Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование стратегии устойчивого социально-экономического развития региона: на материалах Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рыночной экономике свойственны высокая динамичность и сложность протекающих процессов, комплексность и системность взглядов на происходящие явления. В этих условиях наблюдающиеся трансформации экономических систем требуют переосмысления существовавших ранее подходов к развитию региональных социально-экономических систем в связи с появлением и развитием новых, более прогрессивных методов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования стратегии устойчивого развития региона
    • 1. 1. Сущность и факторы устойчивого развития региона
    • 1. 2. Методологические аспекты разработки стратегии устойчивого развития региона
    • 1. 3. Расширенное воспроизводство социально-экономического потенциала региона как основа стратегии его устойчивого развития
  • ГЛАВА 2. Комплексная оценка современного уровня социально-экономического развития Республики Адыгея
    • 2. 1. Методология оценки социально-экономического потенциала региона
    • 2. 2. Характеристика социально-экономического потенциала Республики Адыгея
    • 2. 3. Анализ устойчивости социально-экономического развития Республики Адыгея
  • ГЛАВА 3. Разработка стратегии устойчивого социально-экономического развития региона (на примере Республики Адыгея)
    • 3. 1. Условия устойчивого развития Республики Адыгея '
    • 3. 2. Организационно-экономический механизм обеспечения устойчивого эколого-экономического развития региона
    • 3. 3. Стратегические приоритеты устойчивого социально-экономического развития Республики Адыгея

Формирование стратегии устойчивого социально-экономического развития региона: на материалах Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эффективное управление народным хозяйством на макро и мезоуровнях невозможно без формирования, соответствующей сегодняшним реалиям, стратегии дальнейшего развития всех сфер и уровней общества. В данном контексте процессы управления социально-экономическим развитием региона являются важнейшей составляющей стратегии реформирования российской экономики.

Возросшая самостоятельность субъектов Федерации обусловила возникновение реальной потребности в развитии теории и разработке методологии исследований по проблемам совершенствования стратегического регионального планирования, выборе приоритетов развития территорий, обосновании механизмов и инструментов эффективного принятия решений при воздействии на экономику региональными органами власти. В то же время в большинстве регионов страны не уделяется достаточного внимания вопросам выработки единой, с четко выраженными приоритетами, стратегии социально-экономического развития, контроля за ходом ее реализации. В деятельности региональных органов власти основное время и силы занимают функции оперативного управления. Отсутствие единой теоретико-методологической базы и адекватной нормативно-правовой основы, опираясь на которые регионы могли бы разрабатывать стратегические приоритеты своего развития, существенно снижают эффективность воздействия органов государственной власти на формирование и реализацию региональной социально-экономической политики.

В этой связи разработка концепции формирования стратегии устойчивого социально-экономического развития региона представляется особенно актуальной и востребованной.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы стратегического управления и развития рассматриваются в работах российских и зарубежных ученых: И. Ансоффа, В. Бабинцева, О. Виханского, П. Друкера, Ф. Котлера, М. Портера, А. Стрикленда, А. Томпсона, Р. Фатхутдинова и др.

За последние годы в экономической науке активизировалось исследование проблемы формирования стратегии устойчивого социально-экономического развития в системе с обеспечивающими ее факторами и условиями. В данном контексте вопросы сущности стратегии экономического развития, управленческие аспекты на макро и мезоуровнях нашли отражение в работах А. Гранберга, Н. Кетовой, Ю. Колесникова, В. Лексина, В. Овчинникова, Р. Попова, О. Пчелинцева, С. Суспицына, А. Швецова и др.

При анализе особенностей и тенденций развития экономики регионов Юга России, в том числе и депрессивных территорий, были использованы различные методические подходы, изложенные в работах С. Глазьева, Г. г.

Гореловой, А. Дружинина, В. Игнатова, Е. Захаровой, А. Керашева, В.

Кузнецова, Н. Пшиканоковой, А. Тамбиева, А. Тамова, 3. Хутыза и др.

При всем многообразии и разноплановости подходов к раскрытию отдельных сторон исследуемой в диссертации тематики следует одновременно подчеркнуть, что теоретико-методологические и прикладные аспекты исследования проблемы формирования стратегии устойчивого социально-экономического развития депрессивных территорий в условиях поляризации развития мезоэкономических систем до сих пор остаются предметом научного поиска. Данное обстоятельство в сочетании с актуальностью диссертационной проблематики обусловили выбор темы исследования, формулировку цели и этапных задач.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является научное обоснование стратегических направлений повышения социально-экономической устойчивости региона и разработка практических рекомендаций по их обеспечению, опирающиеся на теоретико-методологические основы региональной экономики, принципы рыночной экономики и эффективного государственного управления. Для достижения поставленной цели в диссертации решались следующие основные задачи:

— обобщить и уточнить теоретико-методологические основы исследования сущности и составляющих устойчивости развития социально-экономических систем мезоуровня;

— определить роль и место расширенного воспроизводства в реализации задачи устойчивого развития региона, обеспечивающего эффективное включение региона в территориальное разделение труда и решение внутрирегиональных проблем;

— уточнить методические положения проведения комплексного ретроспективного анализа развития региональных систем, а также оценки уровня их социально-экономической устойчивости;

— выявить особенности и уровень социально-экономического развития Республики Адыгея, осуществить ретроспективную оценку устойчивости ее развитияразработать вариант стратегии устойчивого социально-экономического развития региона и механизм его реализации с учетом стратегии выбора приоритетов.

