Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономические подходы к оценке затрат на качество в образовательной организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе изучены существующие методики для оценки затрат на качество, основными являются: стоимостная модель процесса, описанная в Британском стандарте BS 6143:1992. «Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс» и модель предупреждения, оценки и отказов (PAF) описанная в Британском стандарте BS 6143:1990. «Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 1. 1. Качество образования и критерии его оценки. Проблемы создания вузовской системы менеджмента качества
    • 1. 2. Анализ классификаций затрат на качество, методы планирования и учета. Экономика качества
    • 1. 3. Анализ существующих методик для оценки затрат на качество
  • 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 2. 1. Процессный подход к оценке затрат на качество образовательной организации (на примере СибГТУ)
    • 2. 2. Применение к оценке затрат на качество образовательной организации модели предупреждения, оценки и отказов (на примере СибГТУ)
  • 3. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 3. 1. Разработка экономических рекомендаций для формирования модели для оценки затрат на качество образовательной организации с применением стоимостной модели и модели PAF (на примере СибГТУ)
    • 3. 2. Разработка организационных подходов учета затрат на качество образовательной организации

Организационно-экономические подходы к оценке затрат на качество в образовательной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В российских образовательных организациях, несмотря на перемены 1990;х годов, сохранились проблемы, сдерживающие переход их на мировой уровень менеджмента качества. Среди прочих отсутствуют методологии формирования современных систем менеджмента качества в образовательных организациях, адаптированных к российскому образовательному пространству, а также недостаток финансовых средств и знаний в данной области у руководителей и сотрудников. Разработанная, внедренная и сертифицированная система менеджмента качества в организации предполагает постоянное совершенствование и оценку эффективности своей деятельности [1]. Следует отметить, что в настоящее время не разработана универсальная методика оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества организаций (образовательных организаций в том числе) [2, 3,4, 5, 6].

Но, в связи со спецификой процессов, протекающих в образовательной организации, применение экономических методов для оценки эффективности деятельности является затруднительным [7]. Эффективность работы высшего учебного заведения определяется как окружающей средой, так и внутривузовским менеджментом [8, 9, 10, 11]. Под эффективностью понимается связь между результатом и использованными ресурсами, т. е. затратами на качество процессов. Следовательно, необходимо исследовать существующие методики для оценки затрат на качество, применяемые для производственных сфер деятельности и разработать организационно-методические подходы для оценки затрат на качество в образовательной организации (на примере СибГТУ).

Таким образом, необходимость изучения накопленного опыта, недостаточность разработки подходов к оценке затрат на качество в образовательных организациях предопределяет актуальность и перспективность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В условиях рыночных отношений и в соответствии с Болонским процессом в России образовательные организации все большее внимание уделяют построению таких систем качества, которые могли бы гарантировать качество выпускаемых специалистов, которое необходимо заказчикам [1−2, 13]. Этим вопросам, как и вопросам конкуренции между вузами, большое внимание уделяют современные исследователи и работники высшей школыН.В. Кружалин, О. А. Олекс, В. Р. Атоян, Д. А. У санов, Н. Беляева, Б. И. Герасимов и др.

Разные авторы предлагают различные параметры и критерии оценки для качества образования, исходя из особенностей современной российской системы образования. Среди них можно отметить Р. Фахрутдинова, В. А. Качалова, М. В. Баташева, Г. Рахутина и др.

Существенное влияние на выработку критериев для оценки деятельности оказала разработка систем менеджмента качества вузов в соответствии с требованиям ГОСТРИСО 9001. Критерии результативности систем качества рассмотрены в работах Н. Томсон, Ж. Микавы, В. В. Репина, В. Г. Елиферовой и др.

Экономическая значимость высшего образования для общества и экономическая эффективность деятельности образовательных организаций рассмотрена в работах Ю. С. Васильева, В. В. Глухова, М. П. Федорова, А. В. Федотова, С. В. Пономарева, P.P. Хагельберга, М. Рахимова и др.

Вопросы экономики качества широко освещались отечественными и зарубежными учеными, опыт которых обобщили специалисты «Конфлакс» -К. Рахлин, Л. Скрипко. Они упорядочили терминологию в данной области, выделив такие термины, как стоимость качества, затраты на качество, затраты на соответствие и несоответствие по качеству [14]. Большой вклад в изучение терминологии системы экономики качества внес Ю. П. Адлер.

Исследованием затрат на качество занимались ученые США и Японии: А. Фейгенбаум, Э. Деминг, Дж. Джуран, К. Исикава, Г. Тагути, Ф. Кросби,.

