Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Художественные истоки и формирование новой поэтики в литературах Северного Кавказа: на основе творчества А. Кешокова и К. Кулиева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Провозглашенная в середине 1980;х перестройка привела советское общество к структурному кризису. В первой половине 1990;х годов выход был найден: возвращение России к рыночным отношениям, прерванным Октябрьской революцией 1917 г. Его предложили правые силы, победившие в общественно-политической борьбе, охватившей столицу и национальные республики различных уровней, как автономного, так и союзного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Традиция как основа литературы
    • 1. 1. Развитие общественно-политической мысли горских народов и
  • литература
    • 1. 2. Трансформация общественных институтов и художественное мышление
  • Глава II. Новый этап преемственности традиций русской литературы и начало расцвета литератур Северного Кавказа
    • 2. 1. Влияние русской поэзии 1920−1930-х гг. на развитие северокавказской литературы
    • 2. 2. Обогащение поэзии кабардинцев и балкарцев новой эстетикой и поэтикой
  • Глава III. Творчество А. Кешокова и К. Кулиева как модель эстетической интеграции
    • 3. 1. Художественно-эстетические традиции национального фольклора и эволюция поэтики А. Кешокова и К. Кулиева
    • 3. 2. Совершенствование форм кабардинской и балкарской поэзии в русле общероссийских традиций

Художественные истоки и формирование новой поэтики в литературах Северного Кавказа: на основе творчества А. Кешокова и К. Кулиева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется общим состоянием северокавказской литературоведческой науки, в которой отражаются все сложные и противоречивые процессы современной России, связанные с великой переоценкой ценностей и изменениями формационного характера. На крутых поворотах истории общественное сознание и связанные с ним гуманитарные науки по понятным причинам обращаются к знаковым персоналиям и ретроспективным проблемам. Познание их помогает определить ценностные ориентиры, глубже понять волнующие вопросы настоящего и предвидеть модели развития в будущем тех или иных процессов. Поэтому не случайно в последнее время заметно усилился интерес ученых к исследованию творчества писателей и поэтов, которые были лучшими сынами народа и его своеобразным колоколом «во дни торжеств и бед народных». Именно такими знаковыми фигурами для литературной Кабардино-Балкарии являются Алим Пшемахович Кешоков (1914;2001) и Кайсын Шуваевич Кулиев (1917;1985). Они были и остаются не только нравственными ориентирами, но и поучительными примерами становления и развития творческой личности. *.

В то же время, изучение основных тенденций развития и функционирования литератур народов Северного Кавказа невозможно вне анализа творчества наиболее ярких их представителей, таких как поэты А. А. Шогенцуков, К. Отаров, А. Кешоков, К. Кулиев, Дж. Яндиев, М. Мамакаев, Р. Гамзатов, Д. Кугультинов и другие. Осмысление их поэзии представляется задачей, решение которой может привести к пониманию фундаментальных закономерностей процессов изменения национального сознания, выявления специфических особенностей его развития.

Талант и мастерство А. Кешокова и К. Кулиева позволили им оказать заметное влияние на развитие литературного процесса не только Северного Кавказа, но и России в целом. В их произведениях национальный читатель впервые столкнулся с гармоничным сочетанием исконно национальной символики и советской тематики, когда привычные образы фольклорного происхождения, потеряв свою конкретику, стали выражать обобщенный смысл новой идеологии и сверхзадачу нового общественного строя.

В сложные, противоречивые и трагические периоды в истории страны А. Кешоков и К. Кулиев всегда оставались со своим народом. И в жизни, и в творчестве они черпали силы, припадая к истокам национального фольклора, народной мудрости, как Антей к Земле. Изучение этой сыновней связи двух выдающихся поэтов с родным фольклором актуально не только определением животворящего источника, но выявлением силы его влияния на их творческое развитие. Ибо, как верно отметил З. Толгуров, «для подлинного художника национальное — это то единичное, конкретное, через художественное воплощение которого он поднимается до решения общечеловеческих проблем. Художник, оторванный от национальной почвы, обречен на бескрылое сочинительство» [152:242]. Не менее актуальна проблема выявления преемственности и продолжения ими художественных традиций своих национальных предшественников и русских писателей и поэтов, которых они считали своими учителями. Представляет несомненный научный интерес проблема взаимосвязи художественного мышления и новой поэтики А. Кешокова и К.Кулиева. Решение обозначенных актуальных проблем исследования дается в контексте и неразрывной связи творчества кабардинского и балкарского поэтов с литературным процессом национального, регионального и общероссийского уровня.

Состояние духовной культуры народов, относящихся к категории малочисленных, всегда было объектом внимания широкого круга ученых и политиков. Причины этого интереса связано с явлением, получившим название «рост национального самосознания». За внешне благоприятными оценками явления, как правило, скрывалась тревога за целостность государства, а зачастую — нежелание признать сам факт существования самосознания в его национальных проявлениях.

Осмысление некоторых общетеоретических проблем литературоведения невозможно без знания философии. Изучение наследия отечественной философской и общественной мысли в этом аспекте имеет особое значение. С национальными культурно-историческими традициями тесно смыкаются вопросы самого различного характера, в том числе поведенческая ориентация национальных элит современного российского общества, а также моменты национального бытия народов и государства.

Провозглашенная в середине 1980;х перестройка привела советское общество к структурному кризису. В первой половине 1990;х годов выход был найден: возвращение России к рыночным отношениям, прерванным Октябрьской революцией 1917 г. Его предложили правые силы, победившие в общественно-политической борьбе, охватившей столицу и национальные республики различных уровней, как автономного, так и союзного значения. Распад Советского Союза, переход экономики России на капиталистические рельсы, смена идеологических ориентиров и другие сопутствующие форма-ционным изменениям факторы болезненно сказалось на общем состоянии российского общества. Системный кризис затронул все сферы человеческой деятельности, его материальную и духовную культуру. Особенно ощутимы негативные последствия в области национальной культуры, психологии, языка, литературы, образования и т. д. Трудности перехода на рыночные отношения в области экономии сказываются и на системы художественных воззрений народов России, в том числе народов Кабардино-Балкарской Республики. Продолжает падать реальный статус национально значимых элементов культуры, сокращается как число активно действующих авторов, так и число потенциальных читателей. В целом отмечается неустойчивость институтов национальной культуры, на сегодняшний день являющихся основой всей традиционно сложившейся системы самоидентификации, как отдельной личности, нации, так и населения России в целом.

Во многих регионах Российской Федерации наблюдается явления кризисного характера, одним из проявлений которых можно считать деградацию литературных языков новописьменных народов, переход их на чисто бытовой уровень, общее падение качества художественных произведений, попытка ряда авторов уйти от философско-эстетических основ национальных литератур. Эти и другие негативные явления, связанные с системным кризисом страны, вполне понятны и закономерны. Они должны быть преодолены по мере строительства и укрепления новой России.

Рыночная экономика изменила отношение национального сознания к процессу художественно-эстетического освоения новых реалий жизни. Однако как позитивный факт следует отметить то, что при явных изменениях экономических, социальных, ментальных и прочих жизненно важных секторов национального бытия, общепринятая концепция взаимоотношений национальных культур в Российской Федерации не претерпела особо заметных изменений. Доминирующей в культурном пространстве страны остается русская литература. Хотя центр тяжести общей активности культурной жизни перемещается на периферию. Поэтому перед исследователем современных литературных процессов встает триединая задача: с одной стороны, осветить ученический период национальной литературы, с другой — определить ее художественные живительные истоки. Но главным является третья сторона, требующая показать становление и развитие оригинальной литературы, имеющей национально-культурные достоинства во всех своих формах и проявлениях, и раскрыть степень ее влияния на формирование общероссийских традиций в северокавказском регионе.

Нам представляется, что в связи с такой постановкой вопроса тема нашего диссертационного исследования приобретает особую актуальность, ибо позволяет изучить не только феномены прошлого, но и провести определенные аналогии с настоящим и выявить перспективы движения национальных литератур.

