Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовые принципы регионального налогообложения в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном формулировании принципов налогообложения на уровне субъектов РФ в аспекте соотношения положений подотраслей финансового законодательствазаконодательства Российской Федерации о налогах и сборах и бюджетного законодательства, претерпевших значительные качественные и «количественные изменения за последний период под влиянием… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие налогов субъектов РФ и принципы регионального налогообложения
    • 1. Конституционные основы формирования законодательства о налогах субъектов РФ
    • 2. Понятие и сущность налогов субъектов РФ
    • 3. Понятие и виды принципов регионального налогообложения
  • Глава 2. Роль принципов регионального налогообложения в правовом регулировании налогов субъектов РФ
    • 1. Роль налогов субъектов РФ в финансовой системе Российской
  • Федерации
    • 2. Правовой режим налогообложения на уровне субъектов РФ и место в нем принципов регионального налогообложения
    • 3. Правовые требования к установлению, введению и взиманию налогов на уровне субъектов РФ

Правовые принципы регионального налогообложения в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования • обусловлена существенными изменениями в законодательстве Российской Федерации, касающимися разграничения видов налоговых платежей по территориальным уровням государства, режимных характеристик конкретных налогов и сборов.

Вновь сформулированные и дополненные качественные и количественные требования законодателя к функционированию системы налогов и сборов, принципов налогообложения привели к возникновению ряда проблем и дискуссионных вопросов, связанных с реализацией фискальных интересов субъектов РФ («новые» виды налоговых платежей — уточнение их «налоговой природы" — совершенствование режимных характеристик налогов, разграничение налогов между Российской Федерацией и субъектами РФ, муниципальными образованиямипорядок регулирования и взимания региональных налогов и др.). В сложившихся условиях основополагающей гарантией эффективного функционирования налоговых правоотношений, в том числе на региональном уровне, является должный уровень нормативного регулирования требований, предъявляемых к налогообложению, понимаемых как «принципы налогообложения». Эти требования должны распространяться как на общегосударственную налоговую систему в целом, так и на отдельные ее участки — например, региональные налоги.

Субъекты РФ заинтересованы в эффективности функционирования региональной налоговой системы в силу различных предпосылок: правовых (необходима четкость нормативного регулирования региональных налогов, сочетающего компетенцию Российской Федерации и субъектов РФ) — организационных (отлаженность нормативной основы «облегчает» механизмы взимания налогов) — финансово-экономических (налоги составляют значительный объем доходов субъектов РФ) — социальных (хорошо отлаженная налоговая система в идеале должна учитывать экономические возможности населения соответствующие платежи уплатить, налоговые льготы и вычеты в соответствии с интересами налогоплательщиков) и т. д.

Эффективность построения системы региональных налогов и совершенствование механизма организации взимания фискальных платежей на уровне субъектов РФ подразумевают четкое оформление требований функционирования соответствующих налоговых отношений, выражающихся в принципах регионального налогообложения. Речь идет о принципах разного рода: политических, правовых, организационных, социально-экономических принципах, имеющих непосредственное значение для развития налоговых отношений установления, взимания региональных налогов, осуществления налогового контроля на региональном уровне. Причем правовые принципы в данном случае имеют первостепенное значение как требования, заключающие в себе разносторонние предпосылки налогообложения (социальные, финансово-экономические и т. д.). Правовые принципы налогообложения основаны на положениях Конституции РФ: в одних случаях будучи прямо закреплены в ней (ст. 57, 72 и т. д.), в других случаях — будучи предусмотрены в иных нормативных правовых актах, положения которых вытекают из конституционных установлений. Принципы налогообложения являются важной составляющей правового режима налогов субъектов РФ (регионального налогообложения).

При всей теоретической и практической важности формулирования юридических принципов налогообложения применительно именно к региональным налоговым правоотношениям к настоящему периоду в теории налогового права пока еще не выработано однозначного подхода к содержанию указанных принципов. Так, например, из положений законодательства о налогах и сборах (прежде всего это касается Налогового кодекса РФ) не совсем ясно какими требованиями руководствуется законодатель, относя одни налоговые платежи к федеральным, другие — к региональным, третьи — к местным. Выводы специалистов относительно проблемы формулирования критериев разграничения налогов между территориальными уровнями государства носят довольно поверхностный характер. Не всегда ясен и механизм соотношения налогового и бюджетного законодательства в аспекте разграничения налоговых платежей между бюджетами в качестве доходов соответствующих бюджетов: какими правилами руководствуется законодатель в ходе установления нормативов отчислений налогов из одного бюджета в другой. При этом очевидна значимость таких «налоговых нормативов» -разграничения налогов между Федерацией и ее субъектами — для функционирования государства в плане реализации государственных задач и функций на различных территориальных уровнях.

Формирование оптимальной системы налогообложения посредством должного нормативного регулирования различных ее режимных характеристик позволило бы региональному законодателю равномерно и справедливо распределять налоговое бремя, установить баланс интересов государства и налогоплательщиков, выявить особенности налогово-правовых институтов и системы налогообложения в целом, распространяя их на региональное налогообложение. Это даст возможность исследователям определить структурные элементы налоговой системы и ключевые направления государственной экономической, в том числе налоговой, политики.

Таким образом, «ключевая» проблема функционирования механизма налогообложения на уровне субъектов РФ, обуславливающая актуальность исследуемой темы, состоит в формулировании в нормах права принципов, содержащих, по сути, требования к отношениям установления, введения и взимания региональных налогов. Эти принципы должны бытьне только четко выработаны в финансово-правовой теории, но и получить конкретное юридическое выражение в нормах права, прежде всего непосредственно в нормах налогового права как основного «концентрата» правовых требований к развитию налоговых отношений. При этом следует констатировать, что исследуемые принципы, охватываясь «налогово-правовым» характером, выходят за рамки лишь налогово-правовых установлений, пересекаются с нормами бюджетного права в силу того, что налоговые платежи служат основным источником доходов бюджетов субъектов РФ, формирование которых регулируется бюджетным правом. Подобная взаимосвязь положений налогового и бюджетного государственного регулирования знаменует новые тенденции в финансовом праве, позволяет по-новому взглянуть на многие финансовые проблемы, осознать их актуальность «на фоне» имеющихся социально-экономических, политических проблем. В условиях финансовой глобализации развитие отечественного налогового законодательства должно осуществляться в соответствии с опытом развитых зарубежных стран, но применительно к российской специфике финансовых отношений.

Верное понимание природы региональных налоговых платежей — гарантия легитимности реализации налоговой компетенции субъектов РФ в части установления ими допустимого состава взимаемых обязательных платежей налогового характера, допустимых пределов регулирования субъектами РФ правового режима конкретных налогов, эффективного сочетания федеральной и региональной компетенции в функционировании правового режима налогообложения.

Вышеизложенное определяет выбор темы диссертационного исследования, ее научное и практическое значение, а также круг рассматриваемых вопросов.

