Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие теории и методы повышения энергоэффективности однодвигательных тяговых электроприводов автотранспортных средств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны новые системы ПУМ с ШИМ для вентильных электроприводов на базе СДПМ. Из-за сложности вычисления момента и потокосцепления статора явнополюсных СДПМ в неподвижной системе координат предложенные системы ПУМ не имеют явных преимуществ по вычислительной интенсивности в сравнении с классическими векторными системами, в которых регулированы проекции вектора тока статора в ориентированной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ путей повышения технико-эксплуатационных показателей тяговых электроприводов (ТЭП) автотранспортных средств (АТС)
    • 1. 1. Системы тягового привода АТС с ТЭП: общие сведения
      • 1. 1. 1. Классификация систем тягового привода АТС с ТЭП
      • 1. 1. 2. Способы построения системы тягового привода АТС с ТЭП
      • 1. 1. 3. Система управления тяговым приводом АТС с однодвигательным ТЭП
    • 1. 2. Рациональные пути совершенствования ТЭП АТС
      • 1. 2. 1. Основные требования к ТЭП АТС и пути их совершенствования
      • 1. 2. 2. Состояние и перспективы развития элементов одно двигательного ТЭП АТС
      • 1. 2. 3. Критерии оптимизации одно двигательного ТЭП АТС
    • 1. 3. Структуры однодвигательного ТЭП переменного тока
      • 1. 3. 1. Анализ современных систем управления ТЭП переменного тока
      • 1. 3. 2. Обобщенная структура однодвигательного ТЭП переменного тока
  • Выводы
  • 2. Рациональные законы управления ТЭП АТС
    • 2. 1. Математические модели асинхронного двигателя (АД) с учетом потерь в стали
    • 2. 2. Основные энергетические показатели АД
    • 2. 3. Предельные характеристики АД по перегрузочной способности с учетом ограничений по магнитному потоку, току и напряжению статора
    • 2. 4. Оптимальные режимы работы асинхронного ТЭП
      • 2. 4. 1. Оптимальные режимы работы АД
      • 2. 4. 2. Условие минимума суммарных потерь в АД при несинусоидальных напряжениях и токах
      • 2. 4. 3. Оптимальный режим работы асинхронного ТЭП по критерию минимума суммарных потерь
      • 2. 4. 4. Предельные характеристики и энергетические показатели
  • АД при различных законах оптимального управления
    • 2. 4. 5. Влияние параметров АД на его оптимальные режимы
    • 2. 5. Методика управления асинхронным ТЭП по минимуму потерь и максимуму перегрузочной способности
    • 2. 6. Оптимальные режимы работы синхронного двигателя с постоянными магнитами (СДПМ) по максимуму перегрузочной способности и минимуму потерь
    • 2. 6. 1. Предельные электромеханические характеристики СДПМ при ограничениях по току и напряжению
    • 2. 6. 2. Аналитическое определение условия минимума потерь в СДПМ
  • Выводы
    • 3. Системы прямого управления моментом (ПУМ) тяговых электроприводов переменного тока
    • 3. 1. Уравнения динамики электромагнитного момента АД
    • 3. 2. Синтез систем ПУМ АД
    • 3. 2. 1. Синтез системы ПУМ и потокосцеплением ротора в обобщенной системе координат
    • 3. 2. 2. Синтез системы ПУМ и потокосцеплением статора в обобщенной системе координат
    • 3. 2. 3. Системы ПУМ АД, ориентированные по полям ротора и статора
    • 3. 2. 4. Сравнительный анализ энергетический показателей асинхронных ТЭП при различных способах управления
    • 3. 3. Адаптивная идентификация параметров и переменных состояния АД
    • 3. 3. 1. Свойства уравнений АД в задачах адаптивной идентификации его параметров и скорости
    • 3. 3. 2. Идентификация полной индуктивности обмотки статора
    • 3. 3. 3. Идентификация активных сопротивлений обмоток статора, ротора и частоты вращения ротора АД
    • 3. 4. Повышение отказоустойчивости асинхронного ТЭП при отказе средств измерений
    • 3. 4. 1. Наблюдатель переменных состояния асинхронного ТЭП
    • 3. 4. 2. Рациональные системы управления асинхронным, ТЭП АТС при отказе датчиков
    • 3. 5. Система прямого управления моментом синхронного двигателя с постоянными магнитами
  • Выводы
    • 4. Математическое моделирование источников электропитания тягового электропривода автотранспортных средств
    • 4. 1. Математическое моделирование тяговых аккумуляторных батарей (ТАБ)
    • 4. 1. 1. Определение параметров схемы замещения ТАБ
    • 4. 1. 2. Синтез систем регулирования напряжения и тока ТАБ в составе ТЭП
    • 4. 2. Математическое моделирование солнечной батареи
    • 4. 2. 1. Математические модели солнечного элемента
    • 4. 2. 2. Математическая модель солнечной батареи
    • 4. 2. 3. Методика расчета солнечной батареи для АТС
    • 4. 3. Математическое описание комбинированных энергетических установок (КЭУ)
    • 4. 3. 1. Аналитическое описание вольтамперных характеристик емкостных накопителей энергии
    • 4. 3. 2. Математическое описание КЭУ, состоящей из ТАБ и емкостного накопителя энергии
  • Выводы
    • 5. Математическое описание систем тягового привода АТС с ТЭП
    • 5. 1. Обобщенная блок-схема модели системы тягового привода АТС с гибридной силовой установкой (ГСУ) параллельного типа
    • 5. 2. Математическое описание подмодели ДВС
    • 5. 3. Математическое описание подмодели «трансмиссия» ГСУ параллельного типа
    • 5. 4. Математическое описание подмодели «тяговый электропривод» переменного тока на базе АД, СДПМ
    • 5. 5. Математическое описание стартер-генераторного устройства (СГУ) на базе вентильно-индукторной машины (ВИМ)
    • 5. 5. 1. Конструкция и принцип действия СГУ на базе ВИМ
    • 5. 5. 2. Математическое описание ВИМ
  • Выводы
    • 6. Экспериментальные и численные исследования тяговых электроприводов и комбинированных энергоустановок автотранспортных средств
  • 6. ¡-.Экспериментальные исследования и проверка адекватности математической модели ГСУ параллельного типа
    • 6. 2. Экспериментальные исследования асинхронного электропривода с прямым управлением моментом
    • 6. 3. Экспериментальные исследования СГУ на базе ВИМ и КЭУ, состоящей из ТАБ и емкостного накопителя энергии
    • 6. 4. Пути повышения энергетической эффективности ГСУ параллельного типа
    • 6. 5. Энергетическая эффективность асинхронных ТЭП с применением алгоритма управления по минимуму потерь

Развитие теории и методы повышения энергоэффективности однодвигательных тяговых электроприводов автотранспортных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бурное развитие автомобилестроения привело к экологической проблеме, связанной с выбросами токсичных отработавших газов двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автотранспортных средств (АТС), которые наносят огромный ущерб здоровью людей и окружающей среде. Данная проблема особенно остро стоит в крупных мегаполисах. Наряду с этим существует угроза мирового энергетического кризиса, поскольку запасы нефтепродуктов ограничены.

Если с вредными выбросами еще можно бороться совершенствованием конструкций и рабочих процессов ДВС, улучшением качеств топлива, применением современных катализаторов выхлопных газов, использованием новых видов топлива [36, 92, 128], то эти меры не позволяют полностью решить проблемы снижения расходов топлива, обусловленные неэкономичной эксплуатацией ДВС при движении АТС в городе. Это недоиспользование мощности двигателя из-за ограниченной скорости движения, вследствие чего ДВС работает с повышенными удельными расходами топливабезвозвратные потери накопленной кинетической энергии при выбеге, торможениибесполезные потери энергии, вырабатываемой ДВС в режиме холостого хода.

К настоящему времени рациональный путь решения эколого-экономических проблем традиционных автомобилей определен — создание принципиально новых типов АТС с применением тягового электропривода (ТЭП), который может самостоятельно или совместно с ДВС приводить в движение автотранспорт. При этом источник питания тягового электродвигателя (ТЭД) может быть различным по физической природе: ДВС-генераторная установка, электрохимический генератор (ЭХГ) на базе топливных элементов, тяговая аккумуляторная батарея (ТАБ), емкостный накопитель энергии (ЕНЭ), маховиковый накопитель энергии, солнечная батарея и т. п., а также всевозможные комбинированные энергетические установки (КЭУ), построенные на основе гибридизации этих источников [1, 8, 19.22, 46, 47, 64, 90, 102, 103, 113, 114, 190. 199, 204].

В работе «Тяговый электропривод» АТС означает электромеханическую систему, предназначенную для приведения в движение транспортного средства, состоящую из энергоустановки (ЭУ), электропривода ведущих колес и системы управления.

Под энергоустановкой подразумевается комплекс источников и преобразователей запасенной энергии в электрическую, устройств для ее сохранения, вспомогательных систем, предназначенный для питания электропривода колес. ЭУ может быть однотипной или комбинированной.

Электропривод ведущих колес включает тяговый электродвигатель с соответствующим вентильным преобразователем, передаточное устройство для передачи потока мощности, развиваемый ТЭД, ведущим колесам АТС.

В составе системы управления ТЭП входят аппаратные и программные средства, предназначенные для управления процессом преобразования энергии.

Данное определение ТЭП выведено и обобщено из определения «системы тягового электропривода электромобиля», предложенного в работах [91, 106].