Для того чтобы изучить историю становления и функционирования литератур новописьменных народов Северного Кавказа во второй половине XIX — первой половине XX вв., необходимо проанализировать творчество наиболее ярких и крупных их представителей. В истории кабардинской литературы таковыми являются Б. Пачев, А. А. Шогенцуков и А. Кешоков, а в истории балкарской поэзии — К. Мечиев, К. Кулиев и К.Отаров. Изучение творчества ведущих кабардинских и балкарских поэтов поможет более глубокому пониманию фундаментальных закономерностей процессов изменения национального сознания. Это, в свою очередь, даст возможность выявить духовные ресурсы и основные направления национально-культурного мышления в кабардинской и балкарской литературе, которая нуждается в программе государственной поддержки, что остается весьма актуальной проблемой в последнее время.

История становления и эволюции кабардинской и балкарской поэзии была отмечена несколькими характерными чертами. Если в дореволюционный период она ориентировалась преимущественно на традиции восточной поэзии, то после — преобладала русская поэтическая школа. В 1920;1930;е годы наиболее существенным было влияние новаторских течений русской революционной поэзии с ее идеологической и социальной доминантой. Но определяющей чертой новописьменных национальных литератур оставалась верность фольклорным традициям, ориентация на классическое наследие как собственных, так и русских художников слова.

Национальная поэзия долгое время находились в определенном эстетическом противоречии с проблемами и тематикой поэзии советского периода. Одна из главных причин этого заключалось в том, что новая национальная поэзия обращалась к двум художественным истокам: к национальному фольклору и творчеству дореволюционных авторов. Между тем, новая действительность требовала от литературы скорейшей адаптации и более или менее объективного отражения ведущих тенденций в общественнополитической жизни страны. Поэтому довольно продолжительное время в стихах кабардинских и балкарских авторов соседствовали образы, которые никак не гармонировали друг с другом. Одни из них пытались приспособиться к миру нового, заидеологизированного общества, другие — возвращались к фольклорным истокам или оставались у начал национальной поэтической традиции.

Дело осложнялось и общественно-политической ситуацией, как в рг-гионах, так и в стране, и очень непростым морально-психологическим климатом в различных коллективах и обществе в целом. К концу 1930;х годов, в период непрекращающихся политических репрессий, подавляющее большинство стихов кабардинских и балкарских поэтов имело сугубо лирическое содержание. Они мало отличались по своему характеру: в одних отсутствовали признаки времени, в других стихотворениях авторы пытались — по большей части безуспешно — соединить в гармоническое целое консервативные национальные схемы описания мира чувств с новаторским по форме и содержанию мировосприятием. Осмысление новых понятий и предметов требовало радикального обновления художественного взгляда на мир.

В этой ситуации стихи актуального содержания если и несли в себе признаки художественного, обобщенного осмысления действительности, то, как правило, образы их строились на основе тех понятий, которые относились к политическим реалиям нового времени — «партия», «новое время», «социализм», «коммунизм» и т. д.

Национальная поэзия нуждалась в новой концепции на окружающую действительность. Необходимо было привести интернациональное, идущее от русской поэзии, содержание северокавказского стиха в гармонию с его национальной формой, нуждавшейся в обновлении, но так, чтобы сохранить его традиционный, специфический характер. Это требовало серьезного реформаторского переосмысления как новых традиций русской поэтической школы, от которой было усвоена в первую очередь идеологическая тенденция, так и национального стиха, страдавшего малой разработанностью самого образного строя, не приспособленного к выражению сложных перипетий нового времени.

А. Кешоков, К. Кулиев, К. Отаров, Дж. Яндиев оказались именно теми авторами, талант которых позволил им произвести эту реформу. Суть ее заключалась в том, что в их произведениях национальный читатель впервые столкнулся с гармоничным сочетанием исконно национальной символики и советской тематики, когда привычные образы фольклорного происхождения, потеряв свою конкретику, стали выражать обобщенный смысл новой идеологии строительства социалистического общества.

В связи с этим следует отметить, что кабардинская и балкарская поэзия в довоенный период развивалась вполне успешно. Наблюдалось сочетание национальной символики, национальных атрибутов с явлениями-знаками нового времени. Таким образом, А. А. Шогенцуков и А. Кешоков, с одной стороны, а с другой — К. Кулиев и К. Отаров уже тогда, в 1930;1940;е годы, заложили основы своего индивидуального стиля.

В дальнейшем своем развитии А. Кешоков и К. Кулиев постепенно избавлялись от диктата идеологии. Они на высоком философском уровне, владея в совершенстве диалектикой, стали осмыслять те проблемы, к которым они обращались в своем богатом по форме и содержанию творчестве. Их поэтический язык стал более лаконичным и отточенным. Но их главное достижение кроется в другом направлении — в удачной попытке интеграции образных рядов, относившихся не только к различным поэтическим школам, но и к различным национальным и культурным традициям. Именно это и привело к формированию школ кабардинской и балкарской поэзии, что является несомненной заслугой их художественного таланта.

Проблема изучения творчества А. Кешокова и К. Кулиева имеет многостороннюю актуальность. Северный Кавказ является, с одной стороны, многонациональным регионом, где соседствуют различные культуры, традиции. обычаи, и поэтому любая национальная литература имеет целый набор специфических черт. С другой стороны, культура и ментальность народов Северного Кавказа имеют во многом схожие черты. Интерес к проблемам функционирования национальных литератур в Кабардино-Балкарии закономерно обращает нас к творчеству кабардинских (А.А.Шогенцуков и А. Кешоков) и балкарских (К.Кулиев и К. Отаров) поэтов. Более того, сама концептуальная идея роста национального самосознания вообще и культурного развития в частности немыслима без изучения и вне деятельности личностей подобного масштаба. Отметим, что А. Кешоков и К. Кулиев были признанными лидерами, которые не только шагали вровень с развитием литературных, философско-эстетических и нравственно-этических традиций кабардинского и балкарского народов, но и определяли динамику этого движения и его направление.

Мы полагаем, что при изучении объективных и субъективных факторов влияния на формирование и развитие новой поэтики северокавказских литератур, в том числе народов Кабардино-Балкарии, необходимы классические примеры для иллюстрации исследовательской мысли. Поэтому обращение к творчеству классиков кабардинской и балкарской литературы, в первую очередь А. Кешокову и К. Кулиеву, вполне понятно и закономерно. Их литературная деятельность, отражавшая общее и особенное в литературном процессе страны, является своеобразной творческой моделью, изучение которой дает возможность выявить точки межнационального духовного взаимодействия как ориентира для полноценного развития российского общества. Это, несомненно, является одной из актуальных тем научного поиска, особенно в условиях сегодняшней социальной, экономической и культурной ситуации Российской Федерации.

Дели и задачи исследования. Главной целью диссертационной работы является изучение формирования и развития поэтики в литературах народов Северного Кавказа, выявление ее философско-эстетического своеобразия и генетической связи с художественными традициями национального фольклора и литературы, акцентируя при этом внимание на творчестве двух выдающихся поэтов Кабардино-Балкарии — А. Кешокова и К.Кулиева. Относительная локализация темы по географическому признаку обусловлена не столько субъективными, сколько объективными причинами. Заявленная тема без ее локализации слишком глобальна и широка, на наш взгляд, для рамок кандидатского исследования.

Сформулированная цель определила конкретные задачи исследования:

— показать объективные реальности формирования и развития литературы на Северном Кавказе во второй половине XIX — начале XX вв.;

— определить художественные традиции родоначальников национальной литературы и их философско-эстетический опыт (Б.Пачев, К. Мечиев, А. Шогенцуков);

— выявить роль и значение национального фольклора в становлении и эволюции художественно-эстетического мышления поэтов старшего поколения и их преемников (А.Кешокова, К. Кулиева);

— изучить влияние русской классической поэзии и литературы 19 201 930;х гг. на развитие литературы народов Северного Кавказа;

— отметить значение производственно-практической деятельности человека для развития поэзии и художественно-эстетического сознания;

— раскрыть истоки и своеобразие поэтики кабардинской и балкарской поэзии в первой половине XX в.;

— проследить влияние национального фольклора на развитие поэтики и философско-эстетических взглядов А. Кешокова и К. Кулиева в послевоенный период их творчества;

— систематизировать основные формы их символики и образных систем;

— подчеркнуть оригинальное философско-эстетическое восприятие диалектики природы и общества как на один из важнейших компонентов творчества А. Кешокова и К. Кулиевауказать на особенности эволюции художественных воззрений.

