Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности отрасли в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отечественная экономическая мысль внесла значительный вклад в теорию данной проблемы, рассматривая ее в основном с точки зрения темпов и качества экономического роста, его устойчивости и сбалансированности в отдельных отраслях. Среди трудов российских ученых в этой области следует особо выделить работы Абалкина Л. И., Азоева Г. Л., Видяпина В. И., Бадалова Л. М., Гельвановского М., Глазьева С… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы обеспечения конкурентоспособности отрасли национальной экономики в условиях глобализации
    • 1. 1. Экономическая концепция конкурентоспособности отрасли и особенностей ее обеспечения в целях повышения уровня экономической безопасности страны
    • 1. 2. Современные методы оценки и прогнозирования конкурентоспособности отрасли
    • 1. 3. Мировой опыт обеспечения конкурентоспособности отраслей национальной экономики в целях обеспечения экономической безопасности
  • Глава II. Анализ и оценка конкурентоспособности автомобильной отрасли России в условиях глобализации
    • 2. 1. Сравнительный анализ конкурентоспособности автомобильной промышленности России
    • 2. 2. Факторографический анализ конкурентоспособности автомобильной отрасли экономики России в условиях глобализации
    • 2. 3. Оценка конкурентоспособности автомобильной промышленности России и сценарии ее обеспечения в процессе присоединения к ВТО
  • Глава III. Основные направления совершенствования механизма обеспечения конкурентоспособности автомобильной промышленности России в условиях глобализации
    • 3. 1. Направления реализации стратегии повышения конкурентоспособности автомобильной отрасли России в условиях глобализации
    • 3. 2. Государственное воздействие на развитие конкурентоспособности автопрома

Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности отрасли в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономическая безопасность и конкурентоспособность в современных условиях становятся все более сущностными характеристиками национального хозяйственного комплекса и его составных частей.

Сегодня достаточный уровень экономической безопасности может быть достигнут только с помощью гармоничного сочетания экономических и неэкономических методов — прямого вмешательства государства. При этом, наиболее приемлема ситуация, когда факторы микрои макроуровня, являющиеся одновременно критериями конкурентоспособности и экономической безопасности, обеспечивают высокую конкурентоспособность национального хозяйственного комплекса и его составных элементов, формирующую достаточный уровень экономической безопасности.

Центральная роль конкурентоспособности в условиях современных рыночных отношений очевидна. С интернационализацией всех сторон хозяйственной жизни интерес к исследованию этой экономической категории возрастает.

Повышение конкурентоспособности, товаров, организаций, отраслей, страны в целом является актуальной проблемой. По оценке Всемирного экономического форума, в 2005 году Россия по уровню конкурентоспособности занимала 75 место среди 117 стран. При этом среди наименее конкурентоспособных отраслей ее экономики традиционно выделяют автомобилестроение.

Сегодня автомобильная промышленность России является системообразующей отраслью, подъем которой обеспечит не только свыше 5 млн рабочих мест, но и повысит конкурентоспособность и эффективность многих отраслей народно-хозяйственного комплекса, — подчеркивается в Концепции развития автомобильной промышленности России до 2010 года1.

1 Концепции разгнгпш автомобильной промышленности России до 2010 года. Одобрена Правительством РФ 16 иютя 2002 г. № 978-р.

Не смотря на используемые Правительством инструменты, конкурентоспособность автомобильной отрасли снижается. Тенденция роста импорта автомобилей продолжает усиливаться. Так, по данным Федеральной службы таможенной статистики, в Россию за пять месяцев 2006 года было ввезено 336,5 тыс. легковых автомобилей (+25,3% против уровня импорта 2005 года) на общую сумму 3,98 млрд долл. (+49% против объема импорта за 5 месяцев 2005 года).

Высокими темпами продолжает увеличиваться производство на территории России легковых автомобилей иностранных моделей: в первом полугодии 2006 года их изготовлено 112 538, что в 1,57 раза больше, чем за соответствующий период 2005 года, и составляет 20,5% от общего числа произведенных в России легковых автомобилей (в 2005 г. их доля была 18,2%).

Средняя цена ввозимого автомобиля увеличилась с 9950 долл. в 2005 году до 11 800 долл. в первом полугодии 2006 года. Такое повышение цены покупаемых иномарок (на 16,6%) свидетельствует о дальнейшем смещении потребительских приоритетов в сторону более дорогих новых автомобилей зарубежного производства.

В этих условиях необходимо на основе комплексного научного исследования дальнейшее совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности автомобильной промышленности России.

