Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование стратегии интеграции предприятий авиационной промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация корпоративного принципа, заключающегося в учете позиций всех заинтересованных групп лиц (персонала, собственников, менеджеров, инвесторов) посредством обеспечения самостоятельности в принятии решений и одновременно согласованности действий субъектов интеграции, неразрывно связана с постулатами концепции социальной ответственности, которая ориентирована в основном на долгосрочную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы интеграции наукоемких предприятий
    • 1. 1. Структура и состояние наукоемкого сектора реальной экономики РФ
    • 1. 2. Концептуальные основы интеграции наукоемких предприятий
  • ЬЗ.Вопросы развития интеграции наукоемких предприятий
  • Глава 2. Исследование формирования стратегии интеграции
    • 2. 1. Определение особенностей интеграции наукоемких предприятий авиационной промышленности
    • 2. 2. Анализ направлений и видов интеграции
    • 2. 3. Диагностика интегрированных организационных форм авиационной промышленности
  • Глава 3. Разработка стратегии интеграции авиапромышленного предприятия
    • 3. 1. Экономико-математическая модель оптимизации состава партнеров интеграции
    • 3. 2. Разработка и сопровождение процедуры интеграции
    • 3. 3. Формирование стратегии интеграции авиапромышленного предприятия

Формирование стратегии интеграции предприятий авиационной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из важных вопросов развития конкурентоспособной организации является обеспечение долгосрочного устойчивого роста, который достигается либо за счет использования внутренних уникальных ресурсов, либо возможностей внешней среды. В современных условиях развития социально-экономических систем, укрупнения бизнеса, глобализации производства, ужесточения конкуренции и усложнения внешней среды вследствие ускорения технологических нововведений, рискованности в принятии управленческих решений совершенствование управления идет по пути поиска баланса между внешними и внутренними дестабилизирующими воздействиями. Сложившаяся ситуация требует от предприятий иных подходов и управленческих решений. Мировой опыт свидетельствует, что одно из решений этой комплексной задачи, ведущее к становлению конкурентоспособных организационных структур, основано на интеграции, которая принципиально меняет модель организации, ее черты и свойства, способствует активизации инвестиционного процесса и интеллектуального потенциала путем привлечения дополнительно к внутренним источникам роста отдельного предприятия ресурсы, доступные только для интегрированных структур.

Особую роль играет развитие интеграции в наукоемких отраслях, которые объективно принадлежат к множеству наиболее высоко прибыльных. Согласно международным исследованиям Delloite & Touch, в ежегодный рейтинг наиболее динамично развивающихся фирм сектора высоких технологий, составленный на основе темпов увеличения их доходов, в 2006 г. попало только 5 отечественных компаний. Таким образом, именно наукоемкие отрасли определяют уровень развития народного хозяйства страны в целом, сообщая импульс развитию смежных отраслей. Развитие интеграции в наукоемком секторе позволит укрепить обороноспособность страны, усилить ее конкурентные преимущества и интеграцию страны в мировое хозяйство.

Степень разработанности проблемы. В зарубежной науке и практике накоплен значительный опыт научных исследований по вопросам развития интеграции (работы И. Ансоффа, Б. Гарретта, П. Друкера, П. Дюссожа, Э. Кемпбелла, М. Портера, Саммерса Лаче К. и др.). Различные аспекты процесса интеграции в России исследуются в работах Арутюнова Ю. А., Орлова А. И., Орлова А. В., Богданова А. А., Денисова Б. А., Владимировой И. Г., Герштейна Е. Ф., Дементьева В. Е., Катькало B.C., Нестеренко Ю. Н., Никулина Л. Ф., Радыгина А. Д., Омельченко И. Н., Сухановой И. Ф. и др.

