Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. М. Борытко, JI.A. Байкова и др.) раскрывают принципы, обеспечивающие гуманизацию образовательного процесса: природосообразности, культуросо-образности, открытости цели обучения и воспитания, персонификации, дифференциации, индивидуализации, диалогизации и проблематизации, субъ-ектности. Однако в педагогической науке недостаточно исследованы вопросы, посвященные выявлению совокупности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы развития субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза
    • 1. 1. Понятие и сущность субъектной позиции будущего офицера в образовательном процессе военного вуза
    • 1. 2. Понятие и сущность принципа персонификации в психологии и педагогике
  • ГЛАВА 11. Практика формирования субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза
    • 2. 1. Проектирование и основные результаты экспериментальной работы по развитию субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза
    • 2. 2. Методические рекомендации по развитию субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза при обучении математике

Развитие субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модернизация российского образования нацелена на воспитание инициативных, творческих людей. В Национальной доктрине образования Российской Федерации (2001г.) отмечается необходимость формирования у молодых людей активной жизненной и профессиональной позиции, культуры межличностных отношений, навыков самообразования, самореализации личности. Это в полной мере относится и к военным вузам, которые готовят военных специалистов, офицеров-воспитателей, офицеров-педагогов. Реформа армии, возрастающие требования к ответственности офицеров за жизнь подчиненных, острота и сложность решаемых ими задач требуют от сегодняшних курсантов активности, настойчивости и ответственности в учебной деятельности, веры в себя, способности управлять собственной духовной жизнью, отстаивать свои интересы и интересы сообщества. В связи с этим важным представляется задача развития субъектной позиции курсанта в образовательном процессе военного вуза, которая выступает предпосылкой и показателем личностно-профессионального становления будущего офицера-педагога, офицера-защитника Отечества, офицера-специалиста, умеющего профессионально решать задачи воспитания и образования другого человека.

Возраст курсантов (18−25 лет) самый плодотворный для развития субъектной позиции в учебно-профессиональной деятельности, так как в социально-психологическом аспекте он характеризуется активностью познавательных процессов в освоении культуры и развитым уровнем познавательной мотивации. Но специфика военного учебного заведения создает определенные сложности в формировании субъектной позиции будущего офицера в образовательном процессе, которые связаны: с напряженностью военно-учебного процесса, обусловленной совмещением обучения с исполнением воинских обязанностей, что влечет ограничение свободного времени у курсантовведущей ролью официальных служебных отношений, регламентируемых Уставом Вооруженных Сил Россииотносительной узостью социальной сферы, в которой курсанты могут себя реализовать, проявить (из-за относительной закрытости военного образовательного учреждения ограничиваются социальные ситуации развития, в которых формируется субъектная позиция). Однако преподаватели военных и гражданских дисциплин путем создания определенных педагогических условий на занятиях могли бы способствовать развитию субъектной позиции курсантов в образовательном процессе. Поиск оптимальных педагогических условий развития субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза является актуальной задачей.

Проблема становления человека как субъекта своей жизнедеятельности и своего внутреннего мира получила освещение в работах К.А. Абульхано-вой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского, Л. И. Божович, JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна.

Исследованию педагогических условий развития субъектной позиции учащегося в учебной деятельности посвящены работы Н. М. Борытко, Т. Г. Дулинец, Е. Г. Лаптевой, Н. В. Недорезовой, С. А. Нелюбова, С. И. Осиповен, в которых уделено внимание специфике только школьного возраста.

Развитие субъектной позиции студента в образовательном процессе исследовалось Г. И. Аксеновой, А. Г. Гогоберидзе, но они учитывали особенности только педагогического вуза.

Психологический аспект развития субъектности офицера затронут в исследовании Т. В. Маркеловой. Развитие отдельных личностных качеств курсанта (творческой активности, лидерских качеств, познавательной самостоятельности) в условиях военного вуза исследовали И. Л. Железняк, Э. Е. Лукьянчиков, Ю. В. Шибалова. Проблема поиска педагогических условий развития субъектной позиции курсантов в образовательном процессе военного вуза пока не исследована целостно и системно.

Исследователи обосновывают, что развитию субъектной позиции способствует гуманизация образовательного процесса. Современные ученые (Е.В. Бондаревская, В. П. Берулава, Б.М. Бим-Бад, В. И. Слободчиков,.

Н.М. Борытко, JI.A. Байкова и др.) раскрывают принципы, обеспечивающие гуманизацию образовательного процесса: природосообразности, культуросо-образности, открытости цели обучения и воспитания, персонификации, дифференциации, индивидуализации, диалогизации и проблематизации, субъ-ектности. Однако в педагогической науке недостаточно исследованы вопросы, посвященные выявлению совокупности педагогических условий, обеспечивающих реализацию этих принципов в образовательном процессе военных вузов. Необходимость организации образовательного процесса на принципе персонификации подчеркивается в ГОС ВПО второго поколения. Персонифицированный подход в обучении как реализация гуманистических принципов изучен в работах В. П. Беспалько, Ш. М. Калановой, С. В. Кондратьева, Ю. Ф. Тунгусова. Персонифицированное обучение учеными характеризуется как разновидность личностно-развивающего воспитания и образования. Но специальных исследований, посвященных формированию субъектной позиции курсанта в образовательном процессе военного вуза при реализации принципа персонификации, не проводилось.

Актуальность этой проблемы обусловлена противоречиями в образовательной системе военного вуза такими, как:

— между необходимостью формировать субъектную позицию курсантов и отсутствием разработанной системы педагогических условий организации образовательного процесса военного вуза, обеспечивающего ее эффективное развитие;

— между потребностью, возможностями преподавателей в развитии субъектной позиции курсанта в учебной деятельности и неразработанностью научно обоснованных методов формирования субъектной позиции будущего офицера в образовательном процессе военного вуза;

— между необходимостью гуманизации военно-образовательного процесса и неразработанностью педагогических условий реализации гуманистических принципов, в том числе принципа персонификации.

На основе актуальности и противоречий была определена проблема исследования, которую можно сформулировать следующим образом: каковы же педагогические условия развития субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза. Это позволило выбрать тему исследования — «Развитие субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза».

Цель исследования — выявить педагогические условия, способствующие развитию субъектной позиции будущего офицера в образовательном процессе военного вуза.

Объект исследования — образовательный процесс в военном вузе.

Предмет исследования — педагогические условия, способствующие развитию субъектной позиции обучающихся, студентов, курсантов в образовательном процессе.

Гипотеза исследования: формирование субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза станет эффективным, если будет:

— наряду с комплексом гуманистических принципов реализован принцип персонификации, который в образовательном процессе рассматривается как средство актуализации внутренних личностных ресурсов обучающихся и педагогов;

— осуществлена на практике совокупность педагогических условий, разработанная в соответствии с сущностью принципа персонификации и спецификой образовательного процесса военного вуза, включающая, в частности, учет уровня субъектной позиции курсантов в образовательном процессе, сочетание преподавателем приказов со стимулирующими педагогическими приемами в форме напоминаний, советов, убеждений и др.

Цель и гипотеза обусловили задачи исследования:

1. Уточнить понятие, сущность и особенности субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза.

2. Раскрыть понятие, сущность принципа персонификации.

3. Определить педагогические условия развития субъектной позиции будущего офицера в образовательном процессе военного вуза.

4. Разработать теоретическую модель развития субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза и экспериментально проверить ее эффективность.

5. Разработать методические рекомендации по реализации педагогических условий, способствующих развитию субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза.

Методологической основой исследования являются положения о личности как субъекте деятельности, о роли обучения и воспитания в развитии личности как субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.М. Бо-рытко и др.) — идеи антропоцентрического подхода к организации обучения и воспитания, при котором учитываются целостность и сложность внутреннего мира воспитателя и воспитанника (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад, В.И. Сло-бодчиков, Е. И. Исаев, И. А. Зимняя, Л. А. Байкова и др.) — идеи гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) — идеи теории персонализации (А.В. Петровский).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: теоретический анализ источников, теоретическое моделирование, эмпирические методы (наблюдение, анализ документов, тестирование, беседа), педагогический эксперимент, методы статистической обработки полученных данных.

