Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методические основы оценки эффективности управления персоналом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлено, что основным недостатком использования подавляющего большинства статистических методов при анализе эффективности управления персоналом является невозможность адекватного учета качественных факторов воздействия на персонал. Разработка статистических методов исследования качественно отличающихся друг от друга факторов и процессов является стратегической задачей статистической науки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы оценки эффективности управления персоналом
    • 1. 1. Концептуальные положения и подходы к оценке эффективности управления персоналом
    • 1. 2. Принципы и критерии эффективности управления персоналом
  • Глава 2. Проблемы оценки эффективности управления персоналом в условиях рыночной экономики
    • 2. 1. Методика построения и развития эффективной системы управления персоналом в условиях рыночной экономики
    • 2. 2. Проблемы использования статистических методов оценки эффективности управления персоналом
    • 2. 3. Практическое использование теорий трудовых мотиваций как инструмента повышения эффективности управления персоналом
  • Глава 3. Методические рекомендации по совершенствованию способов оценки эффективности управления персоналом
    • 3. 1. Формирование позитивных трудовых мотиваций в условиях рыночной экономики
    • 3. 2. Обоснование необходимости комплексного подхода к оценке эффективности управления персоналом
    • 3. 3. Направления использования автоматизированных систем для принятия решений по управлению персоналом
    • 3. 4. Методика экономического обоснования мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом

Методические основы оценки эффективности управления персоналом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед организациями встаёт необходимость работать более эффективно, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает роль каждого работника с точки зрения конечных результатов деятельности организации. Одна из главных задач организаций различных форм собственности — поиск эффективных способов управления персоналом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

Одним из основных ресурсов организаций, обусловливающих его рыночную устойчивость, эффективность функционирования, перспективы стратегического развития, является персонал. В свою очередь уровень развития персонала определяет конкурентный потенциал или конкурентные преимущества организаций в рыночных условиях хозяйствования.

В этой связи особую актуальность для организаций приобретает управление персоналом, организованное таким образом, чтобы с минимально возможными затратами обеспечить эффективное и своевременное снабжение производственного процесса данным видом ресурсов соответствующего количества и качества.

Степень научной проработанности проблемы. Проблемы теории и практики управления персоналом привлекают к себе пристальное внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. С переходом на новые условия хозяйствования особенно актуальным стало освоение новых методологических подходов к управлению персоналом, принятых в странах с развитой рыночной экономикой.

В то же время целый ряд вопросов, связанных с методологией и методикой оценки эффективности управления персоналом, остаются, на наш взгляд, недостаточно изученными и нуждаются в более глубокой проработке.

Так, анализ научной литературы по проблемам управления персоналом показывает, что единого системного подхода к толкованию понятия оценки персонала, ее сущности и значения не существует. Множественность определений, имеющую место в современной литературе, по большей части можно объяснить специфичностью форм проявления и содержания оценки в зависимости от целей и задач ее проведения.

Отдельные авторы, специализируясь в определенной области управления персоналом, используют оценку эффективности управления персоналом лишь как некий инструмент для достижения своей основной цели, не выделяя ее в качестве самостоятельного объекта изучения, тем самым, ограничивая ее содержание только конкретно-прикладным аспектом. Это объективно сокращает возможности использования имеющихся методик оценки.

Данная проблема осложняется еще и традиционной ограниченностью понимания оценки лишь как элемента процесса управления персоналом в форме аттестации. В лучшем случае выделяются некоторые виды оценки: при найме, продвижении и увольнении работника, оценка кандидата на вакантную должность и текущая периодическая оценка сотрудников организации.

Обобщая сказанное, необходимо констатировать отсутствие системности при рассмотрении оценки эффективности управления персоналом как объекта изучения, наличие огромного числа разрозненных суждений в области данного предмета, ограниченных лишь отдельными его аспектами.

Цели и задачи исследования. Основной целью работы является комплексное исследование организационно-методических проблем оценки эффективности управления персоналом и выработка практических рекомендаций по совершенствованию методических подходов к решению этих проблем. В соответствии с этой целью в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

— осуществить системное обобщение научных подходов к управлению персоналом;

— провести анализ проблем построения и развития эффективной системы управления персоналом в условиях рыночной экономики;

— изучить возможности применения в России зарубежного опыта по активизации трудовых мотиваций в качестве инструмента повышения эффективности управления персоналом;

— разработать практические рекомендации по совершенствованию методологических подходов к оценке эффективности управления персоналом;

— разработать методики экономического обоснования мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом.

