Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Приспособленность пожарных автомобилей основного назначения к работе пожарных

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные результаты: средний рост пожарных — 176.5 смсреднее квадратичное отклонение роста — 6.01 сминтервал роста — 164.5*188.5 см, охватывающий 95% роста всех пожарныхвеличины антропометрических признаков пожарных приняты разработчиками ОАО «Пожтехсервис» для уточнения конструктивных элементов и второго уровня защиты. В руководстве по эксплуатации боевой одежды пожарных первого уровня — БОП-1… Читать ещё >

Содержание

  • Принятые сокращения
  • Введение
  • 1. Приспособленность пожарных автомобилей
    • 1. 1. Состояние вопроса
    • 1. 2. Приспособленность грузовых автомобилей к работе водителя
    • 1. 3. Особенности эксплуатации пожарных автомобилей
    • 1. 4. Человек и пожарная техника как компоненты единой системы «человек — машина — пожар»
    • 1. 5. Цель и задачи исследования
  • 2. Обоснование конструктивных размеров, обеспечивающих удобство работы пожарных
    • 2. 1. Анализ работы пожарного расчета
    • 2. 2. Определение величин антропометрических признаков пожарных
    • 2. 3. Обоснование величин конструктивных размеров пожарных автомобилей
      • 2. 3. 1. Обоснование величин конструктивных размеров, обеспечивающих быстроту и безопасность посадки пожарных в автомобиль
      • 2. 3. 2. Обоснование величин конструктивных размеров, обеспечивающих удобство размещения пожарных в кабине-салоне при следовании к месту пожара
    • 2. 4. Определение зон вертикальной доступности и горизонтальной досягаемости
  • 3. Оценка приспособленности пожарных автомобилей основного назначения к действиям пожарных (на примере пожарных автоцистерн)
    • 3. 1. Удобство посадки пожарных в автомобиль
    • 3. 2. Рациональное размещение пожарных в кабине-салоне при следовании к месту пожара
    • 3. 3. Приспособленность пожарных автомобилей к развертыванию пожарного вооружения
    • 3. 4. Оценка приспособленности пожарных автоцистерн к пожарным
  • 4. Методика экспериментального исследования
    • 4. 1. Выбор объектов исследования. Подбор исполнителей
    • 4. 2. Порядок выполнения работы
    • 4. 3. Обработка экспериментальных данных
      • 4. 3. 1. Хрономегражные наблюдения
      • 4. 3. 2. Оценка физической тяжести и напряженности труда
  • Выводы

Приспособленность пожарных автомобилей основного назначения к работе пожарных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пожары были всегда одним из тяжких бедствий, в ходе которых гибли люди, уничтожались материальные ценности созданные ими (здания, сооружения, техника, предметы искусства и т. п.) на миллиарды рублей.

Пожары, как правило, возникают в случайные промежутки времени, развиваются обычно очень интенсивно, убытки от них тем меньше, чем раньше начинается тушение пожара [1−3]. Фактор времени при спасении людей во время пожара, при непосредственном тушении пожара является решающим.

В 2006 году зарегистрировано 218 570 пожаров, пожарами причинен прямой материальный ущерб в размере 7902,3 млн. р., погибло 17 065 чел., травмы при пожарах получили 13 379 чел. [138].

Тушение пожаров происходит в экстремальных условиях, представляющих угрозу жизни и здоровья для пожарных, при остром дефиците времени. С одной стороны действует огонь, с другой — человек и созданная им техника для борьбы с огнём (пожарные автомобили, пожарное вооружение).

Случайное время вызова на пожар требует высокой готовности пожарных к выполнению задач по тушению пожара в любое время суток. Расчеты пожарных затруднительно формировать из людей одинакового роста, следовательно, пожарные автомобили (ПА) должны быть приспособлены к использованию их пожарными различного роста. По прибытию к месту пожара пожарным необходимо в минимально короткое время подготовить пожарное вооружение к работе и начать его тушение.

Из особенностей развития и тушения пожаров, ущерба наносимого пожарами следует, что выполнение таких действий как выезд пожарных подразделений по сигналу тревоги, следование к месту пожара, развертывание пожарного вооружения должно проводиться в очень сжатые сроки. Достижение этого обуславливается: высокими показателями тактико-технических характеристик ПА и пожарного вооружения (ПВ) — степенью совершенства подготовки пожарныхприспособленностью пожарных автомобилей к работе пожарных. Большое значение имеет квалификация руководящего состава, принимающего непосредственное участие в тушении пожара.

Пожарные автомобили, как средства механизации тушения пожаров, должны находиться в постоянной готовности к их немедленному использованию, всегда быть в технически исправном состоянии, следовать на пожар, начиная с момента выезда с максимально возможной скоростью.

