Детская литература как средство воспитания в дошкольных учреждениях советской России (СССР) в 1917-1953 гг
Между тем, несмотря на осознание важности литературы в воспитании подрастающего поколения, анализ социокультурной и образовательной ситуации в России позволяет констатировать наличие видимого противоречия между социальным заказом, направленным на развитие духовно-нравственной личности и определяющим высокую значимость литературы в воспитании детей, и существующими проблемами в области чтения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. Л. Обоснование логики исследования детской литературы как средства воспитания в истории отечественной дошкольной педагогики
- 1. 2. Историко-педагогические предпосылки формирования представлений о детской литературе как средстве воспитания дошкольников
- 1. 3. Основные этапы введения детской литературы в педагогическую практику системы дошкольного воспитания в логике историко-культурного развития России 1917−1953 гг
- 1. Л. Обоснование логики исследования детской литературы как средства воспитания в истории отечественной дошкольной педагогики
- 2. 1. Эволюция содержания воспитательной работы по использованию детской литературы в нормативных документах дошкольных учреждений
- 2. 2. Теоретическая и опытно-экспериментальная деятельность в области использования детской литературы как средства воспитания дошкольников
- 2. 3. Научно-педагогическое обоснование концепции и описание модели воспитания дошкольников средствами детской литературы в отечественных дошкольных учреждениях начала 50-х гг. XX в
Детская литература как средство воспитания в дошкольных учреждениях советской России (СССР) в 1917-1953 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Одним из главных направлений развития российского общества в последнее десятилетие является модернизация отечественной системы образования в соответствии с базовыми принципами, сформулированными в национальных образовательных доктринах, с учетом приоритетов духовно-нравственного ядра содержания новых федеральных государственных образовательных стандартов [45], [93]. В парадигме лично-стно развивающего образования одной из первоочередных задач общества и государства становится воспитание нравственного, творческого, ответственного за судьбу Родины гражданина страны.
Такая постановка вопроса обуславливает высокую значимость литерай туры, которая традиционно рассматривается в качестве наиболее доступного и действенного в воспитательном отношении вида искусства, обеспечивающего развитие личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками (В.Г. Белинский, Л. С. Выготский, П.Ф. Кап-терев, К. Д. Ушинский и др.). В настоящее время литература определяется как одна из базовых национальных ценностей, составляющих содержание духовно-нравственного воспитания личности («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.)) [45].
Между тем, несмотря на осознание важности литературы в воспитании подрастающего поколения, анализ социокультурной и образовательной ситуации в России позволяет констатировать наличие видимого противоречия между социальным заказом, направленным на развитие духовно-нравственной личности и определяющим высокую значимость литературы в воспитании детей, и существующими проблемами в области чтения в условиях современного социума. Специалисты говорят о возросшей роли средств массовой коммуникации, снижающих статус литературы, резком сокращении доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленном вхождении в книжную культуру, неспособности родителей обеспечить ребёнку базу для приобщения к литературе (З.А. Гриценко, Л. М. Гурович, H.H. Сметанни-кова, И. Н. Тимофеева, Н. П. Трифонова, В. П. Чудинова и др.). В полной мере не выполняют своих функций в формировании у детей представлений о ценности книжной культуры образовательные учреждения. Исследователи указывают на низкий уровень литературного образования педагогов, недооценку ими места литературы в целостной воспитательной системе, неактуальные подходы в приобщении к чтению в непрерывном образовательном процессе от дошкольной ступени до выхода из школы (C.B. Варнаков, H.A. Дунаева, Л. Я. Зиман, Г. М. Первова, О. В. Чиндилова и др.).
Современный социальный заказ образованию, направленный на развитие духовно-нравственной личности, её интеграцию в мировую и национальную культуру, определил актуальность поиска оптимальных путей реализации воспитательных возможностей литературы в системе образования, начиная с дошкольной ступени. В действующих сегодня государственных документах, регулирующих деятельность дошкольных учреждений («Концепция дошкольного воспитания», «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и др.)), акцент на воспитательном потенциале искусства, в т. ч. и литературы как искусства слова, обуславливает активное внедрение в практику дошкольного образования результатов научных исследований (В.В. Гербова, Л. М. Гурович, Т. И. Гризик, З. А. Гриценко, И. Н. Тимофееева, Н. П. Трифонова, О. В. Чиндилова и др.), разработанных программ и технологий по использованию литературы в качестве средства воспитания и развития ребёнка (Д.И. Воробьева, Н. В. Гавриш, Т. С. Комарова, O.A. Куревина, О. С. Ушакова и др.).
Однако эффективная реализация воспитательных возможностей детской литературы, составляющей основное содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» в основной общеобразовательной программе дошкольного образования, не может быть обеспечена только на технологическом уровне. Обращение педагогики к детской литературе, являющейся предметом изучения целого комплекса смежных наук, требует учета их данных в педагогической теории и практике. Материалы исследований, полученные в библиотековедении, литературоведении и психологии чтения, свидетельствуют об отсутствии целого комплекса необходимых организационных, социальных и финансово-экономических условий, обеспечивающих эффективность детской литературы в воспитании детей дошкольного возраста. Специалисты говорят об ограниченности предложения высококачественной в содержательном отношении книжной продукции, предназначенной для дошкольниковотсутствии адекватного финансирования, широкой информационной и общественной поддержки развития детской литературынедостатках в сфере информационного обмена между образовательными учреждениями и прочими заинтересованными участниками процесса (библиотеками, издательствами, учебными и научными учреждениями и т. п.) и т. д. (Т.И. Михалева, Э. А. Орлова, Т. Д. Полозова, H.H. Сметанникова, И. Н. Тимофеева, И. И. Тихомирова, В. П. Чудинова и др.). В сложившейся ситуации потребность педагогической практики в использовании детской литературы в качестве средства воспитания не удовлетворяется в полной мере. В связи с этим осознается необходимость разработки и реализации научно обоснованной, целостной концепции, на государственном уровне обеспечивающей комплексную систему мер поддержки современной детской литературы для эффективной реализации её воспитательного потенциала (Материалы «Национальной программы поддержки и развития чтения») [122], [123].
Согласно законам диалектики, невозможно построить полноценное новое без должного учета старого, осмысления наследия прошлого. Что касается исследуемой области, то в истории отечественной педагогики имеется опыт комплексного подхода к воспитанию средствами детской литературы, когда государство определяло цели и реальные источники их ресурсного обеспечения (финансового, научного, кадрового и др.). Этот опыт складывался в 1917;1953 годах, поэтому проведение исследования в заданном ракурсе в рамках указанного периода может оказаться полезным для дальнейшего осмысления и актуализации полученных результатов в современной образовательной ситуации.
Обозначенная в теме диссертационной работы научная проблема, на решение которой направлено настоящее исследование, в наши дни находит свое выражение в следующих основных противоречиях:
— между социальным заказом, направленным на развитие духовно-нравственной личности и определяющим высокую значимость литературы в воспитании детей, и существующей тенденцией к снижению статуса литературы в современном социуме;
— между объективной потребностью педагогической практики в использовании детской литературы как средства воспитания в системе дошкольного образования и отсутствием необходимых условий, обеспечивающих реализацию её воспитательных возможностей;
— между значимым и разнообразным историко-педагогическим опытом, накопленным в области использования детской литературы в качестве воспитательного средства в системе дошкольных учреждений России (СССР) 19 171 953 гг., и отсутствием его целостного научного осмысления в отечественной педагогике наших дней.
Анализ степени изученности исследуемой проблемы подтверждает её научную значимость, позволяя выделить следующие группы источников.
В первую группу входят сочинения историко-педагогической направленности, в которых рассматриваются вопросы, связанные с историей образования и педагогической мысли в России (М.В. Богуславский, А.Н. Джу-ринский, С. Ф. Егоров, Е. В. Иванов, П. Ф. Каптерев, Г. Б. Корнетов, А. И. Пискунов, З. И. Равкин и др.), посвящённые истории становления и развития системы общественного дошкольного воспитания, изучению деятельности известных педагогов исследуемого периода (И.И. Андрюшина, Л. И. Красногорская, Е. В Лисукова, Л. Н. Литвин, И. В. Чувашев, O.A. Фролова и др.), а также труды по истории формирования отдельных направлений воспитательной работы, имеющих непосредственное отношение к теме диссертации.
H.A. Арбатская, М. Ф. Денисова, Т. Ю. Купач, М. Г. Плохова, Д. А. Разживина, Ж. В. Чуйкова и др.).
