Применение асфальтового вяжущего вещества с шунгитом при устройстве дорожных покрытий
Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на научно-технических конференциях в Воронежском государственном архитектурно-строительном университете (Воронеж, 2007, 2009 гг.), а также на заседании дорожного конгресса в Московском автодорожном институте (ГТУ) (Москва, 2009 г.) и на ежегодной научной сессии международной Ассоциации исследователей асфальтобетона (Москва… Читать ещё >
Содержание
- НЕВЕДЕНИЕ
- 1. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТОНКОДИСПЕРСНОГОМИНЕРАЛЬНОГО ПОРОШКА ИЗ ШУНГИТА В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЯХ
- 1. 1. Основные принципы организации производства асфальтобетонных смесей для дороэ/сного строительства
- 1. 2. Условия применения смесей специального состава
- 1. 3. Асфальтобетонные смеси с добавками поверхностно-активных веществ и активаторов
- 1. 4. Определение достоверного количества экспериментов
- 1. 5. Приготовление и сравнительных анализ минеральных порошков из шунгита и известняка в лабораторных условиях
- 1. 6. Свойства исходных минеральных материалов для приготовления асфальтобетонных смесей
- 1. 7. Результаты исследований физико-механических свойств порошка из шунгита
- 1. 8. Выводы по главе 1
- 2. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ШУНГИТОВОГО МИНЕРАЛЬНОГО ПОРОШКА В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЯХ
- 2. 1. Особенности взаимодействия битума и углеродсодержащих материалов
- 2. 2. Теоретические предпосылки применения шунгита для приготовления асфальтобетонных смесей
- 2. 3. Исследование наноповерхностей асфальтового вяжущего с различными порошками на электронном сканирующем зондовом микроскопе
- 2. 4. Подбор оптимального содержания битума и зернового состава в асфальтобетонных смесях с использованием известнякового и шунгитового минеральных порошков
- 2. 5. Сравнительный анализ песчаного асфальтобетона на известняковом и шунгитовом минеральных порошках
- 2. 6. Эксплуатационные свойства асфальтобетона типа Б на основе различных порошков
- 2. 7. Выводы по главе 2
- 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ АСФАЛЬТОБЕТОНА С ШУНГИТОВЫМ МИНЕРАЛЬНЫМ ПОРОШКОМ
- 3. 1. Изучение коррозионной устойчивости асфальтобетонов на основе минерального порошка из шунгита
- 3. 2. Исследование термоокислительной устойчивости асфальтобетонных смесей
- 3. 3. Применение ультразвуковых колебаний для исследования свойств асфальтобетона
- 3. 4. Проведение испытаний образцов с использованием циклической нагрузки на вибростенде
- 3. 5. Определение реологических свойств асфальтобетонов на основе различных минеральных порошков
- 3. 6. Выводы по главе 3
- 4. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ПО УСТРОЙСТВУ ПОКРЫТИЙ ИЗ СМЕСЕЙ С АСФАЛЬТОВЫМ ВЯЖУЩИМ ВЕЩЕСТВОМ НА ОСНОВЕ ШУНГИТА
- 4. 1. Технология приготовления активированного минерального порошка из шунгитового щебня
- 4. 2. Приготовление смесей с шунгитовым минеральным порошком на асфальтобетонном заводе
- 4. 3. Рекомендации по укладке и уплотнению асфальтобетонных смесей с шунгитовым порошком
- 4. 4. Мониторинг эксплуатационного состояния участков покрытия из экспериментальной асфальтобетонной смеси типа Б на основе шунгита
- 4. 5. Обоснование технико-экономической эффективности применения горячих асфальтобетонных смесей с использованием шунгитового минерального порошка при устройстве покрытий автомобильных дорог!
- 4. 6. Выводы по главе 4
Применение асфальтового вяжущего вещества с шунгитом при устройстве дорожных покрытий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Продление сроков службы дорожных асфальтобетонных покрытий является в настоящее время одной из важнейших задач в области развития и совершенствования сети автомобильных дорог. В условиях, когда интенсивность и грузонапряженность возрастают опережающими темпами, необходимо обеспечить работоспособность дорог на весь период эксплуатации.
