Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Огранизационно-экономические механизмы государственного регулирования развития особых экономических зон в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения автора работы, при реанимации территорий с особым экономическим статусом в России следует учитывать тот мировой опыт, который гласит, что основными причинами низкой эффективности уже работающих зон являются: неправильный выбор территории их размещениянедостаточная подготовка «площадки» — слабый инвестиционный начальный толчок, отсутствовавшая или непрофессиональная предварительная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические предпосылки государственного регулирования развития особых экономических зон в национальной экономике
    • 1. 1. Особые экономические зоны как территории с особым правовым и инвестиционным статусом в национальной экономике
    • 1. 2. Особенности государственного регулирования создания особых экономических зон
    • 1. 3. Государственно-частное партнерство в процессе функционирования особых экономических зон в национальной экономике
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Исследование опыта создания и функционирования особых экономических зон в национальной экономике
    • 2. 1. Анализ зарубежного опыта функционирования особых экономических территорий и возможностей его использования в российских хозяйственных условиях
    • 2. 2. Оценка тенденций развития и проблем становления свободных экономических зон в национальной экономике России
    • 2. 3. Пути развития зон с особым экономическим статусом в современной
  • России
  • Выводы по II главе
  • Глава III. Концептуальные основы совершенствования механизма государственного регулирования эффективного функционирования особых экономических зон
    • 3. 1. Методические рекомендации по созданию инфраструктуры для особых экономических зон в России
    • 3. 2. Методические рекомендации по оценки бюджетной эффективности создания и функционирования особых экономических зон
    • 3. 3. Предложения по применению механизмов государственно-частного партнерства для современных особых экономических зон
  • Выводы по III главе

Огранизационно-экономические механизмы государственного регулирования развития особых экономических зон в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Национальная экономика России может развиваться при продуманном и последовательном реформировании и технологическом переоснащении хозяйственного комплекса страны на основе эффективных инвестиционных процессов. Среди ведущих факторов, способных обеспечить развитие страны, можно выделить гарантии и благоприятные правовые условия, обеспечивающие эффективность инвестиций, а также международное сотрудничество по изучению мирового опыта, способное привести к ускорению научно-технического прогресса и экономическому росту.

Среди форм международного экономического сотрудничества, используемых различными странами для решения задач развития отдельных регионов и отраслей промышленности, а также в целом для стимулирования социально-экономического развития, видное место занимают установленные государством территории с особым организационно-правовым режимом. Особые экономические зоны, свободные таможенные зоны, являясь своеобразным катализатором инвестиционных процессов, обеспечивают технологическое обновление производства при одновременном усилении его конкурентоспособности как в экономически развитых странах, так и в странах с переходной экономикой.

В России роль специальных (или особых) экономических зон (СЭЗ) однозначно не определена. Споры об их роли в экономике не утихают до сих пор. Не решен вопрос о целесообразности широкого создания в современной России свободных экономических зон. Не определены специфика, границы, уровень принятия решения об образовании таких зон. Главная проблема состоит в том, что необходимо найти ту форму и тот механизм функционирования особых экономических территорий (а в том, что они необходимы, не сомневается, при всех совершенных уже ошибках, практически никто), который позволит современной России решить стоящие перед ней проблемы.

Для России особые экономические зоны — не новое явление. Однако на протяжении последних 15 лет в стране не созданы институционально-правовые условия их развития в новых экономических условиях перехода от стадии макроэкономической стабилизации к устойчивому экономическому росту. Поэтому актуальность решения данной проблемы вызвала необходимость предпринять попытку осмысления задач и функций государственного регулирования по формированию институционально — организационных условий для создания и развития ОЭЗ в России с учетом мирового опыта (преимущественно положительного) и небольшого (в основном отрицательного) российского опыта.

Степень разработанности проблемы недостаточно высока, что объясняется быстро меняющейся картиной мира под воздействием нескольких, «зачастую диаметрально противоположно действующих тенденций в мировой экономике: это и глобализация, и регионализация, и интеграция. Активно идущий процесс интеграции и параллельно развивающийся процесс развития самосознания отдельных народов приводит, наряду с историческими причинами, к резкой дифференциации социально-экономического развития 1 отдельных стран и регионов.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка предпосылок для создания и эффективного функционирования ОЭЗ с учетом совершенствования организационно-экономического механизма государственного регулирования.

Цель исследования реализовалась путем постановки и решения следующих задач:

— обозначены роль и место особых экономических зон как территорий с особым правовым и инвестиционным статусом в национальной экономикеисследованы нормативно-правовые основы государственного регулирования создания и функционирования особых экономических зон;

— заложены теоретико-методологические предпосылки государственно-частного партнерства в процессе функционирования особых экономических зон в РФпроанализирован зарубежный опыт функционирования особых экономических территорий и возможности его использования в российских хозяйственных условиях;

— оценены тенденции развития и проблем становления свободных экономических зон в национальной экономике РФ;

— исследованы возможные пути развития зон с особым экономическим статусом на стадии устойчивого экономического роста в России;

— предложены и сформулированы методические рекомендации по созданию инфраструктуры для особых экономических зон в РФ;

— разработаны предложения по оценке бюджетной эффективности создания и функционирования особых экономических зонсформулированы рекомендации по применению механизмов государственно-частного партнерства для особых экономических зон в современных условиях.

Объектом исследования являются свободные и особые экономические зоны.

Предметом исследования — организационно-экономические механизмы государственного регулирования создания, функционирования и развития особых экономических зон.

Теоретической и методологической основой исследования явились разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам региональной экономической политики, функционирования отечественных и мировых СЭЗ. Это труды следующих ученых: Дж.М.Хартвика, У. Мальотра, Р. Солоу, Дж. Стиглица, Б. Брюна, Д. Родрика, В. Мэя, Дж. Стиглица, У. Бомола, Дж. ДеЛонга, Р. Барро, С. Дюрлауфа, А. Сенаджи, Б. Балласы, Р. Лукаса, Р. Левина и др. В числе отечественных исследователей следует выделить работы: А. Гранберга, Г. Иоффе, А. Трейвиша, В. Штульберга, В. Лексина, А. Швецова, М. Авдокушина ,.

В.Гаспаряна, М. Гуцериева, Я. Друзика, А. Леусского, С. Овчинникова, Н. Смородинской, М. Окрута, Р. Воскермчяна, Р. Зименкова, Э. Костромичевой, В. Савина и др.

Изучение большого перечня литературных источников позволяет утверждать, что рассматриваемые проблемы разработаны пока недостаточно полно. Нет единого мнения по проблеме теоретического обоснования решений в области РЭПприсутствует ряд трактовок сущности СЭЗ как экономической категориив наличии целый ряд классификаций зон, которые дублируют друг другасуществуют различные мнения по поводу целесообразности организации СЭЗ и их отдельных разновидностейне завершен процесс формирования методологии оценки эффективности деятельности СЭЗ и др.

Правовую основу исследования составили соответствующие законодательно-правовые акты РФ в данной сфере. В качестве фактологической базы использовались данные государственной статистики, материалы и разработки Минэкономразвития и торговли РФ, Минобразования и науки РФ, других федеральных органов управления и ряда исследовательских центров, например, СОПС, ИМЭИ, ГУУ, МГУ и др., а также литературные отечественные и зарубежные источники по данной проблематике.

