Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовое регулирование защиты прав граждан при возникновении природных и социальных чрезвычайных ситуаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итоги разработки проблемы и отдельных ее вопросов докладывались на Межрегиональной научно-практической конференции «Перспективы развития инженерно-технической экспертизы и расследования пожаров» (декабрь 2007 г.) — на Международной научно-практической конференции «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» (Санкт-Петербург, 14 сентября 2006 г… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Правовое регулирование в области обеспечения безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций
    • 1. 1. Концептуальные положения правового регулирования безопасности
    • 1. 2. Историческое развитие и современное состояние законодательства о чрезвычайных ситуациях
    • 1. 3. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций
  • Глава 2. Основные способы защиты прав граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях
    • 2. 1. Социально-правовая характеристика природных чрезвычайных ситуаций
    • 2. 2. Типичные нарушения субъективных прав при чрезвычайных ситуациях
    • 2. 3. Возмещение вреда государством, причиненного при чрезвычайных ситуациях социально-политического характера

Правовое регулирование защиты прав граждан при возникновении природных и социальных чрезвычайных ситуаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глубокие формационные преобразования в России сопровождаются значительными потерями от негативного воздействия стихийных бедствий, технологических катастроф, глобальных изменений в экосистеме, социально-политических конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций. По официальным данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 2008 году произошло 152 чрезвычайные ситуации природного характера и 36 биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. В них погибло 26 человек, пострадало 1 541 человек.

Став на путь кардинального реформирования общества и следуя практике высокоразвитых стран и народов, Россия провозгласила права человека и их защиту в качестве универсального средства развития и процветания мира и справедливости. Вместе с тем не достаточно одного провозглашения прав и свобод — важно материализовать их, реализовать на практике, претворить в жизнь.

Практика показывает, что при чрезвычайных ситуациях этот институт подвергается серьезным испытаниям, когда даже самые элементарные возможности, предоставленные субъектам нормами права, не могут быть гарантированы. Под угрозой оказываются такие основополагающие права, как право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, свободу передвижения и выбора места жительства, благоприятную окружающую среду, информацию и ряд других.

Ежегодно при чрезвычайных ситуациях гибнет или травмируется большое количество граждан, причиняется вред организациям. В таких условиях проблема защиты прав граждан и организаций становится одной из важнейших функций государства не только для России, но и для других стран, приобретая часто транснациональный характер.

Поскольку факторы чрезвычайных ситуаций прямо затрагивают права и конституционные свободы человека и вытекающие из них субъективные права, необходимы адекватные механизмы для предупреждения, ликвидации и восстановления этих прав. Одним из механизмов защиты прав граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях является судебная защита. Применение гражданско-правовых способов защиты при чрезвычайных ситуациях имеет свою определенную специфику, обусловленную механизмом, масштабами, а также характером нарушаемых прав.

Для разработки и совершенствования норм о защите субъективных прав и охраняемых законом интересов, повышения их эффективности при чрезвычайных ситуациях, необходимо, прежде всего, дать серьезный теоретический анализ структуры законодательства о чрезвычайных ситуациях, определить его место в системе законодательства, раскрыть само понятие «чрезвычайной ситуации». Принятие новых законодательных актов диктует необходимость подойти по-новому и к некоторым механизмам защиты прав и интересов граждан, функционирующих в сфере чрезвычайных ситуаций.

Изучение проблем защиты прав граждан при чрезвычайных ситуациях имеет важное теоретическое значение, поскольку способствует развитию одной из важнейших категорий — обеспечение и защиты прав и свобод граждан. Такое исследование имеет и большое практическое значение. Его результаты могут быть использованы для формирования и совершенствования законодательства о чрезвычайных ситуациях.

Однако проблемы защиты прав и охраняемых законом интересов при чрезвычайных ситуациях не получили должного исследования в юридических науках.

Отсутствие должного внимания к теоретическим проблемам защиты гражданских прав при чрезвычайных ситуациях в определенной мере и объясняет низкий уровень правовой защищенности граждан и организаций, подвергаемых негативному воздействию чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования заключается, прежде всего, в необходимости научного и практического анализа состояния правового регулирования в сфере обеспечения прав и свобод граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и социально-политического характера.