У. Э. Шухарт, Майер, Крокет, Дж. Шоттмиллер и др. В России существовала ленинградская школа ученых-экономистов под руководством Е. М. Карлика, которая разработала свою классификацию затрат на качество. Классификацию затрат на качество можно встретить в работах Ю. Куликова, который разделил затраты на качество по признакам классификации, а также М. Круглова, изучающего методы функционального анализа технических объектов и систем.

Впервые классификация затрат на качество была стандартизирована в 1981 г., с принятием первой редакции Британского стандарта BS 6143 «Руководство по экономике качества. Модель предупреждения, оценки и отказов». Модель PAF была разработана для оценки затрат на качество промышленных предприятий. В 1990 г., при пересмотре стандарта, была выделена Часть 1 — «Модель стоимостного процесса», в которой излагается метод применения оценки затрат на качество к любому процессу или услуге и признается важность определения качества процесса.

Однако, существующие модели для оценки затрат на качество не применялись в образовательной сфере деятельности, поэтому требуется их дальнейшее исследование применительно к образованию. Возникает необходимость в разработке экономических и организационных подходов к оценке затрат на качество, а также определения эффективности процессов образовательной организации.

Цели и задачи исследований. Цель диссертационного исследования состоит в разработке организационно-экономических подходов к оценке затрат на качество в образовательной организации на примере СибГТУ.

В соответствии с целью в ходе диссертационного исследования выделены и решены следующие задачи: проанализировать критерии и системы показателей для оценки эффективности процессов СМК в образовательной организации, рассмотреть существующие методики для оценки затрат на качествоприменить для бизнес-процессов высшего профессионального образования (ВПО) стоимостную модель для расчета затрат на качество, на примере СибГТУприменить для бизнес-процессов ВПО модель PAF для расчета затрат на качество, на примере СибГТУразработать организационные и экономические рекомендации для оценки затрат на качество образовательной организации и определить их эффективность, на примере СибГТУ.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает образовательная организация.

Предмет исследования. Предметом исследования данной работы являются управленческие отношения, возникающие в процессе оценки затрат на качество образовательной организации.

Методология и теоретические основы исследования. В качестве методологической базы диссертации, для решения поставленных задач, послужили труды отечественных и зарубежных ученых, экономистов, социологов, занимающихся вопросами экономики качества, оценкой систем менеджмента качества, методическими подходами к затратам на качество и эффективности деятельности организации.

При изучении методик затрат на качество использована стоимостная модель процесса, описанная в Британском стандарте BS 6143:1992 «Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс» и модель PAF, описанная в Британском стандарте BS 6143:1990 «Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов», а также информация финансовой и бухгалтерской отчетности Управления бухгалтерского учета и финансового контроля СибГТУ и данные отчетности других подразделений вуза.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке экономических и организационных подходов к оценке затрат на качество в образовательной организации для оценки эффективности его деятельности.

Элементы научной новизны содержат результаты исследования:

• существующие бизнес-процессы высшего профессионального образования (ВПО) системы менеджмента качества рассмотрены с точки зрения выделения и оценки затрат на качество этих процессов, а именно: проведена классификация затрат бизнес процессов образовательной организации по калькуляционным статьямвыделенные затраты образовательной организации классифицированы по отношению к постоянным и переменным издержкам;

• разработаны методические подходы к определению затрат на качество в образовательной организации для оценки эффективности ее деятельности, а именно: для оценки затрат на качество образовательной организации была применена стоимостная модель, в соответствии с которой проведено распределение выделенных затрат на качество на затраты соответствия и затраты несоответствия процессов;

• для оценки затрат на качество образовательной организации была применена модель PAF, в соответствии с которой проведено распределение выделенных затрат на качество на предупреждающие затраты, затраты на оценку, внутренние и внешние отказы;

• в результате применения стоимостной модели выделены ключевые, с точки зрения эффективности, бизнес-процессы ВПО — процессы отбора абитуриентов и содействия трудоустройству выпускников, для которых разработаны показатели эффективности деятельности образовательной организации, определяемые на входе и выходе системы;

• в результате применения модели PAF выделен ключевой, с точки зрения эффективности, бизнес-процесс ВПО — образовательный процесс, для которого разработан показатель эффективности деятельности образовательной организации, определяемый внутри системы. Предложена интегрированная модель для оценки затрат на качество, включающая элементы обеих моделей;

• предложены организационно-методические подходы для сбора и анализа затрат на качество в образовательной организации с применением финансовой системы. Выделены основные процессы и проведен анализ движения документооборота финансовой деятельности. Для сбора и анализа затрат на качество определены отделы бухгалтерии и подразделения образовательной организации, предоставляющие данные при расчете затрат на качество.

