Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная адаптация учащейся молодежи как процесс и объект управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической базой являются философские и социологические концепции целостного становления личности и развития общества в контексте мировой культуры человечества, социализирующий подход к адаптации (О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Бернгейма, К. Маркса) — отечественные гуманистические концепции социообразовательной поддержки учащихся в трудовой и гражданской жизни (К.Д. Ушинский… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
    • 1. Социологические теории и концепции социальной адаптации
    • 2. Социально-биологические и социально-психологические теории и стратегии адаптации
    • 3. Теории и технологии социально-экономической адаптации
  • ГЛАВА II. ПРИОРИТЕТЫ И ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
    • 1. Личностная и профессиональная адаптация учащейся молодежи
    • 2. Адаптация старшеклассников и студентов к трудовой производственной деятельности
  • ГЛАВА III. ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
    • 1. Социолого-управленческое диагностирование адаптационной общественной среды
    • 2. «Обратная связь»: оценки и ожидания участников адаптационного процесса

Социальная адаптация учащейся молодежи как процесс и объект управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе и мире в целом, сказались на всех сферах жизни, в том числе на системе образования, адаптации учащейся молодежи к жизни и труду. В условиях модернизации российского общества исследование проблемы социальной адаптации личности имеет важное значение для поиска научно-обоснованных путей и методов их решения.

Адаптация призвана обеспечить усвоение молодым человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных функций и жизненных ролей в обществе. Молодежь не только усваивает, но и создает вместе с взрослыми новые формы общежития, формирует тем самым себя и само общество.

Практика убеждает, что сохранение и развитие положительного опыта, перевод адаптации личности в новое состояние — проблема сложная и противоречивая. Молодые люди, учащиеся, в большей мере, чем взрослые подвержены негативному влиянию социальной среды, деформации системы обучения и воспитания, девальвации базовых ценностей, жесткой конкуренции на рынке труда, агрессивного натиска псевдокультуры.

Социальная адаптация учащейся молодежи к наличным и формируемым общественным отношениям в силу ее жизненного цикла, положения и предназначения в молодежной страте и обществе в целом является значимым общественным процессом, объектом социолого-управленческого исследования. Молодежь, безусловно, может оказывать большое позитивное влияние на общественные отношения, собственное развитие и социальное институирование.

Актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения системы обучения и воспитания, теории и практики социального управления, социологической науки новыми адаптирующими технологиями, разработкой и апробацией методик и процедур человеческого, семейного, гражданского становления учащегося, безболезненного вхождения его в общественную жизнь, адаптации на рынке труда.

Рыночные и в целом современные общественные отношения предъявляют жесткие требования к профессиональным и коммуникативным способностям, человеческим качествам личности, умению находить выход из сложным ситуаций, быстро адаптироваться к стремительно меняющейся обстановке. Многое проходиться брать на себя, уметь вместе с семьей и школой использовать позитивные общественные явления и тенденции — политический и экономический плюрализм, многоканальные и многогранные образовательные услуги, возможности раскрытия творческого потенциалаблокировать негативные явления, противостоять проникновению в молодежную среду по каналам СМИ, молодежной субкультуры, низкопробных, нередко циничных ценностей.

Управление процессом социальной адаптации при наличии критической массы блокирующих факторов часто не может изменить направление стихийного вхождения молодого человека в общество, вектор собственного негативного развития. Сотни тысяч детей и подростков, по сути выпавших из сферы общественной и семейной заботы, находятся на обочине жизни, незамедлительно требуют поиска адекватных для критической ситуации методов и средств управления социальной адаптацией.

Острота проблемы, ее недостаточная научная разработанность применительно к столь противоречивым реалиям сегодняшней российской действительности, модернизация отечественного образования актуализировали все компоненты социальной адаптации молодежи, управления данным процессом.

Указанные обстоятельства определили выбор темы и направления диссертационного исследования.

Научная разработанность проблемы.

Проблематика социальной адаптации личности имеет глубокие онтологические и гносеологические основания, носит междисциплинарный характер.

Понятие «адаптация» первоначально возникло в биологии, для обозначения приспособления строения и функций организмов к условиям существования и привыкания к ним.

В социологии понятие «адаптация» развивалось в контексте формирования социальных способностей к выполнению тех или иных социальных функций. По мнению русского социолога XIX века Лилиенфельда, торговля выполняет в обществе те же функции, что и кровообращение в организме, функции правительства аналогичны функциям головного мозга. Немецкий социолог Шеффле анализировал экономическую жизнь общества как подобную обмену веществ в организме, он же ввел в социологию понятие «социального тела», которое нуждается в адаптации к среде. Французский социолог Вормс ввел в употребление понятие «социальная гигиена» как фактор адаптации, рассуждал об адаптивных свойствах разных типов социальных институтов и общественных организмов1.

Позднее адаптация приобрела самостоятельное социологическое значение и стала трактоваться как пассивный или активный созидательный процесс приспособления субъекта к требованиям общества. Представитель структурно-функциональной парадигмы в социологии Дюркгейм, например, указывал на существование двух типов социальной солидарности людей. В зависимости от условий адаптации происходит дифференциация на механическую (вынужденную).

