Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Активизация преобразовательной деятельности учащихся в процессе обучения черчению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные положения психологии, педагогики, дидактики и методики обучения технологии и графическим дисциплинам, анализом и учетом состояния проблемы в современной практике обучения, применением различных методов исследовательской работы, адекватных поставленным целям и задачам, опытом работы соискателя… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ
    • 1. 1. Сущность и структура учебной преобразовательной деятельности
    • 1. 2. Теоретические аспекты активизации преобразовательной деятельности учащихся в технологической подготовке
    • 1. 3. Особенности активизации преобразовательной деятельности учащихся в графической подготовке
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ
    • 2. 1. Заданный подход к проблеме активизации преобразовательной деятельности учащихся в графической подготовке
    • 2. 2. Разработка системы графических задач на преобразования
    • 2. 3. Условия применения системы графических задач на преобразования в обучении черчению
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ
    • 3. 1. Обоснование констатирующего эксперимента и анализ его результатов
    • 3. 2. Содержание и результаты экспериментального обучения
  • Выводы, но третьей главе

Активизация преобразовательной деятельности учащихся в процессе обучения черчению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследовании. Стратегия модернизации содержания общего образования одной из задач совершенствования образования ставит развитие способности учащихся к созидательной деятельности [1 ?9]. Это вполне коррелирует с задачами образовательной области «Технология» в отношении подготовки учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях [ЦО]. < Соответственно повышается значимость технологической подготовки учащихся в общем образовании, что не получило отражения в новых стандартах [1 ЗВ.

Непростая ситуация складывается в общеобразовательной школе с графической подготовкой, являющейся составной частью технологической подготовки и имеющей для нее немаловажное значение. Графическая деятельность предоставляет материал для эмпирического и рационального познания посредством наглядного восприятия и образно-знакового моделирования предметов, помогает глубже понимать их строение и пространственные соотношения, а также изучать процессы, не поддающиеся непосредственному наблюдению [13]. При динамично повышающихся требованиях современного производства к умению оперировать графической информацией, к уровню развития технологического мышления и пространственных представлений выпускников школ, происходит неуклонное сокращение часов, отводимых на курс черчения в школе.

При этом уровень графической подготовки современного человека определяется не степенью овладения им техникой выполнения графических изображений, а тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям, насколько развиты уровень и подвижность пространственных представлений, образное мышление, которые являются не только важнейшим показателем общего умственного развития, но и готовности к преобразовательной деятельности.

Качество графической подготовки специалиста во многом определяется уровнем подготовки абитуриента, основой которой является обучение в общеобразовательной школе. Результаты специальных исследований об уровне довузовской графической подготовки оказались неудовлетворительными [74].

Для того чтобы повысить качество и эффективность графической подготовки в современных условиях, необходимо широкое применение новых идей, активных средств учебной работы.

Проблема оптимизации процесса обучения черчению нашла отражение в исследованиях ученых-методистов по графической подготовке. Так, Л. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышненольский, Д. Д. Павлова большое внимание уделяют содержанию учебного материала, а именно новизна и практическая значимость которого способствуют эффективному приобщению школьников к графической культуре.

Дктивная организация познавательной деятельности школьников на уроке через рациональное использование проблемности отмечается Т. Д. Дбпловым, Е. Д. Василенко, С. И. Дембинским, В. Д. Фурманом и др.

В. Ф. Канев, II. Г. Преображенская и В. Б. Дрягина видят формирование активности учащихся в развитии их интереса на уроках черчения. iMnonie ученые акцентируют внимание на важности использования в качестве активизирующего средства в учебном процессе различных задач: требующих преобразования графического материала (Г. Р. Ким, Ч. Рустамов, iM. Н. Овсянник, С. Д. Смирнов, Д. Умронходжаев, Г. Ф. Хакимов) — творческих (В. Д. Гервер, В. Ф. Канев) — логических (JI. II. Коваленко, М. II. Макарова) — занимательных (И. Д. Воротников, Д. С. Пугачев, Л. М. Эйдельс).

Д. Д. Богуславский, В. В. Степакова, Ю. П. Шевелев одним из условий повышения активности учащихся на уроках считают применение в обучении технических средств, в том числе широкое использование компьютеров при выполнении графических работ.

Социальный заказ подтверждает необходимость формирования активной творческой личности, обладающей готовностью изменить окружающую действительность и себя, интеллектуальной самостоятельностью, предприимчивостью и конкурентноспособностью.