Практическая значимость исследования. Предложенная совокупность организационно-методических рекомендаций для оценки затрат на качество в образовательной организации и выводы диссертационного исследования ориентированы на использование образовательными организациями при осуществлении мероприятий, связанных с оценкой и снижением затрат на качество.

Самостоятельное практическое значение имеют:

— методические подходы, выраженные в интегрированной модели для оценки затрат на качество, что позволяет принимать управленческие решения в ходе реализации программы повышения эффективности деятельности образовательной организации;

— разработанная классификация затрат на качество бизнес-процессов ВПО и критерии эффективности с применением интегрированной модели (стоимостной и модели PAF) к оценке затрат на качество применяются в образовательных организациях России для совершенствования существующей СМК, по критерию эффективности деятельности, где эффективность — отношение вложенных средств (затрат на качество) к полученным результатам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и методические разработки докладывались, обсуждались и получили одобрение в выступлениях и докладах на всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы химико-лесного комплекса» (г. Красноярск, 2003 г., 2004 г.) — «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» (г. Красноярск, 2003 г., 2004 г.) — V — VI Международной научно-методической конференции «Качество образования: системы управления, достижения, проблемы» (г. Новосибирск, 2003 г.) — XXV Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы обеспечения качества университетского образования» (г.Кемерово, 2004 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования» (г. Барнаул, ААЭП 2004 г.).

Результаты диссертационной работы используются в учебном процессе Сибирского государственного технологического университета при подготовке специальности 220 501 «Управление качеством» и 200 503 «Стандартизация и сертификация». Материалы диссертационного исследования используются при разработке лекционных курсов и практических занятий, проведении курсового и дипломного проектирования, что подтверждено соответствующей справкой о внедрении.

Разработанные в диссертационном исследовании организационно-экономические подходы к оценке затрат на качество в образовательной организации используются в материалах для проведения научно-практических семинаров при повышении квалификации преподавателей высших и среднеспециальных учебных заведений, что подтверждено соответствующей справкой о внедрении.

Предложенный механизм для оценки затрат на качество образовательной организации, а также рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества образовательной организации апробированы и приняты к использованию в: ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения», «Снежинская государственная физико-техническая академия», ГОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», что подтверждено соответствующими справками о внедрении.

Выводы по 3 главе.

1. Предложены экономические подходы для оценки затрат на качество образовательной организации включающие элементы обоих подходов: Британского стандарта BS 6143:1990. Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов и Британского стандарта BS 6143:1992. Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс.

2. Проведена работа по применению стоимостной модели, порядок работ представлен ниже:

— Выделяются бизнес-процессы ВПО.

— Определяются подразделения, обеспечивающие бизнес-процессы ВПО.

— Классифицируются затраты подразделений обеспечивающих бизнес-процессы ВПО по калькуляционным статьям.

— Классифицируются выделенные затраты по статьям на постоянные и переменные затраты.

— Рассчитывается стоимость бизнес-процессов ВПО.

— Для первого, ключевого с точки зрения эффективности — процесса отбора абитуриентов рассчитываются затраты несоответствия. Рассчитывается эффективность процесса отбора абитуриентов. Этот показатель отражает эффективность деятельности образовательной организации на входе системы.

— Для второго, ключевого, с точки зрения эффективности, процесса содействия трудоустройству выпускников рассчитывается процент трудоустройства выпускников. Этот показатель отражает эффективность деятельности образовательной организации на выходе системы.

— Для анализа контингента студентов рассчитывается коэффициент текучести студентов и коэффициент соотношения выпуска к годовому контингенту.

Для процессов менеджмента и обеспечивающих процессов вуза, затраты на которые мы не рассматривали в данной работе, будут повторяться операции 1−5 данной методики.

3. Проведена работа по применению модели PAF для оценки затрат на качество образовательной организации, порядок работ представлен ниже:

Классифицируются затраты бизнес-процессов ВПО на предупредительные затраты, оценочные затраты, затраты вследствие внутренних и внешних отказов.

— Для выделенного, третьего, ключевого, с точки зрения эффективности, бизнес-процесса — образовательного, рассчитывается эффективность по критерию внутренних отказов. Этот показатель отражает эффективность деятельности образовательной организации внутри системы.

Таким образом, нами предложена интеграция обоих подходов: стоимостной модели и модели PAF.