Объектом исследования является экономика Республики Адыгеясубъекта Российской Федерации, избранного в качестве модельного региона, и основные направления ее вывода на' путь устойчивого социально-экономического развития.

Предмет исследования представлен совокупностью социально-экономических отношений, аккумулирующих особенности развития региональной экономики и ориентированных на поддержку процессов устойчивой динамики в современных условиях.

Теоретико-методологической базой диссертационной работы послужили концептуальные положения экономики и управления региональным развитием, фундаментальные труды классиков экономической науки, монографии отечественных и зарубежных ученых по проблеме разработки и реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития региона, основные положения теории государственного регулирования экономики.

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с пунктами Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика): 5.13. Проблемы устойчивого развития регионов разного уровнямониторинг экономического и социального развития регионов разного уровня- 5.14. Разработка перспектив развития региональных социально-экономических системпрогнозирование в региональных социально-экономических системах.

Инструментарно-методическин аппарат. В исследовании использовались различные инструментарно-методические средства, в том числе нормативный и системно-функциональный подходы к разработке алгоритма формирования стратегии социально-экономического развития региона, в рамках которых были применены приемы логического, сравнительного анализа, методы экономического моделирования, статистических 1руппировок, динамических рядов.

Информационно-эмпирическую базу работы составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и ее территориального органа по Республике Адыгея, Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея, монографические труды отечественных и зарубежных ученых по I рассматриваемой проблеме, федеральные и региональные программы социально-экономического развития, а также результаты проведенных автором исследований.

Нормативно-правовую базу работы составили Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а также законодательные и нормативные акты органов государственной власти Республики Адыгея, регламентирующие ее социально-экономическое развитие.

Концепция исследования основывается на подходе к региону как к сложной многофункциональной и многоуровневой социально-экономической системе, включающей совокупность взаимосвязанных элементов. Это позволяет на основе анализа указанных составляющих сделать вывод о текущем состоянии системы и потенциале, обосновать рекомендации по обеспечению устойчивого развития на базе согласования целей и выделения приоритетных направлений.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Переход к устойчивому развитию региона можно рассматривать как решение сложной социально-экономической, финансовой и организационной задачи, реализация которой требует наличия увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам условий: факторов (природных, финансовых, социальных) — времениобъема полномочий при выборе методов решения задачи, обеспечивающих эффективный выбор приоритетных направлений. В этой связи существующая система формирования стратегии устойчивого социально-экономического развития региона, в частности, депрессивного, требует совершенствования в направлении выработки приёмов и процедур отбора мероприятий и сегментации их в определенной иерархии. Концепция формирования стратегии устойчивого роста должна основываться на четких представлениях о причинах депрессивности региона, на оценках собственных возможностей и привлекаемых средств, приоритетах, целях и механизмах достижения. I.

2. Исследование содержания и структуры региональной политики позволяет резюмировать общую тенденцию регионов к устойчивому стратегическому росту, базирующуюся на точках экономического роста. В то же время отсутствие регламентированных научно-обоснованных методов, способов и приемов формирования региональной экономической политики на мезоуровне снижает эффективность существующих стратегий развития и обусловливает необходимость выработки стратегии внутри конкретного, в данном случае депрессивного, региона. В процессе выработки стратегий невозможно предвидеть все эффекты составления проекта конкретных мероприятий, следовательно, используется обобщенная, неполная (неточная) информация о возможных альтернативах. Положительный результат реализации концепции устойчивого развития проявляется в регионе в виде сосредоточения усилий на приоритетных направлениях развития регионального хозяйства и комплексном использовании его социально-экономического потенциала, а на микроуровнеповышении эффективности системы производственного менеджмента.

3. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона требует разработки обоснованной стратегии регионального развития, которая должна содержать в себе четко обозначенные цели, задачи, механизм реализации и необходимые объемы, и источники финансирования. Стратегия устойчивого социально-экономического развития региона будет достаточно обоснованной только в том случае, если основой для разработки будет выступать оценка устойчивости региональной социально-экономической системы и потенциала её развития.

4. Процесс формирования стратегии устойчивого социально-экономического развития региона должен сочетать рациональное соотношение элементов государственного регулирования и рыночного саморегулирования объектов стратегического планирования. Государственное регулирование осуществляется на макро и мезоуровнях управления, саморегулирование — на микроуровне.

