Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика прогнозирования эффективности и пожарной безопасности нейтрализаторов транспортных средств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективная работа перечисленных топливно-каталитических устройств и систем сопряжена с необходимостью подвода в каталитический реактор дополнительного тепла с ОГ или электроподогревом, а в последующем, — с реализацией мощных экзотермических окислительно-восстановительных процессов. При этом надежность и эффективность работы каталитического нейтрализатора (КН) по основной функции обезвреживания… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние проблемы, цель и задачи исследования
    • 1. 1. Характеристика опасных факторов воздействия автомобильного транспорта на человека и окружающую среду
    • 1. 2. Особенности применения на автомобильном транспорте современных конструкций топливно-каталитических систем
    • 1. 3. Характеристика топливно-каталитических систем как источников повышенной пожарной опасности на транспортном средстве
    • 1. 4. Современное состояние моделирования процессов нейтрализации ОГ в системах выпуска транспортных средств
    • 1. 5. Методы диагностирования параметров эффективности и безопасности эксплуатации топливно-каталитических систем
    • 1. 6. Выводы по обзору. Цель и задачи исследования
  • 2. Общая методика диссертационного исследования
  • 3. Теоретические обоснования методики прогнозирования эффективности и пожарной безопасности эксплуатации систем каталитической нейтрализации ОГ
    • 3. 1. Аналитическое обобщение представлений о кинетике процессов, протекающих в термокаталитических системах
    • 3. 2. Уточненная математическая модель физико-химического процесса нейтрализации ОГ и выделения тепла в блочном каталитическом нейтрализаторе, допущения и гипотезы
  • 4. Результаты экспериментально-расчетных исследований по обоснованию методики прогнозирования эффективности и безопасности эксплуатации КН
    • 4. 1. Результаты экспериментально-расчетных исследований по апробированию математической модели прогнозирования эффективности и тепло-напряжености КН
    • 4. 2. Результаты экспертных исследований по обоснованию технических причин аварийных режимов работы ТКС
  • 5. Обоснование рекомендаций по расширению применимости методики прогнозирования эффективности и пожарной безопасности КН в условиях эксплуатации
    • 5. 1. Инженерная методика расчета безопасного автономного электрического разогрева матриц КН автомобилей
    • 5. 2. Методика инструментального диагностирования эффективности функционирования и аварийных пожароопасных режимов эксплуатации КН транспортных средств

Методика прогнозирования эффективности и пожарной безопасности нейтрализаторов транспортных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Безопасность эксплуатации автомобильного транспорта сегодня в значительной степени определяется, во-первых, надежностью и экологической эффективностью работы [1, 2, 16, 49, 86], а во вторых, свойствами пожаро-опасности (способностью к возгоранию) [123−125] топливно-каталитических систем (ТКС), которыми оснащаются современные транспортные средства (ТС) в соответствии с Правилами №№ 87 и 49 ЕЭК ООН [66] для удовлетворения требований Евро-3, Евро-6.

К таким устройствам относятся: системы электронно-управляемого регулирования состава топливовоздушной смеси по сигналам-зондов, пламегасители, системы рециркуляции отработавших газов (ОГ), каталитические окислительно-восстановительные нейтрализаторы ОГ, керамические сажевые фильтры с электронно-управляемыми системами каталитической регенерации путем принудительного дросселирования потока ОГ в газовой турбине свободного турбокомпрессора (СТК), реакторы каталитического восстановления окислов азота с использованием мочевины и т. п. 31, 40, 52, 55, 68, 78, 95].

Эффективная работа перечисленных топливно-каталитических устройств и систем сопряжена с необходимостью подвода в каталитический реактор дополнительного тепла с ОГ [55, 117, 125] или электроподогревом [73, 96, 97, 120], а в последующем, — с реализацией мощных экзотермических окислительно-восстановительных процессов. При этом надежность и эффективность работы каталитического нейтрализатора (КН) по основной функции обезвреживания ОГ, а также по обеспечению пожаробезопасности основана на автоматическом диагностировании и регулировании (поддержании) предельно точного (прецизионного) состава топливовоздушной смеси (А- = 0,981,02) [92].

