Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены педагогические условия эффективного развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования: в том числе а) обеспечение теоретической подготовки, направленной на обеспечение валеологической грамотности и устойчивой мотивации здорового образа жизниб) реализация практической подготовки, способствующей развитию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Понятие физической культуры в контексте современных 18 концепций личности
    • 1. 2. Физкультурно-спортивная направленность туристско- 33 краеведческой деятельности в развитии культуры здоровья подрастающего поколения
    • 1. 3. Детско-юношеское физкультурно-спортивное туристско- 53 краеведческое движение в зарубежных странах
    • 1. 4. Основные направления совершенствования системы 67 дополнительного образования детей в сфере развития физической культуры подрастающего поколения
  • Выводы по главе
  • Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Концепция непрерывного развития физической культуры 82 обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования
    • 2. 2. Педагогическая модель развития физической культуры 95 обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в мегаполисе
    • 2. 3. Программа развития физической культуры обучающихся 116 в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования мегаполиса
    • 2. 4. Итоги и оценка результатов опытно-экспериментальной 129 работы
  • Выводы по главе

Развитие физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в российском обществе перемены определяют необходимость создания социально-педагогических условий модернизации системы детского туризма и развития физической культуры в региональной системе дополнительного образования. Нормативную основу и стратегические задачи развития этого направления определяют такие основополагающие документы, как приоритетные национальные проекты по образованию и здравоохранению, предложенные в свое время Президентом России В. В. Путиным.

В современном обществе и знания, и физическая культура становятся ресурсом экономики. Формируется устойчивый запрос на личность активную и свободную, здоровую и инициативную, интеллектуально и физически развитую, творческую и исповедующую здоровый образ жизни в современном социуме.

Психолого-педагогические и валеологические исследования последних десятилетий позволили выявить противоречия между возросшими требованиями к профессиональной культуре, включающей физическую культуру, будущих менеджеров сферы туризма и их неготовностью осуществлять полноценное валеологическое самообразование в связи с резкими обострениями в последнее время проблемы здоровья всех групп населения.

Несмотря на то, что в последний год несколько снизилась смертность и увеличилась рождаемость населения России, проблема улучшения здоровья нации, особенно подрастающего поколения, остается актуальной. г.

По данным Минздравсоцразвития России, показатели здоровья школьников России в настоящее время неутешительны: общая заболеваемость детей Российской Федерации в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16 процентовюношей и девушек в возрасте 15−18 лет — на 18 процентов. Количество детей в возрасте 6−7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процентаиз 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины (53 процента) имеют ослабленное здоровьедве трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболеваниялишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых. По оценкам специалистов демографическая ситуация в России, несмотря на некоторые позитивные изменения, остается сложной. Негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков школьного возраста в 2007;2008 годах сохранялись. Общая заболеваемость детей по сравнению с 2002 годом увеличилась на 9,0%, а подростков — на 12%.

Смена репродуктивной модели дополнительного образования на творческую, личностно-ориентированную, смещение целей образования на развитие личности, ее творческих сил и способностей, децентрализация системы дополнительного образования, введение вариативности и дифференциации образования заставляют образовательные учреждения в отдельности и систему дополнительного образования в целом ориентироваться как на сохранение и повышение качества образования, соответствующего современным требованиям, так и на запросы потребителей образовательных услуг.

Создавшаяся ситуация побуждает рассмотреть проблему развития' физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования, которая является л одним из важных факторов, способствующих удовлетворению потребностей и ожиданий различных социальных групп населения в качественном обучении, воспитании и развитииобеспечивающих права ребенка на полноценное здоровье формирующее образование.

Проблема сохранения и укрепления здоровья, развития физической культуры обучающихся это комплексная проблема, отражающая взаимосвязь физического, психического, социального и духовного в человеке. Социальный заказ на развитие физической культуры человека, трудовой и репродуктивной достаточности должен быть адресован педагогической общественности, членам семьи, профессиональным и трудовым коллективам, работникам культуры. При этом развитие физической культуры нации — в первую очередь педагогическая проблема и необходима разработка механизмов повышения качества здоровье формирующего образования.

Таким образом, актуальность исследования определяется его теоретической и практической значимостью. Теоретическая значимость исследования обусловлена необходимостью совершенствования теории развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности для целей дополнительного здоровьеформирующего образования. Практическая значимость в изменившихся социально-экономических условиях определяется насущной необходимостью развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, направленной в первую очередь на дополнительное здоровьеформирующее образование.

Результаты исследований, направленные на поиск путей социализации и профессионального самоопределения подростков в сфере туризма и спорта плодотворно исследовалась в трудах ученых педагогов (С.Я.Батышева, В. Ф. Витиныпа, И. П. Волкова, Н. Н. Дьяченко, Н. Н. Захарова, В. А. Кальней, Е. А. Климова, А. М. Новикова, Е. С. Романовой и др.), в диссертациях (Л.В.Балтовского, Н. В. Гарашкиной, Н. Н. Гордеевой, И. Н. Ивановой и др.).

Основоположники советской системы внешкольной работы достаточно подробно разработали общетеоретические и практические вопросы содержания и организации внеклассной, внешкольной работы и дополнительного образования детей и подростков. Этому посвящены труды (Н.К.Крупской, А. С. Макаренко, В.Н.Сорока-Росинского, С. Т. Шацкого, П.П.Блонского), публикации последних лет (А.И.Бруднова, М. Б. Коваль, Ю. С. Константинова, А.А.Остапца-Свешникова, В. И. Панова, П. И. Савенок, А. Б. Фоминой и др.), диссертации (Л.Н.Буйловой, Л. И. Кочуковой, С. Ю. Михина, М. Н. Рахматовой, С. В. Сальцевой М.А.Углицкой и др.).

Важные для нашего исследования теоретические положения разработаны в трудах В. А. Квартальнова, И. В. Зорина и других ученых, работающих в Российской международной академии туризма. Однако исследований по развитию физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности для целей дополнительного здоровьеформирующего образования в современных условиях недостаточно. В научном плане не нашли отражения проблемы реализации спроса на те или иные образовательные услуги, связанные с необходимостью быстрого реагирования на изменение внешней среды, в том числе в здоровьеформирующем образования. В этой связи малоизученными остаются вопросы моделирования процедур развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, в частности, касающиеся организации здоровьеформирующего образования в современных условиях.

В последние годы усилиями РМАТ подготовлены и защищены актуальные исследования в области дополнительного образования, касающиеся различных аспектов подготовки квалифицированных туристских кадров. Однако здоровьеформирующее образование в учреждениях дополнительного образования в современных условиях оказалась в стороне.

Анализ научной литературы по проблеме показывает, что исследования по развитию физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, динамике ее развития с начала формирования до системного представления в отечественной педагогической науке недостаточны. Эти обстоятельства и обусловили выбор темы, объекта, предмета, гипотезы, цели и задач нашего исследования.

Основываясь на выше изложенном мы сформулировали проблему, исследования которая состоит в следующем: какими должны быть педагогические условия, обеспечивающие развитие физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования, с целью формирования здорового, социально зрелого молодого поколения с учетом современных особенностей (экономических, социальных и т. д.).

Проблема предъявила цель исследования: выявить педагогические условия эффективного развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности.