Научная новизна и основные научные результаты исследования. Научная новизна заключается в разработке авторской концепции совершенствования механизма государственного регулирования эффективного функционирования особых экономических зон в национальной экономике России.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором, выносимые на защиту, составляющие приращение научных знаний в исследуемой области, следующие:

— обоснована мотивация установления на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов как системного механизма решения экономических и региональных проблем, которые или не вписываются в общий порядок, или по своей сути требуют установления специфического организационно-правового экономического развития (стр 28,52−56);

— на основе обобщения научно-методологических и методических подходов выделены основополагающие научные подходы: применение теории полюсов роста, использование институционально-эволюционного подхода к решению обозначенных в работе проблем (стр 27−28) — сформулированы авторские предложения по созданию институциональной среды для совершенствования критериев, индикаторов внутренних и внешних экономических условий создания и развития особых экономических зон в России (стр122−125);

— предложены меры по повышению роли государства в создании институциональных и законодательных основ формирования и развития ОЭЗ (129−136) — обоснована возможность расширения создания конкретных, эффективных ОЭЗ разной специализации на территории России (стр 137−144);

— сформулированы авторские рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма государственного регулирования эффективного функционирования особых экономических зон (стр 151−154);

— формализован механизм государственно-частного партнерства на территориях особых экономических зон (стр 161−166).

Практическая значимость диссертации. заключается в непосредственном применении его результатов в качестве методических основ и принятия практических решений органами управления федерального и регионального уровня в части формирования и развития ОЭЗ разной специализации.

Сделанные в работе предложения могут быть использованы при организации софинансирования развития ОЭЗ, формирования инновационно-производственной инфраструктуры, реализации коммерческих конкурентоспособных производственных проектов.

Апробация работы. Важнейшие положения, отдельные научные результаты диссертационного исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2004;2006, 2008», 19-й, 20-й, 21-й и 22-й, Всероссийских научных конференциях молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (2004; 2006 гг.), 12-ом и 13-ом Всероссийских студенческих семинарах «Проблемы управления» (2004;2005 гг.). По теме диссертации было опубликовано 6 печатных работ общим объемом 1,8 п.л.

Цели и задачи диссертации определили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии.

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ.

В настоящее время в России остаются нерешенными проблемы практической реализации проектов ОЭЗ. Ясно, что подобные территориальные экономические образования (ОЭЗ) должны создаваться, действовать и развиваться на иных принципах, в иных условиях и в иных масштабах, чем это было ранее. В частности, представляется, что: до начала нормальной экономической деятельности на территории ОЭЗ необходимо иметь подготовленную инфраструктуру, производственные площади, правовые условия осуществления производственной, торговой, таможенной и иных видов деятельностирешить вопрос о землевладении (землевладельце) и механизме перераспределения собственности на землю между потенциальными инвесторами-пользователямиорганизовать и институционально обозначить организационную структуру управления ОЭЗ и роль государства в регулировании ее развитияподготовить нормативно-правовое обеспечение деятельности данной ОЭЗ в рамках общего институционального поля для образования и развития территориальных образований с особым статусомсосредоточить ресурсное обеспечение (государства, частных инвесторов и т. д.) на развитии локальных ОЭЗ, обеспечивающих эффективность для инвесторов и государства.

В этой связи общими условиями успешного развития ОЭЗ могут стать: завершение их институционально-организационного и правового оформления, сохраняющего конкурентные преимуществакачественное улучшение инфраструктурного обеспечения, усиление госгарантий коммерческих и инвестиционных рисков участников ОЭЗ.

В этой связи нами предлагается система объективного выбора ОЭЗ, основанная на четкой системе критериев, ранжированных следующим образом: 1) инновационный характер производимой продукции- 2) количество привлеченных инвестиций- 3) развитие высокотехнологичных производств- 4) эффективное использование человеческого потенциала- 5) наличие социально-экономического эффекта от использования всех факторов производства. Система учета этих факторов может и должна быть автоматизированной, построенной на предлагаемой нами модели, что позволит на всех стадиях функционирования ОЭЗ использовать предлагаемые критерии.

И тогда ОЭЗ следует рассматривать в первую очередь как точки экономического роста (а районы их локализации — локомотивами экономики страны) — во вторую — как ростки инновационного развитияв третью — как образцы или регионы «новой» экономики", и только, в четвертую, как способ санации депрессивных регионов.

Бюджетная эффективность деятельности ОЭЗ может быть оценена с двух сторон: с точки зрения наполняемости бюджетов (поступления в государственный и местный бюджеты и государственные целевые фонды), и с точки зрения оценки эффективности налоговых льгот, полученных соответствующими ОЭЗ. По нашему мнению, применение подобной методики оценки эффективности функционирования на 2−3 стадиях ОЭЗ будет являться одним из основных условий создания и успешного функционирования ОЭЗ в России.

Анализ показал, что для организационно-экономического механизма ГЧП в ОЭЗ наиболее эффективны модели концессии и лизинга. Частный партнер государства по концессионному соглашению (концессионер) обязан подчиняться требованиям публичных интересов, т. е. обеспечивать бесперебойность оказания услуг, общедоступность услуг, равенство тарифов за одинаковые услуги. Обстоятельства, ставящие под угрозу или причиняющие ущерб публичному интересу, могут быть законным основанием для принятия мер, не предусмотренных соглашением.

В ходе формирования ГЧП должны быть определены роль и место государства, состоящая: в оценке мотиваций и стимулированию инновационной деятельности в корпоративном секторев разработке принципов и механизмов организации построения инновационных инфраструктурных систем поддержки «технологических коридоров», исходя из возможности их нормативно-правового обеспечения, различных способов достижения продукцией рынка и обеспечения конкурентоспособной средыв оценке потенциала различных налоговых инициатив, как на федеральном, так и региональном уровне (особенно в свете положений федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года) — в участии в различных моделях государственно-частного партнерства и разработке методического и нормативного обеспечения государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах, в частности (а) определение типов и моделей партнерств- (б) определение участников партнерства (федеральные и региональные органы государственной власти, государственные научные организации, частный бизнес).

В целом же эффект от использования ГЧП проявляется в следующем: экономия бюджетных средствпривлечение частных инвестицийиспользование предпринимательского опытаиспользование более прогрессивных методов управлениярасширение инвестиционных возможностей на местном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проанализировав проблему разработки организационно-экономических механизмов государственного регулирования развития особых экономических зон, можно сделать ряд выводов и обобщений.

Существуют различные точки зрения ученых-экономистов по проблемам территориальной организации функционирования хозяйствующих субъектов.

В результате авторского анализа данных точек зрения было выявлено, что федеральная и региональная экономические политики, реализуемые в современной России, в значительной степени теряют в эффективности вследствие нерешенности одной из главных задач региональной политики: до сих пор существует законодательный пробел в распределении предметов ведения и полномочий между уровнями федерации, т. е. между Центром и органами власти в регионах. Этот пробел уже на протяжении многих лет заполняется двусторонними договорами, что мало способствует выравниванию социально-экономического положения регионов России.

В диссертации определены научно-методологические приоритеты выделения и изучения компактных территориальных образований с особым статусом. Проблема заключается в том, что нет единого мнения в подходе к методологии проведения региональной политики на современном этапе. Если в период трансформации экономики такие проблемы можно было решать по мере их проявления, то на стадии устойчивого роста необходимо разработать механизм, который позволил бы считать такой рост долговременным.

