Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование технологии маркетингового исследования и прогнозирования регионального рынка сельскохозяйственной продукции: На примере рынка молока и молокопродуктов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рынок молочной продукции предполагает наличие следующих структурных элементов: покупателей — совокупность физических лиц и до-мохозяйствсферы поставок в сельское хозяйство ресурсовсубъектов — производителей молока, сферы отраслей перерабатывающей промышленностиэлементов инфраструктуры — оптовых рынков, предприятий системы сбыта, торговли, посреднических и других способствующих обмену… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Сущность, значение и особенности маркетинговых исследований рынка
    • 1. 1. Особенности формирования и развития рынка сельскохозяйственной продукции и его структурных элементов
    • 1. 2. Маркетинговые исследования рынка сельскохозяйственной продукции
    • 1. 3. Роль прогнозирования в исследованиях рынка сельскохозяйственной продукции
  • 2. Исследование состояния и развития регионального рынка и формирующих его факторов
    • 2. 1. Комплексная оценка состояния рынка молока и молочной продукции
    • 2. 2. Анализ уровня и перспектив спроса рынка молока и молокопродуктов
    • 2. 3. Маркетинговое исследование предложения молока и молокопродуктов
  • 3. Основы технологии исследования и прогнозирования рынка
    • 3. 1. Методика прогнозирования спроса
    • 3. 2. Методика прогнозирования предложения
    • 3. 3. Апробация технологии маркетингового исследования и прогнозирования регионального рынка

Совершенствование технологии маркетингового исследования и прогнозирования регионального рынка сельскохозяйственной продукции: На примере рынка молока и молокопродуктов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях маркетинговые исследования становятся инструментом, который используется органами государственной власти на разных уровнях управленческой деятельности для принятия квалифицированных решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке. Маркетинговые исследования способствуют эффективной адаптации производства к состоянию рынка и требований конечного потребителя.

Маркетинговые исследования рынка сельскохозяйственной продукции не получили широкого распространения на региональном уровне. В связи с этим актуальным является разработка технологии маркетингового исследования регионального рынка сельскохозяйственной продукции, которая представляет собой совокупность стадий, операций, приемов и действий, необходимых для реализации маркетинговых решений. Результаты маркетинговых исследований могут использоваться органами управления АПК, различными управленческими структурами области как база для разработки комплексных целевых программ развития, законодательных и нормативных актов на региональном уровне по формированию региональной маркетинговой средыинвесторами для характеристики условий привлечения капитала.

Прогнозирование является составной частью технологии проведения маркетинговых исследований. Прогнозирование в условиях рынка должно осуществляться снизу вверх. В этой ситуации представителям органов государственной власти на региональном уровне необходимо прогнозировать динамику потребления продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, определять тенденции и возможности развития потребностей потребителей. Специализированные структуры, функционирующие при Управлении сельского хозяйства Пензенской области и других регионов, должны постоянно следить за динамикой объема потребления и альтернативными возможностями развития рыночной ситуации, определять имеющиеся ресур— сы в регионе, прогнозировать направления развития деятельности субъектов рыночных отношений и определять позиции региона на фоне соседних областей. Модельные расчеты конъюнктуры рынка важны для различных управленческих структур области, как необходимый инструмент прогнозирования и предвидения развития ситуации на региональном рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Состояние изученности проблемы. При изучении проблем аграрного рынка анализировались труды следующих авторов: Л. Ричард Колз, Н. Джозеф Ул, Г. П Абрамова, В. А. Клюкач, Ю. П. Цыпкин, З. М. Ильина, И. В. Мироицкая. Вопросы методики проведения маркетингового исследования рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов: Л. Г. Багиев, Е. П. Голубков, М. М. Жигалин, И. В: Корнеева, Г. Д. Маслова, А.Н., Романов, В. Е. Хруцкий, Б. Берман, Ф. Котлер, У. Черчиль, Дж. Эванс и другие. За теоретические основы прогнозирования взяты работы таких авторов, как Л. Е. Басовский, Е. В. Бережная, В. И. Бережной, Л. И. Бушуева, И. Г. Ушачев, А. И. Алтухов, Н. И. Холод.

Несмотря на большой вклад ученых в разработку темы исследования, нельзя не отметить, что в анализируемых работах освещаются отдельные аспекты технологии исследования и прогнозирования рынка, недостаточно изучены региональные особенности и специфичность функционирования рынка. Актуальным направлением является и апробация инструментов маркетинговых исследований на товарных рынках России и конкретных регионов. Поскольку рынок подвержен постоянным изменениям, то он все время дает импульс для осуществления маркетинговых исследований. Данными обстоятельствами подтверждается актуальность настоящего исследования с научной и практической точек зрения, что определило выбор его темы, целей, задач, структуры и основных направлений.

Цель и задачи исследования

Цель диссертации состоит в разработке технологии маркетингового исследования и прогнозирования регионального рынка сельскохозяйственной продукции (на примере рынка молока и моло-копродуктов Пензенского региона).

