Государственное управление становлением и развитием фондового рынка крупного региона: На прим. г. Москвы
В Нидерландах фондовые биржи действуют в форме частных компаний под названием Ассоциация по торговле ценными бумагами. По закону о фондовых биржах 1914 г. общий надзор за обращением ценных бумаг осуществляет Министерство финансов, которое определяет основные правила деятельности биржи и допуска ценных бумаг к котировке. При Министерстве финансов имеется Комиссия по делам бирж, осуществляющая… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА
- ИЦ^ 1.1. Цели и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ
- 1. 2. Условия формирования и развития фондового рынка в России
- 1. 3. Прогноз развития процессов приватизации в России до 2000 года и их влияние на развитие фондового рынка
- 1. 4. Особенности приватизации в развитых странах рыночной экономики
- ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА В Г. МОСКВЕ
- 2. 1. формирование первичного фондового рынка г. москвы через акционирование предприятий
- 2. 2. Особенности развития и структура московского фондового рынка. Инвестиционная привлекательность
- 2. 3. Анализ рынка корпоративных ценных бумаг. Вопросы инвестиционной привлекательности
- 2. 4. Рынок московских муниципальных ценных бумаг. Инвестиционная привлекательность
- ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В РАЗВИТИИ ¦ ФОНДОВОГО РЫНКА Г. МОСКВЫ
- 3. 1. Управление системой заимствований в Москве
- 3. 2. Организация управления государственными пакетами акций
- 3. 3. Государственная поддержка предприятий-эмитентов корпоративных ценных бумаг. д
- 3. 4. Критерии эффективности государственного участия в развитии фондового рынка
Государственное управление становлением и развитием фондового рынка крупного региона: На прим. г. Москвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования определяется общей макроэкономической ситуацией в стране и необходимостью решения проблем выхода из инвестиционного кризиса. Значительная часть российских предприятий оказалась в крайне тяжелом экономическом и финансовом положении в результате структурной перестройки, разрыва установившихся связей с поставщиками и потребителями и необходимости коренных изменений в стиле управления в условиях перехода к рыночной экономике. Практика хозяйствования созданных в процессе приватизации предприятий показала, что предприятия самостоятельно, без помощи государства не в состоянии решить многие проблемы, так как им необходимы чистые инвестиции, то есть приток капитала для обеспечения их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. На мировом финансовом рынке аккумулирование временно свободных денежных средств и последующее распределение капитала на коммерческой основе в реальные активы происходит с помощью инвестиционных институтов. В конкретных российских условиях развитие фондового рынка и создание соответствующей инфраструктуры невозможно без активного государственного регулирования. Кроме того, государство в результате специфики массовой приватизации, проведенной в невиданно короткие сроки, выступает как собственник крупных пакетов акций, управление которыми должно быть достаточно эффективным для того, чтобы акционерные компании были финансово устойчивыми и конкурентоспособными. Основной задачей государственного управления в настоящее время является проведение такой политики, которая способствовала бы росту инвестиционной привлекательности российских предприятий различных форм собственности.
Степень научной разработанности проблемы. Среди авторов, в том или иной виде рассматривающих проблемы развития фондового рынка и роль государственного управления в этом процессе нет единого подхода. Можно сказать, что их точки зрения диаметрально противоположны. Одни считают, что государственное регулирование процессов формирования и развития фондового рынка должно быть практически сведено к нулю, поскольку в современной рыночной экономике развитых стран на данном этапе развития наблюдается тенденция сворачивания роли государственного управления.
