Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Художественная функция массовых сцен в прозе Е.И. Замятина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Массовая сцена с использованием фантастических аллегорий в жанре сказки дает конкретное представление о пространственно-временной проблематике замятинских произведений. Для замятинской сказки в контексте рассматриваемой проблемы характерен собирательный, массовый образ героя. Это может быть группа людей, объединённых общими целями (Иваны) — фантастические существа, одинаковые в своей безличности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Роман «Мы»: программный характер массовых сцен
    • 1. 1. Проблема функционирования личности в государстве: контекст умонастроений современников писателя
    • 1. 2. Роль вождя в массе. Благодетель
    • 1. 3. Единое Государство
    • 1. 4. Главный герой: «мы» или «я»?
    • 1. 5. Триумф машин или возврат к общине?
  • Глава II. Эстетика массовых сцен и возможности «малого жанра»
    • 2. 1. «Большим детям сказки»
    • 2. 2. Массовая сцена в жанрах рассказа и повести

Художественная функция массовых сцен в прозе Е.И. Замятина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русская литература первой трети XX века представляет собой уникальное художественное явление. За небольшой промежуток времени на долю России выпало множество тяжелых испытаний и великих перемен, которые не могли не повлиять на специфику литературного процесса. Революция 1917 года изменила не только политическую, но и культурную ситуацию в стране. Появились новые нравственные ориентиры, зачастую противоречащие разрушенной традиционной системе ценностей. В обществе возникла необходимость выделить иные жизненные приоритеты. Нужно было создавать философию и искусство, которые помогли бы не просто выжить в тяжелое, переломное время, но и осветить дальнейшие перспективы строительства новой жизни. Программа идеологического строительства базировалась на внедрении в сознание людей коллективных ценностей, предполагавших отказ от суверенности личности и ее растворение в массе. В искусстве на смену человеку как субъекту исторического процесса (буржуазному герою-индивидуалисту) приходит масса, делающая историю. Индивидуальная свобода при этом была сведена к выбору человеком своей конкретной роли в достижении не им поставленной цели. Здесь новая власть, умело используя исконную склонность русского человека к коллективизму («соборность»), пыталась создать человеческую массу по единому образцу и подобию с усредненным сознанием человека. Направленность власти против индивидуальности сказалась и в культурной политике, что выразилось в требовании к искусству быть доступным для восприятия самыми широкими народными массами, что, в свою очередь, привело к опрощению искусства.

Фигура Евгения Ивановича Замятина (1884−1937), самобытного художника, отразившего в своем творчестве многие характерные черты национальной жизни, находится в русле современного ему литературного потока и одновременно обособляется от него.

В романе «Мы» устами героя-рассказчика писатель говорит: «.по острию ножа идёт путь парадоксов — единственно достойный бесстрашного ума путь.». Евгению Замятину всегда было свойственно противоречить застоявшемуся жизненному устройству. В его творчестве принцип противопоставления энергии и энтропии с демонстративным предпочтением первого начала и совмещение несовместимых начал отражены неоднократно. Служитель точных наук, корабельный архитектор, инженер, привыкший к выверенным линиям, четким фактам, он оказался и мастером художественного слова, однако привнес в свой литературный метод многое из области первой профессии. Тексты его художественных произведений максимально напитаны смыслом, предельно емки, словно формулы.

Степень изученности проблемы. Сегодня в России о Замятине известно, пожалуй, больше, чем об ином хрестоматийном классике. Вышли избранные произведения писателя с обширными предисловиями и развернутыми комментариями О. Михайлова, М. Чудаковой, Е. Барабанова, В. Шкловского, В. Келдыша, И. Шайтанова, Е. Скороспеловой, JI. Поляковой и других исследователей. В издательстве «Русская книга» начало выходить пятитомное собрание сочинений.

В отдельных изданиях, в том числе периодических, опубликованы драматургические произведения, сценарии, лекции, литературная критика и публицистика писателя. Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге издала фундаментальный труд в 2-х томах «Рукописное наследие Евгения Замятина», в который вошли письма, рукописи произведений, указатели, библиография. Опубликована переписка Е. И. Замятина с разными адресатами. Тома научных исследований написаны о Замятине: 14 книг, 7 монографий, целая серия статей, «Замятинская энциклопедия» изданы в Тамбове. Чрезвычайно интересные материалы публикует петербургский «Ежеквартальник русской филологии и культуры». По материалам международного Замятинского симпозиума в Лозанне выходит сборник под редакцией JL Геллера «Новое о Замятине». Опубликованы дневники и воспоминания современников писателя. Появились оценки младших собратьев по перу (большой резонанс вызвала публикация «литературной коллекции» «Из Евгения Замятина» А. Солженицына). Изданы аннотированные библиографические указатели публикаций не только произведений Замятина, но и работ о нем, написанных не только на русском языке. Материалы указателей наглядно подтверждают, как велик сегодня интерес к творческому наследию этого, по словам А. Воронского, «словопоклонника и мастера» .

Однако обозначенная в диссертации проблема пока не получила специального исследования. В современном литературоведении имеются лишь разрозненные характеристики.

Как пишет Т. А. Никонова, «открытием пореволюционной литературы был образ массы — «огнедышащей лавы», сметающей в грозном порыве старый мир насилия и рабства, завоевывающий «прекрасные века» (А. Малышкин). Несмотря на лирическую экспрессию определений, образ массы восходил к эпическому восприятию мира, когда решались задачи не только всенародные, но и всемирные"1. Разные трактовки (Д. Мережковского, А. Блока, X. Ортеги-и-Гассета) роли масс в судьбе культуры представлены на страницах монографии л.