Вместе с тем методология развития интеграции в наукоемких отраслях и практика ее осуществления все еще остаются недостаточно разработаннымимногие аспекты интеграции рассматриваются изолированно друг от друга (например, не учитывается взаимовлияние особенностей наукоемких предприятий на процесс интеграции). Практически отсутствуют разработки по формированию стратегии интеграции в наукоемких отраслях. Российский наукоемкий сектор нуждается в конкретных методических рекомендациях и процедурах интеграции как для отдельных наукоемких предприятий, так и для всего высокотехнологичного комплекса в целом. Все это свидетельствует о необходимости пересмотра существующего организационно-экономического механизма управления наукоемкими предприятиями на основе использования механизмов интеграции. Актуальность и недостаточная разработанность определили выбор темы, цели и задач диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка стратегии интеграции авиапромышленного предприятия. Для достижения данной цели в диссертационном исследовании поставлены и решены следующие задачи:

— исследовать структуру и оценить состояние наукоемкого сектора реальной экономики РФ;

— систематизировать существующие концептуальные подходы к интеграции;

— выявить основные причины, препятствующие активизации интеграции в наукоемком секторе реальной экономике РФ;

— выявить и классифицировать особенности наукоемких предприятий авиационной промышленности, определить характер зависимости и оценить степень взаимовлияния между этими особенностями и стратегией интеграции;

— проанализировать основные направления и виды интеграции наукоемких предприятий авиационной промышленности;

— провести диагностику основных интегрированных организационных форм и структур в зависимости от стадии инновационного процесса и стратегии интеграции;

— разработать экономико-математическую модель выбора оптимального состава партнеров интеграции;

— разработать процедуру интеграции авиапромышленного предприятия;

— сформировать стратегию интеграции авиапромышленного предприятия.

Объектом исследования являются предприятия авиационной промышленности РФ. Предметом выступает совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе формирования стратегии интеграции авиапромышленных предприятий, направленная на повышение конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции.

Информационной базой диссертационной работы послужили материалы Федеральной службы государственной статистики России, Минпромэнерго, статистические данные по экономическому развитию отечественных и зарубежных предприятий, экономические периодические издания, отраслевые нормативно-методические документы, научно-исследовательские отчеты, отчетная документация предприятий авиационной промышленности, а также первичная информация, собранная автором в процессе диссертационного исследования. Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области управления предприятиями наукоемкого сектора и процессами интеграции, монографии, научные статьи и отчеты, материалы международных научных конференций, официальные аналитические данные отраслевых министерств.

Методологическую основу исследования составляют законы диалектической логики, системный и ситуационный подходы к изучению проблем управления применительно к развитию интеграции в наукоемких отраслях, а также общенаучные методы: индукция и дедукция, ретроспективный анализ и синтез, классификация, сравнение, моделирование. Совокупность используемой методологической базы позволила обеспечить достоверность и обоснованность выводов и практических решений.

Научная новизна состоит в разработке теоретических основ и практических рекомендаций по формированию стратегии интеграции авиапромышленных предприятий, обеспечивающих их дальнейший устойчивый рост и повышение конкурентоспособности. Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором, заключаются в следующем:

1. Уточнено понятие интеграции применительно к наукоемким предприятиям авиапрома. Подчеркнута добровольная основа объединения самостоятельно функционирующих субъектов, показано отличие интеграции от концентрации в части совместного рационального использования рассредоточенных внутри объединения ресурсов с целью получении синергетического эффекта, который может быть выражен в повышении эффективности хозяйственной деятельности и конкурентоспособности.

2. Предложены основные принципы интеграции, концептуально классифицируемые на статические (принцип комплементарности, принцип доверия, принцип неосязаемости) и динамические (принцип разделения труда, корпоративный принцип, сетевой принцип).

3. В результате проведенного анализа существующих направлений, видов и форм интеграции обоснована необходимость выбора предприятиями авиационной промышленности «мягких» структур — стратегических альянсов в качестве формы интеграции, которые обеспечивают обмен знаниями и коммерциализацию инновационных проектов как основы деятельности наукоемкого предприятия.

4. Разработана и апробирована экономико-математическая модель, основанная на двух логически обусловленных критериях: максимизации прибыли от деятельности объединения и добросовестном выполнении потенциальным партнером своих обязательств, в качестве меры которого выбрана несогласованность поставок необходимых видов ресурсов, позволяющая оптимизировать состав партнеров объединения, поддерживать и развивать материально-техническую и ресурсную базу.

5. Предложена процедура интеграции как методическое обоснование проектирования предприятий авиапрома, основанная на совмещении профилей интеллектуальных капиталов партнеров и построении стратегической карты.

Практическая значимость полученных результатов. Рекомендации по формированию стратегии интеграции могут быть использованы отраслевыми органами управления и менеджментом предприятий авиационной промышленности при принятии решений по выбору оптимального состава объединения, направления, формы, вида и метода интеграции с целью повышения конкурентоспособности. Отдельные положения работы могут быть использованы в целях повышения эффективности управления предприятиями других отраслей наукоемкого сектора.

