Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические условия профессионализации обучающихся в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: методологические принципы психологии — психологического детерминизма, единства сознания и деятельности, активности, развития, целостности, взаимовлияния внешних и внутренних условийкультурно-историческая концепция J1.C. Выготского, концепция жизненного пути Б. Г. Ананьева, деятельностный и системный подходы к изучению психических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ
    • 1. 1. Профессионализация личности как объект психологического исследования
    • 1. 2. Особенности и психологическое содержание профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА И СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ
    • 2. 1. Организация и методики экспериментального исследования профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России
    • 2. 2. Особенности основных стратегий профессионализации во время обучения в вузе ГПС МЧС России
    • 2. 3. Характер и особенности реализации психологических условий профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России
  • ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ
    • 3. 1. Актуализацию мотивационно-смысловой сферы обучающихся в ходе психологического обеспечения и сопровождения образовательного процесса в вузе ГПС МЧС России
    • 3. 2. Формирование профессионально-личностной адекватности обучающихся в вузах ГПС МЧС России
    • 3. 3. Реализация мотивов самосовершенствования обучающихся в вузах в рамках психологического сопровождения профессионализации

Психологические условия профессионализации обучающихся в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В настоящие годы в жизни человечества все большее место занимают проблемы, связанные с преодолением различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приводящих к большим людским потерям и огромному материальному ущербу. В этих условиях происходит постоянное повышение требовательности государства, общества к обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, пожарной и промышленной безопасности.

В руководящих документах по организации профессиональной подготовки и деятельности спасателей, пожарных, в целом сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) отмечается, что сложность задач, решаемых ими в современных условиях, предъявляет высокие, особые требования к уровню их подготовленности, профессиональным качествам.

Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников является важным фактором повышения эффективности Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России. Важную роль в деятельности сотрудников ГПС МЧС России играют психологические условия её осуществления. Среди множества проблем подготовки сотрудников ГПС МЧС России, особенно во время обучения в высшем учебном заведении (вузе), одно из центральных мест занимает проблема профессионализации.

Эта проблема многогранна и многопланова, она решается различными специалистами и должностными лицами — педагогами, командирами и начальниками всех степеней, воспитателями, психологами, специалистами профессионального отбора и кадровых органов. Но как целостная проблема, она не нашла достаточного обоснования и решения в вузах ГПС МЧС России.

Для того чтобы профессионализация обучающихся в вузах ГПС МЧС России имела проработанные и обоснованные содержание, структуру, критерии, технологии необходимы теоретическое изучение, исследование этого процесса как в ходе обучения в учебных заведениях, так и в процессе профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России. Решение такой задачи затруднено отсутствием разработанных и систематизированных психологических условий профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Анализ практики подготовки сотрудников ГПС МЧС России показывает, что для её совершенствования необходимы научно обоснованные и практически эффективные методики отбора и подготовки обучающихся в вузах ГПС МЧС России, основанные на психологических условиях успешного овладения профессией, становления обучающихся как профессионаловчеткие и объективные психологические компоненты квалификационных требований для рационального распределения и назначения на должности выпускников вузов ГПС МЧС Россиисистема психологического сопровождения и поддержки профессионального самоопределения обучающихся в вузе ГПС МЧС России.

Анализ научных работ свидетельствует, что проблемы профессиональной подготовки, профессионального отбора, профессионального самоопределения исследовались в работах М. И. Дьяченко, Ю. А. Елбаева, Л. Ф. Железняка, А. Т. Иваницкого, М. Н. Попова, А. В. Мощенко, В. Ф. Перевалова, Н. Н. Семененко, А. Н. Труся, А. А. Тыртышного, Н. Ф. Феденко и др.

Вместе с тем научно-практические задачи выявления и реализации психологических условий профессионализации сотрудников ГПС МЧС.

России, и непосредственно обучающихся в вузах ГПС МЧС России не нашли достаточного решения в работах психологов и профессиологов.

Таким образом, можно констатировать объективно существующую проблему, требующую исследования, которая в обобщенном виде состоит в необходимости выявления, обоснования и реализации психологических условий профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность, теоретическая и практическая значимость, а также значимость этой проблемы для профессионального и личностного развития сотрудников ГПС МЧС России, совершенствования практической деятельности командования и профессорско-преподавательского состава вузов, обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования: на основании анализа и обобщения теоретических источников и экспериментальной работы выявить и обосновать психологические условия профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Объект исследования: профессионализация обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Предметом исследования являются психологические условия профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Гипотеза исследования: в процессе подготовки обучающихся в вузах ГПС МЧС России происходит их профессионализация как на основе социализации личности при овладении профессией, так и путем реализации педагогических, организационных, служебных и собственно психологических условий. Обеспечение эффективной профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России может быть достигнуто путем реализации психологических условий, среди которых основными являются: учет в процессе профессионализации психологических закономерностей профессионального и личностного развития сотрудников ГПС МЧС Россииприменение в ходе подготовки в вузе ГПС МЧС России обоснованных методик психологического отбора и сопровождения обучающихсявыделение и применение в процессе профессионализации критериев профессионального становления и развития сотрудников ГПС МЧС России.