Другие исследователи и практики считают, что на данном конкретном этапе развития российского фондового рынка необходимо усиление и совершенствование форм государственного управления. Например, Копейкин М. Ю. (руководитель Департамента экономических реформ Министерства экономики РФ) отмечает: «В процессе реформирования экономики была в значительной степени потеряна управляемость государственными предприятиями. С введением новых „правил игры“, принятием нового гражданского законодательства, государственные органы утратили старые инструменты и рычаги управления предприятиями и не смогли в сжатые сроки выработать нового эффективного механизма управления государственной собственностью.» [116]. Профессор Соколов B.C. (аудитор Счетной палаты РФ) на основании проверок инспекций, которые осуществляют постприватизационный аудит и контроль, отмечает, что в России «отсутствует система управления государственной собственностью как со стороны ГКИ РФ в отношении федеральной собственности, так и через сеть территориальных комитетов управления имуществом в отношении республиканской и областной;
— отсутствует достоверная информационная база о ходе и результатах приватизации;
— ГКИ не создана система постприватизационного надзора за деятельностью предприятий;
— отсутствует методическая и иная помощь с его стороны территориальным комитетам в обеспечении эффективного управления собственностью- - отсутствует контроль за соблюдением инвестиционных программ.
Практика приватизации говорит не только о том, что у нас решаются преимущественно политические и идеологические задачи, а не экономические, но и о том что они решаются без всяких правил." Профессор Соколов особенно подчеркивает идею о том, что для эффективного функционирования приватизированных предприятий «вся наша политика приватизации, разгосударствления и управления собственностью должна строиться на грамотном теоретическом подходе, с учетом исторических традиций, реальных условий, наших интеллектуальных и духовных возможностей» [116]. На этой же научно-практической конференции профессор Папенов К. В. подчеркнул, что от эффективного управления собственностью в условиях спада производства, деформированной его структуры и дефицита средств на создание новых и обновление морально и физически устаревших основных фондов зависит экономическое будущее России. Главными аспектами проблемы эффективного управления собственностью являются: оптимальное распределение и перераспределение прав собственности, а также разработка механизма эффективного управления уже распределенной собственностью на всех уровнях. К сожалению, практика распределения и перераспределения прав собственности показывает, что управление приватизированными предприятиями нередко далеко от оптимума, и поэтому не обеспечивает эффективного использования имеющихся ресурсов для удовлетворения необходимых и умеренных потребностей сокращающегося в последние годы населения." [116]. Значимость проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики подчеркнул и председатель Фонда имущества г. Москвы Климович М. В. Он пишет, что основная задача роста эффективности приватизированных предприятий — привлечение инвестиций на их реконструкцию и модернизацию, создание благоприятного инвестиционного климата, а содействовать инвестициям будет сам факт продажи крупных пакетов акций эффективным собственникам стратегическим инвесторам. Государство же предоставляет гарантии инвесторам, комплекс налоговых льгот по суммам инвестиций. [116]. Профессор Межиров Л. Б., отмечая роль фондового рынка в росте инвестиций в реальное производство, подчеркнул: «Без массового мелкого инвестора не может быть реальной рыночной инвестиционной среды, т. е. нет возможности избавиться от диктата крупного посредника, которого ошибочно, автоматически зачисляют в разряд спасителей отечественной экономики.» Он предупреждает, что в настоящее время «вторичный рынок в полной мере состояться не может, превращаясь, по существу, в способ перераспределения собственности между государством и коллективами приватизированных предприятий, с одной стороны, и новыми коммерческими структурами, с другой. Это происходит в силу действия известного правила: крупный инвестор вкладывает деньги не в акции, как средство получения дохода вообще, а в собственность, владение которой обеспечивает получение контролируемого дохода. Мелкий (рядовой) инвестор, приобретающий акцию, покупает лишь одну из функций собственности — право пользования. При всех вариантах его возможности влиять на процессы контроля и управления собственностью ограничены. Предприятия-эмитенты, в силу того, что доля участия мелких инвесторов в операциях купли-продажи ценных бумаг крайне незначительна, адекватно ограничены в маневре, и, как правило, не могут отстоять контрольный пакет. Официальные круги отстаивают точку зрения, согласно которой народному хозяйству в период приватизации нужен именно крупный инвестор. Внешне все обстоит именно так, но только на первый взгляд. Не учитывается, что крупный инвестор хорош тогда, когда его присутствие и активность обеспечивают и ускоряют переход собственности к хозяйствующему субъекту, т. е. к инвестору в полном смысле этого слова.
