Методика расчета и конструктивно-технологические решения армированного объемными георешетками земляного полотна на вечномерзлых грунтах
Перечисленные результаты исследования обоснованы корректным применением известных математических методов, кроме того, получена хорошая сходимость результатов лабораторных и полевых испытаний с результатами расчетов по разработанной автором методике, что отражено в работе и печатных трудах соискателя. Результаты экспериментальных исследований и выполненных расчетов апробированы при проектировании… Читать ещё >
Содержание
- 1. Причины нарушения и методы расчетов устойчивости и стабильности земляного полотна в районах вечной мерзлоты и глубокого сезонного промерзания
- 1. 1. Нагрузки и воздействия
- 1. 2. Дефекты и деформации
- 1. 3. Современные методы расчета
- 1. 4. Анализ существующих способов усиления земляного полотна
- 2. Оценка применимости геосинтетических материалов для усиления земляного полотна
- 2. 1. Опыт применения геосинтетических материалов в транспортных грунтовых и армогрунтовых сооружениях
- 2. 1. 1. Отечественный опыт применения геосинтетических материалов
- 2. 1. 2. Зарубежный опыт применения геосинтетических материа- 50 лов
- 2. 2. Условия и область применения геосинтетических материалов для земляного полотна в вечномерзлых и сезонномерзлых грунтах
- 2. 2. 1. Классификация геосинтетических материалов
- 2. 2. 2. Принципы работы геоматериалов в транспортных сооружениях
- 2. 2. 3. Свойства геосинтетических материалов
- 2. 1. Опыт применения геосинтетических материалов в транспортных грунтовых и армогрунтовых сооружениях
- 3. 1. Анализ и оценка современных методик расчета армированных сооружений
- 3. 2. Рекомендации по методике расчета объемных георешеток при армировании дорог на вечномерзлых грунтах
- 4. 1. Условия применения объемных георешеток в земляном полотне на слабых основаниях
- 4. 2. Моделирование фрагментов конструкций армированного объемной георешеткой грунтового массива
- 4. 3. Экспериментальные расчеты и их оценка
- 4. 4. Оценка результатов численных экспериментов и сопоставление с данными лабораторных испытаний и натурных исследований
Методика расчета и конструктивно-технологические решения армированного объемными георешетками земляного полотна на вечномерзлых грунтах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Значительная часть территории России расположена в зоне вечной мерзлоты и глубокого сезонного промерзания (рис. 1), к тому же в Западной Сибири, в центре и на севере Европейской части России повсеместно распространены болота, лессовидные и переувлажненные глинистые грунты, не обладающие достаточной несущей способностью.
Именно в этих районах сосредоточены минерально-сырьевые, энергетические, биологические ресурсы, развивается добывающая промышленность. Это определяет необходимость их надежного транспортного обслуживания. Создаваемая для этого транспортная природно-техническая система (ТПТС) должна иметь прочное и устойчивое земляное полотно (ЗП) сооружаемых железных и автомобильных дорог. Сложность инженерно-геологических условий, дефицит качественных грунтов, из которых сооружают ЗП, ограничивают возможность применения типовых конструкций и технологических процессов. Решение задач по разработке конструкций и методов сооружения ЗП для данных условий в связи с этим определяет актуальность проблемы, которой посвящена диссертация. Особую актуальность эта проблема приобретает с увеличением скоростей движения, наращиванием интенсивности перевозок, возрастанием нагрузок и ужесточением требований безопасности (функциональной, технологической, экологической, экономической, информационной, социальной) и надежности (прочность, устойчивость, стабильность, безотказность), предъявляемых к перевозочному процессу.