Базой исследования являлись военные вузы г. Рязани: Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт), Рязанское высшее военное командное училище связи, Рязанский военный автомобильный институт. Исследованием было охвачено 310 курсантов первого и второго годов обучения, преподаватели военных вузов.

Исследование выполнялось в несколько этапов. Первый этап (20 012 003 г. г.) — теоретико-аналитический. На основе анализа современного состояния педагогической теории и практики выявлены сущность, особенности, компоненты, уровни, показатели субъектной позиции курсантов в образовательном процессе военного вуза. Определены понятие и сущность принципа персонификации — одного из принципов гуманистической парадигмы образования. Разработана теоретическая модель развития субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза.

Второй этап (2003;2005 г. г.) — опытно-экспериментальный. Проведены констатирующий и формирующий эксперименты. В ходе экспериментальной работы была реализована совокупность педагогических условий развития субъектной позиции курсантов в образовательном процессе военного вуза, отобранная на принципе персонификациибыла проверена эффективность разработанной теоретической модели.

Третий этап (2005;2006 г. г.) — заключительно-обобщающий. Проведены анализ, количественная и качественная обработка полученных в ходе экспериментального исследования данных, обобщены результаты теоретических и эмпирических исследований, уточнены и внедрены в педагогическую практику методические рекомендации по реализации педагогических условий, способствующих развитию субъектной позиции курсантов в образовательном процессе военного вуза при обучении математике, завершено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что уточнены определения понятий «субъектная позиция будущего офицера в образовательном процессе военного вуза» и «принцип персонификации" — разработана совокупность педагогических условий, способствующая развитию субъектной позиции будущего офицера в образовательном процессе военного вуза и отобранная на гуманистических принципах, в том числе на принципе персонификации.

Теоретическое значение исследования заключается в уточнении особенностей, компонентов, уровней сформированности субъектной позиции будущего офицера в образовательном процессе военного вузатеоретическом обосновании показателей низкого, среднего, высокого уровней субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вузав разработке теоретической модели развития субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза.

Практическая значимость исследования состоит в том, что совокупность педагогических условий формирования субъектной позиции будущего офицера в образовательном процессе военного вуза, отобранная на принципе персонификации, может использоваться в практике работы военных вузов, высших и средних специальных учебных заведений при преподавании различных учебных дисциплин. Материалы исследования могут быть использованы в системе подготовки будущих педагогов в педагогических вузах, в системе повышения квалификации преподавателей вузов и военных учебных заведений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследований обсуждались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях: «Современные технологии подготовки и переподготовки специалиста-профессионала в условиях непрерывного образования» (Рязань, 2002), «Воспитательное пространство образовательного учреждения» (Рязань, 2003), «Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека» (Казань, 2005), «Психология на службе мира» (Сочи,.

2005), «Личностно-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2005), «Психология здоровья: методология, теория и практика» (Рязань,.

2006). Методические рекомендации апробированы и внедрены в образовательном процессе военных вузов г. Рязани: РВВДКУ (военный институт), РВВКУС, РВАИ. По результатам исследования опубликовано 9 работ, объемом 4 п.л.

Положения, выносимые на защиту:

1. Субъектная позиция будущего офицера в образовательном процессе военного вуза — это качественно новый уровень развития субъектности, который является интегративной характеристикой личности, отражающей активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к учебной деятельности и к военной службе.

2. Развитию субъектной позиции будущего офицера в учебной деятельности в условиях военного вуза способствует образовательный процесс, построенный на гуманистических принципах, в частности, на принципе персонификации, специфика реализации которого определена условиями военного вуза.

3. Принцип персонификации требует осуществления субъект-субъектного межличностного взаимодействия преподавателя и обучающегося, сопровождаемого отказом преподавателя от ролевых «масок» и психологических «защит», духовным диалогом, который способствует осуществлению взаимообогащающего личностного саморазвития преподавателя и обучающихся.

4. Совокупность педагогических условий, способствующая развитию субъектной позиции будущего офицера в образовательном процессе военного вуза, включает: учет «вкладов» обучающегося, которые он производит и принимает от сокурсников и преподавателейучет жизненного и служебного опыта обучающихсяучет уровня субъектной позиции курсантов в образовательном процессесочетание приказов со стимулирующими педагогическими приемами в форме напоминаний, советов, убежденийпередача части полномочий преподавателя младшим командирам, курсантам, консультантам.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 169 страницах, содержит рисунок, 14 таблиц, 7 гистограмм.

Выводы по второй главе Экспериментальная работа по развитию субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза предусматривала констатирующий и формирующий эксперименты.

Констатирующий эксперимент (в котором участвовало 310 курсантов первого и второго года обучения) показал, что субъектная позиция у будущих офицеров в учебной деятельности сформирована недостаточно (высокий уровень сформирован лишь у 10% курсантов, средний — у 35%, низкий — у 55% респондентов). Большинству курсантов при наличии мотивации обучения в вузе, не хватает активности, самостоятельности в учебной деятельности, умения планировать и оценивать свою учебную деятельность. Как следствие, налицо низкая успеваемость, незаинтересованность курсантов на занятиях, что подтверждает необходимость развития субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза.

В течение двух лет формирующего эксперимента (в котором участвовало 30 курсантов экспериментальной группы и 30 курсантов контрольной группы) апробировалась теоретическая модель развития субъектной позиции курсанта в образовательном процессе военного вуза, организованном на основе выполнения совокупности педагогических условий, отобранных на принципе персонификации при обучении математикепроводилась промежуточная диагностикакорректировалась система педагогических условий с целью повышения эффективности образовательного процесса в формировании субъектной позиции. В систему обучения были включены специальные методы в ходе сочетания индивидуальной работы курсантов с разными формами кооперативной учебной деятельности.

По результатам итоговой диагностики в экспериментальной группе выросло количество курсантов с высоким уровнем на 20%, количество курсантов со средним уровнем на 13%. При этом заметных позитивных изменений в контрольной группе не было. Достоверность различий в экспериментальной и контрольной группе в конце формирующего эксперимента установлена с помощью t-критерия Стьюдента. Таким образом, формирующий эксперимент подтвердил нашу гипотезу об эффективности совокупности педагогических условий организации образовательного процесса военного вуза, отобранной в соответствии с принципом персонификацииподтвердил разработанную нами теоретическую модель развития субъектной позиции курсантов в образовательном процессе военного вуза.

Наш многолетний эксперимент по развитию субъектной позиции курсантов в образовательном процессе военного вуза позволил разработать соответствующие методические рекомендации по развитию субъектной позиции курсантов в образовательном процессе военного вуза при обучении математике. Необходимо создать педагогические условия реализации принципа персонификации (основная идея которого актуализировать внутренний личностный потенциал преподавателя и каждого курсанта) в комплексе с другими принципами гуманизации образования. Поэтому педагогические условия, детерминированные гуманистической парадигмой, предусматривают: учет социального статуса каждого обучающегосяучет «вкладов», которые обучающийся производит и принимает от сокурсников и преподавателейучет социальной направленности личности обучающегосяучет уровня субъектной позиции курсантов в образовательном процессеучет жизненного и служебного опыта обучающихсясочетание приказов со стимулирующими педагогическими воздействиями в форме напоминаний, советов, убежденийпередача части полномочий преподавателя младшим командирам, курсантам, консультантам.

