Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концепция организации и принятия комплексных маркетинговых решений в предпринимательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развита гипотеза о квадратичной зависимости между сложностью решений и уровнем сложности структуры ситуации путем введения меры цены ошибки в принятии маркетинговых решений Заключение Характер и тенденции современного развития не оставляют сомнений в том, что экономическая ситуация начала XXI века будет характеризоваться чрезвычайно высоким и динамично нарастающим уровнем сложности проблем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние и проблемы развития теоретических основ разработки и принятия экономических решений
    • 1. 1. Предпосылки модельного подхода к описанию задач исследования экономических ситуаций
    • 1. 2. Проблемы, задачи и классификационные схемы систем моделирования решений
  • Глава 2. Методологические и методические основы алгоритмизации решений в системах предпринимательства
    • 2. 1. Методологические аспекты исследования процесса построения моделей экономических решений
    • 2. 2. Модельный подход к анализу систем предпринимательства
  • Глава 3. Разработка концептуальных и методических положений по организации и принятию комплексных маркетинговых решений в предпринимательской деятельности
    • 3. 1. Формирование архитектуры и принципы функционирования операционных модельных комплексов маркетинговых решений
    • 3. 2. Факторы и подходы к оценке эффективности систем моделирования маркетинговых решений в сфере предпринимательства

Концепция организации и принятия комплексных маркетинговых решений в предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интенсивное внедрение с начала 90-х годов философии и методологии маркетинга в сферу российского предпринимательства вызвало глубокие изменения как в системах мотиваций субъектов хозяйственной деятельности, так и в практике их реальных действий на рынке. Маркетинговая концепция управления фактически уже стала нормой, определяющей принципы организации, планирования, использования ресурсов и проведения хозяйственных операций, часто в условиях риска и неопределенности. Последовательное внедрение принципов маркетинга обеспечивает все более точную самоидентификацию предприятий и адаптацию их к рыночной среде. Все более значительная часть управленческих усилий по решению внутрифирменных проблем направляется на повышение их адаптационных возможностей. Иными словами, главным объектом системы принятия решений на предприятии становится маркетинговая сфера.

В рыночных условиях хозяйствования активно проявляют себя такие сравнительно новые для нашей экономики факторы как нестабильность, неопределенность, подвижность внешней среды, эффективно действующие обратные связи. Значительно возросла мера ответственности лиц, принимающих решения, равно как и цена ошибочных действий. С другой стороны, внедрение в научный и практический оборот зарубежного опыта управления, базирующегося на маркетинговых концепциях, и уже многочисленные исследования отечественных специалистов существенно повлияли на культуру принятия маркетинговых решений.

Однако, многие научные схемы, верные по существу, носят, зачастую, слишком обобщенный, часто декларативный характер, а рекомендации трудно переводимы на язык действий. Они убедительно предписывают, что должно быть сделано, в то время как в практическом маркетинге главным является вопрос как осуществить ту или иную идею в условиях конкретного предприятия, действующего под прессингом жесткого дефицита времени, ресурсов и инфор мации. Именно этими обстоятельствами обусловлена актуальность темы настоящей диссертации, нацеленной на исследование принципов и методов принятия комплексных решений в системах маркетинга на основе унифицированных алгоритмов. Целью разработки таких алгоритмов является исследобание возможностей доведения теоретических рекомендаций до эффективной практической реализации в условиях рыночных отношений между субъектами маркетинговой системы.

В качестве объекта исследования выбрана маркетинговая сфера предпринимательства, включающая в себя, с одной стороны, традиционные структурные элементы маркетингового комплекса, рыночную философию и концепцию управления предприятием, с другой стороны, собственно предпринимательство, рассматриваемое как активный элемент, дополняющий маркетинговый комплекс, как главный инициирующий фактор, способный наполнить конкретным содержанием деятельность предприятия, оценить значение текущих параметров управления и маркетинговых переменных, сформировать целевой вектор и принять конкретное решение. Выдача задания на проведение НИОКР, запуск продукции в производство или прекращение его выпуска, определение товарного ассортимента, уровня сервиса и гарантий, расчет цен, — все такого рода решения по современной классификации принято относить к сфере маркетинга, не говоря уже о таких традиционно маркетинговых задачах как исследование рынка, сегментация, позиционирование, выбор средств и методов продвижения товара или определение рекламного бюджета фирмы.