Объектом исследования является комплекс проблем, связанных с оценкой, эффективности управления персоналом.

Предметом исследования выступает совокупность организационно-экономических и социальных отношений, и их взаимосвязи в процессе управления персоналом, а также оценка эффективности этого процесса.

Методологической и теоретической базой исследования стали трудьг отечественных и зарубежных специалистов в области теории и практики управления персоналом, законодательно-правовые нормы, регулирующие трудовые отношения в России, результаты социологических исследований российских ученых.

В основу исследования легли положения и выводы, сформулированные в трудах российских ученых по проблемам человеческих ресурсов и оценки эффективности управления персоналом — Антропова В., Базарова Т., Виханского О., Веснина В., Генкина Б., Громовой О., Дятлова В., Егоршина А., Иванцевича Д., Кибанова А., Касаткина И., Лобанова А., Маслова Е., Никитиной И., Одегова Ю., Пригожина И., Саакяна А., Травина В., Шаталовой Н., Шепеля В., Шекшни С., а также специалистов по проблемам социологии труда и трудовых отношений в условиях рыночной экономики — Адамчука В., Марковича Д., Радаева В., Ромашова.

О., Слезингера Г., Соколовой Г. и др.

При разработке темы диссертационной работы использовались также работы зарубежных ученых: Ансоффа И., Боумена К., Вейла П., Вудкока М, Синка Д., Десслера Г., Марра Р., Котлера Ф., Маслоу А., Мескона М., Тейлора Ф., Файоля А., Френсиса Д., Хейне П., Шмидта Г. и др.

При проведении исследования использовались методы диалектической логики, системного анализа, статистических группировок, методы сравнительного анализа.

Научная новизна исследования и полученные лично автором результаты, заключаются в следующем:

1. На основании анализа современного этапа развития экономики России и, в частности, предпринимательской сферы, диссертант сделал вывод о том, что общую проблему повышения эффективности управления персоналом можно определить как необходимость переключения внимания руководителей и специалистов с организационно-технических задач на организационно-экономические вопросы. При этом следует учитывать как стратегические задачи развития организации, так и локальные проблемы, порожденные нестабильностью тех внешних условий, в которых вынуждена функционировать организация, с учетом необходимости повышения реальной заинтересованности работников организации в конечных результатах ее деятельности.

2. Диссертантом предлагается комплексный подход к оценке эффективности управления персоналом, основанный на применении двух оценочных комплексов: комплекса показателей эффективности управления персоналом и комплекса показателей эффективности системы управления персоналом. При этом каждый комплекс формируется, исходя из целей организации (тактических и стратегических) и ориентирован на достижение ее миссии.

Предлагаемый подход позволяет учесть т.н. синергегический эффект, возникающий между системой управления персоналом и другими производственно-управленческими системами организации.

3. При принятии управленческих решений в отношении персонала разработано предложение о необходимости учета режима обратной связи работника с руководством организации. Следовательно, человеческий ресурс обладает не только способностью самостоятельного воздействия на процессы принятия решений, но и способностью принимать активное участие в процессах принятия решений совместно с руководством.

4. Выявлено, что основным недостатком использования подавляющего большинства статистических методов при анализе эффективности управления персоналом является невозможность адекватного учета качественных факторов воздействия на персонал. Разработка статистических методов исследования качественно отличающихся друг от друга факторов и процессов является стратегической задачей статистической науки, а реализация этой задачи потребует определенного времени. На настоящий же момент статистические методы определения эффективности управления персоналом в организации можно использовать как вспомогательные, но ни в коем случае, не как единственные.

5. Диссертантом предлагается оригинальная методика экономического обоснования мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом. Методика основана на определении ожидаемого экономического эффекта от разработки и реализации мероприятий по повышению качества процесса управления персоналом.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. «Управление персоналом», как понятие, охватывает широкий диапазон мероприятий, определяющих положение занятых работников и их взаимоотношение с организационной структурой фирмы. К ним относятся проблемы найма и расстановки кадров, система заработной платы (и мотивация в широком смысле), производственное обучение, социально-бытовые мероприятия (включая систему пенсионного обеспечения) и другие.