Вторую группу составляют исследования, посвященные психолого-педагогическому аспекту проблемы, изучению различных психических процессов при ознакомлении детей с произведениями литературы (Т.И. Алиева, Л. М. Гурович, О. И. Соловьёва и др.), развитию отдельных качеств, свойств и способностей дошкольников средствами словесного искусства (О.В. Акулова, C.B. Варнаков, JI.C. Вакуленко, Н. С. Карпинская, М. М. Конина и др.).
К третьей группе относятся работы по истории детской литературы, в которых отражены основные направления её развития (И.Н. Арзамасцева,.
A.П. Бабушкина, Л. Ф. Кон, A.B. Круглов, А. К. Покровская, Е. П. Привалов,.
B.П. Родников, Ф. И. Сетин, A.A. Фёдоров-Давыдов, Я. А. Чернявская, Н. В. Чехов и др.), и сочинения, посвященные изучению творчества известных литературных критиков, детских поэтов, прозаиков исследуемого периода (Д.А. Емец, С. М. Лойтер, Е. О. Путилова, В. А Рогачёв, C.B. Шиллегодский и др.).
Четвертую группу составляют записи выступлений и труды государственных и общественных деятелей, специалистов системы общественного дошкольного воспитания изучаемого периода, в которых формулировались задачи и пути развития детской литературы, определялось содержание и общие подходы к организации работы с художественными произведениями и книгой в дошкольных учреждениях (A.M. Горький, Н. К. Крупская, Ф.С. Левин-Щирина, A.B. Луначарский, С. Я. Маршак, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Прушицкая и др.).
В пятую группу входят исследования по проблеме детской литературы в современной России (И.Н. Арзамасцева, З. А. Гриценко, Л. М. Гурович, И. Г. Минералова, Г. М. Первова, О. В. Чиндилова, В. П. Чудинова и др.), позволяющие соотнести параметры, характеризующие детскую литературу в исследуемом в диссертации и современном периодах, оценить возможность использования опыта прошлого в настоящее время.
Анализ вышеперечисленных групп источников показал, что среди них нет научных работ, дающих целостное представление о процессе введения детской литературы как средства воспитания в контекст педагогической деятельности дошкольных учреждений в период с 1917 по 1953 гг. Всё вышеизложенное обосновывает выбор темы диссертационной работы: «Детская литература как средство воспитания в дошкольных учреждениях советской России (СССР) в 1917;1953 гг.» и позволяет определить её объект, предмет, цель и задачи.
Объект исследования — дошкольное воспитание в советской России (СССР) в 1917;1953 гг.
Предмет исследования — детская литература как средство воспитания в отечественной дошкольной педагогике 1917;1953 гг.
Цель исследования — дать целостную историко-педагогическую характеристику, концептуальное обоснование процесса введения детской литературы как средства воспитания в практику дошкольных учреждений России (СССР) 1917;1953 гг. и разработать модель реализации данной концепции.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:
— раскрыть сущность детской литературы как средства воспитания дошкольников и дать теоретико-методологическое обоснование логики исследования;
— выявить историко-педагогические предпосылки формирования представлений о детской литературе как средстве воспитания дошкольников;
— проследить поэтапный генезис введения детской литературы как средства воспитания в педагогическую практику отечественных дошкольных учреждений в контексте историко-культурного развития страны;
— дать научное обоснование концепции воспитания дошкольников средствами детской литературы, сложившейся к концу исследуемого периода;
— представить модель реализации данной концепции в системе дошкольного воспитания в период с 1917 по 1953 гг. с актуализацией её значимости для наших дней.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 г., когда дошкольное воспитание было признано составной частью государственной системы образования, а изучение вопросов детской литературы и детского чтения из разряда общественных инициатив перешло в разряд государственных задач, по 1953 г., когда в рамках системы дошкольного воспитания были определены цели, принципы, содержание воспитательной работы с произведениями детской литературы, научно обоснована функциональная направленность программно-методического обеспечения процесса ознакомления дошкольников с литературой («Руководство для воспитателя детского сада» (1953 г.)). Указанные временные границы, согласно логике диссертационной работы, порой расширяются в связи с необходимостью целостного рассмотрения исследуемой проблемы в ее генезисе и актуализации полученных результатов в наши дни.
В качестве источников исследования были использованы: нормативные документы, архивные материалы, публикации в периодической печати, отражающие различные аспекты дошкольного воспитания в исследуемом периодетруды по педагогике, психологии, истории, лингвистике и литературоведению, в которых в том или ином ракурсе рассматриваются проблемы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста средствами детской литературыотдельные информационно-справочные материалы, дающие дополнительные конкретные сведения по изучаемой проблеме. Таким образом, настоящее исследование носит междисциплинарный характер, интегрируя на педагогической основе данные различных отраслей знания.
Теоретико-методологическую основу исследования составила совокупность следующих концептуальных идей, подходов и принципов:
— культурологические (культурно-исторические) идеи и принципы (А.Г. Асмолов, М. М. Бахтин, Э. А. Верб, Е. В. Иванов, Л. Ф. Климанова, Штец A.A., Е. А. Ямбург и др.), на основе междисциплинарного синтеза позволяющие рассматривать исследуемые явления через категорию «культура», выявляя особенности использования детской литературы в качестве феномена духовной культуры в педагогической деятельности в конкретный исторический период;
— цивилизационный подход к изучению истории и истории педагогики (Дж. Боуэн, А .Я. Гуревич, А. Н. Джуринский, И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов, Е. Павер и др.) для выявления социально-исторических детерминант процесса возникновения и реализации представлений о детской литературе как средстве воспитания в отечественной дошкольной педагогике;
— аксиологический подход к изучению педагогической реальности (М.В. Богуславский, Е. В. Бондаревская, Г. П. Выжлецов, Д. Г. Левитес, З. И. Равкин, В. Г. Сластёнин и др.) для осуществления предметного анализа представлений о ценности детской литературы в воспитании и особенностей их практической реализации через содержание образования на конкретном историческом этапе;
— идеи воспитания личности средствами родного языка и русской словесности (В.Г. Белинский, В. А. Богородицкий, Ф. И. Буслаев, В. И Водовозов, Л. С. Выготский, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский и др.), составляющие основу теоретического обоснования воспитательного потенциала детской литературы;
— идеи деятелъностного подхода применительно к воспитанию средствами различных видов искусств (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.);
— принцип единства исторического и логического, дающий возможность рассматривать генезис детской литературы как средства воспитания в дошкольной педагогике, начиная с дореволюционной России, с акцентом на исследуемом периоде и последующей актуализацией изученного опыта в наши дни.
Методы исследования: междисциплинарный анализ, синтез и истори-ко-педагогическая интерпретация информации содержащейся в источниках, позволяющие интегрировать на педагогической основе данные различных наук по проблеме исследованиягерменевтический метод, ориентирующий на углубленный предметный анализ специфического понимания и толкования исследуемой проблемы конкретными учеными и педагогамиисторико-рефлексивный анализ, позволяющий дать целостное представление о процессе введения детской литературы в контекст деятельности дошкольных учрежденийдиахронный метод, использовавшийся при выборе хронологических рамок исследования, выявлении этапов изучаемого процесса.
Исследование проводилось в несколько этапов:
— первый этап (2005;2008 гг.) — поисково-констатирующий: изучение состояния проблемы, ознакомление с психолого-педагогической, историко-педагогической литературой по теме исследованияопределение исходных позиций исследования: предмет, объект, цель и задачи.
— второй этап (2008;2010 гг.) — аналитический: разработка теоретической основы исследования, изучение и историко-рефлексивный анализ нормативных документов, архивных и информационно-справочных материалов, публикаций в периодической печати, отражающих различные аспекты дошкольного воспитания в исследуемом периоде, и дающие дополнительные конкретные сведения по изучаемой проблеме.
Третий этап (2010;2013 гг.) — обобщающий: систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, выводы и литературное оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Детская литература выполняет функцию средства воспитания дошкольников при соблюдении комплекса условий: если содержание литературных произведений отвечает представлениям общества о воспитательном идеале времени и конкретным педагогическим задачамесли оно подается в особой образной форме, воздействующей на эмоциональную сферу ребёнкаесли процесс восприятия художественного текста осуществляется, в специально организованном общении педагога с воспитанниками.
