Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Историко-математическая подготовка как средство культурологического личностно ориентированного образования учителя математики в педагогическом колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап (1999;2001гг.) был посвящен разработке общей концепции исследования на основе анализа педагогической, психологической и методической литературыизучалось состояние проблемы и особенности функционирования педагогического опыта. Формулировалась рабочая гипотеза, планировался констатирующий эксперимент. Осуществлялась опытно-поисковая работа по проектированию модели культурологического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы проектирования модели культурологического личностпо ориентированного образования учителя математики в педагогическом колледже
    • 1. 1. Концептуальные основы подготовки учителя математики в педагогическом колледже
      • 1. 1. 1. Культурологический подход к моделированию профессионального образования учителя математики в педагогическом колледже
      • 1. 1. 2. Историзация как необходимое условие культурологического личностно ориентированного образования учителя математики
      • 1. 1. 3. Специфические особенности подготовки учителя математики в педагогическом колледже
    • 1. 2. Проектирование культурологической модели личностно ориентированного образования учителя математики в педагогическом колледже
      • 1. 2. 1. Профессиональная культура как основная цель культурологического образования учителя математики в педагогическом колледже
      • 1. 2. 2. Основные принципы современного культурологического личностно ориентированного образования учителя математики в педагогическом колледже
      • 1. 2. 3. Содержание образования учителя математики культурологического типа в педагогическом колледже
      • 1. 2. 4. Функции современного культурологического образования учителя математики в педагогическом колледже
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Система историко-математической подготовки учителя математики в педагогическом колледже в рамках модели культурологического личностно ориентированного образования
    • 2. 1. Содержательно-методические основы историко-математичес-# кой подготовки студентов в педагогическом колледже
      • 2. 1. 1. Основополагающие принципы системы историко-математической подготовки
      • 2. 1. 2. Цели историко-математической подготовки будущего учителя математики в педагогическом колледже
      • 2. 1. 3. Структура и содержание историко-математической подготовки
      • 2. 1. 4. Основные формы и средства историко-математической подготовки студентов педагогического колледжа
      • 2. 1. 5. Реализация основополагающих принципов культурологического личностно ориентированного образования в истори-ко-математической подготовке учителя математики
    • 2. 2. Курс истории математики как системообразующее ядро историко-математической подготовки
      • 2. 2. 1. Цели, структура и содержание курса истории математики в педагогическом колледже
      • 2. 2. 2. Курс истории математики как культуротворческий фактор подготовки будущих учителей
    • 2. 3. Эффективность историко-математической подготовки будущего учителя математики в педагогическом колледже
    • I. 2.3.1. Организация экспериментальной работы по внедрению системы историко-математической подготовки в образовательный процесс педагогического колледжа
      • 2. 3. 2. Экспериментальная оценка эффективности историко-математической подготовки
  • Выводы по второй главе

Историко-математическая подготовка как средство культурологического личностно ориентированного образования учителя математики в педагогическом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное образование, в том числе и среднее профессиональное, находится сегодня в поисках эффективных направлений модернизации и развития. Происходит кардинальная перестройка содержания и структуры образования, как следствие, появляются новые образовательные системы. Одной из них является созданная и функционирующая у нас в стране система непрерывного педагогического образования «школа — педагогический колледж — педагогический вуз».

Становление этой системы сопровождается актуализацией проблемы модернизации образования на каждом из ее этапов. Следует признать, что наиболее острой эта проблема является на первом этапе профессиональной подготовки учителя в педагогическом колледже прежде всего потому, что она практически не подвергалась специальному изучению: анализ фундаментальных исследований в области образования показывает, что большинство из них посвящены проблемам школьного образования и профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе. '.

Одним из основных приоритетов модернизации сегодня является ориентация современного образования на личность студента — будущего учителя, обеспечение ее развития и саморазвития на основе выявления и учета индивидуальных ее особенностей. В связи с этим одной из ведущих современных дидактических концепций является концепция личностно ориентированного образования.

Реализация указанной концепции направлена на развитие средних специальных учебных заведений, в том числе и педагогических колледжей, с учетом индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся, особенностей проектирования их профессиональной подготовки в системе непрерывного образования с целью обеспечения условий для творческой реализации и самореализации личности.

Общее снижение культурного и интеллектуального уровня российского общества, массовое проявление бездуховности, безнравственности в отношениях, особенно среди молодежи, разрушение культурной среды, утрата культурных смыслов образования определили один из основных методов проектирования современного личностно ориентированного образованиякультурологический, базирующийся, в первую очередь, на принципах гуманизации и культуросообразности.

Структурное реформирование содержания среднего профессионального образования находит отражение, в первую очередь, в государственном образовательном стандарте, которым с 2002 года в педагогических колледжах введена специальность «Математика», что обострило проблему методологического и методического обеспечения подготовки будущих учителей в этих учебных заведениях.

Это актуализирует и проблему нашего исследования — проблему совершенствования профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом колледже с учетом требований современного культурологического личностно ориентированного образования.

Одним из необходимых условий эффективного функционирования современного личностно ориентированного образования культурологического типа является историзация профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом колледже в форме историко-математической подготовки.

Идеи историзации математического образования имеют давнее историческое прошлое и являются, как отмечает Ю. В. Романов, одной из традиций и тенденций развития отечественного математического образования [199. С.53]. Исторические сведения в обучении математике использовались многими выдающимися отечественными педагогами-математиками и преподавателями математики Л. Ф. Магницким, Л. Эйлером, С. Е. Гурьевым, Н. И. Лобачевским, Д. М. Перевощиковым, П. С. Гурьевым, В. Я. Буняковским, М. В. Остроградским, П. Л. Чебышевым, В. В. Бобыниным, Д.Д. Мордухай-Болтовским, И. К. Андроновым, Н. Я. Виленкиным и др.

Вопросы использования элементов истории в школьном обучении математике рассматривались в работах Г. И. Глейзера, Б. В. Гнеденко, И .Я. Деп-мана, A.B. Дорофеевой, К. А. Малыгина, А. Е. Малых, К. А. Рыбникова, В.Д.

Чистякова, А. П. Юшкевича и др.

Различным аспектам использования исторического материала в обучении математике посвящены также диссертационные исследования В. А. Алексеевой, В. М. Беркутова, Б. В. Болгарского, H.A. Михайловой, В.Е. Пыр-кова, Ю. С. Свистунова, М. А. Скоробогатой, А. Т. Умаровой, О.В. Шабано-вой, А. Т. Хохлова и др.

В трудах исследователей рассматриваются вопросы необходимости и целесообразности историзации школьного математического образования, предлагаются различные варианты решения отдельных аспектов данной проблемы как на уроках, так и во внеурочной работе. Определяются возможности данного процесса в реализации требований гуманитаризации, активизации познавательной математической деятельности учащихся, в интеллектуальном, общекультурном и духовном развитии личности учащихся, в развитии их творческих способностей и др. Эти требования в то же время являются основополагающими в реализации современного личностно ориентированного математического образования.