4. Для сбора и анализа данных на качество образовательной организации нами проанализирована финансовая система СибГТУ. Проведена работа по анализу структуры и движению документооборота системы Управления бухгалтерского учета и финансового контроля в СибГТУ, определены основные макропроцессы финансовой деятельности. Для аккумулирования данных по статьям затрат на качество нами определены отделы Управления бухгалтерского учета и финансового контроля СибГТУ, другие подразделения университета, которые так же должны собирать данные для расчета затрат на качество, определены функции этих отделов.

5. Расчет затрат на качество образовательной организации должен осуществляться периодично и системно, только в этом случае появится динамика этих показателей для использования их при осуществлении мероприятий, связанных с оценкой и снижением затрат на качество. Механизм служит основой для принятия управленческих решений высшим руководством образовательной организации, в ходе реализации программы повышения эффективности деятельности образовательной организации и совершенствования существующей СМК, по критерию эффективности деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных рыночных условиях увеличивается конкуренция между вузами и единственным способом удерживать конкурентные преимущества будет повышение качества образования, в то числе через создание систем менеджмента качества, постоянное их совершенствование и оценку эффективности своей деятельности. При изучении опыта создания систем менеджмента качества в образовательных организациях и обобщая критерии оценки эффективности их деятельности разными авторами, можно сделать вывод, что эффективность, в том числе, будет определяться отношением вложенных средств (затрат на качество) в образование к полученным результатам.

В работе изучены существующие методики для оценки затрат на качество, основными являются: стоимостная модель процесса, описанная в Британском стандарте BS 6143:1992. «Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс» и модель предупреждения, оценки и отказов (PAF) описанная в Британском стандарте BS 6143:1990. «Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов». Первый метод расчета затрат на качество применим к любому процессу или услуге, как производственных, так и сервисных предприятий, а значит в большей степени подходит для оценки затрат на качество образовательной деятельности. Вторым аспектом, в пользу выбора стоимостного метода для оценки затрат на качество в образовательной организации, является то, что в нем признается важность определения качества процесса, а СМК вуза основана именно на процессном подходе. Известно, что модель PAF применяется для оценки затрат на качество промышленных предприятий, где в качестве объекта учета выступает конкретный вид продукции. Нами апробированы обе модели для оценки затрат на качество в образовательной организации (для бизнес-процессов высшего профессионального образования — основных процессов функционирования системы менеджмента качества вуза), на примере.

СибГТУ, доказано, что модели подходят частично для оценки затрат на качество в образовательной организации.

Таким образом, предложена интегрированная модель для оценки затрат на качество в вузе, объединяющая походы Британского стандарта BS 6143:1990. Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов и Британского стандарта BS 6143:1992. Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс.

На основании стоимостной модели процесса (BS 6143:1992 Часть 1) проведена классификация, в том числе, по калькуляционным статьям и по их отношению к постоянным и переменным затратам, а так же сделан анализ затрат на качество бизнес-процессов высшего профессионального образования. Установлено, что эффективность работы образовательной организации определяется эффективностью двух ключевых процессов высшего профессионального образования — отбора абитуриентов и содействия трудоустройству выпускников.

На основании модели предупреждения, оценки и отказов (PAF) (BS 6143:1990 Часть 2) проведена классификация и сделан анализ затрат на качество бизнес-процессов высшего профессионального образования. Установлено, что эффективность работы образовательной организации по данной модели определяется эффективностью ключевого процесса высшего профессионального образования — образовательного процесса.

Следовательно, эффективность работы образовательной организации оценивается, в основном, эффективностью трех процессов: отбора абитуриентов и содействия трудоустройству выпускников (процессы, стоящие на входе и выходе системы менеджмента качества), а так же образовательного процесса (процесс внутри системы менеджмента качества).

Для оценки эффективности работы образовательной организации, разработаны организационно-экономические подходы к оценке затрат на качество в образовательной организации, с применением его финансовой системы. Выделены основные процессы и проведен анализ движения документооборота финансовой деятельности. Для сбора и анализа затрат на качество определены подразделения, предоставляющие данные при расчете затрат на качество. Собранные данные для расчета и анализа затрат на качество в образовательной организации представляют собой первичные данные для расчета эффективности деятельности образовательной организации.