2. Историко-педагогическими предпосылками формирования представлений о детской литературе как средстве воспитания и включения её в контекст деятельности дошкольных учреждений стали педагогические идеи, формировавшиеся в России в конце XVIII — начале XX вв.: о значении художественных произведений в воспитании подрастающего поколения (А.Ф. Бестужев, И. И. Бецкой, Н. М. Карамзин, Н. И. Новиков и др.) — о воспитательной ценности специальной детской литературы (В.Г. Белинский, H.A. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский и др.) — о месте произведений русской словесности в системе начального школьного образования (Н.Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский, В. Я. Стоюнин, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский) — о практике использования детской литературы в дошкольных учреждениях (H.A. Альмединген, E.H. Водовозова, Н. Е. Румянцев, М. Х. Свентицкая, E.H. Ти-хеева, JI.K. Шлегер и др.).
3.
Введение
и использование детской литературы как средства воспитания в педагогической практике отечественных дошкольных учреждений приняло целенаправленный и системный характер в 1917;1953 гг. Этот процесс включал в себя четыре взаимосвязанных этапа:
— I этап (1917;1921 гг.) — организационный: реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих условия для начала теоретической и практической работы в области детской литературы на государственном уровне в контексте становления государственной системы дошкольного воспитания;
— II этап (1921;1932 гг.) — методологический: становление принципов, определивших содержание и общие подходы к организации работы «по живому слову и книге», научное обоснование понятия «детская литература»;
— III этап (1932;1941 гг.) — программно-методический: создание условий, на организационном и педагогическом (технологическом) уровне обеспечивающих эффективность использования детской литературы в воспитательной практике дошкольных учреждений (разработка программ, методических и учебных пособийсоздание необходимого фонда детской литературы и пр.);
— IV этап (1941;1953 гг.) — научно-исследовательский: научное обоснование содержательных и технологических направлений работы с произведениями детской литературы на основе комплексных научных исследований в рамках совершенствования программ для дошкольных учреждений.
4. Результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы в системе дошкольного воспитания в 1917;1953 гг. могут быть представлены в виде научно обоснованной концепции, содержательно-смысловым воплощением которой является модель, обеспечивающая целостность процесса использования детской литературы в качестве средства воспитания в дошкольных учреждениях на методологическом, организационном и технологическом уровнях.
5. Историко-педагогический опыт последовательного введения детской литературы в практику дошкольных учреждений 1917;1953 гг. представляет интерес для современного дошкольного образования как пример реализации комплексного подхода к воспитанию средствами детской литературы и имеет объективную ценность в плане адаптивного освоения форм, методов, технологий работы с произведениями детской литературы в современных дошкольных учреждениях (опыт «педагогического рассказывания», организация «читательской» деятельности детей, «виды работ по стихотворениям» и др.).
Научная новизна:
— дано научно-педагогическое обоснование концепции воспитания средствами детской литературы в отечественных дошкольных учреждениях середины XX в. и разработана модель ее реализации;
— выявлены основные этапы введения детской литературы как средства воспитания в педагогическую практику дошкольных учреждений 1917;1953 гг. (организационный, методологический, программно-методический, научно-исследовательский) и показана внутренняя логика их развития;
— введены в научный оборот новые для отечественной педагогической науки документы, архивные материалы, характеризующие особенности использования детской литературы как средства воспитания в отечественных дошкольных учреждениях исследуемого периода.
Теоретическая значимость:
— уточнены представления о детской литературе как средстве воспитания детей дошкольного возраста и определены условия реализации её воспитательного потенциала;
— выявлены историко-педагогические предпосылки формирования представлений о детской литературе как средстве воспитания дошкольников;
— представлен поэтапный генезис введения детской литературы в педагогическую практику дошкольных учреждений с учетом социокультурного развития страны в заданных хронологических рамках;
— выделены принципы, определявшие требования к содержанию, методам и формам воспитательной работы с произведениями детской литературы в отечественных дошкольных учреждениях исследуемого периода.
Практическая значимость полученных результатов связана с возможностью их использования для нового осмысления и адаптивного инструментального освоения изученного опыта в процессе совершенствования содержания воспитательной работы в системе современного дошкольного образования, обогащения учебных курсов по истории образования, разработки спецкурсов по дошкольной педагогике, включения отдельных материалов исследования в соответствующую тематику курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены в материалах и выступлениях на научных и научно-практических конференциях:
— с международным участием: «Через книгу, библиотеку к всеобщей грамотности» (Мурманск, 2006 г.), «Педагогическое образование: история, современность, перспективы» (Великий Новгород, 2009 г., 2011 г., 2012);
— всероссийского, межрегионального, регионального уровня: «Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере» (Мурманск, 2005 г.), «Воспитание в современной России: проблемы, опыт, тенденции» (Мурманск, 2008 г.), «Теоретические и методические аспекты современного дошкольного образования» (Мурманск, 2011 г.), «Актуальные проблемы современного детского чтения» (Мурманск, 2011 г.).
Разработанные в диссертации теоретические положения и выводы использованы в практике преподавания спецкурса «Теория и практика приобщения дошкольников к детской литературе (первая половина XX века)» в ГБОУ ДПО «Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры».
Материалы по проблеме исследования нашли отражение в 20 публикациях, включая 2 статьи в журналах из перечня ВАК.
Структура диссертации выстроена в соответствии с методологией и логикой научного исследования и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы и приложений.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II.
1. Реализация представлений о ценности детской литературы в практической деятельности педагогов дошкольных учреждений осуществлялась комплексно, в единстве целей, содержания, методов и форм воспитательного процесса в соответствии с системой принципов, требования которых, отражая реалии существующего педагогического процесса, были воплощены в «Руководстве для воспитателя детского сада» (1953 г.):
— содержательно-целевые принципы, определявшие содержание и общие подходы к организации воспитательной работы по всем направлениям деятельности детского сада (общественной (классовой) направленности воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, связи воспитания с жизнью, трудом, единства воспитательных воздействий, сочетания педагогического руководства с самостоятельной деятельностью детей);
— технологические принципы, определявшие требования к методам и технологиям использования произведений детской литературы и книгой в дошкольном учреждении (доступности, наглядности, деятельности, активности, творческой самостоятельности).
2. Историко-педагогический анализ научно-исследовательской работы в области использования детской литературы как средства воспитания в системе дошкольных учреждений России 1917;1953 гг. позволил выявить направления исследований и их результаты на разных этапах процесса введения детской литературы в педагогическую практику дошкольных учреждений. Анализ этих материалов свидетельствует, что на каждом этапе теория и практика дошкольного воспитания последовательно обогащалась новыми научными знаниями в области использования детской литературы в системе дошкольных учреждений, отражая стремление исследователей к максимально эффективному использованию её воспитательного потенциала:
— теоретические исследования начала XX в., направленные на решение общих вопросов детской литературы (изучение состояния книжного рынка, запросов различных читательских групп и пр.), способствовали выделению литературы для дошкольников в качестве её особого раздела, обусловив начало разработки теоретических и методических вопросов использования детской литературы в практике дошкольных учреждений;
— результаты опытно-экспериментальной работы периода 20-х годов, направленной на изучение особенностей восприятия художественных текстов дошкольниками, выявление критериев оценки качества детских книг, стали базой для интенсивного развития литературы для дошкольников, разработке общих подходов к организации работы по «живому и книжному слову»;
— научно-методические исследования периода 30-х годов заложили психолого-педагогическую основу методики работы с художественной литературой в детском саду, способствовали созданию системы соответствующего программно-методического обеспечения;
— фундаментальные исследования 40-х годов XX в. были направлены на научное обоснование воспитательного потенциала детской литературы, формирование теоретико-методологических основ процесса воспитания дошкольников средствами детской литературы.
3. Обобщённым итогом исследований первой половины XX в. стала разработка целостной государственной концепции воспитания дошкольников средствами детской литературы. В качестве методологической основы концепции выступила совокупность комплексного и деятельностного подходов. Комплексный подход обеспечивал единство и координацию усилий всех социальных институтов, имеющих отношение к исследуемому процессуопределял единство целей, содержания, методов и форм воспитательной работы. Деятельностный подход (JI.C. Выготский, A.B. Запорожц, C. J1. Рубинштейн, М. Б. Теплов и др.) применительно к чтению (слушанию) ребёнком литературного произведения позволял рассматривать детскую литература в качестве средства, способного осуществлять педагогическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей дошкольного возраста.