Апробация работы. Основные положения работы отражены в восьми научных статьях и в научном отчете автора общим объемом 8,59 п.л. Апробация осуществлялась в рамках обсуждения содержания и результатов исследования на международных и всероссийских научных конференциях и семинарах: Седьмом всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (Москва, ЦЭМИ РАН, 11−12 апреля 2006 года), Плехановских чтениях, 9-й Международной практической конференции «Актуальные проблемы управления», 9-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления».

Выводы по главе 3.

Процедура структурной интеграции состоит из пяти этапов:

1. Выбор оптимального состава партнеров интеграции на основе экономико-математической модели по двум критериям;

2. Анализ структуры интеллектуального капитала партнера;

3. Формирование ключевых показателей интеллектуального капитала;

4. Интеграция элементов интеллектуального капитала;

5. Разработка механизма управление интеграцией.

Разработанная процедура интеграции является частью стратегии интеграции. Формированию стратегии интеграции предшествует проведение предварительно стратегического анализа. В результате SWOT-анализа одного из авиаремонтных предприятий были выявлены характеристики, установив логические цепочки между которыми, были сформулированы и согласованы цели и ключевые направления стратегии интеграции во внешней и внутренней среде, а также в менеджменте.

В рамках реализации корпоративного принципа, выявленного в параграфе 2.1 целесообразно учесть требования, которые предъявляются к стратегии интеграции данного наукоемкого предприятия со стороны всех его заинтересованных сторон, с поправкой на конкурентную позицию. Разработка стратегии в целях рационального использования ограниченных ресурсов предполагает расстановку приоритетов, которая выполняется с помощью метода парных сравнений. Целесообразность применения данного заключается в том, что он не навязывает экспертам априорных условий, наоборот, считая предпочтение случайной величиной, отражает истинное соотношение характеристик сравниваемых объектов в иерархии. Определением приоритетов и выработкой стратегии интеграции в целом целесообразно заниматься сотрудникам Отдела стратегического развития.

Заключение

и рекомендации.

1) исследована структура наукоемкого сектора реальной экономики РФ и проведена оценка его состояния, выявлены основные тенденции развития и проблемы предприятий, обоснована необходимость уточнения понятия интеграции и введения в научный оборот термина структурная интеграция;

2) выполнен критический анализ существующих концептуальных подходов к интеграции, включая синергетический и ресурсный подходы, подход стратегического управления, общую теорию цикла, теорию трансакционных издержек, теорию интегративизма (пульсации);

3) выявлены основные причины, препятствующие активизации интеграции в наукоемком секторе реальной экономики РФ, среди которых ошибки приватизации, рейдерство, риск снижения конкурентоспособности, проблемы самих предприятий;

4) выявлены и классифицированы особенности наукоемких предприятий, из которых выведены закономерности развития интеграции наукоемких предприятий авиационной промышленности, выражаемые в системе принципов интеграции;

5) проанализированы основные направления и виды интеграции наукоемких предприятий авиапромышленных предприятий, показано, что наиболее перспективным в авиапромышленной отрасли является заключение стратегических альянсов;

6) проведена диагностика основных интегрированных форм и структур управления, установлена их зависимость от стадии инновационного процесса и способа интеграции;

7) сформирована стратегия интеграции авиапромышленного предприятия, с помощью количественных методов учитывающая интересы всех заинтересованных сторон;

8) разработана экономико-математическая модель выбора оптимального состава партнеров интеграции, в основу которой положено два логически обусловленных критерия: максимизация прибыли от деятельности альянса и добросовестное выполнение потенциальным партнером своих обязательств, в качестве меры которого выбрана несогласованность поставок необходимых видов ресурсов (недопоставки);

9) разработана процедура интеграции авиапромышленных предприятий, основанная на гармонизации элементов интеллектуальных капиталов партнеров и система управления.

По результатам апробации полученных результатов предлагаются следующие методические рекомендации:

1.Принцип комплементарное&tradeзаключается в том, чтобы собственные и приобретаемые в процессе интеграции активы взаимно дополняли друг друга до некоторого целого, описываемого с помощью системы показателей и параметров, которые предварительно определяются заинтересованными сторонами. Данная система показателей должна предусматривать нормативные значения, сигнализирующие о создании условий для избыточных элементов, способных снизить эффективность объединения и привести к получению отрицательного синергетического эффекта, и алгоритмы оперативной корректировки стратегии интеграции.