Расчет затрат на качество образовательной организации должен осуществляться периодично и системно, только в этом случае появится динамика этих показателей для использования их при осуществлении мероприятий, связанных с оценкой и снижением затрат на качество. Механизм служит основой для принятия управленческих решений высшим руководством образовательной организации, в ходе реализации программы повышения эффективности деятельности образовательной организации и совершенствования существующей СМК, по критерию эффективности деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Формирование системы менеджмента качества вуза: Монография / В. В. Левшина, Э. С. Бука. Красноярск: СибГТУ, 2004. — 324 с.
  2. , Ю.Я. Теоретические основы создания методов оценки систем менеджмента качества организаций / Ю. Я. Еленева, М. Е. Просвирина // Качество. Инновации. Образование. 2003. — № 3. — С. 9−16.
  3. , Е.К. Аудит, добавляющий ценность / Е. К. Аванесов // Методы менеджмента качества. 2001. — № 8. — С. 23−30.
  4. , И.Б. МС ИСО серии 9000. Оценка экономической эффективности внедрения / И. Б. Корокин, О. А. Родина // Методы менеджмента качества. 2002. — № 7. — С. 38−42.
  5. , Ю.А. Экономические аспекты систем качества / Ю. А. Куликов, Е. А. Хачатуров // Методы менеджмента качества. 2001. — № 5. -С. 15−20- № 6. с. 21−24.
  6. Основы обеспечения качества: учеб. пособие для студентов специальности 340 100 всех форм обучения / В. В. Левшина и др. -Красноярск: Сиб ГТУ, 2001.- 185 с.
  7. , В.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. 2000. — № 5. — С. 45−51.
  8. , Н.Д. Роль децентрализации, контроллинга и аутсорсинга в эффективном управлении вузом / Н. Д. Кликунов, В. Л. Шаповалов // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 2 (30).1. С. 35−42.
  9. , Л. Реформы экономического образования в России: потребности, ресурсы, мотивация / Л. Полищук // Вопросы экономики. -2002,-№ 7.-С. 44−53.
  10. , Г. Менеджмент в организациях. Сокр. пер. с англ.: изд. 15 / Г. Саймон, Д. Смитбург, В. Томпсон. М.: Экономика, 1995. — 335 с.
  11. И. Якобсон, Л. И. Экономика общественного сектора / Л. И. Якобсон. -М.: Наука, 2000. 21 В с.
  12. История менеджмента (Серия «Gaudeamus»): учебное пособие для студентов вузов / А. И. Кравченко. М.: Изд-во Академический Проект, 2002. — 560 с.
  13. , А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации / А. А. Томпсон, А. Дж Стрикленд. М.: Инфра-М, 2000.
  14. , Л.Е. Экономические рычаги улучшения систем качества. Выпуск 14, Составитель и редактор серии: Г. Е. Герасимова / Л. Е. Скрипко. -М.: НТК «Трек», 2002. 45 с.
  15. , В.П. Основные подходы к формированию модели системы качества в вузе / В. П. Соловьев и др. // Качество. Инновации. Образование. -2003. -№ 3.- С. 45−51.
  16. , Н.В. Государственная система оценки качества высшего профессионального образования / Н. В. Кружалин // Стандарты и качество. -2002,-№ 4.-С. 23−28.
  17. , О.А. Стандартизация в образовании. Статья 2. Сущность, цели, задачи / О. А. Олекс // Стандарты и качество. 1998. — № 9. — С. 29−34.
  18. , В.А. Проблемы управления качеством в вузах / В. А. Качалов // Стандарты и качество. -2000. № 11. — С. 82−91.
  19. , Е. Проблемы формирования целей вузовской системы качества / Е. Гаффорова // Стандарты и качество. 2002. — № 4. — С. 34−39.
  20. , К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона / К. В. Щибор // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 5. — С. 92−111.
  21. Москва, 2003 г. Москва: Московский государственный институт электроники и математики, 2003. — С. 34−36.
  22. , Н. Проблемы качества образования в условиях реформирования высшей школы // Стандарты и качество. 2002. — № 4. -С. 25−31.
  23. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 175 б-р Москва 2002 г.
  24. , Р. Управление конкурентоспособностью / Р. Фахрутдинов // Стандарты и качество. 2000. — № 10. — С. 10−13.
  25. , М.В. Влияние внешней среды на архитектуру АСУ ВУЗ / М. В. Баташев //Ползуновский вестн. 2003. — № 1−2. — С. 188−192.
  26. , Г. Концепция разработки унифицированной системы показателей качества / Г. Рахутин // Стандарты и качество. 2004. — № 1. -С. 86−88.
  27. , Н. Нести людям идеи качества / Н. Томсон, Ж. Микава // Стандарты и качество. 2005. — № 1. — С. 59−62.