В условиях реальной эксплуатации автотранспорта по разного рода причинам [53−55], например, плохого качества топлива, неквалифицированного технического обслуживании или ремонта ТС, нарушениях правил эксплуатации, неудовлетворительного контроля технического состояния ТС при государственных технических осмотрах ТКС могут перейти в аварийный (по эффективности обезвреживания ОГ, а также пожароопасности) режим работы и стать источником повышенного выброса в окружающую среду СО, СН, МЭх, БП, ПМ, а также воспламенения ТС [123−125].

Автомобильный рынок России, после принятия специального технического регламента «О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ колесных транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации» (Постановление правительства РФ № 609 от 12 октября 2005 года) [67], стал насыщаться ТС зарубежной разработки (иномарками), на которых установлены ТКС. В соответствии с данным Постановлением определен порядок и сроки поэтапного введения требований ЕЭК ООН по нарастающему уровню в период с 2006 года (Евро-2) до 2014 года (Евро-5). «Экологической планкой» для автомобилей, выпускаемых в обращение на территории РФ, начиная с 2006 года, стал уровень нормативов Евро-2.

Однако, в РФ, согласно данных реальной статистики возгораний на автомобильном транспорте, эксплуатация современных ТС зарубежной разработки (иномарок), оснащенных перечисленными ТКС и доля которых в общем парке ТС, регистрируемых на улицах и автомагистралях Москвы и Санкт-Петербурга, составляет сегодня не менее 60−70%, [49, 77], оказалась, по целому ряду объективных причин [55], сопряженной с достаточно высокими рисками работы в ранее отмеченных аварийных экологических, а таюке пожароопасных режимах [54, 124].

Основной причиной этого противоречия стало объективное несоответствие требованиям европейских стандартов качества реализуемого топлива.

46, 57, 63, 77, 123]. Не лучшим образом, при этом, сказываются нарушения регламента контроля конструктивной безопасности ТС при технических осмотрах в соответствии с введенными новыми стандартами европейского уровня — ГОСТ Р 51 709−2001, ГОСТ Р 52 160−2003, ГОСТ Р 52 033;2003, ГОСТ Р 17.2.02.06−99 [19−22], низкое качество выполнения технического обслуживания и ремонта ТС, а также не укомплектованность предприятий автосервиса соответствующими по техническому обслуживанию и ремонту ТКС с электронным управлением высоко квалифицированными кадрами и диагностическим оборудованием.

Неудовлетворительное состояние решения данной серьезной проблемы в РФ основано на объективном непонимании и, как следствия, недооценки причин возникновения аварийных режимов работы ТКС при нештатных ситуациях эксплуатации ТС [53−55]. Ее решение требует понимания физико-химической природы данного явления с последующими разработкой и внедрением дополнительных мер безопасности в эксплуатации ТС. В свою очередь последнее станет возможным только на основе всестороннего научного анализа доминирующих причин (факторов), исследования физико-химической природы явления, приводящего к аварийным нештатным режимам эксплуатации ТКС и разработки на этой основе методики прогнозирования их возникновения применительно к условиям реальной эксплуатации ТС [63].

Решению данной актуальной научно-технической проблемы на базе научных заделов кафедры ПАСТ и АХ СПб университета ГПС МЧС Росси по исследованию систем термокаталитической нейтрализации ОГ автотранспорта и посвящается тема диссертационного исследования.

Научная новизна результатов диссертации определяется новой методикой расчетного прогнозирования эффективности обезвреживания ОГ, а также пожарной опасности ТКС на основе уточненной физико-химической модели процессов, протекающих в каталитических реакторах блочной конструкцииобоснованной теоретическими, а также экспериментально-расчетными исследованиями гипотезой доминирования внутри диффузионной модели кинетических процессов в блочном реакторе, что позволяет соответствующим образом конструировать эффективные и пожаробезопасные контактные аппаратыобоснованными диагностическими параметрами контроля аварийных (по эффективности и пожарной опасности) режимов работы ТКС по составу ОГ и алгоритмом их инструментально-расчетной оценкинаучными рекомендациями по расширению применимости (внедрения) разработанной методики прогнозирования аварийных (по эффективности и пожарной опасности) режимов работы ТКС с учётом электроразогрева КН применительно к действующим системам контроля безопасности ТС в России и за рубежом.

Диссертационная работа выполнялась на кафедре «Пожарная, аварийно-спасательная техника и автомобильное хозяйство» Санкт-Петербургского Университета ГПС МЧС России. Отдельные лабораторные и стендовые эксперименты проводились с участием автора на ПТЦ ГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ГОУ ВПО СПб ГАСУ, ООО ЦНИДИ.