5. Эффективность региональной социально-экономической политики во многом определяется обоснованностью разработанной стратегии долгосрочного устойчивого развития, которая базируется на поэтапном решении целевых задач: обеспечение эффективной занятости и повышение денежных доходов ее населения, посредством интенсивного развития транспортного комплекса, туристической отрасли и производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

Научная новизна диссертационного исследования определяется авторской разработкой варианта стратегии устойчивого социально-экономического развития депрессивного региона в условиях поляризации развития мезоэкономических систем. В итоге получены следующие результаты, обладающие элементами научной новизны:

— предложен категориальный аппарат исследования изучаемой проблемы с позиций уточнения и дополнительной аргументации понятий устойчивого социально-экономического развития региона. В теоретико-методологическом аспекте уточнены экономическая сущность и содержание категории «социально-экономическая устойчивость» как сложной интегрированной системы, характеризующейся разнообразием форм и многоаспектностью проблем, выделены и обоснованы ее основные компоненты: производственная, финансово-бюджетная, инновационно-инвестиционная и социальная;

— определены роль и место индикативного планирования и прогнозирования в процессе разработки стратегии устойчивого социально-экономического развития региона: полнота и репрезентативность отражения индикаторами (потребительские расходы, денежные доходы населения, налоговые поступления в региональный бюджет, ВРП, темп прироста населения) реальной ситуации позволяют повысить • эффективность реализации разработанных средне и долгосрочных стратегий;

— разработан методический подход комплексной оценки уровня устойчивости развития экономики региона, определены его воспроизводственный, экологический, социальный, демографический аспекты, позволяющие определить приоритеты социально-экономического развития депрессивного региона (Республики Адыгея) на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

— проведен комплексный анализ современного состояния и объективных условий функционирования экономического комплекса региона, выявлены основные структурные диспропорции и проблемные ситуации в его развитии, изучено влияние и дана оценка производственной, финансово-инвестиционной и социальной составляющих на тенденцию и уровень общей социально-экономической устойчивости;

— разработан вариант стратегии устойчивого социально-экономического развития региона, позволяющий перейти на качественно новый уровень хозяйствования, ориентированный на устойчивый экономический рост и решение приоритетных социальных задач, обоснованы направления и этапы реализации, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение региональных потребностей и согласованные с направлением развития макроэкономики.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности проблемы, применением аналитического подхода к выявлению концептуальных основ устойчивого социально-экономического развития хозяйственного комплекса Республики Адыгея. Она состоит в разработке направлений совершенствования системы управления и формировании стратегии устойчивого социально-экономического развития региона, которые могут быть использованы для углубления теоретического анализа регионального стратегического планирования, а также для разработки программ экономического и социального развития регионов.

Концептуальные положения диссертации, возможно, использовать при совершенствовании программ по учебным дисциплинам: «Региональная экономика», «Стратегический менеджмент», «Прогнозирование в экономике», «Региональный менеджмент», «Исследование систем управления». «.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации прошли апробацию в докладах и выступлениях на научных и научно-практических конференциях в Адыгейском государственном университете и филиале РГСУ в г. Майкопе.

Теоретические положения и методические разработки диссертационного исследования приняты к внедрению Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея, а также используются в учебном процессе в Адыгейском государственном университете и филиале РГСУ в г. Майкопе.

Публикации. По результатам исследования опубликовано 6 научных работ общим объемом 3,8 п.л., в том числе в издании, рекомендованном ВАК для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рыночной экономике свойственны высокая динамичность и сложность протекающих процессов, комплексность и системность взглядов на происходящие явления. В этих условиях наблюдающиеся трансформации экономических систем требуют переосмысления существовавших ранее подходов к развитию региональных социально-экономических систем в связи с появлением и развитием новых, более прогрессивных методов и инструментов, учитывающих неопределенность внешней и внутренней среды, наличие множества связей и взаимозависимостей, глобализацию деловой жизни, расширение интеграции на макро, мезои микро-уровнях. Необходим переход к устойчивому развитию как страны в целом, так и её отдельных регионов.

Устойчивое развитие экономики страны и региона требует интенсивного использования факторов производства, создания таких: механизмов и инструментов, которые посредством системы налогов, кредитов, цен, таможенных пошлин, методов государственной поддержки и содействия обеспечивали бы активную инвестиционную и инновационную деятельность, рост объемов производства конкурентоспособной продукции, рентабельную работу предприятий, социальную защиту населения, охрану окружающей природной среды.

Устойчивость региональной экономики — это ее способность противостоять внешним и внутренним воздействиям, сохранять стабильное равновесие и надежность в течение времени. Стабильное равновесие можно определить, как способность системы выполнять свойственные ей функции при условии соблюдения целостности системы и финансовой устойчивости ее элементов, при обеспечении соответствующей надежности, которая является одной из важных характеристик устойчивости экономики региона как системы.