В условиях военного вуза перечисленные педагогические условия определяют следующие методы: метод создания ситуаций успеха для курсантов, младших командиров с опорой на их жизненный и служебный опытметод подбора дифференцированных заданий курсантам, группам курсантов с учетом уровня субъектной позиции в образовательном процессеметод создания для курсантов ситуаций ответственности и свободы выбора содержания и форм учебной деятельностиметод создания исследовательских групп с учетом социального статуса каждого курсантаметод выбора консультантов, руководителей групп с учетом их социальной направленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Модернизация российского образования нацелена на воспитание инициативных, творческих людей. В Национальной доктрине образования Российской Федерации (2001г.) отмечается необходимость формирования у молодых людей активной жизненной и профессиональной позиции, культуры межличностных отношений, навыков самообразования, самореализации личности. Это в полной мере относится и к военным вузам, которые готовят военных специалистов, офицеров-воспитателей, офицеров-педагогов. Реформа армии, возрастающие требования к ответственности офицеров за жизнь подчиненных, острота и сложность решаемых ими задач требуют от сегодняшних курсантов активности, настойчивости и ответственности в учебной деятельности, веры в себя, способности управлять собственной духовной жизнью, отстаивать свои интересы и интересы сообщества. В связи с этим важным представляется задача развития субъектной позиции курсанта в образовательном процессе военного вуза, которая выступает предпосылкой и показателем личностно-профессионального становления будущего офицера-педагога, офицера-защитника Отечества, офицера-специалиста, умеющего профессионально решать задачи воспитания и образования другого человека.

Специфика военного учебного заведения создает определенные сложности в формировании субъектной позиции курсанта в образовательном процессе, которые связаны: с напряженностью военно-учебного процесса, обусловленной совмещением обучения с исполнением воинских обязанностей, что влечет ограничение свободного времени у курсантовведущей ролью официальных служебных отношений, регламентируемых уставами Вооруженных Силотносительной узостью социальной сферы, в которой курсанты могут себя реализовать, проявить (из-за относительной закрытости военного образовательного учреждения ограничиваются социальные ситуации развития, в которых формируется субъектная позиция). Однако преподаватели различных дисциплин при создании определенных педагогических условий могли бы способствовать развитию субъектной позиции курсантов в образовательном процессе военного вуза.

Для выявления названных педагогических условий мы проанализировали ряд источников и уточнили понятие, выявили особенности, компоненты, уровни сформированности субъектной позиции курсантов в образовательном процессе с учетом специфики военного вуза. Субъектная позиция курсанта в образовательном процессе военного вуза — это интегративная характеристика его личности, отражающая активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к учебной деятельности и к военной службе. Характер учебной деятельности и понимание позиции личности как интегративной характеристики и определенной линии поведения определяют структурные компоненты субъектной позиции курсанта в образовательном процессе военного вуза: мотивационно-ценностный, когнитивный и регулятивно-деятельностный.

Мотивационно-ценностный компонент включает в себя осознанный выбор военной профессии, осознание учебного труда как важнейшего условия овладения военной профессией, отношение к самому себе как к субъекту учебной деятельности. Когнитивный компонент включает в себя достаточный уровень интеллектуального развития курсанта, необходимую сумму научных знаний курсанта по военной профессии. Регулятивно-деятельностный компонент включает линию поведения курсанта как субъекта в системе учебной деятельности и военной службы, которая характеризуется осознанной активностью курсанта в учебной деятельности, свободой выбора форм и содержания учебной деятельности, самостоятельностью курсанта в рамках Устава.

В соответствии с теоретически обоснованной сущностью субъектной позиции были выделены показатели и три уровня ее сформированностипричем каждый следующий уровень предусматривает наличие показателей предыдущего уровня:

— низкий уровень характеризуется наличием у курсантов мотивированности на обучение в военном вузе, определенной суммы научных знаний по военной профессии, рефлексивности;

— средний уровень характеризуется наличием вышеназванных свойств, а также целеполаганием и умением курсанта планировать свою учебную деятельность несмотря на жесткую регламентацию учебного, служебного, свободного времени, осознанной активностью курсанта и самостоятельностью в ее осуществлении;

— высокий уровень характеризуется наличием вышеназванных свойств, а также критическим отношением к себе и результатам учебной деятельности, адекватной самооценкой, инициативностью в учебной деятельности, мотивацией саморазвития.

Исследователи обосновывают, что развитию субъектной позиции в образовательном процессе способствует гуманизация образования. Принцип персонификации как один из постулатов гуманистической парадигмы направлен на актуализацию личностных качеств каждого субъекта образовательного процесса, следовательно, его реализация способствует проявлению субъектности обучающегося как врожденного качества каждого человека, развитию его субъектной позиции в образовательном процессе как качественно нового уровня субъектности.

Принцип персонификации — это ведущий принцип антропоцентрического подхода, относящегося к гуманистической парадигме образования. Нами было уточнено определение понятия принципа персонификации. Приоритетным моментом принципа персонификации является осуществление субъект-субъектного межличностного взаимодействия преподавателя и обучающегося, сопровождаемого отказом преподавателя от ролевых «масок» и психологических «защит», духовным диалогом, который способствует осуществлению взаимообогащающего личностного саморазвития всех участников образовательного процесса.

Проведя теоретический анализ работ по проблеме, мы составили теоретическую модель формирования субъектной позиции будущего офицера в образовательном процессе военного вуза. Модель разработана на принципах гуманистической парадигмы, которой присущи принципы природосообраз-ности, культуросообразности, дифференциации, индивидуализации, субъектности, персонификации. Модель содержит педагогические условия, способствующие развитию субъектной позиции курсантов в образовательном процессе: учет социального статуса курсанта, учет социальной направленности личности обучающегосяучет «вкладов», которые обучающийся производит и принимает от сокурсников и преподавателейучет уровня субъектной позиции курсанта в образовательном процессе военного вузаучет жизненного и служебного опыта обучающихся, сочетание приказов со стимулирующими педагогическими воздействиями в форме напоминаний, советов, убежденийпередача части полномочий преподавателя младшим командирам, курсантам, консультантам.

В условиях военного вуза перечисленные педагогические условия обусловили отбор следующих методов: метод создания ситуаций успеха для курсантов, младших командиров с опорой на их жизненный и служебный опытметод подбора дифференцированных заданий курсантам, группам курсантов с учетом уровня субъектной позиции в образовательном процессеметод создания для курсантов ситуаций ответственности и свободы выбора содержания и форм учебной деятельностиметод создания исследовательских групп с учетом социального статуса каждого курсантаметод выбора консультантов, руководителей групп с учетом их социальной направленности.

Констатирующий эксперимент (в котором было опрошено 310 респондентов) показал, что субъектная позиция у курсантов в учебной деятельности действительно сформирована недостаточно (высокий уровень сформирован у 10% курсантов, средний — у 35%, низкий — у 55% респондентов). Большинству курсантов при наличии мотивации обучения в вузе, не хватает активности, самостоятельности в учебной деятельности, умения планировать и оценивать свою учебную деятельность. Как следствие, налицо низкая успеваемость, незаинтересованность курсантов на занятиях. Это еще раз подтвердило актуальность нашего исследования, необходимость развития субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза.

В ходе формирующего эксперимента (в котором участвовало 30 курсантов экспериментальной группы и 30 курсантов контрольной группы) апробировалась теоретическая модель развития субъектной позиции курсанта в образовательном процессе военного вуза при обучении математикепроводилась промежуточная диагностикакорректировалась система педагогических условий с целью повышения эффективности образовательного процесса в формировании субъектной позиции. Система обучения включала в себя реализацию педагогических условий принципа персонификации и методов, обусловленных спецификой военного вуза, в ходе сочетания индивидуальной работы курсантов с разными формами кооперативной учебной деятельности. Учитывая специфику дисциплины (насыщенность занятий новым материалом, сложность и абстрактность изучаемых понятий), на занятиях по математике мы использовали следующие формы работы с курсантами, стимулирующие развитие субъектной позиции в образовательном процессе: индивидуальная работа с самопроверкой, работа в парах, занятие-практикум (работа в микрогруппах), итоговое занятие (общественный смотр знаний) — рейтинговую оценку знаний курсантов, исследовательские, проблемные задания.

