Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка механизма повышения экономической безопасности национальной транспортной системы России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определено, что механизм диагностики экономической безопасности, как важнейший элемент системы, должен быть тесно взаимосвязан с инструментом нейтрализации угроз в превентивном режиме, но для этого необходимо, чтобы он опирался не на систему пороговых значений, когда какие-либо корректирующие действия направлены на исправление уже сложившейся кризисной ситуации, а на динамическую систему… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. 1. Экономическая безопасность национальной транспортной системы в системе национальной безопасности
    • 1. 2. Принципиальное положение национальной транспортной системы в условиях интеграции России в мировое хозяйство
    • 1. 3. Методологические основы обеспечения экономической безопасности национальной транспортной системы
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
    • 2. 1. Ретроспективный анализ состояния национальной транспортной системы России
    • 2. 2. Системный анализ внешних и внутренних угроз экономической безопасности национальной транспортной системы
    • 2. 3. Анализ существующего механизма обеспечения экономической безопасности национальной транспортной системы
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
    • 3. 1. Разработка инструментария оценки и мониторинга уровня экономической безопасности национальной транспортной системы
    • 3. 2. Методика обоснования и принятия решений по обеспечению экономической безопасности национальной транспортной системы
    • 3. 3. Страхование ответственности в системе мер экономической защиты национальной транспортной системы
  • Выводы по третьей главе

Разработка механизма повышения экономической безопасности национальной транспортной системы России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономическая безопасность страны, как фундаментальная основа национальной безопасности, в значительной степени зависит от конкурентоспособности и устойчивости ее отдельных систем, стабильное функционирование которых в совокупности обеспечивает жизнеспособность и возможность устойчивого развития всего народного хозяйства.

Исходя из этого, очевидна важность исследования, помимо общих вопросов обеспечения экономической безопасности национального хозяйства, проблем регулирования его отдельных сфер и составляющих, как на макро-, так и мезо-, микроуровне.

Согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» концептуальные основы национальной безопасности выстраиваются на базисе тесной взаимозависимости и взаимопроникновении с выбранным направлением долгосрочного социально-экономического развития страны.

Принимая во внимание, что основным целевым ориентиром текущего периода выступает обеспечение в продолжительной перспективе устойчивого повышения благосостояния граждан, национальной безопасности и укреплении позиций России в мировом сообществе, принципиальное значение приобретает исследование проблематики экономической безопасности с позиции влияния интеграционных процессов на развитие систем национального управления и национальной экономики в целом.

Интеграционным процессам отводиться ключевая роль при осуществлении инновационного пути развития и становления России как глобального центра мирохозяйственных связей, поддерживающего сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

В данном контексте одним из важнейших элементов актуализации процессов интеграции страны в глобальную экономическую систему и достижения лидирующих позиций на мировой арене выступает национальная транспортная система, обеспечивающая экономически эффективное и устойчивое удовлетворение потребностей национальной экономики и населения в безопасных и качественных транспортных услугах.

Становиться необходимо не просто исследование транспортной слагающей безопасности страны, но рассмотрение внутренних и внешних аспектов, непосредственно связанных с обеспечением экономической безопасности национальной транспортной системы, как материальной основы реализации внешнеэкономических связей.

Актуальность проводимого исследования подчеркивается недостаточностью разработанности системы индикаторов и методологических основ определения уровня экономической безопасности национальной транспортной системы в условиях открытой экономики, а также отсутствием адекватных механизмов мониторинга и диагностики состояния системы, способных оказать воздействие на функцию безопасности в превентивном режиме.

Степень научной разработанности темы исследования. Общие вопросы экономической безопасности страны нашли широкое отражение в научных работах многих российской и зарубежных ученых, к наиболее выдающимся из них можно отнести научные труды Л. И. Абалкина, А. И. Архипова, С. А. Афонцева, И. Я. Богданова, В. А. Богомолова, Е. М. Бухвальда, Г. С. Вечканова, С. Ю. Глазьева, Д. В. Гордиенко,.

