Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности и противоречия социальных преобразований в современной вьетнамской деревне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тем более, что многое в разработке темы трансформации традиционного крестьянского общества осталось еще вне познавательного поля зрения. В частности, в исследованиях модернизации обществ превалирует в ущерб системности анализ одного ее фактораперехода к рыночной экономике, урбанизации, научно-технической революции или рожденной ею индустриализации и т. д. Недостаточно осмыслена, по справедливому… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 15 Концептуально-теоретические подходы к исследованию традиционных крестьянских обществ на макроуровне 16 Методология, техника и организация исследования вьетнамской деревни на микроуровне

Глава II. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЫНОЧНОЙ РЕФОРМЫ ВО ВЬЕТНАМСКОЙ ДЕРЕВНИ Специфика и ход рыночной реформы во Вьетнаме 59 Противоречия рыночной трансформации вьетнамского традиционного крестьянского общества

Глава III. СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ СЕЛЬСКОЙ ЛОКАЛЬНОЙ СРЕДЫ ВО ВЬЕТНАМЕ Портрет объектов социолокального обследования

Общественные связи вьетнамской сельской семьи

Состояние связей соседства и тенденции их изменчивости

Трансформация института дружбы и дружеских связей

Особенности и противоречия социальных преобразований в современной вьетнамской деревне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования особенностей и противоречий социальной трансформации функционирующей ныне вьетнамской деревни обусловлена необходимостью переосмыслить на новых, более гибко учитывающих реалии современности концептуально-методологических основаниях, некоторые давно известные обществоведению проблемы, обретающие в текущей социальной практике, а соответственно и в теории новую интерпретацию и повышенную значимость.

В число таких проблем, снова и снова привлекающих внимание не только социологов, но и политиков, государственных деятелей, геополитиков, культурологов, историков и т. д., несомненно, входят вопросы трансформации составляющих все еще основную часть системы мирового социума традиционных крестьянских обществ. От решения их во многом зависят направления и перспективы исторического движения, как самого этого социума, так и каждого конкретного трансформирующегося общества.

Поскольку составляющие момент трансформации изменения сопровождаются существенными подвижками социально-структурных связей, а они составляют центральный момент специфицирующей социологию объектно-предметной проблемности, то естественно, что исследование процессов социальной трансформации этих связей входит в прорегативу, прежде всего, социологического познания.

Сложность такого познания обусловлена в определенной мере тем, что в последние десятилетия наблюдается нарастание динамизма социального бытия практически всех стран мира. Оно обусловлено глобализацией научно-технической революции и урбанизации, социально-политическими потрясениями, рожденными национально-освободительным движением и социалистическими революциями в ряде стран, с одной стороны, попытками построить новый мировой порядок и буржуазными контрреволюциями, вызвавшими распад системы социалистического содружества, с другой, и т. д. В результате радикально трансформируются системы характерных для того или иного общества социальных связей. Сплошь и рядом, такая трансформация выходят за рамки способности масс трудящихся к переадаптации в системе их новых социальных координат, что порождает в таких обществах острые социально-экономические, политические, демовоспроизводственные, социально-психологические, морально-нравственные, социально-культурные конфликты, и, в конечном счете, социальную нестабильность.

В числе порождаемых грубой ломкой традиций и перекодированием эволюционно развивавшихся общественных связей конфликтов оказываются и старые, но встающие по-новому противоречия отцов и детей, проблемы потерянных поколений, бескультурья, девиантно-го поведения, маргинализации и люмпенизации общества, социальной аномии масс людей, упадка ряда социальных институтов и, в конечном счете, социально-структурного хаоса.

На российском примере мы видим, что наиболее остро, пожалуй, эти проблемы встают в деревне. Имевшее корни в тысячелетних традициях эволюционное движение сельского общественного бытия в новейшее время взрывается новыми для системной организации его процессами либеральной модернизации, индустриализации, урбанизации и научно-технической революции. К этому добавляются такие мощные катализаторы перемен, как подрывающий ее демовоспроизводственный потенциал отток населения в города, не благоприятствующая сельской экономике либеральная товарно-рыночная организация ее, губительная для ее экологии свои характером чисто потребительская экспансия в сельскую пространственную организацию городской экономики, и т. д. Эти и другие реалии современности все чаще порождают не расцвет, а деградацию деревни, что, в конечном счете, может ставить под вопрос существование самого общества.

Они радикально преобразуют институт сельской семьи: инициируя снижение рождаемости, делают неизбежным переход от многопоколенной сельской семьи патриархального типа к нукле-арной, малодетной, взрослые члены которой обладают значительной степенью экономической самостоятельности, что по-новому ставит вопрос о внутрисемейных взаимоотношениях.

Являясь выражением многих значимых цивилизационных процессов, они качественно меняют расселение и другие элементы социаально-территориальной организации сельского бытия, в том числе характер и содержание института соседства и соседских отношений, и, соответственно, многие ценностные социально-культурные элементы традиционного менталитета и поведения сельского социума.

Совокупность рассмотренных факторов и сдвигов, трансформируя потребности и интересы сельского населения существенно изменяет характер и содержание структурно-организационных связей института дружбы и товарищества.

В итоге все это в качестве комулятивного эффекта далеко неоднозначно влияет на устойчивость-неустойчивость сельского бытия, на перспективы деревни и крестьянства, на потенциал их вхождения в системную организацию современной цивилизации.