1 См. подробнее. Современная западная социология. Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — С. 9. солидарность или органическую (естественно присущую людям) солидарность. Ж. Пиаже, Т. Парсонс2 и Р. Мертон понимали социальную адаптацию как результат взаимной активности социального субъекта и социальной среды. 3. Фрейд3 интерпретировал действия человека с учетом как сознательного, так и бессознательного компонентов.

На исследование проблемы адаптационных способностей большое влияние оказали труды Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова. Проблема педагогических способностей стала предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. Левитова, Ф. Н. Гоноболина, Н. Г. Куликова. Способности, необходимые в научной работе изучали, Н. В. Кузьмина, 3. Ф. Есарева, К. К. Платонов и другие.

Образование как социальный институт адаптации рассматривается в работах В. М. Ананишнева, И. С. Болотина, Ю. А. Огородникова, Н. П. Пищулина, Ю. И. Семичастнова, Ф. Р. Филиппова, В. Г. Харчевой, Ф. Э. Шереги, А. Г. Эфендиева и др.

Интерактивная (межличностная) сторона адаптации проявляется через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность2. Исходным условием успешности интерактивной адаптации является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Е. И. Рогов выделяет смысловые барьеры, 3 которые препятствуют успешной интерактивной адаптации.

Развитие организаторских и коммуникативных качеств является важнейшей составляющей эффективного управления системой профессионально-личностной адаптации. И.В. Ромазовым4 проведено исследование по определению индивидуально-психологических особенностей управленцев. Выявлено, что для эффективного становления менеджера необходима адаптация следующих свойств личности:

— Преобладание мотивации «достижения успеха».

— Чутье, самостоятельность, ответственность.

— Смелость, адекватная самооценка, развитое чувство собственного достоинства.

— Быстрота реакции, способность анализировать ситуацию и оперативно извлекать нужную информацию.

— Способность к умеренному, взвешенному риску, способность легко переносить неудачи.

— Эвристический стиль мышления, склонность предугадывать события.

Методология научно-исследовательской деятельности, овладение широким диапазоном методов научных исследований, таких как наблюдение, опрос, эксперимент, социометрия, фокус-группа,.

2 Андреева Г. М. Методы исследования межличностного восприятия. -М.: МГУ, 1984. -С. 110.

3 Общая психология. Курс лекций. Сост. Рогов Е. И. — М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. -С. 175.

4 Практическая психология для менеджеров. Учебник. — М.: Филинъ, 1996. -С. 226−227. мониторинг, маркетинг проблем социальной адаптации разработаны в трудах Ашмарина Б. А., Волкова Ю. Г., Гречихина В. Г., Здравомыслова А. Г., Кочетова А. И., Кравченко С. А., Марищук В. П., Блудова Ю. М., Матейко А., Журавлева В. И., Гуревича К. М., Борисова Е. М., Пашукова Т. И., Допира А. И., Собчика Л.Н.

Н.П. Пищулин обосновывает профессионально-личностное совершенствование в процессе социальной адаптации учащихся и студентов, исходя из признания единства и сбалансированности личностной социокультурной и природо-бытийной сообразности образования и управления, интегрирующих гуманистическую сущность, истину, добро, красоту общества и гражданина5.

О состоянии научной разработанности свидетельствует уровень трактовки понятия «социальная адаптация» в словарно-энциклопедических изданиях: «вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участников"6- «процесс активного приспособления социальных субъектов к окружающей среде с помощью имеющихся и создаваемых специальных средств.», необходимый для развития личности, социальной группы и всего общества процесс"7.

Несмотря на основательность разработки проблемы социальной адаптации, многое остается не рассмотренным, не систематизированным. Появляются новые и углубляются старые социализирующие и десоциализирующие факторы, явления и тенденции в среде молодежи, учащихся и студентоврасширяются возможности и обогащаются методы управления социальной адаптацией учащейся молодежи. В условиях модернизации российского общества и его образования стали проявляться противоречия, антагонизмы между интересами, ожиданиями значительной части молодежи и взрослых граждан страны и действующей системой образования, утверждаемым укладом жизни, социальными и нравственными ценностями.

Анализ научной литературы показывает, что при достаточной разработанности проблем социальной адаптации остается слабо изученным такой ее аспект, как управление социальной адаптацией, а вопросы сочетания, объект-субъектного адаптационного процесса в условиях модернизации образования и общества в целом лишь обозначены в проблемном поле социального управления.

В качестве реального процесса и как объект социологического исследования социальная адаптация носит часто стихийный характер, рассматривается и направляется на приспособление к сложившимся.

5 Пищулин Н. П. Философия образования: законы, доктрина, принципы. — М.: Школьная книга, 2001. -С. 60−72.

6 Современная западная социология. Словарь. — М.: Политиздат, 1990. -С. 9.

7 Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. Изд. 4-е, доп. и переработ./ Под ред. С. А. Кравченко. -М.: «Экзамен», 2001. -С. 13. нередко аномальным условиям и требованиям «дикого» рынка труда. Не сложилось системное видение взаимного возвышающего воздействия благоприятной социальной среды, управления социальной адаптацией и творческого потенциала будущих молодых специалистов.