Возникает проблема активизации преобразовательной деятельности учащихся, которая не нашла отражения в исследованиях, но теории развития активности личности и активизации деятельности учащихся.

Так, основанием гармоничного развития личности, ее системообразующим фактором признается общая активность (В. С. Дашошенков). В. JI. Хайкин, обобщая исследования ряда ученых (К. А. Альбухановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского, В. А. Петровского, Д. I I. Узнадзе и др.), посвященных данному феномену, подчеркивает многокомпонентность человеческой активности, выделяя более десяти ее типов, форм, видов. Но большая часть педагогических и методических исследований направлена на формирование и развитие только одного ее компонента — познавательной активности.

В школьной практике реализация этого процесса осуществляется с помощью средств активизации учебной деятельности (Т. И. Шамова). Учебная деятельность, обладая свойством интегральпости, вбирает в себя разные виды деятельности, влияющие на развитие детей — познавательную, художественную, игровую, коммуникативную, преобразовательную и др. (И. Б. Первин, Т. В. Машарова). Следовательно, активизация учебной деятельности должна включать не только познавательную деятельность, но и другие составляющие, в том числе преобразовательную деятельность как-ведущую в технологической подготовке.

В работах П. Р. Атутова, Г. М. Гаджиева, А. М. Новикова, В. Д. Симоненко, И. А. Сасовой и др. определены цели, содержание, формы, средства и методы, а также условия подготовки выпускников школ к преобразовательной деятельности на уроках технологии. Вместе с тем необходимо отметить отсутствие исследований, раскрывающих возможности активизации преобразовательной деятельности в графической подготовке.

Большинство исследований графической деятельности студентов и школьников базируются на графических задачах, которые рассматриваются как «средство активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их пространственных представлений, формирования графических знаний, умений и навыков» [21, с. 3].

Однако использование графических задач в качестве средства активизации преобразовательной деятельности учащихся в процессе обучения черчению не нашло отражения в работах исследователей и не получило широкого распространения в школьной практике, поскольку в методике преподавания черчения не ставилась задача использования задач на преобразования как целостной системы. Бессистемность выполняемых заданий, безотносительность их к уровню умственного развития конкретного школьника приводит к тому, что продуктивная мыслительная деятельность зачастую подменяется внешней активностью.

Перечисленные обстоятельства позволяют сформулировать следующие противоречии:

— между требованиями современного общества к гражданину, способному реализовать себя в созидательном процессе, и недостаточной базовой подготовкой выпускников школ к преобразовательной деятельности;

— между необходимостью приобщать учащихся к графической деятельности как эффективному способу достижения более высокого уровня интеллектуального развития школьников и сокращением в базисном учебном плане количества часов, отводимых на курс черчения в школемежду необходимостью использования в процессе обучения графических задач на преобразования как средства активизации преобразовательной деятельности учащихся и отсутствием системности этого вида задач в учебно-методической литературе.

С учетом указанных противоречий нами была сформулирована проблема: активизируется ли преобразовательная деятельность учащихся в результате применения системы графических задач в процессе обучения черчению? Постановка данного вопроса обусловила выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать систему графических задач и экспериментально проверить эффективность ее использования как средства активизации преобразовательной деятельности учащихся в процессе обучения черчению.

Объект исследования: процесс обучения черчению в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: активизация преобразовательной деятельности учащихся в процессе обучения черчению посредством решения графических задач.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения черчению использовать систему графических задач, то активизируется преобразовательная деятельность школьников, способствующая развитию их пространственных представлений.

Задачи исследования:

1. Изучить философскую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по преобразовательной деятельности и определить ее существенные характеристики в учебном процессе.

2. Проанализировать теоретические аспекты активизации преобразовательной деятельности учащихся в процессе обучения черчению как части технологической подготовки.

3. Разработать систему графических задач на основе уточненной классификации преобразований и определить условия ее применения как средства активизации преобразовательной деятельности учащихся в процессе обучения черчению.

4. Экспериментально проверить эффективность активизации преобразовательной деятельности учащихся с помощью системы графических задач.

Методология и теория исследования основывается: на работах, посвященных деятельностному подходу к развитию личности (JI. С. Выготский, JI. И. Божович, В. В. Давыдов, М. С. Каган, A. I I. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) — системному подходу в обучении (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. С. Дашошенков, А. И. Мищенко) — раскрывающих современные аспекты активизации деятельности учащихся (Б. Г. Ананьев, Л. П. Аристова, В. С. Дашошенков, А. К. Маркова,.