Формирующий эксперимент подтвердил нашу гипотезу об эффективности педагогических условий организации образовательного процесса военного вуза, способствующих развитию субъектной позиции курсантовподтвердил разработанную нами теоретическую модель развития субъектной позиции курсантов в образовательном процессе военного вуза. По результатам итоговой диагностики в экспериментальной группе выросло количество курсантов с высоким уровнем на 20%, количество курсантов со средним уровнем на 13%. При этом заметных позитивных изменений в контрольной группе не было. Достоверность полученных положительных результатов в экспериментальной группе в конце формирующего эксперимента подтвердил t-критерий Стьюдента.

Таким образом, в ходе проведенного исследования по отбору педагогических условий развития субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза на основе принципа персонификации мы достигли цели и выполнили поставленные задачи. В тоже время проблема совершенствования и гуманизации военно-образовательного процесса является актуальной и многогранной. Ее дальнейшее развитие возможно в направлении исследования педагогических условий реализации в военном вузе и других гуманистических принципов: природосообразности, культуросооб-разности и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульха-нова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 286с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Избранные психологические труды Текст. Психология и сознание личности (Проблемы и исследования реальной личности) / К. А. Абульханова-Славская. М.: Воронеж, 1999.-216с.
  3. , А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер.-М., 1995.-296с.
  4. , А.Е. К проверке статистической значимости педагогических гипотез Текст. / А. Е. Айзенцон // Материалы выступлений участников XXIX научно-методической конференции, ВАИ, НИИ Рязань, 2000. -С. 100−102.
  5. , А. Е. Многоаспектный целостный подход при развивающем обучении физике в системе высшего военного образования Текст.: ав-тореф. дис. .д-ра пед наук / А. Е. Айзенцон. Москва, 1999. — 32с.
  6. , Р. Ш. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции педагогов в проектировочной деятельности дошкольных учреждений Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Ш. Акбашева. Уфа, 2000. — 19с.
  7. , Г. И. Студент как субъект образовательного процесса Текст. / Г. И. Аксенова. Москва — Рязань: РИНФО, 1998. — 160с.
  8. Активизация познавательной деятельности учащихся средних профтехучилищ в процессе обучения математике Текст. / Под ред. Е. С. Дубинчук. К.: Вища шк. Головное изд-во. 1987. — 104с.
  9. , Н. В. Познавательная деятельность при формировании осознанности решения задач Текст.: автореф. дис. .канд. психол. наук / Н. В. Алексеев. Москва, 1975. — 21 с.
  10. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -494с.
  11. , Б. Г. Избранные психологические труды Текст. В 2 т. Т.1. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. -232с.
  12. , С. В. Формирование гражданственности будущих военных летчиков Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. В. Анохин. Саратов, 2002.- 145с.
  13. , А. Ю. Педагогическая технология формирования профессиональной направленности курсантов военных авиационных вузов Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Ю. Аношкин. Саратов, 2001. -165с.
  14. , Е. Н. Совершенствование методики применения учебно-методического комплекса в обучении курсантов военных вузов Текст.: дис. канд. пед. наук / Е. Н. Антоняк. Москва, 2005. — 153с.
  15. Анцыферова, J1. И. Психология самоактуализирующейся личности вработах Абрахама Маслоу Текст. / J1. И. Анцыферова // Вопросы психологии. 1973. — № 4. — С.83−89.
  16. , Е. Ю. Вероятностные методы в психологии Текст. / Е. Ю. Артемьева, Е. М. Мартынов. М.: Изд-во Московского университета, 1975.-206с.
  17. , А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
  18. , С. Н. Формирование умений профессионального и межличностного общения у выпускников военных вузов Текст.: дис. .канд. пед. наук / С. Н. Афанасьев. Саратов, 2002. — 215с.
  19. , Р. А. Интегративные военно-профессиональные задачи в системе подготовки курсантов высших военных учебных заведений Текст.: дис.. канд. пед. наук / Р. А. Ахметгареев. Казань, 2000. -184с
  20. , М. Ю. Методика управления успеваемостью курсантов военного вуза на основе факторного анализа Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. Ю. Бабцов. Пермь, 1998. — 184с.
  21. , А. А. Концепция А. Н. Леонтьева о формировании личности и ее значение для модернизации системы образования Текст. / А. А. Ба-далев // Мир психологии. Москва: РАО, МПСИ, 2003. — № 2(34) -С.135−139.
  22. , А. А. Дифференцированное обучение математике курсантов военных вузов МВД России с использованием компьютеров Текст.: дис. канд. пед. наук / А. А. Баданов. Новосибирск, 2004. — 192с.
  23. , Л. А. Теория и практика воспитания Текст.: учебное пособие / Л. А. Байкова. Рязань. РГПУ, 1997. — 196с.
  24. , Л. А. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт Текст.: монография / Л. А. Байкова Рязань, 2000. — 249с.
  25. , Л. А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения Текст.: монография / Л. А. Байкова, РГПУ им. С. А. Есенина. Рязань: РГПУ, 2004. -288 с.
  26. , А. В. Основы военной психологии и педагогики Текст.: учебное пособие / А. В. Барабанщиков. М.: Просвещение, 1988. -241с.
  27. , Н. М. Особенности методики обучения решению задач по физике курсантов военных вузов Текст.: На примере танкового института: дис. канд. пед. наук / Н. М. Бауэр. Челябинск, 2002. — 233с.
  28. , А. С. Ситуация успеха. Как ее создать Текст. / А. С. Белкин -М., 1991. 176с.
  29. , Е. А. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» Текст. / Е. А. Белозерцев, А. И. Усачев // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2003. — №. 9. С.30−36.
  30. , В. И. Культура, духовность, образование: диалектика взаимодействия Текст. / В. И. Беляев // Мир образования образование в Мире, 2005. — № 1(17) — С. 47−55.
  31. , А. Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности Текст.: дис.. канд. психод. наук / А. Ф. Березин. Ставрополь, 2002. — 188с.
  32. , М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования Текст. / М. Н. Берулава// М.: Педагогика, 1994. № 5 — С.21−25.
  33. , М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования Текст. / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1 — С.20−24.
  34. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько. Москва, 1995. — 192с.
  35. , В. П. Персонифицированное образование Текст. / В. П. Беспалько // Педагогика. 1998. — № 2 — С. 12−17.
  36. Бим-Бад, Б. Д. Антропологические основания теории и практики образования Текст. / Б. Д. Бим-Бад // Педагогика. 1994. — № 5 — С.3−10.
  37. , И. В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / И. В. Биочинский. Казань, 1993. -40с.
  38. , М. В. Педагогические условия формирования коммуникативных умений курсантов военных вузов в учебной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. В. Бирюкова. Серпухов, 2000. -219с.
  39. , И. А. Личностное взаимодействие преподавателей и курсантов в военно-образовательном процессе высшей школы Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук / И. А. Бисько. СПб., 2002. — 43с.
  40. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М., 1968. — 464с.
  41. Большой толковый психологический словарь Текст. / Вече-Аст. Москва, 2000.
  42. , Е. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория Текст. / Е. В. Бондаревская // Школа духовности. 1999. — № 5 — С.41−52.
  43. , И. Н. Метод персонификации букв в обучении чтению нафранцузском языке школьников первого класса общеобразовательной школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Н. Борисенко -Москва, 1993. 16с.
  44. , Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования Текст.: автореф. дис. .доктора пед. наук / Н. М. Борытко Волгоград, 2001.-44с.
  45. , Н. М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока Текст.: монография / Н. М. Борытко, О. А. Мацкайлова. Волгоград, 2002. — 213с.
  46. , М. В-Б. Духовность и личностно-центрированный подход Текст. / М. В.-Б. Боуэн // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4.