Проблема исследования порождена противоречиями между объективно усложняющимися общественными отношениями, сущностью человека, личностно-ориентированным образованием и недостаточно используемыми социально-экономическими, воспитательными, обучающими средствами воздействия на вступающего в жизнь и профессию молодого человека — учащегося и студента.

Целью диссертационного исследования является обоснование приоритетов, путей и средств оптимизации социообразовательной и управленческой поддержки адаптации учащейся молодежи, ее вхождения в современное общество и цивилизованный рынок.

Объект исследования — школьная и студенческая молодежь как субъект управления социальной адаптацией.

Предмет исследования — условия и механизмы профессионально-личностной и социально-управленческой адаптации молодого поколения к изменяющейся общественной жизни.

В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:

— проанализировать социологические теории и концепции социальной адаптации личности и на этой основе обосновать основные направления и способы социообразовательной, организационно-управленческой поддержки профессионального и личностного совершенствования учащихся в школе и вузе, их подготовке к требованиям и условиям современной жизни и труда;

— уточнить концепцию профессионально-личностной адаптации учащихся и студентов как согласованную систему социальных, профессиональных, личностных, дидактических условий и управленческих факторов синхронизации адаптирующей среды в школе, вузе и во всей совокупности общественных связей;

— разработать методики социального измерения, провести эмпирическое социологическое исследование опыта успешной адаптации школьной и студенческой молодежи московского мегаполиса к требованиям рынка труда;

— выявить особенности, обосновать пути и средства социально-управленческой оптимизации адаптации школьников и студентов к нарастающим изменениям, противоречивым, нередко полярным, тенденциям общественной жизни.

— оценить реалии социальной адаптации глазами основных участников данного процесса, скорректировать с помощью «обратной связи» качество и эффективность управленческого воздействия.

Гипотеза исследования состоит в том, что оптимизация социальной адаптации может быть достигнута, во-первых, соединения дидактически словесной профессиональной ориентации школьников и студентов с одновременным прохождением ими производственных практик, профессиональных стажировокво-вторых, установлением и поддержанием «обратной связи» на основе диагностирования общественной среды, мониторинга участников единого адаптационного процессав третьих, путем преодоления отрыва образования, личностного, профессионального, гражданского становления молодежи от фундаментальных отечественных и мировых социологических теорий и концепций социальной адаптации.

Методологическую основу исследования составляют закономерности социализации и адаптации формирующейся личности к требованию и условиям жизни, собственного интереса и развития (законы всеобщности, объективности и целостности социообразовательной формы развития, сопряженной реализации всей полноты заложенных в человеке и обществе возможностей) — концептуальные философско-социологические принципы социальной адаптации — индивидуализации и социализации, профессионализма и нравственности (человечности), универсальности и фундаментальности, альтруизма и прагматизма, стандартизации и вариативности, утверждающие своими взаимодополняющими гранями личностное и профессиональное становление учащейся молодежи.

Теоретической базой являются философские и социологические концепции целостного становления личности и развития общества в контексте мировой культуры человечества, социализирующий подход к адаптации (О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Бернгейма, К. Маркса) — отечественные гуманистические концепции социообразовательной поддержки учащихся в трудовой и гражданской жизни (К.Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, П.П. Блонский) — проектирование и моделирование адаптационной среды (Ю.В. Громыко, В. И. Зверева, В. В. Краевский, В.А. Сластенин) — управление развитием образования общественных систем в контексте социальной адаптации школьной и студенческой молодежи (Э.Д. Днепров, Н. П. Пищулин, В. М. Русинов, В. В. Рябов, Н. А. Шарай, С.А. Хайрулина).

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивалась методами анализа теоретических источников в области социальной адаптации, профессиональной и личностной подготовки молодежисоциологическими методами (наблюдение, эксперимент, моделирование, массовые и экспертные опросы, интервьюирование, контент-анализ), изучением и систематизацией статистической информации, многолетними личными наблюдениями, педагогическим и управленческим опытом автора.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических, социально-психологических, педагогических исследований, наблюдений, тестирования, диагностических процедур, проведенных с участием автора на базе Московского городского педагогического университета, Московского коммерческого колледжа, ряда профессиональных училищ и колледжей г. Москвы в 1998;2002 гг.

Автором самостоятельно разработаны методики, анкеты, тестовые и диагностические процедуры, проведены опросы учащихся, выпускников, молодых специалистов, учителей, руководителей учреждений образования, осуществлены сравнительные панельные исследования на базе средних и высших учебных заведений г. Москвы.

Использовались сравнительные данные социологических опросов, тестирования, диагностики, проведенные учеными социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кафедрами социологии и информатики Российской академии государственной службы при Президенте РФ, кафедрой социологии МГИМО (У) МИД РФ, Институтом социологии образования Министерства образования РФ, Московским городским педагогическим университетом, другими учебными и научными организациями. Автор опирался на данные социологических исследований ВЦИОМ, фонда «Социальный мониторинг», материалы периодической печати. В ходе исследования был использован многолетний опыт педагогической деятельности автора как преподавателя и руководителя.

Наиболее существенные результаты, лично полученные соискателем, их научная новизна и теоретическая значение.