Рис. 1. Схематическая карта распространения многолетнемёрзлых грунтов России (6. СССР) *: 1−2 — зоны отрицательно-температурных солёных вод — криопэгов: 1 — вне области многолетнемёрзлых пород (ММП) — 2-е островным (а) и сплошным (б) распространением реликтовых ММП (по Я. В. Неиз-вестнову) — 3−9 — северная геокриологическая зона сплошного распространения ММП со среднегодовыми температурами пород (tcp) и мощностью мёрзлых толщ (М): 3 -tcp ниже —13°, М>800м- 4 — tcp от —11 до —13°, М500−700м- 5 — tcp от —9 до — 11°, М 400−600 м, в горных хребтах до 1000 ми более- 6 — tcp от —7 до —9°, М 300 500 м, в горных хребтах до 500−900 м- 7 — tcp от —5 до —7°, М 200−400 м, в горных хребтах до 300−500м- 8 — tcp от —3 до —5°- М200−400м- 9 — tcp от —1 до —3°, М 100−300 м- 10−12 — южная геокриологическая зона: 10- прерывистого (70−80% площади занято ММП), 11 — островного (40−60%), 12 — редкоостровного (5−10%) распространения ММП: 10 — tcp ММП от 0 до —2°, Мдо 100 м, реже до 200−300 м, tcp талых пород от +1 до 0°- 11- tcp ММП от 0 до —1 М до 50−70 м, реже до 100−200 м, tcp талых пород от + 2 до 0°- 12 — tcp ММП от 0 до —0,5°, Мдо 15−20м, реже до 50 м, tcp талых пород от +4 до 0°- 13 — зона распространения двухслойных толщ ММП (по В. В. Баулину, Н. Г. Оберману) — 14 — зона систематического сезонного промерзания пород с редкими островами (до 5%) ММП и перелетками, tcp ММП от 0 до —0,5°, Мдо 10−20 м- 15 — высокогорные районы с большим диапазоном изменений tcp (от 0 до —13° и ниже) и ММП (до 1000 м и более) — 16- граница между геокриологическими зонами и подзонами- 17 — граница между зонами криопэгов- 18 — граница распространения сингенетически промёрзших отложений с повторно-жильными льдами- 19 — граница субгляциальной криолитозоны мощностью от 0 до 500 ми более tcp ММП от 0 до —12°. авторы: Э. Д. Ершов, К. А. Кондратьева, В. А. Кудрявцев, С. А. Замолотчикова, Н. И. Труш, Е. Н. Дунаева, А. В. Гаврилов, В. Е. Афанасенко, С. Ф. Хруцкий и др. М.: МГУ, 1991.
Успешное решение задач по обеспечению прочного и устойчивого ЗП возможно на основе его армирования геосинтетическими материалами, обладающими высокой прочностью, низкой материалоемкостью, устойчивостью к воздействию погодно-климатических факторов, долговечностью и экологической безопасностью. Перспективным является метод объемного армирования трехмерными сотовыми георешетками, которые превращают грунт практически в новый материал с более высокими физико-механическими характеристиками. Однако отсутствие научно обоснованной методики расчета армогрунтовых конструкций с объемными георешетками удерживает развитие и широкое их применение, которое особенно актуально в районах с ограниченной возможностью использования кондиционных грунтов.
Целью данной работы явились определение условий применения, выбор расчетных методов и разработка конструктивных решений армированного объемными георешетками ЗП при проектировании и строительстве транспортных коммуникаций на вечномерзлых основаниях. Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие основные задачи:
1) определены роль и условия применения объемных георешеток в конструкциях ЗП на вечномерзлых и сезонномерзлых грунтах;
2) предложены рациональные технические решения армогрунтовых конструкций ЗП для создания надежных дорог на вечномерзлых и слабых грунтах в Северной строительной климатической зоне;
3) разработаны рекомендации по методике расчета объемных георешеток при армировании ЗП транспортных коммуникаций на вечномерзлых грунтах (ВМГ);
4) показана эффективность применения объемных георешеток для армирования дорог на ВМГ.