М.М. Голубкова. В прозе Е. Замятина этот образ функционирует особенно специфично и заслуживает пристального изучения. В диссертации осуществлена попытка охватить максимально возможный объем проблемы художественной реализации массовых сцен в прозе писателя.

Актуальность диссертации связана с необходимостью изучения особенностей художественного мира Е. И. Замятина как яркого представителя эпохи.

Никонова, Т.А. «Новый человек» в русской литературе 1900;1930;х годов: проективная модель и художественная практика: Монография / Т. А. Никонова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. — С. 108.

2 Голубков, М. М. История русской литературной критики XX века (1920;1990;е годы) / М. М. Голубков. — М.: Изд. центр «Академия», 2008. — С. 26−33. активного формирования в жизни и искусстве оппозиций «личность и общество», «я и мы», когда актуализировалась философия «общего дела» Н. Ф. Федорова, идей коллективизма как историко-философской теории, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами (марксистское учение).

Исследование проведено в рамках ведущего научного направления кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина, связанного с изучением творческого наследия Е. И. Замятина.

Работа написана на материале романа «Мы» (1921), повестей «На куличках» (1913), «Островитяне» (1917), рассказов «Три дня» (1913), «Слово предоставляется товарищу Чурыгину» (1926), «Икс» (1926), цикла сказок Е. И. Замятина. Для анализа взяты разножанровые произведения с их возможностями художественной реализации массовых сцен.

Объект изучения — разножанровая художественная проза Е. И. Замятина разных лет.

Предмет исследования — массовые сцены в прозе Е. И. Замятина и их художественные функции.

Целью диссертационной работы является анализ функций и ключевых аспектов эстетики массовых сцен в прозе Е. И. Замятина.

Задачи исследования:

— изучить произведения писателя разных жанров и разных хронологических периодов в аспекте заявленной проблемы;

— проанализировать эстетические смыслы массовых сцен замятинской прозы и выявить закономерности в их художественной реализации;

— охарактеризовать специфику изображения массовых сцен в прозе Е. И. Замятина в историко-литературном контексте первой трети XX столетия;

— определить жанрообразующие функции массовых картин в произведениях писателя;

— выявить специфику художественного отражения в творчестве Е. И. Замятина психофизиологических процессов, обусловливающих поведение человеческих масс;

— осуществить анализ оппозиции «индивид — толпа», «личность — масса», «я — мы» в замятинских текстах.

Методы исследования. В работе проведен комплексный анализ с использованием историко-литературного, структурно-поэтического, интерпретационного, психологического методов и подходов.

Теоретико-методологической базой диссертации являются труды отечественных и зарубежных мыслителей — Н. А. Бердяева, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассета, А. С. Панарина, B.C. Соловьева, Н. Ф. Федорова, 3. Фрейда, А. Шопенгауэра, К. Г. Юнга, на страницах которых так или иначе разрабатывается философия коллективного и индивидуального сознания, роли маски как компромисса между индивидуумом и обществом, соотношения архетипов и индивидуальной духовности. Привлечены работы из области психологии, в частности, некоторые наблюдения Д. Я. Райгородского и Г. Лебона.

В работе использованы актуальные теоретические и историко-литературные концепции, в частности, специалистов в области замятиноведе-ния: Ю. П. Анненкова, М. М. Бахтина, А. К. Воронского, Ю.М. ЛотманаА.Ю. Галушкина, Л. М. Геллера, А. Гилднер, Р. Гольдта, Т. Т. Давыдовой, В. Н. Евсеева, А. И. Иванова, Н. Ю. Желтовой, В. А. Келдыша, Б. А. Ланина, М. Ю. Любимовой, Т. А. Никоновой, Л. В. Поляковой, И. М. Поповой, Н. Л. Потаниной, М. Ф. Пьяных, М. А. Резун, Н. Р. Скалона, Е. Б. Скороспеловой, И. О. Шайтанова.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Массовые сцены в творчестве Е. И. Замятина художественно многофункциональны. В них заключена авторская философия, определяющая позицию писателя в отношении вопроса о движущих силах исторического процесса.

2. В массовых сценах нашла художественное выражение специфика авторского отношения к усиливающемуся в XX веке рационалистическому и догматическому мышлению в государстве, к установившейся практике гонения на индивидуальное миросозерцание.

3. Художественные решения Замятина, сосредоточенные в оппозиции «ямы», являются самым действенным рычагом воссоздания философии коллективизма.

4. Массовая сцена с использованием фантастических аллегорий в жанре сказки дает конкретное представление о пространственно-временной проблематике замятинских произведений.

5. Жанрообразующая поэтика массовых сцен в замятинских сказках генерирует представления художника о чертах русского национального характера, расширяя тем самым границы функционирования художественного метода отражения реальности.

6. Многочисленные массовые сцены романа «Мы» являются фундаментом мифологической поэтики произведения и выполняют в нем ведущую идейно-художественную функцию.

7. Эксплуатация Е. Замятиным поэтики массовых сцен была одной из форм проявления эстетики неореализма как, с одной стороны, художественного метода неореализма, совмещающего реалистическую и символистскую поэтику, с другой — отражающего процесс демократизации художественной литературы, выраженный в системе архетипов.

Новизна диссертации состоит в выявлении доминирующей роли во многих художественных решениях Замятина, продиктованных характером эпохи, поэтики массовых сцен, что расширяет имеющиеся в литературоведении представления о художественной палитре писателя как создателя уникальных национально выраженных полотен.

