Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Моделирование турбулентных течений и переноса примеси в элементах городской застройки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы определяется тем, что предложенная' модель и созданный алгоритм решения многомерных стационарных транспортных уравнений позволяют рассчитывать турбулентную картину движения воздушных масс и предсказывать предельно допустимые концентрации примеси в конкретных участках городской застройки. Разработанная математическая модель и численный метод расчёта используются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор математических моделей, результатов численного и экспериментального исследования аэродинамики и переноса примеси в элементах городской застройки
    • 1. 1. Экспериментальные исследования и полевые измерения
    • 1. 2. Методики моделирования турбулентных течений
    • 1. 3. Задание граничных условий
    • 1. А Параметризация влияния городской растительности
      • 1. 5. Параметризация генерации турбулентности движущимся автотранспортом
      • 1. 6. Влияние инсоляции
      • 1. 7. Методы вычислительной гидродинамики
      • 1. 8. Основные задачи моделирования
  • Глава 2. Математическая модель турбулентного течения воздуха и переноса примеси в элементах городской застройки
    • 2. 1. Физическая постановка
    • 2. 2. Осреднённые по пространству и времени уравнения Навье-Стокса и переноса скаляра
    • 2. 3. Двухпараметрические модели турбулентности
    • 2. 4. Дифференциальная модель напряжений Рейнольдса
    • 2. 5. Уравнение переноса примеси
    • 2. 6. Граничные условия
    • 2. 7. Параметризация влияния городской растительности
    • 2. 8. Параметризация влияния на турбулентность движущегося автотранспорта
    • 2. 9. Выводы
  • Глава 3. Численный метод решения дифференциальной задачи
    • 3. 1. Аппроксимация адвективно-диффузионного уравнения методом конечного объёма
    • 3. 2. Численная реализация метода пристенных функций
    • 3. 3. Решение сеточных уравнений
    • 3. 4. Выводы
  • Глава 4. Численное исследование течения воздуха и переноса примеси в элементах городской застройки на основе двумерного приближения
    • 4. 1. Тестирование модели
    • 4. 2. Исследование движения воздуха и переноса примеси в уличном каньоне
    • 4. 3. Выводы
  • Глава 5. Трёхмерная пространственная микромасштабная модель турбулентного течения и переноса примеси в элементах городской застройки
    • 5. 1. Течение вокруг куба, лежащего на плоскости
    • 5. 2. Обтекание расположенных последовательно по потоку двух кубов
    • 5. 3. Расчёт аэродинамики городской застройки и переноса примеси для улицы Гёттингер в городе Ганновер
    • 5. 4. Численное исследование модели городской застройки для условий MUST (Mock Urban Setting Trial) эксперимента
    • 5. 5. Численное исследование аэродинамической картины и распространения выбросов автотранспорта для участка городской застройки Томска
    • 5. 6. Выводы

Моделирование турбулентных течений и переноса примеси в элементах городской застройки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начиная с середины XX века, процесс урбанизации общества происходит высокими темпами, охватывая все большее число развивающихся стран. Наиболее интенсивно растут сверхкрупные и крупнейшие города, которые, как считается, полнее удовлетворяют многообразные запросы людей. Если в начале XX века население так называемых городов-мегаполисов не превышало 5%, то к началу XXI века его доля превысила треть населения мира. Вместе с тем, опыт даже наиболее успешно развивающихся мегаполисов свидетельствует о трудностях решения целого ряда проблем, связанных с обеспечением благополучной в социально-экономическом отношении среды обитания горожан. Эти проблемы характерны и для большинства российских городов, многие из которых признаются экспертами зонами экологического бедствия. Наиболее важным элементом городских территорий любого мегаполиса являются зоны плотной жилой застройки центральной (исторической) части города, где требуется обеспечить в максимальной степени социальный и экологический комфорт населения при рациональном использовании ресурсов и городских земель. Основными источниками загрязнения воздуха жилых территорий являются промышленные предприятия, отопительные котельные и автомобильный транспорт. Среди них наиболее значительную долю загрязнения атмосферного воздуха в пределах жилых территорий вносит автотранспорт. Специфика автотранспорта, как подвижного источника загрязнения, проявляется в низком его расположении и непосредственной близости, к зонам жилой застройки. Все это приводит к, тому, что автотранспорт создает в городах обширные и устойчивые зоны, в пределах которых предельно-допустимая концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе превышена в несколько раз.

