Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Биотехническая система управляемого обучения с активным использованием пространственно-временных характеристик электроэнцефалограмм оператора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеи управляемого обучения были впервые сформулированы основателями отечественной биокибернетики академиками А. И. Бергом и А. А. Ляпуновым. В этих работах оценка уровня знаний производилась на основании результатов выполнения тестов, специально создаваемых для этих целей. Содержание тестов не всегда могло соответствовать содержанию конкретной работы оператора, и поэтому методы обучения имели… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЯЕМОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Проблемы анализа и синтеза БТС, пригодных для управляемого обучения
    • 1. 2. Оценка различных параметров ЭЭГ в качестве факторов управления функциональным состоянием мозга в
  • БТИВС УО
    • 1. 3. Параметры ЭЭГ, используемые при анализе результатов клинико-физиологических исследований как сигналы информационной обратной связи
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЭГ-СИГНАЛОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МОЗГА
    • 2. 1. Пространственно-временные отношения волн ЭЭГ как показатель, адекватно характеризующий динамику организации системной деятельности мозга
    • 2. 2. Методика анализа многоканальной ЭЭГ и отображения её статистической структуры в трёхмерном факторном пространстве
    • 2. 3. Особенности интерактивного режима выполнения вычислительных процедур при анализе ЭЭГ-сигналов
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ УПРАВЛЯЕМОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БТИВС УО
    • 3. 1. разработка методики управляемого обучения с использованием интегральных показателей системной деятельности мозга
    • 3. 2. Адаптация разработанной БТИВС к возможностям человека-оператора при использовании различных управляющих параметров
  • ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА БИОТЕХНИЧЕСКОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЯЕМОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 4. 1. Синтез биотехнических систем с помощью метода поэтапного моделирования
    • 4. 2. разработка информационной модели
  • БТИВС УО
    • 4. 3. Разработка программного обеспечения
  • БТИВС УО
  • ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ НА БТИВС УПРАВЛЯЕМОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 5. 1. Распознавание состояний мозга оператора
  • БТИВС УО при сенсомоторной деятельности
    • 5. 2. результаты использования
  • БТИВС УО для тренировки человека-оператора слежению за движущейся мишенью
    • 5. 3. результаты использования БТИВС уо для коррекции заикания

Биотехническая система управляемого обучения с активным использованием пространственно-временных характеристик электроэнцефалограмм оператора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Обучение профессиональным навыкам является одним из основных атрибутов в подготовке человека-оператора. Возрастание интенсивности информационных потоков предъявляет более высокие требования к операторам и соответственно к уровню их подготовки.

Для повышения интенсивности обучения учитываются личностные особенности операторов и разрабатываются специальные технические средства, в том числе и специальные тренажеры для обучения управлению сложными системами. Однако, принципиально новые возможности обучения открываются при так называемом «управляемом обучении», при котором биотехническая система (БТС) по ответам обучаемого оценивает уровень его знаний и навыков, а затем, в соответствии с ними, корректирует объем предъявляемой информации, период ее обновления и форму предъявления.

Идеи управляемого обучения были впервые сформулированы основателями отечественной биокибернетики академиками А. И. Бергом и А. А. Ляпуновым. В этих работах оценка уровня знаний производилась на основании результатов выполнения тестов, специально создаваемых для этих целей. Содержание тестов не всегда могло соответствовать содержанию конкретной работы оператора, и поэтому методы обучения имели ограниченную область применения. Кроме того, на практике встречаются задачи, когда подобный подход к обучению принципиально непригоден. К таким задачам, в частности, относится обучение правильному произношению, коррекция заикания и др. В этих случаях повышение эффективности обучения можно было бы ожидать за счёт использования в процессе управляемого обучения параметров, характеризующих системную деятельность мозга обучающегося.

В известных работах вопросы системной деятельности мозга человека-оператора для задач управляемого обучения не рассматривались. В то же время информация о текущем функциональном состоянии мозга обучаемого может позволить выйти на качественно новый уровень обучения, расширить спектр задач этого класса.