Решение связанных с этим проблем непосредственно зависит от осмысления практики того поиска оптимальных путей реформирования традиционных обществ, который ведется сегодня не только во Вьетнаме, но и в других развивающихся странах мира. Вместе с тем, наряду с Китаем, Вьетнам выделяется заметно более высокой результативностью этого поиска, что делает его опыт особенно привлекательным для социологического осмысления.

Такое осмысление актуально не только в практическом, но и в теоретическом аспекте. Об этом свидетельствует историография разработки проблем трансформации традиционных крестьянских обществ социологами, историками, социальными философами, этнологами, культурологами и другими обществоведами разных стран мира.

Состояние научной разработки темы. Связанные с нею вопросы исследуются уже давно. Более того, эти вопроса стали едва ли не центральной проблемой социологии буквально с момента ее возникновения и остаются таковыми по сей день.

Из весьма объемного списка исследователей-социологов отметим имена тех, кто в значительной мере способствовал развитию теории, методологии или методов социологического изучения проблем модернизации и трансформации традиционных крестьянских обществ и локальных сельских социумов, на чьи труды мы опирались в своем исследовании.

Из западных социологов мы, прежде всего, хотели бы отметить вклад М. Вебера, Г. Гурвича, Е. Дюркгейма, Ф. Знанецкого, Л. и Е. Кук, К. Маркса, Р. Редфилда, П. Сорокина, Н. Спенсера, Г. Тенни-са, У. Томаса, С. Циммермана, Ф. Энгельса, на чьи труды мы ссылаемся в своей работе при теоретическом осмыслении проблемы.

Эти представители классической социологии показали, что эволюционные изменения в общественных связях являются мощными двигателями поступательного развития общества, его экономики, социальной жизни и культуры. И наоборот, радикальная ломка их порождает социальную дезадаптацию масс людей и дезорганизацию тех или иных структур и подсистем общества, а в определенных условиях и его самого. Что сегодня подтвердилось опытом перестройки постсоветских и ряда восточноевропейских стран бывшего социалистического содружества.

Из российских упомянем только исследователей деревни и сельской общины: дореволюционных мыслителей А. Н. Герцена, М. М. Ковалевского, В. И. Ленина, П. Н. Милюкова Г. В.Плеханова,.

B.Н.Тенишева, Н. Г. Чернышевского и послереволюционных А. М. Большакова, А. С. Говорова, К. М. Шуваева, В. Угрюмова, А. В. Чаянова, много сделавших в области изучения общественных связей крестьянского социума, а также сельских социологов-современников Ю. В. Арутюняна, А. В. Воронцова, П. П. Великого, Г. М. Орлова, М. Г. Панкратовой, Г. И. Силласте, П. И. Симуша, И. М. Слепенкова, Г. С. Широкаловой, Е. В. Шороховой, А. А. Хагурова.

Непосредственно вьетнамскому традиционному крестьянскому обществу посвящены публикации таких ученых, как А. Гудман, К. Гудрич, П. Гурвич, Р. Гэстел, Дж. Заслоф, П. Ори, Р. Санком, Р. Струп, Дж. Хендри, С. Хантингтон, Ф. Фицджеральд и другие, а также российских востоковедов М. Исаева, Е. Евсеева, А. Полторак,.

C. и Т. Мхитарян, А. Петрова, Я. Пивоварова, Е. Глазунова, охватившие вопросы развития сельской общины, вьетнамского землеустройства, образа и стиля жизни вьетнамского крестьянства, потребности и психологию крестьян, их быт и религиозную жизнь, традиции и обычаи, в том числе, в семейной и соседской сферах. В ряду этих публикаций особенно выделяются монографии «Вьетнамская сельская община», «К вопросам о семейно-брачных отношениях у вьетнамцев» и другие советского вьетнамоведа А.Мухлинова.

Значительное внимание уделили проблемам социальной модернизации крестьянской деревни и сами вьетнамские обществоведы, а именно: Киен Знанг, Нгуен Ты Чи, Чан Ань Туан, Лы Фыонг, Фам Куанг Тоан, Нгуен Хонг Фонг, Нго By Бик Зьем, Фам Ньо Хо, Фонг Хиен, Нгуен Суан Нгиа, Нгуен Тхи Хань, Чан Ван Зуй, До Хак Тунг, Тыонг Лай, То Зуй Хоп, и другие.

Особое значение для нас имели теоретико-методологические подходы в посвященных Вьетнаму книгах и статьях моего учителя Староверова В. И. и его учеников, опубликованные в 1995;2001 гг. по итогам исследований в рамках руководимого им поискового проекта «Традиционное крестьянское общество», а именно, Нгуен Чи Чунга, Буй Куанг Зунга, Чинь Тхи Куанг, Нгуен Тхи Тху Ха.1.

В их работах показано, что вьетнамская деревня выражает системное качество функционирующего вьетнамского общества, которое при всем его нынешнем динамизме все еще остается в основных своих чертах традиционным крестьянским обществом. Присущий ему динамизм характеризуется системными изменениями в его организации, экономическом строе, социальной организации и образе жизни населения страны. Как городского, так и сельского.

Эти изменения носят социально трансформационный характер и происходят далеко не безболезненно. Причины тому лежат, как в сопротивлении традиционности веяниям социальной модернизации, так и в характере факторов, обеспечивающих трансформационные.