Результаты выполненного исследования используются в учебном процессе СПб университета ГПС МЧС России по курсу «Надежность технических систем и техногенный риск», автомобильно-дорожном факультете ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» по курсу «Экология», внедрены в ОАО «ЦНИТА». Полученные результаты могут быть использованы специализированными подразделениями МЧС России, осуществляющими контроль безопасной эксплуатации автомобильного транспорта.

По результатам диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения.

1. Новый подход к решению проблемы обеспечения эксплуатационной безопасности ТКС автотранспорта путем изучения физико-химической природы, моделирования и диагностирования (прогнозирования) аварийных режимов протекания гетерогенного катализа, способных привести к возгоранию ТС и потере эффективности КН в эксплуатации.

2. Уточненная, на основе фундаментальных представлений гетерогенного катализа, аналитическая модель физико-химических процессов, протекающих в системе «ДВС — КН». Модель позволяет на общей научной основе (стратегии) по новому решать проблему повышения эффективности и обеспечения пожарной безопасности ТКС современных ТС.

3. Методика расчетного прогнозирования эффективности обезвреживания ОГ, а также опасности возгорания теплонапряженных ТКС на основе уточненной физико-химической модели процессов, протекающих в каталитических реакторах блочной конструкции, которая включает следующие новые научные элементы.

3.1. Результаты экспериментально-расчетных исследований на двигателе с КН, подтверждающих (доказывающих) гипотезу доминирования внут-ридиффузионной модели кинетических процессов в блочных КН, что имеет принципиальное значение в вопросах конструирования и диагностирования безопасных ТКС.

3.2. Уточненная на основе данных экспериментально-расчетного исследования физико-аналитическая модель и инженерная методика расчета (прогнозирования) эффективности и тепловой напряженности процесса катализа в блочном КН.

3.3. Расширение инженерной методики расчета в область прогнозирования допустимого (пожаробезопасного) автономного электрического разогрева матриц КН для обеспечения повышения экологической эффективности их работы в реальных условиях эксплуатации (низкие температуры ОГ на малых и средних нагрузках работы двигателя).

4. Результаты экспертно-аналитических исследований причин и последствий аварийных (по экологической и пожарной опасности) режимов эксплуатации ТКС новейших конструкций.

5. Расширение применимости разработанной методики в область инструментального прогнозирования (технического диагностирования) аварийных режимов эксплуатации ТКС на основе анализа состава ОГ. Обоснование диагностических критериев, параметров и характеристик, адаптированных к стандартным технологиям диагностики конструктивной безопасности двигателей ТС в эксплуатации по ГОСТ Р 51 709−2001, ГОСТ Р 52 033;2003 и ГОСТ Р 52 160−2003. и.

Общие выводы по диссертации.

1. В последние годы в России и зарубежных странах наблюдается резкое увеличение количества транспортных средств, оснащаемых сложными электронно-управляемыми топливно-каталитическими системами (ТКС), неисправность которых приводит к потере экологической эффективности и аварийным пожароопасным режимам работы. Для РФ острота данной проблемы усугубляется объективными неудовлетворительными условиями эксплуатации, например, несоответствующим по качеству топливом, слабым контролем технического состояния, неудовлетворительным сервисным обслуживанием ТКС, которые представляют собой, по сути, изделия массового производства особо высокой сложности.

2. При неисправности ТКС риск опасного воздействия отработавших газов на человека и среду обитания связана потерей эффективности работы по основной* экологической функции и выбросом в воздушную среду с ОГ веществ 1, 2 и 3 — го классов опасности: полидисперсной сажина поверхности которой адсорбируются сильнейшие токсичные и канцерогенные вещества, в частности, — бенз (а)пирен и содержащие серу водные кислотные растворы, которые определяют дымность ОГ (РМ) — окислов азота (ЫОх), газообразных углеводородов (СН), формальдегида и оксида углерода (СО — угарного газа).

Пожарный риск обусловлен тем, что при износах или залегании колец ЦПГ двигателей, аварийных режимах работы топливной аппаратуры, системы зажигания или электронного управления по сигналам-зондов, систем регенерации сажевых фильтров и т. д., — ТКС способны стать источником повышенного выделения тепла, привести к возгоранию транспортного средства.

