Проблемы татарского просветительства в XIX — начале XX веков в историко-политическом измерении
Период с 1990;х по сегодняшний день образует современный этап изучения татарского просветительства. В эти годы расширились спектр научных поисков и глубина анализа общественно-политической мысли татарского народа, которая развивалась в русле новаций и установок просветительства. Над проблемами взаимосвязи религиозного и светского компонентов этой мысли, периодизации джадидского движения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1.
- ПРОБЛЕМЫ ТАТАРСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ
- 1. 1. Тенденции и этапы изучения просветительства в контексте истории татарской общественной мысли 1 б
- 1. 2. Религиозное реформаторство как составная часть просветительства: историко-политический анализ
- ГЛАВА 2.
- ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА ТАТАРСКОГО РЕФОРМАТОРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
- 2. 1. Джадидизм в историко-политической науке: сравнительный анализ
- 2. 2. Особенности татарского общественно-политического движения начала XX века в историко-политической литературе
Проблемы татарского просветительства в XIX — начале XX веков в историко-политическом измерении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный этап изучения истории народов России связан с процессом роста значения этнического фактора в обществе, многонациональность и поликультурность которого имеет длительную историю. Утверждаются этнополитический и социокультурный подходы к проблемам духовного развития с акцентом на равноценность культур. В связи с этим обновляются многие историко-политические оценки и трактовки исторического развития татарского народа в XIXначале XX веков. Переосмысление истории татарского просветительства, религиозного и политического реформаторства как общественно-политических явлений нередко связано с преодолением идеологических наслоений в трактовке татарских просветителей. Начало XX века стало эпохой динамичного и стремительного роста самосознания татарского и других народов Поволжья, периодом ренессанса духовной культуры, широкого развития просветительства, образования и активизации политической жизни. Именно этот переломный период ознаменован глубокими изменениями в социальной, экономической и политической жизни татарского народа. Лейтмотивом перемен стала модернизация общества в русле приобщения его к общеевропейским ценностям. Комплексные общественно-политические изменения базировались на ценностях модели общедемократического общественного развития, которые в эпоху Нового времени выполняли цивилизаторскую миссию для многих тюркских и мусульманских народов России.
Некоторые важные аспекты просветительства тесно связаны с традициями государственности, национальным движением, зарождением политических течений и партий. Квинтэссенцию связующей, импульсной роли просветительства в развертывании лозунгов национального движения отражают слова Гаяза Исхаки о том, что «образование — это первый шаг к свободе». Именно победа новометодного движения к началу XX века обусловила обретение татарской нацией параметров нации буржуазной, европейской по основным своим социокультурным характеристикам.
Зарождение татарского просветительства относится к концу XVIII века. Его развитию способствовали давние традиции высокого престижа образования и грамотности в татарском мусульманском сообществе. Крупными этапами и пластами татарского просветительства были: религиозное реформаторствоновометодное движение (джадидизм) — светское просветительство. Все эти вехи и течения просветительства причастны к формированию предпосылок для складывания татар как политической нации.
Пропаганда светских мотивов и сфер духовной жизни (знаний, искусства, языков и т. д.) отнюдь не была равнозначна атеизму. С деятельностью таких представителей просветительства, как Ш. Марджани, связано переосмысление принципов и содержания образования, интерпретация национальной истории.
Сторонники старого метода в системе образования отстаивали принцип верховенства Корана, дистанцировались от проблем конкретной национальной t истории и культуры либо подчиняли их клерикальной трактовке. Просветительскому же крылу свойственно признание роли ислама на фоне отмежевания от суеверий и богословского догматизма. Наиболее интенсивно реформа школы у волго-уральских татар протекала в последней четверти XIX века. Усиленное внимание к школе было связано не только с социально-экономическими процессами, но и с культурной трансформацией российского общества после 18 60-х годов, а также с движением исламского возрождения в мусульманском мире конца 90-х годов XIX века. Прямое влияние оказала на школу волго-татар деятельность учителя Гаспринского с его фонетическим методом преподавания и основанным на нем учебником. Звуковой метод вместо буквослагательного, урочная система организации занятий, светские предметы программы обучения, включая татарский язык — все это трансформировало содержание образования.
Для понимания особенностей светской линии просветительства важно подчеркнуть, что крупнейшим событием для развития образования и складывания интеллигенции народов Поволжья и Приуралья стало создание в 1804 году на базе Первой Казанской гимназии Казанского университета. Университеты России стали родоначальниками всех значительных явлений общественной и культурой жизни страны, воспитали ко второй половине XIX века новое по мироощущению и интеллектуальному потенциалу поколение. С ними связано зарождение национальной интеллигенции многих народов Востока.
Необходимо выделить особенности татарского просветительства, пережившего в XIX веке ряд этапов. Такими особенностями были: борьба с обскурантизмомпротиводействие русификаторскому правительственному курсусходство с российским просвещением в осуждении алчной наживы, стяжательства как жизненной позициидемократизм происхождения и социальных ориентиров.
Джадидизм, возникший в последней трети XIX века в общественной мысли татарского народа, стал продолжением раннего татарского просветительства и реформаторского движения в исламе. Проблемы, с которыми столкнулись джадиды, во многом созвучны современным этнополитическим тенденциям, хотя и на другом уровне. В этой связи обращение к наследию татарской общественно-политической и религиозной мысли XIX — начала XX веков представляется вполне оправданным, тем более что специального исследования по историографии проблемы до сих пор нет. Изучение научных концепций и направлений по истории татарской общественно-политической мысли XIX — начала XX веков на сегодняшний день является весьма актуальной и в контексте современного этапа национальной политики России.
Объектом исследования являются исторические и политические исследования по истории татарского просветительства и джадидизма.
Предметом исследования выступают историко-политические концепции, положения и параметры научных представлений, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных авторов по истории татарской общественно-политической мысли XIXначала XX веков.
В диссертации предпринята попытка рассмотреть историографию проблемы, представленную отечественной литературой на русском и татарском языках, созданной в дореволюционный, советский и постсоветский периоды, а также зарубежной литературой.
Хронологические рамки исследования охватывают временной отрезок с конца XIX века, когда появляются первые оценочные суждения Шигабутдина Марджани о татарском просветительстве, и включают период до начала XXI века.
Автор исходит из того, что татарское просветительство имеет глубокие корни, его предпосылки вызревают с конца XVIII века. Татарское просветительство становится заметным явлением общественной жизни, переживая с рубежа XIX — XX веков пору расцвета.
Методологическая основа диссертации базируется на сочетании проблемно-хронологического и историко-антропологического подходов, что позволяет вывести исследование на уровень анализа индивидуального сознания и деятельности. Эти методы основаны на принципе историзма, препятствующего механическому переносу в прошлое сегодняшних представлений и приоритетов, а также на принципе объективности, заключающемся в попытке преодолеть крайности в оценке идейного содержания просветительского наследия. Сравнительно-исторический метод исследования необходимо дополнить методом реконструкции, который позволяет моделировать концептуальные оценки в их эволюции. Диалектический принцип анализа способствовал рассмотрению проблемы в контексте генезиса, становления и эволюции татарского просветительства и джадидизма.