Для выполнения задач по подготовке к тушению пожара в минимальное время необходимо, чтобы ПА были, как можно лучше приспособлены к работе на них пожарных. Улучшение приспособленности ПА к пожарным позволит не только повысить эффективность их использования при тушении пожаров, но и является одним из путей по совершенствованию и развитию пожарной техники.

Первые работы, выполненные по этому направлению [5, 6], показали их практическую важность. В них исследовались различные компоновочные схемы ПАоценивалось их влияние на динамику движения автомобиля, на безопасность водителя и пожарных во время движениярассматривались вопросы размещения ПВ на автомобиле в соответствии с принципами функционального применения, оптимального размещения, рационального использования [6]. Однако все сводилось к равномерному распределению нагрузки, приходящуюся на колеса (оси) автомобиля, понижению расположения центра массы пожарного автомобиля, что увеличивало его устойчивость от опрокидывания при движении на поворотах и повышало безопасность.

Вопросам приспособленности ПА к действиям пожарных, чтобы им независимо от их роста было удобно выполнять работу по тушению пожаров, не уделялось должного внимания, и только в работе [7] рассматривались вопросы влияния роста пожарных на продолжительность обслуживания ПА тяжелого типа в Польше.

Актуальность работы обусловлена необходимостью обоснования требований к размерам конструктивных элементов ПА основного назначения, обеспечивающих для пожарных различного роста: удобство и безопасность посадки в автомобиль при выезде по тревогеудобство занимаемой позы пожарными в кабине-салоне (КС) расчета при следовании к месту вызоваудобство работы с ПВ, размещенным в отсеках ПА при подготовке его к тушению пожара.

Полученные значения размеров конструктивных элементов ПА должны быть удобными для пожарных как низкого, так и высокого роста.

Изучение приспособленности ПА к работе пожарных является одним из путей повышения готовности пожарных подразделений к выполнению ими задач по спасению людей и тушению пожаров, облегчения условий труда пожарных. В конечном итоге — это одно из важных мероприятий, реализация которого будет способствовать минимизации времени, от получения сообщения о пожаре до начала его тушения, снижая тем самым ущерб от пожаров.

Цель работы: обоснование размеров конструктивных элементов ПА основного назначения, обеспечивающих приспособленность ПА к работе на них пожарных различного роста.

Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать приспособленность ПА к действиям пожарных;

2. Определить средний рост пожарныхинтервал роста, охватывающий 95% роста всех пожарных.

3. Обосновать методику оценки приспособленности ПА основного назначения применительно к таким действиям пожарных как: сбор и выезд пожарных подразделений по сигналу тревоги, следование к месту вызова, развертывание ПВ для тушения пожара;

4. Оценить приспособленность пожарных автоцистерн (АЦ) на шасси ЗИЛ, Урал, находящихся на вооружении в пожарной охране (ПО) и выпускаемых в настоящее время промышленностью, к действиям пожарных;

5. Дать оценку физической тяжести и напряженности труда (ФТ и НТ) пожарных.

Объект исследования — пожарные автомобили основного назначения (пожарные АЦ).

Предмет исследования — приспособленность ПА основного назначения к действиям пожарных различного роста при их эксплуатации.

Методы исследования:

— аналитическое исследование включает: сбор и обработку статистической информации об антропометрии пожарных, определение зон вертикальной доступности и горизонтальной досягаемости пожарными различного роста для размещения в них ПВ, определение основных конструктивных размеров однорядных КС для пожарных расчетов в зависимости от высоты сиденья, разработку методики оценки приспособленности ПА основного назначения к работе пожарных;

— экспериментальное исследование охватывает: выбор объектов исследованияподбор исполнителей с одинаковой физической подготовкойвыбор схем развертывания ПВпроведение эксперимента с последующей обработкой экспериментальных данныхоценку приспособленности пожарных АЦ к действиям пожарных, определение физической тяжести и напряженности труда пожарных.

Достоверность результатов обеспечивается:

• рациональным обоснованием методики исследования;

• проведением исследований на реальных объектах (пожарных АЦ) с использованием штатного ПВ пожарными различного роста с практически одинаковой физической подготовкой;

• большими объемами проведения измерений, тщательной обработкой полученных результатов методами математической статистики;

• использованием для измерения времени выполнения элементов упражнений современных поверенных эл. секундомеров;

• привлечением для хронометража судьи Республиканской категории по пожарно-прикладному спорту.