A. М. Матюшкин, В. И. Лозовая, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.) — на психологических исследованиях по формированию умений и навыков графической деятельности и ее влияния на развитие пространственных представлений (Е. Н Кабанова-Меллер, И. Я. Каплунович, Т. В. Кудрявцев, Б. Ф. Ломов, Н. А. Менчинская, И. С. Якиманская и др.) — на трудах, посвященных применению задач в обучении (Г. А. Балл, Л. Л. Гурова, Ю. М. Колягин, Д. Пойа, Л. М. Фридман и др.), в частности в графической подготовке (А. Д. Ботвинников, Е. А. Василенко, В. И. Виноградов,.

B. А. Гервер, Е. Т. Жукова, Г. Р. Ким, Л. Н. Коваленко, М. I I. Макарова, М. И. Овсянник, С. А. Смирнов, А. Умронходжаев, Г. Ф. Хакимов, О. П. Шабанова и др.) — на работах в области формирования приемов графической деятельности (Л. I I. Анисимова, М. В. Лагунова, А. А. Павлова, I I. Г. Преображенская, В. В. Стеиакова, и др.).

Исследование осуществлялось с применением следующих методов'. теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературыобобщение педагогического опытанаблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической и статистической обработки результатов эксперимента.

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе (1998 — 2001 гг.) проводился анализ научной литературы по проблеме исследования, а также анализ преподавания черчения в общеобразовательных учебных заведениях г. Кирова и области. В результате этого была обоснована актуальность исследования, определены предмет, цель и задачи, выдвинута гипотеза и разработана программа экспериментальной работы. Проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2001;2003гг.) производилась проверка эффективности использования графических задач на преобразования в обучении, как средства активизации преобразовательной деятельности учащихся, определялось отношение школьников к подобным задачам. На основании полученного практического опыта применения графических задач в процессе обучения черчению, изучения научно-методической литератур!, i и дополнения классификации преобразований была разработана система графических задач. Опубликованы методические рекомендации, но применению системы графических задач в школьной практике.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) была проведена экспериментальная проверка эффективности активизации преобразовательной деятельности учащихся в процессе обучения черчению посредством решения системы графических задач. Обработать результаты диагностики и контрольных срезов. Оформлена диссертация.

Научная повита исследования заключается в следующем:

1. На основе анализа научной литературы выявлены существенные характеристики учебной преобразовательной деятельности, сформулировано ее авторское определение.

2. Предложен новый подход к решению проблемы активизации деятельности учащихся в процессе графической подготовки как части подготовки технологической, в которой ведущая роль принадлежит учебной преобразовательной деятельности.

3. Разработана система графических задач, направленная на активизацию преобразовательной деятельности учащихся в процессе обучения черчению, выявлены и охарактеризованы условия ее применения.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии идеи преобразования в обучении черчению с целыо активизации деятельности учащихся. Предложен подход к использованию преобразовательной деятельности в графической подготовке, основанный на объединении трех ведущих идей обучения черчению (проецирования, преобразования и творчества). Результатами этого подхода являются скорректированная и дополненная классификация преобразований в учебной графической деятельности, составленная на ее основе система задач и условия применения разработанной системы как средства активизации преобразовательной деятельности учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в том, что использование предложенной системы графических задач как средства активизации преобразовательной деятельности учащихся позволит учителю придать процессу обучения черчению новое развивающее качество. Разработанные методические рекомендации и дидактические материалы для диагностики уровня развития пространственных представлений учащихся могут быть использованы для осуществления дифференцированного подхода и оптимизации процесса обучения черчению в инновационных и общеобразовательных учебных заведениях.

На защиту выносятся положения:

1. Учебная преобразовательная деятельность определяется нами как деятельность, направленная на изменение реальных и идеальных объектов, осуществляемая в условиях педагогического процесса с целью формирования умений преобразования и стимулирования процесса саморазвития учащихся.

2. Активизация учебной преобразовательной деятельности — это процесс, специально организованный учителем при помощи дидактических средств, стимулирующий восприятие, воображение, мышление и творчество учащихся с целью их развития и направленный на формирование потребностей к изменению окружающего мира и самосовершенствования.