Очевидно, что требуется разработка форм и механизмов эффективного государственного управления развитием фондового рынка и теоретическое осмысление практики его функционирования в российских условиях.
Кроме того, в процессе совершенствования форм государственного управления фондовым рынком и обеспечения инвестиционной привлекательности предприятий, как одного из основных условий развития фондового рынка, следует рассматривать на каждом конкретном этапе развития с учетом опыта других стран. В странах рыночной экономики развитие фондового рынка и его регулирование со стороны государства имеет ряд особенностей. Например, обращение ценных бумаг и деятельность фондовых бирж в США регулируются Законом о ценных бумагах 1933 г. и Законом о ценных бумагах и биржах 1934 г. Первый закон определяет правила выпуска и первоначального распространения ценных бумаг, а второй — правила обращения ценных бумаг на национальных биржах и параллельном рынке.
Общий надзор за выполнением законодательства в этой сфере на федеральном уровне выполняет созданная по закону 1934 г. Комиссия по ценным бумагам и бирже (СЕК).
Во Франции биржи являются государственными учреждениями, подчиненными министерству финансов. Нормы выпуска и обращения ценных бумаг установлены законом о компаниях от 24 июля 1996 года, с дополнениями внесенными законом от 3 января 1983 года. Требования, предъявляемые при допуске на биржу иностранных фондовых ценностей, определены законом от 28 декабря 1966 года.
В Швейцарии фондовые биржи являются государственными учреждениями, создаваемыми властями кантонов. Федерального законодательства, регулирующего деятельность бирж, не существуеттакже отсутствует какой-либо контроль над биржевой деятельностью со стороны федеральных властей. В стране имеется 8 фондовых биржтри из них — в Базеле, Женеве и Цюрихе — имеют международное значение.
При бирже в Цюрихе функционирует параллельный рынок, на котором обращаются фондовые ценности, не допущенные к биржевой котировке. Он действует примерно по тем же правилам, что и биржа, но при отсутствии механизма контроля за их соблюдением.
В Японии имеется восемь фондовых бирж, ведущая среди нихТокийская биржа. Деятельность биржи регулируется Законом о ценных бумагах и биржах, за исполнением которого следит Управление ценных бумаг Министерства финансов.
В Нидерландах фондовые биржи действуют в форме частных компаний под названием Ассоциация по торговле ценными бумагами. По закону о фондовых биржах 1914 г. общий надзор за обращением ценных бумаг осуществляет Министерство финансов, которое определяет основные правила деятельности биржи и допуска ценных бумаг к котировке. При Министерстве финансов имеется Комиссия по делам бирж, осуществляющая консультационные функции. В стране имеется одна фондовая биржаАмстердамская фондовая биржа, основанная еще в 1602 году. По закону все операции с ценными бумагами в стране могут осуществляться только через банки и фирмы, являющиеся членами Амстердамской биржи. Исключением могут быть только сделки непосредственно между учреждениями, без выпуска акций в публичную продажу.
Подводя итоги краткому обзору государственного регулирования работы фондовых бирж в развитых странах рыночной экономики необходимо отметить, что здесь не прослеживается какого-либо единого подхода. Во Франции и в Швейцарии — фондовые биржи являются государственными учреждениями, в Японии самоуправляемыми учреждениями, в США — частные корпорации с достаточно жестким государственным регулированием. В России развитие фондового рынка, как важнейшей сферы аккумулирования денежных средств для инвестиций в реальный сектор экономики, в конкретных условиях требует творческой переработки опыта государственного регулирования фондового рынка в других странах.