В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:

— выявить структурные элементы и взаимосвязь между ними в системе регионального рынка сельскохозяйственной продукции;

— изучить теоретические основы маркетингового исследования и уточнить технологию маркетингового исследования регионального рынка сельскохозяйственной продукции;

— проанализировать теоретические подходы к разработке методики прогнозирования;

— разработать систему комплексной оценки состояния рынка сельскохозяйственной продукции, в том числе рынка молока и молочных продуктов;

— проанализировать тенденции развития спроса на рынке, изучить покупательские предпочтения на молоко и молочную продукцию;

— провести маркетинговое исследование предложения на рынке молока и молочной продукции, обосновать прогноз ассортимента молочного комбината на основе покупательских предпочтений;

— предложить методику прогнозирования спроса на основе покупательских предпочтений;

— предложить методику прогнозирования ассортиментной политики товаропроизводителя.

Объектом исследования является рынок молока и молокопродуктов Пензенской области и его отличительные черты в сравнении с субъектами Приволжского Федерального округа (Самарская, Саратовская, Ульяновская области и Республика Мордовия).

Предметом исследования выступает технология маркетингового исследования и прогнозирования рынка сельскохозяйственной продукции.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга, менеджмента, прогнозированияосновные положения современной экономической теориизаконы и постановления РФ и ее субъектовматериалы научно-практических конференций, монографии и публикации в периодической печати.

В качестве обоснования выдвинутых в диссертации положений исполь.

— зованы следующие методы научного анализа: сравнительный анализ, статистические методы обработки информации, экономико-математическое моделирование и логический анализ. Корреляционно-регрессионный анализ применен для выявления влияния факторов на прогнозируемый показатель, а также в целях его экстраполяции. Трендовые модели использованы для краткосрочных прогнозов и определения тенденции развития, группировки — при сегментации рынка. Анализ состояния рынка проводился методом сравнения, сопоставления уровней исходного ряда и на основе рейтинговой оценки.

Содержащиеся в работе выводы и рекомендации сформулированы на • основе анализа результатов проведенного исследования рынка молока и мо-локопродуктов Пензенской области. Апробация стратегии расширения товарного ассортимента разработана на материалах ОАО молочного комбината «Пензенский».

Научная новизна исследования заключается в разработке технологии маркетингового исследования и прогнозирования конъюнктуры рынка:

— предложена модель взаимосвязи законов, предпосылок и функций рынка, критерии классификации рынка и факторов, влияющие на его развитие и давшие возможность выявить особенности функционирования регио.

— нального рынка сельскохозяйственной продукции, позволившие предложить модель преломления основных функций рынка через специфику сельскохозяйственного производства;

— выявлены характерные черты регионального рынка молока и молоко-продуктов, что дало возможность определить направления и тенденции развития рынка молока и молокопродуктов: потребление молока сокращается, предложение на рынке стабилизировалось;

— предложена технология маркетингового исследования регионального рынка сельскохозяйственной продукции (на примере рынка молока и молокопродуктов), представляющая собой совокупность стадий, операций, приемов и действий, необходимых для реализации маркетинговых решений и состоящая из шести последовательных этапов;

— предложена система показателей для анализа и оценки состояния рынка на основе рейтинговой оценки, позволяющая отразить качественное развитие регионального рынка, определить позиции региона на фоне соседних областей и охарактеризовать условия для привлечения инвесторов;

— предложена методика прогнозирования развития регионального рынка, представляющая собой совокупность методов, приемов прогнозирования спроса и предложения, применяемая в рамках технологии маркетингового исследования рынка как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке маркетинговых решений субъектами рынка на областном и районном уровнях управления сельского хозяйства.

Практическая значимость результатов исследования. Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в диссертационной работе, направлены, на дальнейшее изучение и развитие теоретической и методических основ разработки вопросов технологии маркетингового исследования и прогнозирования > регионального рынка. Результаты исследования могут использоваться на разных уровнях и сферах управленческой деятельности: при разработке социальной политики, формировании инфраструктуры рынка, для определения динамики развития розничной торговли, транспорта, здравоохранения. Показатели прогноза могут также применяться в качестве планов-ориентиров при разработке социальных программ регионального уровня, использоваться специализированным отделом управления сельского хозяйства как инструмент мониторинга конъюнктуры рынка. Апробация результатов маркетингового исследования и прогнозирования осуществлена на базе перерабатывающего предприятия и может применяться другими организациями в разработке управленческих решений и экономического обоснования способов исследований.

Апробация результатов исследований. Основные результаты проведенных исследований докладывались на научно-практических конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов экономического факультета Пензенской государственной сельскохозяйственной академии, проводимых ежегодно с 2001 года. По теме диссертации опубликовано 15 печатных работ, из которых личный вклад автора составил 1,79 п. л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 179 источников и 15 приложений. Основное содержание изложено на 172 страницах машинописного текста, включает 36 таблиц, 27 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные диссертационные исследования позволили сделать выводы и предложить определенные рекомендации.

1. Рынок молока и молочных продуктов — это система социально-экономических и институциональных структур, посредством которых осуществляется реализация молока и молокопродуктов для удовлетворения запросов потребителей. Главной целью функционирования рынка молока и молочной продукции является насыщение качественными продуктами в широком ассортименте по доступным ценам для удовлетворения потребностей населения и обеспечение благоприятных условий для развития конкурентной среды. Формирование конъюнктуры рынка молока и молочных продуктов обусловлено наличием и взаимодействием целого ряда факторов, которые могут изменяться в зависимости от различных условий или оставаться стабильными, что необходимо учитывать при проведении исследований и прогнозировании состояния рынка молока и молокопродуктов.