Теоретическая значимость работы состоит в исследовании индивидуальных особенностей эстетики и поэтики массовых сцен в литературно-художественном творчестве.

Практическое значение диссертации состоит в возможности ее использования в процессе углубленного исследования идеологии и поэтики прозы Е. И. Замятина, в преподавании литературы в вузе и школе.

Апробация научных идей автора диссертации осуществлялась на методологическом семинаре кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина, семинаре аспирантов и студентов при Международном научном центре изучения творческого наследия Е. И. Замятина, в докладах на конференциях разных уровней: Международных замятинских чтениях (ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000, 2004) — VII международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (2008) — всероссийском с международным участием конкурсе научных студенческих работ «Литература русского зарубежья: Е.И. Замятин» (ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002) — ежегодных Державинских чтениях в ТГУ им. Г. Р. Державина (2003, 2004, 2008) — в 12 опубликованных работах, в том числе на страницах «Вестника Тамбовского университета» (2007), включенного в список ВАК.

Структура работы: Введение, две главы, включающие 7 параграфов, Заключение. Приложен список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Эксплуатация Е. Замятиным поэтики массовых сцен была одной из форм проявления эстетики неореализма как, с одной стороны, художественного метода неореализма, совмещающего реалистическую и символистскую поэтику, с другой — отражающего процесс демократизации художественной литературы, выраженный в системе архетипов. Замятинский роман — это крупный вклад и в дальнейшее развитие жанра антиутопии.

Жанрообразующая функция массовых сцен реализуется в прозе Е. И. Замятина на уровне романной, сказочной поэтики или в художественных структурах повести и рассказа. Массовые сцены в творчестве писателя служат средством осуществления множества художественных функций. Они становятся образным воплощением авторской философии, которая определяет позицию писателя в отношении вопроса о движущих силах исторического процесса.

Смысловое наполнение массовых сцен помогает автору в его произведениях идентифицировать место, значение и задачи коллективного, массового фактора как действующей силы в историческом процессе. Массовые сцены в прозе Е. И. Замятина способствуют определению соотношения сил в оппозиции «я — мы». В человеческой массе проще увидеть масштаб влияния государства на человека как на личность. Именно поэтому Замятиным так широко в его произведениях воспроизводилась массовая сцена как художественный способ отображения действительности. Опора на исторический факт — важный прием создания массовых сцен в художественной прозе Замятина, он обеспечивает глубокое понимание и конкретное представление о пространственно-временной проблематике произведения, его соотносимости с реальностью.

Казалось бы, примитивная, сугубо коллективная жизнь нумеров в романе «Мы» на деле оказывается осложненной системой многочисленных намёков, подчёркиваний и завуалированных пророчеств. Они образуют своего рода символический пунктир, обозначающий глубоко запрятанный обобщённо философский замысел автора. Роман «Мы» становится манифестом замятинских убеждений, художественной интерпретацией отношения писателя к таким проблемам как оппозиция «я — мы», существование личности и масс в тоталитарном государстве, к конкретизации различных взглядов и подходов к понятию «счастье». Всем ходом романа Е. Замятин раскрывает его центральную идею: нельзя строить мир, в котором нет места чувствам, нельзя поддаваться давлению тоталитарной системы. Когда «я» растворяется в подобном «мы», человек перестает быть человеком.

Описание главным героем романа «Мы» быта и общественного устройства государства нумеров напоминает «Сказки о Фите» (1917;1919?) (особенно третью и четвертую). В обоих произведениях гарантией всеобщего равенства и благоденствия служит принцип: «Кто не с нами — тот против нас».

Символический образ хранительницы дома, бабушки, апеллирует к славянской традиции матриархата, женщины, хранительницы очага и мистических тайн, к архетипу матери.

Для романа «Мы» многочисленные, выразительные картины массовых сцен можно считать основообразующим, фундаментальным художественным способом воздействия на психологию читателя. Романная массовая сцена имеет программный характер: одной из центральных проблем книги можно считать противодействие человеческой личности, независимой в своём духовном развитии, «благодетельному игу» со стороны государства в лице, например, цензуры. Изображение обезличенных человеческих масс позволяет Замятину как писателю грамотно, жестко, но и с хорошей долей юмора показать всю бесперспективность и «ачеловечность» существования «казарменного» общества. Как отмечает А. Е. Ануфриев: «.это не отрицание какой-либо одной идеи, системы, политического строя. Это художественно-философское обобщение тенденций развития всей мировой цивилизации"1' Этому выводу созвучна точка зрения, принадлежащая Э. Д. Брауну: «Роман есть уверенная, победоносная сатира на любой институт, религиозный или социальный, капиталистический или коммунистический, жаждущий навязать всем людям частные преходящие ценности как вечные истины"2.

Художественные решения Замятина, сосредоточенные в оппозиции «ямы», являются самым действенным рычагом воссоздания философии коллективизма. В романе «Мы» тема России заключена и в самом названии, и в макротексте произведения, где «мы» — это не только та безликая человеческая масса, которая состоит из унифицированных «я». В романе фигурируют другие «мы» -те, кто живут за Зеленой стеной. Для того чтобы быть счастливыми и свободными, им не нужно принудительное спасение, уравниловка, тоталитарная власть какого-либо диктатора-пастуха. Эта пестрая масса научилась жить в естественной гармонии с природой и с подобными себе. Такой образ жизни близок специфической для России идее соборности. Русская идея соборности, противостоя всем видам унификационизма, оказывается единственным плодотворным принципом национального и духовного единения и, конечно, она абсолютно противоположна идеологии «мы-массы» романа Е. И. Замятина «Мы». Можно, видимо, утверждать, что автор романа создал не только антиутопию, но и роман-«антисобор», свою философию антисоборности, подчеркнув тем самым наднациональный колорит произведения.