Научная разработанность темы. Некоторые вопросы, касающиеся механизма налогообложения на уровне субъектов РФ, в том числе принципов регионального налогообложения, послужили предметом исследований. Проблемы формулирования требований взимания региональных налоговых платежей, а также особенности законодательной и правоприменительной, судебной практики Российской Федерации и развитых зарубежных странах в данной сфере анализируются в работах Е. М. Ашмариной, А. В. Брызгалина, Д. В. Винницкого, Г. А. Гаджиева, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, Т. А. Гусевой, А. В. Демина, М. В. Карасевой, Ю. А. Крохиной, И. И. Кучерова, Н. П. Кучерявенко, О. Р. Михайловой, А. Г. Пауля, С. Г. Пепеляева, Х. В. Пешковой, К. А. Сасова, В. В. Стрельникова, Г. П. Толстопятенко, Н. И. Химичевой, Д. М. Щекина.

Значительное внимание в диссертационной работе уделено разработкам известных российских ученых, имеющим значение для развития теории налогового права: В. В. Бесчеревных, В. А. Гольцева, М. А. Гурвича, И. Х. Озерова, Е. А. Ровинского, А. А. Соколова, Л. В. Ходского, С. Д. Цыпкина. И. И. Янжула, В. Г. Яроцкого.

В процессе исследования диссертант опирался на классические работы ряда отечественных специалистов в области экономической теории: М. Ю. Березина, JI.A. Дробозиной, В. П. Дьяченко, Г. Л. Марьяхина, Л. Н. Павловой, Л. И. Прониной, В. М. Пушкаревой, Л. А. Родиной, М. А. Сажиной, Г. Титовой, А. В. Толкушина, С. Д. Шаталова, Т. Ф. Юткиной.

Периодические изменения, затрагивающие содержание законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, служат предпосылкой совершенствования нормативной базы налогообложения субъектов РФ. Определенные сложности в сочетании федеральной и региональной компетенции в налоговой сфере ставят вопрос функционирования налогово-правовых институтов на уровне субъектов РФ, создают предпосылки для дальнейшего совершенствования теории налогового права. Качественные изменения в содержании финансово-правового регулирования в целом позволяют по-новому рассматривать сущность региональных налоговых правоотношений.

Объект исследования — урегулированные налоговым (финансовым) правом отношения, возникающие в процессе формирования системы региональных налогов, взимания региональных налогов, формулирования принципов регионального налогообложения.

Предметом исследования является законодательство и иные правовые акты, устанавливающие режим налогообложения на уровне субъектов РФ (в том числе Налоговый кодекс РФ, законодательные акты о налогах субъектов РФ), а также практика его применения.

Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем исследовании принципов регионального налогообложения, выработке положений относительно сочетания компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в установлении и введении региональных налоговразработке и уточнении основных понятий и категорий сферы налоговых отношений, реализуемых на региональном уровневыработке предложений по совершенствованию законодательства о региональных налогах и практики его применения, учитывающих ключевые направления государственной налоговой политики и интересы налогоплательщиков. Достижение этих целей потребовало постановки и решения следующих задач:

— сформулировать понятие и классификацию принципов регионального налогообложения;

— охарактеризовать взаимосвязь компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в установлении, введении, взимании региональных налогов;

— обосновать пределы налоговой компетенции субъектов РФ, ограниченные федеральных законодательством, определить особенности статуса субъектов РФ в сфере налогообложенияопределить содержание правового режима регионального налогообложениявыявить специфику природы региональных налоговых платежейпроанализировать место региональных налогов в финансовой системе государства;

— уточнить содержание отдельных понятий сферы налогообложения («принципы налогового права" — «региональный налог», «налоговая компетенция субъектов РФ" — «налоговая политика" — «принципы налогообложения" — «налогово-правовой режим») — выработать предложения по совершенствованию нормативного регулирования регионального налогообложениявыявить соотношение между принципами налогового права, заключающими в себе требования к налогообложению на региональном уровне, и положениями Конституции РФ, распространяющимися на функционирование налоговых отношений.

Методологическую основу диссертации составили общенаучные методы (диалектико-материалистический), а также частнонаучные методы познания: системно-структурный, историко-правовой, логический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и др.

Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых в области теории государства и права, финансового, конституционного, административного, гражданского права. В работе также учитываются выводы ученых в области философии, экономической науки.

Эмпирическую базу исследования составили опубликованная практика Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, практика арбитражных судов, правоприменительная практика органов исполнительной власти.

Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном формулировании принципов налогообложения на уровне субъектов РФ в аспекте соотношения положений подотраслей финансового законодательствазаконодательства Российской Федерации о налогах и сборах и бюджетного законодательства, претерпевших значительные качественные и «количественные изменения за последний период под влиянием финансово-экономических и политических проблем. Принимая во внимание труды представителей науки финансового, конституционного, гражданского, административного права, автор формулирует собственные выводы относительно принципов регионального налогообложения, порядка распределения налоговых платежей между Российской Федерацией и субъектами РФ. Во взаимосвязи исследуются следующие характеристики системы налогов субъектов РФ: природа региональных фискальных платежей, их особенности как источника доходов региональных бюджетов, режимные аспекты распределения налоговых поступлений между Федерацией и ее субъектами, субъекты и объекты соответствующей деятельности, цели распределения налоговых источников, правовые средства, сопутствующие достижению этих целей. Сущность региональных налогов рассматривается с различных сторон (с точки зрения права, экономики, политики).

Научную новизну исследования характеризуют следующие положения, выносимые на защиту.

1. Региональные налоги представляют собой организационно обособленную часть в структуре налоговой системы, характеризующуюся особым режимом формирования, обусловленным пределами налоговой компетенции субъектов РФ, принципами регионального налогообложения. Региональные налоги — разновидность налоговых платежей в составе налоговой системы, взимаемых на уровне субъектов РФ, поступающие в региональные бюджеты в целях создания финансовой основы реализации задач и функций государства на территориальных уровнях, характеризующиеся признаками, общими для налогов, но в то же время подчиняющиеся особенностям правового режима регионального налогообложения, обусловленного пределами налоговой компетенции субъектов РФ, которой их наделяет Российская Федерация.

2. Правовой режим налогов субъектов РФ (правовой режим «регионального налогообложения») — это «налогово-правовой режим», представляющий собой совокупность предусмотренных нормами права характеристик региональных налогов (элементов налогообложения, признаков), а также порядок установления, введения и взимания налогов субъектов РФ, обусловленный пределами налоговой компетенции субъектов РФ, очерченной федеральным законодателем.

3. Принципы регионального налогообложения представляют собой систему составляющих налогово-правовой режим требований, предъявляемых нормами права либо прямо или косвенно вытекающие из их содержания, к установлению, введению и взиманию налогов субъектов РФ, обеспечивающие эффективность налоговых правоотношений на уровне субъектов РФ.