Объект исследования: туристско-краеведческая деятельность в системе дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогические условия развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования: развитие физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования будет способствовать формированию здорового образа жизни, социальной зрелости подрастающего поколения, если:

1. Выявлены современные экологические, социальные и экономические особенности развития физической культуры подрастающего поколения в процессе туристско-краеведческой деятельности.

2. Разработана педагогическая модель развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, раскрывающая его структуру, цели, задачи, содержание деятельности.

3. Будет проведен отбор учебного материала для эффективного развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования.

4. Будут определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования на основе выявленных особенностей (экологических, социальных, экономических).

Задачи исследования:

1. Выявить современные особенности развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования.

2. Разработать педагогическую модель развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования.

3. Провести отбор учебного материала, для эффективного развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования.

4. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили:

— конг^епции воспитания и развития личности, положение о единстве умственного, нравственного и физического воспитания (П.Ф. Лесгафт), общетеоретические положения о воздействии социально-экономических условий на развитие личности;

— теории опережения (В.В.Горшкова, М. К. Мамардашвили,.

A.Е.Марон, А. М. Новиков и др.);

— теории непрерывного педагогического образования (С.А.Архангельский, В. В. Горшкова, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова,.

B.И.Подобед, В. А. Сластенин и др.);

— концепции личностно-ориентированного и гуманитарного образования (В.В.Горшкова, А. А. Макареня, В. А. Кальней, В. В. Сериков и др-);

— область межличностных и межсубъектных взаимоотношений (Б.Г.Ананьев, М. М. Бахтин, А. А. Бодалев, В. В. Горшкова, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. А. Ухтомский и др.);

— труды по педагогике, психологии, биологии, затрагивающие проблемы здоровья в культурологическом, аксиологическом, психолого-педагогическом аспектах (Э.С.Бауэр, М. А. Бернштейн, Г. Е. Гун, П. Ф. Лесгафт, В. Н. Мясищев, В. А. Сухомлинский, Е. В. Черносвитов, К. Д. Ушинский и др.);

— работы по профессиональной компетентности (В.И.Звонников, И. А. Зимняя, Л. М. Митина, Е. П. Тонконогая, А. П. Тряпицына, С. Е. Шишов и др.);

— концепции в педагогической валеологии и валеологической педагогике (Н.П.Абаскалова, С. Г. Ахмерова, Г. Л. Билич, И. М. Воронцов, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова, В. Н. Максимова, И. И. Новоселова,.

B.П.Петленко, Л. Г. Татарникова, Н. А. Трегуб, Б. М. Чумаков и др.);

— положения в области программно-методического обеспечения физической культуры (А.А.Бирюков, Я. С. Вайнбаум, Э. Н. Вайнер,.

A.А.Виру, В. Н. Волков, В. И. Дубровский, А. О. Карелин, О. С. Кулиненков, Д. А. Лавринайтес, В. П. Карпман, Г. А. Макарова, О. М. Мирзоев, К. А. Оглоблин, В. М. Платонов, В. А. Покровский, Г. Н. Пономарев,.

C.А.Португалов, Р. Д. Сейфулла, В. А. Семенов, В. С. Улащик, Ш. З. Хуббиев, ТБ. Хутиев, А. В. Чоговадзе, Hoffa A., Montag H.J., Stedlaka, Prokip L., Kirsch R., Shephard R.J., Astrand P.O., Krotkiewsky M., Giovannucci E., Kuipers E.I., Lemon P.W.R., Lin-derman J., Hollmann W., Hircle H., Herrmansen L. и др .);

— методологию исследования составили методы: антропологический (Б.Г.Ананьев, Е. В. Бондаревская, В. В. Горшкова, Б. Ф. Ломов, К. Д. Ушинский и др.), аксиологический (М.В.Богуславский,.

B.Н.Максимова, З. И. Ривкин и др.), культурологический (Е.В.Бондаревская, Л. Г. Брылева, Б. Г. Гершунский, Г. Б. Корнетов, Д. С. Лихачев и др.), акмеологический (А.А.Деркач, В. Н. Максимова, Н. М. Полетаева, С. Е. Шишов и др.).

Методы исследования:

— теоретический анализ современной научной литературы и документальных материалов по теме эксперимента;

— теоретический анализ и синтез закономерностей и принципов, лежащих в основе развития и внедрения новых форм, приемов и методов воспитания с учетом специфики развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования;

— формирующий эксперимент: изучение и обобщение опыта создания туристско-краеведческих клубов, объединенийметоды аналогии, экспертной оценки, моделирования, анкетирования, бесед и т. д.

Этапы исследования:

Исследование осуществлялось с 2005 по 2009 год и включало четыре этапа, связанных с деятельностью соискателя в системе государственных и общественных учреждений.

Первый этап — практический (2005;2006). Накопление практического опыта. Изучение специальной литературы, осмысление специфики развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования.

Второй этап — аналитический (2006;2008). Анализ существующей практики занятий детей туризмом и спортом в Москве. Определение требований к формируемой модели развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования.

Третий этап — организационный (2008;2009). Моделирование организационных структур развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования. Корректировка, регулирование модели.

Четвертый этап — обобщающий (2009). Систематизация, обработка, и теоретическое обобщение полученных данных и результатов эксперимента, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выявлены современные особенности развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, характеризующиеся состоянием окружающей среды (рост заболеваний среди детей), социальными условиями (рост преступности в молодёжной среде, наркомании, утрата нравственных ценностей т.д.), экономическими условиями (снижение уровня жизни, снижение государственной гарантии в финансировании образовательных учреждений и др.) и определяющие структуру педагогических условий в формировании у подрастающего поколения здорового образа жизни, социальной зрелости.

2. Разработана педагогическая модель развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, раскрывающая его структуру, содержание, формы и методы обучения и управления, в частности структура процесса обучения представленная по видам туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования, включает в себя целеполагание (формирование здорового образа жизни, нравственных ценностей, подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессиональной деятельности), содержание обучения (учебные программы туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования), последовательное, поэтапное усложнение видов туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования (различающиеся по возрасту, уровню умений знаний и навыков, опыту туристской деятельности), контроль за усвоением содержания туристско-краеведческой деятельности.

3. Осуществлён отбор содержания учебного материала для развития физической культуры обучающихся с учётом выявленных критериев: учёт возрастных особенностейучёт экологических условийпреемственность туристской, туристско-краеведческой и спортивной деятельности на различных этапах и уровнях её усвоения и др.

4. Выявлены педагогические условия эффективного развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования: в том числе а) обеспечение теоретической подготовки, направленной на обеспечение валеологической грамотности и устойчивой мотивации здорового образа жизниб) реализация практической подготовки, способствующей развитию готовности обучающихся к пропедевтическому моделированию и ведению здорового образа жизни, самосовершенствованию и здоровьеформирующему образованиюв) осуществление педагогической практики в разновозрастных коллективах, закрепляющих готовность к развитию физической культурыг) акмеологическое сопровождение обучающихся, поддерживающее стремление к целесообразному прогнозу принимаемых решений, личностному, профессиональному, физическому и духовному самосовершенствованиюд) системный мониторинг качества развития физической культуры, включая анализ успешности обучающихся в непрерывном здоровьеформирующем образованиие) методическое обеспечение процесса развития физической культуры обучающихся, основанное на авторских интегративных программах.