A.Кешокова и К.Кулиева.

— проанализировать общее и особенное в развитии традиций отечественной поэзии на республиканском, региональном и общероссийском уровне;

— осветить составляющие компоненты новой поэтики и поэтического творчества А. Кешокова и К. Кулиева в последние десятилетия их жизни;

— оценить их влияние на эволюцию художественно-эстетических представлений и решений глобальных проблем современности;

— уточнить роль и место творчества А. Кешокова и К. Кулиева в поэзии кабардинского и балкарского народов;

— дать оценку вклада А. Кешокова и К. Кулиева в развитие национального и общероссийского литературного процесса.

Научная новизна диссертационного исследования. К изучению поэзии народов Северного Кавказа обращались многие литературоведы, пишущие как о литературах народов России (С. Алиева, К. Султанов, Г. Ломидзе,.

B. Дементьев, Ст. Рассадин и др.), так и непосредственно об адыгской и карачаево-балкарской литературах (Н.Байрамукова, Л. Бекизова, Т.Биттирова. А. Гутов, Х. Кажаров, З. Кучукова, А. Мусукаева, З. Налоев, М. Сокуров, З. Толгуров, Ю. Тхагазитов, Ф. Урусбиева, А. Хакуашев, К. Шаззо, Т. Эфендиева и др.). Особо следует отметить, что в последние годы интерес к творчеству А. Кешокова и К. Кулиева возрастает, свидетельством чему являются новейшие диссертационные исследования молодых ученых (В.Бжаумыховой, Н. Моловцовой, Л. Хежевой и др.). Таким образом, можно считать, что поэзия кабардинского и балкарского народов изучена достаточно глубоко и многосторонне, определены место и роль А. Кешокова и К. Кулиева в истории литературы республики, региона, страны. Однако необходимо отметить, что тема нашего диссертационного исследования не была до сих пор предметом специального научного анализа.

Научная новизна данной работы кроется в предпринимаемой впервые попытке показать особенности художественно-эстетического становления и развития национальных литератур во взаимосвязи и взаимодействии с объективными реальностями и литературным процессом во времени и пространстве. При этом особое внимание уделяется роли и влиянию традиций устного народного творчества и русской литературы в формировании и развитии поэтики северокавказских авторов, в первую очередь таких мастеров художественного слова, как А. Кешоков и К.Кулиев.

Кроме того, научная новизна диссертационного исследования определяется стремлением выявить инокультурную составляющую как одного из важнейших компонентов творчества названных поэтов. Впервые делается попытка объяснить национальную поэтику и ее специфику производственно-практической деятельностью народов Северного Кавказа. В диссертации обстоятельно рассматриваются проблемы формирования в поэзии общественных традиций, обусловленных изменившимися социальными отношениями, осмысления темы «мир и человек» а также других глобальных вопросов, волнующих современного читателя.

Основные результаты научного исследования и их новизна заключаются в следующем:

1. Определены некоторые аспекты парадигмы национального стиля, реально присутствующие на сегодняшний день в общественном сознании.

2. Выяснены основные моменты специфичности развития художественного сознания кабардинского и балкарского народов.

3. Выявлены основные принципы взаимодействия фольклорного, инонационального и авторского начал в период интенсивного развития литератур Северного Кавказа.

4. Проведен анализ образной системы поэзии А. Кешокова и К. Кулиева и других поэтов, рассматриваемой как результат совокупного воздействия на их творчество национально-культурных и социально-политических факторов.

Предметом исследования является поэзия народов Северного Кавказа, развитие которой показано через становление и эволюцию художественного мастерства А. Кешокова и К.Кулиева. В целях осмысления категорий общего и особенного в формировании литературного пространства привлекаются имена видных поэтов Северного Кавказа и России.

Основным объектом изучения является непосредственно поэтическое творчество К. Кулиева и А. Кешокова, их образные комплексы и устойчивая символика, поэтапное обогащение и совершенствование авторской поэзии в единстве с северокавказской и русской поэзией.

Степень научной разработанности проблемы.

В ряду ученых, изучавших традиции устного народного творчества, егс влияние на становление и развитие национальной литературы, исследовавших творчество кабардинских и балкарских поэтов и писателей, нельзя не назвать целый ряд имен литературоведов из Москвы и Кавказа. Несомненно, большой вклад в изучение жизни и творчества А. Кешокова и К. Кулиев вне-' сен В. Гоффеншефером, В. Дементьевым и С. Рассадиным, Н. Джусойты, Л.Мкрчян. Практически все ученые, занимавшиеся проблемами северокавказских литератур, обращались к творчеству этих двух ярчайших поэтов. Среди крупных исследований выделяется монография М. Сокурова «Лирика Алима Кешокова» (Нальчик, 1969). Она до сих пор продолжает оставаться наиболее полным исследованием творчества кабардинского поэта во всех его компонентах — формальных, образных, идеологических, эстетических. Ценный вклад в изучение творчества К. Кулиева внесла Н. Байрамукова своей книгой «Кайсын Кулиев» (М., 1975). Особо следует отметить монографические работы З. Толгурова, посвященные становлению и развитию литературной деятельности балкарских поэтов, в первую очередь его фундаментальный труд «Движение балкарской поэзии» (М., 1984). Нельзя обойти вниманием исследования признанных знатоков северокавказских литератур, таких как Н. Байрамукова, Л. Бекизова, А. Хакуашев, А. Мусукаева, К. Султанов, А. Гутов, 3. Налоев, Ю. Тхагазитов, К. Шаззо, З. Толгуров, Х. Кажаров, Ф. Урусбиева, Т. Эфендиева и многие другие. Все они в своих исследованиях освещали эволюцию северокавказской поэзии, уделяя большое внимание творчеству ведущих поэтов Кабардино-Балкарии. Ученые касались либо конкретных особенностей их поэтики, либо концептуальных положений эстетики и художественного мышления, задействованного в контексте кабардинской и балкарской литератур.

В целом, можно констатировать, что поэзия А. А. Шогенцукова и А. Кешокова, К. Кулиева и К. Отарова изучена достаточно многосторонне.

В то же время, необходимо отметить, что хотя работы современных кавказских ученых практически заполнили «белые пятна» в истории северокавказского литературного процесса, актуализировалась проблема нового подхода к исследованию взаимоотношений фольклорных, инокультурных и собственно литературных составляющих творчества.

Более того, в изучении северокавказской поэзии вообще и творчества К. Кулиева и А. Кешокова в частности немало спорных и нерешенных проблем. Многие вопросы, связанные с формированием общероссийских традиций, осмыслением таких многоплановых тем, как «мир и человек», «человек и природа», «общественное сознание и поэтика», «традиция и новаторство», «поэт и время» и др., все еще не получили должного освещения в работах северокавказских литературоведов.

Научно-методологической основой диссертации являются общепринятые идеи о социальной детерминированности художественных эволюционных движений, о влиянии фольклорных традиций на развитие литературы, о диалектике преемственности в поэзии и воздействии новых социально-политических ориентиров общества на творческую личность. В ходе решения поставленных целей и задач нами применялись общенаучные методыдиалектический, конкретно-исторический, социологический, структурнофункциональный, системный, ситуационный, сравнительный и другие.

При исследовании главное внимание уделялось на теоретические положения трудов В. Белинского, М. Бахтина, Ю. Барабаша, Г. Ломидзе, М. Храпченко и других известных литературных критиков и крупных исследователей.