Лично автором получены следующие основные результаты:
1) определены роль и условия применения объемных георешеток в конструкциях ЗП на вечномерзлых и сезонномерзлых грунтах;
2) на основе проведенных численных экспериментов и математического моделирования определены эффективные параметры ячеек объемной георешетки для различных грунтовых условий при назначении технических решений по армогрунтовым конструкциям, сочетающим разнообразные геосинтетические материалы;
3) предложены рациональные технические решения армогрунтовых конструкций ЗП для создания надежных дорог на вечномерзлых и слабых грунтах в Северной строительной климатической зоне;
4) разработана методика расчета армированного объемными георешетками земляного полотна на ВМГ.
Перечисленные результаты исследования обоснованы корректным применением известных математических методов, кроме того, получена хорошая сходимость результатов лабораторных и полевых испытаний с результатами расчетов по разработанной автором методике, что отражено в работе и печатных трудах соискателя. Результаты экспериментальных исследований и выполненных расчетов апробированы при проектировании конкретных объектов.
Научную новизну работы составляют:
1) экспериментальные данные для разработки новых технических решений ЗП с применением геосинтетических материалов и местных грунтов;
2) научно-обоснованные требования к параметрам объемных георешеток для различных мерзлотно-грунтовых условий насыпей и оснований железных и автомобильных дорог;
3) обоснование условий и области применения геосинтетических материалов в ЗП на вечномерзлых и сезонномерзлых грунтах;
4) методика расчета конструктивных элементов ЗП с применением объемных георешеток на вечномерзлых и сезонномерзлых грунтах.
Практическая значимость работы заключается в:
1) определении характеристик базового конструктивного элемента — объемной георешетки с заполнителем, при применении упрощенных методов расчета позволяющих рассматривать объемноармированную конструкцию как единую структурную массу;
2) разработке конструктивных решений устойчивого ЗП с включением объемных георешеток, обеспечивающего безопасность движения автомобильного и железнодорожного транспорта и экологическую безопасность за счет минимизации нарушения ландшафтных и мерзлотно-грунтовых условий в северных районах;
3) расширении условий и области применения местного грунта в качестве основного строительного материала при сооружении ЗП с использованием объемных георешеток, что позволяет сократить продолжительность строительства и получить значительный экономический эффект.
Материалы диссертации использованы при разработке конструктивно-технологических решений ЗП для различных объектов Сибири и Дальнего Востока: подъездного железнодорожного пути Чара — Чина, железнодорожных линий Беркакит — Томмот — Якутск и Лабытнанги (Обская) — Бованенково — Харасавей, а также автомобильных магистралей Чита — Хабаровск, Москва — Нижний Новгород и др.
Апробация работы прошла на ряде научно-практических, научно-технических конференций и семинаров, включая международные: Научно-методическая конференция соискателей и аспирантов ЦНИИС, посвященная 100-летию со дня рождения д.т.н. проф. B.C. Лукьянова. Москва, 2002; Научно-техническая конференция «Строительство и эксплуатация транспортных сооружений в районах развития опасных геологических процессов». Москва, 2003; Международная конференция «Развитая инфраструктура — основа устойчивой транспортной системы». Санкт-Петербург, 2003; Международная конференция «Опыт применения новых материалов, технологий, техники и оборудования в до-рожно-мостовом хозяйстве» в рамках VI Московской международной выставки «Доркомэкспо. Дорожно-мостовое хозяйство-2004». Москва, 2004; Международная научно-техническая конференция «Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного пути и инженерных сооружений. Повышение качества подготовки специалистов и уровня научных исследований», посвященная 100-летию со дня рождения профессора Г. М. Шахунянца. Москва, 2004; Научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов Научно-исследовательского института транспортного строительства, посвященная 70-летию образования организации. Москва, 2005; Научно-практическая конференция молодых специалистов «Инженерные изыскания в строительстве». Москва, 2006.
Основные результаты исследования опубликованы в 12 научных статьях, использованы при разработке Технических условий проектирования и строительства железных дорог на полуострове Ямал (ТУ 203−01−2005) и подтверждены двумя патентами на полезную модель.