2.Принцип доверия является одним из основных принципов, так как уровень доверия, обмена информацией и знаниями, координации в развитии новых продуктов прямо пропорционален успешности осуществления инновации. Однако чем выше взаимозависимость субъектов интеграции, тем выше уровень доверия и координации. Если в объединении доминирует один партнер, то другая сторона в скором времени будет выступать инициатором разрыва отношений. При ассиметричной зависимости более слабый субъект старается оградить сферу своей ключевой компетенции от эксплуатации другим партнером, который в свою очередь старается подчинить себе первого. В качестве инструмента гармонизации отношений партнеров может выступать универсализация, суть которой заключается в умеренном уровне специализации на определенном виде деятельности при сохранении всех имеющихся навыков партнеров за счет участия в различных проектах и программах сотрудничества.

3. Нематериальные ресурсы, знания и компетенции определяют специфику наукоемкого предприятия, что обуславливает принцип неосязаемости. В случае ошибок на предварительном этапе интеграции при идентификации и оценке, а также при сохранении и развитии интеллектуального капитала под угрозу попадает конечный результат интеграции. В качестве потенциального выхода из подобной ситуации необходимо: а) создание системы прогнозов (реалистичного, пессимистичного и оптимистичного) — б) использование проверенных коммуникативных каналов.

4.Принцип разделения труда, заключающийся в разделении управления и специальных функции, отвечающих именно за наукоемкое производство, наиболее полно может быть реализован посредством введения в структуру системы управления Отдела стратегического развития. Сотрудники данного отдела при поддержке внешних консультантов сопоставляя внешнюю и внутреннюю информацию, смогут научно обоснованно и успешно реализовать стратегию интеграции.

5.Реализация корпоративного принципа, заключающегося в учете позиций всех заинтересованных групп лиц (персонала, собственников, менеджеров, инвесторов) посредством обеспечения самостоятельности в принятии решений и одновременно согласованности действий субъектов интеграции, неразрывно связана с постулатами концепции социальной ответственности, которая ориентирована в основном на долгосрочную перспективу, а в краткосрочной — способна снижать экономическую эффективность за счет отвлечения денежных средств на сторонние цели. В связи с этим рекомендуется корректировать перечень требований, предъявляемый партнерами по интеграции и представителями заинтересованных сторон, с помощью метода попарных сравнений, что позволит оптимизировать объем финансовых вложений, необходимых для осуществления интеграции. б. Сетевой принцип, реализуемый через свободный обмен знаниями, технологиями, опытом в структуре с размытыми границами, элементами которой являются самостоятельно функционирующие наукоемкие предприятия авиационной промышленности, имеет объективные ограничения использования, выражаемые в риске потери информации, являющейся коммерческой или стратегической тайной. В качестве путей снижения данного риска рекомендуется: во-первых, своевременное патентование разработок и промышленных образцовво-вторых, ограничение круга лиц, имеющих доступ к информации секретного характера.

7.Разработанная экономико-математическая модель может быть рекомендована к использованию в случае имеющегося массива полных и достоверных данных о результатах прошлого делового сотрудничества с партнером. В случае отсутствия такого рода данных, наличия неполных или недостоверных (заведомо ложных) данных, а также в случае повреждения массива данных из-за низкого качества ведения архива данных, указанную модель использовать не рекомендуется.

8. При разработке и реализации стратегии интеграции на одном из авиапромышленных предприятий в целях экономии временных затрат рекомендуется автоматизировать некоторые процессы, а именно автоматизации подлежат: 1) определение оптимального состава партнеров интеграции (1-й этап процедуры интеграции) — 2) определение перечня требований заинтересованных сторон к процессу интеграции с учетом конкурентной позиции.