  47. , А. В. Проблемы психологии субъекта Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Знание, 1994. — 96с.
  48. , Е. А. К вопросу воспитания у курсантов военных институтов творческой активности Текст. / Е. А. Варнавских // Военная мысль. Москва, 2004. № 9 — С.29−32.
  49. , С. Г. Взрослый как субъект образования Текст. / С. Г. Вершловский // Педагогика. 2003. — № 8 — С.3−8.
  50. , С. В. Профессионально-личностное самосознание как фактор педагогической подготовки преподавателей военного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук/С. В. Вобл ый. Краснодар, 1999.- 190с.
  51. Военная педагогика и психология Текст. / Под ред. д-ра пед. наук, профессора, генерал-майора А. В. Барабанщикова. М.: Воен. Изд., 1986.-436с.
  52. , Н. Т. Личностно-ориентированное обучение курсантов Текст.: дис. .канд. пед. наук / Н. Т. Волков. Кострома, 2000. — 167с.
  53. , Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика Текст.: авто-реф. дис. .д-ра психол. наук / Е. Н. Волкова Москва, 1998. -52с.
  54. , М. С. Психолого-педагогические условия адаптации курсантов первого курса к учебной деятельности в военном вузе Текст.: дис. .канд. пед. наук/М. С. Воронов Саратов, 2003.-214с.
  55. Воспитание учащихся при обучении математике Текст.: книга для учителя: Из опыта работы / Сост. Л. Ф. Пичурин. М.: Просвещение, 1987.- 175с.
  56. , Л. С. Собр. Соч.: Текст. В 6 т. Т. З Культурно-историческая теория развития высших психических функций. / Л. С. Выготский. М., Педагогика, 1983. — 238с.
  57. , В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика Текст.: учебное пособие для вузов Изд. 7-е стер. / В. Е. Гмурман. -М.: Высш. школа. 2000. — 479с.
  58. , Т. Е. Формирование готовности преподавателей гуманитарных дисциплин военных вузов к эффективному осуществлению педагогической деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Гнатюк. -Санкт-Петербург, 2002. 219с.
  59. , А. Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук / А. Г. Гогоберидзе -Санкт-Петербург, 2002 -24с.
  60. , И. И. Становление субъектной позиции будущего учителя в условиях инновационной деятельности педагогического колледжа Текст.: автореф. дис. канд. пед наук / И. И. Гоголева. Комсомольск-на-Амуре, 2003. — 20с.
  61. , А. Ю. О духовном воспитании в Российской армии Текст. / А. Ю. Голубев // Военная мысль. Москва, 2004. № 4 — С.68−74.
  62. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 62 100 «Управление персоналом» Текст. / Per. номер 530 гум-в/сп. Москва, 2001. — 37с.
  63. , И. А. Подготовка самоопределяющейся личности военного летчика на основе пролонгированной профессиональной ориентации Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. А. Гребенщиков. Курган, 1998.- 199с.
  64. , В. С. Культура педагогического общения Текст. / В. С. Грех-нев.-М.: Просвещение, 1990.- 144с.
  65. , А. Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской культурной традиции Текст. / А. Я. Данилюк // Педагогика. -2003.-№ 1 -С.82−88.
  66. , Е. К. Развитие субъектной позиции студентов как профессионально-педагогическая проблема Текст. / Е. К. Дворянкина // Материалы 48 научной конференции. Секция «Проблемы информационно-педагогических технологий». Хабаровск, 2002. — С. 5−12.
  67. , Е. К. Развитие субъектной позиции будущих учителей в педагогическом вузе как гуманистическая основа их профессионального обучения Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Е. К. Дворянкина. Хабаровск, 2003. — 16с.
  68. , И. Н. Обучение слушателей военных академий проектированию самостоятельной физической тренировки Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. Н. Дешевых. Москва, 2003. — 129с.
  69. , В. Современные задачи военной подготовки Текст. /
  70. B. Добровольский // Высшее образование в России. 2003. — № 61. C. 112−118.
  71. , В. Направления военно-образовательной политики Текст. / В. Добровольский // Высшее образование в России. 2004. -№ 12-С.117−124.
  72. , В. Вопросы формирования государственной военнообразовательной политики Текст. / В. Добровольский, А. Овечкин // Высшее образование в России. 2005. — № 2 — С.70−76.
  73. , Т. Г. Становление субъектной позиции учащихся в учебном процессе Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Т. Г. Дулинец. -Красноярск, 2005 20с.
  74. , В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы Текст. / В. К. Дьяченко. М., 1991. — 192с.
  75. , М. И. Психолого-педагогические основы деятельности командира Текст. / М. И. Дьяченко, Е. Ф. Осипенко, JI. Е. Мерзляк. М.: Воениздат, 1978.-295с.
  76. , В .В. Развитие культуры учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений Текст.: дис. канд. пед. наук / В. В. Елизаров. СПб., 1998.-241с.
  77. , Ю. JI. Формирование личности учащегося старших классов как субъекта профессионального самоопределения Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук/Ю. J1. Еремкин. Рязань, 2003.-24с.
  78. , А. Н. История психологии: от античности к современности Текст.: учебник / А. Н. Ждан. Москва, 1999. 512с.
  79. , И. JI. Педагогические условия формирования творческой активности курсантов военных вузов при изучении общепрофессиональных дисциплин Текст.: дис. канд. пед. наук / И. JI. Железняк. Челябинск, 2003.- 159с.
  80. , В. И. Опережающие задания как способ управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов военных учебных заведений Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. И. Иванов. Саратов, 2000.- 187с.
  81. , И. П. Развитие курсанта как субъекта учебно-познавательной деятельности в условиях информатизации вузов МВД России Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / И. П. Иванов. Барнаул, 2003. — 16с.
  82. , Д. О. Педагогические основы подготовки слушателей военных академий к управленческой деятельности в части (на корабле) Текст.: дис.. канд. пед. наук / Д. О. Иванченко. Москва, 1997. -258с.
  83. , И. А. Реализация компьютерных диалоговых обучающих программ как фактор повышения профессиональной подготовки военных инженеров: на примере обучения иностранному языку Текст.: дис. канд. пед. наук / И. А. Иващенко. Пенза, 2002. — 174с.
  84. , Ф. Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды Текст.: дис. канд. психол. наук / Ф. Г. Ивлева. -Казань, 2000.- 189с.
  85. , Н. А. Духовно-нравственное становление личности курсанта в процессе его воспитания в вузе МВД России Текст.: автореф. дис.. .канд. пед. наук / Н. А. Игошев. Москва, 2003. — 16с.
  86. , Н. М. Индивидуализация и дифференциация обучения математике курсантов военных институтов ВВ МВД Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. М. Игошина. Новосибирск, 2000. — 206с.
  87. , Ш. М. Информационные технологии персонификации в системе высшего профессионального образования Текст.: диссер. д-ра пед. наук / Ш. М. Каланова. Тараз, Казахстан, 1999. — 230с.
  88. , И. Н. Методика использования средств информационных технологий в процессе формирования готовности военного специалиста к реализации военно-педагогической функции Текст.: дис. канд. пед. наук / И. Н. Караваев. Тамбов, 1999. — 223с.
  89. , В. П. Психология самоутверждения личности в военно-морском курсантском коллективе Текст.: автореф. дис. .канд. психол. наук / В. П. Каширин. Москва, 1979. — 29с.
  90. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников РВВДКУ по специальности 62 100 «Управление персоналом» Текст. Москва, 2002. — 58с.
  91. , А. М. Становление субъектной позиции студентов педагогического вуза в учебно-воспитательном процессе Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / А. М. Ковалева. Красноярск, 2005. — 20с.
  92. , К. Н. Формирование ценностных ориентаций у курсантов высших военных учебных заведений средствами художественной культуры Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / К. Н. Ковыляев. Москва, 2000. — 24с.
  93. Коллективная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения математике Текст.: методические рекомендации- / Под ред. Беспалько Н. А. РОИУУ, РГПИ. — Рязань, 1989. — 87с.
  94. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И. Б. Первина. — М., 1986. 154с.
  95. , В. В. Формирование основ личностного подхода в подготовке войск и военных кадров в России в XVIII начале XX веков Текст.: дис.. д-ра пед. наук / В. В. Колпачев. — Ставрополь, 1999. -294с.