Массовая сцена, восходящая у Замятина к коллективному архетипу, спо.

1 Ануфриев, А. Е. Неизвестный источник романа Е. Замятина «Мы» (Д.Пэрри «Багровое царство») / А.Е.Ануфриев//Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня-Кн.У.-Тамбов, 1997. С. 85.

2 Цит. по: Долженко С. Г. Библейские мотивы романа «Мы» Е. И. Замятина через призму англоязычной критики/ С.Г.Долженко//Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. — Кн. XI. — Тамбов, 2003.-С. 194. собствует открытию путей решения общих проблем через частные, обществачерез личность. Не случайно в заглавии романа — «Мы» — массовая (коллективная) сцена как бы вынесена первостепенной задачей, которую каждый сможет для себя решить по своему, а для читателя появляется возможность для более вдумчивого и продуктивного прочтения.

Массовая сцена открывает новые социально-психологические грани взаимоотношений в оппозиции «машина-человек». Посредством поэтики массовых сцен Замятин показал, как общество нумеров давно шло к вершине полного «омашинивания» жизни человека, и вот, наконец, она достигнута с помощью Великой Операции. На уровне эмоций больше ничего не решается, всем правит чистый, холодный, бесстрастный разум.

Замятин в своих произведениях находится в поиске дальнейшего пути для человеческой массы. На наш взгляд, писатель предпочитает упорядоченной аполлонической размеренности стихийное, необузданное дионисийское начало.

Многочисленные массовые сцены романа «Мы» являются фундаментом мифологической поэтики произведения и выполняют в нем ведущую идейно-художественную функцию.

Есть свои закономерности в эксплуатации массовых сцен на страницах замятинских произведений «малого жанра». В них расширяются границы функций массовых сцен как способа художественного отражения реальности.

Массовая сцена с использованием фантастических аллегорий в жанре сказки дает конкретное представление о пространственно-временной проблематике замятинских произведений. Для замятинской сказки в контексте рассматриваемой проблемы характерен собирательный, массовый образ героя. Это может быть группа людей, объединённых общими целями (Иваны) — фантастические существа, одинаковые в своей безличности (Бяка и Кака) — группа, человеческая масса под руководством одного лидера, который будет поглощён своим детищем (Фита). Массовая сцена в сказках писателя помогает раскрыть особенности русского характера, его национальные черты. Несмотря на суровую правду реальности, отразившуюся и в «сказках», и в романе, автор продолжает утверждать: «Мы пережили эпоху подавления массмы переживаем эпоху подавления личности во имя массзавтра принесет освобождение личности во имя человека».

В сказках Замятина жанрообразующая поэтика массовых сцен отображает, помимо проблем взаимоотношений человека и общества, особенности, типологические черты русского характера, которые неразрывно связаны с поведенческой педагогикой людей. Таким образом, расширяются границы функций массовых сцен как художественного метода отражения реальности.

В рассказах «Икс» и «Слово предоставляется товарищу Чурыгину» массовая сцена помогает Замятину переосмыслить место народного фактора как решающей силы истории. Это два рассказа с общей сюжетно-временной проблематикой: с сюжетным фактом воздействия идеолого-пропагандистской машины государства на человека. Массовые сцены выступают в данных рассказах в качестве самодостаточного художественного способа отображения реальности и имеют доминирующее значение, ибо благодаря ему Замятину удаётся раскрыть полноту тех глубинных процессов, которые будоражат общество изнутри.

Впечатляет массовый, совокупный герой, представленный Замятиным в повести «На куличках». Он показан чаще всего в сценах офицерских собраний, в частности, в одной из самых ярких и драматически напряженных — в главе «Человечьи кусочки». Замятин — мастер массовой сцены. Не многими, но меткими штрихами он передает образ толпы, ее настроение, состояние, желания. В рассматриваемой повести люди существуют-плавают в мутном тумане, который, как болотная жижа, как вязкий кисель, затягивает их, оставляя для обозрения лишь «кусочки» их душ.

Е.И. Замятин показал, как под воздействием обстоятельств человеческая масса может разнообразно трансформироваться. Например, ее метаморфозы в повести «Островитяне» не менее колоритны, чем превращения «мы-массы» романа «Мы». Человеческая масса, общественное устройство города Джесмонд в повести имеет множество точек соприкосновения с образом существования (именно существования, не жизни!) массы нумеров романа «Мы». Особенность метаморфозы массы человеческой в этой повести в том, что джесмондское общество падко на любые выдающиеся события. Те люди, которые недавно представляли себя культурными, респектабельными, массово обнаруживают неудержимую, стихийную страсть к событиям из ряда вон выходящим: чем скандальнее, тем привлекательнее. Ни в коем случае они не хотят быть героями этих событий.

На страницах диссертации расставлены акценты в понятиях «масса» и «толпа». Вождь играет решающую роль в организации массы. Особенности поведения человеческой массы в замятинских произведениях соотнесены с исследованиями поведения толпы, представленными в психологической науке (Г. Лебон, 3. Фрейд, В. Троттер и другие).