2. Рынок молочной продукции предполагает наличие следующих структурных элементов: покупателей — совокупность физических лиц и до-мохозяйствсферы поставок в сельское хозяйство ресурсовсубъектов — производителей молока, сферы отраслей перерабатывающей промышленностиэлементов инфраструктуры — оптовых рынков, предприятий системы сбыта, торговли, посреднических и других способствующих обмену организацийинстуциональных структур — государственных, муниципальных, общественных организаций, связанных с системой государственного регулирования, которые определяют налоговую, бюджетную, внешнеэкономическую и хозяйственную политику. Структурные элементы рынка взаимосвязаны между собой, однако, в настоящее время механизм их эффективного взаимодействия друг с другом отсутствует, что ведет к определенным диспропорциям в распределении и потреблении молока и молокопродуктов. Результативность экономического механизма функционирования рынка во многом будет зависеть от использования на практике маркетингового подхода, позволяющего обеспечить принятие решений на основе анализа и прогнозирования спроса и предложения молока и молочных продуктов.

3. Технология маркетингового исследования регионального рынка сельскохозяйственной продукции включает шесть последовательных этапов: формулирование задач и целей исследованияпредварительное планирование исследованияразработка дизайна исследованияполучение, сбор информацииобработка и подготовка информацииподведение итогов (анализ и прогноз). Наиболее дорогостоящим и сложным этапом маркетингового исследования является получение и сбор информации. На данном этапе представлена система показателей регионального рынка сельскохозяйственной продукции обязательная для сбора. В системе маркетинговых исследований регионального рынка сельскохозяйственной продукции выделено три направления сбора информации: исследование рынка, исследование спрос, исследование предложения.

4. Современное состояние рынка характеризует система экономических показателей. С помощью рейтинговой оценки определена позиция ре.

• гиона на фоне соседних областей. В ранжированном ряду субъектов Приволжского федерального округа по уровню развития лидером молочного сегмента продовольственного рынка является Республика Мордовия, Пензенская область занимает третье место.

5. Сокращение ресурсов молока и молочных продуктов, падение платежеспособного спроса в значительной степени обусловили снижение уровня потребления этих продуктов населением. За 1995;2002 годы из всех основных продуктов питания потребление молочных продуктов сократилось в большей степени (на 111 килограммов). В настоящее время фактическое по.

• требление составляет 59% от рациональных норм питания. На группу населения с высокими доходами приходится 42%, а группу с низкими доходами — 18% совокупного потребления молока и молочных продуктов. Степень насыщения молочной продукцией увеличивается с ростом среднедушевых располагаемых ресурсов. При стабилизации рынка тенденция роста доходов населения будет способствовать повышению спроса на молоко и молочные продукты.

6. Сформирован портрет среднего потребителя домохозяйства в группах: первой — с низким уровнем располагаемых ресурсов (до 1500 руб.), второй — со средним уровнем располагаемых ресурсов (от 1501 руб. до 2500 руб.), третья — с высоким уровнем располагаемых ресурсов (свыше 2500 руб.). Домохозяйство первой группы состоит из четырех членов семьи, среднегодовое потребление молока и молокопродуктов городским населением на 9 килограмм в год меньше, чем сельским населением, и в 2002 году составило 226 килограмм. Данный показатель ниже нормы на 42,3%, что свидетельствует о недостаточности потребления молока и молокопродуктов. Для потребителей второй и третьей группы характерна тенденция сокращения числа членов домохозяйств и повышение среднегодового потребления молока и молокопродуктов. При чем, потребление в городской местности ниже, чем в сельской. В целом, уровень потребления молока и молочных продуктов до-мохозяйствами всех групп, за исключением третей группы сельского населения не соответствует рекомендуемой норме. Проведенные исследования спроса в дальнейшем учтены при разработке прогноза потребления молока и молокопродуктов.

7. Предложение на рынке молока и молочной продукции Пензенской области формируется за счет сельскохозяйственных предприятий, отраслей перерабатывающих сельскохозяйственное сырье и доводящих готовую продукцию до потребителя, а также импорта продовольствия. Основными производителями молока являются личные подсобные хозяйства, так как в 2002 г. их удельный вес в общем производстве молока составил 62,9%. Доля сельскохозяйственных предприятий на 26,9% меньше по сравнению с долей личных подсобных хозяйств. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств составляет лишь 1,1%. За исследуемый временной интервал наблюдается тенденция к сокращению объемов реализации молока и молочных продуктов. Среди основных видов продукции производство цельномолочной продукции имеет наибольшую тенденцию к сокращению (в 2002 г. по сравнению с 1990 г. производство цельномолочной продукции снизилось на 78,9%). Причинами этого является снижение загрузки мощностей перерабатывающих предприятий, в сырьевых зонах молокозаводов производится значительно меньше сырого молока, чем они могут переработать.

8. Одним из инструментов государственного регулирования рынка и технологии маркетингового исследования является прогнозирование. Методический подход к прогнозированию общей потребности населения в молоке и молочных продуктов включает разработку прогноза вначале на душу населения, а затем — на всю его численность с учетом специфики децельных групп населения в соответствующий период времени. В 2003 году спрос на молочные продукты составит 390,47 тыс. тонны, в 2005 году — 387,29 тыс. тонны, а в 2007 году — 382,48 тыс. тонны. Данный метод с достаточной степенью точности позволил смоделировать спрос на молочные продукты и спрогнозировать тенденции на ближайшую перспективу.