Цель исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию методов государственного управления фондовым рынком. Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
•изучить опыт приватизации в Москве и регионах Российской Федерации как основы для становления фондового рынка;
•провести анализ эффективности действующих форм и 'методов государственного управления становлением и развитием фондового рынка в крупном регионе (на примере г. Москвы);
•выявить основные факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятий — эмитентов;
•изучить финансовое состояние ряда предприятий — эмитентов с целью выявления возможных вариантов повышения инвестиционной привлекательности предприятийэмитентов;
•провести анализ эффективности используемых форм и методов управления пакетами акций, закрепленными в государственной собственности;
•разработать критерии эффективности управления пакетами акций в краткосрочном и долгосрочном периодах с целью повышения инвестиционной привлекательности предприятий — эмитентов.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды специалистов, практиков и ученых по проблемам приватизации и развития фондового рынка, в том числе Беляева С. Г., Букреева В. В., Климовича М. В., Кошкина В. И., Сребника Б. В., Тумасянц С. М., Шупыро В. М. и других.
Объектом исследования является фондовый рынок в постприватизационный период.
Предметом исследования являются процессы становления и развития фондового рынка крупного региона в период приватизации и государственное управление этими процессами.
Информационную базу исследования составили официальные статистические данные по итогам приватизации московских предприятий, становления и развития фондового рынка и его сегментов в России, социологические исследования, международный опыт.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором.
— обобщены процессы приватизации как основа для становления и функционирования рынка ценных бумаг,.
— пбТанализированы наиболее приемлемые для конкретных российских условий формы и методы государственного управления фондовым рынком.
— обоснованы условия эффективного функционирования фондового рынка через повышение инвестиционной привлекательности предприятийэмитентов,.
— предложены варианты совершенствования государственного управления развитием фондового рынка.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Становление и развитие фондового рынка г. Москвы имеет ряд существенных особенностей обусловленных: политикой приватизации, проводимой московским правительствомболее высоким социально-экономическим уровнем развития регионазначительными успехами по формированию в регионе частной и смешанной форм собственностиразвитым сектором финансовых услуг в регионеполитикой московского правительства, направленной на повышение инвестиционной привлекательности московских предприятий — эмитентов.
2. Учитывая тяжелое экономическое и финансовое положение значительной части российских предприятий — эмитентов и опыт московского правительства, необходимо усилить и совершенствовать государственное управление фондовым рынком в целом и его сегментами, пакетами акций, закрепленными в государственной собственностиработать над повышением инвестиционной привлекательности российских предприятий как условием эффективного функционирования фондового рынка.
3. Критериями эффективности государственного управления рынком ценных бумаг являются: рост инвестиционной привлекательности региона и предприятий на его территорииэкономическая безопасность фондового рынказащищенность интересов акционеров и других владельцев ценных бумагувеличение поступлений в бюджет.
4. Критериями эффективности управления пакетами акций, закрепленными в государственной собственности, в краткосрочном периоде является достижение экономической и финансовой устойчивости предприятий — эмитентов и рост чистой текущей стоимости, в долгосрочном периоде — рост собственного капитала предприятия — эмитента.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных выводов для совершенствования методов и государственного управления развитием и совершенствованием фондового рынка. Автор работы принимал непосредственное участие в разработке нормативных актов правительства Москвы, регулирующих процессы приватизации как основы для становления и функционирования фондового рынка.
Основные положения исследования опубликованы в статьях:
1. «Некоторые аспекты определения стартовой цены пакетов акций приватизированных предприятий по продажам, осуществляемым Фондом имущества г. Москвы», Курманов А. Н., Маринчев Д. В., «Вестник приватизации и фондового рынка», № 3/95 с.28−30.
2. «Итоги продажи акций на специализированном аукционе», Курманов А. Н., Маринчев Д. В., «Вестник приватизации и фондового рынка», № 4/95, с. 29−31.
3. «Итоги продажи акций на специализированном аукционе», Курманов А. Н., Маринчев Д. В., «Вестник приватизации и фондового рынка», № 6/95, с. 35−38.
4. «Итоги продажи акций приватизированных предприятий», М. А. Мартыненко, Ф. Г. Лемешек, Д. В. Маринчев, «Бюллетень Фонда имущества Москвы», Выпуск 2(50), М., 1994, с. 46−62.