Степень изученности темы. Выбор темы исследования обусловлен актуальностью обозначенной проблемы и степенью недостаточной ее разработанности в современной научной литературе. Обобщающих трудов, посвященных историческому анализу изучения просветительства, а также религиозного и политического реформаторства недостаточно для полного представления об особенностях татарского просветительства. Исключение составляют изданная в I960 году статья X. Гимади «Историография Татарии» и в 1977 году монография М. Абдуллина и С. Батыева «Татарская АССР: реальность и буржуазные мифы"1, в которых авторы высказали свою оценку сильных и слабых сторон историографии татарской политической мысли начала XX века. При всех достоинствах последняя работа тем не менее страдает излишней.
1 Гимади X. Г. Историография Татарии (Очерк истории исторической науки в СССР. — М., I960. — Т.2.
Абдуллин М., Батыев С. Татарская АССР: реальность и категоричностью суждений и не лишена идеологических штампов. В целом историографические традиции по анализируемой проблеме стали формироваться в конце 50-х годов XX века. Они отражены, как правило, во введениях к тем или иным фундаментальным исследованиям, посвященным разным периодам эволюции татарской общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени.
Имеющую литературу целесообразно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся историографические обзоры, содержащие материал по историографии татарского просветительства XIX века1. Большинство авторов, высказывая различные точки зрения в вопросах оценки советской исторической науки по проблемам татарского просветительства, вписываются в общие историографические традиции в русле которых, в свою очередь, оформлялись концепции общественно-политического развития XIX века.
К таким традициям следует отнести стремление авторов увязать оценку исторических исследований с изменениями в политической системе государства. С другой стороны, несмотря на сильное воздействие идеологических факторов, исследователи татарского буржуазные мифы — Казань, 1977.
1 Фасеев К. Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли. — Казань, 1955; Михайлова С. М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья. — Казань, 1972; Михайлова С. М Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIX в.). — Казань, 1979; Гимади Х. Г. Историография Татарии (Очерки истории исторической науки в СССР. — М., I960. — Т.2- Юзеев А. Н. Татарская философская мысль конца XVIII—XIX вв.еков (эволюция, основные направления и представители. Кн. 1. — Казань, 1998. просветительства пристально рассматривали внутренние факторы развития исторической науки, расширили диапазон использованных источников, провели системный анализ работ, разработали технологии исследовательского поиска и т. д.
Ко второй группе относятся работы, соответствуйте разделы которых посвящены историографии общественно-политической мысли конца XIX — начала XX веков и, в частности, джадидизма и деятельности татарских политических партий и движений в начале XX века. Следует признать ограниченность числа подобных работ. Это связано с тем, что сама проблема немарксистской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX веков долгое время (вплоть до конца 1980;х годов) считалась запретной, и те немногочисленные работы, которые появлялись в период с 1960;х годов до начала 1990;х годов, отличались особым жанром. Их особенность заключалась в нацеленности на критику и «разоблачение» зарубежных работ, квалифицируемых как «фальсификаторская» наука1. Одна из подобных работ указанного периода полностью посвящена критике зарубежной историографии2.
— С. 3−40.
1 Фасеев К. Ф. На путях пролетарского интернационализма. -Казань, 1971; Хасанов Х. Х. Революция 1905 — 1907 гг. в Татарии. — М., 1965; Хасанов Х. Х. Формирование татарской буржуазной нации. — Казань, 1977; Нафигов Р. И. Формирование и развитие передовой.- Тутаев М. З. Развитие народного образования в Татарии (1917 — 1940 гг.), Казань, 1975; Махмутова А. X. Становление светского образования у татар. -Казань, 1982.
2 Абдуллин М., Батыев С. Указ. соч.
При этом следует подчеркнуть, что все статьи и монографии, которые в той или иной степени касались истории джадидизма или политических движений начала XX века, как правило, не обращались специально к историографии изучения татарской общественно-политической мысли и ограничивались лишь краткой характеристикой предшествующих работ. Лишь в последнее время (1990;е годы — начало 2000;х годов) стали появляться работы, авторы которых предпринимают попытки дать историографический анализ в соответствии с новыми подходами в рамках методологических изысканий современной исторической науки1.
Таким образом, анализ состояния изученности вопроса позволяет сделать вывод о том, что историко-политическая — историография татарской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX веков не стала еще предметом самостоятельного исследования в исторической литературе. Авторы имеющихся исследований ограничивались изучением отдельных аспектов, и тема остается малоразработанной. Предлагаемая работа является попыткой диссертанта внести свой вклад в решение данной задачи историознания.
Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. — Казань, 1997; Фахрутдинов P.P. Татарский либерализм в конце XIX — начале XX веков. — Казань, 1988; Хабутдинов А. Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIIIначале XX веков. — Казань, 2001; Салихов Р. Р. Общественно-реформаторская деятельность татарской буржуазии Казани (вторая половина XIX — начало XX веков): Автореф. дис. канд. ист. наук. — Казань, 1998;
Источниковую основу диссертации составляют работы, которые условно можно объединить в несколько групп. К первой группе исследований принадлежат работы представителей общественной мысли конца XIX — начала XX веков, в том числе и мемуарные публикации, в которых авторы в той или иной степени затрагивали некоторые проблемы истории просветительства и религиозного реформаторства1. Эта группа немногочисленна, но отражает особенности эпохи национального возрождения татарской нации и формирования постулатов национальной идеологии.
Ко второй группе источников можно отнести научную литературу отечественных и зарубежных авторов, изданную в период с 1920;х до начала 2000 года. Эти работы посвящены непосредственно истории татарской общественно-политической мысли XIXначала XX веков и его основным этапам: просветительству, джадидизму и политическим движениям и партиям. Внутри этапа, хронологически обозначенного выше, следует наметить идеологические «рубежи», определявшие уровень, источниковую базу исследований. Это 1920;е, 1930;50-е, 1960;80-е, 1990;е годы. Вот почему труды отечественных ученых группируются хронологически, это соответствует этапам исследуемой проблемы, а также периодам развития историографии.
Необходимо отметить, что анализ литературы осуществлен по следующим принципам. Хронологический.
1 Ее анализ дан преимущественно в параграфе 1 главы 1. Тенденции и этапы изучения просветительства в контексте истории татарской общественной мысли. принцип применен к историографии общественно-политической мысли первой половины XIX века, историографии общественно-политической мысли конца XIX — начала XX веков. Проблемный — использован в анализе основных положений и концептуальных установок авторов, изучавших историю просветительства, джадидизма и политической культуры татарского народа.
Третью группу источников составляют документы официальных государственных структур, а также представителей общественности России, которые так или иначе оценивали деятельность татарских общественных движений и политических организаций начала XX века. Значимость этих работ определяется установками, которые обозначают «внешнего наблюдателя» расцвета татарского просветительства.
Таким образом, краткий обзор литературы и источников свидетельствует о наличии достаточно обширной базы, позволяющей реконструировать историографические модели, лежащие в основе анализа татарской общественно-политической мысли XIXначала XX веков.
Целью диссертации является историкополитический анализ концептуальных оценок татарской общественно-политической мысли XIX — начала XX веков, отечественной и зарубежной историографии, содержания и особенностей историко-политической литературы посредством изучения всего комплекса работ по истории татарского просветительства, религиозного и политического реформаторства.