В наибольшей степени актуальность данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

— возрастанием роли и значения конкурентоспособности отраслей национальной экономики в обеспечении экономической безопасности страны;

— противоречиями в теории и практике обеспечения экономической безопасности, конкурентоспособности отраслей российской экономики на этапе присоединения к ВТО;

— важностью изучения современного мирового опыта обеспечения конкурентоспособности отраслей национальной экономики в условиях глобализации;

— необходимостью комплексного анализа и оценки конкурентоспособности автомобильной отрасли экономики России на современном этапе развития;

— потребностью в совершенствовании механизма обеспечения конкурентоспособности автомобильной промышленности в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы. Различные вопросы конкурентоспособности отраслей национальной экономики, ее влияния на экономическую безопасность в западной экономической науке, в той или иной степени, нашли свое отражение в работах известнейших ученых Баласса Б., Крагмана П., Линдера С., Окумуры А., Олина Б., Питерса Т., Портера М., Рикардо Д., Рыбчински Т., Самуэльсона П., Смита А., Стрикленда А., Томпсона А., Уотермана Р., Хекшера Э. и др.

Отечественная экономическая мысль внесла значительный вклад в теорию данной проблемы, рассматривая ее в основном с точки зрения темпов и качества экономического роста, его устойчивости и сбалансированности в отдельных отраслях. Среди трудов российских ученых в этой области следует особо выделить работы Абалкина Л. И., Азоева Г. Л., Видяпина В. И., Бадалова Л. М., Гельвановского М., Глазьева С. Ю., Горьковой Т. Ю., Журавлевой Г. П., Игольникова Г. Л., Кушлина В., Львова Д., Макаренко О. Г., Макаровой Т. Н., Патрушева Е. Г., Пилипенко И. В., Прохожева A.A., Рубина Ю. Б., Русинова Ф. М., Сенчагова В. К., Стародубровской И., Тарханова A.B., Фаткина Л. В., Фатхутдинова P.A., Юданова А. Ю., Яковца Ю., Яшина Н. И. и др.

Отраслевая конкурентоспособность экономики страны в западной экономической науке, как правило, сводится к конкурентоспособности национальных производителей на мировых товарных рынках. Таким образом, допущения, на которых основаны западные концепции, частично не соответствуют реальной практике, что и определяет их ограниченность. При этом совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности автомобильной отрасли в условиях глобализации комплексно не исследовалось.

Проведенный автором анализ научных публикаций показал, что в отечественной экономической науке недостаточно внимания уделено взаимосвязи конкурентоспособности автомобильной отрасли и экономики страны в интересах обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации, что предопределило выбор объекта, предмета, темы, цели и задач настоящего исследования.

Объект диссертационного исследования — экономика (экономическая система) и институциональные преобразования, способствующие повышению уровня экономической безопасности России в аспекте автомобильной отрасли.

Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с совершенствованием механизма обеспечения конкурентоспособности автомобильной отрасли, в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях глобализации.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию механизма обеспечения конкурентоспособности автомобильной отрасли российской экономики в интересах повышения уровня экономической безопасности РФ в условиях обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:

• уточнить понятийный аппарат раскрыв современное содержание понятия «конкурентоспособность отрасли» на основе анализа традиционных подходов к проблемам конкуренции и конкурентоспособности в аспекте обеспечения экономической безопасности;

• подобрать эффективные методы оценки и прогнозирования конкурентоспособности отрасли в условиях глобализации;

• проанализировать отечественный и зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности отраслей национальной экономики в условиях интересах укрепления экономической безопасности;

• выявить современный уровень и перспективы обеспечения конкурентоспособности автопрома России в аспекте влияния на конкурентоспособность национальной экономики;

• обосновать концептуальные направления и меры совершенствования механизма обеспечения конкурентоспособности автомобильной отрасли в условиях глобализации.

На основе выбора объекта, предмета, темы, цели и задач настоящего исследования сформулирована научная гипотеза, которая заключается в следующем: государственное воздействие на повышение экономической безопасности, конкурентоспособности автомобильной промышленности России в условиях глобализации, целям которой отвечает укрепление позиций национальных производителей на внутреннем и мировых рынках, и сохранение ее как обеспечивающей национальную безопасность, не может быть сведена лишь к фрагментарным мерам государственной поддержки отдельных производителей. Достижение конкурентоспособности автомобильной промышленности требует комплексного подхода в рамках стратегии развития государства, являясь, наряду с экономическим ростом и повышением благосостояния населения, одной из ее важных задач.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили основополагающие труды классиков политической экономии, фундаментальные и прикладные исследования основ экономической безопасности, конкурентоспособности отраслевой экономики современных отечественных и зарубежных ученых, а также системный подход к изучению конкурентоспособности отрасли, национальной экономики, их взаимозависимости, соотношения факторов конкурентоспособности каждого уровнялогика и диалектика расширенного воспроизводства, позволившие сделать вывод о том, что инновационный тип развития, является единственно перспективным для автрмобильной отрасли.

России с точки зрения обеспечения ее конкурентоспособности в аспекте обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации.

В процессе исследования использовались научные и методические материалы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Совета по конкурентоспособности и предпринимательству и Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ, ряда других организаций России, а также научная экономическая информация некоторых зарубежных институтов.