1 Староверов В. И., Нгуен Чи Чунг. Сельская семья Вьетнама: новь и традиционность. М., ИАС, 1995; Буй Куанг Зунг. Социальное развитие северовьетнамской деревни в условиях рыночных реформ. М., ИМПИ РАН, 1996; Чинь Тхи Куанг. Социальные противоречил северовьетнамской крестьянской семьи. ИАС-ИСПИ РАН, 1999; Староверов В. И., Нгуен Тхи Тху Ха. Вьетнам: социальная политика социалистической ориентации в сфере ры-ночно обновляемого образования. М., ИАС-ИСПИ РАН, 2001. процессы. Отсюда вытекает необходимость осмысления проблем интеграции социальной традиционности с модернизационными процессами, с одной стороны, природы обеспечивающих ее факторов и механизмов их действия, с другой.

Тем более, что многое в разработке темы трансформации традиционного крестьянского общества осталось еще вне познавательного поля зрения. В частности, в исследованиях модернизации обществ превалирует в ущерб системности анализ одного ее фактораперехода к рыночной экономике, урбанизации, научно-технической революции или рожденной ею индустриализации и т. д. Недостаточно осмыслена, по справедливому замечанию Староверова В. И., 2 специфика азиатского типа традиционного крестьянского общества и механизмов изменений егосоциальное обновление традиционного крестьянского общества пока изучалось только в традициях эволюционного перехода из одного формационного состояния в другое, более высшего уровня, тогда как ныне во Вьетнаме имеют место преобразования в стране, длительно развивавшейся в социалистической тенденции всемерного обобществления всех форм жизнедеятельности, а теперь использующей методы модернизации на основе их приватизации.

Мы коснемся лишь некоторых моментов теоретико-методологического обоснования и социологического анализа особенностей и противоречий адаптации вьетнамского традиционного крестьянского социума к условиям современности и, опираясь на эмпирический анализ, попытаемся охарактеризовать параметры происходящих в нем качественных изменений. Иными словами, мы намереваемся продолжить традицию анализа сложной и изменчивой во.

2 Староверов В. И. Социологический анализ азиатского варианта трансформации традиционного крестьянского общества. Предисловие к кн. Буй Куанг Зунга «Социальное развитие вьетнамской деревни в условиях рыночных реформ.», с.7−14. времени проблемы традиционных крестьянских общественных связей, заложенную публикациями вышеназванных исследователей и вместе с тем попытаться внести нечто свое новое, как в методологию познание связанных этой темой проблем, так и в осмысление нового содержания последних.

Цели, задачи, объект и предмет исследования.

Целью работы является установление и осмысление новых закономерностей изменений во вьетнамской традиционной деревенской среде под влиянием внедрения в нее товарно-рыночных отношений, интенсифицирующейся урбанизации индустриализации, и соответственно, поиск новых теоретико-методологических подходов социологического изучения данной проблемы.

Отсюда вытекает совокупность исследовательских задач, которые заключаются в:

— концептуально-теоретическом осмыслении механизмов современных социальных трансформаций традиционных крестьянских обществ;

— определении предмета, объекта и понятийного аппарата, а также адекватных методов изучения проблемы;

— комплексном изучении изменений в основных общественных связей деревенской среды, составляющих фундамент общественной жизни современной вьетнамской деревни;

— исследовании реального поведения различных социальных и социально-культурных групп сельского населения, выражающего сущность традиционных и новых элементов общественных связей;

— поиске путей органического взаимодействия традиций и современности в общественных связях деревни, их синтеза в новое качество, обеспечивающее наименее болезненное вхождение деревни в мир динамических трансформаций рожденной городом и им по преимуществу выпестованной цивилизации;

— выявлении наиболее поддающихся воздействию условий и факторов, обеспечивающих решение выше сформулированной задачи, установлении основных параметров прогнозной модели, обеспечивающей выработку одного из вариантов многовариантного развития общественной жизни деревни в целом в обозримой перспективе.

В соответствии с этими целями и задачами объектом нашего исследования является социальная организация вьетнамской деревни конца 80-х годов XX, начала 10-х годов ХХ1 векапредметом же — реальные процессы изменений в общественных связях и выражающем их поведении жителей деревни.

Особенности, новизна и значимость исследования обусловлены новизной объекта — рыночно преобразуемая азиатская сельская среда в условиях наиболее значимых реалий современности, — ранее не являвшегося предметом социологического изученияособенностями теоретико-методологических принципов изучения общественной жизни и общественных связей этой средыполученными в ходе его результатами. Особенностью данного исследования является сочетание анализа изменений в крестьянском макросоциуме с осмыслением эмпирики, характеризующей трансформацию общественных связей локальной крестьянской среды. В социологической теории локальной крестьянской среды упор обычно делается на анализ негативного влияния цивилизации на общественную жизнь ее субъектов. Между тем, далеко не всегда это влияние деструктивно и в реальности проблема более сложна. Мы попытались дать чуждые идеологемам оценки реального влияния современности на общественные связи крестьянского макросоциума и традиционной крестьянской локальной среды.

В соответствии с этим на защиту выносятся положения, характеризующие фундаментальную сторону ответов на поставленные нами задачи и в совокупности обеспечивающие реализацию нашей исследовательской цели. А именно:

— концептуальная трактовка социальных трансформаций традиционных крестьянских обществ как направленных изменений их социо-струкгурной организации;

— комплекс наиболее значимых детерминант, а также субъективных факторов социальных перемен, оказывающих наиболее значимое влияние на трансформацию общественной жизни деревни, механизм влияния ихприрода и содержание основных факторов преобразования общественной среды деревни, основные их проявления и сфера действия;

— методология социологического выявления и анализа социострук-турных связей в трех основных плоскостях — пространственных, локальных и надлокальных, отношенийформализациитрадиций и современности, — имеющих решающее значение для стабильности и изменчивости общественной жизни традиционной деревни;

— система наиболее значимых тенденций трансформации общественных связей деревни под воздействием глобальных процессов современности и соответствующие им перемены в поведении различных категорий сельского населения;

— характер и содержание изменений в семейно-родственных, соседских и дружеских общественных связях, лежащих в основе общественной организации деревенской локальной среды;

— перспективы изменений в общественных связях деревни, роль в их трансформации организаций и общественных институтов локального и надлокального уровней, а соответственно, учет их в социальной политике.