Специфика маркетинговых решений и их отличие от производственных, технико-технологических решений, а также ценовых и сбытовых решений в их «классической» форме состоит прежде всего в том, что они носят ярко выраженный системный характер. Собственно и сущность маркетинга как науки меньше всего определяется отдельными элементами, составляющими в совокупности маркетинговый комплекс. В самом деле, такие дисциплины как товароведение, ценообразование, коммерция, рекламная деятельность, казалось бы, в своей совокупности функционально эквивалентны маркетингу. Но специфика маркетинга как научной дисциплины состоит прежде всего в изучении сложной сети взаимосвязей между компонентами, входящими в его комплекс. Из теории систем хорошо известен тот факт, что система может иметь сложное поведение вследствие простого нелинейного взаимодействия всего нескольких компонент. В маркетинговой же системе нарастание сложности происходит еще более динамично за счет многообразия связей и зависимостей между элементами маркетингового комплекса и их совокупностями. Эти связи и отношения могут носить не только функциональный или статистический характер, но также характер причины и следствия, зависимости, изменяющейся во времени, (например, при включении в схему рассмотрения фактора жизненного цикла товара). Связи могут носить также условный, ситуационный, ролевой, инструментальный или ассоциативный характер как, например, в задачах изучения имиджа товара или фирмы. Но комбинация не только увеличивает сложность, она создает новое качество. Именно этот фактор в значительной мере влияет на специфику, сложность, структурную многовариантность и операционную вариабельность маркетинговых решений. Изучение способов, форм и методов организации и принятия маркетинговых решений в системах предпринимательства и составляет предмет настоящего исследования.

Главной целью работы является разработка концептуальных и методических положений по развитию теории и практики формирования и принятия комплексных маркетинговых решений в предпринимательской деятельности с использованием унифицированных алгоритмов. При этом в качестве важнейшей задачи ставится разработка ориентированных на специалистов в области маркетинга и менеджмента эффективных инструментов принятия маркетинговых решений, опирающихся на современные принципы и технологии обработки данных и знаний и предполагающих активное применение общедоступных компьютерных программ.

Структура диссертации. Первая глава посвящена описанию постановки проблемы, а также содержит краткое изложение важнейших теоретических предпосылок, основ методологии некоторых базовых научных дисциплин, понимание которых помогает уяснить проблематику, кратко сформулированную в качестве названия настоящей работы. Во второй главе проводится анализ существующих методов и подходов, связанных с алгоритмизацией типовых маркетинговых решений. В третьей главе предпринята попытка дать некоторые методологические рекомендации относительно способов и форм построения операционных модельных комплексов маркетинговых решений и их интеграции в сферу предпринимательства, а также определены некоторые подходы к оценке эффективности систем моделирования, базирующихся на концепции взаимосвязи модельных комплексов и маркетинговых систем предприятия.

Методологической и теоретической основой исследования являются научные достижения в области теории и практики предпринимательства, маркетинга, а также принципы, критерии, методики и формы теории принятия решений, системный анализ, исследование операций и основы информационных технологий.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые исследованы системные характеристики, определяющие специфику большинства маркетинговых проблем предприятия, функционирующего в условиях перманентного кризиса. Такими характеристиками являются «структурная сложность», «полифункциональность» и «полицентрич-ность» современных маркетинговых систем.

2. Систематизированы и упорядочены классификационные схемы и подходы к разработке алгоритмов организации и принятия маркетинговых решений.

3. Предложена методика поэтапной композиции маркетинговых решений, что развивает методологию анализа и синтеза комплексного моделирования в системах маркетинга.

4. Проведено исследование терминологического аппарата, касающегося организации и принятия маркетинговых решений, что позволило обосновать необходимость введения новой дефиниции «операционный модельный комплекс» как наиболее полно отражающей сущность и цель формирования алгоритмов принятия маркетинговых решений.

5. Развита гипотеза о квадратичной зависимости между сложностью решений и уровнем сложности структуры ситуации путем введения меры цены ошибки в принятии маркетинговых решений Заключение Характер и тенденции современного развития не оставляют сомнений в том, что экономическая ситуация начала XXI века будет характеризоваться чрезвычайно высоким и динамично нарастающим уровнем сложности проблем, от правильного решения которых будет зависеть не только успех или неуспех отдельных этапов развития фирмы, ее целевых программ, кампаний и деловых операций. Во многих случаях на карту будет ставиться сама возможность продолжать существование в качестве субъекта экономической деятельности. Предприниматель, желающий удовлетворительно выдержать испытания, предстающие перед ним в виде новых и во многих случаях неожиданных наборов обстоятельств, должен научиться умению четко идентифицировать возникающие перед ним проблемы и своевременно принимать грамотные и сбалансированные решения. Только таким образом он может удержаться в рамках своей социальной, экономической и управленческой ответственности.