Проведен анализ основных факторов, оказывающих влияние на неравномерность развития различных регионов России (формирование «полюсов»), таких как: особенности децентрализациисовершенствование административно-территориального устройствасодержание государственной региональной политикиинституциональная средазаконодательная средапланирование территориального развитияфинансово-экономическое выравниваниестимулирование регионального развития.

Были изучены возможности применения уже созданного спектра специальных экономических территорий для развития экономики на стадии ее устойчивого экономического роста. С нашей точки зрения, решение вопроса лежит в плоскости учета сразу двух макроэкономических теорий устойчивого роста: институциональной и теории полюсов. Используя выводы теории полюсов, которая в настоящее время указывает на необходимость уделять равное внимание институциональной среде всех регионов, нами сделан вывод, что устойчиво они смогут развиваться только в том случае, если наиболее развитые регионы смогут стать точками экономического роста, куда смогут перемещаться факторы производства более отсталых регионов.

Сочетание двух подходов — институционального и полюсного — позволяет сделать вывод о том, что на стадии кризисного развития большее внимание необходимо уделять институциональной среде и с целью стабилизации обстановки в первую очередь проводить модернизацию депрессивных регионов, а на стадии устойчивого развития — наоборот, упор в реформировании стоит сделать на более динамичном развитии благополучных или имеющих высокий потенциал регионов, способных стать точками экономического роста. Такими локомотивами современной экономики России призваны стать ОЭЗ.

Как правило, выделение отдельных территорий с особым правовым статусом в настоящее время используется как средство оздоровления экономики региона через привлечение инвестиций. Мировая практика свидетельствует о том, что ускоренное развитие отдельного региона более эффективно проводить в форме создания специальных (или свободных) экономических зон. Причем влияние таких зон чаще всего положительно и по отношению к экономике государства в целом: она получает дополнительный импульс развития. В этом смысле СЭЗ стоит рассматривать как способ превращения потенциально способных к трансформации регионов в точки экономического устойчивого роста.

Проанализировано все многообразие определений СЭЗ. Выясняя сущность СЭЗ, мы ознакомились с определениями Международной конвенции по упрощенному развитию и гармонизации, экспертов ООН, Международной Киотской конвенции, Международной ассоциации развития СЭЗ и ряда отечественных авторов, что позволило предложить авторское определение СЭЗ.

Под Свободными экономическими зонами автор диссертации понимает часть национального экономического пространства, где для местных и зарубежных предпринимателей создается такая система льгот и стимулов, которая на основе новейших технологий позволяет развивать приоритетные отрасли экономики, способные обеспечить производство высококачественной товарной продукции для мирового рынка и успешное развитее социально-экономической среды регионов своего базирования.

Изучено многообразие классификаций СЭЗ, предлагаемых отечественными исследователями. С точки зрения автора, наиболее полно отражающей суть СЭЗ, является классификация, делящая все СЭЗ по двум критериям: территориально-функциональному и по хозяйственной специализации. Согласно такой классификации создаваемые в современной России ОЭЗ являются функциональными, комплексными и сервисными.

В процессе выявления всей многомерной сущности СЭЗ обнаружено, что процесс их создания делится на четыре основных этапа, каждый из которых должен быть достаточно профессионально управляемым (прединвестиционныйинвестиционныйоперационный, период развития).

Объектом исследования стал механизм государственного регулирования деятельности СЭЗ в рамках региональной экономической политики (РЭП). Он включает в себя набор методов и инструментов, применяемых в разрезе территорий с особой функциональной или проблемной ориентацией, с особым режимом хозяйствования и внешнеэкономической деятельности и с особым организационно-правовым режимом, которыми являются СЭЗ.

Во всем мире экономические зоны рассматриваются как мультипликаторы экономического и социального развития, как активное средство государственной политики, способное в равной степени и реабилитировать депрессивную территорию и дать дополнительный импульс региональным точкам роста. В этой связи представляется важным следующий вывод: предоставления налоговых, таможенных и тарифных льгот иностранным инвесторам явно недостаточно, необходимо опережающее развитие инфраструктуры: дорожно-транспортной сети, аэропортов, водои энергоснабэ/сения, системы телекоммуникаций, складских помегцений, гостиничных комплексов и зон отдыха. При проектировании зон следует ориентироваться не на действуюгцие в принимающей стране стандарты инфраструктурного обслуживания, а на уровень, достигнутый в развитых странах.

Есть еще одно необходимое условие создания свободных зон. Этостабильная политическая обстановка, гарантирующая иностранному капиталу нормальное функционирование. В этой связи представляется целесообразным и экономически оправданным предпринимать попытки решения локальных задач как способа формирования точек ростаразвития отдельных производств, как локомотивов промышленного производствасоздания новых отраслей экономики, как фактора роста конкурентоспособности России на мировом рынке посредством создания и развития СЭЗ и их разновидности — ОЭЗ.

В ходе исследования механизмов государственного регулирования проанализирована форма государственно-частного партнерства. С одной стороны, государство в лице федеральных или региональных органов государственной власти, а с другой — коммерческая структура, предприятие, действующее на основе частного капитала.

В современном понимании ГЧП — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг.

После изучения отечественных и зарубежных документов по формированию и функционированию ГЧП была проанализирована классификация существующих форм ГЧП, а также разнообразие механизмов и методов государственно-частного партнерства, которые позволяют достаточно широко использовать возможности частного капитала в решении государством многих проблем, связанных с публичным интересом. Особенно привлекательным этот механизм становится для ОЭЗ.

Во второй главе диссертационного исследования был проведен анализ опыта образования и развития СЭЗ за рубежом: в развитых, развивающихся и переходных экономиках, рассмотрены институциональные и экономические основы образования и процветания СЭЗ в зарубежных странахизучен опыта достижений и просчетов в функционировании Российских СЭЗопределена роль государства в создании эффективной институциональной среды для образования и развития ОЭЗ.

Опыт функционирования СЭЗ в развитых странах свидетельствует о том, что такого рода территории организуются, как правило, для стимулирования наукоемких и энергосберегающих технологийчаще всего там, где для этого существует развитая инфраструктура, в т. ч. социальнаяв целях предоставления большей свободы предпринимательскому сектору с параллельным решением проблемы борьбы с высокой безработицей.

Каждая страна в процессе создания СЭЗ, решая стоящие перед ней проблемы, максимально учитывает национальные особенности и условия, разрабатывает адекватный им комплекс преференций и льгот. Достаточно долгий срок функционирования СЭЗ в этих странах (с 30-х годов 20 века) доказал их эффективность в решении проблемы быстрого развития предпринимательского сектора, инвестирующего в новые технологии и создающего новые продукты, которые затем попадают на мировой рынок.

С точки зрения автора работы, при реанимации территорий с особым экономическим статусом в России следует учитывать тот мировой опыт, который гласит, что основными причинами низкой эффективности уже работающих зон являются: неправильный выбор территории их размещениянедостаточная подготовка «площадки» — слабый инвестиционный начальный толчок, отсутствовавшая или непрофессиональная предварительная экспертизаотсутствие или наличие ненадлежащего качества производственной и социальной инфраструктуры в зоненесистемное введение налоговых льготплохо отлаженный механизм функционирования СЭЗвыпуск фирмами-резидентами неконкурентоспособной продукцииотсутствие экономической и политической стабильности в странесложное, недостаточное или неустойчивое национальное законодательство о СЭЗнеконтролируемое развитие теневой экономики и др.