В работе использованы статистические материалы Госкомстата РФ, ряда информационных агентств, отраслевых и академических институтов, а также результаты наблюдений автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в работе:

• раскрыто экономическое содержание конкурентоспособности автомобильной отрасли России как ее особого интегрированного свойства, проявляющегося в совокупности способностей производить и реализовывать конкурентоспособную наукоемкую продукцию, формировать собственные ниши на рынках, привлекать различные ресурсы из мирового хозяйства, обладать экономической устойчивостью к негативному воздействию международной конкуренции, обеспечивать экономическую безопасность государства;

• выявлена целостная совокупность экономических и политических факторов обеспечения конкурентоспособности автомобильной промышленности в интересах повышения уровня экономической безопасности России. Среди них: человеческие, природные, технико-технологические ресурсы, а также государственная экономическая политика, находящая свое отражение в научно-технической, структурной, внешнеэкономической, налоговой, таможенной политиках, взаимосвязанных и взаимодействующих с факторами-ресурсами;

• доказано, что на современном этапе конкурентоспособность автомобильной отрасли национальной экономики должна базироваться, прежде всего, на инновационном типе ее развития, который характеризуется расширенным воспроизводством новой продукции и услуг на базе новых технологических систем в современных институциональных условиях;

• разработана методика исследования конкурентоспособности автомобильной отрасли как системы, предусматривающая раздельный анализ ряда подсистем, в том числе, нормативно-правовой, технологической, организационно-управленческой, мотивационной с точки зрения их соответствия особенностям технологии производства автомобильной техники, позволившая сформировать новую основу для экспертных оценок перспектив развития автопрома в интересах обеспечения экономической безопасности России;

• предложена обновленная структура механизма государственного воздействия на повышение конкурентоспособности автомобильной отрасли в интересах повышения уровня экономической безопасности, включающая следующие блоки: системную нормативно-правовую базудинамичное оптимальное взаимодействие государственного регулирования и рыночной самоорганизациисоздание целостного мониторинга и информационной базы, разнообразия форм и методов эффективного использования технико-технологических, интеллектуальных, природных и финансовых ресурсов.

Положения выносимые на защиту:

1. Уточненное определение конкурентоспособности отрасли, как способности хозяйствующих субъектов, действующих в ее рамках, участвовать в соревновании с реальными и потенциальными конкурентами за потребителя на отраслевом рыночном сегменте в конкретный период времени, благодаря определенному сочетанию свойств производимых товаров, условий воспроизводства основных факторов производства и использованию других управляемых факторов в интересах обеспечения экономической безопасности.

2. Выводы из анализа отечественного и зарубежного опыта обеспечения конкурентоспособности автомобильной отрасли национальной экономики в целях обеспечения экономической безопасности.

3. Обновленная структура механизма государственного воздействия на повышение конкурентоспособности автомобильной отрасли, способствующего повышению уровня экономической безопасности, включающая следующие блоки: системную нормативно-правовую базудинамичное оптимальное взаимодействие государственного регулирования и рыночной самоорганизациисоздание целостного мониторинга и информационной базы, разнообразия форм и методов эффективного использования технико-технологических, интеллектуальных, природных и финансовых ресурсов.

4. Предложения, направленные на совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности автомобильной отрасли в интересах обеспечения экономической безопасности РФ.

Практическая значимость исследования заключается в возможности создания на базе итогов данного диссертационного исследования, механизма формирования особого интегрированного свойства отраслевой экономики — конкурентоспособности как повышающего ее устойчивость в мировом хозяйстве, обеспечивающего экономическую безопасность. Итоги исследования могут быть использованы при подготовке специалистов, связанных с разработкой и принятием решений, влияющих на обеспечение экономической безопасности, конкурентоспособности отраслей экономики России.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования, его основные научные выводы и положения нашли свое отражение в опубликованных работах общим объемом 1,5 п.л.

Кроме того, результаты проведенного исследования, основанные на них выводы, положения и рекомендации прошли апробацию в процессе обсуждения на заседаниях кафедры экономики и предпринимательства Института экономики Московской академии экономики и права.

Структура диссертации определяется её целью, задачами исследования, логикой достижения научной цели и состоит из введения, трех глав, # включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по III главе:

1. Стратегия деятельности автомобильных компаний на внутреннем и. внешнем автомобильных рынках заключается в укреплении и расширении позиций при реализации автомобильной техники за счет повышения ее конкурентоспособности, развития сервисного обслуживания, совершенствования системы продажи.

Это будет способствовать принятию российскими производителями мер по обеспечению устойчивости цен на реализуемую автомобильную технику, в том числе путем снижения издержек, развития кооперационных связей с поставщиками материалов и комплектующих изделий.

2. Увеличению спроса на внутреннем рынке на грузовые автомобили и автобусы будут способствовать такие факторы, как совершенствование форм торговли и оплаты продаваемой техники, развитие фермерских хозяйств, рост объемов жилищного строительства, увеличение грузопотоков при магистральных перевозках.