Механизм эффективной реализации концепций устойчивого развития, имея существенные региональные особенности, предусматривает некоторые общие для всех регионов страны составляющие: систему государственного управления и поддержки стратегических отраслейразнообразные формы и источники непрямого стимулированиямаксимальное стимулирование инновационно-инвестиционного потенциала.

Региональная политика при всем своем многообразии должна быть органичной составной частью государственной стратегии, а эффект успешного выполнения любой программы и стратегии состоит в выполнении вполне формальных правил оперирования экономическими индексами и нормативами граничными значениями экономического развития и роста.

Задача комплексного развития региона с позиций расширенного воспроизводства означает формирование таких соотношений и пропорций между отдельными элементами социально-экономического комплекса, которые бы создавали условия для эффективного включения региона в территориальное разделение труда и решения внутрирегиональных’Проблем, обеспечивающих последовательное продвижение в социальной сфере, обеспечение роста уровня качества жизни населения.

Выделение устойчивости развития экономики региона в качестве особого объекта управления и регулирования, позволяет определить экономическое содержание этой категории как сложного, многоаспектного, синтетического и динамичного понятия. Основу его составляет процесс изменений, характеризующий переход социально-экономической системы из одного качественного состояния в другое под воздействием факторов внутренней и внешней среды на основе экономического роста. При этом сохраняются основные свойства и способности системы выполнять поставленные цели и задачи, ориентированные, в первую очередь, на уровень и качество жизни людей, на их здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Обеспечение устойчивого функционирования * региональных комплексов предполагает стабилизацию экономической и социальной обстановки. На современном этапе особенно важен дифференцированный подход к решению конкретных социальноэкономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона. Всесторонний учет всех природно-экономических, социальных, демографических, экологических и иных условий и особенностей различных регионов дает возможность разумно сочетать решение основных задач повышения социально-экономической устойчивости с рациональным использованием имеющихся производственных и финансовых ресурсов.

Под стратегией устойчивого развития следует понимать основную стратегию социально-экономического развития региона, направленную на повышение эффективности деятельности всех его структурных составляющих.

Система и механизм формирования и реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития региона базируется на основных требованиях и функциях, включает базисные факторы, результаты и эффективность, содержит ряд этапов и формализуется соответствующими инструментами в виде планов, программ, проектов.

Одним из основных инструментов формирования стратегии устойчивого развития субъекта Федерации должно стать индикативное планирование. Индикативный план представляет собой комплексный документ, отражающий в виде конкретных показателей цели социально-экономического развития, намечаемые мероприятия. или средства достижения поставленных целей, необходимые материальные и финансовые ресурсы. Особенностями индикативного планирования являются рекомендательность и вариантность. Источниками финансирования региональных индикативных планов и финансовых балансов субъектов Федерации могут стать часть налоговых поступлений от предприятий, организаций, граждан и внебюджетные источники, а также для большинства регионов — поступления из федерального бюджета в порядке межрегионального перераспределения. Реализация региональных индикативных планов будет зависеть от поступления налоговых и иных платежей и централизованных дотаций.

Процесс разработки стратегии устойчивого социально-экономического развития региона базируется на оценке его социально-экономического потенциала. В экономической литературе можно выделить два возможных подхода к оценке социально-экономического потенциала региона: воспроизводственный и поведенческий. В рамках первого возможно рассмотрение региона как относительно замкнутой системы, исходя из сложившихся показателей продуктивности факторов производства.

Поскольку под воспроизводственным процессом понимается непрерывное повторение воссоздания элементов экономической системы, отношений между ними и взаимодействий с внешней средой, при которой происходит возобновление в неизменных, расширенных или в уменьшающихся масштабах системного продукта. Применительно к региональной экономической системе это проявляется в увеличении в процессе производства величины регионального продукта, размера действующего капитала, а в связи с этим и накопленного внутреннего продукта. При втором — неизбежно обращение к анализу совокупности регионов, процессов их взаимодействия, характеру распределения ресурсов между ними.

В новых условиях хозяйствования многие регионы оказались не в состоянии обеспечить динамичное развитие экономической и социальной сфер за счет собственных ресурсов. Проведенное исследование современного уровня развития Республики Адыгея подтверждает данный вывод. Анализ социально-экономического потенциала республики позволяет оценить его как недостаточно высокий, но способный к динамичному развитию — при реализации комплекса соответствующих мер по стимулированию этого процесса '.