5. «Итоги продажи акций приватизированных предприятий», М. А. Мартыненко, Ф. Г. Лемешек, Д. В. Маринчев, «Бюллетень Фонда имущества Москвы», Выпуск 4(52), М., 1994, с. 52−57.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Становление и развитие фондового рынка в России имеет четко выраженные особенности обусловленные тем, что:
— массовая приватизация государственных и муниципальных предприятий через акционирование стала основой становления фондового рынка в России;
— деятельность фондового рынка можно определить в настоящее время как «ленивого рынка» .
Акции подавляющей массы предприятий эмитентов можно отнести к мертвым акциям, или к спящим акциям. Акции некоторых эмитентов можно отнести к усыхающим. В целом деятельность фондового рынка не способствует привлечению капитала массовых инвесторов к реальному сектору экономики.
2. Становление и развитие фондового рынка г. Москвы имеет ряд существенных особенностей обусловленных: а) особенностями приватизации, проводимой московским правительствомб) более высоким социально-экономическим уровнем развития регионав) значительными успехами в формировании в регионе частной и смешанной форм собственностиг) развитым сектором финансовых услуг в регионед) политикой московского правительства, направленной на повышение инвестиционной привлекательности московских предприятий — эмитентов.
3. Пути совершенствования государственного управления рынком ценных бумаг включает следующие направления: а) развитие управления сегментами фондового рынкаб) управление пакетами акций, закрепленными в государственной собственностив) поддержку государства с целью повышения инвестиционной привлекательности российских предприятий как условия эффективного функционирования фондового рынка.
4. Стратегия государственного управления процессами развития фондового рынка предусматривает интересы крупных российских и иностранных инвесторов по приобретению акций российских предприятий-эмитентов: во-первых, это возможность получения контрольного пакета акций, как формы распределения собственности и, во-вторых, доходность ценных бумаг. Для мелких инвесторов инвестиционная привлекательность предприятий-эмитентов определяется финансовой устойчивостью предприятий и доходностью ценных бумаг.
5. Критериями эффективности государственного управления рынком ценных бумаг являются: защищенность интересов акционеров и владельцев, экономическая безопасность фондового рынка, рост инвестиционной привлекательности региона и предприятий на его территории, увеличение поступлений в бюджет.
6. Сложность оценки эффективности управления пакетами акций, закрепленных в государственной собственности, определяется двойственным положением государства: с одной стороны — интересы государства как собственника, с другой — как общественно-политического института. Это определяет необходимость разработки критериев оценки, которые позволили бы достичь определенной консолидации интересов государства собственника и государства как политического института.
7. Критериями эффективности управления пакетами акций, закрепленными в государственной собственности, в краткосрочном периоде является достижение экономической и финансовой устойчивости предприятий — эмитентов и рост чистой текущей стоимости, в долгосрочном периоде — рост собственного капитала предприятияэмитента.
В соответствии с концепцией приватизации государственной и муниципальной собственности в г. Москве на 1998;2000 гт. Одним из приоритетных направлений является совершенствование эффективности управления государственной и муниципальной (городской) собственностью как в виде имущественных комплексов, так и в виде долей в хозяйственных обществах и товариществах. При этом вводятся критерии оценки деятельности представителей Москвы в органах управления хозяйственных обществах и товариществах.
Особо стоит вопрос защиты и восстановления имущественных и иных прав города при их нарушении, включая судебную защиту.
Список литературы
- Гражданский Кодекс РФ
- Закон РФ «О денежной системе Российской Федерации» от 12 декабря 1991 года№ 2023−1 (ред. 23.03.98).
- Закон РФ" О налоге на операции с ценными бумагами".
- Инструкция ЦБ РФ № 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ» от 17 февраля 1996 г. № 8 (ред. 08.08.97).
- Письмо Министерства финансов РФ «О порядке увеличения уставного капитала акционерного общества в связи с переоценкой основных фондов» от 5 мая 1993 года № 56.
- Письмо Минфина РФ «О выполнении особых условий совершения сделок, связанных с приобретением крупных пакетов акций» от 13 мая 1993 г. № 2251−04.
- Письмо Минфина РФ «О лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг» от 23.04.92 № 20, 02.03.93- № 18 31.03.93 № 39.