Для повышения ответственности подрядных организаций за качество дорожно-строительных работ в 2003 году Росавтодором издано распоряжение «О введении в действие гарантийных паспортов на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них». Однако существующие технологии приготовления и укладки асфальтобетонных смесей на основе традиционных материалов не позволяют обеспечить требуемое качество на длительный период.
Дефицит минерального порошка, испытываемый многими дорожно-строительными организациями, стимулирует в настоящее время поиск новых нетрадиционных материалов и технологий, которыми можно было бы заменить традиционные без ухудшения эксплуатационных свойств асфальтобетона.
Шунгит является уникальным природным углеродсодержащим композитом, состоящим из аморфного углерода, чрезвычайно активного в окислительно-восстановительных реакциях, двуокиси кремния, а также оксидов алюминия, железа, кобальта, ванадия, титана и других. Исследование свойств асфальтобетона с использованием шунгитового минерального порошка было включено в число важнейших тематик научных исследований «Росавтодора» в 2010 году.
Таким образом, исследование свойств тонкодисперсного порошка из шунгита, обоснование возможности использования его в дорожном строительстве и разработка на этой основе новых технологий устройства высококачественных и долговечных асфальтобетонных покрытий является актуальной проблемой.
Целью работы является обоснование возможности применения минерального порошка из шунгита в асфальтобетонных смесях для устройства дорожных покрытий.
Для достижения цели исследования решаются следующие задачи:
— исследовать структурно-механические свойства асфальтобетонов с тонкодисперсным минеральным порошком из шунгита;
— провести анализ возможности применения асфальтового вяжущего на основе шунгита для устройства дорожных покрытий;
— экспериментально подтвердить эффективность применения шунгитового минерального порошка в асфальтобетонных смесях;
— провести сравнительный анализ наноповерхностей композитов «шунгит— битум» и «известняк—битум»;
— исследовать коррозионную устойчивость асфальтобетона с шунгитовым минеральным порошкомразработать методику расчета усталостной прочности асфальтобетона с учетом качественных параметров частиц шунгитового минерального порошка в условиях циклической нагрузки и длительного водонасыщения.
Научная новизна работы заключается в решении проблемы расширения номенклатуры эффективных отечественных дорожно-строительных материалов. К числу наиболее важных результатов исследования, обладающих научной новизной, относятся следующие:
— методика расчета усталостной прочности асфальтобетона, отличающаяся от известных учетом качественных характеристик частиц шунгитового минерального порошка в условиях циклической нагрузки и длительного водонасыщения;
— результаты исследований наноповерхностных характеристик битумно-минеральных композитов на электронном сканирующем зондовом микроскопе;
— результаты исследований коррозионной устойчивости асфальтобетона с шунгитовым минеральным порошком;
— модель для определения вязкости ненарушенной структуры асфальтобетона с шунгитом для различных температурных условий.
Практическая значимость научных исследований заключаются в возможности использования полученных результатов при производстве горячих асфальтобетонных смесей на основе тонкодисперсного минерального порошка из шунгита.
Предложенная замена доломитового минерального порошка на шунгитовый позволяет устраивать асфальтобетонные покрытия с повышенными эксплуатационными параметрами и восполняить дефицит минерального порошка за счет расширения номенклатуры используемых горных пород.
Результаты диссертационных исследований были использованы при устройстве экспериментальных участков покрытия на улицах Волгоградской и Машиностроителей в г. Воронеже.
Достоверность результатов исследований и выводов подтверждается использованием современных приборов (в том числе электронного сканирующего зондового микроскопа) и методов, а также опытными испытаниями с положительными практическими результатами, не противоречащими выводам известных положений, сходимостью результатов испытаний.
На защиту выносятся:
— методика расчета усталостной прочности асфальтобетона с шунгитовым минеральным порошком в условиях циклической нагрузки и длительного водонасы-щения, позволяющая прогнозировать сроки эксплуатации покрытия;
— результаты исследований наноповерхностных характеристик битумно-минеральных композитов «шунгит—битум» и «известняк—битум»;
— результаты обоснования возможности применения шунгитового минерального порошка в асфальтобетонных смесях;
— модель для определения вязкости ненарушенной структуры асфальтобетона с шунгитовым минеральным порошком для различных температурных условйй.
Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на научно-технических конференциях в Воронежском государственном архитектурно-строительном университете (Воронеж, 2007, 2009 гг.), а также на заседании дорожного конгресса в Московском автодорожном институте (ГТУ) (Москва, 2009 г.) и на ежегодной научной сессии международной Ассоциации исследователей асфальтобетона (Москва, 2011 г.).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ общим объемом 40 страниц, из которых лично автору принадлежит 18 страниц. Три статьи опубликованы в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ: «Научный вестник ВГАСУ. Строительство и архитектура», «Наука и техника в дорожной отрасли».
В статьях, опубликованных в рекомендуемых ВАК изданиях, изложены основные результаты диссертации: в работе [1] обоснована возможность применения минерального порошка из шунгита в асфальтобетонных смесяхв [2] приведены результаты исследований наноповерхностных характеристик композитов «шунгит—битум» и «известняк—битум" — в [3] описана методика расчета усталостной долговечности асфальтобетона с шунгитовым минеральным порошком.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, общих выводов, списка литературы из 95 наименований и четырех приложения. Общий объем работы составляет 165 страниц машинописного текста, включая 46 рисунков и 45 таблиц.
2. Результаты исследования шунгитового минерального порошка на сканирующем зондовом микроскопе с наноразмерным уровнем пространственного разрешения свидетельствуют о том, что шунгит с высокой адсорбционной активностью по отношению к органическому вяжущему, способствует его структурированию. Совместно с битумом он образует структурированную дисперсную систему, выполняющую роль вяжущего материала в асфальтовом бетоне.
3. Установлено, что в результате применения шунгитового минерального порошка, асфальтобетон имеет лучшие показатели водостойкости и длительного водонасыщения, что обеспечивает более высокую коррозионную устойчивость асфальтобетонного покрытия по сравнению с традиционным порошком известняковых пород.
4. Асфальтобетон, содержащий шунгитовый минеральный порошок, имеет более высокий коэффициент морозостойкости по сравнению с асфальтобетоном на известняковом минеральном порошке, что обеспечивает лучшие показатели трещиностойкости и сдвигоустойчивости после 50 циклов замораживания-оттаивания.
5. В процессе устройства экспериментальных участков установлено, что асфальтобетонная смесь с шунгитовым минеральным порошком обладает хорошей удобоукладываемостью и удобоуплотняемостью, что позволяет обеспечить нормативные показатели ровности и коэффициента уплотнения при устройстве покрытий.
6. Предложена методика расчета усталовсной прочности асфальтобетона, отличающаяся от известных методов учетом качественных частиц шунгитового минерального порошка в условиях многократного повторения знакопеременных нагрузок и позволяющая прогнозировать сроки эксплуатации покрытий.
7. Предложена уточненная модель для определения вязкости ненарушенной структуры асфальтобетона, позволяющая исследовать его реологические свойства при различной температуре в процессе длительного водонасыщения. I.
Список литературы
- Griffith A.A. The phenomena of rupture and flow in solids, Phil. Trans. Rou. Soc. London. Ser. A., v. A221, P 163−198.
- Авсеенко A.A., Петров Ю. Н., Цыганков В. И. Экономика, планирование и управление в дорожном хозяйстве М.: Центроргтруд Минавтодор РСФСР, 1990, 363с.
- Алферов В.И. Дорожные материалы на основе битумных эмульсий. Воронеж. Изд-во ВГУ. 2003. — 152 с.
- Аррамбит Ж&bdquo- Дюрье М. Органические вяжущие и смеси для дорожного строительства. М.: -1961. с. 15−266
- Богуславский A.M. Зависимость реологический свойств асфальтобетона от его состава и структуры. / A.M. Богуславский, И. А. Сархан, JI. Г. Ефремов // Автомобильные дороги. 1977. — № 8. — с. 22 — 24.
- Богуславский A.M. Основы реологии асфальтобетона / A.M. Богуславский, JI.A. Богуславский М.- Высшая школа., 1972. — 200 с.