Проблема историзации специальной подготовки учителя математики в педагогическом вузе нашла отражение в работах В. В. Бобынина, C.B. Бело-бородовой, Н. Я. Виленкина, Б. В. Гнеденко, Р. З. Гушель, А. Н. Колмогорова, P.A. Майера, А. Е. Малых, Т. С. Поляковой, М. В. Потоцкого, Ю. В. Романова, К. А. Рыбникова, А. Е. Томиловой, Т. Т. Фискович, Е. А. Фрибус, Л.П. Шибасо-ва, З. Ф. Шибасовой, А. П. Юшкевича и др. Эти работы направлены на исследование личностно-развивающего, культурологического, аксиологического потенциала историзации вузовского педагогико-математического образования, на выявление возможностей историзации в формировании личности будущего учителя математики как человека высокой профессиональной культуры.

Отсутствие исследований, посвященных аналогичным проблемам подготовки учителя математики в педагогическом колледже, разработке системы его историко-математической подготовки, определяет актуальность темы заявленного нами исследования — историко-математическая подготовка как средство культурологического личностно ориентированного образования учителя математики в педагогическом колледже.

Методологический аппарат исследования.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом колледже.

Предмет — историко-математическая подготовка учителя математики в педагогическом колледже в условиях культурологического личностно ориентированного образования.

Цель исследования — теоретическое и практическое обоснование системы историко-математической подготовки учителя математики в педагогическом колледжевыявление условий, обеспечивающих ее эффективность как средства реализации культурологического личностно ориентированного математического образования.

Гипотеза исследования. Система историко-математической подготовки учителя математики в педагогическом колледже является одним из средств культурологического личностно ориентированного образования. Она будет эффективной при соблюдении следующих условий: 1) если в ее основу заложены современные тенденции развития среднего профессионального образования как одного из элементов системы непрерывного педагогического образования «школа — педагогический колледж — педагогический вуз" — 2) если она осуществляется с учетом ее специфики и в соответствии с такими принципами как принцип концептуальной согласованности, интегративно-сти, системности, непрерывности и адекватности, паритетности и профессиональной направленности- 3) если она будет способствовать личностному развитию будущего учителя как человека высокой профессиональной и общей культуры.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили ведущие его задачи:

1. Разработать теоретические основы модели культурологического личностно ориентированного образования учителя математики в педагогическом колледже.

2. Обосновать необходимость внедрения системы историко-математичес-кой подготовки учителя математики в педагогическом колледже.

3. Разработать и обосновать систему историко-математической подготовки учителя математики в педагогическом колледже, системообразующим 7 ядром которой является курс истории математики, акцентировав внимание на ее культурологическом потенциале.

4. Экспериментально обосновать эффективность разработанной системы историко-математической подготовки учителя математики в педагогическом колледже.

Методологической основой исследования в самом общем плане являются концепция культурологического личностно ориентированного образования и такие принципы построения современных образовательных систем, как принципы гуманизации, культуросообразности, гносеологический принцип историзма, принцип системно-структурного анализа, идеи интегра-тивности современного образовательного процесса, программы модернизации и развития среднего профессионального образования, а также системы непрерывного педагогического образования.

Теоретической основой исследования являются:

— работы, освещающие актуальные проблемы современного образования и воспитания, стратегии его развития (H.A. Алексеев, Е. В. Бондаревская,.

A.П. Валицкая, A.A. Греков, В. П. Зинченко, C.B. Кульневич, Н. Я. Лернер,.

B.В. Сериков, М. Н. Скаткин, E.H. Сорочинская и др.);

— труды, посвященные проблемам функционирования и развития среднего профессионального образования, в том числе и в педагогических колледжах (П.Ф. Анисимов, В. И. Вахрушев, A.A. Греков, JI.B. Занина, Г. В. Звезду-нова, Б. В. Кабарухин, Е. А. Корчагин, А. Т. Кондауров, Т. А. Крыгина, Л. Г. Семушина, E.H. Сорочинская, В. Ф. Яненко и др.).

— современные теории педагогического образования, в том числе педаго-гико-математического (В.А. Гусев, Г. В. Дорофеев, Т. А. Иванова, А.Г. Морд-кович, Т. С. Полякова, Н. Х. Розов, Г. И. Саранцев, В. А. Сластенин, P.C. Черкасов, Л. М. Фридман и др.);

— современные концепции гуманизации и гуманитаризации образования, в том числе математического (Е.В. Бондаревская, А. П. Валицкая, В. Г. Гилев, Г. В. Дорофеев, Т. А. Иванова, А. Г. Мордкович, М. И. Панов, Т. С. Полякова, Т. Т. Фискович, А. Н. Чалов, E.H. Шиянов и др.);

— теории формирования личности учителя, его профессиональной куль8 туры и мастерства (Е.В. Бережнова, Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, И. Е. Видт, И. А. Новик, Т. С. Полякова, Е. А. Попова, В. А. Сластенин, и др.);

— концептуальные исследования в области творчества и культуротворчества учащихся в процессе обучения, в том числе и математике (А.П. Валицкая, С. Н. Дорофеев, J1.C. Выготский, JI.E. Князева, Б. И. Коротяев, C.B. Красникова, Г. К. Курыгина, И. Я. Лернер, C.JI. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, В. Д. Шадриков и др.);

— теории профессиональной и методической подготовки учителя математики (Н.Я. Виленкин, Б. В. Гнеденко, Г. Д. Глейзер, В. А. Гусев, В. А. Далингер, С. Н. Дорофеев, Г. Л. Луканкин, А. Г. Мордкович, И. А. Новик, Т. С. Полякова, Л. М. Фридман, В. Д. Шадриков и др.);

— фундаментальные исследования в области историко-математической и историко-методической подготовки учителя математики (C.B. Белобородова, Н. Я. Виленкин, Г. И. Глейзер, Р. З. Гушель, В. А. Далингер, И. Я. Депман, Ю. А. Дробышев, В. Н. Зиновьева, P.A. Майер, А. Е. Малых, И. А. Михайлова, Т. С. Полякова, В. Е. Пырков, Ю. В. Романов, К. А. Рыбников, А. Е. Томилова, Т. Т. Фискович и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) впервые разработаны теоретические основы культурологического личностно ориентированного образования учителя математики в педагогическом колледже, при этом:

— выявлены специфические особенности профессиональной подготовки учителя математики в учебном заведении этого типа: практикоориентиро-ванность, интегративность, определяющая, в свою очередь, преемственность со школьным математическим и вузовским математико-педагогическим образованием, специфичность действия принципа научности;

— в соответствии с выявленными специфическими особенностями спроектированы методологические основы культурологического личностно ориентированного образования учителя математики в педагогическом колледже, расширен спектр функций за счет добавления культуротворческой функции образования;

2) на концептуальном, содержательном, структурном и процессуальном уровнях разработана система историко-математической подготовки учителей математики в педагогическом колледже:

— конкретизировано понятие историзации профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом колледже;

— дано определение историко-математической подготовки учителя в педагогическом колледже;

— выявлены и теоретически обоснованы основные компоненты системы историко-математической подготовки студентов педагогического колледжа как одного из средств реализации построенной модели культурологического личностно ориентированного образования;

3) в рамках системы историко-математической подготовки разработаны содержание и методика курса «История математики» для студентов педагогических колледжей.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в моделировании концептуальных основ культурологического личностно ориентированного образования учителя математики в педагогическом колледже;

— в развитии теории историзации математического образования — конкретизации ее на уровень среднего профессионального образования учителя математики;

— в теоретическом обосновании культурологической значимости исто-рико-математической подготовки будущего учителя математики.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью:

1) эффективного функционирования разработанной нами модели культурологического личностно ориентированного математического образования в системе образовательного процесса педагогических колледжей;

2) использования разработанной нами системы историко-математической подготовки в педагогическом колледже;

3) использования разработанных содержательно-методических основ курса истории математики в работе учителя-практика, преподавателя математики педагогического колледжа;

4) использования результатов исследования при разработке учебно-методических пособий для учителей математики, разработке спецкурсов и курсов по выбору для оптимизации процесса подготовки учителей математи.

