Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование специализированных противоэпидемических бригад для минимизации эпидемических последствий чрезвычайных ситуаций (на примере Республики Южная Осетия, август 2008 г.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация материалов диссертации. Материалы диссертации представлены на следующих научно-практических конференциях: IX межгосударственной научно-практической конференции «Современные технологии в реализации глобальной стратегии борьбы с инфекционными болезнями на территории государств-участников Содружества Независимых Государств» (Волгоград, 2008 г.) — научно-практической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. Проблема обеспечения эпидемиологической безопасности населения при чрезвычайных ситуациях. Предпосылки к обострению эпидемиологической обстановки в условиях ЧС (обзор литературы)
    • 1. 1. Современное представление о классификации чрезвычайных ситуаций
    • 1. 2. Эпидемические последствия гуманитарных катастроф
    • 1. 3. Основные принципы и содержание работы по противоэпидемическому обеспечению населения при гуманитарных катастрофах
    • 1. 4. Использование нештатных специализированных противоэпидемических формирований для работы в зоне ЧС
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Использованные материалы и объекты
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. Социально — географическая характеристика Республики
  • Южная Осетия
    • 3. 1. Географическое положение и природные условия
    • 3. 2. Особенности экономического развития республики
    • 3. 3. Санитарно-гигиеническая обстановка в г. Цхинвале
  • Глава 4. Эпидемиологический надзор в Республике Южная Осетия до начала вооруженного конфликта
    • 4. 1. Структура и организация санитарно-эпидемиологической службы
    • 4. 2. Эпидемиологическая обстановка по инфекционной заболеваемости в Республике Южная Осетия
      • 4. 2. 1. Инфекционные болезни, управляемые средствами специфической профилактики
      • 4. 2. 2. Острые кишечные инфекции и вирусный гепатит А
      • 4. 2. 3. Зоонозные и природно-очаговые инфекционные болезни
  • Глава 5. Организация противоэпидемического обеспечения населения Республики Южная Осетия после вооруженного грузино-южноосетинского конфликта
    • 5. 1. Масштабы последствий вооруженного конфликта
    • 5. 2. Первоочередные задачи СПЭБ в зоне гуманитарного кризиса после вооруженного конфликта
      • 5. 2. 1. Организация и основные направления работы
      • 5. 2. 2. Восстановление деятельности Комитета ЮгОсетпотренад
      • 5. 2. 3. Санитарно — эпидемиологическая разведка
    • 5. 3. Участие специалистов СПЭБ в восстановлении централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения г. Цхинвала
    • 5. 4. Профилактика острых кишечных инфекционных болезней
    • 5. 5. Лабораторная диагностика материала от людей и санитарно-гигиенические исследования
    • 5. 6. Мероприятия по профилактике заболевания людей бешенством
    • 5. 7. Специфическая иммунопрофилактика инфекционных болезней
    • 5. 8. Дератизация как неотъемлемая часть санитарноэпидемиологического обеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации в г. Цхинвале
  • Глава 6. Использование специализированных противоэпидемических бригад в зоне ЧС, сопровождающихся гуманитарными кризисами

6.1 Особенности межведомственного взаимодействия СПЭБ при противоэпидемическом обеспечении населения на примере работы в зоне гуманитарной катастрофы, обусловленной вооруженным конфликтом в Республике Южная Осетия.

6.2 Значение модернизации СПЭБ и современный алгоритм их использования в условиях ЧС.

Использование специализированных противоэпидемических бригад для минимизации эпидемических последствий чрезвычайных ситуаций (на примере Республики Южная Осетия, август 2008 г.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В условиях активизации геополитических процессов, сохраняющейся в целом ряде регионов мира социальной напряженности, на фоне не снижающегося уровня стихийных бедствий, а также вследствие трансграничного распространения товаров, химических, биологических веществ, радиоактивных материалов, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения существенно возрастает риск возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в общественном здравоохранении [Онищенко Г. Г., 2007]. Указанные обстоятельства требуют обеспечения готовности служб здравоохранения Российской Федерации к принятию экстренных, адекватных по направленности и объему, скоординированных на межведомственном уровне ответных мер в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одним из элементов этой системы являются специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) противочумных институтов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794).

На саммите стран «Группы восьми» в Санкт-Петербурге в 2006 г. Российская Федерация выступила с инициативой по укреплению глобальной сети предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф. В целях реализации решений саммита и повышения эффективности мероприятий по ликвидации эпидемических последствий ЧС принято распоряжение Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 642 — р, в соответствии с которым выделены значительные финансовые средства для модернизации СПЭБ и инфраструктуры противочумных институтов. В результате исполнения соответствующего приказа (от 20.07.2007 г. № 225) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в настоящее время модернизированные СПЭБ представляют собой мобильные формирования экстренного реагирования, готовые к проведению высокоэффективной профилактической и противоэпидемической работы в зонах ЧС с использованием передовых технологий, в том числе и при гуманитарных кризисах, возникающих в результате вооруженных конфликтов, межэтнических столкновений и т. п.

Возможности СПЭБ при оказании помощи территориальным структурам здравоохранения по предупреждению возникновения эпидемических осложнений ЧС, имевшей все признаки гуманитарной катастрофы, со всей очевидностью были реализованы в зоне грузино-югоосетинского вооруженного конфликта в августе I.

2008 г. В зону бедствия с целью минимизации последствий ЧС была направлена СПЭБ ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора для проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий. В результате проведенной работы удалось не только локализовать и ликвидировать возникшие единичные эпидемические очаги острых кишечных инфекционных болезней, но и предотвратить возможные в сложившихся условиях вспышки этих инфекций и другие осложнения.

Высокая готовность к проведению лабораторной диагностики широкого перечня инфекционных болезней и выполнению санитарно-гигиенических исследований в условиях гуманитарного кризиса, сложность санитарно-эпидемиологической обстановки и необходимость функционировать в первые дни после вооруженного конфликта явились особенностями деятельности СПЭБ ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора в Республике Южная Осетия (РЮО). Это был первый, и пока единственный опыт деятельности модернизированной СПЭБ в подобной ситуации на территории другого государства. Поэтому обобщение и анализ работы СПЭБ в зоне ЧС после вооруженного конфликта в современных условиях с выработкой конкретных предложений, несомненно, актуальны.

Цель исследования: обоснование направлений деятельности специализированных противоэпидемических бригад при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зонах чрезвычайных ситуаций (гуманитарных кризисов) в современных условиях.

Основные задачи исследования:

1. Датьхарактеристику основных направлений противоэпидемической (работы специализированных противоэпидемических формирований в зонах чрезвычайных ситуаций, в том числе гуманитарных кризисов, в современных условиях.

2. Провести ретроспективный анализ санитарно-эпидемиологической обстановки в РЮО на момент завершения вооруженного конфликта с целью обоснования направлений работы СПЭБ в этот период.