Степень разработанности темы исследования. В отечественной научной юридической литературе ведущее место в исследовании различных аспектов организационно-правового обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях занимают работы представителей науки теории права и государства, конституционного, административного, муниципального права, политологии. Вместе с тем, вопросы защиты прав граждан при возникновении природных и связанных с ними социально-политических чрезвычайных ситуаций, а также вопросы влияния природных явлений на возникновение социально-политических чрезвычайных ситуаций рассматривались отечественными учеными недостаточно широко.

Теоретической основой изучения проблемы стали труды:

Г. К. Артамоновой, С. Б. Байсалова, В. П. Балезина, С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, Н. Н. Веденина, А. К. Голиченкова, В. Ю. Голубовского, М. Ю. Гутмана, К. К. Ермакова, Н. Н. Жильского, Е. Г. Иванова, В. Б. Игнатьева, Л. И. Дембо, O.JI. Дубовик, Б. В. Ерофеева, А. А. Забелышенского, JI.A. Заславской, Т. В. Злотниковой, Н. Г. Жаворонковой, Ю. Г. Жарикова, И. А. Иконицкой, Н. Д. Казанцева, А. И. Казанника, О. С. Колбасова, И. О. Красновой, О. И. Крассова, B.JI. Мунтяна, Э. С. Навасардовой, В. В. Петрова, Т. В. Петровой, М. И. Палладиной, И. Ф. Панкратова, Н. А. Полянской, Н. А. Сыродоева, Б. Б. Тангиева, П.А.

Чебоксарова, Л. П. Фоминой, Ю.С., Шемшученко, А. С. Шестерюка и других.

Проблемы правового регулирования организации и деятельности органов государственной власти и управления, вопросы безопасности личности, общества и государства, в том числе в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, рассматривались в работах В. А. Акимова, B.C. Артамонова, И. Л. Бачило, С. Д. Беляева, Ю. В. Бражникова, Ю. Л. Воробьева, Л. И. Дембо, О. Л. Дубовик, Ю. Г. Жарикова, Т. Г. Калиниченко, О. С. Колбасова, А. Ю. Петрова, В. И. Рохлина, Н. И. Уткина, В. П. Сальникова, С. В. Степашина, М. М. Султыгова, М. И. Фалеева, С. К. Шойгу и др., которые изучались и использовались автором при проведении настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области защиты прав и законных интересов граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера и связанных с ними социально-политического характера.

Предметом исследования является совокупность законодательных актов, правовых и организационных норм, регулирующих различные аспекты обеспечения безопасности населения и обеспечивающих соблюдение их прав и свобод в условиях природных и социально-политических чрезвычайных ситуаций.

Цель и задачи исследования

Общей целью настоящей работы является комплексное исследование проблематики правового регулирования защиты прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций природного и социально-политического характера, а также установление взаимосвязи природных факторов с возникновением чрезвычайных ситуаций социально-политического характера.

Исходя из намеченной цели, автор ставит в диссертации следующие задачи:

— изучить и обобщить имеющиеся научные источники, проанализировать действующие нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— исследовать механизм правового регулирования обеспечения безопасности;

— исследовать историческое развитие законодательства о чрезвычайных ситуациях;

— раскрыть содержание понятия «чрезвычайных ситуаций социально-политического характера», определить их место в нормативно установленной системе классификации чрезвычайных ситуаций;

— исследовать воздействие отдельных природных явлений на возникновение социально-политических чрезвычайных ситуаций;

— исследовать механизм возмещения вреда, причиненного при чрезвычайных ситуациях социально-политического характера;

— выявить типичные нарушения прав граждан при возникновении природных и связанных с ними социально-политических чрезвычайных ситуаций, а также проблемы государственного регулирования в данной области;

— выявить пробелы и противоречия нормативных правовых норм различного уровня, сформулировать предложения по их устранению и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

Теоретические и методологические основы исследования. При решении поставленных задач автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные философской наукой и апробированные юридической практикой. Методологическую основу исследования составили принципы познания социальных явлений, позволяющие отразить взаимосвязь истории, теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процесса развития и качественных изменений рассматриваемых явлений, диалектический подход к рассмотрению поставленной проблемы с использованием общих и 7 частных методов научного познания: сравнительно-правового, формально-юридического, исторического, системно-стуктурного, логического и др.