Достижение цели работы предполагает решение следующих задач: выявить критерии, этапы и методологические подходы к изучению проблемыохарактеризовать уровень и характер взаимовлияния отечественной и зарубежной, в том числе эмигрантской историографиирассмотреть тенденции в интерпретации джадидизма историко-политической литературой на каждом из исторических этапов;
— определить вклад ведущих исследователей в изучение проблем духовной и общественно-политической культуры татарского общества Нового времени.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— впервые как самостоятельная тема рассматривается историография татарской общественно-политической и духовной культуры татарского народа в XIX — начале XX вв.;
— представлен концептуальный анализ изучения истории татарской общественно-политической мысли на различных этапах истории;
— разработаны новые элементы методики анализа концептуальных оценок и традиций исследований татарского просветительства;
— выявлены тенденции и факторы, которые обусловливали эволюцию исторической науки в различные периоды политического развития России и татарской нации.
Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации, ее положения и выводы могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории России, истории татарского народа, при разработке учебных курсов, факультативов, спецсеминаров по проблемам истории татарского просветительства и национального движения.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в ряде научных публикаций, докладах на межвузовских научных конференциях (Духовная культура: идеи, история, реальность. — Казань, 1994; Социально-историческое знание в Татарстане: исследовательские традиции и современность. — Казань, (14−15 июня 1995 г.) — Национальный вопрос: теория, история, реальность. — Казань, 1995; История Татарстана: проблемы преподавания в вузе. — Казань, 2 6−27 июня 2001 г.).
Структура исследования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Заключение
.
Историко-политическое и социокультурное изучение татарского просветительства на протяжении более чем столетия является одним из важнейших направлений политической регионалистики и испытывает на себе влияние многообразных факторов. С одной стороны, сказывалась степень политизированности и официальной ангажированности этой отрасли науки, основательность методологических установок и характер тематических фокусировок, присущих социогуманитаристике в эпоху политических потрясений и социокультурных перемен. С другой стороны, стимулирующим моментом выступали запросы национального движения. Глубокое влияние на историко-политическое изучение феномена тюркского просветительства оказала его неразрывная связь с российским, и в первую очередь казанским востоковедением. Это придавало исследованиям по истории просветительства и научную, и политическую значимость.
Первый период активного изучения феномена просветительства — дореволюционный, охватывает конец XIX — начало XX веков. Начальный период исследования татарского просветительства совпал с зарождением национально-общественной мысли у татар. Именно в этот период татарская научная общественность и русские ученые начинают изучение идейного наследия татарских просветителей и религиозных реформаторов XIX века. При анализе этих периодов следует учесть, что предтечей концептуального осмысления просветительства можно считать Ш. Марджани. Идейно-политические течения, связанные с осмыслением роли ислама в начале XX века, осознавали необходимость осмысления новых мировоззренческих императивов, которые бы отражали реалии современного им мира. Они исходили из установок на корректирование религиозной идеологии, на адаптацию достижений светского знания. В то же время в религии усматривалось средство утверждения национального единства (М. Бигиев, 3. Кадыри, Х. Атласи).
В первые десятилетия XX в. джадидизм оценивался как прогрессивное общественное движение. Последующее развитие просветительства, религиозного обновления, джадидизма подверглись правительственному остракизму, шовинистическим нападкам на пресловутый «панисламизм» и «пантюркизм». Играя роль жупелов, обвинение в панисламизме и пантюркизме неоднократно использовались в целях давления на национально-политическое движение татар.
В условиях революционного подъема в России начала XX века в джадидских кругах возрастает политическая активность и при их участии формируется передовая татарская общественно-политическая мысль. Следствием этой политизации татарского общества явилось возникновение в 1906 году политической партии «Иттифак ал-муслимин». Ее идейными вдохновителями были такие выходцы из джадидских кругов, как Ф. Карими, Г.-Р. Ибрагимов, Ю. Акчура, С. Максуди и др. В кругах, примкнувших к этой партии, обсуждаются идейные и политические проблемы, вставшие перед мусульманскими народами России, обосновывается идея национальной свободы, социально-экономические и культурно-идеологические задачи. Эти задачи находят свое отражение в программных документах партии, на страницах только что возникшей периодической печати, на собраниях и митингах и даже с трибуны Государственной думы России.
Деятельность джадидистов стимулировала развитие татарской общественно-политической мысли и разработку ее истории. Этим был ознаменован важный этап становления политической науки, формирования самобытной национальной идеологии у татар. Открылись новые возможности в укреплении национальной культуры и национально-освободительного движения в регионе.
Второй период — 1920;е годы — стали новым этапом в исследовании татарской просветительской эпохи. Начало 1920;х годов отмечено существенной исследовательской активностью татарских эмигрантов. Их труды выходили за рубежом и в дальнейшем. Обобщая значение джадидских деятелей, Т. Давлетшин усматривал преемственность между «национальным мусульманским коммунизмом"(1917;1928 гг.) и более ранними джадидистскими политическими деятелями.
Авторам второй половины 20-х годов XX века присуще более объективное изучение творчества, идеологии и политики всех поколений татарских просветителей XIX — начала XX веков. В работах Г. Ибрагимова, Г. Сагди, Г. Рахима, Г. Губайдуллина охарактеризовано татарское просветительство с позиций историко-политического анализа. Они придерживались близких оценочных взглядов, отождествляя джадидизм с просветительством. В начале для обозначения просветителей больше использовался термин «реформаторы». Нередко к ним причисляли и первых религиозных мыслителей, открыто выступавших против схоластических суждений и теологических норм. Такого подхода придерживались Дж. Валиди, А. Сагди, Г. Ибрагимов. Наиболее развернутую общую характеристику просветительства в эти годы выдвигает Г. Ибрагимов, связывая его с сугубо социально-экономическими факторами, в частности, с зарождением капиталистических отношений.
Г. Ибрагимов во многом с марксистских позиций попытался дать общую характеристику деятельности просветителей и показать сущность процесса духовной и общественно-политической модернизации татарского общества во второй половине XIX — начале XX веков. На этой основе деятельность татарских мыслителей XIX — начала XX веков была критически переосмыслена. Именно Г. Ибрагимов первым выделил в движении за обновление татарского общества два направления: религиозно-реформаторское и литературно-светское. Многие его заключения и выводы о значении творчества Ш. Марджани, К. Насыри, X. Фаизханова в целом адекватно отражают роль и место татарских просветителей в общественно-политической мысли народа и не потеряли своего значения поныне. В первые десятилетия XX века джадидизм оценивали как прогрессивное общественное явление. Эта своеобразная оценочная традиция выступает доминирующим мотивом обобщений многих исследователей истории татарской национальной общественной мысли.
Третий период — это 1930;1950;е годы, который характеризуется сильным влиянием идеологии сталинизма на историческую науку. По мере идеологизации науки оценочная квалификация просветительства и джадидизма обретает характер навешивания ярлыков. Марджани был назван дворянско-буржуазным ученым и философом и его деятельность, как утверждал К. Ф. Фасеев, была направлена против развития «атеистических, материалистических, демократических взглядов». Подобных же взглядов придерживались Х. Гимади и М. Гайнуллин, которые зачастую просветительству К. Насыри противопоставляли деятельность Ш. Марджани, полностью игнорируя его просветительскую деятельность. В материалах научных сессий, посвященных 120-летию со дня рождения К. Насыри, литераторы и историки дали исключительно высокую оценку его творчеству. Таким образом, недооценка роли Ш. Марджани во многом восполнялась особым вниманием литературоведов и историков этих лет к личности К. Насыри, и в меньшей степени. Х.Фаизханова. Эта практика, как еще в 1960;е годы показал Р. И. Нафигов, восходила к провокационным утверждениям царской жандармерии, отождествлявшей джадидизм с пантюркизмом и панисламизмом. Принижение роли просветительства в истории татарской общественно-политической мысли особенно рельефно проявилось именно в 1950;е годы, когда джадидизму либо приписывали контрреволюционную" направленность, либо замалчивали творчество многих приверженцев джадидсткого движения.