Методология и методы исследования. В своей работе автор опирается на труды в области социологии, философии, культурологии, урбанологии, социальной психологии, этносоцио-логии и других сферах научного знания, разрабатывающих проблемы социальной структуры и социальной стратификации, социальных институтов и образа жизни. На эмпирическом уровне применялись такие общенаучные методы, как наблюдение, группировка и анализ статистики и данных выборочных обследований, а на теоретическом — анализ, синтез, индукция, дедукция. В качестве общеметодологического подхода мы опирались на материалистическую диалектику, а также на системный, институциональный и структурно-функциональный подходы. В качестве основного метода использован социологический. В качестве организационно-технического — формализованное интервьюирование, т. е. своеобразное свободно-направленное анкетирование субъектов локальной среды и опрос экспертов.

Эмпирическая база исследования включает в себя материал наблюдений и полевой экспедиции, проведенной автором во вьетнамской деревне в 2003 году. Основной эмпирический материал, использованный в настоящем исследовании, добыт в результате анкетирования жителей двух отличающихся многим параметрами социального развития деревень Ань Лен и Нинь Хьеп (№= 545), осуществленного в соответствии с программой, обсужденной и доработанной в Отделе теории и методологии социологии ИСПИ РАН. В основу программных посылок данного исследования были положены разработанные в 80−90-е годы прошлого века В. И Староверовым идеи соцологического изучения традиционного крестьянского общества и его сельской локальной среды, осуществляемые в мониторинговом виде с двухгодичным интервалом по настоящее время. Участниками анкетного опроса стал каждый третий взрослый сельский житель каждой третьей-четвертой семьи той или иной деревни. Отбор респондентов осуществлялся по специальной процедуре, к нему предъявлялись требования, какие обычно используются при отборе экспертов. Этим обусловлена высокая эвристическая ценность каждой анкеты.

Апробация результатов. Результаты исследований докладывались на Втором Всероссийском социологическом конгрессе (2003 г, МГУ им. Ломоносова), обсуждались в ИСПИ РАН, публиковались в общенациональных газетах Вьетнама, в том числе в центральном органе КПВ «Нян Зян», опубликованы в монографии «Перестройка Вьетнамской деревни» (соавтор В.И.Староверов). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании отделов стратегических социальных и социально-политических исследований и теории и методологии социологии ИСПИ РАН.

Структура диссертации соответствует поставленным нами целям и задачам. В ней введение, три главы, заключение, библиография, приложения.

Заключение

.

В заключении положено давать основные выводы из осуществленного исследования, а соответственно намечать перспективы дальнейшей разработки темы. Но она столь не неисчерпаема как неисчерпаемы перемены в сельской жизни. Мы можем сказать только следующее:

Изучение проблем трансформации традиционного крестьянского общества азиатского типа, да еще в современных условиях глобального характера и в специфическом вьетнамском варианте этого типа, требует существенного обновления теоретико-методологического арсенала социологии. Те принципы изучения общества, которые заложены в этом аспекте классиками социологии, отражают прежде всего реалии западноевропейского индустриализма и проявляют существенно ограниченный характер, когда при" меняются в практике социологического изучения аграрных восточных обществ.

Тем не менее, определенные положения, глубоко разработанные в классической социологии с учетом специфики восточных реалий и тенденций естественно-исторического развития свойственных Востоку социальных организаций, имеют для изучения последних значительную эвристическую ценность.

Ключевое значение в социологическом изучении традиционных крестьянских обществ азиатского типа имеют положения о собственности как специфическом социальном отношении и об азиатском способе производства, в котором эти социальные отношения проявляются в специфичности.

Исследование показало, что современное капиталистическое общество дает очень мало почвы для теоретического развития социологии трансформационных изменений общества, поэтому современные западные социологи и их последователи на Востоке в основном верифицируют основные постулаты своих классиков, развивая их в тех или иных частных аспектах и по отдельным направлениям, когда для этого появляется база. Но даже самые развитые, с весьма отличными от американской или западноевропейских форм капитализма, капиталистические восточные страны мало привносит нового в теорию стоимости, лежащую в основании классической социологии общественных трансформаций. Поэтому она и остановилась, в сущности, лишь на стадии социологии социальных модернизаций, тупиковый характер которого становится сегодня все более очевидным.

Отсюда вытекает необходимость развития социологической теории, базирующейся не только на специфических, в конечном счете, реалиях развитого капитализма, не на всем многообразии социальных организаций современности. В том числе на учете реалий азиатских обществ, а также их модификаций.

Процессы в традиционной вьетнамской деревне можно рассматривать через категорию развития лишь с той оговоркой, что она в различных социальных структурах имеет свою специфику, порою весьма существенную. Для нынешнего крестьянского общества Вьетнама оно означает, прежде всего, разложение традиционных социальных отношений в сельском хозяйстве.

Современные противоречия реформирования вьетнамской деревни порождены тем, что в настоящее время страна находится в состоянии формирования качественно новой социальной структуры. Поэтому в этих противоречиях надо различать разные стороны и * тенденции нынешнего развития. С одной стороны, разлагаются старые социальные отношения кооперативно-общинного уклада экономики, с другой, — идущие им на смену в условиях рыночных реформ новые социальные отношения на базе мелкобуржуазной экономической рациональности еще далеки от оформленности.