4. Принципы регионального налогообложения классифицируются по следующими критериям: 1) по функциональному значению для налогообложения: юридические (законностьединство налоговой системывзаимосвязь налоговой и бюджетной системы и т. д.) — организационные (обязательность налогообложения как гарантия формирования региональных доходовэкономическая обоснованностьясность порядка исполнения налоговой обязанности) — 2) по содержанию: правовые (федерализмисчерпывающий перечень налоговединство налоговой системы) — экономические (экономическая обоснованность) — политические (соотношение налоговой компетенции органов власти Российской Федерации и субъектов РФ, влияющее на разграничение налоговых доходов между федеральным и региональными бюджетами) — социальные (справедливость налогообложениягармонизация интересов государства и налогоплательщиковгуманизм) — организационные (обязательность налогообложения и др.) — 3) по нормативной определенности: закрепленные в нормах праваследующие из анализа содержания норм права.

5. Термин «установление» налога применим к отношениям правового регулирования региональных и местных налогов на общегосударственном уровне — уровне Российской Федерации. Термин «введение» налога применим к нормотворчеству на нижестоящих по отношению к федеральному уровнях, осуществляющемуся в целях регулирования региональных и местных налоговых платежей, уже предусмотренных Российской Федерацией в составе налоговой системы.

6. Режим формирования системы налогов субъектов РФ не является исключительно «налоговым» явлением при всей несомненной специфике «налогово-правового» механизма регионального налогообложения. Режим налогообложения на уровне субъектов РФ реализуется в двух аспектах: установлении и введении региональных налогов субъектами РФ, а также установлении на федеральном уровне нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ, что позволяет судить о взаимосвязи налогово-правового и бюджетно-правового регулирования регионального налогообложения.

7. Критериями разграничения налогов между уровнями налоговой системы выступают различные характеристики самих платежей: возможные объемы поступления платежейраспространенность объектов обложения (например, доходы физических лиц, прибыль организаций и т. д.) — источники уплаты налога — их территориальная привязкаобусловленность потенциальных платежей хозяйственным развитием территорийособенности режима исчисления и уплаты платежей — привязка исчисления к конкретной территории взимании платежа.

8. Обязанность уплатить региональный налог, как правило, не обусловлена обращением к пользованию «государственными прерогативами», а связывается с владением «обычным» имуществом, осуществлением предпринимательской деятельности (имеющие значение для объектов обложения региональными налогами транспорт, имущество организаций — не изъяты из оборота, не соотносимы с суверенными правами государства на какие-либо виды деятельности). Это указывает на специфику регионального налогообложения. В целях контроля за составом юридически значимых действий — объектов обложения, в связи с функционированием которых региональным органам допускается взимать налоговые платежи, на уровне субъектов РФ не взимаются сборы налогового характера, а лишь платежи в виде налогов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в результате диссертационного исследования выводы в определенной степени восполняют пробелы в теории налогового (финансового) права. Эти выводы могут быть полезны в процессе совершенствования законодательства (в частности, внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ) и правоприменительной практики органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, функционирование которых связано с вопросами налогообложения, распределения налогов между публично-правовыми образованиями в составе государстваформирования налоговой политики. Теоретическая направленность исследования позволяет применять полученные выводы для дальнейших научных разработок, касающихся налоговых отношений в том числе на уровне субъектов РФ, а также в процессе преподавания учебных дисциплин «Финансовое право», «Налоговое право», спецкурсов налогово-правового цикла, подготовки учебной литературы.

Апробация результатов исследования. Важнейшие положения диссертационной работы опубликованы в периодических изданиях (в том числе «Российское правосудие», «Финансовое право», «Вестник Московского окружного военного суда», «Налоговые известия Саратовской губернии»).

Теоретические и практические положения диссертации были рассмотрены и получили одобрение на заседании кафедры финансового права.

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия».

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии.

Заключение

.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований в современный период стала явлением, затрагивающим интересы не только самого государства, общества, но и каждого гражданина в отдельности. Установление, введение и взимание налоговых платежей, являющееся одним из основных направлений финансовой деятельности государства, обуславливает специфику правового режим налогово-правовых явлений, особые принципы их функционирования.

Представленное диссертационное исследование, посвященное принципам налогообложения на региональном уровне — уровне субъектов РФ, позволяет сделать ряд выводов теоретического и практического характера, направленных на совершенствование основных начал законодательства о налогах и сборах и правоприменительной налоговой практики.

Региональные налоги в соотношении с финансовой системой государства представляют собой организационно обособленную часть в составе налоговой системы, характеризующуюся особым режимом формирования, обусловленным компетенцией субъектов РФ. Региональные налоги взимаются на уровне субъектов РФ, поступают в региональные бюджеты в целях создания финансовой основы реализации задач и функций государства на территориальных уровнях. Данный вид налогов характеризуется признаками, общими для налогов, но в то же время подчиняющиеся особенностям правового режима регионального налогообложения, специфике налоговых отношений на региональном уровне. Верное понимание природы региональных налоговых платежей — гарантия легитимности реализации налоговой компетенции субъектов РФ в части установления ими допустимого состава взимаемых обязательных платежей налогового характера, допустимых пределов регулирования субъектами РФ правового режима конкретных налогов, эффективного сочетания федеральной и региональной компетенции в формировании правового режима налогообложения.

Передавая субъектам РФ часть государственно важных задач и функций, реализующих интересы граждан и общества в целом, государство на уровне Федерации должно наделять нижестоящие территориальные уровни финансовыми ресурсами для реализации соответствующих полномочий. Региональные налоги составляют финансовую основу функционирования субъектов РФ, предполагая особый порядок пополнения доходной базы их бюджетов. Вместе с этим, при наличии чисто фискальной заинтересованности субъектов РФ в региональном налогообложении, налоговая компетенция субъектов РФ не безгранична. Правовое регулирование налогов субъектами РФ должно строго соответствовать объему полномочий, которыми Российская Федерация наделяет субъектов РФ в сфере налогообложения, соответствовать принципам регионального налогообложения. Пределы налоговой компетенции субъектов РФ обусловлены как основными началами законодательства о налогах и сборах, очерченными актом федерального уровня — Налоговым кодексом РФ, так и (и прежде всего!) конституционными требованиями к правовому статусу субъектов в составе Федерации, соблюдению территориальными образованиями прав и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ немало нормативных положений, прямо или косвенно касающихся налогообложения, в том числе регионального. В целом систему конституционных принципов, применимых к налогообложению на уровне субъектов РФ, можно представить следующим образом: принцип публичной цели взимания налогов и сборов, развивающий положение о социальном характере государствапринцип установления, изменения или отмены налогов и сборов законами — принцип установления налогов и сборов в должной процедурепринцип юридического равенства плательщиков налогов и сборовпринцип всеобщности налогообложенияпринцип равного налогового бременипринцип соразмерности налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свободпринцип единства налоговой политики, единства системы налогов, развивающий установленный в Конституции РФ принцип единства экономического пространствапринцип разграничения налоговых полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ в соответствии с требованиями федерализма (ст. 8, 19, 57, 75, 104, 114 и другие положения Конституции РФ).

В силу сказанного, должный порядок установления, введения и взимания региональных налогов, соблюдение соответствующих принципов имеют особое значение не только для государства в целом — прежде всего для бесперебойного «финансового функционирования» его территорий, но и для граждан, в том числе населения субъектов РФ, надеющегося на «добросовестность» регионального законодателя в сфере налогообложения, соблюдение им общегосударственных требований к режиму налогообложения.