В рассматриваемых произведениях массовые сцены послужили одним из ярких средств художественного выражения специфики авторского восприятия усиливающегося рационалистического и догматического мышления, становящегося нормой поведения в тоталитарном государстве.

Употребление Евгением Замятиным массовой сцены в качестве художественного приема многозначно и многофункционально, как и его многогранный писательский талант, и получает развитие во многих произведениях автора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.И. Сочинения: в 4 т. / Е. И. Замятин. Мюнхен, 1998.
  2. , Е.И. Собрание сочинений: в 5 т. / Е.И. Замятин- сост., подгот. текста и коммент. Ст.С. Никоненко и А. Н. Тюрина. М., 2004.
  3. , Е.И. Повести, рассказы / Е.И. Замятин- предисл. О. Н. Михайлова. -Воронеж: Центрально-черноземное кн. изд-во, 1986. 334 с.
  4. , Е.И. Избранные произведения / Е.И. Замятин- вступ. статья, примеч. Л. В. Поляковой. М.: МИД «Синергия», 1997. — 440 с.
  5. Рукописное наследие Евгения Ивановича Замятина // Рукописные памятники. Вып.З. -41, II, предисл. и коммент. М. Ю. Любимовой. — СПб., 1997.
  6. , Е. И. Письма М.А. Волошину / Е. И. Замятин // Подъем. 1988. -№ 5. — С.121−125.
  7. , Е.И. Избранные произведения: Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы / Е.И.Замятин- сост. А. Ю. Галушкин, предисл. В. Б. Шкловского, вступ. статья В. А. Келдыша. М.: Сов. Писатель, 1989. — 776 с.
  8. , Е.И. К разрушению равновесия. / Е. И. Замятин // Наше наследие. 1989. -№ 1. -С.104−116.
  9. Ю.Замятин, Е. И. Избранное / Е.И. Замятин- предисл. О. Н. Михайлова. М.: Правда, 1989.-463 с.
  10. П.Замятин, Е. И. Избранные произведения / Е.И. Замятин- сост., вступ. статья, коммент. Е. Б. Скороспеловой. М.: Сов. Россия, 1990. — 544 с. 12.3амятин, Е. И. Роман, рассказ и сказки / Е.И. Замятин- сост. О. Н. Михайлов. -М.: Молодая гвардия, 1990. 365 с.
  11. Н.Замятин, Е. И. Мы. Романы. Повести. Рассказы. Сказки / Е.И. Замятин- сост. И. О. Шайтанов. Современник, 1998. — 560 с.
  12. , Е.И. Записные книжки / Е. И. Замятин. М.: «Вагриус», 2001. — 254 с. 19.0руэлл, Дж. 1984: Роман. Скотный двор: Сказка-аллегория / пер. с англ. / Дж. Оруэлл. -М., 2006.-С. 185.
  13. , А. Собр. соч.: в 8 т. / А. Блок. M.-JL, 1962. — Т.5.
  14. , Ф.М. Собр. соч.: в 12 т. / Ф. М. Достоевский. М., 1982. Т.П.
  15. , Ф.М. Полное собр. соч.: в 30 т. / Ф. М. Достоевский. Л., 1973. -Т. 5.-405 с. 1.
  16. , Ю. Самый большой мой друг / Ю. Анненков // Евгений Замятин. Антология сатиры и юмора России XX века. Т. 28. М.: Эксмо, 2004.
  17. , А.Е. Неизвестный источник романа Е.Замятина «Мы» (Д.Пэрри «Багровое царство») / А. Е. Ануфриев // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн V. 1997.
  18. , В.Е. Евгений Замятин и кинематограф / В. Е. Баскаков // Киноведческие записки. 1989. — № 3.
  19. , С.Г. Проблема свободы в романах К.Кизи «Над кукушкиным гнездом» и Е. Замятина «Мы» / С. Г. Баскаков // Творческое наследие Евгения Замятина: Взгляд из сегодня. -Кн.П. 1994.
  20. , Н.А. Человек и машина: Проблема социологии и метафизики техники / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. 1989. — № 2.
  21. , Н.А. Царство духа и царство кесаря / Н. А. Бердяев. М., 1990. — 282 с.
  22. , С.В. Об одном их источников романа-антиутопии Е.И. Замятина «Мы» / С. В. Бесчетникова // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн V. 1997.
  23. , С.Н. Русская трагедия / С. Н. Булгаков // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов. — М.: Книга, 1990.
  24. , А. Открывая Замятина / А. Василевский // Октябрь. -1987., № 3.
  25. , С.Ю. Концепция мира и человека в повести Е.Замятина «Островитяне» / С. Ю. Воробьева // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. — Кн. XII. 2004.
  26. , А.К. Евгений Замятин / А. К. Воронский // Искусство видеть мир. Портреты. Статьи. М.: Правда. — 1987.
  27. , А. «Возвращение» Е. Замятина: Материалы к библиографии (1986−1995) / А. Галушкин // Новое о Замятине: Сборник материалов. М.: МИК, 1997.
  28. , А. Комментарий к пьесе Е. Замятина «История одного города» / А. Галушкин // Странник. 1991. — № 1.
  29. , Р., Роднянская, И. Помеха человек. Опыт века в зеркале антиутопий / Р. Гальцева // Новый мир. — 1988., № 12.
  30. , А. «Серапионы»: опыт модернизации русской прозы / А. Генис // Звезда. 1996.-№ 12.
  31. , A.M. Алексей Ремизов — читатель романа Е.Замятина «Мы» /А.М.Грачев // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. -Кн. V. 1997.
  32. , Н.П. Парадокс в художественном мире А.П. Чехова и Е. Замятина / Н. П. Гришечкина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня.-Кн. IV. 1997.
  33. , В.В. Мы, Адамы (Замятин и акмеизм) / В. В. Десятов // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. V. 1997.