9.В план учебных дисциплин «Стратегический менеджмент» и «Корпоративное управление» рекомендуется ввести отраслевую дифференциацию с целью учета влияния особенностей наукоемких предприятий на интеграцию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года». Минпромэнерго.
  2. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники на 2002−2010 годы и на период до 2015 года».
  3. Chesbrough, Н. W. and D. J. Teece (1996). «When is virtual virtuous? Organizing for innovation.» Harvard Business Manager 74: 65−73.
  4. , C. (1991). Alliances as learning experiments: cooperation, competition and change in high-tech industries. Strategic partnerships and the world economy. L. Mytelka. London, Pinter: 51−77.
  5. Contractor, F. J. and P. Lorange (2002). Cooperative Strategies and Alliances. Amsterdam, Elsevier Science Ltd.
  6. Das T. K, Teng В.- S. Between Trust and Control: Developing Confidence in Partner Cooperation in Alliances. Academy of Management Review, 1998, vol. 23, No 3, July, p.491−512.
  7. Doz, Y. L. and G. Hamel (1998). Alliance advantage. Boston, Harvard Business School Press.
  8. Duysters, G., Kok, G. and M., Vaandrager (2000). «Crafting successful strategic technology partnerships.» R&D Management 29(4): 343−351.
  9. Forrest J.E., Martin M.J. Strategic Alliances Between Large and Small Research Intensive Organizations: Experiences in the biotechnology industry. -R&D Management, 1992, vol. 22, No 1, January, p.41−53.
  10. Grandori, A. and G. Soda (1995). «Inter-firm networks: antecedents, mechanisms and forms.» Organization Science 16(2): 183−214.
  11. Grosse Robert & Kujawa Duane. International Business: theory and managerial applications. 2nd ed. Richard D. Irwin, Inc., 1992, p. 715.
  12. Ha Jong Yoon. In: Asia-Pacific Community in the Year 2000: Challenges and Perspectives. Ed. by II Yung Chung. Seoul: Seijong Institute, Korea, 1992, p. 75.
  13. Kale P., Singh H., Perlmutter H. Learning and Protection of Proprietary Assets in Strategic Alliances: Building relational capital. Strategic Management Journal, 2000, vol. 21, No 3, March, Special Issue, p.217−237.
  14. Kogut, B. and U. Zander (1992). «Knowledge of the firm, combinative capabilities, and the replication of technology.» Organization Science 3: 383 397.
  15. Lorange, P. and J. Roos (1992). Strategic alliances: Formation, implementation and evolution. Oxford, Blackwell.
  16. , R. (1993). National innovation systems: a comparative analysis. Oxford, Oxford University Press.
  17. , C. (1990). «Determinants on interorganizational relationships: integration and future directions.» Academy of Management Review 15(2): 241−265.
  18. Pr. Yury A. Arutyunov. Integrated Corporate Structures in a Modern Economy. Annual Report of Economics. Niigata University. N26. January 2002. P. 87−96.
  19. Reve, Т., Ed. (1992). Horizontal and vertical alliances in industrial marketing channels. Advances in distribution channel research. Greenwich, CT, JAI Press.
  20. Robertson, P.L., Langlois, R.N. Innovation, Networks, and Vertical Integration. Reseach Policy, 1995, vol.24, No 4, July, p. 543−562.
  21. Robertson, T.S., Gatignon, H. Techology Development Mode: A Transaction Cost Conceptualization. Stategic Management Journal, 1998, vol.19, No 6, June, p. 515−531
  22. A.E. Варшавский. Наукоемкие отрасли и высокие технологии: определение, показатели, техническая политика, удельный вес в структуре экономики России./Экономическая наука современной России, № 2, 2000 г., С. 61.
  23. С.Б., Розанова Н. М., Поповская Е. В. Вертикальные ограничения в российской экономике,— М.:ТЭИС, Экономический факультет МГУ, 1998
  24. М.Д. Реструктуризация предприятий:вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. М.: Альпина Паблишер, 2002. — 287 с.
  25. И. Новая корпоративная стратегия/ Под ред. Ю. Н. Каптуревского. М.: Питер, 1999. 414 с.
  26. В.Г. Управление интегрированными образованиями: Уч. пос./ ГУУ. М., 2001. -32 с.
  27. В.Г. Эволюция организационных структур// Менеджмент в России и за рубежом, 2000. № 1., 2001
  28. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Уч. пособие / Под. ред. проф. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2003.- 187 с.
  29. К.А. и др. Механизмы технологического развития экономики России. Макро- и мезоэкономические аспекты. М.: Наука, 2003