  28. ,. В.В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. (Серия «Практический менеджмент»). М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. — 408 е., ил.
  29. , В.В. Управление качеством / В. В. Окрепилов. М.: Экономика, 1998.-640 с.
  30. Комплексная оценка процесса Электронный ресурс. Режим доступа: http://qualitv.eup.ru/DOCUM2/kop.html.
  31. , Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцев Е. Б. Современный экономический словарь 2-е изд., исправ. — М.: ИНФРА-М, 1998.
  32. , К. Некоторые аспекты внедрения системы качества в промышленности / К. Мюллер // Стандарты и качество. 1998. — № 3. — С. 5864.
  33. Управление стоимостью компании Электронный ресурс. / Из материалов «Вестника McKinsey», Опубликовано с разрешения McKinsey & Company Томас Коупленд, Тимоти Коллер и Джек Муррин Режим доступа: http://www.vestnikmckinsey.ru.
  34. , Н.Р. Оптимизация уровня цены образовательных услуг в вузе / Н. Р. Кельчевская, С. А. Слукина // Качество. Инновации. Образование. -2003.-№ 2.-С. 36−41.
  35. Управление качеством продукции и экспертиза: учебное пособие / Н. М. Чечеткина. Ростов н/д.: РГЭА, 1998. — 140 с.
  36. , Р.А. Стратегический маркетинг / Р. А. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 640 с.
  37. , Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством / Г. Д. Крылова. М.: Изд-во стандартов, 1992. — 140 с.
  38. , И.М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров / И. М. Лифиц. М.: ТОО «Люкс-арт», 1994. — 168 с.
  39. Всеобщее Управление качеством: Учебник для вузов / О. П. Глудкин и др. -М.: Горячая линия Телеком, 2001. — 600 е.: ил.
  40. Статистические методы повышения качества / Под ред. Хитоси Куме. Перевод с английского и дополнение Ю. П. Адлера, Л. А. Конаревой. М.: «Финансы и статистика», 1990.
  41. , В.И. Управление качеством продукции / В. И Гиссин. -Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 256 с.
  42. , Ю.В. Экономическая оценка и эффективность работы предприятия / Ю. В. Богаткин. М.: Изд-во стандартов, 1991.
  43. , Э.В. Качество и конкурентоспособность. (Серия «Теория и практика менеджмента») / Э. В. Минько, M.JI. Кричевский. СПб.: Питер, 2004.-268 е.: ил.
  44. , К. Японские методы управления качеством / К. Исикава. -М.: Экономика, 1988.
  45. , М.В. Определение путей снижения издержек в вузе / М. В. Баташев // Университетское управление. 2004. — № 4 (32). — С. 27−32.
  46. Федеральный закон ФЗ № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  47. , Е.Ю. Муниципализация образования: зарубежный опыт и российские перспективы Россия, Санкт-Петербург, СПбГУЭФ, Санкт -Петербург, 2001.
  48. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г. Проект. Министерство образования и науки Российской Федерации Москва, 2004.
  49. , М.В. Высшее образование в России: бум или кризис? / М. В. Арапов // Ученый совет. 2005. -№ 2. — С. 16 — 23.
  50. , С. Как оценить эффективность образования? / С. Кудряшов // Аргументы и факты. 2004 г. — № 33.
  51. , О.Т. Основы маркетинга / О. Т. Лебедев, Т. Ю. Филиппов. -СПб.: ИД «МиМ», 1997. 224 с.
  52. , Ю.М. Выбор цены образовательной услуги на основе имитационно-аналитической процедуры / Ю. М. Краковский,
  53. B.К. Карнаухова // Университетское образование. 2004. — № 4 (32).1. C. 33−37.
  54. , М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений / М. А. Лимитовский. М.: ТОО Инжиниринга — Консалтинговая Компания «ДеКА», 1996. — 192 с.
  55. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд, перераб. и доп. / Г. В. Савицкая. Минск: ООО «Новое знание», 1999. -688 с.
  56. , Ю.М. Имитационно-аналитический подход в ценообразовании образовательных услуг / Ю. М. Краковский // Вестн. высшей школы. 1999. — № 1. — С. 27−28.
  57. ГОСТ Р ИСО 9001 -2001. Системы менеджмента качества. Требования. -М.: Изд-во стандартов, 2001. 17 с.
  58. ГОСТ Р ИСО 9004−2000. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2000.
  59. , М.З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / М. З. Свиткин, В. Д. Мацута, К. М. Рахлин. СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. -403 с.
  60. Рахлин, Ким Принципы планирования и учета затрат на качество / Ким Рахлин, Лариса Скрипко //Стандарты и качество. 2000 — № 3. — С.60−62.