10 ки в педагогических колледжах.

Проблема, цель и задачи исследования обусловили выбор следующих методов:

— анализ психолого-педагогической, научно-методической и историко-математической литературы по проблеме исследования;

— анализ учебных программ дисциплин предметной подготовки учителя математики в педагогическом колледже;

— анализ программ различных курсов историко-математического характера для педвузов, учебников и учебно-методических пособий по истории математики;

— изучение и обобщение методологических основ историзации подготовки учителя математики в педагогическом вузе и историзации школьного математического образования;

— организация и проведение опытно-поискового, формирующего и констатирующего экспериментов;

— математические и статические методы обработки результатов экспериментального исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена, прежде всего, методологическим и научно-методическим подходами к разработке теоретических основ исследованияинструментарием исследования, адекватным его целям, предмету и задачам, положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

Достоверность теоретического компонента исследования подтверждается критериями: практической проверки, неопровергнутости теорией и практикой математического образования на данном этапе их развития, непротиворечивости логики исследования, контекстуальной достоверности.

Достоверность практического компонента исследования обеспечена позитивными результатами его внедрения в практику работы отделения математики Зимовниковского педагогического колледжа Ростовской области, положительной оценкой преподавателями колледжа, кафедры геометрии и методики преподавания Ростовского государственного педагогического университета, специалистов Министерства общего и среднего профессионально.

11 го образования Ростовской области, применением математических и статистических методов при обработке данных исследования.

База исследования: исследование проводилось на базе отделения математики Зимовниковского педагогического колледжа, факультета математики Зимовниковского филиала Ростовского государственного педагогического университета, в школах Зимовниковского, Ремонтненского, Орловского, Пролетарского, Сальского районов Ростовской области. В нем на различных этапах приняло участие более 300 человек: 68 студентов-математиков, 157 учителей школ, 135 школьников.

Исследование проводилось в три этапа (1999 — 2006 гг.).

Первый этап (1999;2001гг.) был посвящен разработке общей концепции исследования на основе анализа педагогической, психологической и методической литературыизучалось состояние проблемы и особенности функционирования педагогического опыта. Формулировалась рабочая гипотеза, планировался констатирующий эксперимент. Осуществлялась опытно-поисковая работа по проектированию модели культурологического личност-но ориентированного математического образования в педагогическом колледже, по моделированию системы историко-математической подготовки будущих учителей как одного из его ведущих средств, разрабатывались содержательно-методические основы разрабатываемой системы, методика диагностики ее эффективности. Особое внимание уделено разработке содержательно-методических основ курса истории математики как системообразующего фактора историко-математической подготовки учителя математики в педагогическом колледже.

На втором этапе (2001;2004 гг.) проводился формирующий эксперимент, посвященный апробации и корректировке разработанной нами системы историко-математической подготовки учителя математики в педагогическом колледже как одного из видов их профессиональной подготовки. Параллельно с этим осуществлялась оценка ее эффективности в системе требований современного культурологического личностно ориентированного образования будущего учителя, отслеживался уровень профессиональной компетентности студентов — будущих учителей — в сфере историзации процесса обучения математике в школе посредством анализа их творческих работ по разработке занятий историко-математического характера, а также анализа проводимых ими занятий в ходе педагогической практики.

Третий этап (2004;2006 гг.) посвящен уточнению и корректировке системы историко-математической подготовки учителя математики в педколледже. Осуществлялось обобщение и систематизация результатов первого и второго этапов исследованияуточнялись и корректировались основные компоненты историко-математической подготовки студентов в условиях культурологического личностно ориентированного образования. На данном этапе подводились итоги исследования, делались обобщающие и сравнительные выводы, результаты исследования оформлялись в виде кандидатской диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на научных конференциях, семинарах, совещаниях: на VII, X, XII, XIII Годичных собраниях Южного отделения РАО и XIX, XXII, XIV и XV региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Ростов-на-Дону, 2000, г.

Майкоп, 2003, г. Волгоград, 2005, г. Нальчик, 2006) — на XXIII Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов г. Челябинск, 2003) — Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора И. Д. Пехлецкого (г. Пермь, 2003) — III Международной конференции «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (г. Ростов-на.

Дону, 2004) — на VI Всероссийской научно-практической конференции.

Качество образования. Система непрерывного педагогического образования" (г. Ростов-на-Дону, 2005). О ходе и результатах проводимого исследования автор сообщал также на методических семинарах областного методического объединения преподавателей математики ОУ СПО.

Ростовской области, кафедры геометрии и методики преподавания математики РГПУ. Внедрение научных результатов осуществлялось в.

13 осуществлялось в процессе публикации статей, научно-методических материалов, а также путем организации опытно-экспериментальной работы на отделении математики Зимовниковского педагогического колледжа Ростовской области, общеобразовательных школ №№ 1, 4, 5, 6, 10, 11 п. Зимовники и Зимовниковского района Ростовской области. Результаты исследования внедрены в практику работы Волгодонского педагогического колледжа Ростовской области, Зимовниковского филиала ГОУ ВПО РГПУ.

По результатам исследования опубликовано 18 работ общим объемом 7,1 п.л. Из них 10 статей, 5 тезисов, 1 методическое пособие, 2 методические разработки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретические основы культурологического личностно ориентированного образования учителя математики в педагогическом колледже.

2. Система историко-математической подготовки учителя математики в педколледже: цели, принципы, содержание и программно-методическое обеспечение.

3. Теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности ис-торико-математической подготовки учителя математики как одного из ведущих средств его культурологического личностно ориентированного образования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и пяти приложений. Общий объем диссертации составляет 249 страниц. Из них 159 с. — основной текст, 26 с. — список литературы из 258 наименований. В тексте содержится 5 схем, 8 таблиц и две диаграммы. Приложения составляют 64 страницы. В них представлены: 1) инструментарий опытно-экспериментальной работы- 2) программа и методический аппарат курса «История математики" — 3) методические разработки.

Выводы по второй главе.

Во второй главе дано обоснование содержательно-методических основ историко-математической подготовки учителя математики в педагогическом колледже, показано, что этот вид его профессиональной подготовки является одним из эффективных средств современного культурологического личност-но ориентированного образования учителя математики.