Теоретическими и прикладными вопросами изучения деятельности мозга человека-оператора в процессе управляемого обучения занимались такие нейрофизиологи как П. В. Бундзен, Н. В. Черниговская, С. И. Сороко. К сожалению, в этих работах не исследовалась системная деятельность мозга, поэтому полученные результаты не дают оснований для построения соответствующей БТС.

Исследования, выполненные в электрофизиологической лаборатории Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН (Шеповальников А.Н., Цицерошин М.Н.), показали, что системную деятельность мозга адекватно отражают пространственно-временные отношения электроэнцефалограмм человека.

Однако непосредственное применение этих результатов также затруднено ввиду отсутствия необходимых оценок параметров и пакетов прикладных программ по обработке ЭЭГ, а также способов формирования управляющих воздействий на основании анализа этих параметров. Решение этих задач позволило бы создать необходимые технические средства, потребность в которых очень велика.

Таким образом, исследование метода управляемого обучения, использующего для оценки состояния мозга обучаемого пространственно-временные отношения ЭЭГ и разработка соответствующей биотехнической измерительно-вычислительной системы представляется актуальной задачей.

Цель работы. Целью работы является разработка метода управляемого обучения и биотехнической измерительно-вычислительной системы управляемого обучения (БТИВС УО), основанных на активном использовании данных о пространственно-временных структурах биопотенциального поля мозга.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

1 .Проанализировать состояние проблемы управляемого обучения.

2.Разработать принципы построения метода управляемого обучения и структуры соответствующей биотехнической измерительно-вычислительной системы.

3.Разработать методы и средства, направленные на повышение точности оценки функционального состояния мозга на основе анализа пространственно-фазовых отношений биопотенциального поля.

4.Разработать математическую и информационную модели измерительных и управляющих каналов БТИВС.

5.Разработать методику проведения биотехнических исследований в режиме управляемого обучения.

6.Провести экспериментальную и клиническую апробацию предложенных ' методик.

Основные результаты выполненной работы заключаются в следующем:

1. Разработаны метод управляемого обучения и принципы построения биотехнических измерительно-вычислительных систем, обеспечивающих одновременную регистрацию многоканальной ЭЭГ, ее статистический многомерный анализ в реальном времени, формирование управляющих сигналов биологической обратной связи и организацию непрерывной обработки текущей информации.

2. Разработаны методы и средства, направленные на повышение точности оценки функционального состояния мозга на основе анализа пространственно-фазовых отношений биопотенциального поля. Была показана принципиальная возможность управляемого обучения с использованием биологической обратной связи на основе параметров, отражающих динамику структуры биопотенциального поля мозга.

3. Разработаны математические модели каналов информационного взаимодействия БТИВС УО, в которых реализуется информационная обратная связь для реализации метода управляемого обучения.

4. Разработаны методики проведения биотехнических исследований в режиме управляемого обучения с использованием информационной обратной связи.

5. Разработан пакет прикладных программ для БТИВС, предназначенный для обучения больных с заиканием.

6. Проведена экспериментальная апробация предложенных методик на примере задачи преследующего слежения и клиническая апробация по коррекции речепродук-ции у больных с заиканием.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Разработан метод управляемого обучения, использующей в качестве сигналов обратной связи пространственно-временные характеристики энцефалограмм обучаемого.

2. Предложены и исследованы параметры, характеризующие пространственно-временные структуры биопотенциального поля мозга человека и позволяющие повысить точность оценки функционального состояния мозга в реальном масштабе времени.

3. Разработана структура биотехнической измерительно-вычислительной системы управляемого обучения, в которой параметры функционального состояния мозга используются в качестве основы для управления процессом обучения в режиме информационной обратной связи.

4. Разработана методика проведения исследований и показатели для оценки эффективности предложенного метода управляемого обучения.

5. Доказана возможность улучшения характеристик двигательной реакции человека-оператора за счет выявления определенных пространственно-фазовых состояний биопотенциального поля мозга.