Разложение старых социальных отношений во вьетнамской деревне катализируется развитием торговли и обмена порождает проблемность реформ в производственно-экономической сфере вьетнамского сельского хозяйства. Зачатки этой проблемности содержались в старых социальных отношениях, однако, ускоряя темпы разложения их, торговля и обмен еще более обостряют свойственные этим старым социальным отношениям противоречия.

Все эти процессы сопровождаются формированием новой социальной, в том числе социально-классовой и социально-политической структуры вьетнамского общества. В дореформенный период основу ее составляли отношения слоев исполнителей и управлявшей элиты, которая формируясь из простого народа, являлась выразителем социальной солидарности традиционного крестьянского общества, что обусловливало исключительную социальную гомогенность его. В настоящее время эта элита становится представителем отношений мелкобуржуазной экономической рациональности, или, как кратко говорится в западной социологии, экономического развития. Вместе с тем и остальное социально гомогенное население вьетнамской деревни разлагается на слои с различными интересами, потребностями и политическими правами.

Центральным признаком размежевания в социально-политической сфере является отношение к земле и сельскому хозяйству.

Общинная доминанта в политических интересах большинства еще опирается на земельную собственность и занятия сельскохозяйственным производством Новые социально-политические слои формируются в основном вне отношений сельского хозяйства, опираются на рыночные отношения, занятия в торговле, обмене, ремесле. Главную значимость для них представляют не ценности общинной солидарности, социального равенства, а успех в добывании материальных и денежных благ. Опорой новых социально-политических отношений становится пока еще маломощный, но быстро растущий середняцкий слой, ядром язпяются зажиточные и богатые сельские жители.

Принципиально важным является тот факт, что центральной проблемой вьетнамского общества издревле всегда было то обстоятельство, что в отличие, скажем, от средневековой Европы или Китая, здесь всегда отсутствовало типичное развитие экономических укладов. Это обусловливает необходимость учитывать и в теории и в практике детерминируемые естественно-историческими корнями различия между разными районами и местностями страны.

Существенно затрагивает нынешнее рыночное развитие вьетнамской деревни состояние крестьянской семьи. Кооперация и коллективизация, кооперативно-госхозный строй уничтожили, было, властные и подчиненные отношения в ней, базировавшиеся в дореволюционный период на семейном хозяйстве общинных собственников. Нынешнее развитие изменяет эти отношения в обратном направлении, но неоднозначно и не во всех слоях населения вьетнамской деревни.

Равно неоднозначны тенденции в репродуктивном поведении сельского населения. Высокий уровень активности его и, соответственно, рост численности населения, с одной стороны, ускорили кризис кооперативно-госхозного аграрного строя во вьетнамской деревне, с другой, сам этот кризис и создание рыночной экономики породил спад рождаемости и естественного прироста населения. Но в основном за счет бедного населения, тогда как в появившихся зажиточных и богатых семьях аграрного типа рождаемость увеличивается. Вместе с увеличением ее, в этих слоях начала утверждаться первая форма патриархальной семьи — верховенство главы семьи, подчинение ему домочадцев.

Существенная диверсификация наметилась и в сфере символов и социальных ценностей сельского населения, касающихся социального пространства и времени, моделей потребления, образования и культуры и т. д. Наряду с положительными моментами возрождения социальной ценности поселения, «открытия» родства, осознания ценности личного времени, рыночные условия отрицательно повлияли в сфере потребления, образования и культуры, породив существенное расслоение в доступности соответствующим ценностей и снижение уровня их доступности для всего сельского населения.

В целом можно сказать, что в каждом сегменте социальной структуры современной вьетнамской деревни отражается глубокая двусторонняя особенность протекающих социальных процессов, свойственная любому переходному состоянию общества.

Анализ сдвигов в современной социальной структуре, социальных институтах и образе жизни во вьетнамской деревни показал не только все сложности переходного периода, но и ту социальную цену, которую платит сегодня вьетнамское общество, прежде всего деревня, за выбор путей нынешнего развития.

Нынешняя политика реформирования вьетнамской деревни далеко не всегда исходит из учета объективного и естественного характера самого исторического процесса и расстановки мировых сил. В частности, это касается характера привлечения необходимых для преодоления аграрной отсталости капитала, которое страдает иллюзиями, недоучетом сущности социальных отношений капиталистического общества, в силу чего перед страной стоит неизбежность заплатить за эти инвестиции чрезмерно высокую цену в виде вхождения в новые отношения — стоимостные отношения.

Для обществ переходного от традиционности состояния особую значимость приобретают проблемы отношений между сельским хозяйством и промышленностью, между городом и деревней. В условиях либерального рынка, как показывает наш анализ, между ними обостряются социальные отношения.

Во Вьетнаме процесс такого обострения имеет специфические формы, обусловленные нетипичностью экономических реалий и социальных отношений, о которой говорилось выше. В частности, сказывается то, что производственные отношения в сельском хозяйстве предопределяют характер отношений во всех других отраслях национального хозяйства. Отсюда исключительная роль собственности на землю в детерминации всех основных трансформационных процессов в обществе.

Анализ подтвердил нашу гипотезу о малоплодотворности и даже ошибочности попыток провести между разными социальными структурами, — традиционными и индустриалистическими, буржуазными и т. д., которые характеризуются как современные, — абстрактное противоположение по утвердившемуся в классической социологии принципу рациональности. Каждая структура имеет свой рациональный характер. И задача социологического исследования, особенно прикладного, заключается не в ценностной оценке разных структур, а в выявлении характера тех или иных определенных отношений.