В диссертации активно использованы работы северокавказских ученых Г. Гамзатова, Н. Джусойты, С. Башиевой Л.Бекизовой, А. Мусукаевой, З. Толгурова, Ю. Тхагазитова, А. Гутова, М. Сокурова, Т. Эфендиевой и др. Среди них выделяются сопряженностью с нашей проблематикой монографии З. Толгурова и Н. Байрамуковой, посвященные движению балкарской поэзии и творчеству К. Кулиева, а также научные исследования Ю. Тхагазитова, и М. Сокурова о развитии кабардинской литературы и лирики А.Кешокова. Нельзя не указать в этом ряду монографию, докторскую диссертацию Е. Жабоевой-Тетуевой (Нальчик, 2005), где исследованы на примере балкарской поэзии проблемы диалектики преемственности в северокавказской поэзии. Особо следует отметить многотомный коллективный труд > Т. Эфендиевой, С. Эфендиева, Ф. Эфендиева, в котором освещены самые различные аспекты жизни и творческой деятельности К.Кулиева.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в дальнейшем углублении и обновлении понимания связи фольклорных традиций с художественно-эстетическим сознанием творческой личности вообще и северокавказских мастеров слова (А.Кешокова и К. Кулиева) в частности.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного в ней анализа северокавказского поэтического процесса и творчества двух его виднейших представителей будут способствовать более обстоятельному, научному пониманию роли традиций в становлении и развитии поэзии, а также особенностей формирования единого литературного пространства России. Практическая значимость исследования видится в возможности использования его выводов при систематизации основных направлений современной словесной культуры кабардинского и балкарского народов, в преподавательской деятельности, как на уровне общеобразовательной школы, так и в ВУЗе.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждалась (ноябрь 2006 г.) на расширенном заседании отделов балкарской и кабардинской литератур Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, а также на заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова и рекомендована к защите.

Результаты исследования нашли свое отражение в ряде научных публикаций:

— Интегративная символика в поэзии Кайсына Кулиева // Филологические науки. — М., 2006. № 1. С. 64−72;

— Развитие цветовой символики в поэзии Алима Кешокова // Утренняя заря: молодежный литературоведческий альманах. — М.: МГОУ, 2006. С. 22−31;

— Сквозные концепты в балкарской лирике // Вестник института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. — Нальчик, 2005. № 12. С. 159−165;

— Эволюция цветовых представлений в творчестве Алима Кешокова // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. — Нальчик, 2006. № I.e. 147−152.

Структура диссертации определена проблематикой исследования, егг целями и задачами и состоит из введения, трех глав (в каждой по два параграфа), заключения, библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В нашей диссертационной работе поэзия кабардинского и балкарского народов анализируется как единый процесс, как закономерно развивающееся целое. Это соответствует духу нашего времени и, нам кажется, является наиболее плодотворной перспективой целостного раскрытия всего процесса литературного развития и каждой отдельной национальной литературы.

Понимание литературного развития во взаимодействии и взаимосвязи лежало в основе советского и остается одним из главных принципов современного российского литературоведения. Отсюда и наш интерес к проблеме, рассматриваемой в диссертационной работе. Рождение или формирование всего нового в литературном процессе всегда уходит корнями в традиции устного народного творчества или опыт предшествующих писателей и поэтов. Традиция устного или печатного слова является живым источником художественного творчества. Традиция как социально-культурный .феномен общества является важнейшим элементом развития общественного и национального сознания. Термин «культура» обозначает собственно феномен, а «традиция» — механизм ее формирования и функционирования. Известно, что традиция — это система связей настоящего с прошлым, передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. И наиболее полным арсеналом народной памяти, традиций, естественно, является нартский эпос.

Эстетика нартского эпоса, да и фольклора в целом, многослойна и определена, прежде всего, тем, что фольклор является исторически движущейся, развивающейся категорией, с выраженной печатью эволюции народного сознания, системы образов и понятий. Долгий путь движения устного народного творчества, в частности нартского эпоса, отмечен постепенным приобретением мифологическими образами осознанного художественного оформления отношений человека и природы.

Мифологическое ядро нартского эпоса, как и вообще мифологическое миросозерцание, долгое время оставалось одним из важных компонентов миросозерцания горских народов.

XIX век — как эпоха торжества рыночных отношений — выдвинул идеал человека инициативного, предприимчивого, способного отстаивать свои интересы, вступая в конкуренцию со всеми теми, кто на его пути.

При этом наблюдается синхронность в выступлениях родоначальников разных национальных литератур. Среди замечательных поэтов второй половины XIX века следует назвать имена осетина К. Хетагурова, балкарца К. Мечиева, абазинца А.-Т.Кешева, кабардинца Б. Пачева, карачаевца И. Крымшамхалова, аварца Г. Цадасы, лезгина С. Стальского и др. Традиции этой «первой плеяды» художников, причастных к литературной славе XIX века, вместе с традициями устного народного творчества и определили дальнейшее развитие литератур народов Северного Кавказа в XX веке.

Октябрь 1917 г. выдвинул на авансцену новую личность. Эта была личность, которой классовая борьба помогла выйти за рамки узко эгоистических целей и потребностей и всецело отдаться интернациональному долгу, встать в ряды бойцов за будущее. Именно такими личностями являются, например, В. Маяковский, В. Брюсов, Д.Бедный. В этом ряду заняли свое достойное место северокавказское поэты: К. Мечиев, Б. Пачев, Али Шогенцуков, Г. Цадаса, А. Магоммадов, А.-П.Салаватов, А. Гойгов, Ф. Абдулжалилов, М. Камбердиев, Г. Кайтуков и многие другие. Их ярко выраженная социальная позиция, классовый подход, идейная целенаправленность в отборе фактов жизни становится характерной чертой молодых литератур. Итак, новописьменные литературы, в частности литературы народов Северного Кавказа, после Октябрьского переворота развивались, реализуя его общественно-политические цели и задачи и соответствующие им художественно-эстетические ценности.

В 1930;х годах была самой широкой ориентация северокавказских художников слова на опыт классиков русской и советской литературы. Но только отдельные авторы (А.Кешоков, К. Кулиев, Дж. Яндиев, М. Мамакаев, К. Отаров), преодолев прямое подражательство, создали оригинальные по замыслу и воплощению поэтические произведения.

В годы Великой Отечественной войны в творчестве К. Кулиева, А. Кешокова, К. Отарова, Д. Кугультинова, как и во всей русской советской поэзии, намечается тенденция к синтезу лирических и эпических начал, что открывало возможности для художественного воплощения героя в единстве главных его качеств, востребованных суровым временем.

В 1960;1980;е годы неиссякаемой темой творчества поэтов Северного Кавказа становится ощущение единства с судьбой своего народа и чувства ответственности за народы всей планеты. Талант К. Кулиева и А. Кешокова позволил им найти тот удачный сплав индивидуально-окрашенного и социально-значимого подхода, который позволил им в жизни с достоинством выполнять свои писательские и общественные функции, требуемые государством, говоря поэтическим языком правду с большой силой художественной выразительности.

Можно без преувеличения сказать, что блестящая и ослепительная поэзия А. Кешокова и К. Кулиева, возвышавшаяся как двуглавый Эльбрус, имела огромную армию искренних поклонников — ценителей прекрасного.

Сравнительное изучение литератур народов северо-кавказского региона и России способствует более глубокому пониманию сложности литературного процесса, а также особенностей формирования поэтики и мастерства таких художников слова, как К. Кулиев, А. Кешоков, К. Отаров, А. Шогенцуков, Дж. Яндиев, И. Семенов, М. Мамакаева и мн. др.

Изучение их творчества показало, что устное народное творчество обогатило поэтов Северного Кавказа. Наряду с движением истории, жизненных обстоятельств, оно формировало их идейно, способствовало обогащению эстетического отношения к окружающей действительности, расширило тематический диапазон, сказалось на художественном уровне обрисовки системы образов, поэтического языка, жанровом богатстве произведений. В связи с эти нельзя не согласиться с З. Толгуровым, который пишет: «История развития литературы убеждает, что только глубоко национальные произведения нужны обществу, что только они вызывают читательский интерес. Каждым народом накоплен богатый нравственный опыт, духовные ценности, ориентиры, которые близки и необходимы другим» [152:242].

Выдающиеся сыны Кабардино-Балкарии А. Кешоков и К. Кулиев смогли стать подлинно народными поэтами, овладеть национальным характером мировосприятия, передать образ мыслей народов, их чувствования и настроения, философско-эстетические и нравственно-этические представления и понятия.

В силу активного обращения к народному фольклору, творчеству родоначальников национальных литератур, к традициям русской классической и советской литературы и в силу своих природных дарований и трудолюбия кабардинец А. Кешоков и балкарец К. Кулиев заняли в ряду северокавказских поэтов ведущее место. Исходя из того значительного вклада, внесенного и в литературу народов Северного Кавказа, их можно поставить в один ряд с А. Шогенцуковым, К. Мечиевым, Н. Тихоновым, А.Твардовским.