6. Доказана принципиальная возможность управляемого обучения детей, страдающих заиканием, за счет автоматизированного выявления функциональных состояний мозга оптимальных для реализации нормальной речепродукции.

Практическую значимость составляют:

1. Метод управляемого обучения, использующий в качестве сигналов обратной связи физиологические характеристики активности мозга человека.

2. Пакет прикладных программ ориентированный на управляемое обучение на основе анализа пространственно-временных структур биопотенциального поля мозга человека.

3. Биотехническая измерительно-вычислительная система управляемого обучения, в которой реализована информационная обратная связь, использующая параметры функционального состояния мозга человека.

4. Способы медико-педагогической коррекции нарушений речи у детей и взрослых (что является достаточно частым отклонением от нормы) на основе использования предложенного метода управляемого обучения.

5. Способ повышения скорости и качества обучения оператора в условиях интенсивных нагрузок на основе использования БТИВС УО ориентированной на управляемое обучение на основе текущего анализа пространственно-временных структур.

Внедрение результатов работы: Результаты работы используются в электро-сЬизиологических лабооатопиях Института мозга РАН. в Институте эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, ЛОР НИИ РАМН в качестве базовой составной части в экспериментальных установках для тренировки и обучения испытуемых посредством информационной обратной связи.

Разработанная концепция применения БТНВС УО для управляемого обучения детей, страдающих заиканием, используется при чтении лекций в Международном университете семьи и ребёнка им. Рауля Валленберга и на кафедре специальной психологии СПбГУ.