  96. Кон, И. С. Психология юношеского возраста Текст. / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1979.- 175с.
  97. , С. В. Психологические основы становления социальной сущности человека в системе персонифицированного обучения Текст.: автореф. дис. .д-ра психол. наук / С. В. Кондратьев. Санкт-Петербург, 2000. — 52с.
  98. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Высшее образование сегодня. 2002. — № 2 — С.2−15.
  99. , В. М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах Текст.: дис.. д-ра пед. наук / В. М. Коровин. -Воронеж, 2002.-369с.
  100. , В. М. Подготовка преподавателей российских военно-учебных заведений Текст. / В. М. Коровин, В. А. Свиридов // Педагогика. 2004.-№ 1 — С.75−84.
  101. , В. М. Педагогический музей российских военно-учебных заведений Текст. / В. М. Коровин, В. А. Свиридов // Педагогика. 2005. — № 4 — С.76−83.
  102. , А. И. Методики комплексного контроля и коррекции психофизического состояния обучаемых военных вузов и военных кафедр гражданских вузов Текст.: дис. канд. пед. наук / А. И. Крылов. -СПб., 2000.-214с.
  103. , В. Т. Предпосылки личностного роста в развивающем образовании Текст. / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева // Вопросы психологии. М.: РАО, 2005 № 4 — С.29−32.
  104. , М. Н. Проблемы сохранения единого образовательного и духовного пространства России Текст. / М. Н. Кузьмин // Педагогика. 2004. — № 4-С.З-10.
  105. , П. А. Формирование ценностных ориентаций и установок у курсантов военных вузов в процессе воспитания и учебной деятельности Текст.: дис. канд. пед. наук / П. А. Кукса. Санкт-Петербург, 2003.-248с.
  106. , Т. С. Модульно-рейтинговая система как средство активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов военного вуза на занятиях по математике Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук. / Т. С. Куликова. Пермь, 2001. — 23с.
  107. Купарадзе, Н Познавательный интерес как эффект развивающего обучения Текст. / Н. Купарадзе // Педагогика. 2004. — № 8 — С. 104 106.
  108. , С. В. Принципы гуманизации взаимодействия педагога и студента в процессе обучения иностранному языку Текст.: автореф, дис. .канд. пед. наук. / С. В. Кускова. Мурманск, 2003. — 18с.
  109. , Е. Г. Педагогические условия формирования профессионально-субъектной позиции учащихся педагогических классов
  110. Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / Е. Г. Лаптева Ставрополь, 1999.-22с.
  111. , В. В. Антропоцентрированный подход к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя Текст. / В. В. Латюшин // Педагогика. 2003. — № 9 — С.50−58.
  112. , А. С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Лебедев. Москва, 2001. — 16с.
  113. , О. А. Готовность к профессиональной деятельности курсантов в высшем военном учебном заведении / О. А. Левагина // Мир образования образование в Мире. -2005. -№ 3(19). — С. 142−148.
  114. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М., Политиздат, 1977. — 304с.
  115. , А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. М.: Изд. Моск. ун-та, 1981. 584с.
  116. , Д. А. Развитие идей самоактуализации в работах А. Маслоу Текст. / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1987. — № 3 -С.87−93.
  117. , Д. А. Очерк психологии личности Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1993. — 63с.
  118. , А. П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия Текст. / А. П. Лиферов. — М.: Славянская школа, 1997.-216с.
  119. , А. П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства Текст. / А. П. Лиферов. — М.: Педагогический поиск, 1997.- 106с.
  120. Личность в современных исследованиях Текст. // материалы межрегиональной научно-практической конференции Рязань, 2001. -121с.
  121. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы Текст. / Б. Ф. Ломов. М., Наука, 1984. — 444с.
  122. , Э. Е. Становление лидерских качеств личности в системе высшего военно-профессионального образования Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Э. Е. Лукьянчиков. Москва, 2003. 16с.
  123. , В. И. Педагогическая антропология Текст.: учебное пособие / В. И. Максакова. М.: Академия Высшее образование, 2001. -208с.
  124. , Т. В. Субъектность как фактор успешности педагогической деятельности офицера Вооруженных Сил Текст.: дис.. канд. психол. наук / Т. В. Маркелова. Нижний Новгород, 2000 — 187с.
  125. , А. Персонифицированный идеал как ресурс образовательной деятельности Текст. / А. Марков // Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С.94−100.
  126. , А. Психология бытия Текст. / А. Маслоу. М., 1997. -304с.
  127. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. Санкт-Петербург: Евразия, 1999. -478с.
  128. , О. А. Становление субъектной позиции учащегося вгуманистическом пространстве урока Текст.: автореф. дис.канд.пед. наук / О. А. Мацкайлова. Волгоград, 2002. — 20с.
  129. , С. А. Формирование педагогического мастерства преподавателя факультета военного обучения при гражданском ВУЗе Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. А. Медведев. Краснодар, 1999. -224с.
  130. , В. А. Психолого-педагогические условия адаптации слушателей военных ВУЗов к профессиональной деятельности Текст.: дис. канд. пед. наук / В. А. Мельников. Оренбург, 1999. — 249с.
  131. , И. Ю. Педагогические условия адаптации первокурсников в образовательном процессе высшей школы Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / И. Ю. Мильковская. Волгоград, 2005. -24с.
  132. , Д. Ю. Творческая самореализация личности молодого специалиста как условие успешной адаптации к профессиональной деятельности Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Д. Ю. Мирошниченко. Елец, 2005. — 18с.
  133. , В. Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров Текст.: дис. .д-ра пед. наук / В. Г. Михайловский. Москва, 1995. — 359с.
  134. , А. В. Педагогические основы управления первоначальной профессиональной подготовкой военных летчиков в многопрофильном вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. В. Московцев. -Липецк, 1998.- 159с.
  135. , А. В. Психологические основы совершенствованияучебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах Текст.: дис.. д-ра психол. наук / А. В. Мощенко. Москва, 1998. -516с.
  136. , JI. Н. Развитие субъектности школьника в условиях гуманизированного образовательного пространства Текст.: автореф. дис. .канд. психол. наук / Jl. Н. Мурысин. Казань, 2005. — 23с.
  137. , Ф. Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: Теория и практика Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Ф. Г. Мухаметзянова. Киров, 2002. — 519с.
  138. , В.Н. Формирование культуры педагогического общения у курсантов высших командных училищ Текст.: дис. .канд. пед. наук / В. Н. Мушкатов. Москва, 1990. — 218с.
  139. , В. Н. Психология отношений. Текст.: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. М.: Издательство Академии педагогических и социальных наук, 1995. — 356с.
  140. , Е. Г. Педагогическое стимулирование профессиональной самореализации курсантов военных вузов Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. Г. Надежкин. Ярославль, 2002. — 182с.
  141. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. // Официальные документы в образовании. 2000. — № 21 (132) ноябрь-С.2−11.
  142. , Н. В. Педагогические условия формирования субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. В. Недорезова. Самара, 2002. — 16с.
  143. , С. А. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности Текст.: дис. канд. пед. наук / С. А. Нелюбов. Новосибирск, 2001. -201с.
  144. , Н. А. Влияние статусной структуры взаимодействия индивида и общности на формирование субъектности личности старшеклассников: в условиях вариативного образования Текст.: дис. .канд. психол. наук / Н. А. Нестеренко. Курск, 2000. — 159с.
  145. , А. К. Педагогические условия организации учебного времени в системе деятельности первокурсников военного ВУЗа Текст.: дис. канд. пед. наук / А. К. Нешков. Орел, 1999. — 233с.
  146. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации Текст. / Москва: Воениздат, 1994. 526с.