3. Проанализировать результаты работы СПЭБ по обеспечению эпидемиологической безопасности населения РЮО в период после вооруженного конфликта.

1 4. Охарактеризовать систему взаимодействия СПЭБ с учреждениями и формированиями других министерств и ведомств при ликвидации последствий ЧС.

5. Обосновать необходимость и оценить результаты модернизации специализированных противоэпидемических бригад на примере работы СПЭБ ФГУЗ СтавНИПЧИРоспотребнадзора в РЮО.

Научная новизна исследований. Впервые обобщен опыт работы современной СПЭБ по обеспечению эпидемиологической безопасности населения в условиях ЧС после вооруженного конфликта.

Разработан алгоритм адекватных действий по минимизации эпидемических последствий ЧС на примере РЮО (август 2008 г.) с определением основных факторов эпидемиологических рисков. Показано, что первоочередной задачей, требующей неотложного решения при гуманитарных катастрофах, является обеспечение местного населения, спасателей, воинских кон-тингентов доброкачественной питьевой водой с целью профилактики инфекционных болезней с фекально-оральным механизмом передачи.

Впервые в условиях конкретной ЧС показана необходимость определения приоритетных направлений санитарно-эпидемиологической разведки, к гГ- V ^^ ** «1 «» «V • г~ * * числу которых в условиях ликвидации последствий грузино-югоосетинского конфликта были отнесены оценка обеспечения питьевой водой и продуктами питания населения и воинских контингентов, способность органов и учреждений здравоохранения и санэпидслужбы к проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий, учет данных ретроспективного анализа заболеваемости инфекционными болезнями с целью принятия управленческих решений и комплексного подхода к проведению превентивных мероприятий.

Показано, что модернизированные СПЭБ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека способны к проведению профилактической и противоэпидемической работы в автономных условиях не только в пределах России, но и за рубежом. При этом бригада способна проводить лабораторную диагностику в отношении широкого круга инфекционных болезней, представляющих наибольшую значимость при ЧС. На первых этапах ликвидации последствий гуманитарной катастрофы СПЭБ может решать практически все задачи по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на пострадавшей территории.

Практическая значимость работы. Диссертационная работа выполнена в рамках плановой НИР ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора «Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций в Северо-Кавказском регионе» (2010 г. — 2012 г.) № ГР 1 201 052 414.

Результаты исследования использованы при разработке следующих нормативно-методических документов:

1. Методические рекомендации «Организация и проведение дератиза-ционных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций с участием СПЭБ» (одобрены ученым советом ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора 28.12.2010 г., протокол № 9 и утверждены Руководителем Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю 17.03.2011 г.).

2. «Методические рекомендации по подготовке и таможенному оформлению имущества специализированных противоэпидемических бригад противочумных учреждений Роспотребнадзора в случае выезда за границу Российской Федерации» (одобрены ученым советом ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора 01.04.20 И г., протокол № 5 и утверждены директором ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора).

Научные и практически значимые результаты работы используются) в лекционном материале для слушателей курсов повышения квалификации по «Программе подготовки личного состава специализированных противоэпидемических бригад для работы в чрезвычайных ситуациях», утвержденной Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Г. Онищенко 25.06.2007 г., а также курсов первичной специализации и усовершенствования врачей и биологов по особо опасным инфекциям, функционирующих при ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Использование современных СПЭБ в условиях гуманитарной катастрофы после вооруженного конфликта обеспечивает стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС и позволяет предотвратить вспышки инфекционных болезней.

2. При чрезвычайных ситуациях после вооруженного конфликта в условиях гуманитарного кризиса имеет место множественность факторов эпидемиологических рисков, что требует комплексного подхода к проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий, важнейшими из которых являются нейтрализация водного пути передачи инфекций и обеспечение населения и временных контингентов качественной питьевой водой.

3. Первоочередными направлениями в деятельности СПЭБ при организации противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС являются ретроспективный анализ санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе и санитарно-эпидемиологическая разведка.

4. Проведенная модернизация СПЭБ позволила повысить эффективность диагностических исследований за счет расширения перечня выявляемых патогенных микроорганизмов, возможности применения комплексного подхода при детекции микроорганизмов, сокращения сроков проведения диагностических и санитарно-гигиенических лабораторных анализов.

Апробация материалов диссертации. Материалы диссертации представлены на следующих научно-практических конференциях: IX межгосударственной научно-практической конференции «Современные технологии в реализации глобальной стратегии борьбы с инфекционными болезнями на территории государств-участников Содружества Независимых Государств» (Волгоград, 2008 г.) — научно-практической конференции «Теоретические основы эпидемиологии, современные эпидемиологическиепрофилактические аспекты инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний» (Санкт-Петербург, 2008 г.) — научно-практической конференции «Современные аспекты эпидемиологического надзора и профилактики особо опасных и при-родно-очаговых болезней» (Иркутск, 2009 г.) — Всероссийской научной конференции «Проблемы современной эпидемиологии. Перспективные средства и методы лабораторной диагностики и профилактики актуальных инфекций» (Санкт-Петербург, 2009 г.) — X межгосударственной научно-практической конференции государств-участников СНГ «Актуальные проблемы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств-участников СНГ» (Ставрополь, 2010 г.) — Третьем съезде военных врачей медико-профилактического профиля вооруженных сил Российской Федерации «Достижения науки и практики в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия вооруженных сил Российской Федерации» (Санкт-Петербург, 2010 г.).

Публикации. Основное содержание диссертации изложено в 12 научных работах, три из которых опубликованы в ведущих периодических изданиях, рекомендованных «Перечнем.» ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 152 страницах компьютерного текста и состоит из введения, обзора литературы, пяти глав собственных исследований, заключения, выводов и списка литературы,.

ВЫВОДЫ.

1. Уникальный опыт практических действий СПЭБ ФГУЗ СтавНИП-ЧИ Роспотребнадзора в условиях ЧС в РЮО после вооруженной агрессии Грузии в 2008 г., которая имела все признаки гуманитарнойкатастрофы, показал, что использование СПЭБ" при оперативном реагировании на кризисные ситуации дляпроведения, прежде всего, профилактических мероприятий существенно минимизирует эпидемические последствия ЧС.

2. Применительно к ситуации в РЮО основными неблагоприятными факторами, требующими принятия неотложных мер, были на первом этапепроблема обеспечения населения, спасателей и воинских контингентов доброкачественной питьевой водой, на втором этапе — локализация и ликвидация возникших эпидемических очагов ОКИ с проведением всего комплекса противоэпидемических мероприятий. При этом важное значение имели организационные меры, направленные на скорейшее восстановление деятельности местной санитарно-эпидемиологической службы.