Теоретическая значимость исследования: определено и теоретически обосновано содержание процесса развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, включающее взаимообусловленность теоретической и практической подготовки, а также акмеологическое сопровождение обучающихсяобоснованы методологические подходы к интеграции естественнонаучных, гуманитарных, общепрофессиональных и прикладных знаний о человеке как носителе культуры здоровья, как базисной основы в развитии физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельностиразработаны новые подходы к понятию физической культуры, которая определяется как нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее полноценное выполнение человеком трудовых, социальных и биологических функций.

Практическая значимость исследования:

— внедрено разработанное положение о развитии физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности — образовательном процессе нового типа, в качестве экспериментальной площадки, показана роль преподавателя в валеологическом сопровождении;

— разработан специальный курс и примерная учебная программа туристско-краеведческо-спортивной направленности «Развитие физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования" — разработаны и апробированы критерии и показатели эффективности развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности на основе стратегии непрерывного здоровьеформирующего образования.

Таким образом, практическая значимость исследования заключается в том, что: разработана, научно обоснована, экспериментально проверена и внедрена в практику развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности система методического обеспечения для целей дополнительного здоровьеформирующего образования.

Достоверность полученных результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, продолжительностью экспериментальной работы, в процессе которой был достигнут определённый эффект туристского мастерства воспитанников и созданы организационно-функциональные модели, обеспечивающие развитие физической культуры обучающихся в системе дополнительного туристского образования.

На защиту выносятся:

1. Особенности развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования, характеризующиеся состоянием окружающей среды, социальными и экономическими условиями.

2. Педагогическая модель развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, рассматривающая культуру здоровья, как жизненно необходимое качество личности любого человека, включающая в себя валеологическую грамотность, готовность к моделированию и ведению здорового образа жизни, самосовершенствованию (самомотивация, самопознание и самокоррекция в единстве физическогопсихического, социального и духовно-нравственного развития) и являющаяся профессионально значимой составляющей для педагога физической культуры, который в непрерывном дополнительном здоровьеформирующем образовании становится идеологом развития культуры здоровья в учреждениях дополнительного образования, восполняя функции просвещения, стимулирования и поддержания процессов двигательной самоорганизации личности, здоровьеформирующей среды в своем коллективе, что обеспечивается введением факультативов и секций, психолого-валеологического сопровождения обучающихся с акмеологической направленностью на успех и мотивацию здорового образа жизни.

3. Структура учебного процесса туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования, обеспечивающая интеграцию естественнонаучных, гуманитарных, общепрофессиональных и прикладных знаний, основой которых служат системно-синергетический, личностно-деятельностный и аксиологический подходы, которые обеспечивают фундаментализацию развития физической культуры, поднимая процесс дополнительного образования на более высокий уровень научно-методического обобщения и предоставляя возможность моделировать индивидуальные программы здорового образа жизни с учётом общих закономерностей развития биопсихосоциальных систем. Инновационность организации учебного процесса обеспечивается на основе непрерывного здоровьеформирующего дополнительного образования с использованием специальных курсов, индивидуальных программ обучения, интеграции естественнонаучных, гуманитарных, общепрофессиональных и прикладных знаний, межпредметных связей, интегративных моделей и комплекса по медико-биологическим и психолого-педагогическим дисциплинам.

4. Совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования, основанных на повышении валеологической грамотности и устойчивой мотивации здорового образа жизнипропедевтическом моделировании здорового образа жизниакмеологическом сопровождении обучающихся и системном мониторинге качества развития физической культуры, включая анализ успешности обучающихся в непрерывном здоровьеформирующем образовании.

Экспериментальная база исследования: общественные объединения, внешкольные и внеучебные учреждения физкультурно-спортивной направленности, совместно с районными органами власти и комитетами территориального общественного самоуправления по месту жительства и отдыха населения.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику: при разработке и реализации учебных программ и рекомендаций по их изучению для воспитанников туристско-краеведческих клубов, тренеров-преподавателей, туристских организаторов школ, слушателей городских и окружных семинаров по повышению туристской квалификациипри подготовке и публикации материалов исследования. В частности результаты научно — педагогического исследования были внедрены в систему дополнительного образования интегрированного Центра образования № 118 г. Москвы и муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школы № 12» Сергиево-Посадского района Московской области.

Основные положения, выводы и результаты проведенного исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях. Материалы диссертационной работы использовались в процессе чтения учебного курса «Туристско-краеведческая деятельности в системе дополнительного образования». Содержание диссертации изложено в пяти статьях, в том числе одна статья опубликована в журнале, рекомендованном ВАК.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность исследованной проблемы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования. Излагаются положения, выносимые на защиту, данные апробации работы и внедрение результатов в практику.

В первой главе «Теоретические аспекты развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования» рассматриваются: особенности и специфика развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельностисущность и особенности современных педагогических инновацийуправление развитием физической культуры обучающихся на основе научных теорий мотивации. Анализ строится на оценке противоречий, недостатков и трудностей современного этапа дополнительного образования, т.к. система дополнительного образования не может противостоять требованию перемен в то время, когда вся система социальных отношений меняется. Формулируется вывод о том, что изменения, возникающие в самой системе и проникающие в нее извне, закономерны. Выделяются направления развития педагогической среды и особенности педагогического коллектива по развитию физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, взаимозависимость задач членов коллектива, различия в представлениях и ценностях.

Вторая глава «Педагогическая модель развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности» посвящена разработке: содержания и организации педагогической мотивационной среды в процессе развития физической культуры обучающихся в рамках туристско-краеведческой деятельностиметодов включения обучающихся в инновационный процесс развитияпедагогических условий полноценного развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности. С этой целью рассматриваются структура педагогической модели управления развитием физической культуры обучающихся в детских спортивных туристско-краеведческих клубах, совокупность педагогических условий полноценного развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельностианализируется необходимость учитывать индивидуальные психолого-физиологические особенности личности в процессе развития физической культуры обучающихся.

В заключении сформулированы практические рекомендации, касающиеся развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности.

Выводы по главе 2 1. Несмотря на позитивные тенденции в организации массового детско-юношеского спорта, необходимо констатировать тот факт, что до настоящего времени в стране не выработана государственная политика в области детского спорта и туризма как на уровне федеральных органов управления, так и в субъектах Российской Федерации. Кроме того, имеются нерешенные вопросы нормативно-правового и организационного характера, сдерживающие дальнейшее развитие системы детско-юношеского спорта и туризма. В настоящее время законодательство Российской Федерации не гарантирует в полном объёме предоставление за бюджетный счёт (муниципальный, государственный) услуг по организации занятий и обучению детей и молодёжи в сфере физической культуры, спорта и туризма. Непринятие мер программно-целевого характера, в том числе должного финансирования для развития детско-юношеского спорта и туризма, законодательно-нормативного и научно-методического обеспечения деятельности учреждений спортивной и туристской направленности повлечет за собой ряд негативных последствий социально-экономического характера, в том числе: рост неудовлетворенности населения в реализации потребностей по физическому воспитанию детей и, соответственно, рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности и дифференциацией качества предоставляемых услуг для различных слоев населения в сфере детско-юношеского спортапродолжение роста заболеваемости детей, в т. ч. хронических заболеваний и инвалидности, резкое снижение репродуктивных возможностей молодежипродолжение роста алкоголизации и наркозависимости подростков и молодёжи, роста преступностиотток из сферы физической культуры и спорта квалифицированных специалистовснижение эффективности подготовки спортивного резерва, стагнацию спорта высших достижений.