Одним из направлений развития внутреннего рынка автомобильной техники является создание сети компаний по лизингу автотранспортных средств.

Для повышения эффективности лизинга необходимо обеспечить цеповую стабильность, рыночную конкуренцию, доступность среднесрочных банковских кредитов. Не менее важным условием является наличие стабильной нормативно-правовой базы, регламентирующей эту сферу деятельности.

Учитывая низкую рентабельность автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, необходимо разработать механизм предоставления администрациями регионов гарантий по обеспечению лизинговых платежей, в том числе в рамках региональных программ обновления подвижного состава.

Использование механизма финансового лизинга будет одним из важных факторов проведения рыночной реформы городского пассажирского транспорта, предусмотренной Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002;2010 годы)».

3. Экспортные возможности российских производителей автомобилей сдерживаются не только из-за недостаточного технического уровня готовой продукции, но и из-за слабо развитой сети сбыта технического обслуживания и ремонта. Кроме того, продвижение на новые рынки, занятые передовыми зарубежными компаниями, требует длительной подготовительной работы и значительных финансовых ресурсов.

Стратегия российского экспорта на начальном этапе должна базироваться на возможности продажи автомобильной техники (сравнительно недорогой и простой) в развивающиеся страны и организации там сервисной сети.

4. Повышение конкурентоспособности автомобильной техники достигается путем проведения институциональных преобразований, развития производства высокотехнологичных автомобильных компонентов и материалов, применения государственных стандартов, отвечающих международным требованиям, совершенствования научно-технического и кадрового обеспечения.

Подтверждение соответствия автомобильной техники, комплектующих изделий и запасных частей действующим стандартам осуществляется в форме обязательной их сертификации или декларирования изготовителями или продавцами.

Необходима разработка соответствующих международным нормам отечественных стандартов, устанавливающих требования к автотранспортным средствам и их компонентам.

Добровольная сертификация продукции автомобилестроения будет способствовать повышению показателей качества, надежности, приспособленности к условиям эксплуатации, других потребительских свойств автомобильной техники.

5. Основные направления развития автомобильной промышленности России: реформирование существующих автомобильных комплексов путем их. разделения на отдельные виды производств с сохранением технологической специализации по изготовлению агрегатов, узлов, деталей, технологической оснастки и заготовок и расширением кооперационных связейиспользование мирового опыта применения технологий аутсорсинга — передачи предприятием заказчиком некоторых видов своей деятельности специальным предприятиям на основе долгосрочных договороворганизация широкопрофильных корпоративных холдинговых структур и ассоциаций с целью концентрации финансовых, производственных, кадровых и интеллектуальных ресурсов, а также диверсификации производствасоздание сборочных производств с участием ведущих автомобильных компаний, что обеспечит применение передовых технологий производства автомобильной техники и сокращение технологического отставания российской автомобильной промышленности при минимальных инвестиционных затратах. Это позволит организовать выпуск перспективных конкурентоспособных автомобилей для внутреннего и внешнего рынков.

Одной из стратегических целей таких производств является освоение выпуска современных автомобильных компонентов и материалов на отечественных заводах. При этом будут созданы дополнительные рабочие места в ряде отраслей промышленности, в том числе с использованием потенциала предприятий оборонно-промышленного комплексапривлечение в отрасль дополнительных инвестиций. 6. Степень государственного стимулирования и поддержки должна быть дифференцированной в зависимости от объемов инвестиций, направленных на создание производства, и доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации при изготовлении автомобильной техники.

Особое внимание должно быть уделено развитию производства автомобильных компонентов, определяющих технический уровень и качество автомобильной техники, в том числе двигателей, агрегатов трансмиссии, тор. мозных систем, рулевого управления, элементов подвески, систем нейтрализации отработанных газов, электронных систем управления и электрооборудования.

Разработка и производство автомобильных компонентов должны осуществляться специализированными фирмами, поставляющими продукцию широкой номенклатуры и разных типоразмеров изготовителям автотранспортных средств.

Оптимальный объем продажи позволяет таким фирмам быстро окупать вложения, вкладывать значительные инвестиции в научно-исследовательские разработки и расширение производства, оперативно внедрять новые технологии и поддерживать конкурентоспособность своих изделий. При этом совершенствование компонентов специализированными фирмами будет обеспечивать повышение конкурентоспособности автомобильной техники.

Необходимо стимулировать развитие производства комплектующих изделий, конструкционных и эксплуатационных материалов на предприятиях смежных отраслей промышленности, в том числе новых поколений шин, удовлетворяющих требованиям по уровню шума и экологии, изделий электронной и электротехнической промышленности, прогрессивных видов металлопродукции, пластмасс и лакокрасочных материалов, а также моторных топлив, масел, смазок и рабочих жидкостей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе показано, что автомобильная промышленность России — ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности российского государства. В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и заключения.