3. В системе профилактических мероприятий, проводимых СПЭБ в зонах ЧС, первостепенное значение принадлежит санитарно — эпидемиологической разведке, одной из главных целей которой является определение первоочередных направлений работы. Основными задачами группы СЭР в зоне гуманитарной катастрофы в РЮО были быстрая оценка эпидемиологической и санитарно-гигиенической обстановки, определение неотложных направлений действий, сбор эпидемиологических данных для принятия организационных решений по действиям в кризисной ситуации. Особенностями СЭР в условиях завершения вооруженного конфликта были ее немедленное начало по прибытию в зону ЧС (одновременно с развёртыванием лагеря оперативной группировки МЧС России), активное взаимодействие с местным населением и силовыми структурами для обеспечения безопасности работ. <

4. Ретроспективный анализ инфекционной заболеваемости в РЮО имел определяющее значение при организации работы СПЭБ и свидетельствовал о неблагополучной эпидемиологической обстановке по острым кишечным инфекциям и вирусному гепатиту А, в механизме передачи которых ведущее значение принадлежит водному пути. Основной задачей СПЭБ стало проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении названных нозологических форм.

5. При гуманитарных катастрофах отмечается множественность факторов эпидемиологических рисков для пострадавшего населения, что обусловливает необходимость готовности формирований экстренного реагирования к осуществлению мероприятий против широкого спектра инфекционных болезней, с одной стороны, и комплексного подхода к проведению профилактических и противоэпидемических мер с учетом разнообразия путей и факторов передачи инфекционных болезней, с другой. Поэтому в. РЮО основными направлениями деятельности СПЭБ были:

— нейтрализация водного и пищевого путей передачи острых кишечных инфекционных болезней;

— активное выявление и учет оставшегося населения, в т. ч. детей, путем подворных обходов, организация профилактики иммуноуправляемых инфекций;

— сплошная дератизация в г. Цхинвале в отношении грызунов — носителей возбудителей инфекционных болезней, общих для человека и животных;

— мероприятия по профилактике заболевания людей бешенством;

— меры по локализации и ликвидации эпидемических очагов инфекционных болезней;

— информационно — разъяснительная работа среди населения.

6. Эффективность работы СПЭБ определяется тесным взаимодействием на первоначальном этапе с МЧС, с ведомствами, участвующими в проведении спасательных и восстановительных работ, с местным населением с целью проведения первоочередных профилактических и противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС. В дальнейшем по мере восстановления функций местных органов власти, структур здравоохранения активизируется совместная работа с ними для выработки управленческих решений и принятия мер по стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки.

7. Опыт работы модернизированной СПЭБ свидетельствует о том, что проведенное в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации № 642 — р от 21.05.2007 г. переоснащение СПЭБ обеспечивает возможность проведения лабораторной диагностики необходимого перечня инфекционных болезней и санитарно — гигиенических исследований в условиях гуманитарной катастрофы. Оснащение современным оборудованием позволяет ускорить получение результатов микробиологических исследований материала от больных и санитарно-гигиенических анализов проб из объектов окружающей среды и обеспечить возможность комплексного подхода к диагностике инфекционных болезней, что в целом повышает точность результатов, а также обеспечивает своевременное принятие адекватных противоэпидемических ответных мер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный ретроспективный анализ возникновения и развития чрезвычайных ситуаций различного генеза позволил констатировать, что. при сохраняющейся социально — экономической напряженности в целом ряде регионов на фоне не снижающегося уровня стихийных бедствий возрастает вероятность возникновения кризисных ситуаций в общественном здравоохранении, обычно сопровождающих природные и антропогенные катастрофы. Осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки в виде повышения уровня инфекционной заболеваемости, вспышек и даже эпидемий являются, как правило, следствием действия многих факторов, сопровождающих чрезвычайные ситуации. Анализ рассмотренных материалов свидетельствует о том, что именно при гуманитарных катастрофах (военных и межэтнических конфликтах) существует реальная угроза возникновения тяжелых эпидемических последствий, обусловленных суммарным воздействием ряда неблагоприятных факторов на пострадавшее население. В этот момент происходят активизация старых и возникновение новых эпидемиологических рисков!

Накопленный опыт свидетельствует о том, что от скорости и качества оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического. благополучия населения в полной мере зависит минимизация эпидемических последствий самой катастрофы. Поэтому в зонах катастроф на первый план выходят организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения. Одним из элементов готовности служб здравоохранения Российской Федерации к принятию экстренных, адекватных по направленности и объему, скоординированных на межведомственном уровне ответных мер биологическим угрозам является тактика применения специализированных противоэпидемических бригад противочумных институтовФедеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Онищенко Г. Г. с соавт., 2008]. С момента своего создания (1963 г.) СПЭБ положительно зарекомендовали себя при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера и масштаба, возникавших на территории страны. Имеются сведения об участии специалистов СПЭБ в 117 подобных эпизодах [Старшинов В.А., 2009].

Важное значение имеет опыт СПЭБ ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнад-зора, неоднократно принимавшей участие в ликвидации эпидемических последствий гуманитарных кризисов во время и после военных действийосетино-ингушский межэтнический конфликт в 1992 г., боевые действия в Чеченской республике в 1995 г., контртеррористические операции в Чеченской республике в 1999 г. — 2000 г. и в Республике Ингушетия с небольшими перерывами с 1992 г. по 2001 г.

Возможности СПЭБ по оказанию помощи территориальным структурам здравоохранения в предупреждении возникновения эпидемических осложнений ЧС, имевшей все признаки гуманитарной катастрофы, со всей очевидностью были реализованы в зоне грузино-югоосетинского вооруженного конфликта в августе 2008 г. В зону бедствия для проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий была направлена СПЭБ ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора, которая прибыла в г. Цхинвал 11.08.2008 г.

Ретроспективный анализ ситуации в РЮО, а также данные санитарно — эпидемиологической разведки в г. Цхинвале позволили прийти к заключению, что эпидемиологическая обстановка по ряду острых кишечных и при-родно-очаговых инфекционных болезней к моменту вооруженного конфликта была неблагополучной.

В структуре заболеваемости ОКИ лидировали острые кишечные инфекции неустановленной этиологии и вирусный гепатит А. Показатели заболеваемости ОКИ неустановленной этиологии варьировали в пределах от 76,1 до 262,2 на 100 тыс. населения. При исследовании материала от больных ОКИ в 90% случаев этиология заболевания не устанавливалась. В архивах Комитета ЮгОсетпотребнадзора имелись данные только о вспышечной заболеваемости в группах ОКИ. Так, эпидемические осложнения в виде вспышек регистрировались в 1988 г. (брюшной тиф), в 1989 г. (шигеллезы), в 1992 г. (ОКИ неустановленной этиологии), в 1996 г. (вирусный гепатит А), в 1997 г. (вирусный гепатит А), в 2003 г. (ОКИ неустановленной этиологии), в 2006 г. (ОКИ неустановленной этиологии и вирусный гепатит А) и в 2007 г. (ОКИ неустановленной этиологии и вирусный гепатит А).