4. Историко-педагогический опыт введения детской литературы в контекст воспитательной деятельности дошкольных учреждений в России 19 171 953 гг. имеет объективную ценность для совершенствования образовательного процесса в настоящее время как пример комплексного подхода к воспитанию дошкольников средствами детской литературы на основе целостной государственной концепции. Интерес для современного дошкольного образования представляют не только гуманистические идеи «свободного воспитания», востребованные в современных условиях становления системы лич-ностно ориентированного образования (организация проектной деятельности, «общение» с детской книгой, творческие задания Е. И. Тихеевой и др.), но и опыт эффективного выполнения социального заказа образованию в рамках партийно-государственной педагогики, когда государство определяло не только цели, но и источники ресурсного обеспечения предлагаемых целей, реализуя целый комплекс мер для эффективного использования детской литературы как средства воспитания дошкольников, включающих:
— проведение широкомасштабных комплексных исследований с участием представителей смежных наук, направленных на изучение состояния книжного рынка, литературных предпочтений современных дошкольников, разработку критериев оценки качества современной детской литературы;
— укрепление институтов инфраструктуры чтения и обеспечение их взаимодействия по принципу взаимной дополняемости;
— организация государственных заказов на издание высококачественной в содержательном и художественном отношении детской литературы;
— теоретическое и методическое совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки педагогов к работе с детской литературой;
— выявление и распространение опыта успешной работы образовательных учреждений и пр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Главным результатом диссертационного исследования стала целостная характеристика процесса введения детской литературы в качестве средства воспитания в контекст педагогической деятельности отечественных дошкольных учреждений в период с 1917 по 1953 гг. представленная: теоретическим осмыслением сущности детской литературы как средства воспитания дошкольниковизучением генезиса исследуемого процесса путем выявления и характеристики его основных этапов в логической взаимосвязи с особенностями историко-культурного развития страны и проводимых реформ образованияпредметным анализом особенностей реализации представлений о воспитательной ценности детской литературы в практике дошкольных учреждений на основе изучения нормативных документов и научно-исследовательской деятельности в заданных хронологических рамках.
При теоретическом обосновании сущности детской литературы, выступающей, с одной стороны, как средство воспитания и предмет изучения в дошкольной педагогике, а с другой — как один из видов искусства и объект исследования в литературоведении, лингвистике и др. гуманитарных науках, дана характеристика понятия «детская литература», как социально-педагогического феномена, сложившегося в результате интеграции педагогики со смежными с ней отраслями знаний. Проведенный междисциплинарный анализ взглядов отечественных специалистов позволил сделать вывод о том, что детская литература выполняет функцию средства воспитания, если является источником ценностной для развития личности информации (знаний, норм поведения, ценностей, идеалов, элементов духовной культуры общества), предъявленной в особой образно-смысловой форме, воздействующей на эмоциональную сферу личности и воображение ребёнка, и включена в специально организованный процесс по восприятию и осмыслению ребёнком художественного текста.
Изучение генезиса процесса введения детской литературы в качестве средства воспитания в педагогическую практику отечественных дошкольных учреждений позволило выявить основные этапы исследуемого процесса в контексте общественно-политических и социально-экономических преобразований, историко-культурного развития страны и проводимых реформ образования в России в период с 1917 по 1953 гг.- соотнести их с периодами, выделенными специалистами по истории отечественной дошкольной педагогики (JI.M. Волобуева, С. Ф. Егоров, Л. И. Красногорская, Е. В. Лисукова, Л. Н Литвин, Д. А. Разживина, И. В. Чувашев, P.M. Чумичева, Ж. В. Чуйкова, Т. Н. Шикалова и др.) и истории детской литературы (H.A. Альмединген, И. Н. Арзамасцева, Л. Ф. Кон, А. К. Покровская, Т. Д. Полозова, Е. О. Путилова, В. П. Родников, Н. В Чехов и др.) — дать развернутую характеристику каждого из этапов в хронологической последовательности основных событий и мероприятий, проводимых в сфере отечественного дошкольного воспитания первой половины XX в.
Проведенный историко-педагогический анализ свидетельствует, что каждый из выделенных в диссертационном исследовании этапов процесса введения детской литературы в педагогическую практику имел собственную динамику и тенденции. Выделенные этапы неодинаковы по характеру социальных установок, в значительной степени определявших направления научно-исследовательской и методической работы в конкретный исторический отрезок времени. Однако исследуемый процесс был обусловлен не только социально-политическими тенденциями, но и собственной внутренней логикой развития, определявшейся стремлением к максимально эффективному использованию воспитательного потенциала детской литературы в соответствии с требованиями (заказом) общества и государства: I этап (1917;1921 гг.) — организационный: реализация комплекса организационных мероприятий, обеспечивающих условия для начала теоретической и методологической работы в области детской литературы и детского чтения на государственном уровне в контексте становления государственной системы общественного дошкольного воспитания;
— II этап (1921;1932 гг.) — методологический: становление общенаучных принципов, определивших содержание и общие подходы к организации работы «по живому слову и книге», научное обоснование понятия «детская литература», окончательное закрепление статуса литературы для дошкольников как своеобразного раздела детской литературы, разработка классификации детских книг и единых требований к произведениям детской литературы;
— III этап (1932;1941 гг.) — программно-методический: разработка программ, методических и учебных пособий, определение основных требований к методам, технологиям и технике педагогического взаимодействия в процессе работы с произведениями литературы в дошкольном учреждениисоздание необходимого фонда детской литературы и пр.);
— IV этап (1941;1953 гг.) — научно-исследовательский: научное обоснование содержательных и технологических направлений ознакомления дошкольников с произведениями детской литературы в процессе комплексных фундаментальных исследований в области дошкольного воспитания.
Предметный анализ особенностей реализации представлений о воспитательной ценности детской литературы в педагогической практике дошкольных учреждений проводился на основе материалов, полученных в ходе изучения содержания воспитательной работы с произведениями детской литературы в дошкольных учреждениях России первой половины XX в. и научно-исследовательской деятельности в указанных хронологических рамках.
Анализ нормативных документов, достаточно полно отражающих поиск в области содержания воспитательной работы с произведениями детской литературы в дошкольных учреждениях исследуемого периода, позволил сделать вывод о том, что реализация представлений о ценности детской литературы в практической деятельности педагогов дошкольных учреждений осуществлялась комплексно, в соответствии с требованиями системы принципов, определивших содержание и общие подходы к организации воспитательной работы «по живому слову и книге» (общественной (классовой) направленности воспитания, связи воспитания с жизнью, трудом и др.), а также методы, формы и технику педагогического взаимодействия по данному направлению воспитательной деятельности (доступности, наглядности, деятельности, активности, творческой самостоятельности). Сложившаяся система принципов, содержания, методов и форм организации работы в своих основных подходах стала определяющей вплоть до начала 90-х годов XX в.
Историко-педагогический анализ научно-исследовательской деятельности, в ходе которой получали свое научное обоснование представления об основных компонентах воспитания дошкольников средствами детской литературы, позволил выявить направления исследований и их результаты на разных этапах процесса введения детской литературы в педагогическую практику и сделать вывод о том, что общим итогом исследований 1917;1953 гг. явилась разработка целостной государственной концепции воспитания дошкольников средствами детской литературы. Ее описание и разработка модели реализации стали одним из главных результатов диссертационной работы.
Историко-педагогический опыт введения детской литературы в контекст воспитательной деятельности дошкольных учреждений первой половины XX в. имеет объективную ценность для совершенствования образовательного процесса в настоящее время как пример комплексного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста средствами литературы на основе целостной государственной концепции, обеспечивающей необходимые финансово-экономические, организационные и технологические условия эффективного использования воспитательного потенциала детской литературы. Для решения существующих на сегодняшний день проблем в области детской литературы и детского чтения опыт разработки и реализации такой концепции представляет не только исторический, но практический интерес, поскольку перечень мероприятий для решения проблем остается неизменным: широкомасштабные комплексные исследования состояния книжного рынка, разработка критериев оценки качества современной детской литературы, изучение литературных запросов современных дошкольников и пр.
Интерес для современного модернизирующегося дошкольного образования в меняющейся социокультурной среде представляет не только опыт «свободного воспитания», гуманистические идеи которого востребованы в современных условиях становления системы личностно ориентированного образования (опыт «педагогического рассказывания», организация собственно «читательской» деятельность детей, «виды работ по стихотворениям» и др.). Актуальным является историко-педагогический опыт эффективного выполнения социального заказа образованию, направленного на развитие ребёнка как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества в рамках партийно-государственной педагогики советского периода. Историко-педагогический анализ показывает, что успешному решению существующих на сегодняшний день проблем в области детской литературы и детского чтения будет содействовать консолидация усилий государственных и общественных структур, специалистов в области педагогики, психологии и детской литературыусиление внимания государства к проблемам детской книги и детского чтения, традиционного для советского периода.
Накопленный опыт использования детской литературы как средства воспитания в дошкольных учреждениях 1917;1953 гг. не лишён противоречий, тем не менее, этот опыт имеет серьёзные теоретико-методологические наработки и богатый практический опыт, отвечающий современным тенденциям развития образования.
