Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Снижение дымности отработавших газов дизелей путем применения пенометаллических фильтров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы охраны окружающей среды приобрели в настоящее время настолько большое значение, что решение этих проблем перестало быть заботой правительств отдельных государств, и приобретает межнациональное значение. Особое внимание проблемам экологии теперь уделяют не только правительства и региональные организации густонаселенных стран Европы и Америки, но также правительства стран Ближнего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Образование твердых частиц в отработавших газах дизеля и проблемы их фильтрации
    • 1. 1. Образование аэрозолей при горении
    • 1. 2. Сажеобразование в дизеле
      • 1. 2. 1. Причины и механизм образования сажи в дизеле
      • 1. 2. 2. Образование зародышей частиц сажи. Структура и размеры сажевых частиц, образующихся в дизеле
      • 1. 2. 3. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на дымность ОГ
    • 1. 3. Проблемы фильтрации ОГ дизеля
    • 1. 4. Выводы к главе 1 и постановка задачи
  • Глава 2. Многофазные течение газа через пористую среду
    • 2. 1. Аэродинамические сопротивления и взаимодействие частиц между собой
    • 2. 2. Столкновение частиц со стенкой канала
    • 2. 3. Течение и очистка отработавших газов дизеля в пористой перегородке
  • Глава 3. Методы лабораторных и стендовых испытаний пенометалических пористых фильтров
    • 3. 1. Методика лабораторных испытаний фильтрующей способности пенометаллических перегородок
    • 3. 2. Методика стендовых испытаний пенометаллических фильтров
  • Глава 4. Исследование совместной работы дизеля и фильтра очистки отработавших газов
    • 4. ¡-.Комбинированные методы уменьшения токсичности ОГ дизеля с использованием фильтра
      • 4. 2. Исследование влияния угла опережения впрыска и противодавления на экономические, энергетические и экологические показатели дизеля
      • 4. 3. Определение параметров фильтрации пенометаллических перегородок
      • 4. 4. Результаты стендовых испытаний дизеля 1 Ч 8,5/11, оснащенного пенометаллическим фильтром

Снижение дымности отработавших газов дизелей путем применения пенометаллических фильтров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы охраны окружающей среды приобрели в настоящее время настолько большое значение, что решение этих проблем перестало быть заботой правительств отдельных государств, и приобретает межнациональное значение. Особое внимание проблемам экологии теперь уделяют не только правительства и региональные организации густонаселенных стран Европы и Америки, но также правительства стран Ближнего и Среднего Востока. Движение автомобильного транспорта и функционирование сельскохозяйственной, коммунальной и строительно — дорожной техники, оснащенной двигателями внутреннего сгорания, сопровождается загрязнением воздушного бассейна, выбросами токсичных газообразных и твердых веществ.

Следует отметить, что доля отработавших газов двигателей внутреннего сгорание в общем, загрязнении атмосферы промышленными выбросами составляет 80−85%, из которых на долю дизелей приходится не менее 60−65% .Отсюда очевидна актуальность задачи снижения содержания токсичных компонентов в отработавших газах (ОГ) дизелей. В ОГ дизелей содержится свыше 200 токсичных компонентов, из которых наибольшую опасность представляют оксиды азота и сажа. Содержание оксидов азота в ОГ Л дизелей доходит до 0,5% (по массе), содержание сажи до 1,0 — 1,1 г/м. Оксиды азота, взаимодействуя с парами воды воздуха, образуют азотную кислоту, которая разрушает легочную ткань, вызывая хронические заболевания. Влияние оксидов азота на человека нельзя ослабить никакими нейтрализующими средствами.

Токсические свойства сажи обусловлены не углеродом, а присутствием на ней канцерогенных полициклических ароматических углеводородов (ПАУ). Относительно крупные частицы размером от 2 до 10 мкм выводится из организма, а мелкие размером от 0,5 до 2 мкм, задерживаются в легких и вызывают аллергию дыхательных пути.

В большинстве государств приняты стандарты, ограничивающие содержание токсичных компонентов в ОГ вновь создаваемых и находящихся в эксплуатации дизелей.

Существование до недавнего времени нормы на дымность ОГ в большинстве случаев могли быть выполнены без установки в системе выпуска специальных устройств. Однако национальные стандарты и другая нормативно — техническая документация непрерывно ужесточает требования на содержание токсичных веществ и сажи в ОГ. Например, правила ЕЭК ООН № 49, предусматривают следующее изменения оценочных показателей.