1. С учетом специфических особенностей подготовки учителя математики в педагогическом колледже — практикоориентированности и интегра-тивности в системе непрерывного педагогического образования определены основные принципы историко-математической подготовки студентов пед-колледжа: 1) концептуальной согласованности- 2) интегративности- 3) системности- 4) непрерывности и адекватности- 5) паритетности- 6) профессиональной направленности.

2. С учетом традиционно определившихся целей историко-математической подготовки учителя математики, с ориентацией на цели и функции современного личностно ориентированного образования культурологического типа, а также требований к подготовке будущих учителей математики в педагогическом колледже, мы сформулировали цели их историко-математической подготовки в этом учебном заведении.

3. Следование указанным принципам позволило осуществить системный подход к определению структуры, содержания, уровней функционирования историко-математической подготовки студентов в педагогическом колледже.

Структура данного вида профессиональной подготовки учителя математики включает в себя три модуля.

1-й модуль историко-математической подготовки является органической частью дисциплин математического цикла (элементарная математика, алгебра, геометрия и др.), изучаемых в педагогическом колледже, характеризуется введением «исторической компоненты» в форме экскурса, беседы, рассказа по изучаемой теме на занятиях, а также организацией внеклассных форм: историко-математический вечер, конкурс и т. д.

2-й модуль историко-математической подготовки будущего учителя математики, являющийся ее системообразующим ядром, представляет собой курс истории математики.

3-й модуль историко-математической подготовки будущего учителя носит вариативный индивидуализированный характер. Основная его цельвключение студентов в исследовательскую деятельность в области истории математики (на соответствующем уровне) и историзации обучения математике в школе.

4. Выделены две основные группы форм историко-математической подготовки учителя математики в педагогическом колледже — учебно-организационные и учебно-профессиональные, определены ее основные средства — дидактические и информационные. Дидактические средства, в свою очередь, разделены на материальные (изображения и отображения историко-математичес-кого характера, описания предметов и явлений условными средствами) и содержательные (историзм в математическом объекте, элементы историзма). К информационным средствам отнесены историзированные учебники и учебные пособия, статьи, разделы историко-математического характера в математических газетах и журналах, научно-популярная литература по истории математики, историко-математические сведения в электронных базах данных, Internet.

5. Раскрыты содержательно-теоретические основы курса «История математики» в педагогическом колледже, подробно разработан его методический аппарат. Обоснован культуротворческий потенциал курса, что определяет его значимость в реализации ведущих принципов, функций современного культурологического личностно ориентированного образования учителя математики, достижении целей его профессиональной подготовки.

6. В результате проведения формирующего эксперимента по внедрению системы историко-математической подготовки в процесс профессионального образования учителя математики в Зимовниковском педагогическом колледже установлено:

— динамика роста историко-математической компетентности студентов на содержательно-теоретическом и общекультурном уровнях экспериментальных групп оказалась высокой;

— положительно оценена студентами экспериментальных групп степень влияния историко-математической подготовки на формирование и развитие профессиональной культуры будущих учителей математики.

Положительная динамика роста историко-математической компетентности студентов, а также высокая оценка влияния историко-математической подготовки на развитие их профессиональной культуры являются подтверждением ее эффективности.

Заключение

.

Сформулированные во введении цель и гипотеза исследования определили ведущие его задачи, позитивное решение которых обеспечивает достижение цели и подтверждает выдвинутую гипотезу. В связи с этим в заключении охарактеризуем решение поставленных во введении задач исследования.

Первая задача исследования состояла в том, чтобы разработать теоретические основы модели культурологического личностно ориентированного образования учителя математики в педагогическом колледже.

Результаты решения этой задачи отражены в разделах 1.1., 1.2. первой главы диссертации.

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил нам определить в качестве основы проектирования профессионального образования учителя математики в педколледже концепцию культурологического личностно ориентированного образования. Были выявлены такие его специфические особенности в системе непрерывного педагогического образования, как практикоориентированность, интегративность, которая порождает, в свою очередь, такие особенности, как специфичность действия дидактического принципа научности при отборе содержания образования, переходный характер используемых форм, методов, средств обучения от преимущественно школьных к побольшей части вузовских. Их характеристика представлена в п. 1.1.3.

В параграфе 1.2. на основе анализа понятия профессиональной культуры учителя математики как основной цели его культурологического образования сформулированы основные цели подготовки учителя математики в педагогическом колледже (п. 1.2.1.). Далее определяются критерии отбора и реализации его содержания в рамках проектируемой нами модели (п. 1.2.З.). В пп. 1.2.2., 1.2.4. определяются основные принципы и функции с позиции культурологического подхода к проектированию образования.

Вторая задача — на основе анализа теоретических исследований проблемы историзации школьного и вузовского математического образования и практического исследования отношения учителей математики и студентов — будущих учителей математики к историзации школьного математического образования обосновать необходимость внедрения системы историко-математической подготовки учителя математики в педагогическом колледже.

С целью решения этой задачи в п. 1.1.2. первой главы диссертации проанализированы исследования ученых, педагогов, методистов, посвященные вопросам историзации школьного и вузовского педагогико-математического образования на предмет определения ее эффективности в реализации основных требований современного культурологического личностно ориентированного образования. Сформулированы понятия «историзация профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом колледже» и «историко-математическая подготовка будущего учителя математики в педагогическом колледже». Приведены результаты исследования отношения учителей математики и студентов к проблемам историзации школьного математического образования с целью подтверждения необходимости данного вида их профессиональной подготовки. Исследование этого вопроса было проведено нами в 2003 году методом анкетирования в школах Ростовской области. Главный вывод, к которому мы пришли в результате: понимая значимость данного вопроса в практике школы, учителя не используют в полной мере историко-математические сведения в процессе обучения. Причиной этого является недостаточность их историко-математической подготовки как в содержательном, так и в методическом плане, что прямо подтверждает ее необходимость как одного из видов профессиональной подготовки будушего учителя математики, в том числе и в педагогическом колледже.

Третья задача исследования — разработать и обосновать систему историко-математической подготовки учителя математики в педагогическом колледже, системообразующим ядром которой является курс истории математики, акцентировав внимание на ее культурологическом потенциале.

В параграфе 2.1. второй главы диссертации определяются содержательно-методические основы историко-математической подготовки на основе сформулированных нами основополагающих принципов ее проектирования и реализации: концептуальной целостности, интегративности, системности, непрерывности, паритетности, профессиональной направленности. Разработана структура и особенности отбора и реализации содержания историко-математической подготовки учителя математики в педагогическом колледже. В частности, определены три основных ее модуля — историзация содержания обучения математическим дисциплинам, курс истории математики, включение студентов в исследовательскую деятельность в области истории математики и историзации школьного математического образования. Выявлены содержательно-теоретический, общекультурный и профессиональный уровни реализации ее содержания. Определены две основные группы форм историко-математической подготовки студентов педколледжа — учебно-организационные (традиционные и нетрадиционные) и учебно-профессиональные (коллективные и индивидуальные), охарактеризованы две основные группы средств историко-математической подготовки — дидактические и информационные.

Культурологический потенциал историко-математической подготовки раскрыт на основе исследования ее возможностей в реализации основополагающих принципов современного культурологического личностно ориентированного образования — гуманизации, культуросообразности, креативности.