Современные методы вычислительной гидродинамики позволяют решать задачи, связанные с переносом атмосферных примесей внутри городской застройки. Однако, необходимо учитывать тот факт, что правильное предсказание турбулентной структуры воздушного потока обеспечивает корректное моделирование не только полей скорости и давления, но и. процессов, связанных с рассеянием и турбулентным перемешиванием выбросов в атмосфере города. Поэтому особое внимание необходимо уделять методике моделирования турбулентности, а также схеме турбулентного замыкания в рамках выбранного подхода.

Целью работы является исследование аэродинамики и переноса примеси в уличных каньонах на основе современных математических моделей турбулентных течений.

Для достижения данной цели сформулированы следующие основные задачи исследования: построение микромасштабной математической модели турбулентных течений и переноса примесиразработка эффективных методов численного решения уравнений Рейнольдса и «адвекции-диффузии" — апробация некоторых дифференциальных моделей турбулентности для моделирования турбулентных течений и переноса примеси между элементами городской шероховатостианализ влияния геометрических и метеорологических условий, растительности, движущегося автотранспорта на уровень загрязнённости приземного слоя воздуха.

Научная новизна полученных автором результатов заключается в следующем: разработана новая пространственная микромасштабная математическая модель для описания турбулентных рециркуляционых течений и переноса примеси в городском подслое, учитывающая влияние растительности и движущегося автотранспортадля условий городского уличного каньона проведена апробация некоторых дифференциальных моделей турбулентностина основе результатов сравнения с расчётами и экспериментальными данными других авторов впервые показано, что для моделирования подобных течений достаточным является использование двухпараметрической «к — ?» модели турбулентности;

— на основании параметрических расчётов выявлены новые особенности турбулентного течения и загрязнения воздуха в уличном каньоне в зависимости от наличия и расположения уличной растительности и интенсивности движущегося автотранспорта, а также геометрических параметров области исследования.

Практическая значимость работы определяется тем, что предложенная' модель и созданный алгоритм решения многомерных стационарных транспортных уравнений позволяют рассчитывать турбулентную картину движения воздушных масс и предсказывать предельно допустимые концентрации примеси в конкретных участках городской застройки. Разработанная математическая модель и численный метод расчёта используются в созданной в Томском государственном университете и Институте оптики атмосферы СО РАН моделирующей системе прогноза и исследования качества атмосферного воздуха над городом Томск, а также в проекте COST732, который посвящён разработки методики для оценки и улучшения качества микромасштабных моделей.

Работа выполнялась в соответствии с основными направлениями НИР Томского государственного университета в рамках темы 1.02.04, 1.12.06 ЕЗН Министерства образования РФ, а также по научным проектам, поддержанным грантами программы INCO COPERNICUS 2 Европейской комиссии (№ 1СА2-СТ-10 024), INTAS (№ 06−1 000 016−5928), РФФИ (№ 0407−90 219, № 07−05−1 126), Министерства образования (№ А03−2.8−693).

Материалы проведенных исследований включены в программу специального курса лекций, читаемого на механико-математическом факультете ТГУ.

Обоснованность научных положений и выводов, сделанных в диссертационной работе, следует из адекватности физических и математических моделей и численных методов, используемых в работе, что подтверждается сравнением с результатами экспериментов, а также с известными теоретическими данными других авторови расчётами с использованием лицензированного программного обеспечения.

На защиту выносятся: математическая модель для исследования турбулентных течений и переноса примеси в элементах городской застройкирезультаты апробации некоторых дифференциальных моделей турбулентности для моделирования течений в уличных каньонахновые закономерности турбулентных течений и переноса примеси в городском подслое и их зависимости от наличия и расположения растительности и интенсивности движущегося автотранспорта.

Личный вклад автора: Нутерман Р. Б. под руководством профессора Старченко А. В. принимал участие в построении и реализации математических моделей турбулентностиосуществил тестирование моделей турбулентности и переноса примесиполучил основные результаты диссертационной работы и провёл их обоснование.

Основные результаты диссертации доложены соискателем на 11-ти международных, 10-ти всероссийских и 2-х региональных научных и научно-практических конференциях в Копенгагене, Кембридже, Вене, Бергене, Гамбурге, Литче, Киеве, Новосибирске, Томске и полностью представлены в следующих опубликованных работах [30−35, 117−119], в том числе в 3 статьях в изданиях списка ВАК.

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав и заключения.

5.6 Выводы.

На основе экспериментальных данных проведёно изучение применимости различных схем турбулентных замыканий для течений^ которые характерны для городской застройки: обтекание кубического параллелепипеда, лежащего на плоскости и двух кубов расположенных последовательно вдоль основного направления потока. Проанализировано влияние нестационарных эффектов на структуру среднего поля и турбулентных характеристик потока. Выявлено, что чем выше уровень схемы замыкания турбулентности, тем более чувствительна модель к нестационарным эффектам.