Следующий период в изучении татарского просветительства охватывает 1960;1980;е годы, когда появляются фундаментальные исследования этой проблемы. В исторической науке 60−80-х годов XX века преобладала инерционная тенденция критических оценок содержания многих идей просветителей, и растворения в просветительстве религиозно-мировоззренческого наследия татарской общественной мысли, не выделяя его в самостоятельный этап. Этих взглядов придерживался Я. Г. Абдуллин, в отличие от М. А. Усманова, который начало XIX века связывает с религиозно-реформаторским движением. Однако в эти годы ученое сообщество пришло к более адекватному пониманию сущности просветительства.
С.М. Михайлова рассматривает данную проблему в контексте влияния просветительских идей на национальное самосознание татарского народа и в связи с особенностями социально-экономического развития края и всей страны. Она существенно расширила представления о масштабе просветительского потенциала, введя в оборот большой пласт архивных и документальных данных о конкретных представителях светского крыла просветительства.
Зарубежный исследователь мусульманских народов А. Беннигсен рассматривал религиозную реформу как начальную стадию реформаторского движения. Развитие этого движения он усматривал в попытке кардинально изменить традиционную мусульманскую культуру в ее языковом компоненте, формах и традициях обучения и воспитания.
Период с 1990;х по сегодняшний день образует современный этап изучения татарского просветительства. В эти годы расширились спектр научных поисков и глубина анализа общественно-политической мысли татарского народа, которая развивалась в русле новаций и установок просветительства. Над проблемами взаимосвязи религиозного и светского компонентов этой мысли, периодизации джадидского движения, вычленения его направлений работают Д. М. Исхаков, P.M. Мухаметшин, А. Ю. Хабутдинов, А. Н. Юзеев. По мере активизации внимания к различным, содержательным компонентам просветительства, освоения эмигрантской литературы по теме и анализа зарубежных изданий круг разночтений мнений и позиций ученых не только не уменьшился, но даже возрос. Выявились разные толкования проблемы определения природы, сущности джадидизма, периодизации просветительства и джадидизма. Р. Р. Фахрутдинов выдвигает трактовку природы джадидизма, согласно которой джадидизм развивался под влиянием трех факторов: внутреннихтрадиции татарского просветительства XIX века, представленные творческим наследием А. Курсави, Ш. Марджани, К. Насыри и др.- внешнихгуманистические и философские идеи европейских мыслителей, реформаторские взгляды прогрессивных мусульманских богословов, влияние европеизирующейся Турцииобщероссийских — демократизация России и вступление ее на путь капиталистической индустриализации.
Д.М. Исхаков усматривает сущность джадидизма в движении по формированию нации-«нациестроительству». В числе основных этапов джадидизма, отражающих качественные ступени нациестроительства у татар, он выделяет этап развития «мусульманской» нации (XVIII — середина XIX вв.) — этап формирования «этнической» (этнокультурной) нации (вторая половина XIX века) — этап складывания татарской «политической» нации (первые два с половиной десятилетия XX века).
В 1990;е годы Я. Г. Абдуллин высказал суждение, что деятельность джадидов была нацелена на «спасение татар как нации» на путях прогресса. Современные трактовки джадидизма как широкого реформаторского движения среди татар контрастируют с оценками советских ученых 1960;1970;х годов. Одновременно они сближаются с зарубежными исследователями темы.
Д.М. Исхаков датирует начало джадидизма с 70-х гг. XVIII века, А. Н. Юзеев и Я. Г Абдуллин высказали мнение, что джадидизм возник в 1880-х гг., а творчество его предшественников определили как джадидстское просветительство.
Р.М.Мухаметшин сосредоточил внимание на преемственности идей основателей исламского модернизма и татарских религиозных реформаторов. Он обратил внимание на то, что практически все татарские религиозные реформаторы активно участвовали в политической жизни мусульманских народов России, в общественных и политических организациях.
В 1990;е годы расширилась проблематика исследований С. М. Михайловой: в ее многочисленных работах воплощен социокультурный анализ просветительства, осуществленный в контексте этнокультурных процессов. Продолжая разрабатывать историю Казанского университета, С. М. Михайлова не только обозначила и аргументированно проиллюстрировала роль казанского востоковедения в изучении культурного наследия народов Востока России, но и увязала оценку просветительства с вкладом его в формирование правосознания. Это представляется одним из важных аспектов изучения истории татарского либерализма, деятельности Исмаила Гаспринского, Садри Максуди, Ибрагима Хальфина: оно органически увязано с этическим аспектом просветительства.
Объектом изучения стали труды самого Шигабутдина Марджани, просветительские идеи которого охватывают различные стороны обновления общественной жизни татарского народа. Глубоко исследована деятельность Марджани в трудах А. Н. Юзеева, Я. Г. Абдуллина, А. Ю. Хабутдинова, М. Х. Юсупова и др. Крупный современный исследователь истории татарского общественнополитического движения и мысли А. Н. Юзеев исходит из того, что Марджани синкретически соединил в себе религиозное реформаторство и светское просветительство, отразив диалектику развития татарского общества в 70−80-е гг. XIX века.
Одним из сюжетов историко-политического и социокультурного анализа предстает определение содержания и оценка просветительства в его соотнесении с джадидизмом. Джадидизм на новом витке модернизации российского и татарского общества начала XX века проявился в качестве заглавной формы просветительского движения.
Итогом историко-политического осмысления проблемы джадидизма стало обновление и развитие понятийно-категориального аппарата, используемого в современных исследованиях проблем просветительства. Наметилась более четкая дифференциация этапов развития джадидизма и выделение в нем «позднего джадидизма», который оценивался как реформизм, имеющий отношение уже ко всем социально-экономическим и идеологическим проблемам кануна эпохи политических потрясений и социокультурных перемен в России и в странах Востока. Для характеристики ранних джадидистов употребляется понятие «старшее поколение просветителей». Выявляется феномен формирования многокомпонентной татарской интеллектуальной элиты, включавшей прогрессивные круги духовенства, учителеймугаллимов, шакирдов, наиболее динамичной части предпринимателей и коммерсантов.
Исследователи отмечают параллелизм в ходе развития джадидизма и в процессах буржуазного обновления и укрепления состоятельных кругов татарского общества. И тем и другим было свойственно возобновление лозунгов, характерных для ранних буржуазных движений — лозунгов свободы, равенства и братства. В историко-политической биографической литературе среди великих татар XIX и XX веков достойное место обрели не только представители левого радикального направления Хусаин Ямашев, Мулланур Вахитов, Галимджан Ибрагимов, но и. просветители светского («литературного» по терминологии Г. Ибрагимова течения в просветительстве.
— Каюм Насыри, Ибрагим Хальфин, Ризаэтдин Фахретдин и др. основоположники татарской литературы конца XIX.