3. Система графических задач, составленная на основе классификации преобразований I, II, III и IV родов, и условия ее применения как средства активизации преобразовательной деятельности школьников в процессе обучения черчению: I) опора на общедидактические и методические принципы, 2) обучение приемам выполнения мысленных преобразований, 3) учет индивидуальных возможностей учащихся и уровня развития их пространственных представлений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные положения психологии, педагогики, дидактики и методики обучения технологии и графическим дисциплинам, анализом и учетом состояния проблемы в современной практике обучения, применением различных методов исследовательской работы, адекватных поставленным целям и задачам, опытом работы соискателя в качестве учителя черчения в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе (хМОУ COIU) с углубленным изучением отдельных предметов Л" 74 г. Кирова в течение 10 лет.

Апробации и внедрение результатов исследования осуществлялись:

— в практической работе общеобразовательных школ г. Кирова: iMOY СОШ ЛЬ 65, МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов ЛЬ 74 и Кировской области: хМОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов ЛЬ 12 г. Кирово-Ченецка, МОУ лицей ЛЬ 9 г. Слободского;

— на курсах повышения квалификации, где осуществлялось ознакомление учителей черчения с задачами исследовательской работы (2001г.);

— при обсуждении результатов исследования на заседаниях кафедры теории и методики преподавания технологии и семинарах молодых ученых ВятГГУ;

— посредством участия в областных и международных научно-практических конференциях: «Технология XXI век», «Технология-дизайн, деятельность, личность» (Киров, 2001 г., 2004 г.), «Технологическое образование в школе и вузе в условиях модернизации образования» (Москва,.

2003 г.), «Технология, предпринимательство, экономика» (Тула, 2004 г.), «Технологическое образование подрастающего поколения» (Ульяновск,.

2004 г.);

— в работе лаборатории «Теоретические основы графической культуры учителя технологии» факультета технологии и дизайна ВятГГУ;

— в публикациях автора.

Выводы по третьей главе.

Экспериментальная работа позволяет сделать следующие велводы.

АктивизаЕщя ЕЕреобразовательной деятельности учаишхея является одной нз важных задач техЕЕОлогической подготовки, в том числе, графической подготовки школьников. Ее актуальность определяется требоваЕшямЕЕ совремешюго общества к выпускникам енкол, котор1>1е должшл быть подготовлеЕЕЫ к созидательной деятельЕЕОсти, а также отмечается учителями-ЕЕрактиками. Продуктивным средством активЕЕзаЕцш ЕЕреобразовательной деятельности учаЕЕшхся в графической Еюдготовке является решение системы графических задач на преобразования, которое используется учителями не в полной мере по причине отсутствия методического обеспечения.

Данные экспериментального обучения, выраженные в динамике, но трем показателям, свидетельствуют об эффективности применения графических задач как средства активизации преобразовательной деятельности учащихся.

Так, изменение уровня развития пространственных представлений учащихся контрольной и экспериментальной групп в результате специально проведенного обучения имеет достоверные различия в пользу экспериментальной группы.

Кроме того, учащиеся экспериментальной группы показали лучшие умения выполнять мысленные преобразования. Оценка достоверности расхождений двух эмпирических распределений контрольной и экспериментальной групп произведена при помощи X — критерия Колмогорова — Смирнова. Учащиеся экспериментальной группы более успешно справились с психологическими тестами на креативность, доказав тем самым, что применение в обучении графических задач на преобразования способствует актуализации творческого потенциала личности.

В целом экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании изучения философской, психолого-педагогической, методической литературы, анализа педагогической реальности и обобщения передового опыта учителей, а также проведения экспериментальной работы нами сделаны следующие выводы.

1. Преобразовательная деятельность является одним из основных видов жизнедеятельности человека, имеющих важное значение, что объясняет необходимость приобщения к ней в учебном процессе. Преобразовательная деятельность многогранна и может проявляться в различных формах. Важно, чтобы они носили гуманный, созидательный, целенаправленный, рациональный характер. В учебном процессе приобщение к преобразовательной деятельности более успешно осуществляется в технологической подготовке в силу ее специфики, с учетом деятельностного подхода и психологической структуры деятельности: потребность — мотив — цель — условия достижения цели — действия — результат. Соотношение дефиниций «деятельность», «познавательная деятельность», «преобразовательная деятельность» позволяет определить учебную преобразовательную деятельность как деятельность, направленную на изменение реальных и идеальных объектов, осуществляемую в условиях педагогического процесса с целыо формирования умений преобразования и стимулирования процесса саморазвития.