- Письмо Минфина РФ «О лицензировании деятельности на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных фондов и лицензировании деятельности управляющих инвестиционными фондами» от 28.12 92. № 121.
- Письмо Минфина РФ «О порядке проведения операций с казначейскими обязательствами» от 16 июня 1995 № 05−02−06.
- Письмо Минфина РФ «О порядке регистрации выпусков акций инвестиционных фондов и об изменении порядка регистрации выпусков ценных бумаг инвестиционных бумаг» от 27 января 1993 № 5.
- Письмо Минфина РФ «О порядке составления и предоставления клиентам ценных бумаг отчетов об итогах выпуска ценных бумаг и о порядке составления и представления акционерными обществами годовых отчетов по ценным бумагам» от 5 мая 1994 № 59.
- Письмо Минфина РФ «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации» от 3 марта 1992 г. № 3.
- Письмо Минфина РФ «Разъяснения о лицензировании инвестиционных институтов» от 28.12.92 № 123.
- Письмо ЦБ РФ «О некоторых вопросах формирования резервов на возможные потери по ссудам и обесценение ценных бумаг» от 3 февраля 1995 211 415−2-3.
- Письмо ЦБ РФ «О пакете предложений по совершенствованию инфраструктуры рынка ГКО» от 21.12.94 № 28−3-11 225
- Письмо ЦБ РФ «О порядке осуществления на территории РФ операций с Золотыми сертификатами Министерства финансов РФ выпуска 1993 г.» От 13 апреля 1994 г. № 88
- Письмо ЦБ РФ «О порядке осуществления на территории РФ операций с облигациями внутреннего государственного валютного облигационного займа» от 13 апреля 1994 г. № 87
- Положение о реестре акционеров акционерного общества. (ГКИ РФ 18.04.94 № 840-р.)
- Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 30 августа 1995 № 6.
- Постановление Правительства РСФСР «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» от 28 декабря 1991.
- Постановление Правительства РФ «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 8.02.93 № 107.
- Постановление Правительства РФ «О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов Российской Федерации» от 14 апреля 1994 № 321.
- Постановление Правительства РФ «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов» от 15 мая 1995 № 458.
- Постановление Правительства РФ «О мерах по развитию рынка ценных бумаг в РФ» от 15 апреля 1995 г. № 336.
- Постановление Правительства РФ «Об упорядочивании производства ценных бумаг в РФ» от 3 июня 1992 № 370.
- Постановление СМ РСФСР «Об утверждении положения об акционерных обществах» от 25 декабря 1990 № 601.
- Приказ ЦБ РФ «О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями» от 6 мая 1993 № 02−78.
- Распоряжение ГКИ РФ «О предоставлении фондам имущества права проведения специализированных аукционов по продаже акций акционерных обществ» от 25 мая 1995 № 726-р.
- Распоряжение ГКИ РФ «О продаже пакетов акций приватизируемых предприятий» от 15 февраля 1994 № 342-р.
- Распоряжение ГКИ РФ «Об установлении сроков внесения инвестиций» от 2.02.95 № 143-р.
- Указ Президента РФ «О выпуске в обращение жилищных сертификатов» от 10 июня 1994 № 1182.
- Указ Президента РФ «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ от 24.12.94. № 2284.
- Указ Президента РФ «О государственном сберегательном займе РФ» от 9 августа 1995 г.№ 836.
- Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров» от 31 июля 1995 № 784.
- Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики РФ» от 26 июля 1995 № 765.
- Указ Президента РФ «О мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации» от 28 июня 1994 № 1374.
- Указ Президента РФ «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 7 октября 1992 № 1186.
- Указ Президента РФ «О передаче в залог акций, находящихся в федеральной собственности» от 31 августа 1995 № 889.
- Указ Президента РФ «О статусе Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ» от 27.02.95 № 202.
- Указ Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 г. № 721.
- Указ Президента РФ «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных имуниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г.» от 22 июля 1994 г. № 1535.
- Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению прав акционеров» от 27 октября 1993 № 1769.