Ключом к овладению ситуациями, несущими угрозу благополучию фирмы, в новых условиях может стать принцип опережающего принятия решений, базирующийся на активном использовании информации прогнозного характера, включаемой в контур системы внутрифирменного управления. Фирма, следующая данному принципу, вынуждена будет при этом построить своеобразную «систему раннего предупреждения», эффективной технической базой для которой может стать модельный комплекс принятия решений. Таким образом, маркетинговая система фирмы сможет не просто. пассивно реагировать на уже свершившиеся события, но также и на будущие события, которые имеют высокую вероятность реализоваться на практике (в случае, если прогнозирование достаточно точно). Конечно, такой подход может иметь успех только при условии осознания всей меры ответственности за принимаемые решения лицами, от которых зависит формирование рыночных параметров будущего. И эта ответственность должна базироваться на точном знании природы современных экономических и социальных процессов.

Второе важнейшее условие выживания в новой экономической кризисной среде можно сформулировать в виде принципа превентивной активности. На ключевых стратегических направлениях деятельности фирмы следует быть заранее активным, не только участвовать в рыночных событиях, но и формировать их, ориентируя маркетинговую систему фирмы на приобретение способности быть причиной рыночных событий. Модельные комплексы принятия решений могут стать при этом источником новых концептуальных предвидений и подходов, а также возможных мотивированных сценариев таких событий. В качестве критерия мотивации в данном случае можно рассматривать потенциальную эффективность альтернативных программ и действий.

Именно в данном контексте особое значение представляет проблема эвентуальных процессов (термин введен автором настоящей работы) как процессов виртуальной природы, порождающих варианты возможных последовательностей событий. Разумеется, при этом не следует отягощать маркетинговую сферу решениями, которые в действительности вытекают не из нее, а из совершенно других областей.