Единственно значимым конкурентным преимуществом любой организации в современной экономике становится ее персонал. В этой связи при принятии решений необходимо помнить, что научные основы организационного поведения и их применение на практике путем управления персоналом, как человеческими ресурсами, превращаются в важное (если не важнейшее) направление в области менеджмента.

2. Системный анализ и оценка эффективности управления персоналом являются необходимой стадией подготовки решений по совершенствованию системы управления персоналом.

3. Основным мотивационным фактором, воздействующим на эффективность управления персоналом в современных условиях, является материальное стимулирование. Однако, можно ожидал", что все большее значение станут приобретать такие мотиваторы, как гибкий график работы, возможность выполнения работы, не выходя из дома (с использованием компьютерных технологий и сети Интернет), непосредственное участие работников в прибылях организации и другие формы вовлечения работников в процесс управления. С учетом этого, уже сегодня, стратегически мыслящий менеджер должен продумывать систему соответствующих мероприятий, могущих быть осуществленными в его организации.

4. Информатизация кадровой работы в значительной степени влияет на качество управления персоналом. Основными преимуществами информационных технологий является обеспечение оперативности, полноты и достоверноспг информации, необходимой для принятия кадровых решений, упорядочение структуры управления персоналом, расширение возможностей по обработке информации о сотрудниках.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В теоретическом плане диссертационная работа представляет собой вклад в развитие методических подходов к управлению персоналом в современных условиях. Предложенная диссертантом методика экономического обоснования мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом, может быть использована экономическими субъектами для повышения эффективности управления персоналом.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть полезными при подготовке учебных программ, лекционных курсов и методических пособий для соответствующих высших учебных заведений при изучении предмета «Управление персоналом», а также в повседневной хозяйственной практике.

Апробация работы:

Результаты работы были доложены на научной конференции аспирантов и докторантов (Московский гуманитарный университет, 2003 г.), на Научной конференции молодых ученых и аспирантов (Институт экономики и предпринимательства, 2003 г.).

Положения диссертационного исследования были изложены в 3 печатных работах, общим объемом 1,6 пл.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Заключение

.

Проведенное исследование было выстроено в соответствии с поставленной целью и задачами. В первой главе работы были рассмотрены базовые теоретические основы оценки эффективности управления персоналом. На основе анализа современных концепций управления персоналом были выделены основные научные подходы к оценке эффективности управления персоналом, обобщены ключевые принципы и критерии эффективности управления персоналом, принятые в отечественной науке и практике.

Во второй главе исследования автор переходит к анализу практических проблем оценки эффективности управления персоналом в условиях рыночной экономики. В их числе выделяются проблемы построения и развития эффективной системы управления персоналом организации, вопросы практического использования теорий трудовых мотиваций как инструмента повышения эффективности управления персоналом. Особое внимание автор уделяет проблематике использования статистических методов оценки эффективности управления персоналом и вопросам их применимости в практике хозяйствования.

Третья глава работы посвящена разработке методических рекомендаций по совершенствованию способов оценки эффективности управления персоналом.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд обобщающих выводов.

На данном этапе развития экономики России и, в частности, предпринимательской сферы, общую проблему повышения эффективности управления персоналом можно определить как необходимость переключения внимания руководителей и специалистов с организационнотехнических задач на организационно-экономические вопросы. При этом следует учитывать как стратегические задачи развития организации, так и локальные проблемы, порожденные нестабильностью тех внешних условий, в которых вынуждена функционировать организация, с учетом необходимости повышения реальной заинтересованности работников организации в конечных результатах ее деятельности.

Происходящий сдвиг от «кадровой политики» к управлению персоналом, как человеческими ресурсами, вызван многими причинами, главная из которых — возрастание роли человека на всех уровнях организации, принятии решения в связи с децентрализацией и приватизационными процессами. В процессе принятия решений руководители должны не только распознавать возможные выгоды и риск, связанный с рынком, не только развивать на базе имеющихся ресурсов соответствующие стратегии, но и управлять процессом развития сознания коллектива и отдельных его членов и основанным на нем организационным процессом.

Единственно значимым конкурентным преимуществом любой организации в современной экономике становятся ее человеческие ресурсы. В этой связи при принятии решений необходимо помнить, что научные основы организационного поведения и их применение на практике путем управления персоналом, как человеческими ресурсами, превращаются в важное (если не важнейшее) направление в области менеджмента.