Полученная в исследовании совокупность теоретических положений социальной адаптации учащейся молодежи содержит решения ряда социолого-управленческих проблем.

Проанализированы социологические теории и концепции социальной адаптации как единого личностно-, социо-, природосообразного процесса. С их учетом:

— теоретически обоснован системный подход к формированию и развитию личностно-профессиональных качеств, вхождению учащейся молодежи в социально-бытийные процессы;

— уточнено понятие «социальная адаптация», охарактеризованы особенности проявления и реализации адаптационных процессов в современных условиях;

— определены социально-образовательные средства и методы профессионально-личностной адаптации учащейся молодежи.

Научно обоснованы и эмпирически проверены:

— приоритетные направления, формы и социальные технологии адаптации учащейся молодежи к требованиям и условиям рынка;

— факторы, способствующие и препятствующие социальной адаптации (средовые, дидактические, организационно-управленческие и т. п.), границы и социально-адаптационные рискитеоретическое и проектно-практическое конструирование профессионально-личностного становления молодого специалиста.

Установлены следующие существенные связи и тенденции:

— социальная адаптация в молодежной среде — продукт и результат общественного бытия, профессионально-личностного роста и совершенствования;

— социальная среда, дидактическое воздействие имеют адаптирующий и дезадаптирующий аспекты. Деструктивное воздействие на личность учащегося, студента, специалиста, их профессиональные и человеческие качества оказывают деформированные общественные отношения, давление рыночного спроса, ослабление государственной заботы о детях, утрата воспитательной системы, критическое «запороговое» финансирование образования и т. п.;

— успех адаптации и воспитания молодежи заложен в гармонизации современных общественных отношений, образе жизни, потенциал которых реализуется при нейтрализации дезадаптирующих факторов;

— модернизация системы образования включает приоритетную ориентацию общественной жизни, социокультурной среды, системы образования на воспитание молодого поколения;

— конкретно-социологические исследования, педагогические и психологические эксперименты, инновационные личностно ориентированные проекты позволяют оптимизировать управление социальной адаптацией школьников и студентов, сделать их основными и наиболее заинтересованными участниками данного процесса.

Практическая значимость работы заключается в том, что, разработанные и апробированные в Московском коммерческом колледже, ряде других профессиональных учебных заведений Москвы методы управления социальной адаптацией студентов, старшеклассников могут найти свою реализацию в образовательном процессе школ и вузов. Содержащиеся выводы и рекомендации могут быть использованы на пути оптимизации социообразовательных систем в режиме адаптации, профессиональной поддержки учащейся молодежи. Разработаны, научно обоснованы и внедрены социально-проектные и организационно-педагогические условия и механизмы, обеспечивающие оптимальное профессионально-личностное совершенствование учащейся молодежи. Сформирован комплекс социообразовательных технологий педагогической, управленческой, профессиональной поддержки процесса адаптации учащейся молодежи. Модели профессионально-личностной адаптации, индивидуальной траектории роста могут быть использованы в практике образовательных учреждений, при изучении потребностей хозяйственно-экономических субъектов в молодых специалистах, адаптации их на рынке труда.

На защиту выносятся следующие положения:

Обоснование авторской трактовки понятия «социальной адаптации», включающей и реализующей три составляющие:

— особую социальную реальность («социальные факты», «социальные процессы», «социальные взаимодействия») как выражение структурных и функциональных систем;

— 9убъективно обусловленную (интересами, мотивами, индивидуальными и коллективными действиями) социальную единицу;

— глобальную (всечеловеческую, тотально-общественную) социальную технологию.

Результаты эксперимента, проведенного на базе Московского коммерческого колледжа по оптимизации социально-адаптационного пространства путем системного позитивного изменения среды, ценностных ориентаций учащихся, повышения управляемости процессами социальной адаптации.

Типологизация и обоснование возможностей применения в отраслевых образовательных учреждениях методов и средств совершенствования процесса и технологий социальной адаптации учащихся.

Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в докладах и выступлениях на двух международных, трех всероссийских научно-практических конференциях в 1999 — 2002 гг., на совещаниях и конференциях педагогического сообщества г. Москвы.

Апробация исследования проходила в процессе докладов и обсуждений на конференциях, симпозиумах, научно-методических семинарах. Основные положения и выводы содержатся в подготовленных автором или с его участием для Московского департамента образования, Комитета по науке и образованию Государственной Думы РФ информационно-аналитических записках.

Апробация материалов исследования осуществлялась в ходе эксперимента, проводимого в Московском коммерческом колледже (1998.

— 2002 гг.). Обобщения и выводы диссертационного исследования, результаты эксперимента изложены в опубликованных работах.

Диссертация подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социально-гуманитарных наук Московского городского педагогического университета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование особенностей социальной адаптации учащейся молодежи позволило сделать ряд обобщений и выводов, имеющих теоретическое и практическое значение.

Социальную адаптацию учащейся молодежи характеризуют сегодня противоречивые, нередко полярные, явления и тенденции. В диссертации выделяются три блока проблем, характеризующих реальные процессы, возможные пути и средства управления социальной адаптацией подрастающего поколения.

Первое — динамика социально-бытийных, институциональных и ценностно-мотивационных факторов.