3. Недостатком применяемых сегодня методик контроля безопасности эксплуатации ТКС является отсутствие унифицированных методологий диагностирования, вытекающих из анализа «физики отказов», основанных на фундаментальных исследованиях гетерогенного катализа.

4. Разработанная уточненная для блочного конвертора математическая модель физико-химического процесса нейтрализации ОГ и выделения тепла в активном слое катализатора позволяет:

— производить оценки комплексных показателей эффективности работы пористого активного слоя;

— осуществлять расчет температур катализа, развиваемых как в каналах реактора, так и по глубине активного слоя катализатора вплоть до стенки «носителя», что имеет принципиальное значение в оценках как пожарной нагрузки (определяемой массой и теплотворной* способности" реагирующих веществ), так и максимальных температур окислительно-восстановительных реакций.

5. Значения критериямРейнольдса для каналов блочного реактора ReK изменяются в диапазоне 100f— 280. Принимая во внимание специфичные физические условия в реакторе КН, это соответствует турбулентному течению ОГ в каналах матрицы каталитического реактора. 7.

6. При среднем значении эффективного коэффициента диффузии, 4,5−10″ л м /с, глубина проникновения каталитической реакции внутрь пористого активного слоя блочного носителя (L) в зависимости от значений эффективной константы скорости реакции1 может принимать значения от 8,8−10″ 5 до 0,085 — 0,808 мм.

7. Оценка области и характера протекания термокаталитического процесса в блочном реакторе показала, что в пределах оценочных значений эффективной константы скорости реакции определяющей является диффузия в порах, а процесс нейтрализации описывается зависимостью (5). При этом внешняя диффузия реактантов из ядра потока к активному слою не может тормозить протекание химической реакции в порах каталитического слоя.

Если бы процессы в реакторе определялись исключительно внешним массообменом в ядре потока, то скорость суммарного процесса слабо зависела бы от химической активности катализатора. В экспериментальной практике это не подтверждается, поэтому используются платина и другие благородные металлы.

8. В зависимости от скорости химической реакции можно ожидать достаточно широкий диапазон вероятных реализаций эффективности использования пористого материала активного слоя катализатора,(77) 20.95% (меньшие значения отвечают полной нагрузке, большие значения — режиму холостого хода без нагрузки).

9. Отмеченное в, п. 5, 6, 7, 8 общих выводов имеет прямое отношение к пониманию специфических механизмов (природы) экзотермических процессов в блочных КН сотовой конструкции, что приобретает принципиальное значение в установлении причин аварийных режимов работы КН при прогнозировании и пожарно-технических экспертных исследованиях по установлению места горения, источника и причин воспламенения ТКС автотранспорта.

10- Для исправного двигателя. КамАЗ-740.10 суммарный тепловой эффект каталитического процесса в порах КН может изменяться" в диапазоне значений 203 — 28 167 КДж. Меньшее значение соответствует режиму холостого хода, большее — режиму номинальной мощности. При неисправностях, отмеченных в п. 2 общих выводов, тепловая напряженность может возрасти в 10-ки раз за счет повышения пожарной нагрузки в КН.

11. Как показали результаты экспертных исследований на автомобилях отечественного и зарубежного производства основными причинами работы ТКС в аварийных режимах применительно к условиям эксплуатации в РФ являются: встречающиеся отклонения качества топлива от требований стандартов при его реализации, значительная доля неблагоприятных для ТКС режимов работы ТС (холостые хода, малые нагрузки), встречающиеся нарушения в системах контроля технического состояния, гарантийного и сервисного обслуживания ТКС.