Порядок установления, введения и взимания региональных налогов охватывается особым налогово-правовым режимом. Правовой режим налогов субъектов РФ («регионального налогообложения») — это «налогово-правовой режим», представляющий собой совокупность предусмотренных нормами права характеристик региональных налогов (элементов налогообложения, признаков), а также порядок установления, введения и взимания налогов субъектов РФ, обусловленный пределами налоговой компетенции субъектов РФ, очерченной федеральным законодателем. Таким образом, принципы регионального налогообложения являются важной составляющей правового режима региональных налогов. Система налогов и сборов, как на общегосударственном уровне, так и территориальном, может функционировать и развиваться только на основе определенных принципов, подразумевающих требования к налоговым правоотношениям.

Правовой режим налогообложения применительно к налогам субъектов РФ формулируется в нормах как федерального, так и регионального законодательства. Законодательство России о налогах и сборах представляет собой довольно нестабильную отрасль законодательства. Изменения и дополнения, периодически вносимые в Налоговый кодекс РФ, продиктованы становлением рыночной экономики, совершенствованием финансовых связей между публично-правовыми (территориальными) образованиями разных уровней, влиянием развивающегося федерализма, необходимостью обоснования отчуждения частной собственности в порядке налогообложения. Попытки совершенствовать фискальное законодательство послужили предпосылкой дискуссий специалистов в области налогового права, их стремления разработать и утвердить на правовом уровне такие нормативные положения, которые бы максимально полно и эффективно отрегулировали налоговые отношения, позволяющие оптимально сочетать интересы разных субъектов: налогоплательщика и государства, государства в лице Российской Федерации и субъектов РФ.

Нестабильность законодательства о налогах, в том числе региональных, обусловлена экономическими основами налогообложения. При этом экономическая составляющая имеет особое значение для налогов регионального уровня. Беря на себя функцию регулирования общественной жизни, государство на федеральном уровне создает правовые границы общественно-политических институтов, территориальным образованиям же (в данном случае — субъектам Федерации) государство оставляет лишь возможности экономического усмотрения для пополнения региональных налоговых доходов в очерченных самим государством границах. Поэтому налоги на уровне субъектов РФ имеют, скорее, значение регулирующего воздействия на экономические отношения на региональном уровне, нежели значение регулирования общественного строя. Поэтому весьма активно у региональных налогов проявляется фискальная функция, нежели регулирующая.

Таким образом, содержание законодательства субъектов РФ о региональных налогах определяется финансовыми, правовыми, политическими и социально-экономическими характеристиками современного государства. Региональные налоги, с одной стороны, служат важнейшим инструментом экономической политики государства на территориальных уровнях. С другой стороны, региональное налогообложение как специфический правовой режим выступает юридической основой развития налоговых отношений на региональном уровне.

Несмотря на то, что налогово-правовое регулирование в России прошло довольно сложный путь развития (разрозненность актов законодательства о налогах и сборах предыдущего периода, «налоговая кодификация» — принятие Налогового кодекса РФ, внесение в него изменений, принятие нормативных актов на уровне субъектов РФ), оно все еще требует дальнейших доработок. Недостатки нормативной базы неизбежно сказываются на правоприменительной практике, о негативных моментах в которой свидетельствует анализ судебных актов, вынесенных по различным делам, связанным с реализацией налоговой компетенции субъектов РФ. Так, Конституционный Суд РФ в свое время поставил вопросы соблюдения законодательной процедуры установления и введения налогов, надлежащего регулирования элементов налогообложения, сбалансированного сочетания налоговой компетенции Российской Федерации и субъектов РФ. Дальнейшее совершенствование законодательства о налогах и сборах требует мероприятий уровня налоговой правовой реформы. На наш взгляд, законодателю не стоит ограничиваться в ст. 13 НК РФ лишь перечнем региональных налогов. Необходимо также конкретизировать дефиницию налоговых платежей применительно к региональным налогам. Целесообразно дополнить Налоговый кодекс РФ (ст. 11) соответствующей дефиницией, делающей акцент на компетенцию именно субъектов РФ в сфере налогообложения. Возможным дополнениям в Налоговый кодекс РФ придать вид следующего определения: «Региональные налоги применительно к российской налоговой практике представляют собой разновидность налоговых платежей в составе налоговой системы, взимаемых на уровне субъектов РФ, поступающие в региональные бюджеты в целях создания финансовой основы реализации задач и функций государства на территориальных уровнях, характеризующиеся признаками, общими для налогов, но в то же время подчиняющиеся особенностям правового режима регионального налогообложения, обусловленного пределами налоговой компетенции субъектов РФ, которой их наделяет Российская Федерация». Совершенствование законодательных норм позволит субъектам налогообложения реально осознавать свою роль в системе налогово-бюджетных отношений, внесет существенные элементы подконтрольности в налоговые отношения в плане реализации компетенции субъектов РФ, касающейся возложения налоговых обязанностей на физических лиц и организации.

Налоговая реформа, затрагивающая основные элементы экономических отношений и механизма налогообложения в рамках структуры государственного регулирования хозяйственной деятельности в Российской Федерации, включает в себя концепцию формирования стабильной и эффективной системы установления и взимания налоговых платежей на федеральном, региональном и местном уровнях. Основанием этой системы должны стать принципы построения системы региональных налогов и сборов, реализация которых позволяет обеспечить становление налоговой системы, адекватной экономическим потребностям государства.

Сложности проведения налоговой реформы объясняются тем, что налоговые правоотношения с учетом их различных видов — явление разностороннее, имеющее не только сугубо юридические, но и политические, социально-экономические черты. Функционирование регионального налогообложения опосредуется налоговыми правоотношениями нескольких групп: отношениями установления и введения налогов субъектов РФотношениями взимания (уплаты) региональных налоговых платежейсоответствующими охранительными и контрольными отношениями. Данные группы отношений задействуют различных по компетенции, по территории функционирования субъектов права (например, органы законодательной власти Российской Федерации и субъектов РФ — установление и введение налоговфедеральные и региональные органы исполнительной власти налоговой компетенции — взимание налогов). Соотношение компетенции указанных субъектов является содержательной характеристикой правового режима регионального налогообложения, гарантией его оптимальной реализации.

Современной тенденцией в функционировании налоговых отношений, в том числе по взиманию (уплате) региональных налогов, является усиление имущественных характеристик данных отношений, сочетающихся с требованиями власти-подчинения. При этом для регионального налогообложения обязательственный характер присущ не только в аспекте реализации налоговой обязанности налогоплательщиками в рамках соответствующих имущественных налоговых отношений, но и в широком организационном, экономическом смысле, заключающемся в обязанности субъектов РФ вводить и регулировать систему налогов регионального уровня как гарантии финансовой обеспеченности региональных бюджетов.