Поэзия А. Кешокова и К. Кулиева по сути дела знаменовала собой открытие нового этапа в эволюции художественной мысли кабардинского и балкарского народов. Их лирика опиралась на традиции фольклора, творчество Б. Пачева, А. Шогенцукова и К. Мечиева, усвоила опыт русской поэтической мысли, в первую очередь гениального М. Ю. Лермонтова, которого они считали своим учителем и бесконечно любили. Доказательством этому могут служить прекрасные строки из стихотворения А. Кешокова «Лермонтову»: И скачешь по горам не иноверцем, И, как мюриды, издавна верны, Тебя я слева прикрываю сердцем, Кайсын Кулиев — с правой стороны [313:123].

Поэзия А. Кешокова и К. Кулиева вобрала в себя все то лучшее, что было создано национальными поэтами предыдущих поколений. В их произведениях мы видим гармоничный сплав русской и национальной традиции, проявляющийся на всех уровнях.

Подобное качество прослеживается во всех стихах К. Кзшиева и А. Кешокова независимо от времени их создания. На протяжении творческого пути оба поэта были обращены к тематическим пластам, связанным с воспеванием высоких морально-этических идеалов.

Их поэтику, стиль, фактуру стиха, ритм трудно представить без таких компонентов, как разнообразная традиционно-европейская строфика, богатая система рифмовки, новый своеобразный синтаксис, разнообразие интонаций, богатство звукописи, красок, неповторимость ритмов, оснащенность стиха всеми изобразительно-выразительными средствами родных языков.

Применяя образы и поэтический строй, во многом сформировавшийся под влиянием русской школы стиха, К. Кулиев и А. Кешоков в определенном смысле должны были ослабить национальный колорит, в значительной мере «русифицироваться». Однако они, вписавшись в контекст русской поэзии, создали поэтические и прозаические произведения национальные, но содержанию и интернациональные по форме. Во многом этому способствовало устное народное творчество, которое поэты впитали с молоком матери. «Интернациональное, — как справедливо отмечает З. Толгуров, — не абстрактное, расплывчатое понятие, оно конкретно в своих проявлениях, и путь к нему лежит через национальное» [152:242].

Являясь по общему своему строю стихами «возвышенного» типа, похожими на творения русских классиков — в смысле применения тех или иных выразительных средств — произведения А. Кешокова и К. Кулиева наследовали от них если не конкретные образы, то сам способ выражения мысли, заключающийся в использовании достаточно постоянного ряда слов-символов. Они, доминируя, обозначали национальную принадлежность, подчеркивали свою связь с культурой и художественными представлениями кабардинского и балкарского народов. Это не только собственно слова-символы, но и образы, идущие от традиционных народных представлений, обозначающих те или иные области чувств, настроений. Благодаря этому по общему своему строю их произведения остаются в привычных рамках образной системы и национальной эстетики.

С другой стороны, целостность и гармоничность А. Кешокова и К. Кулиева обеспечивались знанием и умелым владением всего того арсенала образности, технических приемов, художественных воззрений, которые были выработаны национально-художественной мыслью в прошлом, а также благодаря влиянию русской и европейской поэтической школы. Именно символы, идущие из национального фольклора, из народного творчества стали для ведущих поэтов Северного Кавказа той опорой, той связующей нитью, которая позволила им сохранить национальное лицо и колорит, быть узнаваемыми во всех своих произведениях и отдельных строках.

Так, в творчестве крупнейших поэтов достаточно отчетливо сказалась та черта художественного мышления, которая в дальнейшем стала одной из характернейших для поэзии 1980;1990;х годов. Речь идет о расширении исторических горизонтов мироощущения, постижения проблемы человек и его окружение, человек и мир. Традиции, утвержденные поэтами поколения К. Кулиева, А. Кешокова, Н. Тихонова, А. Твардовского приняты представителями последующих поколений, продолжены и получили дальнейшее развитие в творчестве Т. Зумакуловой, И. Бабаева, С. Гуртуева, З. Тхагазитова, Х. Бештокова, А. Бицуева, А. Созаева и многих других.

Национальная литература народов Северного Кавказа со второй половины XIX века развивалась преимущественно в рамках художественно-эстетических традиций русской литературы.

На формирование творческого мастерства и поэтики А. Кешокова и К. Кулиева сильнейшее влияние оказали традиции устного народного творчества, родоначальники национальных литератур, классики русской и советской поэзии, а также объективная реальность, отраженная в их поэтическом сознании. Они проделали большой творческий путь, заложив основы для развития и расцвета национального поэтического стиля и новой поэтики. Их смело можно назвать классиками северокавказских литератур.