Выявление, исследование, обоснование и реализация психологических условий профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России позволит: рационально распределить усилия командования, профессорско-преподавательского состава, эффективнее использовать ресурсы подготовки в вузах ГПС МЧС Россииувязать психолого-педагогические воздействия и взаимодействия профессорско-преподавательского состава, должностных лиц вузов ГПС МЧС России с профессионально-личностными качествами обучающихсяэффективно использовать личностный потенциал обучающихся, успешно реализовать психологические и педагогические закономерности подготовки, обучения и воспитания сотрудников ГПС МЧС России.

Поставленная цель и гипотеза исследования предопределили необходимость решения следующих задач исследования:

1) провести психологический анализ процесса профессионализации личности, определить его значение в подготовке сотрудников ГПС МЧС России;

2) установить психологическое содержание, особенности и динамику профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России;

3) выявить связь процесса профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России с их психологическими особенностями и развитием профессионально-важных качеств сотрудников ГПС МЧС России;

4) определить психологические условия профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: методологические принципы психологии — психологического детерминизма, единства сознания и деятельности, активности, развития, целостности, взаимовлияния внешних и внутренних условийкультурно-историческая концепция J1.C. Выготского, концепция жизненного пути Б. Г. Ананьева, деятельностный и системный подходы к изучению психических явлений (М.Я.Басов, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.), концепция профессионализации Ю. П. Поваренковаисследования психологии профессионализма Е. А. Климова и А. К. Марковойнаучные знания об особенностях подготовки и деятельности человека в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях, работы по психологии труда (B.C. Артамонов, А. Г. Асмолов, С. П. Безносов,.

A.В. Брушлинский, Ю. Г. Баскин, Ф. Б. Березин, А. Л. Воробьев, Ю. Н. Голованов, А. А. Деркач, В. И. Дутов, О. Ю. Ефремов, В. Г. Зазыкин,.

B.П.Казначеев, А. Г. Караяни, А. А. Кочин, В. И. Лебедев, С. В. Литвиненко, А. Г. Маклаков, С. И. Макшанов, Г. С. Никифоров, Н. Н. Обозов, В. Ф. Перевалов, Л. Г. Почебут, А. А. Реан, В. Ю. Рыбников, И. Н. Силкин, В. В. Сысоев,.

C.И.Съедин, Л. С. Узун, Н. Ф. Феденко, С. К. Шойгу, В. А. Щеголев и др.) — теоретические основы психологического обеспечения в МЧС России.

С.С.Алексанин, А. М. Никифоров, В. Ю. Рыбников, М. И. Марьин, Ю.С.Шойгу) — исследования психологии профессионализма и профессионализации (А.Я. Анцупов, Ю. Н. Гончаров, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, В. В. Дударев, Ю. А. Елбаев, П. А. Корчемный, В. П. Каширин, Е. А. Могилевкин, Е.А.

Молоткова, Ю. В. Новоселов, М. Н. Попов, Е. И. Рогов, С. И. Съедин, A.M. Столяренко, Б.Я. Шведин). исследования по возрастно-нормативным моделям развития и специфике их психического проявления (Б.Г. Ананьев, Е. И. Бойко, Дж. Биррен, Д. Б. Бромлей, В. В. Гинзбург, Г. Гримм, П. П. Лазарев, Э. Эриксон и др.) — нормативные документы федерального и ведомственного уровня в области обеспечения пожарной и промышленной безопасности.

В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования использовался комплекс теоретических (теоретико-психологический и системно-структурный анализ, синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, моделирование) и эмпирических методов (наблюдение, опросы, тестирование, анкетирование, интервью, беседы, контент-анализ, эксперимент, изучение и обобщение опыта, экспертное оценивание, анализ результатов деятельности).

Также применялись методы математико-статистической обработки данных с использованием компьютерной программы SPSS 12.0 StatSoft Statistica 6.0.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивались валидностью и надежностью психодиагностических методик, соответствующих цели и задачам исследования, реализацией системного подхода в исследовании, использованием адекватных современных методов математической статистики в соответствии с требованиями, установленными для обработки эмпирических данных, а также репрезентативностью выборки.