2. Приоритетными направлениями в развитии физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования являются: совершенствование материально-технической базы, кадрового, методического обеспечения физического воспитания и детско-юношеского туризма и спорта в образовательных учрежденияхсоздание условий для развития детско-юношеского спорта и туризма по месту жительстваразвитие детско-юношеского спорта и туризма в физкультурно-спортивных организациях различных организационно-правовых форм в системе дополнительного образования.

3. В нашей модели развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой следует развести и систематизировать условия мотивационной среды, чтобы можно было более четко представить весь спектр условий, влияющих на мотивацию личности. Стоит выделить четыре группы условий. Первая группа: организационные — условия — все документы, которые регламентируют деятельность ребенка в учреждении дополнительного образованиявторая группа: гигиенические условия, к которым относятся бытовые условия и возможности безопасности и охраны здоровья и жизнедеятельноститретья группа: стимулирующие — условия, которые подразумевают наличие в учреждении дополнительного образования системы стимулирования, влияющей на положительную мотивацию личностичетвертая группа: профессионально-трудовые — условия, которые расширяют возможности профессионального роста в будущем и получение дополнительных квалификаций и специальностей за счет учреждения дополнительного образования. К ним относится материально — техническое обеспечение образовательного процесса, возможности диагностического обследования учащихся, выдача методической литературы, возможность повысить свой спортивный разряд и категорию и др.

4. Анализ деятельности учреждения дополнительного образования детей показал, что, как правило, педагогические технологии формируются ситуативно и многие педагоги используют их, опираясь только на свой опыт, без знания педагогической теории. Между тем педагогические технологии в учреждениях дополнительного образования предполагают гибкие изменения традиционных форм и способов педагогической деятельности, позволяющие не «воздействовать» или «влиять», а поддерживать тенденции развития физической культуры обучающихся.

5. По результатам исследования нами предложена концепция непрерывного развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования, обосновывающая необходимость охвата всех уровней образования от дошкольного до постдипломного (как формального, так и неформального) процессами развития и совершенствования культуры здоровья в единстве всех его компонентов (физическое, психическое, социальное, духовно-нравственное), и показывает интегративную роль педагога физической культуры в сохранении и укреплении здоровья нации не только за счёт формирования двигательной самоорганизации личности, но и посредством просвещения, стимулирования и поддержки процессов физического самосовершенствования человека на всех этапах жизненного пути.

6. Для реализации концепции разработана педагогическая модель развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в мегаполисе. В предложенной модели культура здоровья рассматривается, как жизненно необходимое качество личности любого человека. При этом педагогическая модель включает в себя валеологическую грамотность, готовность к моделированию и ведению здорового образа жизни, самосовершенствованию (самомотивация, самопознание и самокоррекция в единстве физического, психического, социального и духовно-нравственного развития) и являющуюся профессионально значимой составляющей для педагога физической культуры, который в непрерывном дополнительном здоровьеформирующем образовании становится идеологом развития культуры здоровья в учреждениях дополнительного образования восполняя функции просвещения, стимулирования и поддержания процессов двигательной самоорганизации личности, здоровьеформирующей среды в своем коллективе, что обеспечивается введением факультативов и секций, психолого-валеологического сопровождения обучающихся с акмеологической направленностью на успех и мотивацию здорового образа жизни.

7. При разработке структуры учебного процесса туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования, обеспечивающую интеграцию естественнонаучных, гуманитарных, общепрофессиональных и прикладных знаний нам потребовалось выявить сущность понятия «качество здоровья человека». При этом мы установили, что в нем является важным адаптация человека к изменяющимся условиям существования, при этом данная дефиниция включает четыре составляющих качества здоровья человека: физическое качество (мобильность, физическое здоровье, соматический комфорт, функциональные параметры) — психическое качество (психическое здоровье, удовлетворенность, покой, радость) — социальное качество (семейные, культурные рабочие, экономические отношения) — духовное качество (нравственность, смысл жизни, цели, ценности, различия). В разработанной нами педагогической модели развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, в основе лежит социальное культурное содержание здоровья, целью является психологическое понимание роли здоровья в личностном психологического микроклимата образовательного учреждения на всех уровнях.

9. Нами выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования: а) обеспечение теоретической подготовки, направленной на развитие валеологической грамотности и устойчивой мотивации здорового образа жизниб) реализация практической подготовки, способствующей развитию готовности обучающихся к пропедевтическому моделированию и ведению здорового образа жизни, самосовершенствованию и здоровьеформирующему образованиюв) осуществление педагогической практики в разновозрастных коллективах, закрепляющих готовность к развитию физической культурыг) акмеологическое сопровождение обучающихся, поддерживающее стремление к целесообразному прогнозу принимаемых решений, личностному, профессиональному, физическому и духовному самосовершенствованиюд) системный мониторинг качества развития физической культуры, включая анализ успешности обучающихся в непрерывном здоровьеформирующем образованиие) методическое обеспечение процесса развития физической культуры обучающихся, основанное на авторских интегративных программах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках исследования определено и теоретически обосновано содержание процесса развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, включающее взаимообусловленность теоретической и практической подготовки, реализуемой в виде педагогической модели развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в условиях мегаполиса. Модель содержит структуру, содержание, формы, методы обучения и управления. На основании материалов внедрения модели и их обсуждения выявлено следующее.

Опрос учителей физической культуры школ г. Москвы и педагогов туристско-краеведческой деятельности показал, что: 64,2% респондентов решению оздоровительной задачи отвели первое ранговое место. В то же время, незначительное число педагогов умеют применять средства и методы качественного решения оздоровительной задачи в процессе туристско-краеведческой деятельности- 25,7% из них не знают адекватных средств, 24,9% - методов решения данной задачи, что свидетельствует о недостаточной профессиональной подготовленности части педагоговакцент в определении эффективности развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, по-прежнему ставится на двигательный компонент (выполнение нормативов физической подготовки) личности школьников и совершенно не учитывается интеллектуальный компонент (теоретические знания). Теоретические сведения сообщают «регулярно» — 45,1% педагогов, «часто» — 24,8%, «редко» — 30,1%. Контроль знаний осуществляют менее 40,0% педагогов.

Выявлена взаимосвязь знаний, формируемых на личностно-ориентированных занятиях туристско-краеведческой деятельностью и валеологии с содержанием двигательной активности и здоровым образом жизни, что выразилось в:

— формировании положительного мотивационного отношения школьников к практическим урокам физической культуры, о чем свидетельствует высокий процент их посещаемости — 94,4%, уроки нравятся — 88,8%, понимают оздоровительное значение аэробных циклических упражнений — 66,7%.

— увеличении количества учащихся, выполняющих утреннюю гимнастику, занимающихся в спортивных секциях. Это позволило в совокупности с часом «Здоровья» школьникам экспериментальных групп набрать физиологически обоснованную норму двигательной активности: 5 класс — 10,2 часа- 7 класс — 11,1 часа- 9 класс — 8,75 часа. У школьников контрольных групп этот показатель составил — 7,9- 7,5 часа и 7,95 часа соответственно, что явно недостаточно для поддержания должного уровня здоровья в экологически неблагоприятных условиях проживания.