Перспективным направлением для дальнейших исследований является выявление и анализ материалов конкретного педагогического опыта использования детской литературы в воспитании дошкольников, хранящихся в архивах различных регионов страны и его дальнейшая актуализация в современной образовательной практике.
Список литературы
- Авксентьевский, Д.А. Опытные станции Наркомпроса и их будущее Текст. / Д. А. Авксентьевский. — М., 1925. — 99 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» Текст. / А. Г. Асмолов. -М.: Смысл: Academia, 2007. 526 с.
- Альмединген, Н., Тумим, Г. Портфель дошкольного работника Текст. / Н. Альмединген, Г. Тумим. М. — Пг., 1923. — 52 с.
- Андрюшина, И.И. Проблема подготовки специалистов по речевому развитию дошкольников в трудах Е.А.Флёриной Текст. / И. И. Андрюшина // Московский пед. гос. ун-т. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 2005. — С. 579−584.
- Бахтин, М.М. Искусство и ответственность. К философии поступка. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве: Работы 20-х годов Текст. / М. М. Бахтин. Киев: Некст, 1994. — 384 с.
- Бейлинсон, Д. За дальнейшее повышение темпов и качества дошкольной работы Текст. / Д. Бейлинсон // Дошкольное воспитание. 1933. -№ 1.-С. 6−9.
- Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. Текст. / В. Г. Белинский. М.: АН СССР. — 1953−1959.
- Белинский, В.Г. О воспитании детей вообще и о детской книге Текст. / В. Г. Белинский // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1987. — 480 с.
- Бим-Бад, Б. М. Антропологические основания теории и практики образования Текст. / Б.М. Бим-Бад // Педагогика. 1994. — № 5. — С.3−10.
- Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций: Учебное пособие для стедентов вузов, обучающихся по специальности 33 400 педагогика Текст. / Б.М. Бим-Бад. — М.: Изд-во УРАО, 2003. — 204 с.
- Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2 т. Текст. / П. П. Блонский. Т.1. М, 1979. — 234 с.
- Боголюбская, М.К. Как и что читать и рассказывать детям Текст. / М. К. Боголюбская. М.: Госиздат, 1934. — 24 с.
- Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики Текст. / М. В. Богуславский // Педагогика. 1998. — № 7. — С.82−87.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. -С. 29−36.
- Буева, Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме Текст. / Л. П. Буева. Философия образования. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.-С. 79−90.
- Бунаков, Н.Ф. Школьное дело Текст. / Н. Ф. Бунаков // Избр. пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1953. — 412 с.
- Бюллетень Народного Комиссариата по просвещению РСФСР. -М., 1932, № 50.-С. 8−10.
- Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка. Сочинение Федора Буслаева, старшего учителя 3-й Московской реальной гимназии. 4.1 2. Текст. / Ф. И. Буслаев. М.: Унив. Тип., 1844. 4.1 — 335 с.
- Вишнякова, С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Текст. / С. М. Вишнякова. М. НМЦСПО, 1999.-538 с.
- Водовозов, В.И. Избр. педаг. соч. Текст. / В. И. Водовозов. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. — 436 с.
- Водовозова, E.H. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Книга для воспитателей Текст. / E.H. Водовозова. СПб, 1913. — 342 с.
- Волкова, Е.И. О художественном воспитании в детском саду Текст. / Е. И. Волкова // Дошкольное воспитание. 1941. — № 4. — С. 4−9.
- Вопросный листок. Почтовый ящик Текст. // Задушевное слово: Для младшего возраста. 1909 1911.
- В помощь рассказчику Текст. / Сост. Е. И. Иорданская, М.К. Лом-ковская и др. Пг. 1923.
- Всероссийская конференция по педагогическим наукам. Тезисы докладов. М.: Советская наука, 1941. — 27 с.
- Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. 1-й. Москва. 1919. -М.: Госиздат, 1921.-224 с.
- Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. П-й. Москва. 1921.-М.: НКП РСФСР, 1921.-312 с.
- Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. III-й. Москва. 1924 / Третий Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. 15−21 октября 1924. Под ред. Виленской, Моложавого, Прушицкой. М.: ГМПТ, 1925.-536 с.
- Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. IV-й. Москва. 1928. Материалы (по стенографическому отчёту). Под ред. Е. Е. Цирлиной, A.B. Суровцевой, С. С. Моложавого. М.-Л.: Госиздат. 1929. — 288 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский. М., 1956. — 456 с.
- Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры Текст. / Г. П. Выжлецов. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 1996. 152 с.
- Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Текст. / А. Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. — 23 с.
- Джуринский, А.Н. Научные и методические проблемы истории педагогики и сравнительной педагогики: монография. [Текст] / А.Н. Джуринский- М-во образования и науки РФ, Моск. Пед. гос. Ун-т. М.: Прометей, 2005. — 193 с.
- Добролюбов, H.A. Избранные педагогические сочинения Текст. / H.A. Добролюбов. М.: Педагогика, 1986. — 346 с.
- Довгалевская, А.И., Стукалина, Р.И. Дошкольное строительство: Рабочая книга по организации дошкольного воспитания в РСФСР Текст. /
- А.И. Довгалевская, Р. И. Стукалина. М.: Работник просвещения, 1929. — 200 с.
- Дошкольная педагогика Текст. / Под ред. Ш. И. Ганелина. M.-JL: Учпедгиз, 1946. — 364 с.
- Дошкольная педагогика Текст. / Под ред. Е. А. Флёриной. М.: Учпедгиз, 1946. — 352 с.
- Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 Ч. Текст. / Под ред. В. И. Логиновой и др. М.: Просвещение, 1988. — Ч. 1.-270 е.- 4.2.-256 с.
- Дошкольное воспитание: Журнал. 1928- 2013 гг.
- Дымшиц, П.И. Детские книжки Текст. / П. И. Дымшиц // Дошкольное воспитание, 1941.-№ 1. — С.2−12- № 2. — С. 16−24.
- Егоров, С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / С. Ф. Егоров, C.B. Лыков, Л.М. Волобуева- Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
- Живое слово дошкольнику. Учебное пособие для дошкольных пед. училищ и воспитателей детских садов Текст. / Под ред. Е. А. Флёриной. -М., 1945.-237 с.
- Живое слово и книжка в дошкольной работе: Сборник / под ред. Р. И. Прушицкой, Е. А. Флёриной, Э. В. Яновской. М.-Л.: НКП РСФСР и Госиздат, 1928. — 160 с.
- Живое слово и книжка в дошкольном учреждении (Методические письма по дошкольному воспитанию. Письмо 10). М.-Л.: Госиздат, 1930. -34 с.
- Журавлев, В.И. Сочетание методов и средств воспитания Текст. / В. И. Журавлев // Советская педагогика. 1985. — № 6. — с. 10−12.
- Запорожец, A.B. Психология восприятия сказки ребёнком-дошкольником Текст. / A.B. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1948. -№ 9.-с. 34−41.
- За успешное развитие дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. 1941. -№ 6. — С. 1−3.
- Из опыта исследовательской работы по детской книге Текст. / Сборник под ред. Э. И. Станчинской и Е. А. Флериной. М., 1926. — 64 с.
- Институт дошкольного образования. Пг.: Госиздательство, 1920.12 с.
- Инструкция по ведению детского сада: Общие принципы воспитания детей дошкольного возраста. Омск: Сиб. отд. нар. образ., 1920. — 29 с.
- Иорданская, Е.И. Рассказывание в дошкольных учреждениях: Методика и хрестоматия Текст. / Е. И. Иорданская. JL: Госиздат, 1925. — 184 с.
- Иорданская, Е.И. Что читать и рассказывать маленьким детям Текст. / Е. И. Иорданская. Л.: Прибой, 1926. — 85 с.
- История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Сост. C.B. Лыков, Л.М. Волобуева- Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Академия, 1999. — 520 с.
- История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов Текст. / Под ред. Л. Н. Литвина. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989.-352 с.
- История России: Учебное пособие Текст. / Под ред. В. В. Керова. -M.: Высш. шк, 2003. 784 с.
- История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов Текст. / Сост.: Е. А. Гребенщикова и др.- Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1980. — 447 с.
- Какая книжка нужна дошкольнику Текст. / Сборник под ред. Е. А. Флёриной и Е. Ю. Шабад. М.: НКП ВРСФСР и Госиздат, 1928. — 96 с.
- Каптерев, П.Ф. Избр. пед. соч. Текст. / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
- Каптерев, П.Ф. История русской педагогики Текст. / П. Ф. Каптерев // Отв. ред. A.A. Корольков. СПб.: Алетейя, 2004. — 560 с.