В целом применение ТЭП позволяет создать АТС с новыми качествами:

— нулевыми расходами углеводородного топлива и вредными выбросами при исключении ДВС из системы тягового привода АТС и использовании в качестве основного источника энергии на борту автомобиля энергоемких ТАБ или ЭХГавтомобили с ТЭП, питаемыми от этих энергоустановок, получили названия «электромобиль» и «электромобиль с топливными элементами»;

— уменьшенными расходами топлива и вредными выбросами при применении гибридных силовых установок (ГСУ), созданных на базе ДВС и ТЭП, который обеспечивает движение АТС при «пиковых» динамических нагрузках и неблагоприятных условиях работы ДВС, что характерно для городских ездовых условий. При торможении ТЭП позволяет рекуперировать часть кинетической энергии, накопленной в фазе разгона, в накопители электроэнергии. Такие автомобили часто называют «гибридными», причем существует еще более общее названиеАТС с КЭУ. В зависимости от энергоемкости, мощности используемых накопителей и ТЭД, можно сэкономить до 50% удельных расходов топлива, снизить в несколько раз выбросы токсичных веществ ГСУ по сравнению с традиционной силовой установкой на базе ДВС [35, 122, 156]. Кроме того, имеется возможность применения ДВС с уменьшенной мощностью при достаточной мощности ТЭПсущественного снижения теплового излучения и шума ДВС, что улучшает качество техники двойного назначения.

В зависимости от способа привода колес, наличия ДВС — генераторной установки, тяговый электропривод ведущих колес может быть однодвигательным и много двигательным.

К АТС с многодвигательным ТЭП относятся гибридные автомобили последовательной или последовательно-параллельной структуры, гибридные автомобили и электромобили с индивидуальным приводом колес или с приводом колес, выполненным в виде «мотор-колесо». Характерной особенностью систем ТЭП данных АТС является наличие не менее двух электродвигателя.

В тяговых системах АТС с однодвигательным тяговым электроприводом используется один тяговый электродвигатель. Следует отметить, что однодвигательным является перспективный вид ТЭП благодаря своей простоте структуры. Однодвигательный ТЭП находит применение в современных и перспективных гибридных автомобилях параллельной структуры, электромобилях с приводом колес, выполненным в виде «мотор-ось». В связи с этим в диссертационной работе выбран в качестве исследуемого объекта однодвигательный ТЭП.

Основным фактором, сдерживающим широкомасштабное внедрение новых видов АТС с ТЭП, является высокая стоимость самого электропривода, обусловленная в основном его дорогостоящими источниками/накопителями энергии с ограниченной энергоемкостью и мощностью. Следовательно, обеспечение высоких технико-эксплуатационных свойств ТЭП, таких как энергетическая эффективность, тягово-тормозные свойства, надежность, играет ключевую роль при построении новых видов городских АТС.

Созданием и совершенствованием АТС с КЭУ, включая их неотъемлемых отдельных подсистем (ДВС, источников, накопителей электроэнергии, ТЭП, механической трансмиссии), в разное время занимались и занимаются такие ученые, как: C.B. Бахмутов [35, 122], Н. В. Гулиа [20], И. С. Ефремов [106], Д. Б. Изосимов [30.32], В. Ф. Каменев [36, 120], И. П. Ксеневич [41], Ю. С. Кустарев [44], В. Ф. Кутенев [45], В. В. Лохнин [48], Е. М. Овсянников [68.71], Б. И. Петленко [81.85], А. П. Пролыгин [91, 106], В. В. Селифонов [35, 101, 122], В. А. Умняшкин [111], Н. В. Филькин [113], A.A. Эйдинов [120, 121, 128], В. Е. Ютг [127], А. И. Яковлев [128] и многие другие.

В разработке и создания АТС с КЭУ принимают активное участие ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «УАЗ», ОАО «КамАЗ», ОАО «ИжМаш», ФГУП «НАМИ», ФГУП НИИАЭ, ОАО НЛП «КВАНТ», МГТУ «МАМИ», МАДГТУ (МАДИ), МЭИ (ТУ), Новосибирский электротехнический университет, и другие производственные и научно-исследовательские организации.

Большой вклад в решение общих проблем энергосбережения электроприводов, создания их методов управлениясоздания теоретических и практических основ для исследования, разработки и совершенствования ТЭП различных видов транспортных средств внесли Российские и мировые ученые различных научных школ: В. Н. Аносов [4], И. Я. Браславский [126], Д. А. Бут, И. С. Ефремов [106], Б. А. Ивоботенко, Н. Ф. Ильинский [33], Ю. М. Иньков [34], И. П. Исаев [107], H.A. Ро-танов [27], В. П. Рубцов [98], В. П. Феоктистов [34], Р. Т. Шрейнер [119], Blaschke F. [134], Bose B.K. [135], Depenbrock M. [143], Holtz Joachim [157], Jahns T.M. [159], Kazmierkowski M.P. [169], Kubota Hisao [154], Levi Emil [145], Lipo T.A. [171], Lorenz R.D. [133], Noguchi Т., Takahashi I. [189] и многие другие. Работы этих авторов, безусловно, имеют большое теоретическое и практическое значение для разработок по созданию ТЭП АТС. ;

Несмотря на большое количество публикаций, посвященных созданию АТС с КЭУ, вопросы теоретических и фундаментальных исследований, направленных на разработку эффективных систем управления ТЭП, обеспечивающих их высокие технико-эксплуатационные показатели, не получили достаточного развития. Это связано с тем, что создание таких АТС является основным современным направлением разработок всех мировых автомобилестроителей. Производители зачастую «закрывают» научную информацию о созданной продукции, что затрудняет дальнейшее развитие ТЭП для АТС. Таким образом, в настоящее время повышение эксплуатационных свойств тяговых электроприводов АТС является важной научной проблемой, которую необходимо решить для создания конкурентоспособных новых видов автотранспорта, а научно-исследовательские и практические работы, посвященные решению данной проблемы, несомненно, актуальны.

Проведенные в работе исследования направлены на решение научной проблемы повышения технико-эксплуатационных показателей наиболее перспективных ТЭП на базе асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором (АД), синхронного двигателя с постоянными магнитами (СДПМ), и КЭУ, состоящих из различных типов источников, накопителей энергии (ДВС, ТАБ, ЕНЭ, СБ).

Представлены два возможных пути повышения энергетических показателей, быстродействия и надежности ТЭП.

Первым из них является совершенствование методов управления ТЭП переменного тока, что позволяет предельно эксплуатировать электроприводы по перегрузочной способности при минимальных статических и динамических потерях в их силовых агрегатах, повысить быстродействие и точность регулирования момента, обеспечить высокую надежность системы управления электроприводом.

Второй путь заключается в применении различного рода КЭУ для демпфирования пиковых нагрузок ТАБ, повышения объема вырабатываемой или накапливаемой электроэнергии на борту автомобиля. Это позволяет снизить потери в ТАБ, увеличить долю участия ТЭП в процессе движения АТС, и тем самым, снизить расходы топлива, токсичные выбросы ДВС. В частности, для стран с благоприятным условием солнечного освещения имеется возможность использования солнечной энергии на АТС для восстановления части энергии, израсходованной ТАБ на обеспечение движения автомобиля.

Цель диссертационной работы: улучшение эксплуатационных свойств автотранспортных средств с тяговым электроприводом путем усовершенствования тяговых электроприводов, комбинированных энергетических установок и способов их управления.

Задачи исследования:

1. Анализ путей улучшения эксплуатационных свойств АТС с ТЭП.

2. Разработка уточненных математических моделей короткозамкнутого асинхронного двигателя (АД) с учетом потерь в стали, позволяющих повысить точность моделирования процессов энергопреобразования в ТЭП.

3. Обоснование и решение задач управления ТЭП на базе АД и СДПМ по критериям минимума потерь и максимума перегрузочной способности, как основным критериям оптимальности.

4. Разработка систем прямого управления моментом (ПУМ) АД и СДПМ с ши-ротно-импульсной модуляцией (ШИМ) питающего напряжения (систем ПУМ-ШИМ).

5. Разработка наблюдающих устройств для динамической идентификации параметров АД, электрических, электромагнитных переменных величин асинхронным тяговым электроприводом (АТЭП), необходимых для функционирования их систем ПУМ-ШИМ и решения задачи повышения отказоустойчивости ТЭП.

6. Разработка рациональных схем управления АТЭП АТС при нарушении работоспособности различных видов датчиков.

7. Разработка универсальных систем формирования задающих воздействий для контура регулирования момента тяговых электродвигателей (ТЭД) с учетом ограничений зарядно-разрядных токов и напряжений ТАБ.

8. Разработка специализированной математической модели солнечной батареи, позволяющей повысить универсальность моделирования тяговой системы АТС при достаточной точности для инженерных расчетов.

9. Разработка математических и компьютерных моделей систем тягового привода (СТП) АТС с ТЭП, позволяющих провести комплексное исследование взаимосвязей, процессов и технико-эксплуатационных свойств таких транспортных средств.

10. Реализация разработанных методик исследования в виде комплекса программных средств на ПЭВМ.

11. Проведение экспериментальных исследований, подтверждающих адекватность разработанных теоретических положений.

12. Разработка научно-обоснованных рекомендаций практического применения полученных результатов исследований.

Методы исследования. При выполнении диссертационной работы использованы методы теории электрических машин, теории электропривода, теории автоматического управления, теории автомобиля, теории электрической тяги, метод структурного моделирования сложных динамических объектов.