Теоретическая значимость исследования:

1) проведен психологический анализ процесса профессионализации личности, определено значение профессионализации в ходе подготовки обучающихся в вузах ГПС МЧС России;

2) установлены психологическое содержание, особенности и динамика профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России;

3) разработаны способы психологического сопровождения процесса профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

1) определены психологические условия профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России как фактора совершенствования их профессионального и личностного развития, подготовки сотрудников ГПС МЧС России, обеспечения пожарной и промышленной безопасности;

2) установлена связь процесса профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России с их психологическими особенностями и развитием профессионально-важных качеств сотрудников ГПС МЧС России;

3) раскрыты психологические факторы, положительно и отрицательно влияющие на профессионализацию обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников МЧС Россииповышения эффективности психологического сопровождения подготовки, профессионального и личностного развития обучающихся в вузах ГПС МЧС Россиисовершенствования деятельности руководителей, начальников учебных и структурных подразделений, психологов, преподавателей, сотрудников кадровых и воспитательных органов, других должностных лиц вузов ГПС МЧС России.

На защиту выносятся следующие положения:

1) профессионализация обучающихся в вузах ГПС МЧС России — это сложный многоплановый процесс взаимосогласования требований профессии сотрудника ГПС МЧС России к подготовке обучающихся в вузе ГПС МЧС России с одной стороны и личности обучающегося в вузе к профессии сотрудника ГПС МЧС России с другой;

2) социально, профессионально и личностью значимой в процессе подготовки обучающихся в вузах ГПС МЧС России является стратегия профессионально-личностной адекватности, которая реализуется на всех этапах профессионализации;

3) процесс профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России предполагает возможное принятие личностью и других стратегийпрофессионально-личностной деформации и индифферентности, эти стратегии социально не одобряются, но в личностном плане могут иметь эффект самосохранения, а при психолого-педагогической коррекции возможен переход от одной стратегии к другой, социально одобряемой;

4) психологическими условиями, обеспечивающими успешную профессионализацию обучающихся в вузах ГПС МЧС России являются: учет в процессе профессионализации психологических закономерностей профессионального и личностного развития сотрудников ГПС МЧС Россииприменение в ходе подготовки в вузе ГПС МЧС России обоснованных методик психологического отбора и сопровождения обучающихсявыделение и применение в процессе профессионализации критериев профессионального становления и развития сотрудников ГПС МЧС Россииосознанный выбор обучающимися в вузах ГПС МЧС России карьеры и дальнейшей реализации себя как профессионала — сотрудника ГПС МЧС Россиисовпадение смысла выбора профессии, подготовку к которой осуществляет вуз ГПС МЧС России и личностных смыслов жизненной перспективы на этапе профессиональной ориентациипрохождение профессиональной адаптации и вступление в этап профессионального роста на основе выбора обучающимся в вузах ГПС МЧС России положительной стратегии — профессионально-личностной адекватностиучет командно-педагогическим составом возможности развития других стратегий профессионализации: профессионально-личностной деформации и профессионально-личностной индифферентностиреализация форм и методов психолого-педагогического воздействия (взаимодействия), способствующих развитию у обучающихся в вузах ГПС МЧС России мотивов профессиональной деятельности, формированию необходимых для будущей деятельности знаний, навыков умений, профессионально важных качеств;

5) психологическое сопровождение профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России предполагает', актуализацию у обучающихся в вузах личностных смыслов профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС Россиисовершенствование приемов и способов самооценки и самоопределения обучающихся в ходе подготовки в вузе.

База и этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2008 гг. на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Также изучался процесс подготовки и психологического сопровождения обучающихся в Академии ГПС МЧС России, Ивановском и Уральском институтах ГПС МЧС России.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в течение 2004;2008 годов посредством публикаций, экспериментальной работы по исследованию психологических условий профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр, советов факультетов Санкт-Петербургского университета ГПС МИС Россиидокладывались на конференциях и семинарах.

Общий объем проведенной работы: изучено более 200 литературных источников и более 20 документов. Структура диссертации: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

Выводы по третьей главе.

Проведенный анализ и обобщение итогов эксперимента подтвердили предположение: на процесс профессионализации обучающихся в вузе ГПС МЧС России можно оказывать влияние средствами психологического сопровождения. Такими средствами в первую очередь являются процедуры профессионального психологического отбора, элементы профориентационной и коррекционной работы, реализуемые на основе выявленных психологических условий в ходе образовательного процесса.

Ведущей сферой, определяющей эффективность профессионализации обучающихся, является мотивационно-смысловая сфера. Ее актуализация достигается прежде всего путем включения в процесс профессионального развития рефлексивных механизмов. Рефлексия выступает базовым процессом, обеспечивающим взаимосогласование требований профессии к личности и личности к профессии. Рефлексия выступает как переосмысление, перестройка субъектом деятельности содержания своего самосознания, деятельности, общения, приведение в соответствие Яидеального и Я — реального.