Эмпирическую базу исследования составили методы математического анализа и прогнозирования, элементы теории гелиогеофизического прогнозирования преступности и чрезвычайных ситуаций.

Научная новизна диссертации. Определяется постановкой проблемы и комплексностью подхода к исследованию. Новизна работы обусловлена тем, что в ней представлены полученные автором результаты теоретического и прикладного характера, имеющие важное значение для разрешения ряда задач по совершенствованию правового регулирования в области защиты прав граждан при возникновении природных и связанных с ними социально-политических чрезвычайных ситуаций.

В работе сформулирован авторский подход к определению понятия социально-политической чрезвычайной ситуации характера. Автор предпринял попытку изучения особенностей правового регулирования, связанного с защитой прав граждан при возникновении природных и связанных с ними социально-политических чрезвычайных ситуаций.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения, являющиеся результатом проведенного диссертационного исследования:

1. Дано авторское определение социально-политической чрезвычайной ситуации, как следствию события, сложившегося в результате преднамеренных либо непреднамеренных факторов, которые повлекли негативное изменение объекта воздействия, выразившееся в гибели людей, значительном материальном ущербе имуществу и личности граждан и юридических лиц, нормального функционирования системы жизнеобеспечения, в угрозе конституционному строю и безопасности государства, требующих необходимости введения специального правового регулирования и привлечения внешних по отношению к объекту чрезвычайной ситуации сил и средств.

2. Любая ситуация, признаваемая чрезвычайной, должна сопровождаться наличием соответствующего ей правового механизма. Игнорирование такого подхода приводит к тяжелейшим последствиям, отражающимся на деятельности всех субъектов чрезвычайной ситуации, их взаимной компетенции, на обеспечении реализации прав и выполнении обязанностей, на степени защищенности их прав и охраняемых законом интересов.

3. Правовое регулирование в области защиты субъективных прав при возникновении чрезвычайных ситуаций социально-политического характера является частью правовой политики российского государства и, таким образом, составным элементом национальной безопасности России.

4. Единая система правовых средств, посредством которых будет обеспечиваться восстановление нарушенных субъективных прав, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав в чрезвычайных ситуациях, должна включать в себя следующие элементы: а) юридические нормы, регулирующие поведение субъектов непосредственно в стадии проявления чрезвычайной ситуацииб) правоотношения, в рамках которых осуществляются меры защиты субъективных прав при чрезвычайных ситуацияхв) акты реализации прав и обязанностей субъектов в конфликтной ситуации.

5. Необходимо внести изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определяющие механизм защиты прав граждан при возникновении природных чрезвычайных ситуаций.

Теоретическое значение диссертации определяется комплексным характером исследования, позволившим в определенной степени восполнить пробелы в теоретическом осмыслении проблематики и внести предложения и рекомендации, которые могут быть использованы в практической и нормотворческой деятельности, а также в последующих научных исследованиях и прикладных разработках. Также они должны дополнить юридическую составляющую ряда разделов теории обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях, методов принятия решений и научных основ создания информационно-управляющих систем.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в работе выводы и предложения целесообразно использовать при проведении научных исследований функционирования государственно-правового механизма обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. Научные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в практической деятельности пожарно-спасательных и иных подразделений МЧС России, компетентных органов и должностных лиц, принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертации нашли отражение в опубликованных по теме исследования работах.

Работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре исследования и экспертизы пожаров Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Итоги разработки проблемы и отдельных ее вопросов докладывались на Межрегиональной научно-практической конференции «Перспективы развития инженерно-технической экспертизы и расследования пожаров» (декабрь 2007 г.) — на Международной научно-практической конференции «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» (Санкт-Петербург, 14 сентября 2006 г.) — на Международной научно-практической конференции «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» (Санкт-Петербург, 19 октября 2007 г.) — на Международной научно-практической конференции «Технические средства противодействия террористическим и криминальным взрывам» (Санкт-Петербург, 30−31 октября 2007 г.) — на Международной научно-практической конференции «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы» (Санкт-Петербург, 29−30 октября 2009 г.).

Заключение

.