  147. , Ю. Н. Педагогические условия активизации самовоспитания курсантов Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Ю. Н. Окунев. Хабаровск, 2002. 16с.
  148. , С. И. Теоретическое обоснование построения и реализация модели образования, способствующей становлению субъектной позиции учащихся Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук / С. И. Осипова. Красноярск, 2001. — 36с.
  149. , Л. Н. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъектной активности Текст.: дис. .канд. пед. наук/Л. Н. Павлова. Красноярск, 2000. -198с.
  150. Педагогическое мастерство и педагогические технологии Текст.: учебник для студентов высших учебных заведений 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256с.
  151. , ДГ. Самообразование курсантов военных вузов МО РФ и его институционное регулирование: социальный анализ Текст.: автореф. дис. .канд. соц. наук/Д.Г. Передня.-М., 2003. 16с.
  152. , Т. И. Сердечность воспитания Текст. / Т. И. Петракова // Педагогика. 2004. — № 7 — С.34−38.
  153. , А. В. Индивид и его потребность быть личностью Текст. / А. В. Петровский, В. А. Петровский // Вопросы философии, 1982. № 3 — С.43−48.
  154. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. /
  155. A. В. Петровский. — М.: Политиздат, 1982. 255с.
  156. , А. В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды Текст. / А. В. Петровский. М.: Педагогика, 1984. -496с.
  157. , А. В. История психологии Текст. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Москва, 1994 — 460с.
  158. , А. В. Психология Текст.: учебник для вузов по пед. специальностям / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 2-е изд., стер. -М.: Высшая школа: Академия, 2001.-501с.
  159. , В. А. Психология неадаптивной активности Текст. /
  160. B. А. Петровский. Москва, 1992. — 224с.
  161. , Е. Г. Педагогика математики и математическое образование курсантов военно-инженерного вуза Текст.: автореф. дис.. .д-ра пед. наук. / Е. Г. Плотникова. Пермь, 2001. — 34с.
  162. , М. Н. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа как военного профессионала Текст.: дис.. канд. психол. наук / М. Н. Попов. Москва, 1998. — 222с.
  163. , Л. А. Формирование познавательного и профессионального интереса курсантов военных вузов на основе взаимосвязи физики и математики со специальными военными дисциплинами Текст.: дис. канд. пед. наук / Л. А. Полякова. Челябинск, 2005. — 228с.
  164. , Н. В. Формирование умений самоуправления курсантов в образовательной деятельности в высших военных учебных заведениях Текст.: дис. канд. пед. наук / Н. В. Пономарева. Казань, 2004. — 200с.
  165. Практикум по возрастной психологии Текст.: учебное пособие /
  166. Под ред. JI. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002 -694с.
  167. , Т. В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности Текст.: дис. канд. психол. наук / Т. В. Прокофьева. Волгоград, 2001. — 16с.
  168. , Н. А. Формирование субъектной позиции у студентов языкового вуза Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. А. Пронина. Ижевск, 2005. — 20с.
  169. Психология и педагогика. Военная психология Текст.: учебник для вузов / Под ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2005. — 464с.
  170. Психология развивающейся личности Текст. / под редакцией А. В. Петровского. Москва, 1987. — 256с.
  171. , С. Б. Индивидуализация обучения в современном вузе: Актуальные проблемы, диагностика, технологии- на материалах военного вуза Текст.: дис. канд. пед. наук / С. Б. Пустовалов. Саратов, 1999.- 131с.
  172. Рабочая тетрадь курсанта: учебно-методическое пособие Текст. / Авт.-сост. А. А. Шипякова. Рязань: РИРО, 2005. — 68с.
  173. , С. В. Мотивационное обеспечение учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений Текст.: дис. .канд. пед. наук / С. В. Раздивилов. Саратов, 2001. — 170с.
  174. , Ф. Д. Педагогические основы военно-профессионального воспитания курсантов высших военно-политических училищ Текст.: дис.канд. пед. наук / Ф. Д. Рассказов.-Москва, 1991.-238с.
  175. , JI. К. Концепция современной антропологии Текст.: монография / Л. К. Рахлевская, М. Н. Аплетаев, А. В. Гезь, А. К. Мос-катова. Томск: ТКПУ, 2000. — 200с.
  176. Реализация принципа личностно-рефлексивного подхода как средства гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе при обучении математике Текст.: методические рекомендации / Авт.-сост. А. А. Шипякова. Рязань: РИРО, 2004. — 52с.
  177. Реализация принципа персонификации в формировании субъектной позиции курсанта в образовательном процессе военного вуза при обучении математике Текст.: методические рекомендации / Авт.-сост. Н. В. Щукина. Рязань: РГПУ, 2004. — 32с.
  178. , А. А. Психология человека от рождения до смерти Текст. / А. А. Реан. М.: «Олма-Пресс», 2002. — 652 с.
  179. , К. К науке о личности Текст. / К. Роджерс // История зарубежной психологии: тексты. М., 1986. — С. 199−230.
  180. , К. О групповой психотерапии Текст.: Пер. с англ. / К. Роджерс. Москва, 1993. — 224с.
  181. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. М. М. Исениной. Текст. / К. Роджерс. — М.: Прогресс- Универс, 1994.-479с.
  182. , Т. А. Педагогическая система формирования гуманистического мышления у курсантов военных вузов: на материале изучения дисциплин естественнонауч. цикла Текст.: дис. канд. пед. наук / Т. А. Родионова. Саратов, 1998. — 202с.
  183. , С. Л. Основы общей психологии Текст.: учебное пособие для вузов / С. JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 720 с.
  184. , Н. М. Актуализирующее взаимодействие преподавателя и студентов в учебно-познавательном процессе как способ достиженияпедагогических целей Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук. / Н. М. Рябова. Ярославль, 1996.- 19с.
  185. , Е. Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского Текст. / Е. Н. Салтанов // Педагогика. 2004. — № 4 — С.56−62.
  186. , В. О современных требованиях к системе высшего военного образования Текст. / В. Самойлов // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2002. — № 11 С. 18−21.
  187. , В. М. Динамика профессионального сознания курсантов высших военных авиационных инженерных учебных заведений Текст.: дис.. канд. психол. наук / В. М. Савеленко. Ставрополь, 2000.-148с.
  188. , Н. Н. Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ сухопутных войск Текст.: автореф. дис .канд. психол. наук / Н. Н. Семененко. М., 1998. — 16с.
  189. , Г. И. Совершенствование подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре военного технического вуза Текст.: дис. канд. пед. наук / Г. И. Семенков. СПб., 1999. — 291с.
  190. , Н. А. Дифференцированное обучение математике студентов высших военных технических учебных заведений на примере изучения курса «Аналитическая геометрия» Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Семина. Коломна, 2003. — 258с.
  191. , В. А. Рейтинговое оценивание качества математической подготовки студентов высших учебных заведений Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / В. А. Сердюков. Н. Новгород, 2004. -20с.
  192. , С. В. Формирование готовности к военно-профессиональной деятельности выпускников высшего военного учебного заведения связи Текст.: дис. канд. пед. наук / С. В. Середенко. -Москва, 1997.- 160с.
  193. , В. В. Личностно ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков//М.: Педагогика. 1994. -№ 5-С. 16−21.
  194. , О. И. Психолого-педагогические условия формирования качеств лидера у курсантов военных институтов Текст.: дис. .канд. пед. наук / О. И. Скрыпников. Саратов, 1999. — 186с.
  195. , Т. С. Правовая подготовка курсантов военных вузов : Педагогическое исследование на материалах военных университетов Текст.: дис. канд. пед. наук / Т. С. Сливин. Москва, 2002. — 193с.
  196. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности Текст.: учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 1995. — 384с.
  197. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст.: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416с.
  198. , О. Г. Организация научной деятельности курсантов военных училищ в условиях личностно-ориентированного обучения Текст.: дис. канд. пед. наук / О. Г. Соколов. Саратов, 1998. — 222с.
  199. , А. Г. Концепция персонализированного обучения Текст. / А. Г. Солонина. М.: Прометей, 1997. — 187с.