Научная новизна работы заключается, а следующем:

• обоснован метод расчета однорядных КС для пожарных расчетов на ПА, предложена номограмма для определения основных конструктивных размеров КС в зависимости от высоты сиденья;

• определены зоны вертикальной доступности и горизонтальной досягаемости для размещения ПВ в отсеках ПА удобные для пожарных как низкого — 164,5 см, так и высокого роста — 188,5 см, сформулированы требования к размещению ПВ;

• предложена методика оценки приспособленности ПА основного назначения к таким действиям пожарных как: сбор и выезд по сигналу тревоги, следование к месту вызова, развертывание ПВ для тушения пожара;

• дана оценка приспособленности АЦ на шасси ЗИЛ и Урал, выпускаемых промышленностью к работе на них пожарных.

Практическая значимость работы.

При разработке новых ПА (модернизации) на стадии проектирования появилась возможность обоснованно с учетом антропометрии пожарных, учитывать требования, предъявляемые к конструктивным элементам ПА обеспечивающих: удобство и безопасность посадки пожарных в автомобильудобство размещения пожарных в КСрациональное расположение отсеков на ПА и размещение в них ПВ.

Предложенная номограмма позволяет в зависимости от высоты сиденья в КС пожарного расчета определить основные размеры КС, углы наклона подушки и спинки сиденья, при этом пожарным независимо от роста гарантировано удобство занимаемой ими позы при следовании к месту пожара.

Методика оценки приспособленности ПА основного назначения к работе пожарных позволяет: на стадии проектирования внести соответствующие изменения в конструкцию автомобиля, улучшая его приспособленность к действиям пожарныхпри их приобретении ПА (покупке) отобрать из представленного модельного ряда лучшие образцы.

Реализация и внедрение результатов работы.

Полученные результаты: средний рост пожарных — 176.5 смсреднее квадратичное отклонение роста — 6.01 сминтервал роста — 164.5*188.5 см, охватывающий 95% роста всех пожарныхвеличины антропометрических признаков пожарных приняты разработчиками ОАО «Пожтехсервис» для уточнения конструктивных элементов и второго уровня защиты. В руководстве по эксплуатации боевой одежды пожарных первого уровня — БОП-1 размеры типовой фигуры указаны в интервале 167.0-*-178.9 см.

Методика оценки приспособленности ПА основного назначения согласована Академией ГПС МЧС России, ФГУ ВНИИПО МЧС России, утверждена УОП и СПО МЧС России и разослана на предприятия, разрабатывающие и выпускающие ПА.

Результаты диссертационной работы использованы:

• в учебнике «Пожарная техника» — с. 14 (Безбородько М.Д., Куприянов В. П., Степанов Б. А. и др. Пожарная техника. / Учебник (Под ред. М.Д. Безбородько). — М.: ВИПТШ МВД СССР, 1989. — 336 е.);

• в учебнике «Пожарная техника» — с. 220 (Пожарная техника. / Учебник (Под ред. М.Д. Безбородько). — М.: Академия ГПС МЧС, 2004. — 550 е.);

• наиболее полно, с учетом новых результатов работы, в рукописи нового учебника «Пожарная техника» для слушателей факультета заочного отделения;

• в учебном процессе Академии ГПС МЧС России, Ивановском институте ГПС МЧС России (в лекциях, дипломном проектировании в рамках курса «Пожарная техника».

Внедрение результатов работы подтверждено актами (Приложение 8).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав и заключения, содержит рисунки, таблицы, список использованной литературы из 144 наименований и 8 приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Приспособленность ПА к работе пожарных оценивается по обеспечению таких действий пожарных как: сбор и выезд подразделений по тревогеследование к месту пожараразвертывание ПВ для тушения пожара. Эти действия составляют около 70% от общей продолжительности тушения пожара.

Вопросы приспособленности конструктивных элементов ПА к пожарным различного роста обеспечивающих выполнение выше указанных действий ранее не изучались.

2. Установлено, что средний рост пожарных для средней полосы России составляет 176,5 см. Группа лиц ростом 164,5-М 88,5 см охватывает 95% всех наблюдений. Для этой группы определены зоны вертикальной доступности и горизонтальной досягаемости. Зона вертикальной доступности в интервале 910−5-1920 мм и горизонтальной досягаемости равная 390 мм удобна для 95% всех пожарных. При размещении ПВ в отсеках ПА в этих границах пожарным потребуется меньше времени на его открепление и снятие.

3. С учетом величин антропометрических признаков пожарных низкого и высокого роста обоснованы требования, предъявляемые к размерам конструктивных элементов ПА обеспечивающие удобство выполнения пожарными выше перечисленных действий.

Действующие нормативные требования к конструкции ПА (в частности: — «НПБ 163−97 Пожарная техника. Основные пожарные автомобили.») не в полной мере обеспечивают удобство и безопасность посадки пожарных в автомобиль, удобство размещения пожарных в КС при следовании к месту пожара.