Исследование показало недостаточность современных знаний о характере мелкобуржуазных отношений, а также наводит на мысль, что и то, что мы знаем о них, зачастую является ничем иным, как более-менее искаженным или ошибочным переносом на них стопроцентного негатива буржуазных отношений. Между тем, активный характер мелкобуржуазных отношений в процессах трансформации обществ требует более многоаспектного и адекватного реалиям взгляда на них, а, следовательно, их дальнейшего социологического исследования.

Это особенно важно при осмыслении сложностей переходного периода во Вьетнаме, конечной целью социально-экономического развития которого является движение к социализму. В аграрной стране это весьма многоаспектный и противоречивый процесс, в котором на данном этапе его развития на первый план выдвинулось разложение традиционных социальных отношении в сельском хозяйстве и в социально-экономической структуре, а движущими силами стали торговля и обмен. С экономической точки зрения такой переходный период обретает вид перехода от отсталого хозяйства к товарной экономике. И вопрос заключается отнюдь не в том чтобы заменить одни тип земледелия другим, а в том, чтобы формы собственности, опирающиеся на право собственности на землю, заменить формами собственности, опирающимися на труд и товарный обмен. В этом и заключается мелкобуржуазная социально-экономическая сущность необходимого нынешнему Вьетнаму переходного периода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аграрный вопрос и национально-освободительное движение. М., 1963, с. 235.
  2. Аграрный вопрос и крестьянство в тропической Африке. М.1964, с. 189.
  3. Аграрно-крестьянский вопрос на современном этапе национально-освободительного движения в странах Азии, Африки и Латинской Америки. М.1965, с. 291.
  4. Агропромышленная интеграция и социальная структура сельского населения. Под ред. Староверова В. И., М. Наука, 1988. с. 161.
  5. А.И. Многоликая деревня. М., 1990, 214.
  6. Ю.В. Опыт социологического исследования села. М., Мысль, 1968, с. 168.
  7. Ю.В. Социальная структура сельского населения. М., мысль, 1971, с. 374.
  8. м.А. Крестьянский двор в российском Нечерноземье в 1950—1965 гг.. Москва-Вологда, 1991, с. 253.
  9. Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины. Х1Х -начала XX века. Л. 1988, с. 114.
  10. Ю.П. Бюджетные обследования крестьянских хозяйств 20-годов как исторический источник. М., Наука, 1991, с. 309.
  11. Л.В. Российское село в эпоху перемен. М., 2003, с. 509.
  12. С.Н. Философия хозяйства. М., 1912, 345.
  13. Он же. Свет Невечерний. М., 1917, 196.
  14. Бюджет времени сельского населения. Под ред. Патрушева В. Д. Наука, 1979, с. 287.
  15. В.Д. Возращение традиционности в современную жизнь российской деревни. М. ИАС, 2005, с. 137.
  16. Великий незнакомец. Хрестоматия. М., 1992, 431.
  17. В.Г. Колхозный строй на современном этапе. М., 1966, с. 344.
  18. В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1994-
  19. Вопросы крестьяноведения. Вып.1. Саратов, 1994, с. 169.
  20. А.В., Слуцкий А. Г., Староверов В. И. Проблемы возрождения российской деревни. С.-Петербург, 1992, с. 115.
  21. Воспоминания крестьян-толстовце в, 1910−1930-е годы. М., Книга, 1989, с. 478.
  22. М.М. Мир русской деревни. М., 1991, с. 215.
  23. Деревня и крестьянство социалистических стран. Под ред. Староверова В. И., Вып.1−111, М. 1984−1985.
  24. Документы по истории крестьянской общины. М., 1991, с. 222.
  25. В. Е. Осипов Г. В., Шубкин В. Н. Копанка 25 лет спустя. М., Наука, 1969, с. 140.
  26. В.Я. Воспроизводство общества и человека. М., Мысль, 1988, с. 235.
  27. Н.К. Формирование кадрового потенциала сельского хозяйства. М., 2001, с. 304.
  28. Духовная культура современного села. Под ред. Воронцова А. В. Л. С-Петербург ГПУ, 1992, с. 162.
  29. С. Дружеские связи в современной польской деревне. М., 2000, с. 186.
  30. История крестьянства СССР. т.1-У. М., Наука. 1986−1993-
  31. Исторические уроки деформации крестьянской жизни в СССР. М., ИСПИРАН, 1991, с. 72.
  32. Изменения в социальной структуре сельского населения под воздействием научно-технической революции. Под ред.
  33. В.И. М., ИСПИРАН, 1992, с. 165.
  34. Крестьянство СССР в условиях агропромышленной интеграции., Под ред. Староверова В. И., М., 1985, с. 189.
  35. Крестьянство в изменяющихся условиях перестройки советского общества. Под ред. Староверова В. И. М., ИСПИ РАН, 1991, с. 178.
  36. Крестьянское хозяйство: история и современность. Вып. I. Вологда, 1992, с. 184.