- Федеральный Закон РФ «О восстановлении и защите сбережений граждан» от 10 мая 1995 года № 73-Ф3.
- Федеральный Закон РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 123-Ф3
- Закон города Москвы «О долговых обязательствах города Москвы» от 24 декабря 1997 г. № 55
- Закон города Москвы «О бюджете города Москвы на 1998 год» от 3 декабря 1997 года № 49
- Постановление Московской городской Думы «Об утверждении Положения о финансовых фондах городских облигационных займов Москвы» от 11 июня 1997 года № 37
- Постановление Московской городской Думы «О городских займах Москвы в 1996—1997 гг.» от 13 ноября 1996 года № 99
- Постановление Правительства Москвы «О дальнейшем развитии заемно-инвестиционной системы в направлении межрегионального сотрудничества» от 19 августа 1997 года № 612
- Постановление Правительства Москвы «О выпуске городских облигационных займов Москвы в 1998 году» от 13 января 1998 года № 32
- Постановление Правительства Москвы «О вопросах Инвестиционного Совета города Москвы и финансировании городских инвестиционных проектов из Финансовых фондов городских облигационных займов Москвы» от 22 апреля 1997 г № 281
- Постановление Правительства Москвы «О выпуске городских займов Москвы в 1996—1997 гг. г.» от 29 октября 1996 г № 881
- Постановление Правительства Москвы «О выпуске облигационного займа города Москвы в иностранной валюте» от 16 июля 1996 г. № 596
- Постановление Правительства Москвы «О Концепции приватизации государственной и муниципальной собственности в городе Москве на 1998−2000 годы и перечне объектов приватизации в 1998 году» от 7 апреля 1998 года № 281
- Постановление Правительства Москвы «О неотложных мерах по поддержке предприятий промышленности г. Москвы» от 3 июня 1997 г. № 418
- Постановление Правительства Москвы «О поступлении средств от приватизации и аренды городского имущества и рекомендациях по повышению отдачи долей (паев) городской собственности приватизированных предприятий
- Постановление Правительства Москвы «О предварительных итогах исполнения бюджета города Москвы за 1997 год» от 7 апреля 1998 года № 267
- Постановление Правительства Москвы «О системе городских займов Москвы» от 13 августа 1996 года № 681
- Постановление Правительства Москвы «О состоянии рынка корпоративных ценных бумаг и привлечении инвестиций в экономику Москвы с использованием его инструментов» от 15 июля 1997 года № 531
- Постановление Правительства Москвы «О состоянии рынка корпоративных ценных бумаг и привлечении инвестиций в экономику Москвы с использованием его инструментов» от 15 июля 1997 года № 531
- Программа приватизации государственной муниципальной собственности в Москве. Утверждена постановлением Московской городской Думы от 20 сентября 1995 г. № 61
- Распоряжение Мэра «О выпуске городских облигационных займов Москвы» от 8 апреля 1997 г. № 275-РМ
- Распоряжение Мэра «О специализированных организациях Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка» от 15 апреля 1997 г. № 309-РМ
- Распоряжение Премьера «О выпуске первой серии городского облигационного (внутреннего) займа Москвы» от 27 января 1997 г № 66-РП
- Распоряжение Премьера «О первом выпуске облигаций городского облигационного сберегательного займа Москвы» от 27 января 1997 г № 68-РП
- Распоряжение Премьера «Об организации второго выпуска облигационного займа города Москвы в иностранной валюте» от 21 июля 1997 г. № 783-РП
- Устав города Москвы. Принят Московской городской думой 28 июня 1995 года
- Bizaguet A. Le secteur public et privatisations, Paris, 1988.
- Wilson I.O. The power economy, Toronto, 1985, page 253
- Б.Б.Рубцов «Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования». Москва ИНФРА-М, 1996.
- Берзон М.И., Ковалев А. П. Акционерное общество: Капитал. Правовая база. Управление. М., Финстатинформ, 1995.