А.Кешоков и К. Кулиев, будучи по духу своему, воспитанию и типу личности истинными горцами, верными последователями национальных литературных традиций, вписавшись в контекст северокавказской и русской советской поэзии, создали превосходящие своих предшественников поэтические шедевры. Их творческий и жизненный путь является классическим образцом для последующих поколений художников слова.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Кайсын Кулиев. М., 1975. — 270 с.
  2. Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. — 190 с.
  3. Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1983. — 415 с.
  4. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. — 616 с.
  5. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 354 с.
  6. С.К. В оригинале и в переводе. Нальчик, 1990. — 124 с.
  7. .Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. — 96 с.
  8. .Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983. -232 с.
  9. .Х. Основания гуманистической этнологии. М., 2003. -272 с.
  10. В.Л. Сравнительно-исторический анализ кабардинской и балкарской лирики 1940 1970-х годов (А.Кешоков и К. Кулиев): АКД. -Нальчик, 2002. — 23 с.
  11. Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. — 288 с.
  12. В.Г. Соч.: В 3 т. М., 1948.
  13. В. Полное собрание сочинений. Т. 5. -М., 1954.-414 с.
  14. З.Х. Адыгская языковая картина мира. Нальчик, 2000. — 128 с.
  15. Т.Ш. Карачаево-балкарские просветители. Нальчик, 2002. -108 с.
  16. А.Р. Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова: АКД. Нальчик, 1999. — 20 с.
  17. Ю. Эстетика. М., 1988. — 496 с.
  18. И. Проблемы востоковедения. М., 1971. — 238 с.
  19. С. Теория отражения и художественное творчество. М., 1970.-416 с.
  20. А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. — 406 с.
  21. К. О языке и стиле Коста Хетагурова. Орджоникидзе, 1957. -126 с.
  22. Р. Верность таланту. М., 1970. — 128 с.
  23. М. Очерк истории русского стиха. М., 1984. — 380 с.
  24. Г. Д. Жизнь художественного сознания. М., 1988. — 432 с.
  25. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988. — 448 с.
  26. Г. Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.-310 с.
  27. Г. Д. Содержательность художественных форм. М., 1968. — 303 с.
  28. Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М. 1977. Т. 3. — 471 с.
  29. Гей Н. Пафос социалистического реализма. Изд. 2-е, дополненное. -М, 1973.-236 с.
  30. Л. О лирике. Л., 1974. — 407 с.
  31. А. Гроза над соловьиным садом. Л., 1970. — 168 с.
  32. В.Ц. Путь всадника. М., 1969. — 48 с.
  33. А. Слово о поэзии Тютчева. М., 1980. — 248 с.
  34. Р., Улигов У. Очерки истории Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1957.-258 с.
  35. Р.Х., Улигов У. А. Очерки революционного движения в Кабардино-Балкарии.- Нальчик, 1967.-212 с.
  36. П. С. Шокуев К.Б. Философская антропология. Нальчик, 1996.-319 с.
  37. Т. Маленький человек с большой буквы. Поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма. Нальчик, 1994. — 207 с.
  38. А.М. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М., 1993.-207 с.
  39. А.М. Слово и культура. Нальчик, 2003. — 160 с.
  40. В. Со временем в ладу. Очерк жизни и творчества Алима Кешокова. Нальчик, 1985. — 240 с.
  41. В. В. Кайсын Кулиев: Размышления о жизни и творчестве. -Нальчик, 1987.-232 с.
  42. X. Народное стихосложение и речевой стих осетинской поэзии. Орджоникидзе, 1974.-55 с.
  43. М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. -Нальчик, 1991.-255 с.
  44. М.Ч. Карачаево-балкарский героический эпос. М., 2003. -288 с.
  45. Н.Г. Коста Хетагуров. Владикавказ, 1958. — 372 с.
  46. Н.Г. Книга друзей: Сочинения последних лет. Нальчик, 2003.- 176 с.
  47. Н. А. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. — М., 1935. — 320 с.
  48. Ф. Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. -М., 1956.-468 с.
  49. Жабоева-Тетуева Е. А. Проблемы диалектики преемственности в поэзии. Нальчик, 2003. — 461 с.
  50. Жабоева-Тетуева Е. А. Диалектика преемственности в северокавказской поэзии (на примере балкарской поэзии): АДД. Нальчик, 2005. — 31 с.
  51. В. Теория стиха. Л., 1975. — 663 с.
  52. В. Тюркский героический эпос. Л., 1974. — 726 с.
  53. История народов Северного Кавказа (конец XVIII 1917 г.). — М., 1988. -659 с.
  54. З.Б. Художественный мир Исмаила Семенова. М., 1997. — 215 с.
  55. М.Д. Из традиционной обрядово-культурной жизни карачаевцев.-М., 1995.-346 с.
  56. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX -начала XX в.: Избранное в двух томах / Сост., предисл., статьи об авторах и комментарии канд. филол. наук Т. Ш. Биттировой. Нальчик, 1993. Т.1. — 262 е.- Нальчик, 1996. Т.2.-246 с.
  57. Керим: Стихи, статьи, эссе и воспоминания современников о К. Отаро-ве / Сост., вступ. статья М. Мокаева. Нальчик, 2003. — 328 с.
  58. К. Иллюзия и действительность. М., 1969. — 366 с.
  59. В. Лирика военного поколения. М., 1966. — 334 с.
  60. К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Расшифровка и толкование знаков и символов от простых и общепринятых до сакральных и многослойных. М., 2003. — 528 с.
  61. А., Шаповалов В. Творчество и отражение в историческом познании. М., 1984. — 296 с.
  62. А.Ф. Философия мифа. М., 2000. — 304 с.
  63. М.А., Котляров В. Н. Балкария: боль и гордость. Книга о мудром кузнеце Кязиме Мечиеве. Нальчик, 2003.-418 с.
  64. Р. И мой огонь горел: Эссе о слове Кязима. Нальчик, 1996. — 125 с.
  65. З.А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики: (Карачаево-балкарская ментальность в зеркале поэзии). Нальчик, 2005. — 312 с.
  66. Е.А. Художественные образы мира в кабардинской лирике. -Нальчик, 2006.-148 с.
  67. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982. — 280 с.
  68. Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972. — 271 с.
  69. Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1978. — 280 с.
  70. Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. — 848 с.
  71. Ю. Структура художественного текста. М., 1970. — 383 с.
  72. Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1990.- 151 с.
  73. Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1996. — 272 с.
  74. Х.Х. Поэтика карачаево-балкарской народной лирики. -Нальчик, 2000. 320 с.
  75. Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик, 2001. 176 с.
  76. Т.Г. Филология как наука и творчество. Петразоводск, 1995.-334 с.
  77. Д. Кязим Мечиев. Нальчик, 1973. — 156 с.
  78. Ю. Поэтика русского романтизма. М., 1976. — 375 с.
  79. И.И. Балкария и Карачай в этнокультурном пространсове Кавказа. Нальчик, 2003. — 124 с.
  80. Мастерство Расула Гамзатова: Сборник статей. Махачкала, 1986.164 с.
  81. Е. Поэтики мифа. -М., 1976. -406 с.
  82. H.A. Генезис новописьменных поэтических систем Северного Кавказа: АКД. -Нальчик, 2006. 21 с.
  83. А.И., Першиц А. И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. — 240 с.
  84. А.Х. Поиски и свершения. Нальчик, 1978. — 140 с.
  85. А.Х. Северокавказский роман: Художественная и этнокультурная типология. Нальчик, 1993. — 192 с.
  86. А.Х., Шетова P.A. Художественный мир Хачима Теунова. -Нальчик, 2002. 89 с.
  87. Налоев 3. М. Послевоенная кабардинская поэзия. Нальчик, 1970. — 155 с.
  88. З.М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик, 1985. -270 с.
  89. Нелюбин JI. JL, Хухуни Г. Т. Наука о переводе (история и теория с древнейших времен до наших дней): учеб. пособие. М., 2006. — 416 с.
  90. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев: Сб. ст. -Нальчик, 1986.-304с.
  91. А. Логика художественного отражения. М., 1972. — 268 с.
  92. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. — 589 с.