На основе системного подхода предложена стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Адыгея, состоящая из шести элементов (производственного, инвестиционного, инновационного, рекреационно-туристического, финансово-бюджетного и социального) и создающая предпосылки для поступательного функционирования и развития региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. -М.: Стоглавъ, 1998.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  3. Об акционерных обществах в Российской Федерации. Федеральный закон (в ред. Федеральных законов от 07.08.2001, от 31.10.2002 № 134-Ф3).
  4. О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ.6. http://www.adygheya.ru Официальный сайт Республики Адыгея.7. http://www.gks.ru Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 25.05.1998 года № 586 «О региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22.
  6. А., Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы //Экономист. 1997. — № 3.
  7. З.Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
  8. А. В. Стратегия устойчивости развития: региональной экономики: дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. Майкоп, 2005.
  9. Ю. П. Устойчивость социально-экономического развития регионов. Методические материалы. М., 2001.
  10. С. Ю. Совершенствование организационно-экономическихмеханизмов управления региональной экономикой. СПб, 1998.
  11. В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал.-М.: Экономика, 1999.
  12. А.А. Инвестиционный климат Южного федерального округа: динамика и перспективы // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Волгоград: ВолГУ. — 2004.
  13. И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Питер. -1999
  14. И. Стратегическое управление. М: Экономика. — 1989.
  15. А. В., Аргучинцев В. К., Батурин В. А. и др. Моделирование и управление процессами регионального развития /Под ред. С. Н. Васильева. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001.
  16. И. В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. Нижний Новгород, 1997.
  17. B.C. Менеджмент и стратегическое управление. М.: МГТУ.-1998.
  18. А., Егоров В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы.- Казань, 1996.
  19. А.Г. Индикативное управление воспроизводственным развитием региональных экономических систем. Нальчик: Полиграфсервис и Т.-2004.
  20. Г. А., Муратова Л. И., Татуев А. А. Закономерности трансформаций и социально-экономического развития региональной экономики. Нальчик: КБНЦ РАН. — 2004. i
  21. К. А., Рубцов В. А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учеб. пособ. М, 1992.
  22. М. И. Теория экономического анализа /М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 1998.
  23. Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, 1999.
  24. Л. Е. Теория экономического анализа. М.: ИНФРА-М, 2001.
  25. JI., Бутов В. Социальная сфера в рыночной экономике. -Ростов- на-Дону, 1997.
  26. А. Концепция воспроизводства и улучшения жизни народа //Экономист. 2001. — № 4. — С. 29−34.
  27. А. Р. Этапы становления российской модели воспроизводства //Проблемы прогнозирования. 2001. — № 2. — С. 4−23.
  28. А. Р. Эффективный экономический рост в 2001—2010 гг.: Условия и ограничения //Проблемы прогнозирования. 2001. — № 1. — С. 27−45.
  29. В. Новый менеджмент: Управление предприятием на уровне высших стандартов. М.: Экономика. 1997.
  30. В. А. и др. Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование. М.: Мир книги. — 1994. '
  31. Дж., Джеккинс Т. Анализ временных рядов. М.: Мир, 1974.
  32. Большой экономический словарь. М.: Правовая культура. — 1999.
  33. Т.В. Стратегический менеджмент. Владивосток: ДВГУ.-1997.
  34. В. К. Сравнительный анализ и типология регионов России. -Изв. СПб университета экономики и финансов. 1999. — № 2. — С. 119 132.
  35. В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учеб. пособ. М., Ростов-на-Дону: изд. центр «МарТ», 2000.
  36. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный Закон. 31.07.1998.-РГ, 12.08.1998.
  37. Ю. В. Упреждающее управление циклическими экономическими процессами в регионе //Проблемы региональной экономики. -2001.-№ 1/3.-С. 52−62.
  38. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики. — 2002.
  39. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики. -1998.
  40. В. Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник. СПб: Изд. СПГГТУ, 1998.
  41. А. Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: РАГС, 1999.
  42. Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник. М.: Гардарики, 2003.
  43. Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 1998.
  44. С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. -М.-ВЛАДАР, 1993.
  45. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М.: Аспект Пресс. — 1995.
  46. А. И. Стратегии развития: обеспечение ресурсами. Проблемы обеспечения финансовыми ресурсами программ экономического развития регионов. М.: МАКС-Пресс, 2000.
  47. А. И. Стратегия развития промышленности регионов. -М.: МАКС-Пресс, 2000.
  48. Г. В., Захарова Е. Н., Гинис JI.A. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем.-Ростов-на-Дону.- 2005.