- Карпинская, Н.С. Детская книжка и её роль в воспитании ребёнка Текст. / Н. С. Карпинская // Дошкольное воспитание. 1942. — № 8. — С. 3639.
- Климанова, Л.Ф. О новой модели гуманистической школы Текст. / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. 2009. — № 4. — С. 8−15.
- Колесникова, И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы Текст. / И. А. Колесникова // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 84 — 89.
- Кон, Л. Ф. Возрождение традиций Текст. / Л. Ф. Кон // Дошкольное воспитание. 1935. — № 5. — с. 29−32.
- Константинов, H.A. и др. История педагогики. Учебник для студентов пед. ин-тов Текст. / H.A. Константинов и др. М.: Просвещение, 1974.-447 с.
- Корнблюм, С. О работе в примитивах Текст. / С. Корнблюм // Дошкольное воспитание. 1929. -№ 5.-С.11−16.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Текст. / РАО- под ред. A.M. Кондакова,
- A.A. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. — 39 с.
- Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход Текст. / Г. Б. Корнетов // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 23−29.
- Кошелева, А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / А. Д. Кошелева,
- B.И. Перегуда, O.A. Шаграева- под ред. O.A. Шаграевой, С. А. Козловой. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. В. Краевский, Е.В. Бережно-ва. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.
- Краевский B.B. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. В. Краевский, A.B. Хуторской. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
- Красногорская, Л.И. Метод проектов в дошкольных учреждениях Текст. / Л. И. Красногорская // Дошкольное воспитание. 1930. — № 8−9. -С.8−14.
- Красногорская, Л.И. Педологические извращения в дошкольной педагогике (По материалам дошкольных съездов) Текст. / Л. И. Красногорская // Дошкольное воспитание. 1937. — № 2. — С.93−105
- Красногорская, Л.И. Очерки развития дошкольного воспитания Текст. / Л. И. Красногорская. М.: Учпедгиз, 1938. — 112 с.
- Крупская, Н.К. О «Крокодиле» Чуковского Текст. / Н. К. Крупская // Книга детям. 1928. — № 2. — с.13 -16.
- Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании. Сб. статей и речей Текст. / Н. К. Крупская. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
- Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие Текст. / Д. И. Латышина. М.: Гарда-рики, 2003.-603 с.
- Левин-Щирина, Ф.С., Менджерицкая, Д. В. Дошкольное воспитание. Учебное пособие для педагогических училищ. 1-е изд. Текст. / Ф.С. Левин-Щирина, Д. В. Менджерицкая. М.: Учпедгиз, 1938. — 216 с.
- Левитес, Д.Г. Российская школа: цели и ценности Текст. / Д. Г. Левитес // Педагогика. 2004. — № 7. — С. 12−16.
- Либрович, С.Ф. Книга как подарок детям Текст. / С.Ф. Либро-вич // Искусство учить. — СПб-М.: Изд. т-ва Вольф, 1911. — 28 с.
- Литвин, Л.Н. Воспитательная работа в дошкольных учреждениях России (XIX первая половина XX века): Учебное пособие к курсу «История образования и педагогической мысли» Текст. / Л. Н. Литвин. 2-е изд., доп. -Мурманск, 2003. — 124 с.
- Литвин, Л.Н. Общественное дошкольное воспитание в советской России: 1917−1940 гг. Текст. / Л. Н. Литвин. 2-е изд., доп. Мурманск, 2004.- 228 с.
- Луначарский, A.B. Пути детской книги. Доклад на собрании детских писателей и педагогов Текст. / A.B. Луначарский // Книга детям. -1930. № 1. — С.3−15.
- Марцинковская, Т.Д. История детской психологии Текст. / Т. Д. Марцинковская. М.: Изд-во ВЛАДОС, 1998. — 271 с.
- Материалы по проекту программ дошкольных учреждений. МЛ.: НКП РСФСР, 1932. — 168 с.
- Менджерицкая, Д. Вредная программа Текст. / Д. Менджериц-кая // Дошкольное воспитание. 1938. — № 1. — С.6−12.
- Метод целевых заданий в советском детском саду Текст. / Под ред. Л. Э. Иоффе и др. М.: Работник просвещения, 1930. 244 с.
- Методические письма по дошкольному воспитанию. Письма 114. М-Л.: Госиздат, 1927−1940.
- Народное образование в СССР: Сборник документов. 1917−1973 гг. Текст. / Сост.: A.A. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырёв, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. — 559 с.
- Национальная программа поддержки и развития чтения (проект) // Школьная библиотека. 2006. — № 9−10. — С. 20−43.
- Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской конференции (Москва, 2021 ноября 2008) / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. — 280 с.
- Новиков, Н.И. О воспитании и наставлении детей Текст. /Н.И. Новиков // Избранные сочинения. М.-Л.: Гослитиздат, 1951.
- Основные положения педагогической работы в дошкольных учреждениях. М., 1924. — 172 с.
- Педагогика: учеб. Текст. / Л. П. Крившенко [и др.]- под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 432 с,
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
- Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию: Доклады, протоколы, резолюции. М., 1921. — 224 с.
- Подласый. И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
- Программа работы дошкольных учреждений (по видам деятельности): Проект. -M.-JL: Учпедгиз, 1932. 171 с.
- Программа работы дошкольных учреждений (по организующим моментам) Гор. вариант. Младшая группа. Проект. M.-JL: Учпедгиз, 1932. -116 с.
- Программа работы дошкольных учреждений (по организующим моментам) Гор. вариант. Средняя группа. Проект. M.-JL: Учпедгиз, 1932. -78 с.
- Программа работы дошкольных учреждений (по организующим моментам). Гор. вариант. Старшая группа. Проект. M.-JL: Учпедгиз, 1932. -84 с.
- Программы и внутренний распорядок детского сада. M.-JL: Учпедгиз, 1935. — 175 с.
- Прушицкая, Р.И. Пересмотр содержания работы с детьми в дошкольных учреждениях Текст. / Р. И. Прушицкая. М., 1923. — 16 с.
- Прушицкая, Р.И. Живое слово и книга в дошкольной работе Текст. / Р. И. Прушицкая // Дошкольное воспитание. 1928. — № 1. — С.29−34.
- Прушицкая, Р.И. Живое слово и книга в дошкольном учреждении. Тезисы доклада Текст. / Р. И. Прушицкая // Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. IV-й. Тезисы докладов. М.: Госиздат, 1928. -С.63−71.
- Прушицкая, Р.И. Пределы антропоморфизма в детской книжке Текст. / Р. И. Прушицкая // // Книга детям. 1928. — № 3. — С.4−5.
- Равкин, З.И. Современные проблемы историко-педагогического исследования Текст. / З. И. Равкин // Педагогика. 1994. — № 1. — С.89−96.
- Радина, Е., Шабад, Е. Развитие речи Текст. / Е. Радина, Е. Ша-бад // Дошкольное воспитание 1938. — № 5. — С.86−96.
- Рассказывание и его источники Текст. / Сборник под ред. Е. А. Флериной. M.-JL: Учпегиз, 1931.-91 с.
- Редакторская подготовка изданий: Учебник Текст. / Антонова С. Г. и др.- Под общ. ред. Антоновой С. Г. М.: Издательство МГУП, 2002. -468 с.
- Рогачёв, В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х годов: Жанрово-стилевые аспекты Текст. / В. А. Рогачёв. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. — 136 с.
- Родной язык в детском саду. Методическое письмо Текст. / Сост. О. И. Соловьёва. М., Учпедгиз, 1947. 136 с.
- Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада.- М.: Наркомпрос, 1939. 119 с.
- Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада.- М.: Наркомпрос, 1945. 120 с.
- Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада.- М.: Учпедгиз, 1954. 132 с.
- Румянцев, H. Сказка как средство воспитания Текст. / Н. Румянцев // Дошкольное воспитание. Изд. Киевск. общества народных детских садов.- 1917.-№ 8−9. -С.415−464.
- Савин, Н. Принципы критики детских книг Текст. / Н. Савин. -М.: Изд. Мириманова, 1924. 32 с
- Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. М., Изд. Наркомпроса, б.г. Вып.1. -С. 148−149.
- Сборник стихов для дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов Текст. / Сост. С. И. Перлин, Е. И. Гроздова. М.: Учпедгиз. — 1936.-384 с.
- Сватиков, Ф.Ф. К.Д. Ушинский о воспитании и обучении детей Текст. / Ф. Ф. Сватиков // Дошкольное воспитание. 1938. — № 7−8. — С. 3250.