Автор искренне признателен д.т.н., профессору Г. С. Переселенкову и д.т.н.
A.А. Цернанту за консультации при постановке задач, обсуждении вопросов по теме диссертации и основных результатов работы. Диссертант благодарен д.т.н.
B.В. Пассеку, к.т.н. А. И. Штейну, к.т.н. Г. Г. Орлову, JI.M. Бирюковой за участие в обсуждении результатов исследований и критические замечания.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ В.
СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ.
1. Челобитченко С. А. Определение эффективных параметров объемных георешеток при армировании земляного полотна на вечномерзлых грунтах. / Труды ЦНИИС. Вып. 231.-М., ЦНИИС, 2006, с. 133.
2. Челобитченко С. А. Конструктивные решения насыпей на вечномерзлом основании. / Труды ЦНИИС. Вып. 229. — М., ЦНИИС, 2005, с. 115.
3. Челобитченко С. А. Конструкции земляного полотна на подходах к мостам (на замерзлоченных поймах). / Материалы научно-практической конференции молодых специалистов «Инженерные изыскания в строительстве». М., ОАО «ПНИИИС», 2006.
4. Челобитченко С. А. Особенности проектирования зимников в районах освоения нефтяных и газовых месторождений на севере Западной Сибири. / Труды международной конференции «Развитая инфраструктура — основа устойчивости транспортной системы». Санкт-Петербург, 2003.
5. Челобитченко С. А. Применение геосинтетических материалов в транспортном строительстве. / Труды международной конференции в рамках VI Московской международной выставки «Доркомэкспо. Дорожно-мостовое хозяйство-2004 «Опыт применения новых материалов, технологий, техники и оборудования в дорожно-мостовом хозяйстве». М., 2004.
6. Челобитченко С. А. Применение геосинтетических материалов в конструкциях земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях. / Труды ЦНИИС. Вып. 220. — М., ЦНИИС, 2004, с. 180.
7. Челобитченко С. А. Применение геосинтетических материалов в конструкциях земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях севера. / Труды международной научно-технической конференции «Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного пути и инженерных сооружений. Повышение качества подготовки специалистов и уровня научных исследований», посвященной 100-летию со дня рождения профессора Г. М. Шахунянца. М., МИИТ, 2004.
8. Челобитченко С. А. Влияние температурного режима на развитие склоновых опасных геологических процессов. / Строительство и эксплуатация транспортных сооружений в районах развития опасных геологических процессов (материалы научно-технической конференции) М., МИИТ, 2003.
9. Челобитченко С. А., Н. Н. Банова. Температурный режим земляного полотна железных дорог, сооружаемых на вечной мерзлоте в горных условиях, и мероприятия по его стабилизации. / Транспортное строительство № 4, 2002. тах в горных условиях на примере железнодорожной линии Чара — Чина. / Труды ЦНИИС. Вып. 214. — М., ЦНИИС, 2002, с. 198.
11.Г. С. Переселенков, Н. Н. Банова, С. А. Челобитченко. Технология укрепления дорожных откосов. / СТРОЙРЕСУРС № 7, 2003.
12.Г. С. Переселенков, Н. Н. Банова, С. А. Челобитченко. Способы укрепления дорожных откосов. / ДОРКОМСТРОИ (информационное издание для дорожников и мостовиков). М., «Печатный Дом», № 1, 2005.
13.Патент на полезную модель № 58 132. Выемка дороги на вечномерзлых грунтах. Заявка № 2 006 116 177/22(17 565). В. В. Пассек, Н. А. Цуканов, Г. С. Переселенков, А. А. Цернант, В. А. Позин, Г. Г. Орлов, Н. Ф. Вербух, С. А. Челобитченко, В. В. Шолин, Н. П. Дедова. Приоритет полезной модели 12.05.2006.