2. Развивающие цели обучения, задачи формирования активной личности обусловливают необходимость активизации учебной преобразовательной деятельности учащихся, под которой мы понимаем процесс, специально организованный учителем при помощи дидактических средств, стимулирующий восприятие, воображение, мышление и творчество учащихся с целыо их развития и направленный на формирование потребностей к изменению окружающего мира и самосовершенствования.

Решение этой проблемы требует от учителя особого подхода к процессу обучения, подбора определенных дидактических средств, способных создать проблемную ситуацию для учащихся, вызывать их интерес к работе.

3. Эффективным дидактическим средством активизации преобразовательной деятельности учащихся в процессе обучения черчению могут быть графические задачи на преобразования, которые должны быть систематизированы на основе классификации преобразований в учебной графической деятельности и отражать целостность содержания учебного материала.

4. Разработанная нами система графических задач на преобразования I, II, III и IV родов обладает свойствами логичности и временной непрерывности. Определены и обоснованы условия ее применения как средства активизации деятельности учащихся в процессе обучения черчению: 1) опора на общедидактические и методические принципы- 2) обучение приемам выполнения мысленных преобразований- 3) учет индивидуальных особенностей учащихся и уровня развития их пространственных представлений.

5. Эффективность процесса активизации преобразовательной деятельности учащихся на уроках черчения посредством решения системы графических задач подтверждена экспериментально. Во-первых, у большего числа учащихся экспериментальной группы (42%) повысился уровень развития пространственных представлений в результате экспериментального обучения, чем у учащихся контрольной группы (28%), обучавшихся традиционно. Во-вторых, контрольный срез по выявлению сформированное&tradeумений выполнять мысленные преобразования дал более высокие результаты в экспериментальной группе. В-третьих, данные психологических тестов, диагностирующих развитие креативности, свидетельствуют о влиянии обучения черчению с применением задач на преобразования на стимулирование развития творческих способностей.

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что применение разработанной системы графических задач, разработанной на основе классификации преобразований в учебной графической деятельности и обладающей свойствами логичного построения и временной непрерывности, при соблюдении выделенных условий является эффективным средством активизации преобразовательной деятельности и развития пространственных представлений учащихся, стимулирует творческий потенциал личности.