Исследования проводились с применением пакета прикладного программирования МаЙаЬ-БшшНпк, языка программирования С++. Основные теоретические результаты работы подтверждены экспериментальными исследованиями.

Достоверность полученных результатов исследования определяется корректностью поставленных задач, обоснованностью принятых допущений, адекватностью используемого математического аппарата и полученных моделей исследуемых процессов. Обоснованность основных выводов и рекомендаций подтверждена экспериментальными испытаниями и внедрением в практику предложенных технических решений. Результаты расчетов и математического моделирования систем тягового привода АТС с ТЭП и КЭУ удовлетворительно совпадают с результатами стендовых испытаний автомобиля УАЭ-3153 «МАМИ» с гибридной силовой установкой (ГСУ), асинхронного электропривода с прямым управлением моментом, стартер-генераторного устройства (СГУ) на базе вен-тильно-индукторной машины (ВИМ), разработанной ФГУП НИИАЭ, и КЭУ, включающей ТАБ и ЕНЭ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Совокупность математических и компьютерных моделей СТП АТС с ТЭП и КЭУ, позволяющих проводить комплексные исследования электромагнитных, электромеханических процессов в ТЭП на базе АД, СД11М, ВИМ, интегральных показателей КЭУ и технико-эксплуатационных свойств АТС в целом.

2. Системы прямого управления моментом АД и СД11М с широтно-импульсной модуляцией питающего напряжения.

3. Методика управления асинхронным тяговым электроприводом по критериям минимума потерь и максимума перегрузочной способности.

4. Универсальные системы автоматического формирования задающих воздействий для контура регулирования момента ТЭД с учетом ограничений зарядно-разрядных токов и напряжений ТАБ.

5. Концепцию повышения отказоустойчивости системы управления АТЭП при нарушении работоспособности различных видов датчиков в системе.

6. Результаты экспериментальных исследований и моделирования электромагнитных, электромеханических процессов в СТП автомобиля с ГСУ параллельного типа, в асинхронном электроприводе с ПУМ-ШИМ, в вентильно-индукторном стартер-генераторном устройстве, их основных топливно-энергетических показателейнаучно-обоснованные рекомендации по дальнейшему повышению топливной экономичности ГСУ.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Разработана методика ПУМ-ШИМ АД в произвольной ортогональной вращающейся системе координат и С ДИМ в системе координат, связанной с ротором. Реализация по предложенной методике системы управления (СУ) АД в неподвижной системе координат, связанной со статором, позволяет упростить структуру СУ электроприводом, снизить объем вычислений для управляющих микропроцессоров. Установлено, что ТЭП на базе АД и СД11М с предложенной методикой ПУМ-ШИМ имеют:

— более высокие энергетические показатели по сравнению с ТЭП, управляемыми классическими системами скалярного управления, системами ПУМ с гис-терезисными регуляторами момента и потокосцепления статора;

— высокую динамику и высокую точность регулирования момента и магнитного потока, что позволяет эффективно реализовать оптимальные законы управления ТЭП с учетом ограничений ресурса силовых агрегатов привода.

Положительные качества разработанных систем ПУМ-ШИМ в общем итоге позволяет повысить энергоэффективность ТЭП переменного тока.

2. Разработаны универсальные системы формирования задающих воздействий для контура регулирования момента ТЭД при ограничениях зарядно-разрядных токов и напряжений ТАБ, что позволяет эффективно контролировать за состоянием последней и повысить срок ее службы.

1 ^.

Л. щ*/.

3. Предложена концепция повышения отказоустойчивости АТЭП путем комбинирования их рациональных систем управления (частотно-токового, векторного, ПУМ-ШИМ) при отказе различных видов датчиков. При нарушении работоспособности измерительных средств необходимые информации для управления электроприводом восстанавливаются комплексом наблюдающих устройств, разработанных на основе метода скоростного градиента. Данная концепция может быть распространена на ТЭП с СДПМ.

4. Разработана математическая модель солнечной батареи (СБ), адаптированная к транспортным условиям эксплуатации, с учетом изменения скорости движения АТС, освещенности и температуры окружающей среды.

5. Разработана уточненная математическая модель АД с учетом потерь в стали, отличающаяся уменьшением числа параметров по сравнению с моделью, основанной на традиционной Т-образной схеме замещения. Предложенная модель АД позволяет повысить точность моделирования электромагнитных процессов в ТЭП, эффективно решить задачи определения оптимальных законов управления статическими режимами работы АД, упростить задачу идентификации их параметров.

6. Разработан комплекс математических и компьютерных моделей СТП АТС, состоящих из различных типов источников/накопителей энергии (ДВС, ТАБ, ЕНЭ, СБ), электрических машин (АД, СДПМ, ВИМ). В компьютерных программах вложены рациональные методы управления ТЭП, что позволяет оценить их интегральные показатели при различных способах управления.

7. Разработаны научно-обоснованные рекомендации по повышению топливно-энергетических показателей ГСУ параллельного типа.

Практическая ценность работы заключается в решении научно-технической проблемы улучшения эксплуатационных свойств АТС путем создания новых эффективных способов управления ТЭП переменного тока, поиска средств увеличения доли участия ТЭП в обеспечении движения транспорта.

Внедрение в практику проектирования и создания АТС полной массой до 3,5 тонн разработанных моделирующих алгоритмов и компьютерных программ сокращает сроки и стоимость опытно-конструкторских работ по разработке систем тягового привода АТС.

Разработанная система отказоустойчивости асинхронного ТЭП с наблюдающими устройствами, построенными на основе метода скоростного градиента, повышает надежность АТС.

Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Электроприводы и системы управления электроприводов» и по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнология», а также для аспирантов по специальности 05.09.03 «Электротехнические комплексы и системы».

Совокупность полученных теоретических и практических результатов создает объективные предпосылки для расширения области применения и внедрения в практику проектирования разработанных способов управления ЭП с целью повышения энергоэффективности, улучшения динамики и надежности электроприводов переменного тока.

Личный вклад автора заключается: в разработке методик прямого управления моментом ТЭП на базе АД и СДПМ, управления АТЭП по критериям минимума потерь и максимума перегрузочной способности с учетом ограничений на ресурсы силовых агрегатов электроприводав разработке упрощенных математических моделей солнечной батареи, АД с учетом основных видов потерьв разработке системы динамической идентификации параметров и переменных состояния АТЭП на основе метода скоростного градиентав разработке математических и компьютерных моделей систем тягового привода АТС с однодвигательными ТЭПв обосновании схемы ТЭП переменного тока, обеспечивающего высокое быстродействие, высокую точность регулирования момента при высокой энергетической эффективности и надежности привода.

Автор принимал непосредственное участие в разработке программных средств, в проведении экспериментальных и вычислительных исследований по всем разделам диссертации.

1 7.

Реализация результатов работы. Полученные результаты теоретических исследований по повышению технико-эксплуатационных показателей АТЭП, комплекс программных средств исследования их оптимальных рабочих режимов использованы при разработке системы ТЭП автомобиля УАЭ-3153, созданного МГТУ «МАМИ» совместно с ОАО HI 111 «Квант». Результаты работы также использованы при разработке автоматизированного электропривода для электроводородного генератора ЭВГ-3 в ОАО «ОМ ЭНЕРДЖИ Лтд», при разработке стартер-генераторных устройств для автомобилей массой до 3,5 тонн в ФГУП НИИАЭ, и в учебном процессе МГТУ «МАМИ». Практические реализации результатов работы подтверждены соответствующими актами.

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы были представлены на научных конференциях и симпозиумах: Международном симпозиуме «Приоритеты развития отечественного автотракторостроения и подготовки кадров», г. Москва, 2000 г.- 5-м Международном симпозиуме «Элмаш-2004. Перспективы и тенденции развития электротехнического оборудования», г. Москва 2004; Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы электротехники, электроэнергетики и электротехнологии», г. Тольятти, 2004; Международных научно-технических конференциях Ассоциации автомобильных инженеров России «Приоритеты развития отечественного автотракторостроения и подготовки инженерных и научных кадров», г. Москва 2005, 2007; Международном научном симпозиуме «Автотракторостроение — 2009», г. Москва, 2009; Международной научно-технической конференция Ассоциации автомобильных инженеров «Автомобилеи тракторостроение в России: Приоритеты развития и подготовка кадров», г. Москва, 2010.

Публикация. По теме диссертации опубликовано 58 печатных работ, в том числе 1 патент на полезную модель, 1 монография и 20 статьей в рецензируемых научных журналах, входящих в Перечень ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы из 205 наименований и 2 приложения. Работа содержит 236 страниц машинописного текста, 157 рисунков и 32 таблицы.

Основные результаты теоретических исследований диссертационной работы использованы при разработке системы тягового электропривода гибридного автомобиля УАЗ-3153, созданного МГТУ «МАМИ» совместно с ОАО НПП «Квант». Результаты работы также использованы при разработке автоматизированного электропривода для электроводородного генератора ЭВГ-3 в ОАО «ОМ ЭНЕРДЖИ Лтд», при разработке стартер-генераторных устройств для автомобилей массой до 3,5 тонн в ФГУП НИИАЭ, и в учебном процессе МГТУ «МАМИ». Практические реализации результатов диссертации подтверждены соответствующими актами.