В интересах комплексного совершенствования механизма обеспечения конкурентоспособности автомобильной промышленности было бы целесообразно, на наш взгляд, осуществить следующие меры:

1. Производство легковых автомобилей и автомобилей на их базе необходимо сохранить, причем так, чтобы они были, в первую очередь, отечественной разработки и производства, а во вторую — зарубежной разработки, собираемые из компонентов как зарубежного, так и отечественного изготовления.

2. Предоставить налоговые льготы для российских производителей на ту часть их прибыли, которая выделяется на НИОКР и развитие производстваоказывать государственную поддержку отечественным производителям технологического оборудования для автомобильной промышленностипролонгировать до 2010 года снижение ввозных пошлин на зарубежное технологическое оборудование для автомобильной промышленности, аналогов которого в России нет;

3. Выпуск грузовых автомобилей, автомобилей на их базе и автобусов, поскольку они в гораздо большей степени, чем легковые автомобили, соответствуют обеспечению национальной безопасности, следует не только сохранить, но и развивать на основе результатов собственных НИОКР и широкого привлечения за рубежных «ноу-хау», но — без создания в России условий для организации массовой сборки автомобилей и автобусов иностранных марок. С этой целью надо: использовать те же меры, которые названы в предыдущем пункте, и, кроме того, стимулировать конкуренцию отечественных производителей автомобильных двигателей, коробок передач и других важных автокомпонентов путем, с одной стороны, совершенствования собственной научно-технической базы для более активного проведения НИОКР, а с другой — покупки лицензий на производство зарубежных аналогов этих же автокомпонентовс целью помочь отечественным производителям завоевать большую часть внутреннего российского рынка, временно компенсировать их производственные издержки за счет государственных дотаций — для того, чтобы снизить цены на отечественные АТС до приемлемого уровня;

4. Продолжить поиск более действенных и гибких методов таможенно-тарифного регулирования импорта в Россию автомобильной техники, компонентов и оборудования, необходимого для ее производства, и широко применять такие методы на практике с целью стимулирования устойчивого позитивного развития отечественного автомобилестроения, отвечающего национальным интересам нашей страны и способствующего обеспечению ее национальной безопасности;

5. Предусмотреть конкретные меры стимулирования инвестиционных проектов, в том числе выделения на конкурсной, возвратной и платной основе государственных льготных кредитов: автозаводам — на срок от 5 до 10 лет под 1/3 ставки рефинансирования ЦБ России, предприятиям по производству автокомпонентов — на срок от 3 до 5 лет до 5 млрд руб. ежегодно под 2/3 ставки, или же для приобретения отечественного оборудования — 5 млрд руб. ежегодно со сроком погашения кредитов 7—8 лет;

6. Предотвратить необоснованный рост цен на продукцию (работы, услуги) естественных монополий и смежных отраслей (металлургии и др.);

7. Повысить эффективность работы по реализации в автомобилестроении закона «О техническом регулировании».

В работе обосновано положение о том, что совершенствование современного механизма обеспечения конкурентоспособности отрасли в условиях глобализации требует оптимизации таких его составляющих, как:

•экономические методы регулирования: таможенные пошлины, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, спецналоги и акциз;

• адмшшстрапмвно-юридическоие методы регулирования: лицензирование, квотирование, сертификацию качества товаров, государственную монополию на экспорт и импорт отдельных специфических товаров, т. е. комплекс организационно-правовых и организационно-технических мер, связанных также с перемещением через таможенные границы товаров, капиталов и услуг.

8. Для определения необходимости применения протекционистких мер при обеспечении конкурентоспособности автопрома России нужно обосновать два тезиса: протекционизм обеспечивает больше пользы, чем вреда, для развития автомобильной отраслипротекционизм представляет собой наиболее эффективное средство для достижения данной цели. Обоснование каждой программы требует тщательного анализа всех «за» и «против» сравнительно с другими аналогичными или альтернативными методами.