9. По прогнозу в 2003 году ресурсы молочных продуктов составят 536,03 тыс. тонны, в 2005 году — 635,47 тыс. тонны, а в 2007 году — 782,96 тыс. тонны. Результаты прогноза свидетельствуют об относительной стабилизации предложения на рынке молока и молочной продукции в перспективе на краткосрочный период. Данное обстоятельство окажет благоприятное воздействие на конъюнктуру рынка и будет способствовать улучшению ситуации на потребительском рынке молока и молочных продуктов.

10. Предлагаемая методика прогнозирования спроса и предложения молока и молочных продуктов может применяться представителями органов государственной власти при проведении маркетингового исследования, использоваться на разных уровнях и сферах управленческой деятельности: при разработке социальной политики, формировании инфраструктуры рынка, для определения динамики развития розничной торговли, транспорта, здравоохранения. Показатели прогноза могут также применяться в качестве планов-ориентиров при разработке социальных программ регионального уровня, использоваться специализированным отделом Управления сельского хозяйства как инструмент мониторинга конъюнктуры рынка.

11. Апробация результатов маркетингового исследования регионального рынка сельскохозяйственной продукции проведена на материалах ОАО молочного комбината «Пензенский». Он занимает позицию лидера среди перерабатывающих предприятий молочной отрасли в области. Его доля в про. изводстве молочной продукции составляет 47,1%. Продукция ОАО молочного комбината «Пензенский» представлена в широком ассортименте. По номенклатуре производимой продукции насчитывается десять ассортиментных групп: молоко цельное, сливки, диетическая продукция, сметана, творог, сырково-творожные изделия, нежирная продукция, масло сливочное, сыр твердый, сухое обезжиренное молоко. Формировать ассортиментную политику предприятия предложено на основе анализа покупательских предпочтений и прогнозировании детерминант спроса. В результате прогнозирования ассортиментных групп в категории «Трудные дети» остались сырково творожные изделия. В категорию «Звезда» перешло молоко цельное. Кисломолочная, нежирная продукция и сметана не изменили своих позиций и остались в категории «Дойные коровы» и «Неудачники». Сменили свое положение сыр и масло животное. Из категории «Дойные коровы» они переместились в категорию «Неудачники». Они занимают нестабильное положение. Рекомендации расширить глубину товарного ассортимента по данным продуктовым группам и вырабатывать масло пониженной жирности, сычужные сыры с меньшим периодом созревания обоснованы бизнес — расчетами. Прибыль от продажи продукции составит 2661 тысяч рублей, а уровень рентабельности увеличится на 4,71 пункта. Современная ассортиментная политика предприятия будет соответствовать структуре и разновидности покупательских предпочтений.