Анализ данных, имеющихся в Комитете ЮгОсетпотребнадзора, свидетельствовал о ведущей роли водного пути передачи возбудителей инфекционных болезней в генезе перечисленных эпидемических осложнений. Причиной этого явились частые нарушения режима хлорирования, а также многочисленные техногенные чрезвычайные ситуации (аварии на водозаборных сооружениях, резервуарах чистой воды, водоводах и ветхих водопроводных сетях).

В первый день работы СПЭБ после быстрой оценки состояния систем жизнеобеспечения населения стало очевидным, что основным неблагоприятным фактором в РЮО, требующим принятия неотложных мер, на начальном этапе действий по минимизации эпидемических последствий ЧС является проблема обеспечения населения, спасателей и воинских контингентов доброкачественной питьевой водой. Ситуация с водоснабжением населения г. Цхинвала усугублялась длительным отсутствием водопроводной воды, из-за прекращения подачи воды в город по магистральному водоводу с июля 2008 г.

Единственным источником водоснабжения населения, оперативной группировки МЧС и воинских частей оставались подземные источники водоснабжения, представленные двумя скважинами. В кратчайшие сроки было налажено обеззараживание воды из нецентрализованных источников питьевой воды. Остро стал вопрос о восстановлении и запуске системы централизованного водоснабжения. Эта первоочередная задача была успешно решена. В результате были обеспечены не только обеззараживание воды и контроль ее качества по микробиологическим показателям и содержанию остаточного хлора, но и был предложен ряд технических решений по запуску системы централизованного водоснабжения и оптимизации подачи хлорированной воды в г. Цхинвал.

Одной из главных задач СПЭБ явилось обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики по острым кишечным инфекциям. Для исключения водного пути передачи ОКИ был проведен комплекс организационных и практических мероприятий по восстановлению системы водоснабжения. В отношении пищевого пути передачи острых кишечных инфекционных болезней постоянно выполнялся санитарно-гигиенический контроль за пунктами питания населения и воинских контингентов. Проводились обследования предприятий общественного питания и пищевой промышленности, а также продуктовых магазинов и рынка. Важным направлением работы была организация контроля качества гуманитарной помощи, в первую очередь продуктов питания, поступавших в республику в большом количестве. По выявленным фактам нарушения сроков и условий хранения продуктов питания давались соответствующие рекомендации. Кроме того, определялся перечень продуктов для первоочередной раздачи населению (с истекающими сроками годности, печенье в картонной таре и др.). Эта работа продолжалась по мере поступления гуманитарной помощи.

В последующем были приняты меры по локализации и ликвидации возникших эпидемических очагов ОКИ. В период работы СПЭБ в инфекционном отделении Республиканской клинической больницы были зарегистрированы 32 больных острыми кишечными инфекциями. От 11 больных выделены штаммы шигелл. Кроме того, шигеллы изолированы от семи человек, контактировавших с больными в очагах. Среди военнослужащих были выявлены пять лабораторно подтвержденных случаев заболевания ши-геллезами, и четыре бактерионосителя, а среди жителей г. Цхинвала были зарегистрированы шесть больных и три бактерионосителя. Мероприятия в эпидемических очагах включали эпидемиологическое расследование, бактериологическое обследование контактных, медицинское наблюдение за ними, а также текущую и заключительную дезинфекцию.

В период работы СПЭБ под эпидемиологическим наблюдением в РЮО находились все важные с точки зрения санитарно-эпидемиологического благополучия населения объекты (всего 78). Специалистами СПЭБ были выполнены 780 различных анализов с целью контроля инфекционной заболеваемости населения г. Цхинвала и личного состава воинских формирований, мониторинга качества воды централизованного и нецентрализованного водоснабжения и воды открытых водоемов на наличие патогенной микрофлоры. За время работы СПЭБ были обследованы на семейство Enterobacte-riaceae 40 работников пищеблоков, четыре человека, работающих на водо-раздаточных пунктах, 32 больных с дисфункцией кишечника. Штаммы ши-гелл обнаружены у 18 человек: у 14 из них выделены S. sonnei 1,11, у четверых — S. flexneri Ib.

Всего исследованы по микробиологическим показателям 279'проб воды из объектов централизованного и нецентрализованного водоснабжения. Впервые санитарно-микробиологические анализы питьевой воды проводились в СПЭБ на микробном анализаторе «БакТрак». Исследованы 57 проб воды из городского пруда, р. Большая Лиахва и канала. Из воды пруда выделен штамм Vibrio cholerae поп Ol/Ol39, что свидетельствовало о необходимости настороженности в отношении холеры.

Для оценки санитарного состояния объектов общественного питания (пищеблоков МЧС, столовой «Спецстроя России», столовой миротворческих сил, продуктовых магазинов) лаборатория СПЭБ исследовала 161 смыв с объектов окружающей среды на обсемененность их бактериями группы кишечной палочки. При этом в 17% проб обнаружена Е. coli. Методом ПЦР на туляремию, псевдотуберкулез и кишечный иерсиниоз исследовали 18 проб суспензий внутренних органов грызунов, отловленных в поле и в домах г. Цхинвала в ходе эпизоотологического обследования. При этом были получены отрицательные результаты.

— Ч) «„Г"*“,» «.

Специалисты бакотделеиия СПЭБ в процессе решения организационных вопросов передавали опыт практической работы специалистам Комитета ЮгОсетпотребнадзора, подключавшимсяк работе по мере возвращения-из мест эвакуации, при выполнении комплексных анализов по выявлению возбудителей острых кишечных инфекций, включая холеру, по санитарно-микробиологическому контролю качества воды централизованного и нецентрализованного водоснабжения.

Были осуществлены мероприятия по профилактике не только кишечных, но и некоторых других инфекционных болезней, актуальных для РЮО, в частности, бешенства. Отмечались многочисленные обращения жителей Цхинвальского и Джавского районов по поводу нападения и укусов волками и бродячими собаками. У одного убитого волка, искусавшего двух человек, был выявлен антиген вируса бешенства. В ходе проведения мероприятий по профилактике бешенства специалисты СПЭБ и Комитета ЮгОсетпотребнадзора подготовили и представили на рассмотрение проект постановленияг правительства РЮО «О мероприятиях по профилактике бешенства в РЮО на 2008;2009 гг.» с приложением «Правила содержания собак, кошек и других животных в населенных пунктах». Постановление было утверждено и принято к исполнению. В результате удалось стабилизировать ситуацию с безнадзорными животными в г. Цхинвале и не допустить эпидемических осложнений по этой опасной инфекции.

С целью активного выявления инфекционных больных и учета детского населения, подлежащего иммунопрофилактике, было организовано проведение подворных обходов всего жилого фонда г. Цхинвала. Были опрошены 10 079 человек, проживающих в городе на момент проведения подворных обходов. В это время в городе находились 242 ребенка, подлежащих иммунопрофилактике, из них 37 в возрасте до одного года. Больные с подозрением на инфекционные болезни не выявлялись.