М.Патент на полезную модель № 58 561. Выемка малой глубины дороги на вечномерзлых грунтах. Заявка № 2 006 116 178/22(17 566). В. В. Пассек, Н. А. Цуканов, Г. С. Переселенков, А. А. Цернант, В. А. Позин, Г. Г. Орлов, Н. Ф. Вербух, С. А. Челобитченко, В. В. Шолин, Н. П. Дедова. Приоритет полезной модели 12.05.2006.
Список литературы
- Яковлева Т.Г., Иванов Д. И. Моделирование прочности и устойчивости земляного полотна. -М.: Транспорт, 1980, 255 с.
- А. Мишарин. О состоянии российских автотрасс. Материалы общественного фонда «Транспортная безопасность РФ», 2006.
- Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1998 году». Информационно-технический центр Госкомэкологии России, 2000.
- Соколов В.В., Яковлева Т. Г., Виноградов В. В., Фроловский Ю. К. Аварийные деформации насыпей и типовые технические решения по восстановлению. / Путь и путевое хозяйство № 12,1996.
- Федеральный закон «О техническом регулировании». М: Ось-89, 2003. -48 с. (Актуальный закон).
- СНиП 32−01−95 Железные дороги колеи 1520 мм.
- СНиП 2.05.02−85 Автомобильные дороги.
- Проектирование земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм: СП 32−104−98/Госстрой России, М.: ГУЛ ЦПП, 1999 г. — 90 с.
- Строительно-технические нормы Министерства путей сообщения РФ. Железные дороги колеи 1520 мм. СТН Ц 01−95. М.: МПС Российской федерации, 1995.-86 с.
- ВСН 84−89 Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты.
- ВСН 137−89 Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-востока СССР
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» N 7-ФЗ от 10.01.2002.
- М.СНиП 2.01.07−85* Нагрузки и воздействия.
- Железнодорожный путь. Т. Г. Яковлева, Н. И. Карпущенко, С. И. Клинов, Н. Н Путря, М.П.Смирнов- Под ред. Т. Г. Яковлевой. М.: Транспорт. 1999. 405 с.
- Бабков В.Ф., Андреев О. В. Проектирование автомобильных дорог. Ч. 1: Учебник для вузов. ИЗД. 2-е, перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1987. — 368 с.
- Тихомиров В.И. Экспериментальные исследования напряженного состояния под железобетонными плитами железнодорожного пути в эксплуатационных условиях / Сборник научных трудов / ВЗИИТ М., 1965. — вып. 17. — С. 123−164.
- Коншин Г. Г., Титов В. П., Хромов В. И., Наумова Н. В. Напряжения и упругие деформации в земляном полотне под действием поездов / Сборник научных трудов / ЦНИИ МПС М., 1972. — вып. 460. — 128 с.
- Коншин Г. Г. Экспериментальные исследования распределения динамических напряжений в теле земляного полотна / Вестник ВНИИ железнодорожного транспорта, № 4. М., 1977.
- Прокудин И.В. Прочность и деформативность железнодорожного земляного полотна из глинистых грунтов, воспринимающих вибродинамическую нагрузку: Дис. докт. техн. наук. JL, 1982. — 455с.
- Жинкин Г. Н., Стоянович Г. М. Исследование напряженного состояния грунтов выемок на магистральной линии при проходе поездов // Сборник научных трудов / ХабИИЖТ Хабаровск, 1984. — вып. 50. — С. 43−48.
- Справочник по земляному полотну эксплуатируемых железных дорог/ М. В. Аверочкина, С. С. Бабицкая, С. М. Большаков и др.- Под ред. А.Ф. Подпало-го, М. А. Чернышева, В. П. Титова. М.: Транспорт, 1978. — 766 е., ил., табл. — Предм. указ.: с. 746−758.
- Шахунянц Г. М. Железнодорожный путь: Учебник для вузов ж-д. трансп.-З-е изд., перераб. и доб. М.: Транспорт, 1987. — 479 с.
- Цернант А.А. Сооружение земляного полотна в криолитозоне. Автореферат дисс. М. ОАО ЦНИИС, 1998. — 97 с.