Содержательно-методические основы курса «История математики» как системообразующего ядра историко-математической подготовки студентов педагогического колледжа представлены в п. 2.2. второй главы диссертации.

Охарактеризованы цели, структура и содержание курса. Принципиально новым явилось введение в программу курса раздела «Цели, формы и средства историзации школьного математического образования», придающего историко-математической подготовке студентов педагогического колледжа профессионально-методическую направленность. Показана эффективность курса в реализации культуротворческой функции современного культурологического лич-ностно ориентированного образования, являющейся его отличительной особенностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. В. Методика использования учебно-познавательных задач для формирования логических операций у студентов колледжа в процессе обучения математике. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2004.
  2. Н.И. Личностно ориентированное обучение: проблемы теории и практики. Тюмень: ТГУ. 1997. 119 с.
  3. В.А. Методика отбора и использования историко-научного материала в процессе обучения математике в школе (на примере изучения элементов теории чисел). Дисс. канд. пед. наук. СПб. 1998. 147 с.
  4. П.Ф. Российское среднее профессиональное образование: проблемы и перспективы. Инновации в российском образовании: среднее профессиональное образование. М.: МГУП. 1999. 180 с.
  5. П.Ф. Национальная доктрина образования и перспективы развития среднего профессионального образования //Среднее профессиональное образование. 2000. № 3. С. 19−25.
  6. П.Ф. Система среднего педагогического образования: состояние и проблемы модернизации //Среднее профессиональное образование. 2002. № 6. С.3−9.
  7. П.Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации российского образования //Среднее профессиональное образование. 2004. № 2. С. 10−14.
  8. П.Ф., Коломенская А. Л., Ярошенко Н. Г. Тенденции развития практикоориентированного образования в контексте международного образовательного пространства //Среднее профессиональное образование. 2004. № 8. С. 2−13.
  9. H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика. 2002. № 8. С. 8 -13.
  10. К.Ш. Формирование ценностных ориентации будущих учителей // Педагогика. 2002. № 3. С. 50−55.
  11. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Спб.: Питер. 2001. 304 с.
  12. C.B. Профессионально-педагогическая направленность историко-математической подготовки учителя математики в педвузе. Дисс. канд. пед. наук. М. 1999. 163 с.
  13. C.B. Профессионально-педагогическая направленность историко-математической подготовки учителя математики в педвузе. Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. М. 1999.-23 с.
  14. Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. 1996. № 4. С. 14−18.
  15. В.М. Идейно-воспитательное значение исторических элементов в процессе преподавания математики в средней школе (4−8 кл.). Дисс. канд. пед. наук. Казань. 1960. -327с.
  16. В.В. Цели, формы и средства введения исторических элементов в курс математики средней школы // Труды 1-го Всероссийского съезда преподавателей математики. СПб. 1913. Т. 1. С. 129- 149.
  17. В.В. Об указаниях, получаемых преподавателями математики от ее истории. Доклады, читанные на II Всероссийском съезде преподавателей математики в Москве. М. 1995.
  18. Г. П. Педагогическое управление процессом культурной идентификации личности // Инновационная школа. 2002. № 1(12).
  19. .В. Элементы истории математики в советской средней школе. Дисс. канд. пед. наук. Казань. 1944. 122 с.
  20. Е.В. Стратегические направления развития современного образования //Инновационная школа. 2002. № 1(12). С. 7−11.
  21. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11−16.
  22. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д. Учитель. 1999. 560 с.
  23. Е.В. Ценностные ориентации личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29−35.
  24. М.Д. Реализация педагогического потенциала общего математического образования в развитии познавательных интересов личности. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург. 1999. 196 с.
  25. И.С. Теоретические, методические и содержательные основы курса истории информатики в подготовке учителя в педагогическом вузе. Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 2000. 169 с.
  26. Е.С. Методика формирования математических понятий у учащихся колледжей в условиях проектного обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград. 2004.
  27. М.М. О содержании математической подготовки учителя // Международная конференция «Подготовка преподавателя математики и инщ< форматики для высшей и средней школы»: Тезисы докладов. Часть 1. М.:1. МГПУ. 1994. С. 10−14.
  28. А.П. «Вызовы времени» и культуротворческая школа // Проблемы поликультурного образования: государство и школа: Материалы XI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети». СПб.: Изд-во СПбГПУ. 2004. С. 221−226.
  29. М.Н. Культуросообразность как принцип образования в Российских гимназиях XIX века. Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 2002. 172 с.
  30. В.И. Развитие СПО в системе непрерывного образования // Среднее профессиональное образование. 2005. № 2. С. 2- 4.
  31. JI.B. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию // Педагогика. 2003. № 8. С. 47−53.
  32. И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. 2002. № 3. С. 3−8.
  33. О.В. Историко-математическая подготовка студентов педагогического колледжа: Методический аппарат. Ростов-н/Д: РГПУ. 2003.
  34. И.Н., Малых А. Е. Очерки по истории элементарной геометрии. Пермь. 1998.-90 с.
  35. В.Г. Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитаризации, или образы в науке. М.: Педагогика. 1991. 243 с.
  36. З.Е. История науки и культуры в общеобразовательной школе //Педагогика. 1993. № 5. С. 25−28.
  37. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс. 1995. 48 с.
  38. В.Г. О путях достижения целей обучения математике с точки зрения гуманизации образования // Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе и ВУЗе: Материалы Всероссийской научной конференции. Саранск. 1998. С.25−28.
  39. Г. И. История математики в школе. М.: Просвещение. 1970. -461 с.
  40. .В. Знание истории науки преподавателю школы //Математика в школе. 1993. № 3. С. 30−32.
  41. .В. Об историко-методологических основах математического образования учителей //Математика в школе. 1982. № 3. С. 48−49.
  42. Б. В. Черкасов P.C. О преподавании математики в предстоящем тысячелетии //Математика в школе. 1996. № 1. С. 52−54.
  43. И.А. Становление личности и самореализация студентов колледжа//Среднее профессиональное образование. 2004. № 6. С.30−31.
  44. О.С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. М.: Владос-ПРЕСС. 2003.- 160 с.
  45. П.В. Математика для гуманитариев. М.: Юрайт. 2000. 112 с.
  46. В.А. Методика обучения геометрии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». -368 с.
  47. В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: ООО «Издательство «Вербу-М», ООО «Издательский центр «Академия». 2003. 432 с.
  48. Р.З. Система работы по истории математики со студентами математических специальностей // Психолого-педагогические основы преподавания математических дисциплин в пединституте. Обучение и развитие. Ульяновск: УГПИ. 1991. С. 36−37.
  49. В.А. Стратегия и тактика совершенствования подготовки учителя математики в педагогическом ВУЗе // Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Калуга: КГПУ. 2003. С. 61−68.