Актуализированная ¦ мотивационно-смысловая сфера в рамках отношений прежде всего сотрудник ГПС МЧС России — как профессионал обеспечивает реализацию как психологических условий профессионализации. .Взаимосогласование требований профессии и личности реализуется в форме стратегии профессионально-личностной адекватности — как социально одобряемого и личностного приемлемого пути профессионального развития.

Для обеспечения реализации выявленных психологических условий профессионализации в рамках психологического сопровождения необходим ряд психолого-педагогических, организационно-штатных и правовых мерот проведения в вузах профессиографической работы по новым специальностям до подготовки специалистов психологической службы, способных реализовать в психологическом сопровождении условия эффективной профессионализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование позволяет сделать следующие общие выводы.

1. Профессионализация рассматривается как процесс становления профессионала и включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностейосвоение правил и норм профессииформирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др.

Процесс профессионализации связан с социализацией личности в период обучения в вузе и является важным этапом личностного развития.

Профессионализация обучающихся в вузах ГПС МЧС России представляет собой начальный этап профессионального развития сотрудников ГПС МЧС России в рамках карьеры и является одним из важнейших элементом процесса подготовки сотрудников ГПС МЧС России.

2. Профессионализация обучающихся в вузах ГПС МЧС России в психологическом плане представляет собой процесс соединения личности обучающегося и профессии сотрудника ГПС МЧС России посредством достижения осознанной взаимосвязи требований, предъявляемых личностью к профессии и требований, предъявляемых профессией к человеку.

В процессе исследования выделены этапы профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России: выбор профессииадаптация в ходе профессиональной подготовкипрофессиональное развитие.

Важнейшими признаками профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России являются: степень социального одобрения профессии сотрудника ГПС МЧС Россииуспешность учебной, служебной и других видов деятельности обучающихся в процессе подготовки в вузеудовлетворенность выбором профессииуровень развития профессионально важных качеств личности.

3. Экспериментальное исследование показало, что в процессе подготовки в вузе обучающиеся проходят профессионализацию в рамках той или иной стратегии: профессионально-личностных адекватности, деформации и индифферентности. При этом установлена связь процесса профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России с их психологическими особенностями и развитием профессионально-важных качеств сотрудников ГПС МЧС России.

Анализ связи динамики профессионализации в рамках всех трех стратегий показал, что на всех её этапах показательными являются следующие факторы теста 16-PF Кеттела (психологические особенности личности): А — «Общительность-замкнутость»: естественность в общении, готовность к сотрудничеству, умение довести свою позицию в сочетании с гибкостью в отношенияхG — «Моральная нормативность»: добросовестность, настойчивость обязательность, умение взять ответственность на себя, эффективность в ситуациях, требующих настойчивости, упорстваN — «Гибкость-прямолинейность»: опытность, расчетливость, проницательность, умение осознавать достигнутоеQ3-«Высокий самоконтроль — низкий самоконтроль»: сильный контроль своих эмоций и поведения, внимание к людям, «самоуважение», забота о собственной репутации.

В рамках реализации той или иной стратегии наблюдается изменение показателей этой шкалы. Для психологической поддержки выбора обучающимися положительной и одобряемой стратегии профессионализации (профессионально-личностной адекватности) необходимо проведение в рамках системы психологического обеспечения и сопровождения образовательного процесса в вузе ГПС МЧС России мероприятий профессионального психологического отбора, психологического консультирования, психологической коррекции, профессионально-рефлексивного практикума.

4. В ходе исследования выявлены психологические условия профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России: учет в процессе профессионализации психологических закономерностей профессионального и личностного развития сотрудников ГПС МЧС Россииприменение в ходе подготовки в вузе ГПС МЧС России обоснованных методик психологического отбора и сопровождения обучающихсявыделение и применение в процессе профессионализации критериев профессионального становления и развития сотрудников ГПС МЧС Россииосознанный выбор обучающимися в вузах ГПС МЧС России карьеры и дальнейшей реализации себя как профессионала — сотрудника ГПС МЧС Россиисовпадение смысла выбора профессии, подготовку к которой осуществляет вуз ГПС МЧС России и личностных смыслов жизненной перспективы на этапе профессиональной ориентациипрохождение профессиональной адаптации и вступление в этап профессионального роста на основе выбора обучающимся в вузах ГПС МЧС России положительной стратегии — профессионально-личностной адекватностиучет командно-педагогическим составом возможности развития других стратегий профессионализации: профессионально-личностной деформации и профессионально-личностной индифферентностиреализация форм и методов психолого-педагогического воздействия (взаимодействия), способствующих развитию у обучающихся в вузах ГПС МЧС России мотивов профессиональной деятельности, формированию необходимых для будущей деятельности знаний, навыков умений, профессионально важных качеств.