На основание полученных результатов можно утверждать: расстояние от подушки (плоскости) сиденья до крыши салона, замеренное под углом 8° к вертикали должно быть не менее 1070 мм (вместо 950 мм): ширина рабочих поверхностей сидений — не менее 460 мм (вместо 450 мм), ширина места для каждого члена боевого расчета — не менее 540 мм (вместо 500 мм) — высота передней кромки подушки сидений от пола — от 320 до 420 мм (вместо от 400 до 450 мм): глубина сидений — от 330 до 430 мм (вместо — не менее 400 мм) — подножка для доступа в салон должна быть расположена на высоте не более 400 мм (вместо — не более 500 мм).

4. Предложенная в работе номограмма для определения основных размеров однорядных КС для пожарных расчетов позволяет при проектировании варьировать данными по длине КС в диапазоне от 1141 мм до 1636 мм, изменяя высоту сидений от 190 мм до 370 мм. При этом пожарным, не зависимо от их роста, будут обеспечены условия сохранения удобной позы при следовании к месту пожара.

5. Оценка приспособленности АЦ-40(130)63Б, АЦ-3,2−40(4331) — на шасси ЗИЛ, АЦ-40(375)Ц1, АЦ-3,0−40(43 206) — на шасси Урал, к действиям пожарных показала, что:

• АЦ-3,2−40(4331) в лучшей степени приспособлена к работе пожарных (из 4-х рассмотренных АЦ) — D = 0,74;

• приходящая АЦ-3,0−40(43 206) на смену АЦ-40(375)Ц1 в худшей степени приспособлена к работе пожарных по отношению к последней (АЦ-3,0−40(43 206) -D = 0,69- АЦ-40(375)Ц1 — D = 0,71).

6. Экспериментально доказано, что на продолжительность развертывания ПВ влияние оказывают: расположение ПВ в отсеках ПА по высоте и глубинекомпоновочная схема ПА. Пожарным высокого роста требуется меньше времени на снятие ПВ с автомобиля.

Влияние компоновочной схемы ПА на продолжительность развертывания просматривается при установке ПА на гидрант, водоем (для водителя меняется алгоритм действий). От расположения цистерны (вдоль оси АЦ или поперек) продолжительность развертывания ПВ не зависит.