Системный анализ и оценка эффективности управления персоналом являются необходимой стадией подготовки решений по совершенствованию системы управления персоналом. Обзор предлагаемых методик и подходов показывает, что попытка устранения недостатков какой-либо методики неизбежно приводит к появлению новых. Это говорит о том, что, по-видимому, следует отказаться от попыток разработки некой идеальной методики, позволяющей дать абсолютно точные оценки. Кроме того, точные количественные оценки редко представляют большую практическую ценность, поскольку анализ эффективности управления персоналом является не самоцелью, а лишь средством для обоснования принятия решений по совершенствованию системы управления персоналом.

В этой связи автором предлагается комплексный, холистический подход к оценке эффективности управления персоналом. При этом подходе общая оценка эффективности управления персоналом складывается из двух оценочных комплексов: комплекса показателей эффективности управления персоналом и комплекса показателей эффективности системы управления персоналом. При этом каждый комплекс формируется, исходя из целей организации (тактических и стратегических) и ориентирован на достижение ее миссии.

Предлагаемый подход позволяет учесть т.н. синергетический эффект, возникающий между системой управления персоналом и другими производственно-управленческими системами организации.

Кроме того, к достоинствам данного подхода, по нашему мнению, можно отнести то, что он:

— применим при реализации любой концепции управления персоналом и оценке эффективности управления персоналом;

— обладает достаточной гибкостью — позволяет модифицировать систему показателей обоих комплексов в зависимости от изменения целей организации, внешних условий и других факторов;

— учитывает всю совокупность основных эффектов экономический, социальный, функциональный- - позволяет учесть не только конечные результаты деятельности организации, но и выявить эффективность средств и способов, посредством которых достигнуты данные результаты.

Основным мотивационным фактором, воздействующим на эффективность управления персоналом в современных условиях, является материальное стимулирование. Однако, при условии дальнейшего укрепления состояния экономики и повышения благосостояния основной массы населения, можно ожидать, что все большее значение станут приобретать такие мотиваторы, как гибкий график работы, возможность выполнения работы, не выходя из дома (с использованием компьютерных технологий и сети Интернет), непосредственное участие работников в прибылях организации и другие формы вовлечения работников в процесс управления. С учетом этого, уже сегодня стратегически мыслящий менеджер должен продумывать систему соответствующих мероприятий, могущих быть осуществленными в его организации.

Кроме того, наряду с факторами мотивации, не меньшее внимание должно уделяться факторам демотивации, действие которых зачастую быстро разрушает энтузиазм и надежды, с которыми выходит на работу молодой специалист после окончания ВУЗа, или же вновь принятый работник.

При принятии управленческих решений в отношении персонала необходимо помнить, что, в отличие от любых других ресурсов, человек имеет собственную систему ценностей, мотиваций, имеет набор не только обязанностей, но и прав — т. е., фактически, работник всегда действует в режиме обратной связи с руководством. Следовательно, человеческий ресурс обладает не только способностью самостоятельного воздействия на процессы принятия решений, но и способностью принимать активное участие в процессах принятия решений совместно с руководством.

Основным недостатком использования подавляющего большинства статистических методов при анализе эффективности управления персоналом является невозможность адекватного учета качественных факторов воздействия на персонал. В основном, имеющиеся методы ориентированы на количественные показатели, что в современных условиях существенно снижает их эффективность и адекватность отражения происходящих в организации процессов.

В этой связи можно констатировать, что разработка статистических методов исследования качественно отличающихся друг от друга факторов и процессов является стратегической задачей статистической науки, а реализация этой задачи потребует определенного времени. На настоящий же момент статистические методы определения эффективности управления персоналом в организации можно использовать как вспомогательные, но ни в коем случае, не как единственные. В современной экономике затраты на персонал надо рассматривать не как издержки, которые надо сокращать, а как затраты на важнейший ресурс, которым надо грамотно управлять.

Информатизация кадровой работы в значительной степени влияет на качество управления, особенно в условиях изменения организационной структуры организации, при создании новых подразделений, изменении штатного расписания и функциональных обязанностей сотрудников и менеджеров организации.