Теоретически установлено и экспериментально доказана эффективность методики развития физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности физического и психического здоровья школьников. Эффект выразился в высоком качестве обучения, повышенном уровне умственной и физической работоспособности, улучшенном психическом состоянии, меньшем количестве дней пропущенных по болезни школьниками экспериментальных классов.

Осуществлён отбор содержания учебного материала для развития физической культуры обучающихся с учётом выявленных критериев: учёт возрастных особенностейучёт экологических условийпреемственность туристской, туристско-краеведческой и спортивной деятельности на различных этапах и уровнях её усвоения и др. Обоснованы методологические подходы к интеграции естественнонаучных, гуманитарных, общепрофессиональных и прикладных знаний о человеке как носителе культуры здоровья, как базисной основы в развитии физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности.

Обоснованы новые составляющие понятия физической культуры подрастающего поколения, которые определяются как нормальное психосоматическое состояние подростка, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее полноценное выполнение ребенком учебных, социальных и биологических функций.

Эффективность системы развития физической культуры в учреждениях дополнительного образования на современном этапе социального развития возможно только при здоровьеформирующей направленности содержания, которая проявляется в усилении методологической компетентности, прогностических приемов изучения материала с систематическим включением обучающихся в процесс здоровьеформирующей деятельности на базе учреждений дополнительного образования, работающих в сфере туристско-краеведческой деятельности.