- Браверман А., Люкманов В., Иванов Д. Корпоративный капитал: структура и динамика. «РЦБ», № 12, 1995.74. «Вестник приватизации и фондового рынка», № 3 1995 год
- Ветров А., Лакшина М. «Облигации федерального займа: новый инструмент на рынке государственных долговых обязательств». РЦБ, № 17, 1995.
- Джордж Сорос «Алхимия финансов» М., ИНФРА-М, 1996 г. с.57
- Дубов А. «Муниципальные облигации в России: практика выпуска и обращения». РЦБ, № 14, 1995.
- Е. Balladur «JE CROIS L HOMME PLUS QUEN L ЕТАТ», Paris, 1987, p.12)
- Жданов А.А. Финансовое право РФ.М., 1995.80. «Земельно-арендные отношения в г. Москве». М., Интерлист, 1995.
- Карабанов К., Лысенко Д. «Казначейские обязательства: что день грядущий нам готовит?» «РЦБ», № 12, 1995.
- Климович М.В. Акционирование московских предприятий. -«Российский экономический журнал», 1995, N-1.
- Климович М.В. Столичная приватизационная модель в действии. -«Российский экономический журнал», 1995, N-11.
- Комаров А. Прогнозирование курса акций выходит на новый уровень. РЦБ № 14, 1995.92. «Коммерсант-DAILY, 04.04.9593. «Коммерсантъ -DAILY, 09.02.1996
- Лакшина М. Рынок ГКО: номинальные и реальные характеристики. РЦБ, № 9, 1995.
- Майфат А., Горнадуд А. Муниципальные жилищные облигации: юридические и экономические аспекты. РЦБ, № 12, 1995.
- Мартыненко М. Система торговли ценными бумагами: необходим полный комплекс услуг. РЦБ, № 14, 1995.
- Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Экономические реформы и управление собственностью» М., 1996
- Миловидов В. Иностранные инвестиционные фонды в России: первые итоги деятельности. РЦБ, № 13, 1995.
- Миркин Я.М. «Ценные бумаги и фондовый рынок», «Перспектива» 1995.
- Общая экономическая теория (политэкономия) — Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995 г. 608с.
- Овчинников В. Организация финансово-строительных комплексов: применение европейского опыта применительно к России. РЦБ, № 12, 1995.
- Разработка и обоснование концепции формирования резервных фондов Заемно-инвестиционной системы, г. Москвы, II этап, Организационная структура и порядок взаимодействия субъектов ЗИС. Отчет о НИР № 10/96, М.: ФСИ и РФР, Науч.рук. А. В. Марченко, 1996.
- Разработка и обоснование резервных фондов ЗИС г. Москвы., 1 этап. Исследование проблемы формирования и основных направлений использования средств резервного фонда. Отчет о НИР № 10/96 М.: ФСИ и РФР, Науч. рук. А. В. Марченко, 1996.
- РБМ-Еврокосмос, обзор «Российский алюминий», выпуск 2,1995
- Российская реформа на пороге структурных перемен. Региональные исследования Всемирного банка, Вашингтон, 1992 год, стр. 106.
- Стеценко А. Значение паевых инвестиционных фондов для развития российиского фондового рынка. РЦБ, № 18,1995.
- Фадеев А. Формирование портфеля ценных бумаг, специфика российского варианта. РЦБ, № 18, 1995.
- Фетисов А. Доходность акций для акционеров. РЦБ, № 11, 1995.120. «Финансовые новости» от 14. 06.95
- Храмцовский С. Доходность и риск инвестирования в облигации федерального займа. РЦБ, № 17, 1995.
- Ценкин Г., Ганчев Г., Структурные изменения в экономике развитых капиталистических стран. 1985
- Черных В. Влияние рынка государственных ценных бумаг на стабильность экономической ситуации. РЦБ, 13, 1995.
- Чижов С. Фондовый рынок Москвы: специфика, регулирование и перспективы. РЦБ, № 13, 1995.
- Термины-эквиваленты-дефиниции. Т.2. Биржи. Финансовая отчетность. -М.:РОСБИ, 1995 г.- 682 с.