A.Е. Городецкого, O.A. Грунина, А. И. Илларионова, A.B. Колосова, Т. Е. Кочергиной, В. В. Криворотова, Г. А. Минаева, Е. А. Олейникова,.

B.C. Панькова, A.A. Прохожева, Т. Д. Ромащенко, А. И. Страхова, А. И Татаркина, Н. Д. Эриашвили, К. Кнора, В. Липпманна, X. Маковски,.

C.А. Мордока, P.P. Шейлы и др.

Также, в последние годы был выполнен ряд работ, посвященных проблематике функционирования национальной транспортной системы и транспортной безопасности как части национальной безопасности. Прежде всего, это работы таких ученых, как: М. Ш. Амиров, Г. П. Андреев, Т. В. Богданова, Б. А. Волкова, H.H. Громов, О. В. Дунаев, Л. В. Ежкин, Р. А Кожевников, Е. Ф. Косиченко, Б. М. Лапидус, A.B. Паршиков, В. А. Персианов, А. А Соколов, Н. П. Терешина.

В свою очередь, аспектам теории хозяйственной интеграции, посвящены исследования JI.A. Аносовой, JI.C. Бляхмана, О. Т. Богомолова, Т. В. Валовой, Ю. Ф. Година, А. Г. Гранберга, A.A. Демина, М. Р. Евстигнеева, Д. С. Львова, Л. Д. Логвинова, В. А. Мельникова, К. П. Овчинникова, И. Б. Родиной, O.E. Рыбкина, E.H. Смирнова, Е. Г. Чаплыгина, Р. К. Щенина, Ю. А. Ярова и др.

Однако в существующей литературе не уделяется существенного внимания исследованию проблем обеспечения экономической безопасности национальной транспортной системы в условиях интеграции страны в мировое экономическое пространство и связанного с этим повышения степени открытости национальной экономики.

Актуальность выбранной темы диссертационного исследования, ее теоретическая и практическая важность, недостаточная комплексная разработанность проблемы обеспечения экономической безопасности подсистем национального хозяйства в условиях повышения открытости экономики определили постановку проблемы, цели и задач диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного работы является исследование и разработка механизма повышения экономической безопасности национальной транспортной системы России, способного адекватно обеспечить своевременный и всесторонний мониторинг факторов экономической безопасности национальной транспортной системы и осуществить выбор обоснованных мер экономического воздействия на повышение уровня ее экономической безопасности.

Для достижения поставленной цели в рамах исследования ставились и решались следующие задачи:

— Выявить содержание и сущность категории экономическая безопасность транспортной системы в системе национальной безопасности страны на основе анализа существующих подходов;

— Раскрыть положение и роль национальной транспортной системы в экономическом развитии страны в условиях интеграции;

— Определить методологические основы обеспечения экономической безопасности национальной транспортной системы страны;

— Выявить особенности развития национальной транспортной системы в условиях интеграции России в мировое хозяйство;

— Определить характер и степень зависимости внутренних и внешних угроз экономической безопасности национальной транспортной системы;

— Установить существующие механизмы обеспечения экономической безопасности национальной транспортной системы;

— Разработать инструментарий оценки и мониторинга уровня экономической безопасности национальной транспортной системы;

— Выработать методику обоснования и принятия решений по обеспечению экономической безопасности национальной транспортной системы;

— Рассмотреть и предложить инструмент страхования ответственности в системе мер экономической защиты национальной транспортной системы.

Объект исследования: экономическая безопасность национальной транспортной системы России.

Предмет исследования: механизм обеспечения экономической безопасности национальной транспортной системы в условиях интеграции России в мировое хозяйство.

Теоретической и методологической основой исследования явились научные труды российских и зарубежных экономистов по проблемам экономической безопасности и управления национальной транспортной системой. В основу анализа и экспериментальных расчетов заложены статистические данные, нормативно-правовые акты Всемирной торговой организации, Конференции ООН по торговле и развитию (ТЛЧСТАГ)), Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (Е8САР), Международного союза автомобильного транспорта (ПШ).

В качестве основных инструментариев исследования в работе использовались: методы системного анализа, экономико-статистические методы, в том числе множественный корреляционный и ретроспективный анализ, методы нечеткой логики, методы экспертных оценок и др.