  49. С. М. Направленность государственного регулирования в агропромышленном комплексе. Сб. науч. тр. Сев.-Кавказ. гос. техн. унта. Экономика. Ставрополь, 2000. — Вып. 1. — С. 46−53.
  50. Е. В. Приоритеты, механизмы и модели экономического развития региона. Докт. диссертация. Тверь, 2000.
  51. Государственные приоритеты НТАП и механизмы их реализации. М.:РАГС, 1994.
  52. А. Г. Региональная политика в программах экономическихреформ //Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Вып. 1. Новосибирск, 1995.
  53. А.Г. Основы региональной экономики. 4-е издание. М.: ГУ ВШЭ.-2001.
  54. А.Г. Основы региональной экономики. 3-е изд. М.: ГУ ВШЭ.-2003.
  55. Г. В., Звягинцева О. П., Мироедов А. А. Регион в формировании социального государства. М.: Финансы и статистика, 2005.
  56. Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой /Под ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2002.
  57. Н.И. Развитие крупных промышленных центров в индустриальном регионе, Дисс. д.э.н., Екатеринбург 2000.
  58. Доклад Территориального органа Федеральной службы государственнойстатистики РФ по Республике Адыгея «Об итогах социальноэкономического развития Республики Адыгея за 2005 г.». Майкоп, 2006.
  59. А.А. Регион в едином экономическом пространстве России (на материалах Республики Адыгея) / А. А. Джаримов. Ростов н/Д: РГУ, 1995.
  60. А.Г. Эколого-культурный анализ территориальных систем. Ростов н/Д, 1991.
  61. А.В. Прогнозирование и программирование социального развития региона в переходной экономике: ресурсный подход. Курск: РОСИ, 2000.
  62. В. В., Парсаданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, 2001.
  63. Л.Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент. М.:1. Экономиста 2004.
  64. Закон Республики Адыгея «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Адыгея»: 8 июля 1996, N 45 // Собрание законодательства Республики Адыгея, 1996.
  65. Занятость и безработица в Республике Адыгея. Информационный бюллетень УГС ЗН РА за январь-декабрь 2006 г. Майкоп.
  66. Н.И. Мотивационное управление в социально-экономических системах. М.: РАГС. — 2000.
  67. Е.Н. Разработка методологии решения системных задач устойчивого развития региональной социально-экономической системы на основе когнитивных технологий и анализа симплициальных структур. Автореферат дисс. док. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2006.
  68. В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 1998.
  69. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах -М.: Прогресс, 1966.
  70. В. Г., Бутов В. И. Регионоведение: экономика и управление.-М.: «Теса», Ростов н/Д.- 2000.
  71. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 19 912 002 гг. Майкоп: Комитет государственной статистики РА, 2003.
  72. . Деловая стратегия. М.: Экономика. — 1992.
  73. А.П. Менеджмент экономического роста. М.: Луч. -2002.
  74. Н. П. Инновационный потенциал региона: развитие и регулирование //Экономическая система современной России. Концепция проблемы, приоритетные цифры, региональная специфика. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.
  75. А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005.220 с.
  76. В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
  77. Дж. Б. Распределение богатства. М: Экономика. -1992.
  78. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Сов. радио, 1979.
  79. Н. И. Инвестиционные параметры регионального развития: теоретико-методологические основы оценки //Регион: экономика и социология. 2000. — № 3. — С. 24−41.
  80. Ю. С. Региональная составляющая проблем стратегического планирования //Экономическая система современной России. Концептуальные проблемы, приоритетные сферы, региональная специфика. М.: Изд-во ИВЦ «Маркетинг», 2001.
  81. Н. А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000.
  82. Е. А. Бюджетная региональная политика и стимулы экономического развития регионов //Регион: экономика и социология 2000. -№ 3. — С. 133−143.
  83. В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России //Мировая экономика и международные отношения. 2001. -№ 3. — С. 54−60.
  84. Н. Д. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.
  85. Конституция Российской Федерации. -М.: Проспект, 2000.
  86. Концепция реформирования предприятий //Экономика и’жизнь. 1997. -№ 46.
  87. Концепция стратегического развития России до 2010 года //Гос. Совет РФ.-М.,-2001.
  88. О. Пути стабилизации социально-экономического положения региона //Экономист. 2000. — № 8. — С. 61−65.
  89. Ф. Маркетинг-менеджмент. СПб.: Питер. — 1998.
  90. А. И. Модели наилучшего использования ресурсов в сельском хозяйстве. М.: Финансы и статистика. 1994.
  91. В.В. и др. Социально-экономическое планирование и прогнозирование в АПК. Ростов-на-Дону: ВНИИЭиН. -1999.
  92. Н. Г. Бюджет в регионально-воспроизводственной системе хозяйствования. Ростов-на-Дону, 2000.
  93. И. А. Принципы разработки инвестиционной стратегии региона: (на примере Кабардино-Балкарской Республики) //Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. М., 1999. — С. 161−177.
  94. Ю2.Колесов Н. Д. Политические и национальные факторы в экономической интеграции и дезинтеграции//Интеграционные процессы в странах СНГ: Межвузов. сб./Под ред. В. Т. Рязанова. СПб.: изд-во СПб ГУ, 1996.