- Сватиков, Ф.Ф. Педагогические взгляды В.Г. Белинского / Ф. Ф. Сватиков // Дошкольное воспитание. 1938. — № 10. — С. 54−63.
- Свентицкая, М.Х. Наш детский сад Текст. / М. Х. Свентицкая. -М., 1913.-68 с. ч 162. Свентицкая, М. Х. Рассказывание Текст. / М. Х. Свентицкая. 2-еизд. М.: Практические знания, 1918. — 111 с.
- Свентицкая, М.Х. Наш детский сад: Из опыта дошкольной работы детского городка им. III Интернационала при Наркомпросе в Москве Текст. / М. Х. Свентицкая. М.: Новая Москва, 1924. — 255 с.
- Свентицкая, М.Х. и др. Основные методы дошкольного воспитания Текст. / М. Х. Свентицкая и др. М.: Мир, 1925. — 71 с.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / B.C. Селиванов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2007.-336 с.
- Симонович, A.C. Детский сад. Практическое руководство для детских садовниц Текст. / A.C. Симонович. Изд. 3-е, перераб. М.: Сытин, 1907.-303 с.
- Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 576 с.
- Словарь JI.C. Выготского Текст. / Под ред. A.A. Леонтьева. М.: Смысл, 2004.- 119 с.
- Смирнова, В. О выборе детских книг и об их использовании Текст. / В. Смирнова // Дошкольное воспитание. 1931. — № 1. — С.23−25.
- Сокович, О.В. Практическая подготовка руководительницы детского сада Текст. / О. В. Сокович // Дошкольное воспитание. 1912. — № 3. -С. 142−144.
- Соловьёва, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду Текст. / О. И. Соловьёва. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1966, — 176 с.
- Справочник по дошкольному воспитанию. Основные законодательные и инструктивные документы. М.: Учпедгиз, 1963. — 340 с.
- Степанов, E.H., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях Текст. / E.H. Степанов, Л. М. Лузина. Изд. 3-е. М.: ТЦ Сфера, 2008.-224 с.
- Суровцева, A.B. К вопросу о системе дошкольного воспитания Текст. / А. В. Суровцева // Дошкольное воспитание. 1929. — № 2. — С. 10−19.
- Суровцева, A.B. О методе проектов в дошкольных учреждениях / А. В. Суровцева // Дошкольное воспитание. 1931. — № 7. — С.4−10.
- Татаринова, Н. Теоретическая подготовка руководительницы детского сада / Н. Татаринова // Дошкольное воспитание. 1911. — № 9. — с. 656−658.
- Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания Текст. / Б. М. Теплов // Советская педагогика. 1946. — № 6. — С. 96 104.
- Тихеева, Е.И. Родная речь и пути её развития / Е. И. Тихеева. 1-е изд. СПБ, 1913- 2-е изд. М.-Пг., Госиздат, 1923.- 136 с.
- Тихеева, Е.И. Развитие речи дошкольника / Е. И. Тихеева. М.-Л, — Учпедгиз, 1937. — 136 с.
- Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. 3-е изд., М., Просвещение, 1967. — 216 с.
- Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч. в девяноста томах Текст. / Л. Н. Толстой. М., Гослитиздат, 1928−1952. — Т. 62. — 421 с.
- Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М.: Учпедгиз, 1949. — 288 с.
- Усова, А.П. Обязательные занятия в детском саду. Методические указания Текст. / А. П. Усова. М., 1947. — 35 с.
- Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду Текст. / А. П. Усова. М.: Учпедгиз, 1947. — 72 с.
- Ушинский, К.Д. Методические статьи и материалы к «Детскому миру» Текст. / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: в 11 т. М-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948−1952. — Т. 5. — 591 с.
- Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Текст. / К. Д. Ушинский. Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, Т.1. — 1988. — 496 е.- Т.З. -1989. — 528 е.- Т.4. — 1989. — 528 с.
- Ушинский, К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей Текст. / К. Д. Ушинский // Сост. Н. Г. Ермолина. Новосибирск: Дет.лит., 1994.- 424 с.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: в 11 т. Сост. С. Ф. Егоров. — М-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948−1952. — Т. 8. — 776 с.
- Флёрина, Е.А. Картинка в детской книге Текст. / Флёрина Е. А. // Книга детям, 1928.-№ 1.-С.7−17.
- Флёрина, Е.А., Шабад, Е.Ю. Живое слово в дошкольных учреждениях Текст. / Е. А Флёрина, Е. Ю. Шабад. М, 1939. — 72 с.
- Флёрина, Е.А. Рассказывание в детском саду Текст. / Е. А. Флёрина // Рассказывание для детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Флё-риной, Е. Ю. Шабад. М.: Учпедгиз, 1940. — С.3−18.
- Флёрина, Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей Текст. / Флёрина Е. А. // Дошкольное воспитание. 1941. — № 4. -С.13−19.
- Флёрина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников Текст. / Е. А. Флёрина // Дошкольное воспитание. 1941. — № 4. — С. 10−12.
- Флёрина, Е.А. Эстетическое воспитание Текст. / Е. А. Флёрина // Дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Флёриной. М.: Учпедгиз, 1946. — с. 215−263.
- Флёрина, Е.А., Боголюбская, М.К. и др. Художественное слово дошкольнику Текст. / Е. А. Флёрина и др. М., 1952. — 239 с.
- Фредгейм, А. К методике показательных занятий в образцовых детских садах Текст. / А. Фредгейм // Дошкольное воспитание. 1936. — № 1.-С. 26−31.
- Фролова, O.A. E.H. Водовозова о воспитании детей дошкольного возраста Текст. / O.A. Фролова. Государственное учебно-педагогическое изд. Министерства Просвещения РСФСР. — М., 1949. — 136 с.
- Фролова, O.A. Методические указания «Обязательные занятия в детском саду» Текст. / O.A. Фролова // Дошкольное воспитание. 1948. — № 6.-С. 25.
- Художественное воспитание малышей. Сб. ЦДХВД Текст. // Дошкольное воспитание. 1941. -№ 6. — С. 61.
- Художественное воспитание малышей. Сост. М. Буш, А. Кине-ман, Н. Карпинская. М., 1941. — 152 с.
- Чернышевский, Н.Г. Полное собрание сочинений Текст. / Н. Г. Чернышевский. М., 1947.
- Чехов, Н.В. Детская книга и детское чтение Текст. / Н. В. Чехов. М., 1915.-24 с.
- Чтение. Общество. Государство: Материалы к Всероссийскому Конгрессу в поддержку Чтения. М.: СИРИИ, 2001. — 127 с.
- Что рассказывать детям? Сборник. Сост. А. М. Калмыкова, О. И. Капица. Пг., 1918.
- Чувашев, И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России Текст. / И. В. Чувашев. М.: Учпедгиз, 1955. — 370 с.
- Чудинова, В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения» Текст. / В. П. Чудинова // Социологические исследования. 1999. — № 8. — С.25 — 30.
- Чумичева, P.M. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений Текст. / P.M. Чумичева, H.A. Платохина. М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 400 с.
- Шлегер, JI.K. Материалы для бесед с маленькими детьми Текст. / Л. К. Шлегер. М., 1913. — С.1−32.
- Шлегер, Л.К. Практическая работа в детском саду Текст. / Л. К. Шлегер. Изд.-е 4. М., 1924. — 79 с.
- Штец, A.A. Отечественная букваристика как саморазвивающаяся методическая система: Монография Текст. / A.A. Штец. Мурманск, 2009. -219 с.
- Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.
- Ямбург Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики Текст. / Е. А. Ямбург // Педагогика. 2001. — N 1. — С. 3−10.
- Яновская, Э.В. Нужна ли сказка пролетарскому ребёнку? Текст. / Э. В. Яновская Пер. А.Панова. 2-е изд. книги «Сказка как фактор классового воспитания». Харьков: Госиздат Украины, 1926.- 101 с. 1. Диссертационные исследования
- Андрюшина, И.И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е.А. Флёриной. Дис. канд. пед. наук / И. И. Андрюшина. М., 2003. — 250 с.
- Арбатская, H.A. Теория и практика эстетического воспитания дошкольников в России (1917−1936). Автореф. дис. канд. пед. наук / H.A. Арбатская. М., 2002. — 23 с.
- Верб, Э.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема. Дис. .д-ра пед. наук в виде научн. докл. СПб., 1997. -65 с.
- Дементьева, A.M. Н.К. Крупская о советском дошкольном воспитании. Дис. канд. пед. наук / A.M. Дементьева. М., 1953. — 287 с.
- Денисова, М.Ф. Проблема воспитания личности в советской педагогической теории 20-х начала 30-х годов. Дис. канд. пед. наук / М. Ф. Денисова. — М., 1989. — 159 с.