  34. , С.Г. Библейские мотивы романа «Мы» Е.И.Замятина через призму англоязычной критики / С. Г. Долженко // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. XI. 2003.
  35. , А.И. О защитниках уездной Руси (повесть Е. И. Замятина «На куличках» в свете Первой мировой войны) / А. И. Иванов // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. XII. 2004.
  36. , А.Е. Е.И. Замятин / А.Е.Келдыш // Замятин Евгений. Избранные произведения, М., 1989.
  37. Ким Сонг Иль. От социального памфлета к философскому роману (О некоторых сходных мотивах в повести «Островитяне» и романе «Мы» / Ким Сонг Иль // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. VI. 1994.
  38. , Р.П. Метафора в рассказе Замятина «Мамай» / Р. П. Козлова // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня.- Кн.VI. 1997.
  39. , А. «Мы» и «Я» в романе Е. Замятина / А. Кузичева // Книжное обозрение. 1988. № 20 (13 мая).
  40. Лакшин, В.Я."Антиутопия" Евгения Замятина / В. Я. Лакшин // Знамя. -1988. № 4.
  41. , Б. Евгений Замятин и школьная программа / Б. Ланин // Народное образование. 1990. № 12.
  42. , Б. Мотивы страха и смерти в романе Е. Замятина «Мы» / Б. А. Ланин // Воронежский край и зарубежье. Воронеж: ВГУ — МИПП, «Логос», 1992.
  43. , Б. О мотивной структуре романа Е. Замятина «Мы» / Б. А. Ланин //
  44. Мережковский, Д. С. Пророк русской революции / Д. С. Мережковский // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 — 1931 годов. -М.: Книга, 1990.
  45. , Е.А. Философские мотивы в «Сказках» Е.Замятина / Е.А. Ми-хеичева // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. XII. 2004.
  46. Мущенко, Е.Г. .Ия был большевиком. / Е. Г. Мущенко //Подъем. 1987. -№ 7.
  47. Павлова-Сильванская, М. Это сладкое «Мы», это коварное «Мы» / М. Павло-ва-Сильванская // Дружба народов. 1988. — № 11.
  48. , И.М. Благодетель в романе Е.И.Замятина «Мы» и Великий инквизитор Ф.М. Достоевского"" / И. М. Попова // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн II. 1997.
  49. , Н.Л. Роман Е.Замятина «Мы»: к проблеме антиутопизма / Н.Л. Потанина// Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. -Kh.V. 1997.
  50. , Г. Евгений Иванович Замятин: История русской фантастики. / Г. Прашкевич // Реальность фантастики, 2005. № 8.
  51. , В.Ю. «Икс» Е.Замятина: поэтика одного рассказа / В. Ю. Прокофьева // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. VI. 1997.
  52. , A.M. Стоять негасимую свечу: Памяти Евгения Ивановича Замятина / A.M. Ремизов // Наше наследие, 1989. — № 1.
  53. , А.С. Мифология власти в прозе Е.И.Замятина / А. С. Сваровская // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. XII. 2004.
  54. Сваровская, А. С. Тема материнства в прозе Е. И. Замятина 1910−20-х годов / А. С. Сваровская // Творчество Е. И. Замятина. Проблемы изучения и преподавания. Тамбов, 1992.
  55. , Н.Р. Роман Е.Замятина «Мы» в зоне контакта с М. Бахтиным / Н. Р. Скалон // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. XI. 2003.
  56. , Н.Р. Сказки Е.Замятина и проблема личности / Н. Р. Скалон // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. — Кн.Ш. 1997.
  57. , Н. Незамеченный юбилей: К столетию со дня рождения Евгения Замятина // Н. Струве. Православие и культура. М.: Русский путь, 2000.
  58. , Н. Символика чисел в романе Замятина «Мы» // Н. Струве. Православие и культура. М.: Русский путь, 2000.
  59. , И. О Городе Солнца, еретиках, энтропии и последней революции. 1920. «Мы». Замятин // И. Сухих. Книги XX века: русский канон. М.: Независимая газета, 2001.
  60. , И.Ф. Гоголевские традиции в романе Е.Замятина «Мы» / И.Ф. Такиуллина// Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня.-Кн. VI. 1994.
  61. , И.В. «О несобственно прямой речи в романе Е.Замятина «Мы» / И. В. Труфанов //Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня.-Кн. II. 1997.
  62. , О. «Мы» в единственном числе, или Чего на самом деле боялся Евгений Замятин / О. Фомин // Первое сентября (Москва). 2001, 9 июня.
  63. , Г. В. Метафизические предпосылки утопизма / Г. В. Фроловский // Путь. Орган русской религиозной мысли. М., 1992. — Кн. 1.
  64. ЮО.Фроловский, Г. В. Религиозные темы Достоевского / Г. В. Фроловский // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. — М.: Книга, 1990.
  65. Шаховская, 3. После приезда на Запад / 3. Шаховская // Евгений Замятин. Антология сатиры и юмора России XX века. М.: Эксмо. — Т. 28.
  66. ЮЗ.Шкаруба, JI.M. Смысловая нагрузка архитектурных образов в романе Е. Замятина «Мы» / JI.M. Шкаруба // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. II. 1994.
  67. , В. Потолок Е. Замятина / В. Шкловский // Гамбургский счет. -М.: Сов. писатель, 1990.