Новые технические возможности в области обработки информации и коммуникаций радикально меняют характер современного бизнеса и предпринимательства. Изменению подвергается не только предметная сфера, но также способы и методы, посредством которых осуществляется предпринимательская практика. Под влиянием новых экономических и гуманитарных знаний происходит активное изменение отношений человека с окружающим его миром. Ведущая роль в этом процессе принадлежит экономической образовательной системе, в рамках которой модельный подход постепенно становится одним из базовых принципов обучения. Для полной реализации потенциальных возможностей этого подхода необходимо, чтобы сумма знаний по проблемам моделирования, подвергнутая тщательному концептуальному анализу в единстве с экономическими, гуманитарными, специальными и междисциплинарными знаниями стала одной из фундаментальных компонент современного экономического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Академия рынка: маркетинг: Пер. с франц./ Дайн А., Буркель Ф., Ланкар Р. и др./Науч. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993
  2. Р. и Эмери Ф. О целеустремленных системах, «Сов. Радио», М.: 1974
  3. И.А., Багиев Е. Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997
  4. Г. Л. Маркетинг философия и инструментарий предпринимательства. В кн.: Маркетинг и предпринимательство: Ученые записки факультета коммерции. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995
  5. Г. Л. Маркетинг. Задачи и ситуации. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998
  6. Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996
  7. Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996
  8. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов./Под общей редакцией д.э.н., профессора Багиева Г. Л. М.: Изд-во «Экономика», 1999
  9. И.Багиев Г. Л., Красикова Н. И. Мотивация коммерческих коммуникаций в системе маркетинга: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994
  10. Г. Л., Томилов В. В., Чернышева З. А. Маркетинг и культура предпринимательства/ Под общей ред. акад. А. И. Муравьева СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995
  11. Р.Д., Кокс Д. Ф., Браун Р. В. Информация и риск в маркетинге. М.: Финстатинформ, 1993
  12. Г. Г., Кузнецов Б. А. Языковые средства автоматизированных ин-• формационных систем. -М.: Наука, 1983
  13. О.М. Математическое моделирование отрасль информатики. В кн. Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986
  14. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, Наука, 1984
  15. В.В., Курятников А. Б. Организация эффективного внутрифирменного планирования и контроля/ Известия С.-Петербургского университета экономики и финансов, № 2, 1998
  16. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. М.: Экономика, 1995
  17. Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. -М.: Наука, 1980
  18. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов. СПб.: Издательство СПбГТУ, 1997
  19. Вопросы анализа и процедуры принятия решений/ Сб. переводов. М: Мир, 1976
  20. H.H. Теория игр для экономистов и кибернетиков. М.: Наука, 1985
  21. Ю.А. Гомоморфизмы и модели. М.: Наука, 1975
  22. С.Р., Сыроежин И. М. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры). М.: Экономика, 1976
  23. В.И., Паньшин Б. Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. Киев, Наукова думка, 1988
  24. Гроот де М. Оптимальные статистические решения/ Пер. с англ. М.: Статистика, 1974
  25. Данилов-Данильян В.И., Толмачев И. Л., Шуршалов В. В. Об имитационном моделировании систем с развивающейся структурой. В кн. Системные исследования. Методологические проблемы. М.: Наука, 1980,
  26. И.А., Мясников В. А., Четвериков В. Н. Автоматизированные системы управления предприятиями: Учебник. М: Машиностроение, 1984
  27. В.Г., Кухарчук A.C., Чеботарь Ю. М., Шумов Ю. А. Маркетинг и новые формы научно-информационной деятельности: Методическое пособие. -М.: ИПКиР, 1990
  28. Дихтль Е, Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие/ Пер. с нем. -М.: Высш. школа, 1995
  29. Т. Мотивация и призводительность. В кн. Современные тенденции в управлении в капиталистических странах/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1972
  30. C.B., Дудин Е. Б., Ларичев О. П. и др. Подготовка и принятие решений в организационных системах управления. В кн: Итоги науки, серия Техническая кибернетика, 1969
  31. С.М. Метод Монте-Карло и смежные вопросы. М.: Наука, 1975
  32. С.М., Михайлов Г. А., Статистическое моделирование. М.: Наука, 1982
  33. А.Н. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. М.: Наука, 198 538.3айченко Ю. П. Исследование операций: Учеб. Пособие для студентов вузов. Киев, Вища школа, 1979
  34. Ю.П., Лотов A.B. Математические модели в экономике/ Под ред. H.H. Моисеева.- М.: Наука, 1979
  35. Г. И., Каштанов В. А., Коваленко И. Н. Теория массового обслуживания: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1982
  36. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов/ Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко, И. М. Тришин, М.Н.Фридман- Под ред. проф. Н. Ш. Кремера. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997
  37. Ю.А. Математический словарь. — Таллин: Валгус, 1985
  38. JI.A. Методы и средства интеграции неоднородных баз данных. Под ред. Л. Н. Королева. М.: Наука, 1983
  39. К. Бизнес-анализ с помощью Excel.: Пер. с англ. Киев: Диалектика, 1997
  40. Ч., Хоув Ч. Количественные методы принятия решений в управлении и экономике/ Пер. с англ. М.: Мир, 1966
  41. Ю.М. Математические основы кибернетики: Учеб. пособие для вузов. М.: Энергия, 1980
  42. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1997
  43. А. Методы и модели исследования операций/ Пер. с франц. М.: Мир, 1966
  44. А., Анри-Лабордер А. Методы и модели исследования операций/ Пер. с франц. М.: Мир, 1977
  45. О.Красс И. А. Математические модели экономической динамики/ Под ред. И. А. Полетаева.- М., Советское радио, 1976