С точки зрения достижения поставленных целей исследование можно считать законченным. Теоретически и экспериментально обосновано наличие проблемы активизации преобразовательной деятельности учащихся, предложено средство решения этой проблемы в процессе обучения черчению, которым является система графических задач на преобразования. В целом гипотеза исследования подтверждена всей совокупностью полученных результатов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активность и жизненная стратегия личности // К.А. Альбуханова-Славская. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. С. 76−125.
  2. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. -М.: Педагогика, 1980.
  3. Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968.- 138 с.
  4. А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.-376 с.
  5. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  6. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-иедагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  7. С.А. Активизация учебной деятельности школьников в условиях личностно ориентированного обучения: Автореф. дис.. канд. нед. наук. Киров, 2004. — 17 с.
  8. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  10. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.
  11. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  12. А.Д. Графическая деятельность: Автореф. дис.. докт. нед. наук. М., 1968. — 55 с.
  13. А.Д. и др. Черчение: Учеб. для 7−8 кл. сред, общеобразоват. шк. 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1992. — 222 с.
  14. Л.Д. Исследование способов решения графических задач // Новые исследования в педагогических науках. Выи. X. 1967. -С. 49−56.
  15. Л.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников- НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  16. Е.А. Методические основы создания и использования средств обучения графическим дисциплинам в школе и педвузах: Автореф. дне.. докт. пед. наук. М., 1993. -40 с.
  17. Е.А. Система практических работ в курсе черчения средней общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975.-26 с.
  18. Е.А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  19. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  20. В.Н. и др. Сборник задач и упражнений по черчению: Учеб. пособие для обшеобразоват. шк. Ми.: Нар. асвета, 2000. — 128 с.
  21. В.Н. Исследование графической деятельности учащихся в процессе решения задач на построение изображений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1968. — 24 с.
  22. В.Н. Педагогические основы графической подготовки учащихся школ и студентов педвузов: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -Мн., 1994.-44 с.
  23. Е.С. Задачи как средство уровневой дифференциации обучения информатике в среднем звене школы: Дис.. канд. пед. наук. М., 2003.- 186 с.
  24. И.А. Занимательное черчение. М.: Просвещение, 1990.-223с.:ил.
  25. JI.C. Проблемы развития психики: Собр. соч. Т. 3. М.: Педагогика, 1993.
  26. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во 1МГУ, 1988.
  27. Ф 27. Габндуллина Л. Л. Развитие познавательной активности младшихшкольников при коммуникативном подходе в обучении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киров, 2003. — 22 с.
  28. Г. М. Проектно-учебная деятельность учащихся как средство формирования готовности к преобразованию окружающейдействительности.: Дис.. докт. пед. наук. — Белгород, 2003. 350 с.
  29. JI.M. Исследование путей активизации творческой деятельности школьников на уроках технического труда (в 7−8 классах): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1978. — 26 с.
  30. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
  31. М.В., Домашенко И. А. Атлас, но психологии: Информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1986. 272 с.
  32. Гервер В. А. Развитие творческой графической деятельности
  33. Щ школьников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — iM., 1992. -32 с.
  34. В.А. Творческие задачи, но черчению: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  35. В.А. Творчество на уроках черчения: Кн. для учителя. М.: ВЛАДОС, 1998.- 144 с. ф 35. Глозман А. Е. Методические основы активизации познавательнойдеятельности учащихся 5−9 классов в курсе технологии: Дис.. канд. пед. наук.-М., 2001.
  36. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
  37. JI. JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронеже, ун-та, 1976. — 327 с.
  38. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 -544 с.
  39. В. С. Теория и методика формирования познавательной активности школьников в процессе обучения физике: Автореф. дис. .докт. пед. наук.-М., 1995.-32 с.
  40. B.C. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе. М: Прометей, 1994. — 208 с.
  41. Деятельность // Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мищерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997.-С. 95−96.
  42. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.-366 с.
  43. Дидактика средней школы / Под ред. iM.II. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982.
  44. В.П. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.-368 с.
  45. В.Б. Активизация мышления учащихся при ознакомлении со способами проецирования // Школа и производство. 1991.-ЛЬ5.-С.47−48.
  46. В.Б. Система формирования и развития познавательного интереса школьников в процессе обучения черчению: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 16 с.
  47. В.И. Применение компьютерной техники как средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1994. -22 с.
  48. А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991.-157 с.
  49. Е.Т. Методика обучения учащихся приемам реконструкции изображений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 23 с.
  50. Заир-Бек Е. С. Условия эффективности формирования познавательных интересов школьников в обучении // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Межвуз. сб. учеб. трудов. Л., 1985.
  51. Я. Организация трудовых коллективов. М.: Прогресс, 1971.
  52. В.П. Человеческая деятельность — познание искусство. -К.: Наукова думк", 1977. — 251 с.
  53. Э.В. Диалектическая логика. — М., 1984.