7. Проведенная оценка физической тяжести и напряженности труда пожарных по методике Института гигиены труда и профзаболеваний АМН, позволяет утверждать, что труд пожарных, в условиях дефицита времени, личного риска, опасности и повышенной ответственности за безопасность других лиц, по величине перемещаемого ПВ, мощности внешней работы, частоты сердечных сокращений относится к труду 4-й категории — как очень тяжелый и очень напряженный труд.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н., Кафидов В. В., Козлачков В. И. и др. Системный подход и проблемы пожарной безопасности народного хозяйства. / Под ред. Н. Н. Брушлинского. -М: Стройиздат, 1988. — 413 с.
  2. Н.Н. Системный анализ деятельности Государственной противопожарной службы. / Учебник. М.: МИПБ МВД России, 1998.-255 с.
  3. Ф.В. Пожарная безопасность. / Реферативный обзор по материалам IV международного семинара пожарной охраны. М.: Недра, 1975.-с. 35−37.
  4. Ю.Г. Эргономика наука рабочая. — М.: Московский рабочий, 1977. — 176 с.
  5. Ю.Ф. Исследование влияния способа закрепления жесткого кузова на некоторые параметры автомобиля (на примере пожарных автоцистерн). Дис. канд. техн. наук. /МАДИ-М.: 1971.- 250 с.
  6. Г. П. Исследование компоновочной схемы пожарного автомобиля.: Дис. канд. техн. наук. / МАДИ М.: 1977. — 198 с.
  7. Я. Исследование эксплуатационных показателей пожарных автомобилей тяжелого типа в ПНР.: Дис.. канд. техн. наук. / ВИПТШ МВД СССР. М.: 1977.-173 с.
  8. К. Экономические рукописи 1857 1859 годов. (Первоначальный вариант «Капитала» в 2-х ч.). — М.: Политиздат, 1980. -ч. 1.-564 с.
  9. Геслер В. М Основы технической эстетики и эргономики. / Учеб. пособие. Калинин: 1974. — 263 с.
  10. Е.Ф., Макушин В. Г. Основы физиологии и психологии труда. М.: Экономика, 1974. — 239 с.
  11. А.А. Основы эргономики. / Учеб. Пособие. М.: РГОТУПС, 2001.-263 с.
  12. Г. М., Королев Б. А. и др. Введение в эргономику. М.: Сов. радио, 1974.-352 с.
  13. Методологические проблемы эргономики. / Материалы I Международной конференции ученых и специалистов стран членов СЭВ и СФРЮ по вопросам эргономики. — М.: ВНИИТЭ, 1972.
  14. Х.И. Теплоустойчивость и пожарная безопасность автотранспортных средств. / Юбилейный сб. тр. Академии ГПС МЧС России. М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. — с. 165−175.
  15. В.М. Рациональное использование человеческой энергии в труде. М.: Труды Первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда в производстве, 1921- Вып. 1.
  16. В.М. Формирование концепции эргономики в 20 30-е годы. — М.: «Техническая эстетика», 1975. — № 6. — с. 22−24.
  17. В.И., Нецкий Г. О., Рейтенберг А. И. Пожарные, труд, утомление, заболеваемость. М.: НКВД, 1928.
  18. В. И. Мунипов П.М., Федоров М. В. Эргодизайн, качество, конкурентноспособность.-М.: Изд. Стандартов, 1990.-201 с.
  19. J.P. Основные методы применяемые в психологии и педагогике. Варшава, 1964. — 622 с.
  20. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
  21. М.И. Физиология трудовых процессов. М.: Медицина, 1966. — 367 с.
  22. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. /Пер. с франц. М.: Прогресс, 1966. — 429 с.
  23. Г. Практическая физиология труда. (Пер. с немец.) М.: Медицина, 1967. — 336 с.
  24. Инженерная психология в применении к проектированию оборудования. (Пер. с англ.) М.: Машиностроение, 1971. — 488 с.
  25. . Физиология труда. Эргономия. (Пер. с франц.) М.: Медицина, 1973. — 496 с.
  26. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. -М.: Наука, 1976. 112 с.
  27. .А., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. и др. Основы инженерной психологии. М.: Высшая школа, 1977. — 448 с.
  28. Н.П. Этюды по эргономики (на примере машин с импульсным воздействием на организм оператора). Новосибирск: Наука, 1977.-142 с.
  29. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики. / Учеб. пособие для психологических специальностей. -М.: МГУ, 1979.-344 с.
  30. .Ф. Человек и техника. М.: Сов. радио, 1966. — 464 с.
  31. У., Коновер Р. Справочник по инженерной психологии для инженеров и конструкторов. М.: Мир, 1970. — 518 с.
  32. Эргономика. Проблемы приспособления труда к человеку. / Под ред. В. Ф. Венда. (Пер. с польск.)-М.: Мир, 1971.-422 с.
  33. В.П. и др. Эргономические основы организации труда. -М.: Экономика, 1974. 240 с.
  34. В.В. Справочник мастера по НОТ. М.: Московский рабочий", 1978. — 152 с.
  35. Эргономические проблемы оптимизации условий труда в судостроении. М.: Судостроение, 1976. — 234 с.