В процессе обучения в зависимости от реализации психологических условий происходит выбор обучающимися той или иной стратегии профессионализации.

Исследование позволяет определить практические рекомендации, направленные на повышение эффективности подготовки в вузах ГПС МЧС России:

1. Включить в комплекс мероприятий психологического обеспечения образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России процедуры диагностики и коррекции профессионализации обучающихся.

2. Учитывать и реализовывать в ходе образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России разработанные психологические условия, обеспечивающие успешную профессионализацию обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

3. В процессе подготовки сотрудников ГПС МЧС России (управленцев, инженеров, психологов) активнее использовать методики отбора, сопровождения, коррекции профессионализации, обеспечить изучение командным и профессорско-преподавательским составом вузов ГПС МЧС России вопросов теории и практики профессионализации.

4. Издать учебно-методические пособия по вопросам профессионализации обучающихся в вузах ГПС МЧС России для применения в процессе подготовки сотрудников ГПС МЧС России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдурахман’ов Р. А. Психологические трудности общения и их преодоление у ветеранов боевых действий в ДРА. Автореф. дис. канд. псих, наук. М., 1994.
  2. Р.А., Съедин С. И. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. Уч.пособие. — М., 1992 .
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.:Наука, 1980.
  4. Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии // Психологический журнал, 1980.-Т.1- № 4.- С. 11−28.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М, 1991.6.. Авдеев В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. -М: Феликс, 1992. 128 с.
  6. .А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: ГА ВС, 1994.
  7. B.C. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательном учреждении: контроль и управление: Монография. СПб., 1997.
  8. B.C. Некоторые управленческие вопросы деятельности образовательного учреждения: Монография. Иркутск, 1998.
  9. .Г. Структура личности и трудоспособность // Вопросы современной психоневрологии. Л., 1966.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Наука, 1989.180 с.
  12. Г. М. Социальная психология. М., 2001. — 361 с.
  13. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М: Экономика, 1991. -351 с.
  14. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой психологии. М., 1995.
  15. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. -М., 1991. С.27−41.
  16. Л.И., Завалишина Д. Н., Рыбалко Е. Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. — С.22−55.
  17. А .Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. Автореф. дис. доктора психол. наук. М.: ГА ВС, 1993.
  18. А.Я., Помогайбин В. Н. Методологические проблемы военно-психологических исследований. М.: ВУД999.
  19. Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980.
  20. Ю.Г. Формирование социально-психологических отношений в коллективе сотрудников ГПС МЧС России. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2004.
  21. С.П. Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод). Автореф.дис.докт.псих.наук. СПб., 1996.
  22. О.П. Влияние смены профессии на направленность личности. Автореф.дис.канд.псих.наук. Ставрополь, 1996.
  23. А.А. Личность и общение. М., 1983. — 272 с.
  24. А.Э. Информационные технологии и их роль в системе психологического сопровождения учебного процесса в вузе. СПб., 2003.
  25. А.Э. Принципы и модели управления социально-психологическим состоянием учебных коллективов в высшем военном учебном заведении: Монография. Пермь. 2004.
  26. В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. С.3−26.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  28. Е.М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: Автореф. дис. докт. псих. Наук. М., 1995.
  29. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.
  30. И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1995.
  31. Н.Г. Совершенствование преподавания общенаучных дисциплин в ВВУЗах: Монография. СПб., 1995.
  32. Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. -М.: ВА им Ф. Э. Дзержинского, 1994.-74 с.
  33. Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1984.- 433с.
  34. В.А. 'Психолого-педагогические методы организации работы с кадрами государственной противопожарной службы. СПб., 2002.
  35. В.А. Совершенствование психологической подготовки будущих офицеров. СПб.: Вестник СПбИГПС МЧС России. № 1 (8), 2005.
  36. Ю.Н. Личностные особенности профессионального развития госслужащих. Автореф.дис.канд.псих.наук. — М., 1997.
  37. Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 1982.
  38. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психологии, 1988. № 2 — С. 19 — 27.
  39. Л.А. Психология становление субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дис.. докт. психол. наук. СПб., 1996.
  40. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1987.
  41. А.А. Педагогическая технология управления подготовкой специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2005.
  42. В.В. О понятии личности в современной психологии // психололг. Журнал. 1988. Т.9. № 4. С. 22−31.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  44. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1982.