- Борисенко O.A. Легкие асфальтобетоны с повышенными термостабильностью и трещиностойкостью. Дисс. канд. техн. наук. Воронеж. 2007 185 с.
- Быкова А. А Разработка и обоснование технологии примененияжелезосо-держащих отходов промышленности в дорожном строительстве: дис. канд. техн. наук: Воронеж. 2000. — 153 с.
- Влияние адсорбции, твердения битума и температуры на свойства асфальтобетонных покрытий: Экспресс-информ./ВИНИТИ. М., 1976. № 1. С. 8−10.
- ВСН 93−73 Инструкция по сроительству дорожных асфальтобетонных покрытий. -М.: Транспорт. 1973.
- Гезенцвей Л.Б. Дорожный асфальтобетон. / Л. Б. Гезенцвей, Н.В. Горелы-шев, A.M. Богуславский. М.: Транспорт, 1985. — 350 с.
- Горелышев Н. В. Асфальтобетон и другие битумоминеральные материалы / Н. В. Горелышев. -М.- Можайск: Терра, 1995. 176 с.
- Горштейн А.Е. и др. Адсорбционные свойства шунгитов // Известия ВУЗов. Химия и химические технологии. 1979. Том 22. № 6. — с.711−715
- ГОСТ Р 50 597 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», М. 1993
- ГОСТ 30 413–96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием», М.1996
- ГОСТ 8267–93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.
- ГОСТ 16 557–78. Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Технические условия
- ГОСТ 12 801–98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытания.
- ГОСТ 22 245 90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.
- ГОСТ 50 597–93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»
- ГОСТ Р 52 129 2003. Порошок минеральный для асфальтобетонных и ор-ганоминеральных смесей. Технические условия.
- ГОСТ 9128- 2009. Смесь асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
- Грушко И.М., Королев И. В., Борщ И. М. и др. Дорожно-строительные материалы: Учебник для автомобильно-дорожных институтов. М., 1983.
- Дедюхин А.Ю. Разработка технологии дисперсного армирования асфальтобетонных смесей несортовыми фракциями волокон хризотила. 143 с. 2009. Дисс. на соискание уч. степени канд. техн. наук. Воронеж. 2009
- Елецкий A.B., Смирнов Б. Н. Фуллерены и структуры углерода // Успехи физических наук. -М.: Том 165. № 9 1995. с 990−997
- Зайцев Г. Н., Ковалевский В. В. Влияние структуры и влажности шунгито-вых пород на их электрические свойства // Геология и полезные ископаемые Карелии. Вып. 9. Петрозаводск: КарНЦРАН, 2006. С. 135−139.
- Зискинд М.С. Декоративно-отделочные камни.
- Золотарев В. А. Долговечность дорожных асфальтобетонов / В. А. Золотарев. — Харьков: Высш. шк., 1977. — 155 с.
- Зыков В. А. Исследование трещиноустойчивости асфальтобетона с учетом его реологических свойств / В. А. Зыков // Повышение эффективности применения цем. и асфальтобетонов в Сибири. — Омск, 1975. Вып. 3. — С. 34−39.
- Изменение модулей упругости асфальтобетонных покрытий в процессе их службы: Экспресс-информ./ВИНИТИ. М., 1975. № 5. С. 1−6.
- Изучение процессов усталости битумоминеральных смесей: Экспресс-информ./ВИНИТИ. М., 1977. № 3. С. 7−9.
- Калашникова Г. Н., Руденский A.B. Усталостные испытания асфальтобетона: Экспресс-информ./ЦБНТИ. Минавтодора РСФСР. М., 1973. № 11. С 3−14
- Калгин Ю.И. Дорожные битумо-минеральные материалы на основе модифицированных битумов. Воронеж. Изд-во ВГУ. 2006. — 272 с.
- Калинин А.И. и др. Кислотно-основные свойства шунгитов Карелии. // Журнал неорганической химии. 1994. Том 39. № 5. с. 787 — 789
- Калинин Ю.К. и др. Шунгиты новое углеродистое сырье. Карельский филиал академии наук СССР. Институт геологии. — Петрозаводск.: «Карелия». 1984. 184 с.