12. Разработанные теоретические положения методики технического диагностирования ТКС нашли применение в инженерной методике расчета пожаробезопасного и эффективного автономного электрического разогрева матриц КН, инструментальной методике диагностирования эффективности и пожарной безопасности эксплуатации ТКС, практических рекомендациях по адаптации КН к технологиям ВТЭ и ТАФП.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильный справочник. Первое издание. Перевод с английского. Издат-во «За рулём», М., 2000. — 896 с.
  2. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды / Р. В. Малов, В. Н. Ерохов, В. А. Щетина, В. Б. Беляева. М.: Транспорт, 1982.
  3. Блочные носители и катализаторы. Обзорная информация. Сер. «Азотная промышленность». М.: НИИТЭХИМ. — 1977. — 23 с.
  4. Г. К. Гетерогенный катализ. — М.: Наука, 1986. —304 с.
  5. Г. К. Катализ. Вопросы теории и. практики. (Избранные труды). Новосибирск: «Наука», 1987. — 874 с.
  6. М.С., Алхазов Т.Г.// Кинетика и катализ, т.2, вып. З, 1961.-С. 368−373.
  7. С.А. Физические основы-и математическое моделирование процессов результирующего сажевыделения и теплового излучения в дизелях. — Автореферат Дис. на соискание степени д.т.н. —Л., 1982. — 44 с.
  8. Н.С., Соломатина И. И. Об определении вклада выбросов автотранспорта в загрязнение воздушного бассейна городов.- Труды ГГО, 1975, вып. 352, С. 191−199.
  9. A.B., Голдобеев В. И., Идиатулин Н. С., Толкачев Д. Ф. Сборник задач по термодинамике и теплопередаче. М.: Высшая школа, 1972. — 304 с.
  10. О.В., Бутаев A.A., Калмыкова З. А. и др. Лабораторный курс гидравлики насосов и гидропередач. М.: Машиностроение, 1974. — 416 с.
  11. Варшавский И. Л: Состояние работы по уменьшению токсичности автомобилей // Сб. трудов ЛАНЭ. 1969 — С.7−33.
  12. Г. В. Общая • методика экспериментального исследования и обработки опытных данных. М.: Колос, 1973. — 199 с.
  13. М.Е., Гусаров А. П. Экологические требования к АТС: вчера, сегодня, завтра / журнал Ассоциации Автомобильных Инженеров (ААИ), № 2 (31), 2005. С. 48−52.
  14. Вредные вещества в промышленности: Справочник для химиков, инженеров и врачей. В 3 томах, 7-е издание, переработанное и дополненное. /Под ред. В. Н. Лазарева. — Л.: Химия, 1976 1977.
  15. ГН 2.1.6Л983−05 и’Дополнение № 2 к ГН 2.1.6.1338−03 о предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест от 03.11.2005 г.
  16. Г. В., Лиханов В. А. Социально-экологические проблемы автомобильного транспорта. М.: Аспол, 1993. — 340 с.
  17. В.В., Патрахальцев H.H. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Изд-во РУДН, 1998. — 214 е., ил.
  18. ГОСТ 17.2.1.03−84 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 11 с.
  19. ГОСТ Р 51 709−2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки / Госстандарт России, М.: Издательство стандартов, 2001.
  20. ГОСТ Р 52 160−2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния. М.: Изд-во стандартов, 2004. — 7 с.
  21. O.A., Лерман Е. Ю. Создание малотоксичных дизелей речных судов. Д.: Судостроение, 1990.-112,с.
  22. Д.С., Мартынов А. К. Руководство к практическим занятиям в аэродинамической лаборатории. М.: Машиностроение, 1967. — 224 с.
  23. О.И., Ложкин В. Н. Пути снижения токсичности отработавших газов автотракторных двигателей / ЦНИИТЭИ тракторо-сельхозмаш, Серия 1: Тракторы и двигатели, вып. 13, М. 1984.
  24. ТО.А. Работа теплозащитных материалов в горячих газовых потоках. Л.: «Химия», 1968 224 с.. •
  25. M.E. Техническая газодинамика. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1961. — 670 с.
  26. О.И., Лупачёв П1Д, Снижение токсичности. автомобильных двигателей. iyi.: Транспорт, 1985.-120 с.