12. Апробация результатов исследования, проведенная на материалах ОАО молочного комбината «Пензенский» позволила на конкретном примере показать экономическую эффективность работы организации в зависимости от доступа к актуальной, полной и адаптированной на профессиональном уровне информации. Оплата за проведение маркетингового исследования специализированной структурой включает стоимость следующих услуг: прогнозирование покупательских предпочтений, прогнозирование ассортиментных групп, работа специалистов по маркетингу и ПЭВМ, оформление маркетингового отчета. Общая стоимость маркетингового исследования составит 8130 рублей. Экономический эффект предлагаемых мероприятий будет выражаться в увеличении загрузки производственных мощностей на 17,2%. Социальный эффект — в привлечении дополнительный рабочей силы, созда— ние рабочих мест, так как объем выработки продукции предполагается увеличить в 1,2 раза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аграрная экономика /Под ред. М. Н. Малыша. — СПб.: Издательство «Лань», 2002.-688 с.
  2. И. Становление агропродовольственного рынка в России// Экономика сельского хозяйства России. 2002. — № 5. — С. 15.
  3. С.Н. Региональный рынок зерна (на материалах Пензенской области) / монография дис. к.э.н. Москва, 2000. -172 с.
  4. Г. Н. Цель и основные составляющие портфельного анализа деятельности сервисных предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. -№ 1. —С. 59−65.
  5. H.H. Совершенствование продовольственной структуры и взаимоотношений партнеров молочнного подкомплекса АПК (на материалах Рязанской области) / автореф. дис. к.э.н. Рязань, 1997,24 с.
  6. Н.В., Шувариков A.C. Молочное дело. М.: Из-во МСХА, 2000. — С.348.
  7. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. — М.: Инфра-М, 1999.-260с.
  8. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научные аспекты. Продовольственная безопасность. Раздел 1. М.: МТФ «Знание», 2000. -544 с.
  9. И.К. Статистика торговли. М.: Финансы и статистика, 1989.-С. 229.
  10. Е.В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2001. -368 с.
  11. П.Березович И., Костина Г., Марголина Р. Организация исследования региональных рынков при формирование ассортиментной политики фирмы //Маркетинг. 1996. — № 4 — С. 23.
  12. Бондаренко Л В., Лагутин Н. С. Личное подсобное хозяйство: состояние и тенденции// Экономика перерабатывающих предприятий. 2002. — № 9. — С. 50 -54.
  13. Е.Ф. Экономическая Теория. -М.: Юристь, 2001.-568 с.
  14. JI.И. Методы прогнозирования объема-продаж.//Маркетинг.-2002.-№ 1-С. 15−31.
  15. Д. С. Формирование портрета среднего потребителя в результате качественных наблюдений //Маркетинг. 1998. — № 4 — С. 25.
  16. М.Г. и др. Сыры повышенной ценности как их производить //Сыроделие имаслоделие. — 2001. — № 5 — С. 5 — 7.
  17. Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — 560 с.
  18. Ф.А. и др. Масло комбинированное // Молочная промышленность. 2000. — № 6 — С. 36 — 37.
  19. Ф.А. и др. Сливочное масло пониженной жирности // Молочная промышленность. 2000. — № 10 — С. 21 — 22.
  20. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольствия сырья и пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.560 96. -М, 1997. — 17 с.
  21. Е.А. Маркетинг и логистика. — 3-е изд. — М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2001. 412 с.
  22. Е.П., Голубкова E.H., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. 222 с.
  23. Е. П. Сбор маркетинговых данных и их анализ //Маркетинг — 1998.-№ 4.-С.ЗЗ.
  24. E.H. Маркетинговые исследования //Маркетинг в России и за рубежом. 2000- - № 5. — С. 118 — 135.
  25. Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3. — С. 103 — 109.
  26. Е.П. Исследование и анализ рыночной ситуации //Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 2. — С. 103 — 121.
  27. В. Д. О регулировании продовольственного рынка //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2000. -№ 11.-С.21−22.
  28. A.B. Продовольственное обеспечение России. (Вопросы теории и практики). М.: Колос, 1999. — 228 с.
  29. И.У. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства Республики Башкоростан // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. — М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.-С.118−119.
  30. С.А., Дулнин И. М. Современное состояние и перспективы развития молочного подкомплекса России //Молочная промышленность 2003 -№ 1.-С.5−8.
  31. ЗГ.Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг / Пер. с нем. А. М Макарова- Под ред. И. С. Минко. М.: Высшая школа, 1995. — 255 с.
  32. В.А. Государственное регулирование агропромышленного производства. — М.: Изд-во МСХА, 2000. — 130 с.
  33. В. В. Предпринимательство как движущая сила развития рынка продовольствия // Маркетинг. 2000. — № 2. — С. 69−77.
  34. В.В. Стратегическое планирование как инструмент регулирование экономики АПК // Молочная промышленность. 2002. — № 8 — С. 9 -10.
  35. А. Российский рынок молочных продуктов // Экономика сельского хозяйства России. 2001. — № 7. — С. 37.
  36. М.М. Маркетинг в АПК. М.: Колос, 1997. — 238 с.
  37. М.М. Развитие кооперации и интеграции в АПК// Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. — М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — С. 160−162.
  38. П. С. Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. Сто вопросов сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке. — М.: МО, 1991.-416 с.
  39. Закваски прямого внесения (БУБ) для сыроделия //Молочная промышленность. № 6. — 2001. — 33 с.
  40. Н.Е. Технико-экономический анализ деятельности предприятий АПК. М.: Колос, 2001. — 256 с.
  41. Н.Д. Спрос, анализ и управление / Под ред. И.К. Беляевско-* го. — 2-е. изд. перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 256 с.