Далее исследован небольшой участок реальной городской застройкиулицы Гётиннгер в городе Ганновер, а результаты вычислений проверены на основе экспериментальных данных.

Чтобы провести исследование поведения модели в городском подслое атмосферы и изучить характерную для города картину турбулентного движения, использовался набор данных MUST эксперимента. Результаты моделирования и эксперимент сопоставлялись, не только на основе графического представления информации, но и с помощью статистических величин, которые позволили интегрально оценить качество разработанной модели для такой большой расчётной области.

В заключительной части раздела изучалось течение вдоль одной из центральных улиц города Томск — проспекта Ленина. Получена картина турбулентного движения воздушных масс для участка городской застройки, а также распределение выхлопов от автотранспорта для различных вертикальных сечений.

Заключение

.

1. Для исследования аэродинамики и переноса примеси в городской застройке разработана нестационарная пространственная микромасштабная модель, опирающаяся на использование дифференциальных моделей турбулентности и учитывающая влияние городской растительности и движущегося автотранспорта.

2. Численная реализация предложенной микромасштабной модели осуществляется на основе метода конечного объёма, неявных монотонизированных разностных схем первого порядка аппроксимации по времени и до второго по координатам. Для численного согласования полей скорости и давления применяется процедура SIMPLE. Сеточные уравнения решаются итерационно с помощью явного метода Н. И. Булеева.

3. Тестирование предложенной математической модели и численного метода решения проведены на экспериментальных и расчётных данных других авторов. На основании выполненных вычислительных экспериментов и результатов сравнительного анализа можно говорить об адекватности предложенной модели исследуемым физическим процессам. Также по результатам апробации дифференциальных моделей турбулентности различного уровня замыкания впервые установлено, что при исследовании аэродинамически сложных течений в уличных каньонах с небольшими массивами деревьев, по дну которых интенсивно движется автотранспорт, может применятся «к — ?» модель турбулентности с нелинейной зависимостью компонент тензора анизотропии турбулентных напряжений от компонент тензоров скорости деформации и завихренности.

4. На основе проведённого параметрического анализа для двумерной модели уличного каньона исследовано влияние геометрических размеров, метеорологических факторов, наличия и размеров массивов растительности и местоположения, а также интенсивности движущегося в уличном каньоне автотранспорта. Показано, что высокие уровни концентрации примеси в каньоне наблюдаются при низкой скорости основного потока. Кроме того, расположение источников выбросов загрязнения на дне каньона также является существенным. Показано, что городская растительность оказывает стабилизирующий эффект на турбулентный поток, т. е. в относительно изолированных областях, таких как уличный каньон, имеет место значительное уменьшение скорости и уровня турбулентности, что несомненно, сказывается на проветриваемости и процессах, связанных с турбулентным рассеиванием. Учёт эффектов, сопряжённых с передвижением автотранспорта, говорит о том, что движущиеся автомобили способствуют интенсификации процессов перемешивания в объёме городского каньона.

5. Выполнены расчёты пространственных турбулентных вихревых течений вокруг плохообтекаемых прямоугольных препятствий, которые позволили на основе сравнения с экспериментальными и рассчитанными по FLUENT данными выявить слабые и сильные стороны выбранных схем замыкания. Предложена и апробирована методика оценки адекватности микромасштабной модели на основе статистических интегральных параметров, полученных расчётным путём и экспериментально.

6. Предложенная микромасштабная модель была применена для расчёта I турбулентного течения и переноса примеси для реальных участков городской застройки городов Ганновер и Томск. Результаты численного анализа позволили определить районы уличных каньонов, подверженные наибольшей экологической опасности.