Информационная база исследования. Правовую основу исследования составили Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также международное законодательство в сфере транспортного обеспечения хозяйственной деятельности. В качестве базы данных использовались сведения Федеральной службы государственной статистики, прогнозные показатели социально-экономического развития страны, данные официальных сайтов министерств и ведомств, а также статистические данные официальных сайтов ООН, Всемирного банка, ЕврАзЭС, Комиссии Таможенного союза и др.

Научная новизна и основные научные результаты исследования.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке комплексного организационно-экономического механизма повышения экономической безопасности национальной транспортной системы России, включающего инструментарий оценки и мониторинга уровня экономической безопасности, методику обоснования и принятия решений по обеспечению экономической безопасности и оптимизацию страхования ответственности в системе мер экономической защиты.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором, выносимые на защиту, обладающие научной новизной и составляющие приращение научных знаний в исследуемой области, состоят в следующем:

1. Дано авторское определение экономической безопасности, под которым понимается состояние защищенности национального хозяйства от внутренних и внешних негативных воздействий, при котором в условии баланса интересов личности, общества и государств обеспечивается возможность прогрессивного развития экономики, повышение жизнеспособности и благосостояния нации (с. 24).

2. Сформулировано и обосновано авторское определение экономической безопасности национальной транспортной системы, как неотъемлемой части национальной безопасности, под которым следует понимать такое ее состояние, при котором в текущем и перспективном периоде осуществляется стабильное обеспечение транспортных потребностей национальной экономики, поддерживается ее независимость, конкурентоспособность и возможность поступательного развития (с. 28).

3. Обосновано принципиальное положение национальной транспортной системы, которая является основой успешной интеграции России в мировое хозяйство, так как в этом случае стране предстоит выполнять функции глобального центра мирохозяйственных связей, поддерживающего сбалансированные многовекторные экономические отношения (с. 33 — 35).

4. Доказано, что построение эффективной системы обеспечения безопасности должно базироваться на создание комплексного механизма диагностики и мониторинга, позволяющего кроме качественного и количественного описания общего состояния экономики, оперативно определить границы безопасного развития, за пределами которых система потеряет способность к прогрессивному развитию, самостоятельность и конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках (с. 53- 55).

5. Обоснована необходимость выделения в качестве самостоятельного блока транспортной слагающей в системе обеспечения национальной экономической безопасности и ее важнейшего элемента — автомобильного транспорта, в условиях интеграции в мировое хозяйство, так как социально-экономический эффект от увеличения плотности и обеспеченности территорий автотранспортной инфраструктурой в 8−10 раз превосходит эффект на транспорте в целом (с. 73−74).

6. Автором доказана необходимость преобразования в системе внешних и внутренних угроз экономической безопасности, в соответствии с которыми, кроме традиционных транспортных, социальных и общеэкономических аспектов, необходимо выделение угроз в сфере реализации транзитного потенциала системы и экспорта транспортных услуг (с. 80 — 86).

7. Предложена общая структура механизма обеспечения экономической безопасности транспортной системы и система индикаторов, позволяющая в совокупности оценить уровень экономической безопасности как с позиции надлежащего удовлетворения внутренних потребностей экономики и населения в безопасных и качественных транспортных услугах, так и с позиции конкурентоспособности и самодостаточности системы в условиях интеграции и повышения открытости экономики страны (с. 88−93).

8. Автором разработан инструментарий оценки и мониторинга уровня экономической безопасности национальной транспортной системы на основе логико-вероятностных методов нечетких множеств, который позволяет использовать систему показателей, непосредственно отражающих практические аспекты функционирования национальной транспортной системы в условиях значительной неполноты и искаженности получаемой информации (с. 102 -107).

9. Предложена методика обоснования и принятия решений по обеспечению экономической безопасности национальной транспортной системы, направленная на снижение уровня рисков путем заблаговременной нейтрализации угроз безопасности (с. 122−131).