9. Приоритетными направлениями развития производства автомобильной техники и автомобильных компонентов являютсяорганизация выпуска конкурентоспособной автомобильной техники, отвечающей перспективным международным требованиямувеличение производства легковых автомобилей особо среднего и малого классовобновление парка автобусов общественного пользования за счет выпуска автотранспортных средств с улучшенными потребительскими свойст-. вами, а также автотранспортных средств, приспособленных для перевозки инвалидоврасширение производства автомобильных компонентов высокого технического уровняуглубление производственной кооперации в автомобилестроении и смежных отрасляхповышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств в отечественной автомобильной промышленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Руководящие документы:
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1994. — 63 с.
  3. Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 г.
  4. Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социално-экономического развития Российской Федерации"// Российская газета № 143, 20.07.95.
  5. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании"// Российская газета № 361, 27.12.2002.
  6. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.99 № 92-ФЗ // Российская газета № 134, 23.06.99.
  7. Концепция стратегического развития России до 2010 года. Государственный совет Российской Федерации. М.: Изд-во ИСЭПН, 2001.
  8. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы). Утверждена Правительством РФ 15 августа 2003 г., № 1163 р.
  9. Основы политики Российской Федерации в области развития науки итехнологий па период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом РФ В. Путиным 30 марта 2002 г.
  10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
  11. Концепция развития автомобильной промышленности России. Одобрена Правительством РФ 16 июля 2002 г. № 978-р.1. Монографии, статьи:
  12. Л.И. Качественные изменения финансового рынка и бегство капитала из России// Вопросы экономики. 2000. № 2. С. 4−7.
  13. А.Г. Вопросы теории монопольной цены. М.: Изд. Московского университета, 1961.
  14. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  15. Актуальные вопросы экономической безопасности России// Хромов Ю., Волосов К, Логинов А. Бессарабов Г. Российский институт стратегических исследований. М., 2003. 79 с.
  16. Л.С. Экономическая безопасность России в условиях социальной модернизации (методологический аспект). Саратов, СГУ. 2005.
  17. Е. ВТО то или не то? // Российская газета. 2006. — 16 мая.
  18. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения.//Вопросы экономики. 2004. № 12.
  19. Ю. Японская экономика «мыльного пузыря» и ее крах// Проблемы теории и практики управления. 2005. № 3. С. 18−23.
  20. А.М. Государство в экономике переходного периода. М, 2005.
  21. К.Л. Стратегия экономической безопасности России в контексте мирохозяйственных связей// Вестник МГУ. Сер. Экономика. 2003. № 2. С. 68−89.
  22. Е., Павлюченко Р. Иностранные инвестиции в экономический рост // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 1. С. 58.
  23. Р. К вопросу об обеспечении безопасности РФ// Проблемы реформирования России и современный мир. М., 2004. С. 178−185.
  24. Н. Перспективы развития национальной инновационной системы России // Вопросы экономики. 2004. № 7. С. 96−105.
  25. И.Я., Калинин А. П., Родионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., 2004.
  26. В.Б., Ливенцев H.H. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2004. — 256 с.
  27. В.А., Философова Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность. М., 2007.-271 с.
  28. М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. М.: ТЕИС, 2002.
  29. P.M. Экономическая безопасность: факторы и критерии // Экономика и управление. 2003. № 4. С. 84−86.
  30. М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро, мезо, и макроуровневом измерениях// Проблемы теории и практики управления. 1998, № 11.
  31. С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс // РЭЖ. 2004. № 1,2 С. 3−19.
  32. Т.Ю. От монополизма к рынку. С-Петербург, 1993.
  33. Государство и инвестиции: актуальные проблемы макроэкономической политики. М.: Институт экономики РАН, 2003.
  34. Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. Гл. IV.
  35. В.Е. Интеграция предприятий и экономическое развитие.1. М.: ЦЭМИ РАН, 2002.
  36. СВ. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы XX века. М.: Международные отношения, 2001.
  37. Заблуждения протекционизма Самнер У., Новиков Я. А. М., Челябинск: Социум, Экономика, 2002. 254 с.
  38. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 35−38.
  39. Инвестиции для инновационного маневра // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 4. С. 27−31.
  40. B.JJ. За пределами экономического общества. М., 2004.
  41. Я. Очерки макроэкономического планирования (пер. с англ.). М., 2005.
  42. КейнсДж. Проблемы восстановления Европы. СПб., 2004. С. 7.
  43. В.П. Всемирный рынок: экономические законы развития. М., 2005.
  44. И. Экономическая безопасность России в прошлом и настоящем: погранично-таможенный аспект. М.: ЮПАПС, 2004. -247с.
  45. М.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. М., 2003.
  46. Конкурентная Россия: Метаморфозы конкуренции. М., 2004.-461 с.