  61. ИСО/ТО 10 014 «Руководящие принципы управления экономикой качества» перевод с английского Г. Е. Герасимова, Москва 2002 г.
  62. , Л.Е. Экономические аспекты системы менеджмента качества: Учебное пособие / Л. Е. Скрипко. СПб.: «Конфлакс», 2004. — 70 с.
  63. , Л.Е. Экономика качества: тенденции и перспективы развития / Л. Е. Скрипко // Стандарты и качество. 2003. — № 1. — С. 68−71.
  64. Британский стандарт BS 6143:1992 «Руководство по экономике качества». Часть 1. «Модель затрат на процесс». М.: «Трек». — 1997. — 28 е., 10 илл.
  65. Труд заработная плата — уровень жизни: Краткий терминологический словарь, (учебно-справочное пособие) — под. ред. А. П. Стайтенова. — Красноярск: «Буква», 2001. — 193 е.: ил.
  66. Менеджмент качества и сертификация: учебное пособие. Т.1. / Ю. П. Адлер и др. М.: МИСиС — Центр сертификации, 2001. — 152 с.
  67. , Л.Е. Экономика качества. Исторический обзор и современное состояние. / Все о качестве. Отечественные разработки. Учет затрат на качество и экологию, выпуск 25 / Л. Е. Скрипко. 2003.
  68. , Э. Распределение затрат на качество и совершенство системы качества. // Все о качестве. Зарубежные разработки. О распределении затрат на качество, выпуск 41 / Совер, Э. и др. 2003.
  69. , А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. Авт. предисл. науч. ред. А. В. Гличев / А. Фейгенбаум. М.: Экономика. 1986. -471 с.
  70. Fox, M.J. Quality assurance management consultant. Quality Assurance / M.J. Fox.- 1989.-Vol. 15,-№ 2.
  71. , Т. Внедрение системы расчета затрат на обеспечение качества. // Качество, торговля, экономика / Т. Накамура. М.: Изд-во стандартов, 1970.
  72. , С.М. Квалиметрия, управление качеством, сертификация (для химико-лесного комплекса). Ч. 1 и 2: учебн. пособие для специальности 72 000 всех форм обучения / С. М. Репях, В. В. Левшина, А. Г. Ковалев. -Красноярск: СибГТУ, 1999.-252 с.
  73. , Ю.А., Экономические аспекты качества / Куликов Ю. А., Хачатуров А. Е. // Методы менеджмента качества. 2001. — № 12. — С. 5−15.
  74. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 25 с. .
  75. , В.П. Экономика предприятия: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп / В. П. Грузинов, В. Д. Грибов — М.: Финансы и статистика, 2000.-208 е.: ил.
  76. , Е. Управление затратами на качество / Е. Куценко //Стандарты и качество. 2004. — № 8. — С. 69−71.
  77. , Дж. Роль затрат на качество в новом тысячелетии: связь со стратегическими целями и непрерывным улучшением. // Все о качестве. Зарубежные разработки. О распределении затрат на качество, выпуск 41. / Дж. Шоттмиллер. 2003.
  78. , Дж. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования / Дж. Шоттмиллер. // Методы менеджмента качества. 2003. — № 2. — С-4.
  79. , Ю. Система экономики качества (СЭК) / Ю. Адлер, С. Щепеткова // Стандарты и качество. 2002. — № 1.
  80. , А.В. Концептуальные подходы к решению проблем качества в современных условиях и задачи АПК / А. В. Гличев // Стандарты и качество. 1996. — № 12. — С. 44−50.
  81. Шим, К. Методы управления стоимостью и анализа затрат / К. Шим, Г. Сигел. М.: Финансы и статистика, 1996. — 342 с.
  82. , К. Хьюберт Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К. Рамперсад- Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -352 с.
  83. ANSI/ASQC Q9004−1. Quality Management and Quality System Elements Guidelines (Milwaukee: ASQC Quality Press, 1994): 7−8.
  84. , В.Н. Управление качеством: Том 1. Основы обеспечения качества / В. Н. Азаров. М.: МГИЭМ, 1999. — 326 с.
  85. , В.А. О всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО 9000 версии 2000 года. Диалог консультанта с руководителем компании /
  86. B.А. Лапидус, А. Н. Рекшинский. Новосибирск. — 84 с.
  87. , Дж. Ф. Принципы и методы всеобщего руководства качеством: Публикация IQA А12. Модуль RRC / Дж. Ф. Джентл. № 41ба. -114с.
  88. , В.В. Экономика качества: учебное пособие / В. В. Ефимов. -Ульяновск: УлГТУ, 2003. — 123 с.
  89. , Дж. Экономика качества. Основные принципы и их применение / Пер. с англ. А. Раскина / Науч. ред. Ю. П. Адлер и
  90. C.Е. Щепетова / Дж. Кампанелла. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. -232 е., ил. — (Серия «Практический менеджмент»).