- Переселенков Г. С., Штейн А. И. О некоторых особенностях методов определения устойчивости откосов грунтовых сооружений. Труды ЦНИИС. Вып. 214. М., ЦНИИС, 2002.
- Зенкевич О. С. Метод конечных элементов в технике. М.: Мир, 1975. -541с.
- ЗО.Зенкевич О. С., Морган К. Конечные элементы и аппроксимация. М.: Мир, 1986.
- Стренг Г., Фикс Дж. Теория метода конечных элементов. М.: Мир, 1977.
- Деформации засоленных грунтов в основаниях сооружений / А. А. Муста-фаев, 280 с. ил. 21 см, М.: Стройиздат, 1985.
- Расчет напряженно-деформированного состояния массивов многофазных грунтов: Учеб. пособие / 3. Г. Тер-Мартиросян, Д. М. Ахпателов, 119с. ил. 20 см, М.: МИСИ.
- Экспериментальная реология глинистых грунтов / С. Р. Месчян, 342 с. 1 ил. 22 см, М.: Недра, 1985.
- Физико-техническая теория ползучести глинистых грунтов в практике строительства / Н. Н. Маслов, 175 с. ил. 21 см, М.: Стройиздат, 1984.
- Гольдштейн М.Н. Механические свойства грунтов. М.: Стройиздат, 1971.
- Бугров А.К. Исследования грунтов в условиях трехосного сжатия. М: 1978.
- Основы геокриологии, ч.4, Динамическая геокриология. М.: Изд-во МГУ 2001,687с.
- Богданов Г. Ф. Руководство по лабораторным исследованиям при искусственном укреплении грунтов. JI.: Издательство Ленинградского Университета, 1965.
- Джоунс К.Д. Сооружения из армированного грунта. Пер. с англ. B.C. Заба-вина- Под ред. В. Г. Мельника. М.: Стройиздат, 1989.
- Синтетические текстильные материалы в транспортном строительстве. В. Д. Казарновский, А. Г. Полуновский, В. И. Рувинский и др.- Под ред. В. Д. Казарновского. М.: Транспорт, 1984.
- Транспортное строительство за рубежом. Экспресс-информация. М. ВПТИТРАНССТРОЙ, 1984, № 11.
- Переселенков Г. С., Песов А. И., Целиков Ф. И., Бирюкова Л. М., Переселен-ков В.Г. Нетрадиционные армогрунтовые конструкции с применением новых ресурсосберегающих материалов. Сборник научных трудов. М.: ЦНИИС, 1996.
- Anwendung der Bouweise «Bewehrte Erde fiir Briickenwiderluger „Strasse“. 1987,27, № 6, s. 178−180.
- Конструкции насыпей из твердомерзлых песков с прослойками геотекстиля. Н. Д. Меренков, П. Г. Пешков, Б. Г. Петров, А. А. Цернант, Е. А. Бойцов Транспортное строительство № 5, 1988.
- ВСН 203−85 Специальные нормы и технические условия на проектирование и строительство железных дорог на полуострове Ямал.
- ВСН 204−88 Специальные нормы и технические условия на проектирование и строительство автомобильных дорог на полуострове Ямал
- ВСН 200−85 Проектирование и сооружение земляного полотна железнодорожной линии Ягельная Ямбург.51 .Транспортные и гидротехнические сооружения с применением геотекстиля (отечественный и зарубежный опыт). Канаев Ф. С. Обзор. М.: ВНИИНТПИ, 1989.
- Применение геотекстиля в гидротехническом строительстве / Экспресс-информация. М.: ВПТИтрансстрой, 1987, с. 19.
- ТУ 2246−002−7 859 300−97. Геотехническая решетка пластиковая „Прудон-494“: 494 УНР Кал. строительства / МО РФ., — М., 1999., 11 с.
- Армирование грунтов пластиковыми георешетками Прудон-494. Рекламный проспект ОАО 494 УНР.