— начала XX веков. В этой славной когорте восстановлены имена как национальных идеологов и Шигабутдина Марджани, и Галимджана Баруди, уже вырисовывается новый виток татарского просветительства. Когда спадет пена современных политических баталий и социокультурных трансформаций биография XXI века, его социополитическая история несомненно обретет столь же преданных своему народу творцов политической и духовной культуры. Но эта тема естественно еще ждет своих исследователей и популяризаторов.
Обогащение и развитие историко-политической историографии татарского просветительства, дальнейшие междисциплинарные исследования феномена этнокультурного просветительства ответственная и почетная задача современной социогуманитаристики.
На современном этапе развития этнонациональных отношений, формирования новой модели федерализма в научных и политических кругах обращаются к проблеме джадидизма не только с точки зрения исторического, теоретического истолкования этого явления, но и для осмысления опыта просветительства, реформаторства рубежа XIX-начала XX веков с целью его учета, использования в процессах культурного и национального строительства в частности, в Та-тарстане. Исторический образ джадидизма в данном случае используется как ценностный ресурс современной общественной политической мысли и политической практики.
В более широком смысле актуализация тех идейных комплексов, которые явили себя в истории в условиях перелома общественного развития на рубеже XIX — XX веков отражает сценарий, программы и устремления тех или иных идейно-политических сил в условиях выбора путей общественного развития, которые характерны для сегодняшнего дня развития России.
Список литературы
- Артемьев А. И. Казанская гимназия в XVIII столетии. ЖМНП, ч. CLXX, 1874, май-июль, октябрь-ноябрь
- Валидов А.З. К столетию со дня рождения татарского ученого, историка Шигабуддина Марджани. Казань, 1915. — С.1.
- Владимиров В.В. Историческая записка о 1 Казанской гимназии. Казань, 18 67.
- Григорьев В.В. Императорский С-Петербургский университет в течение 50-ти лет его существования. -Спб., 1870. С.267
- Григорьев В. В. Поверья и обряды казанских татар //Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. -Т.VI Спб., 1880. — С.247−270
- Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые 100 лет существования 1804−1904 гг. т.1−4 Казань, 1902−1906.
- Исхаки Г. Идель-Урал. Париж, 1933.
- Катанов Н. Поволжские татары в их произведениях и в жизни // Эхо веков, 2001. № 1 -2. С. 165 — 181.
- Красный архив. 1929, т.4 (35), т.5 (36)
- Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.30. — С.323.
- Марджани Ш. Вафият ал-аслаф ва тахият ал ахлаф (Подробное о предшественниках и приветствие потомкам). Казань, 1999. — С.88.
- Новые течения в мусульманской школе (под ред. Бобровникова Н.А.) Спб, 1915. — С.3,5, 24−37
- Российские партии, союзы и лиги. Сборник программ, уставов и справочных сведений о российских партиях, всероссийских профессионально-политических и профессиональных союзах и всероссийских лигах (сост. Иванович В.). Спб., 1906.
- Труды особого совещания по вопросам образования восточных инородцев (под ред. Будиловича А. С. Спб, 1905. — С.81.
- Абдуллин М.И. Татарская АССР: реальность и буржуазные мифы / М. И. Абдуллин, С. Г. Батыев.-Казань: Татар, кн. изд-во, 1977. 199 с.
- Абдуллин Я. Г. Буржуазно-демократическое движение рубежа XIX—XX вв.еков и его идеологическое выражение джадидизм / Я. Г. Абдуллин / / Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века: Сб. ст. — М.: Наука, 1990. — 197 с.
- Абдуллин Я. Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция / Я. Г. Абдуллин // Из истории татарской общественной мысли: Сб.ст. Казань, 1979.
- Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место / Я. Г. Абдуллин Казань: Иман, 1998. -41с.
- Абдуллин Я. Г. Социально-философская характеристика просветительства среди татар Поволжья и Приуралья (XIX век): Дис.. д-ра филос. наук. -Казань, 1977 Г
- Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль // Социальная природа и основные проблемы / Я. Г. Абдуллин. Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. -319 с.
- Аберкромби Н. Социологический словарь / Пер. с англ под ред. С. А. Ерофеева / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. — 420 с.
- Айнутдинова JI.M. Либеральное движение в Казанской губернии (1900 1917 гг.) / Л. М. Айнутдинова. — Казань, 2003.
- Алишев С.Х. Газиз Губайдуллин как историк // Исследования по историографии Татарии. Казань: Татар, кн. изд-во, 198 6. -127 с.
- Амирханов Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период // Народное просвещение у татарв дооктябрьский период. Казань: ИЯЛИ, 1992. — 147 с.
- Амирханов Р. У. Татарская демократическая печать в годы первой русской революции (1905 1907 гг.): Дис.. канд. ист. наук / Р. У. Амирханов. -Казань, 1978.
- Амирханов Р. У. Татарская демократическая печать (1905 1907 гг.) / Р. У. Амирханов. — М.: Наука, 1988. — 188 с.
- Амирханов Р.У. Проблемы развития русской культуры в татарской демократической печати (1905 -1907 гг.): Дис.. д-ра ист. наук / Р.У. Амирханов- Казань, 1997. 498 с.
- Амирханов Р. У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток Запад» (на примере развития русской культуры) / Р. У. Амирханов. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. — 240 с.
- Аршаруни А. Очерки панисламизма и пантюркизма в России / A.M. Аршаруни, Х. Х. Габидуллин. М.: Безбожник, 1931. — 138 с.
- Аширов Н. Ислам и нации / Н. И. Аширов. М.: Политиздат, 1975. — 144 с.
- Батыев С.Г. Татарский джадидизм и его эволюция / С. Г. Батыев // История СССР.— 1964. № 4. — С. 53 — 64.
- Беннигсен А. Мусульмане в СССР / А. Беннигсен // Панорама-Форум. 1995. — № 2.
- Биктимирова Т. А. Ступени образования до Сорбонны / Т. А. Биктимирова. Казань: Алма-Лит, 2003. — 184 с.
- Богоутдинов A.M. Очерки истории таджикской философии /А. М. Богоутдинов. Сталинабад, 1961. — 332 с.
- Бычков С.П. Введение в историографию отечественной истории XX в. / С. П. Бычков, В. П. Корзун. Учебное пособие. Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. — 359 с.
- Вахабов М.Г. О социальной природе среднеазиатского джадидизма и его эволюции в период Великой Октябрьской революции / М. Г. Вахабов // История СССР.- 1963. № 2.
- Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри. Казань, 1976.
- Гаджиев К.С. Политическая культура: концептуальный аспект / К. С. Гаджиев // Политические исследования. 1991. — № 6.
- Гали Б. Т. Щедрый талант. Общественно-политическая деятельность и исторические взгляды Г. Исхаки / Б. Т. Гали. Казань: «Унипресс», 2002. — 96 с.
- Гаффарова Ф.Ю. Садри Максуди в истории татарского народа начала XX века // Автореф. дис. .канд. истор. наук. Казань, 1997. — 23 с.
- Гайнетдинов Р. Политический акт представителей многомиллионного мусульманского мира / Р. Гайнетдинов // Гасырлар авазы Эхо веков. -1999. — № 1 — 2.
- Гайнуллин М.Х. Каюм Насыров и просветительское движение среди татар / М. Х. Гайнуллин. Казань: Татгосиздат, 1955.
- Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер.- М.: Прогресс, 1991. 320 с.