7. Материалы проведенных исследований включены в программу специального курса лекций, читаемого на механико-математическом факультете Томского государственного университета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д., Таннехилл Дж., Плетчер Р. Вычислительная гидромеханика и теплообмен: В 2-х т.: Пер. с англ. М.: Мир, 1990.
  2. Д.А., Старченко А. В. Исследование сценариев загрязнения атмосферы города примесями вторичной эмиссии // Вычислительные технологии. 2005. — Т. 10, № 2. — С. 99−105.
  3. И.В., Беспалов М. С., Клочкова JI.B., Павлова Н. К., Сузан Д. В., Тишкин В. Ф. Сравнение моделей распространения загрязнений в атмосфере // Матемематическое моделирование. 1999. — Т. 11, № 8. — С. 52−64.
  4. И.В., Беспалов М. С., Клочкова JI.B., Кулешов А. А., Сузан Д. В., Тишкин В. Ф. Транспортная модель распространения газообразных примесей в атмосфере города // Математическое моделирование. — 2000. -Т. 12, № 11. -С. 38−46.
  5. И. А., Шеленшкевич В. А., Шуб Л.И. Моделирование гидромеханических процессов в технологии изготовления полупроводниковых приборов и схем. — Л.: Политехника, 1991. 288 с.
  6. О.М. Численное моделирование в механике сплошных сред. М.: Наука, 1982. — 520 с.
  7. О.М., Опарин A.M., Чечёткин В. М. Турбулентность: новые подходы. — М.: Наука, 2002. — 286 с.
  8. М.Е. Прогноз и регулирование загрязнений атмосферы. — Л.: Гидрометеоиздат, 1985. 168 с.
  9. М.Г. Оценка влияния придорожного лесного массива на распространение автотранспортных выбросов // Математическое моделирование. -2001. Т. 13, № 8. — С. 53−64.
  10. М.Г., Трусов П. В. Движение газовой смеси через область, содержащую растительный массив // Математическое моделирование. -1999.-Т. 11, № 7.-С. 3−16.
  11. П.Н. Метод фиктивных областей в задачах математической физики. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 156 с.
  12. В.Н. и др. Численные методы в динамике вязкой жидкости // Моделирование в механике. — 1987. — Т.1, № 4. — С. 22−45.
  13. Давыдов В. И- О статистической динамике несжимаемой турбулентной жидкости // ДАН СССР." — 1961. Т. 136. — С. 47−50.
  14. А.С., Быкова Л. П., Марунич С. В. Турбулентность в растительном покрове. Л.: Гидрометеоиздат, 1979. — 183 с.
  15. А.О., Старченко А. В. К вабору схем для численного решения уравнений переноса // Вычислительная гидродинамика. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. — С. 27−32.
  16. А.О., Старченко А. В. Моделирование распространения примеси в приземном слое атмосферы // Исследования по баллистике и смежным вопросам механики: Сб. статей под ред. И. Б. Богоряда. Вып. 4. Томск: Изд-во Томского университета, 2001. — С. 16−17.
  17. В.М. Численное моделирование турбулентных течений. — М.: Наука, 1990.-216 с.
  18. В.П. Методы неполной факторизации для решения алгебраических систем. М.: Физматлит, 1995. — 288 с.
  19. Н.Н., Карпенко Н. В., Михайлов А. П., Тишкин В. Ф., Черненков М. В. Метематические модели природы и общества. М.: Физматлит, 2005. — 360 с.
  20. А.В., Повещенко Ю:А., Самарская Е. А., Тишкин В. Ф. Методы математического моделирования окружающей среды. М.: Наука, 2000. -256 с.
  21. А.Н. Локальная структура турбулентности в несжимаемой вязкой жидкости при очень больших числах Рейнольдса // ДАН СССР. -1941.-Т. 30.-С. 299−303.
  22. А.Н. Уравнения турбулентного движения несжимаемой жидкости // ДАН СССР, Физика. 1942. — Т. 6, № 1−2. — С. 56−58.
  23. А.Ф. Лекции по турбулентности. В 2-х ч. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2000.
  24. Л.Г. Механика жидкости и газа: учеб. для вузов 7-е изд., испр. — М.: Дрофа. — 2003. — 840 с.
  25. Г. И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды. М.: Наука, 1982. — 320 с.
  26. Методы расчёта турбулентных течений: Пер. с англ. / ред. В. Колльман. -М.: Мир, 1984.-463 с.
  27. С.В., Тасейко О. В. Уровень загрязнения приземной атмосферы Красноярска (холодный период) // Экология и промышленность России. — октябрь, 2003. — С. 4−8.
  28. С.В., Тасейко О. В. Исследование процессов формирования уровней загрязнения приземной атмосферы г. Красноярска // Вычислительные технологии. — 2004. — Т. 9. — 4.2. — С. 115−123.