  37. Крестьянское хозяйство: история и современность. Вып. II. Вологда, 1992, с. 236.
  38. Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. М., Наука, 1991, с. 567.
  39. П.Д. Семья, род, племя. М., ИАС, 1992, с. 23
  40. Ламсер 3., Сура И. Человек в социалистическом сельском обществе. Пер. с чешек. М, Прогресс, 1982, с. 316.
  41. И.Т. Теоретические и методологические проблемы изучения психологии колхозного крестьянства. Орел, 1975, с. 256.
  42. В.И. Развитие капитализма в России. Полн. собр. соч. т. З-
  43. В.И. Капитализм в сельском хозяйстве. ПСС., т.4-
  44. В.И. Аграрный вопрос и «критики Маркса». ПСС.т.5.
  45. Л.Литошенко. Социализация земли. М., 1918, с. 478.
  46. К. Капитал.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.23, гл.13- т.25, ч.2, гл. 37−47-
  47. Н.П. Крестьянское хозяйство и его интересы. М., 1917, с. 136.
  48. В.В., Мурашко Г.П, Путь чехословацкого крестьянства к социализму. М., 1972, с. 183.
  49. Менталитет и аграрное развитие России (Х1Х-ХХ вв.). М., 1996, с. 338.
  50. Методологические проблемы системного изучения деревни. Под ред. Заславской Т. И. М., 1977, с. 298.
  51. Методологические проблемы социологического изучения мобильности трудовых ресурсов. Под ред. Заславской Т. И. Н-ск, Наука, 1974, с. 317.
  52. Миграция сельского населения. Под ред. Заславской Т. И. М., Мысль, 1970, с. 335.
  53. В.В. Крестьянский вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее. Часть 1. М., 1999, с. 255.
  54. В.В. Крестьянский вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее. Часть П. М., 1999, с. 307.
  55. Многоукладная аграрная экономика и российская деревня. М., 2001, 287.
  56. С.Н. Социальная структура современной капиталистической деревни. М., 1970, 326.
  57. В.Б. Колхозное крестьянство СССР. Саратов, 1967, с. 188.
  58. Г. М. Социальное управление и проблемы российского села: методология социологического исследования. Орел., 2000, с. 212.
  59. Приоритеты и государственная поддержка программы социального развития села. М., 2003, с.194
  60. Рефлексивное крестьяноведение. М., 2002, 234.
  61. Сеятели и хранители: открытия и судьбы. Летопись аграрной мысли России в лицах, документах, иллюстрациях. Т. 1-П. М., 1992-
  62. П.И. Социальный портрет советского крестьянства. М., 1976, с. 389.
  63. Он же. Мир таинственный. Размышления о крестьянстве. М., 1991, с. 205.
  64. Советское крестьянство. 2-е изд. М., 1973, с. 479.
  65. Социальные проблемы трудовых ресурсов села. Новос-ск, 1968, с. 396.
  66. Социальные факторы повышения производительности труда в сельском хозяйстве. Вып.1-П, М., 1973-
  67. В.И. Город или деревня., 1972, с. 102.
  68. В.И. Советская деревня на этапе развитого социализма. «М., 1976, с. 144.
  69. В.И. Социальная структура сельского населения СССР. М., Наука, 1978, с. 326.
  70. В.И., Разин А. А., Шишкин М. И. Удмуртская деревня. Ижевск, 1983, с. 184.
  71. В.И., Петров А. П., Ильин И. Е. Социальный облик чувашской деревни. Чебоксары, 1985, с. 176.
  72. В.И. Социальные связи сельской локальной среды. М., 1986, с. 103.
  73. В. И. Уринбоев Х.Б. Личное подсобное хозяйство. М., с. 106.
  74. В.И. Социология Земли. М., 2003, с. 139.
  75. В.И. Противоположность марксистской аграрной теории и буржуазной мифологии.//Изм.№ 4, 1998-
  76. Его же. Исторические уроки буржуазного решения аграрного вопроса в России.//Диалог, 2000,№№ 5−6-
  77. Его же. Аграрно-крестьянская детерминанта особого пути общественного развития России.//Изм, 2000, № 3
  78. В.И. Сельская социология. М., 2003, с. 259.
  79. В.И., Захаров А. Н. Сельская драма горбачевской перестройки. М., 2003, с. 263.
  80. В.И., Захаров А. Н. Трагедия радикально-либеральной модернизации российского аграрного строя. М., 2004, с. 264.
  81. В.И., Захаров А. Н. Рыночное приручение российского мужика. М., 2005, с. 264.
  82. В.И. Нгуен Чи Чунг. Современная сельская семья Вьетнама: новь и традиционность. М., 1995, с. 82.
  83. В.И. Нгуен Тхи Тху Ха. Вьетнам: социальная политика социалистической ориентации в сфере рыночно обновляемого образования. М., 2001, с. 297.
  84. В.И., Чинь Зуй Хиен. Перестройка вьетнамской деревни. М., 2005, с.209
  85. А.В. Сельское хозяйство СССР.// Энцикл. словарь Гранат, 7-е изд., М., 1926, т.41, ч.2-
  86. А.В. Крестьянское хозяйство. М., 1989, 349.
  87. Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа.М. 1989, 267.
  88. Эволюция крестьянства социалистических стран в послевоенный период. М., 1984, с. 185.