- Гимади Х.Г. Историография Татарии // Очерк истории исторической науки в СССР. М., 1960.1. Т.2. С.820−825.
- Гимазова Р.А. Просветительская деятельность Нигматуллиных Буби (конец XIX — начало XX вв.): Дис.. канд. ист. наук / Р. А. Гимазова- Казан, гос. ун-т. — Казань, 2004. — 172 с.
- Горохов В.М. Общественные и педагогические взгляды К.Насыри // Каюм Насыри. 1825 1945. Материалы научных сессий, посвященных 120-летию со дня рождения. — Казань, 1948. — С.81
- Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья / В. М. Горохов.- Казань: Татгосиздат, 1941.- 260 с.
- Губайдуллин Г. С. К вопросу об идеологии Гаспринского (Предварительные замечания) / Г. С. Губайдуллин // Гасырлар авазы Эхо веков. — 1999. -№ 3−4.
- Давлетшин К. Нации и ислам (Критика философско-теологических концепций о единстве нации и ислама) / К.Давлетшин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1986. — 198 с.
- Давлетшин Т.Д. Советский Татарстан: теория и практика ленинской национльной политики. Лондон -Мюнхен, 1974. 392 с.
- Духовная культура и татарская интеллигенция: Исторические портреты: Сб. ст. / Науч. ред. и сост. P.M. Мухаметшин. Казань: «Магариф», 2000. — 159 с.
- Дюдуаньон Стефан А. Кадимизм: элементы социологии мусульманского традиционализма в татарском мире и в Маверанахре (конец XVIII начало XX вв.) / Стефан А. Дюдуаньон // Ислам в татарском мире: история и современность: Сб. ст. -Казань, 1996. С. 57 — 69.
- Загидуллин И.К. Татарская школа и русификаторская политика царизма в дооктябрьский период / И. К. Загидуллин // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. Казань: Тат. кн. изд-во, 1992. — С. 60−84.
- Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX начало XX вв.). -М., 1973. — 488 с.
- Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года / Г. Ибрагимов. Казань: Госиздат ТАССР, 1926. — 259 с.
- Идиятуллина Г. Г. Абу Наср Курсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конца XVIII начала XX века: Дис.. канд. истор. наук / Г. Г. Идиятуллина- Казан, гос. ун-т -Казань, 2001. — 204 с.
- Из истории татарской общественной мысли. Сб. статей, Казань, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН СССР, 1979. 170 с.
- Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье. Казань, 2001. — 452 с.
- Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий. Материалы международной научно-практической конференции 16 17 ноября 2000 г. -Казань: Арт-кафе, 2001. — 312 с.
- Ислам в Татарстане: опыт толерантности и культура существования. Казань: Мастер Лайн, 2002. — 101 с.
- Ислам. Словарь атеиста / под общ. ред. докт. ист. наук. Пиотровского М. Б., канд. ист. наук Прозорова С. М. М: Политиздат, 1998.
- Ислам в татарском мире: история и современность (Материалы международного симпозиума, Казань 29 апреля 1 мая 1996 г.)./ Под ред.
- Хакимова Р.С. Казань: Панорама-форум, 1997 — 379 с.
- Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып.1. М., Восточная лит-ра РАН, 1998. — 160 е.- Вып.2. — М.: Восточная лит-ра РАН, 1999. — 167 с.
- Ислам: Религия, общество, государство / отв. ред. П. А. Грязневич, С. М. Прозоров. М.: Наука, 1984. — 232 с.
- Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1991. — 315 с.
- История национальной государственности в Татарии / Фаткуллин Ф. Н., Батыев С. Г., Фаткуллин Ф. Ф. И др.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. 17 6 с.
- История национальных политических партий России. Материалы международных конференций. М., РООСПЕН, 1997.
- История Татарской АССР. Казань, 1968. -С.235.
- История философии в СССР: В 5 т. М., 1968. — Т.1.
- Исхаки А. Идель-Урал. Изд-е 2.- Лондон, 1988. 66 с.
- Исхаков Д.М. Джадидизм как нациестроительство / Д. М. Исхаков // Иман нуры. -Казань, 1996. № 4. — С.20.
- Исхаков Д.М. Комментарии к статье П.Уерта «Отпадение крещенных татар» / Д. М. Исхаков // Татарстан, 1995. № 1−2. — С.112
- Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: Введение к социокультурному осмыслению / Д. М. Исхаков. Казань: Тат. кн. изд-во, 1997. — 80 с.
- Исхаков С.М. Вопросы истории тюркских народов первой четверти XX века в неопубликованных трудах М.Исхаки / С. М. Исхаков //Эхо веков. 2ООО. — № 3−4. — С.33.
- Исхаков С.М. Общероссийская партия мусульман / История национальных политических партий России: Материалы конференции. М., 1997. — С.214−239.
- Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. Казань, 1979. — 224 с.
- Камалов Т. Зия Камали / Т.Камалов. -Казань: Иман, 1997. 53 с.
- Каппелер А. Россия многонациональная империя / А. Каппелер. — М., — 1996. — 380 с.
- Каримуллин А. Г. Татарская книга начала XX века / А. Г. Каримуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1974. — 319 с.
- Каримуллин А.Г. Татарская книга в пореформенной России / А. Г. Каримуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1983. — 356 с.
- Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции / Г. Касымов. Казань: Татиздат, 1932.
- Касымов Г. Пантюркистская контрреволюция и ее агентура султангалиевщина / Г. Касымов.
- Казань: Татиздат, 1932. -56 с.
- Кемпер М. Мусульманская этика и «дух капитализма» / М. Кемпер // Татарстан. 1997. — № 8. — С. 75 — 81.
- Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар / Я. Д. Коблов. Казань: Тип. Импер. Ун-та, 1916. — 119 с.
- Ковальченко И. Методы исторического исследования / АН СССР, Отделение истории. М.: Наука, 1987. — 438 с.
- Левин 3. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект). М.: Наука, 1988. — 223 с.
- Левин Ш. М. Очерки по истории русской общественной мысли / Ш. М. Левин. Л.: Гослитиздат, 1974. — 377 с.
- Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция России во второй половине XIX века / В.Р. Лейкина-Свирская. М., 1971. — 346 с.
- Людмилин А. Контрреволюция в рясах и чалмах в 1905 г. в Казанской губернии / А. Людмилин. Казань: Татиздат, 1931. 47 с.
- Марджани: ученый, мыслитель, просветитель. -Казань, Татар, кн. изд-во, 1990. 189 с. 10 0. Марджани: наследие и современность. / Материалы международной научно-практическойконференции (под ред.P.M. Амирханова). Казань, 1998. — 195 с.
- Махмудов А. Торжество прекрасного. Прогрессивная татарская эстетическая мысль конца
- XIX начала XX веков. — Казань, 1989.
- Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (борьба вокруг школьного вопроса. 1861 1917) / А. Х. Махмутова. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 96 с.
- Махмутова А.Х. Лишь тебе народ служенье./ А. Х. Махмутова. Казань: Магариф, 2004. -538 с.
- Махмутова А.Х., Смирнова В. Н. Женский вопрос в татарской историографии 1917 1927 гг. // Очерки истории народов Поволжья и Приуралья. Вып. 4. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. — С.69−78.
- Медведко Л.И. Россия, Запад, ислам: «столкновение цивилизаций» / Л. И. Медведко. М., 2003. — 512 с.