  93. А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л., 1967. — 312 с.
  94. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX конец 80-х гг. XX в.): Библ. словарь. — Нальчик, 2003. — 441 с.
  95. М. Цена пророчества и бунта. М., 1975. — 320 с.
  96. A.A. Теоретическая поэтика. М., 1990. — 343 с.
  97. A.A. Символ и миф в народной культуре. М., 2002. — 450 с.
  98. A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976. — 420 с.
  99. В. Я. Русский героический эпос. М., 1958 — 392 с.
  100. В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998. — 557 с.
  101. В.Я. Фольклор и действительность. Статьи. М., 1976. — 352 с.
  102. А. Кабардинское стихосложение: АКД. Тбилиси, 1980. -23 с.
  103. С. О природе художественного мышления: Эстетические очерки. -М., 1967.-480 с.
  104. С. Семеотика и язык искусства. М., 1973. -318 с.
  105. Ст. Кайсын Кулиев. М., 1974. — 157 с.
  106. Сабанчиев Х.-М. А. Были сосланы навечно. Депортация и реабилитация балкарского народа. Нальчик, 2004. — 160 с.
  107. М.Г. Лирика Алима Кешокова. Нальчик, 1969. — 224 с.
  108. Салагаев 3. Коста Хетагуров и осетинское народное творчество. -Орджоникидзе, 1959. 188 с.
  109. К.К. По законам художественности. Махачкала, 1979. — 282 с.
  110. К.К. Динамика жанра: Особенное и общее в опыте современного романа. М., 1989. — 153 с.
  111. .И. О поэтах и поэзии. Тбилиси, 1962. — 363 с.
  112. Теория метафоры M., 1990. — 511 с.
  113. А.И. Межнациональные отношения на Северном Кавказе: эволюция, опыт, тенденции. Нальчик, 2006. — 352 с.
  114. Х.И. Чудесный самородок: (Об А. Шогенцукове). Нальчик, 1979.-94 с.
  115. JI. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1959. -415 с.
  116. JI.H. Слово о стихе. М., 1987. — 470 с.
  117. З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991. — 386 с.
  118. З.Х. Движение балкарской поэзии. Нальчик, 1984. — 252 с.
  119. З.Х. Лирика Керима Отарова. Нальчик, 1984. — 106 с.
  120. З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик, 1974. — 234 с.
  121. Т.З. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа. Нальчик, 2000. — 330 с.
  122. Т.З. Эволюция тканевых образных структур. Нальчик, 2004. -286 с.
  123. Л.Н. Собр. соч.: В 14 т.-T. 2.-М., 1951.-488 с.
  124. Ю.М. Жизнь и судьба Али Шогенцукова. Нальчик, 2005. -124 с.
  125. Ф.А. Избранные труды: очерки, эссе, статьи. Нальчик, 2001.- 176 с.
  126. Ф.А. Портреты и проблемы. Нальчик, 1990. — 164 с.
  127. Ф.А. Метафизика колеса. Сергиев-Посад, 2003 .-208 с.
  128. С. Поэтика аварской лирики. Махачкала, 1967. — 136 с.
  129. А. Али Шогенцуков. Нальчик, 1958. — 175 с.
  130. А.Х. Кабардинское стихосложение. Нальчик, 1998. — 160 с.
  131. Р.Х. Избранные статьи. Нальчик, 2004. — 168 с.
  132. JI.X. Национальные истоки и художественное своеобразие лирики Алима Кешокова (1930−1970 гг.): АКД. Нальчик, 2005. — 18 с.
  133. М. Горизонты художественного образа. М., 1974. — 338 с.
  134. М. Художественное творчество, действительность, человек. -М, 1982.-479 с.
  135. Художественный мир романов А. Кешокова: Метод, указания / Сост. А. Х. Мусукаева. Нальчик, 1992. — 23 с.
  136. Т. В ритме эпохи. Нальчик, 1986. — 186 с.
  137. Ш. Е. Художественное своеобразие адыгской поэзии (эволюция, поэтика, стилевые искания). Майкоп, 2003. — 379 с.
  138. Ад. Утверждать правду жизни гражданский долг писателя. — Нальчик, 1985. — 164 с.
  139. H.A. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. — 232 с.
  140. А.Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982. — 195 с.
  141. С.И., Эфендиев Ф. С. Общетюркская мифология и ее фольклорные связи: фольклор как социокультурный феномен. Нальчик, 2005. -68 с.
  142. Т. Поэзия жизни. Нальчик, 1977. — 255 с.
  143. Т.Е., Эфендиев С. И. Кайсын Шуваевич Кулиев: Биография поэта. Ч. 1 (1917−1958). Нальчик, 1997. — 248 с.
  144. Т.Е., Эфендиев С. И., Эфендиев Ф. С. Кайсын Шуваевич Кулиев: Биография поэта. Ч. 2 (1959−1985).-Нальчик, 1997.-421 с.
  145. Ч. Пространство поэта (Перечитывая Кайсына Кулиева) // Кулиев К. Ш. Прислушайся к словам.: Избранная лирика / Сост. Ж. К. Кулиева. Нальчик, 2002. — С. 5- 20.
  146. А. Мудрец Кавказа: (Кязим Мечиев) // Колхозная жизнь. -1974.-21,28 февраля.
  147. А. Живая вершина: (Читатель о сборнике «Книга земли») // Советская молодежь. 1974. — 13 апреля.
  148. Алиму Кешокову 80 лет // Терек. — 1994. — 2 июля.
  149. И. О Кайсыне Кулиеве // Кулиев К. Собр. соч.: В 3 т. М., 1976.-Т.1.-С. 5−10.
  150. С. О моем друге и собрате // Эльбрус. 1989. — № 1. — С. 8586.
  151. С. Об Алиме Кешокове // Баруздин С. Люди и книги. М., 1978.-С.135- 136.
  152. С. К. «Мир и радость, вам, живущие!»: мысли о Кайсыне Кулиеве, навеянные письмами читателей // Кабардино-Балкарская правда. -1986.- 4 июня.
  153. С. К. Уроки нравственности: (О творчестве К. Мечиева) // Кабардино-Балкарская правда. 1989. — 20 октября.
  154. Д., Пипинис В. У истоков балкарской поэзии // Кабардино-Балкарская правда. 1958.- 18 марта.
  155. Всадник чести. Алим Кешоков: жизнь и творчество / Сост. М.М. Хафи-це, Дж. П. Кошубаев. Нальчик, 2003. — 288 с.
  156. Р. Я склоняю голову перед ним: (О К. Мечиеве) // Советская молодежь. 1984. — 20 декабря.
  157. Э.М. Тема русской культуры в кабардинской поэзигл XX в. // VII Славянские чтения в Кабардино-Балкарии: Материалы научно-практической конференции: сборник / Сост.: А. М. Гутов, В. А. Зверде. -Нальчик, 2004.-С. 119−122.
  158. В. Читая Кайсына Кулиева // Новый мир. 1965. — № 2. -С. 253−257.
  159. М. Потомкам в назидание: (О творчестве Кязима Мечиева) // МингиТау. 1993.-№ 3.-С. 170−179.
  160. Т. О генетической близости ощущения природы в поэзии Федора Тютчева и Кайсына Кулиева // Уч. зап. Азерб. пед. ин-та русск. яз. и лит. 1977. — № 4. — С. 35 — 40.
  161. Т. Формы проявления национального в художественной индивидуальности в произведениях Ахмата Созаева // Материалы научно-практической конференции «Молодежь и наука». Нальчик, 1981.
  162. А. Предисловие к книге стихов А. Кешокова // Кешоков А. Избранная лирика. М., 1971.
  163. Н. Мир сквозь сердце // Дружба народов. 1965 — № 3 — С. 264.266.
  164. О. Путь всадника: (О творчестве писателя) // Дон. -1982.-№ 9.-С. 132−142.
  165. М. На пути к вершинам: Вступительная статья // Кулиев К. Избранный произведения: В 2 т.-М., 1970.-С. 5−18.
  166. Н. Я песни из сердца беру своего // Культура и жизнь. -1984. -№ 8. -С. 41.
  167. Живое слово: кязимовский сборник: Материалы республиканской научно-практической конференции «Кязим Мечиев: история и современность», посвященной 60-летию со дня смерти поэта. Нальчик, 2005. — 160 с.
  168. В., Сабиров X. Общность психического склада один из существующих признаков науки // Вопросы истории. — М., 1968, № 5. — С. 81.
  169. Т. Учусь таланту доброты // Дружба народов. 1972. — № 4.
  170. С. Балкарскому поэту Кайсыну Кулиеву // Избранные произведения: В 2 т. М., 1978. — Т. 1. — С. 217−219.
  171. А. Мастер слова: (О К. Мечиеве) //Советская молодежь. -1984.-20 декабря.
  172. Д. Светлый родник поэзии: Сб. стихов поэта «Кубок неба» // Известия. 1977. — 22 сентября.
  173. Д. Редкий, могучий талант // Дон. 1977. — № 11. — С. 175 -183.
  174. К. Большой поэт маленького народа: (К 100-летию К. Мечиева) // Кабардино-Балкарская правда. 1959. — 9 октября.
  175. К. Будь самим собой!: О Твардовском // День поэзии. М., 1972.-С.204−207.
  176. К. Восхождение таланта // Слово о Расуле Гамзатове: Сб. ст. Махачкала, 1973.-С. 213−219.
  177. К. Кязим Мечиев и восточная поэзия // Так растет и дерево. -М., 1975.-С. 404−414.
  178. К. Годы плодотворного труда // Кабардино-Балкарская правда. 1984.-20 июля.