Одним из важных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Цхинвала явилась экстренная дератизация, показаниями к проведению которой были высокая численность синантропных грызунов. Объективные данные о высокой численности грызунов были получены уже в первые дни работы СПЭБ. Визуальные и линейные методы учёта численности грызунов, проведенные зоопаразитологическим подразделением СПЭБ, показали практически 100% заселённость жилого сектора крысами и мышами с численностью от 3 до 5 баллов по пятибалльной шкале определения численности крыс. Экстренная дератизация в г. Цхинвале в условиях чрезвычайной ситуации была проведена в течение пяти дней, благодаря имевшемуся опыту проведения подобных мероприятий, четкому ежедневному планированию работ, рациональному распределению сил СПЭБ и прикомандированной к ней дератизационной бригады ФГУЗ «Дезинфекционная станция» из PCOАлания, а также помощи местных жителей. Представленный алгоритм проведения сплошной дератизации, как составной части противоэпидемических мероприятий в условиях гуманитарного кризиса, может быть использован при работе СПЭБ и других формирований Роспотребнадзора для решения аналогичных задач.

Работа СПЭБ осуществлялась по многим направлениям, носила комплексный характер и при решении целого ряда задач выполнялась в тесном взаимодействии с санитарно-эпидемиологической службой Республики Северная Осетия — Алания.

При этом важными оставались организационные меры, направленные на скорейшее восстановление и укрепление деятельности местной системы Госсанэпиднадзора. Мероприятия, проведенные СПЭБ ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора, Управлением Роспотребнадзора по РСО-Алания под руководством Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, позволили в критический для Республики Южная Осетия период поддержать кадровый состав, восполнить и укрепить материально-техническую и лабораторную базу Комитета ЮгОсетпотреб надзора для проведения всего комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Деятельность СПЭБ в зоне гуманитарного кризиса осуществлялась во взаимодействии с оперативной группировкой МЧС Российской Федерации, со всеми заинтересованными службами, местными органами здравоохранения и воинскими контингентами, находящимися в зоне гуманитарного кризиса. По всем ключевым вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и военнослужащих принимались адекватные обстановке меры.