Показатель до 10.93 с 10.93 с 10.96 с 1998.

Оксиды азота, г/квт.ч. 15,8 8,0 7,0 5,0.

Твердые частицы, г/квт.ч. 0,61 0,36 0,15 ОД.

Ввиду этого необходимо разрабатывать комплексы мероприятий, направленных на снижение токсичности ОГ дизелей. В настоящее время сформировались четыре направления исследований в области снижения токсичности ОГ:

— Разработка малотоксичных рабочих процессов.

— Применение присадок к топливу.

— Применение альтернативных видов топлива.

— Разработка системы нейтрализации ОГ и систем улавливания сажи.

Очевидно, что создание малотоксичных силовых установок с ДВС возможно только при комплексном применении всех указанных мероприятий.

Следует отметить, что применение малотоксичных рабочих процессов возможно только на стадии разработки новых моделей ДВС.

Применение альтернативных топлив также требует создания новых или модифицированных систем топливоподачи. Таким образом, эти направления весьма сложно реализовать на дизелях, составляющих действующий парк. Поэтому для снижения токсичности ОГ дизелей, находящихся в эксплуатации, перспективными является применение присадок к дизельному топливу и разработка систем улавливания сажи, которые можно устанавливать в выхлопные системы без существенного изменения их конструкции. В настоящее время ведется интенсивная разработка систем улавливания сажи, содержащейся в ОГ дизелей. Известны разработки фирм Бош (Германия), Корниг Гласс и Вибаста (США). Но при практическом осуществлении систем встречаются серьезные трудности. Применяемые обычно фильтрующие элементы представляют пористую структуру из гранулированного или волокнистого материала, на поверхности которого с целью регенерации фильтра осуществляется процесс сжигания сажи и других продуктов неполного сгорания.

При температуры 500 °C горение частиц сажи происходит самопроизвольно. Однако такая температура ОГ не типична для реальных условий эксплуатации дизелей. По этому применяются различные достаточно сложные и дорогие автоматизированные системы облегчения воспламенения частиц для обеспечения регенерации фильтров. Это приводит к усложнению систем фильтрации, снижению надежности фильтрующих элементов из — за больших термических напряжений, резком повышении стоимости силовых установок, оснащенных дизелями и, как следствие, к ограниченному применению систем фильтрации ОГ.

На кафедре «Комбинированные ДВС «в течение ряд лет ведутся работы по созданию фиьтрующих элементов из пенометалла с переменной пористостью, обладающих повышенной механической прочностью по отношению к керамическим.

Целью настоящей работы являлось исследование фильтрующих качеств элементов из пенометалла и разработка на базе этих исследований конструкции фильтра.

Для достижения этой цели былы решены следующие задачи:

— Проведен анализ механизмов образования аэрозолей и сажи при сгорании топлива в дизеле.

— Рассмотрен механизм взаимодействия частиц между собой и со стенкой канала фильтрующего элемента.

— Разработаны методики лабораторных и стендовых испытаний.

— Рассмотрены конструкции современных фмльтрующих систем и разработаны рекомендации по конструкции фильтра с перегородками из пенометалла.

— Проведены исследования совместной работы дизеля и сажевого фильтра.

Разработаный комплекс мероприятий может быть внедрен на силовые агрегаты, находящиеся в эксплуатации, без существенных изменений в их конструкции, что обеспечит удовлетворение требований новых стандартов к содержанию токсичных компонентов в ОГ дизелей. Этим подтверждаются актуальность данной работы.

Научную новизну составляет применение в качестве фильтрующих элементов новых пенометаллических материалов, а также комплекс методов расчета и методик испытаний, которые могут быть использованы в разработке новых видов фильтров.

Заключение

и выводы.

В процессе достижения поставленной цели — создание эффективного фильтра очистки ОГ дизеля от сажи и продуктов износа было выполнено:

— Проведен аналитический обзор исследований по механизму образованию сажи и влиянию режимов работы дизеля на ее дисперсность.

— Рассмотрены условия совместной работы фильтра ОГ и дизеля. Проведены исследования влияния противодавления на экологические и экономические показатели дизеля.

— Проведен аналитический обзор в области исследований многофазного течения газа, выбраны расчетные уравнения, позволяющие определить влияние твердых частиц на потери давление. Рассмотрен механизм взаимодействия частиц со стенкой канала и проведены расчеты, устанавливающие условия прилипания частиц к стенкам поровых каналов.