  45. Г. А. Психологические основы повышения эффективности обучения курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1974.
  46. В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными. Дис. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1991.-241 с.
  47. В.В. Социально-психологический тренинг: теория и практика. М.: ВУ, 1995.
  48. А.А. Общекультурные параметры личности // Основы общей и прикладной акмеологии. М. Российская академия госслужбы при Президенте РФ, 1994. С 85−96.
  49. А.А. Профессионализм деятельности в особых условиях // Основы общей и прикладной акмеологии. М.: Российская академия госслужбы при Президенте РФ, 1994. С 264−283
  50. А.А. Акмеологический тренинг профессионально-целевой направленности // Основы общей и прикладной акмеологии. М.: Российская академия госслужбы при Президенте РФ, 1994. С 330−342.
  51. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993.71 с.
  52. А. А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект).-М., 1993.
  53. М.А. Психологический анализ системы «человек -профессиональная среда» // Вестник ЛГУ. Сер.6. 1990. Вып. 1. С. 47−53.
  54. Л.Г. Психология труда в особых условиях. М., 1986.
  55. И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
  56. В.В. Психологические условия эффективного овладения офицером управленческой деятельностью: Автореф. канд. психол. наук. М.: Г ABC, 1992.
  57. Дьяченко М. И-. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: ВПА, 1974.
  58. М.И. Психология высшей военной школы. М.: ВПА, 1983:
  59. М.И., Осипенков Е. Ф., Мерзляк Л. Е. Психологические основы деятельности командира / под ред. Павловского И.Г.- М. Воениздат, 1978.
  60. М.И., Осипенков Е. Ф., Мерзляк Л. Е., Съедин С. И., Абдурахманов Р. А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки: Учебное пособие. МО РФ.- М., 1992.
  61. М.И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск, 1988.
  62. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы.-Минск: БГУ, 1993.
  63. Ю.А. Психологические основы повышения эффективности профессионального психологического отбора в высших военно-учебных заведениях: Автореф. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1991.
  64. Ю.А., Тыртышный А. А. Психологические условия профессионализации офицеров во время обучения в вузе МО РФ. Учебно-методическое пособие. -М.:ВИУ, 1999.
  65. О.Ю. Педагогическая диагностика в высшей военной школе России. СПб.: ВУС, 2001.
  66. Железняк Л. Ф!, Ващаев В. Г. и др. Военно-профессиональная направленность и ее формирование у курсантов военных училищ. Минск 1974.
  67. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА. им Ленина, 1976.
  68. Л.Ф., Феденко Н. Ф. Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях. М., 1986.
  69. Л.Ф. Проблемы формирования военно-профессиональной пригодности и направленности личности будущих офицеров. Минск, 1976.
  70. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. Автореф. дис. док. псих. наук. М., 1982.
  71. В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма. -М.: НИИ ВШ, 1993.
  72. Э.Ф. Профессиональное становление личностит инженера-педагога: Дис.. докт. псих. наук. Л., 1988.
  73. Зейгарник Б.В.' Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии. Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». 1981.
  74. В.П., Мунипов В. М. Эргономика и проблема комплексного подхода к трудовой деятельности // Эргономика. М., 1976. '
  75. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1987. С. 208.77.. Иващенко Н. П. Психология трудового воспитания. Минск, 1988.
  76. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. -М.: МГУ, 1992.
  77. JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М., 1983.
  78. Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия. М.: Медицина, 1990. С.89−120.
  79. Ш. М. Социально-психологические изменения политического сознания в переходный период. Автореф. дис. канд. псих, наук. М.:РАУ, 1993.
  80. В.П. Самоутверждение курсантов. (Социально -психологический анализ.). М.: ВПА им. Ленина, 1984.
  81. В.П. Психология самоутверждения личности в военно-морском курсантском коллективе. Автореф. дис. канд. псих. наук. М, 1979.
  82. К.Х. Психотехника и выбор профессии. М.: Центр, институт труда, 1921.
  83. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: 3нание.1983.- 35 с. 86.. Климов Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание. 1986.-79 с.
  84. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984.
  85. Е.А. Личность, профессия и научно практическая консультация // Молодежь и труд. — М.: Молодая Гвардия, 1970.
  86. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону: Феникс, 1996. С 75 79.
  87. Е.А., Калинский Л. П. Признаки профессионально-психологической подготовленности выпускника высшей школы // Пути и средства совершенствования психолого-педагогической подготовленности студентов. Ярославль, 1987. С.79−84.
  88. В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики. М.: МО СССР, 1983.
  89. В.В. Ценностные ориентации как профессиональное качество государственных служащих. Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: РАУ, 1994.
  90. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  91. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психол.журнал. 1981. Т.2. № 3.
  92. И.М., Сухарев А. В. 'Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. № 5. 1989.
  93. О.А. Психологические механизмы саморегуляции деятельности. М., 1980.