Здоровьеформирующее образование является непрерывным процессом развития культуры здоровья человека, направленным на расширение знаний о здоровом образе жизни, овладение умениями и навыками здоровьеформирующей деятельности, выполняющей превентивную, прогностическую и моделирующую функции и обеспечивающей не только сохранение, но восстановление и укрепление здоровья обучаемых.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов // Науч. ред. И. В. Зорин. — М., 1997.- Вып. 1. — С.402.
  2. С.С. Туризм во внешнеэкономических связях России/ С. С. Алабян, JI.C. Алабян // Российский внешнеэкономический вестник. -2008. -№№ 7 и 8. С. 47−52
  3. А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма/ А. Ю. Александрова- А. Ю. Александрова // Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика. -2007. -№ 5. С. 43−62
  4. Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем //Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. М., 1994. — С. 11−13.
  5. Е.В. Финансирование развития экологического туризма в России, как возможность пополнения доходной части бюджета / Е. В. Алексеева // Экономика природопользования: Обзор, информ. /ВИНИТИ. -2007. -№ 1. С. 114−125
  6. В.В. Совершенствование экономического механизма в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рынку/ Владимир Владимирович Алешин- Моск. гос. ун-т. -М.: ТЕИС, 1999.-136 с.
  7. Н.Р. Неиспользованные возможности Азербайджана в гостиничном бизнесе/ Н. Р. Алиева // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 4. С. 7−9
  8. А. Актуальные проблемы туризма в Азербайджане/ А. Алирзаев, Е. Мамедов // Общество и экономика. -2008. -№ 3−4. С. 252−254
  9. М.М. Рекреационно-ориентированный сектор экономики как отрасль национальной экономики России/ М. М. Амирханов // Инновации. -2009. -№ 5. С. 22−25
  10. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 195 с.
  11. В.В. Оценка масштабов туризма и его влияния на экономику Краснодарского края/ В. В. Андреев, Ш. Д. Совмен, Е. Н. Хилько // Вопросы статистики. -2008. -№ 4. С. 33−41
  12. Аттестация и государственная аккредитация учреждений физкультурно-спортивной направленности системы дополнительного образования детей: метод, рек./ Под ред. И. И. Столова. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Совет, спорт, 2007.-98 с.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. — 265с.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 157 с.
  15. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4, с. 2 7.
  16. , В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 1. — С. 10−16.
  17. , В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 1. -С. 10−16.
  18. А. Агротуризм в Башкортостане/ А. Барлыбаев // Экономика сельского хозяйства России. -2009. -№ 3. С. 81−83
  19. JI.B. Перспективная программа стандартизации в области туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания на 20 082 011 гг./ J1.B. Баумгартен // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 3. С. 16−18
  20. Н.А. Договор на оказание туристских услуг с точки зрения потребителя/ Н. А. Беляева // Туризм: право и экономика. -2007. -№ 3. С. 43−45
  21. Е.И. Оценка эффективности прогнозных проектов развития туризма/ Е. И. Богданов, А. Е. Корнеев // Экономика и управление. -2007. -№ 3. С. 64−66
  22. В.Э. Здоровье как базовая ценность в сознании и быту российского населения/ В. Э. Бойков // Социология власти. -2009. -№ 2. С. 26−37
  23. В.А. Вопросы правового регулирования предоставления медицинских услуг на курорте/ В. А. Борисенко, О. Н. Михайлова // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 3. С. 30−32
  24. Д. Дети в Москве : Путеводитель «Афиши"/ Д.Варденбург. -М., 2002.-214 с.
  25. , М.Я. Направленное использование физических нагрузок как фактор управления профессиональной работоспособности студентов / М. Я. Виленский, В. П. Русанов // Теория и практика физической культуры. -1977.-№ 6.-С. 44−46.
  26. , М.Я. Направленное использование физических нагрузок как фактор управления профессиональной работоспособности студентов / М. Я. Виленский, В. П. Русанов // Теория и практика физической культуры. -1977.-№ 6.-С. 44−46.
  27. П.А., Жолдак В. И., Камалетдинов В. Г. Туризм и здоровый образ жизни // Основы физической культуры: Учеб.пособие. -Челябинск. 1997. Ч. 4.
  28. М.В., Владиславлев П. А. Система образования в европейских странах СЭВ. М., 1989. — 122 с.
  29. Н.А. Роль органов местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта/ Н. А. Власова, В. К. Сюсько. -М.: Знание России, 2001.-182 с.
  30. М. Некоторые правовые проблемы содержания правоотношений по реализации туристского продукта/ М. Войкина // Хозяйство и право. -2007. -№ 9. С. 103−108
  31. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. -М.: Изд. АПНРСФСР. 1956. 519 с.
  32. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. — 268 с.
  33. Н.А. Институциональные проблемы рекреационного туризма/ Н. А. Гаврильчак, Е. В. Печерица, Е. Е. Шарафанова // Инновации. -2009. -№ 5. С. 26−28
  34. И.Н. Особенности производства следственных действий с участием иностранцев/ И. Н. Горбатенков, А. А. Сизов // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 3. С. 20−23
  35. Н.Ю., Дежина Д. П. К вопросу о формировании системы гарантий прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации/ Д. П. Дежина // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 2. С. 26−29.
  36. А.В. К вопросу о роли туризма в социально-экономической жизни страны/ А. В. Денисенко // Труд и социальные отношения. -2009. -№ 5. С. 145−149
  37. Детско-юношеский и студенческий спорт в России: (материалы парламент, слушаний, 14 апр. 1998 г.) / Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации, Ком. Гос. Думы по туризму и спорту — под общ. ред. Гуськова С. И. -М., 1998.-64 с.
  38. , Ю.И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 189 с.
  39. , Ю.И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  40. В.Е. Правовое регулирование отношений в туристской деятельности/ В. Е. Егоров // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 3. С. 24−27
  41. Е.К. Феномен туризма/ Е. К. Егоров // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2009. -№ 1. С. 40−44
  42. М.И. Государственное регулирование социально-экономического развития сферы физической культуры и спорта в регионе : Автореф. дис.. канд. экон. наук/ М. И. Езаов. -М., 2005.-26 с.
  43. А.Н. Транспортная составляющая туризма/ А. Н. Жижаев, Г. В. Мохова // Вестник транспорта. -2008. -№ 10. С. 34−36
  44. Д.А. Государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг/ Д. А. Жмулина // Современное право. -2009. -№ 1.-С. 55−59
  45. М.Н. Государственное регулирование туризма в России и за рубежом: модели, принципы и методы/ М. Н. Забаева // Менеджмент в России и за рубежом. -2009. -№ 2. С. 89−98
  46. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. Учебное пособие. СПб., 1995, 234 с.
  47. И. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа: балльный метод оценки: Краснод. край./ И. Захарова // Проблемы теории и практики управления. -2008. -№» 9. С. 24−30
  48. А.Б. Прогнозирование финансового обеспечения туристской деятельности в регионе/ Здоров А.Б./ А. Б. Здоров // Региональная экономика: теория и практика. -2007. -№ 10. С. 105−107.
  49. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. М., 1997. — 265 с.
  50. И.В. Образование и карьера в туризме: Учебное пособие — Москва: Советский спорт, 2000, 224 с.
  51. И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования: Монография. Москва: Советский спорт, 2001, — 264 с.
  52. И.В., Кальней B.C., Савельев К. С. Социальный туризм -развитие нового экономического пространства. Социально-экономические аспекты. // Дополнительное образование. № 2. — 2000. — С. 29−30.
  53. И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристических терминов. Москва — Афины. 1994. — 407 с.
  54. И.В. Новое в законодательстве о туристской деятельности/ И. В. Зыкова // Туризм: право и экономика. -2007. -№ 3. С. 28−37.
  55. Иностранный туризм в Беларуси в 2007 году // Статистика СНГ /Межгосударственный статистический комитет СНГ. -2008. -№ 11. С. 5560
  56. Иностранный туризм в Казахстане в 2006 году // Статистика СНГ /Межгосударственный статистический комитет СНГ. -2007. -№ 13. С. 4352
  57. Иностранный туризм в Казахстане в 2007 году // Статистика СНГ /Межгосударственный статистический комитет СНГ. -2008. -№ 21. С. 9197
  58. Иностранный туризм в России в 2006 году // Статистика СНГ /Межгосударственный статистический комитет СНГ. -2007. -№ 17. С. 1829 Табл.
  59. Иностранный туризм в России в 2007 году // Статистика СНГ /Межгосударственный статистический комитет СНГ. -2008. -№ 15. С. 716
  60. Иностранный туризм в Таджикистане в 2006 году // Статистика СНГ /Межгосударственный статистический комитет СНГ. -2007. -№ 9. С. 1928
  61. JI.E. Государственное управление в сфере туризма: отраслевые принципы/ JI.E. Калинина // Туризм: право и экономика. -2007. -№ 2. С. 4−9
  62. JI.E. Государственное управление туризмом: традиционно вместе со спортом?/ JI.E. Калинина // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 3. С. 18−20