Данная диссертация является научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных исследований изложены научно-обоснованные технические решения по повышению энергоэффективности однодвигательных тяговых электроприводов автотранспортных средств, внедрение которых позволяет создать конкурентоспособные электромобили и гибридные автомобили.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Работы по изучению и созданию новых видов АТС с применением тяговых электроприводов, источников и накопителей энергии различной физической природы за последние годы выделились в перспективное направление развития современного автомобилестроения. Несмотря на высокий уровень развития современных электроприводов, необходимо дальнейшее исследование и комплексное решение научных проблем по созданию эффективных систем ТЭП, направленных на повышение их технико-эксплуатационных показателей, т.к. необходимость применения таких систем на АТС постоянно возрастает.

В ходе исследований, проведенных в диссертационной работе, получены следующие основные результаты:

1. На основе анализа перспективных направлений совершенствования ТЭП АТС обоснована обобщенная структура электропривода переменного тока на базе АД и СДПМ, которая обеспечивает высокое быстродействие и высокую точность регулирования момента, предельную эксплуатацию привода по моменту, мощности при высокой энергетической эффективности и надежности.

2. На основании метода изменения масштаба вектора потокосцепления ротора, в работе получены математические модели с учетом основных видов потерь в АД, отличающиеся уменьшением числа параметров по сравнению с моделью, основанной на традиционной Т-образной схеме замещения. Это позволяет повысить точность моделирования электромагнитных процессов в АТЭП при незначительном повышении вычислительного объема, эффективно определить оптимальные законы управления рабочими режимами АД, упростить задачу идентификации их параметров.

3. В работе обоснована и доказана целесообразность выбора критериев минимума суммарных потерь и максимума перегрузочной способности в качестве основных критериев оптимальности для АТЭП. Разработана, методика управления АТЭП по отмеченным оптимальным критериям при соблюдении ограничений на ресурсы силовых агрегатов.

4. На основании уравнений динамики электромагнитного момента разработана методика ПУМ АД в обобщенной ортогональной вращающейся системе координат, которая позволяет создать новые системы управления моментом и скоростью АТЭП с высокими энергетическими и динамическими качествами. Среди возможных структур систем ПУМ-ШИМ перспективной для применения в АТЭП, где требует регулирования момента и скорости АД в широких пределах, является система с регулированием потокосцепления статора в неподвижной системе координат. Предложенные системы управления АД отличаются от классических систем векторного управления простотой исполнения, за счет исключения операций преобразования координат, что дает возможность применить дешевые микропроцессы. По сравнению с классическими системами ПУМ, построенными на основе гистерезисных регуляторов момента, потокосцепления статора и таблицы оптимальных переключений силовых ключей инвертора, разработанные системы ПУМ обладают пониженными коммутационными потерями благодаря возможности поддержания частоты переключения ключей постоянной при формировании управляющего напряжения обмоток статора существующими методами ШИМ. Предложенная методика ПУМ АД обеспечивает высокую динамику контуров регулирования момента и магнитного потока, что позволяет эффективно реализовать динамические режимы работы АТЭП по минимуму потерь, максимуму перегрузочной способности, в которых магнитное состояние АД должно быть изменено в широких пределах в зависимости от скоростных режимов автомобиля.

5. Разработан комплекс алгоритмов для динамической идентификации параметров АД и труднодоступных к измерению переменных величин АТЭП на основе метода скоростного градиента, который гарантирует высокую точность и устойчивость процесса идентификации. Предложены рациональные решения задачи повышения отказоустойчивости АТЭП при нарушении работоспособности различных датчиков в системе путем наблюдения «потерянных» данных на основе информации, полученной от исправных измерителей, и при необходимости изменить структуры системы управления ТЭП для обеспечения их дальнейшего функционирования.

6. Разработаны новые системы ПУМ с ШИМ для вентильных электроприводов на базе СДПМ. Из-за сложности вычисления момента и потокосцепления статора явнополюсных СДПМ в неподвижной системе координат предложенные системы ПУМ не имеют явных преимуществ по вычислительной интенсивности в сравнении с классическими векторными системами, в которых регулированы проекции вектора тока статора в ориентированной по ротору системе координат. Однако энергетические показатели предложенных систем ПУМ-ШИМ выше, чем классические системы векторного управления. Это можно объяснить тем, что в системах ПУМ-ШИМ возможно регулирование магнитного потока, что приводит к снижению уровня пульсации потокосцепления, токов статора двигателя, ТАБ, и в общем итоге, к повышению энергетической эффективности ТЭП.

7. Разработана математическая модель солнечного элемента, которая при своей простоте аппроксимирует ВАХ с погрешностью не больше 5%. На основе этой модели разработана математическая модель СБ с учетом освещенности, температуры воздуха и скорости движения АТС, что адаптирует ее к транспортным условиям эксплуатации. Разработанная модель СБ позволяет предложить алгоритм ее регулирования по максимальной мощности, отличающийся от известных простотой реализации и быстродействием процесса поиска оптимальных рабочих режимов.

8. Созданы математические и компьютерные модели, позволяющие провести комплексное исследование электромагнитных, механических процессов, тяго-во-тормозных свойств, энергетических показателей городских АТС с различными типами энергоустановки (ДВС, ТАБ, СБ, ЕНЭ), электродвигателей (АД, СДПМ, ВИМ) при различных схемах исполнения механической части тяговой системы. Результаты, полученные на модели, имеют расхождение: с экспериментальными исследованиями системы ТЭП автомобиля УАЭ-3153 с ГСУ в пределах 5. 15%- с экспериментальными исследованиями системы прямого.

328 управления моментом и идентификации параметров АД в пределе 5%- с экспериментальными исследованиями СГУ на базе ВИМ и КЭУ, состоящей из ТАБ и ЕНЭ, не более 8%. Это свидетельствует об адекватности разработанных в работе теоретических положений.

9. На базе разработанной компьютерной модели СТП АТС проведены исследования путей повышения топливно-энергетических показателей ГСУ параллельного типа, установленного на экспериментальном образце автомобиля УАЗ 3153 МГТУ «МАМИ». Доказана возможность снижения расходов топлива ДВС путем замены свинцово-кислотных тяговыми аккумуляторными батареями с более высокой удельной мощностью. Например, применение NiMH ТАБ позволит снизить путевой расход топлива ДВС на 1,5. 1,8 л/100км при движении автомобиля по городскому циклу ЕЭК ООН.

10.Установлено, что дальнейшего снижения расходов топлива ДВС можно достичь при применении СБ для увеличения количества электроэнергии, вырабатываемой на борту автомобиля. При условиях солнечного освещения во Вьетнаме использование СБ площадью 4 м, КПД 15% совместно с NiMH ТАБ, в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля можно снизить путевой расход топлива ДВС в пределе 1,5. 4 л/100км.

11 .Применение метода оптимального управления по минимуму суммарных потерь в АТД позволяет снизить потери энергии ТЭП в пределах 2.8% по сравнению с методом поддержания постоянным потокосцепления ротора на номинальном уровне. Эффект экономии электроэнергии (повышения КПД) выражается более ярко при более низких постоянных скоростях движения автомобиля.