  42. З.М., Мироицкая И. В. Рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия. -Мн.: БГЭУ, 2000. 226 с.
  43. Иохин В Л. Экономическая теория. М.:. Юристь, 2000. — 861с.
  44. В.Г., Дойков В. В. Молочная индустрия России на рубеже третьего тысячелетия //Молочная промышленность 2002 — № 3 -4. — С.32−35.
  45. АЛ. Ориентир на потребителя //Молочная промышленность. -2002. -№ 11. С.13−15.
  46. Н.В. Развитие интефащюнных процессов в Агропромышленном комплексе // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — С. 162−163.
  47. C.B., Кульчицкая И. А. Управление комплексом маркетинга предприятия на основе CRH — технологии //Маркетинг в России и за рубежом. — 2002.-№ 8.-С. 14−22.
  48. Н.А. Стратегия Агробизнеса в России //Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — С.286−287.
  49. C.B. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М., 1994. — 179 с.
  50. Е.Б. Российский рынок молока в 2001 г. //Экономика сельского хозяйства России. 2001. — № 3. — С. 48 — 49.
  51. В.А. Развитие маркетинга в агропромышленном производстве:. Учебное пособие. М.: 1994 — 37 с.
  52. Юпокач В А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. М.: ГП УСЗ Минсельхозпрода России, 1998. — 208 с.
  53. Н. Я. Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве: тенденции и проблемы. -М.: Издательство МСХА, 1996,-52 с.
  54. Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков. М.: Ассоциация авторов и издателей. Тандем: Издательство ЭКМОС, 1997.-448 с.
  55. Коваленко H Л. Организационно-экономический механизм регулирования рынка молока и молочной продукции (на материалах Республики Башкоростан) / автореф. дис. к.э.н. Оренбург, 2002,24 с.
  56. В.В. Создание и организация деятельности региональной информационно-консультационной службы АПК (на примере Нижегородской области). М.: ФГНУ Росинформагротех, 2000. — 384 с.
  57. Колз Ричард JI., Ул Джозеф Н. Маркетинг сельскохозяйственной продукции / Пер. С англ. В. Г. Долгополова. -8-е изд. М.:Колос, 2000. — 512 с.
  58. Концепция продовольственной безопасности Российской Федерации. -М., 1999.-32с.
  59. М.Н. Совершенствование государственного регулирования продовольственного продовольственных рынков // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — С.82−84.
  60. О.П., Колесов В. Ю., Трофимова A.A. Стратегическое поведение от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом. -2002.-№ 3.-С. 88−129.
  61. О.Н. Совершенствование взаимосвязей личных подсобных хозяйств с сельскохозяйственными предприятиями // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — 297 с.
  62. Кор6тнев В.Д., Кочетова Г. Н., Никифорова E.H. Маркетинг в АПК. — Пенза, 1998— 104 с.
  63. В.Д., Кочетова Г. Н., Никифорова E.H. Сельскохозяйственные рынки. Пенза, 1999- 132 с.
  64. В.Д., Кочетова Г. Н., Никифорова E.H., Тагирова O.A. Интеграционные системы управления птицепродуктовым подкомплексом в условиях рынка. М., 2003. — 232 с.
  65. A.A. Роль рыночной инфраструктуры в развитии АПК // Сборник статей Научно-практической конференции молодых ученых. Проблемы развития АПК в современных условиях. М.: ВНИИЭСХ, 2002. — С. 55−58.
  66. А., Никонова Г. Стратагическое управление региональным АПК // АПК: экономика, управление. 2000. — № 9. — С. 17−21.
  67. Котлер Филипп. Маркетинг и менеджмент /Пер. с англ.- Под ред. O.A. Третьян, JI.А. Волковой, Ю. И. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 2000.-896 с.
  68. Г. Н. Организация управления птицеводческим подкомплексом /дис. к.э.н. -Москва, 2003. 172 с.
  69. Г. Н. Организация управления птицеводческим подкомплек-- сом / автореф. дис. к.э.н. -Москва, 2003¿--21с.
  70. Г. Н., Кадыкова О. Ф. Состояние рынка птицеводческой продукции // Матер, юбилейной науч.-практ. конф. молодых ученых. Пенза: ПГСХА, 2001. — С.44−46.
  71. С.С. Фермерство как уклад аграрного производства // Сборник статей Научно-практической конференции молодых ученых. Проблемы развития АПК в современных условиях. М.: ВНИИЭСХ, 2002. — С. 361−362.
  72. Е.Н. Эконометрия. -М.: Финансы и статистика, 2000. — 304 с.
  73. Курс социально-экономической статистики /Под ред. проф. М. Г. Назаренко. М.: Финанстатинформ, ЮНИТИ — ДАНА, 2000. -771 с.
  74. Т.П., Степанова Л. И. Влияние растительных жиров на свойства сыра //Молочная промышленность. 2002. — № 6 — С. 31 — 32.
  75. Лемилкина О. ВГордеева Е.Ю., Дунаев А. В. Структура и консинсен-ция комбинированного масла // Молочная промышленность. 2001. -№ 12 — С. 16 -21.
  76. Ю.Л. Роль ЛИХ в производстве сельскохозяйственной продукции // Сборник статей Научно-практической конференции молодых ученых. Проблемы развития АПК в современных условиях. — М.: ВНИИЭСХ, 2002. С. 76−77.
  77. С.А. Сельскохозяйственное производство в условиях переходной экономики //Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — 26 с.
  78. Т.н. Регулирование АПК и продовольственного рынка регио-на/дис. к.э.н. С.-Пб., 1999. -196 с.
  79. Т.Н. Регулирование продовольственного рынка региона //Продовольственный рынок России: кооперация и сотрудничество: Материалы Международного форума. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. — С. 178.
  80. Д.А. Маркетинговый подход к развитию молочного комплекса //Молочная промышленность. — 2003. № 6. — С.5−8.
  81. B.B. Технология переработки молока. — Пенза, 1998.
  82. .Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта //Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. № 1. — С. 105−124.
  83. K.P., Брю C.JI. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2-х т. М.: Республика, 1993. — 400 с.
  84. Маркетинг /Л.Г. Багиев, В. М. Тарасеевич, X. Анн- Под общ. ред. Л.Г.- Багиева.-М.: ОАО «Экономика», 1999.-703 с.
  85. Маркетинг // Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова, В.Ю. Греч-ков. М.: Юристь, 2000. — 568 с.