  36. В.М., Оме В.К. Стандартизация эргономических норм и требований. / Итоги науки и техники, серия «Физиология человека и животных». М.: ВИНИТИ, 1978. — т. 21.
  37. М. Эргономические параметры. / Под ред. В. М. Мунипова (Пер. с чешек.). М.: Мир, 1980. — 237 с.
  38. Вопросы эргономики. / Сборник хрестоматия. — М.: ВНИИТЭ, 1968.-79 с.
  39. Боевой устав пожарной охраны. М.: МВД РФ, 1995. — 47 с.
  40. Ю.М. Безопасность боевых расчетов в кабинах-салонах пожарных автомобилей при воздействии теплового излучения пожара.: Дис.. канд. техн. наук. / ВИПТШ МВД СССР. М.: 1985. — 215 с.
  41. В.В. Обоснование параметров для разработки нормативов по боевому развертыванию пожарных подразделений на автоцистернах и автонасосах.: Дис.. канд. техн. наук. / ВИПТШ МВД СССР. М.: 1989. -201 с.
  42. А.В. Совершенствование нормирования боевых действий пожарных подразделений на основе проектирования трудовых процессов с использованием микроэлементных нормативов.: Дис.. канд. техн. наук. / Академия ГПС МВД России. М.: 2000. — 201 с.
  43. .Е. Стандартизация в автомобилестроении. М.: Изд. Стандартов, 1975. — 52 с.
  44. Н.А. Психофизиологические основы труда шофёра. М.: Высшая школа, 1969. — 102 с.
  45. О.А. Физиологические факторы человека, определяющие компоновку поста управления машиной. М.: Оборонгиз, 1962. — 364 с.
  46. Э. и др. Психология и физиология шофёра. М.: Транспорт, 1965.-192 с.
  47. В.Б. Организация рабочего места водителя. Технико-эстетические и эргономические принципы. / Под ред. В. В. Осепчугова. М.: ВНИИТЭ, 1973.- 135 с.
  48. М. Новый подход к решению рабочего места водителя грузовых автомобилей и автобусов с точки зрения эргономики. Чехосл.: Мотор — ревю, 1975. — № 7. — с. 9−10.
  49. В.Э. Эргономика на автомобильном транспорте. Киев: Техника, 1976.- 152 с.
  50. В.А., Сазонтов Ю. П., Назаров В. Н. Методические рекомендации по определению пооперационных нормативов трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей с учетом эргономических факторов. М.: ЦНОТ и УП, 1976. — 83 с.
  51. М.В., Гусева С. В. Микроклимат в кабинах мобильных машин. М.: Машиностроение, 1977. — 230 с.
  52. С.В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения. Гигиена освещения. M-JL: АН СССР, 1950. — 532 с.
  53. Г. Успехи современной физиологии зрения. М.: Иностр. Лит., 1950.-139 с.
  54. В.Б. Обзорность средств транспорта. М.: «Техническая эстетика», 1970. -№ 7. — с. 12−15.
  55. Н.П. Особенности зрительного восприятия объектов дорожной архитектуры водителями автомобиля. М.: МАДИ, 1973. -Вып. 52.-11−15 с.
  56. Hall A. Seat desing. «Drexel Technical Yournal», 36,2,1973.
  57. Kroemer K.H.E. Der Korper als Konstruktionsmass. VDJ-Naschrichten, 1966, v. 9, N 6.
  58. Bobbert G., Vindelholz E. Konstruktive Massnahmen zur Gerauch Minderung in Personenkraflwagen. VDI — Z, 106,18,1964.
  59. E.M. Роль человеческого фактора в организации движения. -М.: МАДИ, 1972.-Вып. 27.-21−23 с.
  60. ГОСТ 21 398–89 Автомобили грузовые. Общие технические требования. М.: Изд. Стандартов, 1989. — 15 с.
  61. ГОСТ 21 752–76 Система человек машина. Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования. — М.: Изд. Стандартов, 1976. — 9 с.
  62. ГОСТ 21 753–76 Система человек машина. Рычаги управления. Общие эргономические требования. — М.: Изд. Стандартов, 1976. — 6 с.
  63. ГОСТ 27 435–87 Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений. -М.: Изд. Стандартов, 1987. 11 с.
  64. ГОСТ 28 070–89 Автомобили легковые и грузовые, автобусы. Обзорность с места водителя. Общие технические требования. Методы испытаний. М.: Изд. Стандартов, 1989. — 19 с.
  65. ГОСТ 12.1.003−83 ССБТ Шум. Требования безопасности. М.: Изд. Стандартов, 1983. — 11 с.
  66. ГОСТ 12.1.005−88 ССБТ Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. М.: Изд. Стандартов, 1988. — 49 с.
  67. ГОСТ 12.1 012−90 ССБТ Вибрационная безопасность. Общие требования. М.: Изд. Стандартов, 1990. — 31 с.
  68. ГОСТ Р 50 993−96 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования эффективности и безопасности. М.: Изд. Стандартов, 1996. — 11 с.
  69. S., Ischakov Ch. I. О termicznym zabezpieczeniu samochodo w pozarniczech. Przeclad Pozarniczy, 1983, 5, LXXI, 14−15 p.
  70. НПБ 163−97 Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний. М.: ГУГПС МВД России, 1997.- 105 с.
  71. ГОСТ 4.332−85 СПКП Автомобили пожарные тушения. Номенклатура показателей. М.: Изд. Стандартов, 1985. — 17 с.