Проведенное переоснащение СПЭБ в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации № 642 — р от 21.05.2007 г.- и регламента (стандарта) деятельности (приказ Роспотребнадзора № 330 от 22.11.2007 г. «О регламенте функционирования СПЭБ») обеспечили проведение профилактических и противоэпидемических ответных мер возникающим биологическим угрозам. Возросла возможность лабораторной диагностики актуальных в зоне ЧС инфекционных болезней (25 нозологических форм) и проведения санитарно — гигиенических исследований в условиях гуманитарной катастрофы. Оснащение современным оборудованием позволило ускорить получение результатов микробиологических исследований материала от больных (до 12 часов) и санитарно-гигиенических анализов объектов окружающей среды (воды) (до 15−18 часов) и обеспечило возможность комплексного подхода к диагностике инфекционных болезней. Модернизированная СПЭБ стала действенным инструментом в системе экстренного реагирования на ЧС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании изложенного можно сделать заключение о том, что основная задача специализированной противоэпидемической бригады ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора по обеспечению всего комплекса профилактических, а в последующем и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных болезней, в условиях значительно ослабленной, а в первые семь дней практически отсутствующей санитарно-эпидемиологической службы Республики Южная Осетия, в послевоенный период была выполнена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.М. Тактика и методика проведения дератизации в г. Грозный / Б. М. Асваров, С. М. Хасаев // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 1996. — № 3. — Приложение. — С. 109 — 110.
  2. Бактериологическое обеспечение противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях / Ю. М. Евченко и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. — 1996. — № 3. — Приложение.-С. 49−53.
  3. Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности): Санитарные правила СП 1.3.21 285−03 // Бюллетень нормат. и метод, документов Госсанэпиднадзора. — М., 2003. Вып. 3(13). — С. 61 -144.
  4. Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности и гельминтами: СП 1.2.7.731 99. — М., 2000. — 94 с.
  5. , В.Д. Качество и эффективность противоэпидемических мероприятий / В. Д. Беляков, A.A. Дегтярев, Ю. Г. Иванников. Л.: Медицина, 1981.-303 с.
  6. Бешенство: Санитарные правила СП 3.1.096 — 96- Ветеринарные правила 13.3.1103 — 96 // Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных: сборник санитарных и ветеринарных правил. М., 1996. — С. 202 — 209.
  7. Бруцеллез: Санитарные правила СП 3.1.085 96- Ветеринарные правила 13.3.1302 — 96 // Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных: сборник санитарных и ветеринарных правил. М., 1996. — С. 20 — 46.
  8. Восстановление и контроль централизованного и нецентрализованного водоснабжения в г. Цхинвал после вооруженного конфликта / А. Н. Куличенко и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2009. — № 6. — С. 65 — 68.
  9. Вспышка брюшного тифа в Чеченской республике в 2000 г. Эпидемиологическая характеристика / Г. М. Грижебовский и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. — 2001. № 6. — Приложение. — С. 45 — 47.
  10. Вспышка дифтерии в отдельном районе Чеченской республики / Ю. М. Евченко и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 1996. — № 3. — Приложение. — С. 85 — 87.
  11. Вспышка полиомиелита в Чеченской республике в 1995 г. / Г. Г. Онищенко и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. — 1996. № 3. — Приложение. — С. 5 — 8.
  12. Вспышки брюшного тифа в Республике Таджикистан / Х.К. Ра-фиев и др. // Эпидемиология и инфекционные болезни — 2003. — № 2. — С. 9 11.
  13. География Южной Осетии. — 2008. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  14. Гигиенические требования к безопасности и ценности пищевых продуктов: СанПиН 2.3.2.1078 -01. -М., 2002. 168 с.
  15. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников: СанПиН 2.1.4.1075 02. -М., 2003.-32 с.
  16. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества: СанПиН 2.1.4. 1076 — 01.-М., 2001.-28 с.
  17. Гигиенические требования к охране поверхностных вод: СанПиН 2.1.5.980 00. — М., 2000. — 11 с.
  18. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения: СП 2.1.5.1059 01. — М., 2001. — 8 с.
  19. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных учреждений: СанПиН 2.1.3.1375−03.-М., 2003.-23 с.
  20. , М.П. Опыт проведения дератизационных работ в условиях экстремальной обстановки / М. П. Григорьев, Г. М. Грижебовский, Ю. М. Евченко // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2001. — № 6. — Приложение. — С. 84 — 85.
  21. Дератизация как составная часть санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций / М. П. Григорьев и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. — 2009. — № 6. — С. 62 65.
  22. , А.И. Экологические предпосылки чрезвычайных ситуаций с эпидемиологическими последствиями / А. И. Дятлов, Г. М. Грижебовский // Медицина катастроф. 1999. — № 4 (28). — С. 45 — 46.
  23. , В.И. Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт 50 лет / В. И. Ефременко, А. И. Дятлов, И. Ф. Таран.- Ставрополь, 2002. 336 с.
  24. Значение внештатных формирований противочумных учреждений в обеспечении эпидемиологического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций на Северном Кавказе / В. И. Ефременко и др. // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2003. — № 2. — С. 16 — 19.
  25. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения: СанПин 2.1.4.1110 02. — М., 2003. — 24 с.
  26. , Ф.И. Эпизоотологическая и эпидемиологическая ситуация по бруцеллезу в новых условиях ведения животноводства в Азербайджане / Ф. И. Исмаилова // Проблемы особо опасных инфекций. Саратов, 2003. — Вып. 1(87). — С. 22 — 24.
  27. Использование метода измерения электрического сопротивления (импенданса) для санитарно-бактериологического исследования объектов окружающей среды: методические рекомендации. М., 2005. — 12 с.
  28. , Е.П. Некоторые аспекты эпидемиологии в чрезвычайных ситуациях / Е. П. Ковалёва, А. А. Шапошников // Медицина катастроф. -1994. № 3−4 (7−8). — С. 42 — 48.
  29. , Т.Г. Эпидемиологическая география сибирской язвы в Грузии: автореферат дис.. кандидата мед. наук / Т. Г. Кухалашвили.- Москва, 1974. 16 с.
  30. Лабораторная диагностика холеры: методические указания МУК 4.2.2218 07. — М.: ФЦГиЭ Роспотребнадзора, 2007. — 87 с.
  31. , P.A. Организация обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Буденновска в условиях террористического акта // Медицина катастроф. — 1999. — № 4(28). — С. 51 -52.
  32. Мамед-Заде, Ф.У. К проблеме некоторых зоонозов в Азербайджанской республике и прогноз на ближайшие годы / Ф.У. Мамед-Заде, Ш. Х. Курбанов // Проблемы особо опасных инфекций. — Саратов, 2002. — Вып. 2(84).-С. 20−25.
  33. Международные медико-санитарные правила (2005). Женева: ВОЗ, 2006. — 79 с.
  34. Меры по стабилизации бешенства в Республике Южная Осетия в условиях чрезвычайной ситуации / A.B. Таран и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии, иммунобиологии. 2009. — № 6. — С. 54 — 57.
  35. Методические рекомендации по организации первоочередного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. — М.: ВНИИ ГОСЧ, 1998. 25 с.
  36. Методические указания по борьбе с грызунами в населенных пунктах от 16.10.1981 г. № 28 6/5. -М., 1982. — 15 с.
  37. Методические указания по обнаружению возбудителей бактериальных инфекций в воде: МУ МЗ СССР от 28.05.1980 г. М., 1980. — 9 с.
  38. Методические указания по организации и проведению разведки для оценки медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. — М., 1997. 14 с.
  39. Методические указания по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами: МУ МЗ СССР № 2657 от 31.12.1982 г. -М., 1983. 13 с.
