное искусство СССР. 1975. № 3. — С. 40−42.
  143. . А. Язычество древних славян. М.: Гелиос — Киев: София, 2002. 586 с.
  144. Е. А. Системный подход к созданию и построению коллекций модной одежды (конспект лекций). М.: МТИ им. А. Н. Косыгина, 1985.31 с.
  145. И. Н. Закономерности гармонии в костюме народов России. М.: Информ-знание, 2002. 296 с.
  146. И. Н. Народный костюм: форма и функция // Декоративное искусство. 1967. № 11. — С. 31—35.
  147. И. Н. Некоторые творческие аспекты структуры процесса создания имиджа образа // Швейная промышленность. 2007. № 2, — С. 33−34.
  148. Э. Н. Программирование в системе dBASE-III: учеб. пособие по курсу «Системы управления базами данных». М.: Изд-во МГТУ, 1990. 30 с.
  149. Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб.: ЛИСС, 1993.47 с.
  150. Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация цвет — интеллект. -2-е изд., перераб. СПб.: Речь, 2002. 160 с.
  151. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник. СПб.: Изд-во «Арт-люкс», 2003, 408 с.
  152. Сорины, сестры. Язык одежды, или как понять человека по его одежде (Психологический практикум). М.: «Гном и Д» — ИКФ «ЭКМОС», 2002. 224 с.
  153. К. А. Костюм для сцены. М.: ГИТИС, 1981. 120 с
  154. Р. А. Костюмографика: учеб. пособие для вузов. М. :
  155. МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003. 704 с.
  156. Р. А. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. М.: МГТУ, 1991. 68 с.
  157. Т. К. Автор костюма Александра Экстер // Декоративное искусство. 1967. № 1. — С. 31−35.
  158. Т. К. Из истории советского костюма. М.: Советский художник, 1972. 112 с.
  159. Е. Я., Бондоренко A. JI. Оценка технологической точности изготовления одежды статистическими методами // Швейная промышленность. 1989. № 6. С. 42−44.
  160. JI. В. Север Европейской части РСФСР / Крестьянская одежда населения Европейской России (определитель). М.: Советская Россия, 1971. С. 345−429.
  161. М. А. Форма одежды. М.: Легпромбытиздат, 1984.134 с.
  162. С. К. Концептуальные основы изучения наследия многонациональной России на примере профессиональной подготовки дизайнеров // Вестник МГУКИ. 2007. № 6. С. 81−85.
  163. С. К. Региональная специфика проектирования и изготовления сценического костюма // Научный альманах «Текстильная промышленность». 2008. № 7−8, С. 68−70.
  164. С. К. Роль образно-семантического языка в проектировании коллекций сценического костюма на примере интерпретации наследия Крайнего Северо-востока России // Швейная промышленность. 2008. № 5. -С. 17−18.
  165. Ткани и одежда Поморья в собрании СИХМ: каталог / авт.-сост. Г. А. Григорьева Архангельск: Правда Севера, 2000. 280 с.
  166. Традиции народной одежды и искусство современного костюма / сб. ст. М.: НИИХП, 1983. 138 с.
  167. Трехмерные компьютерные оболочки для проектирования одежды // В мире оборудования. 2001. № 2. С. 16−17.
  168. А. М. Проблемы имиджа в контексте дизайна костюма // Швейная промышленность. 2006. № 5. С. 41−43.
  169. Факторный, дискриминантный и кластерный анализы, (под ред. Енюкова И.С.) М.: Финансы и статистика, 1989. 235 с.
  170. В. А. Женский персонаж в русской народной вышивке / Фольклор и этнография Русского Севера. JI.: Наука, 1973. С. 119−132.
  171. JI. X. Конструирование одежды из различных материалов: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. Тольятти: ИЗД-во ТГУС, 2008. 111 с.
  172. Е. Ф. Поликовые рубахи крестьянок Южного Алтая 2-ой половины XIX-H. XX вв.: сб. науч. ст. / Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII-H. XX вв. Новосибирск: Наука, 1985. С. 180−204.
  173. Е. Ф., Русакова JI.M. Одежда бухтарминских крестьянок (XIX-H. XX вв.) / Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII-H. XX вв.). Новосибирск: Наука, 1983. С. 68−104.
  174. Е. Ф. Традиционная одежда русских крестьян — старожилов верхнего Приобья (к. XIX-н. XX вв.). Новосибирск: ИАЭ СО РАН, 1997. 152 с.
  175. А. И. Основы художественного конструирования женской одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. 124 с.
  176. Я. В. О принципах типологии традиционно.-бытовой культуры // Проблемы типологии в этнографии. М.: Наука, 1979. С- 67—74.
  177. И. И. Сюжетная вышивка Вологодского края / Материалы по этнографии. 2002. Т. I. РЭМ. С. 175−191.
  178. И. Ш. Золотое пространство. Основы гармонии. Кострома: Промдизайн М, 2006. 58 с.
  179. И. Ш. Принцип пропорции : О формообразовании в природе, мерной трости древнего зодчего, двойном квадрате и взаимопроникающих подобиях. М.: Стройиздат, 1986. 200 с.
  180. Л. П. К вопросу прогнозирования свойств одежды //
  181. Швейная промышленность. 1999. № 3. С. 33−34.
  182. JI. П. Конструирование одежды с элементами САПР // Обзорная информация. Вып. 4. Швейная промышленность. М.: ЦНИИИТЭИЛП, 1992. С. 17−21.
  183. В. Конструкция новых форм одежды // Швейная промышленность. 1932. № 1.- С. 5−8.
  184. М. Н., Семенова Е. В. Народные традиции в моделировании одежды // Советская этнография. 1952. № 1. С. 172—173.
  185. А., Томилина JI. Костюм для танцев и хоровых коллективов. М.: Искусство, 1974. 180 с.
  186. А., Томилина JI. Советы костюмера. М.: Искусство, 1968. 151 с.
Заполнить форму текущей работой