Апробация работы. Основные результаты работы были изложены на международном семинаре «Инновации в здравоохранении» (С.-Петербург, декабрь 1997), на международных конференциях «НООТЕХ-97» (С.-Петербург, май 1997) и «Диагностика, информатика, метрология, экология, безопасность — 97» (С.-Петербург, июнь 1997), на Всероссийской конференции «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства» (Москва, декабрь 1998), и на межлабораторном научном семинаре Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН (С.-Петербург, декабрь 1998), на конференции профессорско-преподавательского состава СПбГЭТУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Adey W.R., Kado R.T., Rhodes J. Sleep: cortical and subcortical recordings in the chimpanzee. Science. 1963. V. 141. № 3584. P. 932−933.
  2. Bishop G.H., O’Leary J. Factors determining the form of die potential recorded in the vicinity of the synapses of the dorsal nucleus of the lateral geniculate body //J. Cell. Сотр. Physiol. 1942. V. 19. P. 315−331.
  3. Bishop P.O., Mc Leod J.G. Nature of potentials associated with synaptic transmission in lateral geniculate of cat//Journal Neurophysiol. 1954. V. 17. P. 387−413.
  4. Bishop G.H. Natural history of the nerve impulse //Physiol. Rev. 1956. V. 36. P. 376−399.
  5. Bishop P.O., Burke W., Davis R. The identification of single units in central visual patterns//J. Physiol. (London). 1962. V. 162. P. 409−431.
  6. Bishop G.H. My life among the axons //Ann. Rev. Physiol. 1965. V. 27. P. 1−18.
  7. Brazier M.A.B. A study of electrical fields at the surface of the head //Ibid. 1951. Suppl. V. 2. P. 38−52.
  8. Brazier M.A.B. The electrical fields at the surface of the head //2nd. Int. EEG Congress. Electroenceph. Clin. Neurophysiol. Suppl. 2. P. 1−15.
  9. Brazier M.A.B. The electrical activity of the normal brain. In: The Structure and Function of Nervous Tissue (G.H. Bourne, ed). New Jork, London: Academic Press. 1972. P. 291−320.
  10. Brazier M.A.B. Cerebral localization the search for functional representation in the cortex//Acta neurobiol. exp., 1975. V. 35. № 5−6. P. 529−535.
  11. Collins W.M. EEG series stationarity analysis.//IEEE Engineering in Medicine and Biology Magazine. 1995, V.34, #8, p.395.
  12. Giannitrapani D. The electrophisiology of intellectual functions. Basel, 1985. 247p.
  13. Harter M.R. Excitability cycles and cortical scanning: A review of two hypotheses of central intermittency in perception//Physiol. Bull., 1967. V. 68. № 1. P. 47−58.
  14. John E.R. Electrophysiological studies of conditioning //Neurosciences. N.Y. Rockfeller Univ. Press, 1967. P. 690.
  15. John E.R. Mechanisms of memory. New York, 1967. 468 p.1.hmann D., Jacewits M.M., Koukkou M., Modey J.M. Multichannel EEG field analysis: sleep and wakefulness in humans //Electroencephal. and Clinical Neurophysiol. 1971. № 30. P. 271.
  16. W., Aiken M. Inductive learning from preclassified training examples: an empirical study.//IEEE transactions on systems, man and cybernetics. 1998, V.28, #2, p.288.
  17. Manson J. EEG coherence or EEG correlation?//Int. J. of Psychophysiol., 1996, V.23, #3, p. 145.
  18. Miller P. TCP/IP Explained.//Digital Press, Newton, Massachusetts, 1997, 653p.
  19. Motokawa K., Tuziguti K. Die Phasendifferensen der alpha-wellen und Lokalunterschiede der elektrischen Aktivitat der Grosshirnrinde des Menschen //Jap. J. Med. Sci. Part III. Biophysics. 1984. V. 10. № l. p. 23−37.
  20. Morrell L. EEG correlates of reaction time: a study of background and light-evoked potentials//Electroencephal. Clinical Neurophisiol. 1965. №. 18. P. 523.
  21. Moruzzi G. Synchronizing influences of the brain stem and the inhibitory mechanisms underlying the producting of sleep by sensory stimulation //Electroencephal. and Clinical Neurophysiol. 1960. Suppl. 13. P. 231−256.
  22. Naitoch P., Johnson L.C., Lubin A., Wyborney G. Brain wave «generating» processes during waking and sleeping //Electroencephal. and Clinical Neurophysiol. 1971. № 31. P. 294.