- Емец, Д.А. Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей второй половины XIX века. Автореф. дис. канд. филол. наук / Д. А. Емец. М., 2001. — 22 с.
- Иванов Е.В. Феномен свободы в педагогике Западной Европы и России (вторая половина XIX- начало XX века): Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Новгород, гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004. -46 с.
- Иматова, Л.М. Развитие связной речи старших дошкольников на материале художественных произведений. Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. М. Иматова. Душанбе: 2000. — 21 с.
- Карпинская, Н.С. Русская народная сказка в моральном воспитании советского ребёнка дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук / Н. С. Карпинская. М., 1949. — 170 с.
- Конина, М.М. Влияние народной сказки на творчество старшего дошкольника. Дис. канд. пед. наук /М.М. Конина.-М., 1941.-317 с.
- Купач, Т.Ю. Идеи художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в русской педагогике середины Х1Х-начала XX вв. Автореф. дис. канд. пед. наук / Т. Ю. Купач. М., 1995.- 20 с.
- Лисукова, Е.В. Развитие содержания воспитательной работы в дошкольных учреждениях Советской России: 40−80-е годы XX века. Дис. канд. пед. наук / Е. В. Лисукова. Мурманск, 2004. — 173 с.
- Литвин, Л.Н. Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания в РСФСР (1917−1940 гг.). Дис. докт. пед. наук / Л. Н. Литвин. СПб, 1993.-491 с.
- Лукина, Е.Ф. Восприятие героических рассказов детьми старшего дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук / Е. Ф. Лукина. М., 1950. — 201 с.
- Михайлова, Л.П. Книга в системе воспитания подрастающего поколения в России, конец XIX начало XX века. Дис. канд. пед. наук / Л. П. Михайлова. — М., 1999. — 198 с.
- Плохова, М. Г. Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике (1917−1967). Дис. докт. пед. наук / М. Г. Плохова. М., 1989. — 363 с.
- Разживина, Д.А. Развитие теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20−30-е годы XX века. Дис. канд. пед. наук / Д. А. Разживина. Ижевск, 2005. — 175 с.
- Соловьёва, О. И. Восприятие русской волшебной сказки детьми старшего дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук / О. И. Соловьёва. -М., 1946.- 132 с.
- Стрелкова, JI. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников. Дис. канд. психологических наук: 19.00.07 Москва, 1987 218 с.
- Чуйкова, Ж.В. Историко-педагогический анализ становления системы обучения родному языку в отечественной дошкольной педагогике. Дис. канд. пед. наук/Ж.В. Чуйкова. -М., 2005. 176 с.
- I. Архивные материалы Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ)
- ГА РФ. Ф. 2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись. 70, ед. хр. 1189.
- ГА РФ. Ф. 2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись. 70, ед. хр. 1282.
- ГА РФ. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись. 70, ед. хр. 1366.
- ГА РФ. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись. 70, ед. хр.1376.
- ГА РФ. Ф. 2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись. 70, ед. хр. 1378.
- ГА РФ. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись. 70, ед. хр. 1382
- ГА РФ. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись. 70, ед. хр. 1369
- ГА РФ. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись. 70, ед. хр. 1561.
- ГА РФ. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись. 70, ед. хр. 1568.
- ГА РФ. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись.70, ед. хр. 1597.
- ГА РФ. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись.71, ед. хр. 4653
- ГА РФ. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись. 71, ед. хр. 4661.
- ГА РФ. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись.71, ед. хр.4847.
- ГА РФ. Ф. 2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись. 72, ед. хр. 7315.
- ГА РФ. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись.72, ед. хр. 672
- ГА РФ. Ф. 2306. Министерство просвещения РСФСР. Опись. 75, ед. хр. 2296.
- Карточка для анализа детской книжки (Е.А. Флёрина)1
- Общие сведения: а) название. б) автор. в) рисунки. г) издание.. д) год. е) количество страниц. ж) цена. з) тираж2. Краткое содержание
- Качество издания (формат, бумага, шрифт, монтаж).2. Формат текста:
- A) Структура (построение), Б) Язык, 1. B) Образы и картины,
- Г) Эмоциональная напряжённость.5. Анализ рисунка: а) Количество рис. и их связь с текстом (содержание рис.).б) Характер рис.: а) материал (краска, перо и т. д.), б) стиль (и его соответствие с восприятием ребёнка), в) заставки, окантовка и проч.
- Общая педагогическая оъценка.
- Вывод (рекомендуется, допускается, не допускается). Для какого возраста.
- Для какой цели (при каком случае желательно использование в педагогической работе).
- Как использовать (читать, рассказывать, использ. картинок).
- Из опыта исследовательской работы по детской книге. Сборник под ред. Э. И. Станчинской и Е. А. Флериной, М., 1926.-е. 10.
- Вопросник для анализа текста
- Е.И. Иорданская «Рассказывание в дошкольных учреждениях: Методика и хрестоматия», 1925 г.)
- Вопросы для анализа помогают выяснить основной замысел автора, содержание произведения, определить характер действующих лиц, их взаимоотношения и пр."
- Какова форма произведения (сказка, рассказ, миф, легенда и проч.) и чей текст?
- Главные герои- какие индивидуальные особенности надо подчеркнуть и выделить?3. Второстепенные герои.
- Обстановка (бытовая, природа, смешанная). Подробнее описать эту обстановку.
- Последовательность действий записать порядок действия, ход рассказа.
- Главные моменты действия: завязка- моменты наибольшего интереса, развязка.
- Производственно-трудовые моменты произведения.
- Какой язык народной сказки, отвлечённый, конкретный, книжный, живой и т. п.
- Для какой аудитории пригоден рассказ детям (возраст) или взрослым?
- Художественные ценности для рассказывания и преимущества перед чтением вслух.
- В чём главная переделка для рассказывания в сокращении, распространении, в переделке языка, перестановке действий и пр.
- Что нужно выделить и подчеркнуть в этом рассказе?
- Иорданская, Е.И. Рассказывание в дошкольных учреждениях: Методика и хрестоматия / Е. И. Иорданская. Л.: Госиздат, 1925.-е. 43.
- К методике показательных занятий в образцовых детских садах31. А. Фредгейм)
- Задача данной статьи вскрыть методику проведения показательных занятий на основе материала лучших образцовых детских садов.
- При анализе материала образцовых детсадов по этому вопросу часто встречаешься со следующими недочётами.
- Нет изучения детсадов, для которых даётся показ работы, а потому тематика показательных занятий недостаточно обоснована.
- Существенным недочётом в практике проведения показательных занятий является также то, что мало обращают внимания на подготовку аудитории к показу. Результат образцового занятия, его педагогическая ценность
- Необходимо остановиться ещё на одном вопросе на правилах поведения посетителей, наблюдающих показ работы.
- Естественным выводом из выявленных здесь недочётов, будет перечисление тех требований, которые должны быть учтены при организации показательных занятий:
- Построение показа на учёте запросов педагогов массовых детсадов.
- Дифференцированный подход к массовому работнику при планировании работы.
- Показ всех видов детской деятельности
- Обязательная подготовка посетителей до показа.
- Чётко составленный и подробный план конспект показательного занятия.
- Это, так сказать, организационная сторона вопроса.
- Несколько подробнее мы остановимся на методике построения показательного занятия и его планирования.
- План показательного занятия должен включить последовательный ход развития занятия и мероприятия по его осуществлению.
- Занятие должно быть хорошо продумано и спланировано. В этом вопросе нет разногласий. Он ясен. Другой вопрос: какие разделы должны быть в плане или конспекте, каково содержание этих разделов?
- На основе анализа имеющегося материала образцовых детсадов, учёта как положительного, так и отрицательного опыта можно остановиться на следующей схеме конспекта:1. Детсад, группа. Дата.
- Тема занятий и его длительность.
- Учёт условий и предшествующая работа.
- Подготовительная работа и организация детколлектива: а) подготовка педагога, б) организация среды и детей.
- Ход занятия и роль педагога: а) начало занятия, б) развитие занятия, в) завершение.
- Порядок анализа показательного занятия следует проводить таким образом: педагог, проводивший показ, коротко сообщает, что явилось неожиданным, какие изменения в ходе работы были сделаны и почему, и отвечает на заданные посетителями вопросы.
- Председатель, руководящий собранием, выдвигает основные вопросы, связанные с данным показом (см. выше).
- После всех высказываний педагог даёт дополнительные разъяснения того, что было неправильно понято, отвечает на вопросы.