  50. Е.В. Культурологические предпосылки создания концепции информационной культуры // Наука и образование. 2002. № 3. С. 48−57.
  51. Н.М. Педагогические основы создания культуротворческой среды на начальном этапе профессионального образования. Автореф. канд. пед. наук. Омск. 1998. 21 с.
  52. И.Я. Исторический элемент в преподавании математики в средней школе // Идейное воспитание учащихся в процессе обучения. Труды научно-педагогической конференции учителей г. Ленинграда. Л. 1948. С. 360−369.
  53. Дидактика средней школы (под ред. М. Н. Скаткина, Н.Я. Лернера). М. 1975.- 176 с.
  54. В.Г. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе. 1990. № 6. С. 12−14.
  55. С.Н. Основы подготовки будущих учителей математики к творческой деятельности. Пенза: Инф.-изд. центр Пенз. гос. университета. 2002.
  56. С.Н. Научно-методические основы формирования творческой активности будущих учителей математики: Монография. М. Пенза. 2000. 154 с.
  57. Ю.А. Из опыта формирования историко-методических умений у будущего учителя математики // Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.
  58. Калуга: КГПУ. 2001. С. 39−47.
  59. Е. А. Малых А.Е. Материалы к историко-математическому конкурсу для Х-Х1 классов (с методическими рекомендациями). Пермь: ПГПУ. 1991.-50 с.
  60. Еровенко-Риттер В.А. Философско-образовательное значение математики // Педагогика. 2004. № 5. с 35−40.
  61. О.Н. Совершенствование изучения курса истории математики в педагогическом вузе // Материалы VI межвузовской научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики». Часть
  62. Тобольск: ТГПИ. 2001. С. 40 42.
  63. Л.В. Педагогические технологии в системе непрерывной педагогической подготовки «педколледж педвуз». Ростов н/Д: РГПУ. 2000. — 66 с.
  64. Л.В. Научно-методические основы и региональные особенности реформирования педагогического образования. Дисс. докт. пед. наук. Ростов н/Д. 2001.
  65. Л.В. Научно-методическое обеспечение реформирования педагогического образования 90-х гг. Монография. Ростов н/Д. 2001.-212 с.
  66. Л.В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства. Ростов н/Д: Феникс. 2003. 288с.
  67. Г. В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры будущего учителя. Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 1998. 183 с.
  68. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование//.Педагогика. 2002. № 3 С. 16−22.
  69. В.Н. Психолого-педагогические основы подготовки студентов к использованию историко-математического материала как средства активизации познавательной деятельности школьников. Дисс. канд. пед. на-. ук. Калуга. 1999. 164 с.
  70. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5. С. 3−16.
  71. В.Г. Непрерывное профессиональное образование // Среднее профессиональное образование. 2004. № 5. С. 6−7.
  72. О.А. Интегративный принцип построения системы специальной математической и методической подготовки преподавателей профильных школ. Дисс. докт. пед. наук. СПб. 1997. 337 с.
  73. Т.А. Теоретическая модель гуманитарного математического образования // Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе и ВУЗе: Материалы всероссийской научной конференции. Саранск: Морд. гос. пед. ин-т. 1998
  74. .В., Яненко В. Ф. и др. Рабочая книга методиста, куратора в ссузе. Ростов н/Д.: Феникс. 2003. 288 с.
  75. С.И., Шилова З. В. К вопросу о геометрической иллюстрации средних величин //Математика в школе. 2001. № 9 С. 70−73.
  76. О.Л. К вопросу создания культуротворческой модели школы. // Ребенок в социокультурном пространстве современного города: материалы IX Международной конференции «Ребенок в современном мире. Дети и город». СПб.: СПбГТУ. 2002. С. 308−310.
  77. П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи // Математика в образовании и воспитании. М.: Фазис. 2000.
  78. Г. Ю. Андрианова H.H. О повышении профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование. 2005. № 2. С. 8−9.
  79. А.О. Научное образование в контексте новой педагогической парадигмы // Педагогика. 2004. № 2. С. 20−28.
  80. .М. Наука и учебный предмет // Советская педагогика. 1965. № 7.С. 7−8.
  81. JI.E. Формирование опыта творческой педагогической деятельности у студентов педвуза. Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 1991. 279 с.
  82. К.Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе. М.: Просвещение. 1988. 80 с.
  83. A.B., Рыбалко Ю. И. Теоретические предпосылки и практические основания формирования наукоориентированной образовательной среды // Среднее профессиональное образование. 2005. № 6. С.46−47.
  84. JI.B. Особенности профессиональной методической подготовки специалистов дошкольного профиля в процессе преподавания спецдисциплин // Активная методическая подготовка специалистов: методические рекомендации. Вып 2. Ростов н/Д. 1991.
  85. Ф.В. Организационно-педагогические условия подготовки высококвалифицированного специалиста в педагогическом колледже. Автореф. канд. пед. наук. Томск. 1999. 19 с.
  86. Концепция математического образования (в 12-летней школе). Проект // Математика в школе. 2000. № 2.С. 13−18.
  87. Т.А. Научно-методические основы взаимосвязи математических курсов педвуза и школьного курса математики (на примере курса интегрального исчисления функций одной переменной). Дисс. канд. пед. наук. М. 1991.- 170 с.
  88. Е.А., Самолдина Л. Н., Сохабеев В. М. Концепция практи-коориентированной технологии обучения // Среднее профессиональное образование. 2004. № 10. С. 2−7.
  89. A.A. Очерки по истории механики. М. 1964. 456 с.
  90. В.И. Основания геометрии. M.-JL 1946. 304 с.
  91. Т.И. Гуманизация подготовки студентов в условиях диверсификации высшего педагогического образования. Автореф. канд. пед. наук. Ставрополь. 2000. 24 с.
  92. И.Б., Шиянов E.H. Педагог: профессия и личность. Ростов н/Д: РГПУ. 1997.-144 с.
  93. И.Б., Шиянов E.H. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Д: РГПУ. 1997. -112 с.
  94. И.Б., Шиянов E.H. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов н/Д. 1997.
  95. В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2003. 256 с.
  96. C.B. Формирование готовности учителя к развитию креативности младших школьников. Автореф. канд. пед. наук. Москва. 2000. 17 с.
  97. Т.А. Общая технология профессионально-педагогической подготовки специалиста в колледже. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 1999. -21 с.
  98. В.И. Принципы активной педагогики: Что и как преподаватьв современной школе. М.: Издательский центр «Академия». 2001. 120 с.
  99. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1997. № 2. С. 3 56.
  100. Курдакова Хуау М. Индивидуализация обучения как средство активизации учебного процесса в педагогическом колледже. Автореф. канд. пед. наук. Карачаевск. 2002. 24 с.
  101. Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Самара, 1998.
  102. Г. К. Культуротворческая школа // Ребенок в социокультурном пространстве современного города: материалы IX Международной конференции «Ребенок в современном мире. Дети и город». СПб.: СПбГТУ. 2002. С.298−308.
  103. В.А. Развитие личностно-творческого потенциала педагога в процессе профессиональной подготовки. Автореф. канд. пед. наук. Москва. 2003.- 19 с.
  104. М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Издательский центр «Академия». 2001. 272 с.
  105. Д.В. Культуротворчество и школьное образование // Философия детства и творчество: тезисы докладов и сообщений VII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». СПб.: СПбГТУ. 2000. С.308−310.
  106. И.Н. Воспитание молодых специалистов в условиях интеграции начального и среднего специального образования // Среднее профессиональное образование. 2005. № 4. С. 14−16.