  54. И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  55. И.И., Мальская О. Е. К проблеме анализа учения как деятельности // Психология учебной деятельности школьников. М., 1982.
  56. Кабанова-Меллер Е. И. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.
  57. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. -328 с.
  58. И.Я. О структуре пространственного мышления при решении математических задач // Вопросы психологии. 1978. — № 3.
  59. И.Я. Развитие пространственного мышления школьников в процессе обучения математике: Учеб. пособие. — И. Новгород: НРЦРО, 1996.- 100 с.
  60. И.Я. Развитие структуры пространственного мышления // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 56−66.
  61. Карточки-задания по черчению: Пособие для учителя / Под ред. Е. А. Василенко. -М.: Просвещение, 1990.-239 с.
  62. М.С. Человеческая деятельность. Сущность, структура, типы. Саратов. Изд-во Сарат. ун-та, 1974. — 223 с.
  63. Ким Р. Г. Исследование способов преобразования изображений в курсе черчения: Дис.. канд. пед. паук. -М., 1973. 184 с.
  64. JI.H. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения черчению: Автореф. дис.. канд. иед. наук. М., 1988.- 16 с.
  65. В.Н. Научно-педагогические основы формирования пространственных представлений в процессе общетехнической подготовки студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 28 с.
  66. Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. 1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М.: Просвещение, 1977. — 110 с.
  67. Я.А. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с.
  68. Н.В. Система задач как средство формирования конструктивных умений учащихся в процессе изучения школьного курса планиметрии: Дис.. канд. пед. наук. Чита, 2002. — 167 с.
  69. О.В. Влияние уровневой дифференциации обучения физике на развитие личности ученика малокомплектной сельской школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2002. — 19 с.
  70. Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
  71. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. — С. 20−30.
  72. Т.В., Якммаиская И. С. Развитие технического мышления учащихся. М., 1964. — 96 с.
  73. В.И., Косолапов М. А. Методика преподавания черчения. -М&bdquo- 1981.
  74. М.В. Теоретические основы формирования графической культуры инженера-педагога: Монография. Н. Новгород: ВГИГ1И, 2001. — 183 с.
  75. B.C. Содержание образования: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1989.-360 с.
  76. A.M. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
  77. А.Ы. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -iM.: Педагогика, 1983.
  78. A.M. Проблемы развития психики. М., 1972.
  79. И.Я. дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  80. В.А., Дубовская В. И. «Способ решения» задачи как содержание обучения // Новые исследования в педагогических науках. Вып. IV.- 1965.-С. 112−117.
  81. Личность и прогнозирвание: Межвуз. сб. науч. трудов / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. / Отв. ред. Л. А. Регуш. Л.: ЛГПИ, 1985. -134 с.
  82. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — jVj 5. — С. 3−22.
  83. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
  84. А.С. Сочинения в 7-ми т. Т. 5. Общие вопросы теории педагогики. — М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1958. 558 с.
  85. Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  86. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 280 с.
  87. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.-239 с.
  88. Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учеб. пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. — 120 с.
  89. Т.В., Ходырева Е. А. Учебная деятельность. Среда. Развитие.:Учеб. пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.-78 с.
  90. Н.Л. Психологические вопросы анализа развивающего обучения: Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. М., 1973. — 136 с.
  91. Методика обучения черчению: Учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / Под ред. Е. Л. Василенко. -М.: Просвещение, 1990. 176 с.
  92. Л.И. Педагогический процесс как целостное явление. — М., 1993.-22 с.
  93. Т.Г. Пути активизации иозиавателыюй деятельности учащихся VIII IX классов в процессе трудовой подготовки: Дис.. канд. пед. наук. — Брянск, 1992. — 328 с.
  94. Р.Л. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1975. — 301 с.
  95. Р.Л. Повышение активности школьников на уроках труда. (Вопросы активности ученика, методов обучения). — Казань.: Изд-во Казане, ун-та, 1971. 60 с.
  96. Л.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинают, педагога-исследователя. 2-е изд., нерераб. и доп. — М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1996. — 112 с.
  97. A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997.
  98. Т.Г. Теория и практика решения задач по художественной обработке текстильных материалов в процессе подготовки будущих учителей технологии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Киров, 2003.- 16 с.
  99. М.И. Обучение приемам преобразования формы предметов при решении графических задач с технологическим содержанием: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 17 с.
  100. В. Основы проблемного обучения. М.: Педагогика, 1968. -252 с.
  101. JI.B. Активизация учебной познавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий, но инженерной и компьютерной графике: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2002.-234 с.
  102. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  103. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  104. А.В. Психология о каждом из нас М.: Изд-во Росс, открытого ун-та, 1992. — 332 с.
  105. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. — Кч 1. — С. 25.
  106. Повышение эффективности и качества преподавания черчения: Пособие для учителей. Сб. статей / Сост. А. Д. Ботвинников. М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
  107. Подростковый возраст // Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мищерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997.-С. 265−266.
  108. Д. Как решать задачу: Пособие для учителя: Пер. с англ. / Под ред. Ю. М. Гайдука. М.: Учпедгиз, 1961. — 207 с.