12.Проведенные исследования топливно-энергетических показателей ГСУ параллельного типа с АТЭП и СБ подтвердили целесообразность и необходимость ее внедрить во Вьетнаме для решения эколого-экономических проблем, обусловленных традиционными автомобилями с ДВС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.В., Родионов Р. В. Методы оценки энергоэффективности современных низковольтных асинхронных двигателей // Электротехника. 2008. — № 11. — С. 24—28.
  2. .Р., Фрадков A.JI. Избранные главы теории автоматического управления с примерами на языке MATLAB. СПб.: Наука, 2000. — 475 с.
  3. В. Н. Динамическая модель тяговой аккумуляторной батареи автономного транспортного средства // Электротехника. 2007. — № 9. — С. 41—44.
  4. Асинхронные двигатели серии 4А: Справочник / А. Э. Кравчик, М. М. Шлаф, В. И. Афонин, Е. А. Соболенская. М.: Энергоиздат, 1982. — 504 с.
  5. A.A., Ефимов В. В., Бабак А. Г. Математическое моделирование индукторного автотракторного генератора // Электроснабжение и электрооборудование. 2004. — № 1. -С. 15−16.
  6. В. Я., Мощинский Ю. А., Петров А. П. Математическая модель асинхронного двигателя в обобщенной ортогональной системе координат // Электричество. 2002. — № 8. — С. 33−39.
  7. K.JI. Тяговый электропривод автомобиля. М.: МАДИ (ГТУ), 2009. — 57 с.
  8. Бортовые энергосистемы космических аппаратов на основе солнечных и химических батарей. Ч. 1,2/ Безручко К. В., Белан Н. В., Елисеев В. Б., Ковалевский В. В., Летин В. А., Поста-ногов В.П., Федоровский А. Н. Под ред. Коваль В. М. Харьков: ХАИ, 1992. — 375 с.
  9. И.Я., Ишматов З. Ш., Барац Е. И. Адаптивная система прямого управления моментом асинхронного двигателя // Электротехника. 2001. — № 11. — С. 35−39.
  10. И.Я., Ишматов З. Ш., Плотников Ю. В. Энерго- и ресурсосберегающие технологии на основе регулируемых асинхронных электроприводов // Электротехника. -2004. № 9.-С. 33−39.
  11. И.Я., Плотников Ю. В. Математические модели для определения энергопотребления различных типов асинхронных электроприводов и примеры их использования // Электротехника. 2005. — № 9. — С. 14−18.
  12. М.Г., Фукалов Р. В. Универсальная модульная микропроцессорная система управления вентильно-индукторным двигателем // Электричество. — 2004. № 8. — С. 23−31.
  13. A.M., Эйгель Ф. И. Контроль состояния аккумуляторов. М.: Энергоатомиздат, 1992.-288 с.
  14. А.Б. Учет потерь в стали, насыщения и поверхностного эффекта при моделировании динамических процессов в частотно-регулируемом электроприводе // Электротехника. 2005. -№ 5. — С. 54−57.
  15. А.Б., Чистосердов В. Л., Сибирцев А. Н. Адаптивная система векторного управления асинхронным электроприводом // Электротехника. 2003. — № 7. — С. 7 — 17.
  16. A.B., Скалько Ю. С. Оптимальное по минимуму общих потерь мощности управление частотно- регулируемым асинхронным электроприводом с АИН-ШИМ // Электротехника. -2008.-№ 9.-С. 21−33.
  17. П.А. Силовые полупроводниковые ключи: свойства, характеристики, применение. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Издательский дом Додэка-ХХ1, 2005. — 384 с.
  18. А.И. Основные тенденции и направления развития автономной электроэнергетики. Ч. I // Электричество. 2008. — № 6. — С. 2−11.
  19. Н.В. Новая концепция автомобиля и электробуса // Автомобильная промышленность. -2000.-№ 2.
  20. Д.И., Нгуен Куанг Тхиеу, До Ван Зунг. Энергетический баланс городского солн-цемобиля // Машиностроитель. 1999. — № 10. — С. 23−25.
  21. C.B. Гибридные силовые установки на основе ДВС: Учебное пособие. M.: РУДН, 2008.-207с.
  22. Джендубаев А.-З. Р. Математическая модель асинхронного генератора с учетом потерь в стали // Электричество. 2003. — № 10. — С. 36−45.
  23. Н.В., Яковлев H.A. Теория автомобиля. М.: Высшая школа, 1962. — 299 с.
  24. В. М. Управление динамическим состоянием асинхронных электроприводов горных машин // Дис. на с. учен, д-р техн. наук Кемерово: КузГТУ, 2009. — 327 с.
  25. Закономерности построения тяговой характеристики солнцемобиля / Б. И. Петленко, Нгуен Куанг Тхиеу, Д. И. Гурьянов, В. Н. Луценко // Машиностроитель. 1999. — № 10. — С. 24−28.
  26. Захаренко Д. Д, Ротанов H.A. Тяговые электрические машины. Учебник для вузов ж.-д. трансп. М.: Транспорт, 1991. — 343 с.
  27. Е.С. Динамические свойства силовой части следящего электропривода с частотно-токовым управлением моментом асинхронного двигателя // Электричество. 2005. — № 3. -С. 25−30.
  28. Иванов-Смоленский A.B. Электрические машины: учебник для вузов -2-е изд., перераб. и доп.: в 2 т. М.: МЭИ, 2006.
  29. Д.Б., Аболемов E.H. Свойства уравнений обобщенного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором // Электричество. 2008. — № 4. — С. 35−39.
  30. Д.Б., Байда C.B. Алгоритмы векторной широтно-импульсной модуляции трёхфазного автономного инвертора напряжения // Электротехника. 2004. — № 4. — С. 21−31.
  31. Д.Б., Рывкин С. Е. Идентификация частоты вращения и составляющих вектора по-токосцепления ротора асинхронного двигателя по измерениям токов и напряжений обмоток статора // Электричество. 2005. — № 4. — С. 32−40.
  32. Н.Ф., Бычков М. Г. Вентильно-индукторный привод для легких электрических транспортных средств // Электротехника. 2000. — № 2. — С. 28−31.
  33. Ю.М., Федяева Г. А., Феоктистов В. П. Система экстремального регулирования тягового электропривода с асинхронными двигателями // Электроника и электрооборудование транспорта. -2008,-№ 4. -С. 10−18.
  34. Испытания экспериментального многоцелевого гибридного автомобиля / A. J1. Карунин, C.B. Бахмутов, В. В. Селифонов, М. Е. Вайсблюм, Е. Е. Баулина, К. Е. Карпухин // Автомобильная промышленность. 2007. — № 7.
  35. В.Ф., Корнилов Г. С., Хрипач H.A. Гибридное автотранспортное средство с энергетической установкой, работающей на водородном топливе // Альтернативная энергетика и экология. 2004. — № 2(10). — С. 28−36.
  36. В.И. Теория электропривода: Учеб. для вузов, 2-е изд. перераб. и доп. М.: Энерго-атомиздат, 2001. — 704 с.
  37. М.М. Оптика и метрология солнечных элементов. М.: Наука, 1985. — 280 с.
  38. И. П. Математическое моделирование электрических машин: Учеб. для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1994. — 318 с.
  39. B.C., Ткачук A.A. Математическое моделирование асинхронного частотно-регулируемого электропривода в режиме рекуперации энергии торможения в питающую сеть // Электротехника. -2006. № 1. — С. 37−44.
  40. И.П., Изосимов Д. Б. Идеология проектирования электромеханических систем для гибридной мобильной техники // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2007. — № 1.
  41. В.А., Николаев В. В. Стратегия проектирования вентильно-индукторного стартер-генератора // Электричество. 2005. — № 4. — С. 46−50.
  42. И.А. Динамическое программирование как инструмент теоретического исследования силовой установки гибридного автомобиля // Журнал ААИ. 2010. — № 4 (63).
  43. Ю.С. Некоторые аспекты применения емкостных накопителей энергии / Д.Н. Бо-рисенко, H.H. Борисенко, Ю. С. Кустарев // Наука производству. 2001. -№ 7. — С. 48−56.
  44. В.Ф., Ягупов C.B., Буриков B.C. К вопросу о создании экологически чистого транспорта с нулевым выбросом вредных веществ // Труды НАМИ.-2011.- Вып. 246. С. 115−121.
  45. Л. Ю. Улучшение топливно-экономических и экологических показателей двигателей внутреннего сгорания в составе комбинированных энергетических установок автотранспортных средств // Автореф. дис. на с. учен. ст. канд. техн. н. М.: ФГУП НАМИ, 2005.
  46. Н.С., Мучник Г. Ф. Электрохимические генераторы. М.: Энергоатомиздат, 1982.-448 с.
  47. В.В., Бербиренков И. А. Тяговые двигатели на постоянных магнитах в электроприводе // Электро. Электротехника. Электроэнергетика. Электротехническая промышленность. -2011.-№ 1.-С. 27−28.
  48. Методы робастного, нейро-нечеткого и адаптивного управления: Учебник / Под ред. Н. Д. Егупова. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. — 744 с.
  49. В.А. Векторная теория асинхронного электродвигателя // Электротехника. -2007. № 6. — С. 5−12.
  50. Ю.А., Аунг Вин Тут. Обобщенная математическая модель частотно-регулируемого асинхронного двигателя с учетом потерь в стали // Электротехника. 2007. -№ 11.-С. 61−66.
  51. Нгуен Куанг Тхиеу. Система бездатчикового управления моментом и скоростью асинхронного электродвигателя // Электротехника. 2012. — № 2.
  52. Нгуен Куанг Тхиеу, Гурьянов Д. И., Строганов В. И. Математическое моделирование аккумуляторов при разряде их токами от холостого хода до короткого замыкания // Наука производству. 2004. — № 8. — С. 66−68.