Демократизация общественной жизни, системы образования, раскрепощение творческого потенциала ученика и учителя — это и многое другое способствует ускоренной социальной адаптации подростков и молодежи. Вместе с тем сохраняется и усиливается отрицательное воздействие реалий современной общественной жизни. Данные статистики, социологические опросы фиксируют не только крайнее, а порой и запредельное расслоение общества по доходам, социальному положению, возможностям доступа к культуре, образованию, профессиональному продвижению, жесткая конкуренция на рынке труда.

Пирамида социально-профессиональных установок и ожиданий современной молодежи по сравнению с их сверстниками 70−80-х гг. существенно изменилась. С одной стороны, они стали прагматичнее, ближе к нуждам и повседневным заботам молодых и взрослых людей, с другой, — часто «бескрылыми», «заземленными», предельно эгоистичными. Если в 60−80 гг. подавляющая часть школьников и студентов не мыслила себя и свою жизнь без профессиональной, зачастую гражданско-альтруистической деятельности, то каждый второй их сверстник последнего, столь болезненного для России и во многом всего человечества десятилетия XX века, связывал свою мотивацию трудовой деятельности с деньгами, со стремлением заработать их любыми способами. Судя по опросам, 15−20% молодых респондентов вообще не стали бы работать, если бы были материально обеспечены.

Ослабло влияние традиционно значимых для России и россиян социальных институтов — семьи, школы, вузовского и производственного коллективов — на принятие молодыми людьми судьбоносных решений. Почти три четверти школьников, студентов, согласно нашему опросу, отмечает отсутствие значимого влияния вышеназванных лиц и институтов на выбор ими профессии (15−20 лет назад таковых" было втрое меньше).

Около половины учащихся и студентов считают, что семья, школа, вуз не дают в достаточной степени знаний и навыков, необходимых в будущей работе и взрослой жизни. Это свидетельствует о почти равновесном присутствии в данных ключевых для самоопределения молодого человека социальных институтах адаптирующе дезадаптирующих факторов. Отчасти с этим связано и то, что каждый четвертый из опрошенных выпускников московских вузов скорее всего не повторил бы свой выбор места работы.

Смена общественных ориентиров, установка на дикий рынок, накопительство, ослабление правового, административного, финансового присутствия государства в сфере обучения и воспитания с неизбежностью были воспроизведены и удесятерены социальным бытием и массовым сознанием школьников и студентов, их родителей.

Второе — социальные, личностные и управленческие резервы социальной адаптации учащейся молодежи.

Профессиональная деятельность для учащейся молодежи продолжает оставаться одной из главных социально адаптирующих жизненных ценностей. Вместе с тем именно в сфере трудоустройства особенно заметна минимизация участия государства, других социальных институтов. Разорваны и зачастую утрачены многолетние связи между школами, вузами и профильными для них предприятиями и организациями. Акционированные или перешедшие в частные руки предприятия сокращают работников и не берут студентовнаучные организации не могут обеспечить достойный заработок своим постоянным сотрудникам и могут привлекать на работу лишь единичных студентов. Государственные бюро занятости либо не занимаются студентами, либо работают с ними в последнюю очередьте фирмы и предприятия, где можно неплохо заработать, набирают работников либо по рекомендациям, либо на конкурсной основе, нередко по «вкусовым» предпочтениям их руководителей.

Если обобщить оценки, получиться следующий перечень основных требований, которые руководители фирм предъявляют к студентам и выпускникам вузов и школ при приеме их на постоянную работу. Это:

— высшее образование, престижный вуз, «хороший» диплом;

— практический опыт работы в соответствующей области деятельности;

— знание и умение применять компьютер и вести делопроизводство, умение работать в интернете;

— знание иностранного языка (в пределах необходимого);

— желание работать.

Преимуществами с точки зрения социальной адаптации, учебы и жизни старшеклассников и студентов можно считать то, что они:

— более склонны к новшествам и переменам (новые задачи и" виды деятельности, изменения технологии, методов и организации работы) — ar.

— обладают большим потенциалом и ориентированы на развитие, рост, карьеру;

— более энергичны и активныу них часто возникают новые идеи, которые они готовы предложить и реализовать;

— проявляют тягу к новым знаниям и постоянно подпитываются в вузе свежими идеями и новыми данными;

— студент — «чистый лист», и его часто легче научить профессии и особенностям работы в данной форме, чем переучивать готового специалиста.

Недостатки в аспекте социальной адаптации:

— молодые люди часто переоцениваю свои знания, умения и возможности;

— становясь постоянными работниками, чаще претендуют на более высокую зарплату;

— нередко проявляют слабую профессиональную ориентацию (если образование студента не совпадает с профилем работы, у него выполняемая сегодня работа конкурирует с возможностью найти работу по специальности);

— требуют к себе большего внимания и постоянной оценки их работы, что нередко вызывает недовольство других работников и усиливает напряженность в коллективе;

— менее предсказуемы в своем развитии и поведениив частности у них повышенная мобильность, а потому усилия, затраченные на их обучение, могут оказаться потраченными зря. В поисках нового места работы они вполне могут перейти к конкурентам и применить там опыт, полученный в данной фирме;

— в момент окончания колледжа и вуза оказываются в кризисной ситуации: у многих возникает проблема жилья, у мужчин — проблема службы в армии, резко меняется образ жизни и контактная среда.