  200. , О. В. Учебно-деловая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов: На примере изучения естественнонаучных дисциплин Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. В. Сонина. Челябинск, 2005. — 185с.
  201. , А. И. Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук/А. И. Сопочкин. Челябинск, 1998.-211с.
  202. , Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов Текст. / Г. В. Сороковых // Педагогика. 2004. — № 1 — С.62−68.
  203. , Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии Текст.: учебно-методическое пособие для студентов-заочников педагогических институтов / Б. А. Сосновский. М.: Просвещение, 1979.- 153с.
  204. , И. Р. Педагогические условия совершенствования самостоятельной работы курсантов высших военных училищ средствами ЭВМ Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. Р. Сташкевич. Челябинск, 1998.- 160с.
  205. , К. В. Формирование мотивации физической подготовки у курсантов военных вузов Текст.: дис. канд. пед. наук / К. В. Стоян. Краснодар, 2002. — 249с.
  206. , В. В. Воспитание профессионально важных координационных способностей у курсантов военных институтов инженерного профиля Текст.: дис. канд. пед. наук / В. В. Стулов. Тула, 2005. -19с.
  207. Субъектность в современном образовательном пространстве Текст. // Рос. акад. образования. Казань: ИСПО РАО, 2001 — 198с.
  208. , Н. В. Совершенствование организации воспитания курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений внутренних войск МВД России Текст.: дис. канд. пед. наук / Н. В. Суслов. -Москва, 2001.- 172с.
  209. , В. А. Субъект психической активности. Поиск новой парадигмы Текст. / В. А. Татенко // Психологический журнал, 1995. -№ 3 С. 18−21.
  210. , А. М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя Текст.: дис. д-ра пед. наук / А. М. Трещев. -Калуга, 2001.-541с.
  211. , Н. М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста Текст. / Н. М. Трофимова, Е. И. Еремина // Педагогика. 2003. — № 2 — С.42−47.
  212. , А. Г. Нравственное воспитание курсантов военных училищ на основе общечеловеческих ценностей Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Г. Трофимчук. Ростов н/Д, 1999. — 195с.
  213. , А. А. Личностные и социально-психологические предпосылки успешности деятельности курсантов военного вуза Текст.: дис.. канд. психол. наук / А. А. Трусь. Минск, 1998. — 148с.
  214. , А. В. Реализация информационных и педагогических технологий в обучении курсантов высших военных учебных заведений Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. В. Тугая. Ставрополь, 2005. -178с.
  215. , Ю. Ф. Персонификация образовательного процесса как средство регионализации педагогических кадров в педагогическом колледже Текст.: автореф дис. .канд. пед. наук / Ю. Ф. Тунгусов. -20с.
  216. , А. Ю. Кооперация в обучении : групповая работа Текст.: учебно-методическое пособие / А. Ю. Уваров. М.: МИРОС, 2001. -224с.
  217. , В. А. Воспитание достоинства личности курсантов военных институтов как условия их личностного саморазвития Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. А. Удалов. Хабаровск, 2003. — 255с.
  218. , Е. Н. Персонифицированные учебные тексты по химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Е. Н. Устюжанина. -Омск, 1995.- 19с.
  219. , К. Д. Педагогические сочинения Текст. в 6 т. Т. 5. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. М., Педагогика, 1990. — 520с.
  220. , К. Д. Педагогические сочинения Текст. в 6 т. / К. Д. Ушинский. М., Педагогика, 1988−1990. — 2995с.
  221. , А. В. Антропоцентрический подход в системе профессиональной подготовки будущих офицеров. Педагогические условия его реализации Текст. / А. В. Фадеев // Аспирантский вестник РГПУ. Научный журнал. 2003. — № 2 С. 71−74.
  222. , А. В. Современные подходы к организации профессионально-этического самосовершенствования курсантов высших военных учебных заведений Текст.: дис. .канд. пед. наук / Фадеев А. В. Рязань, 2004.-223с.
  223. , Р. Н. Самопознание и саморазвитие учащегося как составная часть целостного педагогического процесса Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Р. Н. Файззулин. Йошкар-Ола, 2003. -19с.
  224. Философская антропология Текст.: учебное пособие для вузов / Под ред. В. Д. Губина, Е. Н. Некрасовой. М.: ПЕРСЭ- СПб., 2000. -240с.
  225. Философская антропология и гуманизм Э. Фрома Текст. / Под ред. Ю. В. Сычева. Москва, 1995. — 155с.
  226. , Б. А. Личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений: Аксиологический подход Текст.: дис. д-ра пед. наук / Б. А. Федулов. Барнаул, 2000. — 382с.
  227. Формирование мотивации учения Текст.: книга для учителя / Под ред. К. А. Марковой, Т. А. Матис, А. Б. Орлова. М.: Просвещение, 1990.-192с.
  228. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-366с.
  229. , Э. Иметь или быть? Текст. / Э. Фромм. Москва, 1990. -336с.
  230. , И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания Текст. / И. Ф. Харламов // Педагогика. 2003. — № 3 — С.52−59.
  231. , Г. А. Природосообразность как теоретическая основа воспитания : (ист. аспект) Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Г. А. Харьковская. Пятигорск, 2003. — 20с.
  232. Ховрина, J1.H. Направление развития военного образования в современной России Текст. / J1.H. Ховрина // Мир образования образование в Мире, 2005. -№ 4(20) — С. 107−112.
  233. , Л. Теории личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 2001. —608 с.
  234. , Е. В. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности у курсантов военных вузов Электронный ресурс.: дис. канд. психол. наук / Е. В. Черепкова. Москва, 2002.- 197с.
  235. , М.В. Диагностика волевых особенностей личности Текст. / М. В. Чумаков // Вопросы психологии. Москва: РАО, 2006. -№ 1 — С. 169−178.
  236. , И. А. Исследование студентами педагогических ситуаций как средство формирования их профессионально-субъектной позиции Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / И. А. Шакиров. Калуга, 2000.-23с.
  237. , А.Ф. Воспитание гражданской позиции студентов на военных кафедрах вузов Текст.: дис. канд. пед. наук / А. Ф. Шамич. -Екатеринбург, 2002. 187с.
  238. , Л.Д. Педагогические основы индивидуализации курсантов военных институтов пограничных войск Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук-Москва, 1996.- 16с.
  239. , М. Положение человека в космосе Текст. / М. Шелер // Мир философии. ч. 2. — М.: Политиздат, 1991. — С. 624−630.
  240. , Н. Л. Духовность личности как педагогическая категория Текст. / Н. Л. Шеховская // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 5 — С.64−68.
  241. , Н. Л. И. А. Ильин и К. Д. Ушинский: «диалог» о духовности Текст. / Н. JI. Шеховская // Педагогика, 2005. № 10 — С.68−73.
  242. , Ю. В. Формирование познавательной самостоятельности у курсантов военных вузов Текст.: дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Шибалова. Ярославль, 2002. — 224с.
  243. , А. А. К проблеме гуманизации воспитательного пространства военного вуза Текст. / А. А. Шипякова // Воспитательное пространство образовательного учреждения: материалы Российской научно-методической конференции. Рязань, 2003. — С. 196−198.
  244. , С. В. Развитие профессионально-педагогической культуры курсантов военных вузов Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. В. Шлейгер. Саратов, 2000. — 173с.
  245. , В. А. Моделирование военно-профессиональной подготовки курсантов высших военных учебных заведений Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. А. Шняк. Москва, 2002. — 203с.
  246. , Г. И. Педагогические основы подготовки офицеров воздушно-десантных войск Текст.: дис. .д-ра пед. наук / Г. И. Шпак. -Ярославль, 1998.-415с.
  247. , С. Б. Личностно-ориентированное обучение математике в военно-инженерном вузе как средство повышения качебства профессиональной подготовки курсантов Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук. / С. Б. Югова. Пермь, 2000. — 23с.
  248. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. Москва, 1996. — 96с.
  249. , А. Н. Психологические условия развития субъектности специалиста в педагогическом вузе Текст.: автореф. дис. .канд. психол. наук / А. Н. Яшкова. Саранск, 2003. — 16с.
Заполнить форму текущей работой