— Разработаны методики и проведены лабораторные исследования фильтрующих пенометаллических перегородок, в результате исследований предложена и разработана конструкция фильтра переменной пористости, обеспечивающая высокую степень очистки (свыше 90%) ОГ дизеля.

— Разработаны методики и проведены стендовые моторные испытания дизеля совместно с фильтром ОГ, которые подтвердили результаты теоретических расчетов и лабораторных исследований.

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1- Обоснован и предложен способ организации фильтрации отработавших газов дизеля объемными пенометаллическими элементами.

2- В результате стендовых испытаний дизеля с противодавлением установлено, что увеличение противодавления до 5 кПа не вызывает существенных изменений показателей экономичности и токсичности. Ввиду этого предельным значением противодавления принято значение 5 кПа.

3- Ухудшение экономических показателей дизеля 1 Ч 8,5/11 при увеличении противодавления до 10 кПа может быть частично компенсировано увеличением угла опережения подачи топлива.

4- Разработана конструкция фильтра переменной пористости, в котором осуществляется фильтрация газа в пористом объеме. Примененный фильтрующий материал (пенометалла) обладает высокими прочностными качествами, что позволяет осуществлять многократную регенерацию с выжиганием сажи без повреждения конструкции.

5- Применение фильтра предложенной конструкции позволяет существенно снизить выбросы сажи. При установке фильтра в систему дизеля 14 8,5/11 достигнуто снижение содержание сажи в ОГ дизеля с 2,6 до 0,8 единиц Бош.

6- Установка фильтра в выпускную систему дизеля 14 8,5/11 показала, что достижение противодавления 5 кПа происходит при работе на номинальном режиме после 7−8 часов работы, поэтому время достижения указанного противодавления можно принять за период между регенерациями фильтра.