  53. Нгуен Куанг Тхиеу, Д. И. Гурьянов. Принципы построения системы энергоснабжения солн-цемобиля // Автотракторное электрооборудование. 2004. — № 7. — С. 24−26.
  54. Нгуен Куанг Тхиеу, До Ван Зунг. Анализ метеоусловий Вьетнама для создания солнцемоби-ля // Автотракторное электрооборудование. 2004. — № 6. — С. 24−26.
  55. Нгуен Куанг Тхиеу, До Ван Зунг. Синтез систем управления тяговым асинхронным электроприводом гибридных автомобилей в скользящих режимах // Сб. научн. тр. 65-ой межд. научн.-техн. конф. ААИ. М.: МАМИ, 2009.
  56. Нгуен Куанг Тхиеу, До Ван Зунг. Адаптивная идентификация параметров тяговых асинхронных электродвигателей в реальном масштабе времени // Сб. научн. тр. 65-ой межд. научн.-техн. конф. ААИ. М.: МАМИ, 2009.
  57. Нгуен Куанг Тхиеу, Клюкин П. Н. Адаптивная идентификация параметров тяговых асинхронных электродвигателей гибридных автомобилей // Электроника и электрооборудование транспорта. 2011. — № 10.
  58. Нгуен Куанг Тхиеу, Клюкин П. Н. Особенности проектирования автомобильных стартер-генераторов вентильно-индукторного типа // Автомобильная промышленность. 2011. — № 10.-С. 10−12.
  59. Нгуен Куанг Тхиеу, Клюкин П. Н. Структура системы управления тяговым электроприводом гибридных автомобилей // Автомобильная промышленность. 2011. — № 8. — С. 17−19.
  60. Нгуен Куанг Тхиеу, Клюкин П. Н. Управление моментом тягового асинхронного электропривода гибридной силовой установки автомобилей // Электроника и электрооборудование транспорта. 2011. — № 2−3. — С. 41 -44.
  61. Нгуен Куанг Тхиеу, Марков В. В. Рациональные законы управления тяговым асинхронным электроприводом // Известия МГТУ «МАМИ». 2011. — № 1(11). — С. 70−75.
  62. Нгуен Куанг Тхиеу. Городской солнцемобиль // Дис. на с. учен. ст. канд. техн. н. М.: МА-МИ, 2000. — 227 с.
  63. Нгуен Куанг Тхиеу. Управление электрохимическими генераторами автомобилей // Автотракторное электрооборудование. 2004. — № 9. — С. 26−28.
  64. В.В., Рыбников В. А. Разработка интегрированного стартер-генератора на основе вентильно-индукторной машины // Электричество. 2005. — № 5. — С. 32−38.
  65. Е.М., Нгуен Куанг Тхиеу, Клюкин П.Н. Аналитическое исследование оптимальных режимов тягового асинхронного электропривода // Электроника и электрооборудование транспорта. 2011. — № 1. — С. 6−11.
  66. Е.М., Нгуен Куанг Тхиеу. Анализ и синтез системы прямого управления моментом тягового асинхронного электродвигателя // Электротехника. Электроэнергетика. Электротехническая промышленность. 2010. — № 3. — С. 18−21.
  67. Е.М., Нгуен Куанг Тхиеу. Система прямого управления моментом и потокосце-плением ротора асинхронного электродвигателя // Известия ВУЗов, Серия «Машиностроение». 2011. — № 7. — С. 27−30.
  68. Е.М., Нгуен Куанг Тхиеу. Тяговые электроприводы и устройства энергообеспечения автотранспортных средств. М: Издательство «Палеотип», 2009. — 244 с.
  69. Основы электрического транспорта / М. А. Слепцов, Г. П. Долаберидзе, A.B. Прокопович и др.- под общ. ред. М. А Слепцова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 464 с.
  70. А.Н., Нгуен Куанг Тхиеу, Клюкин П.Н. Современные автомобильные стартер-генераторы и системы управления ими // Грузовик. 2011. — № 9. — С. 7−12.
  71. В.В., Маслов М. О. Синтез и исследование алгоритма идентификации частоты вращения асинхронного электропривода // Электричество. 2008. — № 4. — С. 27−34.
  72. Патент на изобретение № 2 321 765 РФ. Стартер-генераторные устройства и системы запуска ДВС на автотранспортных средствах / Малафеев С. И., Шабаев В. А. Заявка № 2 006 129 052/06- опубл. 10.04.06.
  73. Патент на изобретение № 2 003 117 817 РФ. Способ управления стартер-генератором и устройство для реализации этого способа / ОАО «АВТОВАЗ». Заявка 2 003 117 817/06- опубл. 10.12.04.
  74. Патент на изобретение № 2 268 392 РФ. Способ управления стартер-генератором и блок формирования заданных значений составляющих вектора тока статора / ОАО «АВТОВАЗ». Заявка № 2 003 131 840/11- опубл. 27.04.05.
  75. Патент Японии № JP 4 078 890 В2. Устройство для управления стартером-генератором ДВС / Kokusan Denki Co. Ltd. Заявка JP 2 002 175 770 — опубл. 23.04.08.
  76. Перспективы применения индукторных машин с обмоткой возбуждения / Русаков A.M., Сафроненков Ю. А., Жердев И. А., Соломин А. Н. // Электротехника. 2008. — № 4. — С. 38−44.
  77. . И., Гурьянов Д. И., Нгуен Куанг Тхиеу. Управление асинхронным электроприводом электромобиля с топливными элементами при минимуме потерь и максимуме перегрузочной способности // Автотракторное электрооборудование. 2005. — № 3. — С. 3−8.
  78. .И., Гурьянов Д. И., Нгуен Куанг Тхиеу. Городской солнцемобиль // Наука производству. 2001. — № 7. — С. 15−21.
  79. .И., Гурьянов Д. И., Нгуен Куанг Тхиеу. Оптимайзер комбинированной энергоустановки солнцемобиля // Сб. научн. тр. 4-ой междунар. конф. «Нетрадиционные электромеханические и электрические системы». Т. 3. SZCZECIN: 1999. — С. 1411−1416.
  80. .И., Гурьянов Д. И., Нгуен Куанг Тхиеу. Управление релейным электроприводом электромобиля по минимуму потерь // Машиностроитель. 2000. —№.10. — Crl 1−14.
  81. .И., Нгуен Куанг Тхиеу. Реформирование углеводородов на борту автомобиля. Проблемы и перспективы // Автотракторное электрооборудование. 2004. — № 4. — С. 17−20.
  82. В.Н. Асинхронные машины как объекты экстремального управления // Электротехника. 2004. — № 9. — С. 46−50.
  83. В.Н., Таран A.A., Шрейнер Р. Т. Алгоритм численного решения задачи экстремального управления асинхронным электроприводом при ограничениях по току и напряжению // Электротехника. 2001. — № 11. — С. 45−48.
  84. В.Н., Шрейнер Р. Т. Обобщение задач оптимизации установившихся режимов электрических двигателей // Электротехника. 2005. — № 9. — С. 18−22.
  85. Н.Г., Печеник Н.В, Ковальчук A.B., Киселичник О. И. Особенности экстремальных электромеханических систем автоматизированного управления и задача энергосбережения // Электротехника. 2003. — № 3. — С. 12−17.
  86. A.C. Солнечный транспорт. М.: Транспорт, 1996. -166 с.
  87. А.П. Влияние свойств энергоустановок на тяговые характеристики электромобилей // Электричество. 1979. — № 12. — С. 41−46.
  88. Г. Справочник по проектированию солнечных батарей / Пер. с англ. под ред. М. М. Колтуна. -М.: Энергоатомиздат, 1983.
  89. Рациональные характеристики электромобиля / Д. И. Гурьянов, В. Н. Луценко, А. Н. Гурьянов, Д. А. Карпов, Нгуен Куанг Тхиеу // Машиностроитель. 1999. — № 10. — С. 15−18.
  90. Рекламные проспекты фирмы «Optima».
  91. Рекламные проспекты фирмы «Genesis».
  92. В.П. Исполнительные приводы электротехнологических установок: Учеб. пособие по курсу «Автоматическое управление электротехнологическими установками. М.: Издательство МЭИ, 2002. — 72с.
  93. B.C., Сенько В. И., Чиженко И. М. Основы преобразовательной техники: учеб. для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1980. — 424 с.
  94. В.В. Теория автомобиля. М.: Гринлайт, 2008. — 206 с.
  95. В.В., Нгуен Хак Туан. Аналитическое исследование динамических нагрузок трансмиссии автомобиля с комбинированной энергетической установкой при запуске ДВС с ходу// Известия МГТУ «МАМИ». 2010. — № 2(10) — С. 76−80.
  96. В.А., Берестов А. Тенденции в развитии транспортных средств с использованием электрического привода // Силовая электроника, № 1, 2004. С. 85−87.
  97. В.П., Иванчура В. И., Чернышев А. И., Исляев Ш. Н. Системы электропитания космических аппаратов. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1994. -318 с.
  98. В.П. Теория движения автомобиля: Учеб. для вузов. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. -478 с.
  99. Теория и расчет тягового привода электромобилей / Под ред. Ефремова И. С. М.: Высшая школа, 1984. -383 с.
  100. Теория электрической тяги / В. Е. Розенфельд, И. П. Исаев, Н. Н. Сидоров, М. И. Озеров. Под ред. И. П. Исаева. М: Транспорт, 1995. — 294 с.
  101. В.М., Осипов О. И. Системы управления электроприводов. Учебник для студ. выш. учеб. заведений. -3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 304с.
  102. Трансмиссии гибридного электромобиля / Гурьянов Д. И., Макаров А. К., Корчак С. А., Нгуен Куанг Тхиеу, Лю Сяо Кан // Сб. научн. тр. 4-ой междунар. конф. «Нетрадиционные электромеханические и электрические системы». Том 3. SZCZECIN, 1999. — С. 1402−1404.
  103. Тяговая характеристика городского солнцемобиля / Петленко Б. И., Гурьянов Д. И., Луценко В. Н., Нгуен Куанг Тхиеу // Тез. междунар. научн. сим-а «Автотракторостроение. Промышленность и высшая школа». М.: МАМИ, 1999. — С. 22−24.
  104. В.А., Филькин Н. М. Создание экспериментального образца гибридного легкового автомобиля // Транспорт Российской Федерации. 2011. — № 7. — С. 36−39.