  27. О.И., Китросский H.A., Панчишный В. Н. и др. / Каталитические нейтрализаторы транспортных двигателей.- М: Машиностроение, 1979. 80 с.
  28. Закон РСФСР «Об охране окружающей- природной среды» // Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М.: Издательство БЕК, 1997. -816 с.
  29. Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» // Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.
  30. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М.: Издательство БЕК, 1997.-816 с.
  31. Заболеваемость как критерий оценки влияния автотранспорта на здоровье населения Москвы /Филатов H.H., Аксенова О. И, Волкова И. Ф. и др. М.: «Гигиена и санитария»," № 5, 1998. — С. 3−5.
  32. В.М., Ложкин В. Н. Количественная оценка сажесо-держания отработавших газов автотракторных дизелей // Диагностика, повышение эффективности, экономичности и надежности двигателей. Сборник научных трудов ЛСХИ: Л., — 1985.
  33. Исаченко* В.П. и др. Теплопередача. Учебник для вузов. М.: «Энергия?', 1975. — 488 с.
  34. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям (коэффициенты местных сопротивлений* и сопротивления трения).- М.-Л.: Госэнергоиздат, 1960. 464 с.
  35. Конституция Российской Федерации // Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.
  36. В.Ф. Проблема создания и эксплуатации экологически чистого автомобиля: — М., 1989. — 40 с.
  37. Ю.Г., Ложкин В. Н. Транспортная энергетика: учебное пособие / Под редакцией Ю. Г. Котикова. — М.: Академия, 2006.
  38. A.A., Добрынин Ю. Г. Фильтры сажеуловители // Автомобильная промышленность. 1995. — № 8. — С.36 — 38.
  39. А.П., Вихерт М. М., Грудский Ю. Г. Влияние фаз процессасгорания в дизеле на содержание канцерогенных компонентов в отработавших газах// Автомобильная промышленность. 1977. — № 6. — С. 9−12.
  40. А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пос. для высшей школы. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2004. — 400 с.
  41. Ы.Ф., Кошевой B.Hi,. Данилов А. Н. и др. Прикладная аэродинамика. М.: Высшая школа, 1974. — 732 с.
  42. В.Ф., Звонов В. А., Корнилов Г. С. Научно-технические проблемы улучшения- экологических показателей? автотранспорта // Автомобильная промышленность.1998: № 11. — С. 7−11.
  43. Каталитический^ нейтрализатор с электроразогревом. / BMW' // Automobiletechn. Z. 1995 — 97. № 10. — С.708.
  44. Катализаторы дожига газовых выбросов на основе высокопористых ячеистых материалов /А.М: Макаров / Проблемы: современного матег риаловедения / Препринт. Пермь: РИ’ГЦПМ, 1994.
  45. В.Н. Опасные последствия автомобильного «прессинга» в крупных городах России. «Мост», № 1−2 (22), февраль 1999, СПб., С. 90, 91., • '
  46. В.Н. Об эффективности применения каталитических нейтрализаторов: на автотранспорте. В- кн.: Вопросы охраны атмосферы от загрязнений- Инф. бюллетень, № 1, FFO hm. А. И: Воейкова- — СПб: 1994- С. 21−32-, .
  47. В. Н. Промышленно-транспортная экология: учебник. -М.: Высшая школа, 2003.
  48. В.Н. Надежность технических систем и техногенный риск: Учебник / B.C. Артамонов, Ю. Г. Баскин, В. Н. Ложкин, А. П. Чуприян, О. В. Ложкина: СПб. университет ГПС МЧС России, СПб., 2009. — 482 с.
  49. В. Н., Мигулев С. Е. АВТОМОБИЛЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. Контроль эколого-энергетической .безопасности объектов транспортной энергетики. Проблемы и решения // Монография / НПК «Атмосфера» при ГГО им. А. И. Воейкова, СПб., 2008 320 с.
  50. A.B. Теория теплопроводности. М.: «Высшая школа», 1967.-599 с.
  51. В.А., Баширов P.M., Габитов И. И. Токсичность отработавших газов дизелей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.
  52. Баумана, 2002. 376 е., ил.
  53. В.З. О признаках каталитического механизма действия антидымных присадок. В кн.: Автотракторные двигатели внутреннего сгорания. Труды МАДИ, 1975, № 92.