- Принципиальные схемы конструктивно-технологических решений по применению объемных решеток „ПРУДОН-494“ и примеры их реализации в транспортных сооружениях. М., 2002.
- Методические рекомендации по проектированию и строительству грунтовых насыпей на торфяном основании, армированных георешетками „ПРУДОН-494“ в условиях Западной Сибири. М.: ЦНИИС, 2000.
- Транспортное строительство за рубежом. Экспресс-информация. М. ВПТИТРАНССТРОЙ, 1987, № 22.
- James К. MiicheU, WiUem С. В. Villet, Albert F. Dimilllo. Soil Reinforcement for stabilization of Earth Slopes and Embankments. „Public Roads“. 1984, т. 48, № 3, с. 88−95.
- Жиро Дж.П., А-Лайн К., Бонапарте Р. Проектирование дорог без дорожного покрытия и участков дорожного движения с георешетками Армирование из полимерной решетки. Томас Телфорд Лимитед, Лондон, Великобритания, 1984.
- Вангаард М. Эффект армирования при выборе георешетки. Материалы заседаний конференции в Турине „IS TORINO '99“. Турин, Италия, 1999.
- Железные дороги мира, 2001, № 10.
- Транспортное строительство за рубежом. Экспресс-информация. М. ВПТИТРАНССТРОЙ, 1986, № 4.
- Научно-технический сборник. М. ВПТИТРАНССТРОЙ, 1992, № 265."Fravaux», № 622, 1967. s. 41−45 (Десять лет французской технологии в Ливане).
- Geotextiles as earth reinforcement in the United Kingdom «Ground Engineering». 1984, т. 17, № 3, c. 29−32.
- NCE:New Civil Engineer. 1987. — N 688. — P. 39−43 (Великобритания).
- NCE:New Civil Engineer. 1987. — N 685. — P. 35−36, III. (Великобритания).
- Проектирование земляного полотна железных дорог из глинистых грунтов с применением геотекстиля / ВСН 205−87. М.: Минтрансстрой. 1987. 15 с. ной решетки: МПС РФ, Департамент пути и сооружений. М.: ПТКБ ЦП МПС, 1999.-40 с.
- Технические указания по применению нетканых материалов для усиления земляного полотна: ЦП-4591/МПС СССР, Главное управление пути. М.: Транспорт, 1989. — 47 с.
- Методические рекомендации по применению нетканых синтетических материалов при строительстве автомобильных дорог на слабых грунтах. Со-юздорнии. М., 1981. 64 с.
- Методические рекомендации по использованию геосинтетических материалов в дорожных конструкциях. М., 2001.
- British Standard BS 8006: 1995. Code of practice for «Strengthened / reinforced soils and other fills».
- Man, technology, environment. Рекламный проспект Тепах SpA Geosiynthetics Division.
- Tenax Geosiynthetics. Рекламный проспект Тепах SpA Geosiynthetics Division, Italy.
- Tenax Tenweb. Рекламный проспект Тепах.
- A.A.Balkema Rotterdam BROORFIELD 1994. 595 p.
- Инструкция по использованию геотекстилей и геосеток в дорожном строительстве. М.: Изд., 1994.
- Ю.М. Львович Геосинтетические и геопластиковые материалы в дорожном строительстве. Автомобильные дороги. Обзорная информация. Выпуск 7. М., Информавтодор, 2002,116 с.
- Пособие по физико-механическим характеристикам строительных пенопла-стов и сотопластов. М., Стройиздат, 1977. 79 с.
- Методические рекомендации по проектированию теплоизолирующих слоев в железнодорожных выемках, пересекающих льдонасышенные вечномерз-лые грунты, неустойчивые при оттаивании. М., ЦНИИС, 1978.
- Методические рекомендации по применению теплоизолирующих слоев из пенопласта для снижения объема земляных работ. Союздорнии. М., 1988. -23 с.