Основными преимуществами информационных технологий является обеспечение оперативности, полноты и достоверности информации, необходимой для принятия кадровых решений, упорядочение структуры управления персоналом, расширение возможностей по обработке информации о сотрудниках. В то же время, как бы ни были развиты компьютеры и программное обеспечение, они не смогут заменить человека, так как только он способен к творчеству и принятию нестандартных, выигрышных решений. Зато компьютеры и, в частности, экспертные системы могут значительно помочь специалисту в решении многих профессиональных проблем.

Автором предлагается оригинальная методика оценки влияния мероприятий по повышению эффективности управления персоналом на конечные показатели деятельности организации, позволяющая экономически обосновать мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом. Методика основана на определении ожидаемого экономического эффекта от разработки и реализации мероприятий по повышению качества процесса управления персоналом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Трудовой Кодекс РФ. М.: Норма, 2002
  2. Гражданский Кодекс РФ. М.: Норма, 2003
  3. Федеральный закон от 29 апреля 2002 г. N 42-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года, одобрен Советом Федерации 24 апреля 2002 года
  4. Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ». М., 1999
  5. Федеральный закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, от 12 января 1996 года N 10-ФЗ
  6. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» N 165-ФЗ от 16.07.99 г.
  7. Книги, монографии, учебные пособия, брошюры, статьи
  8. И. Управление персоналом: информационный аспект. Финансовая Газета. № 4. 2002
  9. В., Кокин Ю., Яковлев А. Экономика труда. М.:Финстатинформ, 1999−431 с.
  10. В., Ромашов О., Сорокина М. Экономика и социология труда. М.: Юнити, 1999−407 с.
  11. А., Нисевич Е. В поисках совершенства управления. Вопросы экономики, 1997, № 2
  12. Р.З., Кибанов Д. Я. Совершенствование структуры, функций иэкономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. Учеб. пособие. М.: ГАУ, 1993−76 с.
  13. Т.Л. Альтернативы экономического поведения: Человек в переходной экономике. Екатеринбург: Урал. Гос. Профессион.-пед. Унт, 2000−135 с.
  14. С.Г., Горская Т. А. Психологические основы управления персоналом. СПб.: СПбГЭТУ, 1997 66 с.
  15. Т., Юртайкин Е. Почему опадают яблоки или внутренняя демотивация персонала. Управление персоналом, № 2,2002
  16. И. Стратегическое управление. (Сокр.пер. с англ.) М.:1. Экономика, 1989 519 с.
  17. Ю.Антропов В. А. Организация управления подготовкой кадровпромышленности. Екатеринбург: УГТУ, 1995 308 с.
  18. П.Асеев В. Г. Нормативное управление социальными процессами. М.:1. Профиздат, 1988 127 с.
  19. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.:1. Академия, 2003 224 с.
  20. З.Балашов Ю. К., Коваль А. Г. Методики построения мотивационного профиля персонала и разработки Положения о стимулировании персонала. Маркетинг в России и за рубежом, N3,2002
  21. Е.А. Организация оплаты труда в условиях перехода крыночной экономике. М.: ГАУ, 1994 51 с.
  22. И.А., Митрофанова Е. А. Управление занятостью населения. Учеб. пособие. М.: ГАУ, 1995−47 с.
  23. А., Василевская О. Искусство управления персоналом. Учебн.пос. для экон.колл. и вузов. М.: Гелан, 2001 410 с.
  24. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990−413 с.
  25. П. Искусство менеджмента. (Пер. с англ.) М.: Сирин, 2002 203 с.
  26. В.И. В поисках предмета экономической социологии. Социологические исследования, 1998. № 1.
  27. В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 1994 244 с.
  28. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юрист, 2003 — 495 с.
  29. О.С. Стратегическое управление: Учеб. для студентов и аспирантов вузов по спец. «Менеджмент». М.: Гардарики, 2002 292 с.
  30. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Практикум по курсу. М.:1. Гардарики, 2002 281 с.
  31. А.П., Матирко В. И. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (Опыт ФРГ). М.: Дело, 1992 297 с.