  94. Н.И. Психическая саморегуляция как средство повышения успешности деятельности курсантов и слушателей ВУЗов. Автореф. дис. канд. псих. наук. М, 1994.
  95. А.А. ¦ Психолого-педагогическая диагностика в спецподразделениях. Лабораторный практикум: Учеб. пособие. СПб., 1999.
  96. O.K. Становление профессии как социальное явление // Становление специалиста. Л.: ЛГУ, 1989.
  97. А.А., Ахмеров Р. А. Мотивационная недостаточность как критерий деформации картины жизненного пути // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988.
  98. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопр. Психологии. 1981.-N2. С. 20 — 30.
  99. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1985. — 108 с.
  100. Т.В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психол. № 3.1983.
  101. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на профессиональное самоопределение // Вопросы пси-хол. № 1.1985. С 86−93.
  102. .В. Основы профессиональной диагностики. -JL: Медицина, 1984.
  103. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного, обучения. М., 1990.
  104. Курс для высшего управленческого персонала. М., 2002.
  105. A.M. Самооценка учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения: Автореф. канд. дис. псих, наук. Минск, 1973. — 23 с.
  106. С.В. Педагогическое наследие А.В.Суворова. СПб., 2001.
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  108. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  109. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  110. .Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. М., 1981, С. 3−18.
  111. .Ф. Человек в системах управления. -М., 1967.
  112. А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979.
  113. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  114. В. JI. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Л., 1982.118.- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 253 с.
  115. С.И. Психолого-педагогические условия проведения комплекса специальных занятий пожарными подразделениями МЧС. СПб., 2002.
  116. В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности // Вопросы психологии. № 1. 1991. С. 71−80.
  117. Л.М. Профессиональная социализация личности // Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
  118. И.В. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д. Съюпера // Вопросы психол. № 5. 1975.
  119. Е.А. Жизненные планы личности при смене профессии. Автореф.дис.канд.псих.наук. М., 1996.
  120. А.В. Психологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах.- М.: ВУ, 1997.
  121. B.C. проблемы генезиса личности. М., 1985.
  122. П.А. Теория и практика в работе школьного психолога // Вопросы психол. № 4. 1993. С.72−79.
  123. Ю.И. Межличностные инновационные конфликты во взаимоотношениях офицеров и психологические условия их конструктивного разрешения. Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1994.
  124. В.Н. Личность и неврозы. Л.ЛГУ.1960.
  125. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988.
  126. Ю.В. Особенности мотивационно-смысловой сферы кадров госслужбы. Автореф.дис.канд.псих.наук. М., 1997.
  127. Г. С. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб.: Речь, 2001.
  128. В.Е. Изучение процесса формирования цели и ее влияние на способы и результаты деятельности. Автореф.дис.канд.псих.наук. Киев, 1984.
  129. А.Б. Склонность и профессия. М., 1981.
  130. Основы военной акмеологии. В 2-х частях. Под редакцией П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М., 1996.
  131. С.В. Личностные особенности госслужащих на разных этапах профессиональной социализации. Автореф.дис.канд.псих.наук. М., 1997.
  132. С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.
  133. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
  134. В.Ф. Персонализация процесса подготовки офицеров к руководству. Автореф.дис.докт.псих.наук. М., 1995.
  135. Л.А. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1981.
  136. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.
  137. В.Ф. Психосемантика сознания.М.МГУ.1988.
  138. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов на Дону: Феникс, 1996.
  139. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
  140. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  141. Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск, 1991. 126 с.
  142. Ю.П. Психологические основы целостного подхода к процессу профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. С.67−83.
  143. М.Н. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа как военного профессионала. Автореф.дис.канд.псих.наук. М., 1998.
  144. Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности // Звезды ярославской психологии. — Ярославль, 2000. С. 195 218.
  145. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. — СПб., 2000.
  146. Л.Г. Социальная психология толпы: Монография. 2004.
  147. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под общ. ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2005.
  148. Практикум по психодиагностике. Руководство по интерпретации / Ред. С. Р. Пантелеев. М., 2001.
  149. Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М., 1995.
  150. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера: Материалы межвузовской конференции. М.: ВУ. 2005.
  151. Проблемы профессиональной социализации личности. Под ред. Л. М. Митиной. Кемерово, 1996.156.- Раздуев В. А., Костин Г. В. Психологическое консультирование. -М.: ВУ, 1996.