  47. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты/ Под ред. Ю. К Перского и Н. Я. Колюжиовой. М.: ТЕИС, 2003.
  48. А. Закономерность глобального энергообеспечения и нефтегазовая политика России // Нефть России 2005. № 10. С. 5−9.
  49. A.B. ТЭК США: проблемы безопасности// США. Канада: экономика, политика. 2004. № 8. С. 45−54.
  50. Г. М., Ливенцев Я. Я. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. М., 2001.
  51. ИЛ. ВТО и Россия: «правила игры» и условия вступления // ЭКО 2006. №. 8. С. 2−32.
  52. С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных тенденций // Экономист. 2005. № 1. С. 18−21.
  53. Кузяев К Вступление России в ВТО: сценарии возможных последствий и отраслевые особенности нового торгового режима// Общество и экономика. 2006. № 2. С. 136−146.
  54. Г. В. Факторы мирохозяйственной конкурентоспособности японской экономики. //РЭЖ, 1998. — № 1.
  55. Г. В. Японский менеджмент и теория международной кон-курентоспособности/Отв. ред. И. О. Фаризов. М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2000.
  56. Ли Цзи Шен, Казарипова О. В. Экономические реформы в Китае: Учеб. пособие. М.: Дело, 2002.
  57. В.Б. О направлениях реструктуризации российской экономики // ЭКО 2005. №.3. С. 49−58.
  58. В.П. Государственное регулирование деятельности коммерческих организаций. М., 2004.
  59. В.И. Введение в эволюционную экономику. М., 2005.
  60. Т.Н. Командно-административный монополизм и его модификации в условиях постсоциалистической экономики. Иркутск, 1994.
  61. М. Против России применяется 103 ограничения в 46 странах членах ВТО// Международная жизнь. 2005. № 7−8. С. 82−85.
  62. С.М. Монополистическое ценообразование. М.: Наука,. 1980.
  63. В.П. Внешнеэкономические связи России: возможности качественных изменений. М.: Наука, 2003. 246 с.
  64. Одинцова Л/, Ежкин Л. Реструктуризация путь повышения конкурентоспособности производства//Экономист. 2004. № 10. С. 58−65.
  65. А.Н. Институциональная экономика. М., 2005.
  66. Г. И. Конкурентные стратегии на мировых рынках. М., 2005.-256 с.
  67. Ю.М. Конкурентоспособность наукоемкой машиностроительной продукции: экономика и менеджмент. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2002.
  68. Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 9. С. 12−21.
  69. ПаппэЯ.Ш. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности становления и современного этапа развития// Проблемы прогнозирования. 2002. № 1.С. 29.
  70. Л.Т. Инвестиционная составляющая экономической безопасности. М.: Гном и Д, 2004.
  71. КН. Экономическая безопасность России: денежный фактор. М.: «Маркет ДС», 2003. С. 103−105.
  72. И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. -Смоленск, 2005.- 496 с.
  73. М. Международная конкуренция. Пер. с анг.// Под ред. Щетинина В. Д., М.: Международные отношения. 1993.
  74. М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер. с англ. М., 2006. 715 с.
  75. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и. конкурентов. Пер. с англ. М., 2006. 454 с.
  76. Дж. Е., Миллер С. А. Конкурентная разведка: Уроки из окопов. М., 2003. С. 153.
  77. Е. Альтернативы вступления России в ВТО нет// Международная жизнь. 2005. № 7−8. С. 79−81.
  78. A.A. Методологические основы общей теории национальной безопасности // Общая теория национальной безопасности / Под ред. A.A. Прохожева. М., 2002. С. 24.
  79. К.Ю. Новые способы приватизации и продажи акций российских компаний и банков за рубежом. М., 2004. 64 с.
  80. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. Пер. с анг. М: Прогресс, 1986.
  81. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. СбУГоскомстат России. М., 2005. 819 с.
  82. Ю.Б., Шустов В. В. Конкуренция: реалии и перспективы. -М.: Знание. 1990.
  83. В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. 2001. № 8. С. 72−73.
  84. В.К. Экономическая безопасность России: геополитика, глобализация. М.: Дело, 2005. 896 с.
  85. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М., 1993.
  86. Д. Вызовы нового века и стратегический ответ России. М.: ИЭ РАН, 2002.
  87. И. От монополизма к конкуренции. М.: Политиздат, 1990.
  88. Дж. Куда ведут реформы. // Вопросы экономики. 2000.
  89. Тамбовцев B. J1. Государство и экономика. М., 2003.
  90. P.A. Конкурентоспособность: Россия и мир. 19 922 015. M., 2005. 606 с.
  91. P.A. Стратегическая конкурентоспособность. M., 2005.-505 с.
  92. P.A. Менеджмент конкурентоспособности товара. М.: Бизнес-школа, 2006.
  93. Р.И. Сказки про реформы // ЭКО. 2004. № 6. С. 3−19.
  94. В.А. Российская экономика в 2005 году: полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре// ЭКО. 2006. № 5. С. 3−24.
  95. Э. Теория монополистической конкуренции. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1959.
  96. Экономическая безопасность: Производство- Финансы Банки/ Под. ред. Сенчагова В. РАН. Ин-т экономики. М.:ЗАО «Финстатинформ», 1998. 621 с.
  97. Экономическая безопасность России / Под ред. В. К. Сенчагова. М., 2005. 896 с.
  98. Экономическая и национальная безопасность. М.: «Экзамен», 2005. С. 32.
  99. Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация Российской экономики // Вопросы экономики. 2004. № 7. С. 4 34.
  100. H. Н., Сироткина А. В. Реализация «Концепции развития автомобильной промышленности России»: опыт и проблемы// Автомобильная промышленность. 2005. № 9. С. 1−3.