  109. Программы общеобразовательных учреждений. Черчение. — М.: Просвещение, 2000.
  110. Программы средних общеобразовательных учреждений: Технология / Под ред. 10.Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение. — 1995.
  111. Противоречие как категория диалектической логики. М.: Наука, 1963.-325 с.
  112. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  113. Г. П. Роль преобразования изображений в развитии пространственных представлений учащихся 7-х классов // Вопросы теории и методики преподавания черчения и рисования в подготовке учителя средней школы.-М., 1981.- 140 с.
  114. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.II. Дружинин, В. Д Шадриков. М.: Наука, 1991, — 181 с.
  115. И.Л. Технические основы курса машиностроительного черчения в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1968.-28 с.
  116. СЛ. Проблемы общей психологии. — iM.: Педагогика, 1973.-424 с.
  117. C.JI. Основы общей психологии. СПб. — М.- Харьков- Мн.: Питер, 1999.
  118. Г. И. Упражнения в обучении математике. — М.: Просвещение, 1968.-С. 132−152.
  119. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
  120. В.Д., Матяш II.В. Основы технологической культуры. -М.: Изд. центр «Вентана-Графф», 2000. 176 с.
  121. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986.- 152 с.
  122. С.Л. Альбом заданий по черчению на печатной основе: Дпдактич. мат-л для первого года обучения. Киров, 1992.
  123. С.А. Альбом заданий, но черчению на печатной основе: Дидактич. мат-л для второго года обучения. Киров, 1995.
  124. С.А. Графическая подготовка в общеобразовательных учебных заведениях. Ч. I. Основы общей методики графической подготовки учащихся. Киров: Вятский госпедуниверситет, 1996. — 147 с.
  125. С.Л. Графическая подготовка в общеобразовательных учебных заведениях. Ч. 2. Уроки черчения с применением альбомов задании на печатной основе. Киров: Вятский госиедуниверситет, 1995. — 100 с.
  126. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и пн-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
  127. А.В. Дидактические вопросы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 21 с.
  128. B.C. Оперирование пространственными образами при решении задач. // Новые исследования в психологии. 1979. -ЛЬ 1.
  129. Стратегия модернизации содержания общего образования: Мат-лы для разработки документов, но обновлению общего образования. М., 2001.
  130. Г. А. Психология деятельности. М.: ПЕРСЭ, 2003. -176 с.
  131. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвещение, 1988. 175 с.
  132. М.Ю. Задачный подход в реализации прикладной экономической направленности обучения математике (на примере 5−6 классов): Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2001. — 207 с.
  133. С.В. Проектирование системы задач для университетского курса аналитической химии с учетом дидактических функций: Дис.. канд. пед. наук. Омск, 2000.
  134. Т.А. Реализация идеи преобразования в обучении черчению: Метод, рекомендации / Под науч. ред. С. А. Смирнова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. — 28 с.
  135. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования: Среднее (полное) общее образование. // Учительская газета. 2002. -ЛЬ 42 (окт.). — С. 20.
  136. Философские проблемы деятельности (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1985. — ЛЬ 2. — С. 30−34.
  137. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  138. JI.M. Дидактические основы применения задач в обучении.: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1971.- 197 с.
  139. Л.В. Повышение эффективности графической подготовки школьников (на материале предметов черчения и трудового обучения в IV-VIII классах): Дис.. канд. пед. наук. К., 1984. — 209 с.
  140. Хайкин BJI. Активность (характеристики и развитие). М.: Моск. психолого-соц. ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000.-448 с.
  141. Г. Ф. Формирование и развитие динамических пространственных представлений школьников на уроках черчения в VII классе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 17 с.
  142. Г. Ф., Вахитов P.P. Эвристические графические задачи: В помощь учителю черчения. М.: Школа-Пресс, 1999. — 112 с.
  143. М.М. Изучение темы «Преобразование предметов по их изображениям» // Школа и производство. 1986. — № 3. — С. 52−55.
  144. М.М. Методика обучения преобразованиям графических изображений // Школа и производство. — 1982. JVl> 4. — С. 44.
  145. Д.В., Филетов O.K. Технология обучения в вузе. — М., 1996.
  146. А.С. Методические основы развития познавательной активности учащихся 8−9-х классов на уроках технологии в сельской школе. Дис.. канд. пед. наук. Киров, 2000.
  147. О.П. Исследование дидактической ценности различных задач по черчению // Школа и производство. — 1993. Л’и 6. — С. 12−16.
  148. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979.96 с.
  149. Т.Н. Проблемность стимул познавательной активности // Народное образование. — 1966. — № 3. — С. 32−37.
  150. И.Ф. // Учительская газета. 1992. — jV" 20.
  151. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  152. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М&bdquo- 1971.
  153. Эвнин АЛО. Исследование математической задачи как средства развития творческих способностей учащихся: Дис.. канд. нед. наук. — Челябинск, 2000, — 150 с.
  154. Д.Б., Коссаковский А. Основные этапы психического развития. М.: Педагогика. — М., 1978.
  155. ЭсауловЛ.Ф. Психология решения задач. М.: Высш. шк., 1972. -216 с.
  156. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М.: Наука, 1978.-391 с.
  157. В.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. Киров, 1997. — 253 с.
  158. И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления. М., 1989.
  159. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
  160. И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. — Л!" 6. — С. 5−13.
  161. И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. — Л'и 6. — С. 5−13.
  162. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
  163. И.С. Развитие пространственного мышления школьников М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
Заполнить форму текущей работой