Проведенные исследования направлены на комплексный анализ системы правовых принципов и норм, регулирующих функционирование системы, обеспечивающей защиту субъективных прав граждан при возникновении чрезвычайных природных и связанных с ними социальных чрезвычайных ситуаций. Автором предпринята попытка поисков путей совершенствования механизма правового регулирования указанной системы. Ниже приведены краткие выводы, раскрывающие содержание работы.

Первый научный результат. Сформулирован авторский подход к понятию «чрезвычайная ситуация», как к юридической категории и к классификации чрезвычайных ситуаций с точки зрения субъективности ее происхождения.

По характеру генезиса чрезвычайные ситуации подразделяются на ситуации преднамеренного и непреднамеренного (естественного) происхождения. К первым относятся социально-политические конфликты, такие как массовые беспорядки, межнациональные конфликты, терроризм с корыстными и политическими целями, создание незаконных вооруженных формирований, захват заложников, диверсии, пограничные конфликты, войны, забастовки работников систем жизнеобеспечения (пожарной, экстренной медицинской и др.). Ко вторым относятся стихийные бедствия, технологические катастрофы и «комбинированные» чрезвычайные ситуации.

К основным признакам, которые определяют чрезвычайную ситуацию как юридическую категорию, относятся:

1. Чрезвычайная ситуация — это, прежде всего, следствие события, либо их совокупности. Возникновению чрезвычайной ситуации всегда предшествует какое-либо событие. Термин «событие» указывает на наличие временного признака, материализует его внешнее проявление. В плане соотношения понятий «событие» и «обстановка» можно отметить, что это разнопорядковые явления. Обстановка по своей сути может существовать неограниченное время, когда само по себе событие уже прекратило активное действие, но возникшие последствия поддерживают наличие обстановки.

2. Чрезвычайные события могут складываться под воздействием как преднамеренных, так и непреднамеренных фактов. Преднамеренность проявляется в волевых действиях и поступках человека. Данный признак служит одним из основных критериев в классификации чрезвычайных ситуаций. К преднамеренным относится большинство социально-политических конфликтов (террористические акты, диверсии, вооруженные конфликты, забастовки и т. п.). Ко второму виду относятся ситуации, не зависящие от воли человека (стихийные бедствия и др.).

3. Перечисленные факторы влекут всегда негативные изменения качества объекта воздействия. Это не исключает возникновения ситуации, если возникла только угроза возможных воздействий, так как вследствие ее наступления в определенной субстанции уже происходят такие изменения. Например, возникает стрессовое состояние, дестабилизация психологической устойчивости населения и т. д.

4. Проявление воздействующих факторов в чрезвычайной ситуации выражается в таких последствиях, как гибель людей, ущерб здоровью, личности и имуществу, нарушение экологического равновесия и нормального функционирования системы жизнеобеспечения, угроза конституционному строю и безопасности государства.

5. Негативные изменения объекта воздействия должны объективно требовать необходимости введения специального правового регулирования. Если характер ситуации не содержит таких оснований, то она не может считаться чрезвычайной.

Второй научный результат. Законодательство о чрезвычайных ситуациях нами рассматривается как самостоятельная отрасль законодательства, которая представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере чрезвычайных ситуаций. Данная отрасль относится к разряду комплексных. Она характеризуется своей динамичностью, универсальностью, широким массивом и специфичностью закрепленных норм.

Предметом правового регулирования является сфера предупреждения, преодоления, действия и ликвидации различного рода проявлений чрезвычайных ситуаций.

Как комплексная отрасль, законодательство о чрезвычайных ситуациях включает в себя нормы государственного, административного, уголовного, гражданского, права социального обеспечения и других отраслей права. Специфика правового регулирования данной отрасли состоит в том, что, в отличие от иных комплексных институтов, его предмет выходит за рамки сугубо определенной сферы государственного управления.

Третий научный результат. Основной целью законодательства о чрезвычайных ситуациях является охрана комплекса гарантированных и неотчуждаемых прав и свобод граждан. Помимо общей цели, целесообразно выделить и более конкретные — формирование механизма защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Именно степень правовой защищенности обладателя конкретного субъективного права должна лежать в основе задачи правового регулирования отношений, складывающихся в чрезвычайных ситуациях.