  101. I. Источники на иностранных языках
  102. Appleyard J., Field G. International Economics. N. Y: Irwin, 1996.
  103. Honore A.M. Ownership Oxford Esays in Jurisprudence. Oxford, 1964.
  104. Maslou A. Motivation and personality, N. Y., 1970. p. 22.
  105. World Competitiveness Report Oxford, 2000, p. 5. IV. Авторефераты диссертаций
  106. А) Авторефераты докторских диссертаций
  107. Г. Я. Конкурентоспособность региональной экономики: Концепция опережающего развития: Автореф. дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05. Москва, 2001 321 с. РГБ ОД, 71:02−8/190−9.
  108. В. А. Конкурентоспособность сложной технической продукции: Автореф. дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05. СПб., 2001. 412 с. РГБ ОД, 71:02−8/248−4.
  109. М. В. Формирование современной модели российского корпоративного бизнеса: Эффективность, конкурентоспособность, управляемость: Автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. Москва, 2004 322 с. РГБ ОД, 71:05−8/285.
  110. Е.Д. Методологические основы исследования экономической безопасности региона: Автореф. дис.. д-ра экон. наук: 08.00.01, 08.00.05. Москва, 2003. 299 с. РГБ ОД, 71:04−8/85−1.
  111. Е.И. Конкурентоспособность как фактор маркетинговой среды Электронный ресурс.: Автореф. дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05. Москва, 2001.274 с. РГБ ОД, 71:01−8/359−3.
  112. Ю.И. Экономическая безопасность региона и ее ориентация на эффективность и конкурентоспособность бизнеса: Автореф. дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05. Москва, 2005. 327 с. РГБ ОД, 71:06−8/200.
  113. М. К. Эффективность и конкурентоспособность современной российской корпорации: Автореф. дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05. Москва, 2001.324 с. РГБ ОД, 71:02−8/236−0.
  114. А. В. Обеспечение качества и конкурентоспособность продукции АПК: Теория, методология, практика, оценка: Автореф. дис. д-раэкон. наук: 08.00.05. СПб., 2001 296 с. РГБ ОД, 71:02−8/112−7.
  115. Б) Авторефераты кандидатских диссертаций
  116. М.И. Конкурентоспособность экономики в стратегии развития России Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2001. 151 с. РГБ ОД, 61:01−8/2856−2.
  117. М. Конкурентоспособность строительных предприятий: факторы и оценка: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Иркутск, 2002 187 с. РГБ ОД, 61:02−8/1898−5.
  118. Л.Н. Оценка влияния прямых инвестиций на конкурентоспособность промышленных групп: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2004.139 с. РГБ ОД, 61:04−8/4615.
  119. E.H. Научно-методические аспекты обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Волкова, Москва, 2004 134 с. РГБ ОД, 61:04−8/2343.
  120. Е. А. Конкурентоспособность в автомобильном машиностроении и пути ее повышения Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. Наук: 08.00.05. Москва, 2001.
  121. Е. А. Конкурентоспособность продукции АПК в условиях интеграции России в систему международных экономических отношений: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Краснодар, 2002 156 с. РГБ ОД, 61:03−8/256−9.
  122. О.Н. Экономическая безопасность реального сектора экономики страны Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2003.184 с. РГБ ОД.
  123. O.E. Конкурентоспособность промышленных предприятий и механизм развития конкуренции: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Орел, 2000 208 с. РГБ ОД, 61:01−8/2073−1.
  124. М.М. Повышение эффективности государственного регулирования инфраструктурных отраслей как фактор укрепления национальной экономической безопасности: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2004 169 с. РГБ ОД, 61:04−8/2045.
  125. A.B. Конкурентоспособность и стратегическая устойчивость промышленного предприятия Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2003 156 с. РГБ ОД, 61:04−8/960−4.
  126. Н.Г. Конкурентоспособность угледобывающих предприятий и пути ее повышения: На примере ОАО УК «Ленинскуголь»: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Кемерово, 1999 189 с. РГБ ОД, 61:99−8/1448−9.
  127. Н.Ф. Конкурентоспособность корпоративных хозяйственных систем: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2000 147 с. РГБ ОД, 61:01−8/259−8.
  128. K.M. Протекционизм в транзитивной экономике Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01 Санкт-Петербург, 2003. 208 с. РГБ ОД, 61:03−8/3220−4.
  129. Н.И. Экономическая безопасность кондитерской промышленности в условиях перехода к рынку Электронный ресурс.: На примере Приморского края: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Владивосток, 1998. 152 с. РГБ ОД, 61:99−8/1547−7.
  130. C.B. Совершенствование механизма обеспечения экономической безопасности отрасли в современных условиях (на примере черной металлургии) 08.00.05 Москва, 2005 /Институт экономики Московской академии экономики и права.
  131. Е. Г. Конкурентоспособность промышленных предприятий потребительской кооперации и методика ее оценки: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2004 148 с. РГБ ОД, 61:04−8/2619.
  132. А. Исследование о природе и причинах богатства народив. М., 1993.
  133. Т.В. Конкурентоспособность предприятий в переходной экономике: На материалах целлюлозно-бумажной промышленности: Дис. канд. экон. наук 08.00.05 СПб., 1998. 264 с. РГБ ОД, 61:99−8/820−9.
Заполнить форму текущей работой