Основными отличительными чертами процесса создания СЭЗ в России является политизированность в ущерб экономической сути, непоследовательность, отсутствие четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом.

Проблемой функционирования СЭЗ в России стало отрицательное воздействие СЭЗ на экономику региона. Льготы, действовавшие на территории СЭЗ, негативно сказались на состоянии местных промышленных предприятий, не способных конкурировать с дешевой, практически беспошлинной импортной продукцией.

Таким образом, из проведенного анализа следует, что не все из существующих видов СЭЗ однозначно применимы в российских условиях. С авторской точки зрения, уже на прединвестиционном этапе необходимо учесть все сказанное выше для того, чтобы повысить эффективность действующих зон и прекратить дискредитацию идеи СЭЗ неэффективным созданием ОЭЗ в России.

В третьей главе работы формализованы и ранжированы меры по созданию институциональной среды функционирования ОЭЗ и повышению их эффективностисформирована система индикаторов эффективности ОЭЗ в Россииразработан организационно-экономический механизм государственно-частного партнерства для особо-статусных территорий.

Доказывается, что ОЭЗ должны создаваться, действовать и развиваться на иных принципах, в иных условиях и в иных масштабах, чем это было ранее. Представляется, что до начала нормальной экономической деятельности на территории ОЭЗ необходимо иметь подготовленную инфраструктуру, производственные площади, правовые условия осуществления производственной, торговой, таможенной и иных видов деятельности. Представляется необходимым: решить вопрос о землевладении (землевладельце) и механизме перераспределения собственности на землю между потенциальными инвесторами-пользователямиорганизовать и институционально обозначить организационную структуру управления ОЭЗ и роль государства в регулировании ее развитияподготовить нормативно-правовое обеспечение деятельности данной ОЭЗ в рамках общего институционального поля для образования и развития территориальных образований с особым статусомсосредоточить ресурсное обеспечение (государства, частных инвесторов и т. д.) на развитии локальных ОЭЗ, обеспечивающих эффективность для инвесторов и государства.

В этой связи общими условиями успешного развития ОЭЗ могут стать: а) завершение их институционально-организационного и правового оформления, сохраняющего конкурентные преимуществаб) качественное улучшение инфраструктурного обеспечения, в) усиление госгарантий коммерческих и инвестиционных рисков участников ОЭЗ.

Таким образом, особьш организагрюнно-правовым режимом следует считать такую совокупность институциональных, организационных и правовых изменений, вписывающихся в обгцую правовую госсистему, которые устанавливаются в пределах территориальных образований (ATO) на следующих условиях: 1) наличие обоснования необходимости введения особых институционально-правовых условий для их образования с учетом действующих законов- 2) доказанность необходимости этих инноваций для экономики в целом- 3) сведение к минимуму негативных рисков для данного региона, других регионов за счет использования государственных компенсационных механизмов- 4) обеспечение законности введения особых институционально-правовых условий образования и функционирования ОЭЗ;

5) согласованная с регионами разработка проектов нормативных актов введения на данных территориях особых организационно-правовых режимов;

6) наличие у региона и государства финансовых, организационных и иных ресурсов для обеспечения организационно-правового режима создания и развития ОЭЗ- 7) создание системы контроля соответствия введенного особого режима в форме ОЭЗ и результативности его развития нормам и правилам федерального законодательства- 8) установление временных границ действия особого режима для создания и функционирования ОЭЗ.

В этой связи нами предлагается система объективного выбора ОЭЗ, основанная на четкой системе критериев, ранжированных следующим образом: 1-инновационный характер производимой продукции- 2-количество привлеченных инвестиций- 3-развитие высокотехнологичных производств- 4-эффективное использование человеческого потенциала- 5-наличие социально-экономического эффекта от использования всех факторов производства.

Система учета этих факторов может и должна быть автоматизированной, построенной на предлагаемой нами модели, что позволит на всех стадиях функционирования ОЭЗ использовать предлагаемые критерии. И тогда ОЭЗ следует рассматривать, в первую очередь, как точки экономического роста (а районы их локализации — локомотивы экономики страны) — во вторую — как ростки инновационного развитияв третью — как образцы или регионы «новой» экономики", и только, в четвертую — как способ санации депрессивных регионов.

Объекты инновационной инфраструктуры могут решать лишь часть проблем. Успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры. Инновационная система для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно правовую базу и эффективную систему вывода на рынки продукции инновационных предприятий. Однако она необходима для повышения инновационного характера ОЭЗ. Инфраструктура должна состоять из многих составляющих'. производственно — технологическойконсалтинговойфинансовойкадровойинформационнойсбытовой и других.

Эксплуатация ОЭЗ должна быть рациональной. Возможен прямой эффекту полученный в виде привлечения дополнительных инвестиций, увеличения налоговых поступлений, создания новых рабочих мест, роста занятости населения и роста его доходов и т. д. и непрямой (опосредованный) эффект, вызванный активизацией предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, повышением эффективности хозяйствования, технологического влияния, структурной перестройки экономики региона расположения ОЭЗ.

Бюджетная эффективность деятельности ОЭЗ может быть оценена с двух сторон: с точки зрения наполняемости бюджетов (поступления в государственный и местный бюджеты и государственные целевые фонды), и с точки зрения оценки эффективности налоговых льгот, полученных соответствующими ОЭЗ.

Бюджетную эффективность ОЭЗ предлагается ог{енивать следующими показателями: сальдо бюджетных платежей (налогов и сборов) и налоговых льготудельный вес налоговых льгот в общей сумме льгот и бюджетных поступленийналоговые поступления и сборы, которые приходятся на единицу реализованной продукции.

Для оценки эффективности предоставления ОЭЗ налоговых льгот предлагаются следующие показатели: 1) уровень отдачи налоговых льгот по инвестициям (сколько долларов инвестиций привлечено в расчете на 1 руб. полученных льгот) — 2) уровень налоговых льгот на единицу привлеченных инвестиций (сколько рублей льгот приходится на каждый привлеченный доллар инвестиций — обратный показатель) — 3) объем реализованной продукции в расчете на единицу предоставленных льгот (производительность льгот по продукции). 4) объем льгот, приходящихся на единицу реализованной продукции (обратный показатель).

Первый показатель важен для характеристики деятельности ОЭЗ, поскольку налоговые льготы предоставляются, в первую очередь, с целью привлечения инвестиций. Он характеризует «производительность» предоставленных льгот по привлечению инвестиций — чем больше привлечено инвестиций на единицу предоставленных льгот, тем выше эффективность (или отдача) установленных льгот.

Второй показатель является обратным по отношению к первому и показывает, какой объем предоставленных льгот обеспечил привлечение единицы (1 доллара) инвестиций. Естественно, что в этом случае, чем меньшее значение показателя, тем лучше.

Третий показатель характеризует результативность льгот по продукции, то есть, сколько продукции условно приходится на единицу предоставленных льгот. Чем больше значение показателя, тем больше эффект от предоставленных льгот с точки зрения производства продукции в конкретной ОЭЗ.

По мнению автора, применение подобной методики оценки эффективности функционирования на 2−3 стадиях ОЭЗ будет являться одним из основных условий создания и успешного функционирования ОЭЗ в России. Другим таким условием призвано стать государственно-частное партнерство (ГЧП).