Правовой характер налоговых отношений подразумевает, что к порядку установления, введения и взимания налогов на уровне субъектов РФ предъявляются определенные требования — принципы налогообложения. Как показал анализ правовой базы налоговых отношений, принципы налогового права, налогообложения не получили целостного закрепления в законодательстве о налогах и сборах и могут быть выведены путем толкования отдельных нормативных положений. Многие принципы налогообложения были сформулированы в постановлениях Конституционного Суда РФ.

Конституционные принципы налогового права, такие как федерализм, равенство, всеобщность и соразмерность налогообложения и некоторые иные, являются необходимым условием функционирования налоговых отношений на региональном уровне. Подчеркивая универсальное значение общих конституционных принципов налогового права для развития налоговой системы в целом, важно отметить, что они оказывают влияние на формирование всех налогово-правовых институтов (в том числе налогообложения имущества, предпринимательской деятельности), на становление правовых основ механизма регионального налогообложения. Конституционные принципы позволяют определить специфику региональных налоговых платежей, особенности взаимосвязи различных элементов налоговой системы. Как показало исследование, принцип единства налоговой системы является базовым принципом, который учитывается при разработке и реализации различных программ реформирования налоговых отношений, осуществлении единой налоговой политики на территории страны. При этом закрепление указанного принципа в Конституции РФ с учетом мирового опыта способствовало бы значительному совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации.

Не меньшее значение имеет принцип налогового федерализма, реализация которого оказывает существенное влияние на самостоятельность и самодостаточность всех уровней налоговой системы Российской Федерации. Закрепление за каждым уровнем возможности введения и взимания «собственных» налогов, исходя из потребностей социально-экономического развития территорий, позволяет региональным законодателям варьировать налоговые ставки, объем льгот по налогам. Однако самостоятельность территорий и формирование доходной части бюджета субъекта РФ во многом определяется наличием оптимального количественного и качественного состава налоговых платежей, закрепленных за бюджетами соответствующего территориального уровня.

Совершенствование теоретических положений налогового законодательства предусматривает установление функциональных особенностей общих принципов налогового права, влияющих на содержание и динамику правового обеспечения налогообложения и сборов. Это делается для того, чтобы выработать оптимальные критерии развития налогового законодательства на федеральном и региональном уровнях в соответствии с правовыми потребностями общественного развития. Определяя значение общих принципов налогового права, важно указать, что на основе этих принципов осуществляется определенное взаимовлияние процессов разработки теоретических положений и становление базовых институтов налогового законодательства. Это дает возможность формировать финансовую политику государства на федеральном, региональном и местном уровнях с учетом необходимости защиты основных прав и свобод человека в условиях рыночной экономики. Использование системы как правовых, так и организационных принципов налогообложения позволит решить ряд задач: упрощение налоговой системыболее детальное регулирование правового статуса субъектов налогообложениясовершенствование системы налоговых ставок и налоговых льготснижение налогового бремени.

Сложившаяся в Российской Федерации система регионального налогообложения в значительной мере соответствует принципам механизма налогообложения, распространенным в ряде развитых зарубежных стран. Реформирование данной системы в России с момента осуществления рыночных преобразований носило половинчатый характер, поэтому сформировавшиеся правовые требования к налогообложению имеют ряд особенностей: сильное влияние Конституции РФ на механизм налогообложения, обусловленность налогообложения федеративным устройством государства. Реализация общих конституционных принципов налогового права России направлена на поддержание единства налоговой системы, обеспечение мобильности законодательства и формирования налоговой политики. Нарушение данного процесса в отношении ряда принципов приводит к появлению в законодательстве существенных пробелов.

Разработка правовых доктрин позволит изменить исключительно фискальную направленность налогообложения на региональном уровне, сложившуюся в предшествующие годы и переориентировать систему налогов на выполнение регулирующей, координирующей и иных функций налоговых платежей. Для этого необходимо:

1) широко использовать при формировании правовых доктрин развития налогообложения материалы судебной практики;

2) рассмотреть вопросы позитивного или негативного влияния установления новых региональных налогов на положение налогоплательщиков;

3) проанализировать экономико-правовые институты отдельных видов налогов, учитывая их значимость в системе налогообложения, порядок их исчисления, взимания;

4) обратить внимание на проблему совершенствования правотворческого и законотворческого процесса, уделить внимание особенностям проведения правовой экспертизы проектов законов и нормативных правовых актов в сфере налогообложения, что позволит устранить очевидные неточности и пробелы в правовом регулировании налогов и сборов.

Проанализировав основные принципы, которым подчиняется налогообложение на уровне субъектов РФ, мы приходим к следующим выводам.

Во-первых, принципы регионального налогообложения — это требования, которым должны соответствовать налоговые правоотношения установления, введения и взимания региональных налоговых платежей.

Во-вторых, принципы регионального налогообложения включают как требования Налогового кодекса РФ — специального акта, регулирующего налоговые отношения, так и (и прежде всего!) требования Конституции РФ как основного акта российского законодательства, устанавливающего правовые границы любых общественных отношений. При формулировании принципов регионального налогообложения также следует учитывать выводы налогово-правовой теории относительно соответствующих правоотношений, которые в идеале должны получить отражение в правовых нормах.

В-третьих, законодательство России не содержит положений, всесторонне охватывающих требования, предъявляемые к региональному налогообложению (критериям разграничения налогов по территориальным уровням, отдельным сторонам сбалансированности налоговой компетенции Российской Федерации и субъектов РФ и т. д.). Представление об этих принципах складывается на основе анализа основных начал законодательства о налогах и сборах, а также анализа норм права, прямо или косвенно касающихся региональных налогов. В то же время четкая нормативная определенность принципов регионального налогообложения играет огромную роль, будучи одной из гарантий эффективности функционирования налоговой системы государства.