7- Разработаны методы лабораторных и стендовых испытаний фильтра, которые можно применить в дальнейших исследованиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.Э. и др.: Азербайджанское нефтяное хозяйство. 1978, № 1. с.50−52.
  2. Д.Б., Ахметов В. В., Померанцев K.M. и др. Основы практической теории горения. М.: Энергомашидзог 1986 304 с.
  3. B.C., Буянов P.A., Афанасьев А. Д. Кинетика катализ. Т. 20. Вып. 1. 1979. С. 212−218.
  4. С.Т. Присадки к дизельным топливам. М., Химия 1994.
  5. Л. Доклад на втором международном симпозиуме «исследование механизма действия присадок Галле: 1976. С. 379−391.
  6. Г. К. // Механизм действия твердых катализаторов. Химические природы промежуточных взаимодействий при катализе. В кн.: Гетерогенный катализ в химической промышленности. М.: 1955. С.5−6.
  7. Г. К. Основы формы каталитического действия В кн.: всесоюзная конференция по механизму гетерогенн-каталических реакций. Черноголовка: 1977. С. 3−17.
  8. P.A., Ченоков В. В., Афанасьев А. Д. Бабенко B.C. // Кинитика и катализ. Т. 18. Вып. 4. 1977. С. 1021−1028.
  9. Ю.Бутов В. Г. Дьяченко H.H. Модель полидисперсного двухфазного течения с учетом коагуляции частиц равного размера. Аэродинамика быстропротекающих процессов. Томск 1982. с 93 96.
  10. П.Вишнякова Т. П., Антидымные присадки к дизельным топливам.: ЦНИИТ Энефтхим, 1990. 55 с.
  11. Т.П., Голубева И. А., Крылов И. Ф., Лыков О. П. Стабилизаторы и модификаторы нефтяных топлив. М.: Химия 1990. 192 с.
  12. А.Н., Игнатович С. Н., Читтавадги Б. С., Махов В. З. Влияние присадок ферроцена и М на процессе сажеобразрвания при сгорании жидких топлив. В кн. Автотракторные двигатели. М.: Машиностроение, 1968. с. 80−93.
  13. Г. И. К вопросу о факторах, определяющих каталитическую активность металлов в окислительных реакциях, — В кн.: Катализ и катализаторы. Клев: Изд-во АН СССР, 1966, вып. П.
  14. М.А. Очистка масла в двигателях внутреннего сгорания. М.: 1983. 148 с.
  15. М. А. Борисов Г. В. Очистка топлива в двигателях внутреннего сгорания М. Машиностроение 1991. 199с.
  16. П.Григорьев М. А., Маев В. Е., Купершмадт И. В. Экспресс метод определения показателей эффективности работы пористых фильтров. Двигателестроение № 5,1986. с. 31−34.
  17. М.А., Рыбаков B.K. К вопросу определения дисперсного состава загрязнителей для испытания фильтров двигателей. Труда НАМИ 1987. с. 21−34.
  18. В.Т. Влияние бариевых присадок к топливу на снижение содержания сажи в выхлопе дизельного двигателя, — сб трудов ЛАНЭ, М.: Знание, 1969. С. 61−69.
  19. . В. Лейн X. Аэрозоли пыли, дымы и туманы. Издательство „Химия“ 1969. 428 с.
  20. A.M. Улучшение экологических характеристик топлив при помощи присадок. Химия и технология топлив и масел 1990. № 6 с. 31−33.
  21. A.M., Энглин Б. А., Селягина A.A. Оптимизация качества топлив с добавками присадок. М.: ЦНИИТэнефтехим 1988. 64 с.
  22. Н.Х., Костин А. К., Пугачев Б. П., Русинов Р. В. Теория ДВС. Л.: Машиностроение 1974. С. 28−32.
  23. В.П., Павлов Ю.А, Поляков В. П., Шерболдаев С. Б. Взаимодействия оксидов металлов с углеродом. М.: Металлургия 1976. С. 134−146.
  24. Есеаки Онума. Горение распыленного топлива. Нейшен Кикан. 1982 .vol. 21№ 258 с. 89−94.
  25. Есеаки Онума. Горение распыленного топлива. Нейшен Кикан. 1982 .vol. 21№ 259 с. 89−94.
  26. Есеаки Онума. Горение распыленного топлива. Нейшен Кикан. 1982 .vol. 21№ 260 с. 57−63.
  27. Есеаки Онума. Горение распыленного топлива. Нейшен Кикан. 1982 .vol. 21№ 261 с. 59−64.
  28. Есеаки Онума. Горение распыленного топлива. Нейшен Кикан. 1982 .vol. 21№ 262 с. 59−64.
  29. А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. 160 с.
  30. A.A., Стечкина И. Б., Фукс A.A. Экспериментальное определение эффективности волокнистых фильтров в оьбласти максимального проскока частиц. Коллоидный Ж., т.31. вып. 2. 1969. С. 227−238.
  31. В.Л., Манелис Г. В. Кинематика сажеобразования из газообразных углеводородов. В кн.: Кинетика химических реакций / Материалы VI Всесоюзного симпозиума по горению и взрыву. М.: ОНХФ АН СССР 1980. С. 35−41.