  40. Методы санитарно-микробиологического анализа питьевой воды: МУК 4.2.671 97.-М., 1997.- 16 с.
  41. Миграция населения и заболеваемость малярией в Республике Таджикистан / Х. К. Рафиев и др. // Эпидемиология и инфекционные болезни.-2004.-№ 3. С. 19−21.
  42. О бактериологическом контроле хозяйственно-питьевого водоснабжения населения в г. Грозный в 1995 г. / Ю. М. Евченко и др. // Журн. микробиол. — 1996. — № 3. Приложение. — С. 57 — 59.
  43. О некоторых направлениях санитарно-эпидемиологической разведки в условиях чрезвычайных ситуаций на Кавказе, сопровождающихся гуманитарными кризисами / Г. М. Грижебовский и др. // Журнал инфекционной патологии. 2009. — Т. 16, № 3. — С. 94 — 95.
  44. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Ингушетия / Г. Г. Онищенко и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2001. — № 6. — Приложение. — С. 27 — 31.
  45. Обеспечение эпидемиологической безопасности населения Юга России при чрезвычайных ситуациях / Г. М. Грижебовский и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. — 2009. — № 6. — С. 36 -40.
  46. , А.Ш. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения Республики Дагестан в условиях чрезвычайных ситуаций: дис.. канд. мед. наук / А. Ш. Омаров. — Махачкала, 2006. 184 с.
  47. , Г. Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения при наводнении в Южном федеральном округе России / Г. Г. Онищенко, В. И. Ефременко, Г. Д. Брюханова. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. — 249 с.
  48. , Г. Г. Организация противоэпидемического обеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации / Г. Г. Онищенко, А. Н. Куличенко, Г. М. Грижебовский // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2009. — № 6. — С. 22 — 27.
  49. , F.F. Проблемы- эпидемиологической безопасности в регионе Южного федерального округа России / F.F. Онищенко- F. M: Грижебовский, В: И: Евременко- -М*гГОУ ВУНМЦМЗФФ, 2003. 446 с.
  50. , Г. Г. Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике / F.F. Онищенко, В. И. Ефременко, Г. М. Грижебовский. — Ставрополь, 1996. 256 с.
  51. , Г. Г. Противоэпидемическое обеспечение населения Республики Южная Осетия в период ликвидации последствий вооруженного конфликта / Г. Г. Онищенко, А. Н. Куличенко, Г. М. Грижебовский. -Ставрополь, 2009. 194 с.
  52. Опыт работы аналитической группы специализированной противоэпидемической бригады / В. М. Мезенцев и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 1996. — № 3. — Приложение. — С. 112−114.
  53. Опыт работы эпидгруппы СПЭБ в лагере беженцев / В.Л. Семи-отрочев и др. // Актуальные вопросы эпидемиологии, профилактики и диагностики особо опасных инфекций: тез. докл. итоговой науч. практ. конф. -Ставрополь, 1989.-ЧастьII.-С. 61−62.
  54. Опыт работы эпидемиологических групп Ставропольского научно — исследовательского противочумного института в Республике Ингушетия / К. В. Шенетц и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии, иммунобиологии.-1996.-№ 3.-Приложение.-С. 119- 122.
  55. Организация и проведение работы специализированными противоэпидемическими бригадами в чрезвычайных ситуациях: методические указания 3.1.957−00. -М., 2000. 53 с.
  56. Организация работы при исследовании методом ПЦР материала, инфицированного патогенными биологическими объектами Ш-1У групп па-тогенности: методические указания 1.3.1888 04. — М., 2004. — 11 с.
  57. Организация работы при исследованиях' методом ПЦР материала, инфицированного микроорганизмами 1-П групп патогенности: методические указания 1.3.1794 03. — М., 2004. — 3 8 с.
  58. Организация службы Госсанэпиднадзора в период чрезвычайной обстановки в северных районах Чеченской республики / Г. Г. Онищенко и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. — 2001. — № 6. Приложение. — С. 15 — 19. I
  59. Организация службы санэпиднадзора в Надтеречном районе Чеченской республики в период экстремальной ситуации (1992−1995) / Е. Н. Беляев и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 1996. — № 3. — Приложение. — С. 35 — 39.
  60. Основные итоги бактериологической работы специализированной противоэпидемической бригады Ставропольского научно-исследовательского противочумного института / А. Ф. Брюханов и др. //
  61. Основные направления противоэпидемической работы при чрезвычайных ситуациях / А. Д. Царегородцев и др. // Журнал микробио1. .логии, эпидемиологии, иммунобиологии. — 1996. № 3. — Приложение. — С. 14−18.
  62. Отлов, учет и прогноз численности мелких млекопитающих и птиц в природных очагах инфекций: методические указания 3.1.1029 — 01. — М., 2001.-50 с.
  63. , B.G. Из опыта организации противоэпидемической работы при катастрофах / B.G. Перепелкин, В. Ф. Колков // Военно медицинский журнал. — 1990. — № 4. — С., 56- 59.
  64. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 г. № 11 «О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера».
  65. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.08.2007 г. № 53 «Об усилении мероприятий по борьбе с бешенством в Российской Федерации».
  66. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  67. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
  68. Приказ Минздрава России от 07.10.1992 г. № 268 «О порядке представления информации о чрезвычайных ситуациях».
  69. Приказ Минздрава России от 23.04.2002 г. № 131 «Об утверждении инструкции о заполнении учетных форм службы медицины катастроф».
  70. Приказ Минздрава Российской Федерации от 27.07.2001 г. № 229 «О национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показаниям».
  71. Приказ Минздрава Российской Федерации от 30.10.2000 г. № 385 «Об оказании медико-санитарной помощи населению Чеченской республики в лагерях для вынужденных переселенцев»
  72. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.10.2007 г. № 673 «О внесении изменений и дополнений в приказ Минздрава России от 27.07.2001 г. № 229 «О национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показаниям».
  73. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.04.2005 г. № 376 «О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера».
  74. Приказ Роспотребнадзора от 17.03.2008 г. № 88 «О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней».
  75. Приказ Роспотребнадзора от 20.07.2007 г. № 225 «О совершенчствовании организации работы специализированных противоэпидемических бригад, сформированных на базе ФГУЗ «Научно-исследовательский противочумный институт» Роспотребнадзора».
  76. Приказ Роспотребнадзора от 22.11.2007 г. № 330 «О регламенте функционирования СПЭБ».
  77. Применение статистических методов в эпидемиологическом анализе / Савилов Е. Д. и др. М.: МЕД пресс-информ, 2004. — 112 с.
  78. Противоэпидемическое обеспечение населения «в Республике Дагестан в период антитеррористической операции / Э. Я. Омариева и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. — 2001. — №.6. Приложение. — С. 21 — 24.
  79. Профилактика острых кишечных инфекций: СП 3.1.1.1117 — 02. -М., 2002.-31 с.
  80. Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой: СП 3.1.1086 — 02. М., 2002. — 31 с.
  81. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 642 р.
  82. , Х.К. Санитарно-эпидемическая роль воды в распространении кишечных инфекций в Республики Таджикистан / Х. К. Рафиев, В. Е. Нестеренко, Н. Б. Лукьянов // Эпидемиология и инфекционные болезни. -2003.-№ 4-С. 12−14.
  83. Реализация плана действий по санитарно-противоэпидемическому обеспечению населения Республики Южная Осетия / Т. М. Бутаев и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2009 — № 6. — С. 43 — 45.
  84. Риски возникновения чрезвычайных эпидемических ситуаций на Северном Кавказе / О. В. Малецкая и др. // Журнал инфекционной патологии. 2009. — Т. 16, № 3. — С. 144 — 145.
  85. Роль специализированных противоэпидемических бригад и эпи-дгрупп в противоэпидемическом обеспечении населения Чеченской республики / Г. Г. Онищенко и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. — 1996. — № 3. — Приложение. — С. 27 31.