  23. Norman C. History and Evolution of Computerized Electroencephalography.//IEEE Engineering in Medicine and Biology Magazine. 1995, V.34, #7, p.328.
  24. Nunez P.L. Neocortical dynamics and human EEG rhythms. Oxford University Press. 1995.
  25. Omuri K. Biofeedback with children and adolescents: clinical observations and patient perspectives.//! of Developments in Behavioural Pediatry. 1996, V.17, #5, p.342.
  26. H. (Ed.) EEG topography: in Handbook of Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. Amsterdam. 1972. V. 5. Part B. Elsevier publ. P. 84.
  27. Remond A. Orietations et tendences des methodes topographiques dans l’etitude de l’activite electrique du cerveau //Rev. neurol. 1955. V. 93. P. 399−432.
  28. Stein R.B. Biophys. J. 1967. V 7. № 1. P. 37.
  29. Steriade M., Gloor P., Llinas R., Lopes da Silva F., Mesulam M. Basic mechanisms of cerebral rhythmic activities //Electroencephal. And Clinical Neurophysiol. 1990. V. 76. № 6. P. 481−508.
  30. Sugimoto M., Hori K., Osuga S. Extensible biosignal (EBS) file format: simple method for EEG data exchange.//Electroencephalography and Clin. Neurophysiology, 1996, V.99, #5, p395.
  31. Thatcher R.W., Krause P.J., Hrybyk M. Cortico-cortical association fibers and EEG coherence: A two-compatmental model //Electroencephal. and Clinical Neurophysiol. 1986. V. 64. P. 123−143.
  32. Thatcher R.W. Cyclic cortical reorganization during early childhood //Brain and Cognition. 1992, a. V. 20. P. 24−50.
  33. Thatcher R.W. Are rhythms of human cerebral development «travelling waves»? //Behaviour and Brain Sciences. 1992 b. V. 14. № 4. P. 575.
  34. Tuker D.M., Roth D.L. Factoring the coherence matrix: pattering of the frequency specific covariance in a multichannel EEG //Psychophysiology. 1984. V. 21. № 2. P. 228.
  35. Umpleby S. Cybernetics of conceptual systems.//Cybernetics and Systems. An International Journal. 1997, V.28, #8, p.635
  36. Walter W.G. Intrinsic rhythms of the brain //J. Field (Ed.) Handbook of physiology. 1959. Sect. 1. Amer. Physiol. Soc. Washington. № 1. P. 279−298.
  37. Walter D.O., Kade R.T., Rhodes J.M., Adey W.R. Electroencephalographic baselines in astrounaut candidates estimated by computation and pattern recognition techniques //Aerosp. Med. 1966. №. 38. P. 371−379.
  38. Wiener N. Nonlinear problems in random theory. New York: NGI Yohn Wiley et Sons Jn. 1958. 131 p.
  39. Wiener N. Cybernetics or control and communication in the animal and the machine. Cambridge: MIT Press. Massachusetts. 1961. 261 p.
  40. Wong P.K.H. Digital EEG in clinical practice.//Lippincott-Raven Publishers, Philadelphia, 1996.
  41. С.А. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности. Справочное издание. М.: Финансы и статистика. 1989. 606 с.
  42. H.A. В сб.: Медленные электрические процессы в головном мозге. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  43. H.A., Леонова H.A., Русалов В. М. О соответствии особенностей формирования установки при выполнении автоматизированных умственных операций и сверхмедленных потенциалов мозга //Физиол. человека. 1975. Т. 1. № 5. С. 739−745.
  44. B.C. с соавторами. Машинная графика электроэнцефалографических данных. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1979. 151 с.
  45. В.В., Шеповалышков А. Н., Шнейдеров B.C. Машинная графика физиологических данных. Л.: Наука, 1981. 109 с.
  46. П.К. В кн.: Рефлексы головного мозга. М. 1965. С. 297.
  47. П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию нервных заболеваний сердечно-сосудистой системы //Вестник АН СССР. 1965. № 6. С. 10−18.
  48. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина.1968.
  49. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. В кн.: Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 5−62.
  50. М. Метафорический мозг. М.: Мир, 1976. 215 с.
  51. В.М. Биотехнические системы. Теория и проектирование. Учебное пособие. Л.: Изд. ЛГУ, 1981. 220 с.