  152. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.
  153. Е.С. Психология профессионального становления личности. М. 1992.
  154. А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2006.
  155. Российская профессиональная энциклопедия: В 2 т.т./Гл. ред. В .В. Давыдов.-М. :БРЭ, 1993 .-608 с.
  156. З.И. Развитие личности и профессиональный рост. -Минск, 1997.
  157. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  158. В.Ю. Психологическая совместимость специалистов экстремального профиля (основы теории и практики квалиметрии): Учеб.-метод. пособие. Вып. 3. СПб., 2001.
  159. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психол. журнал. 1984. Т.5. № 4. С. 65 — 74.
  160. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-пресс, 1995.
  161. И.Н. Самореализация личности как субъекта жизнедеятельности // Основы общей и прикладной акмеологии. Под ред. А. А. Деркача и др. М., 1994. С. 103−114.
  162. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.- 256с.
  163. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994.-152с.
  164. В.Ф. Образование: Образ культуры // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — С.91.
  165. В. П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя.- М.: Международ, пед. академия, 1995.- 189 с. 171.- Сластенин В. А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М.: Высш. школа 1993, — 76 с.
  166. И.А., Ефремов О. Ю., Машаров И. М. Управление и диагностика персонала. СПб., 2002.
  167. В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих сотрудников ВМФ СССР. Автореф. дис. канд. пед. наук ЛГУ .1973.
  168. В.А., Мажор Н. Е. Диагоностика профессиональной пригодности молодежи к профессиональной деятельности. М.: Прометей, 1991.-141с.
  169. С.Д. Цедагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005.-400с.
  170. Е.Б. Психология личности. М., 2004.
  171. А.Г. Сознание и самосознание М.1972.С.303.
  172. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-профессиональное обучение и самообразование) / Под ред. П. И. Пидкосистого. М.: Изд. «Российское профессиональное агентство». 1997.-С. 174.
  173. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы.- М.: РАУ, 1993.- 65 с.
  174. В.В. Самосознание личности. М., 1983.285 с.
  175. В.В. Психодиагностика самосознания // Общая психодиагностика. М.:МГУ.1987. С.245−289.182. • Столин В. В. Мотивация и самосознание // Мотивация личности. М., 1982. С.58−67.
  176. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Дис. док. психол. наук. М., 1985. 530 с.
  177. A.M. Психология боевого дежурства и корабельной вахты. М.: Воениздат, 1972. 175 с.
  178. А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения. М., 1987.
  179. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1987.
  180. С.И. Применение некоторых количественных методов в конкретных психолого-педагогических исследованиях. М. 1974.
  181. O.K. Психология мышления. М., 1984.- 272 с.
  182. В.П. Социально-педагогические проблемы профессионального становления молодых учителей в современных условиях: Докт.дисс.в форме научного доклада.- СПб., 1994.-80с.
  183. А.А. Личностные и социально-психологические предпосылки успешности деятельности курсантов военного вуза. Автореф.дис.канд.псих.наук. М., 1998
  184. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.
  185. А.А. Психолого-педагогические требования к профессии офицера-руководителя. М.: ВИА., 1998.
  186. Л.С. Тактика выживания военнослужащих и сотрудников МВД в экстремальных условиях: Монография. СПб., 1998.
  187. Э.П. Психологические основы дисциплины. М., 1993.
  188. А.Р. Психология становления личности профессионала. М, 2005.
  189. А.Р. Психологические основы становления профессионала // Психология сегодня. Ежегодник РПО. М., 1996.
  190. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
  191. К.Н. Медицинская социология. СПб., 2000.
  192. X. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. М., 1986.
  193. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности. Л., 1986.
  194. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. 608с.
  195. В.П. Инновационный интеллект. СПб., 2001.
  196. В.А. Воспитание воинских коллективов в системе физической подготовки: Монография. Л., 1990.
  197. П.А. О .некоторых методологических аспектах проблемы профессионального самоопределения // Движущие силы учебно-воспитательного процесса. Тюмень, 1974. Вып.1.205.- Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.
  198. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  199. В.Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: Изд-во Яросл. ун та, 1979. С. 3−18.
  200. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. С. 12−28.
  201. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983. 157 с.
  202. А.Г., Похилько В. И. Экспериментальный подход к построению базисного семантического словаря черт личности // Вест.МГУ. Сер.14. Психология. 1985. № 3. С.3−10.
  203. Е.В. Тенденции исследований личности в современной психологии // Психол. журнал. Т1. № 1. 1980.
  204. М.Р. Структура индивидуальног стиля деятельности и условия его формирования. Новосибирск, 1994.
  205. A.M. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии. 1983. № 2.
  206. М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974.
  207. В.А. Педагогическая психология. СПб, 1999.
Заполнить форму текущей работой