  86. Маркетинг в АПК / Г. П. Абрамова, М. М. Жигалин, Е. П. Семенова и др. Под ред. Г. П. Абрамовой. М.: Колос, 1997. — 240 с.
  87. Маркетинг /Т.Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. СПб. Питер, 2002.-224 с.
  88. Маркетинг/А.Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
  89. A.M. Мировые тенденции построения ассортиментной политики // Молочная промышленность. 2000. — № 2 — С. 26.
  90. А.М. Оптимизация ассортимента // Молочная промышленность. 2001. — № 8 — С. 30−31.
  91. Микроэкономика. Теория и российская практика /Под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. 3 изд. М.: ИТД «КЛО РУС», 2002. — 544 с.
  92. В.В., Беспахотный Г. В. Региональное планирование развития сельского хозяйства. -М.: Экономика, 1982. -216 с.
  93. Н.И., Шашкова И. Г., Мусаев Ф. А. Интеграция предприятий АПК в отрасли молочного скотоводства // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — С. 176−178.
  94. Т.В. Адаптация сельских домохозяйств к рыночным условиям (экономико-социологический анализ) // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — С.349−351.
  95. Л.Г. Место и роль информационно-консультационных систем в управлении АПК // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. — М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. С.61−64.
  96. . O.A. Тенденции формирования интегрированных структур в молочнопродуктовом подкомплексе //Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. — М.: Энциклопедия российских деревень, — 2002. С. 178−180.
  97. Н.В. Формирование и развитие регионального продовольственного рынка/дис. к.э.н. Белгорд., 1999. -176 с.
  98. E.H., Кадыкова О. Ф. Бенчмаркинг рыночный инструмент управления сельскохозяйственным предприятием //Финансовое оздоровление предприятий АПК: Труды V международной науч.-практ. конф. НАЭКОР. -М.: Из-во МСХА, 2001. С. 114−118.
  99. E.H., Кадыкова О. Ф. Моделирование маркетинговой стратегии сельскохозяйственного предприятия // Системный анализ в проектировании и управлении: V Международная научно-практическая конференция.1. СПб, 2001. С. 211−213.
  100. E.H., Кадыкова О. Ф. Регулирование рынка зерна // Матер, юбилейной науч.-практ. конф. молодых ученых. Пенза: ПГСХА, 2001. -С.39−41.
  101. E.H., Кадыкова О. Ф. Развитие маркетинговых информационных систем //ИКС и инновационные технологии в АПК: Сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. — Пенза 2002. С. 39.-42
  102. E.H., Кадыкова О. Ф. Проблемы социального развития села //Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. -М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. С.465−466.
  103. E.H., Кадыкова О. Ф. Прогнозирование тенденций развития продовольственных рынков //Аграрные реформы в АПК: вопросы теории и практики. Пенза: РИО ПГСХА, 2002. — С. 44−46.
  104. E.H., Кадыкова О. Ф. Анализ факторов, формирующих конъюнктуру рынка молока и молокопродуктов. // Экономические проблемы деятельности: Матер, науч.-практ. конф. экономического факультета. — Пенза: РИО ПГСХА, 2003. С.29−31
  105. E.H., Кадыкова О. Ф. Прогноз развития спроса населения на молоко и молокопродукты. //Международный сельскохозяйственный журнал. 2003. — № 2. — С.45−49.
  106. С.Б. Государственное управление АПК и регулирование продовольственных рынков //Региональная экономика: стабилизация и развитие. Сб. научн. трудов. М.: ВНЮТУСХ, РАСХН, 2000 — С. 63−82.
  107. Основы организации и функционирования информационно-консультационной службы АПК /Под ред. В. М. Кошелева. М., 1999. — 272 с.
  108. М.Н. Интеграция и кооперация сельскохозяйственных организаций как фактор снижения трансакционных издержек //Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. С. 159−160.
  109. И.Я. Основы маркетинга в сельском хозяйстве. Кустанай, 1992−50 с.
  110. А. Нерешенные задачи аграрных преобразований // АПК: экономика, управление. 2000. — № 11. — С. 12−18.
  111. И.В., Петухова Н. В. Прогнозирование емкости рынка отдельных групп товаров и услуг //Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 2. -С. 62−74.
  112. Д.Г. Молочная промышленность Пензенской области. //Молочная промышленность. 2002. — № 3−4 — С.76−77.
  113. H.A. Экономика сельского хозяйства с основами сельского предпринимательства. М. Ассоциация авторов издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 1999.-352 с.
  114. Постановление № 149-ПП об утверждение программы «Создание высокопродуктивного дойного стада в Пензенской области на 2001−2005 годы». Правительства Пензенской области, 12.04.2001 г.
  115. Постановление № 181-ПП об областной целевой программы «Развитие личных подсобных хозяйств Пензенской области на 2002−2005 годы». -Правительства Пензенской области, 29.04.2002 г.
  116. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах Пензенской области в 1997 2000 г. (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) /Госкомстат России Пензенский областной комитет государственной статистики. — Пенза, 2001. — 492 с.
  117. Прогноз развития агропромышленного производства Российской Федерации на период до 2010 г. М.: ВНИИЭСХ, 2002. — 273 с.
  118. Программа Правительства Пензенской области «Основные направления социально-экономической политики и План действий Правительства в области социальной политики и модернизации экономики на 2001−2003 годы». -Правительства Пензенской области, 2000.
  119. Н.К., Кузнецова Т. А. Маркетинг молока и молочных продуктов // Молочная промышленность. 2001. — № 6. — С. 12−13.
  120. П. Особенности функционирования сельскохозяйственных: рынков //Международный сельскохозяйственный журнал. — 1996. № 3 — С. 46.
  121. Развитие маркетинговых информационных систем ИКС и инновационные технологии в АПК: Сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. — Пенза, 2002.
  122. .А., Лозовский Л. Ш., Старозубцев Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА — М, 1997. — 496 с.