Четвертый научный результат. Общая структура законодательства о чрезвычайных ситуациях должна принять более совершенную систему. Для этого необходимо разработать концепцию ее развития. Основное внимание следует сконцентрировать на ориентации законодательства на охрану и защиту прав граждан и юридических лиц.

Одной из основных составляющих законодательства о чрезвычайных ситуациях должны стать нормы, регулирующие проблемы охраны и защиты прав граждан и юридических лиц, сформулированные на основе и при соблюдении общепринятых международных норм права.

Пятый научный результат. Сформулировано авторское определение социально-политической чрезвычайной ситуации как следствию события, сложившегося в результате преднамеренных либо непреднамеренных факторов, которые повлекли негативное изменение объекта воздействия, выразившееся в гибели людей, нанесении значительного материального ущерба имуществу и личности граждан и юридических лиц, нарушении нормального функционирования системы жизнеобеспечения, а также в создании угрозы конституционному строю и безопасности государства, требующих необходимости введения специального правового регулирования и привлечения внешних по отношению к объекту чрезвычайной ситуации сил и средств.

Шестой научный результат. Сделан вывод о том, что систему способов защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов необходимо унифицировать применительно к характеру, масштабам, динамике и сфере проявления чрезвычайных ситуаций. Из имеющегося инструментария защитительных мер определить наиболее действенные и целесообразные применительно к чрезвычайным ситуациям.

Единая система правовых средств, посредством которых будет обеспечиваться восстановление нарушенных субъективных прав, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав в чрезвычайных ситуациях, должна включать в себя, по нашему мнению, следующие элементы: а) юридические нормы, регулирующие поведение субъектов непосредственно в стадии проявления чрезвычайной ситуацииб) правоотношения, в рамках которых осуществляются меры защиты субъективных прав при чрезвычайных ситуацияхв) акты реализации прав и обязанностей субъектов в конфликтной ситуации.