10. Автором приведены рекомендации по совершенствованию инструмента страхования ответственности в системе мер экономической защиты субъектов транспортной системы путем оптимизации ставки тарифа и применения двухуровневой гарантийной системы страхования (с. 155−157).

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в выявлении роли национальной транспортной системы в устойчивом развитии страны в условиях интеграции в мировое хозяйство.

Практическая значимость работы заключается в разработке современного механизма обеспечения экономической безопасности национальной транспортной системы, способного учитывать специфику выбранной подсистемы национального хозяйства, а также предложении конкретных мер экономического воздействия в национальной транспортной системе по повышению ее экономической безопасности.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в образовательном процессе при проведении лекционных и семинарских занятий по учебным дисциплинам «Основы национальной экономики», «Экономическая безопасность», «Управление на транспорте», «УВЭД» в ВУЗах.

Апробация работы. Положение и выводы, изложенные в диссертации, докладывались автором на XI научной конференции молодых ученых экономического факультета Российского университета дружбы народов (2009, Москва) — на круглом столе кафедры национальной и региональной экономики Российского экономического университета им. Г. А. Плеханова, «Стратегия территориального развития России» (2011, Москва), в рамках 26-ой.

Всероссийской научной конференции молодых учёных Государственного университета управления «Реформы в России и проблемы управления» (2011, Москва).

По теме диссертационной работы опубликовано 5 научных работ общим объемом 2,12 п.л., в том числе 4 работы опубликованы в рецензируемом издании, рекомендованном ВАК.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (157 наименования). Общий объем диссертации составляет 173 страницы текста, включающего 42 рисунка, 28 таблиц.

Выводы по третьей главе.

Разработанный инструментарий комплексной оценки уровня экономической безопасности национальной транспортной системы на основе логико-вероятностных методов нечетких множеств позволяет осуществлять беспрерывную диагностику ее состояния по разносторонней системе количественно-качественных показателей.

В связи с тем, что в рамках проводимой оценки осуществляется мониторинг трендов и изменений показателей в динамическом режиме становиться возможным проведение превентивных мероприятий по поддержанию параметров функции безопасности в установленных пределах.

Формула двойной свертки, как один из способов снижения уровня влияния экспертных оценок на результат проводимой оценки, позволяет компенсировать значительную сложность системы, обусловленную неопределенностью и недостоверностью получаемой информации.

Вместе с этим, разработанный инструментарий мониторинга может выступить в качестве базиса методики обоснования и принятия решений по обеспечению экономической безопасности транспортной системы, которая предусматривает активную форму управления функцией безопасности национальной транспортной систем, которая включает: ситуационный анализ основных угроз экономическим интересам, оценку текущего уровня обеспечения безопасности, принятие решений о необходимости устранения угроз и методах повышения уровня экономической безопасности, исполнение выбранного метода управления функцией безопасности, мониторинг результатов и основных показателей.

Эффективность предлагаемой методики обеспечения экономической безопасности национальной транспортной системы обуславливается ее направленностью не на борьбу с угрозами безопасности в режиме ликвидации последствий, а на снижение уровня рисков, путем заблаговременной нейтрализации угроз, что становиться возможным только при разработке новых и совершенствовании существующих механизмов воздействия на уровень защищенности национальных экономических интересов.

В качестве одного из актуальных способов экономической защиты предлагается использование инструмента страхования ответственности и представляются рекомендации по его оптимизации в условиях появления новых угроз экономической безопасности национальной транспортной системы.

Рекомендации по изменению ставки страхования и доли перестрахования национального страховщика в существующей системе страховых гарантий позволит путем оптимизации структуры затрат субъектов транспортного процесса повысить конкурентоспособность отечественных субъектов транспортного процесса в рамках функционирования международных транспортных коридоров.

4. Выявлено и сформулировано принципиальное положение транспортной системы, а также уточнена роль ее отдельных элементов, когда в условиях интеграции России в мировое хозяйство, она выступает в качестве основы вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных связей, повышения эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки.