  123. А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 1995.-С.175 -176.
  124. Российский союз предприятий молочной отрасли //Молочная промышленность 2002. — № 3−4 — С.130−131.
  125. Т.И. Маркетинговая деятельность предприятий //Молочная промышленность. -2003 № 5. — С.25−27.
  126. Р.Г., Шатова B.C. Эффективность кооперации и интеграции в молочно-продуктовом подкомплексе // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.-С. 175−176.
  127. Сельское хозяйство Пензенской области за 2002 год /Госкомстат России Пензенский областной комитет государственной статистики. Пенза, 2002.-228C. '
  128. Сельскохозяйственные рынки /В.В. Шайкин, Р. Г. Ахметов, НЛ. Коваленко и др. М.: Колос, 2001. — 264 с.
  129. А. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства // АПК: экономика, управление. 2000. — № 11 — С.36−43.
  130. А. Рынок и управление в АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. -1991. № 2. — С.27−28.
  131. Е. Особенности государственной поддержки аграрного сектора в России // Вопросы экономики. -1999 № 7. — С.88−101.
  132. Е.В. Аграрная экономика. М.: ГУ ВШЕ, 1999.-480 с.
  133. Е.И. Актуальные проблемы развития молочной промышленности //Молочная промышленность-2001 № 4. — С.11−12.
  134. JI.B. Крестьянские (фермерские) хозяйства как одна их форм сельского предпринимательства в Кабардино-балканской республике // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. — М.:
  135. Энциклопедия российских деревень, 2002. С.368−369.
  136. П.П. Основы менеджмента и маркетинга в агробизнесе. -М.: «Прогресс-Академия», 1994.19 Г с.
  137. Статистический словарь / Гл. ред. Ю. А. Юрков. — М.: Финстатин-форм, 1996.-С.373.
  138. O.A. Маркетинговая деятельность птицепродуктового подкомплекса на региональном рынке продовольствия (на материалах Пензенской области) /дис. К.Э.Н. ПТУ, Пенза, 2002. — 182 с.
  139. O.A. Маркетинговая деятельность птицепродуктового подкомплекса на региональном рынке продовольствия (на материалах Пензенской области) / автореф. дис. к.э.н. 111 У, Пенза, 2002. — 23 с.
  140. Т.А., Винничек Л. Б. Проблемы развития фермерских хозяйств // Сборник статей Научно-практической конференции молодых ученых. Проблемы развития АПК в современных условиях. М.: ВНИИЭСХ, 2002. — С. 116−119.
  141. Л. Планирование развития АПК на региональном уровне // Экономика сельского хозяйства России. 2002. — № 7. — С. 14.
  142. А. Рынок агропродукции // Экономика сельского хозяйства России. 2002. — № 10. — С. 28 — 29.
  143. О.Г. Необходимость вертикальной интеграции в АПК // Сборник статей Научно-практической конференции молодых ученых. Проблемы развития АПК в современных условиях.-М.: ВНИИЭСХ, 2002. С. 123−127.
  144. И.Г., Алтухов А. И. Прогноз развития российского агропромышленного производства на период до 2010 годаЮкономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002, № 8. С. 5 — 8.
  145. О.В., Жукова Э. Г. Планирование ассортимента молочной продукции на основе изучения взаимосвязей потребителя и производителя/Молочная промышленность 2002 — № 6. — С. 18−23.
  146. В.И., Стрекозов Н. И., Чинаров И. И. Экономические основы концепции развития животноводства России до 2010 года // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2002 № 7. — С.7−11.
  147. Г. А., Давлетбаева А. Р. Вопросы развития личных подсобных хозяйств населения // Экономика перерабатывающих предприятий. — 2002. -№ 12. -С. 40 -42.
  148. С.Г. Формирование рынка продовольствия региона / авто-реф. дис. к.э.н. Саратов, 1999,20 с.
  149. И.Ф. Основные условия организации рынка в сельском хозяйстве региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 1994. -№ 10.-С.8−10.
  150. Н.И. Математические методы анализа и планирования. — Минск: Ураджай, 1989. -160 с.
  151. В.Е., Корнеева И. В. Настольная книга по исследованию рынка. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 528 с.
  152. Ю. А., Люкшинов А. М. Агромаркетинг. М.: Колос, 1998. —-310с.
  153. А.Б. Повышение эффективности формирования регионального рынка продовольствия / автореф. дис. к.э.н. Саратов, 2001,20 с.
  154. Т.Н. Формирование механизма, бенчмаркетингового взаимодействия предприятий в сфере инновационной деятельности /дис. к.э.н. — ПГУ, Пенза, 2003. -172 с.
  155. А. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из комплекса из кризиса // АПК: экономика, управление. 2000. — № 1. — С.4−10.
  156. А. Региональная аграрная политика: проблемы и пути совершенствования // АПК: экономика, управление. 2002. — № 2. — С.3−9.
  157. Эванс Дж, Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. /Авт. предисл. и научн. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1993, — 335 с.
  158. Эконометрика /Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2001.-344 с.
  159. Экономика и бизнес /Под ред. В. Д. Камаева. М.: Изд-во МГТУ, 1993−464 с.
  160. Экономика. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. С. Булатова. — М.: Юристь, 2001.-896 с.
  161. Экономическая теория. /Под ред .В. Д. Камаева 5-е издание., перераб. и доп. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — 640 с.
  162. Экономическая теория. /Под ред. П. Николаевой Л. С. М.: «Проспект», 1998.-448 с.
  163. Экономическая теория. 3-е издание /Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Гарасевича СПб. «Изд. СПбГУЭФ, Изд. „Питер“», 2000. — 544 с.
  164. Экономическая энциклопедия /Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1999.-1055 с.
  165. Д.Б. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рынку (теория и методы). Часть 1. — С.-Пб.: Изд-во СПГАУ, 2000. 275с.
  166. Р.Г. Формирование маркетинговой деятельности в сфере производства, переработки и реализации молока и молочной продукции (на материалах Московской области) / автореф. дис. к.э.н. Москва, 2000,19 с.
Заполнить форму текущей работой