ГЧП предполагает расширение использования концессионных и лизинговых механизмов, практики смешанного финансирования общенациональных инвестиционных проектов и социальных программ, дальнейшее развитие производственно-инновационной деятельности, повышение уровня социально-экономического развития регионов на основе более качественного использования их ресурсного потенциала (особенно, производственного, научно-технического, высококвалифицированных кадров, создающих конкурентоспособную продукцию).

В ходе исследования были проанализированы конкретные модели ГЧП: модель оператора, модель кооперации, концессии, договорная и лизинговая. Исследование показывает, что для организационно-экономического механизма ГЧП в ОЭЗ наиболее эффективны модели концессии и лизинга.

На основании проведенного анализа можно утверждать, что эффект от использования ГЧП проявляется в следующем: создается экономия бюджетных средствпривлекаются частные инвестициииспользуются более прогрессивные методы управлениярасширяются инвестиционные возможности на местном уровне. Все эти меры призваны способствовать повышению эффективности формирующихся ОЭЗ в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Юристь, 2001. 348с.
  2. Е.Ф. Свободные (специальные) экономические зоны: Учеб. пособие./ Моск. ун-т потреб, кооп., Кооп. междунар. учебный центр.- М., 1993.-79с.
  3. М.М. и др. Экономические проблемы развития рекреационных регионов./ РАН. Сочин. н.-и. центр.- М.: Экономика, 1997.-142с.
  4. Ань На. Перспективы развития свободных экономических зон Китая // Актуальные проблемы экономической социологии: Сб. науч.тр. аспирантов и преподавателей/ МГУ им. М. В. Ломоносова. Социол. фак.- М.: МАКС-Пресс, 2003, — Вып.4.- С.36−64.
  5. A.M. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей.- Ростов н/Д: Рост. Ун-т, 2002.- 271с.
  6. Бюро экономического анализа. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.- М.: ТЕИС.2001.- 27с.
  7. В.Г. Партнерство государства и частного сектора.- М.: Наука, 2005.- с.
  8. К.Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационной системы России.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.- 213с.
  9. В.Р. Проблемы финансирования создания и функционирования СЭЗ // Инфраструктурное обеспечение коммерческой деятельности / Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ».-Ростов н/Д. 2004.-С. 116−120.
  10. В.Р., Басенко A.M. Свободные экономические зоны: Учеб. пособие / Рост, гос.экон. ун-т «РИНХ».-Ростов н/Д, 2004.- 137с.
  11. Я.П. Проблемы государственного регулирования особых экономических зон // Реформы в России и проблемы управления- 2004: Материалы 19-й Всерос. науч. конф. молодых ученых и студентов / Гос. ун-т упр.-М.: 2004. Вып. 2.-С.132−133.
  12. Гомцян A. J1. Теоретико-методологические проблемы формирова-ния свободных экономических зон в мирохозяйственной системе/ Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ».- Ростов н/Д,-2004. -99с.
  13. JI.H. Проблемы антикризисного регулирования территорий.- М.: ГУУ, 1997.- 115с.
  14. Г. П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве,— М.: ИНФРА, 1998.- 251с.
  15. Д. Типовая модель создания локальной СЭЗ производственной ориентации на основе местного законодательства // Работы лауреатов конкурсов молодых ученых, студентов и школьников «Экономический рост России».- М.: 2002.- С. 495−506.
  16. В.М., Тарханов A.B. Организационно-экономический механизм создания и функционирования свободных экономических зон.-Учебное пособие.- М.: Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, 1998.- 128с. .
  17. В. В. О' необходимости усиления инновационного компонента в Законе Рос. Федерации об особых экономических зонах // Инновационная экономика как стратегия конкурентного развития региона:
  18. . сб. науч. тр./ Калинингр. гос. ун-т, Балт. центр стратег, исслед. и инноваций (БАЛЦЕС).- Калининград, 2004.-С. III.-114.
  19. Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства.- Сб. научн. трудов под ред Кузнецова О.В.-М.: 2002 г.
  20. А.П., Федоров Г. М. От изолированного эксклава к «коридору развития»: Альтернативн рост эксклава на Балтике / Калинингр. гос. ун-т, Балт. межрегион, ин-т обществ, наук «Россия и Европа: прошлое, настоящее, будущее». — Калининград, 2004.- 247с.
  21. В. В. Зоны свободной торговли: Крат, словарь, — М.: Финансы и статистика, 2004.- 156с.
  22. С.А. Свободные экономические зоны в мировой экономике: Учебное пособие./ Байк. гос. ун-т экономики и права. Читинск. ин-т.- Иркутск, 2002.- 152с.
  23. Н.С., Латкин А. П. Инвестиционные процессы в свободных экономических зонах: теория, методология, практика.- Владивосток: Изд-во ДВ ун-та, 2001.- 139с.
  24. П. В. Особая экономическая зона в Магаданской области. Эффективность рыночного хозяйствования в Российской Федерации/ Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: 2004
  25. А.И. Особенности экономики зоны свободного предпринимательства./ Ленинградск. фин.-экон. ин-т. Науч.-консульт. центр.-Л.: ЛФЭИ, 1990.- 17с.
  26. А.И. Деятельность специальных экономических зон в условиях реформ: современный китайский опыт: монография. /Нижегород-ский гос. ун-т.-Н.Новгород, 1998.- 178с.
  27. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б. М Смитиенко М.: ИНаРА-М, 2006.-316с.
  28. Методические рекомендации по определению влияния СЭЗ и ТПР на социально-экономическое развитие регионов их размещения./Пила В.И. и др. — Киев. н.-и. ин-т.- Киев, 2001.- 68с.
  29. Л.И. Рекомендации по формированию СЭЗ.- Кали-нинград: Балтика, 1999.- 169с.
  30. Л.А. Свободные экономические зоны как институт инфраструктуры. Монография. Белор. гос. ун-т транспорта М.: 2007.
  31. Новый сборник нормативных актов.- Калининград: Янтарсказ, 1998.71с.
  32. А.О. Перспективы развития свободных экономических зон в России // Третья Межвуэ. науч.-практ. конф. молодых ученых по актуальным вопросам менеджмента и бизнеса: Тез.докл. Т.2.- V.: Национ. инт бизнеса, 2004,-С.118−124.
  33. П.В. Законодательное регулирование положения свободных экономических зон в зарубежных странах./ Рос. тамож. акад. Рост.фил.- Ростов нЭД, 2001.- 98с.
  34. Результативность создания и функционирования свободных эконо-мичексих зон /Локшин А.Б. и др. / Приаз. гос. техн. ун-т.- Мариуполь, 2006.-23с.
  35. С.А., Орлова H.A. Особые экономические зоны в России: налоговые льготы и преимущества.- М.: Статинформ, 2006 г.
  36. Свободные экономические зоны в Латинской Америке./ Ин-т Латинск. Америки РАН.- М.: 1996.- 82с.
  37. Свободные экономические зоны: уроки мировой практики / Смородинская Н. и др. Адм. компании СЭЗ «Находка».- М.: Находка, 1993. -58с.
  38. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России.- М.: Юристь, 1999.- 384с.
  39. Сергиевская Н.&-. Свободные экономические зоны в рыночной экономике (анализ зарубежных СЭЗ) // Экономика и общество: от стабилизации к развитию: Материалы науч.-мет. конф. МГСУ. Апр. 2003 г. / Моск. гос. обл. ун-т.- М.: 2003.- С. 94−96.