Третье — хозяйственно-экономическая и организационно-управленческая составляющие.

Резкое ухудшение экономического положения школ и вузов приводит к следующему: а) вводятся различные элементы платности обучения (число этих элементов и совокупная их цена быстро растут) — б) нет возможностей привлекать для преподавания успешных практиковв) в учебном процессе используются устаревшие программы и методы обученияг) острее проявляются скудность фондов библиотек и бедность технического оснащения учебного процесса, ухудшаются условия проживания студентов в общежитиях и санитарно-бытовое состояние учебных зданий, быстро v сокращаются все виды необязательной для обучения деятельности и т. п.

Высокий темп инфляции вызывает у большинства студентов острый недостаток средств на самое необходимое — питание, одежду, приобретение литературы, оплату «платных» элементов учебного процесса, дополнительных образовательных услуг, на посещение даже самых недорогих мест проведения досуга и отдыха.

Наложение административных, юридических или институциональных ограничений на мобильность трудовых ресурсов, на переток рабочей силы из одной отрасли в другую, из одного региона в другой, с одного производства на другое становится тормозом для адаптации учащейся и работающей молодежи, для экономического роста и увеличения занятости. Необходимо ввести срочность контрактовпредусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует не эффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия.

Основной особенностью социальной адаптации сегодня, как и во времена Дюркгейма, Парсонса, Мертона являются противоречия и антагонизмы между социально-бытовыми условиями формирующегося российского капитализма и возможностью, желанием основной массы школьников и студентов, молодых и взрослых россиян приспосабливаться к требованиям «дикого рынка». Общество первоначального накопления, владельцы капитала, коррумпированный сегмент власти, средства информационного и идеологического воздействия задают условия и правила механической (вынужденной) солидарностиосновная масса населения, включая школьников и студентов, предпочитает органическую (естественно присущую людям) солидарность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация». Ереван, 1984.
  2. Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
  3. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита.// Психологический журнал. Т. -15, № 1, 1994.
  4. Арон.Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  5. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М., 1989.
  6. А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. М., 1989.
  7. B.C. Тес+ы в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.
  8. Американская социологическая мысль: Тексты/Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  9. Амонашвили Шалва. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
  10. В.М. Технология социального управления в образовательной сфере. М., МГПУ, 1998.
  11. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности.//Вопросы психологии, № 1, 1989.
  12. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -78с.
  13. Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва/Перспективы. Вопросы образования. 1981 № 2.- с.5−8.
  14. Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1995.
  15. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение. -М., 1993.
  16. С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -193 с.
  18. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. -М.: Педагогика, 1988.
  19. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации. //Педагогика, 1996. № 1.
  20. П.П. Избр. пед.соч. М., 1961.
  21. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений, (пер. с англ.). М.: «Прогресс», 1988.
  22. Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. М., 1995.
  23. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990.
  24. Ю.В. Школа как объект управления.//Сов. педагогика. 1986. № 9.
  25. М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.
  26. Вопросы статистического измерения связей между явлениями. (Корреляционный анализ) / Под. ред. Струмилина. М.: Госпланиздат, 1950.
  27. . В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 1998, № 13.
  28. Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1993, т. 1, № 1.
  29. Вуз и рынок: В 3 кн. Кн. 1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М., 1992.
  30. Взаимодействие школ и Вузов в Москве. М.: Симптом. — № 9 (85), 1999.
  31. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: 1950.
  32. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб, 1994.
  33. Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. СПб, 1994.
  34. О.А. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода. Автореф. Дисс. Канд.социол. наук. М., 1994.
  35. А.С. Проблемы социализации выпускников средней школы: Автореф. Канд. Дис. М., 1990.
  36. Вопросы психической адаптации человека. М., 1974.
  37. Г ершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1993.
  38. .С. Философия образования для ХХ1 века. М., 1998.
  39. Ю.П., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994. — № 6.
  40. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  41. Гилберт Дж. Найджел, Малкей Майкл. Открывая ящик Пандоры: социологический анализ высказываний ученых. (Пер. с англ.). М.: Прогресс, 1987.
  42. А. Б. Эволюция адаптаций: историко-методологическое исследование.-Л., 1989.
  43. Л.Я. Психологические аспекты торможения социальных изменений.// Вопросы психологии, 1988.-- № 6.