  105. А., Бьюб Р. Солнечные элементы: Теория и эксперимент / Пер. с англ. под. ред. М. М. Колтуна. М.: Энергоатомиздат, 1987. — 280 с.
  106. Н.М. Оптимизация параметров конструкции энергосиловой установки транспортной машины // Автореф. дис. на с. учен. ст. докт. техн. н. Ижевск.: ИГТУ, 2001. — 37 с.
  107. С.Н., Изосимов Д. Б. Тяговый электропривод в гибридных транспортных средствах. Часть 1. Идеология проектирования КТЭО // Электронные компоненты. 2009. — № 11. -С. 13−18.
  108. Н.В. Индивидуальные солнечные установки. М.: Энергоатомиздат, 1991. -208 с.
  109. В.И. Математическая модель асинхронных машин в фазных осях статора // Электротехника. 2004. — № 7. — С. 24−30.
  110. Н.И., Токмаков Д. А., Турханов К. В. Расчет параметров регуляторов пускорегули-рующих устройств типа УПР1 // Электротехника. 2001. — № 11. — С. 9−12.
  111. ., Хелдун А. Минимизация потерь энергии в асинхронном двигателе с короткозамк-нутым ротором при векторном управлении // Электричество. 2004. — № 12. — С. 31−37.
  112. Р.Т. Математическое моделирование электропривода переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. Екатеринбург: УРО РАН, 2000. — 654с.
  113. A.A., Каменев В. Ф., Лежнев Л. Ю. Электромобили и автомобили с КЭУ // Автомобильная промышленность. 2002. — № 11.
  114. A.A., Краснов А. К., Нгуен Куанг Тхиеу. Перспективы водородной энергетики для автотранспортных средств // Автотракторное электрооборудование. 2004. — № 1−2. — С. 18−21.
  115. Экспериментальный многоцелевой гибридный автомобиль / А. Л. Карунин, C.B. Бахмутов, В. В. Селифонов, A.B. Круташов, Е. Е. Баулина, К. Е. Карпухин, Е. В. Авруцкий // Автомобильная промышленность. 2006. — № 6.
  116. Электромобиль: Техника и экономика. В. А. Щетина, Ю. А. Морговский, Б. И. Центер, В. А. Богомазов / Под ред. В. А. Щетины. Л.: Машиностроение, 1987. -253 с.
  117. Электрооборудование летательных аппаратов. Учеб. для вузов в 2 т. / С. А. Грузков, С. Ю. Останин, A.M. Сугробов, A.B. Токарев, П.А. Тыричев- под ред. С. А. Грузкова М.: Издательство МЭИ, 2005.
  118. Электроприводы переменного тока с частотным регулированием: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г. Г. Соколовский. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.-272 с.
  119. Энергосберегающий асинхронный электропривод: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Я. Браславский, З. Ш. Ишматов, В. Н. Поляков. Под ред. И. Я. Блаславского. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 256 с.
  120. Ютт М.В., Голубчик Т. В., Марсов В. И. Аккумуляторные батареи, применяемые на электромобилях и автомобилях с комбинированными энергетическими установками // Сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ). М.: МАДИ, 2007.
  121. А.И., Эйдинов A.A. Взгляд на перспективы развития энергетических установок автомобилей // Автостроение за рубежом. 1998. — № 10−12.
  122. A simple Direct Torque Neuro-Fuzzy Control of PWM-inverter fed Induction Motor Drive / Bimal K. Bose, Pawel Z. Grabowski, Marian P. Kazmierkowski, Frede Blaabjerg // IEEE Trans, on Ind. Electronics, Vol. 47, No 4, August 2000, pp. 863−870.
  123. Ahmad M. Nasser. Comparison of Induction, PM, and SR Motor Technologies in EV Traction Systems Applications // Proceeding of the 16th international EVS. -Shanghai: China, 1999.
  124. Alan P. Wu, Patrick L. Chapman. Simple expressions for optimal current waveforms for permanent-magnet synchronous machine drives // IEEE Trans, on Energy Conversion, vol. 20, No 1, March 2005, pp. 151−157.
  125. Amuliu Bogdan Proca, Ali Keyhani. Sliding-mode flux observer with online rotor parameter estimation for induction motors // IEEE Trans, on Ind. Electronics, vol. 54, No 2, April 2007, pp. 716 723.
  126. B.H. Kenny, R.D. Lorenz. Stator and rotor flux based deadbeat direct torque control of induction machines // IEEE Trans. Ind. Applications, Vol. 39, No. 4, 2003, pp.1093−1101.
  127. Blaschke F. The principle of field orientation as applied to the new transkvector close-loop control system for rotating-field machines // Siemens Review, No 1 (34), 1972, pp. 217−220.
  128. Bose B. K., Patel N. R., Rajashekara K. A Neuro-Fuzzy-Based On-Line Efficiency Optimization Control of a Stator Flux-Oriented Direct Vector-Controlled Induction Motor Drive // IEEE Trans, on Ind. Electronics, Vol. 44, № 2, April 1997, pp. 270−273.
  129. Buja G.S., Kazmierkowski M.P. Direct torque control of PWM inverter-fed AC motors A survey // IEEE Trans. Ind. Electronics, Vol. 51, No 4, Aug. 2004, pp. 744−757.
  130. Charge balance control schemes for cascade multilevel converter in hybrid electric vehicles / Leon M. Tolbert, Fang Zheng Peng, Tim Cunnyngham, John N. Chiasson // IEEE Trans. Ind. Electronics, Vol. 49, No. 5, October 2002, pp. 1058−1064.
  131. Christos Mademlis, Nilos Margaris. Loss minimization in vector-controlled interior permanent magnet synchronous motor drives // IEEE Trans, on Ind. Electronics, vol. 49, No 6, December 2002, pp. 1344−1347.
  132. Comparison of saliency-based Sensorless control techniques of AC Machines / Fernando Briz, Michael W. Degner, Pablo Garcia, Robert D. Lorenz // IEEE Trans, on Ind. App., Vol. 40, No. 4, July/August 2004, pp. 1107−1115.
  133. Cristian Musardo, Giorgio Rizzoni, Benedetto Staccia. A-ECMS: an adaptive algorithm for hybrid electric vehicle energy management // Proceedings of the 44th IEEE Conference on decision and control.
  134. D. L. King. Photovoltaic Module and Array Performance Characterization Methods for All System Operating Conditions // Proceeding of NREL/SNL Photovoltaics Program Review Meeting, November 18−22, 1996, Lakewood, CO, AIP Press, New York, 1997. «
  135. D. Stojic, S. Vukosavic. A new induction motor drive based on the flux vector acceleration method // IEEE Trans. Energy conversion, Vol. 20, No. l, Mar. 2005, pp. 173−180.
  136. Depenbrock M. Direct Self-Control (DSC) of inverter fed induction machine // IEEE Trans, on Power Electronics, vol. 3, No 4, 1988, pp. 420−429.
  137. Development of Electric Motors for the TOYOTA Hybrid Vehicle «PRIUS» / Kazuaki Shingo, Kaoru Kubo, Toshiaki Katsu, Yuji Hata // Proceeding of the 17th international EVS. -Montreal: Canada, October 13−18, 2000.
  138. Emil Levi, A. Boglietti, and M. Pastrorelli, «Iron loss in rotor-flux oriented induction machines- Identification, assessment of detuning, and compensation,» IEEE Trans. Power Electron., vol. 11, 1996, pp. 698−709.
  139. Emil Levi, Matija Sokola, Slobodan N. Vukosavic. A Method for Magnetizing Curve Identification in Rotor Flux Oriented Induction Machines // IEEE Trans, on Energy Conversion, Vol. 15, No. 2, June 2000, pp. 157- 162.
  140. Ferdinand Panik, Oliver Vollrath. Latest news on Fuel Cell Vehicle development at DaimlerChrysler // Proceedings of The Fuel Cell World Conference, 1−5 July, 2002, pp. 196−217.
  141. Ford P2000 Fuel Cell Vehicle / Woong-chul Yang, Larry R. Brandenburg, Bradford Bates, Keith A. Oglesby, Kurt D. Osborne // Proceeding of the 16th international EVS. -Shanghai: China, 1999.
  142. Franco Leonardi, Ford Motor Company. The interior permanent magnet machine: motor of choice for the HEVs of the 21st century // International School on Hybrid and Electric Vehicles, Vento-tene (Italy), Sep. 26−29, 2008.
  143. Fuel Cell Supercap Hybrid Electric Power Train / Felix N. Buchi, Akinori Tsukada, Paul Rodatz, Olivier Garcia, Martin Ruge, Rudiger Kotz, Martin Bartschi, Philip Dietrich // Proceedings of The Fuel Cell World Conference, 1−5 July, 2002, pp. 218−231.
  144. G. R. Slemon. Modeling of induction machines for electric drives / IEEE Trans. Ind. Applications, vol. 25, no. 6, Nov./Dec. 1989. pp. 1126−1131.
  145. H. Miranda, P. Cortes, J.I. Yuz, J. Rodriguez. Predictive torque control of induction machines based on state space models // IEEE Trans. Ind. Electronics, Vol. 56, No. 6, June 2009, pp. 19 161 924.
  146. Hisao Kubota, Kouki Matsuse, Takayoshi Nakano. DSP-based speed adaptive flux observer for induction motor // IEEE Trans, on Ind. Appl., Vol. 29, No. 2, March/April 1993, pp. 344−348.
  147. Increasing the dynamic torque per ampere capability of induction machines / Ian. T. Wallace, Donald W. Novotny, Robert D. Lorenz, Deepakraj M. Divan // IEEE Trans on Ind. Appl., Vol. 30, No. 1, January/February 1994, pp. 146−153.
  148. Ion. Boldea. Starter/Alternator Systems for HEV and Their Control: A Review // KIEE International Transactions on EMECS, Vol. 4-B No. 4, 2004, pp. 157−169.
  149. J. Holtz: Sensorless Control of Induction Motors. Proceedings of the IEEE, Vol. 90, No. 8, 2002, pp. 1359−1394. .