Исследование принципов регионального налогообложения позволяет судить о различных сторонах сущности налогов, соответственно, служит развитию правовой теории налогообложения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные источники и практика
  2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 2003 г. // Собрание законодательства РФ1.-2009.-№ 4. Ст. 445.
  3. О бюджетных правах Союза ССР и Союзных республик: Закон СССР от 30 октября 1959 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. — № 44. -Ст. 221.
  4. Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих: Закон Союза ССР от 7 мая 1960 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1960. -№ 18.-Ст. 135.
  5. О государственном бюджете СССР на 1975 год: Закон СССР от 20 декабря 1974 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1974. — № 52. — Ст. 883.
  6. О государственном бюджете СССР на 1990 год: Закон СССР от 31 октября 1989 г. // Известия. 1989. — 11 нояб.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 31 июля1998 г. (в ред. от 17 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 1998. — № 31. — Ст. 3823- 2007. -№ 45.-Ст. 5424.
  9. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федер. закон от 25 февраля1999 г. // СЗ РФ. 1999. — № 9. — Ст. 1096.
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. -№ 1.-4.1.-Ст. 1.
  11. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. -№ 30. — Ст. 3012.
  12. О едином экономическом пространстве РСФСР: Указ Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. (в ред. от 21 октября 2002 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного совета РСФСР. 1991. -№ 51. — Ст. 1830- СЗ РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4228.
  13. Положение о местных финансах РСФСР: Утверждено Постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 г. // Собрание Узаконений. 1926. — № 92. — Ст. 668.
  14. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 2010—2012 годах» // Парламентская газета. 2009. — 29 мая.
  15. По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году»: Постановление Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П // СЗ РФ. 1997. — № 42. — Ст. 4901.
  16. По делу о проверке конституционности статьи 11 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе РФ»: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П // СЗ РФ. 1997. -№ 46.-Ст. 5339.
  17. По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской
  18. По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. № 24-П // СЗ РФ. 1998. — № 42. — Ст. 5211.
  19. По делу о проверке конституционности подпункта «к» пункта 1 ст. 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость»: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 марта 2000 г. № 5-П // СЗ РФ. 2000. — № 14. — Ст. 1533.
  20. По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П // СЗ РФ. 2003. — № 15.-Ст. 1416.
  21. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца 22 статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга,
  22. Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. — № 27. — Ст. 2803.
  23. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. №> 2-П «// СЗ РФ. 2006. -№ 11.- Ст. 1230.
  24. По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго „Заключительные и переходные положения“ Конституции Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 134−0 // СЗ РФ. 1998. — № 46. — Ст. 5701.
  25. Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2001 г. № 82−0 // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. — № 4.
  26. По запросу Арбитражного суда Орловской области о проверке конституционности положения статьи 349 Налогового кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 г. № 129−0 // СЗ РФ. 2003. — № 24. — Ст. 2432.
  27. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Самарской городской общественной организации инвалидов „Волжанин“ на нарушение конституционных прав и свобод статьей 34 Федерального закона „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации:
  28. Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 49−0 // Сб-к решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам деятельности ПФ РФ. 2004. — 4.1.
  29. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11 июня 1999 г. // СПС КонсультантПлюс.
  30. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 мая 2006 г. № 10-Г06−13// СПС КонсультантПлюс.
  31. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 июля 2006 г. № 69-Г06−16 // СПС КонсультантПлюс.
  32. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 сент. 2006 г. № 91-Г06−7 // СПС КонсультантПлюс.
  33. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 дек. 2006 г. № 1-Г06−32 // СПС КонсультантПлюс.
  34. Определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2007 г. № 18-Г07−7 // СПС КонсультантПлюс.
  35. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 сент. 2008 г. № 43-Г08−16 // СПС КонсультантПлюс.
  36. Определение Верховного Суда РФ от 29 января 2002 г. № 67-Г02−1 // СПС КонсультантПлюс.
  37. Определение Верховного Суда РФ от 19 сентября 2003 г“. № 58-Г03−28 // СПС КонсультантПлюс.
  38. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2006 г. № 6-Г06−2 // СПС КонсультантПлюс.
  39. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 мая 2006 г. № 59-Г06−4 // СПС КонсультантПлюс.
  40. Определение Верховного Суда РФ от 14 марта 2007 г. № 29-Г07−1 // СПС КонсультантПлюс.
  41. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2007 г. № 18-Г07−7 // СПС КонсультантПлюс.
  42. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 нояб. 2007 г. № 13-Г07−8 // СПС КонсультантПлюс.
  43. Определение Верховного Суда РФ от 18 октября 2002 г. по делу № 59-Г02−14 // СПС КонсультантПлюс.
  44. Определение Верховного Суда РФ от 18 октября 2002 г. по делу. № 59-Г02−15 II СПС КонсультантПлюс.
  45. Решение Верховного Суда РФ от 10 октября 2002 г. № ГКПИ02−1008 // СПС КонсультантПлюс.
  46. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. № 5 „О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ // СПС КонсультантПлюс.
  47. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 52 // СПС КонсультантПлюс.
  48. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 сентября 2007 г. № 5336/07 // СПС КонсультантПлюс.
  49. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2009 г. № 11 519/08 // СПС КонсультантПлюс.
  50. С.С. Государство и право : начальный курс / С. С. Алексеев. -2-е изд., перераб., доп. М.: Юрид. лит., 1994. — 189 с.
  51. С.С. Теория права / С. С. Алексеев. 2-е изд., перераб., доп. -М. :БЕК, 1995.-311 с.
  52. Д.А. Национальный доход СССР / Д. А. Аллахвердян. -М.: Госполитиздат, 1952. 120 с.
  53. Э.Б., Стиглиц Д. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Э. Б. Аткинсон, Д. Э. Стиглиц. М.: Аспект Пресс, 1995. — 832 с.
  54. П.Д., Гаджиев Г. А., Лафитский В.И., May В. А. Конституционная экономика: Учебник / П. Д. Баренбойм, Г. А. Гаджиев, Лафитский, В.А. May. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. — 528 с.
  55. С.В. Теория истории налогообложения: Учеб. пособ. / С. В. Барулин. М., 2006.
  56. Г. О. Понятие юридической справедливости как основание правоприменительного акта: Автореф. дис.. канд. юр. наук / Г. О. Беланова. Ставрополь, 2003. — 24 с.