  63. В.В. О проблемах законодательного обеспечения развития Кавказских Минеральных Вод/ В. В^ Калугин // Пробелы в российском законодательстве. -2008. -№ 2. С. 57−58
  64. В.А. Взаимодействие межшкольных УПК и промышленных предприятий в экономическом воспитании учащихся. В сб. «Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. — М., 1986. 158 с.
  65. Камилова 3. Агротуризм альтернативный путь развития сельских территорий/ 3. Камилова, С. Лайапанов // АПК: экономика, управление. -2008. -№ 4. — С. 35−36
  66. В.А. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 1. — 286 с.
  67. В.А. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 5. — 248 с.
  68. В.А. Новые цели и функции туризма // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 3. -384 с.
  69. В.А. Социальный туризм // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 2. — 256 с.
  70. В.А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. -М., 1997. 75 с.
  71. В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: Зарубежный опыт. — М., 1990. 80 с.
  72. В.А., Зорин И. В., Чепик В. Д. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Рекреация и туризм»: Проект // Актуальные проблемы туризма.-М., 1997.-Вып. 1.
  73. В. А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России: Из опыта образовательных учреждений социального туризма: 1987−1997 гг.-М., 1997.-212 с.
  74. Ю. Тихоокеанская Россия: глобальные проблемы и человеческие отношения/ Ю. Козлов // Российская Федерация сегодня. -2008.-№ 4.-С. 11−13
  75. Конкурентоспособность и потенциал кластеризации отраслей экономики Иркутской области/ М. В. Винокурова // ЭКО. -2006. -№ 12. С. 73−91
  76. Концепция проекта федерального закона «О спортивной подготовке» // Сборник официальных документов и материалов / Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре, спорту и туризму. -2007. -№ 8. С. 42−47
  77. Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации // Вестник Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российский Федерации. -2008. -№ 3. С. 45−57
  78. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года: Одобрена распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29 окт. 2002 г. № 1507-р. -М., 2004.
  79. П.А. Туристская индустрия России: достичь мировых стандартов/ П. А. Котов // Национальные проекты. -2008. -№ 7−8. С. 44−47
  80. В.В. Методология педагогического исследования. — Самара: Изд СамГПИ, 1994. — 165 с.
  81. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  82. Н.Д., Кочевник Н. И. Научные основы составления программ развития образования. Новгород: НРЦРО, 1996. — 32 с.
  83. Н.Н. Основные направления развития потребительского рынка страны/ Н. Н. Кузнецова // Федеральный справочник. Политика. Экономика. Управление: Государство и бизнес. -М., 2008. -вып. 4.: январь-декабрь 2008 г: январь-декабрь 2008 г. С. 243−252
  84. Курнешова J1.E. Социально-психологические основы построения региональной программы развития образования (на примере столичного образования). М.: Изд-во «Институт практического психолога" — Воронеж.- 112 с.
  85. А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч. 2. Таллин, 1976. — 227 с.
  86. Н.Н. Основы психологических знаний: Учебное пособие для студентов, изучающих курс «Основы психологии и педагогики». М., 1997.-295 с.
  87. Н.Н. Психология менеджмента: Практикум по курсу «Основы психологии и педагогики». — М., 1998. 235 с.
  88. B.C. и др. Управление школой: теоретические основы и методы. М.: ЦСиЭИ, 1997. С. 17, 52−57.
  89. О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1992.
  90. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. -М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  91. Е.А. Развитие страховых отношений в сфере туризма/ Е. А. Линовицкий // Туризм: право и экономика. -2007. -№ 3. С. 18−20
  92. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, С. 10 -15.
  93. , Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 6. — С. 10−15.
  94. О.В. Устойчивость развития туризма в условиях глобальной нестабильности/ О. В. Лысикова // Социальная политика и социология. -2009. -№ 1. С. 98−111
  95. A.M. Основы теории и методики физической культуры.- 2-е изд. М.: Б.и., 2001. — 276 с.
  96. A.M. Основы теории и методики физической культуры. -2-е изд. -М.: Б.и., 2001.
  97. Д. Использование экономических теорий в практике международного туризма/ Д. Манева // Труд и социальные отношения. -2008. -№ 7. С. 155−164
  98. С. Развивать агротуризм на Юге России/ С. Маркин, Е. Маркина // Экономика сельского хозяйства России. -2008. -№ 12. С. 55−58
  99. , Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. СПб.: Лань, 2004.
  100. , Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. СПб.: Лань, 2004.
  101. В.А. Социальный туризм как инновация/ В. А. Михайлов, Н. Н. Константинова // Инновации. -2009. -№ 5. С. 32−35
  102. Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: Сб. докл. и выступлений. -М.: Логос, 2002.-252 с.
  103. К.Л. Край с большим инвестиционным потенциалом : Ханты-Манс. авт. округ Югра./ К. Л. Морозов // Национальные проекты. -2008. -№ 11.-С. 20−21
  104. Е. Идентичность в системе концептов туризма (межкультурный коммуникативный аспект)/ Е. Мошняга // Власть. -2009. -№ 2. С. 50−53
  105. Е.В. Межкультурная коммуникация в системе международного туризма в условиях глобализации/ Е. В. Мошняга // Социальная политика и социология. -2008. -№ 3. С. 289−308
  106. Л.И. Россия на мировом рынке туристических услуг/ Мудрова Л.И./ Л. И. Мудрова, А. Ю. Литовченко // Региональная экономика: теория и практика. -2008. -№ 2 (59). С. 68−72
  107. В.Л. Выступление министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации В.Л. Мутко на коллегии Департамента физической культуры и спорта г. Москвы/ В. Л. Мутко // Спорт: экономика, право, управление. -2009. -№ 1. С. 2−4
  108. В.Л. Соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии физической культуры и спорта : Автореф.. канд. экон. наук/ В. Л. Мутко. -СПб., 2006.-21 с.
  109. В.В. Приумножаем Байкайльский капитал : Респ. Бурятия./ В. В. Наговицын // Вестник Совета Федерации. -2009. -№ 6. С. 28.37
  110. Новеллы законодательства о туристской деятельности в Российской Федерации/ И. В. Зыкова // Адвокат. -2007. -№ 4. С. 77−87
  111. Нормы вступления в силу международных договоров/ В. Я. Суворова // Туризм: право и экономика. -2006. -№ 6. С. 40−43
  112. Л.Б. Современные тенденции формирования туристско-рекреационного спроса населения/ Л. Б. Нюренбергер // Труд и социальные отношения. -2009. -№ 6. С. 34−37
  113. О мерах по развитию и популяризации в России здорового образа жизни и массовых занятий физической культурой и спортом: Информ./ М-во образования и науки Рос. Федерации. -М, 2005.-34 с.
  114. О совершенствовании двустороннего договорного законодательства России в сфере международного туризма/ А. В. Стригулина // Закон и право. -2006. -№ 1221−23
  115. Обзор устойчивого экотуризма в США (государственный департамент США) // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. -2009. -№ 2. С. 134−148
  116. А. Туристический комплекс в России: тенденции и риски/ А. Овчаров // Вопросы экономики. -2008. -№ 1. С. 108−119
  117. П. Стратегия без субъектов : о деградации рос. провинции/ П. Ореховский // Отечественные записки. -2007. -Т. 39. -№ 6. -С. 300−324
  118. Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма. Оценка рисков: по материалам Федер. агентства по туризму Рос. Федерации // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 2. С. 19−24
  119. Основные направления совершенствования нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта до 2005 года: Прил. к решению коллегии Госкомспорта от 28 мая 2003 г. № 4/1. -М., 2004.
  120. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сб. нормат. и метод, материалов для доп. образования детей/ Науч. ред. Бруднов А. К. -М.: Владос, 2000.-542 с.
  121. Отдых с детьми: детские лагеря и дома отдыха- центры, клубы, театры, музеи- зарубежный туризм- образовательные программы: Справ. -М: Радуга, 1999.-80 с.
  122. Г. П. Транспортные будни российского туризма/ Г. П. Пилипенко // Национальные проекты. -2008. -№ 6. С. 28−30
  123. E.JI. Интервью с начальником правового управления Федерального агентства по туризму, кандидатом юридических наук E.JI. Писаревским/ E.JI. Писаревский- беседовал А. А. Оводов // Туризм: право и экономика. -2007. -№ 2. С. 2−4
  124. E.JI. Система обеспечения безопасности туризма и государственная политика в области безопасности туризма. Правовой аспект/ E.JI. Писаревский // Туризм: право и экономика. -2007. -№ 3. С. 815
  125. А. Пятнадцать нянь, а дитя без глазу : Правительств, час посвящ. молодеж. политике./ А. Платошкин // Российская Федерация сегодня. -2009. -№ 11. С. 14−15
  126. Д.А. Прогнозирование развития туризма в Краснодарском крае до 2012 г.: методология и результаты расчетов/ Плеханов Д.А./ Д. А.
  127. Плеханов II Региональная экономика: теория и практика. -2008. -№ 5 (62). -С. 71−76
  128. М.Р. ГАТС и правовое регулирование международных туристских услуг/ М. Р. Плиева // Московский журнал международного права. -2007. -№ 4. С. С. 50−62