- Страмоус В.М., Дыдышко П. И. Укладка защитных нетканых материалов / Путь и путевое хозяйство. 1986. -№ 12. с. 18−19.87.0бзор продукции. Рекламный проспект HUESKER Synthetic GmbH&Co.
- Геосетки Tensar® для гражданского строительства. Каталог изделий Netlon Limited и их применение.
- Stabilisation of soft soil. Рекламный проспект Тепах SpA Geosiynthetics Division, Italy, 1994., 20 c.
- Tenax mono-oriented and bi-oriented geogrids. Рекламный проспект Тепах.
- Stabilisation of soft soil. Рекламный проспект Тепах SpA Geosiynthetics Division, Italy, 1994., 20 c.
- D. Li, S. Chrismer. Railway Track & Structures, 1999, № 10, p. 15−18.
- Jewel R.A. A limit equilibrium desing method for reinforced embankments on soft foundation. Proc. 2nd Int. Conf. Geotextiles, Las Vegas, 3., 1982.
- Jiran I., Schlosser F. Theoretical analysis of failure in Reinforced Earth Structures, Proc. ASCE Symp. Earth Reinforcement, Pittsburgh, 528 55., 1978.
- Schlosser F., Vidal H. La terra armee, Bull. De Batiment et des Travaux Pablics., 1969.
- Семендяев Л.И. Методика расчета насыпей, армированных различными материалами. М., 2001,44 с.
- Рекомендации по проектированию и строительству устоев диванного типа малых и средних автодорожных мостов. ЦНИИС, М., 1988.
- Технические условия по стабилизации деформирующихся насыпей железных дорог, расположенных на протаивающих основаниях из вечномерзлых грунтов. Глав. Управление пути МПС, М., 1993, 97 с.
- Рекомендации по обеспечению устойчивости и прочности земляного полотна с наличием низко температурных вечномерзлых грунтов. ЦНИИС Минтрансстроя, М., 1988.
- Методические рекомендации по проектированию земляного полотна железных дорог на пучинистых грунтах в суровых климатических условиях. ЦНИИС Минтрансстроя, М., 1986, с. 75.
- Адлер Ю.П. Введение в планирование эксперимента. «Металлургия», М., 1969, 155 с.
- Адлер Ю.П., Грановский Ю. В., Маркова Е. В. Теория эксперимента: прошлое, настоящее, будущее. М.: Знание, 1982. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Математика, кибернетика" — № 2).
- СНиП II-7−81 * Строительство в сейсмических районах.
- СНиП 2.01.01−82 Строительная климатология.
- ГОСТ 25 100–95 Грунты. Классификация.
- ГОСТ 12 248–96 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости.
- ГОСТ 5180–84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик.
- Пшеничникова Е.С. Экспериментальное определение модуля упругости георешетки Геовеб с заполнителем из песка. Транспортное строительство № 4, 2002 г. с.21−22.
- ВСН 46−83 Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа.
- Климатические особенности зоны БАМ Новосибирск, Наука, 1979, 144 с.
- Дербас В.А., Солодовников Б. И. Влияние сроков строительства на способы компенсации осадок насыпей, сооружаемых на оттаивающих вечномерзлых грунтах и предложения по уточнению проектных решений. / Научно-техническая конференция. М., ЦНИИС, 1979.
- Временные технические условия на проектирование земляного полотна железнодорожной линии Улак Эльга с сохранением мерзлого состояния грунтового основания. С. Н. Юсупов, Г. П. Минайлов, В. А. Миронов и др. МПС РФ, ДПС., М., 2001, с. 52.
- ФЕР-2001. Сборник № 1. Земляные работы. Приложение: Сборник сметных цен на эксплуатацию строительных машин и сметных цен на материалы, изделия, конструкции. Госстрой России. М., 2001.
- Экспертиза проекта зимника и перехода через болота вдоль нефтепровода Колотушное месторождение Васюганский ЦПС III этап. ЦНИИС, 2002.
- И.Е. Евгеньев Строительство автомобильных дорог через болота. Москва, «Транспорт», 1968.