  91. , Т. Управленческий учет: Пер. с англ / Т. Скоун. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1977.- 179 с.
  92. , М.Г. Менеджмент систем качества: Учеб. Пособие / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. М.: ИГПС Издательство стандартов, 1997. — 368 с.
  93. , Н.М. Управление качеством продукции: учебное пособие / Н. М. Новицкий, В. Н. Окселюк. Мн.: Новое знание, 2001. — 238 с.
  94. , И. В. Экономическая эффективность — «две стороны одной медали» / Все о качестве. Отечественные разработки. Трехмерность изображения. Экономика качества. Техническое регулирование. Выпуск 34 / И. В о Малова. М.: НТК «Трек», 2005. — С. 49 — 64.
  95. Evans, J. The Management and Control of Quality. St Paul. MN: West / J. Evans, W. Lindsay. 1996.
  96. Sower, V. An Intoduction to Quality Management and Engineering. Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall / V. Sower, M. Savoie, S. Renick. 1999.
  97. Montgomery, D. Introduction to Statistical Quality Control. New York: Wiley / D. Montgomery. 1996.
  98. ASQ. 2000. ANSI/ISO/ASQ 9004:2000. Milwaukee, WI: ASQ Quality Press.
  99. , E.A. Функциональный анализ основа методологии ФСА / Е. А. Кузьмина, A.M. Кузьмин // Методы менеджмента качества — 2003. — № 6. -С. 15−19.
  100. , Е.А. Функционально-стоимостной анализ. Концепции и перспективы / Е. А. Кузьмина, A.M. Кузьмин // Методы менеджмента качества. 2002. — № 8. — С. 28−36.
  101. , Е.А. Функционально-стоимостной анализ. Экскурс в историю / Е. А. Кузьмина, A.M. Кузьмин // Методы менеджмента качества. -2002.-№ 7.-С.25−31.
  102. Метрология TQM. Функционально-стоимостной анализ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.STANDART.ru
  103. Е.А. Кузьмина, A.M. Кузьмин Функциональный анализ основа методологии ФСА // Методы менеджмента качества. — 2003. — № 7, стр. 27−31.
  104. Н.В. Кошкарева, В. В. Левшина Методические подходы к описанию процессов системы менеджмента качества вуза // Качество. Инновации. Образование. 2004. — № 1, с. 42−48.
  105. , Е.В. Интеграция систем менеджмента вуза (на примере обеспечивающих процессов) // Внутривузовские системы обеспечениякачества подготовки специалистов: по мат. всероссийской конференции. -ГАЦМиЗ, Красноярск, 2004. С. 87−92.
  106. Ю9.Кошкарева, Н. В. Оценка и анализ ключевых процессов вуза // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: Материалы VI Международной науч.-метод. конф. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. — Том I. — С.116−117.
  107. , В.К. Формирование системы менеджмента качества вуза (на примере Сибирского государственного технологического университета): дис. канд. экон. наук: 2003: защищена 26.06.03 / В. К. Зиненко. Красноярск, 2003. -170 с.
  108. , Н.Г. Разработка методики расчета затрат на обучение студентов лесотехнического вуза / Н. Г. Синькова // Химико-лесной комплекс проблемы и решения: сб. мат. всероссийской научно-практической конференции. — Красноярск, 2004. С. — 241−243.
  109. ПЗ.Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. / К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик. СПб.: Питер, 2002. — 752 е.: ил. — (Серия «теория и практика менеджмента»),
  110. Э.С. Итоги деятельности Сибирского государственного технологического университета в 2004 году и задачи на 2005 год. / Э. С. Бука. -Красноярск: СибГТУ, 2004. 120 с.
  111. , Н.И. Экономико-математические методы управления затратами на качество / Н. И. Лавренченко, Б. И. Герасимов. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005.-67 с.
  112. Британский стандарт BS 6143:1990. Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов. Перевод Бородкиной Н. П. // Все о качестве. Зарубежные разработки. О распределении затрат на качество, выпуск 41. 2003. — С. 75−98.
  113. , В.В. Улучшение качества проектов и процессов / В. В. Ефимов. Ульяновск: УлГТУ, 2004. — 185 с.
  114. Солонин, С. И Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды вуза / С. И Солонин, С. В. Кортов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2 (25). — С. 64 — 69.
  115. , С.В., Система менеджмента качества образовательных услуг АГАУ и перспективы ее развития: Монография / С. В. Золотарев, А. А. Фанненштиль. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. — 132 с.
Заполнить форму текущей работой