  54. Л.Я. Окисление углеводородов на гетерогенных катализаторах. — М.: Химия, 1977 — 328 с.
  55. М.А. Основы теплопередачи. -М.: Госэнергоиздат, 1956. I- 392 с.
  56. В.Г., Дударев А. Я. Санитарная охрана окружающей среды современного города. — Л., 1987.
  57. Основы практической теории горения / Под редакцией Померанцева В. В. Л.: Энергия, 1986. — 264 с.
  58. В.А. Экспериментальное исследование процессов теплообмена. -М.: Энергия, 1969 г.- 392 с.
  59. Постановление Правительства РФ № 609 от 12.10.2005 г. «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ».
  60. Н.М. Катализаторы очистки выхлопных газов автотранспорта. Алма-Ата: Наука, 1987. — 224 с.
  61. Применение ЭВМ для решения задач теплообмена. Учебн. пособие для теплофиз. и теплоэнергетич. спец. Вузов / Г. Н. Дульнев, В. Г. Парфенов, А. В. Сигалов. М.: Высшая школа, 1990. 207 с.
  62. Рид Р. К., Шервуд Г. К. Свойства газов и жидкостей. Л.: Химия, 1971.-702 с.
  63. П.Н. Массопередача в гетерогенном катализе. М.: Химия, 1976. -240 с.
  64. Системы ускоренного прогрева каталитических нейтрализаторов. КАТ Beschleunigungs — Sistem / Temes 01af//AMZ: Auto, Mot., Zubehor. -1997. — 85, № 9. — C.78−79.
  65. Л. Е. Основы газовой динамики. М.: МАИ, 1995. — 336с.
  66. Системы пускового подогрева двигателей // Автомобильная промышленность США. 1996. — № 1. С.7−9.
  67. В.И. Малотоксичные дизели. — Л.: Машиностроение, 1972. 128 с.
  68. O.A. Катализаторы очистки выхлопных газов автомобилей. Обзорная информация. Сер. «Химическая промышленность за рубежом». -М.: НИИТЭХИМ. Вып. 10 (238). — 1982. — С.35−64.
  69. A.C., Швыдкий B.C., Ярошенко Ю. Г. Термодинамика и тепломассоперенос. Учебник для студентов металлургических вузов. М.: «Металлургия», 1980. — 264 с.
  70. Франк-Каменецкий Д. А. Диффузия и теплопередача в химической кинетике. М.: Наука, 1987. — 502 с.
  71. Ю.Г. Гигиеническая оценка автотранспорта как источника загрязнения атмосферного воздуха. М.: Медицина, 1975. — 159 с.
  72. Т.Р., Кратко А. П., Мазинг М. В. Методы снижения вредных выбросов с отработавшими газами автомобильных дизелей. Обзорная информация. М.: НИИН автопром. — 1979. — 64 с.
  73. Г. Теория пограничного слоя. — М.: «Наука», 1969.742 с.
  74. Р. Дезактивация катализаторов. — М.: Химия, 1989. 280 с.
  75. Т. Теплопередача и теплообменники. JL: Госхимиздат, 1961 -820 с.
  76. Automotive Engeniring. 1989. — № 9. С. 17- 23.
  77. Bach С., Heeb N. Wirkungsorientierte Bewertung von Automobilabgasen / MTZ: Motortechn. Z. 1998. — 59, N 11. — S. 716−721.
  78. Berlyand M.E., Burenin N.S., Genihovich E.L. Experimental investigation of atmospheric pollution due to motor vehicles. Proc. Sov. American. Symp on mobile sourses of air pollution. V.l. St. Petersburg, 1992, pp. 105−121.
  79. Computergestutrer Entwurf von Abgas Nachbehandlungskonzepten. Teil 1. Ottomotor/Stamatelos A. M., Kolstakis G.C., Kandilas I.P.//MTZ: Motortechn. Z. -1999 -60, № 2. C. l 16 — 124.
  80. Chen T.N., Alford R.N. Combustion characteristics of large gas engines // Pap. ASME. 1971. — P. 6−8.
  81. Churchill R.A., Smith J.E., Clark N.N., Turton R.A. Low-Heat Rejections Engines a concept review // SAE Techn. Pap. Ser. 1989. N 890 153. P. 2536.
  82. Die Verbrennung im Ottomotor und der Katalisator // Kraftfahrzeug Handwerks. 1992. — № 3. C.105−109.
  83. Day J.P., Vincezini P., Ceramics Today Tomorrows Ceramics, Elsevier, 1991.
  84. Day J.P., Montierth M.R., Zink U., Proc. of European Ceramics Society, Augsburg, 1991.
  85. Einspritztechnik fur abgas — und verbrauchsarme Diselmotoren / Krieger Klause // Polizei VerKehr + Techn. 1995. — 40, № 9. — C.270−271.