  52. A.C., Таиров О. П. Мозг и организация движений. Концептуальная модель. Л.: Наука, 1978. 139 с.
  53. . Неопределенность в нервной системе. М.: Мир, 1969. 251 с.
  54. Н.П., Усов В. В. Физиол. Журнал СССР. М. 1960. Т. 46. С. 108.
  55. Н.П. Глубокие структуры головного мозга человека в норме и патологии. М.-Л. 1966. 18 с.
  56. Н.П., Бондарчук А. Н., Смирнов В. М., Тохачев А. И. Физиология и патофизиология глубоких структур мозга человека (очерки) Л.-М.: Медицина, 1967.
  57. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1971. 120 с.
  58. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина. Ленингр. отд., 1974. 151 с.
  59. Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980. 220 с.
  60. П.В. Физиол. жунал СССР. 1965. № 51. С. 936.
  61. П.В., Чубаров A.B., Шишкин Б. М. Нейрокибернетические аспекты изучения механизмов оптимального управления в деятельности головного мозга. В кн.: Очерки прикладной кибернетики. Л.: Медицина, 1973. С. 35−120.
  62. Э.А. Формирование простанственно-временной организации биоэлектрической активности мозга у детей в различных частотных диапазонах ЭЭГ. Автореф. дис. канд. мед. наук. Санкт-Петербург. 1998. 17с.
  63. H.H. В сб.: Механизмы деятельности центрального, нейрона. М,-Л. 1966. С. 178.
  64. H.H., Вартанян Г. А. В сб.: Проблемы физиологии и патологии высшей нервной деятельности. Л. 1966. С. 52.
  65. H.H. В сб.: Электрофизиология центральной нервной системы (Материалы V Всесоюзн. конф.). Тбилиси, 1966. С. 63.
  66. Н. Нелинейные задачи в теории случайных процессов. М.: Иностр. лит., 1961.
  67. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: «Сов. радио», 1968. 326 с.
  68. Д.С. Что собой выражает электроэнцефалограмма? //Журн. высш. нервн. деят. 1960. Т. 10. № 1. С. 42−52.
  69. Г. Г., Аллахвердиев А. Р. Особенности центральной регуляции, вегетативных функций при неврозах детского и подросткового возроста. Матер. VI Всесоюзн. конф. по физиологии вегетативной нервной системы. Ереван: Изд-во АН Арм. СССР, 1986. С. 73.
  70. A.A. Средний уровень асимметрии длительности фаз ЭЭГ как показатель уровня бодрствования //Электрофизиология нервной системы. Ростов-на-Дону. Изд. Ростовс. гос. ун-та, 1963. С. 92−93.
  71. О.М. Значение корреляционного анализа для оценки ЭЭГ человека //Математический анализ электрических явлений головного мозга. М.: Наука, 1965. С. 15−28.
  72. С. Внимательный мозг//Открытые системы. 1997. № 4. С. 29−33.
  73. В.Л. Парадоксальные стороны человеческого мышления: нейропсихологический анализ. СПб.: Центр опер, полиграфии СПГУ, 1996. 36 с.
  74. Г. Ретикулярная формация мозга. М. 1962.
  75. Э. Современные проблемы в электрофизиологических исследованиях памяти. В кн.: Современные проблемы электрофизиологии центральной нервной системы. М.: Наука, 1967. С. 84−95.
  76. P.A. В сб.: Интегративная деятельность невной системы в норме и патологии. М. 1968. 196 с.
  77. О.И., Цицерошин М. Н. Особенности билатеральных отношений колебаний биопотенциалов коры больших полушарий мозга у детей с заиканием //Физиология человека. 1988. Т. 14. № 6. С. 892−904.
  78. Е.А. Варианты электроэнцефалограммы человека и стандартизация способов их определения //Журн. невропатологии и психиатрии им. Корсакова. 1962. Т. 62. № 5.
  79. Е.А. Биоэлектрическая активность здорового и больного мозга человека. В кн.: Клиническая нейрофизиология. Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1972. С. 224−265.
  80. Е.А., Лосев B.C. Системы описания и классификации электроэнцефалограммы человека. М.: Наука, 1984. 80 с.
  81. A.M., Поворинский А. Г. В сб.: Матер, симп. Роль глубоких структур головного мозга в механизмах патологических реакций. Л., 1965. 66 с.
  82. В.А. Теоретические предпосылки к расширению использования сверхмедленных физиологических процессов в патофизиологии и клинике //Кубанский научный вестник. 1977. № 1−3 (23−25). С. 3−12.