  57. С.Я. Сбор как разновидность неналоговых доходов / С. Я. Боженок // Финансовое право. 2009. — № 4. — С. 14−16.
  58. А.Н. Общенародная собственность на средства производства / А. Н. Бойко. -М.: Финансы и статистика, 1985. 234 с.
  59. М.И., Витрянский В. В. Договорное право : Общие положения / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. М.: Статут, 1998. — 682 с.
  60. А.В. Принципы налогового права: теория и практика / А. В. Брызгалин // Законодательство и экономика. 1997. — № 19−20. — С. 3−9.
  61. Е.К. К вопросу о соотношении субъективных прав и законных интересов в налоговом праве / Е. К. Варийчук // Финансовое право. -2009.-№ 8.-С. 22−25
  62. Е.Л. Система фискальных сборов по законодательству Российской Федерации / Е. Л. Васянина // Финансовое право. 2008. — № 5. — С. 20 // СПС КонсультантПлюс (юридическая пресса).
  63. Д.В. Налог как политико-правовая категория / Д. В. Винницкий // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. — № 4. — С. 119 129.
  64. Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Генезис. Юридические признаки/ Д.В. Винницкий-М.: Норма, 2002. 144 с.
  65. Д.В. Российское налоговое право: Проблемы теории и практики / Д. В. Винницкий. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 295 с.
  66. Д.В. Юридическая конструкция элементов налогообложения в российском налоговом праве / Д. В. Винницкий // Государство и право. 2004. — № 9. — С. 55−63.
  67. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе / Н. В. Витрук. М.: Наука, 1979. — 232 с.
  68. Вопросы теории финансов / Под ред. В. П. Дьяченко. М., 1957.
  69. Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель налогоплательщик -государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учеб. пособ. / Г. А., Гаджиев С. Г. Пепеляев. — М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.-592 с.
  70. А.В. Некоторые правовые аспекты взыскания налоговой задолженности / А. В. Галкин // Финансовое право. 2009. — № 3. — С. 8−11.
  71. Г. В. Финансовое право : Учеб. пособ. / Г. В. Галочкина. Владивосток, 2002.
  72. О.Н. Вопросы системы финансового права / О. Н. Горбунова // Вопросы административного и финансового права в современный период: Сб. науч. тр. -М.: ВЮЗИ, 1990. С. 88−95.
  73. О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О. Н. Горбунова. М., 2003.
  74. В.В. Конституция РФ и проблемы налогового законодательства /В.В. Гриценко // Правовая наука и реформа юридического образования / Воронеж, гос. ун-т. 1995. — Вып. 2. — С. 54−61.
  75. В.В. О развитии российской науки налогового права / В. В. Гриценко // Финансовое право. 2009. — № 2. — С. 31−33.
  76. М.А. Советское финансовое право / М. А. Гурвич. М.: Госюриздат, 1954. — 356 с.
  77. В.И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлины / В. И. Гуреев // Государство и право. 2005. — № 4. — С. 49−54.
  78. А.В. Метод налогового права: универсальные средства и отраслевые особенности / А. В. Демин // Финансовое право. 2009. — № 3. — С. 11−17.
  79. А.В. К вопросу об общих принципах налогообложения // Журнал российского права. 2002. — № 4 // СПС КонсультантПлюс (юридическая пресса).
  80. Н.М. Регион нового типа как модель нового российского федерализма / Н. М. Добрынин // Право и политика. 2003. — № 1. — С. 57−62.
  81. И.В. Проблемы правового регулирования статуса субъектов РФ: Автореф. дис.. канд. юр. наук / И. В. Евдокимов. Екатеринбург, 1999. -24 с.
  82. А.А. Реализация конституционного принципа свободного перемещения финансовых средств (на анализе рынка корпоративных эмиссионных ценных бумаг): Автореф. дис.. канд. юр. наук / А. А. Ефремов. Волгоград, 2004. — 22 с.
  83. С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права / С. В. Запольский. М.: РАП, Эксмо, 2008. — 160 с.
  84. С.В. Наука финансового права от статики к динамике // Финансовое право. — 2008. — N 9 // КонсультантПлюс (юридическая пресса).
  85. Т.Д. Становление новых конституционно-правовых институтов: итоги и проблемы / Т. Д. Зражевская // Юрид. зап. / Воронеж, гос. ун-т. 1999. — Вып. 9. — С. 5−26.
  86. В., Суворов А. Бюджетный федерализм // Независимая газета. -1997.-29 апр.
  87. М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России / М. Н. Карасев. М.: ООО „Вершина“, 2004. -224 с.
  88. М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект) / М. В. Карасева. М.: Юристъ, 2003. — 173 с.
  89. М.В. Бюджетный кодекс РФ и развитие бюджетного федерализма / М. В. Карасева // Хозяйство и право. 2002. — № 7. — С. 69−73.
  90. М.В. Понятие правовой политики и ее развитие в сфере финансов / М. В. Карасева // Финансовое право. 2002. — № 4. — С. 4−8.
  91. М.В. Финансовое право политически „напряженная“ отрасль права / М. В. Карасева // Государство и право. — 2001. — № 8. — С. 6067.
  92. М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник / М. В. Карасева. М.: Юристъ, 2000. — 256 с.
  93. М.В. Финансовое правоотношение / М. В. Карасева. М.: НОРМА-М, 2001.-288 с.
  94. В.Е. Роль и место судебной практики в методике преподавании налогового права / В. Е. Кирилина // Финансовое право. -2009.- № 3. С. 33−35.
  95. В.И. Логика познания сущности / В. И. Кирилов. М.: Высшая школа, 1980.-109 с.
  96. А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993. — 112 с.
  97. С.А., Малько А. В. Теория государства и права: Учеб.-метод. пособ. / С. А. Комаров, А. В. Малько. М., 2004.
  98. Копина А. А. Содержание налогового процесса
  99. А.А. Копина // Финансовое право. 2009. — № 1. — С. 29−37.
  100. В.И. Гражданские права и гражданские правоотношения в СССР / В. И. Корецкий. Душанбе: Ирфон, 1967. — 128 с.
  101. Т.И. Проблемы законодательного регулирования нового налога на недвижимость / Корсун Т. И. // Финансовое право. 2009. — № 4. — С. 2930.
  102. Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / Ю. А. Крохина. М.: НОРМА, 2002. — 456 с.
  103. Ю.А. Финансовое право России : Учебник / Ю. А. Крохина. -М.: Норма, 2004. 704 с.
  104. Н.С. Налоговое регулирование в федеративных государствах: конституционно-правовые аспекты / Н. С. Крылова // Государство и право. -2001.- № 6. -С. 66−73.
  105. Н.Г., Корсун Т. И., Науменко A.M. Налоговое право России: Учеб. пособ. / Н. Г. Кузнецов, Т. И. Корсун, A.M. Науменко. -Рн/Д., 2003.
  106. Курс экономической теории: Учебник / В. А. Амвросов и др. Киров: АСО, 1997.-624 с.
  107. И.И. Налоговое право России : Курс лекций / И. И. Кучеров. М.: ЮРИНФОР, 2001.
  108. И.И. Объект налога как правовое основание налогообложения / И. И. Кучеров. // Финансовое право. 2009. — № 1. — С. 6−11.
  109. И.И. Состав принципов налогообложения и их правовое закрепление / И. И. Кучеров // Финансовое право. 2009. — № 3. — С. 17−21.
  110. И.И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект) / И. И. Кучеров // Финансовое право. 2009. — № 4. — С. 2429.
  111. Н.П. Основы налогового права: Учебник / Н. П. Кучерявенко. Харьков, 2001.
  112. В.А. Финансовое право : Учебник / В. А. Лебедев. М.: Статут, 2000.-461 с.
  113. Е.А. Некоторые правовые аспекты функционирования принципов налогообложения / Е. А. Лопатникова // Финансовое право. 2009.- № 7. С. 29−31.
  114. В.А. Теория и история налогообложения: Учебник. М., 2007.
  115. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю.: В 2 т. М.: Республика, 1993. — Т.1. -399 с.