  95. ЮЗ.Криппендорф К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции. СПб: Издательство «Питер», 2002.
  96. . Нужна ли России промышленная политика? Материалы к докладу на семинаре «Стратегия развития», 17 декабря 2001 г. Высшая школа бизнеса MTy//http://www.prime-tass.ru/documents/documents/20 011 218/20011218.asp.
  97. B.C. О стратегической альтернативности //- Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2.
  98. Юб.Кузнецова О. В. Региональная политика в России в постсоветское время: история развития // Общественные науки и современность. 2005. № 2.
  99. Ю7.Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. — М.: Эдиториал УРСС, 2002.
  100. В. Н. Научно-методологические проблемы государственного регулирования территориального развития //Экономическая наука современной России. 2001. — № 1. — С. 48−58.
  101. . Стратегический маркетинг. СПб: Питер. — 1996.
  102. Н. И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учеб. пособ. М.: Экономика, 1998.
  103. Ш. Лексин В. Н. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения. М.: Прогресс, 1993.
  104. В. Н., Швецов А. Н. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ //Вопросы экономики. 1998. — № 3.
  105. В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1999.
  106. В. Н., Швецов А. Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие //Рос. эконом, журн. 1999. — №№ 4, 11, 12- -2000. — Шо 1,8-- 2001. — №№ 1,2.
  107. В. Приоритеты региональной экономики. Вопросы методологии анализа и оценок /В. Лексин, А. Швецов //Российский экономический журнал. 1995. — № 2.
  108. Ли Сунг Кю. Поиски новой парадигмы развития для устойчивого экономического развития в России. М.: МАКС-Пресс, 2000.
  109. М. Н. Развитие внешнеэкономических связей российских регионов //Проблемы региональной экономики. 2001. — № 1/3. — С. 269 273.
  110. В.П. Управление устойчивым развитием региональных социально-экономических систем в переходной экономике: Дис. канд.экон.наук М.: РГБ, 2006.
  111. А. С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика, 1988. !
  112. Л. Г., Никитаева А. Ю. Методика комплексной оценки соответствия потенциала системы управления хозяйствующего субъекта целям экономики региона //Стратегии и проблемы региональной экономики: научный вестник. Ростов-на-Дону, 2002.
  113. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. сангл. М.: Дело, 1993.
  114. . 3. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980.
  115. А. А. Экономическая оценка естественных ресурсов. Научно-методические проблемы учета географических различий в эффективности. М.: Мысль, 1972.
  116. М. С. Методы социально-экономического прогнозирования: Учеб. пособ. СПб, 1994.
  117. Л.И., Семёнов Ю. Х. Стратегическое управление и индикативное планирование. Кисловодск: КИЭП. — 1998.
  118. Н. Д. Стратегии регионального управления в обеспечении экономического роста //Менеджмент: теория и практика. 1999. — № 72. -С.-61−68.
  119. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный Закон. 31.07.1998. -РГ, 06.08.1998.
  120. Н. Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975.
  121. А. С. Теория и практика региональной экономики //ЭКО. -Новосибирск. 2001. — № 9. — С. 172−182.
  122. В. Н. Стратегические приоритеты экономического развития Юга России. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2002.
  123. А. К. Инновационный фактор развития экономики региона //Проблемы региональной экономики. 2001. — № 1/3. — С. 198−213.
  124. А. К. Проблемы стратегического управления в регионе //Проблемы региональной экономики. 2000. — № 5/7. — С. 58−90.
  125. М. Н. Проблема использования инвестиционного потенциала российских регионов. М.: МАКС-Пресс, 2001.
  126. Основы экономического и социального прогнозирования: Учебник для вузов /Под ред. В. Н. Мосина, Д. М. Крука. М.: Высшая школа, 1985.
  127. А. Политика регионального выравнивания в Россииосновные подходы и принципы) //Вопросы экономики. 2000. — № 10. -С. 74−91.
  128. В. А. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. пособ. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1997.
  129. Р.А. Региональный менеджмент / Р. А. Попов. Краснодар, 2000.
  130. М. Конкурентные преимущества наций. М., 1995.
  131. М. Конкуренция. М.: Вильяме, 2001.
  132. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения — 1993.
  133. Программа социально-экономического развития Республики Адыгея на 2004−2008 гг. Статистический сборник.
  134. Прогнозирование научно-технического прогресса ¦ в отраслях промышленности. Методические рекомендации. Ч. 3. -М., 1991.
  135. О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития /О. С. Пчелинцев- Ин-т народнохозяйственного прогнозирования РАН. -М.: Наука, 2004.
  136. О. С. Регионы России: Современное состояние и проблема перехода к устойчивому развитию //Проблемы прогнозирования. -2001. -№ 1.- С. 102−115.
  137. Н.И. Стратегия управления экономическим развитием региона: вопросы теории и практики. Майкоп: Изд-во АГУ, 2006.
  138. . А. Современный экономический словарь /Б. А. Райзберг, JI. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 1997.