- Методологические и историографические вопросы исторической науки: Сб. статей. / Отв. Ред. Б. Т. Могильницкий. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1990. Вып. 19. — 240 с.
- Мир ислама. Издание Императорского общества востоковедения. Под ред. Проф. Бартольда. СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума (отделение), 1912. Т.1.- Вып. 1. — С. 1- 141- Т. 1. — Вып. 2. — С. 144 — 292- Т 1. — Вып.З. — С. 294 — 515 с.
- Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (18 60 18 61) /С.М. Михайлова. — Казань: Изд-во Каз. Гос. ун-та, 1972. — 227 с.
- Михайлова С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья / С. М. Михайлова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979.223 с.
- Михайлова С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России. (XIX век) / С. М. Михайлова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991.- 360 с.
- Михайлова С.М. Ибрагим Исхакович Хальфин, 1778 1829 /С.М.Михайлова. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. — 40 с.
- Михайлова С.М. Этические аспекты правоведения и деятельность Садри Максуди / С. М. Михайлова, О. М. Коршунова // Садри Максуди: наследие и современность: Сб. ст. Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 1999. — С. 162.
- Мухаметшин P.M. Джадидизм, время поиска новых подходов / P.M. Мухаметшин // Татарстан. -1995. № 9−10. — С.87 — 89.
- Мухаметшин P.M. Исламский фактор в общественном сознании татар (XVI XX вв.) / P.M. Мухаметшин //Татарстан. — 1994. — № 3 — 4. -122 с.
- Мухаметшин P.M. К проблеме религиозного реформаторства в татарской общественной мысли начала XX века / P.M. Мухаметшин // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Казань, 1997. — С.200−202.
- МухаметшинP.M. Переосмыслениепросветительских идей в татарской эстетической мысли начала XX века /Проблема преемственности в татарской общественной мысли. Казань, 1985. — 163 с.
- Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке (ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана / P.M. Мухаметшин. Казань, 2003.
- Мухамметдинов Р.Ф. Юсуф Акчура и Зия Гекалп: Формирование идеологии тюркизма (70-е гг. XIX в. -30-е гг. XX в.): Автореф. дис.. канд. ист. наук / Р.Ф. Мухамметдинов- Каз. гос. ун-т. Казань, 1996. — 24 с.
- Мухитдинов Н.К. Проекты организации средней школы европейского типа для татар в XIX в. / Н. К. Мухитдинов // Вестник научного общества татароведения. 1930. № 9 — 10.
- Нафигов Р.И. Влияние марксистско-ленинских идей на татарскую публицистику в период первой русской революции: Дис.. канд. ист. наук / Р.И. Нафигов- Каз. гос. ун-т. Казань, 1954. — 348 с.
- Общественно-политическое движение и классовая борьба на Средней Волге (конец XIX -начало XX вв.). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972.- 166 с.
- Общественно-политическая мысль в Поволжье в XIX начале XX вв. — Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1977. — 272 с. 12 9. Общественная и философская мысль в Татарии в начале XX века. М.: Наука, 1991. -197 с.
- Очерки истории татарской общественной мысли /Науч. ред. P.M. Амирханов. Казань: Татар, кн. изд-во, 2000. — 191 с.
- Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. В 2 т. Под ред. Г. С. Васецкого и др. Т. 2 М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956.
- Политические деятели России 1917. М., 1993.
- Политические партии России: конец XIXпервая треть XX века: Энциклопедия / Ассоц. «Рос. Полит, энциклоп.» Российский независимый институт социальных и национальных проблем, Отв. ред. В. В. Шелохаев. — М.: РОССПЭН, 1996. -872 с.
- Политические партии: Справочник /Агарышев А. А. и др. -М.: Политиздат, 1986. 381 с.
- Сайфи Ф. Татары до Февральской революции // Очерки по изучению местного края / Под ред. С. П. Сингалевича, Р. Ш. Тагирова. Казань: Татполиграф, 1930. — 46 с.
- Салихов P.P. Общественно-реформаторская деятельность татарской буржуазии Казани (вторая половина XIX начало XX вв.): Автореф. дис.. канд. ист. наук / P.P. Салихов- Казан. гос. ун-т. -Казань, 1998.
- Сафиуллина Ф.С. Хусейн Фаизханов //Вопросы татарского языкознания. Книга 2-я. Казань. — 1965.
- Султанбеков Б.Ф. История Татарстана. XX век. 1917 1995 гг./ Б. Ф. Султанбеков, J1.A. Харисова JI.А., А. Г. Галлямова. — Казань: Хэтер, 1998. — 447 с.
- Султанов Ф.М. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманскомконтексте / Ф. М. Султанов. М.: РИЦ «Школа», 1999. — 236 с.
- Султанов Ф.М. Татарское национальное движение: история и современность / Ф. М. Султанов. -Казань: Магариф, 2000. 207 с.
- Советский Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1985. — С.381.
- Тагиров И. Р. «Особое совещание по Приволжскому краю: противодействие империи. Документ и комментарии / И. Р. Тагиров, В. А. Пискарев // Татарстан. 1992. — № 9−10. — С.9 — 29.
- Татария в дни первой русской революции (под ред. Х.Г. Гимади). Казань: Таткнигоиздат, 1955. -92 с. 14 9. Татарская периодическая печать начала XX века: Библиографический указатель. Казань: Милли китап, 2000. — 316 с.
- Татарский энциклопедический словарь. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999.-703с.
- Тоган 3. В. Воспоминания Уфа, 1994. — 76с.
- Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии (1917 1940гг) / М. З. Тутаев. — Казань: Тат. кн. изд-во, 1975.
- Тухватуллин А.Х. Хасан-Гата Габаши (1863 -1936) как общественный деятель и историк: Автореф. дис.. канд. ист. наук / А.Х. Тухватуллин- Ин-т истории АН РТ. Казань, 2003. — 24 с.
- Усманов М.А. Источники книги Ш.Марджани „Мустафадал-ахбар“. — Т.1 Казан, 1885 // Очерки истории Поволжья и Приуралья. — Казань, 1969. — Вып. 1−3. — С.145−151.
- Усманов М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. Повесть о жизни и деятельности / М. А. Усманов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1980. — 223 с.
- Фасеев К.Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли (вторая половина XIX начало XX вв.) / К. Ф. Фасеев. — Казань, Тат. кн. изд-во. 1955. — 280 с.
- Фасеев К.Ф. На путях пролетарского интернационализма (утверждение идей нтернационализма в татарской общественной мысли и культуре) / К. Ф. Фасеев. Казань: Татар, кн. изд-во, 1971. — 391 с.
- Фахретдинов А. Иттифак аль-муслимин // Татарстан. 1992. — № 5 -6.
- Фахрутдинов P.P. Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905−1917 гг.) Казань, 1992.
- Фахрутдинов P.P. Татарский либерализм в конце XIX начале XX века (Очерки политической истории) / P.P. Фахрутдинов. — Казань: Тат. кн. изд-во, 1998.- 127 с.
- Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в досоветский период: 1900 -1918: Учеб. пособ. по курсу „История Татарстана“ / А. Ю. Хабутдинов. Казань: Изд-во Каз.гос.ун-та.- В 2-х ч., — Ч. 1. — 1997. — 62 е.- 4.2. — 1997. -62 с.
- Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII начале XX веков / А. Ю. Хабутдинов. -Казань: ГУП ПИК „Идель-Пресс“, 2001. — 383 с.