  29. А.С., Яглом А. М. Стаистическая гидромиханика. В 2-х ч. — М.: Наука, 1965.
  30. Р.Б., Старченко А. В. Моделирование движения воздуха в уличном каньоне // Оптика атмосферы и океана. — 2003. Т. 14, № 4. -С. 308−314.
  31. Р.Б., Старченко А. В. Моделирование распространения загрязнения воздуха в уличном каньоне // Оптика атмосферы и океана. -2005. Т. 18, № 8. — С. 649−657.
  32. Р.Б., Старченко А. В. Пространственная модель для прогноза распространения выбросов автотранспорта в элементах городскойзастройки // Оптика атмосферы и океана. 2007. — Т. 20, № 10. — С. 917 921.
  33. Оке Т. Р. Климаты пограничного слоя, — JL: Гидрометеоиздат, 1982. -358 с.
  34. С. Численные методы решения задач теплообмена и динамики жидкости: Пер. с англ. М.: Энергоатомиздат, 1984. — 149 с.
  35. В.В., Алоян А. Е. Модели и методы для задач охраны окружающей среды. -М.: Наука, 1985. 256 с.
  36. П. Вычислительная гидродинамика: Пер. с англ. М.: Мир, 1980.-612 с.
  37. А.А. Теория разностных схем. М.: Наука, 1989. — 616 с.
  38. А.А., Вабищевич П. Н. Численные методы решения задач конвекции-диффузии. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 247 с.
  39. А.А., Гулин А. В. Устойчивость разностных схем.- М.: Наука, 1973.-415 с.
  40. А.А., Николаев Е. С. Методы решения сеточных уравнений. -М.: Наука, 1978.-519 с.
  41. Современные проблемы вычислительной математики и математического моделирования: В 2-х т. / ред. Бахвалов Н. С., Воеводин В. В. — М.: Наука, 2005.
  42. О.В., Михайлюта, С.В. Моделирование пространственного распределения, загрязнителей от автотранспорта в условиях городской! застройки // География и природные-ресурсы. 2005. — Специальный" выпуск.-С. 180−185.
  43. Турбулентность. Принципы, и применение / ред. Фрост У. Моулден Т. -М:Мир, 1980.-535 с.
  44. Турбулентные сдвиговые течения Т. 1.: Пер. с англ. / ред. А'.С. Гиневский. -М.: Машиностроение, 1982. 432 с.
  45. П. Отрывные течения. В 3-х т.: Пер. с англ. / ред. Г. И. Майкапара. — М.: Мир, 1972.
  46. Ю.Д. Пространственные задачи вычислительной аэрогидродинамики. М.: Наука, 1986. — 368 с.
  47. Andren A. Evolution of a turbulence closure scheme suitable for air-pollution application // Journal of Applied Meteorology. 1990. — V. 29. — P: 224−239.
  48. Apsley D.D., Leschziner M: A. A new low-Reynolds-number nonlinear two-equation turbulence model for complex flows // International Journal of Heat and Fluid Flow. 1998. — V. 19- - P. 209−222.
  49. Ayotte K.W., Finnigan J.J., Raupaclr M: R. A second-order closure for neutrally stratified vegetative canopy flows // Boundary-Layer Meteorology. 1999. — V. 90.- P. 189−216.
  50. Baklanov A. Overview of the European project FUMAPEX // Atmospheric Chemistry and Physics. 2006. — V. 6. — P. 2005−2015.
  51. Baklanov A.A. Application of CFD methods for modeling in air pollution problems: possibilities and gaps // Environmental Monitoring and Assessment.-2000.- V. 65.-P. 181−189.
  52. Baumer D., Vogel В., Fiedler F. A new parameterisation of motorway-induced turbulence and its application in a numerical model // Atmospheric Environment. 2005. — V. 39, №. 31. — P. 5750−5759.
  53. Bezpalcova K., Harms F. EWTL data report / Part I: summarized test description Mock Urban Setting Test. Environmental Wind Laboratory, Center for Marine and Atmospheric Research, University of Hamburg. — 2005.-P. 11.
  54. Britter R., Schatzmann M. Quality assurance and improvement of micro-scale meteorological models. Hamburg: COST Office. — 2007. — P. 28.
  55. Brown M., Lawson R., DeCroix D., Lee R. Mean flow and turbulence measurements around a 2D array of buildings in a wind tunnel // 11th Joint AMS/AWMA Conference on the Application of Air Poll. Meteor., Long Beach, CA, 2000.
  56. Brundrett E., Baines W.D. The production and diffusion of vorticity in duct flow // Journal of Fluid Mechanics. 1964. — V. 19. — P. 375−392.
  57. Chang J.C., Hanna S.R., Boybeyi Z., Franzese P. Use of Salt Lake city URBAN 2000 field data to evaluate the urban hazard prediction assessment capability (HPAC) dispersion model // Journal of Applied Meteorology. -2005. V. 44, № 4. — P. 485−501.