  68. , В. На втором перекрестке утопий / В. Шохина // Звезда. 1990. -№ 11.
  69. Юб.Шпак, В. П. Особенности метафоризации отдельных элементов поэтики в романе антиутопии Е. И. Замятина «Мы» / В. П. Шпак // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. V, 1997.
  70. Ю7.Шпенглер, О. Человек и техника / О. Шпенглер // Культурология XX век: Антология. М., 1995.
  71. , И.П. Е.Замятин и В. Шукшин: к проблеме народного характера / И. П. Яковлева // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня .-Кн. VI. 1997.
  72. , М.Б. «Мифология» стекла в новоевропейской культуре / М. Б. Ямпольский // Советское искусствознание, 1988.1.I.
  73. П.Андреев, Д. Роза Мира / Д. Андреев. М., 1993. -197 с.
  74. , JI.H. Анатэма. Избранные произведения / JI.H. Андреев. Киев, 1989.-541 с.
  75. , И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности / И. В. Арнольд. -СПб., 1995.-217 с.
  76. М. Горького. М.: Наука, 1969. — Т. 12.
  77. , Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах / Э. Я. Баталов. М.: Политиздат, 1989. -346 с.
  78. , Г. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов / Г. Белая.-М., 1977.
  79. , Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности / Н. А. Бердяев. М., 1990.
  80. , Н.А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994.
  81. , Е.А. Концептуализм / Е. А. Бобринская. М., 1994. — 272 с.
  82. , В.В. Русская советская проза 20-х годов./ В. В. Бузник. Л., 1975.
  83. , А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры / А. С. Бушмин. М.: Современник, 1976.
  84. , М. Роман как искание / М. Бютор. М., 1996. — 321 с.
  85. Вайль, Генис. 60-е. Мир советского человека / Генис Вайль. М., 1996.
  86. , В.В. О языке художественной прозы / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1980.
  87. , А.К. Искусство видеть мир. Портреты. Статьи / А.К. Ворон-ский. М.: Советский писатель, 1987 — 106 с.
  88. , Т.С. История русской культуры / Т. С. Георгиева. -М., 1998.
  89. , М.Е. Хрестоматия по истории России 1917−1940 /М.Е. Главацкий. -М., 1995.
  90. , С.А. Комическое в романе Е. Замятина «Мы» / С. А. Голубков. -Самара: СГУ, 1993. 262 с.
  91. , М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре / М. Горький.-М., 1991.
  92. , Н.А. Ранняя советская проза / Н. А. Грознова. Д., 1976.
  93. , М.М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. М., 2000.
  94. , М.Р. История культуры России / М. Р. Добрынина. М., 1993.
  95. Е. Замятин, А. Н. Толстой, А. Платонов, В. Набоков: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Сост. Г. Г. Красухин. М.: Издательство МГУ, 2000. — 136 с.
  96. Е. И. Замятин: Материалы к библиографии: Аннотированный библиографический указатель. Часть III / Научн. ред. проф. JI. В. Полякова. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, 2003.
  97. , В. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие / В. Евсеев. М.: Прометей, 2003. — 223 с.
  98. , Ю. Укрощение искусств / Ю. Елагин. М., 1988.
  99. Ерофеев, В. В лабиринте проклятых вопросов. Эссе / В. В. Ерофеев. М., 1996.
  100. , Н. Ю. Проза Е. И. Замятина: пути художественного воплощения русского национального характера / Н. Ю. Желтова. Тамбов: Тамбовский государственный университете, 2003.
  101. , В.К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере: Книга для учащихся / В. К. Журавлев. М., 2004.153.3езина, М.Р., Кошман, JI.B., Шульгин, B.C. История русской культуры / М. Р. Зезина, Л. В. Кошман, B.C. Шульгин. М., 1990.
  102. История русской советской поэзии: 1917 1941. — Л., 1983.
  103. , А. Русская красота. Основы национального эстезиса / А. Казин. -СПб, 2003.
  104. , К. Советский роман: История как ритуал / Пер. с англ.- Под ред. М. А. Литовской / К. Кларк. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002.
  105. , А.Г. История Отечества в документах, 1917−1993 / А. Г. Колосков. М., 1994.
  106. , И.В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. -М., 1997.
  107. Т.П. Извольте быть благонадежны / Т. П. Коржихина. М., 1997.
  108. , М.М. Советский роман / М. М. Кузнецов. М., 1986.
  109. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 2000.
  110. , Б. Роман Е. Замятина «Мы» / Б. Ланин. М.: Алконост, 1992.
  111. , Б. Самостоятельная работа учащихся по изучению романа Е. Замятина «Мы» / Б. Ланин. М.: Издательство АПН, 1993.
  112. , Б.А., Боришанская, М.М. Русская антиутопия XX века / Б. А. Ланин, М. М. Боришанская. М., 1994.
  113. , Т., Максимова, Е., Эндрюс, Э. О синтетизме, математике и прочем.: Роман «Мы» Е. Замятина / Т. Лахузен, Е. Максимова, Э. Эндрюс. — СПб.: Астра-ЛЮКС- Сударыня, 1994. 116 с.