  40. Н.В. Калининградский заказ: перспектива трансформации в пилотный регион.- М.: Ин-т экономики РАН- Калинингр. агентство регион, развития, 2001, — 89с.
  41. Содействие преобразования Калининградской области в пилотный регион сотрудничества России и Европейского Союза.- Калининград, 2003.-87с.
  42. Становление новой экономики Калининградской области.- Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2005.-353с.
  43. В.Л. Особенности управления свободными экономичес-кими зонами России.- СПб.: 2000.- 106с.
  44. Управление инвестициями в свободной экономической зоне «Находка» // Экономика и менеджмент": Сб. научн. тр.- Находка: Изд-во. НИЭИ, 2004.- С.146−152.
  45. В.В. Механизм функционирования свободных экономии-ческих зон.- М, 2005.
  46. В.В. Мировой опыт функционирования свободных экономических зон.- М.: 2006.
  47. В.В. Институциональная ориентация свободных экономических зон в Российской Федерации.- М.: 2004.
  48. ДЛ. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков.- М.: Юристь.- 2002.- 311с.
  49. В.М. Мировая и региональная экономика): Учеб. пособие / Хакас, гсс. ун-т.- Абакан, 2004.- 374с.
  50. И.А. Специальная экономическая зона: эффективность принятия управленческих решений.- Киев, 1999.- 123с.
  51. Д. Г. Особенности правового режима свободных экономических зон: мировая практики и российский опыт.// Балт. ин-т экон. и финансов. Калининград, 2003 С. 31−44.
  52. Экономические режимы зарубежных свободных зон / Локшин A.B. и др. /Приаз. гос. техн. ун-т.- Мариуполь, 1996.- 19с.1. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
  53. И.И. Социально-экономический анализ налоговых систем свободных экономических зон России и Китая: Автореф. дис. к.э.н./ МГУ.- М.:1998.- 23с.
  54. М.С. Формирование и развитие зон экономического благоприятствования: (Методология и практика): Автораф. дис.к.э.н./ Рос. экон. акад. Г. В. Плеханова.- М.: 1998.- 39с.
  55. Т.Г. Государственное регулирование экономики региона -субъекта Российской Федерации на основе индикативного планирования (на примере Республики Бурятия): Автореф. дис. к.э.н./ ГУ «Ин-т макроэкон. иссл.- М.: ГУ ИМЭИ МЭРиТ РФ, 2004.- 28с.
  56. И.М. Управление созданием и функционированием свободных экономических зон: Автореф.дис.к.э.н./ Ульян.гос.ун-т.- Ульяновск.1999.-21с.
  57. А.Л. Свободная экономическая зона модель взаимодействия региона и Центра: Автореф. дис.к.э.н. / МГУ им. М.В.Ломо-носова.-М.: 2002.- 28с.
  58. A.C. Оценка эффективности создания зон экономии-ческого развития морского порта: Автореф. дис.к.э.н. / С.-Петерб. гос. ун-т водных коммуникаций. СПб.: 2002.- 23с.
  59. Ю.Н. Концептуальные основы формирования особой экономической зоны высоких технологий природопользования (на примере Ангаро-Енисейского региона Красноярского края): Автореф. дис. к.э.н./ Красноярск, 2004.- 23с.
  60. А.Ю. Оценка экономических потенциалов территорий как основа размещения инвестиций в национальную экономику России: Автореф. дис. к.э.н. / Гос. ун-т упр., 2001.- 25с.
  61. Н.С. Особенности регулирования инвестиционных процессов в свободных экономических зонах (на примере СЭЗ «Находка»): Автореф. дис. к.э.н./ ДВ гос. тенх. Рыбохоз. Ун-т.- Владивосток, 2000.- 23с.
  62. Л.Г. Формирование особых экономических зон как фактор динамического развития региона: Автореф. дис. к.э.н./ Рос. экон. акад им. Г. В. Плеханова.-М.: 1999.-22с.
  63. Т.В. Регулирование территориального инновационного развития (на примере закрытых административно-территориальных образований): Автореф. дис.к.э.н./ Урал. гос. экон. ун-т. Екатеринбург, 2005.-19с.
  64. Е.Б. Государственное регулирование создания и функционирования свободных экономических зон в России: Автореф. дис. к.э.н. / Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова.- М.: 1999.- 22с.
  65. K.M. Менеджмент свободных зон: Автореф. дис. к.э.н./ Рос. экон.акад.им.Г. В. Плеханова.- М.: 2000.-24с.
  66. Нгуен Минь Хоа. Свободные экономические зоны и их роль в современной экономике Вьетнама: Автореф. дис. к.э.н. / Пятигорск, гос. лингв, ун-т, 2002.- 22с.
  67. Нгуен Тхань Бинь. Опыт и перспективы функционирования свободных экономических зон: (На примере Китая и Вьетнама): Автореф. дне.к.э.н./ РАН. Ин-т мендунар. экон. и полит, исслед.- М.: 2002.- 24с.
  68. П.В. Организационно-правовые пути совершенствования положения свободных экономических зон в Рос. Федерации / Таганрог. ин-т. упр. и экономики.- Таганрог, 2004.- 84с.
  69. Пак А. Г. Совершенствование механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику: Автореф. дис. к.э.н. / Госуд ун-т. упр.- М.: ГУУ, 2003.- 24с.
  70. Ф.Л. Совершенствование управления хозяйственными связями как фактор социально-экономического развития приграничных регионов России: Автореф. дис. к.э.н./ М.: ГУУ, 2005.- 20с.
  71. Н.В. Комплексное исследование проблем создания свободных экономических зон Дальневосточного региона: (На примере Сахалин, обл.): Автореф. дис.к.э.н./ Междунар. акад. информатизации в Генерал. Консультатив. Статусе ООН.- М.: 2000.-48с.
  72. Т.В. Формирование экономического механизма управ-ления свободными экономическими зонами: Автореф. дис. к.э.н./ Рос.тамож.акад.- М.: 1998.- 29с.
  73. Т.М. Экономический механизм формирования региональных инвестиционных программ: Автореф. дис. к.э.н./ Гос. ун-т упр.- М.: ГУУ, 2005.- 26с.
  74. С.Т. Формирование стратегии антикризисного управления экономическим развитием региона России: Автореф. дис. д.э.н./ Гос. ун-т упр. -М.: ГУУ, 2005.- 46с.
  75. Т.М. Налоговое регулирование социально-экономических процессов (на примере особых экономических зон России): Автореф. дис. к.э.н./ Госуд. ун-т, упр.- М.: ГУУ, 2006. 20с.
  76. М.Вл. Совершенствование механизма интенсификации инвестиционного процесса в экономике РФ: Автореф. дис. к.э.н./ Гос. ун-т упр. -М.: ГУУ, 2002.- 18с.
  77. Е.В. Свободные экономические зоны: привлечение прямых реальных инвестиций: Автореф. дис. к.э.н./ С.-Петерб, ун-т экономики и финансов.- СПб., 2002.- 20с.
  78. Е.Г. Бюджет субъекта Федерации в условиях свободных экономических зон: формирование, регулирование, контроль: Автореф. дис. к.э.н./ СПбГУЭФ.- СПб, 2001.- 21с.
  79. В.П. Специальные экономические зоны в мировой экономике. // ЭКО.- 1997.- N 3/
  80. JI. Льготы для иностранных инвесторов в Россию.// Внешняя торговля.- 2003.- № 3.- С.44−46.
  81. И. Оценка эффективности функционирования специальных экономических зон в контексте регионального развития.// Экономика Украины. 2002.- № 1.- С.42−47.
  82. А. Совместные с зарубежными странами свободные экономические зоны: постановка проблем // Внешняя торговля, 1994, № 2−3. С.39−45.
  83. Л., Самбурова Е. Гора родила мышь.// Деловые люди.-1994.-N 3.- С. 44−46.
  84. P.O. Бюджетное финансирование базовая проблема реализации проектов свободных экономических зон // Экономика и финансы-2005.-№ 1.-С. 57−59.