  32. К.А., Казакова Ф. К., Симонов А. С. Государственное предприятие: структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции: Справочное пособие. Под ред. А. И. Бужинкого, В. Ф. Палия — 2-е изд., доп. М.: Экономика, 1990−447 с.
  33. И.Е. История труда и предпринимательства. Учеб. пособие. М.: ГАУ, 1995 135 с.
  34. М., Фрэнсис Д., Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1994 — 317 с.
  35. И. Н., Менеджмент. М.: Юнити, 1998 333 с.
  36. В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий. СПб.: СпбУЭФ, 1994 79 с.
  37. Е. Особенности национальной работы. Отечественные записки, № 3,2003
  38. . и др. «Основы управления персоналом». М., Высшая школа, 1996−381 с.
  39. .М. Экономика и социология труда. М.: Норма, 2003 402 с.
  40. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Курс методологии для лидеров реорганизации и консультантов по управлению. Екатеринбург: УрО РАН. НИСО, 1998 514 с.
  41. В.А., Клопов Э. В. Социальные эффекты и структура безработицы в России . Социологические исследования, 2000. № 1.
  42. Н.А. Экономика труда. Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб.
  43. Гос. Ун-та экономики и финансов, 2000 179 с.
  44. М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М: Дело, 1993 207 с.
  45. Дж. (мл.), О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. М.: Экономика, 1991 319 с.
  46. О.Н., Мишин В. М., Свистунов В. М. Организацияуправленческого труда. Учеб. пособие. М.: ГАУ, 1993 76 с.
  47. Г. Управление персоналом. М.: БИНОМ, 1997−431 с.
  48. А.А., Мирская М. И. Социология труда. Учеб. пособие. М.:1. Высшая школа, 1989 303 с.
  49. П. Управление, нацеленное на результаты. (Пер. с англ.) М.: Технолог, школа бизнеса, 1992 192 с.
  50. В., Кибанов А., Пихало В. Управление персоналом. М. Приор, 1998−511 с.
  51. Л.И. Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика. Тез. докладов на международной конференции 26−28 апреля 1996 г. Алма-Ата, 1996 91 с.
  52. Л.В., Свистунов В. М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 1995 71 с.
  53. Дж., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М., Дело, 1993 300 с.
  54. А.Н. Управление людьми в компаниях: Руководство для менеджера. М.: Олимп-бизнес, 1999 359 е.
  55. В.В. Общая теория социально-экономических систем. Учеб. Пособие. СПб.: Бизнес-пресса, 2002 176 с.
  56. Кадровая служба рыночной экономики. Вып. 3: Работа с кадрами на предприятии (Документы и рекомендации). М.: 1991.
  57. Э. История и теория социологии. Социология XX века. Учеб. Пособие. М.: Приор, 2000 367 с.
  58. И.А. Методология статистической оценки эффективностиуправления персоналом. М.: Дело, 1999 142 с.
  59. А.В., Захаров Д. К. Организация управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 1994 80с.
  60. А.Я., Мамед-Заде Г.А., Родкина Т. А. Управление персоналом. Регламентация труда. Под редакцией д.э.н., проф. А. Я. Кибанова. М.: «Экзамен», 1999−576 с.
  61. В.А. Значение и применение экспертных систем в службах управления персоналом. Управление персоналом, № 4,20 015 7. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. Человек и труд, № 10,1997
  62. Ю.Г., Рабинович П. М., Шмойлова Р. А. Статистическое моделирование и прогнозирование. М.: МЭСИ, 1985 137 с.
  63. Ф. Основы маркетинга. (Пер. с англ.). 9-е издание. М.: Вильмс, 1990−736 с.
  64. Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. М.: ГАУ, 1996 -55 с.
  65. А.И. Основы управления персоналом. М.: ТЕИС, 2000 87 с.
  66. А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М.: Изд-во Зерцало, 1999 373 с.
  67. А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М.: Наука, 1991−238 с.
  68. P.JI. Если Вы — руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1998 398 с.
  69. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: Дело, 1993 92 с.
  70. Ю.В., Подлесных В. И. Менеджмент. СПб.: «Бизнес-Пресса», 2001−422 с.
  71. О.И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в волшебных странах. Учебник. М.: Логос, 2002 390 с.
  72. Р.З., Хохрякова О. С. Трудовое законодательство России. М.:1993−303 с.
  73. Д. Социология труда. М.: 1997 511 с.