  114. Г. Психология толпы / Г. Лебон. М.: Ин-т психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1999.
  115. , А.И. Проблемы художественного воздействия: принципы аттракциона / А. И. Липков. М., 1990. — 200 с.
  116. , Н.О. Характер русского народа. Книги первая и вторая / Н.О. Лос-ский.-М.: «Ключ», 1990.
  117. , Ю.М. Статьи по типологии культуры / Ю. М. Лотман. Тарту:
  118. Тарт. гос. ун-т, 1973. — 498 с.
  119. , Г. И. Интертекстуальность художественного произведения / Г. И. Лушникова. Кемерово: Кем. гос. ун-т, 1995. — 82 с.
  120. , О.М. Гуманизм и современность. Избранное / О.М. Мандельштам- М., 1991. Т.2.
  121. , К. Капитал / К. Маркс. М., 1995. — Т. 1.
  122. , И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение / И. Мейендорф. СПб., 1997.
  123. , К. Духовный путь Гоголя / К. Мочульский. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1996.-487 с.
  124. Неизвестный Горький. Исследования и материалы. М.: Наследие, — 1994. -Вып. 3.-312 с.
  125. , Л.З. Культурология. История и теория культуры / Л.З. Неми-ровская.-М., 1992.
  126. Новое о Замятине: Сборник материалов / Под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 1998.-326 с. 186.0рлов, А. С. История России / А. С. Орлов. М., 2002.187.0ртега-и-Гассет, X. «Дегуманизация искусства» и др. работы / X. Ортега-и-Гассет. М.: Радуга, 1991.
  127. , А. С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности / А. С. Панарин. М., 1999.
  128. , А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С. Пана-рин. М.: Алгоритм, 2002.
  129. , Б.Л. Конец стиля / Б. Парамонов. М., 1998.
  130. , И.М. «Чужое слово» в творчестве Е.И. Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский) / И. М. Попова. Тамбов: Тамбовский государственный университет, 1997. — 152 С.
  131. , Д.Я. Психология масс / Д. Я. Райгородский Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998.
  132. , П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикф. М.: Медиум, 1995. — 121 с.
  133. Русский советский рассказ: Очерки истории жанра / Под ред. В. А. Ковалева. -Л., 1970.
  134. , Л.И. «Бесы» роман-предупреждение / Л. И. Сараскина. — М.: Советский писатель, 1990.
  135. , Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И. Се-менникова. Брянск, 2002.
  136. Сергеев-Ценский, С. Н. Собр. Соч.: в 12 т / С.Н. Сергеев-Ценский. М., 1967. -Т.1.
  137. , Е.М. Теория и история культуры / Е. М. Скворцова. М., 1999.
  138. , Е.Б. Замятин и его роман «Мы»: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Е. Б. Скороспелова. М.: Изд-во МГУ, 1999.-80 с.
  139. , Е.Б. Русская советская проза 20−30-х годов: Судьбы романа / Е. Б. Скороспелова. -М., 1985.
  140. , Ч.П. Две культуры / Ч. П. Сноу. М., 1973.
  141. , А. Публицистика/ А. Солженицын. Соч.: В 3 т. Ярославль, 1997.-Т. 1.-217 с.
  142. , B.C. Соч.: В 2 т/В.С. Соловьев. -М., 1989. Т. 1.
  143. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: в 13 кн. / Сост. Г. Б. Буянова и др. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997−2004.
  144. , Л. А. Христианство и политика / Л. А. Тихомиров. М., 1999.
  145. , К. Собр. соч.: В 9 т / К. Федин. М., 1962. — Т. 9.
  146. Фрейд, 3. «Я» и «Оно» / 3. Фрейд. Тбилиси: Мерани, 1991.
  147. , Г. М. Реализм Достоевского / Г. М. Фриндлендер. M.-JL: Наука, 1964.-285 с.
  148. , В. Традиции Ф. М. Достоевского и советский роман 20-х годов / В. Шеншин. Красноярск, 1988. -392 с. 1.
  149. Gildner A. Proza Jewgienija Zamiatina. Krakow, 1993.
  150. Goldt R. Thermodynamik als Textem. Die Entropiesatz als poetologische Chiffre bei E.I.Zamjatin. Mainz, 1995.
  151. Shane A. The Life and Works of Evgenij Zamjatin. Berkeley-Los Angeles, 1968.
  152. Scheffler L. Evgenij Zamjatin. Sein Weltbild und seine literarische Thematik. Koln, Wien, 1984.1. V.
  153. Большая советская энциклопедия: в 50 т. / Гл. ред. С. И. Вавилов. М.: Большая советская энциклопедия, 1958.
  154. , А. Замятин Евгений Иванович / А. Грицанов // Всемирная энциклопедия: Философия XX век. М.: ACT- Минск: Харвест- Современный литератор, 2002. — С.270−271.
  155. , О. Замятин Евгений Иванович / О. Казина // Русские писатели 20 века: Большая российская энциклопедия. М.: Рандеву-AM, 2000. — С.282−284.
  156. , Т. В. Замятин / Т. В. Постникова // Русские писатели: Библиографический словарь. Т.1. — М., 1990.
  157. , В. Энциклопедический словарь культуры XX века / В. Руднев. М.: Аграф, 2001.-599 с.
  158. Русские писатели. Библиографический словарь: в 2 ч. 4.1, A-JI / Редкол., Б. Ф. Егоров и др. // П. А. Николаев. М .: Просвещение, 1990.
  159. Философский словарь // под ред. М. М. Розенталя. М., 1975.
  160. Философский энциклопедический словарь // под ред. Ильичева Л. Ф., М., 1983.
Заполнить форму текущей работой