  107. A.C. К проблеме подготовки учителя к творческой деятельности // Философия образования XXI века. 2002. № 4. С. 72−75.
  108. P.A., Колмакова Н. Р. Статистические методы в психолого-педагогических и социологических исследованиях. Часть 1. Красноярск: КГПУ. 1997.- 149 с.
  109. В.А. Формирование и развитие духовности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе. Автореф. докт. пед. наук. Калуга. 2001. 33 с.
  110. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России. 2002. 268 с.
  111. Н.Р. Воспитание личности педагога как процесс культурной идентификации. Автореф. канд. пед. наук. Волгоград. 2000. 20 с.
  112. А.Г. О творческом методе в преподавании // Вестник высшей школы. 1946. № 5 6. С. 23−25.
  113. В.Л., Ветров В. В. О курсе истории математики в педвузах. Математика в школе 1977. № 5. С. 70 71.
  114. И.А. Технология историзации школьного математического образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 2005.
  115. И.А. Технология историзации школьного математического образования. Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 2005. 257 с.
  116. H.A. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  117. О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя // Педагогика. 2002. № 1. с 61−67.
  118. О.Ф., Антонова О. Ф. Мир творчества мир математики // Среднее профессиональное образование. 2001. № 2. С. 26−27.
  119. В., Филиппович Ф. Педагогика математики. Исторические и методические этюды. СПб.: Книгоиздательство О. Богдановой. 1910. Т.1. 380 с.
  120. .А. Подготовка студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников. Автореф. канд. пед. наук. Ярославль. 1999.-20 с.
  121. И.В., Малых А. Е. Приемы решения старинных арифметических задач. Пермь. 1999. 89 с.
  122. С.А., Соловьева A.A. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов н/Д: Феникс. 2004. 384 с.
  123. С.М. Об основных формах и средствах введения элементов истории математики в курс восьмилетней школы. Дисс. канд. пед. наук. Баку. 1964.-318 с.
  124. И.А. Формирование методической культуры учителя математики в педвузе: Монография. Мн.: БГПУ им. М. Танка. 2003. 180 с.
  125. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е.В. Бонда-ревской. Ростов н/Д: РГПУ. 1995. 216 с.
  126. В.И. Метод и организационная форма обучения // Среднее профессиональное образование. 2003. № 8. С.46−49.
  127. В.И. Средства обучения // Среднее профессиональное образование. 2003. № 12. С. 19−23.
  128. М.И. Основные направления гуманитаризации современной математики. // Проблемы гуманитаризации математического образования: Сб. научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН. 1991. С. 44−79.
  129. И.Н. Психологический анализ профессионального становления учителя на стадии обучения в педагогическом колледже. // Среднее профессиональное образование. 2005 № 4. С.37−39.
  130. Педагогические технологии в среднем профессиональном образовании. Методическое пособие для преподавателей среднего профессионального образования. М.: Научно-производственный центр «Профессионал». 1999.-32 с.
  131. JI.M. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования. Автореф. докт. пед. наук. М. 1995.
  132. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д.: РИО АО «Цветная печать». 1995. 88 с.
  133. П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Российское педагогическое агентство. 1995. 637 с.
  134. П.И. Управление развитием колледжа в системе непрерывного педагогического образования. Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 2004.- 185 с.
  135. Л.Ф. Математика гуманитарная наука // Математика в школе. 2002. № 6. С.8−10.g 167. Повышение эффективности обучения математике в школе. Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. Г. Д. Глейзер. М.: Просвещение. 1989. — 240 с.
  136. Подготовка учителя математики: инновационные подходы /под ред. проф. В. Д. Шадрикова. М.: Гардарики. 2002.-383 с.
  137. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. педвузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 576 с.
  138. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика. 1983.
  139. Т.С. Историко-методическая подготовка учителей математики в педагогическом университете. Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб. 1998. 43 с.
  140. Т.С. Историко-методическая подготовка учителя математики: Методический аппарат. Ростов н/Д: РГПУ. 1997. 64 с.
  141. Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн.1: Век восемнадцатый. Ростов н/Д: РГПУ. 1997. 288 с.
  142. Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. 2: Век девятнадцатый. Первая половина. Ростов н/Д.: РГПУ. 2001.-208 с.
  143. Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. 2: Век девятнадцатый. Вторая половина. Ростов н/Д.: РГПУ. 2005.-203 с.
  144. Т.С. Историко-методическая подготовка учителя математики в педагогическом университете. Дисс. докт. пед. наук. Ростов н/Д. 1998.
  145. Т.С. Методика преподавания геометрии в основной школе.
  146. Т.С., Романов Ю. В. Теоретические основы историзации специальной подготовки учителя математики в педвузе // Наука и образование. 2003. № 3. С. 100−105.
  147. Е.А. Культурологическая направленность профессионально-педагогической подготовки студентов. Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 1996.- 167 с.
  148. Е.А. Культурологическая направленность профессионально-педагогической подготовки студентов. Автореф. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 1999.-25 с.
  149. П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ // Педагогика. 2004. № 5. с. 61−67
  150. Примерная программа учебной дисциплины «Геометрия» по специальности 0301 «Математика» среднего профессионального образования (повышенный уровень). М.: Издательский отдел ИПР СПО. 2003. 22с.
  151. Примерная программа учебной дисциплины «Элементарная математика с практикумом по решению задач» по специальности 0301 «Математика» среднего профессионального образования (повышенный уровень). М.: Издательский отдел ИПР СПО. 2003. 24с.
  152. Примерная программа учебной дисциплины «Алгебра» по специальности 0301 «Математика» среднего профессионального образования (повышенный уровень). М.: Издательский отдел ИПР СПО. 2003. 34 с.
  153. Примерная программа учебной дисциплины «Математический анализ» по специальности 0301 «Математика» среднего профессионального образования (повышенный уровень). М.: Издательский отдел ИПР СПО. 2003.-24 с.
  154. Примерная программа учебной дисциплины «Вводный курс математики» по специальности 0301 «Математика» среднего профессионального образования (повышенный уровень). М.: Издательский отдел ИПР СПО. 2003.- 12 с.
  155. Примерная программа учебной дисциплины «Методика преподавания математики» по специальности 0301 «Математика» среднего профессионального образования (повышенный уровень). М.: Издательский отдел ИПР СПО. 2003.-22 с.
  156. Программа по истории математики с элементами методологии // Математика в школе. 1985. № 3. С.60−63.
  157. Программа педагогических вузов по истории математики//Математика в школе. 1985. № 3. С. 57−60.
  158. В.Е. Русские педагоги-математики XVIII XIX веков М. 1956.-640 с.
  159. В.Е. Методическое наследие Д.Д. Мордухай-Болтовского и опыт его использования в современном математическом образовании. Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 2004. 359 с.
  160. JI.JI. Социально-образовательная модель колледжа как среды саморазвития личности в научно-образовательном комплексе. Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 1996. 167 с.