  139. Региональная статистика/ Под ред. В. М. Рябцева, Г. И. Чудилина. -М.:МИД. 2001.
  140. Региональная экономика /Градов А. П., Кузин Б. И., Медников М. Д., Соколицын А. С. СПб: Питер, 2003.
  141. Региональная экономика: проблемы, стратегия развития АПК /Под ред. Кузнецова В. В. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  142. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза /Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Экономика, 2000.
  143. Регионы России. Соц.-эк. показатели. 2005. Стат. сб. /Росстат. М., 2006.
  144. Регионы России. Соц.-эк. показатели. 2006. Стат. сб. /Росстат. М., 2007.
  145. Республика Адыгея в цифрах. 1991−2006 гг. Материалы территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республики Адыгея. Официальное издание.
  146. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов: 2003−2004 гг. //Эксперт. 2005. — № 44.
  147. Системный анализ в управлении /В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин. М.: Финансы и статистика, 2002.
  148. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник /Под ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. JL: Политехника, 1991.
  149. С. Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос АРВ, 1999.
  150. С. Система опережающих индикаторов для России //Вопросы экономики. 2001. — № 3. — С. 23−42.
  151. Статистика/ Под ред. В. Г. Ионина. М.: ИНФРА-М. -1997.
  152. Дж. Ю. Экономика государственного сектора /Пер, с англ. -М., 1997.
  153. Стратегическое планирование /Под. ред. Э. А. Уткина. М.: Изд-во «Тандем», 1998.
  154. Ф.Ш. Управление устойчивостью воспроизводственного процесса в региональном АПК. Дисс.к.экон.н. Майкоп 2005.
  155. А. А. Стратегия социально-экономического развития дотационного региона (методические аспекты). Управление региональнымэкономическим развитием Юга России. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2002.
  156. А.А. Агропродовольственный сектор в альтернативных стратегиях развития республики Северного Кавказа//Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. М.: энциклопедия российских деревень, 2000. — 399 с.
  157. Тейлор Фредерик У. Принципы научного менеджмента.-М.: Контроллинг. -1991.
  158. С. А. Стратегические приоритеты рыночной модели развития экономики региона. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003.
  159. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент/Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: ЮНИТИ. — 1998.
  160. Ю. Н., Макаров А. А. Статистический анализ данных на компьютере /Под ред. В. Э. Фигурнова. М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 1998. •
  161. Р.А. Стратегический менеджмент. М.: Интел-синтез.- 1997.
  162. Федеральная целевая программа социально-экономического развития Юга России до 2006 года. -М.: Минэкономразвития России, 2001.
  163. Н. В. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1998.
  164. Н. Г., Панков Л. Н., Фролова М. А., Королев В. Н Формирование региональной инновационной политики //Инновации. -2001.-№ 4/5.-С. 41−44.
  165. А. В. Программно-целевые средства системного анализа в АСУ: Учеб. пособ. -М.: Изд. МЭСН, 1986.
  166. А.Ш., Кетова Н. П. Концептуальное обоснование механизма устойчивого развития регионального агропромышленного комплекса, г. Краснодар: Изд-во «Эдви». 2007.
  167. Е. М. Статистические методы прогнозирования. М., 1977.
  168. В. В. Алгоритм формирования стратегии социальноэкономического развития региона в современной модели рыночного хозяйства (на материалах Республики Адыгея): Дис. канд.экон.наук М.: РГБ, 2006.
  169. А. X. Региональные аспекты инновационно-инвестиционного развития (теория и практика анализа инвестиций). СПб, 2000.
  170. Экономическая статистика/ Под ред. Ю. Н. Иванова. М.: ИНФРА-М.-1998.
  171. Экономическое развитие России, прогноз на 2000−2010 годы. Материалы Министерства экономического развития' и торговли Российской Федерации. М., 1999.
  172. Экономическое развитие современной России: монография /Под ред. д-ра экон. наук. Н. В. Яремчука. М.: Премьера, 2005. '
  173. Юг России на рубеже III тысячелетия: территория, ресурсы, проблемы, приоритеты /Под ред. А. Г. Дружинина, Ю. С. Колесникова. Ростов-на-Дону, 2000.
  174. Южный федеральный округ 2003. Социально-экономические итоги: Ростоблкомстат. Ростов-на-Дону, 2004.
  175. Як овец Ю. В. Циклы, кризисы, прогнозы. М.: Наука, 1999.
  176. С. Структурный маневр и экономический рост // Вопросы экономики. 2003. № 8.
  177. Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. 2004. № 5.
  178. Ю. В. Экономический рост. Структурная политика //Проблемы прогнозирования. 2001. — № 1. — С. 6−14.
  179. Economic Integration. Worldwide, Regional, Sectorial. L., 1976.
  180. Elster J. Economic Order and Social Norms // Journal of Institutional and Theoretical Economics, 1988. Vol. 144. № 2.
  181. The discussion of preindustrial, industrial, and postindustrial societies ahs been adapted from Daniel Bell, The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. NewYork, Basic Books, 1973. :195 .http://www.ivr.ru/regions/index.php.
Заполнить форму текущей работой