  116. А. Принципы экономической науки / А. Маршал: в 3 т. М.: Прогресс, 1993.- Т. 1. — 416 с.
  117. Г. Л. Налоги и сборы с населения и колхозов / Г. Л. Марьяхин. М., 1946.
  118. Н.И., Малько А. В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты / Н. И. Матузов, А. В. Малько // Общественные науки и современность. 1997. — № 1. — С. 63−71.
  119. В.Н. О понятии налоговая система» и его правовом содержании / В. Н. Назаров // Финансовое право. 2009. — № 1. — С. 20−23.
  120. Налоги и налоговое право: Учеб. пособ. / А. В. Брызгалин, В. Р. Берник, А. Н. Головкин / под ред. А. В. Брызгалина. М.: Налоги и финансовое право: Аналитика-Пресс, 1998. — 600 с.
  121. Налоговое право: Учебник / отв. ред. С. Г. Пепеляев. М.: Юристъ, 2004.-591 с.
  122. Налоговое право России: Учебник / отв. ред. Ю. А. Крохина. 2-е изд., перераб. — М.: НОРМА, 2006. — 720 с.
  123. Научно-практический постатейный комментарий к Части первой Налогового кодекса РФ / B.C. Буров, И. Д. Грачев, М. В. Емельянов и др.- М.: Городец, 2000.
  124. П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм / П. Е. Недбайло // Правоведение. 1971. — № 3. — С. 44−53.
  125. С.И. Конституционные основы статуса субъектов РФ (проблемы равноправия и равенства) / С. И. Некрасов // Журнал российского права. 1997. — № 9. — С. 62−70.
  126. И.Б., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве / И. Б. Новицкий, Л. А. Лунц. М.: Гос. изд-во юрид. лит, 1950. — 416 с.
  127. Пауль, А Г. Понятие доходов бюджета / А. Г. Пауль // Финансово-правовая доктрина постсоциалистического государства: сб. науч. докладов и сообщений. Черновцы: Рута, 2003. — Вып. 2. — С. 121−134.
  128. С.Г. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 года № 2-П / С. Г. Пепеляев // Ваш налоговый адвокат. -2002. -№ 11.-С. 11−16.
  129. С.Г. Налоговый кодекс и налоговая практика / С. Г. Пепеляев // Закон. 1998. — № 11−12. — С. 44.
  130. Х.В. Правовое регулирование финансовой помощи общественно-территориальным образованиям. Теория и практика / Х. В. Пешкова. Воронеж: Истоки, 2005. — 284 с.
  131. В.Ф. Динамика обязательственного правоотношения и гражданско-правовая ответственность / В. Ф. Попондопуло. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985. — 112 с.
  132. А.И. Налог как экономическая основа социализации личности / А. И. Пономарев // Финансовое право. 2009. — № 2. — С. 37−39.
  133. Л.И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса / Л. И. Пронина // Финансы. 1998. — № 6. — С. 15−17.
  134. Е. Советское финансовое право: Учеб. пособ. / Е. А. Ровинский. М.: Б.и., 1957. — 192 с.
  135. В.М. Вопросы сущности и функций советских финансов: Учеб. пособ. / В. М. Родионова. М.: Б.и., 1987. — 75 с.
  136. В.Б. Административно-правовые режимы / В. Б. Рушайло. -М.: Щит и меч, 2000. 264 с.
  137. С.В. Корреспондирование отдельных положений гражданского и финансового законодательства: методологические аспекты преподавания / С. В. Рыбакова // Финансовое право. 2009. — № 2. — С. 21−23.
  138. P.P. О письменных разъяснениях налоговых органов / P.P. Садыков // Арбитражная налоговая практика. 2004. — № 3. — 'С. 39−51.
  139. Г. А. Принципы советского гражданского права: Автореф. дис.. докт. юрид. наук / Г. А. Свердлык. М., 1985. — 24 с.
  140. А.Д. Финансовое обеспечение местного самоуправления / А. Д. Селюков. -М.: Национальный институт бизнеса, 2003. 316 с.
  141. Ю.Л. Финансово-правовая политика в России: соотношение общефедеральных и региональных интересов / Ю. Л. Смирникова // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. — № 4. — С. 96 102.
  142. Д.А. Правовые принципы налогообложения имущества: Автореф. дис.. канд. юрид. наук / Д. А. Смирнов. Саратов, 1998. — 24 с.
  143. Собственность и экономические интересы / Хаустов Ю. И. и др. -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2000. 302 с.
  144. С.П. Бюджеты территорий / С. П. Солянникова. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
  145. О.А. Налоговый кодекс и общие принципы налогообложения и сборов / О. А. Тарасенко // Право и политика. 2002. — № 1.-С. 68−74.
  146. Теория государства и права: Учебник / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. -М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 558 с
  147. Теория государства и права: Учебник / под ред. В.В. Лазарева[. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 1996. — 472 с.
  148. B.C. Исполнение обязательств / B.C. Толстой. М.: Юрид. лит., 1973.-207 с.
  149. Г. М. Вопросы советских финансов / Г. М. Точильников. -М.: Госфиниздат, 1962. 120 с.
  150. В.Д. Справедливость как принцип права / В. Д. Филимонов // Государство и право. 2009. — № 9. — С. 5−13.
  151. Финансовое право: Учебник / отв. ред. Н. И. Химичевой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2002. — 600 с.
  152. Финансы: Учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. М.: Перспектива, Юрайт, 2000. — 520 с.
  153. О.А. Источники налогового права зарубежных стран. М., 1996. -138 с.
  154. P.O. Общее учение о правоотношении / P.O. Халфина. М.: Юрид. лит., 1974. — 352 с.
  155. Н.И. Научно обоснованные принципы финансового права как вектор его действия, развития и формирования новой методологии преподавания / Н. И. Химичева // Финансовое право. 2009. — № 2. — С. 4−6.
  156. И.А. Налоговое обязательство в системе российского налогового права / И. А. Цинделиани // Финансовое право. 2005. — № 9 / .
  157. С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. -М.: Юрид. лит., 1955. 76 с.
  158. С.Д. Доходы государственного бюджета СССР: Правовые вопросы / С. Д. Цыпкин. М.: Юрид. лит., 1973. — 224 с.
  159. Д. Основные принципы системы налогообложения и сборов России / Д. Черкаев // Право и жизнь. 2000. — № 29. — С. 60−65.
  160. А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля / А. Н. Швецов. М.: Едиториал УРСС, 2004.
  161. Е.В., Симин В. Н. Уклонение от уплаты налогов: причины, способы и средства пресечения / Е. В. Шередеко, В. Н. Симин // Финансовое право. 2009. — № 1. — С. 12−19.
  162. .Р. Понятие принципов финансового права / Б. Р. Шустрова // Финансово-правовая доктрина постсоциалистического государства: Сб-к науч. докладов и сообщений. Черновцы: Рута, 2003. — Вып. 2. — С. 23−31.
  163. Т.Ф. Налоги и налогообложение / Т. Ф. Юткина. М.: ИНФРА-М, 2002. — 574 с.
  164. JI.C. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений / JI.C. Явич. М.: Госюриздат, 1961. — 172 с.
  165. А.О. Источники налогового права: новые подходы к изучению / А. О. Якушев // Финансовое право. 2009. — № 2. — С. 34−37.
  166. А.О. Особенности юридической техники налогового права / А. О. Якушев // Финансовое право. 2009. — № 6. — С. 27−30.
  167. Н.П. О географическом распределении государственных доходов и расходов в России / Н. П. Яснопольский. Б.м., Б.м.и., б.г. — 234 с.
  168. Adrian C.R., Fine M.R. State and Local Politics / C.R. Adrian, M.R. Fine. Chicago: Nelson-Hall Publishers, 1991. — 447 p.
  169. Oates W. Fiscal Federalism. N. Y., 1972.
  170. Ross R.S. American National Government / R.S. Ross. — 3-d ed Guilford: DPG, 1993.-477 p.
  171. Saffel D. State and Local Government: Politics and Public Policies / D. Saffel. New York: Random House, 1990. — 267 p.
Заполнить форму текущей работой