  44. Э.Р. Социализация и персонализация (из лекций по социологии). М., 1993.
  45. Р. Основы психологического эксперимента. (Пер. с англ.). -М.: Изд. МГУ, 1982.
  46. Дж.К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XX века: Пер. в англ. / Авт. предисл. Б. З. Мильнер. М.: Экономика, 1991.
  47. Городская программа развития образования «Столичное образование 2». — М.: Школьная книга, 1999.
  48. И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности.// Вестник СПб. Университета, сер.6, выр.1, № 6.
  49. П., Махнач А. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования.// Психологический журнал, т. 14, № 3, 1996.
  50. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
  51. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. -М.: Канон, 1995.
  52. В.И. Социология. Образование./ Перспективы развития наук в Московском университете. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  53. Э. О разделении общественного труда: Метод социологии.-М.: Наука, 1991.
  54. В.И. Источники финансирования образования. //Педагогика, 1995.-№ 2.
  55. В.И. Современная экономическая ситуация в образовании. Педагогика. 1996. — № 5.
  56. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. //Автореферат канд.дисс. М., 1986.
  57. Инновации в образовании глазами социолога. Екатеринбург, 1996.
  58. Е.Н., Куликов Л. В., Розанова М. А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. 4.2. — СПб, 1995.
  59. Кан-Калик В.А., Никандров НД. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
  60. И. Цивилизация и адаптация. М., 1984.
  61. Е. И др. Адаптация и развитие: выбор психотерапевтической стратегии. // Психологический журнал. № 1, 1995.
  62. С.В. Адаптация личности как социальное явление. Автореф. Дисс. Канд. Филос. Наук. Л., 1978.
  63. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Автореф. Канд.психол.наук. М., 1980.
  64. П.С. Адаптация как функция развития личности. -Саратов, 1991.
  65. А.Б. Управление школой: оптимальное соотношение централизации и децентрализации. //Сов. педагогика. 1989.-№ 6.
  66. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1.
  67. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989.
  68. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Зинченко В. П., Жукова Ю. М. -М.: Прогресс, 1989.
  69. Г. Как правильно пользоваться статистикой. (Пер. с англ.). -М.: Финансы и статистика, 1982.
  70. Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988.
  71. В.П. Социология коммуникаций. Учебник, М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997.
  72. И.Я. Процесс обучения и его закономерность. М., Педагогика, 1980.
  73. И.Д. Практический менеджмент: психотехника управления и самотренировки. М.: 1995:
  74. П. Методологические проблемы социологии. / Социология сегодня. Сб. статей. (Пер. с англ.). М.: Прогресс, 1965.
  75. Личная технология руководителя. Технологический практикум. М., 1994.
  76. А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988.
  77. . К. Мир образования. 1997. — № 4. — С.49.
  78. Н.И. Социальная адаптация молодежи: приоритеты и детерминанты. М.: Жизнь и мысль, 2002 (в соавторстве).
  79. Моделирование воспитательных систем: теория практике. Сб. науч. ст. /Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М., 1995.
  80. Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1994.
  81. Р. Явные и латентные функции. / Американская социологическая мысль. Тексты. Под. ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1994.
  82. Мишель Монтень. Избранные произведения в 3-х томах: Пер. с фр.
  83. П. Современная западная социология. Пер. со швед. С.-Пб.: Notabene, 1992.
  84. Мониторинг столичного образования. Мнения, оценки, ожидания участников августовских совещаний педагогической общественности Москвы. Под ред. Рябова В. В., Пищулин Н. П. М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.
  85. В.Е. Классификация поведенческой адаптации.// Физиология человека -№ 3, 1982.
  86. Н.В. Идентификация как механизм социально-психологической адаптации молодых рабочих в трудовых коллективах. Автореф. дисс канд.филос.наук. М., 1986.
  87. И.А. Лонятие и структура социальной адаптации. Автореф. Дисс.канд.филос.наук. Л., 1974.
  88. О.В. Адаптация как общенаучное понятие. Могилев, 1986.
  89. Наука, культура, образование в Москве. Статистика и социология. -М.: Симптом № 2 (63), 1998.
  90. А. А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.
  91. А. А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1988.
  92. И.Н. Социальная адаптация как социологическая категория. М., 1990.
  93. Н.Д. На путях к гуманитарной педагогики II Сов. педагогика. -1990. № 1.
  94. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988.
  95. Э. Массовые опросы. М.: Наука, 1978.
  96. О работе с детьми и подростками по месту жительства. М.: Пульс № 12(187), 1998.
  97. Общая теория управления. Курс лекций. / Под ред. Пищулина Н. П., -М.: РАУ, 1994.
  98. Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР.-М.: Наука, 1979.
  99. В.М. Региональное образование: Организация, управление развитием. Тула: Приокское кн. изд., 1994. — 178 с.
  100. Н.П. Философские основы образования. -М., 2001.
  101. Н.П., Пищулин С. Н. Маркетинговый мониторинг образования. Части 1, 2, 3. М., 1999−2001.
  102. Проблемно-деловая игра как метод управления общественным развитием. Саратов. 1989.
  103. Прогностическая концепция целей и содержания образования. М., 1992.
  104. И.И. Развитие региональной образовательной системы. Спб, 1992.
  105. Психология и педагогика в управлении. М., 1977.