  86. Санитарная охрана территории Российской Федерации: СП 3.4.2318 08. — М., 2008. — 43 с.
  87. Санитарная охрана территории Юга России: современные проблемы / А. Н. Куличенко и др. // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2008. — № 2 (22). — Ч. I. — С. 41 — 42.
  88. Санитарно — противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Руководство / Г. Г. Онищенко и др. М.: МП «Гигиена», 2006. — 544 с.
  89. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации: СП 3.5.3.1129 02. -М., 2002. — 10 с.
  90. Санитарный контроль в области гигиены питания в г. Грозный в чрезвычайной ситуации / В. А. Петров и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 1996. — № 3. — Приложение. — С. 53 -56.
  91. Сибирская язва: Санитарные правила 3.1.089 96- Ветеринарные правила 13.3.1103 — 96 // Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных: сборник санитарных и ветеринарных правил. — М., 1996. — С. 102 — 115.
  92. Специализированные противоэпидемические бригады, (СПЭБ): опыт работы и тактика применения в современных условиях / Г. Г. Онищен-ко и др. // Проблемы особо опасных инфекций. — Саратов, 2008. — № 4. — С. 5−14.
  93. Сравнительная характеристика штаммов Vibrio cholerae Ol, выделенных из поверхностных водоемов г. Грозный в 1995 и, 2000 гг.7 Г. М. Грижебовский и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2001. — № 6. — Приложение. — С. 48 — 50.
  94. , В.А. Совершенствование работы специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) в условиях изменения конъюнктуры чрезвычайных ситуаций: дис.. канд. мед. наук / В. А. Старшинов — Саратов, 2009. 139 с.
  95. , В.М. Опыт организации медицинской-помощи населению в условиях, чрезвычайной ситуации / В. М. Степанов, П. Я. Огневский // Журнал микробиологии, эпидемиологии, иммунобиологии — 1994. — № 5. -С. 117−118.
  96. , О.Ю. Гуманитарные аспекты и последствия^ конфликтов в Южной-Осетии и Абхазии / О. Ю. Сундарова, Ю. С. Леонов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2008. — № 15 (300). — 6 с.
  97. Туляремия: Санитарные правила СП 3.1.097 96, ВП13.3.1103 -96 // Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных: сборник санитарных и ветеринарных правил. — М., 1996. — С. 214−225.
  98. .Л. Риск в эпидемиологии. — М.: Практическая медицина, 2007. 476 с.
  99. Чрезвычайные ситуации, осложняющие эпидемиологическую обстановку / О. В. Малецкая и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2009 — № 6. — С. 27 — 32.
  100. Эпидемиологический надзор в зонах землетрясений и наводнений (Пособие для врачей) / А. А. Шапошников и др. — М.: ВЦМК «Защита», 2000. 33 с.
  101. Эпидемия холеры в 1994 г. в Чеченской республике / Г. М. Гри-жебовский и др. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. — 1996. № 3. — Приложение. — С. 66 — 69.
  102. Юго-Осетинская автономная область // Большая Советская энциклопедия / ред. A.M. Прохоров. — М.: «Советская энциклопедия», 1978. -Т. 30.-С. 996- 1002.
  103. Южная Осетия. Хроника конфликта, документы и свидетельства. 2004. — Режим доступа: http://www.matepick.nl/
  104. Южная Осетия: цель — самообеспечение. 2008. — Режим доступа: http://www.iamik.ru/
  105. Brussin, S. The communicable disease surveillance system in the Kosovar refugee camps in the former Ugoslav Republic of Makcedonia, april — august 1999 / S. Brussin // J. Epidemiol. Community Health. 2000. — Vol. 54, № 1. — P. 52−57.
  106. CE DAT: A Database on the Human Impact of Complex Emergencies, last accepted May 15, 2005. — Режим доступа: http://www.cred.be./cedat/index/htm.
  107. Cholera in 1994. Part 1 // Wkly Epidemiol Rec. 1995. — Vol. 70, № 28.-P. 201 -208.
  108. Cholera, 2000 // Wkly Epidemiol. Rec. 2001. — Vol. 76, № 31. — P. 233 -235.
  109. Cholera, Chad update // Wkly Epidemiol. Rec. — 2004. — Vol. 79, № 40.-P. 357.
  110. Cholera, Liberia update // Wkly Epidemiol. Rec. — 2003. — Vol. 78, f36.-P. 313 -314.
  111. Cholera, Somalia // Wkly Epidemiol. Rec. 1997. — Vol. 72, № 18. -P. 120.
  112. Cholera, Zair // Wkly Epidemiol. Rec. 1997. — Vol. 72, № 16. — P.113.
  113. Communicable diseases in complex emergencies: impact and challenges / M.A. Connolly et al. // Lancet. 2004. — Vol. 364, № 9449. — P. 1974 -1983.
  114. Connolly M.A. Communicable diseases control in emergencies. A field manual. Geneve, WHO, 2002. — 293 p.
  115. Darfur humanitarian crisis // Action against infections. 2004. — Vol. 4(5). — Sem. — P. 1.
  116. Diphtheria, Afganistan // Wkly Epidemiol. Rec. 2003. — Vol.78, № 36.-P. 314.
  117. Epidemie de typhus exantimating in Burundi / J.-B. Ndikokubwayo et al. // Med. Trop. 1998. — № 2. — P. 58 — 59.
  118. Hepatitis E, Chad update // Wkly Epidemiol. Rec. — 2004. — Vol. 79, № 40.-P. 357−358.
  119. Lechat, M.F. The epidemiology of health effects of disasters / M.F. Lechat // Epidemiol. Rev. 1990. — Vol. 12, № 2. — P. 192 — 198.
  120. Leishmaniosis, Pakistan // Wkly Epidemiol. Rec. 2002. — Vol.3, № 12.-P. 17.
  121. Lessons learned from complex emergencies over past decade / P. Sa-lama et al. // Lancet. 2004. — Vol. 364, № 94 477. — P. 1801 — 1813.
  122. Meek, S. Malaria in emergency situations / S. Meek, M. Rowland // World Health. 1998. — № 3. — P. 22−23.
  123. Meningococcal Disease, Chad update // Wkly Epidemiol. Rec. — 2005. — Vol. 80, № 5. — P. 42.
  124. Occurrence and overlap of natural disasters, complex emergencies and epidemics during the past decade (1995−2004) / P.B. Spiegel et al. 2007.- 9 p. Режим доступа: http://www.connfictand health/com/content/1/½/
  125. Paguet, C. Control of infectious diseases in refugee and displaced populations in developing countries / C. Paguet, B. Hanguet // Bull. Inst. Pasteur.- 1998. Vol. 96, № 3. — P. 3 — 14.
  126. Plague in Malawi // Wkly Epidemiol. Rec. 1997. — Vol.72, № 45. -P. 375.
  127. Prevention of measles death in Darfur, Sudan // Wkly Epidemiol. Rec. 2004. — Vol. 79, № 38. — P. 344 — 348.
  128. Program USD. Uppsala Conflict Database- accessed May 15, 2005. -http://www.pcr.uu.se/database/.
  129. Roffey, R. EU Russian partnership to reduce bio-threats and fight disease outbreaks. — 2008. — Режим доступа: http://www2.foi.se/rapp/foir2493.pdf, 102 р/
  130. Shigella, Central African Republic // Wkly Epidemiol. Rec. 2003. -Vol.78, № 37.-P. 390.
  131. Slim, H. The continuing metamorphosis of the humanitarian practitioner- some colours for an endangered chameleon / H. Slim // Disasters. 1995. -Vol. 19, № 2.-P. 110−126.
  132. Spiegel, P.B. Differences in world responses to natural disasters and complex emergencies / P.B. Spiegel // JAMA. 2005. — Vol. 293, № 15. — P. 1915−1918.
  133. Syndromic surveillance and Bioterrorism related epidemics / J.W. Buehler et al. // Emerg. Inf. Dis. — 2003. — Vol. 9, № 10. — P. 1197 — 1204.
  134. Syndromic surveillance in Public Health Practice, New York City / R. Hefferman et al. // Emerg. Inf. Dis. 2004. — Vol.10, № 5. — P. 858 — 854.
  135. Tailor, W.K.J. Measles in Vietnamese refuge children in Hong Kong // Epidemiol, and Infect / W.KJ. Tailor. 1999. — Vol. 122, №.3. -P. 441 — 446.
  136. , M.J. Анализ тенденции смертности беженцев в Сомали, Судане, Тайланде / M.J. Toole, R.J. Waldman // Бюллетень ВОЗ. — 1988. — Т. 66,№ 2.-С. 81 -92.
  137. WHO Recommended Surveillance Standards. Geneve, WHO, 1999.- 152 p.
  138. Wisner, B. Environmental health in emergencies and disasters. A practical guide / B. Wisner, J. Adams. — Geneva, WHO, 2005. 275 p.
  139. World Health Organization. Communicable Disease Surveillance and Response- accessed May 15, 2005. Режим доступа: http://www.who.int/csr/don/en.
  140. Yam, W.C. Restriction fragments length polymorphism analysis of Vibrio cholerae strains associated with a cholera outbreak in Hong Kong / W.C. Yam, L.M. Li, N.M. Hon // J. Clin. Microbiol. 1991. — Vol. 29, № 5. — P. 1058 — 1059.
  141. Yellow fever, Liberia // Wkly Epidemiol. Rec. 2004. — Vol.79, № 12.-P. 109.
Заполнить форму текущей работой