  32. Кологанов В. А» Радушеевич Л. В. Экспериментальное изучение осаждения твердых частиц аэрозоля на волокнах модельного фильтра. Коллоидный Ж., Т.29. вып. 4. 1967 .с.518−521.
  33. O.B. Элементарные процессы определения механизма католической реакции. Кинетика и катализ. Т. 21. № 1. 1980. С. 79−96.
  34. A.M. Химия и технология присадок к маслам и топливам. М.: Химия, 1972. 359. С.
  35. Ю.Б., Надоленко Л. А., Борисова Г. В., Ермакова Т. И. методы определения дисперсного состава загрязнении на приборе МПС. Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья 1980. № 4. С. 40−43.
  36. Л.М. Исследование по физике трубодиспесных аэрозолей. М. Изд. АН СССР 1961.
  37. Р.З. Механизм и кинетика гомогенных термических превращений углеводородов. М.: Химия 1970. 224 с.
  38. В.М., Мальцов М. И., Кашпоров Л. Я. Основные характеристики горени. М.: Химия, 1977. 320 с.
  39. В.З., Ховках М. С. Экспериментальное исследование добавок ЦТМ к дизельному топливу на протекание процесса сажевыделения.- В кн: Магонцевые антидетонаторы. М.: наука, 1971. С. 192−199.
  40. В.З. Методика и некоторые результаты исследования влияния присадок к топливу на процесс сажеобразования в дизеле.: Дис. канд. тех. наук. М.: МАДИ, 1969. 218 с.
  41. В.З. К теории образования сажи в диффузионном фронте пламени. В сб. Докладов Всесоюзной научной конференции «рабочие процессы ДВС» М.: МАДИ 1978. С. 60−62.
  42. Ф.Ф. Диспернсть и структура дизельной сажи. Токсичность двигателей внутреннего сгорания и некоторые пути ее уменьшения. М.: 1966. С. 206−220.
  43. В.В., Арефьев K.M., Ахметов Д. Б. и др. // Основы практической теории горения. М.: Энергомашиздог 1986, 304 с.
  44. К., Дейч К. Труды 2 международного симпозиума «исследование механизма действия присадок», Галле.: 1976. С. 371−378.
  45. P.M., Батурин С. А. и др. элементы системы автоматизированного проектирования ДВС. Л.: Машиностроение 1990.
  46. А.И. обеспыливание воздуха. М. Стойиздат 1974 с 202.
  47. В.К., Лахин Ю. Б. Методика исследования фильтроматериаллов для воздуха очистителей ДВС сб. Науч. Тр. МИИСП 1986. С. 51−55.
  48. К.В. Авиационная фильтрация для топлив, масел гидровлических жидкостей и воздуха. М.: Машиностроение, 1982.
  49. К.В. Фильтрация авиационных топлив. М.: транспорт, 1983. 158 с.
  50. A.C. Кинематическая интерпретация М-процесса в сб. «Сгорание и смесобразование в дизелях». М.: АН СССР, 1960. С.87−95.
  51. JI.E. Шрайбер A.A. Многофазное течение газа с частицами. М. Машиностроение 1994 с 318.
  52. П.А. Образование углерода из углеводородов газовой фазы. М.: Химия, 1972. 51 с.
  53. Топлива и масла, применяемые за рубежом (обзор). Сер. нефтепереработка и нефтехимия, ИТЭИНефтегаз. М.-.1962, — 196 с.
  54. В.Н., Мягков Б. И. Очистка промышленных газов фильтрами. М.: Химия, 1970.319 с.
  55. П.Р., Кратко П., Мазинг М. В. Методы снижения вредных выбросов с отработавшими газами автомобильных дизелей. М.: НИИавтопром, 1979 64 с.
  56. Т.Р., Кратко А. П., МазингМ.В. Методы снижения вредных выбросов с отработавщими газами автомобильных дизелей. М.: НИИНавтопром, 1979. 64 с.
  57. А.И., Андреенко Э. Ф., беховских И.С. Физико-химические свойства сажи, содержащиеся в ОГ дизельных двигателей. Науч. Сб. АРТНИПРОЦВЕТМЕТ, вып. 23. 1978. С. 33−38.
  58. Чен И. Фильтрация аэрозольных частиц волконистыми материалами. Успехи хими, Т. 35. Вып. 3,1966. С. 350−392.
  59. О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт 1985.
  60. М.Н., Parikh P.P., Sarkar S. // Indian J/ of Technology., Bombay.: 1976. Paper NEE 8−97.
  61. Boncryk P.A. Combustion and Flaime 1983. Vol. 51 p. 219−229.
  62. Bradly P. Trons Paraday Soc. 1936 v 32 N 8. 1088.
  63. E.M., Evans D.G., Padley P.J. // 15 th Symposiumon on combustion (International) The Combustion Institute. Pittsburgh. 1975. P. 1461.
  64. Galcote H.F. Plenum Press, New-York. 1972. p. 673.
  65. Campll J.E. Spinel solid solutioncatalists for automative applecation // J Catal. Contr Automat Pollut., Washigton, DC-1975.- p. 161−177.
  66. Clower Y. j lust. Petrob 1966. Vol № 50. 135 p.