  86. Electrically heatable catalist device using electrically conductive non-metallic materials: Пат.5 480 622 США, МКИ6 F01 N3/10 / Narula Chaltanya, Visser Jacobus, Adamczyk Andrew- Ford motor Co. —N270617- Заявл. 5.7.94- Опубл. 2.1.96- НКИ 422/174.
  87. Elecktrisch beheizbarer Katalysator: Заявка 4 434 673 ФРГ, МКИ6 В 01 D 53/88/Maus Wolfgang и др.- EMITEC Ges. fur Emissionstechnologe mbH. -№ 4 434 673.5- Заявл. 28.9.94- Опубл. 4.4.96.
  88. H.S., Narula C.K. История развития технологии блочных автомобильных катализаторов // Химия в интересах устойчивого развития. — № 5. 1997.-С.311−323.
  89. Hiemesch О., Lonkai G. Das BMW Abgasreinigungskonzept fur Dieselmodelle / MTZ. — 1990. -N 5. — S. 196−200.
  90. Hiroyasu H., Yoshimatsu A., Arai M. Mathematical model for predicting the rate of heat release and exhaust emissions in IDI diesel engines // Diesel Engines Passenger Cars and Light Duty Veh. Conf. London, 5−7 Oct. 1982. — London, 1982.-P. 207−213.
  91. Heated cellular substrates: Пат 5 393 499 США, МКИ6 F 01 N 3/10 / Badley Rodney D., Francis Gaylord L., Herczog Andrew- Corning Inc. -№ 161 126- Заявл. 2.12.93- Опубл. 28.2.95- НКИ 422/174.
  92. Heater unit and catalytic converter: Пат.5 614 155 США, МКИ6 F 01 N З/10/Abe Fumio и др.- NGK Insulators, Ltd. -№ 412 279. 3аявл.28.3.95, Опубл.25.3.97. Приор. 16.6.94., № 6 134 701 (Япония) — НКИ 422 — 174.
  93. Innovattive Katalysatoresysteme / Hauber Thomas, Keck Mathias, Noring Thomas // MTZ: Motortechn.Z. -1999 60, № 4. — C.216−219.
  94. Instationerverhalten des Abgaskatalysators / Spicher Ulrich, Lepper-hoff Gerhard // MTZ: Motortechn. Z.-1995.-56, № 6 S.334−336, 345−348.
  95. Kono Seiko, Nagao Akihito, Motooka Hiroaki. Prediction of in-cylinder flow and spray formation effects on combustion in direct injection diesel engines // SAE Techn. Pap. Ser. 1985. — N 850 108. — 12 p.
  96. Kroger C. Motorabgase und ihre Reiningung, Forschungsberishte des Landes Nordhein Westfallen. Koln, № 842, 1960.
  97. Muller Matthias. Abgasoptimierung von Diselmotoren. // Eisenbahningenieur. -1996. 47. — № 12. — C.37−40.
  98. M.R. Проектные параметры сотового носителя для каталитических конвертеров // Химия в интересах устойчивого развития. № 5. -1997.-С.293−302.
  99. Monssavi М., Hughes К. The impacts of environmental legislation and vehicle emissions on the future of alternative fuels in the transportation industry / Transactions of the Nebraska Academy of Sciences. — 1992. 19. — P. 1−6.
  100. Modelling electricaly heated converters // Automot. Eng. 1998. -106, № 2-C. 76−78.
  101. Nutrfahrzeug Dieselmotoren unter dem Aspekt reduzierter Emissionen / Rieck G. // Tiefban. — 2000. 112 — № 9. — C.551−553.
  102. Neuentwicklungen fur Abgaskatalystoren// MTZ: Motortehn. Z. —1999. -60. № 7−8.-0.461.
  103. Principaux facteurs agissant sur temperature de mise en action des catalyseurs d’echappement / Prigent M., Mabilon G., Doziere R., Durand D. // S.L.A. 1990. — № 89 077. — C. 65−70.
  104. Reducing truck emissions: a status report / Parrauto Bob, Adomaitis John, Tiethof Jack, Mooney John//Automotive Engeneering. 1992. — February. -C. 19−23.
  105. Stamatelos A.M., Kolstakis G.C., Kandilas LP. Computergestutrer Entwurf von Abgas Nachbehandlungskonzepten. Teil 1. Ottomotor / MTZ: Mo-tortechn. Z. 1999, N 2. — S. 116−124.
  106. Stromung und Verbennung bei Brennstofein Spritzung durch Mik-rodosierpumpen: Дис. Dokt.-Ing./ Zuck Bernhard. — Munchen. —1998. — 130 c.
  107. Stahlfolie fiir verbesserte Abgaskatalysatoren / Maschinenmarkt.2000. 106. № 50. — C.20.
  108. Wirkungsorientierte Bewertung von Automobilabgasen / Bach Christian, Heeb Norbert // MTZ: Motortechn. -1998. 59, № 11. — C.716−721.
Заполнить форму текущей работой