  58. Cheah S.C., Cheng L., Cooper D., Launder B.E. On the structure of turbulent flow in spirally fluted tubes // Proc. 5th International Symposium on Refined Flow Modelling and Turbulence Measurements. Paris, 1993.
  59. Chieng C.C., Launder B.E. On the calculation of turbulent heat transport downstream from an abrupt pipe expansion// Numerical Heat Transfer — 1980.-V. 3.-P. 189−207.
  60. Chou P.-Y. On velocity correlations and the solution of the equations of turbulent fluctuations // Quarterly of Applied Mathematics. 1945. — V. 3. — P. 38.
  61. Chun-Ho L., Barton M.C., Leung D.Y.C. Large-eddy simulation of flow and pollutant transport in street canyons of different building-height-to-street-width ratios // Journal of Applied Meteorology. 2004. — V. 43. — P. 14 101 424.
  62. Closure strategies for turbulent and transitional flows / eds. Launder B.E., Sandham N.D.: Cambridge University Press. 2002. — 600 p.
  63. Craft T.J., Launder B.E., Suga K. Development and application of a cubic eddy viscosity model of turbulence // International Journal of Heat and Fluid Flow.-1996.-V. 17.-P. 108−115.
  64. Daly B.J., Harlow F.H. Transport equations in turbulence // Physics of Fluids. 1970. — V. 13. — P. 2634−2649.
  65. Dimitrova R., Sini J.-F., Richards K., Schatzman M. CFD investigation of airflow around a simple obstacle with single heating wall: EURASAP Newsletter 63. 2007. — P. 1−35.
  66. Ehrhard J., Kunz R., Moussiopoulos N. On the performance and applicability of nonlinear two-equation turbulence models for urban air quality modeling // Environmental Monitoring and Assessment. 2000. — V. 65. — P. 201−209.
  67. Ehrhard J., Moussiopoulus N. On a new nonlinear turbulence model for simulating flows around building-shaped structures// Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics. — 2000. V. 88. — P. 91−99.
  68. Eliasson I., Offerle В., Grimmond C.S.B., Lindqvist S. Wind fields and turbulence statistics in an urban street canyon // Atmospheric Environment. — 2006.-V. 40.-P. 1−16.
  69. Eskridge R.E., Hunt J.C.R. Highway modeling. Part I: prediction of velocity and turbulence fields in the wake of vehicles // Journal of Applied Meteorology. 1979. — V. 18, № 4. — P. 387−400.
  70. Eskridge R.E., Rao S.T. Measurements and predictions of traffic-induced turbulence and velocity fields near roads // Journal of Applied Meteorology. — 1983.-V. 22.-P. 1431−1443.
  71. Finnigan J.J. Turbulent transport in flexible plant canopies // The- Forest-Atmosphere Interaction / eds. Hutchinson B.A. Hicks B.B. Dordrecht: D. Reidel Publishing Co., 1985.
  72. Franke J., Hellsten A., Schltinzen H., Carissimo B. Best practice guideline for the CFD simulation of flows in the urban environment. Hamburg: COST Office.-2007.-P. 59.
  73. Fu S., Launder B.E., Leschziner M.A. Modeling strongly swirling recirculating jet flow with Reynolds-stress transport closures // Proc. Sixth Symposium on Turbulent Shear Flows. Toulouse, France, 1987.
  74. Gailis R. Wind tunnel simulations of the mock urban setting test -experimental procedures and data analysis: DSTO-TR—1532. Australia: Published by DSTO Platforms Sciences Laboratory. — 2004.
  75. Gatski T.B., Speziale C.G. On explicit algebraic stress models for complex turbulent flows // Journal of Fluid Mechanics. 1993. — V. 254. — P. 59−78.
  76. Gerdes F., Olivari D. Analysis of pollutant dispersion in an urban street canyon // Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics. -1999.-V. 82, № 1.-P. 105−124.
  77. Harlow F.H., Nakayama P.I. Transport of turbulence energy decay rate / University of California Report LA-3854.: Los Alamos Sci.Lab. 1968.
  78. Huang H., Akutsu Y., Arai M., Tamura M. A two-dimensional air quality model in an urban street canyon: evaluation and sensitivity analysis // Atmospheric Environment. 2000. — V. 34. — P. 689−698.
  79. Iaccarino G., Ooi A., Durbin P.A., Behnia M. Reynolds averaged simulation of unsteady separeted flow // Internation Journal of Heat and Fluid-Flow. -2003.-V. 24.-P. 147−156.