- Хабутдинов А.Ю. Татарское общественное движение в российском сообществе (конец XVIII -начало XX веков): Дис.. д-ра ист. наук / А.Ю. Хабутдинов- Каз. гос. ун-т. Казань, 2002.- 506 с.
- Халитов Г. М. Дооктябрьская творческая эволюция Маджита Гафури: Автореф. дис. .канд. ист. наук / Г. М. Халитов- Каз. гос. ун-т. Казань, 1957.- 41 с.
- Халитов Г. М. Тукай и его современники / Г. М. Халитов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1966. — 227 с.
- Хамитбаева Н.С. Вопросы образования татар на страницах газеты „Тарджеман“ (1889 18 94) / Н. С. Хамитбаева // Народное просвещение у татар в доктябрьский период: Сб. статей. — Казань, 1992.
- Ханбиков Я.И. Педагогическая мысль в крае в конце XIX начале XX века / Педагогика джадидизма // УЗ КГПИ. — Казань: Изд-во КГПИ, 1979. — Вып. 198. — 320 с.
- Ханбиков Я.И. Русские педагоги Татарии // УЗ КГПИ Казань, 1964.
- Хасанов М.Х. Галимджан Ибрагимов / М. Х. Хасанов. Казань: Татар, кн. изд-во. — 1969. — 432 с.
- Хасанов Х.Х. Революция 1905 1907 гг. в Татарии / Х. Х. Хасанов. — М.: Наука, 1965. — 341 с.
- Хасанов Х. Х Формирование татарской буржуазной нации / Х. Х. Хасанов.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1977. 327 с.
- Шакуров Ф.Н. Развитие исторических знаний у татар в конце XIX начале XX веков: Автореф. дис.. канд. ист. наук / Ф.Н. Шакуров- Казан, гос. ун-т. -Казань, 2003. — 23 с.
- Юзеев А. Н Марджани. Казань, 1997.
- Юзеев А. Н. Место джадидизма в татарской общественной мысли конца XIX начала XX вв. / А. Н. Юзеев // Гасырлар авазы. — Эхо веков. — 1999. — № 1 — 2.
- Юзеев А.Н. Мировоззрение Ш.Марджани и арабо-мусульманская философия / А. Н. Юзеев. Казань: ШЛИ, 1992. 156 с.
- Юзеев А. Н. Татарская философская мысль конца XVIII XIX веков. / А. Н. Юзеев. — В 2 кн.: -Казань: Иман, 1988. — Кн.1 — 137 е., Кн. 2 — 123 с.
- Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII XIX веков (эволюция, основные направления и представители). — Казань, 1998. — С. 21.
- Юсупов М.Х. Содружество Марджани и Фаизханова при разработке проблем истории и общественной мысли / М. Х. Юсупов // Из истории татарской общественной мысли: Сб. ст. Казань, 1979. — С.79−90.
- Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк / М. Х. Юсупов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1981. -232 с.
- Юсупов М.Х. Галимджан Баруди / М. Х. Юсупов. Казань: Тат. кн. изд-во, 2003. — 208 с.
- Биккулов Г. Шимал торклэренен боек каЬарманы //Кояш. 1915. — 9 января
- Вафият ал-аслаф ва тахият ал-ахлаф (под ред. А. Н. Юзеева. Казань, 1999.
- Ибрагимов Г. Боек остазымнын кайбер тоэлифлэре //Ан. 1915. — № 1. — 16 б.
- Марджани / (Тоз.Г.Губайдуллин, Ш. Шараф h3M башк./ Казан, 1915. — 639 б.18 9. Мэржани: Тарих h-эм хэзерге заман / Мэкалэлэр жыентыгы. Казан: „Мастер-Лайн“, 1998. — 196 б.
- Мостафэдел эхбэр фи эхвали Казан вэ Болгар //Тоз. А. Н. Хайруллин. — Казан, 198 9.
- Фахретдин Р. Габделькаюм Насыри // Шура. -1912. № 12. — 641−645 б.
- Эмирхан Ф. Эсэрлэр. 4 т. Казан, 1986.-436.
- Гэбдерэхим Утыз Имэни эл-Болгари. Шигырълэр, позмалар // Тоз. А.Шарипов. Казан, 1986.194. Гобайдуллин Т. Тарихи сахифалар ачылганда. -Казан, 1989.
- Ибрагимов Г. Ижтимагый эдэби хэрэкэтлэр тарихыннан тикшерудэ марксизм ысулы// Безнен юл. -1992. № 1-
- Ибрагимов Г. Эсэрлэр: 8 томда. т.7. Тарихи хезмэтлэр (1911−1927). — Казан, 1984.
- Каюм Насырийнын мэжбугасы. Казан, 1922.198 193.Рорлих А. Идел буе татарлары // Мирас. -1992. № 4.
- Садри Максуди: Тарих Ьэм хэзерге заман./ Мэкалэлэр жыентыгы. Казан: „Мастер-Лайн“ нэшрияты, 1999. — 256 б.
- Сэгди А. Татар эдэбият тарихы. Казан, 1926.
- ТаЬиров И. Бэйсезлек баскычлары. Казан: Татар. Кит. нэшр., 1994. — 278 б.
- Татар зыялылары: Тарихи портретлар / Мэкэлэлэр жыентыгы. Тоз. P.M. Мохэммэтшин Казан: Магариф, 2003. — 208 б.
- Татарстан АССР тарихы. Казан, 1959. — т.1. — 404 б.
- Толымбай Г. Татар буржуа теле безнен тел тугел. — Казан, 1931.
- Усманов М.А. Олы мирас. // Казан утлары, 1966.- № 9.
- Фахрутдинов Р. Асар. -1т. 3 к, 6 к, -126−128, 301−3106.
- Фэтхи А. Кулъязмалар тасвирламасы. 12-нче чыгарылыш. 2 булек. Казан, 1968.
- Arsal Sadri Maksudi. Dostum Yusuf Akcura. Turk Kulturu Ankara, 1977.
- Bennigsen Alexandre, Lemercier-Quelquejay Chantal, Les mouvements nationaux chez les musulmansde Russie. Paris, I960. — V I- Islam in the Soviet Union. — London, 1970
- Bennigsen A., Quelquyjey Sh. Islam in the Soviet Union. Pall Mall Press. London, 1970-
- Bennigsen A. und Qulquejay Sh. Der Sultangalievismus» und die nationalistischen Abweichungen in der Tatarischen Autonomen Sovetrepublik. Berlin, 1959, p.326.
- Brands W.H. Zur role der religiosdidakttischen Dichtung in der fruhen Kazan tatarischen Literatur // Zeitschriff der Deutschen mergenlandischen Gesellschaft. Band 119. — Heff 2.- Weisbaden, 1970. /
- Devlet N. Rusia turklerinin milli mucadele tarihi (1905 -1907). Ankara, 1985.
- Kemper M. Sihabaddin al-Margani als Religiousgelehrter //Islamkundliche Untersuchungen.- Band Zao. Berlin, 1996.
- Zenkowski Serge. Pan Turkism and islam in Russia. — Cambridge, 1967.
- Pipes R. The Formation of The Soviet Union / Communism and Nationalism. 1917−1923 / New York, 1968/ p.29.
- Rorlich Azade-Ayse, The Volga Tatars. A Profile in National Resilience. Stanford. 1986.