  85. P.O. Организационно-правовая база функционирования СЭЗ «Находка» //Экономика и финансы.- 2004.-Р 19.-С.56−58.
  86. P.O. Роль СЭЗ «Находка» в формировании кластера в Приморском крае // Экономика и финансы.- 2004.- Р 28.- С.87−88.
  87. А.Г. Специальные экономические зоны на территории Польши // ЭКО.- 2005.-№ 4.-С.174−163.
  88. А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов.// Вопросы статистики.-1998.- № 8.- С.25−29.
  89. А., Суслов В., Коломак Е. Крупные регионы России: экономическая интеграция и взаимодействие с мировой экономикой. Отчет по программе экономических исследований (EERC Russia) .- М., 1997.
  90. С. От эффективного управления к созданию новых инвестиционных кредитно-страховых структур.// Инвестиции в России.- 2005.-№ 4.- С. 15−27.
  91. В.А. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: состояние и развитие процесса.// Финансы.- 2004.- № 12.- С.21−24.
  92. А.К. Особые экономические зоны как центры экономического роста // Пробл. современной экономики. СПб.-2005.-№ ½.-С.259−262.
  93. Р. Опыт США в создании и функционировании свободных экономических зон // Инвестиции в России.-2005.-№ 8.- С.3−10.
  94. Р. Роль государства в зарубежном инвестировании США.// РЭЖ, — 2003.- № 3.-С.34−36.
  95. Р. Свободные экономические зоны: американский опыт.// Российский экономический журнал.-1998.- N3.- С. 21−27.
  96. Г. Федеральная инвестиционная политика и экономический рост.//Инвестиции в России.- 2004.- № 2.- С.22−30.
  97. М. Правовые условия хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах Республики Беларусь.// Консультант.- 2002.- N 24.
  98. Инвестиционная политика и инвестиционный налоговый кредит в регион.// Юридический вестник.-2000.-№ 1.-С.29−37.
  99. Г. К. Проблемы создания и функционирования СЭЗ в Казахстане // Экономика и финансы.- 2004.-№ 19.-С. 50−35.
  100. Как будут исчислять ЕСН резиденты свободных экономических зон.// Российский налоговый курьер.- 2006.- № 7.- С.12−17.
  101. А. Рекомендации по созданию СЭЗ в России //БИКИ.-2000.- N 39.- С.23−27.
  102. И.С. Возникновение идеи свободной экономической территории и воплощение ее в европейской экономической жизни // Вестн. Калинингр. гос. ун-та. Сер. Экономика.- Калининград, 2004.- Вып. 4.- С. 17−23.
  103. В., Андреева Е. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения.- М.: Изд. Группа «Прогресс», изд-во «Экопрос», 1993.
  104. В., Швецов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития.- М.: УРСС, 1997.
  105. Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней.// РЭЖ.- 2000.- № 2.- С. 18−24.
  106. В.В. Создание свободной зоны между Россией, Беларусью, Казахстаном и Украиной: эмпирический анализ // Финансовый менеджмент—2005.-№ 4.- С. 100−105.
  107. Опыт китайских зон технико-экономического развития: перевод с кит.- М.: Прогресс, 2006.- 213с.
  108. О режиме свободной таможенной зоны.// Учет, налоги, право.-2006.- № 3.- С. 4.
  109. По материалам Министерства экономического развития и торговли Росссийской Федерации, «Материалы по законопроекту «Об особых экономических зонах» // Федеративные отношения и региональная соц.-экон. политика.- 2004.-№ 12.-С.30−48.
  110. Правовое обеспечение создания к функционирования особых экономических зон в Российской Федерации» / По материалам Мин-ва экономики развития и торговли Рос. Федерации // Федеральные отношения и региональная соц.-эком, политика.- 2005.-N 7.- С.46−67.
  111. В.А. Нужны ли России свободные экономические зоны.// Мировая экономика и международные отношения.- 2000.- N 3.- С. 67−71.
  112. Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы//Вопросы экономики.- 1994.-№ 12.
  113. А. Роль региональной политики устойчивого роста России.//Управление и экономика.- 1999.-№ 6.- С.16- 27.
  114. С.С. Оценка эффективности функционирования СЭЗ.// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.- 2005.- № 8.- С.34−38.
  115. B.B. «Механизм функционирования СЭЗ» // Тезисы докладов 13-го Всероссийского студ. семинара. Проблемы управления/ ГУУ 2005, 0,3 п.л.
  116. В.В. «Мировой опыт функционирования СЭЗ» // Материалы 2-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России». Проблемы управления 2005, 03 п.л.
  117. В.В. «Институциональная организация свободных экономических зон в РФ» // Материалы 19-й Всероссийской конференции «Реформы в России». Проблемы управления 2004/ ГУУ, 2004, 0,2 п.л.
  118. В.В., «Понятие особых экономических зон» // Актуальные проблемы управления -2006: Материалы международной научно-практической конференции: Вып.2/ ГУУ М., 2006 — 0,3 п.л.
  119. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545−1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР».
  120. Федеральный закон от 13.03.95 N 31-Ф3 «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности»
  121. Федеральный закон от 22.01.96 N 13-Ф3 «Об особой экономической зоне в Калининградской области».
  122. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
  123. Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-Ф3 «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности».
  124. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР».
  125. Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации».
  126. Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 «О создании зоны свободной торговли «Шереметьево».
  127. Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 «О свободных таможенных зонах «Московский Франко-Порт» и «Франко-Порт Терминал».
  128. Указ Президента от 27.09.93 г. N-1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями»
  129. Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N2117 «О Калининградской области».
  130. Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот»
  131. Указ Президента РФ от 22 июля 2005 г. № 855 «0 Федеральном агентстве по управления особыми экономическими зонами».
  132. Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106−1 «О создании зон свободного предпринимательства».
  133. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. «О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны».
  134. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.
  135. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N497.
  136. Постановление Правительства РФ от 29.09.97 N 1259 «О федеральной целевой программе развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998−2005 годы».
  137. Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343−1 «О внесении дополнений в постановление ВС РФ «О введении в действие закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».
  138. Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 «О некоторых мерах по развитию СЭЗ «Находка».
  139. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4−06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04−06−01 «О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах».
  140. Постановление Правительства РФ от 19.06.94 г. N 740 «О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики».