  80. Johnson R.W., Launder B.E. Discussion of 'On the calculation of turbulent heat transport downstream from an abrupt pipe expansion' // Numerical Heat Transfer 1982. — V. 5. — P. 493−496.
  81. Jones W.P., Launder B.E. The prediction of laminarization with a two-equation model of turbulence // International Journal of Heat and Mass Transfer.-1972.-V. 15.-P. 301−314.
  82. Kastner-Klein P., Fedorovich E., Rotach M.W. A wind tunnel study of organised and turbulent air motions in urban street canyons // Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics. 2001.- V. 89, № 9.- P. 849 861.
  83. Kastner-Klein P., Plate E.J. Wind-tunnel study of concentration fields in street canyons // Atmospheric Environment. 1999. — V. 33, № 24−25. — P. 39 733 979.
  84. Katolicky J., Jicha M. Eulerian-Lagrangian model for traffic dynamics and its impact on operational ventilation of road tunnels// Journal' of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics. 2005. — V. 93. — P. 61−77.
  85. Katul G.G., Albertson J.D. An investigation of high-order closure models for a forested canopy // Boundary-Layer Meteorology. 1998. — V. 89: — P. 4774.
  86. Katul G.G., Chang W.-H. Principal length scales in second-order closure models for canopy turbulence // Journal of Applied Meteorology. — 1999. — V. 38.-P. 1631−1643.
  87. Katul G.G., Mahrt L., Poggy D., Sanz C. One- and two-equation models for canopy turbulence // Boundary-Layer Meteorology. — 2004. — V. 113. — P. 81 109.
  88. Ketzel M., Berkowiez R., Lohmeyer A. Comparison of numerical street dispersion models with results from wind tunnel and field measurements // Environmental Monitoring and Assessment. — 2000. — V. 65. P. 363−370.
  89. Ketzel M., Louka P.", Sahm P, Guilloteau E., Sini J.-F., Moussiopoulos N. Intercomparison of numerical urban dispersion models — Part II: street canyon in Hannover, Germany // Water, Air and Soil Pollution. 2002. — V. 2, № 5−6.-P. 603−613.
  90. Kurbatskii A.F., Yakovenko S.N. Turbulence closure schemes suitable for air pollution and wind engineering // Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics. 2000. — V. 87. — P. 231−241.
  91. Launder B.E. Second-moment closure and its use in modeling turbulent industrial flows // International Journal for Numerical Methods in Fluids. -1989.-V. 9.-P. 963−985.
  92. Launder B.E., Priddin C.H., Sharma B.I. The calculation of turbulent boundary layers on spinning and curved surfaces // Journal of Fluids Engineering. 1977. -V. 99. — P. 231−239.
  93. Launder B.E., Sharma B.I. Application of the energy-dissipation model of turbulence to the calculation of flow near a spinning disc // Letters in Heat Mass Transfer.-1974.-V. l.-P. 131−138.
  94. Launder B.E., Spalding D.B. Mathematical models of turbulence. London: Academic Press. — 1972. — P. 169.
  95. Launder B.E., Spalding D.B. The numerical computation of turbulent flows // Computational Methods in Applied Mechanics and Engineering. — 1974. — V. 3, № 2. — P. 269−289.
  96. Leach, M.J. Final Report for the Joint Urban 2003 Atmospheric Dispersion Study in Oklahoma City: Lawrence Livermore National Laboratory participation. LLNL report UCRL-TR-216 437. 2005.
  97. Liedtke J., Leitl В., Schatzmann M. Dispersion in a street canyon: Comparison of wind tunnel experiments with field measurements // Proc. Of Eurotrac Symposium 98.: WIT Press. 1999. — P. 806−810.
  98. Lien F.S., Leschziner M.A. Assessment of turbulent transport models including non-linear RNG eddy-viscosity formulation and second-moment closure // Computers and Fluids. 1994. — V. 23, № 8. — P. 983−1004.
  99. Liu J., Black T.A., Novak M.D. E-Epsilon Modeling of Turbulent Air Flow Downwind of a Model Forest Edge // Boundary-Layer Meteorology. — 1996.-V. 77.-P. 21−44.
  100. Louka P. Contribution of Petroula Louka to the TRAPOS WG-TPT meeting in Cambridge.- 2000. —Режим доступа: электронный ресурс -http://www2.dmu.dk/AtmosphericEnvironment/trapos/texte/louka-camb.pdf. •
  101. LoukaP., Vachon G., Sini J.-H., Mestayer P.G., Rosant J.-M. Thermal effects on the airflow in a street canyon NANTES'99 experimental results and model simulation // Water, Air and Soil Pollution. — 2002. — V. 2. — P. 351 364.