  150. J. Stephan, M. Bodson, J. Chiasson. «Real-time estimation of induction motor parameters» // IEEE Trans, on Ind. Applications, vol. 30, no. 3, May/June 1994, pp. 746 -759.
  151. Jahns T.M., Kliman G. B, Neumann T.W. Interior permanent-magnet synchronous motors for adjustable-speed drives // IEEE Trans, on Ind. Applications, vol. 31, No 2,1986, pp. 240−247.
  152. James E. Walters, Ronald J. Krefta, Gabriel Gallegos-Lopez, Gerald T. Fattic. Technology Considerations for Belt Alternator Starter Systems // SAE Technical papers series (No 2004−01−0566), 2004.
  153. Jingchuan Li, Longya Xu, Zheng Zhang. An adaptive sliding-mode observer for induction motor Sensorless speed control // IEE Trans. Ind. App., Vol. 41, No 4, July/August 2005, pp. 1039−1046.
  154. Jinhwan Jung, Kwanghee Nam. A Vector Control Scheme for EV Induction Motors with a Series Iron Loss Model // IEEE Ttrans. on Ind. Electronics, vol. 45, no. 4, 1998, pp. 617−624.
  155. Joeri Van Mierlo, Gaston Maggetto. Views on hybrid drive train power management strategies // Proceeding of the 17th international EVS. -Montreal: Canada, October 13−18, 2000.
  156. Jon. F. Lutz, Balu R. Patel. Performance Comparison of a 100 kW Brushless PM and Induction Motor Systems // Proceeding of the 14th international EVS. -Orlando: USA, October, 1997.
  157. Joseph Beretta. New tools for energy efficiency evaluation on hybrid architecture // Proceeding of the 17th international EVS. -Montreal: Canada, October 13−18, 2000.
  158. Jun Hu, Bin Wu. New integration algorithms for estimating motor flux over a wide speed range // IEEE Trans. Power Electronics, Vol. 13, No. 5, Sep. 1998, pp. 969−977.
  159. K. B. Lee, F. Blaabjerg. Sensorless DTC-SVM for induction motor driven by a matrix converter using a parameter estimation strategy // IEEE Trans. Ind. Electronics, Vol. 55, No. 2, Feb. 2008, pp. 512−521.
  160. K. Nam, S. Kim. Loss-minimizing control scheme for induction motors // IEE Proc.-Electr. Power Appl., Vol. 151, No. 4, July 2004, pp. 385−397
  161. Kazmierkowski M., Malesani L. Current control techniques for three-phase voltage-source PWM converters: a survey // IEEE Trans, on Ind. Electronics. 1998. Vol. 45, No 5, pp. 691−703.
  162. Kim G.S., Ha I.J., Ko M.S. Control of induction motors for both high dynamic performance and high power efficiency // IEEE Trans, on Ind. Electronics, Vol. 39, № 4, 1992, pp. 323−333.
  163. Kirschen D.S., Novotny D.W., Lipo T.A. On-line efficiency optimization of a variable frequency induction motor drive // IEEE Trans, on Ind. Applications, Vol. I-A-21, № 4, May/June 1985, pp. 610−616.
  164. Kwanghee Nam, Jinhwan Jung. A Dynamic Decoupling Control Scheme for High-Speed Operation of Induction Motors // IEEE Trans, on Ind. Electronics, Vol. 46, No 1, Feb. 1999, pp. 100−110.
  165. M. Burth, G.C. Verghese, M. Velez-Reyes. Subset selection for improved parameter estimation in on-line identification of a synchronous generator // IEEE Trans, on Power Syst., vol. 14, Feb. 1999, pp. 218−225.
  166. M. Matsuki, Y. Hirano, A. Matsubara. Development of a power train for the hybrid automobile -the Civic IMA // // Proceeding of the 21th international EVS. -Monaco, 2005.
  167. Marc Bodson, John N. Chiasson, Robert T. Novotnak. A Systematic Approach to Selecting Flux References for Torque Maximization in Induction Motors // IEEE Trans, on control systems technology, vol. 3, № 4, December 1995. pp. 388−397.
  168. Marcelo Godoy Simoes, Petronio Vieira Jr. A High-Torque Low-Speed Multiphase Brushless Machine A Perspective Application for Electric Vehicles // IEEE Trans, on Ind. Electronics, vol. 49, No. 5, Oct. 2002, pp. 1154 — 1164
  169. Michael Patric O' Keefe, Tony Markel. Dynamic programming applied to investigate energy management strategies for a Plug-in HEV // Proceeding of the 22th international EVS.
  170. Mihai Comanescu, Ali Keyhani, Min Dai. Design and analysis of 42-V permanent-magnet generator for automobile applications // IEEE Trans, on Energy conversion,-vol. 18, No 1, March 2003, pp. 107−112.
  171. Munehiro Kamiya. Development of Traction Drive Motors for the Toyota Hybrid System. IEEJ Trans, on Ind. Applications. Vol. 126-D, No 4, April, 2006, pp. 473−479.
  172. P.J. Jansen, R.D. Lorenz, D.W. Novotny. Observer-based direct field orientation: analysis and comparison of alternative methods // IEEE Trans. Ind. Applications, Vol. 30, No. 4, Aug. 1994, pp. 945−953.
  173. Pavlov, A.T. Zaremba. Real time rotor and stator resistance estimation of an induction motor. /5th IF AC symposium «Nonlinear Control Systems», St. Petersburg, Russian-Federation- 2001, pp. 1252 1257.
  174. R.W. De Doncker, D.W. Novotny. The universal field oriented controller // IEEE Trans, on Ind. Applications, vol. 30, Jan./Feb., 1994, pp. 92−100.
  175. S. Morimoto, Y. Takeda, T. Hirasa. Loss minimization control of permanent magnet synchronous motor drives // IEEE Trans, on Ind. Electronics, vol. 41, Oct. 1994, pp. 511−517.
  176. Seok Ho Jeon, Kwang Kyo Oh, Jin Young Choi. Flux Observer With Online Tuning of Stator and Rotor Resistances for Induction Motors // IEEE Trans, on Ind. Electronics, Vol. 49, No. 3, June 2002, pp. 653 664.
  177. Solar module SM-55. Рекламные проспекты фирмы «Siemens Solar».
  178. An induction machine model for predicting inverter machine interaction / Sudhoff Scott D., Dio-nysios C. Aliprantis, Brian T. Kuln, Patrick L. Chapman // IEEE Trans, on Energy conversion, vol. 17, No 2, June 2002, pp. 203−210
  179. T. Ohani, N. Takada, K. Tanaka. Vector control of induction motor without shaft encoder // IEEE Trans, on Ind. Applications, vol. 28, No 1,1992, pp. 157−165.
  180. T.G. Habetler, F. Profumo, M. Pastorelli, L.M. Tolbert. Direct torque control of induction machines using space vector modulation // IEEE Trans. Ind. Applications, 1 Vol.128, No. 5, Sep./Oct. 1992, pp.1045−1053.
  181. Takahashi I., Noguchi T. A new quick-response and high efficiency control strategy of an induction motor // IEEE Trans, on Ind. Applications, Vol. 22, No 5, 1986, pp. 820−827.
  182. US patent No 6 119 799. Hybrid vehicle. / Inventors: Kunio Morisawa, Tatsuya Ozeki- Assignee: Toyota Jidosha Kabushiki Kaisha. 2000, Sep. 19.
  183. US patent No 6 222 334 Bl. Regenerative braking system // Inventors: Yutaka Tamagawa, Mitsuaki Kirakawa- Assignees: Honda Giken Koguo Kabushiki Kaisha. 2001. — Apr. 24.
  184. US patent No 6 629 027 B2. Control device and control method for hybrid vehicle / Inventors: Mu-sashi Yamaguchi, Susumu Komiyama- Assignee: Nissan Motor Co. Ltd. 2003, Sep. 30.
  185. US Patent No 6 775 601 B2. Method and control system for controlling propulsion in a hybrid vehicle / Inventor: John A. MacBain. 2004, Aug. 10.
  186. US patent No 6 784 563 B2. Hybrid vehicle and method of controlling hybrid vehicle / Inventor: Mitsuhiro Nada- Assignee: Toyota Jidosha Kabushiki Kaisha. 2004, Aug. 31.
  187. US patent No 6 856 866 B2. Apparatus for controlling hybrid electric vehicle / Inventor: Yoshitada Nakao- Assignee: Matsushita Electric Ind. Co., Japan. 2005, Feb. 15.
  188. US patent No 6 862 887 B2. Hybrid drive / Inventors: Karl-Ernst Noreikat, Tobias Ostertag, Alfons Rennefeld- Assignee: Daimler Chrysler AG. 2005, Mar. 8.
  189. US patent No 6 866 649 B2. Control device for hybrid vehicles / Inventors: Teruo Wakashiro, Atsu-shi Matsubara, Hideyuki Takahashi, Kan Kakaune- Assignee: Honda Giken Kogyo Kabushiki Kaisha (Japan). 2005, May 3.
  190. US patent No 7 487 851 B2. Method and apparatus for controlling a hybrid power supply system in a vehicle // Michael Buck et al. 2009. — 10 Feb. Оптимальное управление КЭУ из ЭХГ и ТАБ (for Daimler AG)
  191. V.I. Utkin, Z. Yan, C. Jin. Sensorless sliding-mode control of induction motors // IEEE Trans, on Ind. Electronics, No. 47, 2000, pp. 1287−1297.201. www.advisor.com
  192. Y. Nakamura, T. Kudo, F. Ishibashi, S. Hibino. High-efficiency drive due to power factor control of a permanent magnet synchronous motor drives // IEEE Trans, on Power Electronics, vol. 10, Mar 1995, pp. 247−253.
  193. Y.S. Wong, K.T. Chau, C.C. Chan. Hybridization of energy source in electric vehicles // Proceeding of the 16th international EVS. -Shanghai: China, 1999.
  194. Ziyad M. Salameh, Fouad Dagher. The effect of electrical array reconfiguration of the performance of a PV-powered volumetric water pump. // IEEE Transactions On Energy conversion, vol. 5, No. 4, December 1990, pp. 653−658. — 4
Заполнить форму текущей работой