  30. К.А. и др. Наукоемкий сектор экономики России: состояние и особенности развития. М.: ЦЭМИ, 2001.
  31. Е., Лапин В. Инновационный сектор промышленности / Экономист, № 1,2004 г., С.20−33.
  32. А.В. В ожидании «русского чуда» (итоги посткризисного роста и ближайшие перспективы) // Материалы сайта «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования при ИНП РАН»: http://www.forecast.ru.
  33. А.В. Экономический рост в посткризисный период: макроэкономический анализ //Материалы сайта «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования при ИНП РАН». http://www.forecast. ru.
  34. А.В. Экономический рост в условиях долгосрочных вызовов и стратегической неопределенности // Материалы сайта «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования при ИНП РАН»: http://www.forecast.ru.
  35. Д.Р., Шухгальтер М. Л. Посткризисное развитие российского оборонного комплекса в 1999—2001 гг.. // Проблемы прогнозирования. 2003. № 6.
  36. М.А., Джамай Е. В. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения /Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 4.
  37. Г. Н., Денисов Б. А. Всеобщность интегративизма. / Маркетинг № 6 (55), 2000 г., С. 13
  38. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т. 1,2-М.:Э, 1989.-304 е., С.156
  39. И. Технологические инновации и инновационная политика //Вопросы экономики. 2003. № 2.
  40. Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2004. 416 с.
  41. А.А. Организационные структуры управления. М.:ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2003. — 160 с.
  42. В случае сохранения негативной тенденции // Воздушный транспорт. М., 2001. № 12,21 марта.
  43. В.Г. Барановский. Политическая интеграция в Западной Европе. М., 1983, с. 33.
  44. Валовый объем продукции авиационной промышленности РФ в 2000 г составил 73,8 млрд руб. // ИТ АР- ТАСС, 2001, 11 мая.
  45. В.А., Миндели Л. Э. Национальная инновационная система: предпосылки механизмы функционирования. М.: ЦИСН, 2002.
  46. О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 2001. -528 с.
  47. И.Г. Организационные формы интеграции компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 6. — 19 с.
  48. А.А., Кластеры новая форма самоорганизации промышленности в условиях конкуренции./ Маркетинг, № 5 (66), 2002 г., С. 37.
  49. ВПК России в 2002 году (структурные показатели) // Агентство ТС-ВПК. М., 2003
  50. Выбор стратегии финансового оздоровления — реструктуризация или инкорпорирование? Синягин А. ЮНИКОН/МС Журнал «Рынок Ценных Бумаг"#21 за 1999 год
  51. Высокотехнологичные предприятия в эпоху глобализации / И. В. Иванов, В. В. Баранов, Г. И. Лысак, О. В. Кирсанов. -М.: Альпина Паблишер, 2003.-416 с.
  52. Г. Я. Гольдштейн. Стратегический инновационный менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
  53. ., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер. с англ. М.: ИНФРА- М, 2002. — XX, 332 с.
  54. Е.Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: теория и практика развития. Дисс. докт. эконом, наук. Минск, 1993. С. 86−94.
  55. Л. Национальная инновационная система России в условиях «Новой экономики» // Вопросы экономики. 2003. № 3.
  56. Гражданская авиация России: как ответить на вызовы глобализации. Рейтинговое агенство «Эксперт РА» www.expert.ru
  57. Д. К победе через слияние. Как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу. /Грейм Дингз, Фриц Крюгер, Стефан Зайзель- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Бук, 2004. — 252с.
  58. X. Джеффри, Кэйл П., Синкх X. Как сделать так, чтобы стратегический альянс работал в интересах компании. Спб., 1999
  59. В.Е. Интеграция предприятий и экономическое развитие: Препринт ЦЭМИ №WP/98/038.M., 1998
  60. И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: Учеб. пособие. -М.: Дело, 2003.-480 с.
  61. Ежеквартальный отчет ОАО «Быковский авиаремонтный завод» за 4 кв. 2006 г. http://www.centreavia.ru/
  62. И.А. Маркетинговая модель воспроизводства интеллектуального капитала. / http://publish.cis2000.ru/books/book 52/ch2 3. shtml
  63. Информационный меморандум ЗАО «ГСС» март 2007 г. / www.sukhoy.ru
  64. Итоги 2000 года (по материалам пресс-конференции Гендиректора Росавиакосмоса Ю. Коптева от 28.12.2000) // Вестник авиации и космонавтики. 2001. № 1.