  141. Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 «Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод».
  142. Письмо Федеральной налоговой службы от 19.04.2006 г. № 0106/13 377 «О таможенном оформлении автотранспортных средств" —
  143. Письмо Федеральной налоговой службы 14.03.2006 № ММ-6−03/2650 «О порядке применения ставки НДС 0 процентов" —
  144. Письмо Федеральной налоговой службы от 22.02.2006 № 03−0415/40 «О документах, подтверждающих применение ставки 0 процентов».
  145. Письмо Федеральной налоговой службы от 27.02.2006 г. № ГВ-6−21/197 «О налоге на имущество организаций" —
  146. Письмо фонда социального страхования РФ от 11.11.2005 № 0218/07−11 352 «О выплате пособий гражданам, работающим в СЭЗ».
  147. Письмо Минздравсоцразвития от 10.10.2005 г. № 4853-А8 «О порядке обеспечения граждан, работающих в ОЭЗ, пособиями и иными видами выплат, предусмотренных законодательством об обязательном социальном страховании»
  148. В. «Exports, policy choises and economic growth in developing countries after the 1973 oil shock» reprinted in Comparative Advantage, Trade Policy and Economic Development.-1989
  149. Barro R.J. Economic Growth in a Cross-Section of Countries// Quarterly Journal of Economics. -1991. V. С VI (2). May
  150. Barro R.J. and Lee Jong-Wha. Sources of Economic Growth// CarnegieRochester Conference Series on Public Policy.- 1994. V. 40
  151. Baumol W.J. Productivity Growth, Convergence and Welfare: What the Long Run Data Show// American Economic Review. 1986. V. 76 (5).
  152. Black C.E. The Dynamics of Modernization: A Study of Comparative History. New York: Harper and Row, 1966.
  153. DeLong J.B. Productivity Growth, Convergence and Welfare: Comment// American Economic Review. -1988. V. 78 (5).
  154. Dani. R. Development Strategies for the Next Century// Presented at the Annual World Bank Conference on Development Economics (Europe). Paris.2000. June 26−28
  155. Durlauf S.N. and Johnson P.A. Local Versus Global Convergence Across National Economies. NBER Working Paper. 1992. Cambridge MA.
  156. Hartwick J.M. Integrational Equity and Investing of Rents from Exhaustible Resources// American Economic Review. -1977. P. 972−974.
  157. Ley E. and Steel M.E.J. We Just Averaged over Two Trillion CrossCountry Regressions. Washington: IMF Working paper, WP/99/101.
  158. Malhotra Y. Knowledge Assets in the Global Economy: Assesment of National Intellectual Capital// Journal of Global Information Management. 2000 P. 5−15
  159. Malhotra Y. Knowledge Management and New Organization Forms: A Framework for Business Model Innovation// Information Resources Management Journal.- 2000−13 (1). P. 5−14
  160. Pearce D., Atkinson G. Capital Theory and Measurement of Sustainable Development//Ecological Economics//- 1993.P. 103−108
  161. Rodrik D. Development Strategies for the Next Century// Presented at the Annual World Bank Conference on Development Economics (Europe). Paris.2000. June 26−28
  162. Solow R.M. Contribution to the Theory of Economic Growth // Quart. J. Econ. 1956. V70, P. 12−36.
  163. Solow R.M. Integrational Equity and Exhaustible Resources // Review of Economic Studies, Symposium Issue. -1974. P. 29−45.
  164. Stiglitz J. Development Thinking at the Millennium// Presented at the Annual World Bank Conference on Development Economics (Europe). Paris.2000. June 26−28
  165. Stiglitz J. Growth with Exhaustible Natural Resources: Efficient and Optimal Growth Paths // Review of Economic Studies, Symposium Issue. -1974. P. 123−137.
  166. Szell G. Democracy and Sustainable Development. In: Environment in the 2 tst. Century Environment, Long-term Governance and Democracy. Paris: Harmattan, 1999.
  167. Tendances regionales 1998. Syntheses / INSEE.- Paris, 1999,№ 22.
  168. The Regional impact of community Policies. Brussels, Luxembourg, European Commission, 1991.
  169. The Regions in the 1990s. Fourth Periodic Report. Brussels, Luxembourg, European Commission, 1991.1. РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ
  170. К. О перспективах зоны в Алабуге// Глобальные ресурсы Интернет http:// www: alabuga.ru187. «Регистрация в зонах льготного налогообложения.// Алтекс, http:// .www.nsk.su/- alteks/alt.htm
  171. К. О зонах замолвите слово.// Глобальные ресурсы Интернет http:// www.libertarium.ru/ libertarium|l libsb3 2−3
  172. Гордеев С. В. Эффективное управлении свободными зонами// Глобальные ресурсы Интернет http:// www.sibir.rian.ru/news. htm
  173. JI. М. Калининградский опыт/ Глобальные ресурсы Интернет http:// www. offshoring kuban su econ TEXT DOC HTM.
  174. И., Шлыков M. Регионы и перспективы роста.// Глобаль-ные ресурсы Интернет, http: // www nasledie ru oboz
  175. А. Региональные особенности на службу экономике// Глобальные ресурсы Интернет http:// www.bpi.ru/review/236.htm
  176. В.Н. Инвестиции в регионы. // Глобальные ресурсы Интернет http:// ww.russeca.kent.edu/InternationalBussiness/Chapter 10/Р23.html
  177. JI. О привлекательности ОЭЗ для иностранных инвесто-ров. // Глобальные ресурсы Интернет, http:// www.vosoez.economy.gov.ru.
  178. П.О. О таможенном регулировании ОЭЗ./ Глобальные ресурсы Интернет http:// www.atlais.informatika.ru.
  179. Л.А. СЭЗ как институт инфраструктуры внешнеэкономической деятельности // Глобальные ресурсы Интернет, http: // www nasledie ru oboz
  180. Т.А. Свободные? Особые? Регионы и перспективы роста.// Глобальные ресурсы Интернет, http: // www nasledie ru oboz
  181. В. Приграничные регионы оптимальное место для создания СЭЗ .// Глобальные ресурсы Интернет, — http: // www nasledie ru oboz
  182. M. Создание банка- резидента СЭЗ. .// Глобальные ресурсы Интернет, http: // www nasledie.ru.oboz.
  183. И. Государственно-частное партнерство: пути развития, http:// www.sibir.rian.ru/news. htm.
  184. В. Влияние инвестиций на экономику России.// http:// www.sibir.rian.ru/news. htm.
  185. Общее состояние зарубежных капиталовложений в экономику PoccHH/.http://www.vitport.ru./.
  186. Н.Я., Маневич В. Е., Бриедис Б. А. Об инвестиционной политике в России и становлении рыночной экономики. // Глобальные ресурсы Интернет, http://www.nasledie.ru/oboz/N0800/08.
  187. Е. Иностранные инвестиции.// Глобальные ресурсы Интернет, — http://www.iet.ru.
  188. А.К. Нельзя забывать об инвесторах.// Глобальные ресурсы Интернет, http:// www.sibir.rian.ru/news. htm.
  189. Л. Свободные экономические зоны Латинской Америки. Глобальные ресурсы Интернет, http:// www.libertarium.ru/ libertarium| 1 libsb3 2−3.
  190. B.K. Инвестиции в завтрашний день.// Глобальные ре-сурсы Интернет, http:// www.libertarium.ru/ libertarium|l libsb3 2−3 .
  191. Ю. Государственно частное или социальное партнерство.// Глобальные ресурсы Интернет, http:// www.sibir.rian.ru/news. htm.
  192. Сервер «ГОСКОМСТАТа России» http://www.sei, aha, ru/win/stat
Заполнить форму текущей работой