5. Определено, что механизм диагностики экономической безопасности, как важнейший элемент системы, должен быть тесно взаимосвязан с инструментом нейтрализации угроз в превентивном режиме, но для этого необходимо, чтобы он опирался не на систему пороговых значений, когда какие-либо корректирующие действия направлены на исправление уже сложившейся кризисной ситуации, а на динамическую систему индикаторов, способную объединить количественные и качественные показатели системы и осуществить оперативное управление функцией безопасности.

6. Выявлены и проанализированы особенности развития национальной транспортной системы под действием интеграционных процессов, в соответствии с которыми международное сообщение совершило качественный переход от системы взаимосвязанных и взаимозависимых национальных хозяйств к целостной мировой экономической системе, где национальным хозяйствам отводиться роль подсистем единого всемирного хозяйственного организма, объединенного помимо глобальных производственно-сбытовых структур, всеобъемлющими финансовыми и информационными системами.

7. Выявлены и структурированы внешние и внутренние угрозы экономической безопасности национальной транспортной системы, проведен системный анализ их корреляционной зависимости, в рамках которого установлено, что внутренние аспекты экономической безопасности характеризуют устойчивость и стабильность функционирования, а внешниеконкурентоспособность на уровне мирового хозяйства.

8. В соответствии с проведенным анализом существующих механизмов обеспечения экономической безопасности предложена система индикаторов и выявлена объективная необходимость разработки адекватного механизма мониторинга и оценки уровня ее экономической безопасности, в условиях поступления неполной или нечеткой информации.

9. Разработан механизм мониторинга и диагностики состояния национальной транспортной системы, основанный на логико-вероятностных методах нечеткой логики, позволяющий проводить динамическую оценку системы индикаторов экономической безопасности национальной транспортной системы с использованием формулы двойной свертки:

10. Предложна методика обоснования принятия решений по обеспечению экономической безопасности национальной транспортной системы, которая содержит следующие основные этапы: определение исходного состояния системы, ситуационный анализ основных угроз экономическим интересам, оценку текущего уровня обеспечения безопасности, принятие решений о необходимости устранения угроз и методах повышения уровня экономической безопасности, исполнение выбранного метода управления функцией безопасности, мониторинг результатов и изменений в системе индикаторов.

11. Сформулированы авторские рекомендации по оптимизации инструмента страхования ответственности в системе мер нейтрализации угроз экономическим интересам, в соответствии с которыми обосновано снижение ставки страхования до 5,0 швейцарских франков и установлении доли перестрахования на уровне 50% на рынке страхования Ллойда. т п.

1 І=1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 29.04.1996 года № 608 // Российская газета. 1996. № 89
  2. О Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47
  3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 года № 537 // Российская газета. 2009. № 88
  4. О Транспортной стратегии Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р // Собрание законодательства РФ. 2008. № 50
  5. О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010−2015)»: Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (с изм. от 22.12.2010) // Собрание законодательства РФ, 2001. № 51
  6. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 года № 1300 (в ред. от 10.01.2000) // Российская газета. 1997. № 247
  7. Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ-ЦМР). М.: АСМАП, 1993.
  8. Международная экономическая безопасность: Резолюция 40/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1985 года // Генеральная Ассамблея ООН 119-е пленарное заседание
  9. Методики расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования: Распоряжение Росстрахнадзора от 08.07.1993 № 02−03−36 // Финансовая газета № 40, 1993.
  10. Справочник по Конвенции МДП. ЕЭК ООН. Нью-Йорк- Женева. 2010, 338 с.
  11. Л.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Л. И. Абалкин. М.: Экзамен. 2004, 606 с.
  12. Л.И. Экономическая безопасность России : угрозы и их отражение / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4−13
  13. С.М. Конкурентоспособность транспортных услуг / С. М. Абалонин. М.: Академкнига, 2004. 172 с.
  14. А. Е. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях / А. Е. Алтунин, М. В. Семухин. Тюмень: ТГУ, 2000. 352 с.
  15. М.Ш. Единая транспортная система / М. Ш. Амиров, С. М. Амиров. М.: КНОРУС, 2011. 184 с.
  16. A.B. Применение теории нечетких множеств в анализе деятельности предприятия / A.B. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова //17.20,21,22,23,24
Заполнить форму текущей работой