  72. М.Д., Бубырь Н. Ф. Математическая модель боеспособности пожарных подразделений. / Пожарная техника. Сб. научных тр. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1977. — Вып. 2. — 53−58 с.
  73. М.Д., Самохвалов Ю. П. Эргономические свойства пожарных автомобилей. М.: ГИЦ МВД СССР, 1989. — 127 с.
  74. А.А., Медведев В. И., Шеек М. П. Некоторые принципы построения корректурных таблиц для определения скорости переработки информации. М.: «Вопросы психологии», 1963. — № 1.-е. 104−110.
  75. М.Д., Алексеев П. П., Иванов А. Ф. и др. Пожарно-техническое вооружение. / Учебник для пожарно-технических училищ 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Стройиздат, 1981. — 376 с.
  76. М.Д., Куприянов В. П., Степанов Б. А. и др. Пожарная техника. / Учебник (Под ред. М.Д. Безбородько). М.: ВИПТШ МВД СССР, 1989.-336 с.
  77. Х.И. К оценке устойчивости пожарного автомобиля к воздействию тепловых потоков пожаров. // Изд. ВУЗов Машиностроение. -1985,4.
  78. Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России. М.: МВД РФ, 1998. — 170 с.
  79. Cameron С., Corkindale К., G. Thi Psycholodist’s Roce in the Development of Man-Machine Systems. Occup. Psychol., 35, 65,1961.
  80. M. Системы «человек и машина». (Пер. с франц.) М.: Мир, 1973.-255 с.
  81. Kennedi J.L. Psychology and System Development in Gadne R.M. et al., Psychological Principles in System Development, Holt Ronehart and Winston, 4, 1962.
  82. Ф.Б. Азбука научной организации труда и предприятий. -М.: — 1923. -130 с.
  83. М. С. Sensitivity of driver-vehicle performance to vehicle characteristics revealed in open-loop tests. «Vehicle Ryst. Dyn», 1976. — 4, 6.
  84. Radonjic Rajko. Jstrarivanje Karakteristicnih odnosa motomot vozila u cilju sagledavanja interakcije redulacionog kruga: vozac-vozilo-okruzenje. -«Motor, vozila motor», 1976. 10.
  85. Hirao Osamu. Дзидося гидзюцу. (Пер. с япон.) «Jidosha dijutsa. J. Soc.», 1975.-29, № 12, с. 1047−1052.
  86. Aso Tsutomu, Kuroki Yasuyki. Дзидося гидзюцу. (Пер. с япон.) -«Jidosha dijutsa. J. Soc.», 1977.-31, № 7, с. 618−624.
  87. ГОСТ 12.2.023−76 Кабина. Рабочее место водителя. Расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования. М.: Стандарты, 1976. — 8 с.
  88. СЭВ/РС 3582−71 Автомобили грузовые, автобусы и троллейбусы. Кабины. Расположение органов управления. Основные размеры. 11 с.
  89. KGSZ 50.7023−69 Автомобили. Определение габаритных размеров. Венгрия. — 9 с.
  90. ГОСТ 12.2.037−78 ССБТ Техника пожарная. Требования безопасности. М.: Изд. Стандартов, 1978. — 13 с.
  91. ГОСТ 12.2.033−78 ССБТ Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования. М.: Изд. Стандартов, 1978. — 9 с.
  92. ГОСТ 12.2.047−86 ССБТ Пожарная техника. Термины и определения. М.: Изд. Стандартов, 1986. — 14 с.
  93. Применение математических методов и технических средств в исследовании и проектировании НОТ рабочих. М.: НИИ труда, 1975. -Вып. 5 — 88 с.
  94. И.Ф., Девлишев П. П., Евтюшин Н. М. Пожарная тактика. -М.: Стройиздат, 1984. 590 с.
  95. Я.С., Клюс П. П., Матвейкин A.M. Пожарная тактика. М.: Стройиздат, 1990. — 334 с.
  96. А.И. Боевые действия пожарного караула. М.: Стройиздат, 1985. — 56 с.
  97. В.П., Клюс П. П. Справочник руководителя тушения пожара. М.: Стройиздат, 1987. — 287 с.
  98. А.П. Основы эргономики и дизайна в автомобилестроении. / Учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2004. -167 с.
  99. Пожарная техника. / Учебник (Под ред. М.Д. Безбородько). М.: Академия ГПС МЧС, 2004. — 550 с.
  100. Е.Г. Решение комплекса задач организации пожаротушения в населенных пунктах.: Дис.. канд. техн. наук. / Академия ГПС МВД России. М.: 2001. — 272 с.
  101. Ю.Я. Влияние тактико-технических качеств пожарных автомобилей на эффективность их применения при тушении пожаров. / Пожарная техника: Информ. Сб. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1972. — Вып. 9, с. 31−43.
  102. М.Д., Васильев М. С., Киреев А. К. и др. Оценка технического уровня и качества пожарной техники. / Методика. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1984. — 40 с.
  103. Размерная типология населения стран членов СЭВ. — М.: Легкая индустрия, 1974. — 440 с.
  104. Ю.П. Некоторые задачи эргономики пожарных автомобилей. / Противопожарная защита объектов народного хозяйства. М: ВИПТШ МВД СССР, 1979. — с. 208−216.
  105. Е.С., Овчаров Л. А. Задачи и упражнения по теории вероятностей. / Учеб. пособие. М.: ИЦ Академия, 2003. — 441 с.
  106. А.К. Техника статистических вычислений. -М.: Наука, 1971.-575 с.