  67. Clower Y. j lust. Petrob 1968. Vol № 50. 137 p.
  68. Combustion and Flaime. Vol/ 17 p. 87−98.
  69. Daviese C.N., Pros. Phys. Sos., 1950. В 63, p. 268.
  70. Daviese C.N., Pros. Inst. Mech. negrs, 1952. В 1, p. 185.
  71. Friswell N.Y.- Plenum Press New York 1972. 161 p.
  72. Jordan D. Brit J. Appl. Phys., 1954 N3. 124.
  73. B.S., Jander H., Wagner H.G. // 17 th Symposiumon on Combustion (International) The Combustion Institute. Pittsburgh. 1979. P. 1365.
  74. J.B., Kausuch W.Y. // progress in energy and Combustion scince. 1980. V. 6. P. 263−367.
  75. Indian J. Ofenviromental protection. 1982. V. 2. № 3. P 111−115.
  76. Klonbek J. Odvaced Mechaniocs and Flav. Cranular materials Clausthal 1983. Vol. l.P. 179−191.
  77. Krishnamurthy K.R., Vismanathan B. Gatalytic oxolation of carbon monoxide onspinell type ferritssole onthe magnetic exchange interractions // Pros. Indian N.C.A., 1977. V. 43. P. 34−38.
  78. Krupp H. Adv. in Coll. a. Interface Sei 1967 N '/2 /111
  79. Langmuir I., Report № 865, 1942. P. 83−97.
  80. Langmuir I., Blodgett K.D., Report № RL-225, Electr. Res., Lap., Hentctady, N.Y., 1944.
  81. D. // Conctructia de masini. 1979. V. 31. № 1. P.65−68.
  82. Meurer S. Der Wandel in der Vorsellunq vom Albanf der Cemischbidunq and Verbrennbunq in Dizelmotor. Motortecknicshe Zeitschrift (MTZ), 1966. Vol. 27 № 4. P. 131−139.
  83. Migamto H. Hoy Z., Hards A. // SAE Technical Pepers Series 1987 № 1 871 612. P. 1−8.
  84. Ndibrbec Zinn BT // Combustion and Flaime. 1982. Vol. 46 № 3 p. 301−314.
  85. Purches d.B., A practical Viero of Filtration Theory Filaration and Separation. March/ april 1980 p. 147−151.
  86. H.V. Zeler Rept. Invec. Bur. Mines U.S. Dep. Inter. 1987. № 9090, p. 1−40.
  87. Carey A.W. SAE Preprints, S.A. № 670 092. 1967.
  88. Partculate control systems for diesel engines using catalytically coted and coted uncoated traps with consideration of regeneration techniques, Oser Polat. Thomas Ulrich. «SAE Techn. Pap. Ser.» 1984, № 830 087 p. 97−110, ill. (англ.).
  89. Applecation of a cerramic wall flow filter to underground diesel emissions reduction. Howitt J.S., Elliott W.T., Mogan J.P., Dainty E.D. «SAE Techn. Pap. Ser.» 1983, № 830 181 pp. 131−138, ill. (англ.).
  90. Trap-Oxidizer Technology for light-Duty Diesel Vehiceles: Status, Prospects, and current Issues Weaver Christopher. SAE Techn. Pap. Ser." 1984, № 831 713, 18. pp., ill. (англ.).
  91. Fuel addetetive effects upon diesel particulatecfilters. Mortierth Max. R. «SAE Techn. Pap. Ser.» 1984, № 840 072,14pp. (англ.).
  92. Vehicular experrience wirh additives for regeneration of ceramic diesel. Wiedimann B, Neuman R.Y. «SAE Techn. Pap. Ser.» 1985, № 850 017, 21 pp., ill. (англ.).
  93. Performance of a ceramic diesel particulate trap over tupical mining duty cycles using fuel additives, Lawson A, Vergeer Y.C., Drummond W., Mogan J.P., Dainty E.T. «SAE Techn. Pap. Ser.» 1985, № 8 350 150, pp. 117−130, ill. (англ.).
  94. Diesel exhaust particulate cpntrol techniques for light-duty trucks, Simon Gerald M., Stark Terrence L., Hoffvan Mark B. «SAE Techn. Pap. Ser.» 1986, № 860 137, 23 pp. ill. (англ.).
  95. Niura Y. Ohkudo K., Yagi K., Stady on catalytic regeneration of ceramic diesel particualty filter. «SAE Techn. Pap. Ser.» 1986, № 8 360 290, pp. 163−172, ill. (англ.).
  96. The Development of a high Efficiency Diesel Exhaust Papticulate Filter. Tessier Lynn P., Sullivan Harry F., Bragg Gordon M., Hermance Clark E.
  97. Diesel Combust, and Emiss.Congar. and Expo, Detroit, Febr. 25 29, 1980″ Warrendale, pa, 1985, (англ.).
  98. Пат. 1 303 074 Великобританияб 1973ю
  99. Пат. 3 765 848 США, 1973. Ю9.Пат. 407 078 США, 1980. ПО.Пат. 4 222 746 США, 1980. 111 .Пат. 4 664 677 США, 1987.112.Пат. 4 749 382 США, 1988.
  100. Пат. 2 101 393 Франция, 1972.
  101. Пат. 53−96 006 Японии, 1978.
  102. Пат. 58−17 796 Японии, 1983.
  103. Пат. 57−102 993 Японии, 1984.
  104. Пат. 60−51 791 Японии, 1985.
  105. Пат. 61−2795 Японииб 1986.
Заполнить форму текущей работой