- Камруззаман М. Оценка долговременной прочности асфальтобетона при длительном воздействии воды//Управление структурообразованием, структурой и свойствами дорожных бетонов. Харьков. 1983. С. 27.
- Керл Роберт Ф., Смоли Ричард Э. Фуллерены // М.: Успехи науки. 1991. № 12
- Ковалев Я.Н. Определение вязкости песчаного асфальтобетона методом осаживания цилиндра Автомобильные дороги, 1966, № 8, с. 15 — 17.
- Колбановская A.C. Дорожные битумы / A.C. Колбановская, В. В. Михайлов. М.: Транспорт, 1973. — 246 с.
- Королев И.В. Модель строения битумной пленки на минеральных зернах в асфальтобетоне // Изв. ВУЗов: Строительство и архитектура. 1981. — № 8. — с. 63−67
- Красиков O.A. Обоснование стратегии ремонта нежестких дорожных одежд. Автореф. дисс. докт. техн. наук. М.: 2000. — 44 с.
- Лаврухин В. П. Физико-механические свойства и усталостная долговечность асфальтобетонов на модифицированных битумах / В. П. Лаврухин, Ю. И. Калгин, В. Т. Ерофеев // Вестник Волжского регионального отделения РААСН. — Н. Новгород, 2003. — Вып. 6.
- Лысихина А, И, Ханина Ц. Г. Об определении сцепления органических вяжущих материалов с поверхностью щебня, М: Дориздат, 1951, — 12 с
- Мелик-Богдасаров М. С. Оптимальное время перемешивания асфальтобетонной смеси / М. С. Мелик-Богдасаров, В. Н. Кононов, Э. С. Файнберг // Автомобильные дороги. — 1974. — С. 17−18.
- Микульский В.Г. Строительные материалы (материаловедение и технология): Учебное пособие. М.: ИАСВ. С. 45.
- Михайлов Н.В. Физико-химическая механика асфальтового бетона // Материалы симпозиума по структуре и структурообразованию в асфальтобетоне. -Балашиха. 1968.
- Носов Е.А. Технология приготовления и применения активных и активированных фусами минеральных порошков в дорожном строительстве : диссертация. кандидата технических наук: Воронеж. 2001. — 174 с.
- ОДН 218.0.006−2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог» (взамен ВСН 6−90), М. 2002.
- ОДН 218.024 2002 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог», М. 1989
- ОДН 218.046 01 Проектирование нежестких дорожных одежд. — 145 с.
- ОДН 218.1.052−2002 «Оценка прочности нежестких дорожных одежд»
- Основы упрщенного метода расчета битумоминеральных смесей: Экспресс-информ./ВИНИТИ. М., 1975. № 3. С. 1−16.
- Повышение надежности автомобильных дорог/ Под. ред. И. А. Золотаря. М., 1977. 183 с.
- Подольский В л. П., Расстегаева Г. А, Расстегаева JI. Н. Армированный асфальтобетон с применением активных минеральных отходов и побочных продуктов промышленности // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века.- 2000. № 9.
- Подольский Вл.П., Черноусов Д. И. Тюков Е.Б., Ширяева С. М. Влияние различных минеральных порошков на реологические характеристики асфальтобетона. Вестник центрального отделения РААСН. Выпуск 9. Воронеж, 2010 с. 173−184.
- Правила строительства асфальтобетонных покрытия и основний автомо-билных дорог и аэродромов. М.: РосдорНИИ. 2006. — 144 с.
- Прикладная механика дорожных и аэродромных конструкций. Омск. Изд-во: ОмГТУ. 1993.-128 с.
- Радовский Б. С. Оценка реологических характеристик асфальтобетона при кратковременных нагрузках / Б. С. Радовский, Е. Я. Щербакова // Повышение качества асфальтобетона: труды СоюздорНИИ. М., 1975. — Вып. 79. — С. 7077.
- Расстегаева Г. А. Активные и активные минеральные порошки из отходов промышленности Воронеж. Изд-во ВГУ. 2002 — 192 с.