  83. В. А. Методологические аспекты динамических физиолого-биохимических сопоставлений в изучении функциональных состояний головного мозга. Тезисы 1й Всесоюзной Конференции «Принципы и механизмы деятельности мозга человека». Л.: Наука, 1985. С. 9.
  84. В. А., Матвеев Ю. К., Федорова М. А. Метод картирования функциональных состояний проекционных зон коры по показателям омега потенциалов в отведении от поверхности головы //Физиология человека. 1997. Т. 23. № 6. С. 123−130.
  85. В.Н., Кошлыкова H.A., Войнов В. Б. Взаимосвязь показателей локальной и дистантной синхронизации потенциалов мозга в состоянии спокойного бодрствования //Физиология человека. 1996. Т. 22. №. 3. С. 18−21.
  86. А.Б. Проблема движения нервных процессов в коре мозга. Ростов-на-Дону. Изд. Ростовского гос. ун-та, 1967 а. 99 с.
  87. А.Б. Мозаики нейронной активности и процессы корковой деятельности //Основные проблемы электрофизиологии головного мозга. М.: Наука, 1974 а. С. 178 187.
  88. А.Б. Развитие представлений о вероятностно-статистической организации нейронных механизмов мозга //Вероятностно-статистическаяорганизация нейронных механизмов мозга. Ростов-на-Дону. Изд. Ростовск. гос. ун-та, 1974 б. С. 3−20.
  89. К.В. Спектральный анализ случайных процессов и полей. М.: Наука, 1973. 168 с.
  90. Т.А. Анализ функционального значения пространственной синхронности фоновых потенциалов коры головного мозга кролика. Автореф. диссер. докт. биол. Наук. М. 1977. 35 с.
  91. М.Н. Применение электронно-вычислительной техники к анализу биоэлектрических процессов головного мозга. В кн.: Биоэлектрические аспекты кибернетики. М.: Изд. АН СССР, 1962. С. 112−121.
  92. М.Н. Вестник АН СССР. 1968. Т. 7. С. 60.
  93. М.Н., Жадин М. Н., Королькова Т. А., Крейцер Г. П. Труш В.Д. Исследование среднего уровня пространственной синхронизации биопотенциалов коры головного мозга кролика //Журн. высш. нервн. деятельности. 1969. № 19. Т. 6. С. 996−1001.
  94. М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга. М.: Наука, 1972. 182 с.
  95. М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга. М.: Наука, 1972.
  96. М.Н. (Ред.). Пространственная синхронизация биопотенциалов головного мозга. М.: Наука, 1973. 176 с.
  97. М.Н., Труш В. Д., Ефремова Т. М., Потулова Л. А. Связь спектрально-корреляционных параметров ЭЭГ с процессами реализации временной связи и некоторых видов торможения //Основные проблемы электрофизиологии головного мозга. М.: Наука, 1974. С. 50−65.
  98. М.Н. Ритмы энцефалограммы и их функциональное значение //Журн. высшей нервн. деят. 1984. Т. 34. № 4. С. 613.
  99. М.Н. Диагностика и прогнозирование функционального состояния мозга человека. М.: Наука, 1988. 205 с.
  100. М.Н. Пространственно-временная организация потенциалов и системная деятельность головного мозга. М.: Наука, 1989. 400 с.
  101. Д.Н. Некоторые аспекты применения теории информации в изучении высшей нервной деятельности. В Сб.: Проблемы физиологии и патологии высшей нервной деятельности. Л., Медицина, 1966. С.91−108.
  102. Д.Н. и др. Вероятностные характеристики ориентированных и условнорефлекторных реакций. В Сб.: Труды ИЭМ АМН СССР. Л. 1967. Т 9. № 1. С. 81−90.
  103. Д.Н., Зингерман А. М. Итоги и перспективы вероятностного подхода в изучении высшей нервной деятельности. //Журн. высш. нервн. деят. 1987, т.37, № 4, с.657−665
  104. Д.Н. Вероятностные модели адаптивного поведения. В Сб.: Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности. Л., Наука, 1988. С.130−162
  105. Д.Н. Актуальные проблемы подкрепления и саморегуляции целеустремлённого поведения. //Журн. высш. нервн. деят. 1991, т.41, № 3, с.435−446
  106. Д.Н. Системный анализ энерго-информационных факторов поведения. //Успехи физиол. наук., 1994, т.25, № 3, с. 106−107
  107. Е.П., Романов C.B. Анализ числовых таблиц в биотехнических системах обработки экспериментальных данных. Л.: Наука, 1985. 148 с.
  108. B.C., Гриндель О. М., Болдырева Г. Н., Вакар Е. М. Биопотенциалы мозга человека. Математический анализ //Под ред. Русинова B.C. М.: Медицина, 1987. 254 с.