  46. Дж.П., Фармер Дж.Д., Паккард Н. Х., Шоу P.C. Хаос/ В мире науки, № 2, 1987
  47. H.A., Миронов Г. А., Фролов Г. Д. Автоматизированные информационные системы/ Под ред. A.A. Дородницина. М.: Наука, 1982
  48. Критический анализ теории и практики менеджмента/ Г.-И Браун, Г. Гроссе, X. Модель, М. Пушман, Ф. Рудольф. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1976
  49. Т., Эйвисон Д. Базы данных в административных информационных системах. М.: Финансы и статистика, 1983
  50. Курс общей экономической теории/ Под ред. А. И. Добрынина, JI.C. Тарасе-вича: Учебное пособие. Изд-во СПбУЭФ, 1996
  51. Курс практической психологии. Для высшего управленческого персонала: Учеб. Пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995
  52. Ламбен Жан.Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/ Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996
  53. Н.И. Неформализованные элементы системы моделирования. В кн. Системные исследования. Методологические проблемы. М.: Наука, 1980
  54. А.Е., Озира В. Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению. -М.: Экономика, 1975
  55. В.И. Комбинации предпринимательства/ Бизнес и учет в России, № 5−6, 1994
  56. Маркетинг и рыночные сети: Ученые записки факультета коммерции. 4.1,2. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994
  57. Маркетинг: Учебник/ А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.: Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995
  58. A.C., Милов М. П., Пеледов Г. В. Программное обеспечение ЭВМ. -М.: Высш. школа, 1990
  59. Математический энциклопедический словарь./ Гл.ред. Ю. В. Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия, 1988
  60. Дж. Целевое управление организацией/ Пер. с англ. М.: Сов. Радио, 1979
  61. Мулуд Ноэль. Анализ и смысл/ Пер. с франц. М.: Прогресс, 1979
  62. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория, Маркетинг, Финансовый менеджмент)/ Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1994
  63. Г. С. Системный анализ и искусственный интеллект для планирования и управления. В кн. Кибернетика. Дела практические. М.: Наука, 1984
  64. Д.А. Семиотические модели в управлении В кн. Кибернетика. Дела практические. М.: Наука, 1984
  65. Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. М.: Наука -1986
  66. Психологические исследования интеллектуальной деятельности/ Под ред. O.K. Тихомирова. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979
  67. Психологический словарь/ Под ред. В. В Давыдова, А. В .Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983
  68. Ю.А. Случайные процессы: краткий курс. -М.: Наука, 1979
  69. И.В. Алгоритмы решения экстремальных задач. М.: Наука, 1977• 83. Росс Д. Структурный анализ: язык для передачи понимания. В кн.: Требования и спецификации в разработке программ. Сборник статей/ Пер. с англ. -М.: Мир, 1984
  70. A.A. Вычислительный эксперимент и научно-технический прогресс. В кн.: Информатика и научно-технический прогресс/ М.: Наука, 1987
  71. A.A. Математическое моделирование и вычислительный экспе-¦ римент/ Вест. АН СССР, № 5, 1979
  72. С., Госман У. Матричная алгебра в экономике/ Пер. с англ.- М.: Статистика, 1974
  73. Справочник по исследованию операций/ Под общ. ред. Ф. А. Матвейчука -М.: Воениздат, 1979
  74. CIHA: наука и образование. М.: Наука, 1974
  75. Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1991
  76. В.В., Крупанин A.A. Экономико-организационные основы предпринимательства/ Под общ. ред. акад. Багиева Г. Л. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996
  77. Г. К. Интеграция организации и личности эволюция в Соединенных Штатах. В кн. Современные тенденции в управлении в капиталистических странах/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1972
  78. Э.Х. Концептуальное программирование. М.: Наука, 1984
  79. Управление, информация, интеллект. Под ред. А. И. Берга и др./ М.: Мысль, 1976
  80. В.А., Семенов А. Л. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения. М.: Наука, 1987
  81. Ю.А. Экономико-математическое моделирование в американских корпорациях/ М.: Наука, 1980
  82. Уэлдон Дж.-Л. Администрирование баз данных/ Пер. с англ.- М: Финансы и статистика, 1984
  83. К. Машинный эксперимент. В кн. Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения. Современное состояние. -М.: Наука, 1980
  84. П. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука, 1978
  85. И. Структуры и управление данными/ Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1982
  86. Дж. Мировая динамика. Пер. с англ. М.: Наука, 1978
  87. Дж. Основы кибернетики предприятия./ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1971
  88. Фундаментальные исследования в области представления знаний/ ВЦ АН СССР, ВИНИТИ, под ред. Поспелова Д.А.- М.: 1984
  89. Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х частях. М.: Финансы и статистика, 1992
  90. Дж.О. Новый стиль принятия решений на высшем уровне -практический взгляд. В кн. Современные тенденции в управлении в капиталистических странах/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1972
  91. А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993
  92. Э.Н. Проектирование машинной обработки экономической информации: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1987
  93. Д., Лоховски Ф. Модели данных/ Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1985
  94. В.П. Маркетинговые исследования: Учебное пособие/ Са-марск.гос.экон.акад. Самара, 1997
  95. Р. Имитационное моделирование систем. Искусство и наука. Пер. с англ. М.: Мир, 1978
  96. Ю.А. ЭВМ как средство представления знаний/ Природа, № 10, 1986
  97. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982
  98. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг/ Пер с англ. М.: Экономика, 1990
  99. Янг С. Системное управление организацией. М.: Сов. Радио. 1972
  100. Marketing Expert. Руководство пользователя/ Про-Инвест Консалтинг, 1997
  101. Unternehmensplanspiel WINLUDUS. Teilnehmer-Handbuch/ Rado-Plan Gmbh. Munchen, 1993
Заполнить форму текущей работой