  179. К. Поэт и горы // Кязим Мечиев. Стихотворения и поэмы. -Нальчик, 1962.-С. 5−17.
  180. Кучукова 3. Феномен мифоэпического у Кайсына Кулиева // Способность к диалогу. М., 1993. — с. 234−252.
  181. Ю. Традиция // Философская энциклопедия. М., 1970. — Т. 5. -С.253.
  182. Г. Вырастая из единого корня // Огонек. 1976. — 1. -С.175−176.
  183. Г. Принимая близко к сердцу // Правда. 1980. — 6 августа.
  184. Мальбахова 3. Сад, созданный любовью // Кабардино-Балкарская Правда. 1994. — 22 июля.
  185. И. Чувство высоты // Эльбрус. 1989. — № 1. — С. 87.
  186. Т.Н. Военная публицистика А.П. Кешокова // Кабардино-Балкария в годы ВОВ: Материалы конференции. Нальчик, 2005. — С. 186 189.
  187. М. Рецензии на «Стихи-стрелы» // Дон. 1982. — № 6. -С. 139.
  188. Л. Доброта и мужество // Мкртчян Л. Родное и близкое: Статьи.-М., 1978.-С. 152−159.
  189. М. Глашатай адыгов // Кабардино-Балкарская правда. 1994. -22 июля.
  190. С. Встречи: (О Пачеве и Мечиеве) // Трудовая слава. 1989. — 8 апреля.
  191. С. Поднявший кубок неба // Кабардино-Балкарская правда. -1994.-22 июля.
  192. А. «Пусть с вами живет мое доброе слово.»: (О К. Мечиеве) // Блокнот агитатора. 1984. -№ 24. — С. 44−47.
  193. А. О творчестве А. Кешокова // Мусукаева А. Ответственность перед временем. Нальчик, 1987.
  194. В. О поэзии Кайсына Кулиева: (Вступительная статья) // Кулиев К. Избранная лирика. М., 1967. — С. З — 23.
  195. В. Достоинство профессии // Юность. 1974. -№ 12.
  196. Остаться в памяти людской.: к 70-летию Кайсына Кулиева / Сост. Ж. К. Кулиева. Нальчик, 1987. — 368с.
  197. Писатели об А. П. Кешокове // Коммунист. 1989. — 22 июля.
  198. С. Почва и судьба: О национальных корнях поэзии К. Кулиева //Неман.- 1969.-№ 11.-С. 167−174.
  199. Н. Истина и слово (Об А. Кешокове) // Волга. 1975. -№ 1.
  200. М. Горская симфония // Синие горы Кавказа / Сост. М.М. Ха-фицэ. Нальчик, 1982. — С. 5−16.
  201. В.А. Кабардинский поэт // В. А. Солоухин. Слово живое имертвое.-М., 1976.-С. 150−156.
  202. К.К. Пачев Бекмурза // Певцы разных народов. Махачкала, 1971.-С. 226−235.
  203. А. Пророк балкарской поэзии // Кабардино-Балкарская правда. 1994. — 8 октября.
  204. Д. Вечное древо жизни: (О встрече К. Мечиева, Б. Пачева, А. Хавпачева) // Советская молодежь. 1988. — 19 октября.
  205. Н. Приветственное письмо к 60-летию Кайсына Кулиева // Остаться в памяти людской.: к 70-летию Кайсына Кулиева / Сост. Ж. К. Кулиева. Нальчик, 1987. — С. 321−326.
  206. .И. К вопросу о национальном образе мира в поэзии К. Кулиева // Вестник КБГУ. Вып. 6. Нальчик, 2003.
  207. Толгуров 3. Глас совести народной // Эльбрус. 1989. — Т.2. — С. 61 -64.
  208. Тхагазитов 3. Только правду // Политическая агитация. 1990. — № 15−16.-С. 57−60.
  209. Ю. Всадник чести // Кабардино-Балкарская правда. 1989. -21 июля.
  210. Ю. О романах А. Кешокова // Тхагазитов Ю. Адыгский роман. Нальчик: Эльбрус, 1987.
  211. Е. Недаром он из поколения смелых // Кабардино-Балкарская правда. 1994. — 22 июля.
  212. Р. Проблема характера героя // Орга. 1983. — № 2. — С. 5053.
  213. JI. Устойчивая символика в поэзии Алима Кешокова // Республика: Альманах социально-политических и правовых исследований. -Нальчик, 2003. Вып. 4. — С. 285−294.
  214. Дж. Медаль для Алима Кешокова // Газета Юга. 2000. — 25 мая.
  215. Е. Своя посадка в седле // Кабардино-Балкарская правда. -1990.-25 июля.
  216. Л. Национальные элементы в военной лирике А. Кешокова // Вестник КБИГИ. Нальчик, 2005. — Вып. 11. — С. 296−301.
  217. М. О поэтической системе К.С.Отарова (30-е годы) // Керим: Стихи, эссе воспоминания современников о К. Отарове / Сост., вступ. статья М. Мокаева, Нальчик, 2003. С. 88 96.
  218. Т. О Кешокове // Чамоков Т. В ритме эпохи. Нальчик: Эльбрус, 1986.
  219. Т. С веком наравне // Чамоков Т. В созвездии сияющего братства. -М., 1976.
  220. П. Алиму Кешокову 70 лет // Красное знамя. — 1984. — 21 июля.
  221. Е. Слово вечно. (Интервью с А. Кешоковым) // Неделя. -1985.-№ 8.-С. 4−5.
  222. Ад. К новым свершениям: (Об А. Кешокове) // Октябрь. -1971.-№ 8.
  223. А. Поэт нартского размаха: (О К. Мечиеве) // Кабардино-Балкарская правда. 1959. — 9 октября.
  224. Т. Простишь ли ты меня // Кабардино-Балкарская правда. -1994.-20 июля.
  225. Я жил на этой земле.: Кайсын Кулиев. Портрет в документах / Сост., автор предисл. Ж. К. Кулиева. Нальчик, 1999. — 512 с. 1.I
  226. Антология балкарской поэзии. Нальчик, 1959. — 336 с.
  227. Антология дагестанской поэзии. Махачкала, 1980. Т.2. — 336 с.
  228. Антология кабардинской поэзии. М., 1957. — 299 с.
  229. Антология осетинской поэзии. М., 1960. — 391 с.
  230. H. Н. Избранное. M., 1964. -418 с.
  231. И. X. Балкарская баллада. Стихи, поэма. М., 1974. — 135 с.
  232. И. X. Колыбельная для молнии: Стихи и поэмы. Нальчик, 2000.- 184 с.
  233. М. А. Эльбрус белокрылая птица: Стихи. — M., 1985. — 48 с.
  234. Х.К. Красный всадник: Стихи и поэма. М., 1977. — 186 с.
  235. A.M. Сквозь сердце. Нальчик, 1983. — 152 с.
  236. A.M. Мотив. M., 1984. — 164 с.
  237. A.M. От весны до весны. М., 1986. — 192 с.
  238. А. К. Стихи и поэмы. Нальчик, 1962. — 94 с.
  239. С. С. Пора листопада. Стихотворения, поэмы. Нальчик, 2004. -264 с.
  240. Т. Избранное: Стихи. Поэмы. Нальчик, 1983. — 322 с.
  241. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях / Сост. А. И. Алиева. Нальчик, 1983. — 432 с.
  242. Карачаево-балкарский фольклор. Нальчик, 1996. — 432 с.
  243. И. И. Избранное: Стихотворения / Сост. Дж. П. Кошубаев. -Нальчик, 2001.-272 с.
  244. А.П. Согретые камни. М., 1964. — 176 с.
  245. А. Избранное: В 2 т. Нальчик, 1964.
  246. А.П. Земля добра и винограда. Стихи и поэма. М., 1973. -256 с.
  247. А.П. Стихи-стрелы. М., 1981. — 126 с.
  248. А. Собр. соч.: В 4 т.-М., 1981−1982.
  249. А.П. Книга утра.-М., 1983.-344 с.
  250. А.П. Мед воспоминаний: Стихи и поэмы. М., 1987. — 362 с.
  251. Д. Трудное поле жизни. М., 1983. — 284 с.
  252. К.Ш. Мир дому твоему. М., 1966. — 180 с.
  253. К.Ш. Благодарю солнце. М., 1969. — 160 с.
  254. К.Ш. Говорю самому себе. М., 1977. — 32 с.
  255. К.Ш. Прислушайся к словам.: Избранная лирика / Сост. Ж. К. Кулиева. Нальчик, 2002. — 536 с.
  256. К.Ш. Так растет и дерево. М., 1975. — 463 с.
  257. Кязим. Дин китабы: Назмула, зикирле, дастанла. Биринчи китаб. -Нальчик, 2002. 368 с.
  258. В. сочинения: В 2 т. 1 т. М., 1987. — 768 е.- 2 т. — М., 1987.-768 с.
  259. К. Избранное. Нальчик, 1959. — 182 с.
  260. К. Стихотворения и поэмы. Нальчик, 1962. — 160 с.
  261. К. Собр. соч.: В 2 т. Нальчик, 1989.
  262. К. Избранное. Нальчик, 1998.-356 с.
  263. М. Свет жизни: Стихотворения и поэмы. М., 1988. — 312 с.
  264. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М., 1994. — 656 с.
  265. К. Жолла (Дороги). Фрунзе, 1956. — 180 с.
  266. К. Дороги: Стихи. М., 1959. — 184 с.
  267. К. Сайлама 2-т-къ. Нальчик, 1962.
  268. К. Годы и горы: Стихи. М., 1966. — 252 с.
  269. К. Сынла (Памятники). Нальчик, 1972. — 214 с.
  270. . Верные слова. М., 1957. — 176 с.
  271. . Стихи. Нальчик, 1967. — 188 с.
  272. Родная поэзия. Избранные стихотворения советских поэтов народов СССР / Сост. М. В. Завадская. М., 1966. — 638 с.
  273. Р. Б. Уроки совести. Нальчик, 1991. — 290 с.
  274. Синие горы Кавказа: Сборник стихов / Сост. М. М. Хафицэ. Нальчик, 1982.-448 с.
  275. А. Солнечные тени. Нальчик, 1974. — 154 с.
  276. А. Летящие окна. М., 1985. — 196 с.
  277. А. Т. Лирика. Петрозаводск, 1974 — 408 с.
  278. Х.М. Колесо жизни: Стихи. Нальчик, 2001. — 238 с.
  279. С. Стихотворения: Избранное. Нальчик, 1964. — 214 с.
  280. A.A. Избранное. М., 1953. — 306 с.
  281. Ад. О. Избранное. Нальчик, 1999. — 312 с.
Заполнить форму текущей работой