Седьмой научный результат. Обязательства по возмещению вреда, причиненного государственными органами в состоянии крайней необходимости, являются разновидностью гражданско-правовых способов защиты прав граждан и организаций, поскольку его причинение играет социально полезную роль и не находит осуждения со стороны общества. Совершение таких действий является нравственным долгом, а в некоторых случаях и обязанностью. В этой связи целесообразно внести в ст. 1067 ГК в качестве дополнительного условия положение о том, что вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, должен быть менее предотвращенного.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые материалы
  2. Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993 г.
  3. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. 3-е изд./ Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Юрист, 2003. 831с.
  4. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена 10.12.1948 г., ратифицирована РФ 10.12.1998 // Российская газета. 1998. 10 декабря.
  5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод с дополнительными протоколами к ней. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации // Библиотека кодексов. Выпуск 12 (59). М.: Инфра-М., 2004.
  8. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» в редакции ФКЗ от 30.06.2003 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277- 2003. № 27 (Ч. 1). Ст. 2696- www.mchs.gov.t
  9. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 375- www.mchs.gov.ru
  10. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. 10 марта- www.mchs.gov.ru
  11. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 г. № 123-Ф3, от 19.06.2004 г. № 51-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) // www.mchs. gov.ru
  12. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ) «О техническом регулировании"// www.mchs.gov.ru
  13. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. ФЗ от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ) // www.mchs.gov.ru
  14. Указ Президента РФ от 09.11.2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» // www.mchs.gov.ru
  15. Указ Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868 «Об утверждении Положения о Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации» // www.mchs.gov.ru
  16. Распоряжение Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 86-рп
  17. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 2. Ст. 121- www.mchs.gov.ru
  18. Постановление Правительства РФ от 01.03.1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 22. Ст. 2758.
  19. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе» // www.mchs.gov.ru.
  20. Постановление Правительства РФ от 24.03.1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // www.mchs.gov.ru
  21. Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // www.mchs.gov.ru
  22. Постановление Правительства РФ от 06.01.2006 г. № 1 «О Федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»» //www.mchs.gov.ru
  23. Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Российская газета. 2003 г. 16 сентября.
  24. Постановление Правительства РФ от 28.06.2001 г. № 486 «О совершенствовании деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 27. Ст. 2770.
  25. Приказ МЧС России от 20.06.2003 г. № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей при пожаре в зданиях и сооружениях» (HiLb 104−03) // www.mchs.gov.ru
  26. Приказ МЧС России от 12.11.2001 г. № 483 «Об утверждении Положения о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // www.mchs.gov.ru
  27. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24) // Российская газета. 2000. 15 января.
  28. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ РФ 22.0.02 94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий"// www.mchs.gov.ru
  29. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ РФ 22.1.02 95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
  30. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения"// www.mchs.gov.ru
  31. Книги, монографии и учебные пособия
  32. Ю.И., Волков Л.Б.и др. Чрезвычайное законодательство ФРГ / Отв. ред. В. М. Чхеидзе. М., 1969.
  33. А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000. 392с.
  34. Н.И. Теория государства и права. Конспекты лекций и методические указания. М.: Международный Университет бизнеса и Управления, 2001. 144с.
  35. П. В., Панин А. В. Философия. М., Проспект, 2001.
  36. С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
  37. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. 187с.
  38. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. М.: «Статут», 1999.
  39. С.С. Теория права. М., 1995.
  40. В.П. Основы теории предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. М., 2002. 178с.
  41. B.JI. Участие органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях и обстоятельствах: теоретический и правовой аспекты. М., 2001.93с.
  42. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА, 2004. 800с.
  43. М.В. Конституционное правосудие: Вопросы теории и практики. Ереван: издается центром конституционного права РА, 1999. 116с.
  44. М.В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Изд-во БЕК, 1998. 519с.
  45. Д.Д. Основы конституционного права Индии. М.: Прогресс, 1986.
  46. Д. И., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004.
  47. Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М., 1996.
  48. Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. М., 1993.
  49. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Гражданская оборона: Учебное пособие. Под ред. М. А. Шевандина. М., 2004. 361с.
  50. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Сб. ст. под ред. B.C. Артамонова. СПб, 2002.
  51. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник. Отв. ред. Н. К. Шишкин. М., 2000. 312с.