  89. А.И. «Из деревни». 12 писем 1872−1877. М., 1987, с. 511.
  90. Ф. Крестьянский вопрос во Франции и Германии. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.22-
  91. Н. Город и деревня: социологические аспекты.М., 1968, с. 326.
  92. Agriculture and rural areas: Approaching to the twenty first century. Iowa, 1988- Agricultural statistic. Wachington, 2000.
  93. Redfield R. The Little community and Peasant society and culture. Chicago, London, 1973-
  94. The Structure of Rural Society in The Europen Socialist Countres. Budapest, 1984.
  95. The Encyclopedia of Bioethics. N.Y. 1995-
  96. The future of rural regions. У1 International Conference «Vlasina Meetings 2000». Beograd, 2000.
  97. H.Spencer. Principles of Sociology, v.1. L.1876-
  98. A.Conte. Cours de la philosophi positive, v.2.Paris, 1908-
  99. F.Tonnies. Gemeinshaft und Geselschaft. Berlin. 1877-lOO.P.Sorokin, C.C.Zimmerman.Principles of Rural-Urban Sociology. N.Y. 1929.• 101. L. Cook, E.Cook. A Sociological Approach to Education. N.Y.-Toronto-L., 1960.
  100. Cong nghie p hoa, hie n a i hoa nong nghie p nong thon, nhie m vu quan tro ng ha ng a u trong tie n tri nh cong npp hoa, hie n a i heaPho thu t о ng th о ng tr сNguye nTanDu n^a о Nhan dan nga у 1903−2002.
  101. Cong nghie p hoa, hie n a i hoa, pha t huy 1 i the so sa nh, kinh nghie mcuacac ne n kinh te ang pha t trie n chau-A 6 ci nh- NXB Chi nh tri quo с gia, 1. Ha No i, 1999
  102. С ca u to ch ccua la ng Vie t со truye n b- Tazbo T NXB Khoa ho с ха ho i, 1984.
  103. С s v n hoa Vie t Naiflra n Quo с V ng, NXB Gia о du с, Ha No i, 1997
  104. Go p pha n Nghie с v n hoa Vie t Nam, Nguye n V n Huyen, NXB KHXH, Ha No i, 1996.
  105. H p ta с hoa nong nghie p Vie t Nam, NXB S tha t, Ha No i 1994.
  106. Kinh te ho gia i nh nong dan va pha t trie n nong nghie |iXB nong nghie p-TP Ho Chi Minh, 1993.
  107. Kinh te va xa ho i ho с nong thon Vie t Nam, NXB S tha t, Ha No i 1993.
  108. Khoa n sa n pha m va kinh te gia i nh nong dafln nh Huy Hoa- Та p chi xa ho i ho e- vie n xa ho i ho с 1986.
  109. La ng Vie t Nam- mo t so va n ё kinh te xa ho i, Phan Drain- NXB Khoa ho с xa ho i va NXB Mu i ca mau 1992.
  110. Li ch s t t ng Vie t NaMguye n Ta i Th, NXB KHXH, Ha No i, 1993.
  111. Lua t hon nhan va gia i nhNXB Phu n, Ha No i 1989.
  112. Mau thua n the he- Tri nh Duy Hie n- Ba о Nhan dan chu nha t so 48 nga у 24 11−1991.
  113. Ma у ne t ca u tru с xa ho j nong thon 6 ng b ng song Hong n a the ky qua Phan a i Doa & Ta i lie u a nh ma y.
  114. Ма у va п ё ve than to с nong thon Tri nh Thi Quang- Та p chi xa ho i ho c-2984.
  115. Nien gia m tho ng ke 2002 cu a to ng cu с tho ng keNXB Tho ng кё, Ha No i 2003.
  116. Ng о i nong dan chau tho b с boPierre Gourou Ba n di ch a nh ma-yT lie u vie n Xa ho i ho c, ky hie и-П66.
  117. Nh ng nghien с u xa ho i ho с ve gia -MXВ KHXK, ta p II, Ha No i, 1996.
  118. Ninh Hie p truye n tho ng va pha t trie-riTo Duy H p (chu bien), NXB Chi nh tri quo с gia, Ha N64 1997.
  119. Nong thon Vie t Nam trong li ch s. Та p II, NXB KHXH, Ha No i, 1997.
  120. Quan he do ng ho chau tho song Hg- Mai Van Hai Phan a i Doa n, NXB KHXH, Ha No i, 2000.
  121. С tru trong mo t la ng cu a chau tho song Ho ng (Vie t NaRi^itenelle Jean -Phillippe va Mai V n Hai- Та p chi t nhieaKhoa ho с xa ho i, NXB Elsevier, Paris, tap 7 so 1−1999.
  122. Та i lie u tham kha e- Phu с vu nghien с u, ho с ta p ca с nghi quye t ho i nghi th n m ban cha p ha nh trung ng a ng khoa- Шп t t ng v n hoa trung ng NXB Chi nh tri quo с gia, Ha No i, 2002.
  123. Ti m hie u ti nh ca ch dato c- Nguye n Ho ng Phong- NXB KHXH, Ha No i, 1963.
  124. Vai tro cu a ca с quan he gia i nh va do ng ho trong hoa t 6 ng kinh te thon hie n nay Mai V n Hai va Bu i Xuan i nhTa p chi nghien с u kinh te so 4 tha ng 81 994.
  125. V n kie n a i ho i a i bie u toa n quo с la n th IX ng со ng sa n Vie t Nam NXB Chi nh tri quo с gia, Ha No i, 2001.
  126. V n hoa la ng V ng Xuan Ti nh- Ba о V n nghe so 22 n m 1990.
  127. V n hoa va с tru 6 ng b ng song Cu u boft^guye n Cong Bi nh- NXB KHXH, TP HCM, 1990.
  128. V n hoa Vie t Nam va ca ch tie p ca n frPhan Ngo c- NXB V n hoa- Thong tin, Ha No i, 1994.
  129. Va n ё nong ngl^ p s m Viё t Nam va ong наСйга V n Ta^iTa p chi kha о со ho c, so 3,1988.
  130. Vie t Nam vnhas с Hgao Duy Anh- NXB TP HCM, 1992.
  131. Vie t Nam phong tu c- Phan Кё Bi nh- NXB TP HCM, 1990.
Заполнить форму текущей работой