- Ребиндер П.А. Научные основы технологии производства строительных материалов. / П. А. Ребиндер, Н. В. Михайлов // Вестник АН СССР. 1961. № 10. -с. 70−77.
- Ребиндер П.А. Образование и механические свойства дисперстных структур / П. А. Ребиндер // Журнал Всесоюзн. хим. об-ва им. Д. И. Менделеева. 1983. -т. 8, № 2,-с. 162−170.
- Ребиндер П.А. Физико-химическая механика дисперсных структур. / П. А. Ребиндер // Физико-химическая механика дисперсных структур. М.: Наука, 1966.-с. 6−12.
- Розенталъ Д. А. Изменение свойств дорожных битумов при контактировании с минеральным наполнителем / Д. А. Розенталъ, А. М. Сыроежко // Химия и технология топлив и масел. — 2000. № 4. — С. 41−45.
- Руденский А. В. Дифференцирование требований к прочности и деформа-тивности асфальтобетона для различных условий применения при строительстве покрытий : автореф. дис. д-ра техн. наук. Томск, 2000. — 35 с.
- Руденский А. В. Дорожные асфальтобетонные покрытия / А. В. Руденский. М.: Транспорт, 1992. — 255 с.
- Руденский A.B. Анализ работы асфальтобетонных покрытий как конструкций с нестационарными эксплуатационными характеристиками//Тр. Гипродор-НИИ. 1979. Вып. 27. С. 66−78.
- Руденский A.B. Опыт строительства дорожных асфальтобетонных покрытий в различных климатических условиях М., 1983. 64 с.
- Руденский A.B., Радовский Б. С., Коновалов C.B. О закономерностях усталостного разрушения дорожных одежд//Тр. Гипродорнии. 1973. Вып. 7. С. 47.
- Рыбьев И. А. Строительные материалы на основе вяжущих веществ. — М.: Высшая школа, 1978. 309 с.
- Рысьев O.A. Шунгит Камень жизни. — СПб.: Изд-во «Диля», 2010 — 128 с.
- Рябова О.В. Научно-практические основы снижения адгезии снежно-ледяных образований в процессе эксплуатации автодорог : диссертация. канд. техн. наук. Воронеж. 1998. — 176 с.
- Сильянов B.B. Домке Э. Р. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц. М.: Академия, 2008. — 342 с.
- Слободчиков Ю.В. Условия эксплуатации и надежность работы автомобильных дорог. М.: Транспорт. 1987. — 128 с.
- СНиП 2.05.02−85 «Автомобильные дороги», М.1986
- СНиП 3.06.03 85 «Автомобильные дороги», М. 1986
- Усталостная прочность асфальтобетонных смесей: Экспресс-информ./ВИНИТИ. М., 1976. № 41. С. 7−19.
- Фоменко Г. Р. Исследование структурно-механических свойств асфальтобетонов на битумах различной вязкости / Г. Р. Фоменко: автореф. дис.. канд. техн. наук. Харьков, 1980. — 24 с.
- Черноусов Д.И. Обоснование возможности применения минерального порошка из шунгита в асфальтобетонных смесях / Щербинина С. Е // — М.: Новости в дорожной науке и технике. № 2, 2009 с. 34−35.
- Черноусов Д.И., Влияние шунгитового минерального порошка на устойчивость структуры песчаного а/б в условиях увлажнения / Подольский Вл.П., Быкова А. А. // Труды первого всероссийского дорожного конгресса — М.: МАДИ. 2009-с. 219−222.
- Чистяков Е.Г. Разработка методов повышения эксплуатационно-прочностных характеристик автомобильных дорог с учетом циклического воздействия нагрузок : дис. канд. техн. наук: Воронеж. 2009. — 155 с.
- Шейнин А.Е. Строительные материалы. Учебник для вузов. М., Стройиздат. 432 с.
- Шляпина A.M. Шунгиты Карелии и пути их комплексного использования. Препринт АН СССР. Петрозаводск. 1975.
- Щербинина С. Е. Черноусов Д.И. Обоснование возможности применения минерального порошка из шунгита в асфальтобетонных смесях. — М.: Новости в дорожной науке и технике. № 2, 2009 с. 34−35.