  52. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. Издание 2-е, дополненное. М., МГФ «Знание», 1999.
  53. Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты / Под ред. В. М. Кулычева и др. М., 2002. 455с.
  54. Большая советская энциклопедия. М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1978.
  55. Большая советская энциклопедия. Т. 10. М., Советская энциклопедия, 1972.
  56. Большая советская энциклопедия. Т. 18. М., Советская энциклопедия, 1953.
  57. Большой словарь официальных юридических терминов. М. «Экономика», 2001.
  58. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М., 1991. Т. 1.
  59. Большой энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1983.
  60. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1997.
  61. С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. 213с.
  62. М.М., Васильева М. И. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. М., 2002.
  63. В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Пожарная безопасность: Учебное пособие. СПб, 2001.
  64. И. А. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 2000.
  65. А. Б. Теория государства и права. М., Юриспруденция, 2000.
  66. А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. Изд. З-е. М., 1999.
  67. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. 229с.
  68. А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., НПО «Модуль», 2000.
  69. А. В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., ЭДАС ПАК, 2000.
  70. К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М.: ЮНИТИ, 2004. 431с.
  71. С.Е. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. Челябинск, 2002.
  72. Гражданин, закон и публичная власть. М., 2005.
  73. Н.М. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Уфа, 2005. 145с.
  74. В. В. Чрезвычайное положение: административно-правовой аспект. Пособие. М., 1996.
  75. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1, М., 1989.
  76. А.И. Советское государственное право. М., 1947.
  77. В. Н., Румянцев О. Г. Энциклопедический юридический словарь. М., 1996.
  78. В.М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М., 2005. 478с.
  79. А.П. Чрезвычайные ситуации: краткая характеристика и классификация. М., 1997. 78 с.
  80. Законодательство буржуазных стран о чрезвычайном положении (научно-информационный обзор) М.: ВНИИСЗ МЮ СССР. 1982.
  81. А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб: Изд-во Торговый дом «Герда», 2000. 416с.
  82. А.В. Основы конституционного права. Изд-во «АЛЬФА», СПб, 1996. 80с.
  83. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. Под ред. И. Л. Бачило. М., 1998.
  84. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
  85. Комментарий к Конституции РФ. М.: БЕК, 1994. 458с.
  86. Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В. А. Макаренко. М., 1995.
  87. В.В. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации (теория, законодательство, практика). М., 2001.
  88. А. В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд. М., 2003.
  89. .С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. М., 2003. 331с.
  90. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. 227с.
  91. Международные акты о правах человека: Сб. документов. 2-е изд. М., 2002.
  92. Мелехин А. В .Чрезвычайное законодательство в Российской Федерации: Монография. М., ВНИИ МВД России, 2002.
  93. В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. В 2 кн. Кн. 2. Коллективная безопасность: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 2004. 332с.
  94. Мюллерсон Р. А, Права человека и социализм // Права человека: время трудных решений / Отв. Ред. Е. А. Лукашева, М. М. Славин. М., 1991.
  95. Р.А. Права человека: идеи, норма, реальность. М., 1991. 198с.
  96. Н.Г. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Тверь, 1999. 59с.
  97. Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 1. Теория государства. М., Зерцало, 1998.
  98. Общая теория прав человека / Под ред. А. Е. Лукашевой. М.: Изд-во НОРМА, 1996. 520с.
  99. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996.
  100. Общая теория права. Курс лекций / Под общ.ред. Бабаева В.К. Н. Новгород., 1993. 544с.
  101. Общая теория права. Курс лекций / Под общей ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород: Нижегородская Высшая школа МВД России, 1993. 558с.
  102. С.И. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1978. 846с.
  103. Основы национальной безопасности России. Под ред. В. Л. Манилова, М., Друза, 1998.
  104. Права человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА-ИНФРА. 1999. 573с.
  105. Права человека. Сб. международных документов. М.: Изд-во Московского университета, 1986. 136с.
  106. ИЗ. Права человека. Сборник международных договоров. Нью-Йорк: ООН, 1989.
  107. Права человека. Сборник международных документов. М.: МГУ, 1986.
  108. Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации / Под ред. В. Г. Вишнякова. М., 2005.
  109. Проблемы теории государства и права. Под ред. М. Н. Марченко. М., 1999.
  110. А. А. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. М., РАГС, 1997.
  111. JI.H. Теория государства и права. СПб, 1995. 302с.
  112. А.В. Человек и его правовая защита. Теоретические проблемы. СПб, 1996. 375с.
  113. В. М. Теория государства и права. Отв. ред. С. А. Чибиряев. М., Былина, 1998.
  114. С. В. Административное право Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2003.
  115. .Н. Введение к сборнику «Право и чрезвычайные ситуации» // Институт государства и права РАН, М., 1992.
  116. В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Проф. В. Г. Стрекозова. -М.: ИПП «Отечество», 1993. 344с.
  117. И.В. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Казань, 2005.
  118. Чрезвычайный правовой режим в России и за рубежом / Под общ. и науч. ред. д.ю.н., профессора С. П. Щербы. М., 2006. 192 с.