  161. Рекомендации по профессиональной практике студентов по специальностям среднего педагогического образования // Официальные документы в образовании. 2003. № 11. С. 86−110.
  162. А. Диалог о том, что такое математика // Математика в школе. 2001. № 2. С.8−10.
  163. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС. 2000. 304 с.
  164. Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности. Автореф. докт. пед. наук. Ростов н/Д, 1999.-45 с.
  165. Ю.В. Теория и методика историзации геометрической подготовки учителя математики в педагогическом ВУЗе. Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 2002.
  166. Ю.В. Теория и методика историзации геометрической подготовки учителя математики в педагогическом ВУЗе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 2002. 24 с.
  167. Ю.В. Диагностика историко-математической компетентности студентов математиков // Сб. науч. работ аспир. и молодых преподавателей. Ч. З: Общественные, технические и естественные науки. Ростов н/Д: РГПУ. 2000. С. 102−104.
  168. A.C. Гуманитарно-педагогическая модель колледжа как среда развития и саморазвития личности будущего педагога. Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1998. 166 с.
  169. К.А. История математики. М.: Изд-во МГУ. 1994. 456 с.
  170. К.А. Возникновение и развитие математической науки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 159 с.
  171. O.A. Эстетический потенциал истории математики // Математика в школе. 2001. № 3 С. 69−70.
  172. O.E. Пути и условия отбора содержания образования в культуросообразных дидактических системах. Автореф. канд. пед. наук. Тула. 1999.-24 с.
  173. Г. И. Гуманизация и гуманитаризация математического образования // Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе и ВУЗе: Материалы Всероссийской научной конференции. Саранск. 1998. С.33−35.
  174. Г. И. Цели обучения математике в средней школе в современных условиях // Математика в школе. 1997. № 6. С. 10−11.
  175. Г. И. Методика обучения математике в средней школе. М.: Просвещение. 2002. 224 с.
  176. И.С. Генетический подход к обучению математическим дисциплинам в высшей педагогической школе. Автореф. дисс. док. пед. наук. Москва. 2000. 39 с.
  177. Л.В. Профессионально-личностное развитие учителя в системе непрерывного педагогического образования // Среднее профессиональное образование. 2004. № 11. С. 51−53.
  178. Л.Г. Обновление содержания психолого-педагогической подготовки педагогов в системе СПО // Среднее профессиональное образование. 2003. № 5. С. 7−12.
  179. Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе // Специалист. 2004. № 6. С. 23−28.
  180. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство. 2001. 272 с.
  181. В.В. Образование и личность. М.: Логос. 1999. 272 с.
  182. А.Л. Творческий потенциал ребенка // Философия детства и творчества: Тезисы докладов и сообщений VII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». СПб.: СПбГТУ. 2000. С. 89−92.
  183. М.А. Хрестоматия по истории математики и ее применение в школе для повышения эффективности преподавания. Дисс. канд. пед. наук. М. 1973.- 230 с.
  184. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. И. Педагогика. М.: Школа-Пресс. 2000. 512 с.
  185. М.Е. Математика и мифология // Математика в школе.2001. № 3. С. 12−13.
  186. E.H., Лузина JI.M. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера. 2002. — 160 с.
  187. Д.Я. Краткий очерк истории математики. М.: Наука. 1984. -283 с.
  188. A.A. Методика преподавания математики. М.: ВЛА-ДОС. 2003.- 176 с.
  189. Теоретические основы обучения математике в средней школе: Учебное пособие / Под ред. проф. Т. А. Ивановой. Н. Новгород: НГПУ. 2003. 320 с.
  190. А.Е. Методика отбора содержания курса истории математики и его реализация в педагогическом вузе. Дисс. канд. пед. наук. Архангельск. 1998.-230 с.
  191. А.Е. Методика отбора содержания курса истории математики и его реализации в педагогическом вузе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб. 1998.-20 с.
  192. Н.М., Еремина Е. И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста //Педагогика. 2003. № 2. с. 42−47.
  193. А.Т. Педагогические основы использования принципа историзма на уроках математики в средней школе. Дисс. канд. пед. наук. Ташкент. 1989.- 135 с.
  194. В.Е. Теорема Пифагора как источник замечательных математических открытий, идей и обобщений // Математика в школе. 2001. № 9. С. 59−63.
  195. Т.Т. К вопросу о реабилитации принципа историзма в обучении математике // Профессиональная подготовка учителей математики, информатики и физики: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 1. Ростов н/Д: РГПУ, 1998. С. 120- 122.
  196. .Е. Личность основополагающее понятие педобразования // Педагогика. 2004. № 5 с. 57−61.
  197. Л.М. Теоретические основы методики математики. М.: Флинта. 1998.-224 с.
  198. В.Ф. Методика преподавания алгебры в основной школе: Учеб пособие для студентов педвузов и педколледжей. Ростов н/Д: РГПУ. 1996.- 145 с.
  199. А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики // Математическое просвещение. Выпуск 6. 1961.
  200. А.Т. Начала историзма в преподавании математики в дореволюционной русской школе. Дисс. канд. пед. наук. М. 1957. 538 с.
  201. Хрестоматия по истории математики. Арифметика и алгебра. Теория чисел. Геометрия. Пособие для студентов физ.-мат. фак. пединститутов / Под ред. А. П. Юшкевича. М.: Просвещение. 1976. 318 с.
  202. A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер. 2001 -544 с.
  203. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. -М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2002 437 с.
  204. О.В. Элементы истории математики как средство формирования общей культуры учащихся основной школы (на примере геометрии). Дисс. канд. пед. наук. М. 1995. 147 с.
  205. И. Цели, задачи и стандарты математического образования // Математика. Приложение к газете «1 сентября». 2003. № 3. С. 12−14.
  206. Я. Математика как изящное искусство и ее роль в общем образовании // Математика в школе. 2001. № 3. С. 6−12.
  207. Л.Л. Нравственная культура учителя как предмет педагогического исследования // Среднее профессиональное образование. 2004. № 8. С 50−52.
  208. У.К. Использование элементов историзма в обучении математике в школах среднеазиатских республик. Дисс. канд. пед наук. Ташкент. 1978.- 152 с.
  209. Р.Н. Социокультурные функции истории науки в процессе обучения//Вопросы психологии. 1992. № 1−2.
  210. В.А. Духовное воспитание детей в кризисной ситуации нашего времени // Отечественная философия детства: Тезисы докладов и сообщений VIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Отечество и детство». СПб.: СПбГТУ. 2001. С.77−85.
  211. Э.Э. Формирование опыта творческой деятельности студентов СПО // Среднее профессиональное образование (Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование»). 2005. № 3. С. 71−76.
  212. B.C. А.Н. Колмогоров и проблема развития математической одаренности //Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 107−116.
  213. Н.Г. Проблемы проектирования содержания среднего профессионального образования в условиях введения нового поколения ГОС СПО // Среднее профессиональное образование. 2004. № 2. С. 2−6.
  214. Н.Г., Коломенская А. Л. О сопоставимости российского среднего профессионального образования с европейским контекстом // Среднее профессиональное образование. 2004. № 5. С.2−6.
  215. A.A., Пашкина O.A. О золотом сечении и не только о нем // Математика в школе. 2001. № 3. С. 75−76.
Заполнить форму текущей работой