  109. Н.М. Информационно-семантические системы. М.: Высшая школа, 1989.
  110. Н.М., Соколов Н. К., Пугачев Е. К. Семантический интерфейс между пользователем и медицинской диагностической экспертной системой //Информ. анатом. 1997, № 10.
  111. Свидерская Н, Е, Синхронная электрическая активность мозга и психические процессы. М.: Наука, 1987. 156 с.
  112. Г. В сб.: Проблемы динамической локализации функций мозга. М., 1968. С. 194.
  113. Г. Живой мозг. М. 1966.
  114. Ф. Нейрокомпьютерная техника: Теория и практика. М.: Мир, 1992.
  115. Д.А. Электрическая активность коры головного мозга детей первых дней постнатальной жизни в состоянии сна и бодрствования //Труды IV научн. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М.: Просвещение, 1960. С. 8689.
  116. М.В. Контроль функционального состояния человека-оператора. М.: Наука, 1987. 197 с.
  117. М.Н. О статистических свойствах случайного поля биопотенциалов мозга человека//Физиология человека. 1975, а. Т. 1. № 1. С. 118.
  118. М.Н. Об информативности пространственных характеристик биопотенциалов мозга для аппаратурной идентификации стадий сна //Физиология человека. 1975, б. Т. 1. № 5. С. 763−770.
  119. М.Н. Метод выявления локальных неоднородностей поля биопотенциалов головного мозга //Автометрия. 1981. № 4. С. 39−48.
  120. М.Н. Анализ статистической взаимосвязи колебаний биопотенциалов мозга в трехмерном факторном пространстве //Автометрия. 1986. № 6. С. 89.
  121. М.Н., Бурых Э. А. Структура пространственных когерентных соотношений потенциалов мозга в различных частотных диапазонах ЭЭГ //Физиология человека. 1996. Т. 22. № 1. С. 1−11.
  122. ЯЗ. Адаптация и обучение в автоматических системах. М., 1968.
  123. Ю.И., Романов А. А., Компьютерная семантика. М.: Научно-образовательный Центр «Школа Китайгородской», 1995. 342 с.
  124. А.Н. Активность спящего мозга. Электрополиграфическое исследование физиологического сна у детей. Л.: Наука, 1971.
  125. А.Н., Цицерошин М. Н., Апанасионок B.C. Формирование биопотенциального поля мозга человека. Л.: Наука, 1979. 163 с.
  126. А.Н., Цицерошин М. Н. О доминантных и реципрокных отношениях в организации пространственной структуры корреляционных связей биопотенциалов мозга //Физиол. журнал СССР. 1984. Т. 70. № 7. С. 1007−1022.
  127. А.Н., Цицерошин М. Н. Пространственная упорядоченность функциональной организации целого мозга //Физиология человека. 1987. Т. 13. № 3. С. 387.
  128. А.Н., Цицерошин М. Н., Левинченко Н. В. «Возрастная минимизация» областей мозга, участвующих в системном обеспечении психических функций: аргументы за и против //Физиология человека. 1991. Т. 17. № 5. С. 28.
  129. Шеповалышков А.Н.) Shepovalnikov A.N. Peculiarities of organization of brain activity in infants: I.M. Sechenov concept in modern data of neurophysiology. St. Petersburg. 1994. P. 6.
  130. A.H., Цицерошин M.H., Погосян A.A. О некоторых принципах интеграции биоэлектрической активности пространственно-распределенных отделовнеокортекса в целостную динамическую систему //Физиология человека. 1995. Т. 21. № 5. С. 36.
  131. А.Н., Цицерошин М. Н., Погосян A.A. О роли различных зон коры и их связей в формировании пространственной упорядоченности поля биопотенциалов мозга в постнатальном онтогенезе //Физиология человека. 1997. Т. 23. № 2. С. 1−13.
  132. B.C. Прибор для определения коэффициентов корреляции биопотенцалов мозга //Мед. Техника, 1970. Т. 5. С. 28−32.
  133. У.Р. Применение вычислительных машин для анализа нейрофизиологических данных //Вычислительные устройства в биологии и медицине. М.: Мир, 1967. С. 153.
  134. У.Р. Доказательство функционального значения внешних и внутренних электрических низкочастотных полей для деятельности ткани мозга //Функциональное значение электрических процессов головного мозга. М.: Наука, 1977. С. 395−408.
  135. У.Р. Констукция моэга. М. 1962.
  136. И.Н. Информациология. М.: Радио и связь, 1996. 215 с.
Заполнить форму текущей работой