  119. Л.И. Безопасность человека. Учебно-методическое пособие. М., Фонд национальной и международной безопасности. 1994.
  120. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2000.
  121. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 1984.1. Статьи
  122. Д. Н. Важные вопросы науки административного права // Государство и право. 1993. № 2. С. 42−43.
  123. С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. 2001. № 8. С. 2426.
  124. А.В. Концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения // Государство и право. 1994. № 6. С. ЗЗ-43.
  125. А. Н. Институт чрезвычайного положения в зарубежных странах //Международная жизнь. 1993. № 5−6. С. 151.
  126. . Понятие и содержание режима чрезвычайного положения // Право и жизнь. 2003. № 57 (5). С. 62.
  127. Н.Г. «Концепция развития системы Российского законодательства о безопасности населения и территорий // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1995. № 1. С. 16−27.
  128. В. Становление принципа экологической безопасности в современном международном праве // Московский журнал международного права. 1994. № 4. С. 87−90.
  129. В. В. Новый закон «О чрезвычайном положении» требует изменения ряда норм федерального законодательства // Российская юстиция. 2002. № 7. С. 46−48.
  130. С. С. Административно-правовые режимы в сфере правоохранительной деятельности // Право и политика. 2002. № 11.С. 54−59.
  131. А. В. Правовые ограничения: от отраслевого понимания к теоретическому//Правоведение. 1993. № 5. С. 24.
  132. А.В. Цели ограничений прав человека // В сб.: Права человека в России и Европейская конвенция о защите прав и основных свобод. Матер, конференции. Саратов: СГАГ, 1997.
  133. Н.А., Шахманский Г. В., Потапов Е. Д. Проблемы совершенствования основ управления безопасностью в природной и техногенной сферах // Экологические системы и приборы. 2000. № 9. С. 52−60.
  134. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ. // Журнал российского права. 2005. № 2. С. 11—12.
  135. И.Л. Правовой режим в условиях социального бедствия // Государство и право. 1993. № 2. С. 46−56.
  136. И.Л. Правоохранительные органы в условиях социального бедствия, вызванного природными, техногенными и биологическими факторами // Право и чрезвычайные ситуации. М., 1992. С. 116−117.
  137. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. (Материалы международной конференции, посвященной 50-летию всеобщей декларации прав человека) // Государство и право. 2000. № 3. С. 33−50.
  138. А. А. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов // Безопасность. 1995. № 9.
  139. В. Б. Конституционные и административно-правовые основы содержания режима военного положения в Российской Федерации // Право и политика. 2003. № 12. С. 84.
  140. Г. В. Зарубежный опыт создания и обеспечения функционирования систем предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1998. № 10. С. 63−100.
  141. Г. В. Нормативно-правовое обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций // Экология и промышленность. 2001. № 7.1. Диссертации
  142. B.C. Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера: Дис. канд. юрид. наук. — М., 1997.
  143. А.И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ). Автореф. дисс.. д-ра юрид.наук. СПб, 1999.
  144. П.П. Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации: теоретические и организационно-практические вопросы социально-правовой защиты: Дис.. д-ра юрид.наук. СПб, 1998. 378с.
  145. А.Н. Конституционный институт чрезвычайного положения в зарубежных странах (на примере Великобритании и Индии): Дис.. канд.юрид.наук. М., 1992.
  146. О.В. Институт военного положения по российскому праву (историко-правовое исследование): Дис.. канд.юрид.наук. М., 2002.
  147. В. Б. Проблемы теории юридических фактов: Дис.. д-ра юрид. наук. Свердловск, 1985.
  148. В. Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: Дис.. д-ра юрид.наук. М., 2004.
  149. М.В. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в России и гарантии их реализации: Дис. .канд. юрид. наук. СПб, 2001. 182с.
  150. С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: Дис.. д-ра юрид.наук. СПб, 1994. 246с.
  151. А.В. Правовая защита человека: Теоретический аспект. Дис.. д-ра юрид.наук. СПб, 1996. 423с.1. Атворефераты
  152. А.В. Ограничение прав и свобод граждан по Конституции РФ: Автореф.дисс.. канд.юрид.наук. М., 2000. 21с.
  153. И.А. Защита конституционных прав граждан Российской Федерации (теория и практика): Автореф.дисс.. канд.юрид.наук. М., 1993. 20с.
  154. С. А. Административно-правовой режим чрезвычайного положения, вводимого в связи с социальными конфликтами (по материалам межнациональных конфликтов). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., Московская высшая школа милиции МВД РФ, 1994.
  155. А.И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): Автореф. дисс.. д-ра юрид.наук. СПб, 1999.
  156. Д.М. Правовые и организационные основы режима чрезвычайного положения: Автореф.дисс.. канд.юрид.наук. М., 2002. 23с.
  157. В.Н. Расследование преступлений в чрезвычайных ситуациях (правовое обеспечение, организация, методика). Диссертация на соис. учен. ст. д. ю. н. М., 1993.
  158. Д.С. Административно-правовые режимы и их роль в государственном управлении: Автореф.дисс.. канд.юрид.наук. М., 2000. 24с.
  159. П.В. Правовой режим предупреждения преступлений * в условиях чрезвычайных ситуаций: Автореф.дисс. канд.юрид.наук. М., 2004. 31с.
  160. С.С. Административно-правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью: Автореф. дисс.. д-ра юрид.наук. М., 2002. 50с.
  161. В.В. Правовое регулирование деятельности подразделений МЧС России в условиях экстраординарных административно-правовых режимов: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб, 2006. 23с. д/
Заполнить форму текущей работой