  74. В. О стратегическом управлении персоналом. Международныйжурнал «Проблемы теории и практики управления», № 5,2002г
  75. Е. Управление персоналом предприятия. Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2003−309 с.
  76. Д. Программирование экспертных систем на Турбо Прологе. М.: Финансы и статистика, 1994 254 с.
  77. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1994 701 с.
  78. М.И., Дикарева A.JI. Социология труда. М.: Дело, 1995 — 303 с.
  79. B.C., Бамбаева Н. Я., Балинтова Д. Компьютерные исследования временных рядов и взаимосвязи показателей с использованием пакета MESOSAUR, методические указания. М.: МЭСИ, 1996−98 с.
  80. М.Г., Соколин B.JI. Курс социально-экономической статистики Учеб. пособие. М.: Финстатинформ, 2002 973 с.
  81. Д.В. Экономический рост: проблемы управления игуманизации. Екатеринбург: УрГУ, 1992 195 с.
  82. И.А. Эффективность систем управления персоналом. СПб.: СПбГИЭА, 1998−119 с. 80.0лехина О. Ф. Рабочее время руководителя и эффективность использования. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского Гос. Ун-та, 1999 53 с.
  83. Ю.И., Журавлев П. Управление персоналом. М.:
  84. Финстатинформ, 1997 877 с. 82.0дегов Ю.И., Карташова JI.B. Управление персоналом, оценкаэффективности. М.: Экзамен, 2002 255 с.
  85. Основы управления персоналом. Под ред. Б. М. Генкина. М.- Высшаяшкола, 1996−381 с. 84.0лехина О.Ф., Удалов Ф. Е. Менеджмент: американский и японскийподходы. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского Гос. Ун-та, 1999 63 с.
  86. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. Опыт лучших компаний. М.: Прогресс, 1986 418 с.
  87. А.Г. и др. Управление организацией. М.: Инфра-М, 2003 714 с.
  88. B.C., Клементьева М. Г. Оценка персонала. Омск.: ОмГУ, 2000 484 с.
  89. Практикум по экономике организации (предприятия). Под ред. П. В. Тальминовой. М.: Финансы и статистика, 2003 464 с.
  90. А.И. Методы развития организации. М.: МЦФЭР, 2003 — 863 с.
  91. Проблемы управления персоналом: колл. авт. Отв. ред. В. Н. Дулькин. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997 95 с.
  92. Прыкин Б. и др. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках. М., ЮНИТИ, 1998−414 с.
  93. В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект-Пресс, 2002 277 с.
  94. Рабочая книга социолога. Под ред. Г. В. Осипова. М.: УРСС, 2003 476 с.
  95. В.В. Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М.: РОССПЭН, 2002 — 273 с.
  96. А., Р. Бэрон. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. (Пер. с англ.) М.: Питер, 2003 269 с.
  97. М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес процессов. М.: Аудит, 1997 — 221 с.
  98. О. Социология труда. Уч.пособие. М., Гардарики, 2003 316 с.
  99. Р.В. Экономическая социология переходной России: Люди и реформы. М.: Юнити, 1998 430 с.
  100. А.К. и др. Управление персоналом в организации. СПб: Питер, 2002−174 с.
  101. А. А. Типы трудовой мотивации и их динамика.
  102. Социологические исследования. № 5,1999
  103. Г. В. Производственный менеджмент в основном производстве. Волгоград: Политехник, 2000 59 с.
  104. Д. С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. (Пер. с англ.) Общ. ред. и вступ. ст. В. И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1989 528 с.
  105. Система управления производительностью на предприятиях. М.: Всероссийский центр производительности, 1993 191 с.
  106. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: ИНФРА-М, 1996−336 с.
  107. Справочник кадровика. Под. Ред. М. Ю. Рогожина. М.: Бератор, 2003−339 с.
  108. Г. В. Управление социальным развитием персонала предприятия. Учеб. пособие. М.: ГДУ, 1994−51 с.
  109. .М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. М.: ГАУ, 1996 91 с.
  110. Г. Н. Экономическая социология: Учеб. пособие. Минск: Белорус, новука, 2000 374 с.
  111. Социальная траектория реформируемой России: Исслед. новосибир. экон.- социол. шк. Отв. ред Т. Н. Заславская, З. И. Калугина. Новосибирск: Наука, 1999 735 с.
  112. Социология труда. Уч-к под ред. Дряхлова Н., Кривченко А. М., МГУ, 1993−93 с.
  113. Э.Е. Как управлять персоналом. Учеб.-практ. Пособие. АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002 384 с.