  65. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: ЗАО «Олимп-Бизнесс», 2004 г.
  66. B.C. Межфирменные сети: проблематика исследований новой организационной стратегии в 1980—1990-е годы//Вестник С-Петерб.ун-та.Сер.5. Экономика. 1999. Вып 2 С.21−38
  67. Э., Саммерс Лаче К. Стратегический синергизм, 2-е изд. Вопрос. СПб.: Питер, 2004. — 416 с.
  68. В.А. Математическая экономика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998.-240 с.
  69. Материалы сайта «НИИэкономики авиационной промышленности»: http: www.avia.ru.
  70. Материалы сайта www.sukhoi.org
  71. Материалы сайта www.zahvat.ru
  72. . 3. Теория организации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2000. — 480 с.
  73. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
  74. Менеджмент XXI веке: Сборник научных трудов, статей и учебных материалов / под общ. Ред. В. И. Видяпина. Зе изд., перераб. и доп. -М.: Издательство «Палеотип», 2005. -656с.
  75. Ю. Н. Интеграционная стратегия как форма повышения жизнедеятельности предприятия, РГГУ, Россия
  76. Л.Ф., Бусалов Д. Ю. Менеджмент самоорганизованных мягких систем. М.: ИА РАН, 2005,10 п.л.
  77. В.П. Технологическое соперничество на мировом рынке // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 7
  78. И. Н., Дроздова Е. Ю. Виды стратегических альянсов и их роль в развитии международной деятельности предприятий // Наука и промышленность России. 2001. — № 2. — С. 58−65.
  79. А.И. Проектирование интегрированные производственно-корпоративных структур: эффективность, организация, управление / Под ред. А. А. Колобова, А. И. Орлова. Научное издание. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006 .-728с.
  80. М. Конкуренция. Пер. с англ.: Уч. пос. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 495 с.
  81. В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика М.: Центр политических технологий, 1998
  82. А.Д., Энтов P.M., Шмелева Н. А. Проблемы слияний и поглощений в корпоративном секторе. М., ИЭПП, 2002
  83. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003.
  84. М.Н. Проблемы промышленных предприятий // Ведомости, 14 декабря, 2004
  85. Россия в цифрах — 2003. М.: Госкомстат России, 2006.
  86. Е.В. Структура нематериальных активов предприятия: реалии и перспективы, www.ocenka.ru
  87. Ю.Н. Общая теория цикла или единая теория физических взаимодействий. СевКавГТУ, Ставрополь, 2003 г. Северо-Кавказский государственный технический университет, http.7/www.ncstu.ru/cycles
  88. Стенли Фостер Рид, Александра Рид Лажу. Искусство слияний и поглощений. М.: Альпина бизнес букс, 2004 г., стр. 102
  89. Стратегическое управление. Учебник. Веснин В., 2006 г.
  90. Т. Богатство от ума. Минск: Парадокс, 1998.
  91. И.Ф. Закономерности развития интеграционных отношений России в условиях становления рыночной экономики. Дисс. докт. эконом, наук. М., 2001. С. 29.
  92. В. Время сливаться./ Эксперт, № 5, 9−15 февраля 2004 г. С.38−40.
  93. С. Организационные изменения: реакция персонала. / «Персонал-Микс» / www. personal-mix.ru
  94. О.А., Румянцева М. А. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена. «Российский журнал менеджмента» Том 1, № 2, 2003, стр25−50 (www.rjm.ru)
  95. М.Н. и др. Макроэкономическая политика и ее последствия (возможности анализа и обоснования с помощью экономико-математического инструментария) // Проблемы прогнозирования. 2003. № 4.
  96. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003.-716 с.
  97. И.Э. Наукоемкий сектор российской промышленности: проблемы развития в условиях высокой инфляции //Проблемы прогнозирования. 2000. № 6
  98. И.Э. Состояние и тенденции развития наукоемкого сектора промышленности в условиях посткризисного роста российской экономики //Проблемы прогнозирования. 2001. № 6.
  99. Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. СПб: Питер, 2002. — 232 с.
  100. К.В. Вертикальная интеграция в промышленных компаниях: основные преимущества и недостатки./ Маркетинг, № 6 (61), 2001 г., С. 91.
  101. К.В. Интегрированная система управления промышленных предприятий в России// Менеджмент в России и за рубежом, 2000. № 3,4.
  102. Эволюция слияний и поглощений // Известия от 14.09.2006 г.
  103. Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России // Вопросы экономики. 2003. № 4.
Заполнить форму текущей работой