  107. М.Ф. Эргономическая оценка промышленных образцов подвижной техники. / Методические рекомендации. М.: НПО «Поиск», 1993.-17 с.
  108. А.Б. Система: человек и военная техника. М.: Воениздат, 1976.-252 с.
  109. Hodson J.M. Fire fighting vehicles. «J. Brit. Fire Serv. Assoc. And lnd. Fire Prot Assoc.», 1976. 4, № 2, c. 55−58.
  110. Статистические методы обработки эмпирических данных. М.: Стандарты, 1978. — 232 с.
  111. Г. С., Аверьянов В. Е. Вычислительная статистика в примерах и задачах / Учеб. пособие Ижевск: УдГУ, 2000. — 170 с.
  112. ГОСТ Н.006−74 Прикладная статистика. Правила проверки согласия опытного распределения с теоретическим. М.: Изд. Стандартов, 1974.-24 с.
  113. Математическая статистика. М.- Высшая школа, 1975. — 397 с.
  114. . В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учеб. пособие для студентов вузов. М.- Высшая школа, 2000. — 400 с.
  115. Wisner A. Connaisanse du corps Humain et construction des sie’ges d’automobiles. Przeglad Mechaniczny, 22,1965.
  116. ГОСТ 21 398–89 Автомобили грузовые. Общие технические требования. М.: Изд. Стандартов, 1989. — 15 с.
  117. ГОСТ 27 815–88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции. (Правила ЕЭК ООН № 36) М.: Изд. Стандартов, 1988. — 47 с.
  118. Ю.П., Самохвалов Д. Ю. Антропометрический фактор в создании эргономичной пожарной техники. // Пожаровзрывобезопасность. -2005.-т. 14, № 4.-с. 71−75.
  119. М.Д., Самохвалов Ю. П. Определение основных размеров конструкций однорядных кабин боевого расчета пожарных машин. / Проблемы защиты объектов народного хозяйства от пожаров. М: ВИПТШ МВД СССР, 1980. -с. 96−106.
  120. Ю.П., Самохвалов Д. Ю. Обоснование некоторых геометрических размеров пожарных автомобилей основного назначения // Пожаровзрывобезопасность. 2006. — т. 15, № 2. — с. 59−66.
  121. С.Г. и др. Пожарное дело в СССР. М.: Стройиздат, 1968. -307 с.
  122. Ю.П. Обоснование зон вертикальной и горизонтальной досягаемости пожарными разного роста. // Пожаровзрывобезопасность. 2005. — т. 14, № 5. — с. 75−77.
  123. Обстановка с пожарами в Российской Федерации в 2004 году. / Пожарная безопасность. М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2005. — № 1. -с. 124−127.
  124. Методика оценки уровня качества промышленной продукции. М.: Изд. Стандартов, 1971. 59 с.
  125. Методика применения экспертных оценок для оценки качества продукции. М.: Изд. Стандартов, 1977. — 56 с.
  126. Рекомендации по оценке технического уровня и качества пожарных автомобилей. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1978. — 50 с.
  127. В.А., Ременцев А. Н. Методика количественной оценки качественных эргономических факторов. М.: МАДИ, 1979. — Вып. 171.
  128. Специальные пожарные автомобили. Сборник нормативных документов. Вып. 11. М.: ВНИИПО МЧС РФ, 2000. — 537 с.
  129. Нормативы по пожарно-строевой подготовке. М.: ГУ ГПС МВД РФ, 1994.-31 с.
  130. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде. / Методические указания НИИ труда. М.: Экономика, 1976.-76 с.
  131. А.А., Самохвалов Ю. П. Определение относительных частот использования пожарного оборудования на пожарах. // Пожаровзрывобезопасность. 2005. — т. 15, № 4. — с. 62−65.
  132. Ю.Ф. Современные пожарные автомобили М.: Стройиздат, 1988.-352 с.
  133. Ю.Ф. Россия: пожарная охрана на рубеже веков. Тверь: Сивер, 2004.-208 с.
  134. Обстановка с пожарами в Российской Федерации в 2006 году. /Пожарная безопасность. М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2007. — № 1, с. 132−135.
  135. Концепция совершенствования пожарных автомобилей и их технической эксплуатации в системе Государственной противопожарной службы МЧС России. М.: Приказ МЧС России от 31.12.2002 № 624.
  136. Брандт 3. Анализ данных. Статистические и вычислительные методы, для научных работников и инженеров. (Пер. с англ.) М.: ACT- Мир, 2003.-686 с.
  137. В.В., Грачев В. А., Подгрушный А. В., Теребнев А. В. Пожарно-строевая подготовка. / Учебное пособие. М.: Академия ГПС, Калан-Форт, 2004.-336 с.
  138. В.В., Солонин Ю. Г. Методическое пособие к оценке тяжести работы и физиологическому нормированию тяжелого труда по данным пульсометрии. Свердловск, 1971. — 31 с.
  139. А., Форд Р. Спутник химика. (Пер. с англ.) М.: Мир, 1976.-524 с
  140. М.Д., Самохвалов Ю. П., Алексахин С. В. Методика эргономической оценки пожарных автомобилей основного назначения. М.: Академия ГПС МЧС России, 2007. — 34 с.
Заполнить форму текущей работой