  102. Martinuzzi R., Havel B. Vortex shedding from two surface-mounted cubes in tandem / International Journal of Heat and Fluid Flow. 2004. — V. 25, № 3.-P. 364−372.
  103. Martinuzzi R, Tropea C. The flow around surface-mounted, prismatic obstacles placed in a fully developed channel flow // Journal of Fluid Engineering. 1993. — V. 115. — P. 85−92.
  104. Mestayer P.G., Sini J.-F., Jobert M. Simulation of the wall temperature influence on flows and dispersion within street canyons // Proc. 3rd International Conference on Air Pollution. Porto Carras, 1995. — V. 1. — P. 109−106.
  105. Moin P., Mahesh K. DIRECT NUMERICAL SIMULATION: A tool in turbulence research // Annual Review of Fluid Mechanics 1998. — V. 30. -P. 539−578.
  106. Neophytou M.K., Britter R.E. A simple correlation for pollution dispersion prediction in urban areas// DAPPLE Cambridge Note 1.- January 2004. — Режим доступа: электронный ресурс http://www.dapple.org.uk.
  107. Nuterman R.B., Starchenko A.V. A modeling of air flow in a street canyon // Proceedings of SPIE. 2004. — V. 5396. — P. 89−98.
  108. Oberkampf W.L., Barone M.F. Measures of agreement between computationa and experiment: Validation metrics// Journal of Computational Physics. -2006.-V.217.-P. 5−36.
  109. Oberkampf W.L., Trucano T.G. Verification and validation in computational fluid dynamics // Progress in Aerospace Sciences. — 2002. — V. 38. — P. 209 272.
  110. Pope S.B. A more general effective-viscosity hypothesis // Journal of Fluid Mechanics. 1975.-V. 72.-P. 331−340.
  111. Rao K.S. ROADWAY-2: A model for pollutant dispersion near highways // Water, Air and Soil Pollution. 2002. — V. 2. — P/261−277.
  112. Raupach M.R., Coppin P.A., Legg B.J. Experiments on scalar dispersion within a model plant canopy. Part I: The turbulence structure // Boundary- Layer Meteorology. 1986. — V. 35. — P. 21−52.
  113. Raupach M.R., Shaw R.H. Averaging procedures for flow within vegetation canopies // Boundary-Layer Meteorology. 1982. — V. 22. — P. 79−90.
  114. Sanz C. A note on K-Epsilon modelling of vegetation canopy air-flow// Boundary-Layer Meteorology. 2003. — V. 108. — P. 191−197.
  115. Smagorinsky J. General circulation experiments with the primitive equations. I: The basic experiment // Monthly Weather Review. — V. 91, № 3. P. 99 165.
  116. Spalart P. Direct simulation of a turbulent boundary layer up to Re = 1410 // Journal of Fluid Mechanics. 1988. — V. 187. — P. 61−98.
  117. Spalart P.R. Strategies for turbulence modelling and simulations // International Journal of Heat and Fluid Flow. 2000. — V. 21. — P. 252−263.
  118. Speziale C.G. On nonlinear k-1 and k-eps models of turbulence // Journal of Fluid Mechanics. 1987. — V. 178. — P. 459−475.
  119. Van Leer B. Towards the ultimate conervative difference scheme. П. Monotonicity and conservation combined in a second order scheme // Journal of Computational Physics. 1974. — V. 14. — P. 361−370.
  120. Van Leer B. Towards the ultimate conervative difference scheme. IV. A second order sequel to Godunov’s method // Journal of Computational Physics. 1979. — V. 32. — P. 101−136.
  121. Walton A., Cheng A.Y.S., Yeung W.C. Large-eddy simulation of pollution dispersion in an urban street canyon Part I: Comparison with field data // Atmospheric Environment. — 2002. — V. 36. — P. 3601−3613.
  122. Wilcox D.C. Reassessment of the scale determining equation for advanced turbulence models //AIAA. 1988. -V. 26. — P. 1299−1310.
  123. Wilcox D.C. Turbulence modeling for CFD: DCW Industries Inc, 1993. -P. 460.
  124. Wilson J. D., Shaw R.H. A higher-order closure model for canopy flow// Journal of Applied Meteorology. 1977. — V. 16. — P. 1198−1205.
  125. Xie X., Huang Z., Wang J., Xie Z. The impact of solar radiation and street layout on pollutant dispersion in street canyon // Building and Environment. -2005.-V. 40.-P. 201−212.
  126. Yee E., Biltoft C.A. Concentration fluctuation measurements in a plume dispersing through a regular array of obstacles // Boundary-Layer Meteorology. 2004. — V. 111. — P. 363−415.
Заполнить форму текущей работой