  106. Н.П., Ананишнев В. М. Образование и управление. М.: Жизнь и мысль, 1999.
  107. В.Г. Государственный стандарт образования супердержавы мира в 2000 году // Педагогика. -1993 -№ 2.
  108. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1991.
  109. Рабочая книга социолога. Ред. кол. Осипов Г. В. и др. 2-е изд. М.: Наука, 1983.
  110. А.П. Социальная адаптация и ответственность личности. Томск, 1985.
  111. А.А. К проблеме социальной адаптации личности.// Вестник СПб. ГУ, сер.6, 1995, вып. З, № 20.
  112. В.В. Личностно ориентированное образование//Педагогика. -1994, № 4.
  113. Н.Л. Школа-лаборатория как форма взаимодействия педагогической науки и практики // Основные направления повышения эффективности педагогической науки. М., 1990.
  114. B.C., Сельцер P.M. Проектирование развития системы образования в социокультурном контексте.//Тезисы докладов Международной конференции. М., 1991.
  115. В.А. Сердце отдаю детям // Изб. пед. соч. В 3 т. -М.:Педагогика. -1979. -Т.1.
  116. Секреты умелого руководителя. И. В. Липсиц. М.: Экономика, 1991.
  117. Н. Социология. (Пер. с англ.). М.: «Феникс-Пресс», 1994.
  118. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1993.
  119. П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.
  120. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор-академик РАН Г. В. Осипов. М.: ИНФРА -М — Норма, 1998.
  121. Социология образования. В сб. Социология. Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. М.: Соц, полит, журн., 1996.
  122. Л. Н. Воспитание и образование. Собр. соч.- Т.16.-1983.266 с.
  123. О. Смещение власти: знание, богатство и рождение на пороге XXI века. М.: АН СССР, 1991.
  124. Тард Габриель. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии.-С.-Пб.: 1903.
  125. Д. Структура социологической теории. (Пер. с англ.) М.: Прогресс, 1985.
  126. Управление развитием школы. / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М., 1995.
  127. Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. Изд. 4-е, доп. И переработ. / Под. ред. С. А. Кравченко. М.: Экзамен, 2001.
  128. Учебно-воспитательный процесс и проблемы управления / НИИ школ /Под ред. В. Ф. Кривошеева. М.: Прометей, 1988.
  129. К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 2. М., 1988.
  130. К.Д. Человек как предмет воспитания // Пед. соч. в 6 т. -М.: Педагогика, 1988. -Т.6.
  131. Философия образования для XXI века. Прогностическая концепция целей и содержания образования, — М., 1992.
  132. Философско-психологические проблемы развития образования/ Под ред. В. В. Давыдова. М., 1994.
  133. П.В. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Воронеж., 1989.
  134. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
  135. С.Т. Пед.соч.: В 4 т. Т.1. М., 1962.
  136. С.Т. Работа для будущего: Докум. повествование: Кн. для учителя /Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М., 1989.
  137. Школа самоопределения: первый шаг/ Под ред. Тубельского А. Н. -М., 1991.
  138. Школа самоопределения: шаг второй/ Под ред. Тубельского А. Н. -М., 1994
  139. В.В. Педагогическая технология. Ярославль., 1997.
  140. Е. Разработка и запуск новой модели школы: (Из опыта работы 109-й школы-лицея Москвы) // Нар. образование. 1991. — № 2.
  141. Е.А. Школа для всех, — М., 1996.
  142. Т.Ф. Западные педагоги о развитии современной школы // Сов-педагогика. -1991. -№ 12.
  143. К. Смысл и назначение истории. М., 1994. — 186 с.
  144. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд. Самарский ун-т, 1995.
  145. Blumer Н. Symbolic Interactionism. Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice-Hall, 1969.
  146. Borda 0. The Application of Participatory—Action Research in Latin America. / Ed. M. Albrow and E. King, London: Sage PabL, 1990. P. 79−100.
  147. Cattel R. The scientific analysis of human personality. Chicago: Chicago Univ. Press, 1966.
  148. Coleman J. The constructive typology. N-Y., Columbia Univ. Press, 1968.
  149. Eysenk H. J. The structure of «human personality». L., Sage Publ., 1965.
  150. Galiup G. The quintamentional plan of Question design // The public opinion quarterly, 1947. Vol. II. P. 386−390−326 .
  151. Giddens A. Turner R. Social Theory Today. Oxford: Polity Press. 1987.
  152. Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford Univ. Press, 1990.
  153. Habermas J. Communication and the Evolution of Society. London: Heinemonn, 1979.
  154. Kerlinger F. N. Behavioral research: A conceptual approach. N.Y., Willey and Brothers, 1979.
  155. Lazarsfeld P., Henrey N. Latent structure analysis./ Boston: Univ. Hyman. 1968.
  156. Lipset S. M. Trow M., Coleman J. Union Democracy. N. Y.: Anchor Books, 1962.
  157. Mead J. Mind, Self and Society./ Chicago: Univ. of Chicago Press, 1934.
  158. Merton R. On Theoretical sociology. N.Y., 1967.
  159. Neuman L.W. Social Research Methods: Qualitative and Quantitative Approaches. Boston: Allyn and Bacon, 1991.
  160. Plummer K. Documents of Life. An Introduction to the Problems and' Literature of a Humanistic Method. London: Unwin Hyman Ltd, 1990.
  161. Shuman H., Presser S. Questions and Answers in Attitude surveys experiments on guestions forms and context. N.Y., Harper, 1981.
  162. Sztompka P. Human Agency: the Marxian tradition and Beyond. Strategy: of Analysis//The Polish Sociological Bulletin, № 1, 1989.
  163. Sztompka P. Society in Action. The Theory of Social Becoming Cambridge Polity Press, 1991.
  164. Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. N.Y.: Dover, 1958.
Заполнить форму текущей работой