  129. М.Р. Национально-правовое и международно-правовое регулирование оказания международных туристических услуг/ М. Р. Плиева // Право и государство: теория и практика. -2007. -№ 582−88. -ISSN 1815−1337
  130. Плюсы и минусы вступления России в ВТО/ Н. Ю. Горный // Туризм: право и экономика. -2006. -№ 6. С. 44−45
  131. Е.В. Международный туризм: методические подходы исследования/ Поклонова Е.В./ Е. В. Поклонова // Региональная экономика: теория и практика. -2007. -№ 18 (57). С. 82−90
  132. Поступления (доходы) и расходы по иностранному туризму в Украине в 2006 году // Статистика СНГ /Межгосударственный статистический комитет СНГ. -2007. -№ 16. С. 103−106
  133. Поступления (доходы) и расходы по иностранному туризму в Украине в 2007 году // Статистика СНГ /Межгосударственный статистический комитет СНГ. -2008. -№ 15. С. 17−22
  134. Правовая природа договора возмездного предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации/ JI.K. Садардинова // Туризм: право и экономика. -2006. -№ 6. С. 36−39
  135. Проблемы совершенствования законодательства в сфере сохранения памятников культуры/ Г. Семенова- Ком. Гос. Думы по культуре и туризму, о нем //Культура: управление, экономика, право. -2007. -№ 1. С. 2−4
  136. И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования: Автореф. дисс. док. пед. наук. СПб., 1998. — 34 с.
  137. Ю.Б. Развивающееся социально-педагогическое пространство т условие развития образования региона /Под ред. Ю. В. Васильева, А. М. Новикова. М, 1994.-211 с.
  138. Развитие образования в регионе /Редкол. Н. Д. Иванов и др. -Новгород: ИПКиПРО, 1993. 57 с.
  139. Развитие туризма в Сибири/ Ю. Б. Протопопова // ЭКО. -2007. -№ 5. -С. 166−174
  140. Развитие экотуризма // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. -2008. -№ 5. С. 3−108
  141. Jl. Капиталовложения в космический туризм: физические и медицинские аспекты исследований/ Л. Раткин // Инвестиции в России. -2009. -№ 2. С. 40−43
  142. Регион: политика, культура, образование. Екатеринбург, 1994. — 191 с.
  143. Реестр действующих и разрабатываемых региональных целевых программ развития туризма в субъектах Российской Федерации // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 3. С. 12−15
  144. Н.И. Управление развитием муниципальной системы образования в сверхкрупном городе на примере Санкт-Петербурга: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 265 с.
  145. П.А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире: Орг.-упр., фин. и норматив.-правовые проблемы/ П. А. Рожков. -М.: Совет, спорт, 2002.-256 с.
  146. С.А. Использование мирового опыта государственно-частного партнерства в России/ С. А. Рожкова // ЭКО. -2008. -№ 2. С. 104 112
  147. Российский внутренний туризм: основные тенденции развития: (на примере Карелии)/ Т. В. Морозова, С. Г. Мурина // ЭКО. -2007. -№ 5. С. 175−181
  148. Н.Ю. Инвестиции в туристско-рекреационную сферу: зарубежный опыт и потенциал российских регионов/ Н. Ю. Рудь // Мировая экономика и международные отношения. -2007. -№ 766−74. -ISSN 0131−2227
  149. Руководство к действию в кризисных ситуациях для индустрии туризма (Рекомендации Всемирной туристской организации) // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 4. С. 20−28
  150. М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Теория и практика. М.: Педобщество России, 1997.-328 с.
  151. Савченко-Бельский К. Зарубежный опыт использования аутсорсинга в развитии гостинично-туристического бизнеса России/ К. Савченко-Бельский//Международная экономика. -2008. -№ 1. С. 64−68
  152. Савченко-Бельский М. Ф. Международный опыт развития туризма в решении социальных проблем/ М.Ф. Савченко-Бельский // Международная экономика. -2009. -№ 2. С. 66−69
  153. Л.К. Гостиничные услуги/ Л. К. Садардинова // Туризм: право и экономика. -2007. -№ 1. С. 6−9
  154. А.Р. О показателях статистики туризма/ А. Р. Сараев // Вопросы статистики. -2007. -№ 9. С. 39−43
  155. B.C. В числе приоритетов : О развитии туризма в Респ. Хакасия./ B.C. Сидорчук // Вестник Совета Федерации. -2008. -№ 11. С. 78−80
  156. Н.В. Гражданско-правовое регулирование перевозки как составной части туристского продукта/ Н. В. Сирик // Современное право.2007. -№ 4. С. 16−18
  157. Л.Б. К вопросу о трансформации правовой модели услуг в сферу обслуживания/ Л. Б. Ситдикова // Юридический мир. -2008. -№ 2. -С. 50−52
  158. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.:ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 218 с.
  159. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире/ по материалам Федер. агентства по туризму Рос. Федерации // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 2. С. 15−19
  160. А.П. Устойчивое развитие муниципального образования в современных социально-экономических условиях: теория и практика вопроса/ А. П. Соколов // Местное самоуправление в Российской Федерации. -2008. -№ 12. С. 36−41
  161. Состояние и перспективы развития законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта: Материалы парламент, слушаний 22 марта 2004 г./ Сост. В.Д. Горюнов- Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации. -М., 2005.-61 с.
  162. Социальные стратегии public relations в сфере физической культуры и спорта: научное издание/ К. Ю. Крупнова. -М.: Спутник+, 2008.-90 с.
  163. Статистические данные о выезде российских граждан за рубеж за I полугодие 2008 г. // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 3. С. 9−11
  164. А.В. Взаимодействие России с региональными интеграционными объединениями по вопросам правового регулирования отношений в сфере туризма/ А. В. Стригулина // Журнал российского права. -2007. -№ 7. С. 89−102
  165. Д.П. Особенности договора оказания гостиничных услуг в сфере международного туризма/ Д. П. Стригунова // Современное право.2008.-№ 1.-С. 110−115
  166. В.Я. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации : по материалам Федер. агентства по туризму Рос. Федерации // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 2. С. 6−15
  167. Н. Туристическая отрасль страдает от плохого Интернета/ Н. Тарасенко // Туризм: право и экономика. -2006. -№ 3. С. 17−19
  168. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. А. П. Пискунова, В. Г. Воробьева. — М.: педагогика, 1979. 207 с.
  169. О.М. О развитии предприятий сферы услуг в Москве/ О. М. Тишина, Е. А. Эльканова // Вопросы статистики. -2009. -№ 4. С. 22−31
  170. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов/ В. Е. Егоров // Туризм: право и экономика. -2006. -№ 6. С. 32−35
  171. Федеральные целевые программы в сфере туризма: по материалам Федер. агентства по туризму Рос. Федерации // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 2. С. 30−32
  172. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В. А. Коваленко. -М.:Изд-во АСВ, 2000. 231 с.
  173. Ю.А. Проблемы реализации Директивы Европейского Совета и Европейского Парламента 90/314/ЕЕС о комплексных турах, путешествиях и отдыхе/ Хамова Ю. А. // Московский журнал международного права. -2007. -№ 2. С. 273−283
  174. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2000. 327 с.
  175. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2000.
  176. К.К. Конкурентоспособность региона растет : Ставроп. край./ К. К. Храмов // Вестник Совета Федерации. -2009. -№ 1−2. С. 106 109
  177. М.Б. Гостиничная услуга как вид услуги объекта гражданских прав/ М. Б. Цаликова // Туризм: право и экономика. -2007. -№ 3. — С. 16−17
  178. С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе. Известия Уральского отделения Российской академии образования «Образование и наука». — 2008. — № 5 (53). — Стр. 3344.
  179. С.Е. Качество общего образования в постиндустриальном обществе. Стандарты и мониторинга в образовании — 2008. — № 5. — С. 4356
  180. С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования. М.: Издательство НЦСиМО, 2008. — 404 с.
  181. С.Е. О федеральном компоненте государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений // Тезисыдокладов Всероссийской конференции «Измерения в педагогике». Санкт — Петербург, 1994. — С. 18 — 22.
  182. С.Е. Образовательные стандарты в контексте прав человека // Сборник научных трудов «Методологические основы разработки регионального компонента государственных образовательных стандартов». Пермь, 1996. — С. 138 — 146.
  183. С.Е. Образовательные стандарты и качество образования // Сборник научных трудов «Образовательные стандарты и контроль качества». Вологда, 1996. — С. 25 — 34.
  184. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 е., приложения.
  185. В.Р. Благоприятный инвестиционный климат залог успеха : инвестиц. приоритеты Астрах, обл./ В. Р. Щербаков // Национальные проекты. -2008. -№ 7−8. — С. 139−141
  186. Х.Ю. Концептуальные основы инновационного реформирования туристско-рекреационного комплекса Чеченской Республики/ Х. Ю. Эльдарханов // Региональная экономика: теория и практика. -2009. -№ 6. С. 67−72
  187. О.А. Методы оценки развития индустрии туризма в российских регионах/ О. А. Яброва // Экономика и управление. -2007. -№ 4. С. 130−133.
  188. В. Я. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование № 2, 2002, 16−22 с. lie
Заполнить форму текущей работой