  114. В.И. Социальные потребности личности: формирование, удовлетворение, развитие. Киев: Наукова Думка, 1982 -168 с.
  115. А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М.: Инфра-М, 1992 147 с.
  116. Ф. Основы научного менеджмента. М.: Прогресс, 1992 — 137 с.
  117. Теория статистики, под ред. Шмойловой Р. А. М.: Финансы и статистика, 2003 654 с.
  118. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995 336 с.
  119. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978 -172 с.
  120. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. Под науч. ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997 480 с.
  121. Управление персоналом организации. Учеб. пособие. Под ред. Кибанова А. Я. М.: ИНФРА-М, 2001 636 с.
  122. Управление персоналом. Под ред. А. Я. Кибанова и JI.B. Ивановской. М.: «Издательство ПРИОР», 1999 352 с.
  123. Управление персоналом, под ред. Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001 554 с.
  124. Э.А. Управление фирмой. М.: «Аклис», 1996 516 с.
  125. А., Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. Управление это наука и искусство. М.: Республика, 1992 — 351 с.
  126. А.А. Прогнозирование производительности турда: методы и модели. М.: Экономика, 1989 213 с.
  127. П. Экономический образ мышления. (Пер. с англ.) М.: Дело, 1992−704 с.
  128. Р., Питере М. Создание и развитие нового предприятия. М.: Прогресс-Универс, 1992−251 с.
  129. М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятий. М.: РАУ, 1993 229 с.
  130. Э. Практика руководства персоналом. Обнинск: Изд-во ГЦИПК, 2003−139 с.
  131. Н.И. Трудовой потенциал работника: проблемыфункционирования и развития. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998−235 с.
  132. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. (Пер. с нем.) М.: Инфра-М, 1993−239 с.
  133. С.В. Управление персоналом современной организации, М.: «Интел-Синтез», 2000 363 с.
  134. В. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: Финансы и статистика, 1992 237 с.
  135. В. Управленческая антропология: человековедческая компетентность. М.: Дом педагогики, 2000 543 с.
  136. В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.:
  137. Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999 527 с.
  138. Г. Основы кадрового планирования. Материалы международного семинара «Теория и практика управления человеческими ресурсами в условиях социально-ориентированной рыночной экономики». М.: Международное бюро труда, 1992.
  139. Экономика и статистика фирм, под ред. В. Е. Адамова. М.: «Финансы и статистика», 2003 288 с.
  140. . Карьера менеджера. (Пер. с англ.) Общ. ред. и пре-дисл. В. В. Каданникова. Тольятти: Изд. Дом «Довгань», 1995 358 с.
  141. С.Р. (1972) Existence, relatedness and Growth: Human Needs in Organizational Settings, Free Press.
  142. Brian Trecy. Hire and Keep the Best People. 2003
  143. Douglas McGregor, The Human Side of Enterprise (New York: McGraw-Hill, 1960).
  144. D. Koul Personnel and Human Resource Management. 2003
  145. F. Herzberg, B. Mauser, B.B. Snyderman, The Motivation to Work (New York: Wiley, 1959).
  146. Gary S.Becker. Human Capital, Theoretical and Empirical Analysis, The National Bureau of Economic Research. New York, 1964.
  147. Hall J. Decisions, decisions, decisions. — «Psychology Today», November, 1971.
  148. Hentze J. Personalwirtschaftslehr, Auflage, Verlag Paul Ha Bern und1. Stuttgart, 1991.
  149. Human Resource Management, USA, т. 39, № 1,2000,20.01. 2002
  150. Jefri Fox. How to Become a Great Boss: The Rules for Getting and Keeping the Best Employees. 2002.
  151. Kell A. Nordstrem. Funky Business. Talent Makes Capital Dance. 2003
  152. Lawler Edward E. Motivation in Work Organizations. Monterey, Calif.: Brooks. Cole, 1973.
  153. Maslow A.A. Theory of Human Motivation Psychological Review. N. 50(1943). P. 370 -396.
  154. Likert R., The Human Organization (New York: McGraw-Hill, 1967).
  155. Webster E.C. etal. Decision Making in the Employment Interview, Montreal Industrial Relations Cente, Megill University. 1967.
Заполнить форму текущей работой